Боевая часть 5 корабля. Как всё устроено: Моряк на подводной лодке

Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?

Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.


*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.

К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.

В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.

А дальше вступили в действие законы драматургии: один против шести. Чудес не бывает – шальной японский снаряд пробил обшивку в районе машинного отделения, осколками посекло паропровод. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень.

Сквозь обжигающий пар к месту повреждения паропровода первым подбежал старший инженер-механик Зверев. Схватив попавшийся под руку пробковый матрас, он попытался набросить его на рваную трубу, из которой била смертельная струя перегретого пара. Тщетно – матрас отбросило в сторону. Мгновение на раздумье, чем можно надежно зафиксировать заплатку? – инженер-механик Зверев поднял матрас и бросился на раскаленный паропровод, плотно прижавшись к нему своим телом.

На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.


В.В. Зверев родился в 1865 году в городе Муроме,выпускник Кронштадского морского училища. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный», где ему присвоено звание старший инженер-механик. За свой подвиг посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.

Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…

Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.


Продольный разрез броненосца "Ослябя". Хорошо видно расположение котельных и машинных отделений - в случае быстрой гибели корабля спастись оттуда невозможно.

БЧ-5 - сердце корабля

В наши дни машинно-котельньная команда называется «Электромеханическая боевая часть» или кратко БЧ-5.** Трудно описать заслуги этих моряков, учитывая количество силового и вспомогательного оборудования на современных кораблях ВМФ, десятки километров кабелей и трубопроводов, сотни клапанов и электрощитов.

Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.


Матрос Сережа Перминин


Или подвиг 20-летнего матроса спецтрюмной группы Сергея Преминина с подлодки К-219, погасившего вручную адское ядерное пламя. Опустив все четыре решетки, моряку уже не хватило сил открыть люк реакторного отсека, деформированный от высокой температуры. Он ушел вместе с лодкой на дно Атлантического океана в точке с координатами 31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д.

В октябре 2010 года произошла авария на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота - в машинном отделении прорвало топливную магистраль. Жарко заполыхал трюм, возникла угроза детонации топливных цистерн – 300 человек оказалась в шаге от гибели. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов стремглав бросился в самое пекло, чтобы перекрыть топливопровод. Сгорая заживо он сумел закрутить вентиль. Позже врачи установили: Алдар получил 100% ожег тела. Трудно найти слова утешения родным отважного моряка – они ждали из армии сына, а не звезду Героя.

**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.


[i]

На берегу залива Стрелок, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти Героя России, матроса Алдара Цыденжапова

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ

Обязанности командира электромеханической боевой части .

Повседневные обязанности

ЕЖЕДНЕВНО:

Проверяет нагрузку и посадку корабля, запол­нение доски непотопляемости, наличие неснижаемых запасов, порядок расходования топлива, масла и воды;

Проверяет и подписывает суточный журнал БЧ-5, проверяет заполнение журналов дежурной и вахтенной служб БЧ-5, эксплуатационных журналов главных ме­ханизмов;

Руководит ежедневным осмотром и проворачи­ванием технических средств, при обнаружении неисправ­ностей принимает меры по немедленному их устра­нению;

Принимает доклады о готовности к немед­ленному использованию всех систем и средств борьбы за живучесть корабля;

Устанавливает состав дежурных технических средств на сутки; проверяет содержание машинно-ко­тельных, машинных отделений и других служебных по­мещений БЧ-5;

Контролирует организацию ремонтных работ, выполняемых силами личного состава.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

Руководит еженедельным осмотром технических средств, при обнаружении неисправностей принимает меры к скорейшему их устранению;

Руководит подготовкой к запуску и пуском главных турбинных двигателей и дизелей (в случаях если последние в течение недели не работали);

Анализирует результаты обмеров сопротивления изоляции электрооборудования.

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

Планирует проведение ежемесячного планово-пре­дупредительного осмотра (ППТО) и ремонта (ППР) технических средств и руководит ими;

В период ППТО и ППР контролирует выполнение запланированных регламентных работ (замеры зазо­ров в главных механизмах, опробование предохрани­тельных клапанов и др.);

Проверяет записи результа­тов осмотра и ремонта в соответствующих эксплуата­ционных журналах и формулярах;

По окончании ППТО и ППР руководит приго­товлением и вводом в действие главной энергетиче­ской установки, проверяет исправную работу техниче­ских средств;

Лично проверяет состояние, содержание и учет технических средств, ЗИП и имущества электромеха­нической боевой части; контролирует результаты про­верки переносных противопожарных и водоотливных средств;

Анализирует расход технического ресурса, докладывает свои предложения командиру корабля;

Составляет и отправляет в установленные сроки отчеты по расходу ресурса технических средств и отчеты по топливоиспользованию;

Проводит тренировки личного состава командного пункта электромеханической боевой части по руководству борьбой за живучесть и отработке взаимо­действия с ГКП; - контролирует учет выполнения нор­мативов по специальности и по борьбе за живучесть личным составом БЧ-5.

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 3 МЕСЯЦА:

Принимает участие в работе постоянной корабельной комиссии по осмотру корпуса, систем и устройств, детально проверяет состояние корпуса корабля, водонепроницаемых переборок, второго (внут­реннего) дна, дверей, люков, горловин, средств борьбы за живучесть, аварийно-спасательного имущества, контролирует исправность стационарных систем пожароту­шения и водоотлива;

Организует водолазный осмотр гребных винтов, рулей, забортных отверстий, ниш успокоителей качки, подводной части наружной обшивки корпуса корабля; проверяет

состояние корабельной документации по не­потопляемости, лично заполняет формуляр корпуса, устройств и систем корабля;

Организует проверку состояния кабельных трасс и надежность заземления электрических машин, про­верку манометров котлов по контрольному мано­метру, а также контролирует учет проверки сраба­тывания предохранительных клапанов механизмов и систем;

Организует прием зачетов у всего личного соста­ва БЧ-5 по отработке первичных мероприятий по борь­бе за живучесть.

ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ:

Руководит работами по проверке на герметич­ность отсеков, отдельных помещений, главных водо­непроницаемых переборок;

Контролирует результаты лабораторного анали­за донных проб дизельного топлива из цистерн (для кораблей с ГТЭУ, ДЭУ, ДГТЭУ, ДЭЭУ);

Контролирует выполнение работ по замене масла в подшипниках валопроводов;

Руководит приемом зачетов от всего личного со­става БЧ-5 для допуска к самостоятельному обслужи­ванию заведования, несению ходовой вахты, дежур­ства на якоре, управлению боевым постом, отделением, командой;

Лично принимает зачеты у вахтенных инженеров- механиков и дежурных по БЧ-5 (при участии замести­теля командира соединения по электромеханической части).

ОДИН РАЗ В ГОД:

Планирует проведение навигационного ремонта и руководит им, принимает участие в годовых осмотрах корпуса, систем, устройств и механизмов;

Контролирует работы по освидетельствованию системы ВВД, проверке систем ВСД, цистерн прес­ной воды;

Организует поверку контрольно-измерительных приборов и электрозащитных средств;

Составляет, анализирует и представляет в уста­новленном порядке отчеты по эксплуатации корпуса и технических средств корабля, по топливоиспользованию, по специальной подготовке;

Составляет и направляет в соответствующие довольствующие органы результаты инвентаризации и шинки на пополнение ЗИП, технического и аварийно- спасательного имущества.

Обязанности по обеспечению живучести корабля

Отвечает за поддержание в исправном состоя­нии корпуса корабля, а также общекорабельных систем, кингстонов и клапанов затопления;

Отвечает за постоянную готовность к действию систем и средств, предназначенных для борьбы за живучесть, корабля;

Обеспечивает укомплектованность корабля АСИ;

Отвечает за наличие на корабле положенной документации по непотопляемости;

Дает указания по сохранению водонепроницаемости корпуса, пожарной безопасности, которые обязательны к исполнению всем личным составом корабля; получать доклады от командиров боевых частей и начальников служб о неисправностях корпуса корабля и средств борьбы за живучесть;

Лично дает разрешение на пользование открытым огнем для выполнения ремонтных работ на корабле,

Дает разрешение на открытие горловин с буквой «3»; разрешение на выдачу и использование ключей второго комплекта корабельных помещений согласно их назначению.

По подготовке личного состава

Лично руководит подготовкой командного состава по борьбе за живучесть корабля;

Организует и руководит подготовкой к борьбе за живучесть личного состава БЧ-5 и аварийных партий;

Контролирует подготовку личного состава всех боевых частей и служб к борьбе за живучесть;

Организует легководолазную подготовку;

Отрабатывает варианты борьбы с типовыми тя­желыми случаями повреждений корпуса и технических средств корабля.

В период ремонта:

Участвует в разработке и отработке организа­ционных документов по обеспечению живучести ко­рабля; контролирует весовую нагрузку и остойчивость корабля; отвечает за организацию, учет и контроль вы­полнения взрывопожароопасных работ, контролирует соблюдение мер безопасности при работах с открытым огнем;

Проверяет учет забортной арматуры, находящей­ся в ремонте, и установку равнопрочных заглушек на все забортные отверстия; следит за установкой вре­менных заглушек на отверстия в водонепроницаемых переборках корабля и на фланцах трубопроводов;

Осуществляет контроль за состоянием и готов­ностью к действию корабельных систем и электриче­ских сетей, которые должны постоянно обеспечивать живучесть корабля.

При борьбе за живучесть корабля:

Оценивает состояние корабля при повреждениях, определяет главные направления действий и принимает эффективные меры, обеспечивающие живучесть корабля его ход, управляемость и применение оружия;

Непосредственно руководит действиями всего лич­ного состава корабля и аварийных партий по борьбе с пожарами, за непотопляемость и по борьбе с опасными концентрациями газов, вредных веществ;

Действует самостоятельно, докладывая о принятых мерах командиру корабля, если повреждения не влияют на боеспособность корабля; в соответствии с документацией по восстановлению остойчивости и спрямлению корабля дает указания по выравниванию крена и дифферента корабля;

Отдает приказание об орошении и затоплении погребов с боеприпасами, включении систем объемного химического тушения в энергетические отсеки и керосинохранилища в случаях, не терпящих отлагательств и не позволяющих при создавшейся обстановке полу­чить приказание от командира корабля.

Обязанности по подготовке к плаванию

По подготовке корпуса, систем, устройств:

Руководит подготовкой корпуса, систем и устройств корабля в объеме полугодового или годового осмотра;

Организует водолазный осмотр подводной части корпуса корабля, гребных винтов, рулей, заборных отверстий и других устройств (первый водолазный осмотр производится в начальный период подготовки к плаванию в целях определения необходимого ремонта, и второй - перед выходом в плавание);

Контролирует результаты анализов пресной воды, топлива и масла из расходных и запасных цистерн; при необходимости организует чистку цистерн;

Руководит проверкой готовности к использованию всех систем и средств, предназначенных для борьбы за живучесть корабля;

Контролирует выполнение работ по осмотру и замене протекторов.

По подготовке корабельной энергетической уста­новки:

Руководит регламентными работами по главным и вспомогательным механизмам с учетом их наработки и предстоящего расхода технического ресурса;

Организует полную чистку главных и вспомогательных котлов, испарителей и опреснителей, осмотр трубных досок и протекторной защиты главных и вспо­могательных конденсаторов, проверку топливных форсунок и ремонт топок котлов;

Контролирует выполнение работ по смене масла в механизмах, подшипниках валопроводов (если время плавания превышает срок, оставшийся до смены масла);

Контролирует выполнение работ по чистке всех масляных, топливных, водяных фильтров, а также фильтров системы автоматического регулирования;

Организует проверку контрольно-измерительных приборов и защитных устройств;

Контролирует выполнение осмотра № 2 всего электрооборудования;

Руководит приготовлением и вводом в действие корабельной энергетической установки, настройкой пре­дохранительных и редукционных клапанов, предельных регуляторов, регуляторов систем автоматического ре­гулирования, пультов управления, средств сигнализа­ции и защитных устройств;

На стоянке корабля проверяет в действии все системы борьбы за живучесть, электроэнергетические системы корабля, системы вентиляции и кондициони­рования, холодильные машины.

При контрольном выходе корабля в море:

Проверяет в действии надежность и исправность всех механизмов, систем и устройств при различных режимах работы корабельной энергетической установки;

Проверяет парциальные режимы использования главной энергетической установки, исправность глав­ных и вспомогательных упорных подшипников, тормоз­ных устройств, разобщительных муфт валопроводов;

Определяет на различных режимах работы корабельной энергетической установки соответствие обо­ротов гребных валов скорости корабля, а также рас­ходы топлива (часовой и на милю хода), масла, утечки питательной воды, проверяет производительность испа­рителей и опреснителей;

Принимает участие в проверке готовности к ис­пользованию устройств и средств для приема и пере­дачи на ходу корабля топлива, воды и твердых грузов;

Проверяет подготовленность личного состава к несению ходовой вахты, обслуживанию своих заведований и к борьбе за живучесть на ходу корабля;

принимает участие в проверке физических полей корабля и их соответствия установленным нормам;

Организует устранение недостатков в работе тех­нических средств, выявленных на контрольном выходе, После контрольного выхода на основании указаний, по­лученных от командира корабля на плавание (предполагаемые скорость хода, стоянки, этапы перехода, неснижаемые запасы топлива и т. д.), производит необходимые расчеты и докладывает командиру свои пред­ложения по расходу технического ресурса главных машин, рациональному использованию энергетической установки и режимах ее работы, по возможностям со­кращения расхода топлива и воды, по интервалам между заправками и способам приемки топлива, масла и воды, о необходимости проведения ППТО и ППР в период плавания.

По материально-техническому обеспечению:

Контролирует пополнение до установленных норм ЗИП, инструмента, технического, шкиперского, АСИ, водолазного и химического имущества (комплекты реактивов для корабельных лабораторий, присадок к охлаждающей воде), горючего и смазочных материалов, воды;

Контролирует состояние и готовность к использованию корабельных ремонтных средств: станков с необходимым запасом резцов, сверл, фрез, электро- и газосварочного оборудования, подъемных приспособ­лений (талей, домкратов, рымов, тросов) и другого оборудования;

Контролирует наличие на корабле достаточных запасов ремонтных материалов: ацетилена, кислорода, хладона, эпоксидной смолы; электродов, латунной проволоки, буры, олова, цинка, спирта, ацетона и др; прокладочных материалов (паронита, резины, и картона, кожи и др.) и набивок; стальных, латунных, бронзовых заготовок для токарных работ; листовой стали, меди, свинца и других металлов; заглушек для (трубок котлов, конденсаторов, паропроводов, трубо- проводов; жидкого стекла, бакелита, быстровысыхающего цемента и песка, а также других ремонтных материалов.

По подготовке личного состава:

Определяет состав ходовой вахты с учетом подготовленности по специальности, опыта службы, физической выносливости;

Руководит организацией подготовки всего личного состава БЧ-5 по специальности и борьбе за живучести, при этом с вахтенными инженерами-механиками проводятся групповые упражнения по отработке основных вариантов использования технических средств и руководству борьбой за живучесть; со всеми категориями личного состава проводятся занятия по изучению опыта использования корабельной энергетической установки, корпуса, систем и устройств при плавании в различных климатических условиях, по разбору случаев поломок, характерных неисправностей и отказов технических средств, их причин и мер по предупреждению;

Организует тренировки личного состава БЧ-5 аварийных партий по борьбе за живучесть на специально оборудованных полигонах;I

Совместно с командиром корабля отрабатывав взаимодействие вахтенных офицеров и вахтенных инженеров-механиков по использованию средств движения в различных условиях плавания;

Проводит тренировки личного состава КП электромеханической боевой части по руководству борьбой за живучесть корабля и по взаимодействию с ГКП корабля;

Руководит организацией приема зачетов на допуск к самостоятельному несению ходовой вахты а всех категорий личного состава БЧ-5;

Обязанности по использованию технических средств при плавании в районах с тропическим климатом и при низких температурах наружного воздуха

Командир БЧ-5 руководит использованием корабельной энергетической установки в соответствии с инструкциями и рекомендациями по эксплуатации технических средств при этих условиях плавания.

При плавании в районах с тропическим климате при использовании технических средств учитывает влияние на них высоких температур наружного воздуха (45-50°С), относительной влажности (до 95-98%), и высокой температуры и солености забортной воды, высокого солесодержания морского воздуха, загрязнения морской воды биоорганизмами, солнечной радиации, которые приводят к следующим, характерным особен­ностям работы технических средств: повышению температуры подшипников главных и вспомогательных механизмов, электрических машин и валопроводов; конденсации влаги воздуха в топливных цистернах, их оборжавлению и наличию микроорганизмов;

Ускоренному засорению топливных фильтров и топливной аппаратуры;

Понижению эффективности работы теплообмен- нм< Аппаратов;

Усиленному загрязнению и износу насосов и трубопроводов корабельных водяных систем;

Снижению сопротивления изоляции электрооборудования (особенно находящегося в бездействии); повышенному износу протекторов;

Повышению температуры воздуха в служебных в жилых помещениях.

Для обеспечения безотказной эксплуатации технических средств контролирует выполнение следующих мероприятий:

Поддержание в исправном состоянии систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

Поддержание в норме теплового режима главных, вспомогательных механизмов, устройств и систем, связанных с охлаждением забортной водой (дополнительное охлаждение, снижение нагрузки, переход на резерв­ные механизмы и системы);

Сохранение в цистернах кондиционного топлива (содержание запасных топливных цистерн полностью заполненными топливом, чистка расходных цистерн не реже 1 раза в 3 месяца);

Поддержание в исправности действующего электрооборудования (длительность непрерывной работы машин не должна превышать 8 ч, чередования работы электрических машин, ограничение продолжительности работы электроприводов 5-6 ч. во избежание перегрева, ежечасные замеры сопротивления электрических сетей и температуры подшипников генераторов и воздухоохладителей);

Поддержание в исправности недействующего электрооборудования (ежедневный замер сопротивления изоляции, запуск для прогрева на 1 ч в сутки или в 2-3 суток для сушки, электрооборудования при понижении сопротивления изоляции, еженедельный спуск конденсата у электрических машин водозащищенного и герметичного исполнения);

Поддержание в исправности корабельных водяных систем охлаждения (ежемесячный осмотр протекторов и замена их при необходимости);

Обеспечение герметизации наружного контура жилых и служебных помещений при работе система кондиционирования.

При плавании в районах с низкими температурами наружного воздуха. При использовании технических средств учитывает возможность обмерзания сеток (решеток) воздухозаборных шахт, забивания льдом решеток и приемных патрубков кингстонов пожарных и охлаждающих водяных насосов, ниш успокоителей качки, забортных отверстий, обледенения палуб и над строек, забивания льдом шпигатов.

Для обеспечения безотказной работы технических средств контролирует выполнение следующих мероприятий:

Периодическое продувание паром или промывание водой от пожарной магистрали кингстонных ящиков, приемных патрубков охлаждающих насосов, нищ успокоителей качки и шпигатов на верхней палубе, поддержание режима работы систем отопления кондиционирования и вентиляции;

Включение антиобледенительных устройств воздухозаборных шахт работающих газотурбинных двигателей и турбонаддувочных агрегатов котлов при температуре наружного воздуха +5<°С и ниже;

Проверку свободного вращения роторов ручной прокруткой перед пуском длительно наработавших газотурбинных двигателей;

Периодическое измерение сопротивления изоляция электрооборудования, находящегося на открытых участках палубы и надстроек;

В случае вынужденной стоянки корабля во льдах проворачивание гребных винтов только на передний ход (20-30 об/мин), во избежание повреждения греб­ных винтов и рулей;

Предупреждение размораживания двигателей и систем плавсредств (катеров, баркасов), находящихся верхних открытых участках палубы;

При плавании во льдах непрерывное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, ведение борьбы с обледенением корпуса и надстроек с соблюдением мер предосторожности;

Предупреждение размораживания участков противопожарной водяной системы, пожарных рожков, систем водяной защиты, расположенных на открытых участках палубы и надстройки.

Обязанности по уходу за техническими средствами корабля на стоянке

Командир БЧ-5 контролирует поддержание технических средств в установленной готовности к действию, и исправном состоянии, предохранение их от коррозии и размораживания (в условиях низких температур).

По котельной установке. Устанавливает способ хранения котлов (основным способом хранения котлов не более 30 суток является «мокрое» хранение). В целях предохранения от коррозии контролирует выполнение работ по недопущению скопления сажи у корней трубок, влаги на наружной поверхности котла, неплотностей в арматуре котла и труб, по содержанию трюмов в МКО, КО сухими.

По паротурбинной установке. В целях предохра­нении от коррозии контролирует:

Отсутствие случаев попадания пара и воды в турбины и главный конденсатор;

Отсутствие случаев пропаривания фланцев паропроводов и пропуска арматуры механизмов и систем, действующих при стоянке;

Порядок вентилирования МКО, МО с учетом погодных условий;

Ежедневное проворачивание ГТЗА валоповоротным устройством на 1,3 оборота гребного вала;

Покачивание маслом ГТЗА в течение 15-20 мин в целях консервации.

По газотурбинной установке. В целях предохране­ния от коррозии контролирует:

Поддержание водяных полостей теплообменных аппаратов, а также камер водяного охлаждения подшипников сухими;

Порядок вентилирования МО с учетом погодны: условий;

Ежедневную проверку качества масла;

Прокрутку роторов компрессоров и проворачивание редуктора с валопроводом;

Заполнение топливной системы топливом.

По истечении 7 суток руководит пуском двигателе для промывки и просушки проточных частей.

В случае хранения газовой турбины в недействующем состоянии 30 суток и более дополнительно к указанному контролирует консервацию топливной системы и ленты перепуска воздуха маслом (еженедельный! пуск не производится).

По истечении 30 суток руководит пуском двигателей для промывки и просушки проточных частей.

По дизельной установке. В целях предохранения от коррозии контролирует:

Закрытие воздухозаборников и газовыхлопных устройств;

Вентилирование МО с учетом погодных условий;

Ежедневное проворачивание валоповоротныи устройством дизелей и прокачку их маслом.

По истечении установленного срока руководит приготовлением и пуском дизелей, контролирует их работу на холостом ходу.

При стоянке корабля в условиях низких температур наружного воздуха. В целях предупреждения размораживания технических средств контролирует: поддержание температуры воздуха в машинно-котельных, котельных и машинных отделениях не ниже 10°С влажности не более 85%, измерение температуры в помещениях через каждые 2-4 ч с записью в соответствующий журналы.

По уходу за котлами контролирует закрытие чехла­ми (герметичными крышками) дымовых труб (сопел охладителей) у недействующих котлов; устанавливает в зависимости от обстановки периодичность конт­рили температур (не ниже +10°С) в газоходе за экономайзером (не реже 1 раза в 2 ч) и подогрева воды в экономайзере.

По уходу за газовыми турбинами контролирует спуск воды из водяных полостей теплообменных аппаратов, из камер водяного охлаждения подшипников и валопроводов;

Регулярность проверки температуры газотурбинных двигателей;

Проворачивание вручную компрессор низкого давления.

По уходу за дизелями контролирует поддержание температуры воды в дизелях не ниже +5°С; при температуре в МО менее +5°С вода из полости охлажде­нии дизеля, холодильников, водяных магистралей должна быть спущена, все полости продуты воздухом, спускные пробки из полостей дизеля, водяных насосов и систем вывернуты.

По уходу за корпусом, системами и устройствами контролирует:

Соблюдение режима работы систем кондиционирования, отопления и вентиляции;

Выполнение мероприятий по предупреждению размораживания противопожарной водяной системы, пожарных рожков на открытой палубе и надстройках, системы пресной воды и воотливной системы; периодическое продувание от пожарной магистрали или паром решеток кингстонов, патрубков и ниш успокоителей качки

Выполнение мероприятий по предотвращению обледенения корпуса и устройств. В случае стоянки кораб­ли во льдах при вводе главных машин во избежание повреждения корпуса, гребных винтов и рулей дает указание проводить пробные обороты только на передний ход.

Обязанности при приеме на корабль топлива, масла и воды

При подготовке к приему жидких грузов:

Проверяет наличие паспорта на принимаемые грузы и соответствие их показателей требованиям ГОСТ;

Контролирует взятие донной пробы топлива, масла и ее проверку на отсутствие в ней воды и механических примесей;

Контролирует результаты замеров наличия топлива (масла) на корабле;

Проверяет выполнение личным составом обязанностей по расписанию по приемке топлива, а также выполнение противопожарных мероприятий и мер по предотвращению загрязнения моря нефтью;

Дает разрешение на прием топлива (масла, воды) и устанавливает очередность заполнения цистерн в соответствии с инструкцией о порядке приема и расходования жидких грузов.

При приеме жидких грузов. Контролирует порядок заполнения цистерн, давление топлива перед палубными топливными фильтрами, взятие промежуточных проб топлива и отсутствие в них воды и механических примесей. Контролирует качество применяемой пресной питательной и дистиллированной воды.

По окончании приема жидких грузов, контролирует количество принятого топлива (масла, воды); оформляет документы на прием жидких грузов, дает указания на приведение средств приема топлива в исходное положение и на осмотр трюмов. Контролирует заполнение доски непотопляемости, нагрузку, осадку и водоизмещение корабля.

Обязанности по предупреждению поломок и аварий технических средств

Для обеспечения надежной эксплуатации технических средств командир БЧ-5 проводит ряд мероприятий, которые способствуют предупреждению аварийности.

По специальной подготовке организует занятия и тренировки по специальности на высоком методическом уровне на технических средствах или на специальных тренажерах с разбором характерных неисправностей техники и контролирует их проведение;

Занятия по изучению требований эксплуатационных инструкций по ремонту технических средств;

Еженедельные разборы с личным составом случаев нарушения правил эксплуатации; -периодические занятия со старшинами и матросами по изучению случаев аварий и поломок технических средств; прием зачетов от всех категорий личного состава на допуск к самостоятельному обслуживанию технических средств и несе­нию ходовой вахты, во время которых необходимо до­биваться твердых, уверенных знаний и практических навыков по выполнению правил и инструкций по эксплуатации.

По эксплуатационной документации и учебным пособиям

Проверяет наличие подробных, отражающих конкретные действия инструкций по ежедневному и еженедельному осмотрам, по приготовлению к действию и обслуживанию технических средств, наличие специаль­ных, контрольных листов по приготовлению к запуску главных двигателей, вводу главных котлов. Осуществляет постоянный контроль и анализ записей в эксплуатационных журналах. Проверяет наличие у технических средств предупредительных надписей, наличие сборников характерных неисправностей технических средств и журналов учета аварий и поломок материальной части.

По организации обслуживания технических средств.

Ввод в действие всех механизмов проводится только по приказанию командира БЧ-5 или с разрешения вахтенного инженера -механика (дежурного по БЧ-5). Командир БЧ-5 руководит инструктажем и разводом заступающей ходовой вахты. Лично руководит своевременным вводом в действие главных двигателей, котлов, проведением пробных оборотов. Проводит постоянный контроль за правильностью эксплуатации и поддержании в исправности защитных и предохранительных устройств, КИП и т. д. Систематически проверяет правильность анализов масла, топлива, котловой, питательной и охлаждающей (пресной) воды; наличие на шкалах КИП отметок рабочих и предельно допустимых значений параметров; несение вахты у действующих механизмов. Проводит послепоходовыи разбор итогов эксплуатации технических средств, а так же действий личного состава. Осуществляет контроль за качеством и полнотой выполнения регламентных работ, ППТО и ППР.

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО БЧ-5 И ВАХТЕННОГО ИНЖЕНЕРА-МЕХАНИКА

Основные обязанности дежурного по БЧ-5

Дежурный по БЧ-5 назначается для руководства дежурной и вахтенной службами БЧ-5 на стоянке корабля.

Дежурный по БЧ-5 отвечает: за поддержание установленной готовности к походу технических средств БЧ-5, за пожарную безопасность в помещениях БЧ-5 и непотопляемость корабля, за поддержание в исправ­ном состоянии корпуса и готовность к действию систем и средств борьбы за живучесть корабля; за нагрузку и посадку корабля; за исправное состояние и пра­вильное использование технических средств; за свое­временное и качественное проведение осмотров и про­верок технических средств и помещений БЧ-5; за своевременное заполнение доски непотопляемости, пра­вильное ведение суточных и вахтенных журналов БЧ-5 и подразделений.

Вступление в дежурство.

Принимает сведения о на­грузке и посадке корабля, количестве и размещении жидких грузов; о назначенной готовности к походу, действующих механизмах и системах, о схемах вклю­чения трубопроводов, паропроводов, распределения электроэнергии, готовности систем, обеспечивающих живучесть корабля, состоянии неисправных и разобран­ных механизмов, трубопроводов, отдраенных горловин с буквой «3» и контролирует все это.

Проверяет за­полнение доски непотопляемости, журналов дежурной службы БЧ-5, наличие документации и имущества и ПЭЖ (посту управления дежурной службой).

Обходит вместе со сменяющимся дежурным служеб­ные и жилые помещения БЧ-5, проверяет их состояние, соблюдение мер пожарной безопасности и непотопляемости, готовность к действию систем и средств борьбы за живучесть, состояние технических средств правильность несения вахты у действующих механизмов.

После завершения осмотра помещений с разрешении командира БЧ-5 вступает в дежурство.

При вступлении в дежурство по БЧ-5 после возвра­щения корабля из плавания контролирует соблюдение режима прокачки маслом подшипников и редукторов ГТЗА; состояние главных котлов; соблюдение режима вентиляции помещений, осушения трюмов.

Во время дежурства. Обеспечивает установленную готовность технических средств БЧ-5 к походу, готов­ность к немедленному использованию систем и средств борьбы за живучесть, дежурных технических средств. Контролирует исправность работы действующих меха­низмов и систем, обеспечение корабля всеми видами энергии. Лично руководит вводом в действие наиболее ответственных механизмов и систем и выводом из действия.

Контролирует нагрузку и посадку корабля, порядок расходования жидких грузов, состояние корпуса ко­рабля и соблюдение мер пожарной безопасности и не­потопляемости. Контролирует организацию и обеспечения мер безопасности при приеме жидких грузов на корабль. Своевременно корректирует заполнение Доски непотопляемости и делает записи в суточном журнале БЧ-5. Контролирует заполнение суточных и вахтенных журналов БЧ-5 в подразделений.

При получении от командира БЧ-5 разрешения на Производство работ, связанных с открытым огнем, при­нимает на место работ; руководит выполнением противопожарных мероприятий; инструктирует и выставляет вахтенных с противопожарными средствами в помещении, где производятся огневые работы, и в смежных помещениях; дает разрешение на начало работ, контролирует, чтобы после окончания огневых работ вахтеные по противопожарной безопасности оставались на месте в течение 2 ч. Через 2 ч после окончания огневых работ, вместе с заведующим помещением осматривает место работы, смежные помещения и при отсутствии признаков возгорания снимает вахтенных по противопожарной безопасности. Записывает в суточ­ным журнал БЧ-5 время начала и окончания огневых работ.

При получении от командира БЧ-5 приказания о проведении работ с арматурой и трубопроводами, связанными с забортными отверстиями, прибывает на место работ, руководит выполнением мероприятий по предотвращению поступления воды внутрь корабля, инструктирует и выставляет вахтенных, дает разреше­ние на начало работ. В нерабочее время у разобран­ной арматуры и трубопроводов выставляет вахтенных. После окончания работ проверяет герметичность арма­туры и трубопроводов, убеждается в отсутствии поступления воды внутрь корабля. Записывает в суточный журнал БЧ-5 время начала и окончания работ.

При получении от командира БЧ-5 приказания об отдраивании горловины с буквой «3» дежурный по БЧ-5 прибывает на место работы, контролирует правильность отдраивания горловины, убеждается в отсутствии поступления через горловину воды или топлива, организует вентиляцию цистерны (коффердама) после вскрытия горловины и меры безопасности при работах личного состава; инструктирует и выставляет вахтенного у отдраенной горловины. После окончания работ проверяет закрытие горловины, снимает вахтенного. Записывает в суточный журнал БЧ-5 время начала открытия и закрытия горловины с буквой «3»!

При проведении ремонтных работ проверяет надежность отключения от магистралей разобранных механизмов и систем; качество постановки заглушек на открытые концы трубопроводов; наличие на клапанах вентилях трубопроводов и на автоматах, выключателях, переключателях электрических систем табличек с предупреждающими надписями «Не включать! Работают люди!» (о местах, где выставлены эти таблички! делаются записи в суточном журнале БЧ-5).

Контролирует организацию приема жидких грузом! технического и шкиперского имущества, баллонов с газами, электроэнергии с берега, воздуха высокого давления потребителями и соблюдение при этом правил техники безопасности. Следит за выполнением мероприятий по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами.

В условиях низких температур наружного воздуха контролирует выполнение инструкции по предупреждению размораживания механизмов, трубопроводов и систем, а также аварийно-спасательного и противопожарного имущества на открытых участках палубы и надстройках. возникновении пожара, обнаружении дыма, пара, вредных газов или поступлении воды внутрь корабля немедленно докладывает дежурному по кораблю, прибывает в ПЭЖ, руководит вводом в действие дежур­ных технических средств, организует борьбу за живучесть до прибытия командира БЧ-5.

При докладе командиру БЧ-5 о сдаче дежурства предъявляет для проверки и подписи заполненный суточный журнал электромеханической боевой части.

Основные обязанности вахтенного инженера-механика

Назначается для руководства вахтенной службой БЧ-5 на период действия главной энергетической установки. Вахтенному инженеру-механику подчиняется вся дежурно-вахтенная служба БЧ-5.

Он отвечает за правильное использование и экспуатацию технических средств БЧ-5;

за готов­ность к действию систем и средств борьбы за живучесть корабля;

за поддержание в исправном состоя­нии корпуса корабля;

за своевременное и правильное выполнение лицами вахтенной службы своих обязанностей своевременное и правильное ведение записей в журнале вахтенного инженера-механика.

Заступая на вахту. - Перед заступлением на вахту обходит действующие машинные и котельные отделения, электростанции, румпельное отделение, после чего получает от сменяющегося вахтенного инженера механика сведения: о заданном ходе;

О механизмах, нахоящиеся в действии и в горячем резерве; о схемах включения паропроводов, трубопроводов, систем канализации электроэнергии;

О системах, обеспечивающих живучесть корабля, о неисправностях в работе техни- ческих средств;

О состоянии корпуса, количестве и распределение по кораблю жидких грузов;

О результатах последних анализов масла и воды;

О поступивших приказаниях. На разводе вахты инструктирует и проверяет знания обязанностей личным составом.

Заступая на вахту, проверяет по показаниям приборов, исправность работы технических средств. Проверяет все виды связи с ГКП, ЗКП, с боевыми постами

БЧ-5. Получает доклады от заступающих старшин ]вахт; о режиме работы технических средств; о готов­ности к вводу в действие резервных механизмов; о работе РУ; о запасах жидких грузов; о готовности к действию противопожарных, водоотливных средств, состоянии АСИ; о противопожарном состоянии поме­щений. Проверяет записи в журнале вахтенного инженера-механика. Докладывает командиру БЧ-5 и вахтенному офицеру о заступлении.

Во время несения вахты. Руководит использованием технических средств в строгом соответствии с ииструкциями, правилами и руководствами. Следит за точным и своевременным выполнением приказаний машинных телеграфов. Контролирует работу технических средств.

В случае обнаружения неисправностей немедленно докладывает об этом командиру БЧ-5. При необходи­мости (с ведома командира БЧ-5) изменяет состав ра­ботающих механизмов, докладывая об этом вахтенному офицеру. Ведет журнал вахтенного инженера-механика, через каждый час на основании показаний приборов и докладов старшин вахт записывает в него основные характеристики режима работы главной ЭУ,

Смена с вахты. После смены с вахты докладывает командиру БЧ-5 о режиме работы корабельной энергетической установки; о действующих механизмах И включении систем; о состоянии РУ; о запасах; о замечаниях по работе технических средств. После переходу на якорный режим и вывода из действия главной энергетической установки сдает обязанности дежурному по БЧ-5 и докладывает командиру БЧ-5 о сдаче вахты.

Версия для скачивания

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Быт

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.


Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

Еда

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия


Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры


Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су..., я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Иллюстрации: Маша Шишова

О том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су…, я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

В сингапурском мореплавании мы продолжали начатую еще в базе большую работу по сплочению экипажа, совершенствовали боевую организацию, отрабатывали действия по внезапным вводным, в том числе отражение нападения условного противника, - рассказывал мне на завершающем этапе дальнего похода командир гвардейского ракетного крейсера "Варяг" гвардии капитан 1 ранга Эдуард Москаленко. - Также получен хороший опыт совместного маневрирования с судами обеспечения, пополнения запасов на ходу. Шаг вперед сделали наши швартовые партии и боцманская команда, еще дальше шагнули вахтенные офицеры. Ну а наибольшие нагрузки морского перехода из Владивостока в Сингапур испытали конечно же наши механики, и они достойно их выдержали, на ходу устраняя мелкие неисправности.

Гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук отдает распоряжение в ходе корабельного учения.

Автору этих строк, как и другим участникам мореплавания, те "мелкие неисправности" запомнились мелкими бытовыми неудобствами. Каково же пришлось механикам, вынужденным в южных широтах буквально бороться с ракушками, которые засоряли охлаждающую, бытовую и противопожарную системы, постоянно заниматься очисткой топливных фильтров и регулировкой аппаратуры, отлаживать вентиляцию воздуха по боевым постам и каютам!

Да этот-то поход для нас вполне обычный, - говорит командир электромеханической боевой части крейсера гвардии капитан 2 ранга Анатолий Васильчук. - Конечно, сказывалось на всей работе, что давно корабль не стоял в доке, кое-какие проблемы накопились. Прибавилось дополнительно задач и в связи с увеличенным числом людей на поход. Даже потребление воды приходилось постоянно рассчитывать...

Электромеханическая боевая часть (сокращенно БЧ-5) - самое большое подразделение крейсера и по численности личного состава, и по объемности материальной части, а значит, по тем задачам, которые стоят перед ней. На боевом корабле, понятно, каждая должность важна и ответственна, но именно от специалистов-механиков зависит его ход, подача электроэнергии и воды, а в южных широтах - и холода на боевые посты и во все помещения. И тут очень многое зависит от личности самого командира, его авторитета среди подчиненных, среди офицеров корабля, его умения организовать всю эту сложную работу личного состава.

Надо отдать должное, профессионального и командирского опыта Анатолию Николаевичу, по натуре спокойному, но весьма требовательному к себе и к подчиненным офицерам, не занимать. Все-таки около двух десятков лет службы на флоте играют свою роль. Да и пришел сюда он, что называется, не по воле случая, а реализуя мечту детства.

Бывает же так в жизни: родился человек в самом что ни на есть сухопутном местечке - молдавском городе Бельцы, а со школьных лет заболел морем. Именно зародившееся еще в детстве большое желание привело Анатолия сначала в Нахимовское военно-морское училище, а позже - и в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Причем учился курсант старательно, пытаясь постичь все азы своей будущей специальности. А когда выпускнику 1991 года предложили распределение либо на Балтийский, либо на Тихоокеанский флот, он выбрал романтику самого большого океана.

Прежде побывал здесь на практике, понравилось радушие дальневосточников, отношение к личному составу на большом противолодочном корабле "Маршал Ворошилов", потому и предпочел начать службу на Тихом океане, - рассказывает гвардии капитан 2 ранга Васильчук. - И служить пришел в это же соединение - на сторожевой корабль "Горделивый", принял должность командира электромеханической группы. Позже в той же должности служил на БПК "Петропавловск". в 1998 году мне доверили командование электротехническим дивизионом гвардейского ракетного крейсера "Варяг". И на каждом этапе службы было у кого поучиться, а опыта набирался в морских учениях и походах.


Крейсер "Варяг"

Каждое мореплавание - это своеобразный экзамен для механиков, поскольку обычно на океанском переходе выполняются многочисленные боевые упражнения, своей ответственностью напоминающие задачи предстоящего визита в какой-либо иностранный порт. Значит, любой сбой техники чреват невыполнением поставленных задач.

В этом смысле вспоминается дальний поход "Варяга" в порт Шанхай в 1999 году, когда КНР отмечала 50-летие со дня образования. Тогда крейсер и сопровождающий его эскадренный миноносец "Бурный" вызвали изумление у местных жителей - многочисленных рыбаков на Янцзы, - устремившись из Восточно-Китайского моря вверх по этой реке со скоростью 24 узла! Для нового-то корабля такой ход - дело привычное, но для крейсера, механизмы которого в те годы изрядно устарели, это был поистине героический рывок, обеспеченный механической службой и заводскими специалистами.

Только годы спустя с того памятного похода в Шанхай "Варяг" прошел на стапелях Дальзавода основательный ремонт. Были заменены все двигатели, камбузное оборудование и бытовые системы. Такой ремонт обошелся государству в 350 миллионов рублей. Основная нагрузка легла на заводчан, но свою лепту в восстановление родного крейсера внесли также офицеры, мичманы, старшины и матросы БЧ-5 под командованием гвардии капитана 2 ранга Васильчука (Анатолий Николаевич принял эту должность в 2000 году. - Авт.). По словам гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко, за два года была выполнена огромная работа, тем ремонтом "Варягу" была продлена полноценная служба по меньшей мере еще лет на пятнадцать, причем практически без ограничения мореплавания в любые точки Мирового океана.

Сегодня, пройдя "огонь и медные трубы", Анатолий Николаевич уже сам передает свой богатый опыт и умения молодым офицерам, а в организации службы опирается на своих помощников - командира дивизиона движения гвардии капитана 3 ранга Алексея Нога, командира дивизиона живучести гвардии капитана 3 ранга Евгения Ткаченко, командира электротехнического дивизиона гвардии капитан-лейтенанта Игоря Немчикова, старшину команды маршевых двигателей гвардии мичмана Владимира Капустина, старшину электротехнической команды гвардии старшего мичмана Кирилла Вашурина. Среди молодого офицерского пополнения своей старательностью выделяется выпускник военно-морского инженерного института в городе Пушкино гвардии лейтенант Андрей Демьянов. Будучи командиром группы автоматики и телемеханики, он в течение года заметно продвинулся вперед и в практическом освоении своей специальности, и на тренировках по борьбе за живучесть корабля, постоянно стремился совершенствовать общую и тактическую подготовку.

В походах личный состав учится непрерывно, - заметил в разговоре о делах БЧ-5 Анатолий Николаевич, - это не у стенки стоять, разница тут существенная. И нашего Демьянова вместе с его подчиненными командир крейсера не раз отмечал как командира аварийной партии, во время учений по борьбе за живучесть на ходу корабля, в других ситуациях.

Много времени и сил приходится отдавать молодому пополнению из числа матросов. Ведь за счет резкого уменьшения срока срочной службы парни едва успевают усвоить свои должностные обязанности, научиться обслуживать заведование. Вот и сейчас, когда после похода в Сингапур уволилась в запас добрая половина матросов, начинается с нуля работа с новичками.

Конечно, ныне больше рассчитываем на контрактников, - говорит командир БЧ-5. - На таких, как гвардии главные старшины Володя Гончаров и Иван Шабалин, гвардии корабельные главные старшины Александр Захаренко и Борис Руденко, гвардии старшины 2 статьи Алексей Журавлев и Борис Дмитряйчев, гвардии матрос Женя Порунов. Есть, есть толковые, надежные парни, на которых можно положиться в сложной ситуации. К примеру, отлично знает свое дело и умеет находить подход к молодым ребятам Руденко, уроженец села Дворянка Приморского края. Пять лет служит Борис на крейсере. Был и командиром отделения, а потом, в рамках военной реформы, представилась возможность назначить его старшиной команды, то есть на мичманскую прежде должность. Приходят к нам служить на контрактной основе и специалисты из торгового, речного флотов. Отлично служит, например, 37-летний гвардии старший матрос Виталий Маценко, совмещая должности старшего пожарного и сварщика, очень нужные у нас. Среди добровольцев с "гражданки" - местные жители Фокино гвардии главный старшина Денис Закиров, гвардии старший матрос Евгений Супрун, гвардии главный корабельный старшина Евгений Логинов, гвардии матрос Иван Бондарев. Вот с такими моряками и служба в радость. Ведь, по сути, наша БЧ-5 всегда в бою - хоть в море корабль, хоть у пирса. Не буду принижать значение других подразделений крейсера. Но если кто-то может просто выключить свою матчасть и пойти вечером домой, то у нас в любое время суток должна поддерживаться готовность к бою и походу. Горжусь электромеханической боевой частью!

Гордятся варяжцы и своим главным механиком, который не раз отмечался за успехи в боевой подготовке командованием соединения ракетных кораблей и флота. На совесть служит офицер, отдаваясь целиком службе, несмотря на то, что почти на два десятилетия растянулась его очередь на получение благоустроенной квартиры во Владивостоке...

Добавим, в эти дни гвардейский ракетный крейсер "Варяг" поставлен наконец в док, чтобы выполнить те необходимые для него работы, на недостаток которых сетовал в походе командир БЧ-5. Так что корабль "подтянет", как положено, свою техническую форму перед новыми выходами в океан.

mob_info