Брикс политика. Брикс

Термин‑акроним БРИК был предложен в 2001 году Джимом О’Ниллом (Jim O"Neill) - руководителем отдела глобальных экономических исследований американской финансово‑инвестиционной компании "Голдман Сакс" для обозначения четырех экономик мира с наиболее динамично растущими объемами ВВП - Бразилии, России, Индии и Китая.

В связи с присоединением к БРИК ЮАР в декабре 2010 года группа стала носить название БРИКС (BRICS).

Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.

Вторая встреча на уровне министеров иностранных дел стран БРИК состоялась вновь "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке 24 сентября 2007 года. На ней были приняты решения о проведении ежегодных полноформатных встреч руководителей внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, запуске консультационного механизма на уровне заместителей министров иностранных дел, а также о налаживании регулярных контактов по линии посольств и постпредств в ключевых для многосторонней дипломатии пунктах, прежде всего в Нью‑Йорке. Таким образом, была заложена основа для выведения на постоянную основу четырехстороннего взаимодействия по линии МИД.

9 июля 2008 года "на полях" мероприятий "Группы восьми" в Японии по инициативе российской стороны состоялась краткая встреча лидеров четырех стран, на которой они договорились о подготовке полномасштабного саммита БРИК.

В дополнение к межмидовским контактам был налажен диалог по линии министерств финансов. 7 ноября 2008 года в Сан‑Паулу накануне мероприятий финансовой "двадцатки" прошла первая встреча руководителей финансовых ведомств четырех стран - согласовано совместное коммюнике с изложением общих подходов к проблематике мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. Была достигнута договоренность о проведении регулярных встреч министров финансов стран БРИК, а также контактов между их заместителями.

Важную роль в развитии четырехстороннего диалога стала инициативная линия правительства Санкт‑Петербурга, организовавшего в мае 2008 года международную конференцию "БРИК: прорыв в глобальную экономику 21‑го века" с участием представителей муниципальных властей и ведущих университетов городов‑побратимов Санкт‑Петербурга в Бразилии (Рио‑де‑Жанейро), Индии (Мумбаи) и Китае (Шанхай и Циндао). Бала достигнута договоренность проводить такие конференции ежегодно.

Для неформального обсуждения актуальных вопросов мирового развития и четырехстороннего взаимодействия был создан форум общественности стран БРИК . Первая конференция "Страны БРИК на политической карте мира: новые вызовы" с участием представителей экспертно‑политических центров и внешнеполитических ведомств четырех стран прошла в Москве 8‑9 декабря 2008 года.

Вершиной четырехстороннего диалога стал первый саммит стран БРИК, состоявшийся 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Во встрече на высшем уровне приняли участие президент России Дмитрий Медведев, президент Бразилии Луис Лула да Силва, премьер‑министр Индии Манмохан Сингх, председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.

По итогам саммита главы государств группы БРИК приняли совместное заявление , а также отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.

В итоговых документах саммита стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран‑транзитеров энергоресурсов.

Лидеры четырех стран одобрили предложения по дальнейшему развитию диалога в формате БРИК. Была достигнута договоренность о том, что на регулярную основу будут поставлены не только встречи министров иностранных дел, но и министров финансов, руководителей центральных банков. На саммите получил поддержку и начавшийся диалог четырех стран по проблематике международной безопасности.

Участники саммита обсудили такие темы, как взаимодействие в контексте международных усилий по преодолению глобального финансово‑экономического кризиса и задач посткризисного развития, в том числе в рамках процессов саммитов "Группы двадцати", актуальные вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм и ядерную безопасность, проблематику изменения климата, новые перспективные направления сотрудничества в формате БРИК. Среди региональных вопросов - иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и ситуация на Гаити.

По итогам консультаций лидеры БРИК приняли совместное заявление , в котором отразили общее видение современного этапа мирового развития. Кроме того, в рамках саммита Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально‑экономического развития Бразилии и Экспортно‑импортный банк Индии подписали Меморандум о сотрудничестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

БРИКС является аббревиатурой ассоциации пяти основных развивающихся национальных экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Группа была первоначально известна как «БРИК» перед включением Южной Африке в 2010 году.

Члены БРИКС все развивающиеся или новые индустриальные страны, они отличаются своими большими экономиками и имеют значительное региональное, а в отдельных случаях и мировое влияние; все пять являются G-20 членов. Тем не менее, рост экономик стран БРИКС значительно замедлился: экономика ЮАР выросла только на 1% в 2015 году по сравнению с 1,6% в среднем в год в период с 1994 по 2009 год, в Бразилии в худший спад с 1930-х годов, экономика Россия находится в рецессии по причине падения цен на нефть и санкций, а замедление Китая стало тормозом роста мировой экономики и, как сообщается, рост в стране в 2016 году будет самым медленным за последние 25 лет. И только в Индии, благодаря проведенным реформам, в последние годы наблюдаются высокие темпы роста - 7-8% в год.

В результате экономических трудностей в ряде стран группы, средний рост ВВП БРИКС снизился почти до нуля, после первоначального ажиотажа. Из-за этих экономических различий, термин БРИКС становится все более устаревшим отношения к чему-либо значимому.

С 2009 года страны БРИКС ежегодно встречались на официальных встречах на высшем уровне. В России состоялся седьмой саммит группы в июле 2015 года. Индия собирается провести конференцию БРИКС на Гоа в октябре 2016 года. По состоянию на 2015 год, пять стран BRICS населяют более 3 млрд человек, или 42% населения мира; все пять членов находятся в топ-25 в мире по численности населения, а четыре находятся в топ-10. Их экономики, как ожидается, в конце концов достигнут своего экономического потенциала, который является движущей силой их экономического роста. Эти пять стран имеют общий номинальный ВВП в размере $16,039 трлн., что эквивалентно примерно 20% от мирового валового продукта, и, по оценкам, $4 трлн. комбинированных валютных резервов. БРИКС получили как похвалу и критику со стороны многочисленных экспертов. Двусторонние отношения между странами БРИКС в основном реализовывались на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды.

История БРИКС

Министры иностранных дел первых четырех стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) впервые встретились в Нью-Йорке в сентябре 2006 года, начав серию встреч на высоком уровне. Полномасштабная дипломатическая встреча прошла в Екатеринбурге, Россия, 16 мая 2008 года.

Первый официальный саммит БРИК также состоялся в Екатеринбурге и начался 16 июня 2009 года. На нем присутствовали лидеры Бразилии, России, Индии и Китая - Луис Инасиу Лула да Силва, Дмитрий Медведев, Манмохан Сингх и Ху Цзиньтао. В центре внимания встречи был поиск средств улучшения глобальной экономической ситуации и реформирования финансовых институтов, а также обсуждение того, как четыре страны могут лучше сотрудничать в будущем. Дальнейшее обсуждение касалось путей, которыми развивающиеся страны, такие как члены БРИК, могут стать более активными участниками мировых дел.

После саммита в Екатеринбурге страны БРИК объявили о необходимости введения новой глобальной резервной валюты, которая должна быть «диверсифицированной, стабильной и предсказуемой». Хотя опубликованное заявление непосредственно не содержало критики мирового доминирования доллара США - то, что Россия критиковала в прошлом – оно стало причиной некоторого падения стоимости доллара по отношению к другим основным валютам.

Вступление Южной Африки. В 2010 году ЮАР стала прилагать усилия по подключению к БРИК, и процесс официального допуска данной страны к форумам БРИК стартовал в августе того же года. ЮАР официально стала страной членом группы 24 декабря 2010 года, после того, как была официально приглашена странами БРИК. С присоединением к группе ЮАР сама группа была переименована в БРИКС, где "С" стала обозначать ЮАР, чтобы отразить расширенный список участников групп. В апреле 2011 года президент ЮАР Джейкоб Зума принял участие в саммите БРИКС в городе Санья, Китай, в 2011 году в качестве полноправного члена.

Другие события. Форум БРИКС, независимая международная организация поощрения коммерческого, политического и культурного сотрудничества между народами стран БРИКС, был сформирован в 2011 году. В июне 2012 года страны БРИКС пообещали выделить 75 млрд. долл., чтобы повысить кредитный потенциал Международного валютного фонда (МВФ). Тем не менее, выделение этих денег было обусловлено реформой структуры МВФ. В конце марта 2013 года во время пятого саммита БРИКС в Дурбане, ЮАР, страны-участницы договорились о создании глобального финансового института, который бы конкурировал с доминирующими западными институтами МВФ и Всемирным банком. После саммита БРИКС заявили, что они планируют завершить приготовления к созданию нового банка развития к 2014 году.

В настоящее время существует два компонента, которые составляют финансовую архитектуру БРИКС, а именно, Новый банк развития (NDB) и Пул условных валютных резервов (CRA). Оба эти компонента были созданы согласно подписанному в 2014 году на саммите в Бразилии договору и стали активными в 2015 году.

Новый банк развития БРИКС

Новый банк развития базируется в Шанхае. Новый банк развития, который ранее назывался как Банк развития БРИКС, является многосторонним банком развития, который управляется государствами БРИКС. Основное внимание банк уделяет кредитованию инфраструктурных проектов, при разрешенных объемах кредитования до $34 млрд. в год. Банк имеет стартовый капитал в $50 млрд., с последующим увеличением до $100 млрд. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка первоначально внесли по $10 млрд., чтобы довести общий капитал до $50 млрд.

Пул условных валютных резервов (CRA) БРИКС

Пул условных валютных резервов БРИКС является основой для обеспечения защиты от глобального давления в плане ликвидности. Он создан для решения валютных вопросов, когда национальные валюты стран-членов подвергаются негативному влиянию глобальных финансовых трудностей. CRA, как правило, рассматривается в качестве конкурента Международному валютному фонду (МВФ) и вместе с Новым банком развития рассматривается в качестве примера расширения сотрудничества Юг-Юг. Правовая база формируется Договором о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, подписанном в Форталезе, Бразилия, 15 июля 2014 года. Он вступил в силу после его ратификации всеми странами БРИКС, о чем было объявлено на 7-м саммите БРИКС в июле 2015 года.

Платежная система БРИКС

В 2015 году на саммите БРИКС в России, министры из стран БРИКС, приступили к проведению консультаций по созданию платежной системы, которая была бы альтернативой системе SWIFT. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил в интервью, "Министры финансов и руководители центральных банков БРИКС ведут переговоры... по созданию платежной системы и переходу к расчетам в национальных валютах. SWIFT или нет, в любом случае мы говорим о... транснациональной многосторонней платежной системе, которая обеспечила бы большую независимость, создало бы определенную гарантию для БРИКС".

Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) также начал консультации со странами БРИКС по поводу платежной системы, которая стала бы альтернативой системе SWIFT. Основными преимуществами системы были названы резервное копирование и резервирование в случае, если нарушается доступ к системе SWIFT. Заместитель председателя Центрального банка России Ольга Скоробогатова заявила в интервью, "Единственная тема, которая может представлять интерес для всех нас в рамках БРИКС, это рассмотреть и обсудить возможность создания системы, которая будет применяться к странам БРИКС ииспользоваться в качестве резервной".

Китай также приступил к разработке своей собственной платежной системы, называемой CIPS, что бы создать альтернативу системе SWIFT. Система траснграничных межбанковских платежей (CIPS) является плановой альтернативой системе платежей SWIFT, которая обеспечит сеть, позволяющую финансовым учреждениям по всему миру отправлять и получать информацию о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надежной среде.

Саммиты БРИКС

Группа БРИКС проводят ежегодные саммиты с 2009 года, которые проводятся странами-членами по очереди. До вступления ЮАР, были проведены два саммита БРИК в 2009 и 2010 годах. Первый саммит БРИКС был проведен в 2011 году. Самый последний саммит БРИКС состоялся в Уфе, Россия, в июле 2015 года.

Саммит Дата(ы) Место проведения Лидер
1 16 июня 2009 Россия Екатеринбург Дмитрий Медведев (президент)
2 16 апреля 2010 Бразилия Бразилиа Луис Инасиу Лула да Силва (президент)
3* 14 апреля 2011 Китай Санья Ху Цзиньтао (президент)
4 29 марта 2012 Индия Нью-Дели Манмохан Сингх (премьер-министр)
5 26-27 марта 2013 ЮАР Дурбан Джейкоб Зума (президент)
6 13-17 июля 2014 Бразилия Форталеза Дилма Руссефф (президент)
7 8-9 июля 2015 Россия Уфа Владимир Путин (президент)
8 15-16 октября 2016 Индия Панайи Нарендра Моди (премьер-министр)

* Первый саммит, на который включал ЮАР вместе со странами БРИК.

Предлагаемые новые члены БРИКС

Мексика и Южная Корея занимают в настоящее время 13 и 15 место в мире по номинальному ВВП, оставаясь позади БРИК и экономик G7. Обе страны в середине 2000-х годов пережили стремительный рост ВВП на 5% каждый год, что было сопоставимо с ростом в Бразилии, одной из оригинальных БРИК.

Джим О"Нил, эксперт Банка Goldman Sachs и создатель экономического термина, заявил, что в 2001 году, когда впервые появилось понятие БРИК, он не считал, что у Мексики много общего со странами БРИК, однако уже к середине 2000-х годов страна стала похожа по многим факторам на первоначальным членов БРИК.

В то время как Южная Корея не была первоначально включена в БРИК, стабильный экономический рост в стране привел к тому, что Goldman Sachs предложила добавить Мексику и Южную Корею к БРИК и изменить акроним на BRIMCK. При этом Джим О"Нил указал на то, что Корея «является в лучшем положении, чем большинство других стран, чтобы реализовать свой потенциал экономического роста. Джим О"Нил также создал термин MINT для Мексики, Индонезии, Нигерии, Турции.

Отчет Goldman Sachs, опубликованный в декабре 2005 года, объяснил, почему Мексика и Южная Корея не были включены в оригинальную БРИК. По данным отчета, среди рассмотренных стран только Мексика и Южная Корея имеют потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но эксперты решили исключить изначально эти страны, потому что они смотрели на них, как на уже более развитые экономики. Однако из-за популярности тезиса Goldman Sachs, "BRIMC" и "BRICK" становятся все более общие маркетинговыми терминами для обозначения этих шести стран.

В своей работе «БРИК и за ее пределами», Goldman Sachs заявил, что «Мексика, четыре страны БРИК и Южная Корея не должны рассматриваться как развивающиеся рынки в классическом смысле», добавив, что они являются важной частью современной мировой экономики и так же находятся в центре ее функционирования, наряду со странами G7.

Указанные выше термины используются в основном в экономической и финансовой сферах, а также в академических кругах. Их использование увеличилось и в инвестиционном секторе, где они используются для обозначения облигаций, эмитированных правительствами этих развивающихся рынков.

Мексика. Goldman Sachs утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии, Мексики и Китая таков, что они могут стать (вместе с США) шестью самыми крупными экономиками к 2050 году. В связи с быстро развивающейся инфраструктурой, увеличением среднего класса и быстро сокращающимся уровнем бедности, как ожидается, Мексика сможет иметь более высокий ВВП на душу населения, чем все, кроме трех европейских стран к 2050 году, при этом повышение уровня жизни людей также будет способствовать росту национальной экономики благодаря созданию большого внутреннего потребительского рынка, который в свою очередь создаст новые рабочие места.

Южная Корея. Южная Корея является одной из наиболее высоко развитых стран в мире, поэтому ее сравнение с развивающимися странами, такими как страны БРИК не считается правильным. Тем не менее, эксперты утверждают, что Корея является «другой» БРИК «в глобальном смысле», предполагая, что она выделяется среди следующих за G7 и БРИК одиннадцати стран темпами роста как у стран БРИК, несмотря на свой более высокий индекс человеческого развития, чем даже у большинства экономически развитых стран мира, в том числе Франции, Великобритании, Австрии, Дании, Финляндии и Бельгии.

Южнокорейские рабочие являются самым богатым среди крупных азиатских стран, с более высоким доходом, чем в Японии и самым высоким темпом роста доходов в странах ОЭСР. Более того, Южная Корея имеет значительно более высокую оценку окружающей среды (способ Goldman Sachs для измерения долгосрочной устойчивости роста), чем все страны БРИК или страны N-11. Согласно данным МВФ, ВВП по ППС Южной Кореи уже больше, чем ВВП Канада и Испании, и должен обогнать Италию в 2016 году.

С точки зрения ВВП на душу населения (ППС), Южная Корея обогнала Италию и Испанию в 2010 году, а ВВП на душу населения (ППС) Франции будет превзойден в 2016 году. По данным Citibank, Южная Корея будет продолжать расти и обгонит Германию, Великобританию, Австралию и Швецию к 2020 году, превзойдет Канаду, Швейцарию, Нидерланды и Норвегию к 2030 году, а США к 2040 году, и в последующие годы станет самой богатой крупной экономикой в мире.

Измерение экономики Южной Кореи по номинальному ВВП является неточным, так как южнокорейский вон искусственно поддерживается на низком уровне, чтобы повысить экспорт, МВФ прогнозирует номинальный ВВП и ВВП на душу населения в Южной Корее превысит ВВП Испании в 2015 году. Экономисты из других инвестиционных фирм утверждают, что даже при измерении номинального ВВП на душу населения, Южная Корея добьется более 145 тыс. долл. в 2040 году, превысив аналогичный показатель для США, и заявляют, что кредитный рейтинг Кореи будет оцениваться ААА раньше, чем 2050 году.

Объединенная Корея. В сентябре 2009 года Goldman Sachs опубликовал свой 188-й обзор мировой экономики под названием «Объединенная Корея?», в котором подробно описана потенциальная экономическая мощь Объединенной Кореи, которая превзойдет все экономики стран G7, за исключением США, например, Японии, Великобритании, Германии и Франции в течение 30-40 лет после воссоединения, а ВВП страны превзойдет 6 трлн. долл. к 2050 году. Молодая, квалифицированная рабочая сила и большое количество природных ресурсов с севера в сочетании с передовой технологией, инфраструктурой и большим капиталом на юге, а также стратегическое расположение Кореи, соединяющей три экономические державы, скорее всего сможет создать экономику больше, чем многие страны G7. По некоторым мнениям, воссоединение Кореи может произойти до 2050 года, или даже в период между 2010 и 2020 годами. Если это произойдет, население страны составит более чем 70 миллионов.

Страны БРИИКС

Бразилия, Россия, Индия и Китай сохраняют свои лидирующие позиции как лучшие развивающиеся рынки в мире. Об этом свидетельствуют данные опроса руководителей компаний, проведенного Глобальным разведывательным альянсом. Индия, Китай и Бразилия считаются одинаково важными рынками в ближайшие пять лет; Россия остается значительным игроком на мировых рынках, но уровень интереса к ней значительно ниже, чем к первой тройке. Индонезия является следующим после БРИК развивающимся рынком и находится на пятом месте, после стран БРИК и перед ЮАР, которая находится в шестой позиции.

Глобальный разведывательный альянс провела онлайн опрос руководителей 431 мировых компаний и организаций в апреле и мае 2013 года относительно их работы в и планов на развивающихся рынках. В докладе отмечается, что основной причиной у респондентов для инвестирования в развивающиеся экономики стало создание базы для долгосрочного успеха на этих рынках, и в гораздо меньшей степени поиск более низких издержек производства.

Топ-10 развивающихся рынков на 2012-2017 годы по мнению руководителей опрошенных компаний:

1. Индия - 66,4 процента респондентов, 2. Бразилия - 65,7 процентов, 3. Китай - 65,4 процента, 4. России - 39,7 процентов, 5. Индонезия - 27,4 процента, 6. ЮАР - 22,2 процента, 7. Вьетнам - 20,1 процента, 8. Мексика - 18.5 процентов, 9. Турция - 17,8 процента, 10. Аргентина - 10,3 процента.

Нестабильная ситуация в мире диктует странам актуальную потребность в поиске новых партнеров и поддержки. В ситуации, когда экономическая и политическая нестабильности стали понятиями гипотетическими, создание альянсов превратилось в обязательное условие выживания. Объединения ШОС и которых будет дана ниже, работают с единой целью - создание баланса сил в мире.

Эра интеграции

21-й век принято считать эрой интеграции и объединения. Именно поэтому объединения ШОС и БРИКС вступили в борьбу за равновесие сил в мире. Шанхайская организация сотрудничества, или ШОС, не имеет ничего общего с НАТО или с АСЕАНом, регулярным собранием по безопасности. Коалиции принадлежит промежуточная позиция. Формируется некое евразийское пространство, которое намерено активно отстаивать свои интересы перед Западом. Америка держит руку на пульсе и активно занимается одновременно несколькими альянсами:

  • Трансатлантическое торговое объединение.
  • Транстихоокеанский торговый пакт между Азией и Америкой.

Россия и Китай остаются за бортом. А если учесть агрессивные санкции в отношении России со стороны Запада, то значение ШОС приобретает совершенно иной смысл. Роль БРИКС в условиях мировой экономики не менее оправдана.

Роль ШОС и БРИКС

Структура ШОС включает Россию и Китай, Казахстан и Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. В ближайшее время тандем планируется пополнить Индией и Пакистаном. По словам правительства России, именно это объединение позволит решить целый ряд актуальных отечественных проблем. Представительство Китая прекрасно понимает ситуацию в стране, так как само испытывает неудобства из-за санкций со стороны Америки и Европы. Введенные еще в 1989 году ограничения сняты только частично.

Цель БРИКС, в которую входят Россия и Китай, Бразилия и Индия, Южная Африка, - это движение вперед. Аббревиатура образована от английского сокращения BRICS - первые буквы входящих в (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Экономический потенциал этих стран весьма высок, так как им принадлежит половина мирового производства. О доминировании на мировом рынке, по словам представителей организаций, речь и вовсе не идет. Вопрос объединений затрагивает только тему полной независимости от Европы и Америки.

Прогнозисты говорят о том, что уже в ближайшем будущем ШОС и которых дана выше, значительно потеснят мировую экономическую элиту благодаря богатым природным ресурсам, мощной производственной базе и развитому сельскому хозяйству. Сюда же стоит добавить хороший

Структура ШОС

Шанхайская организация сотрудничества управляется советом которые в нее входят. Любые решения принимаются в рамках саммитов, проводимых ежегодно на территории одной из стран-участниц объединения. В этом году саммит ШОС и БРИКС будет проведен в июне в Уфе. На конференции будут обсуждаться вопросы многостороннего сотрудничества. В планах совета - утверждение бюджета и налаживание отношений с другими международными объединениями. Исполнительным органом объединения выступает секретариат. Один из постоянно действующих органов - это РАТС в Ташкенте, решающий антитеррористические задачи.

Немного из истории БРИКС

В БРИКС входят пять стран, которые относятся к категории новых индустриальных. Для них свойственны не только мощные, но и стремительно развивающиеся экономики, активное влияние на региональные и глобальные рынки. Каждый из участников объединения является членом G-20. Уже к 2013 году общий ВВП стран достиг показателя в 16,039 триллиона долларов. Первый саммит BRICS, страны которого способны оказывать влияние на экономику, стал причиной падения доллара, так как главы государств затронули вопрос создания единой стабильной и предсказуемой валюты. Объединение поощряет коммерческое и политическое, культурное сотрудничество между народами. Более того, сегодня страны-участницы союза предпринимают активные действия по созданию своего собственного финансового института, который бы смог составить достойную конкуренцию западному.

Экономическое сотрудничество

Объединения ШОС и БРИКС, расшифровка которых говорит о том, что в них входят страны с большим потенциалом, подписали рамочное соглашение. Его цель - это улучшение продуктивности экономического партнерства. Еще в 2004 году было подписано соглашение о формировании зоны свободной торговли, что в значительной мере сбалансировало поток грузов в регионах.

В 2005 году страны-участницы групп договорились о проведении совместных проектов в области нефтегазового сегмента, рационального распределения и запасов углерода. С целью финансирования совместной деятельности был сформирован Межбанковский совет.

Каждый саммит ШОС и БРИКС приносит хорошие результаты и предвещает глобальные изменения. Так, в 2009 году со стороны представителей Китая поступило предложении о предоставлении 10 миллиардов долларов странам-партнерам на активное развитие, что позволило в условиях царившего в то время мирового кризиса поддержать их экономику.

Отношения с Западом

По мнению СМИ и многих мировых экспертов, именно ШОС и БРИКС в первую очередь должны составить достойную конкуренцию не только Америке, но и НАТО. Это позволит избежать ряда конфликтов, которые могли бы открыть путь США в экономику государств, которые граничат с Китаем и Россией. Представители объединений активно отслеживают ситуацию на мировой арене. Несмотря на полное отсутствие открытой критики в сторону Америки в целом и Вашингтона в частности, на саммитах часто обсуждаются проблемы данной категории. К примеру, в 2005 году активно поднимался вопрос нахождения американских военных на территории Узбекистана и Кыргызстана. ШОС попросила США установить четкие сроки вывода войск с территории стран - участниц объединения. Более того, было простимулировано закрытие авиабазы К-2.

Государства БРИКС

Страны-действующие члены БРИКС занимают позиции лидирующих и активно развивающихся рынков мира. Основной интерес вызывают Индия, Бразилия и Китай. В ближайшее пятилетие их значение только возрастет. Такие государства, как Индонезия и ЮАР, являются потенциальными кандидатами на вступление в объединение. Основные приоритеты, которые ставят перед собой страны-участницы альянса - это не снижение издержек по производству, а формирование материальной базы, которая должна простимулировать долгосрочный успех на рынках государств. Волонтеры ШОС и БРИКС принимают активное участие в исследовательских работах и в аналитике с целью сделать партнерство еще более плодотворным.

Банк развития - переворот в глобальной экономике

Вот уже на протяжении многих лет объединения ШОС и БРИКС, расшифровка которых говорит о том, что они отстаивают свои интересы перед Западом, нацелены на создание единого финансового института. В связи с ситуацией, сложившейся в мире в 2014-2015 годах, это направление партнерства активизировалось. Проект, который начинался еще в 2009 году, исходя из имеющихся факторов, наконец-то подходит к своему логическому завершению. Банк развития уже утвержден. Более того, решены многочисленные вопросы: выбрано руководство, определен вклад в финансовый институт со стороны всех стран-участниц, определено место расположения организации и ее первой штаб-квартиры. На данный момент ведется активное наполнение структуры представителями каждого из государств - участников объединения. Страны ШОС и БРИКС, список которых весьма ограничен, активно настроены в данном вопросе. На повестке дня остались второстепенные задачи, в частности относительно права участия в финансовом институте государств, которые не входят в структуру объединений. Приоритет отдается минимуму бюрократических процессов для максимально ускоренной процедуры рассмотрения и принятия инвестиционных проектов. Если замысел удастся реализовать, мировые рынки будут кардинально изменены.

БРИКС — объединение пяти стран, которые можно условно назвать быстроразвивающимися . В объединение входит Бразилия, Китай, Россия, Индия и Южно-Африканская Республика. Этой организации десять лет. Ежегодно проводятся саммиты, где страны-участники объединения обсуждают различные аспекты финансового сотрудничества и взаимодействия. Также решаются вопросы глобализации, экологической безопасности и взаимопомощи.

Пять стран можно выразить и в более точных формулировках — это четверть суши и более 42% населения всего мира. Общий ВВП составляет 15,44 триллиона долларов. Также каждый член этого объединения обладает колоссальными запасами энергоресурсов, и участвует в движении мирового рынка.

Статистика стран БРИКС

Для Бразилии это сельское хозяйство, данная отрасль здесь доставляет около трети от внутреннего валового продукта. Россия владеет природными ресурсами и занимает 1/5 от общей статистики по природопользованию и энерготорговле.

Индия занимает серьезную долю сельскохозяйственного рынка, а также рынка чая и специй. Китай обладает масштабными трудовыми ресурсами, в ЮАР огромные запасы полезных ископаемых — более 90% мирового запаса марганца, около 60% запаса хрома, более 52% запаса золота и до 1/5 общего мирового запаса алмазов.

Как проходят саммиты

Саммиты нужны для непосредственного взаимодействия между странами-участницами. Основные вопросы, которые поднимаются в ходе ежегодных саммитов:

Саммит стран БРИКС

  • финансовое взаимодействие и взаимопомощь;
  • технический прогресс и обмен научными достижениями
  • культурное развитие;
  • политический ориентир.

Если оценивать страны БРИКС в сравнении друг с другом, то получится, что каждая из них обладает неповторимым уровнем социального, научного и технического развития. Однако, развивающая в ускоренном темпе экономика объединяет эти государства. Основной задачей БРИКС ставит для себя преодоление всемирного финансового кризиса, улучшение уровня жизни своих граждан и развитие высоких технологий.

Банк развития

Как известно, когда государству требуются дотации извне, оно обращается в МВФ или Всемирный банк. Страны БРИКС хотят отказаться от этой традиции и при необходимости пользоваться услугами БАНКА РАЗВИТИЯ БРИКС — эта организация нужна для финансирования инфраструктурных и глобализационных проектов объединения . Банк БРИКС начал работать с 2016 года. Тщательно продуманная структура финансового взаимодействия упростит расчеты между собой, а также облегчит условия взаимного кредитования, что поможет существенно снизить привязку валюты к доллару и евро.

ШОС — Шанхайская организация сотрудничества, международное объединение, появившееся 15 лет назад.

В настоящее время в ШОС участвуют такие страны, как Киргизия, Казахстан, Россия, КНР, Узбекистан, Таджикистан. ШОС партнерствует с такими союзами, как ООН, СНГ, АСЕАН и ОДКБ.

В качестве основных задач организации заявлено укрепление взаимного доброго соседства между участниками, поддержка мирного сотрудничества, борьба с терроризмом. Особое внимание уделяется региональной работе в Восточном полушарии.

Перспективы

Прошедший форум был озаглавлен также и предложением России создать Энергетический союз БРИКС. Владимир Путин активно поддерживает инициативу создания энергетического союза. На форуме БРИКС президент отметил, что энергетическая ассоциация и крупнейший в мире центр энергетических исследований помогут выявить проблемы конкуренции, а также позволят отладить систему регулирования антимонопольной политики. Российские компании интересуются ростом сотрудничества и его перспективами.


Также Путин на саммите БРИКС предложил проработать «дорожные карты» для проектов по инвестициям.

Инвестиционные проекты БРИКС

Страны БРИКС в перспективе могут стать самым емким рынком в мире. Институционализация БРИКС приводит к усилению взаимодействия среди участников, наиболее перспективное направление взаимодействия — инвестиционное сотрудничество. Для того, чтоб усилить это взаимодействие, БРИКС требуется пойти на серьезные и ответственные шаги.

  • Прежде всего необходимо определить максимальный приоритет для инвестиций. Среди предложений — нанотехнологии, оборонные проекты, социальные программы.
  • Затем нужно сформировать систему двусторонних приоритетов. Потребуются стимулы для взаимных инвестиций и обеспечение бесперебойного сотрудничества в выделенных сферах.
  • Следующий шаг — координация действий в обоюдном сотрудничестве в вопросах инвестиций. Потребуется расширить количество двусторонних и многосторонних инвестиционных кампаний.
  • Каждый инвестиционный контракт планируется поддерживать научной, промышленной и технологической кооперацией.
  • Помимо всего прочего, на саммите БРИКС прозвучала интересная идея. Лидеры государств БРИКС готовы рассмотреть формирование «окна возможностей» — так называется международное инвестирование предприятий среднего и малого бизнеса, которые будут в свою очередь вовлечены в процесс реализации серьезных партнерских программ.

Приоритетные области сотрудничества

В ходе определения приоритетных сфер для инвестиционного партнерства рассматриваются как обычные виды производств, так и новые современные технологии, которые позволяют на разных уровнях модернизировать экономическую систему стран БРИКС. В качестве новых направлений деятельности рассматриваются следующие сферы:

  1. выработка углеводородного топлива, а также транспортировка этого топлива и переработка;
  2. электроэнергетические проекты, в сочетании с альтернативной и атомной энергетикой;
  3. современное производство химической продукции, применимой в сельском хозяйстве;
  4. машиностроение — автомобили, суда, железнодорожный транспорт, авиация;
  5. развитие фармацевтической промышленности (как показал опыт Индии, развитие фармацевтической промышленности и вывод ее на принципиально новый уровень позволяет существенно усилить собственный ВВП);
  6. разработки, связанные с применением и освоением космических пространств;
  7. оборонные проекты.

По словам участников БРИКС, в 2020 году перечень приоритетных направлений будет составлен вторично, возможны расширения в результате новых договоров и совместных проектов. Также перечень планируется детализировать и адаптировать для совместных программ реализации. Основным акцентом подобных программ станут конкретные программы для воплощения с гарантированной эффективностью.

Национальный комитет по исследованию

Национальный комитет по исследованию БРИКС

Национальный комитет существует на протяжении пяти лет — он создан для того, чтоб реализовать план договоренностей, утвержденный Медведевым на саммите БРИКС. Главная роль комитета — исследование значения стран-участниц БРИКС на общую геополитическую обстановку и процесс глобализации. Комитет должен участвовать в создании общего информационного поля между разными странами и объединять их научные изыскания и исследования.

Не так давно был подписан меморандум о взаимопонимании в сфере энергосбережения в странах БРИКС. Данный меморандум закрепляет ориентир на сохранение сотрудничества в сфере энергосбережения и обозначает основные принципы равенства. Также меморандум позволил признать роль и значение энергосбережения для экономического развития.

Новый этап сотрудничества

В январе 2017 года было заключено соглашение, которое способно принести миллиарды долларов. Суть соглашения касается атомной энергетики. Также затронуты вопросы выработки месторождений и поставок оборонной промышленности. Соглашение заключено между Индией и Россией. Президент России подчеркнул, что это повлияет и на визовый режим между нашими странами — бизнесмены смогут пользоваться упрощенными правилами получения деловых виз.

Заключение соглашения между Индией и Россией

Отношения Индии и России в рамках БРИКС развиваются равномерно по разным направлениям — согласие достигнуто и по политическим задачам, и в экономической сфере, и даже в гуманитарных вопросах. Лидеры обеих стран акцентируют внимание на том, что их усилия на внешней политической арене скоординированы. Нынешняя экономическая ситуация в мире требует особых усилий.

Совместное решение международных задач является стратегически верным — союз России и Индии позволяет сочетать политические мощности. Ввиду экономической ситуации существенно снизился товарооборот, и обе стороны готовы пойти навстречу друг другу для того, чтоб оживить деловые связи.

Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нейлом (англ. Jim O"Neill), аналитиком Goldman Sachs в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks - «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

Goldman Sachs не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз . Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние`». Один из недавних признаков - саммит министров иностранных дел стран в 2008 года в Екатеринбурге , а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.

Страны-участницы

Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

  • Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;
  • Россия - крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;
  • Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы;
  • Китай - обладатель дешёвых трудовых ресурсов;
  • Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста. В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

Потенциал БРИК

Goldman Sachs утверждает, что экономический потенциал Бразилии , России , Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом О’Нейлом, глобальным экономистом в Goldman Sachs. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.

Однако Goldman Sachs не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества - главным образом ради влияния на положение в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США - такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

Показатели БРИК

На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд человек) и 14,6 % мирового ВВП . Бразилия , Россия, Индия и Китай производят около 40 % пшеницы (свыше 260 млн т), 50 % свинины (более 50 млн т), более 30 % мяса птицы (свыше 30 млн т), 30 % говядины (около 20 млн т) от общемирового показателя. В странах БРИК сосредоточено 32 % (0,5 млрд га) общемировых пахотных земель. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы.

«The Economist» издаёт ежегодные таблицы социально-экономической национальной статистики в своём «Карманном мире в цифрах» (англ. Pocket World in Figures). Прогнозирование мирового ранжирования стран БРИК и экономических систем в соответствии с разными категориями создаёт камень преткновения для понимания общего в экономических основах БРИК. Экономические аргументы дают возможность причислить к БРИК, например, Мексику, тогда как включение ЮАР в эту группу необосновано. Работа Goldman Sachs, опубликованная в декабре 2005, объяснила, почему Мексика не была включена в оригинальный БРИК. Согласно работе, среди взятых во внимание стран только у Мексики и, возможно, у Кореи есть потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но эти страны обладают экономиками, которые основатели БРИК решили исключить первоначально, потому что они рассматривались как более развитые; Мексика становится шестой по величине экономикой, заняв позицию перед Россией .

Страны БРИКС лидируют по доле в мировой экономике

Взяв долю в мировом ВВП по ППС стран G20 с сайта МВФ, получается следующая картина: если в начале 1990-х страны G7 давали около половины мирового ВВП, то в 2018 г - лишь 30%, причём БРИКС их уже в этом опережает.

Однако всё это в первую очередь благодаря Китаю и Индии. Китай уже может тягаться не только с другими странами, но и с объединениями стран.

Хронология событий

2019

Россия намерена создать свою криптовалюту со странами БРИКС

15 ноября 2019 года стало известно, что Россия и страны-участники группы БРИКС могут разработать единую платежную систему на основе специальной криптовалюты . Об этом сообщил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев .

Развитие национальных сегментов платежных систем и их устойчивая интеграция выступают важным фактором экономического партнерства между странами БРИКС в условиях возрастающих нерыночных рисков глобальной платежной инфраструктуры. РФПИ в качестве председателя рабочей группы по финансовым услугам делового совета БРИКС участвовал в обсуждении возможности использования единой криптовалюты для осуществления расчетов между странами-членами. Подобные расчеты должны осуществляться через платежную систему БРИКС,

сказал Кирилл Дмитриев на саммите БРИКС


Создание единой платежной системы – следствие двух причин. Страны БРИКС хотят получить удобный инструмент для быстрых расчетов друг с другом и снизить свою зависимость от валют стран, не входящих в группу.

Речь идет, в первую очередь, о долларе , национальной валюте США .


По его словам, запуск единой платежной системы в рамках группы БРИКС способен привести к стимулированию расчетов в национальных валютах стран и обеспечить стабильность этих расчетов, а также инвестиций между странами-участниками БРИКС, которые формируют свыше 20% мирового притока прямых иностранных инвестиций.


В дополнение к единой платежной системе и внутренней криптовалюте в рамках БРИКС может быть создан специальный альянс по развитию искусственного интеллекта (ИИ). Глава РФПИ отметил, что фондом получен положительный отзыв от стран-участников БРИКС на идею по созданию такого альянса.

Прежде, чем приступить к использованию единой криптовалюты стран-участников БРИКС, Россия должна сформировать законодательную базу, регулирующую использование виртуальных денег на своей территории. По состоянию на 15 ноября 2019 г. свод российских законов не включал ни единого пункта, определяющего правила взаимодействия с криптой .

Россия создала цифровую платформу для обмена данными между учёными в БРИКС

21 сентября 2019 года стало о создании в России цифровую платформу, которую другие страны БРИКС (Бразилия , Индия , Китай , ЮАР) будут использовать для отбора новых исследовательских проектов и создания транснациональных команд ученых. Решение обеспечит открытый обмен научными знаниями и данными о командах учёных, рассказал ТАСС первый заместитель министра образования и науки России, академик РАН Григорий Трубников .


По его словам, на основе российской цифровой платформы можно будет создавать «виртуальные распределённые исследовательские коллективы» для решения различных задач. Замминистра также подчеркнул, что использование цифровой инфраструктуры и открытых данных является новым трендом научного сообщества стран БРИКС.

В 2019 году участники БРИКС поддержали около 30 многосторонних научных проектов, а общее количество транснациональных исследовательских заявок составляет около 300.

Григорий Трубников говорит, что страны БРИКС планируют сосредоточить усилия своих ученых на разработке инновационных проектов. В то же время это не помешает БРИКС продолжать развивать фундаментальные и поисковые исследования.


В сентябре 2019 года министр финансов России Антон Силуанов заявил, что к 2030 году страны БРИКС будут занимать более половины мировой экономики.

2018: Соглашение о создании объединенной киберполиции

Главы стран БРИКС подписали в августе 2018 года в ходе прошедшего в Йоханнесбурге саммита итоговую декларацию о сотрудничестве в различных сферах. В числе прочего, в документе фигурирует пункт о создании объединенной киберполиции.

По словам члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Андрея Манойло, в подписаном документе особое внимание уделено сотрудничеству стран БРИКС в сфере обеспечения коллективной информационной безопасности , в том числе в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Создание объединенной киберполиции призвано помочь организовать противодействие актуальным киберугрозам, таким как информационный терроризм, экстремизм, а также операции информационной войны и масштабные хакерские атаки. по-прежнему остаются проблемы, связанные с обеспечением безопасности и защитой государственного суверенитета, которые в принципе невозможно решить на национальном уровне», - отметил специалист.

Предполагается, что объединенная киберполиция будет работать по принципу Интерпола и иметь наднациональный характер, однако деятельность нового правоохранительного органа будет ограничиваться странами-участницами БРИКС.

2017: Концепция безопасного функционирования и развития интернета

Россия обратилась летом 2017 года с предложением к странам БРИКС (Бразилия , Россия, .

Глава Минкомсвязи отметил, что интернет и информационные технологии сегодня стоит рассматривать, как некий инфраструктурный базис для цифровой экономики. «Все больше отраслей и домашних хозяйств переходит на те или иные цифровизированные процессы, поэтому нам важно обеспечить стабильное развитие интернета, нам важно сделать так, чтобы он надежно функционировал, чтобы никто не мог оказать какого-то влияния», – пояснил Никифоров.

Он считает, что сейчас нужно определить международный и национальный уровни регулирования цифровизации общества и зафиксировать в концепции. «Национальное законодательство в разных странах отличается, это нормально, но при этом важно понимать, что национальное законодательство в сфере регулирования тех или иных аспектов применения цифровых технологий и функционирования интерфейсов тоже может отличаться. Что-то может быть разрешено в одной стране и запрещено в другой. Нужно к этому относиться с уважением», – подчеркнул он.

Никифоров, выражая беспокойство по поводу существующей в мире монополии на информационные платформы, отметил: «Мы считаем, что цифровая экономика невозможна без единого доверительного отношения в информационном пространстве, а это невозможно сделать без того, что мы на настоящих нормах международного права, не каких-то выдуманных соглашениях, а прямо на основе международного права, прямо в ООН должны утвердить вот эти подходы. Должны быть некие понятные и прозрачные международные правила, в рамках которых определено, кто же что имеет право делать, как мы обеспечиваем безопасность в интернете, как мы обеспечиваем безопасность персональных данных наших граждан, как мы управляем критической инфраструктурой, чтобы никто не мог какие-то помехи внести в работу. И сегодня нет ни одного международного документа, который как-то это определял».
mob_info