Что такое средняя квалификация. Определение и повышение квалификации работника согласно законодательству

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям - практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий :

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например , если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться , в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.

Что такое квалификация по диплому

Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

  1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
  2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
  3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.

Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.

Пример квалификации в дипломе

В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

  • прикладной бакалавр экономики;
  • менеджмента;
  • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

  • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • экономист – «экономическая безопасность»;
  • провизор – «фармация»;
  • юрист – « »;
  • художник-постановщик театра – «сценография».

Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

Во многих сферах жизни часто можно услышать про наличие или отсутствие какой-либо квалификации. Из статьи можно узнать, что квалификация - это понятие очень широкое и даже его термин имеет два основных перевода.

Значение понятия

С английского языка термин переводится как «качество», что означает степень проявляемых достоинств. В более древнем переводе (с латинского) слово "квалификация" - это сочетание слов «какой» и «делать». Иначе говоря, насколько хорошо то, что делается.

В зависимости от области применения, термин означает оценку степени качества или же предусмотренные уровни.

Типы квалификации

Квалификация - это довольно обширное понятие. Существуют различные ее типы, выделяемые в зависимости от сферы применения:

  • в образовании это - уровень подготовки тех, кто закончил учебное заведение (среднее или высшее);
  • в трудовых отношениях - уровень проявления профессиональных качеств, степень пригодности к определенным требованиям;
  • в спорте - предварительные (отборочные) соревнования;
  • в уголовном праве - оценка конкретного общественно-опасного действия.

Помимо разделения по сфере применения, различают квалификацию работника и работы.

Квалификация работника

Для работника квалификация - это степень его обученности в профессиональном смысле. Другими словами, это уровень его подготовки, наличие опыта, теоретических и практических навыков для выполнения определенного вида деятельности. Чаще всего квалификация устанавливается в виде категории или разряда.

Работник имеет право пройти курсы повышения квалификации и получить после этого более высокую категорию или разряд. От этого повысится и его заработная плата. Но если сотрудник не сможет подтвердить имеющуюся категорию, работодатель будет иметь право понизить ее и даже разорвать трудовой договор.

Процедура определения уровня подготовки профессионала имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Они прописаны в трудовом законодательстве.

Квалификация работы

Данная характеристика устанавливается в зависимости от степени сложности, ответственности работника во время выполнения трудовых обязанностей. Определяется она соответственно с существующими записями о тарифно-квалификационных разрядах, которые относятся к конкретной специализации.

Что такое квалификация работы и почему она важна? Ею пользуются при установлении тарифных ставок и окладов, от которых начисляется заработная плата. Простыми словами, от квалификации зависит оплата труда.

Профессиональная квалификация

Так называют профессиональную подготовку работника, которому предстоит выполнять определенный вид деятельности. Работа требует той или иной квалификации, определяемой в зависимости от ее предполагаемой сложности и необходимого качества выполнения.

Чаще всего существуют следующие ступени:

  • начальное профессиональное образование позволяет быть рабочим;
  • среднее образование - техником;
  • высшее - специалистом.

Среди рабочих специальностей существует 6 разрядов, которые прописаны в специальной сетке. Как правило, профессиональные училища выпускают рабочих 3-4 разряда.

Для педагогов существует своя сетка. Так после окончания высшего учебного заведения педагог вступает в должность специалистом и работает без категории. Далее он может повысить ее до 2-й, 1-й, высшей. Последней квалификационной ступенью в педагогике является категория учитель-методист.

У служащих своя сетка. Она состоит из 18-ти разрядов.

Не стоит забывать, что в реальных условиях труда квалификация по сетке не всегда соответствует настоящему мастерству. Помимо повышения квалификации, у работника должно присутствовать чувство ответственности, профессионального долга, гражданская зрелость.

В современных условиях особое внимание уделяется уровню компетентности работника. И это неудивительно, ведь каждая компания желает видеть в своих рядах профессионалов, которые будут своим трудом служить на пользу организации. Квалификация работника - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы. Уровень подготовки очень важен при приёме на работу. Каждый работодатель ищет лучшего сотрудника в свою компанию, и поэтому квалификация в настоящее время выходит на первый план.

Образовательный процесс

Современная жизнь такова, что каждый человек, который хочет устроиться на хорошую работу и прилично зарабатывать, должен получить образование: высшее или среднее специальное. После окончания учебного заведения студент получает диплом, но это не значит, что он теперь является квалифицированным работником. Свидетельство о получении образования - уровень знаний. Квалификация работника - это, прежде всего, опыт.

Но где его взять? Во многих заведениях студентов старших курсов отправляют на практику, чтобы они смогли узнать немного о профессии не только в теоретическом плане. Далее вся ответственность ложится на плечи самого человека: его квалификация будет зависеть от личностных качеств.

Каждый студент обладает разным уровнем знаний и умений, поэтому при приёме на работу работодатель проводит личное интервью с целью выяснить, подходит ему в качестве работника тот или иной человек. Квалификация работников образования определяет уровень подготовки бывших школьников, поэтому работодатель выбирает себе сотрудников из лучших вузов страны.

Научные степени квалификации

Сейчас в России действует новая система деления выпускников. Ранее все были специалистами, а в данный момент появились бакалавр и магистр. По поводу данной системы мнения разделились: одни считают её провалом, другие, наоборот, - лучшей. Такую степень квалификации, как бакалавр, может получить студент, обучающийся 4 года, специалистам необходимо получать знания в течение 5 лет.

Если же человек намерен стать учёным, для начала необходимо получить научную степень магистра. Для этого нужно провести в учебном заведении 6 лет. Квалификация педагогических работников оказывает огромное влияние на уровень образования студентов. Профессора и доценты способны научить студентов их специальности, тем самым подготовив для страны грамотных экспертов.

По окончании учебного заведения каждый студент обязан написать выпускную дипломную работу, по результатам которой ему будет присвоена квалификация. Данный труд определит теоретические и практические знания учащегося, а также уровень его навыков.

Уровни квалификации

Качество рабочей силы в нашей стране определяется с помощью квалификационных разрядов. Они присваиваются рабочим по результатам решения аттестационной комиссии. На заводах у промышленных работников есть разряд. Всего их насчитывается 6 видов, первый - самый низкий, а шестой - самый высокий.

Институт повышения квалификации работников делит их на категории. От этого напрямую зависит оклад сотрудника. Он определяется с помощью тарифных ставок. У инженера они распределены от 0 до 1. Это те значения, на которые умножается оклад в зависимости от категории работника. У инженеров степень разряда определяется наоборот: первый - самый высокий, второй - менее квалифицированный и т. д.

У каждого работника есть своя должностная инструкция, где чётко расписаны его права и обязанности. К ней прилагается список квалификационных требований, которые представляют собой знания и умения сотрудника. Они необходимы для успешного выполнения работы.

Профессиональная квалификация работника не вызывает сомнений, если он всё делает качественно. Такой персонал руководители ценят, и стремятся улучшить условия труда. В случае каких-либо споров, мнение квалифицированных работников является определяющим.

Группы в соответствии с квалификацией

Для определения уровня знаний того или иного человека существует специальная единая тарифная сетка. В связи с этим выделяют четыре основные группы работников исходя из уровня квалификации:

  1. Неквалифицированные (разнорабочие). Такие сотрудники не обладают специальными знаниями, в большинстве случаев имеют среднее специальное образование. Часто занимают низкие должности, вроде уборщика, грузчика и т. д.
  2. Малоквалифицированные. Такие работники обучались примерно месяц, могут выполнять несложные задачи.
  3. Квалифицированные. Проходят обучение в течение 1-2 лет, также являются практикующими специалистами. Выполняют работы сложного уровня, некоторые способны руководить группой людей.
  4. Высококвалифицированные. Такие работники имеют высшее образование, большой практический опыт, часто занимают руководящие должности.

Повышение квалификации медицинских работников, сотрудников сферы образования особенно актуально в наше время. Ведь от них зависит два главных фактора в жизни: здоровье и уровень знаний.

Виды повышения квалификации

Этот вид обучения персонала довольно популярен, ведь совершенствование знаний и умений пойдёт на пользу не только работнику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников образования и других сфер деятельности бывает краткосрочным, средним и длительным.

Краткосрочное обучение занимает не более 72 часов и проводится обычно по месту работы. Высококвалифицированные сотрудники делятся с новичками своими знаниями. После этого учащиеся сдают экзамен, в случае успешного результата им выдаются свидетельства о повышении квалификации.

Среднее по длительности обучение проводится от 72 до 100 часов. Оно актуально, если компания внедряет новые технологии или меняет сферу деятельности. Повышение квалификации такого вида проводится в виде тренингов или семинаров.

Длительное обучение эффективно для опытных сотрудников, которым необходимо получить новые знания для выполнения практических задач. Такое повышение квалификации может проводиться и с отрывом от производства. Иногда работников отправляют в другой город, но при этом сохраняется должность и зарплата сотрудника.

Особенности повышения квалификации

У каждой профессии есть свои отличительные черты. Если говорить о государственных работников, то можно отметить их деление на руководителей, помощников и советников. Также в соответствующих органах есть и обслуживающий персонал, который выполняет простейшие задачи.

Существует также деление должностей по группам, вроде младших, старших, ведущих и высших. Но не везде это актуально. Повышение квалификации педагогических работников направлено на изучение учителем современных технологий. Кроме этого, необходимо успешно применять знания на практике и иметь положительный результат работы. Только в этом случае преподаватель может получить высшую категорию.

Институт повышения квалификации работников образования предполагает серьёзную подготовку для учителей, ведь обучение на данный момент является неотъемлемой частью жизни людей. Требовательность к педагогам обусловлено желанием повышения уровня знаний учеников.

Проблема студентов

Работодатели ценят высококвалифицированных работников, которые имеют за плечами большой опыт и знают всё о профессии. Но как быть вчерашним студентам? Ведь понятно, что компания выберет себе в качестве сотрудника более опытного представителя. В настоящее время мало организаций, которые готовы дать шанс молодым, но что же делать?

Если студент хочет добиться высокого положения и стать профессионалом в своём деле, сначала придётся работать на низких должностях. Желательно на последних курсах начать трудиться в качестве лаборанта или помощника менеджера, чтобы освоить практическую часть специальности. В современных реалиях осень важно знание иностранного языка. Практически во всех сферах требуется умение разговаривать по-английски. Главное - цепляться за все возможности повышения квалификации, ведь от этого зависит компетентность специалиста.

Подготовка кадров

Первоначальная подготовка осуществляется в учебных заведениях: институтах, колледжах и т. д. Будущие руководители должны иметь высшее образование, для рабочих хватает и среднего специального. Квалификация работника - это уровень подготовки, необходимый для выполнения обязанностей. Для её приобретения сотрудник обучается всегда и везде.

Новые работники часто слышат фразу: «забудь то, чему тебя учили в институте». Конечно, делать этого не стоит, но дело в том, что в большинстве случаев теория и практика значительно разнятся между собой. Поэтому работодатели вынуждены проводить обучение на производстве, чтобы новичок понял, что от него требуют. Кроме практики, в организации рассказывают свою теорию, тем самым подготавливая сотрудников к работе.

Переподготовка кадров

Данный вид обучения актуален для рабочих, которые осваивают новую специальность. По сути, между подготовкой и переподготовкой нет принципиальной разницы. Обучение может проводиться как на территории предприятия, так и на выезде. Особенности переподготовки работников:

  • Она необходима в случае планового продвижения кадров: человек осваивает, например, руководящую должность, так как до этого никогда её не занимал.
  • Этот вид обучения характерен тем, что происходит изучение второй профессии. То есть человек будет компетентен уже в двух специальностях.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников, педагогов и представителей других профессий положительно влияет на уровень образования в стране. Ведь чем больше квалифицированных специалистов, тем качественнее их услуги.

Заключение

Делая вывод, необходимо отметить, что роль обучения возрастает с каждым днём. Квалификация работника - это степень его компетентности в конкретной профессии. Система образования России позволяет людям вырастать из обычных студентов в востребованных специалистов. Упорная работа над собой и постоянное самосовершенствование способны из любого самого рядового работника сделать профессионала своего дела.

Знания, умения, опыт и практика формируют степень квалификации работника - степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения конкретных трудовых функций. Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Квалификация работы представляет собой совокупность требований к тому, кто должен исполнять данную работу, а также степень ее сложности, точности и ответственности. Квалификация работника представляет собой совокупность приобретенных человеком профессиональных качеств. Необходимо, чтобы квалификация работ и работников соответствовали друг другу.

Квалификация работника определяется такими факторами, как уровень общих и специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, необходимый для успешного освоения профессии. Квалификация работнику присваивается по результатам обучения в образовательных учреждениях, на учебных курсах, как правило, специальной аттестационной комиссией на основе всесторонней проверки знаний и опыта. Квалификация подтверждается разнообразными документами: дипломы, удостоверения, свидетельства и др. Обычно квалификация работника определяется его разрядом, категорией в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих даются по разрядам и состоят из разделов:

Характеристика работ - перечень трудовых навыков, которыми должен обладать рабочий для получения соответствующего выполняемой работе разряда;

Должен уметь - минимум специальных знаний и навыков, требующихся для работы по данному разряду;

Примеры работы - перечень наиболее типичных для данной профессии и данного тарифного разряда работ.

По степени квалификации рабочих принято разделять на следующие группы :

1. Высококвалифицированные рабочие, окончившие ПТУ и средние специальные учебные заведения со сроком обучения 2- 4 года.

2. Квалифицированные рабочие, окончившие средние ПТУ, технические училища, обычные ПТУ или прошедшие производственное обучение на предприятиях в течение 6-24 месяцев.

3. Малоквалифицированные рабочие, прошедшие производственную подготовку в течение 2-5 месяцев.

4. Неквалифицированные рабочие, прошедшие практическое обучение или инструктаж на рабочих местах в течение нескольких недель.

Статистика позволяет рассчитывать ряд количественных показателей, характеризующих квалификацию персонала предприятия.

Одним из наиболее простых показателей квалификации персонала является средний тарифный разряд, который определяется по формуле средней арифметической взвешенной следующим образом :

где Тр i i- ый тарифный разряд;

Чр i – численность рабочих с i- ым тарифным разрядом.

Средний тарифный разряд работ, выполняемых на предприятии, вычисляется по формуле:

где Тр i i- ый тарифный разряд;

Vр i – объем работ, требующих привлечения рабочих с i- ым тарифным разрядом.

В ходе статистического анализа изучается соответствие уровня квалификации рабочих уровню сложности выполняемых работ на рабочих местах. Для этого по указанным формулам определяется средний тарифный разряд рабочих и средний тарифный разряд работ. Если рассчитанный средний тарифный разряд рабочих окажется ниже запланированного среднего тарифного разряда, либо ниже среднего тарифного разряда работ, то последствием такой ситуации окажется снижение качества выпускаемой продукции. Если средний тарифный разряд рабочих будет больше среднего тарифного разряда работ, то окажется, что квалифицированные рабочие используются на работах, не соответствующих их квалификации и им необходимо будет производить доплату за работу на местах с низкой квалификацией работ. .

Средний тарифный разряд как показатель сложности труда имеет недостатки, затрудняющие его сравнение по отраслям, так как в разных отраслях одни и те же тарифные разряды могут присваиваются рабочим, занятым на работах с разным уровнем сложности. При изучении динамики среднего тарифного разряда следует помнить о том, что технический прогресс меняет уровень требований к одному и тому же разряду соответствующей профессии.

Показатели среднего тарифного разряда могут быть дополнены рядом других показателей, характеризующих квалификацию персонала.

1. Коэффициент квалификации работников Ккв определяют по формуле :

где n об - число работников, имеющих необходимое образование;

n оп - число работников, имеющих необходимый опыт;

N - общее число работников.

2. Коэффициент использования квалификации работников :

3. Коэффициент специализации работников, определяемый по формуле :

4. Коэффициент стажа работы в организации :

Ряд специалистов предлагают иные показатели, с помощью которых можно оценить квалификацию персонала. Так, например, В.Т. Шишмаков и С.В. Шишмаков полагают, что для того, чтобы оценить квалификацию, нужно определить параметры или ее составляющие, по которым будет производиться оценка. К их числу можно отнести :

Наличие высшего или среднеспециального образования;

Опыт работы в годах по определенной специальности;

Прохождение обучающих курсов, семинаров, стажировок и других программ, повышающих квалификацию сотрудника.

Все три составляющие вместе дают представление о квалификации.

Где Кв - коэффициент квалификации,

Чо - количество работников с высшим и среднеспециальным образованием;

Чс - количество работников со стажем работы не ниже указанного в должностной инструкции;

Чк - количество работников, прошедших повышение квалификации за определенный период;

Чобщ - общее количество сотрудников в службе.

Числовые параметры в формуле 0,42; 0,36; 0,22 - коэффициенты значимости соответственно квалификации, стажа работы сотрудников и периодичность повышения их квалификации в росте производительности труда. Коэффициенты значимости рассчитаны авторами на основе экспертных оценок руководителей и специалистов более чем ста предприятий.

Хмелева Г.А. и Хмелева Е.М. для оценки уровня квалификации предлагают использовать коэффициент квалификации Кк . Данный коэффициент для разных категорий персонала предприятия рассчитывается по-разному. Так, для категории рабочих его можно рассчитать как отношение среднего разряда рабочих на предприятии к максимальному разряду :

Кк р = R ср / R max ,

где Кк р - коэффициент квалификации рабочих;

R ср - средний разряд рабочих в целом по предприятию;

R max - максимальный разряд для рабочих.

Если на разных участках максимальный разряд имеет различное значение, то берется среднее значение максимального разряда.

Для служащих необходимым условием повышения квалификации является участие в семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации с последующим внедрением результатов в текущий процесс. Поэтому характеристикой квалификации служащих (управленческого и обслуживающего персонала, а также основного, если эта организация оказывает услуги) может служить коэффициент квалификации, определяемый как отношения количества сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации, стажировки, участвующих в семинарах, тренингах по специальности к общей численности сотрудников. Формула расчета коэффициента квалификации для служащих будет иметь вид:

Kк с = N к / N ,

где Kк с - коэффициент квалификации служащих;

N к - количество сотрудников, повысивших свою квалификацию за последний год;

N - общая численность сотрудников (чел.).

На производственных предприятиях коэффициент квалификации рассчитывается как сумма коэффициента квалификации рабочих и коэффициента квалификации сотрудников. Для предприятия, оказывающего услуги, расчет следует вести только по формуле расчета коэффициента квалификации служащих.

Ильин А.И. предлагает использовать для оценки использования квалификации рабочих коэффициент использования квалификации, определяемый по формуле :

где Р р – средний разряд рабочих в подразделении;

Р с – средний разряд выполняемых ими работ.

Еще один подход к определению уровня квалификации персонала – расчет коэффициента квалификации по формуле :

К кв = 0,4К об + 0,3К оп + 0,2К пов.кв +0,1К сов ,

Где К об – доля работников в общей численности, имеющих высшее и среднее специальное образование;

К оп - доля работников в общей численности, имеющих стаж работы в организации более 5 лет;

К пов.кв - доля работников в общей численности, повысивших квалификацию в отчетный период;

К сов - доля работников в общей численности, совмещающих профессии.

В таблице 3 представлены сведения о квалификации рабочих и выполняемых ими работ. Определим средний тарифный разряд рабочих и работ.

Таблица 3

Сведения о выполняемых работах

Средний тарифный разряд рабочих равен:

(500*3 + 580*4) / (500 + 580) = 3820 / 1080 = 3,5.

Средний тарифный разряд работ равен:

(110*2 + 450*3 + 490*4 + 30*5) / (110 + 450 + 490 + 30) = 3680 /1080 = 3,4.

Получаем по расчету, что средний тарифный разряд рабочих выше среднего разряда работ, выполняемых ими.

Коэффициент использования квалификации по Ильину равен:

К ик = 3,5/3,4 = 1,029.

Коэффициенты использования квалификации работников по Веснину равны:

Для рабочих 3 разряда К исп.кв = 300/500 = 0,6 или 60%.

Для рабочих 4 разряда К исп.кв = 370/580 = 0,638 или 63,8%.

По выполненным расчетам можно сделать вывод, что в целом квалификация рабочих превышает квалификацию выполняемых ими работ, однако рабочие 3 разряда выполняют только 60% работы, соответствующей их квалификации, а рабочие 4 разряда – соответственно 63,8%.

mob_info