Что унесло жизнь гарри гудини. Биография

Размер шрифта:


Уже в 1878 году семья Вайс благополучно иммигрировала в США. Именно там Эрик стал представляться окружающим американским именем Гарри. А свою новую фамилию будущий маг принял по совету своего партнёра Джейка Хаймана - большого поклонника иллюзиониста Робер-Худэна. В течение жизни Гудини пользовался и другими псевдонимами: Эрик Великий, Король карт и Эрик - принц воздуха.

С раннего детства Гудини восхищался и внимательно наблюдал за работой фокусников и магов, а свой первый самостоятельный номер он исполнил в 9-летнем возрасте. Мальчик повис на верёвке вниз головой и ресницами выдёргивал из подушечки булавки. Одно неверное движение, и он лишился бы глаза. За свой номер Гудини в тот вечер получил 35 центов. Затем он выступал на трапеции, а как-то исполнил номер «Дикарь». Его заперли в клетку, где он, нацепив шкуру льва, грыз зубами сырое мясо.

Гудини не капризничал и вкалывал в любом амплуа. Но затем он серьёзно занялся ремеслом слесаря. Зачем? Чтобы постигнуть все премудрости устройства любых типов замков. Именно эти навыки позволили Гудини стать самым известным в мире эскейположистом (цирковым артистом, демонстрирующим умение освобождаться от цепей, верёвок и т. п.). Есть сведения, что однажды Гудини умудрился выбраться из желудка кита.

Это не секрет, что ещё на ранней стадии своей карьеры Гудини заинтересовался всеми аспектами смерти, так как это привлекало внимание публики. Гарри выкупил один из первых в США электрических стульев, предназначенных для казни преступников, используя его в своих шоу. А после смерти любимой матери Гарри серьёзно занялся спиритуализмом, хотя сам же часто разоблачал спиритуалистов как мошенников и прохиндеев, зарабатывающих деньги на чувствах и горе людей.

Гудини не уставал раскрывать дешёвые фокусы спиритуалистов, доказывая общественности их меркантильность и лживость. Хотя отметим, что создатель Шерлока Холмса - Артур Конан Дойль - свято верил, что сам Гудини мог поддерживать живую связь с миром мертвецов и общаться с их душами.

Однажды Гудини познакомился с красивой мадемуазель Бесс Разнер. Роман продлился всего две недели. Затем случилась скромная свадьба, и пара уже никогда не расставалась дольше чем на день. Интересно, что всю жизнь супруги обращались друг к другу только «миссис Гудини» и «мистер Гудини». При этом стоит признать, что их чувства были искренними и глубокими. Гарри писал письма своей Бесс, когда она находилась в соседней комнате. Бесс стала бессменной ассистенткой маэстро на сцене. Супруги часто спорили, тогда Гудини покидал дом и прогуливался по улице. По возвращении он швырял свою шляпу в комнату Бесс, если шляпа прилетала назад в прихожую, это значило, что Бесс всё ещё злится. После смерти Гудини Бесс впала в глубокую депрессию и еженедельно посещала спиритуалистов, надеясь получить весточку от Гарри.

К сожалению, у этой влюблённой и преданной пары так и не родилось детей. По этому поводу ходит много разных слухов. Скорее всего, причина кроется в родном брате Гарри Леопольде Вайсе, который считался одним из первых и передовых рентгенологов Нью-Йорка. Дело в том, что Гарри часто и добровольно выступал в качестве подопытного кролика в экспериментах Леопольда. Видимо, эти эксперименты и сделали маэстро бесплодным. Однако желание иметь своих детей у пары было столь велико, что супруги придумали себе воображаемого сына, которого назвали Меер Сэмюэл. По мнению супругов Гудини, он должен был стать будущим президентом США.

В 1909 году Гарри Гудини серьёзно увлёкся авиацией. Лётному делу он обучался в Германии и, получив сертификат пилота, сам стал учить пилотированию немецких курсантов. Когда же началась Первая мировая война, Гудини горько сожалел, что сам учил летать вражеских пилотов. Кстати, он стал одним из первых лётчиков, который в одиночку пересёк на аэроплане всю Австралию.

А теперь вернёмся к утверждению американцев, что Гарри Гудини родился в США. Эту «утку» в своё время заметил сам Гудини. Он действительно любил Штаты и являлся страстным патриотом своей новой родины. В своей биографии он указал местом своего рождения город Аплтон (Висконсин). В 1917 году Гудини подал заявление о зачислении его в отряд добровольцев на войну в Европе.

К счастью, его не взяли в связи с возрастом. Тогда он отправился в Европу за свой счёт, где выступал бесплатно перед американскими солдатами. Его коронным номером в том турне стал номер «Деньги из ниоткуда». Гарри ловил доллары в воздухе и раздавал их воякам. После оказалось, что Гудини раздал американским солдатам 7 тысяч долларов из своего кармана, решив подсластить жизнь военных хотя бы таким образом. Но это не квасной патриотизм, а искренний.

При этом Гудини был чрезвычайно требовательным боссом к своим помощникам и длинноногим ассистенткам. Одной из обязанностей помощников являлось: усыпление хлороформом чрезвычайно любопытных зрителей, которым удавалось проникать за кулисы и выведывать секреты трюков Гудини. Для верности и надёжности Гудини заставлял своих работников писать клятву о лояльности и сокрытии тайн всех трюков маэстро.

Некоторые номера Гудини были чрезвычайно опасны для его жизни. Поэтому ему приходилось держать себя в изумительной физической форме и полном духовном равновесии. В доме Гудини была приспособлена специальная глубокая ванна, где Гарри тренировал задержку дыхания. К тому же во все свои вояжи маэстро брал чан, в котором тренировался. Гудини задерживал дыхание под водой на три минуты даже в 45 лет!

В каждую свободную минуту Гудини повторял и оттачивал трюки с игральными картами и ежедневно развязывал не менее сотни верёвочных узлов пальцами ног. Все, кто лично знал Гарри Гудини, сходились во мнении, что он являлся ярчайшим примером перфекциониста (человека, во всём стремящегося к совершенству). Ещё в молодости он научился владеть левой рукой и ногой не хуже, чем правыми. А этого можно достичь только путём неустанного труда и тренировок.

Современники считали Гарри Гудини сверхчеловеком, хотя в те времена это слово (superman) употребляли крайне редко и осторожно. Но всё новые трюки и невиданные номера мага и чародея не позволяли относиться к нему иначе. Никто не мог поверить в то, что мистер Гудини когда-либо умрёт. Но в ночь на Хэллоуин 1926 года (31 октября) Гарри Гудини не стало. Более таинственной даты смерти и придумать было невозможно.

Мистер Гудини умер от перитонита, который стал последствием острейшего приступа аппендицита. На похороны лучшего в мире фокусника и мага пришло более двух тысяч человеки порядка двухсот циркачей и магов. Над могилой Гудини они сломали символическую волшебную палочку, что затем стало традицией при похоронах фокусников и циркачей.

Гудини похоронили рядом с его родителями. В гроб маэстро под подушку положили письма его матери. Почти все свои вещи и имущество Гарри завещал своему брату Тео, но потребовал, чтобы после смерти брата вся атрибутика его цирковой деятельности была уничтожена. Для публичной библиотеки Конгресса США Гудини оставил пять тысяч ценных и редких книг.

Современным фокусникам импонирует, когда люди называют их магами, а над разгадками их любимых головоломок зритель годами ломает голову. Тем самым публика словно отдает должное их таланту. Однако именитый иллюзионист Гарри Гудини, чьи высказывания люди цитируют по сей день, был против таких сравнений и сам часто разоблачал шарлатанов.

Детство и юность

Эрик Вайс (настоящее имя артиста) родился 24 марта 1874 года в столице Венгрии - Будапеште, о чем свидетельствует биография иллюзиониста, в набожной еврейской семье. В июле 1878 года, когда мальчику было 4 года, Вайсы иммигрировали в США.

В Аплтон (Висконсин) глава семьи получил пост раввина. В Аплтон часто заезжал бродячий цирк, и если клоуны и звери вызывали у Эрика смех и удивление, то фокусники приводили его в восхищение.

Когда в провинциальный городок приехала труппа Джека Хефлера, друзья уговорили Эрика показать ему свое мастерство. Хефлер смотрел с интересом, но оживился лишь после фокуса, который ребенок придумал сам.

Во время исполнения номера подвешенный за ноги Эрик собирал иголки на полу бровями и веками. Хотя талантливого мальчика не пригласили в труппу, слова одобрения циркача определили его будущий путь.

В 13 лет Эрик вместе с семьей переехал в Нью-Йорк. Большой город открывал перед ним множество перспектив, но он предпочел фокусы. Часами Вайс сидел с картами, лентами, шляпами и веревками - изучал, придумывал, тренировался.

С братом Теодором он стал выступать на ярмарках, благотворительных вечерах и небольших шоу. Поначалу фокусы подростков были примитивны, но с каждым разом усложнялись и вызывали у публики удивление и аплодисменты.


Эрик видел, с каким интересом зрители смотрят на иллюзиониста, освобождающегося от пут или замков. Для изучения принципа работы замков он даже устроился подмастерьем в слесарный цех. Когда юноша сделал из проволоки отмычку, отпирающую замки, то решил, что больше ему там делать нечего.

Стоит отметить и то, что в те годы будущий иллюзионист уделял внимание не только технической стороне. С помощью упражнений парень развивал мускулатуру, гибкость суставов, выносливость и способность задерживать дыхание.

Фокусы

В 16 лет в книжной лавке Эрик купил книгу «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим», после прочтения которой парень в честь автора взял себе творческий псевдоним.

Несмотря на талант и трудолюбие, заработки парня оставляли желать лучшего. Получив небольшую известность, он явился в редакцию чикагской газеты и предложил за 20 долларов раскрыть секрет любого фокуса. Редактор пожал плечами и отказал. Это повторилось и в других газетах. Поняв, что газетчикам нужно не объяснение, а сенсация, Гудини изменил подход.


Через месяц Гудини пришел в тюрьму вместе с журналистами, чтобы продемонстрировать им новый трюк. Закованного в наручники иллюзиониста посадили в карцер, но уже через пару минут тот как ни в чем не бывало под выстрелы фотовспышек вышел из карцера.

Позже представители СМИ узнали, что ранее фокусник уже посещал тюрьму. Впечатление было смазано, и Гарри предложил репортерам проделать то же самое в любой другой камере. Во второй раз Гудини раздели, закрыли ему рот гипсовой повязкой (на случай, если он спрятал во рту отмычку), надели наручники и заперли в другой камере. Спустя минуты он уже был на свободе.


В 1894 году Гарри поссорился с редактором газеты, которая печатала о нем статьи. В то время он как раз придумал трюк «Метаморфоза». Гарри завязывали руки за спиной, накидывали сверху мешок, обвязывали веревкой и помещали в деревянный ящик с замками.

После того как ящик скрывался за занавеской, за нее уходила и ассистентка иллюзиониста. После хлопков девушки занавеска распахивалась, и перед публикой появлялся Гарри, а девушка лежала в ящике под замками.

В1899 году Гарри с женой отправились в тур по Европе. Зарубежная публика не была избалована фокусами, и Гудини сразу стал звездой. В Лондоне он сразил публику номером «Исчезновение слона», когда животное, накрытое бархатом, пропадало, как только с него срывали ткань. Там же, в присутствии тысяч зевак, скованного кандалами с замками и чугунным шаром артиста сбросили в Темзу.


В России Гудини бывал дважды - в 1903 и 1908 годах. В московской тюрьме Бутырка он повторил трюк с освобождением из камеры - как и в камере Петропавловской крепости в Петербурге.

В обществе ходили слухи о «дьявольской» натуре фокусника. Между тем Гудини был категорически против отождествления его трюков с магией и спиритизмом. Более того, известно, что маг, переодетый в гражданское, часто ходил по спиритическим сеансам и разоблачал мошенников.

Личная жизнь

О личной жизни именитого иллюзиониста всегда ходили легенды. Поговаривали, что Гудини и его жена Бесс за все время супружеской жизни ни разу серьезно не ссорились и никогда не держали зла друг на друга. В действительности феноменальный фокусник разработал любопытную систему для своих отношений, позволяющую свести скандалы к нулю.

С Бесс Гарри познакомился после очередного выступления. Роман продлился всего две недели, а затем состоялась свадьба, и пара уже не расставалась дольше, чем на день. Всю жизнь супруги обращались друг к другу только «миссис Гудини» и «мистер Гудини».


При этом стоит отметить, что их чувства были искренними и глубокими. Известно, что фокусник часто писал письма супруге, когда она находилась в соседней комнате.

Известно, что жена иллюзиониста исповедовала другую религию, что осложняло семейную жизнь пары. Чтобы сохранить брак, Гарри придумал пару правил, придерживаясь которых, ему не только удалось сохранить семью, но и укрепить отношения.

Секрет оказался простым – избегать семейных ссор. Если супруги не находили консенсус, а терпение Гудини было уже на пределе, он трижды поднимал правую бровь. Этот жест сигнализировал о том, что Бесс должна была немедленно замолчать. После того как оба супруга приходили в себя, они в спокойной обстановке решали накипевшие проблемы.


Бесс так же имела свой собственный жест, символизирующий о том, что она чрезмерно злая. Маг выходил из дома, обходил его четыре раз, после чего забрасывал свою шляпу в открытые двери или окно. Если шляпу не выкидывали обратно, значит, жена уже успокоилась и можно возвращаться обратно.

После смерти Гудини Бесс впала в глубокую депрессию и еженедельно посещала спиритуалистов и экстрасенсов, надеясь получить весточку от Гарри.

Смерть

Трюки давались Гудини дорогой ценой. Фокусник часто обращался к врачам после шоу, хотя был подготовлен. Эта подготовка его и погубила.

В Канаде, где он демонстрировал номер «Железный пресс», в его гримерку зашли трое студентов и спросили, может ли он переносить любые удары. Гудини, погруженный в свои мысли, кивнул. И тут же один из гостей, чемпион колледжа по боксу, трижды ударил его в живот.


Фокусник спешно остановил парня, сказав, что ему нужно подготовиться. После чего удары повторились, но теперь спортсмен чувствовал, что живот правда напоминает сталь.

Однако для чародея эти первые удары стали роковыми. У мага лопнул аппендикс, развился перитонит и гангренозный аппендицит. Врачи давали Гарри 12 часов жизни, но он прожил еще неделю, скончавшись 31 октября 1926 года.

Память

Великому иллюзионисту удалось вписать свое имя в историю. После смерти в его честь были выпущены в свет десятки фильмов, книг, а также организована премия с фондом в ք 1 млн.

  • 1953 – фильм «Гудини»
  • 1976 – фильм «Великий Гудини»
  • 1987 – фильм «Молодой Гарри Гудини»
  • 1998 – фильм «Гудини»
  • 2007 – фильм «Смертельный номер»
  • 2008 – фильм «Чудеса Гудини»
  • 2014 – фильм «Гудини»
  • 2015 – Премия Гарри Гудини
  • 2016 – фильм «Гудини и Дойл»

Более 80 лет медиумы Америки вызывают дух этого величайшего иллюзиониста всех времен и народов, чтобы узнать его секреты, однако пока безуспешно. Волшебник Гарри Гудини, ставший при жизни легендой, не выходит на связь и дурачит своих поклонников, искренне верящих в то, что король магов обладал сверхъестественными способностями.

Слава фокусника была настолько громкой, что американцы даже ввели в обиход слово "гудинайз" (houdinise), которое означает умение человека выпутываться из самых сложных ситуаций. Иллюзионист несколько десятков лет блистал на сцене, поражая воображение восхищенных зрителей, и многим казалось, что он может все. А смерть знаменитого гения, ставшего частью американской истории, потрясла мир.

Юный талант

В 1874 году в Будапеште на свет появился Эрих Вейс - таково настоящее имя Гарри Гудини, начавшего удивлять публику с раннего детства. Набожная еврейская семья через четыре года эмигрировала в Америку, где отец мальчика получил пост раввина.

В провинциальный городок Аплтон частенько заезжает бродячий цирк, что становится важным событием для всех его жителей. Маленький Эрих, пребывавший в настоящем восторге от увиденных фокусов, пытается их повторить дома. Когда кое-что у него начинает получаться, он показывает свой талант авторитетному циркачу, который подбодрил ребенка и высказал пожелание далее развивать недюжинные способности. Слова поддержки определили дальнейший путь Вейса, переехавшего в Нью-Йорк.

Одержимый фокусами

Мегаполис открывал перед ним множество перспектив, однако увлеченный фокусами юноша предпочел заниматься тем, что он любит больше всего в жизни. Часами он повторяет различные трюки с лентами и картами и придумывает новые. Помимо природной сообразительности, он отличается терпением и настойчивостью. Юный маг, одержимый желанием прославиться, понимает, что добиться известности можно только упорством, и совершенствует свое мастерство, работая каждый день до изнеможения.

На воскресных ярмарках будущий маг Гарри Гудини, биография которого является предметом людских пересудов, выступает перед удивленными посетителями, а его фокусы вызывают шквал аплодисментов. Чтобы понять принцип работы сложных замков, Вейс даже устраивается учеником в слесарную мастерскую, где делает универсальную отмычку, отпирающую все устройства. Юноша уделяет внимание и хорошей физической форме, развивает гибкость суставов, надолго задерживает дыхание.

Мечты о славе и известности

В 16 лет Эриху попадает в руки книга про Роберта Гудина (Robert Houdin) - мага и писателя, и роман о жизни иллюзиониста настолько увлекает его, что молодой человек решается взять творческий псевдоним в честь французского фокусника. Талантливый юноша, огорченный маленькими заработками, ищет различные способы рассказать о себе публике. В рекламных целях он участвует в эффектных трюках, которые наблюдают сотни зевак: проходит сквозь кирпичную стену, освобождается от оков в бочке, заполненной водой, вскрывает мощные сейфы. Он понимает, что зрителям нужна сенсация, а не разоблачение удивительных фокусов.

Цель достигнута!

В одно прекрасно утро заголовки местных газет взрываются сообщениями о том, что некий Гарри Гудини, закованный в наручники и запертый в камере тюрьмы, продемонстрировал уникальный трюк - за несколько минут он освободился и вышел из карцера под фотовспышки корреспондентов. Цель была достигнута, и об иллюзионисте, для которого не было преград, узнают зрители крупных городов.

В это время молодой человек, уже будучи женатым, отправляется в турне, чтобы его имя гремело и в захудалых провинциальных городках. Надо сказать, что европейцы совсем не были избалованы вниманием фокусников, и Гудини мгновенно становится популярным. Иллюзии звезды всегда вызывают ажиотаж среди публики, а его номер, когда накрытый бархатом слон исчезает, лишь только с него срывают ткань, бьет все рекорды посещений в цирке.

В начале XX века иллюзионист дважды побывал в России, и в известной Бутырской тюрьме продемонстрировал свой любимый трюк с освобождением из закрытой камеры.

Народная любовь

Добившийся мировой популярности Гарри Гудини не останавливается на достигнутом, а совершенствует номера. В присутствии сотен зевак его сковывают, привязывают к ногам чугунный шар и бросают в ледяные воды Темзы, а всего лишь через несколько минут освободившийся от пут фокусник всплывает, к радость восторженных обывателей. Этот трюк иллюзионист постоянно усложняет: на него надевают наручники, помещают в тяжелый ящик и заколачивают крышку. Однако ловкий Гудини благополучно выпутывается из всех ситуаций, а народная любовь только растет.

Известен случай, который мог окончиться трагически, и лишь благодаря тому, что иллюзионист умел надолго задерживать дыхание, все обошлось. Обмотанный цепями Гарри, отнесенный течением от проруби, провел подо льдом восемь минут, пока к нему не подоспела помощь. Этот жуткий случай убеждает восхищенных зрителей в том, что иллюзионист обладает поистине нечеловеческими способностями. И в обществе начинают ходить слухи о дьявольском происхождении Гарри Гудини.

Человек или дьявол?

Многие верят в сверхъестественные силы волшебника, творившего настоящие чудеса на сцене. Одни считают его уникальные номера ловкой мистификацией, а другие уверены в том, что так человек демонстрирует свои неисчерпаемые возможности. Конечно, догадкам не было числа, а сам король иллюзий отрицал связь его трюков с магией. Фокусник даже ходил на спиритические сеансы, на которых разоблачал наживающихся на горе людей шарлатанов.

В последние десятилетия своей жизни он выпускает книги, где раскрывает секреты мастерства. Автор работ, ставших бестселлерами, озабочен тем, что многие его коллеги прикрывают трюки мистикой и заявляют об общении с потусторонними силами. В это время у Гудини происходит конфликт со старым приятелем А. Конан Дойлем, который верил в загробный мир и почитал своего друга как сильного медиума.

Тайны трагической смерти

С возрастом опасные трюки даются иллюзионисту все сложнее. Его подводит здоровье, и даже после удачных экспериментов над своим телом он часто оказывается в больнице. О том, как умер Гарри Гудини, его поклонники спорят и по сей день. На гастролях в Монреале за кулисы к фокуснику подошел студент, который оказался мастером по боксу. Он хотел удостовериться в том, что маг не испытывает физической боли, и неожиданно нанес удары в живот иллюзионисту, не успевшему напрячь мышцы брюшного пресса.

Несколько дней мастера фокусов беспокоила сильная боль, но он не обращал на нее особого внимания. У артиста поднялась высокая температура, а во время выступления он упал в обморок. После того как его осмотрели врачи, было установлено, что у Гудини развился перитонит, и 31 октября 1926 года Гарри скончался.

Существует еще одна версия, гласящая, что иллюзиониста отравили. Эти слухи появились после его смерти, а поскольку тело не вскрывали, то они не были опровергнуты или подтверждены.

Его преданные фанаты не верят в официальную причину гибели своего кумира и заявляют, что маг узнал слишком много, и за это он поплатился. Нечистая сила, которая празднует победу зла над добром в последний день октября, забрала того, кто всю жизнь играл со смертью.

Великий обманщик

Его гибель производит эффект разорвавшейся бомбы. Коллеги иллюзиониста, состоявшие в обществе американских магов, рыдают от несправедливости, а газеты, пестревшие траурными заголовками, наперебой печатают завещание артиста, где он якобы обещает раскрыть все тайны в день своего столетия. Публика с нетерпением ждет сенсационных разоблачений, ажиотаж растет, а когда этот момент настает, в нотариальной конторе вскрывают оставленный Гудини конверт, который оказывается пуст. Великий иллюзионист обманул всех, даже после смерти он продолжил дурачить зрителей.

Волшебство и упорные тренировки

Опытные эксперты в области магических трюков много лет пытаются разобраться, в чем состоит главный секрет волшебника, унесшего в могилу свои тайны. Иллюзионист Гарри Гудини прекрасно знал все существующие конструкции замков, к тому же он изобрел миниатюрную отмычку, которую скрывал от чужих взоров. Он прекрасно владел своим телом, умел сжимать или увеличивать объем мышц, смещал кости в суставах. А за кажущимися легкими для исполнения трюками стояло мастерство и утомительные тренировки. Для непосвященных зрителей уникальные номера мага действительно граничили с волшебством.

Победа над страхом

Сам Гарри Гудини, фокусы которого приводили в замешательство публику, признавался, что главное в его профессии - это победить страх. Иллюзионист обязан сохранять спокойствие и выдержку, а поддаться панике означает верную смерть. Сам автор смертельно опасных трюков неоднократно был на волоске от гибели, а спасся лишь потому, что сохранил трезвый ум и не потерял присутствие духа.

Тайны раскрыты

Двенадцать лет назад, в Аплтоне, состоялась выставка, где посетители смогли узнать тайны фокусов знаменитого Гарри Гудини, фото которого были вывешены повсюду. Иллюзионисты всего мира, протестовавшие против раскрытия секретов зрителям, назвали ее нарушением "магического протокола". Мероприятие вызвало огромный резонанс, однако уже давно известно, что спустя лишь год после кончины короля иллюзий его команда начала продавать тайны своего мэтра. Например, освобождение из смирительной рубахи происходило благодаря тому, что Гарри складывал руки особым образом, не позволяя затянуть туго рукава.

Секрет прохождения фокусника через кирпичную стену, возведенную рабочими на глазах восхищенных зрителей, оказался прост. Под ковром, на котором работали строители, находился небольшой лаз, и когда на несколько секунд ассистенты закрывали ширмой Гудини, он прыгал вниз и оказывался по другую сторону стены.

А тайна исчезновения слона заключалась в необычном ящике, в котором находилось животное. В передней части клетки прятался рулон из такой же ткани, как и сценический занавес. Фокусник мгновенно опускал полотно, которое маскировало слона, а зрители думали, что он исчез буквально на их глазах.

Экранизация жизни фокусника

Жизнь популярного иллюзиониста вдохновила создателей мини-сериала, в котором Э. Броуди, обладатель "Оскара", сыграл великого мага Гарри Гудини. Фильм, вышедший на экраны в 2014 году, понравился публике, отметившей прекрасный актерский состав и отличную режиссуру. Захватывающая история рассказывает о долгом пути к славе одного из самых мистических персонажей прошлых эпох. Сериал, в котором Броуди великолепно передал образ одержимого иллюзиями человека, раскрыл тайны самого фокусника, пытавшегося обмануть смерть.

Надо сказать, что это не первое обращение кинематографистов к легенде мирового масштаба. В 1998 году появилась работа режиссера П. Деншэма "Houdini", в основе сюжета которой лежит биография прославленного Гарри Гудини. Фильм с необычным финалом, где фокусник словно возрождается из мертвых, стал второй работой Пена, снявшего 20 лет назад документальную ленту о любимом иллюзионисте. В прекрасной драматической картине, достойной внимания зрителя, рассматриваются известные и не очень события из жизни артиста, а также повествуется об отношениях Гарри и его жены.

Премия имени Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия с призовым фондом в один миллион рублей, которую пока никто не получил. Награда, названная именем величайшего фокусника, достанется тем, кто проявит свои паранормальные способности, поддающиеся экспериментальной проверке.

Первый человек, который успешно пройдет тестирование, не только докажет всему миру, что экстрасенсы существуют, но и получит неплохое денежное вознаграждение. К сожалению, в рамках корректно поставленного эксперимента способности магов и колдунов показывать настоящие чудеса неожиданно пропадают, и пока ждет своих героев являющаяся прототипом американского фонда Д. Рэнди российская премия.

Гарри Гудини - великий мистификатор, оставивший после себя множество нераскрытых тайн. Он неоднократно бросал вызов смерти и становился победителем. И до сих пор его поклонники верят, что дух легендарного иллюзиониста когда-нибудь материализуется.

Биография

Как свидетельствуют документы, будущий фокусник родился в Будапеште в семье раввина , хотя сам Гудини утверждал, что местом его рождения является американский штат Висконсин . Его родители эмигрировали в США 3 июля 1878 года , когда Эрику было четыре года. Первоначально семейство обосновалось в городке Эпплтон (штат Висконсин), где его отец - Меер Сэмюэл (Шамуэль) Вайс (1829-1892) - получил пост раввина реформистской синагоги Zion Reform Jewish Congregation (реформистская еврейская община Сиона ). В 1887 году Гудини с отцом переехали в Нью-Йорк , где к ним вскоре присоединились мать артиста Сесилия (Цецилия) Штайнер (1841-1913) и шестеро его братьев и сестёр. В семье говорили на идиш, немецком и венгерском языках.

Гарри публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях с 10 лет. В 1892 году принял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Удена (фамилию которого он по ошибке прочитал в соответствии с правилами английского, а не французского языка). Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара , хотя по свидетельствам близких уже в детстве друзья называли его Эри (Ehrie ) или Гарри (Harry ). Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.

Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г. Вновь гастролировал по России в 1908 г., демонстрируя самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Маг также выступал и в тюрьмах Вашингтона. Вот как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм» .

C возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 г. он стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом . Появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом .

В зените славы Гудини зарабатывает огромные деньги. В 1920-х годах газеты писали, что его жалование почти вдвое больше, чем у президента США. Страх закончить жизнь в нищете, как это было с его отцом, не оставлял его. Гудини совсем не умел обращаться с деньгами: он трясся над каждым центом и в то же время тратил огромные суммы на картины и книги. Посылал чеки старикам, подавал золотые монеты нищим, давал благотворительные концерты в больницах, детских домах и даже в тюрьмах для заключённых.

Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Смерть иллюзиониста

Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Несколько дней Гудини не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит . В 1926 г. антибиотиков не существовало, и 31 октября 1926 года Гарри Гудини умер в Детройте .

Гудини оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».

    Weiss with mother and wife.jpg

    Гудини с матерью Сесилией Штайнер и женой Бэсс (Элизабет) в 1907 году

    HarryHoudini-1899.jpg

    Гарри Гудини перед выполнением трюка с самоосвобождением, 1899 год

    Mastermystery-1919poster.jpg

    Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли

    Houdini Gravesite 1024.jpg

    Могила Гарри Гудини

Премия Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия имени Гарри Гудини , призванная привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей.

В искусстве

Гудини - один из героев бестселлера Э. Л. Доктороу «Рэгтайм», переведённого на русский в 1975 году Василием Аксёновым . В 1998 г. по мотивам романа был поставлен мюзикл , в котором Гудини является второстепенным персонажем.

Кинематограф

  1. 1953 - «Гудини» (в роли Гудини: Тони Кёртис)
  2. 1976 - «Великий Гудини» (в роли Гудини: Пол Майкл Глейзер)
  3. 1987 - «Молодой Гарри Гудини» (в роли Гудини: Уил Уитон)
  4. 1998 - «Гудини» (в роли Гудини: Джонатон Шэк)
  5. 2007 - «Смертельный номер » (в роли Гудини: Гай Пирс)
  6. 2008 - «Чудеса Гудини» (в роли Гудини: Эрнест Боргнайн)
  7. 2014 - «Гудини» (в роли Гудини: Эдриен Броуди)
  8. 2016 - «Гудини и Дойл » (в роли Гудини: Майкл Уэстон)

Напишите отзыв о статье "Гарри Гудини"

Примечания

Ссылки

  • Журнал «Вокруг Света», № 6 (2597) | Июнь 1975

Отрывок, характеризующий Гарри Гудини

Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Весь мир знает имя Гарри Гудини, этот великий фокусник рисковал своей жизнью, он поражал всех своими немыслимыми поступками. После своих выкрутасов Гудини не раз оказывался на больничной койке. Фокусы иллюзиониста не были просто работой или увлечением, для Гарри это и была жизнь. А ее конец тоже застал Гудини на работе - тогда ездил с выступлениями по миру. Гудини было 52 года, когда смерть пришла за его бесстрашной душой. Есть версия, что беда пришла прямо на сцене, во время номера с аквариумом. Считается, что Гудини утонул из-за того, что не справился с собственным ребусом.

Есть и другая - более правдивая версия. Жизнь такого великого человека оборвалась очень нелепо, случилось это в Монреале. 22 октября (быть может с разницей в день) 1926 года Гарри уже исполнил свое шоу на сцене, оно называлось «Три-в-одном: Магия, освобождение и иллюзия с воздействием». Эта программа состояла из очень сложных манипуляций, Гарри отыграл все как следует и отдыхал в своей гримерной. В этот момент в комнате с фокусником находились два студента, они рисовали портрет Гудини. Фокусник лежал на диване, студенты Джек Цена и Сэм Смайли рисовали, открылась дверь и в комнату вошел некий Гордон Уайтхед. Человек представился студентом университета Мак-Гилл. Незваный гость не вызвал у Гудини удивления, так как последний подумал, что молодой человек является товарищем двух молодых художников. Тем не менее, гость задал фокуснику вопрос:

Мистер Гудини, правда, что вы можете выдержать любой удар в живот? Говорят, у вас железный пресс... Разрешите попробовать?

После этого вопроса парень подошел к дивану, сонный Гудини встал и получил три быстрых и коротких удара в живот. Фокусник схватился за туловище и стал стонать, позже стало известно, что Мак -Гилл это боксер-любитель и он очень хотел овладеть таким же непробиваемым прессом, как был у Гарри. Когда боксер нанес свои удары, иллюзионист скорчился от боли из-за того, что у него лопнул аппендикс. Оказалось, что воспаление уже имело место несколько дней, а на боли в нижнем правом боку живота Гудини просто не обращал внимания. Но фокусник привык не сдаваться на полпути, и он собрался и выпрямился, тогда Гудини сказал:

Теперь бейте.

После этого студент нанес еще несколько ударов, у него даже заболела рука, ведь пресс у иллюзиониста был и правда стальной. Ничего о разорвавшемся аппендиците Гудини не знал, он спокойно завершил свои дела в Монреале и сел в поезд. Фокусник и его супруга Бесс ехали в Детройт, там Гудини должен был дать концерт в «Гэррик Тиэтр». На протяжении нескольких дней иллюзионист мучился в страшных болях, но он не смел прервать свою шоу, фокусник терпел. Бесс занервничала, она заметила, что муэа что-то терзает. Внезапно у Гудини взлетела температура, он приехал в Детройт уже в состоянии жара. Когда иллюзионист начал шоу - играл роль фокусника-волшебника, ему стало плохо, Гарри рухнул на сцене во время номера с освобождением из смирительной рубашки. Бесс выскочила на сцену, Гарри открыл глаза и улыбнулся ей. Шоу закончилось и Гудини отвезли в больницу, медики провели обследование, на тот момент у шоумена температура тела достигла 40 градусов. Врачи поставили страшный диагноз - перитонит. Теперь уже ничего нельзя было сделать - Гудини положили в палату под номером 401. На протяжении нескольких дней он медленно умирал, но для Бесс все же успел написать завещание. Сознание Гудини частично потерял уже 30 октября 1926 года, это было накануне Хеллоуина, с тех пор Гарри никого не узнавал и ничего не помнил.

Похороны Гудини состоялись 4 ноября. А тело гения было заключено в бронзовый сундук, его мастер подготовил для будущего номера с освобождением из песочного плена.

mob_info