«Чудо Божие надо готовить и к нему готовиться…. Наша официальная группа Вконтакте

Объявлен международный конкурс историософских и политологических работ на тему «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы?». Дедлайн 26 февраля 2017 года.

Организатор: Фонд святителя Марка Эфесского при поддержке информационно-аналитической службы «Русская народная линия»

К участию в конкурсе допускаются российские и зарубежные авторы.

Из аннотации конкурса:

Столетие революции — печальный и тревожный юбилей. Мы будем пытаться понять, как случилось, что великая страна пала под натиском революции. Будем стараться извлечь уроки из прошлого, а главное — увидеть в нынешней ситуации аналогичные взрывоопасные проблемы, которые могут быть использованы нашими врагами.

Организаторы конкурса выражают надежду, что работы, которые мы получим на конкурс, будут содержать не только беспристрастный анализ ситуации, в них не только будет поставлен диагноз социальных болезней, но будут предложены средства лечения этих болезней. Именно на это будет обращаться особое внимание экспертами при подведении итогов конкурса.

Наша официальная группа Вконтакте: , .

Представляемые на соискание труды должны быть написаны на русском языке. Объем 1-2 авторских листа, или 40-80 тысяч знаков, или 10-24 страниц текста, набранного на персональном компьютере в любом текстовом редакторе, и напечатанного шрифтом 12-го кегля с одинарным интервалом. Название работы не обязательно должно повторять название конкурса.

К участию в конкурсе допускаются коллективные труды.

Сочинения следует направлять по электронной почте на адрес РНЛ [email protected] с пометкой «На конкурс», с приложением анкетных данных и фотографии автора (авторов), а также контактного телефона для связи.

  • диплом 1-й степени и денежная премия в 200 тысяч рублей
  • диплом 2-й степени и денежная премия в 150 тысяч рублей
  • диплом 3-й степени и денежная премия в 100 тысяч рублей
  • 5 работ будут отмечены специальными дипломами и поощрительными премиями по 20 тысяч рублей
  • 4 работы будут отмечены утешительными премиями по 10 тысяч рублей
  • Работы участников конкурса будут опубликованы на сайте «Русская народная линия» (www.ruskline.ru), лучшие сочинения будут изданы отдельным сборником.

Объявление о конкурсе.

Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы

Наступающий 2017 год — год столетия двух революций в России, роковым образом изменивших ход русской истории. Россия, находившаяся в полушаге от победы над Германией и её союзниками в кровопролитной Первой мировой войне, в результате предательства Верховной власти со стороны генералитета, олигархата и политической элиты не только не смогла воспользоваться плодами победы, но была втянута в полосу внутренней смуты и гражданской войны, стоившей стране миллионов жизней, разрухи, голода и эпидемий.

Революционеры сумели использовать в своих целях реальные экономические, социальные, национальные проблемы и противоречия, существовавшие в стране, грамотно эксплуатировали чаяния и надежды народа. Впрочем, сегодня уже ни для кого не секрет, что без финансовой помощи, политической и моральной поддержки Великобритании, отчасти Франции и других западных центров Февральская революция, открывшая двери беспощадным «комиссарам в пыльных шлемах», вряд ли была бы возможна.

Столетие революции — печальный и тревожный юбилей. Мы будем пытаться понять, как случилось, что великая страна пала под натиском революции. Будем стараться извлечь уроки из прошлого, а главное — увидеть в нынешней ситуации аналогичные взрывоопасные проблемы, которые могут быть использованы нашими врагами.

В связи с этим Фонд святителя Марка Эфесского при информационной поддержке «Русской народной линии » объявляет конкурс историософских и политологических работ на тему «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы?»

Организаторы конкурса выражают надежду, что работы, которые мы получим на конкурс, будут содержать не только беспристрастный анализ ситуации, в них не только будет поставлен диагноз социальных болезней, но будут предложены средства лечения этих болезней. Именно на это будет обращаться особое внимание экспертами при подведении итогов конкурса.

К участию в конкурсе допускаются российские и зарубежные авторы. Представляемые на соискание труды должны быть написаны на русском языке. Объем 1-2 авторских листа, или 40-80 тысяч знаков, или 10-24 страниц текста, набранного на персональном компьютере в любом текстовом редакторе, и напечатанного шрифтом 12-го кегля с одинарным интервалом. Название работы не обязательно должно повторять название конкурса.

Приём работ на конкурс заканчивается 26 февраля 2017 года, это — Прощёное воскресенье, канун Великого поста и канун отречения от Престола Императора Николая II и недолгого торжества Февральской революции. Для подведения итогов конкурса создается Экспертный Совет, в состав которого дали согласие войти известные русские ученые и писатели. О составе Экспертного Совета мы сообщим позже, когда согласуем окончательно его состав.

После того как рабочая группа Экспертного Совета проведет предварительную экспертизу сочинений, будет составлен короткий список (шорт-лист), из которых члены Экспертного Совета отберут лучшие работы. Шорт-лист будет оглашен в конце марта. Окончательные итоги конкурса и награждение победителей пройдут в конце апреля, после Пасхи, о дне подведения итогов будет отдельно сообщено на сайте «Русской народной линии ».

Экспертный Совет определит лучшие сочинения, которые будут награждены дипломами и денежными премиями: диплом 1-й степени и денежная премия в 200 тысяч рублей, диплом 2-й степени и денежная премия в 150 тысяч рублей, диплом 3-й степени и денежная премия в 100 тысяч рублей .

Кроме того пять работ будут отмечены специальными дипломами и поощрительными премиями по 20 тысяч рублей , еще четыре работы — утешительными премиями по 10 тысяч рублей .

К участию в конкурсе допускаются коллективные труды. В случае премирования коллектив авторов самостоятельно распределяет полученное вознаграждение.

Оргкомитет конкурса и Экспертный Совет не вступает в переписку с авторами по объяснению мотивов отказа в допуске к участию в конкурсе и включению в список номинантов.

Сочинения следует направлять по электронной почте на адрес РНЛ [email protected] с пометкой «На конкурс», с приложением анкетных данных и фотографии автора (авторов), а также контактного телефона для связи. Контактные данные публиковаться не будут. Оргкомитет допускает ситуацию анонимной публикации работ в случае, если автору (авторам) грозит преследование за участие в конкурсе или содержание сочинения (напр., авторам из Украины и некоторых других стран).

От редакции. 27 апреля, в Москве, в здании правления Союза писателей России конкурса . На мероприятии были оглашены имена победителей конкурса. Первое место не занял ни один из участников конкурса. Вторую премию присудили директору Центра этно-конфессиональных исследований, филологу и богослову Владимиру Петровичу Семенко (Москва, Россия) и доктору исторических наук, профессору Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина Александру Дмитриевичу Каплину (Харьков, Украина). Сегодня мы публикуем речь на церемонии вручения премий конкурса одного из победителей.

Уважаемые члены Оргкомитета и высокого жюри!

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Жанр подобного рода выступлений предполагает, что лауреат должен предложить вниманию собравшихся что-то умное и возвышенное, касающееся содержания своей работы. Однако прежде всего я не могу от имени всех награжденных и, разумеется, от себя лично не принести самую глубокую и искреннюю благодарность тем, без кого невозможен был бы этот конкурс, кто своей финансовой поддержкой сделал возможным его проведение и к кому, конечно же, никак нельзя применить пошлое современное слово «спонсоры», но к кому в полной мере приложимо доброе старое русское слово «благотворители», или «меценаты». Спасибо им за это! (Аплодисменты ).

Я не могу также не сказать самое сердечное спасибо и членам жюри. Все они - люди статусные, обремененные многообразными обязанностями; их собственные научные труды давно получили широкое признание среди коллег и читателей. И между тем они нашли время, чтобы прочитать огромное количество текстов и принять очень непростое и ответственное решение.

И, наконец, никак нельзя не поблагодарить тех, кто выступил, так сказать в роли застрельщика, кто все это придумал и организовал, а также обеспечил информационную поддержку конкурсу. Это прежде всего редакция сайта информационного агентства «Русская народная линия». Это - наша линия, линия русского православного народа! (Аплодисменты ).

И теперь, прежде чем перейти к умному и высокому, хотел бы позволить себе одно важное принципиальное замечание. Не секрет, что мы живем в условиях информационной войны. И вот сама эта премия, присуждение ее именно этим авторам - есть крайне важное свидетельство признания со стороны нашей светской и богословской академической науки в отношении деятельности тех, кого некоторые полупрезрительно (хотя по сути и совершенно верно) именуют «ревнителями», тех, кто в отчаянном неравном бою отстаивает святыню нашей веры - святое Православие. Теперь уже никто из услужливых борзописцев из числа «церковных» неообновленцев, модернистов и реформаторов не посмеет сказать, что мы критикуем их ложные построения на низком научном уровне и что у нас нет аргументов. Это у них нет аргументов, и единственным ответом с их стороны на наш взвешенный, строго научно и богословски обоснованный критический анализ на протяжении ряда лет является лишь непрестанная, наглая и беспардонная ложь. (Бурные аплодисменты ).

Ну и теперь, наконец, два слова о самой работе, получившей столь высокую оценку уважаемого жюри.

Современный мир мертв. Отнюдь не мы, но в первую очередь - ведущие мыслители современного Запада в последние годы единодушно свидетельствуют о том, что тот мир, который принято именовать секулярным модерном, который начался явным образом с эпохи Прссвещения (а в действительности, конечно, гораздо раньше, ибо процесс секуляризации охватывает несколько столетий), ныне уже закончился, ибо исчерпал свои внутренние творческие потенции, возможности развития и творческого роста. И в этом - сходятся либерал Валлерстайн и консерватор Бьюкенен, при всех их принципиальнейших мировоззренческих расхождениях. Нашумевшая книга Бьюкенена называется, как вы помните, «Смерть Запада». Книга Валлерстайна названа не менее выразительно: «После либерализма». Одна из глав называется «Конец либерализма». И так далее. Это только у нас, в России, наши убогие либералы (смех в зале ) могут рассуждать о «судьбе либерализма в России», а ведущие мыслители Запада давно уже поняли, что утопия секулярного модерна закончилась, и мир переходит к чему-то абсолютно новому . Вопрос лишь в том, будет ли этот переход более-менее мирным или катастрофическим.

Говорить о том, что в политкорректном варианте называют кризисом и что в действительности является, конечно же, настоящей катастрофой так называемой «современности», невозможно вне исторического аспекта, вне того, что лингвисты называют диахронией. Итак, каковы же истоки этого печального итога, краха секулярной утопии?

Здесь следует упомянуть о том, что, конечно же, всем очевидно. Никто не станет спорить с тем, что в истории действуют как определенные закономерности, так и свободная воля. Одно без другого невозможно. Единственно, что необходимо уточнить - так это то, что, с нашей, христианской точки зрения, свободная воля человека, как субъекта истории, не свободна абсолютно от Божиего промысла, и вся суть, все главное содержание нашего самоопределения в истории - это самоопределение перед лицом Бога и по отношению к Богу, по отношению к сотворившей мир его Божественной воле. Самоопределяясь в истории - мыслим ли мы себя как соработники Единого Бога Творца, Пресвятой Троицы и если да, то в каком смысле, каково конкретное содержание этого соработничества, или, как говорят богословы, синэргии?

Следующее принципиальное положение, которое необходимо ввести - это такое понятие, как «узловые моменты истории». Узловой момент истории - это такой момент, когда доминирующее значение приобретает свободная воля, свободный выбор людей. Конечно, речь не идет о том, что это какой-то миг. Это может быть достаточно продолжительный исторический промежуток. Но ведь, как известно, то, что для нас - целая вечность, для Бога может быть одним мигом... Коллективный свободный выбор (который складывается, как понятно, как совокупность индивидуальных), сделанный в определенный момент, и порождает тот детерминант, ту совокупность закономерностей, которая определяет ход дальнейшего развития.

В истории европейской цивилизации, христианской в своих истоках, таким «моментом» было время, которое в науке называется «проторенессансом», плавно переходящее в самый Ренессанс. Именно тогда непосредственно боролись за доминирование две модели цивилизации, два типа исторического творчества. С одной стороны это была собственно христианская традиция, основанная на аутентичном духовном опыте древней Церкви и восточных отцов позднейших веков, вплоть до святителя Григория Паламы и его учеников - традиция Богочеловечества и обожения , то есть реального духовного соединения человека и Бога. С другой стороны - это был нараставший гуманизм, в котором на место синэргии, соработничества человека и Бога был выдвинут антропоцентрический принцип, легший в основу такой цивилизация, где происходит уже отрыв от аутентичного опыта Традиции. Оторвавшись от духовного опыта Церкви, утеряв способность истинного (то есть «православного») богообщения, человек начинает заполнять образовавшуюся пустоту, во-первых, богословским рационализмом , внедрением чисто рационалистических схем в богословие, а, во-вторых - самим собой. Не нужно думать, что борьба шла, к примеру, только между Западной Европой и Византией. Апостасийные процессы, к сожалению, поразили и православный Восток. На догматическом уровне это проявилось, конечно же, в борьбе паламитов, отстаивавших духовный опыт Церкви, опыт истинного богопознания и богообщения, и варлаамитов, искренне не понимавших этого опыта. Это был отнюдь не отвлеченный догматический спор, ибо догматика всегда отражает на дискурсивном уровне духовные процессы , идущие в недрах народного духа. Подробно вникать в богословскую суть этих споров я, конечно, не буду, иначе коллега Степанов схватится за голову. Важно понять одно: тварность Божественных энергий, о которой учил Варлаам, означала решительную невозможность подлинного обожения, реального соединения человека и Бога. Бог оставался Сам в Себе, в своей неизреченной и непознаваемой сущности, а человек оказывался предоставлен сам себе, и ему не оставалось ничего иного, кроме как изживать свои собственные, внутренние духовные энергии и потенции, тратить запас духовных энергий, накопленных Средневековьем. Наступала эпоха «гуманизма».

Лосев называет Варлаама духовным отцом Ренессанса, и он глубоко прав! Важно помнить, что так называемый Ренессанс сложился во многом под влиянием греческих еретиков-варлаамитов, которые после поражения, которые они потерпели на «паламитских» соборах в период с 1341 по 1351 гг., сотнями отправились в Италию, где стали учителями итальянских гуманистов. Сам Варлаам, обласканный еретиками-папистами, ставший епископом, был, как известно, учителем Боккаччо и Петрарки. Эта якобы греческая ересь, глубоко западная по духу (сам Варлаам - выходец из Италии) шла в полный унисон с другой, уже чисто западной, апостасийной традицией, а именно, схоластикой. Все апостасийные течения сливались в один мощный поток, подготовивший «эмансипацию» человека от Бога, подготовивший гуманизм.

Итак, богочеловеческая вертикаль, основа нашего творчества в истории, оказывается в конечном счете разрушенной, а истинное богообщение - прерванным. Все духовное богатство, все ресурсы, накопленные предшествующей эпохой, бросаются в топку «прогресса». В этом и заключается суть модерна: он тратит эти запасы, а новых не создает. Поэтому основанный на духовной лжи и на ереси секулярный модерн был обречен изначально, какие бы изощренные механизмы самозащиты от апостасийной эрозии не изобретал Запад, какие бы ни возникали там консервативные движения. Византия же, изжившая из себя ересь, всего столетие спустя пала под ударами турок (предварительно все же, в лице своих последних императоров, приняв унию), так и не сумев в полной мере создать альтернативную гуманизму исихастскую цивилизацию.

Владимир Соловьев называет сложившуюся антропоцентрическую цивилизацию основанной на «религии безбожного человечества». Сейчас ее дни уже сочтены. Загнивающий модерн порождает из себя своего могильщика - постмодерн. Это отдельная большая тема. Но что же является диалектической и исторической противоположностью этой безбожной цивилизации? - То, что Вл. Соловьев называет «религией бесчеловечного Бога» - трансцендентный монотеизм, в котором нет учения о богочеловечестве, нет опыта реального обожения. Исторически совершенно понятно, что это и есть та традиция, которая еще раньше сформировалась на основе другой, противоположной крайности, то есть ислам . Некое качество (в нашем случае это цивилизация секулярного модерна), исчерпав себя, выходит за свои пределы и переходит в свою противоположность. Вот почему сейчас в мире начинает доминировать ислам! Диалектически - исламизация Европы, окончательно оторвавшейся от своих христианских корней, есть строго закономерный и неизбежный процесс. Громада ислама, грозно нависающая над когда-то христианской Европой - есть счет, предъявленный историей, и по этому счету уже сейчас приходится сполна платить.

Перед лицом этой реальности есть три пути, три в принципе возможных ответа. Первый - это попытка спасти модерн , ныне, как видно из действий тех же неоконов, вполне уже обреченная. Второй - это движение религиозного возрождения (чем я завершу свое выступление), ныне все больше набирающее силу на Западе. Третий же, тот, который доминирует в современной политике - это выход постмодернистский , попытка управлять мировыми процессами при помощи манипуляций, игровых методов. С тем же исламом давно уже ведут свою грязную игру хозяева мира, ведущие мировые игроки. Серьезный анализ убеждает в том, что если в мире продолжит доминировать этот губительный, тупиковый путь, то глобальная катастрофа неотвратима. Вся логика мировых процессов сейчас говорит о том, что если гедонистическая обезбоженная цивилизация продолжит свое «поступательное» движение по миру, то третья мировая война с весьма вероятным применением ОМП, скорее всего, неизбежна. «Управляемый хаос» рано или поздно проявит свою принципиально неуправляемую природу. И если в грядущем глобальном, общемировом столкновении апостасийные силы Запада смогут победить, это будет означать, что для окончательного воцарения антихриста все готово. Уже практически созданы или в ближайшее время будут созданы технические возможности для управления миром из единого центра. Окончательный отказ от Богочеловечества, от христианских корней Европы, игры с исламизмом рано или поздно приведут к дальнейшему понижению метафизическо-религиозного типа, к скатыванию от монотеизма в неоязычество и уже прямой сатанизм, в оккультизм и магическую культуру. Мода на оккультизм и самые темные, архаические культы вполне мирно уживается с ростом технических возможностей, развитием электронного контроля над личностью. Зримые черты цивилизации антихриста все ближе; классического модерна уже практически нет; а некоторые наши церковные «реформаторы» (не говоря уже о светских) все еще бредят «вписыванием» в так называемый «современный мир»!

Россия, пребывающая ныне, на первый взгляд, в жалком положении, призвана явить миру иной, третий путь. Менее всего мне хотелось бы, чтобы все вышеизложенное было принято за алармизм, за нагнетание эсхатологических настроений. Шанс заново запустить христианскую историю есть, он связан с использованием тех скрытых, отброшенных гуманизмом возможностей, которые скрыты внутри самой христианской традиции, с новым востребованием духовных сокровищ восточного Православия . Но для того, чтобы нынешняя разложившаяся, превращающаяся в свою противоположность гуманистическая цивилизация, основанная на антропоцентризме, а не на единстве человека и Бога и стяжании благодати, сменилась не тем, о чем сказано выше, а сменилась бы недостроенной Византией подлинно христианской, исихастской цивилизацией , необходимо новое мощное усилие коллективной воли. «Узловой момент истории» вновь наступил. Необходима «перезагрузка» всех основных параметров цивилизации, отречение от секулярной утопии в ее последних основах.

Один из современных духовных авторитетов любит повторять: «Чудо Божие надо готовить и к нему готовиться». Рациональный взгляд убеждает в том, что у России в ее нынешнем состоянии нет шансов. Но мы знаем, что Бог из этих камней может сотворить богоизбранный народ и для того, чтобы явить древние образцы святости, «работы Господней», нам, по слову преподобного Серафима, недостает одного: собственной решимости. Повторю слова, которыми завершается моя работа. Мы подошли к краю пропасти, и не видно пути назад. Нам осталось последнее - полет над бездной. (Аплодисменты ).

(1392–1444)

Биография

Родился в Константинополе, в семье диакона Великой Церкви Георгия. Получил домашнее образование, в 13 лет продолжил обучение у Плифона - знаменитого преподавателя философии того времени. В 24 года стал диаконом и саккеларием Св. Софии. Император Мануил II сделал его своим советником, но скоро он покинул столицу и принял монашество.

Спасаясь от наступающих турок, он возвращается в Константинополь, где становится своего рода богословско-философским консультантом императора . В 1437 году становится епископом Эфесским и в этом же году оправляется на собор, вошедший в историю как Ферраро-Флорентийский. Собор начался 9 апреля 1438 года, причем св. Марк был уполномочен представлять греческое богословие пред лицом католиков. По его мнению, настало время восстановления единства Церкви и детального рассмотрения вопросов вероучения.

Однако свободного обсуждения на соборе не вышло - греки были поставлены перед необходимостью принятия господствовавшего на Западе учения. Поэтому он начинает защищать Православное богословие, что выразилось в написании ряда трактатов, критикующих католиков: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе» , «Главы против латинян» , «Исповедание веры» и «О времени пресуществления» .

Под сильным давлением императора, греческая делегация, кроме Марка Эфесского подписывает унию «Laetentur coeli». Возвращение в Константинополь было безрадостным, фактически сразу после прибытия подписавшие унию иерархи, кроме немногих сознательных ее сторонников, отказались от своих подписей. 15 мая 1440 года он уезжает в Эфес, где пытается наладить церковную жизнь под властью турок, оттуда же продолжает противодействовать унии, чем вызывает гнев . Как только святитель оказался на византийской территории, он был арестован. Однако, даже из-под стражи продолжал полемику с унией. В 1442 году он был освобожден и вернулся в Константинополь. Скончался он в 1444 году после тяжелой болезни.

Тропарь святителю Марку Эфесскому, глас 8

Православия наставниче, новшеств противоборниче, / степень веры, Церкве светильниче, / учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре, / писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Марку Эфесскому, глас 8

Иоанна Евгеника: Богословов Богомудрая писания, / яко Богоглагольник истинен, прием в сердцы, / исхождение Духа Святаго возвестил еси, яко должно есть, приснохвальне, / и всесвятый запечатлел еси Символ, / сего ради поем:// радуйся, Марко Богоглаголиве.

Кондак святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского, глас 4

Премудрыми словес твоих исплетении, всеблаженне,/ всякая уста хульная заградил еси/ и верныя Боговещании просветил еси чести Троицу в тождестве естества.

mob_info