Дикие животные нашего леса. Презентация "Дикие животные

Конспект фронтального занятия по теме «Дикие животные наших лесов» для детей старшей логопедической группы с ОНР.

Цель : формирование лексико– грамматических категорий у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные” .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить представления о диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, их семьях, среде обитания, питании;

Расширять и активизировать словарь по данной теме ;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;

Учить согласовывать существительные с прилагательными;

Упражнять в падежном управлении существительных.

Коррекционно-развивающие :

- развивать логическое мышление , внимание, восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать произвольность поведения;

Развивать графические навыки;

Учить согласовывать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : картинки с изображением диких животных, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные). Презентация.

Ход нод:

1.Организационный момент.

Звучит аудиозапись. Под музыку (стук дятла в лесу, голоса птиц, животных ) дети заходят в группу .

Логопед : - Ребята, вы узнали, чьи это голоса?

Дети : -Это голоса животных и птиц.

Логопед : -Где мы можем услышать этих птиц и животных?

Дети : - В лесу.

Логопед :- А вы хотите поближе познакомиться с животными и побольше узнать о них?

Дети : -Да.

Логопед: - Предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Оденемся потеплее.

Имитация одевания в сочетании с массажными движениями по тексту:

Надеваем кофты, теплые штанишки,

Надеваем шапки, шубки, и манишки.

Варежки на ручки, обуем сапожки.

Ну, готовы, детки? Сани уже ждут нас. Слайд

Вот мы и в лесу!

Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Как здесь красиво! Слайд

Работа по развитию дыхания.

Давайте подышим чистым лесным воздухом.

Вдох через нос, выдох через рот.

Координация речи с движением
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)

Там деревья до небес, (Плавно через стороны поднимают

Ветер сильный налетает

И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)

Тише, тише не шуми,

Лесных зверей хотим найти.

Тихо сейчас в лесу, но

Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.

Волк в лесу - … воет Изобразите волчий оскал, воем как волки (У-у-у)

Медведица - … ревет (Ы-Ы-Ы)

Кабан - … хрюкает ……(хрюкаем)

Лиса - … тявкает…..

В лесу, кроме птиц и зверей, можно услышать еще и эхо.

Сейчас я буду говорить то тихо, то громко, а вы будете моим эхом.

Чистоговорки

Ду-ду-ду – по тропинке я иду Слайд

Ды-ды-ды – вижу на снегу следы

Де-де-де – а лесные звери где?

Ди – ди –ди – кто за елкой, погляди.

Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем.

Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Игра “Узнай по силуэту” (“зашумованые” картинки) . Слайд

Образование существительных в В. п без предлога

Кого вы увидели? Настя, кого ты видишь? А ты, Коля?...

(Я вижу лису. Я вижу медведя. И т. д.)

Логопед : Как мы называем животных, живущих в лесу, одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?....(Ответы детей).....

Давайте поиграем в игру "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый. Слайд

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Кого в лесу много? Игра «Один – много»

Волк – волков.

Белка – белок.

Лось – лосей.

Заяц – зайцев.

Крот – кротов и т. д.

Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели

С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами

По их хвостикам узнать. Слайд

Д/ Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных)

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д.

(Образование существительных в Р. падеже с предлогом У)

Логопед : У кого хвост самый короткий?

Самый пушистый?

Похож на лисий, но поменьше?

Самый некрасивый?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Назовете-всем медали знатоков вручу тотчас.

Чьи ушки? (медвежьи……. Слайд

Тихо так в лесу, прекрасно.

Только ищем мы напрасно

Ежика и барсука, мишку и бурундука.

И енота не найдем. Спят они зимою лютой.

И у каждого свой дом.

Так тепло, уютно в нем Слайд

Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом
Есть нора –надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.

Ну, а где же зайца дом?
Живет зайчишка под кустом.

Дом – ладошки, дети

загибают пальцы на обеих руках на каждое

двустишие.

делают ушки зайчика

разводят руки в стороны

Игра “Назови семью”.

Логопед : - Ребята, у всех животных есть семья .

Назовите семью животных: папу, маму, детеныша. (Это заячья семья. Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) Слайд

Логопед :- А сейчас назовите диких животных ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

Медведь – медведюшка.

Заяц – заинька.

Лиса – лисичка.

Белка – белочка.

Волк – волчок и т. д.

Вспомните сказки, герои в которых - дикие животные. (Дети называют)

Как в сказках называют зверей?

Михайло Потапыч,

Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна

Волчок-серый бочок, заинька.

Логопед:-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали и немного отдохнем.

Физкультминутка “На водопой”.

Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)

За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

Волчица вела за собою волчат (крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

Хорошо воды напиться, но пора и подкрепиться.

Игра “Кто чем питается?” Слайд

На доску выставляются картинки:

На первую строчку – мясо в тарелке;

На вторую - трава, гриб, ягода.

Ребята, все дикие животные делятся на две большие группы: хищники, которые питаются мясом, т. е. поедают более мелких животных; и травоядные, которые едят траву, грибы, зёрна. Подумайте, к какой группе можно отнести животное на картинке и поставьте его на соответствующую строчку (дети выходят по одному и к доске и выполняют задание).

Хитрые вопросы.

У кого больше лап – у зайца или белки?

Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно на диких животных, на их внешние признаки. Давайте скажем о них одним словом.

Упражнение на развитие словообразования. Слайд

Логопед : - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая) ;

У зайца какие уши? (длинные) . Значит он какой? (длинноухий) ;

У белки как ИЕ ЗУБЫ? ) Значит она какая ( ОСТРОЗУБАЯ ).

У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий).

У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т. д.

У медведя какие лапы? (толстые)-…. толстолапый.

Упражнение для развития графических навыков

Логопед : Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением диких животных . Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.

Оставьте их себе, дома раскрасите.

Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой.

Звонко бубенцы звенят, сани мчат нас в детский сад.

Итог. Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Кого мы там встретили? Что нового вы узнали о диких животных?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ:
Медведь, медведица, медвежонок.
Заяц, зайчиха, зайчонок…

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …

НАЗЫВАТЬ МАМУ:
Медвежонок у медведицы,
лисенок у …,
зайчонок у …

КТО ГДЕ ЖИВЁТ:
В норе живет – лиса.
В берлоге - …
В логове - …
В дупле - …

КОМУ ЧТО ДАДИМ:
Мясо – волку,
малину -…,
мёд - …,
морковку - …,
орехи - …

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ:
Охотится - …
Крадется - …
Воет - …
Кусается - …
Скачет - …
Хитрит - …
Переваливается - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Волк (какой?) -….
Лиса (какая?) - …
Ёж (какой?)- …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Медведь (что делает?) - …
Лиса (что делает?) - …
Заяц (что делает?) - …

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
След – волчий, лисий, заячий…
Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…
Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья…

ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК:
Ходит - переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит.

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?





Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.


УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою - в беленькой. (Заяц)

Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке - летом. (Белка)

Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф - хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк)

Какую пищу ест волк? (мясо - ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Лес - это не только совокупность всевозможных кустарников и деревьев, а целая экосистема. Он представляет собой сложное сообщество тесно переплетенных между собой элементов живой и неживой природы. В эту экосистему входят как живые организмы, именуемые биотой, так и неживые - абиотическая составляющая: вода, почва, воздух. В рамках данной статьи нас интересует лесная биота, включающая в себя не только всевозможную растительность и микроорганизмы, но и млекопитающих. В частности, мы узнаем, какие существуют самые яркие животные лесной зоны России.

Что такое лес?

С научной точки зрения лесом называется более или менее значительное природное пространство, заросшее растительностью и деревьями. Причем растительность, состоящая из папоротников, кустарников, грибов и трав, обязательно должна покрывать почву между деревьями, в противном случае территория не может считаться лесом. Еще одна составляющая этого понятия - животный мир леса (звери, птицы, насекомые). Без них он просто не сможет существовать, как, впрочем, и они без него.

Дыхание нашей планеты

Есть такая поговорка: «Жизнь маленького леса - это дыхание целой планеты». И с этим сложно не согласиться. Ведь именно лес с его экосистемой очищает воздух на нашей планете, насыщая его кислородом. Даже человеку, которого сложно чем-либо удивить, до боли знакомый лес может открыть мир, полный тайн и загадок! Несмотря на его манящее безмолвие и сказочный покой, здесь жизнь бьет, что называется, ключом.

В лесной биоте находится довольно много птиц, животных и насекомых. Чтобы увидеть их и насладиться живой природой воочию, нужно просто прийти в ближайшую дубраву и внимательно посмотреть вокруг. Даже крошечные муравьи и паучки - это уже целый «зоосоциум», микрокосм, который является «фундаментом» всей лесной биоты. Итак, какие они - самые яркие животные лесной зоны нашей страны?

Рыжая красавица

Прежде всего, стоит упомянуть плутовку-лисицу! Эта проказница населяет лесные зоны практически по всей Азии и Северной Америке. В нашей стране лисиц можно наблюдать в больших количествах в сибирских лесах. Этот хищник из семейства псовых имеет средние размеры тела, покрытого теплой рыжей шубкой. Отличительной гордостью лисиц является их пушистый хвост.

Эти звери обитают преимущественно на опушках в смешанных лесах, населяют берега озер и лесных речушек. Лисицы - дикие животные, но, несмотря на это, их нередко содержат в качестве домашних питомцев. Излюбленным лакомством рыжих плутовок являются мыши, зайцы, ягоды и фрукты. Роль лис в жизни леса трудно переоценить. Так, без сомнения, это полезный зверь, регулирующий численность мышевидных грызунов, которые наносят непоправимый вред культурным растениям.

Без ежей лес - не лес!

В лиственных и смешанных лесных зонах практически на каждом шагу можно встретить обыкновенных ежей. Как сказал известный зоолог Николай Дроздов: «Лес без ежей - не лес!» Кто из нас хотя бы раз в жизни не видел этого зверька? Наверное, таких просто нет. Тем не менее, кратко опишем его. Ежи - это небольших размеров зверьки, покрытые шерстью и иглами. Эти животные лесной зоны обитают по всей Европе, а также в Азии и на Дальнем Востоке.

Образ жизни ежей может показаться довольно скучным и даже в некоторой степени унылым. Днем эти зверьки спят, словно убитые, а ночью занимаются поиском пропитания. Кстати, рацион их состоит из дождевых червей, мелких птиц, жуков. Те, кто держали обыкновенных ежей в качестве домашних питомцев, прекрасно осведомлены об их ночном образе жизни: зверек шустро бегает по всему дому, отбивая настоящую чечетку своими лапками. Уснуть просто невозможно!

Санитары лесов русских

Вы, наверное, сразу догадались, о ком идет речь. Это, конечно же, волки. Правда, эти хищники - не столько животные лесной зоны, сколько лесостепной, а иногда и степной. Эти звери широко распространены на территории нашей страны. Волки, как и лисы, представляют семейство псовых, являясь довольно крупными животными с сильными лапами. Волчья шерсть - грубая и очень густая.

Эти звери - непревзойденные коллективные охотники. Как известно, свою жертву они выслеживают целыми стаями, что позволяет им успешно охотиться и на крупных кабанов, и на лосей, и на домашних животных. В голодные времена они питаются падалью, птицами, зайцами. Как известно, природная роль этого хищника состоит в оздоровлении животного населения. Волк - это своеобразный «фильтр» леса, который регулирует численность больных и слабых животных, принося всей лесной биоте неоценимую пользу.

Тихо в лесу, только не спит барсук…

Барсуки - животные лесной зоны смешанного типа. Это очень активные и деятельные лесные хищники. Их массивное тело поддерживается несуразно короткими ногами. Мех грубый. Эти зверьки населяют всю европейскую территорию, включая Россию. Ведут они преимущественно ночной образ жизни. Днем зверьки отсиживаются в норах. Барсуки питаются как растительной, так и животной пищей. Эти животные ценны не только своим мехом, но и жиром.

Тигры

Некоторые люди не знают, что тигры - это животные лесной зоны России, а не только Индии, Китая, Ирана и Афганистана. Эти звери являются вторыми по величине крупными наземными хищниками после медведей. Их отличительная особенность - гибкое туловище, раскрашенное в яркие оранжево-черные полосы. Однако не все тигры имеют лишь эту расцветку. Бывают и белые тигры. В нашей стране эти крупные дикие кошки населяют Дальний Восток, обитая в смешанных лесах и тайге.

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Образовательные:

1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

2. Согласование числительных с существительным

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия.

4. Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле,

Демонстрационный материал:рисунки частей животных. Предварительная работа: 1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: - Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)

1. Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки(мышь)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой(медведь)

3.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный(волк)

4.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?(заяц)

5. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней(лиса)

6.Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка(лягушка)

Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка) 3.Расширение словаря по теме.

ЛОГОПЕД: Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

РЕБЕНОК: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД: - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.) - Вошла мышка и стала там жить.

4. Согласование существительных с числительными

ЛОГОПЕД: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала: РЕБЁНОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т.д.) - Вошла лягушка и стала там жить.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…) - Вошёл зайчик и стал там жить.

6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

И колючий брат-ежонок.

7.Образование притяжательных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты.(Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам)) - Вошла лисичка и стала там жить.

8. Употребление сложных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.

9. Образование существительных с суффиксом –ищ Работа над просодикой речи

ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

Вошёл медведь в теремок и стал там жить.

10 .Составление рассказа-описания

ЛОГОПЕД: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме

Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.

Медведь дикое животное.

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

11. Итог занятия

Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась вам сказка?

Речь пойдёт не о кунице как таковой, а обо всех представителях семейства куньих, в которое входят: куница, соболь, горностай, ласка, норка, выдра, хорёк. Из-за своих шкур эти животные тайги являются наиболее востребованными при охоте. Мясо их не употребляют в пищу, его дают разве что собакам, и цену имеет только их мех. У куниц сложное поведение и развитая на уровне трехлетнего ребенка моторика лап. Любят заниматься гимнастикой. Детеныши куницы проводят почти все время в играх. Во время игр издают воркование. Живут куницы до 20 лет. Питаются грызунами, мелкими птицами и птичьими яйцами. Во время охоты куница переламывает жертве позвонки шеи, сворачивает язычок в трубочку и пьет кровь из еще живой жертвы.

Соболь активен в сумерки, ночью, но часто охотится и днём. Индивидуальный охотничий участок соболя - от 150 - 200 га до 1500 - 2000 га, иногда и больше. Границы индивидуального участка метятся секретом анальных желез. Охотно питается растительной пищей. Любимая пища - кедровые орехи , рябина, голубика. Охотно поедает ягоды брусники, черники, черёмухи, шиповника, смородины. Гнездовые убежища - в дуплах поваленных и стоящих деревьев, в каменных россыпях, под корнями.

Охота на куньих является главным видом деятельности профессиональных охотников-промысловиков. Охотятся с помощью различных самоловов, в основном кулёмок, плашек, капканов. Зачастую используют приваду - в виде мертвой птицы, например.

Заяц

Чаще всего в северных лесах преобладают популяции зайца-беляка, и совсем редко встречается европейский заяц - заяц-русак. Заяц-русак отличается от своего северного коллеги тем, что не меняет окрас меха зимой.

В норме беляки ведут одиночный территориальный образ жизни, занимая индивидуальные участки в 3—30 га. На большей части ареала это оседлый зверь, и его перемещения ограничиваются сезонной сменой кормовых угодий. По осени и зимой характерны сезонные переселения в леса; весной — к открытым местам, где появляется первая трава.

Преимущественно сумеречное и ночное животное леса. Наиболее активен в предутренние и предвечерние часы. Обычно кормёжка (жировка) начинается с заходом солнца и заканчивается к рассвету, но летом ночного времени не хватает, и зайцы кормятся по утрам. Растительноядное лесное животное. Летом в тундре зайцы, спасаясь от гнуса, переходят на дневное питание. В оттепель, снегопад и дождливую погоду беляк часто вообще не выходит на кормёжку. В такие дни потери энергии частично восполняет копрофагией (поеданием экскрементов). Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы 0,5—1,5 м длиной, в которых может проводить целый день и покидать лишь при опасности. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу.

С места лёжки к месту кормёжки зайцы бегают по одному и тому же маршруту, особенно зимой. При этом они натаптывают тропы, которыми обычно пользуются несколько зверьков. Зимой по хорошо натоптанной тропе может идти даже человек без лыж. Идя на лёжку, заяц обычно передвигается длинными прыжками и путает следы, делая т. н. «вздвойки» (возвращения по своему следу) и «сметки» (большие прыжки в сторону от следа).

Росомаха

Весьма хитрый и наглый зверь. Ведёт одиночный образ жизни. Довольно дерзок в своём поведении и, в то же время, весьма осторожен. Встретить его в лесу не так просто. Логово росомаха устраивает под вывороченными корнями, в расселинах скал и других укромных местах, кормиться выходит в сумерки. В отличие от большинства куньих, ведущих оседлый образ жизни, росомаха постоянно кочует в поисках добычи по своему индивидуальному участку, занимающему до 1500—2000 кв.км. Благодаря мощным лапам, длинным когтям и хвосту, играющему роль балансира, росомаха легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, слухом и обонянием. Издаёт звуки, похожие на лисье тявканье, но более грубые.

Росомаха с добытой куропаткой Детёныши росомахи

Росомаха всеядна, не брезгует полакомиться падалью, также любит доедать остатки после трапезы более крупных животных тайги, например, медведя. В основном охотится на зайца-беляка, тетеревов, рябчиков, куропаток, грызунов. Иногда охотится на более крупных животных, например, телят лося, раненых или больных животных. Нередко разоряет зимовья охотников и похищает добычу из капканов. Летом поедает птичьи яйца, личинок ос, ягоды и мёд. Ловит рыбу - у полыней или во время нереста, охотно подбирает снулую рыбу. Охотится на птиц, хватая их на земле, когда те спят или сидят на гнёздах. Является санитаром, уничтожая слабых и больных животных. Может напасть на человека, если загнана в угол.

Росомахи, как и рыси, хорошо приручаемые животные, в неволе живут до 17 лет, в дикой природе - около 12.

Бобр

Ещё одно животное леса, обитает повсеместно. Места обитаения - поймы рек . Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха - от светло-каштановой до тёмно-бурой, иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Является объектом промысловой охоты, в первую очередь, из-за меха, также употребляется в пищу мясо борба. В анальной области находятся парные железы, жировики и непосредственно сама бобровая струя, которая и выделяет сильно пахнущий секрет.

Запах бобровой струи служит ориентиром другим бобрам о границе территории бобрового поселения, он уникален, как отпечатки пальцев. Секрет жировиков, используемый совместно со струёй, позволяет дольше сохранять бобровую метку в «рабочем» состоянии благодаря маслянистой структуре, которая испаряется намного дольше секрета бобровой струи. Вследствие интенсивной добычи к началу XX века бобр на большей части ареала оказался практически истреблён.

Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5—8 особей: семейной пары и молодых бобров — приплода прошлого и текущего годов. Семейный участок иногда занимается семьёй в течении многих поколений. Небольшой водоём занимает одна семья или холостой бобр. На более крупных водоёмах длина семейного участка вдоль берега составляет от 0,3 до 2,9 км. От воды бобры редко удаляются более чем на 200 м. Между собой бобры общаются с помощью пахучих меток, поз, ударов хвостом по воде и криков, напоминающих свист. При опасности плывущий бобр громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Хлопок служит для всех бобров в пределах слышимости сигналом тревоги. Активны бобры ночью и в сумерках.

Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых и обрывистых берегах; они представляют собой сложный лабиринт с 4—5 входами. Стены и потолок норы старательно разравниваются и утрамбовываются. Жилая камера внутри норы устраивается на глубине не более 1 м. Ширина жилой камеры немногим более метра, высота — 40—50 сантиметров. Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на пологих и низких заболоченных берегах и на отмелях.

Бобры строго растительноядны. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями.

Выхухоль

Вот кто-кто, а выхухоль действительно является самым редким животным тайги. Находится на грани исчезновения, занесена в Красную книгу России. Встретить её на берегах таёжных водоёмов практически нереально. Водится в основном в южной тайге и смешанных лесах Европы. Относительно крупный зверь: тело длиной 18 - 22 см, хвост - такой же, масса до 520 г. Выхухоли практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием. Чаще всего предпочитают селиться в замкнутых пойменных водоёмах. Большую часть года зверьки живут в норах с одним выходом. Выход находится под водой. Основная часть хода расположена над уровнем воды.

Летом выхухоли живут поодиночке, парами или семьями, а зимой в одной норе могут жить до 12—13 зверьков разного пола и возраста. Каждый зверёк имеет временно посещаемые норы, расположенные на расстоянии 25—30 м одна от другой. Такое расстояние выхухоль проплывает вдоль соединительной траншеи за нормальный срок её пребывания под водой — за 1 минуту. По земной поверхности выхухоль не может быстро передвигаться и становится жертвой хищников.

На грань исчезновения выхухоль в России привели такие факторы, как вырубка пойменных лесов, загрязнение водоёмов, где обитают животные, осушение пойменных угодий, что ухудшает условия для добычи корма и защиты, строительство плотин и дамб, а также застройка на берегах водоёмов, создание водохранилищ, выпас скота вблизи водоёмов.

В настоящее время выхухоль удается сохранить благодаря специальным методам и нетрадиционным организационным формам, а именно - созданию специализированных охотничьих хозяйств, главный принцип деятельности которых - рациональное использование и охрана этих животных. К естественным факторам, отрицательно влияющим на её численность, относятся длительные зимние паводки и высокое половодье.

Белка

Одно из самых милых животных северных лесов. На вид совершенно игрушечная, белка привлекает внимание детей. Белка не опасна для человека, разве что может поцарапать, если почувствует опасность для потомства. Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды закапывают орехи в землю, другие прячут их в дуплах деревьев. Как полагают учёные, плохая память некоторых видов белок, в частности, серой, помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья. Белка является источником ценного меха. Является объектом промысловой охоты. Шкурка белки стоит в пределах 50 - 100 р.

В отличие от зайцев или оленей, белки не способны усваивать клетчатку и поэтому в основном питаются растительностью, богатой белками, углеводами и жирами. Самым тяжёлым временем для белок является ранняя весна, когда зарытые семена начинают прорастать и более не могут служить в качестве пищи, а новые ещё не поспели. Несмотря на широко распространённое мнение, белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек. Очень часто эта пища заменяет белкам орехи в тропических странах.

Белки часто точат свои зубы о ветки деревьев, но не в состоянии отличить ветки от электрических проводов. В США белки дважды в истории становились причиной понижения биржевого индекса высоких технологий NASDAQ и вызвали каскадное отключение электричества в Алабамском университете.

Белечье мясо можно употреблять в пищу, если добывать белок петлями во время выживания в тайге. В старые времена аборигены Северного Урала , народ манси из мелкокалиберной винтовки стреляли белкам прямо в глаз - для того, чтобы не портить шкурку.

Бурундук

Ещё один грызун, напоминающий белку, и не зря напоминающий, ведь бурундуки и белки - из одного семейства. В зависимости от вида, вес бурундуков может составлять от 30 до 120 г, а размер - от 5 до 15 см при длине хвоста от 7 до 12 см. Отличительным признаком всех видов являются пять тёмных полосок вдоль спины, разделённых белыми или серыми полосками. Бурундук, как и белка, древесный житель. На открытых местах и в чистом высокоствольном лесу без подлеска из молодой поросли и кустарников он никогда не живёт. Особенно любит бурундук места, заваленные буреломом и валежником, где удобно прятаться.

Грызёт орех Бурундучонок

На зиму бурундуки засыпают не так крепко, как, например, суслики или сурки. Они просыпаются среди зимы, подкрепляются немного, а затем снова засыпают. Бурундуки очень любят тепло и ясную погоду и в начале весны, когда ещё довольно прохладно, бывают совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в хорошие летние дни. Обычно веселые, резвые и подвижные, зверьки в первые дни весны проводят на воздухе всего два-три часа в день и не отходят далеко от своих норок, а, взбираясь на ветки деревьев, объедают почки где-нибудь поблизости. Вялые и малоподвижные, они любят в это время забираться на верхушки ещё голых деревьев и тихо сидеть там часами, греясь в лучах весеннего солнца.

При приближении человека бурундук издает отрывистое «цыканье» или свист. Пока человек ещё далеко, свист этот слышится сравнительно редко и чередуется с продолжительным молчанием, причем зверек садится на задние лапки и внимательно осматривает приближающегося. Только подпустив к себе человека или его собаку шагов на 20—30, бурундук бросается бежать. На бегу он уже часто повторяет тревожный сигнал так, что издали можно по свисту узнать, сидит бурундук на месте или бежит. У бурундука много врагов, главным образом, среди мелких хищных зверей и хищных птиц. Но иногда его преследуют и такие крупные хищники, как медведь.

Ёж

Тоже весьма забавный представитель животного мира леса. Обыкновенный ёж населяет самые разнообразные места, избегая обширных болот и сплошных хвойных массивов. Предпочитает опушки, перелески, небольшие поляны, поймы рек. Он вполне может жить рядом с человеком. Обыкновенный ёж - это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. При помощи длинных средних пальцев на ногах ежи ухаживают за своими колючками. Грудь животные вылизывают языком. В природе эти животные живут 3 - 5 лет, в неволе могут доживать до 8 - 10 лет.

Обыкновенные ежи - довольно быстрые животные для своих размеров. Они способны бегать со скоростью до 3 м/с, хорошо умеют плавать и прыгать.

Ёжи всеядны, основу их питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний, как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллёз, лептоспироз, бешенство. На них в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку их колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться.

На ежей необычно слабо действуют многие сильные яды: мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота. Они довольно устойчивы к яду гадюк. Широко распространённое мнение, что ежи накалывают на иголки пищу, является ошибочным.

Полевая мышь

Чаще мыши роют глубокие норы, в которых строят гнёзда из травы. В зависимости от вида, мыши могут быть активны днём или ночью. Они питаются корнями, семенами, ягодами, орехами и насекомыми. Могут быть переносчиками возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, риккетсиоза, лихорадки Ку и других заболеваний. Мясо пригодно для употребления в пищу.

mob_info