Э. Бикерман

Римский календарь и его юлианская реформа

Календарь древних римлян . История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя, т. е. около середины VIII в. до н. э., римляне пользовались календарем, в котором год, по свидетельству Цензорина, состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня. Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами. Год начинался с первого числа того месяца, на который приходилось начало весны.

Примерно к концу VIII в. до н. э. некоторые месяцы получили свои названия. Так, первый месяц года был назван мартиус (Martius) в честь бога войны Марса. Второй месяц года был назван априлис (Aprilis). Это слово происходит от латинского «aperire», что значит «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе - матери бога Гермеса (Меркурия) - и получил название майус (Majus), а четвертый в честь богини Юноны (рис. 8), супруги Юпитера, был назван юниус (Junius). Так появились названия месяцев марта, апреля, мая и июня. Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения:

Квинтилис (Quintilis) -«пятый»
Секстилис (Sextilis) -«шестой»
Септембер (September) -«седьмой»
Октобер (Oktober) -«восьмой»
Новембер (November) -«девятый»
Децомбер (December) -«десятый»

Мартиус, майус, квинтилис и октобер имели по 31 дню, а остальные месяцы состояли из 30 дней. Поэтому самый древний римский календарь можно представить в виде табл. 1, а один из его образцов показан на рис. 9.

Таблица 1 Римский календарь (VIII в. до н. э.)

Название месяца

Число дней

Название месяца

Число дней

Март

31

Секстилис

30

Апрель

30

Сентябрь

30

Май

31

Октябрь

31

Июнь

30

Ноябрь

30

Квинтилис

31

Декабрь

30

Создание 12-месячного календаря. В VII в. до н. э., т. е. во времена второго легендарного древнеримского царя - Нумы Помпилия, была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца: одиннадцатый и двенадцатый. Первый из них был назван январем (Januarius) - в честь двуликого бога Януса (рис. 10), у которого одно лицо было обращено вперед, а другое - назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Название второго нового месяца, февраля, происходит от латинского слова «februarius», что значит «очищение» и связано с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля. Этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Очень любопытна история распределения дней по месяцам. Первоначально год римского календаря, как уже говорилось, состоял из 304 дней. Чтобы уравнять его с календарным годом греков, пришлось бы добавить к нему 50 дней, и тогда в году было бы 354 дня. Но суеверные римляне считали, что нечетные числа счастливее четных, и потому прибавили 51 день. Однако из такого количества дней невозможно было составить 2 полных месяца. Поэтому от шести месяцев, состоявших раньше из 30 дней, т. е. от апреля, июня, секстилиса, сентября, ноября и декабря, отняли по одному дню. Тогда число дней, из которых образовались новые месяцы, увеличилось до 57. Из этого количества дней были образованы месяцы январь, содержавший 29 дней, и февраль, получивший 28 дней.

Таким образом, год, содержавший 355 дней, делился на 12 месяцев с числом дней, указанным в табл. 2.

Здесь на долю февраля досталось всего 28 дней. Этот месяц был вдвойне «несчастливым»: он был короче других и содержал четное число дней. Так выглядел римский календарь за несколько столетий до н. э. Установленная продолжительность года в 355 дней почти совпадала с продолжительностью лунного года, состоявшего из 12 лунных месяцев но 29,53 дня, так как 29,53 × 12 == 354,4 дня.

Такое совпадение не случайно. Оно объясняется тем, что римляне пользовались лунным календарем и начало каждого месяца определяли по первому появлению лунного серпа после новолуния. Жрецы приказывали глашатаям публично «выкликать» для всеобщего сведения начало каждого нового месяца, а также начало года.

Хаотичность римского календаря. Римский календарный год короче тропического более чем на 10 дней. Из-за этого календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы. Чтобы устранить такую неправильность, каждые два года между 23 и 24 февраля вставлялся добавочный месяц, так называемый мерцедоний, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Поэтому по продолжительности годы чередовались так:

Таблица 2
Римский календарь (VII в. до н. э.)

Название

Число

Название

Число

меоща

дней

месяца

дней

Март

31

Сентябрь

29

Апрель

29

Октябрь

31

Май

31

Ноябрь

29

Июнь

29

Декабрь

29

Кшштплис

31

Япнарь

29

Секстнлис

29

Февраль

28

355 дней

377 (355+22) дней

355 дней

378 (355+23) дней.

Таким образом, каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, т. е. была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени прибегать к увеличению или уменьшению продолжительности добавочных месяцев.

Право изменять продолжительность добавочных месяцев принадлежало жрецам (понтификам), во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus). Они часто злоупотребляли своей властью, произвольно удлиняя или укорачивая год. По свидетельству Цицерона, жрецы, пользуясь предоставленной им властью, удлиняли сроки общественных должностей для своих друзей или для лиц, подкупивших их, и укорачивали сроки для своих врагов. Время уплаты различных налогов и выполнения других обязательств также зависело от произвола жреца. Ко всему этому началась путаница в проведении праздников. Так, праздник жатвы иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.

Очень меткую характеристику состояния римского календаря того времени мы находим у выдающегося французского писателя и просветителя XVIII в. Вольтера, который писал: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».

Юлий Цезарь и реформа календаря . Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь. К этому времени он побывал в Египте, центре древней науки и культуры и познакомился с особенностями календаря египтян. Именно этот календарь с поправкой Канопского декрета Юлий Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Юлианский календарь Созигена . Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году до 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным. Правда, Созиген должен был знать, что греческий астроном Гиппарх примерно за 75 лет до реформы, намеченной Юлием Цезарем, установил, что продолжительность тропического года составляет не 365,25дней, а несколько меньше, но он, вероятно, посчитал это различие несущественным и потому пренебрег им.

Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Месяц мерцедоний был исключен из календаря. За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 г. до н. э. вновь избранные римские консулы вступали в свою должность с 1 января. Было упорядочено также число дней в месяцах (табл. 3).

Таблица 3
Юлианский календарь Созигена
(за 46 лет до н. э.)

Название

Число

Название

Число

месяца

дней

месяца

дней

Январь

31

Квинтилис

31

Февраль

29 (30)

Секстилис

30

Март

31

Сентябрь

31

Апрель

30

Октябрь

30

Мал

31

Ноябрь

31

Июнь

30

Декабрь

30

Следовательно, все нечетные месяцы (январь, март, май, квинтилис, сентябрь и ноябрь) имели по 31 дню, а четные (февраль, апрель, июнь, секстилис, октябрь и декабрь) - по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Перед осуществлением реформы, стремясь добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года, римляне прибавили к календарному году, кроме мерцедония, состоявшего из 23 дней, еще два вставочных месяца - один в 33 дня, а другой в 34. Оба эти месяца были помещены между ноябрем и декабрем. Таким образом составился год в 445 дней, известный в истории под названием беспорядочного или «года замешательства». Таким был 46-й год до н. э.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги сенат, по предложению римского политического деятеля Марка Антония, в 44 г. до н. э. переименовал месяц квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в июль (Julius)

Римский император Август
(63 г. до н. э.-14 г.ы. э.)

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это-- единственный момент к юлианском календаре, имеющий связь с лунными фазами.

Календарная реформа Августа . Членам высшей жреческой коллегии в Рыме - понтификам было поручено следить за правильностью счисления времени, однако, не поняв сущности реформы Созигена, они почему-то производили вставку високосных дней не через три года на четвертый, а через два на третий. Из-за этой ошибки календарный счет вновь был запутан.

Ошибку обнаружили только в 8 г. до н. э. во времена преемника Цезаря императора Августа, который произвел новую реформу и уничтожил накопившуюся ошибку. По его приказанию, начиная с 8 г. до н. э. и кончая 8 г. н. э., пропускали вставление добавочных дней в високосных годах.

Тогда же сенат принял решение переименовать месяц секстилис (шестой) в август - в честь императора Августа, в благодарность за исправление юлианского календаря и большие военные победы, одержанные им в этом месяце. Но в секстилисе было всего 30 дней. Сенат посчитал неудобным оставить в месяце, посвященном Августу, меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю, тем более что число 30, как четное, считалось несчастливым. Тогда от февраля был отнят еще один день и добавлен к секстилису - августу. Так февраль остался с 28 или 29 днями. Но теперь получилось, что три месяца подряд (июль, август и сентябрь) имеют по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Тогда решили один день сентября перенести на октябрь. Одновременно один день ноября перенесли на декабрь. Эти нововведения совсем разрушили правильное чередование длинных и коротких месяцев, созданное Созигеном.

Так постепенно совершенствовался юлианский календарь (табл. 4), остававшийся единственным и неизменным почти во всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах даже до начала XX в.

Таблица 4
Юлианский календарь (в начале н. э.)

Название

Число

Название

Число

месяца

дней

месяца

дней

Январь

31

Июль

31

Февраль

28 (29)

Август

31

Март Апрель Май Июнь

31 30 31 30

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

30 31 30 31

Историки указывают, что императоры Тиберии, Нерон и Коммод пытались три последующих месяца назвать своими именами, но их попытки не удались.

Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид, как показано в табл. 5.

Календами назывались только первые числа месяцев и приходились на время, близкое к новолунию.

Нонами являлись 5-е числа месяца (в январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре) или 7-е числа (в марте, мае, июле и октябре). Они совпадали с началом первой четверти Луны.

Наконец, идами назывались 13-е числа месяца (в тех месяцах, в которых ноны падали на 5-е число) или 15-е числа (в тех месяцах, в которых ноны падали на 7-е число).

В отличие от привычного нам счета вперед, римляне вели счет дней от календ, нон и ид в обратную сторону. Так, если надо было сказать «1 января», то говорили «в январские календы»; 9 мая называлось «7-й день от майских ид», 5 декабря называлось «в декабрьские ноны», а вместо «15 июня», говорили «в 17-й день от июльских календ» и т. д. При этом необходимо помнить, что сама исходная дата всегда включалась в счет дней.

Рассмотренные примеры показывают, что при датировках римляне никогда не употребляли слово «после», а только «от».

В каждом месяце римского календаря было еще три дня, которые имели особые названия. Это - кануны, т. е. дни, предшествующие нонам, идам, а также календам следующего месяца. Поэтому, говоря об этих днях, произносили: «в канун январских ид» (т. е. 12 января), «в канун мартовских календ» (т. е. 28 февраля) и т. д.

Високосные годы и происхождение слова «високос» . Во время календарной реформы Августа были ликвидированы ошибки, допущенные при неправильном пользовании юлианским календарем, и узаконено основное правило високоса: високосным является каждый четвертый год. Поэтому високосными годами являются те, числа которых делятся без остатка на 4. Учитывая, что тысячи и сотни всегда делятся на 4, достаточно установить, делятся ли на 4 последние две цифры года: так, 1968 год високосный, так как 68 делится на 4 без остатка, а 1970 год простой, так как 70 на 4 не делится.

Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря Юлий Цезарь не решался поместить добавочный день в високосном году после 28 февраля, а спрятал его там, где раньше располагался мерцедоний, т. е. между 23 и 24 февраля. Поэтому 24 февраля повторялось дважды.

Но вместо «24 февраля» римляне говорили «шестой день до мартовских календ». По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» - «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос». Поэтому писать «высокосный», как это иногда делают, нельзя, так как слово «високос» не русское и к слову «высокий» не имеет никакого отношения.

Точность юлианского календаря. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 мин. 14 сек. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Следовательно, юлианский календарь не отличался большой точностью. Его важным достоинством было другое - значительная простота.

Хронология . В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов. В I в. н. э. начала распространяться эра «от сотворения города», имевшая важное значение в хронологии римской истории.

Согласно римскому писателю и ученому Марку Теренцию Варрону (116-27 гг. до н. э.), предполагаемая дата основания Рима соответствует третьему году 6-й олимпиады (Оl. 6.3). Так как день основания Рима ежегодно отмечался как весенний праздник, то удалось установить, что эпохой римского календаря, т. е. его отправным моментом, является 21 апреля 753 г. до н. э. Эра «от основания Рима» применялась многими западноевропейскими историками до конца XVII в.

Июль - жаркий месяц середины лета, время активных сельскохозяйственных работ для крестьян и приятного отдыха для знати. Месяц горячий в разных смыслах, он и назван в честь одного из самых ярких политиков всех времен и народов Юлия Цезаря.

14 век. Святые, чьи праздники приходятся на первую половину июля: Св. Свитун, Св. Мартин, Св. Томас, Св. Бенедикт, Св. Милдред, Св. Кенельм , Св. Маргарита. Астрологический и церковный календарь в шести частях / 14th century, late. Astrological and ecclesiastical calendar in six pieces. MS. Rawl. D. 939, Section 2c (verso), detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Image description: Feasts in July: St. Swithin, St. Martin, St. Thomas, St. Benedict, St. Mildred, St. Kenelm, St. Margaret.
В республиканском античном Риме июль назывался Quintilis от quintus - пятый. Квинтилис был переименован в честь рожденного в этом месяце великого реформатора Юлия Цезаря и стал называться Julius mensis - "месяц Юлия". Поэтому, вначале краткий рассказ о римском летоисчислении. Тем более, что наше слово "календарь" происходит от римского слова "календы".

Первоначально в Риме год был разделен на десять месяцев. Считалось, что это дело ума и рук самого Ромула, основателя Рима. Год начинался 1 марта.

Римский календарь действовал как журнал записи гражданского времени. Основанный великим понтификом он указывал для каждого месяца на период торговли - буквы с A до H, на счастливые F и несчастливые N дни, религиозные праздники - NP, даты народных собраний - С.
У римлян в месяце фиксировались только три дня: календы, ноны, иды, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы. Этими днями месяцы разделялись на три неравные части.

Календы /Calendae - от латинского calare - звать, отсюда и произошло слово "календарь". Календы - это первый день каждого месяца, начало новой луны. Календы были днями, когда понтифики объявляли переходящие праздники месяца, а также днями выплаты долгов, записанных в долговые книги - calendaria.

Определение начала месяца возлагалось на особого жреца, а позже на верховного понтифика, следившего за новолунием из особого ритуального сооружения на Капитолийском холме и торжественно объявлявшего о нем народу, а глашатаи публично выкликали это на площадях.

Ноны, первая четверть луны, приходились на пятый или седьмой день, за 9 дней до полнолуния. Иды соответствовали полнолунию, они выпадали на тринадцатый или пятнадцатый день месяца.

15.


Calendar pages for July, from the Hours of Joanna of Castile, Netherlands (Bruges), between 1496 and 1506, Additional 18852, ff. 7v-8
Работа в полях кипит. Идет ежегодной сбор пшеницы. Все мужчины работают засучив рукава, а кое-кто и без штанов. На странице справа крестьяне переносят собранный ​​урожай в бревенчатой ​​сарай.

16.

Между 1412 и 1416 или около 1440. Июль, folio 7, verso. Великолепный часослов герцога Беррийского /Très Riches Heures du Duc de Berry. Братья Лимбург (Поль?) или Бартелеми д’Эйк(?) (ок. 1420- после 1470). Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29×21 см. Музей Конде, Шантийи via
На июльской миниатюре из Великолепного часослова герцога Беррийского показаны сбор урожая и стрижка овец. Два крестьянина в широкополых соломенных шляпах срезают серпами спелые колосья, среди которых проглядывают сорняки - красные маки и голубые васильки. Справа на переднем плане женщина в синем платье и мужчина стригут овец. Ручей, струящийся среди ив и камышей, впадает в реку Клэн и разделяет собой две сцены земных трудов. За пахотным полем, у подножия гор раскинулся замок с крышей, крытой сланцем. Это, скорее всего, замок Пуатье/Château de Poitiers, возведенным по приказу герцога Беррийского в конце 14 века на берегу реки Клен в Пуату и не существующий ныне.

, принятый Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры.

Календарь - от лат. calendarium – «долговая книга». В Календариуме указывались календы - первые дни каждого месяца, когда должники в Древнем Риме платили проценты.

По египетскому образцу, Солнечный юлианский календарь начинался с 1 января. В 325 году н. э. на Никейском соборе юлианский календарь был принят христианской церковью. С тех пор, о сновной годичный круг богослужений Русской Православной Церкви ведётся по юлианскому календарю.

Названия месяцев современного календаря появились в Древнем Риме.
В этрусском, а затем и в римском Лунном календаре первоначально было 10 месяцев , посвящённых первоначально этрусским, а затем и римским богам и правителям. Первое число каждого месяца по лунному календарю совпадает с новолунием. По легенде лунный календарь из 10 месяцев создал Ромул, основатель Рима.

МАРТ.

В Римском лунном календаре было 10 месяцев, посвящённых римским богам и правителям. В честь бога войны Марса (этрусский бог Марис) был назван месяц март. Первый месяц лунного календаря был назван в честь бога войны Марса (Мартиус) . В самых ранних мифах (лат. Maris) считалось богом живой природы и плодородия земли, наступающего с приходом весны и пробуждением жизненных сил природы. Имя Марис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскрита - ь; , боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых.В этрусской мифологии Марис - это Март - весеннее календарное божество покровитель растительности и плодородия наступающего года, так как дом копьеносного Марса Квирина (лат. Quirinus - копьеносного) находится в весеннем секторе Неба. Позднее этрусский Марс Квирин стал богом войны. По свидетельству старинного «Русского азбуковника», март месяц назывался турас.

АПРЕЛЬ.

Ромул назвал месяц апрель — Ап рилис, в честь Афродиты, рождённой из морской пены. Греческая Афродита, известная в римском пантеоне богов, как Венера, которая была матерью Энея, бежавшего после падения Трои в 1250 г. до н. э. в Италию, и считавшегося основателем римского народа. По версии поэта Овидия месяц апрель — Апридис, происходит от латинского глагола aperio — «я открываю» , потому что апрель открывает путь весне.

Лад и Лада. Художник Михаил Нестеров

С переходом от лунного 10-месячного календаря к солнечному 12-месячному римскому календарю, год заканчивался в сентябре — 7 месяце лунного календаря.

Учреждение двух дополнительных месяцев в начале года — Януариус — Ianuarius и Фебруариус — Februarius приписывают второму царю Рима Нума Помпилиус (лат. Numa Pompilius — родился в день основания Рима — 21 апреля 753 г. до н. э.) Мудрый и , сын Помпа Помпилия, уроженец города Куреса и зять царя Тита Тация — Нума правил в 38–81 году от основания Рима, то есть 714–672 до Р. Х. .

Нововведения в Риме, сделанные Нумой Помпилием.
При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами.
Нума учредил ремесленные цеха , установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Народ был разделён, по роду занятий , на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других - римлянами , одних гражданами Тация, других - Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».

Нума Помпилий первый учредил религиозные культы, он ввёл почитание Термина — бога границ и почитание богини Верности и мира Фидес (лат. Fides) - древнеримской богини согласия, верности. Обожествление Верности (лат. Fides), и важнейших добродетелей — Чести, Доблести, Благочестия, Согласия, и честного труда.
Нума Помпилий ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, этрусскому и сабинскому Марсу Квирину (лат. Quirinus - копьеносный), ставшему римским богом.
Нума Помпилий ввёл – хранительница домашнего очага, почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути. В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты - Vesta populi Romani Quiritium, и его служительницы Весталки поддерживали Вечный огонь и раздавали новый огонь гражданам в новый год, чтобы они зажигали семейные очаги.
Нума установлены должности государственные должности фециалов, объявляющих о начале и конце войны. Обряд фециалов формально обеспечивал Риму ведение справедливой войны (лат. bellum iustum, bellum pium), и должность верховных жрецов — понтификов.
Нума запретил человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам — лук, обрезание волос в знак траура и т. п.

Нума Помпилий ввёл новый луно-солнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней и разделил дни месяцев на праздничные (фесты) и будни.
Сабинянин второй римский царь Нума построил свой дворец в Вейи, между сабинянским Квириналом и римским Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.

В этрусском городе имелись несколько храмов посвященных богине покровительнице города. Вейи древний город этрусков, расположенный севернее Рима, входил в этрусский союз и был важным центром со времён культуры Вилланово железного века X-IX веков до н. э. подобная греческой богине земли Деметре и римской Церере, богиней урожая и плодородия. Этрусски приносили в храм Веи «вотивные дары», то есть дары по обету, обещанные дары за исцеление от болезней. Богиня Вейя была целительницей.

ЯНВАРЬ.

Январь назван в честь римского бога дверей Януса. происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» - арка . В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года - януарий (лат. Januarius) , то есть принадлежащим Янусу, или январь.
В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры.

В отличие от всех последующих римских царей, ведущих бесконечные войны, при правлении Нумы Помпилия ни разу не открывались врата храма Януса, которые обычно открывались при начале вооружённых конфликтов.

Луперкалии. Художник Андреа Камасси, ок. 1635.

ФЕВРАЛЬ.

Февраль исходит от латинского слова februa — фебруа, фебрум — februum — очищение, и сопровождается языческими обрядами очищения, ставшими частью подготовки к наступлению весны в северном полушарии.
Очищение проводили с помощью обряда уборки домов, улиц, храмов, вкушения пищи и соли, жрецы приносили в храм листья, совершали жертвоприношение — , нарезали полоски козьей кожи и раздавали эти кожаные ремни юношам. Так начинался праздник Луперкалия — Lupercalia (от лат. Lupo- волчица). полуобнажённые молодые мужчины, в козьих накидках, бегали вокруг священной границы Рима, «игриво» хлестали женщин окровавленными полосками козьей кожи. Считалось, что этот ритуал очищает город и способствует плодородию полей и рождению детей. Луперкалий превращался в оргию.

14 февраля, римляне отмечали праздник в честь богини материнства Юноны, покровительницы всех женщин и богини «лихорадочной» любви Juno Februata.

В этот день девушки писали свое имя на куске пергамента, который бросали в урну.

Каждый молодой мужчина-холостяк доставал из урны записку и становились на один день (или на один год до следующего 14 февраля) временным сексуальным партнёром своей случайной избранницы. В 496 году Луперкалии заменил празднованием Дня Святого Валентина.

ГОД
Санскрит: yare -«год;»
Древнерусский: яру (jaru) - год, считали вёснами -
Bohemian jaro - «весна». Яр -свет весеннего или восходящего солнца. Отсюда название хлеба, посееного весной: малорус. ярыня, великорус. ярица, чеш. gar, словен. garice, польск. jarzyna, и прилагательные: яровой, jary, ярый…
PIE * yer-o- , от корня * yer - «год, сезон»
Proto-Germanic *jēr - «год». Gothic jer - «год»
Old Saxon jar ,
Old High German jar,
Old Norse ar ,
Danish aar,
Old Frisian ger,
Dutch jaar,
German Jahr,
Greek hōra - «год, время года, любая часть года» и «любая часть дня, час;» , Корни Херъ - Her и Хар - Har у славян находят себе аналогию в Ger и Gar , и тождественных с ними Jer (Ер) и Jar (Яр), также весьма часто звучащих в славянских именах собственных и нарицательных: Геро 2018-01-17

По древнеримскому календарю год состоял из 10 месяцев, первым из которых считался март. На рубеже VII – VI веков до н.э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год состоял из 12 месяцев – январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря назывались прилагательными, согласованными со словом mensis (месяц): mensis Martius – март (в честь бога войны Марса), m. Aprilis – апрель, m. Maius – май, m. Junius – июнь (в честь богини Юноны); остальные названия месяцев происходили от числительных, и называли номер месяца по порядку следования с начала года: m. Quintilis – пятый (позже, с 44 г. до н.э. m. Julius – июль, в честь Юлия Цезаря), m. Sextilis – шестой (позже, с 8 г. н.э. m. Augustus – август, в честь императора Августа), m. September – сентябрь (седьмой), m. October – октябрь (восьмой), m. November – ноябрь (девятый), m. December – декабрь (десятый). Затем следовали: m. Januarius – январь (в честь двуликого бога Януса), m. Februarius – февраль (месяц очищений, от лат. februare – oчищать, приносить искупительную жертву в конце года).

В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь по совету египетского астронома Сосигена провел реформу календаря по египетскому образцу. Был установлен четырехгодичный солнечный цикл (365+365+365+366=1461 день), с неравной продолжительностью месяцев: 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), 31 день (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь) и 28 или 29 дней в феврале. Начало года Юлий Цезарь перенес на 1 января, поскольку в этот день консулы вступали в должность, и начинался римский хозяйственный год. Этот календарь назывался юлианским (старый стиль) и он был заменен исправленным новым григорианским календарем (по имени папы Григория XIII, который и ввел его) в 1582 г. во Франции, Италии, Испании, Португалии, позже в остальных странах Европы, и в 1918 г. в России.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в месяце трех главных дней, связанных со сменой фаз луны:

1) 1-й день каждого месяца – календы, первоначально – первый день новолуния, о котором возвещает жрец;

2) 13-й или 15-й день каждого месяца – иды, первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния;

3) 5-й или 7-й день месяца – ноны, день первой четверти луны, девятый день перед идами, считая день нон и ид.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны – на 7-е числа, в остальных месяцах – на 13-е и 5-е соответственно. Дни, предшествующие календам, нонам и идам обозначались словом накануне – pridie (Acc.). Остальные дни обозначались посредством указания, сколько дней осталось до ближайшего главного дня, при этом в счет входили также день, который обозначается, и ближайший главный день (сравните, по-русски – третьего дня).

Неделя

Деление месяца на семидневные недели пришло в Рим с Древнего Востока, и в I в. до н.э. стало в Риме общепринятым. В заимствованной римлянами неделе только один день – суббота – имел особое название, остальные назывались порядковыми номерами; римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов: суббота – Saturni dies (день Сатурна), воскресенье – Solis dies (Солнца), понедельник – Lunae dies (Луны), вторник – Martis dies (Марса), среда – Mercuri dies (Меркурия), четверг – Jovis dies (Юпитера), пятница – Veneris dies (Венеры).

Часы

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов в 291 г. до н.э., в 164 г. до н.э. в Риме ввели водяные часы. День, как и ночь, был разделен на 12 часов, продолжительность которых менялась в зависимости от времени года. День – это время от восхода до заката солнца, ночь – время от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь – с 6 часов вечера до 6 часов утра (например, четвертый час дня в равноденствие – это 6 часов + 4 часа = 10 часов утра, т.е. 4 часа после восхода солнца).

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая, например, в равноденствие: prima vigilia – с 6 ч. вечера до 9 ч., secunda vigilia – с 9 ч. до 12 ч., tertia vigilia – с 12 ч. до 3 ч., quarta vigilia – с 3 ч. до 6 ч.

Смену времен и круговорот латинского года

Я объясню, и заход и восхожденье светил.

Ты же радушно прими стихи мои, Цезарь Германик,

Мой по прямому пути робкий направя корабль.

(Овидий «Фасты» кн. I, 1-4,

пер. М. Гаспаров и С. Ошерова)

Совсем немного дней осталось до начала Нового года. Но, если сейчас он наступает 1 января (по Григорианскому календарю), то что было, скажем, тысячелетия назад?

Жизнь современного человека невозможно представить без использования календаря. Часть людей заглядывает в электронный календарь, другая – по старинке срывает лист бумажного календаря. Однако все мы живём уже по установленным когда-то давно правилам и не задумываемся о неточности годового цикла. Мы твёрдо уверены, что в марте 31 день, и никакая сила не сможет это изменить. В современном мире у каждого человека есть под рукой календарь, поэтому ему не нужно иметь раба, который бы бегал на Красную площадь, чтобы узнать сегодняшнюю дату и время. Что заставляет нас быть твердо убеждёнными в существующей действительности? Обратимся ко времени жизни Гая Юлия Цезаря, не зря же одна из календарных систем получила название в честь его родового имени.

Гай Юлий Цезарь

Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н.э. по лунному календарю. Уже в Раннем Риме было принято делить год на десять месяцев, первым из которых был месяц Март, названный в честь бога Марса – отца Ромула. Десять месяцев условно подразделялись на две группы. Первые четыре месяца: март, апрель, май и июнь, – были объединены в сезон созревания урожая. За ними следовали шесть месяцев: пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый, – в течение которых собирали этот урожай. При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»). Римская неделя состояла из восьми дней, каждый из которых на письме обозначался буквами латинского алфавита от A до H. Девятый день – нундины – был выходным днём для всего населения Рима, в который устраивали рыночную торговлю. Во время своего консульства Гай Юлий Цезарь обнаружил ряд неточностей, которые возникли в связи с нерегулярным следованием правил ведения календаря. Количество дней в месяце постоянно менялось: по установленным правилам месяц должен был начинаться с новолуния, однако оно не происходило на каждый 30 или 31 день, поэтому приходилось добавлять дни или, наоборот, укорачивать месяц. Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики. Они объявляли даты главных празднеств, зачастую не имевших привязки к определённым дням, а также благоприятные дни для заседаний суда и сената. В число их обязанностей входило добавление месяцев для согласования года с солнечным календарём. Зачастую понтифики вносили изменения в календарь по своему усмотрению или по просьбе политических деятелей за определённую плату: подобные вольные действия привели к полному хаосу в календарной системе Рима, а к 46 году до н.э. они стали существенной проблемой для ведения государственных дел, так как месяцы перестали совпадать в номинальном и фактическом моменте годичного цикла.

Именно данная причина побудила Гая Юлия Цезаря провести реформу календаря в 46 году до н.э.. Он пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с математиком и астрономом Созигеном для разработки новой календарной системы. Не случайно Цезарь обратился к египетской школе, потому что ещё с древних времен египтяне придавали большое значение изучению светил, а, впоследствии, ведению календаря. С практической точки зрения, создание календаря было мотивировано необходимостью осуществления контроля над разливом Нила, так как это природное явление происходило всегда в одно и то же время. Год у египтян начинался в июле с появления на небе звезды Сириус и был равен двум периодам появления Сириуса на небе. Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Общее количество дней равнялось 360. До следующего появления Сириуса оставалось ещё 5 дней, поэтому египтяне решили не включать эти дни в предыдущий месяц, а посвятить каждый из дней определённому богу: Осирису, Хору, Сету, Исиде и Нефтиде.

Египетский календарь

Египетский календарь не учитывал високосный год, поэтому с течением времени отставание накапливалось. Известно, что в 238 году до н.э. Птолемей III сделал попытку внести изменения в египетский календарь, добавив 366-ой день каждый четвертый год, предвосхищая реформу Гая Юлия Цезаря. Однако это изменение не было принято во внимание.

Александрийские астрономы установили, что протяжённость года равна 365,25 дням. Округлив число до целого, было решено добавлять каждый четвертый год один дополнительный день в феврале, чтобы избежать отставания от светового года. Римляне не заносили его в календарь, в отличие от нашего современного календаря, в который мы добавляем день в феврале (29 февраля). Они просто повторяли один и тот же день дважды, подобно «дню сурка». Этот день выпадал на 24 февраля, который являлся 6-ым днём до мартовских календ, получивший название биссектус (bis sextus – «второй шестой»), от которого произошло наше слово високосный. Дни месяца определялись относительно трёх дат: календы, ноны и иды. Календами назывался первый день месяца, когда появлялась новая луна на небе. Ноны наступали примерно через пять-семь дней после календ, и они были промежуточной датой. На пятнадцатый или семнадцатый день, в зависимости от того, когда наступало полнолуние, происходили иды. Даты отсчитывались в обратном порядке с включением в счёт ближайших дней календ, нон и ид. Соответственно, при указании первого дня месяца говорили «день календ». Если возникала необходимость сказать 30 апреля, то употребляли выражение «день за два дня до календ». Реформа Цезаря также касалась закрепления начала Нового года. Этой датой оказалось первое января, а для того, чтобы устранить отставание, Цезарь приказал добавить два дополнительных месяца. Последний год до принятия реформ длился целых 445 дней.

Римский календарь

В честь этого грандиозного события месяц Квантилий (пятый месяц) получил название в честь родового имени Цезаря, который и по сей день сохраняет свое прежнее название – июль. Эту традицию переняли и другие правители Рима. Когда Октавиан Август вновь исправил календарную путаницу в 8 в. до н.э., а связано это было с произволом понтификов, то он назвал в честь себя месяц Секстилий – месяц своего первого консульства. Однако на этом переименование не закончилось. Так, император Домициан, не обладая скромностью, назвал в честь себя уже два месяца: Сентябрь (месяц рождения) – Германик и Октябрь (месяц, в котором стал императором) – Домициан. Естественно, после его свержения, вернули прежние названия месяцев.

Римские календари выглядели следующим образом: на каменной плите по вертикали высекали цифры, обозначавшие дни месяца, а над ними по горизонтали изображения богов, давшие имена семи дням недели. Посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам.

В то же время можно обнаружить календари, в которых дни недели записывали в столбик, а сверху названия месяцев.

Другой формат римского календаря

Юлианский календарь долгое время был основным календарём для многих стран мира. Впоследствии он был заменён на Григорианский календарь папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года. В России же этот календарь был введён только 26 января 1918 году. Тем не менее, до сих пор юлианский календарь используется в богослужении.

mob_info