Эмоциональное благополучие человека. От чего зависит богатство: иллюзия значимости усилий

Что значит, благополучие человека, и как его достичь?

Во многих словарях пишут, что благополучие человека – это жизнь, наполненная ровными и радостными событиями. У благополучного человека все дела проходят легко, без напрягающих усилий. Удача, процветание, состоятельность, успешность, достаток; - это те компоненты, которые формируют благополучие человека.

Личное благополучие сравнивают с таким громким понятием, как – счастье. Счастливая личность обладает материальным достатком, здоровым физическим телом, дружественными общественными связями и взаимной любовью. Такой образчик, сладкой жизни. Вы такой(такая)?

Наверно, что для полного счастья вам, чего-нибудь, да не хватает?

Обычно люди думают: "Для полного счастья мне бы сейчас…", и тут список у каждого свой. Кому-то не хватает денег, кому- то здоровья, а кому-то любовных отношений. В такой момент, человек чувствует себя ущербным, неполноценным, обделённым и отсюда вырастает различные психологические комплексы; "вдруг мне не хватит…", "я не успею…", "я не достоин этого…".

Остановимся и подумаем, какой заряд получает наше тело и окружающее пространство, от таких мыслей? Положительным его вряд ли можно назвать. И вот здесь проходит та граница грани, которая разделяет благополучного человека от того, который считает себя неблагополучным.

Благополучный человек изначально имеет психологию благополучия. Такая психология позволяет ему видеть в "не имеющихся" обстоятельствах, положительный рост своего развития. Он мысленно вырабатывает план осуществления поставленной цели, продумывая шаг за шагом. Его действия по реализации становятся мотивированными, потому что он видит в этом определённую жизненную игру. Внутреннее состояние, благополучного человека, наполняет невидимая сила, которая даёт решимость действовать. Именно действием, человек достигает благополучия.

Действия делятся на физические и ментальные (мысленные). Да, мысли влияют на результат не меньше, чем физическая деятельность, об этом говорят учёные всего мира.

Теперь многие страны, имеют психологов в спортивных командах и клубах, для психологического тренинга на победу. Вот видео подготовки тренеров. Множество обучающих программ предлагается, на просторах интернета, по развитию позитивного мышления. И всё это, чтобы сформировать благодатный внутренний настрой психики, который рождает благополучие человека.

Чтобы достичь благополучия в жизни, достаточно настроить свои мысли на благодатное мышление. Нужно во время обнаруживать негативные раздумья, научиться нейтрализовать их, и заменять добрыми и благими помыслами.

Вроде бы всё просто, но на деле, чтобы стать благополучным и успешным, необходимо приложить немало усилий. На первых порах, всё складывается не так как хочется, но впоследствии, при определённой настойчивости, выстраивается, то желанное субъективное благополучие человека! Проверенно.

Успешный ученик, отличник, как правило, не вызывает беспокойства ни у учителей, ни у родителей. Напротив, взрослым кажется, что он вполне благополучен. На самом деле, зарабатывая «пятерки», ребенок может руководствоваться не только тягой к знаниям и желанием преуспеть.

Для детей, не слишком избалованных родительским вниманием, неуверенных в себе и своих достоинствах, оценки могут стать своеобразной компенсацией, «платой» за одобрение родителями и учителями. Принося отличные оценки, ребенок надеется получить в ответ признание своих талантов. Становясь взрослыми, таким людям бывает нелегко осознать, что их можно любить и ценить не за то, что они отлично справляются со своей социальной ролью, а за их личные достоинства и качества.

Другой проблемой отличника может стать перфекционизм. Желание сделать все идеально во всех сферах своей жизни. Такие люди теряются, когда необходимо расставить приоритеты и выделить главные направления и задачи в своей жизни. Для них «второе место» означает поражение. Но как известно, невозможно объять необъятное и быть лучшим буквально во всем, в жизни приходится выбирать что-то наиболее важное и значимое и отдавать выбранному пути максимум сил, талантов и времени. В противном случае довольно легко довести себя до нервного и физического истощения, что зачастую и случается с перфекционистами.

Еще одной бедой отличников является то, что они не умеют проигрывать. Привыкнув во всем быть первыми, они не умеют адекватно воспринимать неудачи и извлекать из них жизненные уроки. Внезапное поражение на фоне постоянных побед может стать для них настоящей катастрофой. И там, где менее успешный ученик постарается исправить положение, потерпевший фиаско отличник будет лишь страдать и горевать над своим бедственным положением.

Возможны у отличников и проблемы с установлением дружеских связей, умением работать в команде и организовать совместную деятельность. Случается так, что окружение успешного ученика довольно потребительски относится к своему товарищу-отличнику, ведь это так удобно: есть, у кого проконсультироваться, получить объяснения, списать, наконец! А настоящих друзей, ценящих не его успехи в учебе и знания, а личные качества, у отличника может и не быть.

Успешные троечники

А вот те ребята, которые в школе учились достаточно средне, во взрослой жизни подчас становятся вполне успешными людьми. Известно, что 50% бизнесменов были в школе «троечниками». И это скорее правило, нежели исключение.

Происходит это оттого, что троечники, в отличие от отличников и хорошистов, не настолько сосредоточены на учебе, на том, чтобы доказать родителям и учителям, насколько они хороши. Дети просто выбирают то, что им интересно. Они не боятся за свою «репутацию», поэтому чаще предпринимают рискованные или авантюрные шаги. Учеба для них – не средство построения карьеры, а необходимость, часть жизни, к которой они учатся приспосабливаться. Они не боятся поражений, не так остро воспринимают неудачи, а успех и случающиеся у них хорошие отметки не кружат им голову. К тому же нет необходимости выглядеть хорошо в глазах родителей и учителей.

В результате троечники оказываются лучше приспособлены к жизни в обществе, более гибки и свободны, чем успешные ученики. За время учебы в школе они успевают приобрести качества, позволяющие сделать успешную карьеру, да и разобраться, чего им действительно хочется в жизни, у них подчас получается быстрее и лучше.

Конечно, нельзя сказать, что любой отличник вырастет неуверенным в себе перфекционистом с комплексом неполноценности, а любой троечник станет когда-нибудь признанным гением. Успех в жизни зависит от очень многих факторов, но и говорить о том, что уровень дальнейшего жизненного благополучия напрямую зависит от успешности в учебе, тоже неверно.

Благополучием считается спокойное и счастливое состояние человека. Действительно, мы называем людей счастливыми, если они довольны собой и миром, который их окружает. Самый сложный вопрос - как достичь такого состояния, и над ним с давних времен и по сей день спорят ученые и философы.

Многие считают, что путь к благополучию - это большое количество денег в кошельке. Зачастую люди, ограниченные в средствах, верят, что богатство откроет им двери к счастливой жизни. Однако это не всегда так, и деньги способны сделать человека счастливее только на время. Согласно данным многочисленных исследований ученых, нет прямой зависимости между богатством и благополучием, и зачастую жители бедных стран, таких как Куба или Индия, чувствуют себя счастливее, чем гораздо более обеспеченные граждане Японии или Норвегии.

Многие полагают, что основная составляющая благополучия - это здоровье. Но этот вопрос также остается спорным. Действительно, вокруг много совершенно здоровых людей, которые не могут самореализоваться, найти себя и ощущают свою жизнь бессмысленной. В то же время есть много примеров, когда инвалиды живут полной жизнью, занимаются творчеством, растят детей и радуются своей судьбе.

Американские психологи обобщили существующие знания о факторах человеческого благополучия. Они представили их в виде пирога, каждый кусок которого - это определенная группа факторов. Так, первый кусок - внешние. Это государство, где проживает человек, его социальная среда и природные условия, степень финансового благополучия личности. Второй кусок - это психологические черты индивида, такие как темперамент, характер, наследственность. Третий кусок - это результаты выбора человека: цели, которые он перед собой ставит, род его занятий и образ жизни. Первая группа факторов имеет наименьший вес в результате – лишь 10%, тогда как вторая и третья очень значимы (50 и 40% соответственно).

Таким образом, наше счастье как минимум наполовину зависит от нас самих. Безусловно, сложно изменить то, что задано генетикой, но каждому по силам сменить работу, заняться своим хобби, переехать в другой город. Но даже такие значимые шаги требуются не всегда. Иногда бывает вполне достаточно посмотреть на свою жизнь под иным углом. Например, вы расстались с любимым человеком – значит, скоро встретите того, с кем у вас сложатся счастливые отношения. В самый важный момент завис компьютер – значит, вам нужно отдохнуть, немного прогуляться. На работе не дали отпуск - значит не время, и ваш лучший отдых впереди.

Разные люби по-разному смотрят на одни и те же жизненные ситуации. В стране нет стабильности, на работе нет профессионального и материального роста, и никто не берет замуж? Можно грустить и плакать над этим, а можно попробовать что-то изменить: работу, страну проживания, манеру вести себя и мужчинами и т. д. Ведь наше благополучие, прежде всего, в наших руках.

Преодолеть отчуждение и ощутить единение с окружающим миром, с одной стороны, и осознание собственного отдельного и неделимого «я» - с другой. Это благополучие подразумевает полное рождение человека, реализацию заложенного в нем потенциала, т. е. его пробуждение, избавление от усредненности, обретение способности испытывать полную гамму чувств - от бурной радости до глубокой печали. При этом человек должен быть способен творить, реагировать на окружающий мир, ответствовать как перед самим собой, так и перед всем, что его окружает; предстать цельной личностью, действительно существующей в мире одушевленных и неодушевленных объектов.

Давая истинный ответ миру, человек-творец в то же время способен этот мир реально воспринимать. В творческом отношении к миру человек должен рассматривать его как продукт собственного восприятия. Как следствие, этот мир перестает быть для него чем-то чужим и далеким и становится своим. В конце концов благополучие состоит в усмирении своего эго и пересмотре жизненных приоритетов. Человек должен отказаться от стяжательства, от стремления к собственной неприкосновенности и возвеличиванию. Смыслом жизни должна стать не вечная жажда обладания, накопления, наживы и потребления, а радость самого бытия, осознание собственной неповторимости в этом мире.

Сказанным я предпринял попытку соотнести развитие человеческой индивидуальности с историей религии. В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзэн-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.

Как я уже отмечал, само бытие ставит перед человеком вопрос. Вопрос этот порожден заложенным в человеке противоречием: принадлежностью к природе, с одной стороны, и пребыванием вне ее, обусловленным осознанием собственного бытия, с другой. Человек является «религиозным», если он подходит к этому основополагающему вопросу не формально, а стремится дать на него ответ всей своей жизнью.

Аналогично любая система представляет собой «религию», если она пытается дать свой ответ на этот вопрос и понуждает к этому людей. Соответственно всякая культура и всякий человек, не ищущий ответа на экзистенциальный вопрос, нерелигиозны по своей сущности - лучшим примером чему служит человек XX века. Озабоченный мыслями о материальных благах, престиже, власти, карьере, современный человек пытается уйти от ответа на данный вопрос, стараясь забыть о самом факте своего существования, а значит, о факте существования своего «я». Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию, в своей жизни и смерти уподобляясь одной из миллионов произведенных им вещей. При этом не имеет значения, насколько глубоки его религиозные убеждения, как часто он думает о Боге или посещает церковь. Такой человек вместо того, чтобы верить в Бога, лишь думает о нем. Однако религии в своих ответах на экзистенциональный вопрос могут принципиально отличаться друг от друга, и было бы заблуждением обобщать их в этом аспекте. Существующие религии во всем многообразии дают два в корне противоположных друг другу ответа на этот основополагающий вопрос.

Первый ответ заключается в восстановлении единства с природой через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишенному сознания первобытному образу жизни. Подобная идея может принимать весьма разнообразные воплощения. В качестве одной из крайностей можно привести пример германских подпольных обществ «медведерубашечников». Посвящаемый в эту организацию новобранец должен уподобиться медведю и «изменить свой человеческий облик в приступе агрессии и безудержной ярости, став похожим на бушующего зверя».

Стремление к первобытному единению с природой может принимать массу других, не столь архаичных религиозных воплощений. Данная идея прослеживается в религиях племен, где происходит отождествление с тотемным животным, где есть культ дерева, озера, пещеры и т. д. Проявляется это и в оргиастических культах, стремящихся подавить в человеке рассудок и моральные установки. Все, что приближает человека к первобытной близости с природой, является священным для подобных религий. Тот, кто стоит ближе всех к поставленной цели, как, например, шаман, и будет «святым».

К противоположному лагерю относятся все религии, где ответом на экзистенциальный вопрос служит идея эволюции человеческого разума, воспитания в человеке умения любить, и как результат - обретение гармонии с природой и другими индивидами. И хотя у некоторых относительно примитивных обществ подобные идеи прослеживались лишь отчасти, но не подлежит сомнению, что своеобразным рубиконом человечества явился период в пределах примерно с 2000 года до н. э. и до Рождества Христова. Этот временной отрезок ознаменовался глобальными переменами в человеке, выразившимися в появлении таких религий, как даосизм и буддизм на Дальнем Востоке, религиозных революциях Эхнатона в Египте, зарождении зороастрийской религии в Персии, религии Моисея в Палестине, Кецалькоатль - в Мексике.

Эти религии сближает мысль о единении - уже не в регрессивном значении, достигаемым путем стирания индивидуальности и возврата к лишенной сознания райской гармонии. Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчужденность, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение. Человеческий разум должен достичь полного развития, после чего для индивида откроется доступ в деятельное, интуитивное проникновение в реальный мир, что является непременным условием достижения подобного единения. Устремление этих религий направлено не в прошлое, а в будущее, и цель их определяется понятиями «дао», «нирваны», «просветления», «блага», Бога.

Социокультурные различия между странами происхождения данных религий обусловили выбор того или иного символа. Властный образ величественного монарха или вождя племени был характерным символом для западного общества. Однако уже в ветхозаветную эпоху подобный образ начинает претерпевать изменения. Всемогущего вершителя судеб теперь связывают со своими подданными соглашения, содержащие определенные обещания. Например, достижение человеком гармонии с природой в срок, определенный мессией, является целью пророчеств; для христианства же характерно представление Бога в человеческом образе. В распространенных западных религиях антропоморфные авторитарные составляющие практически не претерпевают изменений. Примером же почти полного их отсутствия может служить философия Маймонида, или мистицизм.

Иудео-христианское и дзэн-буддистское мышление сближает идея отказа индивида от эгоистического стремления к принуждению, повелеванию и подавлению внутреннего и внешнего мира. Вместо этого человек должен стать открытым, восприимчивым, пробужденным, способным реагировать на вызовы внешнего мира.

Дзэн называет это состояние «быть пустым», причем этот термин не имеет негативной окраски, а, напротив, характеризует открытого для восприятия внешнего мира индивида.

В христианской религии эта же идея выражается в понятиях самоотречения и подчинения воле божественного провидения. На первый взгляд отличия в христианских и буддистских постулатах не столь значительны и разница существует лишь на уровне формулировок. На самом же деле христианские представления, как правило, интерпретируются таким образом, что человек полностью вверяет свою судьбу великому и всемогущему Отцу, охраняющему и опекающему его, при этом утрачивается всякая самостоятельность . Естественно, в этом случае человек становится кротким и смиренным, но никак не открытым и способным реагировать. Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. Лишь забывая о Боге, человек, как это ни парадоксально, искренне следует его воле. Быть «пустым» в терминологии дзэн-буддизма действительно означает усмирение своей воли, но в то же время исключает возможность возвращения к рабскому упованию на поддержку Отца.

mob_info