Как негативные эмоции и стресс влияют на организм. Психические причины стресса

Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Социально-бытовые условия, работа, переутомляемость – все это вызывает эмоции. Иногда человек подвергается резкому выходу из зоны комфорта, что влечёт за собой необходимость психологической адаптации. Это и есть психоэмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс

Нельзя недооценивать опасность стрессов, так как они могут стать причиной многих заболеваний внутренних органов и систем. Следует своевременно выявлять стрессоры и исключать их влияние, чтобы защитить собственное здоровье.

Понятие стресса и этапы его развития

Понятие эмоционального стресса впервые выделил физиолог Ганс Селье в 1936 г. Этим понятием обозначали несвойственные организму реакции в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.

В первой стадии фазы отреагирования (тревога) происходит мобилизации ресурсов организма. Вторая, резистентность, проявляется в виде активации защитных механизмов. Истощение же наступает в случае исчерпания психоэмоциональных ресурсов (организм сдаётся). Необходимо отметить, что эмоции и эмоциональный стресс – понятия взаимосвязанные. Но к серьёзным нарушениям психического состояния могут привести только отрицательные эмоции, которые вызывают негативный стресс. Такое состояние Селье назвал дистрессом.

Причины дистресса побуждают организм к исчерпанию своей энергии. Это может привести к тяжёлым заболеваниям.

Понятие стресса может иметь и другой характер. Некоторые учёные уверенны, что проявление эмоционального стресса связано с генерализированным распределением симпатических и парасимпатических возбуждений. А появляющиеся в результате такого распределения болезни индивидуальны.

Дистресс — негативный стресс

Отрицательные эмоции и стресс непредсказуемы. Проявление защитных функций организма на возникающую психологическую угрозу способно преодолевать только небольшие трудности. А, при продолжительном или периодическом повторении стрессовых ситуаций, эмоциональное возбуждение приобретает хронический характер. Такой процесс, как истощение, эмоциональное выгорание, проявляется именно при продолжительном нахождении человека в негативном психоэмоциональном фоне.

Основные причины эмоционального стресса

Положительно эмоциональные реакции редко несут угрозу для человеческого здоровья. А негативные эмоции, накапливаясь, приводят к хроническим стрессам и патологическим нарушениям органов и систем. Информационный и эмоциональный стресс оказывает влияние как на физиологическое состояние больного, так и на его эмоции и поведения. Наиболее распространёнными причинами стресса являются:

  • обиды, страхи и отрицательно-эмоциональные ситуации;
  • резкие неблагоприятные жизненные проблемы (смерть близкого человека, потеря работы, развод и т. д.);
  • социально-бытовые условия;
  • потенциально опасные ситуации;
  • излишнее чувство беспокойство за себя и близких.

Причины стресса

К тому же даже положительные эмоции могут нести вред. Особенно если судьба преподносит сюрпризы (рождение ребёнка, повышение по карьерной лестнице, исполнение мечты и др.). Причинами стресса могут являться и физиологические факторы:

  • нарушение сна;
  • переутомление;
  • патологии ЦНС;
  • плохое питание;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.

Стресс, как фактор риска для здоровья, непредсказуем. Личность может справиться с его воздействием, но не всегда. В целях облегчения стрессов и их диагностики, специалисты склонны разделять стрессоры на внешние и внутренние.

Искать выход из опасного психоэмоционального состояния следует, исключив влияние беспокоящего фактора на организм. С внешними стрессорами проблем не возникает. Но с внутренними стрессорами требуется долгая кропотливая работа не только психолога, но и других специалистов.

Признаки стрессового состояния

Ресурс сил для борьбы со стрессами у каждого человека индивидуальный. Его называют стрессоустойчивостью. Поэтому стресс, как фактор риска для здоровья, следует рассматривать по возможным симптомам, которые затрагивают как эмоциональное, так и психическое состояние организма.

С появлением дистресса, причины которого связаны с внешними или внутренними факторами, адаптивные функции дают сбой. При развитии стрессовой ситуации, человек может чувствовать страх и панику, действовать неорганизованно, испытывать сложности с умственной деятельностью и т. д.

Сам же стресс проявляется в зависимости от стрессоустойчивости (эмоциональный может быть причиной серьёзных патологических изменений в организме). Проявляется он в виде, эмоциональных, физиологических, поведенческих и психологических изменений.

Физиологические признаки

Самые опасные для здоровья – физиологические симптомы. Именно они представляют угрозу для нормального функционирования организма. Пребывая в стрессе, больной может отказываться от еды и страдать от проблем со сном. При физиологических реакциях наблюдаются и другие симптомы:

  • патологические проявления аллергического характера (зуд, кожные высыпания и др.);
  • расстройство пищеварения;
  • головные боли;
  • увеличенное потоотделение.

Физиологический стресс

Эмоциональные признаки

Эмоциональные признаки стресса проявляются в виде общего изменения эмоционального фона. От них избавиться легче, чем от других симптомов, так как они регулируются желанием и волей самого человека. Под влиянием отрицательных эмоций, социальных или биологических факторов, у человека может появиться:

  • Плохое настроение, тоска, депрессия, беспокойство и чувство тревоги.
  • Гнев, агрессия, одиночество и др. Эти эмоции возникают резко, ярко выражаются.
  • Изменения в характере – усиление интроверсии, снижение самооценки и др.
  • Патологические состояния – невроз.

Эмоциональный стресс

Переживать сильный стресс без проявления эмоций нельзя. Именно эмоции отражают состояние человека, являются основным способом определения ситуаций психологии. И в целях предотвращения опасности для здоровья играет важную роль именно проявление той или иной эмоции и её влияние на поведение человека.

Поведенческие признаки

Человеческое поведение и реакции, которые ему сопутствуют, являются признаками эмоционального стресса. Выявить их несложно:

  • снижение работоспособности, полная потеря интереса к трудовой деятельности;
  • изменения в речи;
  • сложности общения с окружающими.

Эмоциональный стресс, который выражается через поведение, легко определить при длительном наблюдении за человеком и при общении с ним. Дело в том, что он ведёт себя не так, как обычно (он импульсивен, быстро и неразборчиво говорит, совершает необдуманные действия и др.).

Психологические признаки

Психологические симптомы эмоционального стресса чаще всего проявляются при длительном пребывании человека вне зоны психоэмоционального комфорта, его неспособности адаптироваться под новые условия существования. В результате биологические и физические факторы оставляют свой след на психологическом состоянии человека:

  • проблемы с памятью;
  • проблемы с сосредоточенностью при выполнении работы;
  • нарушение сексуального поведения.

Люди чувствуют себя беспомощными, отдаляются от близких и погружаются в глубокую депрессию.

Глубокая депрессия

С психическими факторами человек поддаётся острым или хроническим травмам психического характера. У человека может возникнуть расстройство личности, депрессивные психогенные реакции, реактивные психозы и т. д. Каждая из патологий – признак, который является являются следствием влияния травм психологического характера. Причинами таких состояний могут стать, как неожиданные известия (смерть близкого человека, потеря жилья и др.), так и длительное влияние стрессоров на организм.

Чем опасен стресс?

Из-за продолжительного стресса, могут возникать серьёзные проблемы со здоровьем. Дело в том, что во время стресса надпочечники выделяют увеличенный объем адреналина и норадреналина. Эти гормоны заставляют внутренние органы работать активнее, с целью защитить организм от стрессора. Но сопутствующие этому явления, такие как повышение давления, спазмы мышц и сосудов, повышение сахара в крови приводят к нарушению функционирования органов и систем. Именно из-за этого, увеличивается риск развития болезней:

  • гипертония;
  • инсульт;
  • язва;
  • инфаркт;
  • стенокардия;

С действием продолжительного психоэмоционального стресса снижается иммунитет. Последствия могут быть разными: от простудных, вирусных и инфекционных болезней до образования онкологии. Самые распространённые патологии связаны с сердечно-сосудистой системой Вторые, по распространённости – заболевания ЖКТ.

Влияние стресса на здоровье

По утверждению медиков, более 60% всех болезней современного человека вызываются стрессовыми ситуациями.

Диагностика эмоционального стресса

Диагностика психоэмоционального состояния проводится только в кабинете психолога. Дело в том, что каждый случай требует детального изучения по тем методикам и условиям, которые ставит специалист с определённой целью. При этом учитывается направление работы, цели диагностики, рассмотрение конкретной ситуации из жизни больного и т. д.

Выявление основных причин стрессового поведения происходит по разным методикам психодиагностики. Всех их можно разделить на классы:

  1. Актуальный уровень стресса, выраженность нервно-психической напряжённости. Используются методы экспресс-диагностики и тестирования Т. Немчина, С. Коухена, И. Литвинцева и др.
  2. Прогноз поведения человека в стрессовых ситуациях. Используются как шкала самооценки, так и опросники В. Баранова, А. Волкова и др.
  3. Негативные последствия дистресса. Используются дифференциальные методы диагностики и опросники.
  4. Профессиональные стрессы. Используют опросы, тесты, «живой» диалог со специалистом.
  5. Уровень стрессоустойчивости. Чаще всего используют опросники.

Информация, полученная в результате психодиагностики, является основной дальнейшей борьбы со стрессом. Специалист ищет выход из определённой ситуации, помогает больному обходить трудности (предупреждение стрессов) и занимается стратегией дальнейшего лечения.

Лечение эмоционального стресса

Лечение психоэмоционального стресса индивидуально для каждого клинического случая. Некоторым больным достаточно самоорганизации, поиска новых увлечений и ежедневного анализа и контроля собственного состояния, другим же требуется приём медикаментов, успокоительных и даже транквилизаторов. По мнению специалистов, первое, что нужно сделать – это обнаружить стрессор и исключить его влияние на эмоциональное и психическое состояние человека. Дальнейшие способы борьбы зависят от тяжести болезни, её фазы и последствий.

Наиболее эффективными методами терапии стресса являются:

  • Медитация. Позволяет расслабиться, успокоить нервы и проанализировать все жизненные трудности и сложности.
  • Физические упражнения. Физическая активность позволяет отвлечься от проблем. К тому же во время занятий вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфин и серотонин.
  • Медикаменты. Успокоительные и седативные препараты.

Психологические тренинги. Прохождение групповых занятий со специалистом и домашние методы не только способствуют устранению признаков стресса, но и позволяют улучшить стрессоустойчивость личности.

Психологические тренинги

Терапия чаще всего основывается на комплексных методах. Психоэмоциональный стресс часто требует смены обстановки, поддержки извне (как близкие, так и психолог). При проблемах со сном, врачи могут назначить успокоительные средства. При серьёзных психологических нарушениях могут потребоваться транквилизаторы.

Иногда используются и народные методы, основанные на приготовлении отваров и настоек. Наиболее распространена – фитотерапия. Успокоительным действием обладают такие растения, как валерьяна, душица и мелиса. Главное, чтобы человек сам хотел изменений в жизни и старался исправить своё состояние, вернувшись к своему естественному существованию.

Профилактика стресса

Профилактика психоэмоционального стресса сводится к ведению здорового образа жизни, правильному питанию и занятиям любимым делом. Нужно максимально ограничить себя от стрессов, уметь их предугадывать и «обходить». Психологи уверенны, что риск возникновения стрессовых ситуаций уменьшается, если человек будет:

  • заниматься спортом;
  • ставить перед собой новые цели;
  • правильно организовывать свою трудовую деятельность;
  • уделять внимание своему отдыху, особенно сну.

Главное, мыслить позитивно и стараться делать все во благо собственному здоровью. Если же не удалось оградить себя от стресса, не нужно поддаваться панике или страхам. Следует оставаться спокойным, стараться думать обо всех возможных вариантах развития событий и искать выходы из сложившейся ситуации. Так, последствия стресса будут более «мягкими».

Заключение

Эмоциональным стрессам подвержен каждый человек. Некоторым удаётся быстро побороть чувство тревоги, страха и последующих поведенческих признаков (агрессии, дезориентации и т. д.). Но, иногда, длительный или часто повторяющийся стресс приводит к истощению организма, что опасно для здоровья.

Нужно чутко относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, стараться предугадывать стрессы и находить безопасные способы выражения своих эмоций с помощью творчества или занятия любимым делом. Только так, можно сохранить свой организм здоровым и сильным.

ПостНаука развенчивает научные мифы и объясняет общепринятые заблуждения. Мы попросили наших экспертов прокомментировать популярные мифы о факторах возникновения стресса и противодействия ему.

Реакция человека на стресс определяется его генами

Это частично правда.

Генетические особенности вносят вклад в то, как человек реагирует на стресс, но не определяют эту реакцию полностью. Реакция на стресс зависит еще и от того, что именно этот стресс вызвало (реакция на теракты сильнее, чем на возникшие без злого умысла сравнимые по масштабам катастрофы), от продолжительности воздействия (острый или хронический стресс), от приобретенного умения справляться со стрессом. Генетическую составляющую можно разделить на две части. Одна, собственно генетическая, определяется особенностями полученных от родителей генов, контролирующих работу нервной, эндокринной и иммунной систем. Носители некоторых вариантов генов сильнее реагируют на стресс или медленнее возвращаются к норме после реакции и, как следствие, имеют больше шансов заполучить связанные со стрессом расстройства. Для части этих генов показано влияние условий воспитания. У людей, имевших счастливое детство, и у тех, кто рос в неблагоприятных условиях, одни и те же варианты генов могут проявляться по-разному.

Вторая составляющая определяется жизненной историей, особенно пережитыми в детстве стрессами. У млекопитающих есть специальные системы, которые подстраивают интенсивность работы генов под конкретные условия среды. В результате работы этих систем в участках ДНК, регулирующих включение и выключение генов, появляются специальные химические метки (метильные группы), которые влияют на то, насколько активен будет ген. Эксперименты на мышах и крысах показали, что пережитый в детстве стресс меняет работу генов стрессового ответа пожизненно. Аналогичные данные получены и для человека, но не в результате экспериментов, а при изучении ДНК детей, выросших в благоприятных и неблагоприятных условиях. Что интересно, если мама-крыса хорошо ухаживала за стрессированными крысятами (тщательно вычесывала и вылизывала их), то количество метильных меток на их ДНК возвращалось к норме, а когда они вырастали, то их реакция на стресс не отличалась от реакции крысят, выросших в «благополучных» семьях.

Изменения работы генов в результате прижизненной химической модификации отдельных участков ДНК или других воздействий изучает раздел науки, называемый эпигенетикой. Эпигенетические процессы - это то, что связывает реакцию генетического аппарата на воздействия среды, в том числе и ответ генов на материнскую любовь, пренебрежение и другие условия воспитания. А эти условия, в свою очередь, хотя и не определяют полностью, но вносят значительный вклад в то, как человек будет реагировать на стресс. Поэтому даже тогда, когда мы говорим о культуре и воспитании, явлениях, далеких от генетики, совсем сбросить со счетов гены не удается. Именно работа генов позволяет зафиксировать в виде нервных связей то, чему жизнь и родители учат детей.

Светлана Боринская, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН

Стресс вызван только негативными эмоциями

Это неправда.

Стресс - это реакция организма, которая говорит о том, что организм выходит из состояния гомеостаза, то есть равновесия.

Но выход из состояния равновесия необходим для жизни, для того, чтобы человек развивался. Поэтому стрессом может быть и состояние влюбленности, и выступление перед большой аудиторией, то есть такие вещи, которые вполне сопоставимы с хорошей жизнью. Таким образом, стресс необходим для жизни, и он в принципе связан с любыми ситуациями, в которых мы волнуемся.

Что касается негативных эмоций, то для этого случая есть понятие «дистресс», так называемый плохой стресс, когда переживаемые негативные эмоциональные состояния носят либо очень интенсивный, либо хронический характер. Он отличается от обычного стресса тем, что человек попадает во внешнюю ситуацию, которая постоянно выводит его из равновесия, и испытывает негативные эмоции постоянно, а не время от времени. Например, подвергается травле на работе, или у него постоянные конфликты в семье с супругой, или он не любит свою работу и каждый день вынужден долго заставлять себя по утрам выйти из дома. Также дистресс может возникать вследствие стресса высокой интенсивности, то есть когда негативные эмоции слишком сильные. Например, при потере близкого человека, или когда происходит что-то очень сильно пугающее, или когда перед человеком стоит серьезная угроза. Дистресс может действительно плохо влиять на психическое и соматическое здоровье, и такой стресс обязательно требует какого-то вмешательства, запроса на помощь и так далее.

Мария Падун, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН, практикующий психолог, психотерапевт

Еда помогает снять стресс

Это правда.

Нужно начать с того, что стресс - это не всегда отрицательные эмоции, а он может быть вызван и положительными эмоциями. С точки зрения организма и работы внутренних органов эйфория - это тоже стресс. Поэтому можно, к сожалению, умереть и от радости. Этот миф касается того стресса, который появляется на фоне отрицательных эмоций. Если у человека возник такой стресс, ему может помочь все, что вызывает положительные эмоции. А еда - самый надежный источник позитива. Кусок мяса или шоколада вас никогда не обманет. Вам может не понравиться концерт, вы можете разругаться с лучшей подругой, но кусок хорошей еды в надлежащий момент гарантирует положительные эмоции.

На уровне нервных клеток еда способствует выделению медиаторов положительных эмоций. Как только в ротовой области появляются приятные вкусовые ощущения, а в желудок начинает что-то падать, в мозге начинают секретироваться эндорфины и дофамин. В итоге возникает положительное эмоциональное состояние, которое блокирует негативные переживания. Механизм этот работает по врожденно заданным принципам, поскольку еда - источник энергии и строительных материалов, без которых мы не можем существовать. Поэтому эволюционные процессы сформировали такую конфигурацию мозга, которая обеспечивает процесс питания, через голод заставляя нас есть каждый день. Причем новорожденный ест за счет врожденных рефлексов, но в дальнейшем очень быстро научается отыскивать еду, и обучение идет на фоне положительных эмоций, вызываемых поглощением пищи.

Есть люди, которые действительно переедают от стресса. Но, как правило, если человек контролирует свое поведение, он ищет и другие источники положительных эмоций, чтобы снять стресс, который вызвали негативные переживания. Он может сходить на выставку, заняться спортом или даже поиграть в компьютерную игру. Еда снимает стресс, но часто использовать этот путь не следует, иначе потребление лишних калорий грозит вам стрессом уже по поводу лишнего веса.

Вячеслав Дубынин

доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга

Для жителей мегаполиса ежедневный стресс неизбежен

Это частично правда.

Это утверждение верно лишь отчасти. Стресс - это состояние, возникающее при воздействии на организм человека стимулов, к которым ему трудно адаптироваться. Эти стимулы могут быть самыми разными - от громких звуков до конфликтов с окружающими. В большом городе с такими стимулами мы сталкиваемся довольно часто. Это экологические условия, в которых мы живем (например, загрязненный воздух и громкий шум машин), большое количество людей, с которыми мы встречаемся (например, в переполненном общественном транспорте или в дорожной пробке), лимит времени и большие физические нагрузки, проблемы, возникающие в семье и на работе. Все это может вызвать стресс.

Однако в данном случае существует три ограничения. Во-первых, со многими стрессорами встречаются люди, живущие не только в больших, но и в маленьких населенных пунктах. К ним, например, относятся условия работы, которые вызывают у человека сильную физическую усталость или ощущение несправедливости происходящего. Во-вторых, даже в больших городах разные люди находятся в разных условиях: кто-то садится утром в старую переполненную электричку, а кто-то в комфортабельный экспресс; кто-то стоит в пробках, а кто-то едет по свободной дороге; кто-то приходит на работу как на праздник, а кто-то мечтает бросить ее навсегда и так далее. Это означает, что, выбирая способ передвижения, спутника жизни или работу, мы можем влиять на уровень стресса.

И наконец, в-третьих, влияние многих стрессоров зависит от нашей интерпретации происходящего, нашего отношения к нему. Представьте, что двум людям надо решить сложную задачу. Один человек думает: «Ну вот опять! Я не знаю, что делать. Я не смогу решить эту задачу, и меня выгонят с работы». Иными словами, он воспринимает ее как тяжелое бремя, которое способно причинить серьезные неприятности. Другой человек рассуждает иначе: «Как интересно! Я не знаю, что с этим делать, но обязательно придумаю и добьюсь успеха». Он воспринимает эту задачу как вызов, на который сможет ответить. В результате у первого участника стресс возникнет скорее, чем у второго. Из этого следует простой вывод: да, большой город постоянно подкидывает нам стимулы, которые могут вызвать стресс, однако мы в состоянии увеличить или уменьшить их воздействие.

Ольга Гулевич, доктор психологических наук, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ

Стресс не может причинить реального вреда здоровью

Это не совсем так.

Стресс действительно может мобилизовать силы организма, способствовать повышению активности человека. Однако определенные виды стресса, особенно вызванные влиянием интенсивных стрессоров, могут негативно влиять на здоровье человека. Например, существует травматический стресс, имеющий различные пагубные психологические последствия. Считается, что травматический стресс вызван влиянием стрессоров высокой интенсивности, которые связаны с угрозой как жизни самого человека, так и его близких. Травматический стресс приводит к нарушению привычного функционирования человека. Такой стресс опасен не только актуальными проявлениями, но и отсроченными. Например, при посттравматическом стрессе у определенной части людей, которые более уязвимы к стрессу, могут возникнуть последствия в виде постоянного переживания этой ситуации как спустя полгода после травматического события, так и через несколько лет и даже десятилетий.

Если мы говорим о влиянии такого стресса на физическое здоровье человека, то последствия стресса могут выражаться по-разному: нарушается нормальный уровень бодрствования, возникают проблемы со сном, появляются соматические реакции, такие как учащенное сердцебиение, дыхание и др. При таком стрессе могут также возникать проблемы с желудочно-кишечным трактом, различные кожные заболевания и другие последствия.

Конечно, неверно разделять психологические последствия стресса и последствия, связанные с состоянием физического здоровья человека. Давно установлен факт системного реагирования человека на ситуацию. Так, трудности с регуляцией эмоций могут приводить к повышению времени бодрствования, к трудностям засыпания, прерывистому сну, к хроническому раннему пробуждению. Если человек не высыпается, если он постоянно находится в состоянии гипербдительности, то есть постоянно ожидает каких-то неприятностей, то он не может восстановиться, отдохнуть. А отсюда и возникают различные заболевания, прежде всего те, по отношению к которым человек наиболее чувствителен.

Но неверно думать, что бывает только пагубный стресс, дистресс. Есть и стресс другого уровня - эустресс. О таких проявлениях стресса писал Ганс Селье. Это благоприятный стресс, при котором мобилизуются силы организма и человек приходит в тонус. И этот тонус выполняет в том числе охранительную функцию. Скажем, когда человеку нужно в каких-то обстоятельствах избежать нежелательных факторов или когда ему действительно нужно определенное состояние тонуса, для того чтобы решить реальную проблему.

То есть стресс может влиять как благотворно на состояние человека, так и пагубно. Важно заметить, что это связано еще и с состоянием человека. Дело в том, что обычно человек переживает различные стрессы и не всегда быстро восстанавливается после них. Накапливаемый, кумулятивный стресс - результат переживания множества негативных событий, в связи с чем для одного человека конкретное стрессовое событие не будет иметь явных негативных последствий, а для другого станет последней каплей.

В целом же миф о том, что стресс не наносит вреда здоровью человека, имеет право на существование, потому что, создавая такой миф, люди тем самым пытаются убедить себя в отсутствии проблем, уберечь от тревоги, которая возникает при мысли о негативных последствиях стрессовой ситуации: человек склонен отрицать проблему и как бы спасаться от своих страхов. На самом деле это иллюзорное спасение. Отсутствие знания о том, что последствия стресса могут быть негативными, не защищает человека от этих последствий, а, наоборот, обезоруживает его в совладании с ними. Ведь, как известно, отрицание проблемы вовсе не устраняет ее, а, как это ни парадоксально, делает ее еще более трудно решаемой. Смелость признаться в себе в том, что после того или иного трудного события жизнь и здоровье человека изменились в худшую сторону, открывает перед ним путь к обращению к собственным ресурсам или к социальной поддержке, к помощи других людей.

Наталья Харламенкова, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН, заведующая кафедрой психологии личности ГАУГН

Причины возникновения эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником эмоционального стресса или оказывать влияние на его развитие.
Следовательно, развитие эмоционального стресса у человека связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения эмоционального стресса необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Хроническое ролевое напряжение развивается под вли­янием неблагоприятных условий на протяжении длитель­ного времени, не представляющих непосредственной уг­розы для жизни. Некоторые жизненные обстоятельства яв­ляются комбинацией хронического стресса (ролевого напря­жения) и коротких периодов травм. Эти жизненные собы­тия могут быть разной продолжительности, но они отлича­ются от ролевого напряжения тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения» конфликты) - это события с краткой длительностью, обыч­но незначительные, однако они могут быть включены в контекст, длительного жизненного события или ролевого напряжения, что может увеличить их значение.

Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связан­ные с ней проблемы (например, голод), а также индиви­дуальные травмы. В результате возрастающего исследовательского инте­реса к данной проблеме были выявлены стрессо­ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего­ризации. В дополнение к указанным выше ка­тегориям разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

1. Стрессоры активной деятельности:

· Экстремальные стрессоры

(боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.);

· производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени);

· стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности):

· «старт» - стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы);


· побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека);

· зрелищ.

3. Стрессоры рассогласования деятельности:

· разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие);

· психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Как указывал П. К. Анохин в 1973 г. сам факт воздействия или его ожидание обязательно предполагает наличие тревоги, как компонента стресса. Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в1952 г.С точки зрения Такмана они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений: стремлений направленных на выполнение задания, которые дают человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание, и связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности. Именно такие, вызванные тревогой побуждения заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения. Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения - как ослабляющие эффективность выполнения задания.

Они разделили ослабляющее, связанное с тревогой побуждение на две составляющие:

1) тревога, или «когнитивное выражение озабоченности своим исполнением», и

2) эмоциональность, или реакция человеческого тела на ситуацию, например выделение пота и ускоренное сердцебиение.

1.3 Совладающее поведение .

В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие «копинг», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям. Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результатом взаимодействия блока копинг-стратегий и блока копинг-ресурсов. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий, рассматриваются в качестве копинг-ресурсов.

Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка в виде информации, приводящей субъекта к утверждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Как показывают исследования, лица, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них людей, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие индивида, облегчает адаптацию и способствует развитию человека. К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроля, восприятие социальной поддержки, низкий нейротизм, эмпатию, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной - эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания, с поведенческой - отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.

Копинг-поведение, наряду с механизмами психологической защиты, рассматривается в качестве важнейших форм адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмов и механизмов совладания проводится по параметрам «активность-конструктивность» и «пассивность-неконструктивность». Психологическая защита пассивна и неконструктивна, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны. Карвасарский отмечает, что если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и, в особенности, психологической защиты направлены на смягчение психического дискомфорта.

Идея развития защитных механизмов претерпела существенные изменения, возникло представление о структурной и уровневой организации защитных механизмов, учитывающее их связь с другими механизмами саморегуляции личности. Тем не менее все еще неоднозначны критерии их дифференциации от механизмов совладающего поведения (coping behavior) - репертуара стратегий активного и конструктивного взаимодействия с проблемными, кризисными или стрессовыми ситуациями. С одной стороны, утверждается, что защитные механизмы являются низкоэффективными и примитивными механизмами совладания (coping), с другой - предполагается градация защитных механизмов по степени активности в противодействии стрессу. При этом некоторые из них могут приближаться к механизмам копинга. В противовес защитным механизмам как бессознательным и в определенном смысле врожденно-рефлекторным способам регуляции аффективного конфликта, копинги считаются осознаваемыми стратегиями взаимодействия с реальностью, овладение которыми осуществляется через активное обучение. Таким образом, различие между механизмами защиты и копинга видится в разной степени их осознанности, рефлексивности, целенаправленности, подконтрольности, активности во взаимодействии с реальностью. Также допускается возможность преобразования защитных механизмов в копинги; в частности, в психотерапии, когда пациент приобретает способность вербализации, рефлексии и осознания конфликта в качестве интенционального источника защитного механизма, он может также выбирать и произвольно использовать те или иные защиты, которые были необходимы для выживания в прошлом, но стали бесполезными или вредными в настоящем. Тогда последние способны преобразоваться в рациональные, конструктивные, принципиально новые стратегии разрешения и переработки субъективно сложных ситуаций. Защиты утрачивают свою навязчиво повторяющуюся динамику и хроническую способность искажать внутреннюю и внешнюю реальность, «обезвреживаются» и поднимаются на более зрелый уровень функционирования.

Хорошо известно, что в эмоциональных ситуациях не всегда достаточно четко удается проследить последовательность перехода от самоконтролирования к самовоздействию на эмоциональную сферу в силу довольно слитного протекания этих процессов, быстроты их следования друг за другом. У людей с цельным характером самоконтроль происходит быстро, и поэтому он почти незаметен, а у людей колеблющихся, нерешительных самоконтроль продолжителен. По мнению Я. Peйковского, трудности и неудачи в попытках обнаружить специальный контролирующий механизм, включенный в обеспечения эмоциональной устойчивости, привели к возникновению у многих исследователей скептического отношения к самому предположению о возможности его существования.

В принципе эту же сторону вопроса затрагивает и О. А. Черникова, когда говорит, что «большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными процессами. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному их контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле». Трудность в развитии приемов сознательного овладения своими эмоциями автор видит в непреднамеренности их возникновения, непосредственном характере переживаний, инертности и стойкости, сложности их осознания. И все же из существующих трудностей вовсе не должен следовать вывод о том, что эмоции вообще недоступны сознательному саморегулированию, а следовательно, и самоконтролю за их протеканием.

Психосоматика. Психотерапевтический подход Курпатов Андрей Владимирович

Стресс – это эмоция в действии

В научный обиход понятие стресса было официально введено Г. Селье, который понимал под «стрессом» неспецифический ответ организма на воздействие окружающей среды. Как известно, стресс, по Г. Селье, протекает в три фазы:

· реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;

· стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;

· стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

Впрочем, теория стресса Г. Селье сводит механизмы неспецифического приспособления к изменениям уровней адаптационных гормонов в крови, а ведущая роль центральной нервной системы в генезе стресса была этим автором откровенно проигнорирована, что в каком-то смысле даже забавно – по крайней мере, с высоты нынешних знаний феномена стресса. Далее Г. Селье попытался поправиться, введя дополнительно к «стрессу» понятие «психологического» или «эмоционального стресса», однако ничего, кроме очередных трудностей и парадоксов, это нововведение не дало. И до тех пор пока в науке не была осознана основополагающая роль эмоции в развитии стресса, теория достаточно долго топталась на месте, накапливая и перекладывая с места на место эмпирический материал.

История «стресса»

Родоначальником теории стресса по праву считается Ганс Селье, опубликовавший 4 июля 1936 г. статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами» в английском журнале «Nature». В этой статье он впервые описал стандартные реакции организма на действие различных болезнетворных агентов.

Однако первое употребление понятия стресса (в смысле «напряжение») появилось в литературе, правда в художественной, в 1303 г. Поэт Роберт Маннинг писал в своем стихотворении «Handlying Synne»: «И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе». Сам Г. Селье считал, что слово «стресс» восходит к старофранцузскому или средневековому английскому слову, произносимому как «дистресс» (Селье Г., 1982). Другие исследователи считают, что история этого понятия более давняя и произошло оно не от английского, а от латинского «stringere», означавшего «затягивать».

Вместе с тем и сама теория стресса по сути своей не была оригинальной в изложении Г. Селье, поскольку еще в 1914 г. блистательный американский физиолог Уолтер Кеннон (бывший одним из основоположников учения о гомеостазе и о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма, борющегося за существование) описал физиологические аспекты стресса. Именно У. Кеннон определил роль адреналина в реакциях стресса, назвав его «гормоном нападения и бегства». На одном из своих докладов У. Кеннон сообщил, что благодаря мобилизационному эффекту, который оказывает адреналин в условиях сильных эмоций, в крови увеличивается количество сахара, поступающего таким образом к мышцам. На следующий день после этого выступления У. Кеннона газеты пестрили заголовками: «Разгневанные мужчины становятся слаще!»

Интересно, что уже в 1916 г. между И.П. Павловым и У. Кенноном завязалась переписка, а потом и многолетняя дружба, которая, надо думать, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие научных представлений обоих исследователей (Ярошевский М.Г., 1996).

Вместе с тем неоспоримым является тот факт, что стресс всегда сопровождается эмоцией, а эмоции проявляются не только психологическими переживаниями, но также вегетативными и соматическими (собственно телесными) реакциями. Однако мы все-таки недостаточно правильно пониманием то, что скрывается за словом «эмоция». Эмоция – это не столько переживание (к последнему без каких бы то ни было оговорок может быть отнесено «чувство», но не «эмоция»), сколько своего рода вектор, определяющий направление деятельности всего организма, вектор, возникающий на точке согласования условий внешней и внутренней среды, с одной стороны, и потребностей выживания этого организма – с другой.

Причем подобные рассуждения отнюдь не являются голословными, поскольку местом нейрофизиологической локализации эмоций является лимбическая система, которую, кстати говоря, иногда называют «висцеральным мозгом». Лимбическая система выполняет наиважнейшую для выживания организма роль, так как именно она получает и обобщает всю информацию, поступающую как из внешней, так и из внутренней среды организма; именно она по результатам этого анализа запускает вегетативные, соматические и поведенческие реакции, обеспечивающие приспособление (адаптацию) организма к внешней среде и сохранение внутренней среды на определенном уровне (Лурия А.Р., 1973). По большому счету вся эта совокупная реакция, запускаемая лимбической системой, и является, в строгом употреблении этого слова, «эмоцией». Даже при самом серьезном и вдумчивом исследовании мы не найдем в «эмоции» животного ничего, кроме вегетативных, соматических и поведенческих реакций, призванных обеспечить сохранение его жизни.

Роль эмоции – это роль интегратора, именно она, базируясь на перекрестке путей (в лимбической системе), заставляет и сам организм, и все уровни психической организации соединить свои усилия для решения основной задачи организма – задачи его выживания. Еще У. Кеннон рассматривал эмоцию не как факт сознания, а как акт поведения целостного организма по отношению к среде, направленный на сохранение его жизни. Почти полвека спустя П.К. Анохин сформулирует теорию эмоций, где покажет, что эмоция – это не просто психологическое переживание, а целостный механизм реагирования, включающий в себя «психический», «вегетативный» и «соматический» компоненты (Анохин П.К., 1968). Действительно, просто переживать по поводу опасности – дело абсурдное и нелепое, эта опасность должна быть не просто оценена, но устранена – то ли путем бегства, то ли в борьбе. Именно с этой целью и нужна эмоция, которая, можно сказать, включает весь арсенал «средств спасения», начиная от напряжения мышц и заканчивая перераспределением активности с парасимпатической на симпатическую системы с параллельной мобилизацией всех необходимых для этих целей гуморальных факторов.

Раздражение лимбических структур, особенно миндалин, приводит к повышению или понижению частоты сердечных сокращений, усилению и угнетению моторики и секреции желудка и кишечника, изменению характера дыхания, секреции гормонов аденогипофизом и т. д. Гипоталамус, который считается, вообще говоря, «местом дислокации» эмоций, на самом деле обеспечивает лишь вегетативный ее компонент, а вовсе не совокупность психологических переживаний, которые без этого вегетативного компонента откровенно мертвы. Если мы начнем раздражать миндалины мозга экспериментального животного, то оно предъявит нам целый спектр отрицательных эмоций – страх, гнев, ярость, каждая из которых реализуется или «борьбой», или «бегством» от опасности. Если же мы удалим у животного миндалины мозга, то получим совершенно нежизнеспособное существо, которое будет выглядеть беспокойным и неуверенным в себе, поскольку не сможет более адекватно оценивать поступающую из внешней среды информацию, а потому и эффективно защищать свою жизнь. Наконец, именно лимбическая система отвечает за перевод информации, хранящейся в кратковременной памяти, – в память долговременную; вот почему мы запоминаем только те события, которые были для нас эмоционально значимы, и совершенно не помним того, что не возбудило в нас живого аффекта.

Таким образом, если и есть в организме некая специфическая точка приложения стрессора, то это именно лимбическая система мозга, а если и есть какая-то специфическая реакция организма на стрессор – то это эмоция. Стресс (то есть ответ организма на стрессор), следовательно, это не что иное, как та самая эмоция, которую У. Кеннон назвал в свое время «emergency reaction», что дословно переводится как «крайняя реакция», а в русскоязычной литературе получило название «реакции тревоги» или, что более правильно, – «реакции мобилизации». Действительно, организм, сталкиваясь с опасностью, должен мобилизироваться для целей спасения, и лучшего средства, кроме как сделать это по вегетативным путям симпатического отдела, у него нет.

В результате мы получим целый комплекс биологически значимых реакций:

· увеличение частоты и силы сердечных сокращений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, расширение периферических (в конечностях) и коронарных сосудов, повышение кровяного давления;

· снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта, прекращение деятельности пищеварительных желез, торможение процессов пищеварения и выделения;

· расширение зрачка, напряжение мышцы, обеспечивающей пиломоторную реакцию;

· усиление потоотделения;

· усиление секреторной функции мозгового вещества надпочечников, вследствие чего увеличивается содержание адреналина в крови, который в свою очередь оказывает соответствующее симпатической системе влияние на функции организма (усиление сердечной деятельности, торможение перистальтики, увеличение содержания сахара в крови, ускорение свертываемости крови).

В чем же биологический смысл этих реакций? Нетрудно заметить, что все они служат обеспечению процессов «борьбы» или «бегства»:

· усиленная работа сердца при соответствующей сосудистой реакции приводит к интенсивному кровоснабжению рабочих органов – прежде всего скелетной мускулатуры, в то время как органы, деятельность которых не может способствовать борьбе или бегству (например, желудок и кишечник), получают меньше крови, а их активность уменьшается или прекращается вовсе;

· для повышения способности организма к усилию изменяется и химический состав крови: сахар, высвобождаемый из печени, становится энергетическим материалом, необходимым для работающих мышц; активация противосвертывающей системы крови предохраняет организм от слишком большой кровопотери в случае ранения и т. д.

Природа все предусмотрела и все, кажется, устроила замечательно. Однако она создавала систему реагирования и поведения, адекватную биологическому существованию живого существа, но не социальной жизни человека с ее порядками и регламентацией. Кроме того, природа, видимо, никак не рассчитывала на возникшую только у человека способность к абстракции и обобщению, накоплению и передаче информации. Не знала она и о том, что опасность может таиться не только во внешней среде (как это происходит в случае любого другого животного), а и «внутри головы», где именно у человека и помещается львиная доля стрессоров. Таким образом, эта своеобразная «генетическая ошибка» превратила этот блистательный, столь любовно и талантливо изготовленный природой механизм «защиты» и «выживания» животного в ахиллесову пяту человека.

Да, условия «социального общежития» человека внесли существенную путаницу в эту отлаженную природой схему реагирования на стрессор. Появление всех вышеперечисленных симптомов в тех случаях, когда опасность носит социальный характер (когда, например, нас ожидает трудный экзамен, выступление перед большой аудиторией, когда мы узнаем о своей болезни или о болезни своих близких и т. п.), как правило, нельзя считать уместным. В таких ситуациях мы не нуждаемся в соматовегетативном обеспечении своих потуг к «борьбе» или «бегству», поскольку просто не воспользуемся этими вариантами поведения в условиях подобных стрессов. Да и глупо было бы драться с экзаменатором, убегать от врача, узнав о своей болезни и т. п. Вместе с тем организм, к сожалению, реагирует исправно: наше сердце колотится, руки дрожат и потеют, аппетит никуда не годится, во рту сухость, зато мочеиспускание работает, так некстати, исправно.

Да, как ни странно, страдает не только симпатический отдел вегетативной нервной системы, но еще и парасимпатический. Усиление первого в ответ на стрессор может сопровождаться, как подавлением, так и активацией антагонистического ему парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (могут возникнуть позывы на мочеиспускание, расстройства стула и т. п.). Следует добавить, что после прекращения действия возбуждающих факторов активность парасимпатической нервной системы, связанная с восстановительным процессом в результате своеобразной сверхкомпенсации, может приводить к перенапряжению последней. Например, хорошо известны экспериментально доказанные случаи вагусной остановки сердца во время выраженного стресса (Richter C.P., 1957), а также проявление выраженной общей слабости в ответ на сильный раздражитель и т. п.

Психогенная смерть

C.P. Richter в опытах на крысах проиллюстрировал феномен вагусной остановки сердца. Прирученные крысы, опущенные в специальный цилиндр с водой, из которого невозможно было выбраться, оставались живыми около 60 часов. Если же в этот цилиндр помещались дикие крысы, то дыхание их практически сразу резко замедлялось и через несколько минут сердце останавливалось в фазе диастолы. Однако если у диких крыс не возникало чувства безнадежности, что обеспечивалось предварительными «тренировками», во время которых эти дикие крысы неоднократно помещались и изымались из цилиндра, то длительность выживания в этом цилиндре у прирученных и диких крыс оказывалась одинаковой (Richter C.P., 1957).

При этом нельзя не заметить, что человек – за счет своей мыслительной деятельности, нередко заводящей его в тупик, – способен испытывать чувство безвыходности посильнее упомянутых грызунов. Не случайно даже загадочную «смерть Вуду», наступающую у аборигена после того, как он узнает о насланном на него проклятии шамана, или при нарушении им «смертельного табу», объясняют перенапряжением не симпатической, а парасимпатической системы, в результате которой наступает все та же вагусная остановка сердца (Райковский Я., 1979).

Кроме того, мы, будучи «людьми приличными», не считаем нужным (или возможным) проявлять в таких случаях свои эмоции, то есть насильственно их сдерживаем. Однако соматовегетативная реакция, как известно благодаря работам П.К. Анохина, от подобного подавления «внешнего компонента эмоции» только усиливается! Таким образом, наше сердце, например, в подобных ситуациях будет биться не меньше, а больше, чем у животного, если бы оно оказалось (предположим такую немыслимую возможность) на нашем месте. Но мы не допустим «позорного бегства», «не опустимся на тот уровень, чтобы выяснять отношения кулаками» – мы сдержимся, а если испытаем эти чувства в кабинете начальника или «в сцене примирения» с набившим оскомину супругом (супругой), – то сдержимся исключительно, подавим любую негативную эмоциональную реакцию. Животное, конечно, резонно бы ретировалось из-под бомбежки столь сильными стрессорами, но мы останемся на месте, попытаемся до последнего «сохранить лицо», испытывая при этом настоящую вегетативную катастрофу.

Впрочем, есть и еще одно отличие, существенно отделяющее нас от таких «нормальных», в сравнении с нами, животных; и состоит это отличие в том, что количество тех стрессов, которое переживает животное, не идет ни в какое сравнение с тем числом, которое выпадает на долю человека. Животное живет в «блаженном неведении», мы же находимся в курсе всех возможных и невозможных неприятностей, которые могут, как нам иногда кажется, произойти с нами, потому что они происходили с другими людьми. Мы боимся, кроме прочего, социальных оценок, утраты с таким трудом завоеванных позиций в отношениях с родственниками, друзьями, коллегами; мы опасаемся показаться недостаточно сведущими, некомпетентными, недостаточно мужественными или недостаточно женственными, недостаточно красивыми или чересчур обеспеченными, слишком нравственными или абсолютно безнравственными; наконец, нас пугает финансовое неблагополучие, нерешенность бытовых и профессиональных проблем, отсутствие в нашей жизни «большой и вечной любви», ощущение непонятости, короче говоря, «имя им – легион».

Обезьяна, ставшая человеком (на время эксперимента)

Не самый гуманный, но зато более чем показательный эксперимент, демонстрирующий трагичность подавления естественных реакций, возникающих в ситуации стресса, был проведен в Сухумском отделении АМН СССР Ю.М. Репиным и В.Г. Страцевым. Суть этого исследования заключалась в том, что подопытные обезьяны иммобилизировались, а после этого подвергались воздействию «сигналом угрозы», который вызывал агрессивно-оборонительное возбуждение. Невозможность вследствие иммобилизации реализации обоих запрограммированных природой вариантов поведения («борьбы» или «бегства») приводила к устойчивой диастолической гипертонии. Развивающееся заболевание имело хроническое течение, сочеталось с ожирением, изменениями артерий атеросклеротического характера, клиническими и морфологическими признаками ишемической болезни сердца.

Симпато-адреналовая активация начального периода постепенно сменялась признаками истощения этой системы в стадии стабилизации гипертензии. Кора надпочечников, выделявшая значительные количества стероидных гормонов при формировании патологии, претерпевала выраженные изменения при хронизации заболевания, создавалась картина «дискортицизма», который наблюдается у ряда больных с артериальной гипертензией из числа вида «Homo Sapiens».

Все это позволило авторам сделать вывод, что психосоматические заболевания (в данном случае – гипертоническая болезнь) являются преимущественно человеческим недугом, возникающим вследствие жесткой социальной регламентации поведения, предполагающей подавление (торможение) внешних – двигательных компонентов пищевой, половой и агрессивно-оборонительной реакций (Репин Ю.М., Страцев В.Г., 1975). Действительно, иммобилизация, которая в эксперименте была насильно и жестоко применена к животным, находящимся в состоянии стресса, является нашим обычным состоянием в обыденной жизни.

Какому перенапряжению в конечном итоге мы подвергаем собственную вегетативную нервную систему, даже трудно себе представить! В целом вегетативные реакции – от приступов сердцебиения до кишечного дискомфорта – явления обычные в нашей жизни, полной стрессов, тревог, неоправданных зачастую, но все равно отменных страхов. Психологи не случайно назвали прошлый – ХХ век – «веком тревоги»: за одну только вторую его половину количество неврозов, по данным ВОЗ, выросло в 24 раза! Но большинство людей, конечно, традиционно фиксируются на своих психологических переживаниях, а вегетативные составляющие этих тревог проходят для них относительно бесследно. Другая часть людей (в силу ряда обстоятельств, о которых речь пойдет ниже) или просто не замечают своих стрессоров, а потому видят лишь проявления «вегетативной дисфункции», или же фиксируются на этих соматовегетативных проявлениях своей тревоги раньше, нежели успевают понять, что естественным образом растревожились по какой-то абсолютно посторонней причине.

Как человек оценит эти реакции своей вегетативной нервной системы – в значительной степени зависит от того, насколько высок уровень его психологической культуры, насколько хорошо он знаком с механизмами образования и проявления эмоций. Разумеется, по большей части в этом спектре уровень культуры нашего населения крайне низок, поэтому нет ничего странного в том, что для очень большого числа наших сограждан эти естественные вегетативные проявления тревоги значат не что иное, как симптомы «больного сердца», «плохих сосудов», а потому – «скорой и неминуемой смерти». Впрочем, определенную роль играет и специфика восприятия человеком «внутренней жизни» своего организма. Оказывается, что различия здесь весьма существенны – одни лица вообще «глухи» к своему сердцебиению, повышенному (в разумных пределах) давлению, желудочному дискомфорту и т. п., а другие, напротив, ощущают эти отклонения настолько отчетливо, что справиться с возникающим ужасом по поводу их возникновения ни сил, ни здравого смысла у них не хватает.

Кроме того, в специальных исследованиях было выяснено, что лица, сообщающие о большем количестве вегетативных изменений во время переживания эмоций, объективно обнаруживают большую физиологическую чувствительность к действию эмоциональных факторов. То есть у людей, вегетативные реакции которых являются более отчетливыми и хорошо осознаются, эмоциональный процесс протекает с большей выраженностью, нежели у тех лиц, у которых эти реакции менее выражены (Mandler G. et al., 1958). Иными словами, импульсы, поступающие от внутренних органов, поддерживают эмоциональный процесс, то есть здесь – в этой группе лиц – мы имеем дело со своего рода самозаводящейся машиной. С одной стороны, эмоциональные реакции сопровождаются у этих людей избыточной («сверхнормативной») вегетативной реакцией, но, с другой стороны, ощущение и осознание ими последней приводит к тому, что усиливается изначальная эмоциональная реакция, а значит, и свойственная ей избыточная вегетативная составляющая. По всей видимости, среди наших больных с вегетососудистой дистонией (соматоформной вегетативной дисфункцией) преобладают как раз эти лица с особенной способностью к ощущению собственных «вегетативных эксцессов». Именно эта особенная чувствительность и предопределяет то, что основной своей проблемой данные пациенты будут считать не тревогу и не эмоциональную неустойчивость, а телесные (соматовегетативные) проявления этих эмоциональных состояний, не понимая, правда, что стали жертвой скорее «эмоции», нежели «тела».

Кроме того, остроумные эксперименты, проведенные в целях изучения поведения человека после введения ему адреналина (что вызывает состояние, напоминающее вегетативный криз), показали два возможных варианта работы такой «самозаводящейся машины» (Schachter S., Singer J.E., 1962). В первом случае в «поле зрения» человека попадают психологические составляющие эмоциональной реакции, и дальнейший ход психических событий приходит к усилению этой эмоции. Во втором случае внимание человека оказывается сконцентрировано на телесных (соматовегетативных) составляющих эмоциональной реакции, что приводит к усилению последних за счет несознаваемого подключения к этому процессу психологических составляющих этой эмоции. И если первый способ реагирования даст нам больных с фабулой «эмоциональных расстройств» (то есть страдающих тревожно-фобической симптоматикой), где «в разработку» берутся, как правило, какие-то внешние факторы (например, страх публичного выступления или сексуальных контактов), вызвавшие эти реакции, то второй способ является основным «поставщиком» пациентов с вегетососудистой дистонией (соматоформной вегетативной дисфункцией), поскольку, зафиксировав свое внимание на вегетативных компонентах эмоции, эти лица, с одной стороны, не осознают собственной эмоции, а потому и не ищут «внешних поводов», с другой стороны – они, не понимая истинной причины своих вегетативных пароксизмов, начинают думать, что у них «сердечный приступ», тогда как на самом деле они просто «впали в аффект». Фиксация на этом «сердечном приступе», дополненная соответствующими душераздирающими размышлениями, усилит данный вегетативный пароксизм, убедив этих пациентов в оправданности их опасений за свое здоровье.

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Излюбленная эмоция В возрасте примерно до десяти лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Причем предварительно он как бы «экспериментирует», поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга, недоумения, радости, торжества и т.д. На

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением Не делайте из травм культа! Возвращаться к ним в мыслях и проклинать – это путь к неврозу и самоистязанию.Даже катастрофы можно превратить в интересные события.Когда висишь на волоске, радуйся совершенно

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Эмоция и черта характера Любая эмоция, если она переживается часто, превращается в черту характера. Есть люди обидчивые, гневные, боязливые, так кем часто и по многим поводам обижаются, гневаются, боятся. Какая же черта возникает от частого переживания стыда? Психолог

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Эмоция как линза для умозрения Издревле мудрецы всех народов рассматривали эмоции как препятствие к просветлению и к восхождению на «гору самопознания». Они делали все, чтобы устраниться от жизни и не переживать эмоции, как это происходит со светскими людьми. Это

Из книги Искусство создания рекламных посланий автора Шугерман Джозеф

Что такое эмоция Эмоция - это энергетическое поле, которое постоянно трансформируется. Каждый день у нас возникают сотни эмоций. Они непрерывно появляются, исчезают и изменяются. В идеальном случае процесс изменения эмоций может подчиняться принципу наслаждения, в

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Из книги Синтаксис любви автора Афанасьев Александр Ю.

2.8. Смысл и эмоция Если несводимость смысловой реальности к познавательным процессам и механизмам очевидна и не требует специальных доказательств, то несводимость ее к механизмам эмоциональным не столь очевидна на первый взгляд и требует специального рассмотрения.

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Эмоция есть эмоция Если в случаях, когда затронуты детские эмоции, нарушается закон тождества, то у детей пробуждается чувство перфекционизма. Это происходит, несмотря на соблюдение самых лучших методик воспитания детей. Когда отец рассерженной девочки возмущается:

Из книги Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами автора Лемберг Борис

“ Романтик” (1-я Эмоция) Как уже говорилось, одной из главных примет Первой функции является ее избыточность. Не исключение здесь и 1-я Эмоция. На память приходит завистливое высказывание художника Брюллова, что, когда Пушкин смеется, у него “кишки видать”.Конечно,

Из книги автора

“Актер”(2-я Эмоция) Хотя обладатель 2-й Эмоции назван “актером”, следует уточнить, что в первую очередь подразумевается актер кино. Особый упор на кино делается потому, что театр, в силу значительной дистанции между зрителем и сценой, даже при “реалистической”

Из книги автора

“Сухарь”(3-я Эмоция) Легко описывать “сухаря” - само название подсказывает краски для палитры. Однако в этом случае было бы совершенно неверно использовать исключительно холодные, однотонные цвета. Как и любая Третья, 3-я Эмоция ощущает в себе скованный, но могучий

Из книги автора

“Зевака” (4-я Эмоция) Звание “зеваки” 4-я Эмоция получила потому, что она не столько производит, сколько потребляет художественную продукцию. Хотя и среди “зевак” - художники не редкость (пример великого Гете будет здесь достаточно выразителен), все-таки в

Из книги автора

Любовь – это больше, чем эмоция Любовь как ценность – это не эмоция. Эмоции вспыхивают и притупляются. Любовь как ценность постоянна. Это истинное посвящение, выражение глубокого участия, приверженности и радостной осознанности. Другими словами, когда мы говорим о любви

Из книги автора

Эмоция самосознания: гордость Исследование, проведенное несколько лет назад, показало, что гордость как основная человеческая эмоция заслуживает большего внимания, чем прежде. Гордость – это вообще интересная вещь, потому что она двулика: с одной стороны, есть

Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции – субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т. д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т. д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур мозга.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от характеристик потребности и вероятности ее удовлетворения. Важную роль в эмоциональной реакции играет и фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами , а длительные и не очень выразительные – настроениями .

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций , увеличение вероятности – положительных .

Эмоции выполняют важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем основное значение в этом имеют положительные эмоции.

Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс (напряжение), обусловленный отрицательными эмоциями. Он может возникнуть из-за воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, потому что нет возможности от них защититься, избавиться. Следовательно, характер реакции зависит от личного отношения человека к событию.

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами (например, конфликтными отношениями между людьми). Достаточно сказать, что инфаркт миокарда в семи случаях из десяти вызывается конфликтной ситуацией.

На психическое здоровье современного человека заметное влияние оказало резкое снижение двигательной активности, что нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.

При осуществлении стресса активизируются гипофиз и надпочечники, гормоны которых вызывают повышение деятельности симпатической нервной системы, в свою очередь вызывающих подъем работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем – все это способствует росту работоспособности человека. Эта начальная стадия стресса, стадия перестройки, мобилизующая организм на действие против стрессора, называется «тревогой ». В течение этой стадии основные системы организма начинают работать с большим напряжением. В этом случае при наличии патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе она может не выдержать, и в ней произойдет срыв (например, если стенки кровеносного сосуда поражены склеротическими изменениями, то при резком увеличении артериального давления он может лопнуть).

На второй стадии стресса – «устойчивости » – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса представляют собой единое целое – эустресс – это физиологически нормальная часть стресса, способствующая адаптации человека к возникшей ситуации через повышение его функциональных возможностей. Но если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными, и развивается третья стадия стресса, «истощения », когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Это патологическая форма стресса, и ее обозначают как дистресс.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия может движение , которое, согласно И.М. Сеченову, (1863), является конечным этапом любой мозговой деятельности. Исключение движения заметно сказывается на состоянии нервной системы, так что нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения с преобладанием первого. Возбуждение, не находящее «выхода» в движении, дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов, из-за чего у человека проявляются депрессия, тревога, возникает чувство беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Такие последствия особенно свойственны людям высокоактивным, которые капитулируют в кажущейся им безнадежной ситуации (тип А). И наоборот – если в условиях стресса прибегнуть к движению, то происходит разрушение и утилизация гормонов, сопровождающих сам стресс, так что его переход в дистресс исключается.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации . Для этого необходимо снизить значимость стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже»), что позволяет создать новый очаг доминанты в мозгу, который затормозит стрессовый.

В настоящее время особую опасность для человека представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, породил информационный бум. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Но при этом не меняется мозг, которому для усвоения возросшего объема информации приходится работать со все большим напряжением, и развиваются информационные перегрузки. Хотя у мозга колоссальные возможности по усвоению информации и защиты от ее избытка, но в условиях дефицита времени на переработку информации это ведет к возникновению информационного стресса. В условиях же школьного обучения часто к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивация, связанная с высокими требованиями к школьнику со стороны родителей, общества, учителей. Особые трудности при этом испытывают прилежные дети. Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности.

Таким образом, условия современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

mob_info