Как зимуют лесные жители. Сочинение на тему: "Животные зимой" Детям о жизни животных зимой

Каждый приход зимы своеобразен. Иногда первый снег выпадает задолго до ее наступления. Сильные снегопады изредка наблюдаются в конце сентября, когда деревья еще только начинают освобождаться от пестрого наряда листвы. Нежданный снег гнет к земле неокрепшие стволы молодых деревьев, а у старых великанов под его тяжестью ломаются огромные ветви. Чаще же снег выпадает значительно позже.

Уже к началу ноября почти полностью облетает листва с деревьев и кустарников. Лес становится прозрачнее и меняется палитра его цветов. На смену ярко-желтым и различным оттенкам красного цвета приходят блеклые тона пожухлой травы, среди которой нет-нет, да и вспыхнет редкий огонек запоздалого цветка - последнее воспоминание об ушедшем лете.


Возвышающаяся за рекой стена леса резко контрастирует с поблекшим лугом темными пятнами темно-зеленых елей и более нежными кронами сосен, перемежающимися белыми полосками берез, да по опушке голубовато-серой каймой ольх. Но этот наряд недолог, он сохранится лишь до снегопада. Все преображается в одночасье, когда с низко нависшего неба устремляются к земле белые хлопья. Снег не только надолго преобразит пейзаж, но и существенно изменит жизнь всего живого.

Время установления снежного покрова во многом сказывается на благополучии многих птиц и зверей. Очень неуютно чувствуют себя перелинявшие зайцы-беляки, если снег выпадает с запозданием. К середине ноября они сменяют свой летний наряд на зимний. Белая окраска меха делает их броскими, чем не упустят воспользоваться многочисленные враги.

В этот период, хотя обычно и короткий, зайцы становятся легкой добычей для ворон, воронов, сов, лис и других хищников. Помимо зайца-беляка белый наряд обретают горностай и ласка, а из птиц - белая куропатка. Одним он служит для маскировки от врагов, другим - облегчает охоту.

Сезонная смена окраски оперения и меха свойственна многим животным, но она не столь резкая, как у упомянутых видов. У белки рыжевато-бурый летний мех к зиме заменяется более густым и пушистым светло-серым. Зимний наряд многих зверей отличается от летнего не только более светлыми тонами, но и густотой, что существенно сказывается на его теплоизоляционных свойствах. Такой покров защищает животных от зимней стужи.

Способов перенесения зимних холодов много. Помимо смены сезонных нарядов выработались и многочисленные поведенческие приспособления. Поздней осенью и в начале зимы многие птицы проводят ночь на деревьях или земле. Но по мере того как снежный покров становится все глубже, они используют его для ночевки, а в сильные морозы укрываются в нем от холода и днем. Это свойственно не только тетеревиным птицам, но и многим другим.

Так, рябчики устраиваются на ночлег в ветвях елей, а иногда для сна используют гнезда дроздов. Как правило, уже с середины декабря они спят, зарывшись в снег. Ведь в снежном убежище им приходится тратить значительно меньше энергии на поддержание температуры тела. В снегу, на глубине залегания птицы, температура в течение суток меняется не столь существенно, как на его поверхности, да к тому же здесь она и существенно выше в морозную погоду. Во время оттепелей, которые нередки в нашей местности, и в слабо морозную погоду рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают ночевать в неглубоких ямках.

Наоборот, в особо морозную погоду птицы проводят в лунках и большую часть дня, покидая снежные укрытия лишь на время кормежки. Нередки случаи пребывания рябчика, тетерева и белой куропатки под снегом в дневные часы даже в середине марта. Глухари тоже ночуют в лунках, но на день скрываются в снегу лишь в сильные морозы или при ненастье, в сильные метели. В марте они устраиваются на ночь на снегу под свисающими ветками елей, либо в своеобразных шалашиках, образованных ветвями молодых елей, прижатых к земле снегом.

В таких укромных местах нередко залегают на лежку и зайцы. В снегу ночуют ополовники - мелкие птицы с очень длинным ступенчатым хвостом, - они проникают в полости, образовавшиеся под согнувшимися под тяжестью снега кустарниками. Укрываются по ночам они и по берегам ручьев и речек, где ветер наметает сугробы и под обрывами или крутыми берегами образуются глубокие пещерки. Здесь же можно обнаружить и ночующих чижей и чечеток. Синицы и дятлы предпочитают проводить ночь в дуплах или искусственных гнездовья. Ночуют они, как правило, поодиночке. Синица, устроившаяся на ночлег, засыпает крепко и не реагирует на яркий свет.

В это время она представляет необычное зрелище: перед вами предстает нежный пушистый шарик, из которого торчит лишь кончик хвоста. Именно по хвосту и можно определить его хозяина, т.к. ни окраска, ни форма тела не напоминают известную вам птицу. Полевые воробьи на ночь тоже забираются в дупла, скворечники и другие гнездовья, где располагаются их гнезда. Парочка птиц, самец и самка, ночуют вместе и используют для ночевки одно и то же место длительное время. Лишь в случае беспокойства они вынуждены подыскивать себе новый ночлег. Места ночного пребывания воробьев весьма разнообразны: ниши в стенах зданий, чердаки, гнезда деревенских ласточек, дымоходы и прочие.

Все поведение птиц, готовящихся ко сну, направлено на то, чтобы максимально уменьшить теплообмен. Ведь в течение продолжительной зимней ночи они неподвижны, а значит, не вырабатывается дополнительное тепло, столь необходимое для поддержания постоянной температуры тела. Поэтому-то и стремятся птицы подыскать такие места, где потеря тепла будет меньше.

Интересно, что у большой синицы даже за короткий зимний день образуется небольшой запас жира, как это происходит у перелетных птиц перед миграцией. Он-то и используется в ночное время для поддержания жизни. У тетеревиных и других птиц, ведущих оседлый образ жизни, образования жировых запасов не происходит. Домашние гуси и утки становятся жирными, когда их дикие родственники совершают перелет на зимовку.

Кабаны во время отдыха всегда устраиваются плотной группой, а в качестве подстилки используют какой-нибудь растительный материал. На озерах они устраивают лежки в зарослях тростника, причем лежат на толстом слое тростника. В лесу они используют ветки елей и молодые елочки, реже ветви и сучья других деревьев. Одна из самок кабана, поднятая с лежки под вечер, на следующей день была обнаружена невдалеке на вновь приготовленной лежке. Для сооружения логова ею в округе были сломаны 42 молодые елочки. Лоси и зайцы, напротив, ложатся прямо на снег.

Установление снежного покрова сказывается и на возможностях передвижения животных. В начале зимы он неглубокий и потому не столь сильно затрудняет движения, но постепенно его толщина увеличивается. По глубокому снегу трудно перемещаться даже крупным и длинноногим зверям, таким как волк, лось. На Вепсской возвышенности, где зимой устанавливается, пожалуй, самый глубокий в Ленинградской области снежный покров, из крупных зверей зимуют лишь рысь и заяц-беляк. Они хорошо приспособлены к бегу по рыхлому снегу.

Чтобы облегчить передвижение зайцы-беляки постепенно набивают тропы, которыми пользуются регулярно в течение зимы. Нередко рядом с тропами зайцев устраивается в засаде рысь. Лесные поляны, окраины болот и опушки леса - излюбленные места охоты этого хищника, т. к. сюда прибегают кормиться зайцы. Рысь может здесь остановиться на весь день. Лежит она очень плотно. Однажды я прошел всего в 5 метрах от лежащего зверя, но его так и не заметил. Рысь была вынуждена покинуть лежку несколько позднее, когда ее по запаху обнаружила собака. Уходя от погони, рысь оставляла неглубокие следы, в то время как собака глубоко вязла в снегу. Рысь без особых усилий оторвалась от преследовавшей собаки.

Лоси, волки, лисы, да и другие животные при случае для передвижения пользуются дорогами, лыжнями и тропами других зверей. Кабаны зимою ведут не столь подвижный образ жизни, как в другие сезоны. Они предпочитают пользоваться системой собственных троп. Лишь в случае опасности они вынуждены уходить непроторенным путем, причем впереди всегда идет более крупный зверь. Глубокий снежный покров сильно затрудняет передвижения даже взрослых лосей. Если лоси обеспечены кормом и их никто не беспокоит, то они длительное время могут находиться на одном месте. Однажды в молодом сосняке на берегу Ладожского озера всего на одном гектаре удалось насчитать более 40 лежек лосей. Звери провели на этом пятачке леса не менее двух недель.

Условия передвижения животных по снегу зависят не только от глубины покрова, но и от его состояния. Под собственной тяжестью снег уплотняется и со временем становится менее рыхлым. Во время оттепелей он тает, а затем замерзает и на его поверхности образуется ледяная корка - наст. В зимы с частыми оттепелями снежный покров становится многослойным, состоящим из нескольких плотных корок, перемежающихся более рыхлыми прослойками. Для мелких зверей наст - благо, а для крупных, наоборот, становится бедствием.

Если лисы, зайцы, белки по насту бегают без особых усилий, то лоси, косули и др. проминают ледяную корку и ее краями ранят ноги. Особенно трудным становится существование птиц и зверей, когда дождливая погода внезапно сменяется похолоданием. На поверхности снежного покрова образуется мощная ледяная корка, а стволы и ветви деревьев покрываются ледяным панцирем. В такие периоды звери испытывают чрезвычайные трудности не только в передвижении, но и в добывании корма.

При резких переменах погоды в течение суток под ледяным настом нередко гибнут рябчики, тетерева и другие птицы, заживо погребенные в снегу. Толстый и особо прочный наст образуется в марте, когда теплые солнечные дни сменяются холодными ночами. В некоторые годы наст бывает настолько прочным, что с ночи и до 10-11 часов дня выдерживает практически всех животных.

Многие звери основную часть времени проводят под снегом или в его толще, лишь изредка появляясь на поверхности. Во-первых, для некоторых из них здесь практически нет пищи, а к тому же, появившись в своем темном одеянии на белом фоне, они могут стать легкой добычей. На мышей и полевок охотятся в основном горностай, ласка, лиса и совы, но при случае к ним могут присоединиться вороны, сороки и др. После установления глубокого снежного покрова значительно реже по берегам рек и ручьев встречаются следы норок. С этого времени они держатся в подснежных норах и обширных полостях, образующихся вдоль берегов после падения уровня воды. Иногда на небольших ручьях и речках лед повисает высоко над водой и под его сводами образуются просторные лабиринты, позволяющие зверькам беспрепятственно перемещаться на значительные расстояния.

Поэтому им незачем подниматься на поверхность. Другое дело, когда начинает таять снег и уровень воды вновь резко повышается. В марте они становятся более заметными, т.к. подледные пространства заполняются водой, а кроме того весна - пора переселения на новые места и поиска партнеров. О зимней деятельности полевок легче всего судить после схода снежного покрова. Конечно, многочисленные ходы, проделанные ими в снегу, бесследно исчезли, зато сохранились расположенные в прижатой к земле траве тоннели в виде сложного лабиринта.

Если земля не промерзает, то кроты не уходят на большую глубину, а держатся в поверхностном слое. Под снегом нередко появляются холмики свежей земли, а иногда удается увидеть и самого хозяина в черной шубке на ярком снегу. Такое наблюдается лишь в самом начале зимы. Позднее кроты вынуждены уходить глубже и вновь их можно будет увидеть весною. Другой представитель насекомоядных зверей, еж, проводит не только зиму, но и значительную часть осени, а также половину календарной весны в спячке. Родственные связи - не помеха столь разным образам жизни этих зверей.

ГКСОУ ВО « Спец. (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Владимира »

Занятие

«Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

для детей со сложной структурой дефекта.

Подготовила и провела: Кондратова Н.В.

г.Владимир

Цель: Дать представление о том, как зимуют дикие животные; показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой. Задачи: - уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются; -расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни; рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. -учить распознавать следы зверей; - название детёнышей диких животных; - развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение; - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки животных, раскраски с животными, карандаши.

ХОД

2Актуализация знаний по теме.

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Владимир налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

-Дети, посмотрите в окошко, и скажите какое сейчас время года? (зима) - Почему вы так решили? (много снега, сильный мороз, солнце светит, но не греет)

Сюрпризный момент.

К нам в класс пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание , то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

3Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.
-Устали? Присядем на полянке, отдохнём.

4. Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба, только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Все деревья так похожи друг на друга, что не отличить!

5. - Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

6. (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

Чьи это следы? Как вы думаете?

Давайте проверим.


7. «Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу» - Кто это? (белка) - Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку) - Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост) - Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку. -Как вы думаете, белочка меняет цвет шубки?
8. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле.
9. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. К зиме она подготовила не только теплое дупло. -А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму? - Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Хорошо. Смотрим дальше следы. Как думаете, чьи эти следы?

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:


10. Он в шубке беленькой зимой, а в серой шубке летом. -Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Игровое упражнение «Целое - части» - Посмотрите внимательно на зайчика. Какой он? (белый, маленький, пушистый) - Что это у зайчика? (уши) - Какие они? (длинные, большие) - Для чего зайчику такие уши? (хорошо слышать) - Да, уши у зайчика большие, поэтому он хорошо различает шорохи. - Какая шубка? (мягкая, теплая, пушистая) - Что это? (лапы) - Какие они? (сильные, крепкие) - Для чего зайчику такие лапы? (сможет быстро убежать от опасности) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

11. - Ребята, а чем питается зайчик зимой? (корой деревьев, веточками) -А как заяц себе домик устраивает? -Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. -А вот следы главных врагов зайчишки:

12. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) -Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

13. Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. А ещё пушистым хвостом лиса заметает свои следы.

14. - Как вы думаете? А это чьи это следы?

Давайте проверим.

Кто зимой холодной,

ходит злой, голодный! (Волк)

- Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме? Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.
15. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку? 16 - 19. А теперь вам нужно из данных картинок выбрать того зверя, чьи следы вы видите. 20. Раздается храп.

Что это за звуки? (кто-то храпит)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

А почему зимой в лесу не встретишь медведя?

- А что делает медведь зимой? (спит) - Посмотрите, какой медведь? (большой, сильный) - Что это у медведя? (туловище) - Какое оно? (большое) - Что это? (голова) - Какая она? (большая, круглая) - Какие лапы? (большие, с когтями) - Ребята, медведь большой, сильный. Хорошо быть таким? (хорошо, никого не боится) - Как вы думаете, что в этом плохого? (тяжелый, не сможет быстро убежать от опасности, когда идет, ломает веточки, шумит) - Дети, я вам хочу рассказать, что холодной зимой у медведицы появляются маленькие беспомощные детеныши. - Питаются медвежата в берлоге зимой молочком матери. - Давайте не будем больше беспокоить спящего медведя и отправимся дальше. 21. -Отгадайте загадку: «Угрюмый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много А ниток ни одной. На зиму засыпает, Никому не мешает» -Как вы думаете, кто это? (ежик)
22. - Ребята здесь норка, в которой спит ежик. Давайте тихонько заглянем к нему (рисунок с изображением ежика ) - Ежик – это забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми иголками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без иголок. Как только ежик почувствует опасность, сразу сворачивается в клубочек, прячет внутрь себя мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставляет. Ежи летом любят, есть разных червячков, мышей, лягушек. Этим он приносит пользу. Днем ежик спит, а ночью выходит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних деньков. - Что делает маленький зверек зимой? (спит) - Вот и наш ежик пусть спит дальше. 23. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”. Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши. Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей. Белка – бельчонок. Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?) Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?) Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?) Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)
Игра “Четвёртый лишний” Исключите из изображённых картинок ту, которую считаете лишней. 24. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)
25 . Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)
26. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Игра «Собери картинку»

- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)


Подведение итогов - Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо? Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.
27. Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время. Наденем зверям шубки каждому свою. (Раскрашивание зверей). А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес. 28. Итог.

    Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)

    Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)

    Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)

    Почему говорят, что волка ноги кормят?

    Чем заяц питается зимой?

    Что делает медведь зимой?

Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
  • учить распознавать следы зверей и птиц;
  • развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
  • упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.

ХОД

Актуализация знаний по теме.

Разгадывание загадки.
Слайд №1

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Катайск наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

Слайд №2

Беседа «Месяцы зимы»

— Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5,№6,№7,№8). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?

Сюрпризный момент.

— Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Беседа «Поведение животных зимой»

  • А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
  • А откуда вы об этом узнали?

Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)

  • Каких животных зимой можно встретить в лесу?

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.

Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.

Рассматривание иллюстраций.

— Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.

Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)

Презентация книжки.

— Давайте послушаем Лику Л. Что же интересного она узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Лика рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

— Давайте расскажем, где зимуют животные.

«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)

Разгадывание загадки.

— Послушайте загадку Антона С.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».

Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался (Слайд№14.)

Презентация книжки.

— Лиза Бронникова с мамой составляла книжку-малышку про зайчика.

А где же у зайки домик? (слайд№15)
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?

Лиза смастерила вот такого зайчонка. Расскажи, как ты это делала и из чего.

Описание этапов выполнения поделки.

Лиза: «Ватные диски я в руки взяла, и фантазировать начала. Круглые, белые, словно снежок. Кто из них получиться бы мог? Может котёнок, что белый, как снег. Иль снеговик, что приснился во сне. Нет, это зайка белой зимой. Наклею кружочки, и он будет мой.»

Если вы захотите, Лиза вас научит делать таких зайчат.

Практическая работа «Украсим елочку».

— А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.

Дети сминают лист бумаги и салфетку.

— Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?

Разгадывание загадки.

— А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.

Алина Х: « Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»

Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16).

Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.

Лиза Касаткина вместе с белочкой расскажут нам, как белки зимуют (слайд№17)

А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.

Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика.

«Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.

Разгадывание загадки.

— Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».

А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)

Презентация книжки о волке.

— Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке. Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)

Беседа «Рысь».

— А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?

Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.

Динамическая пауза

«Звериная зарядка».
Раз- присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Игра «Угадай, чьи следа».

— Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)

Презентация книги о ежике.

— Почему ёж спит зимой? Расскажи нам Ксюша. В книге Ксюши есть интересная игра «Что ёж сможет унести на своих иголках?»

Дидактическая игра «Кому этот подарок и для чего?».

— Я предлагаю вам тоже поиграть в игру « Кому этот подарок и для чего?»

Беседа и презентация книги о медведе.

— Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)

Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?

Поля расскажи о своей книжке.

Прослушивание песни.

— Я предлагаю вам послушать шуточную песенку, про то почему медведь спит зимой (слайды №30- №36)

Заключительная часть.

— Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.

Звучит песня «Сказки зимнего леса».

— Из книг мы можем узнать много интересного. Писатели пишут умные, добрые книги.

Знакомство с Красной книгой.

— А я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (слайд № 37). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало. Страницы в книге разного цвета (слайды № 38-№ 42)

А от чего погибают животные? (слайд №43)

И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей. Для этого нужно выполнять такие правила (слайд № 44)

Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, гуляя по лесу, слушая рассказы детей. Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки.

Подведение итогов.

— Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы.

Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.

Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы.

Звучит видеоклип « Все на свете нужны».

Ознакомление с окружающим миром

Тема : «Жизнь диких животных зимой»
Цель : формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая : развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.

Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём …
(Зима).Как будет на казахском языке? (қыс )(слайд 1)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).

Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).

Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).

В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация )

3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.

Физкультминутка. «На диване»
4. - Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
(показ иллюстраций)



А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

5.- За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса ) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц) А как будет на казахском языке?(Қоян )
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого ). (слайд 6).


Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей ) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия.
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?

Что такое мышкование?

Что такое линька?

К какой группе животных относятся наши гости?

Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.

Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".

Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.

Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки - это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

mob_info