Механик субмарины. Командир электромеханической бч Командиры бч 5 глубоководных аппаратов

дурные приметы:

а) утратить корабельное имущество

"Ночью случилась потеря. Вчера вечером наши рыбаки подвесили за борт переносной прожектор – рыбу на свет выманивали. Рыба не выманилась, а вот прожектор булькнул… Как-то странно пропал прожектор: крепление было надежным, металлическая скоба на двух болтах. Петля на конце целая, скобы в ней нет. Полтергейст, да и только…" И далее описываются сбои в работе бортовой аппаратуры сразу двух боевых частей – электромеханической и штурманской, ремонт требует отключения электропитания, за попытку произвести ремонт без отключения электропитания один из корабельных специалистов-электриков расплачивается травмой. Разрешение отключить на корабле электропитание может дать только командование флота. Командир корабля "бьет" телеграмму оперативному дежурному флота, просит соответствующего разрешения. "Но оперативный на берегу тянет волынку, не решается дать "добро". Ответа нет пять, десять, двадцать, сорок минут… (Командир корабля) плюется (Должиков С., № 9, 2002, с. 21). Отметим для себя принадлежащие просторечию единицы "бить / отбить телеграмму", "рыба не выманилась", "тянет волынку", (командир) "плюется" (характерный жест, выражающий чувства возмущения и досады). Единицами военного и военно-морского жаргона являются:

оперативный – оперативный дежурный (в штабе флота), в другом месте повести находим в том же значении опер

"давать добро" (давать разрешение, возможно, от буквенного сигнала "Д" военно-морского свода сигналов, означающего среди прочего "Да, согласен, разрешаю" - Словарь морского жаргона Н.А. Каланова);

б) приютить на борту сову

Старший мичман Ш. рассказывает о том, как моряки одного корабля, на котором он служил, поймали прилетевшую на корабль сову и поместили ее в клетку накануне издохшего корабельного попугая. Вслед затем начались нескончаемые злоключения экипажа корабля: в нейтральном порту на базе флота команде не выдали положенной валюты, но приказано было взять на борт "груз 200". В открытом море "полетел" один из главных двигателей, а одним двигателем "выгрести" против ветра не могли, корабль "поволокло" на скалы какого-то греческого острова, едва починили и спаслись. Через сутки – новый шторм, до девяти балов, от ударов волн "повело" надстройки, в каюте у старпома палуба "волнами" пошла. Концовку рассказа моряка приведем полностью: "Но и на этом злоключения экипажа не закончились. Сидят немногим позже в кают-компании, обедают. Прибегает моряк из БЧ-5, докладывает: товарищ командир, ВРШ (винт регулируемого шага) поломался! Командир не выдержал, как бахнет по столу: "Да выбросьте, наконец, вы эту сову за борт!" Докладывают, товарищ командир, сова выброшена. И тут же "маслопуп" метется: товарищ командир, ВРШ сам собой стал в строй! Вот и не верь после этого в приметы" (Должиков С., № 10, 2002, с. 11). Попытаемся прокомментировать лексический состав рассказа моряка. Непосредственность устного повествования достигается за счет использования образности словосочетаний – "полетел" двигатель" (вышел из строя двигатель), "поволокло на скалы" (понесло на скалы), "выгрести" против ветра" (выгребают веслами, здесь же речь идет о том, что оставшемуся в строю двигателю недостает мощности для того, чтобы обеспечить кораблю движение против ветра), "повело" надстройки" (были деформированы конструкции надводной части корабля), "бахнул по столу" (ударил кулаком по столу – энергичный жест, выражающий крайнее возмущение). Кроме того, рассказ моряка изобилует лексикой военного и военно-морского жаргона:

"груз 200" – и кодовое наименование и эвфемизм. "Груз 200" – это и погибший (умерший) военнослужащий и его останки, помещенные в запаянный цинковый гроб, который в свою очередь погружается в объемный дощатый ящик. Вес такого скорбного сооружения значителен, для его переноски привлекаются от 6 до 8 человек;

"БЧ-5" (бэ-чэ-пять) – кодовое наименование, выраженное с помощью аббревиатуры инициального типа для "боевая часть (номер) 5", в словаре Н.А Каланова имеется расшифровка всех боевых частей корабля, в частности БЧ-5 – это электромеханическая боевая часть;

ВРШ (вэ-эр-шэ) – аббревиатура инициального типа наименования одного из важнейших механизмов регулирования скорости корабля. Автор всякий раз приводит расшифровку – винт регулируемого шага;

"маслопуп" – машинист, трюмный, моряк из БЧ-5, отметим также заимствованное из жаргона криминальной среды "метется" – прибегает.

Одна из форм бытования и изустной передачи единиц военно-морского жаргона – их закрепление в субкультуре военных моряков. Приведем несколько примеров:

абырвалг – сбивчивый доклад дневального матроса при появлении высокого начальства. "…Как-то приходит этот самый начальник проверять один из кораблей. Спускается в кубрик – а тамошний дневальный, завидев высокое начальство, дар речи потерял. Силится что-то доложить, но получается только "абырвалг", как говорят на флоте" (Должиков С. , № 9, 2002, с. 30);

банка – пост дневального. Среди многочисленных значений слова находим "предмет мебели, на котором можно сидеть (стул, табурет) (Коровушкин, 2000). С. Должиков воспроизводит военно-морской фольклор: "Я на баночке стою / И во все глаза смотрю. / Как идет какой начальник - / Открываю свой хлебальник" (Должиков С. № 8, 2002, с. 10). "Стоять на баночке" на флоте означает то же, что и "стоять на тумбочке" в армейских подразделениях –исполнять обязанности дневального во внутреннем наряде, например, быть дневальным по казарменному помещению. Наш консультант, капитан первого ранга А.Г. Кузнецов, вспоминая свои курсантские годы на флоте, рассказал нам об известной ему процедуре посвящения в моряки – нанесении нескольких ударов плашкой "банки" (казарменного табурета) по обнаженному месту ниже спины. Словари В.П. Коровушкина и Н.А. Каланова свидетельствуют о том, что в описанной выше инициации используется ременная бляха;

дучки драить – производить уборку в корабельном туалете (на флотском жаргоне – в гальюне илив.к. (от англ. water closet ). В.П. Коровушкин регистрирует иное написание: дючка , -и, ж. Очко в туалете. Слово, по его данным, использовалось в 1980-90 гг. в одном из военных училищ г. Полтавы. С. Должиков размышляет о различной социальной значимости этого жаргонного по своей сути фразеологизма, в зависимости от того, кто и по отношении к кому его использует. Одновременно обратим внимание на принадлежащее флотскому жаргону словечко "указка ", не регистрируемое словарями В.П. Коровушкина и Н.А. Каланова, которое используется "годками " (старослужащими на флоте) в практике неуставных отношений. "Странная все же штука – военная служба. Если бы К. прибирал гальюн по чьей-то "указке", это было бы происшествием, почти преступлением. А если его "дучки драить" отправил командир отделения – это "дисциплинарная практика" называется, достойная всякого поощрения" (Должиков С., № 9, 2002, с. 41. "Дисциплинарная практика" – применение положений дисциплинарного устава к подчиненным. Одно из наказаний – наряд вне очереди на уборку, в т.ч. туалета – Б.Б.);

ихтиандра кликать – извергать содержание своего желудка. Поясним выпиской из повести С. Должикова: "На обед борщ и котлеты. Готовят вкусно. На столе – майонез в масленице, соления, горка зубочков чеснока. После обеда боевая работа кончилась: укачало с непривычки. Адмирал Нельсон, говорят даже во время боя мог "ихтиандра кликать" и потому постоянно держал рядом с собой парусиновое ведерко" (Должиков С.№ 8, 2002, с. 13). Словари В.П. Коровушкина и Н.А. Каланова не регистрируют этого эвфемизма, в них находим известное еще со времен парусного флота "травить ". В одной из картин"Фрегата "Паллады" И.А. Гончарова (книга вышла первым изданием в 1879 г.) находим пояснение глагола "травить": "Вскоре обнаружилась морская болезнь у молодых и подверженных ей или не бывших давно в походе моряков… вот молодой человек, гардемарин, бледнеет, опускается на стул; глаза у него тускнеют, голова клонится на сторону. Вот сменили часового, и он, отдав ружье, бежит опрометью на бак. Офицер хотел что-то закричать матросам, но вдруг отвернулся лицом к морю и оперся на борт… "Что это, вас, кажется, травит ?" – говорит ему другой. (Травить, вытравливать – значит выпускать понемногу канат). Едва успеваешь отскакивать то от того, то от другого…" (Гончаров, 1976, 17. Курсив принадлежит И.А. Гончарову – Б.Б.);

мужик с топором подкрался –фраза, видимо, вырастает из образности глагола "вырубить" (кого-л.), иначе, "ввести кого-л. в состояние шока, потери сознания (о физическом или эмоциональном воздействии" - Мокиенко, Никитина, 2000). Некий мифический "мужик с топором" подкрадывается сзади к борющемуся со сном вахтенному и ударяет несчастного по затылку, "вырубает" его. Человека смаривает, он буквально проваливается в сон. С. Должиковвыписывает из тетрадки стихов самодеятельного поэта: "Сидишь на вахте, пухнут ушки, / Приходят мысли о подружке, / А в это время за плечом / Мужик крадется с топором. / Ты не гони его с испуга, / А рядом посади как друга, / Налей сто грамм и дай понять, / Когда нас нужно "вырубать…" (Должиков С., № 11, 2002, с. 29; "пухнут ушки" от головных телефонов, в просторечье – наушников, в которых радисты несут вахту – Б.Б.);

"Тащ…" – стяжение уставного обращения, включающего "товарищ" плюс наименование соответствующего воинского звания, например, "Товарищ капитан-лейтенант". С. Должиков подслушал это упрощенное обращение к себе и другим офицерам: "Тащ, а можно мне взять немного льда?", "Тащ, угостите сигаретой" (Должиков С., № 9 и 11. 2002, с. 41 и 30 соответственно);

шило –спирт.С. Должиков поясняет: Издавна на флоте спирт носит странное жаргонное название – "шило". Это название – целая история. Когда-то, еще на парусном флоте, водку, по чарке которой непременно наливали матросам перед обедом (кто не пил – ому к жалованью каждый день пятачок добавляли), хранили в кожаных бурдюках. Завязки как-то там особо опечатывались, чтоб было видно, если кто покусится на святое. Так вот самые ушлые матросы наловчились бурдюки прокалывать Добытое таким образом спиртное называлось "шильным" или "шилом". Ну, и до наших ракетных времен название дошло, хотя спирт давно уже в бурдюках никто не хранит – держат его сейчас в специальных нержавеющих бочонках (Должиков С.,№ 9, 2002, с. 23);

шкрябка – приспособление, с помощью которого металл перед окраской очищают отржавчины. "Шкрябка", как назвал этот нехитрый инструмент какой-нибудь боцман, наверное, еще на заре парового флота, это небольшая изогнутая железка с заточенными концами. Ею обдирают и "обстукивают" старую краску, зачищая надстройки и борта до металла" (Должиков С., № 11, 2002, с. 17.);

шхеры – (шв. sk ä r ) различные щели, узости, шире – укромные места, где можно хранить различные вещи и даже укрыться для неспешной беседы с товарищем по нелегкой морской службе: "Крепись, браток, наступит время - / Не будет "лычек" и погон, / И где-нибудь в укромной "шхере" / Глушить мы будем самогон"(Должиков С., № 11, 2002, с. 23).

Завершением речевого портрета отдельного подразделения военных моряков и военных моряков в целом могла бы послужить выборка всего того, что в целом характеризует русскую разговорную речь, правда, в ее "олитературенном" варианте: "въехать (во что-л.)" (понять что-л.), "сухарь" (сухое вино), "растрясти (кого-л. на что-л.)" (заставить кого-л. потратиться), "купить (кого-л.)" (удачно подшутить над кем-л.), "накалывать (кого-л. на что-л.)" (обмануть кого-л., заполучив у него что-л.), "прикол" (шутка над кем-л.), "сброситься на что-л." (собрать деньги на что-л.), "немеряно" (очень много), "поговорить за жизнь" (поговорить по душам) и т.п.

Приведенные нами материалы подтверждают наличие стереотипов в речевой практике военных моряков, отражающих коммуникативные потребности общества и в своей совокупности образующих социально-речевой портрет представителей названной социальной группы (Крысин в: Современный русский язык, 2003, 535).

Литература

Боровик А.Г. Встретимся у трех журавлей. – В кн.: Боровик А.Г. Спрятанная война. – М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2000. С. 9-88.

Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в двух томах. М.: "Сов. Россия", 1976.

Должиков С. Дни и ночи морского спецназа. Документальная повесть. - "Воин России", №№ 8-11.

Каланов Н.А. Словарь морского жаргона. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2002. Коровушкин В.П. Словарь русского военного жаргона. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

Коровушкин В.П. Словарь русского военного жаргона: нестандартная лексика и фразеология вооруженных сил и военизированных организаций Российской империи, СССР и Российской Федерации XVIII – XX веков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета //Русский язык в научном освещении. № 1. 2001. С. 90-106.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – 2-е изд. доп. – М.: Рус. яз., 2000.

Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. – СПб.: "Норинт", 2000. Экспозицией в журналистике именуется краткий текст, предпосылаемый основному тексту публикации. В одних случаях это мини-реферат, в других – изложение центральной идеи публикации. Здесь экспозиция выполнена в классической форме издательской аннотации: она содержит сведения об авторе и общую оценку повести, смысл которой заключается в привлечении внимания читателя.

В своей совокупности лексика военного и военно-морского жаргона образует экспрессивную составляющую обобщенного речевого портрета современных военных в целом и военных моряков в частности. При анализе материала мы опираемся на текст повести, упомянутые выше словари военного и морского жаргонов, консультации капитана первого ранга А.Г. Кузнецова, наш собственный более чем тридцатилетний опыт службы в вооруженных силах, из которых три года в лейтенантских погонах мы имели счастье служить в среде военных моряков.

Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации?? и получил лучший ответ

Ответ от Александр Рябой[гуру]
Вот как о курении на подводных лодках описано на сайте avtonomka.org:
" Тяжело приходилось тем, кто страдал пагубной привычкой - курить. В подводном положении курить категорически запрещено, а в надводном - только на мостике. Правда «под РДП» моряки всё - таки умудрялись курить около работающих дизелей. И так от 45 до 90 суток.
Курение на подводных лодках 1-го поколения было разрешено только в надводным положением на мостике. Если курящим был командир БЧ-5 или комдив -3, то некоторым курильщикам удавалось сделать несколько затяжек. В подводном положении слегка «поддували» лодку и в отсеках было повышенное давление до 800 мм рт. столба и более. Это часто искусственно делали вышеупомянутые механики. Для снятия излишков давления запускали на несколько минут дизель, около которого собирались курильщики. На лодках 2-го и следующих поколений были предусмотрены курительные комнаты, от стен которых через непродолжительное время исходил неприятный запах табака. "
А вот, что о курении говориться в Корабельном уставе ВМФ РФ (2001)
Глава 11 Корабельные правила
Правила поведения личного состава на корабле:
453. Курение на корабле допускается только в местах, определенных
приказом по кораблю.
Кроме того, курить запрещается:
а) во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а
также на постах несения службы корабельных нарядов;
б) на катерах и других плавсредствах, стоящих у борта корабля;
в) на катерах с двигателями, работающими на легком топливе.
В местах, отведенных для курения, должны быть установлены
пепельницы или емкости с водой. На ходовом мостике курить
разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и
мичманам, а на подводных лодках, кроме того, старшинам и матросам.
«Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня, каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных ассов, первопроходцев и мучеников… »
Контр-адмирал в отставке Штыров А. Т.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: ...Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации??

Ответ от .. [гуру]
они обычно курят когда ненадолго поднимаются из воды, открывают люк, дышат воздухом и курят если разрешается


Ответ от ЕвГений Косперский [гуру]
рекомендации подводников - курильщика десантировать за борт через торпедный отсек


Ответ от Кот Обормот [гуру]
Есть специальное место, на атомной ПЛ, В НЕЙ СИЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПО ОЧИСТКЕ ВОЗДУХА И ДОЛГИЙ СРОК АВТОНОМНОГО ПЛАВАНИЯ, на дизельных - нельзя (мало возможностей, для преобразования окиси углерода)- можно и потерпеть,


Ответ от Павел [гуру]
Подводники сами организуют такое место. Обычно рядом с вентиляцией. В общей вентиляции ПЛ стоят угольные фильтры. Потом курят по очереди, есстесно строго соблюдая ПБ.

Лейтенант Сатрапинский В.П. с демобилизованными старшинами прощаются с погибшими товарищами


Пожар на атомной подводной лодке К-3 "Ленинский Комсомол". На эту тему уж столько написано, что кажется: можно ли найти что-то новое, что прольёт свет на это событие? Порой ссылаются на мнение прославленных подводников Александра Лескова и Юрия Некрасова. Это уважаемые люди, которые отдали свои лучшие годы родному военно-морскому флоту на самом трудном его участке - подводные лодки. С тех пор прошло много времени и память их иногда, как видно, подводит.
Например, А.Я. Лесков перепутал базу, в которую К-3 прибыла после аварии. Это была не Гремиха, а Малая Лопатка Западной Лицы, из которой были удалены все подводные лодки, базирующиеся там.

Во время последнего похода на лодке с матросом случилась беда - аппендицит. Корабельный доктор Фомин успешно провел операцию, но тяжелые условия в подводной лодке мешали процессу заживления, что могло привести к тяжелому результату, и была дана команда из Москвы встретиться с проходящим судном и передать больного - он остался живым и встречал нас в Западной Лице в сентябре, а по версии А. Лескова, он был мертвым.

К месту встречи шли на приличной скорости. Я нес вахту в 7 отсеке, как вдруг лодка пошла на глубину с большим дифферентом, из центрального поста была дана команда перевести всю нагрузку на правый борт, а левой турбине дали реверс, но лодку остановить не удалось, и дали задний ход и правой турбиной, в результате чего вся энергетика легла на аккумуляторную батарею.

Точно не помню, какая была глубина погружения, но угольники, на которых крепились аппаратура и пускатели, деформировались с треском. Лодка всплыла, а причина была в работе системы "Турмалин", которую на лодку поставили в экспериментальном варианте.

Система "Турмалин" ошибочно и дала команду на погружение - лодка нырнула и заставила нас поволноваться. На пути в базу поступила команда в Северном море подождать начала учения кораблей НАТО, но погода не позволила кораблям НАТО проводить учения из-за сильного шторма.

5 сентября вышел приказ МО СССР об увольнении в запас отслуживших свой срок матросов и старшин. На лодке настроение было праздничное, меня попросили проиграть марш "Прощание Славянки", так как корабельный магнитофон был в нерабочим состоянии. В тот вечер 7 сентября в кают-компании для офицеров шел фильм Киевской студии "Звезда балета".

Красочный фильм, женский балет на льду, все сидели завороженные красотой, иногда кто-то отпускал шутки лейтенантам, сидящим на палубе под столом. У меня за поясом была инструкция, и утром я должен был по ней сдать зачет командиру БЧ-5 Зайцеву Виталию Васильевичу.

Он был моим земляком, и мне неудобно было неуверенными ответами опозориться перед ним. Недосмотрев фильм, под остроты сослуживцев я покинул кают-компанию и направился в энергетический отсек еще раз прочитать инструкцию и посмотреть на оборудование.

В 4 отсеке я встретил моториста Виктора Тарабана, который после вахты направился в первый отсек спать. "Почему ты изменил своим привычкам спать прямо на вспомогательных дизелях во время похода?" - спросил я его. Он лукаво ответил: "Хочу по-человечески выспаться". Если бы он знал, чем это закончится. Перед походом он получил письмо от мамы, она просила его приехать скорее, т.к. крыша совсем прохудилась, а помочь ей было некому.

У меня были доверительные отношения с личным составом электротехнической группы и не только с ними, я жил на севере один, жена только что родила мне сына и, прервав учебу в Педиатрическом институте в Ленинграде, уехала на Волгу, поэтому я жил в казарме и был постоянным обеспечивающим офицером экипажа.

Ребята в экипаже были крепкие и сильные, особенно Тарабан, Гайвас - они со мной ходили в патрулировании и на дежурство в комендатуру, и я всегда был уверен, что спина у меня защищена. Большинство офицеров были в прошлом спортсменами, ярким примером были Зарембовский В.Л. и Степанов Ю.Ф., который сменил Первушина Г.С. за месяц до похода в Средиземное море.

Экипаж лодки был такой же, как и другие экипажи, только служить на К-3 было честью, и предыдущий поход под льды Северного Ледовитого океана для определения толщины льда, которую может взломать корпус лодки для нанесения ракетного удара, доказал, что не случайно было доверено это прославленному кораблю.

В этом походе капитан-лейтенанта Лескова А.Я. не было, и поэтому говорить о каком-то неподготовленном экипаже не солидно.

Аварийная тревога меня застала в 8 отсеке, это был действительно голос помощника командира Лескова А.Я. В считанные секунды я оказался в 4 отсеке и доложил в ЦП. Тотчас услышал голос В.В. Зайцева: "Всем одеть ИДА и ИСП". Лодка шла на всплытие, штормовое море сразу дало о себе знать: лодку стало качать продольно, т.е. появилась килевая качка.

В этот миг я услышал команду Лескова включить вытяжной вентилятор, который установлен в 4 отсеке, на носовые отсеки. Моряки быстро выполнили команду и открыли задвижку между 3 и 4 отсеками. При включении вентилятора хлынул дым в 4 отсек, т.к. вода еще не успела сойти из ходовой рубки.

Замполит, капитан 2 ранга Жиляев Л.А. первым поднялся на ходовой мостик и принял командование кораблем, т.к. командир ПЛ Степанов Ю.Ф. при открытии рубочного люка разбил голову и потерял сознание, так что одновременно у нас появилось сразу три командира: Жиляев, Лесков и Некрасов. Не много ли?

Живучестью лодки командовал В.В. Зайцев, ему периодически при потери сознании мичман Луня М. надевал противогаз. Командир БЧ-5 решил затопить 1 отсек, но, чтобы лодка не нырнула в глубину, на свой страх и риск вывалил носовые горизонтальные рули, и это сразу почувствовали мы через сильные удары волн в рули.

Буквально в первые минуту Лесков А.Я. потерял сознание, и по команде из ПЭЖ Некрасова Ю.Н. мне передали его через люк третьего отсека и я, командир четвертого отсека Сатрапинский В.П., на своей спине отнес высокого, крепкого телосложения Лескова А. до восьмого отсека, и больше я его не видел, т.к. до конца похода я не покидал четвертый отсек, а Лесков А.Я. лежал в 8 отсеке до прихода в базу.

В седьмом отсеке бессменно нёс вахту Г.Н. Борисов, мой наставник по специальности на этой лодке, большинство электриков погибло в носовых отсеках.

В третьем отсеке на переборку второго отсека накладывали мокрые одеяла, чтобы как-то сбить температуру. Буквально перед пожаром В.В. Зайцев напомнил Михнину В. - старшине команды электриков - включить печи дожигания водорода и произвести замеры плотности электролита, и он добросовестно выполнил эту работу, оказался плененным в отсеке и последним доложил из поста СПС.

Через сутки нас встретили корабли и спасатель и сразу стало легче на душе. Правда, мы отказались от замены резервным экипажем и настояли на том, чтобы корабли ушли на безопасное расстояние от нас.

Ко мне в отсек прибыл адмирал Зарембовский B.Л., он был весь мокрый, я достал комплект водолазного белья, и он переоделся в сухое. Владислав Леонидович у многих офицеров пользовался большим уважением. Он был настоящим эрудитом, разбирался в политике, искусстве, музыке, был в отличной спортивной форме.

К офицерам обращался вежливо, знал даже лейтенантов по имени и отчеству и если замечал какие то ошибки, то сначала говорил, как надо делать, и это было внушительней, чем наказание. Присутствие комдива Игнатова, Зарембовского и Зайцева вселяли в нас уверенность в благополучный исход этой борьбы за сохранение ПЛ и наших жизней.

В своих выступлениях А. Лесков часто упоминает о том, что экипаж был сборным. Да, это было правдой, вместо помощника командира Горева, которого откомандировали на другую ПЛ, пришел Лесков за два дня до похода, Толя Малер тоже был командирован вместо убывшего на соревнования по баскетболу командира группы.

Меня по окончанию Училища направили на Северный Флот. Сначала назначили командиром ЭНГ подводной лодки, потом перевели командиром ЭТГ по специальности на другую лодку, но служить с начала декабря 1966 года направили на "Ленинский комсомол". Морские мне не платили, хотя лодка была в компании. Выплачивали только за действительные выходы в море. Это было выгодно финансистам, а таких офицеров было немало. На комиссии после этой аварии меня спросили, что бы я хотел в дальнейшем, и я попросил служить там, где я стою на штате, обеспечить жильём, чтобы смог привезти свою семью на север.

Меня перевели на другую лодку, где заместителем командира по политической части был В.П. Некрасов, впоследствии член Военного совета Черноморского флота, вице-адмирал. Я сходил еще в одну автономку, но все осталось по-прежнему.

Был негласный приказ с экипажа К-3 в автономки не посылать, но я настоял на своём и мне разрешили. Откровенно говоря, поход для меня был напряженным, я автоматически даже во сне чувствовал все изменения курса и глубину погружения ПЛ, чтобы быть готовым мгновенно оказаться на боевом посту.

Наш командир, Степанов Ю.Ф., когда прибыл на К-3 после ремонта, потерял сознание во втором отсеке. Я помню тот запах горелого мяса, его не перебила даже свежая покраска.

Много лет спустя я встретил в Севастополе капитана 1 ранга Степанова Ю.Ф. Мы замерли в какое-то мгновение, потом обнялись по-братски, правда, многое не успели сказать, я спешил на корабль, чтобы выйти в море на испытание.

С В.В. Зайцевым мы встречались в Николаеве и в Москве и сохранили дружбу до сих пор. В г. Николаеве, я занимался спасательными судами СС "Алагез" и " Эльбрус".

К сожалению, эти уникальные спасатели атомных подводных лодок с мощной подъёмной системой выдвижных ферм и уникальными подводными аппаратами, способными опускаться на глубины до 4000 метров, в девяностые годы превратились в груду металла. Как и "Березина", и многие другие корабли и подводные лодки.

В завершение хочу сказать, что если кто и достоин звания героя из экипажа "Ленинского комсомола", которые спасли лодку, так это: Зайцев В.В, Степанов Ю.Ф, Малер А., Каморкин Л.

Память

Вы нас простите, забывших ваши лица,
За флот, что нами был любим,
Навеки вставшие у входа в нашу Лицу,
Вас, не вернувшихся из северных глубин.

По старшинству в строю навек застыли:
Горшков, Каморкин, Ганин и Смирнов
И имена других, которых не забыли
В домах отцовских русских городов.

В домах, где память - как в углах иконы,
С годами ставшие прообразом святых,
А жизнь идет безжалостным законом,
На смену нам прислали молодых.

И снова кинофильм "Звезда балета",
Вихрастый лейтенант, усевшись под столом -
Он на экран глядит как в детстве без билета,
Смотрели мы в далеком и былом.

Я там сидел в ту роковую дату,
Еще не зная, что спустя лишь час
Всем здесь сидящим как солдатам,
Придется жизнь отдать, спасая нас.

Вам не пришлось услышать тех рыданий,
И женский плач среди угрюмых скал
Гласа родных, надгробные страданья,
И голос сына, что отца искал.

Он не нашел, но все еще не веря,
Пытался в люк подлодки заглянуть,
Он говорил, что папа там за дверью,
Вы помогите мне его вернуть.

Он обещал, он дал мужское слово,
Что, как вернется, едем на Урал,
Но кто-то неуместно и сурово
Сказал вдруг: "Боцман! Объяви аврал!"

Года прошли, сравнялись грани боли,
Но память не могу никак унять,
Когда в тот миг помимо нашей воли
Заставил в жизнь поверить БЧ-5.

Мы слышали по громкоговорящей
Спокойный голос: "Всем одеть ИДА",
А из второго лавою горящей
В центральный пост врывалась к нам беда.

И может, тех спокойных слов хватило
Преодолеть свой страх он нам помог,
Пришла надежда и вернулась сила,
И стойкость за такой короткий срок.

Готов я был рвануться в пекло боя,
Неудержимой поступью морской.
Чтоб рядом быть с тобою, Маляр Толя,
Став мощной заливающей рекой.

Чтоб из пожара вышел ты веселым,
А командир в огне не падал в забытье,
Чтоб матери не лили слезы в селах
И горестным их не было жилье.

Чтоб над планетой в летний вечер грозы,
Давали влагу горам и полям,
Чтобы мужчины красочные розы
Дарили женам, сестрам, матерям.

Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?

Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.


*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.

К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.

В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.

А дальше вступили в действие законы драматургии: один против шести. Чудес не бывает – шальной японский снаряд пробил обшивку в районе машинного отделения, осколками посекло паропровод. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень.

Сквозь обжигающий пар к месту повреждения паропровода первым подбежал старший инженер-механик Зверев. Схватив попавшийся под руку пробковый матрас, он попытался набросить его на рваную трубу, из которой била смертельная струя перегретого пара. Тщетно – матрас отбросило в сторону. Мгновение на раздумье, чем можно надежно зафиксировать заплатку? – инженер-механик Зверев поднял матрас и бросился на раскаленный паропровод, плотно прижавшись к нему своим телом.

На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.


В.В. Зверев родился в 1865 году в городе Муроме,выпускник Кронштадского морского училища. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный», где ему присвоено звание старший инженер-механик. За свой подвиг посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.

Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…

Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.


Продольный разрез броненосца "Ослябя". Хорошо видно расположение котельных и машинных отделений - в случае быстрой гибели корабля спастись оттуда невозможно.

БЧ-5 - сердце корабля

В наши дни машинно-котельньная команда называется «Электромеханическая боевая часть» или кратко БЧ-5.** Трудно описать заслуги этих моряков, учитывая количество силового и вспомогательного оборудования на современных кораблях ВМФ, десятки километров кабелей и трубопроводов, сотни клапанов и электрощитов.

Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.


Матрос Сережа Перминин


Или подвиг 20-летнего матроса спецтрюмной группы Сергея Преминина с подлодки К-219, погасившего вручную адское ядерное пламя. Опустив все четыре решетки, моряку уже не хватило сил открыть люк реакторного отсека, деформированный от высокой температуры. Он ушел вместе с лодкой на дно Атлантического океана в точке с координатами 31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д.

В октябре 2010 года произошла авария на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота - в машинном отделении прорвало топливную магистраль. Жарко заполыхал трюм, возникла угроза детонации топливных цистерн – 300 человек оказалась в шаге от гибели. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов стремглав бросился в самое пекло, чтобы перекрыть топливопровод. Сгорая заживо он сумел закрутить вентиль. Позже врачи установили: Алдар получил 100% ожег тела. Трудно найти слова утешения родным отважного моряка – они ждали из армии сына, а не звезду Героя.

**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.


[i]

На берегу залива Стрелок, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти Героя России, матроса Алдара Цыденжапова

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:

- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .

На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет командир боевого поста .

18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

БОЕВОЙ НОМЕР

19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .

23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.

27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.

28. К боевым расписаниям относятся:

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);

Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

Расписание по борьбе за живучесть корабля;

Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);

Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

Расписание корабельной подрывной команды;

Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

а) на подводных лодках :

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

б) на надводных кораблях :

Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

29. К повседневным расписаниям относятся:

Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

Расписание по буксировке со схемами буксировки;

Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

Расписание по каютам и кубрикам для жилья;

Расписание по приборкам.

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках :

Расписание по заряду аккумуляторных батарей;

Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях :

Расписание по затемнению корабля;

Расписание по спуску и подъему плавсредств.

30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .

Кроме того, в книгу должны быть внесены:

Схема боевой организации корабля;

Схема повседневной организации корабля;

Корабельная боевая схема;

Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .

32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»

Для ведения боя;

При фактическом повышении боевой готовности;

б) «Учебная тревога» :

Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

При погрузке (выгрузке) боеприпасов;

При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.

mob_info