Минченко политбюро 2.0 накануне перезагрузки элитных групп. «Минченко консалтинг»: Владимир Путин стремится ослабить влияние близких к нему элит

Январь 2013 г.


Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» представляет продолжение исследования «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0» . Доклад представляет интерес для региональных элит, российского бизнеса и иностранных инвесторов.


Часть 1. Динамика элитных групп внутри Политбюро 2.0

В предыдущем докладе нами была предложена концепция правящей элиты России как специфического аналога советского коллективного властного органа - Политбюро ЦК КПСС, ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса. В своем анализе мы исходим из того, что российская власть - это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. И роль Владимира Путина в этой системе остается неизменной - это роль арбитра и модератора , но арбитра влиятельного, слово которого в конфликтных ситуациях, по крайней мере, пока, остается решающим.

Формирование вокруг Владимира Путина Большого правительства (включающего в себя собственно правительство и Администрацию Президента), с дублирующимся функционалом и разнородным по профессионализму и клановому представительству составом привело, с одной стороны, к росту влияния лично президента, но, с другой стороны, к замедлению принятия стратегических решений и снижению их качества.

При этом основным объектом критики со стороны бизнеса, политических элит и со стороны самого президента было Правительство Дмитрия Медведева, а интенсивность смены министров в первые несколько месяцев работы кабинета оказалась беспрецедентной.

В то же время стоит отметить, что пробуксовка работы правительства была связана в том числе и с рядом объективных причин . Среди них:

  • Противоречивость предвыборных обещаний президента . В частности, трудно сочетаются задачи создания 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест и поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы до 200 % от средней по региону. Раскритикованная президентом задержка с подготовкой концепции пенсионной реформы связана в том числе и с тем, что существуют сложности с согласованием бюджетных показаний и заданных параметров повышения пенсий;

  • Выработка «с колес» политической стратегии власти по отношению к протестным группам общественности . Только к моменту оглашения Послания Президента Федеральному Собранию эта стратегия окончательно оформилась (игнорирование и маргинализация либеральной части протеста, интеграция в официальную риторику власти части риторики националистов и рост социальных выплат для привлечения на свою сторону социально мотивированных протестников);

  • Нивелирование роли парламента и перевод его в режим департамента по утверждению решений исполнительной власти.

Решения, которые принимались быстро и без общественного и экспертного обсуждения, на этапе реализации уже начали давать сбой . К примеру, министр юстиции Александр Коновалов заявил, что не знает, как администрировать Закон об иностранных агентах. Принятое в комплексе с бюджетом решение о повышении пенсионных выплат за работников вредных производств резко увеличило фискальную нагрузку на бизнес и на ряд бюджетных организаций (в то время как в пояснительной записке к закону было отмечено, что дополнительных расходов федерального бюджета не потребуется).

Однако правящей коалиции удалось в целом решить тактические задачи, которые она перед собой ставила :

  1. Удержать в управляемых рамках политический протест;

  2. Обеспечить приемлемые показатели «партии власти» на региональных выборах октября 2012 г.;

  3. Снизить потенциал внешнего влияния на российскую элиту (видимо, в этой же логике было и выдвижение антитабачного закона, посольку именно лобби табачных ТНК до недавнего времени было самым влиятельным иностранным лобби в российских органах власти).

Использование риторики внешней угрозы, силовых структур и антикоррупционной кампании для решения внутриполитических задач привело к серьезным подвижкам внутри Политбюро 2.0. Значительно укрепила свои позиции внутри Политбюро 2.0 корпорация силовиков . В число кандидатов в члены Политбюро вернулся глава Службы Внешней Разведки Михаил Фрадков. Новый глава Минобороны Сергей Шойгу приобрел статус полноправного члена Политбюро 2.0. Руководители силовых министерств и ведомств, которые ранее входили в орбиты влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина и председателя правительства Дмитрия Медведева продолжают дистанцироваться от своих бывших патронов.

Выросла роль судебной власти как одного из инструментов выстраивания внутриэлитного баланса , что выразилось во вхожении в число кандидатов в члены Политбюро 2.0. руководителей Верховного Суда Владимира Лебедева и Высшего Арбитражного Суда Антона Иванова.

В то же время снижение рейтингов президента и премьер-министра (правда, оставновившееся в последнее время) формирует запрос на появление во власти новых фигур – «имиджевых паровозов» . В том числе и поэтому резко взлетели внутриэлитные акции Сергея Шойгу, который практически единственный из федеральных политиков демонстрирует в последнее время рост рейтинга доверия среди населения. Также на роль харизиматиков с переменным успехом пытаются претендовать мэр Москвы Сергей Собянин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Относительный успех «Единой России» на региональных и муниципальных выборах осени 2012 г. был достигнут в условиях активного использования административного ресурса и относительно низкой явки. Поэтому возрастает влияние фигур, имеющих собственные политические проекты и дополнительные инструменты политического влияния (руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов, первый заместитель главы Администрации Президента Вячеслав Володин, глава ВТБ Андрей Костин, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов).

Формирование внутриэлитной коалиции (Сергей Чемезов, Сергей Иванов, Дмитрий Рогозин, Игорь Шувалов), добившейся отставки министра обороны Анатолия Сердюкова (естественно, вышедшего в результате из состава Политбюро 2.0), проходило при активном участии председателя совета директоров ОАО «Газпром» Виктора Зубкова, вернувшегося таким образов в число кандидатов в члены Политбюро 2.0.

Стоит отметить низкое влияние губернаторского корпуса на политическую повестку . В региональный блок в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли только двое из действующих глав регионов – главы Татарстана Рустам Минниханов и Чечни Рамзан Кадыров. Ухудшились позиции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, на глазах превращающегося в «хромую утку». В то же время на роль региональных тяжеловесов сегодня могут претендовать трое полномочных представителей президента в федеральных округах – Александр Хлопонин, Виктор Ишаев и Александр Беглов. Двое из них – бывшие губернаторы, имеющие при этом статус членов Правительства (в качестве вице-премьера и министра соответственно). Что же касается Беглова, то он умело использует аппаратное влияние, сохранившееся со времен его работы главным кадровиком Кремля.

Новым кандидатом в члены Политбюро 2.0 в техническом блоке стал Юрий Трутнев, который чрезвычайно быстро нашел себе в рамках Госсовета новую нишу модератора региональных разногласий.

Законодательная лихорадка осенней сессии 2012 года заставила нас пересмотреть функциональные роли некоторых кандидатов в Политбюро 2.0. Так, руководители обеих палат парламента были перемещены в "новый Секретариат ЦК", тогда как заместители главы Администрации Президента Алексей Громов и Дмитрий Песков проявили себя не как исполнители, а скорее как идеологи, поэтому были перемещены в Политический блок кандидатов в члены Политбюро 2.0. Важнейшей функцией представителей этого блока является проработка альтернативных способов управления, включая идеологические, без изменения основ существующей политической системы.

В числе кандидатов в Политбюро 2.0 от бизнеса произошло одно изменение. Андрей Костин был включен в список, чтобы обеспечить присутствие представителей всех четырех системообразующих банков: Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Россельхозбанка. Стоит отметить, что предправления ВЭБ Владимр Дмитриев не включен в список кандидатов, так как деятельность данного банка курируется лично Владимиром Путиным через первого вице-премьера Игоря Шувалова. Россельхозбанк возглавляет Дмитрий Патрушев - сын кандидата в члены Политбюро 2.0 от юридически-силового блока Н. Патрушева.

В остальном бизнес-блок Политбюро 2.0 демонстрирует стабильность. Значимых переделов собственности не намечается, место криминальных разборок заняли высокие лондонские суды, разбирающиеся с активами в офшорах. Более того, урегулирование конфликта вокруг Норникеля показало, что достичь компромисса можно не только в ходе зарубежного судебного процесса. После ухода с поста руководителя компании Владимира Стржалковского вырисовывается стратегический блок трех крупных бизнесменов из 1990-ых: Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. Немаловажно и то, что крупномасштабная программа приватизации выпала из числа первоочередных задач, а политическая риторика возвращения выведенных из России активов так и остается риторикой. Государство лишь наращивает свое активы, как это произошло в сделке по покупке ТНК-BP. В результате сделки с Роснефтью Альфа-групп и Виктор Вексельберг получили внушительные свободные финансовые средства, что создает им дополнительные возможности для маневра.

Оценивая ресурсный потенциал полноправных членов Политбюро 2.0 (см. таблицу 4), важно отметить следующее:

  • Председатель правительства и номинальный лидер «Единой России» Дмитрий Медведев, сохраняя первое место по объему ресурсов, после ухода Анатолия Сердюкова утратил часть влияния на силовиков, а в результате расплывчатого имиджевого позиционирования ухудшил свои рейтинговые показатели;

  • На подъеме находится тандем главы Администрации Президента Сергея Иванова и главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, усиливший свое влияние на административный аппарат и силовые структуры;

  • Занимающийся политическим менеджментом Кремля Вячеслав Володин в результате успеха на октябрьских выборах и постепенного затухания протестной активности также укрепил свои позиции;

  • Новичок в Политбюро 2.0 Сергей Шойгу демонстрирует впечатляющий рост рейтинга и у населения, и у элитных групп, особенно региональных. Однако при сложившемся имидже у роста его рейтинга есть потолок (подробнее см. во 2 части доклада). По мнению некоторых военных экспертов, он уже допустил ряд ошибок на посту главы Минобороны («наступает на все те же грабли, что и Сердюков»). Кроме того, административное влияние Шойгу в его предыдущих вотчинах (МЧС и Московская области) ограничено достаточно высокой самостоятельностью преемников. В частности, кадровая политика и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева говорит о том, что он сегодня находится в орбите влияния Геннадия Тимченко;

  • Тандем бизнесменов Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука сохраняет устойчивые позиции в окружении Владимира Путина. Тем не менее, ситуативное примирение Тимченко и Игоря Сечина вряд ли продлится долго, учитывая системный характер возглавляемых ими компаний;

  • Мэр Москвы Сергей Собянин, несмотря на ряд принятых им непопулярных решений, продолжает оставаться в обойме кандидатов в преемники и премьер-министры. Однако рост его влияния ограничивается неудачным стартом членов его команды Виктора Басаргина и Евгения Куйвашева на губернаторских постах в Пермском крае и Свердловской области;

  • Ситуативное снижение влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина связано с изменением его статуса, влекущим за собой снижение административного и силового ресурса, а также с большим количеством конфликтов внутри отрасли, в которые он вовлечен.

В течение ближайшего года в повестке внутриэлитной борьбы сохранятся уже упоминавшиеся в предыдущем докладе конфликты :

  • Аппаратная конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии И. Сечиным и профильным вице-премьером А. Дворковичем (и присоединившейся к нему коалиции номенклатурных и бизнес-групп);

  • Конкуренция вокруг программы «большой приватизации»;

  • Напряжение между руководством Москвы и Московской области и коррекция контуров проекта «Большой Москвы», что будет усугубляться проведением выборов губернатора Московской области осенью 2013 и Мосгордумы осенью 2014. Для Сергея Собянина дополнительные проблемы может создать ухудшение его отношений с Дмитрием Медведевым, вызванное слухами о возможном переходе мэра Москвы в кресло председателя правительства;

  • Борьба силовиков вокруг создания единого Следственного комитета. Поскольку результат для конкурирующих групп неочевиден, а влияние практически всех силовых структур в последнее время росло, то энтузиастов этой идеи стало меньше. По ряду резонансных дел последнего времени ФСБ пользовалась собственным следствием, не прибегая к поддержке СКР;

  • Борьба вокруг перезапуска проекта «Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока».

Высока вероятность новой атаки на руководство «Газпрома» с целью реорганизации компании . Позиции Алексея Миллера в последнее время ослабли в свзи с угрожающей позициям «национального достояния» сланцевой революцией и частичной потерей рынков сбыта российского газа. Поэтому может быть реанимирована активно продвигавшаяся ныне главой «Сбербанка» Германом Грефом идея о реструктуризации «Газпрома» (к примеру, в формате выделения транспортной составляющей и создания 5-6 добывающих компаний, которые могут быть распределены между основными элитными группами).

Также неизбежна актуализация объективных противоречий между Министерством обороны и производителями военной продукции. Их острота будет во многом зависеть и от политических раскладов и коалиций.

Кроме того, следует отметить новые аппаратные точки напряжения:

  • Между министрами и экс-министрами, перешедшими на посты помощников президента (наиболее заметно в Минсвязи, Минздраве и Минобрнауки);

  • Между аппаратом Правительства и помощником президента Эльвирой Набиуллиной.

Попыткой снятия этих конфликтов в рамках Большого правительства является практика регулярных отчетов министров перед президентом о ходе выполнения его указов. В течение года не исключена реорганизация кабинета министров, в ходе которой ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров.


Евгений Минченко , президент коммуникационного холдинга «Minchenko consulting», при участии Кирилла Петрова , руководителя аналитического департамента «Minchenko consulting».

Эксперты посулили скорую "перезагрузку" элитных групп. Анализ новых "раскладов" во властной верхушке представил коммуникационный холдинг "Минченко консалтинг" в продолжение исследования "Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0", передает корреспондент Накануне.RU . Его авторы приходят к выводу, что в течение года не исключена реорганизация кабинета министров, в ходе которой ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров.

В предыдущем докладе, напомним, была предложена концепция правящей элиты России как специфического аналога советского коллективного властного органа - Политбюро ЦК КПСС, ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса. В своем анализе эксперты исходят из того, что российская власть — это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. И роль Владимира Путина в этой системе пока остается неизменной - это роль арбитра и модератора, но арбитра влиятельного, слово которого в конфликтных ситуациях остается решающим.

За время очередного президентского срока Путина основным объектом критики со стороны бизнеса, политических элит и со стороны самого президента было Правительство Дмитрия Медведева, а интенсивность смены министров в первые несколько месяцев работы кабинета оказалась беспрецедентной, отмечают политологи.

Значительно укрепила свои позиции внутри Политбюро 2.0 корпорация силовиков . В число кандидатов в члены Политбюро вернулся глава Службы Внешней Разведки Михаил Фрадков. Новый глава Минобороны Сергей Шойгу приобрел статус полноправного члена Политбюро 2.0. По мнению авторов доклада, руководители силовых министерств и ведомств, которые ранее входили в орбиты влияния главы "Роснефти" Игоря Сечина и председателя правительства Дмитрия Медведева, продолжают дистанцироваться от своих бывших патронов.

Кроме того, выросла роль судебной власти как одного из инструментов выстраивания внутриэлитного баланса, что выразилось во вхождении в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 руководителей Верховного Суда Владимира Лебедева и Высшего Арбитражного Суда Антона Иванова .

Политбюро 2.0 (кликните для увеличения)

Формирование внутриэлитной коалиции (Сергей Чемезов, Сергей Иванов, Дмитрий Рогозин, Игорь Шувалов) , добившейся отставки министра обороны Анатолия Сердюкова (естественно, вышедшего в результате из состава Политбюро 2.0), проходило при активном участии председателя совета директоров ОАО "Газпром" Виктора Зубкова, вернувшегося таким образом в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 .

Отмечают эксперты и низкое влияние губернаторского корпуса на политическую повестку . В региональный блок в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли только двое из действующих глав регионов - главы Татарстана Рустам Минниханов и Чечни Рамзан Кадыров. Ухудшились позиции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, на глазах превращающегося в "хромую утку". В то же время на роль региональных тяжеловесов сегодня могут претендовать трое полномочных представителей президента в федеральных округах - Александр Хлопонин, Виктор Ишаев и Александр Беглов. Двое из них - бывшие губернаторы, имеющие при этом статус членов Правительства (в качестве вице-премьера и министра соответственно).

Новым кандидатом в члены Политбюро 2.0 в техническом блоке стал Юрий Трутнев , который чрезвычайно быстро нашел себе в рамках Госсовета новую нишу модератора региональных разногласий.

Законодательная лихорадка осенней сессии 2012 года заставила авторов исследования пересмотреть функциональные роли некоторых кандидатов в Политбюро 2.0. Так, руководители обеих палат парламента были перемещены в "новый Секретариат ЦК" , тогда как заместители главы Администрации Президента Алексей Громов и Дмитрий Песков проявили себя не как исполнители, а скорее как идеологи, поэтому были перемещены в Политический блок кандидатов в члены Политбюро 2.0. Важнейшей функцией представителей этого блока является проработка альтернативных способов управления, включая идеологические, без изменения основ существующей политической системы.

Сферы влияния

В числе кандидатов в Политбюро 2.0 от бизнеса произошло одно изменение. Андрей Костин был включен в список, чтобы обеспечить присутствие представителей всех четырех системообразующих банков: Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Россельхозбанка.

Бизнес-блок Политбюро 2.0, как отмечается в докладе, демонстрирует стабильность. Значимых переделов собственности не намечается, место криминальных разборок заняли высокие лондонские суды, разбирающиеся с активами в офшорах. Более того, урегулирование конфликта вокруг Норникеля показало, что достичь компромисса можно не только в ходе зарубежного судебного процесса. После ухода с поста руководителя компании Владимира Стржалковского вырисовывается стратегический блок трех крупных бизнесменов из 1990-ых: Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Романа Абрамовича . Немаловажно и то, что крупномасштабная программа приватизации, по мнению авторов исследования, выпала из числа первоочередных задач, а политическая риторика возвращения выведенных из России активов так и остается риторикой. Государство лишь наращивает свое активы, как это произошло в сделке по покупке ТНК-BP. В результате сделки с Роснефтью Альфа-групп и Виктор Вексельберг получили внушительные свободные финансовые средства, что создает им дополнительные возможности для маневра.

Оценивая же ресурсный потенциал полноправных членов Политбюро 2.0, эксперты отмечают, что председатель правительства и номинальный лидер "Единой России" Дмитрий Медведев , сохраняя первое место по объему ресурсов, после ухода Анатолия Сердюкова утратил часть влияния на силовиков , а в результате расплывчатого имиджевого позиционирования ухудшил свои рейтинговые показатели .

На подъеме находится тандем главы Администрации Президента Сергея Иванова и главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова , усиливший свое влияние на административный аппарат и силовые структуры.

Занимающийся политическим менеджментом Кремля Вячеслав Володин в результате успеха на октябрьских выборах и постепенного затухания протестной активности такжеукрепил свои позиции.

Новичок в Политбюро 2.0 Сергей Шойгу демонстрирует впечатляющий рост рейтинга и у населения, и у элитных групп, особенно региональных.

Впрочем, административное влияние Шойгу в его предыдущих вотчинах (МЧС и Московская область) ограничено достаточно высокой самостоятельностью преемников. В частности, кадровая политика и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева говорит о том, что он сегодня находится в орбите влияния Геннадия Тимченко , отмечают авторы доклада.

Тандем бизнесменов Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука сохраняет устойчивые позиции в окружении Владимира Путина. Тем не менее, ситуативное примирение Тимченко и Игоря Сечина вряд ли продлится долго, учитывая системный характер возглавляемых ими компаний.

Мэр Москвы Сергей Собянин , несмотря на ряд принятых им непопулярных решений, продолжает оставаться в обойме кандидатов в преемники и премьер-министры.

Ситуативное снижение влияния главы "Роснефти" Игоря Сечина, по мнению политологов, связано с изменением его статуса, влекущим за собой снижение административного и силового ресурса, а также с большим количеством конфликтов внутри отрасли, в которые он вовлечен.

Что касается повестки внутриэлитной борьбы, то, по мнению авторов исследования, высока вероятность новой атаки на руководство "Газпрома" с целью реорганизации компании. Позиции Алексея Миллера в последнее время ослабли в связи с угрожающей позициям "национального достояния" сланцевой революцией и частичной потерей рынков сбыта российского газа. Поэтому может быть реанимирована активно продвигавшаяся ныне главой "Сбербанка" Германом Грефом идея о реструктуризации "Газпрома".

А попыткой снятия конфликтов в рамках Большого правительства является практика регулярных отчетов министров перед президентом о ходе выполнения его указов.

"В течение года не исключена реорганизация кабинета министров, в ходе которой ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров", - заключают авторы исследования.

Совокупность внутренних и внешних факторов вынудит Владимира изменить персональный состав политической элиты и механизмы рекрутирования новых участников правящей коалиции, такой вывод следует из второй части доклада «Политбюро 2.0. Накануне перезагрузки элитных групп», опубликованного 19 февраля.

Авторы доклада — эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» — рассматривают правящую российскую элиту как аналог Политбюро , ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса.

В первой части доклада, описывающей политическую ситуацию в России в период с августа 2012 года по январь 2013 года, авторы констатировали стабильность состава верхнего слоя элиты РФ. , к началу 2013 года коалиция силовиков упрочила свои позиции внутри российской политической элиты благодаря появлению в «путинском политбюро» .

В «Политбюро 2.0» входят также председатель совета директоров Игорь Сечин, генеральный директор российской государственной корпорации «Ростех» (до декабря 2012 года — ) , руководитель администрации президента Сергей Иванов, первый замглавы администрации президента , близкие к Владимиру Путину — председатель совета директоров и предприниматель , а также мэр Москвы и премьер-министр Дмитрий Медведев.

Однако период стабильности в элитах в ближайшей перспективе сменится новым этапом.

Внутриэлитные риски

Как говорится во второй части доклада, к изменениям в российской политической системе приведут сложившиеся внутри элиты риски: снижение управляемости в рамках громоздкой системы Большого правительства (правительство, администрация президента и Совет безопасности);

распад «медведевской коалиции» образца 2010-2011 годов; эрозия существующей партийно-политической системы; борьба элитных групп за место премьер-министра как автоматического преемника в случае какой-либо трагической случайности с Владимиром Путиным.

Федеральные внутриэлитные разборки приведут к противостоянию региональных элит. Конкуренция между ними усугубится недовольством большей части региональных элит бюджетной политикой центра, невысоким уровнем электоральной поддержки значительной части губернаторов, отсутствием понятных правил игры со стороны центра относительно политической реформы и губернаторских выборов.

Путин будет решать стоящие перед ним задачи привычными методами, считают эксперты. Они предполагают, что судьба президентских выборов 2018 года будет решена заблаговременно - в 2016-2017 годы, по примеру сентябрьской рокировки с Медведевым в 2011 году (когда Медведев предложил кандидатуру Путина на пост президента России).

При выборе преемника президент будет ориентироваться на пример гонки преемников 2006-2007 годов (между тогдашними первыми вице-премьерами и ), поощряя соревнование между ними.

Эксперты считают, что пока в гонку преемников вступили Дмитрий Медведев и его заместитель .

Кроме того, в борьбу могут включиться губернаторы - к примеру, тот, кто заменит на посту губернатора Санкт-Петербурга. «Если будут запущены процессы объединения Санкт-Петербурга и Ленобласти, а также слияние нефтегазовых «матрешек» и юга Тюменской области в единый субъект, главы этих регионов в силу их экономического значения и постоянной коммуникации с ключевыми элитными игроками также автоматически попадают в шорт-лист», — говорится в докладе.

Путин будет продолжать следить за балансом сил групп внутри элиты и постепенно менять попутчиков на тех, кто обязан ему своим возвышением. По мнению авторов доклада, новый кадровый источник — выходцы из регионов, обязанные своим возвышением лично Путину (в частности, московский мэр и экс-глава Сергей Собянин и помощник президента, экс-министр природных ресурсов и экологии ).

Варианты перезагрузки

Внутри «Политбюро 2.0» сейчас формируются два полюса: одни хотят сохранить элементы тандемократии, другие во главе с — максимально долгого удержания Владимиром Путиным единоличного политического доминирования и демонтажа последствий существования тандема.

«Чем скорее Медведев поймет, что оптимальной для него политической стратегией является роль технического премьера, демонстрирующего максимальную лояльность по отношению к своему патрону и отсутствие амбиций, тем выше его шансы сохраниться на нынешнем посту до 2018 года», — говорится в докладе.

В случае же ухода Медведева с политической арены центрами элитного притяжения станут столичный мэр, имеющий устойчивые позиции в региональных элитах, и экс-министр финансов Алексей . Как напоминают авторы доклада, Кудрин «по-прежнему имеет козырь в виде фактора «раскладушки на кухне». Эксперты намекают на политический долг Путина перед Кудриным, который, будучи в 1996 году замруководителя администрации президента Ельцина, пригласил Путина в Москву после поражения на губернаторских выборах Санкт-Петербурга команды .

По мнению экспертов, Кудрин является оптимальным кандидатом в премьер-министры в ситуации, когда надо будет реализовывать антикризисную политику в случае провала нынешнего правительства. %

Внутриэлитный прорыв Сергея Шойгу осенью 2012 года, когда он возглавил , породил слухи о его возможном преемничестве. Однако авторы считают, что Шойгу, исторически связанный с семьей , так и не стал своим для ближайшего окружения Путина. Кроме того, отмечается, что он по корням буддист, поэтому как кандидат в президенты может вызвать противодействие со стороны православного и мусульманского лобби.

В первом случае речь идет о переходе бывших министров, а ныне помощников президента обратно в правительство, но уже в ранге вице-премьеров. Этому может предшествовать усиление Совета безопасности — альтернативного правительству центра власти. При втором сценарии в следующую Думу могут не попасть существующие парламентские партии или пройти в нее с худшим результатом, что будет обоснованием отставки Медведева с поста премьер-министра как лидера не удержавшей большинство . Докладчики не исключают, что Путин может даже себе позволить проиграть парламентские выборы для снятия напряжения в обществе.

Эксперты также не исключают проведения конституционной реформы, в рамках которой может быть пересмотрено административно-территориальное деление страны, совмещены посты председателя правительства и президента, усилены полномочия парламента, введен пост вице-президента специально под Медведева. Драйвером этих преобразований, проведение которых возможно в 2015-2016 годах, мог бы стать председатель Госдумы , считают авторы.

Еще один вариант перезагрузки элит согласно докладу — проведение прямых выборов в как инструмент рекрутинга в элиту новых фигур из регионов.

Наиболее проблемный, но все же возможный ход - «создание политического объединения в рамках , предполагающего выборы в парламентскую ассамблею и главы объединения. В этом случае кадровым резервуаром для новых элит станут управленцы из Белоруссии и Казахстана».

По мнению политолога Дмитрия Орешкина из Комитета гражданских инициатив Кудрина, шансов стать преемником Путина у Рогозина больше, чем у Медведева.

«Медведев уже не может стать преемником, потому что Путин перестал быть представителем стратегии сдерживания между условными силовиками и условными либералами. С начала своего третьего срока он однозначно — силовик. Медведев уже не игрок. Сейчас Медведев выступает грушей для битья, на него сваливаются проблемы в экономике, — сказал Орешкин «Газете.Ru». — Если сейчас либералов-западников не тормознуть, по мере дальнейшего ухудшения экономики их влиятельность в общественном мнении будет усиливаться, поэтому силовики идут в атаку, надо истребить видимость конкуренции».

По его мнению, Рогозин подходит для роли преемника по всем параметрам - «он патриот, чекист». Однако, напоминает Орешкин, согласно обычному правилу путинской кадровой политики те, о ком много говорят, не становятся реальными игроками. Вопрос о преемнике Путина будет актуален, только если люди из его окружения увидят, что он заболел, в первую очередь психически, считает политолог.

Оценивая возможность назначения Кудрина премьером, Орешкин признает, что экс-министр финансов — идеальный кандидат: «он знает Путина, вызывает у него доверие, лоялен, профессионал».

«Но для тех, кто сейчас оказывает максимальное давление на Путина, Кудрин еще хуже, чем Медведев, Кудрин игрок, его выпускать на политическое поле опасно в качестве сильного конкурента», — считает эксперт.

Политолог предлагает не спешить с выводом авторов доклада о начале гонки преемников. «Речь идет не о гонке, а об осторожном присматривании, любой, кто совершит фальстарт, проиграет», — пояснил он «Газете.Ru». «Вопрос, пойдет ли Путин на четвертый срок или нет, вряд ли будет решен до парламентских выборов, все будут осторожны, потому что вариант четвертого срока является вполне вероятным», — продолжает эксперт.

По мнению Макаркина, Путин не пойдет на досрочные выборы в Госдуму, так как нынешняя его в целом устраивает.

Профессор-исследователь Института исследований проблем мира в Осло Павел Баев в беседе с «Газетой.Ru» сказал, что раскол и шатания в российской политической элите связаны с тем, что почти все элитные группы недовольны Путиным. По его мнению, раздробленность в элите гораздо выше, чем на два лагеря - силовиков и либералов. Так, считает эксперт, относить Сечина к силовикам неправильно: «Он в силовую политику не лезет, так как ушел с головой в нефтянку, энергетику, там у него конфликты, с одной стороны, с (председатель правления . — «Газета.Ru» ), а с другой - с помощником президента , там свои линии раскола».

Российской элите предстоит перезагрузка, в ходе которой Дмитрий Медведев имеет шансы лишиться и поста премьера, и возможности вновь стать преемником Владимира Путина, считают аналитики холдинга Minchenko Consulting. По мнению экспертов, хорошо известных по работе над рейтингом выживаемости губернаторов, медведевский ресурс может перетечь к Сергею Собянину, Сергею Шойгу или Алексею Кудрину, а в уже начавшейся гонке «преемников» впервые за долгое время имеют шансы поучаствовать губернаторы. Впрочем, правящая коалиция, похоже, готовится продлить полномочия Путина.

Существенное обновление верхнего слоя российской политической элиты прогнозируется в исследовании «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0» холдинга Minchenko Consulting, которое изучила «Лента.ру». По мнению аналитиков (кстати, хорошо зарекомендовавших себя прогнозами скорых отставок глав регионов), правящая элита России сейчас - своего рода аналог Политбюро ЦК КПСС, основная цель которого заключается в поддержании межкланового баланса во власти. Путину в этой политической системе отводится роль арбитра и модератора, разрешающего конфликтные вопросы.

Впервые аналитики назвали окружение Путина аналогом советского Политбюро еще в августе 2012 года. Тогда в него входили восемь человек. В ближайшее окружение Путина в последний год стабильно попадают Игорь Сечин, Сергей Чемезов, Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, Сергей Собянин, Сергей Иванов, Вячеслав Володин и Дмитрий Медведев. Помимо непосредственно членов «Политбюро» аналитики выделяют еще и кандидатов на включение в ближний круг Путина.

Кандидатов исследователи разделили на пять условных групп: силовой блок, бизнес, политический блок, секретариат «ЦК» и группа региональных лидеров. В августовском докладе эксперты оценили численность таких кандидатов в 45 человек. В этот блок, в частности, были включены министры-силовики, крупнейшие российские бизнесмены (Роман Абрамович, Алишер Усманов и другие), политики без очевидных полномочий (Александр Волошин, Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин и патриарх Кирилл), а также наиболее известные аппаратчики (как, например, Алексей Громов) и губернаторы-тяжеловесы. Последние замеры позволили расширить блок кандидатов в члены «Политбюро» до 51 человека.

Новый доклад Minchenko Consulting «"Политбюро 2.0" накануне перезагрузки элитных групп» (первая его часть была опубликована в январе 2013 года, вторая вышла 19 февраля) рассказывает как о текущем составе ближнего круга президента, так и о грядущих изменениях в нем. Эти изменения не входят в стратегические планы властей, но станут итогом ряда тактических ходов в ответ на внутренние и внешние вызовы, считают эксперты.

В первой части доклада эксперты обозначили изменения в правящей коалиции, которую они называют «Политбюро 2.0», происшедшие с августа 2012 года. В связи с отставкой и угрозой привлечения к уголовной ответственности эксперты вывели из числа кандидатов в члены путинского «Политбюро» бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. В то же время бывший глава МЧС и теперь уже бывший губернатор Московской области Сергей Шойгу, сменивший Сердюкова на посту главы Минобороны, сразу же оказался в «Политбюро», став девятым его членом.

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Своего места в когорте влиятельных региональных лидеров, по мнению экспертов, лишился губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. У Полтавченко дела явно идут не очень хорошо, он все чаще не попадает в унисон с петербургским стилем управления, не исключено, что он не доработает на губернаторском посту до конца срока, объяснил «Ленте.ру» президент Minchenko Consulting Евгений Минченко.

Места Полтавченко и Шойгу заняли полпреды президента в Центральном, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах - Александр Беглов, Виктор Ишаев и Александр Хлопонин. «Тяжеловесные» полпреды из числа бывших губернаторов и чиновников федерального уровня исполняют роль влиятельных региональных лидеров, так как губернаторы-тяжеловесы в России практически закончились, пояснил Минченко.

В «юридически-силовой блок» кандидатов в члены «Политбюро» эксперты включили главу Службы внешней разведки Михаила Фрадкова. Это связано с очевидным повышением значимости СВР в условиях обострения внешнеполитической ситуации, говорит Минченко. В этом же блоке впервые появились имена глав Верховного суда Вячеслава Лебедева и Высшего арбитражного суда Антона Иванова. Влияние глав высших российских судов повышается из-за явного роста значимости «силовиков», пояснил Минченко. Судейская вертикаль - единственный противовес силовым органам: «Где ломаются те или иные дела? Они ломаются в судах», - отметил эксперт в беседе с «Лентой.ру». Кроме того, Лебедев, по мнению Минченко, решает важную внешнеполитическую функцию для президента Путина. «К примеру, дали приговор [бывшему главе ЮКОСа Михаилу] Ходорковскому, а он [Верховный суд] его отправил на пересмотр. Суд рассмотрел и годик сбросил. И, соответственно, на все разговоры о том, что правосудие у нас какое-то неправильное, можно ответить: "Подождите, вот Верховный суд у нас не согласился, отправил на доработку". И так по многим делам. Так что в этом смысле Лебедев очень крепок», - считает Минченко.

В то же время глава Конституционного суда Валерий Зорькин не упомянут экспертами ни среди членов «Политбюро», ни среди тех, кто в ближайшее время имеет шансы в него войти. Формально Зорькин должен входить в верхушку «Политбюро», так как КС - главный суд в стране, подтвердил Минченко. Однако уровень самостоятельности этого суда эксперт считает минимальным: «Мы видим, что он [Конституционный суд] практически не проявляет активности. Единственное, где он хоть как-то себя проявил, - по закону "О митингах". А так, КС, как правило, штампует все решения властей».

Наконец, в бизнес-группу кандидатов в члены «Политбюро» эксперты добавили главу банка ВТБ Андрея Костина. С одной стороны, увеличилась влиятельность Костина, отметил Минченко, с другой стороны, у руководителя ВТБ обнаружилась одна из самых больших групп влияния в Государственной Думе. Это открытие эксперты сделали в ходе закрытого исследования лоббистских возможностей федеральных групп влияния. Публиковать результаты этого исследования они не планируют, сказал Минченко.

Иллюстрация: Minchenko Consulting

Предстоящие изменения в окружении Путина будут вызваны снижением управляемости и скорости принятия решений в громоздкой системе так называемого Большого правительства, выстроенной президентом. Большим правительством Путина (в отличие от органа с таким же названием при Дмитрии Медведеве) эксперты называют собственно правительство России, администрацию президента и Совет безопасности РФ. Кроме того, изменения могут произойти из-за распада «медведевской коалиции» образца 2010-2011 годов. Ее участники - либеральная группа сторонников действующего премьера и так называемая «семейная» группа (речь идет о семье и окружении Бориса Ельцина; по мнению экспертов, к этой группе имеют отношение Александр Волошин, Анатолий Чубайс, Роман Абрамович и Олег Дерипаска), а также часть аппарата - в настоящее время ищут пути политического выживания Медведева в качестве кандидата в президенты в 2018 году, отмечают авторы доклада. Рассматриваются и альтернативные кандидаты на этот пост - Сергей Шойгу, Алексей Кудрин или Михаил Прохоров.

Дополнительными причинами внутриэлитных изменений станет «эрозия существующей партийно-политической системы» и борьба элитных групп за место премьер-министра России. Премьер рассматривается как «автоматический преемник» на случай трагической случайности с Путиным, поясняют авторы исследования.

В настоящее время верхушка российской элиты готова к продлению президентского мандата Владимиру Путину в 2018 году, считают авторы доклада. Однако все политические игроки, включая самого Путина, прорабатывают и альтернативные политические сценарии, отмечают эксперты. Конкурирующие группы будут бороться не только за рентные ресурсы и административное влияние, предсказывают исследователи, а постараются предъявить Путину свой кадровый потенциал и успешные политические проекты. Противоречия на федеральном уровне неизбежно будут проецироваться на региональный уровень. Различные номенклатурные группы будут противостоять друг другу на выборах губернаторов и региональных законодательных собраний.

Не позднее 2014-2015 годов Кремлю придется менять политику и в отношениях с обществом. Линия, избранная им в ответ на протестные выступления 2011-2012 годов, к этому времени исчерпает себя, считают аналитики. В частности, в рамках «консервативно-ценностной мобилизации населения», которую в настоящее время проводит Кремль, невозможно постоянно выводить в топ информационной повестки темы, которые в действительности находятся на периферии проблемного поля населения, считают эксперты. Кроме того, в числе тупиковых тактических ходов Кремля исследователи называют попытку сформировать «альтернативный средний класс» из региональных бюджетников (она наткнется на дефицит бюджетных средств и повредит экономике, снизив мотивацию работников реального сектора экономики) и заигрывание с националистической риторикой в отсутствие реальных шагов (этот ход раскачает националистическую повестку, а националисты разочаруются во власти). Не будет эффективным и «антиатлантизм». «Противоречия с Западом приобрели ценностный характер и не преодолеваются за счет экономического торга», - считают авторы доклада.

В числе внешних факторов, которые могут оказать влияние на внутрироссийскую ситуацию, эксперты, в частности, отмечают вероятность снижения цен на энергоносители из-за «сланцевой революции», возможность второй волны экономического кризиса, нестабильность на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, где может смениться власть. Кроме того, на поведение российских властей повлияет череда выборов за рубежом (в частности, президента Грузии в 2013 году и президента США в 2016 году), а также предстоящие Олимпийские игры в Сочи и чемпионат мира по футболу - 2018, добавляют эксперты.

Стратегия Путина в ближайшие годы экспертам ясна: президент нацелен на удержание территориальной целостности России и сохранение своего места в клубе ведущих мировых лидеров. Кроме того, он стремится обеспечить внутри своего «Политбюро» такой баланс сил, который позволит Путину добиться любого нужного решения «проблемы-2018», включая собственное выдвижение в президенты - или любого преемника. Кроме того, Путин заинтересован в сохранении высокого уровня личной популярности у населения и снижении возможностей для внешнего воздействия на поведение российской элиты.

Понятны и политические технологии, которые Путин будет использовать для достижения этих целей. Вопреки устойчивому представлению о непредсказуемости Путина, он регулярно воспроизводит одни и те же «паттерны», отмечают эксперты. Среди обычных путинских технологий эксперты выделяют, в частности, «заблаговременную победу» (ее применение началось еще с досрочной отставки Бориса Ельцина в 1999 году), «выравнивание элит» (то есть наблюдение за тем, чтобы ни одна из групп не приобрела излишнего влияния), «бесконечное тестирование преемников» (новая гонка уже начата, отмечают эксперты, в нее могут включиться даже некоторые губернаторы), «силовой ответ на угрозу с Юга». При этом эксперты отмечают, что в рамках технологии «оттеснения попутчиков», которую также традиционно применяет Путин, в настоящее время в зоне риска находятся «системные либералы», часть «семейной» группы, которая делала ставку на второй срок Медведева и осталась недовольна проигрышем, и губернаторы «медведевского призыва».

Сейчас внутри путинского «Политбюро» формируются два полюса: на одном сторонники тандемократии (причем не обязательно при участии Медведева), на другом - приверженцы как можно более долгого правления Путина. Интересы второй группы выражает Игорь Сечин, считают эксперты. Медведеву аналитики советуют перестать играть «роль альтернативного политического полюса и фигуры со специфической политической идентификацией, отличной от Путина» - по их мнению, это снижает его шансы остаться на посту премьера до 2018 года.

Если Медведев начнет проигрывать, утерянные им ресурсы внутри «Политбюро» могут перетечь к нынешнему мэру Москвы Сергею Собянину, полагают аналитики. Сейчас группы влияния, не заинтересованные в таком подъеме Собянина, вынуждены делать ставку на лидера партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова, которого эксперты называют «естественным конкурентом» Собянина в Москве. Прохоров также подходит на роль кратковременного антикризисного премьер-министра, призванного проводить непопулярные реформы, отмечают докладчики.

Еще один полюс притяжения «медведевских» элит - экс-министр финансов Алексей Кудрин, отмечают эксперты. У Кудрина есть имиджевые проблемы из-за манеры демонстративно озвучивать непопулярные тезисы (своего поста в правительстве он лишился именно из-за этого, вступив в конфликт с Медведевым), но он был бы оптимальным кандидатом на роль антикризисного премьер-министра в случае провала действующего кабинета, полагают эксперты.

Кадровый взлет Сергея Шойгу осенью 2012 года создал эффект завышенных ожиданий в его отношении. Однако эксперты отмечают три важных фактора, которые действуют против него: он чужой в команде Путина, буддист по корням (православные и мусульмане могут выступить против), а его имидж антикризисного менеджера уязвим. Зато Шойгу может стать таким менеджером для силовых структур, чья растущая самостоятельность может стать опасной для Путина. В таком случае эксперты отводят Шойгу роль профильного вице-премьера. При этом отмечается, что его естественным конкурентом в этой нише будет действующий вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Перезагрузка элит будет проведена посредством перенастройки правительства, полагают эксперты. При этом Дмитрий Медведев может как сохранить пост премьер-министра, так и утратить его. Один из вариантов реформы элит - если в правительство Медведева в ранге вице-премьеров возвратят бывших министров правительства Путина, которые после его избрания на пост главы государства сменили статус на помощников президента. Однако это может создать проблемы внутри путинского «Политбюро»: новые доверенные лица Путина могут перехватить часть неформальных функций действующих членов правящей группы.

Другой вариант перенастройки правительства не предполагает сохранения Медведева в качестве премьера. В таком случае Путиным может быть выбран один из шести типов главы правительства: премьер-технократ (кандидаты: Александр Жуков, Дмитрий Козак или Александр Хлопонин), консервативный премьер (Сергей Чемезов или Сергей Иванов), социальный премьер (Валентина Матвиенко), премьер - либеральный реформатор (Алексей Кудрин или Михаил Прохоров), премьер-чистильщик, задачей которого станет борьба с группами, которые не сможет вытеснить с политического поля Путин (Сергей Шойгу). Наконец, новым премьером может быть назначен выбранный преемник Путина (Сергей Собянин или Сергей Шойгу).

Инструментами обновления элит также могут быть прямые выборы Совета федерации, конституционная реформа (с пересмотром административно-территориального деления страны, функций правительства, усилением полномочий парламента и введением поста вице-президента под Медведева), говорится в докладе. Обновления элит также удастся добиться за счет создания политического объединения в рамках Евразийского союза, отмечают исследователи. Впрочем, этот вариант эксперты считают самым проблемным. А наиболее осуществимыми - обновление правительства и досрочные выборы в Госдуму.

Доклад

«Политбюро 2.0» накануне перезагрузки элитных групп

Январь 2013 г.

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг » представляет продолжение исследования «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0» . Доклад представляет интерес для региональных элит, российского бизнеса и иностранных инвесторов .

Часть 1. Динамика элитных групп внутри Политбюро 2.0

В предыдущем докладе нами была предложена концепция правящей элиты России как специфического аналога советского коллективного властного органа - Политбюро ЦК КПСС, ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса. В своем анализе мы исходим из того, что российская власть - это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. И роль Владимира Путина в этой системе остается неизменной - это роль арбитра и модератора , но арбитра влиятельного, слово которого в конфликтных ситуациях, по крайней мере, пока, остается решающим.

Формирование вокруг Владимира Путина Большого правительства (включающего в себя собственно правительство и Администрацию Президента), с дублирующимся функционалом и разнородным по профессионализму и клановому представительству составом привело, с одной стороны, к росту влияния лично президента, но, с другой стороны, к замедлению принятия стратегических решений и снижению их качества.

При этом основным объектом критики со стороны бизнеса, политических элит и со стороны самого президента было, а интенсивность смены министров в первые несколько месяцев работы кабинета оказалась беспрецедентной.


В то же время стоит отметить, что пробуксовка работы правительства была связана в том числе и с рядом объективных причин. Среди них:

· Противоречивость предвыборных обещаний президента. В частности, трудно сочетаются задачи создания 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест и поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы до 200 % от средней по региону. Раскритикованная президентом задержка с подготовкой концепции пенсионной реформы связана в том числе и с тем, что существуют сложности с согласованием бюджетных показаний и заданных параметров повышения пенсий;

· Выработка «с колес» политической стратегии власти по отношению к протестным группам общественности. Только к моменту оглашения Послания Президента Федеральному Собранию эта стратегия окончательно оформилась (игнорирование и маргинализация либеральной части протеста, интеграция в официальную риторику власти части риторики националистов и рост социальных выплат для привлечения на свою сторону социально мотивированных протестников);

· Нивелирование роли парламента и перевод его в режим департамента по утверждению решений исполнительной власти.

Решения, которые принимались быстро и без общественного и экспертного обсуждения, на этапе реализации уже начали давать сбой. К примеру, министр юстиции Александр Коновалов заявил, что не знает, как администрировать Закон об иностранных агентах. Принятое в комплексе с бюджетом решение о повышении пенсионных выплат за работников вредных производств резко увеличило фискальную нагрузку на бизнес и на ряд бюджетных организаций (в то время как в пояснительной записке к закону было отмечено, что дополнительных расходов федерального бюджета не потребуется).

Однако правящей коалиции удалось в целом решить тактические задачи, которые она перед собой ставила:

1. Удержать в управляемых рамках политический протест;

2. Обеспечить приемлемые показатели «партии власти» на региональных выборах октября 2012 г.;

3. Снизить потенциал внешнего влияния на российскую элиту (видимо, в этой же логике было и выдвижение антитабачного закона, посольку именно лобби табачных ТНК до недавнего времени было самым влиятельным иностранным лобби в российских органах власти).

Использование риторики внешней угрозы, силовых структур и антикоррупционной кампании для решения внутриполитических задач привело к серьезным подвижкам внутри Политбюро 2.0. Значительно укрепила свои позиции внутри Политбюро 2.0 корпорация силовиков. В число кандидатов в члены Политбюро вернулся глава Службы Внешней. Новый глава приобрел статус полноправного члена Политбюро 2.0. Руководители силовых министерств и ведомств , которые ранее входили в орбиты влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина и председателя правительства Дмитрия Медведева продолжают дистанцироваться от своих бывших патронов.

Выросла роль судебной власти как одного из инструментов выстраивания внутриэлитного баланса , что выразилось во вхожении в число кандидатов в члены Политбюро 2.0. руководителей Верховного и Высшего Арбитражного.

В то же время снижение рейтингов президента и премьер-министра (правда, оставновившееся в последнее время) формирует запрос на появление во власти новых фигур – «имиджевых паровозов». В том числе и поэтому резко взлетели внутриэлитные акции Сергея Шойгу, который практически единственный из федеральных политиков демонстрирует в последнее время рост рейтинга доверия среди населения. Также на роль харизиматиков с переменным успехом пытаются претендовать мэр, спикер Совета, вице-премьер Дмитрий Рогозин.


Относительный успех «Единой России» на региональных и муниципальных выборах осени 2012 г. был достигнут в условиях активного использования административного ресурса и относительно низкой явки. Поэтому возрастает влияние фигур, имеющих собственные политические проекты и дополнительные инструменты политического влияния (руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов, первый заместитель главы Администрации, глава, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов).

Формирование внутриэлитной коалиции (Сергей Чемезов, Сергей Иванов, Дмитрий Рогозин, Игорь Шувалов), добившейся отставки министра обороны Анатолия Сердюкова (естественно, вышедшего в результате из состава Политбюро 2.0), проходило при активном участии председателя совета директоров Виктора Зубкова, вернувшегося таким образов в число кандидатов в члены Политбюро 2.0.

Стоит отметить низкое влияние губернаторского корпуса на политическую повестку. В региональный блок в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли только двое из действующих глав регионов – главы Татарстана Рустам Минниханов и. Ухудшились позиции губернатора Санкт-, на глазах превращающегося в «хромую утку». В то же время на роль региональных тяжеловесов сегодня могут претендовать трое полномочных представителей президента в федеральных округах – Александр Хлопонин, Виктор Ишаев и Александр Беглов. Двое из них – бывшие губернаторы, имеющие при этом статус членов Правительства (в качестве вице-премьера и министра соответственно). Что же касается Беглова, то он умело использует аппаратное влияние, сохранившееся со времен его работы главным кадровиком Кремля.

Новым кандидатом в члены Политбюро 2.0 в техническом блоке стал Юрий Трутнев, который чрезвычайно быстро нашел себе в рамках Госсовета новую нишу модератора региональных разногласий.

Законодательная лихорадка осенней сессии 2012 года заставила нас пересмотреть функциональные роли некоторых кандидатов в Политбюро 2.0. Так, руководители обеих палат парламента были перемещены в "новый Секретариат ЦК", тогда как заместители главы Администрации и Дмитрий Песков проявили себя не как исполнители, а скорее как идеологи, поэтому были перемещены в Политический блок кандидатов в члены Политбюро 2.0. Важнейшей функцией представителей этого блока является проработка альтернативных способов управления, включая идеологические, без изменения основ существующей политической системы.

В числе кандидатов в Политбюро 2.0 от бизнеса произошло одно изменение. Андрей Костин был включен в список, чтобы обеспечить присутствие представителей всех четырех системообразующих банков: Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Россельхозбанка. Стоит отметить, что предправления ВЭБ Владимр Дмитриев не включен в список кандидатов, так как деятельность данного банка курируется лично Владимиром Путиным через первого вице-премьера Игоря Шувалова. Россельхозбанк возглавляет Дмитрий Патрушев - сын кандидата в члены Политбюро 2.0 от юридически-силового блока Н. Патрушева.

В остальном бизнес-блок Политбюро 2.0 демонстрирует стабильность. Значимых переделов собственности не намечается, место криминальных разборок заняли высокие лондонские суды, разбирающиеся с активами в офшорах. Более того, урегулирование конфликта вокруг Норникеля показало, что достичь компромисса можно не только в ходе зарубежного судебного процесса. После ухода с поста руководителя компании Владимира Стржалковского вырисовывается стратегический блок трех крупных бизнесменов из 1990-ых: Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. Немаловажно и то, что крупномасштабная программа приватизации выпала из числа первоочередных задач, а политическая риторика возвращения выведенных из России активов так и остается риторикой. Государство лишь наращивает свое активы, как это произошло в сделке по покупке ТНК-BP. В результате сделки с Роснефтью Альфа-групп и Виктор Вексельберг получили внушительные свободные финансовые средства, что создает им дополнительные возможности для маневра.

Оценивая ресурсный потенциал полноправных членов Политбюро 2.0 (см. таблицу 4), важно отметить следующее:

Председатель правительства и номинальный лидер «Единой России» Дмитрий Медведев, сохраняя первое место по объему ресурсов, после ухода Анатолия Сердюкова утратил часть влияния на силовиков, а в результате расплывчатого имиджевого позиционирования ухудшил свои рейтинговые показатели;

На подъеме находится тандем главы Администрации и главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, усиливший свое влияние на административный аппарат и силовые структуры;

Занимающийся политическим менеджментом в результате успеха на октябрьских выборах и постепенного затухания протестной активности также укрепил свои позиции;

Новичок в Политбюро 2.0 Сергей Шойгу демонстрирует впечатляющий рост рейтинга и у населения, и у элитных групп, особенно региональных. Однако при сложившемся имидже у роста его рейтинга есть потолок (подробнее см. во 2 части доклада ). По мнению некоторых военных экспертов, он уже допустил ряд ошибок на посту главы Минобороны («наступает на все те же грабли, что и Сердюков»). Кроме того, административное влияние Шойгу в его предыдущих вотчинах (МЧС и Московская области) ограничено достаточно высокой самостоятельностью преемников. В частности, кадровая политика и. о. губернатора Московской области Андрея Воробьева говорит о том, что он сегодня находится в орбите влияния Геннадия Тимченко;

Тандем бизнесменов Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука сохраняет устойчивые позиции в окружении Владимира Путина. Тем не менее, ситуативное примирение Тимченко и Игоря Сечина вряд ли продлится долго, учитывая системный характер возглавляемых ими компаний;

Мэр, несмотря на ряд принятых им непопулярных решений, продолжает оставаться в обойме кандидатов в преемники и премьер-министры. Однако рост его влияния ограничивается неудачным стартом членов его команды Виктора Басаргина и Евгения Куйвашева на губернаторских постах в Пермском крае и Свердловской области ;

Ситуативное снижение влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина связано с изменением его статуса, влекущим за собой снижение административного и силового ресурса, а также с большим количеством конфликтов внутри отрасли, в которые он вовлечен.

В течение ближайшего года в повестке внутриэлитной борьбы сохранятся уже упоминавшиеся в предыдущем докладе конфликты:

Аппаратная конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии И. Сечиным и профильным вице-премьером А. Дворковичем (и присоединившейся к нему коалиции номенклатурных и бизнес-групп);

Конкуренция вокруг программы «большой приватизации»;

Напряжение между руководством Москвы и Московской области и коррекция контуров проекта «Большой Москвы», что будет усугубляться проведением выборов губернатора Московской области осенью 2013 и Мосгордумы осенью 2014. дополнительные проблемы может создать ухудшение его отношений с Дмитрием Медведевым, вызванное слухами о возможном переходе мэра Москвы в кресло председателя правительства;

Борьба силовиков вокруг создания единого Следственного комитета. Поскольку результат для конкурирующих групп неочевиден, а влияние практически всех силовых структур в последнее время росло, то энтузиастов этой идеи стало меньше. По ряду резонансных дел последнего времени ФСБ пользовалась собственным следствием, не прибегая к поддержке СКР;

Борьба вокруг перезапуска проекта «Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока».

Высока вероятность новой атаки на руководство «Газпрома» с целью реорганизации компании. в последнее время ослабли в свзи с угрожающей позициям «национального достояния» сланцевой революцией и частичной потерей рынков сбыта российского газа. Поэтому может быть реанимирована активно продвигавшаяся ныне главой «Сбербанка» Германом Грефом идея о реструктуризации «Газпрома» (к примеру, в формате выделения транспортной составляющей и создания 5-6 добывающих компаний, которые могут быть распределены между основными элитными группами).

Также неизбежна актуализация объективных противоречий между Министерством обороны и производителями военной продукции. Их острота будет во многом зависеть и от политических раскладов и коалиций.

Кроме того, следует отметить новые аппаратные точки напряжения:

Между министрами и экс-министрами, перешедшими на посты помощников президента (наиболее заметно в Минсвязи, Минздраве и Минобрнауки);

Между аппаратом Правительства и помощником президента Эльвирой Набиуллиной.

Попыткой снятия этих конфликтов в рамках Большого правительства является практика регулярных отчетов министров перед президентом о ходе выполнения его указов. В течение года не исключена реорганизация кабинета министров, в ходе которой ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров.

Евгений Минченко , президент коммуникационного холдинга «Minchenko consulting»,

при участии Кирилла Петрова , руководителя аналитического дипартамента «Minchenko consulting» .

Http://*****/analitika/analitika_27.html

Подробнее во 2 части доклада.

mob_info