Обзор Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Ностальгия по Джеку О’Харе

Коммерческий успех инди-игр позволил вернуться многим нишевым жанрам, в том числе тактическим проектам, большинство современных представителей которых имеют в своей основе пошаговую боевую систему. Разработчики из Mimimi Productions решили напомнить всем, что тактика может быть и в реальном времени.

Совмещает в себе элементы стелс-экшена и тактических игр в реальном времени, навевая теплые воспоминания о классике жанра в лице серии Commandos , которая была популярной в конце девяностых - начале двухтысячных годов. При этом проект удивляет выбранным сеттингом. Действие Blades of the Shogun происходит в средневековой Японии раннего периода Эдо. Вы начинаете игру в образе ниндзя по имени Хаято, который должен незаметно пробраться в замок во время осады.

Заставки не балуют кинематографичностью: камера просто показывает стоящих друг напротив друга героев. Но несмотря на слабую анимацию и простую постановку, следить за развитием сюжета интересно. История достаточно насыщенная, а под конец порадует неожиданным поворотом, который нивелирует общую простоту и незатейливость режиссуры.

Тренировочная миссия лояльна к игроку и аккуратно обучает базовым механикам. Следуя традициям шпионского жанра, поле зрения врага обозначается конусом, но даже попав в него, у вас есть время уйти незамеченным. В случае обнаружения противник начнет атаку, на шум сбегутся враги со всей округи и выжить в такой схватке будет очень непросто.

Чуть позже к герою присоединится мощный самурай Оширо, юная воровка Юки и старик-снайпер Такуме вместе со своим дрессированным тануки. Каждый персонаж имеет свои сильные и слабые стороны, а также уникальные способности. Например, Такуме медленно двигается, но может устранять цели издалека. Так как он стреляет из мушкета, это производит много шума. В свою очередь ниндзя Хаято - самый тихий из героев, может устранять цели кунаем и быстро залезает на верхотуру.

Персонажи отлично дополняют друг друга. В игре даже предусмотрена возможность выбрать сразу несколько команд за разных героев, а потом дать команду и они начнут выполнять заданные действия синхронно.

Убивать врагов не обязательно. Их можно отвлечь, усыпить или банально обойти. Каждое решение имеет свои последствия: если врага просто вырубить, то он быстро придёт в себя. При этом нельзя допустить, чтобы кто-то увидел лежащее на полу тело. Убитых или нокаутированных солдат необходимо прятать - и в этом кроется ещё одна интересная механика. Так как Муген - крупный вояка, то может достаточно быстро нести одно тело или сразу два, но со средней скоростью. Миниатюрная Юки способна лишь медленно оттащить по земле одного врага, а старик и вовсе не может никого переносить. Если тело заметят враги или мирные жители, то поднимется тревога, из-за которой в эту точку сбегутся новые оппоненты. Если хорошенько не спрятаться, то наших героев обязательно выследят и убьют.

Уровни построены таким образом, чтобы игрок мог придумывать свои варианты прохождения заданий. На локациях всегда есть несколько маршрутов и способов устранения целей, в том числе с использованием оружия. Несчастный случай может произойти сразу с группой врагов. Например, их может задавить грузовой повозкой, или огромный камень на них упадет.

Враги реагируют не только на шум, но и на следы, которые остаются на снегу. И это может стать проблемой. Причем не только для вас, но и для противников, которых таким образом реально завлечь в ловушку.

Своей глубокой вариативностью и нелинейностью игра может напомнить серию Hitman , с поправкой на то, что мы управляем целой командой, а не одним персонажем. Вы можете выманивать цели на свежий воздух для их устранения снайпером, отвлечь прислугу, отравить чай или натравить на оппонентов огромного быка.

Переигрывать миссии разными способами в - весьма увлекательно занятие. Разработчики грамотно подошли к подаче геймплейных особенностей и умений героев, объединив их в первой половине игры в пары. Таким образом игрок постепенно привыкает к героям и не распыляет свое внимание сразу на всех.

Игра использует Unity и страдает от длинных первичных загрузок уровней. К счастью, происходит это лишь один раз на эпизод, так как повторная загрузка (например, после сохранения) уже занимает считанные секунды.

Проект не балует богатой детализацией, но в изометрии аккуратная архитектура локаций все же оставляет приятное впечатление. Жаль только, что персонажи выглядят совсем просто.

Увлекательная и хорошо сделанная игра редкого жанра, которая определенно понравится поклонникам Commandos и всем любителям тактических игр. Если вы уже прошли XCOM 2 и Mario + Rabbids , то обязательно попробуйте и этот проект.

Есть у журналистов одна плохая черта, которая рождает довольно часто нездоровые погребальные идеи вроде: «Ого! Да квесты же вымерли! Напишу-ка я, почему это произошло, какая досада и вообще так и надо играм в этом жанре …». В том, что тактика в реальном времени буквально вымерла как жанр, виноват не один лишь прогресс со своей потрясающей графикой и реалистичностью, но и немалую долю усилий приложили к этому сами игроки, переставшие со всем вниманием относиться к изометрическим и тактически непростым играм.

Тем не менее, тактический стелс в духе игры Commandos и толком похоронить не получается. Почему? Да потому что жанр, как такого, толком и не жил. За пределами всё той же Commandos представителей данного жанра практически не найти. Хотя можно ещё кое-что назвать сходу - игра Desperados. Но, увы, продолжение этих двух стареньких игр мы явно уже не дождёмся. Так что сейчас можно сказать, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun - это единственный представитель тактических игр в режиме реального времени. И кто бы мог подумать, что студия Mimimi Produstions под чутким руководством Daedalic Entertainment смогут вернуть то время, когда игры пусть и не выглядели как кино, но были просто чертовски увлекательными!

Интересно также то, что и с датой выхода разработчики угадали, ведь выйди игра на месяц или даже два месяца раньше, а не в сравнительно пустом декабре, игра наверняка осталась бы без внимания: трудно было бы найти на неё время в довольно плотном осеннем графике. Поэтому сейчас самый страшный конкурент Shadow Tactics: Blades of the Shogun - это Dead Rising на PC со своей уже довольно надоевшей тематикой про нежить.

Феодальная Япония

События игры разворачиваются в смутной эпохе Эдо, когда феодальная раздробленность Японии уже практически подошла к своему концу. В 615 году сегун наконец-таки одолел последний оплот сопротивления, но не обошлось без горячих голов, которые успели остыть и удержались на плечах, поэтому теперь влиятельный и загадочный дайме стремиться к тому, чтобы свергнуть нового императора. А наш отряд наёмных убийц - тоже, кстати, втайне - пытается закончить дело и снести голову выжившему смутьяну.

→ Обучение в игре представлено в виде «разведки боем»: основные принципы игры будут изложены в многочисленных свитках, никто, как с ребёнком, с вами возиться не будет.

И пусть вас не смущается выбранный разработчиками сеттинг - постфеодальная Япония идеально подходит для подобного жанра. На стыке живого кодекса самурая и пороховой революции, есть как раз всё необходимое, чтобы создать нечто крайне увлекательное и любопытное.

Ценностей в сюжетной линии практически нет. Сюжетные диалоги - это просто развёрнутые брифинги. Общение сводится к обычной болтовне и безобидным шуткам. Сюжетная компания поставлена таким образом, чтобы вы постепенно и довольно плавно познакомились со всеми своими членами отряда, а в финальных миссиях раскрыв абсолютно весь их потенциал. Сама же история вероятней всего не украсит прохождение каким-нибудь необычным повествованием, либо интересными сюжетными поворотами. Тем не менее, история тут всё-таки есть и в перерывах между заданиями будет на что посмотреть.

→ Даже в игре, в которой упирается всё в стелс, найдётся место для взрывов.

Понятное дело, что в любой игре приятно встретить неординарную сюжетную линию и её подачу, однако в Shadow Tactics: Blades of the Shogun сюжет выполняет одну единственную и при этом главную функцию - обоснование задач и цели путешествия. И от этой функции никак отвертеться не получится.

Крадущийся тигр

Поскольку сегун не в восторге от того, что его собираются свергнуть, он собирает команду профессиональных диверсантов, которым и предстоит нарушить или разрушить вовсе злодейские планы, чтобы уберечь регион от политических распрей. Группу наёмных убийц возглавляет самурай Муген, а в качестве помощников выступают: наёмный ниндзя Хаято вместе со своей юной ученицей Юки; престарелый снайпер по имени Токума и то ли шпионка, то ли гейша Аико.

Аико - это мастер перевоплощения. Например, если на карте можно будет отыскать бесхозную одежду, тогда она подобно тому же Шпиону из Commandos, примерит одежду и получит возможность свободно бродить среди неприятелей, создавая для них разного рода пакости. Шприца с ядом девушка, к сожалению, при себе не имеет, однако отлично орудует шпилькой и специальным распылительным порошком, который застилает жертве взор. Важно только соблюдать правила, например, не бесчинствовать на глазах нескольких стражников, иначе маскировка тут же пропадет, используя подозрительные манёвры.

→ Сюжет будет представлен в виде небольших роликах между миссиями, поэтому и не представляет особо интереса. С другой стороны в подобных играх «блистать» ему не обязательно.

Престарелый Токуму не всегда старается держаться как можно дальше от конфликтов. Помимо того, что он может убивать негодяев через прицел снайперского ружья, он может ещё и воспользоваться смертоносными, шумными бомбами. К тому же, он имеет при себе милого ручного енота, который своим писком может привлекать всеобщее внимание врагов. В остальном же дедушка практически бесполезен: в ближнем бою участие не принимает, да и ковыляет намного медленней, чем остальные его товарищи.

Муген, наоборот, преуспел именно в ближнем бою. Самое крутое умение этого персонажа - атака по целому сектору: он влетает в толпу врагов и в изящном японском танце режет глотки окружающим противникам за исключением самых сильных врагов. Помимо этого, физически преуспевший самурай умеет таскать огромные и тяжёлые булыжники, да и швырять их во врагов. Что, кстати, расценивается у ИИ как несчастный случай, а не убийство, поэтому и тревогу никто не поднимает, если кого-то придавило булыжником.

Помимо специальных умений, герои отличаются ещё манерами и темпами действий. Например, мужчины, кроме пенсионера Токумы, могут переносить тела на плече в полный рост, а вот девушки их медленно волокут по земле и вот эта особенность в разных контекстах используется не всегда одинаково. Если необходимо замести поскорее следы - лучше тогда позвать мужчин в команде, но если необходимо протащить труп, при этом, не поднимая головы (чтобы не засветиться перед стоящим рядом стражником), тогда пропустите вперёд дам.

Аналогичным образом устроена работа и большинства других элементов. Практически все персонажи долго «ковыряют» противника ножиком, да и за это время на бой обращают внимание другие часовые, но вот Муген настолько умело владеет своей катаной, что может успеть сделать всё вовремя и незаметно. Катана самурая будет бить больнее огнестрельного оружия у остальных персонажей, но за то в самурайских доспехах не залезешь в воду - придётся изучать тонкости каждого героя. Учитывая, что их довольно много.

→ А ещё Муген способен без особо труда таскать бочки с порохом, а в паре с Токумой устраивать настоящий фейерверк на радость всем повстанцам.

Загвоздка лишь в том, что пару раз за всю компанию (всего тринадцать миссий) группа будет орудовать в своём полном составе. Обычно в тыл к противнику отправляется не более трёх героев, кто-то реже, кто-то чаще, поэтому действовать постоянно по одному и тому же плану никак не получится, хотя определённые предпочтения у вас определённо в ходе прохождения сформируются.

Единственный, кто просиживает большую часть заданий в кустах, так это Токума. Конечно, там он постигает дзен. В кустах он быстро может снять парочку охранников, которые стоят на вышках и тем самым уступить дорогу молодым - пусть дальше резвятся они.

И наконец, самый главный герой из всей этой «шайки» - ниндзя Хаято. Правда, парень немного не влезает в рамки жанровых ролей, потому что умеет скрываться, лазить при помощи крюка-кошки, кидаться сюрикенами - ниндзя, в общем. Самый универсальный герой.

Запутанный пазл

Для игр подобных Commandos, существует одно важное и железное правило: уровни обязаны быть грамотно построены и шикарно обрисованы. Это не место крушения, как в XCOM: Enemy Within, где в лучшем случае можно провозиться полчаса. Карты в сочетании со стелс-тактикой никак не могут быть обычными блеклыми складами с ящиками, иначе за 1-2 часа такая игра надоест, а за 3 часа игры, геймер просто сойдёт с ума или просто бросит прохождение такой игры.

→ Переодеваться всякий раз, когда кто-то без присмотра оставил свои вещички - совсем необязательно. Тем не менее, в чужой форме строить козни намного легче.

По своей структуре Shadow Tactics: Blades of the Shogun напоминает некую песочницу: есть герои, есть задачи, но дороги между этими двумя деталями проложить предстоит самостоятельно. В этой игре крайне редко будут водить за ручку по коридору (которых и нет, кстати). Вы в праве самостоятельно выбрать, с какого именно фланга подобраться к ключевой цели. Вы вправе самостоятельно распределять обязанности для подопечных. Вы вправе сами распоряжаться, что делать с врагами: умерщвлять или не умерщвлять их вообще (можно вырубать на время врагов, но связывать тело врагов, как можно было в Desperados, тут нельзя, поэтому помните о том, что очнувшийся бедолага сразу начнёт паниковать и поднимет тревогу).

Иногда Shadow Tactics: Blades of the Shogun даже немного подражает серии Hitman, потому что появляется несколько вариантов, как можно устранить ту или иную цель: застрелить с вышки, либо подмешать отраву в чай. Иногда эти опции неочевидны, но, тем не менее, поступать можно будет так, как вам угодно.

→ Благодаря прекрасной дудке Юки можно расчистить себе простор, однако с самураями эта уловка не пройдёт.

Студия Mimimi Productions не сделала ошибку и не зациклилась на одной схеме, поэтому периодически будет встряхивать вас в игре. Попав, например, на болотистую территорию, враги начнут лучше слышать ваши шаги, причём даже в том случае, если герой перебирается на корточках. За то при вылазках радиус и даже дальность обзора у часовых тут намного меньше, за то теперь следует учитывать расположение факелов.

А во время масштабных битв между армиями Каге-самы и сегуна, враги больше будут увлечены перестрелками, нежели обычным патрулированием территории, однако некоторые враги будут активно бегать по карте с отчётами и поручения. Попав в заснеженную местность, вообще на снегу будут оставаться следы, поэтому охранники обязательно обратят на них внимание и выяснят, куда они ведут.

Именно некое «жонглирование» условиями будет усложнять и вводить некое разнообразие в геймплей. Да, в Shadow Tactics: Blades of the Shogun не избежать частых перезагрузок, особенно тем, кто с данным жанром не знаком, либо уже позабыл, но это вполне нормально. К тому же, сидеть с секундомером и чертить схемы, планы не придётся. Shadow Tactics не слишком «хардкорная», но и за дурака держать не будет - всё в пределах разумного. Да и никаких печально известных автосохранений, подсказок и прочих облегчающих деталей тут не будет.

→ Хаято и Юки - это два самых полезных героя, которые могут решить массу стоящих перед командой проблем.

Также некоторые трудности вызывают ещё и стражники. Суть в том, что стражники постоянно стоят и патрулируют территорию так, чтобы контролировать максимальные размеры территории. Плюс ко всему, стражники бывают разными и поэтому по-разному могут реагировать на ваши действия. Например, рядовые солдаты с энтузиазмом попытаются любезничать с енотом, либо усердно будут искать, откуда доносится мелодия Юки. Поэтому и «снимать» таких солдат только одно удовольствие. Другое дело солдаты в соломенных шляпах, имеющие при себе ружья, либо офицеры, которые ни на что практически не реагируют. Максимум, что сделают эти солдаты - посмотрят в сторону шума. Так что с ними наиболее трудно.

Существуют ещё и самураи, которые на удивление очень крепки и хороши в ближнем бою: убить их в дуэли, либо сзади может только Муген, остальные в бою лишь добьются жесткой смерти. Самурая невозможно взять капканом, выстрелом, шпилькой в бок, да и маскировку они раскрывают проще простого. При необходимости придётся даже работать парой, чтобы обезвредить настолько сильного противника: один стреляет, сбивая тем самым противника с ног, после чего второй вонзает в него свой клинок. Последний вариант - это позвать Токуму, но только бомба у него чрезвычайно громкая, как бы ещё труднее в этом случае не стало.

→ Поговаривают, что самураи в Shadow Tactics: Blades of the Shogun явились прямиком из Преисподней, чтобы напомнить всем игрокам о прелестях адской игры!

А вообще стоит вам потревожить охрану, как отовсюду повылезают дополнительные наряды врагов, поэтому без обильной поножовщины пройти дальше миссию никак не получится. Да и перебить всех врагов крайне трудно: в Shadow Tactics: Blades of the Shogun нельзя, как в Desperados или Commandos где-нибудь засесть за углом, чтобы умело отстреливать вражеских супостатов. Дефицит патронов и огромное обилие часовых дарит безрадостные перспективы касаемо такого плана.

Shadow Tactics is a hardcore tactical stealth game set in Japan around the Edo period.

Take control of a team of deadly specialists and sneak in the shadows between dozens of enemies. Choose your approach when infiltrating mighty castles, snowy mountain monasteries or hidden forest camps. Set traps, poison your opponents or completely avoid enemy contact.

The group is composed of very different personalities. Working together as a team seems impossible at first. Yet over the course of many missions, trust is won and friendships are made. The characters develop their own dynamic and each member will have to face their own personal demons.

One of the leaders of this team is Hayato, an agile ninja, who clears the way through his enemies silently, with his sword and shuriken. Samurai Mugen prefers a more powerful approach and can defeat more fiends at one time, but thus also forfeiting flexibility. Aiko is a master of camouflage when she distracts enemies disguised as a Geisha. And the street child Yuki places traps and decoys enemies towards their deadly fate. The mysterious marksman Takuma however, relies on his sniper rifle and takes care of the enemies from a distance.

The player has to carefully evaluate his options in order to master the challenging missions: how will the characters behave as a team? Which one is best equipped for each task? How can they best master the given missions? Come up with your own ingenious tactics to vanquish enemies and complete missions.

  • Play as five completely different characters with their unique skill set
  • Conquer seemingly impossible challenges where you are outnumbered ten to one
  • Find dozens of ways to take out your opponents the way you want
  • Jump from roof to roof and climb large buildings to attack the enemy from above
  • Explore beautiful environments of ancient Japan in the Edo era
  • Choose from three difficulty levels to match your skill

Перед тем как начать непосредственно обозревать , хотелось бы отметить, что данную игру разработала студия Mimimi Productions, а издателем является Daedalic Entertainment. Продукт относится к тактическим стелс-экшенам, и переносит нас в Японию XVII века со всеми ее тогдашними особенностями – самураями, ниндзя, сёгунами и т.д.

Не клон, а последователь

Уже в первые часы прохождения Shadow Tactics: Blades of the Shogun сразу становится понятно, что в плане механики игра очень сильно схожа с серией Commandos . Но винить разработчиков в плагиате не стоит раньше времени, так как чем больше погружаешься в игровой процесс, тем больше понимаешь, что любые схожести здесь лишь жанровые, и не имеют какой-то очевидной связи с другими играми. Плюс ко всему сеттинг древней Японии прибавляет Shadow Tactics: Blades of the Shogun некоторой индивидуальности и свежести на фоне других подобных продуктов.

Для новичков в жанре тактического стелс-экшена в режиме реального времени хотелось бы сразу отметить, что в Shadow Tactics: Blades of the Shogun есть довольно грамотное и поэтапное обучение. Нас не бросают сразу на амбразуру, а дают поначалу свыкнуться с игровой механикой, понять правила игрового процесса и изучить основную концепцию игры. Слишком легкого прохождения ждать от данного продукта не стоит, так как уже после первой миссии сложность заметно возрастает.

От этого растет и требования к нашим навыкам принятия тактических решений. В этой игре мы не можем убить всех и вся за один раз и перейти спокойно в следующий уровень – перед каждым действием необходимо несколько раз подумать, осмотреть карту, запомнить расположение солдат и т.п. Благо в игре очень много тактических элементов, благодаря чему прохождение не скатывается в простое и неинтересное кликанье по одному и тому же месту, а позволяет действительно почувствовать себя настоящим тактиком.

Вариативность ей к лицу

Нельзя забывать и про то, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun включает в себя еще и стелс-составляющую. Убивать врагов необходимо незаметно, не привлекая лишнего внимания. Как правило у нас есть несколько вариантов для убийства – можно выманивать врагов по одному и перерезать им горло сзади, можно бросить в них сюрикен, а можно и вовсе некоторых врагов обойти, не тратя на них время.

Важным элементом в Shadow Tactics: Blades of the Shogun является то, что мы берем под свой контроль не одного героя, а нескольких. Таким образом, по мере прохождения у нас сформировывается целый отряд, состоящий из скрытных ниндзя и грозных самураев. У каждого персонажа как правило есть свои особенности, которые необходимо использовать в тех или иных ситуациях. К примеру, иногда чтобы открыть проход одному персонажу, необходимо выбрать второго, зачистить локацию от врагов, после чего только отпереть дверь и пойти дальше. В большинстве случаев герои должны между собой взаимодействовать.

Уровни в Shadow Tactics: Blades of the Shogun довольно разнообразные, как в визуальном плане, так и по части продуманности. Зачастую у нас есть не один, а несколько путей, которыми мы можем пойти. Некоторые будут тяжелее других, но при этом гораздо короче, в то время как долгий путь может оказаться простым. Тем самым нам постоянно подкидывают выбор, который делает геймплей нелинейным и очень интересным.

Сложно, но дико интересно

Не забыли разработчики добавить в Shadow Tactics: Blades of the Shogun и сюжетную линию, которая рассказывает нам о тайных заговорах времен эпохи Эдо. У каждого героя есть своя собственная история, мотивы и цели, которые раскрываются постепенно. Персонажи не какие-то бездушные болванчики, а вполне себе живые герои со своими мыслями и желаниями в голове.

Иногда они обмениваются различными фразами между собой, содержащими как что-то героическое, так и юмор, дополняющий общий интерес. Внутриигровую историю Shadow Tactics: Blades of the Shogun нельзя назвать чем-то шедевральным, но благодаря удачно подобранному сеттингу и разнообразию в плане персонажей читать каждый диалог и погружаться в сюжет весьма любопытно.

Визуально игра выполнена достаточно привлекательно и имеет неплохой дизайн уровней. Японские сакуры, домики с выгнутыми крышами, различные леса и монастыри позволяют нам перенестись в Японию и почувствовать себя одним из солдат, сражающихся за мир в своей стране. Вдобавок к этому мы можем включить японскую озвучку, которая заметно усиливает атмосферу, и не кажется чем-то лишним в этом суровом и жестоком игровом мире.

Новая игра практически никому неизвестной студии Mimimi Productions и маститых Daedalic Entertainment как будто пришла из далеких времен на стыке XX и XXI веков. Тогда внимание игровой аудитории было приковано к серии игр и паре частей , а чуть ли не каждый геймер мнил себя великим тактиком и знатоком стелса.

Продолжает давно забытые традиции признанных игр жанра тактического стелса. А по нападкам в сети, даже считается, что нагло ворует геймплейную механику Commandos , прикрываясь современной картинкой и японским сеттингом. Так это или нет, разбираться не будем, а вот что вышло у новичков индустрии – расскажем.

Японский кровавый конфликт

С первой же миссии игрока бросают в гущу кровопролитной гражданской войны в Японии начала XVII века. После завершения вводного задания, новый император приходит к власти и строит мирное процветающее государство. Но скоро его правление пытается свергнуть опасный человек по имени Каге-сама. Всю игру геймер с помощью пятерки героев будет защищать нынешнего правителя и предотвращать попытки Каге-самы начать еще одну гражданскую войну.

Помимо этой истории, разработчики показывают игрокам сложные взаимоотношения персонажей, перепалки и обмены шуточками, их начальное недоверие друг к другу, корыстные цели и постепенное сближение по мере продвижения игры. Между миссиями геймеров ждут сюжетные зарисовки, в которых рассказывается о прошлом задании, его успехе и важности. Тут же их логически подводят к новому испытанию и мягко навязывают новых персонажей.

Подобный ход цепляет, но ненадолго. Поэтому, кроме захватывающего начала и нескольких насыщенных эмоциями сцен по ходу игры, сюжет в сделан больше для фона. А к завершению игры нить повествования теряется.

Веселая компания

Как писалось выше, по мере прохождения игроку станут доступны пять персонажей. В первую очередь, это мастер скрытного боя, матерый метатель сюрикенов и камней – ниндзя Хаято. Позже его напарником станет классический и гордый самурай Муген. Он единственный таскает тяжести и отвлекает врагов с помощью японской водки сакэ. Дальше по сюжету к ним присоединятся древний старик со снайперским мушкетом по имени Такума и две девушки: Аито, что прикидывается гейшей и заманивает солдат в нужные для атаки места, и Юки, которая устанавливает ловушки или тоже завлекает врагов с помощью свистка. Помимо индивидуальных особенностей, умений и тактик ведения боя, персонажи могут убивать, скрытно передвигаться и перетаскивать трупы противников в тайники, кусты и прочие темные места.


Shadow Tactics: Blades of the Shogun – тактический стелс в реальном времени, где игрока постепенно посвящают в основы механики, объясняя незнакомые современным игрокам геймплейные тактики, возможности и комбинации умений персонажей. Поэтому за первые миссии геймер постигает назначение клавиш, экспериментирует с синхронным взаимодействием героев, учится сохраняться после любого тактического хода, отвлекает внимание НПС, узнает, что такое «зона видимости» и «время патрулирования».

Сначала передвижения игроков по карте, их действия, убийства солдат и перебежки не создают шума. Враги замечают противника только визуально, да и то быстро отвлекаются и долго раздумывают, пытаясь понять, что это перед ними – ниндзя или мираж. Но постепенно игра оставляет геймера один на один с жестокой средневековой реальностью, кидает на пестрящую врагами карту и предоставляет полную свободу действий. С этого момента становится сложно, а для пользователя, не знакомого с подобными играми, начинается ад.

На снежной карте герои оставляют следы, больше шумят, их быстрее вычисляют и убивают. Появляются новые типы врагов, которые не подчиняются отвлекающим умениям персонажей, наделены прекрасным слухом и быстро реагируют на внезапно появившегося из укрытия героя. Интересно, что одолеть одних и тех же противников можно совершенно по-разному. Часто игра сама подсказывает замысловатый способ убийства (скинуть груз на головы солдат, подставить врага под копыта злого быка и прочее), а иногда пройти определенный участок карты нельзя никаким другим способом, отличным от того, что задумали разработчики. Поэтому приходится пробовать десятки комбинаций и способов взаимодействия героев, находить ту самую заветную пару, чтобы одолеть вражину и пройти дальше.


Несмотря на эти препятствия и сложности для обычного игрока, фанаты жанра и любители серии Commandos кричат, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun мало того, что слизана с их любимой серии и перенимает игровые механики, так еще и очень легка в прохождении. Им, видите ли, мало, что на максимальном уровне сложности после смерти героя миссия начинается заново. Они требуют добавить хардкора и говорят, что большинство карт проходятся одним, максимум двумя персонажами.

Для массового игрока, который поиграл в Shadow Tactics , просьба об увеличении сложности вызывает непонимание и нервное подергивание глаза. Но вот насчет прохождения карт парой героев, критики отчасти правы. Это касается только первых нескольких миссий, где по сюжету постепенно вводятся все персонажи и геймеру выделяют двух главных героев (Хаято и Мугена). Но факт на лицо и его нельзя игнорировать.

Атмосферные зарисовки старой Японии

Игры небольших и неизвестных создателей не блещут графическими наворотами. Но Mimimi Productions извлекли пользу из малого бюджета и нарисовали игру на грани манги, комикса и японской стилистики, с яркими сочными красками и атмосферой загадочного востока. Геймеров ждут грозные средневековые восточные замки, узкие городские улицы со знаменитыми бумажными фонарями, роскошные бани, прекрасные и огромные имения восточной знати, покрытые снегом легендарные монастыри, затерянные в горах, и рисовые поля во время дождя.


Кажется, что дизайнеры и художники с любовью и трепетом вырисовывали каждую линию на многочисленных картах, придавали им неповторимый дизайн, погоду, атмосферу, наделяли бытовыми мелочами, уникальными, мелкими и запоминающимися особенностями. Мир Shadow Tactics: Blades of the Shogun захватывает без остатка и способен заставить снова и снова прокручивать уровни и рассматривать их в мельчайших подробностях.

Что здесь не так

Несмотря на упрощенную и рисованную графику, каждая миссия загружается несколько минут. Да, разработчики предупреждают об этом специальной надписью в правом нижнем углу экрана. Но легче от этого не становится, а за время загрузки карты можно спокойно сходить и сделать чай. Возможно кто-то отнесет это к плюсам игры – мы же оставим в минусах.

Напомним и о начальном тактическом однообразии, когда миссии проходятся одним-двумя героями, а остальные персонажи просто идут в довесок и не приносят пользы. Это сделано с расчетом на массового игрока и стало попыткой выйти за рамки жанровой нишевости. Но ни к чему, кроме гнева фанатов жанра, это не привело, а казуальный игрок пока не пришел.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun – достойный приемник и свежая кровь в жанре тактических игр. Это новый, яркий и красочный представитель позабытых всеми игр в реальном времени. Она не идеальна, местами слишком сложна, а где-то упрощена в угоду массовости. Но игра захватывает даже людей, не знакомых с подобным жанром, заставляет думать, просчитывать ходы наперед, увлекаться и радоваться малейшему продвижению по карте. А еще Shadow Tactics сочна, атмосферна и в меру красива. Это позволяет насладиться нарисованными уровнями и в то же время включить мозг, стать во главе мини-армии и обеспечить императору Японии полную победу над врагом.

mob_info