Перинатальная психология. Интегративный подход

ИСПиП имени Рауля Валленберга

Реферат на тему:

«Современное состояние перинатальной психологии».

Выполнила студентка группы 05/14

«Клиническая психология»

Кулаева Я.Е.

Прената́льная и перината́льная психоло́гия (др.-греч. peri - около, лат. natalis - относящийся к рождению) - наука о психической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося. Это область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.

Перинатальная психология и психология родительства - новые области исследования и практики в психологии. Сформировались они относительно недавно и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования этих областей психологического знания. Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Такая ориентация перинатальной психологии и психологии родительства и ее связь с медициной сформировались благодаря запросом со стороны населения на оказание психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка, и той территорией профессиональной деятельности, где этот запрос может быть удовлетворен. В нашей стране для родителей именно в период беременности, родов и раннего развития ребенка психологическая помощь оказывается наименее доступной по целому ряду причин: отсутствие развитой психологической службы; не сформированность традиций обращения за психологической помощью; недостаточная психологическая грамотность медицинского персонала соответствующих учреждений. Это привело к тому, что перинатальная психология с самого начала стала развиваться «на территории» медицины: как психологическая помощь и поддержка родителям в период беременности, родов и раннего развития ребенка. Это же послужило основанием для объединения ее с психологией родительства, психологии семьи и детской психологии. Взаимосвязь перинатальной психологии и психологии родительства с медициной в нашей стране еще нельзя назвать гармоничной. Особенно остро эта проблема выражена в той области, где перинатальная психология и психология родительства соприкасаются с акушерством, гинекологией, то есть в области проблем репродуктивного здоровья человека. Именно здесь объединены функции родителя – быть способным родить и вырастить здоровое потомство, и здоровье самого ребенка – как будущего родителя, который в будущем будет способен родить и вырастить здоровое потомство.

Единство перинатальной психологии и психологии родительства становится еще более явным при рассмотрении основных областей психологи, занимающихся проблемами раннего развития ребенка и осуществлением родительских функций.

Области психологии, занимающиеся проблемами родительства и раннего развития ребенка:

Перинатальная психология

Предмет: развитие психики ребенка

Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»

Цель: оптимизация развития ребенка

Область исследования: психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; мать (родители) как условие психического развития ребенка; детско-родительские и семейные отношения; терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического развития ребенка, психического и физического состояния матери (родителей) и детско-родительских отношений.

Задачи: диагностика готовности к материнству и отцовству; выявление связи психического состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.

Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка

Психология родительства

Предмет: родительство (материнство и отцовство) как часть личностной сферы женщины и мужчины;

Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»

Цель: оптимизация родительской сферы женщины и мужчины

Область исследования: родитель (мать, отец) как субъект родительства (материнства, отцовства); детско-родительские и семейные отношения; кризисы и внутренние конфликты в родительской сфере; онтогенез родительства (материнства, отцовства); коррекционные методы оптимизации родительской сферы, психического и физического состояния родителей и детско-родительских отношений.

Задачи: диагностика содержания родительской сферы; выявление связи особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства.

Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция родительской сферы и детско-родительских отношений.

Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы женщины и мужчины; разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование готовности к родительству.

Основные достижения: разработаны теоретические основы психологии родительства и оказания психологической помощи в этой области; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами в материнской сфере и состоянием репродуктивного здоровья женщины; показана взаимосвязь между психологическими проблемами и нарушением функционирования репродуктивной системы в разных фазах ее развития; предложены методы диагностики готовности к родительству, нарушений психологической составляющей беременности, прогноза нарушений беременности, родов, послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов; разработаны методы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции зачатия, родов, послеродового периода и лактации, материнско-детских отношений.

Семейная психология

Предмет: психология семейных отношений и психотерапия.

Объект: семья как система и ее подсистемы: супружеская, родительская, сиблинговая.

Цель: диагностика и коррекция психологических проблем, являющихся причиной и следствием нарушений семейных отношений.

Область исследования: личностные проблемы, нарушение межличностных отношений в семье; семейные кризисы; психосоматические проблемы, связанные с семейными отношениями; особенности психического развития ребенка.

Задачи: диагностика и коррекция семейных отношений, личностных и межличностных проблем, нарушений психического и физического здоровья, связанных с семейными отношениями; разработка методов психотерапевтической помощи семье.

Результаты воздействия: оптимизация психического и физического состояния каждого члена семьи, оптимизация семейной ситуации и психологического климата в семье; преодоление семейных кризисов и разрешение семейных конфликтов.

Вышеперечисленные особенности различных областей психологии позволяют заключить, что каждое направление решает свои задачи, при этом ведущими являются перинатальная психология и психология родительства. Именно они в настоящее время представляют собой единую область психологии, направленную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до окончания раннего развития ребенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психологии родительства является ее превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству; супружеских пар к зачатию, беременности, родам и воспитанию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы с самых ранних этапов развития ребенка. Что очень актуально на данный момент.

Современное состояние перинатальной психологии:

Все составляющие современную перинатальную психологию и психологию родительства отрасли частично перекрываются по многим параметрам, но тем не менее имеют свою специфику. Это определяет необходимость их объединения в единую область, предметом которой в широком смысле является обеспечение успешности рождения и развития личности, осуществляющееся в семье в процессе детско-родительского взаимодействия. Предложенная классификация свидетельствует о том, что продуктивное сотрудничество столь разных направлений возможно только на основе четкого понимания специфики задач и методов работы каждого из них. Это позволит избежать распространенной сейчас ситуации расширения полномочий отдельных специалистов (в первую очередь это касается педагогов и психологов, которые нередко стремятся решать задачи медиков) с одной стороны, и достаточно выраженной позиции конфронтации специалистов разных направлений с другой стороны (это больше относится к медикам, нередко весьма настороженно воспринимающих психологов и педагогов). Серьезной проблемой является дифференциация задач психологии и педагогики, которые имеют разный предмет и методы работы. Все вышеизложенное позволяет сказать, что первоочередными задачами развития перинатальной психологиии являются два процесса:

Дальнейшая конкретизация объектов и методов каждого направления.

Выработка взаимопонимания и единой стратегии взаимодействия для обеспечения репродуктивного здоровья населения и оптимизации физического и психического развития ребенка.

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии:

Перинатальная психология, как междисциплинарная наука, нуждается в обосновании теоретическими положениями разделов, которые отвечают её цели и задачам. Вследствие отсутствия единства взглядов появилось большое количество программ обучения перинатальных психологов, существенно отличающихся друг от друга. Господствующие в перинатальной психологии взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга теоретическими подходами:

Эклектически-дилетантский подход;

Медико-редукционистский подход;

Психолого-редукционистский подход;

Интегративный биопсихосоциальный подход.

Эклектически-дилетантский подход к обоснованию теории перинатальной психологии в основном встречается в работах лиц, не имеющих к психологии отношения. Для этого подхода типично ограниченное представление о перинатальной психологии, согласно которому её задачи заключаются в том, чтобы привести беременных пациенток в состояние хронической эйфории. Эффективность своей работы дилетанты оценивают исключительно по субъективным критериям: собственным впечатлениям и отзывах беременных. Это вызывает негативное отношение врачей и дискредитирует в их глазах перинатальную психологию, осложняет сотрудничество психологов и медиков в данной области.

Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время понимание психологии у многих врачей-акушеров остаётся весьма поверхностным. Подход медицинских работников к перинатальной психологии проявляется в том, что все возникающие с репродуктивным здоровьем проблемы они объясняют исключительно биологическими причинами. В качестве теоретической основы они используют в основном биологические и медицинские знания.

Психолого-редукционистский подход отличается наличием теоретической базы, но в противоположность медико-редукционистскому подходу считается, что течение репродуктивного процесса определяется преимущественно психологическим состоянием партнёров, и поэтому при возникновении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским уделяется мало внимания.

Биопсихосоциальный подход к перинатальной психологии представляет собой соединение биологических, психологических и социальных построений в единую теоретическую модель, нацеленную на полное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Н. П. Коваленко, Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым.

Психология развития

Клиническая психология и психосоматика

Семейная психология

Психологическое консультирование.

Перинатальная психология предполагает 2 аксиомы :

Наличие психической жизни плода;

Наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Предметом перинатальной психологии является развитие отношений в системе «мать - дитя», характеризующаяся следующими признаками:

Наличие симбиотической связи матери и ребенка;

Несамостоятельность психики ребенка, зависимость ее от особенностей материнских психических функций;

Отсутствие у ребенка самосознания, т. е. четких телесных границ и границ психики, неспособность его выделять себя из окружающего мира на самых ранних этапах их формирования.

Диада «мать-дитя» формируется во время беременности и разрушается примерно к 3м годам жизни ребенка, когда выделяется самосознание ребенка. Это зависит от онтогенеза материнской сферы. У человека это зависит от взаимоотношений будущей матери со своей матерью (ранний возраст), игровой деятельности (3-6 лет), первого опыта общения с младенцем (или отсутствие этого опыта), подготовки к рождению собственного ребенка. На сегодняшний день перинатальной психологией проработан ресурсный подход психологической готовности к материнству. Он включает в себя:

Мотивационно-потребностный ресурс: Место родительства в иерархии ценностей, мотивация рождения ребенка.

Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, контроль над эмоциями, уровень тревожности.

Когнитивный ресурс: Знания об уходе, развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.

Операциональный ресурс: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.

Психо-физологический: Способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.

В последние годы для психологов актуальной становится задача психологического сопровождения будущих родителей. Она заключается в содействии созданию благоприятных условий для всестороннего развития ребенка через: оптимизацию отношений в диаде «мать-дитя», повышение родительской компетентности, гармонизацию семейных отношений, привлечение при необходимости внешних источников поддержки.

Специалистами проводится диагностика психологической готовности к родительству в беременности, прогноз детско-родительских отношений, план развития и коррекции родительской сферы с учетом ресурсов конкретной пары.

Не менее важной является задача психологического сопровождения молодых родителей, заключающаяся в содействии выработке стиля воспитания с учетом: возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, ресурсов матери (личностных, эмоциональных, когнитивных, операциональных, психофизиологических), ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, ресурсов общества.

Обозначены перспективные направления перинатальной психологии:

В связи с освоением вспомогательных репродуктивных технологий женщинам требуется психологическое сопровождение при бесплодии и применении этих репродуктивных технологий;

Психологическое сопровождение родителей при утратах перинатального периода, помощь в преодолении негативных эмоций, депрессии;

В связи с увеличением количества женщин, входящих в «группу риска» по девиантному материнству необходимо социально-психологическое сопровождение беременных с целью обеспечения безопасности и условий для нормального развития младенца;

Формирование родительских компетенций в онтогенезе

В связи с новым явлением – «партнерскими родами» -психологическое сопровождение женщины и мужчины в родах.

Перинатальная психология, несомненно, является одним из важнейших разделов психологии. Она способствует правильному отношению родителей к своим детям и развитию ребенка еще до его рождения. Психологическая помощь родителям еще во время беременности снижает риск развития негативных эмоций у матери, что способствует лучшему психическому развитию ребенка. Очень полезна перинатальная психология и для отцов, так как отношение мужчины к своему ребенку и поведение с ним играют не менее важную роль в становлении ребенка, как личности, как и влияние матери.

Список литературы:

Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс 1993, № 4.

Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 79–87.

Добряков И.В. Перинатальная психотерапия: состояние и перспективы // Психология и психотерапия семьи / Материалы Международной Конференции. СПб, 2001. С. 45 – 50.

Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей / Сборник материалов межрегиональной конференции СПб., 2000. С. 11 – 15.

Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000.

Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин. психиатрия. 1992. № 2. С. 75–78.

Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей / Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. СПб., 1999. С. 12 – 18

Память плода тесно связана с дородовой средой - это ощущения плода и будущего ребёнка, которые начинаются в материнской утробе. Память об этих ощущениях сохраняется на всю жизнь.

До недавнего времени такая идея вызывала скептицизм у психологов, но теперь, с усовершенствованием способов контроля за жизнью и состоянием эмбриона, начала меняться научная парадигма о взаимодействии матери и ребёнка, которое начинается во время беременности и влияет на всё последующее поведение детей.

Современные матери посвящают много времени чтению книг о беременности, слушают классическую музыку, занимаются йогой и медитацией. Их собственные наблюдения подтверждают, что плод действительно чутко реагирует на все внешние раздражители.
Но, оказывается, ребёнок не только чувствует, но и запоминает полученную информацию и эмоции, формируя и используя в дальнейшем определённую модель поведения в ситуациях своей взрослой жизни.

Беременность и стресс

Известно, что гены - это главное, что предопределяет внешность и здоровье ребёнка, но его внутренние психологические характеристики будут зависеть именно от матери. Это, так называемая, - программа жизни, которая формируется задолго до рождения. И хоть мозг плода ещё не умеет обрабатывать информацию и сигналы извне, но беременная мать и её будущий ребенок страдают от негативных внешних условий в равной степени, а восприятие этих сигналов происходит на уровне чувств.

Стресс матери провоцирует выброс гормонов, которые поступают в кровь ребёнка через плацентарный барьер, стрессовая реакция плода, то есть ощущения с ним связанные, проникают в долговременную память и проявляются затем на всех этапах взросления.

С медицинской точки зрения, стресс вызывает сокращение массы плода, снижение иммунитета , провоцирует аллергические заболевания, астму, задержку психического развития.
Ещё более страшные последствия негативной дородовой памяти - высокая склонность к алкоголизму , депрессиям и суициду. Последнее характерно для нежеланных детей.

Нежеланные дети и склонность к саморазрушению

Пренатальная психология объясняет склонность к саморазрушению человека, как ответ на стрессовую ситуацию, которую мать создаёт для ребёнка, если не желает его появления. У этого механизма много ипостасей, и в основном он проявляется бессознательно: сначала возникает постоянное ощущение тревоги, чувство одиночества и отверженности, затем - трудность в построении отношений, потом уязвимость к постороннему влиянию и дурным привычкам. Всё это объединяется одним чувством: утрата смысла жизни уже в раннем возрасте.

Научные исследования о взаимосвязи негативных мыслей и чувств матери в период беременности и суицидальными наклонностями нежеланных детей ещё не имеют конкретной статистики и доказательств, однако результаты исследования детей, имеющих проблемы адаптации в социуме, а также, так называемых, "сложных" детей показали, что они родились в семье, где матери слишком были заняты собой и своими проблемами, а рождение в семье - первого или последующего ребёнка не только не планировали, но и вообще не хотели его появления на свет.

Нежеланные дети, как правило, имеют психосоматические заболевания и их симптомы (телесные заболевания, провоцируемые психологическими факторами), - головокружения, вегетососудистая дистония, язва желудка, нарушение работы пищеварительного тракта, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертензия - гипертоническая болезнь, при которой наблюдается сужение артериальных сосудов из-за повышенной активности биологических механизмов.

Рождаясь, ребёнок также испытывает колоссальный стресс, поэтому важно не терять энергетическую, эмоциональную и духовную связь с ребёнком и после его рождения. Например - кормление грудью. Сознательный отказ от кормления своего ребёнка безо всяких причин увеличивает риск психосоматических заболеваний.

Что такое энергетическая и духовная связь с ребёнком?

Истинное материнство не нуждается в ответе на этот вопрос, а материнская любовь подразумевает выход за пределы мира видимого. Эти знания и чувства одинаковы у женщин в разных уголках мира.

Среди способов пренатального дородового общения матери и ребёнка - и медитация, и Йога-Нидра, и творческая визуализация, и даже восторженное состояние молитвы.
Священные тексты создают благоприятные вибрации для матери и плода, поэтому оказывают исключительно положительное влияние.
Кто-то читает Веды и Упанишады, а кто-то просто чувствует трепетное соприкосновение с чудом - с новой жизнью внутри себя, - и та и другая женщина погружаются в духовный мир и становятся ближе к своему будущему ребёнку!

И если ум воспринимает этот мир в довольно ограниченной форме, то подсознание - живо, оно умеет говорить с ребёнком, - пусть пока языке символов, звуков и цветов, на языке чувств, эмоций и образов. И чем прекраснее они будут, тем больше перспектива рождения здорового человека и гармоничной личности.

Не будем говорить о высоких показателях интеллектуального развития, так как это больше зависит от внешних факторов и воспитания, но пренатальная память - память о любви, память о физической защите и психологическом комфорте внутри материнского организма, - это тот источник, из которого человек затем черпает свою собственную любовь, умение заботиться о других, сопереживать, позитивно относиться к жизни, а также сохранять душевную связь с матерью до самого конца её земного пути.

Пренатальная психология - это учение о психическом внутриутробном развитии человека, но зная, что способы дородового общения матери и ребёнка были заложены ещё задолго до возникновения науки - психологии, например, в древних Ведах, мы может говорить о духовном пренатальном общении, в основе которого лежит - психея, - олицетворение человеческой души.

О психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь ; один из разделов перинатологии .

История

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка .

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик З. Фрейда), который в1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году , организованного доктором Т. Верни (психиатром) .

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга . Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем - Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства» .

Структура

Выделяют три фазы:

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

Концепция

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб. : Спецлит, 2015. - ISBN 5457892042 .
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. - СПб. : Ювента, 2000. -

С какого момента человек становится человеком? Есть ли у новорожденного сознание, душа, психика, память? Когда все это появляется? Что чувствует и переживает новорожденный до того, как родится? Когда же собственно говоря появляется жизнь?
Эти вопросы волнуют не только родителей. Поиском истины занимаются и ученые. У нас есть все больше и больше информации о первых моментах жизни малышей, их развитии в материнской утробе. Оказывается,ощущения и умения новорожденного развиваются намного раньше, чем предполагали, иначе происходит формирование сверхтонких структур мозга. А связь с будущими родителями закладывается еще до беременности.
Наталья Мовчан.
Перинатальна психологія (греч. peri - вокруг, и лат. natalis - тот, кто имеет отношение к рождению) - отрасль клинической психологии, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. П. п. является одной из относительно новых и еще недостаточно теоретически оформленных отраслей клинической психологии, но, несмотря на это, практическая П. п. интенсивно развивается в виде психокоррекционных программ для беременных женщин, родильниц, их семей.

Определение перинатальной психологии
Еще не так давно полагалось, что человеческий зародыш, развиваясь, повторяет стадии развития низших животных. Однако более новые научные наблюдения говорят о другом: даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.
Многие вещи о жизни неродившегося человека мы узнали совсем недавно. Ученые, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол.Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери.
В тоже время происходили изменения и в различных нюансах материнского поведения. На разных этапах в обществе возникали различныевзгляды на«модель материнства».На каком-то этапе материнские функции стали заменяться на стремление к независимости, карьерный рост, свободу от обязательств и ответственности. Стало появляться все больше неполных семей. По мнению Г.Филипповой, настоящее время характеризуется наличием большого количества женщин, у которых отсутствуют качества, составляющие «модель материнства». Для этого они должны получать обучение, в организации которого должны принимать участие и перинатальные психологи.
В настоящее время появляется квалифицированная категория специалистов психологов, занимающихся подготовкой беременных к родам, материнству с помощью современных знаний о психической природе человека в этот период и о влиянии этих особенностей на развивающийся плод. Данная область и есть перинатальная психология (Бертин А., 1992). К сожалению, на государственном уровне это направление еще не обозначено четкими профессиональными рамками, однако программы перинатальной психологии активно используются в дородовой подготовке будущих родителей.

С точки зрения науки,перинатальная психология– сравнительно молодая отрасль психологии, которая занимается изучением диады «мать-дитя» и психики ребенка в период от зачатия до рождения и в первый год жизни, исследует обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Наука сочетает в себе два направления: пренатальный (от зачатия до рождения) и постнатальный (от рождения до года).

Перинатальную психологию можно представить в виде нескольких разделов:
психология материнства;
психология пренатального ребенка;
психология новорожденного.

В конце XX века появились научные знания о внутриутробном развитии, новые технологии, новые теории. Конечно, эти знания не могли не отразиться на становлении перинатальной психологии. Постепенно сложился единый подход, который стал некой базовой точкой. Суть ее в том, что в жизни человека есть период, когда отношения с миром осуществляются через маму.То есть, человек находится в тесных отношениях с мамой, образует с ней нечто целое – «диаду». Это целое постепенно разделяется, и к трём годам ребенок становится относительно самостоятельным и осознающим свое «Я». Таким образом, перинатальная психология изучает ту часть жизни человека, когда он еще не есть самостоятельное, независимое «Я», а является членом диады – единой системы «мать-дитя».
Началом принято считать момент, когда у родителей появляется некая «идея ребёнка»: «У ребёнка должно быть своё место в нашей жизни, так как от образа этого места – от представления родителей о ребенка и своем взаимодействии с ним - будет зависеть, каким он станет. Поэтому, когда мы, психологи, работаем с будущими родителями, мы вместе с ними готовим это место. И это уже начало диадических отношений. Есть мама, есть место её ребёнка и с этим уже можно что-то делать.» (Г.Филиппова).

Практическая деятельность перинатальной психологии
Практическая деятельность: перинатальная психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и консультирование, которые используются для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений, обеспечением и коррекцией условий развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, актуализацией перинатальных проблем в психике взрослого человека. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Продолжительность психодиагностики, консультирования, терапевтических программ определяется глубиной и содержанием психологических и психосоматических проблем и содержаниемконтрактов с клиентами о желаемых результатах и может варьировать от единичных сессий до многомесячной регулярной работы. Применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами.

Темы практической перинатальной психологии:
Психология беременности
Девиантное материнство
Типы переживания беременности
Проблема "нежеланных детей"
Суррогатное материнство
Психологические особенности ранней беременности
Аборты – психологическое состояние женщины и влияние на последующие беременности
Потеря ребенка
Страхи беременных
Психологическая подготовка к родам
Роды
Послеродовые депрессии
Травмы рождения
Психика новорожденного
Ресурсная терапия
Психология бесплодия и терпия психогенного бесплодия
Психологическое состояние женщины, кормящей грудью
Возрастные кризисы развития личности (в частности кризис первого и третьего года жизни)
Семья на этапе планирования, беременности и рождения ребенка.

Кроме того в область практики входят психопрофилактика и формирование родительства – в форме подготовки к зачатию, родам и родительству, работа с родителями после рождения ребенка. Это рассматривается (и осуществляется) как формирование адекватной среды развития ребенка. В последнее время наблюдается тенденция создания комплексных медико-психологических центров, объединяющих в себе работу со всеми этапами репродуктивного цикла – от онтогенеза репродуктивной сферы, подготовки к зачатию, ведения беременности, подготовки и сопровождения родов - до работы с родителями и детьми после рождения, совмещающих всестороны этой работы: медицинскую, психологическую, просветительскую, педагогическую и психотерапевтическую.
Перинатальный психолог (консультант по перинатальному воспитанию) – это специалист в области психологии ребенка перинатального периода, грудного и раннего возраста, а так же психологии беременной, роженицы и кормящей матери. Он изучает закономерности и оптимальные условия для формирования и развития психики ребенка.

Практические задачи перинатального психолога
1.Занятия с беременными:
по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;
формирование материнской доминанты;
настрой на естественные роды и грудное вскармливание;
психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).
2. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще.
3. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов.
4. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.
5. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.
6. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.
7. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет),консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.
8. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3-х лет, характеризующим хорошее материнство.
И самое главное - психологическая поддержка во время беременности, родов и в послеродовой период.

Образовательная деятельность
Ведется подготовка специалистов в рамках общего и последипломного специального образования. Кафедрами ряда ВУЗов разработаны и утверждены программы спецкурсов и специализаций общего высшего и последипломного. Разработаны авторские образовательные программы обучения, которые проводят ведущие специалисты по перинатальной психологии и психотерапии. Эти образовательные курсы и программы постоянно обновляются и модифицируются в соответствии с новыми достижениями науки и практики в области перинатальной психологии и психотерапии.
Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь физическая, а также представление о системном строении общности «мать – дитя» послужили основанием для включения в область исследования перинатальной психологии проблем, связанных с особенностями матери, которая в диадическом подходе рассматривается как создающая условия для развития ребенка. В результате возникло новое направление, ориентированное на изучение материкак субъекта материнства – психология материнства.Сейчас уже можно говорить о психологииродительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства (последняя в настоящее время приобретает все большую популярность), общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития – постродительство, и т. п. Таким образом, перинатальная психология и психология родительства являются взаимосвязанными и взаимодополняющими разделами психологии, но при этом каждый из них имеет свой предмет исследования.
В теоретическом плане перинатальная психология имеет собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосомматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки.

Краткая история
Известно, что первые шаги в перинатальной науке относятся к 1920–1950-м годам ХХв. В рамках психоаналитического течения, ее развивали Анна Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни.
Инициатором создания перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии.

Развитие западной перинатальной психологии в первую очередь связано с именем Станислава Грофа, американского психолога чешского происхождения, основателя трансперсональной психологии. Гроф предложил на основе опытов с использованием ЛСД также теорию четырех перинатальных матриц, в виде которых фиксируются все перинатальные события. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

В 1982 году во Франции создана Национальная Ассоциация Пренатального Воспитания.

В 1983 году в Торонто состоялся первый американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Назрела необходимость внедрения перинатальной психологии в акушерско-педиатрическую практику и в России.

В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine – ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках).

С 1993 года образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.
Перинатальная психология в России развивается при активном участии РАППМ с 1994 года.
РАППМ - Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины - это общественное объединение, учрежденное в МИПУ (Международный Институт Психологии и Управления). Ежегодно проводит научные международные конференции и семинары для специалистов. www.mipu.org.ru
В настоящее время Ассоциация - солидное научное, общественное объединение, задающее тон в развитии Перинатальной Психологии в России.

С 2002 года Ассоциация сотрудничает с Международной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.


20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.
Руководителем РАППМ является доктор Психологических наук, профессор Коваленко Н.П.с 1996 года.

В 1994 году в Санкт-Петербурге прошла первая конференция по перинатальной психологии.

В 1994 году, в России (город Иваново) было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

В 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.

В 1996 году в Москве прошла Первая конференция по психотерапии.

20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России.

Российская перинатальная психология развивалась на основе теорий Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и других психологов. Существует целый ряд концепций:

Онтогенетическая концепция материнства (Г.Г. Филипповой),

Биопсихосоциальная концепция девиантного материнства (В.И. Брутмана),

Концепция психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.),

Концепция психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.),

Концепция перинатальной психотерапии (Дебряков И.В.),

Концепция трансперсонального направления перинатальной психологии (Брехман Г.И., Ташаев Ш.),

Теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и другие.

При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства».

На Украине пп существует в тесном сотрудничестве с мировыми научными практиками и тенденциями. Проходят конференции и форумы для специалистов во многих городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, Львов, Ивано-Франковск, Симферополь, Донецк и другие. Открываются новые кафедры на базе высших учебных заведений. Создаются Ассоциации Осознанного Родительства и перинатальные центры.

В числе первых больших и значимых событий, которые открывали мир ПП на Украине следует отметить: Первый международный форум негосударственных организаций "Семья от А до Я", Международная междисциплинарная конференция "Перинатальная культура Украины - путь к возрождению нации" (НПЦ осознанного родительства «Эйлития»), научно-практическая конференция по психологии для врачей акушеров-гинекологов "Ребёнок XXI века" (МОЗ Украины).

Современную перинатальную психологию можно охарактеризовать как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения процесса сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет выделение временного периода от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узким – от зачатия до конца первого года жизни.

Наталья Мовчан - перинатальный психолог.

Статья напечатана в газете "Психолог дошкольника", январь 2010 г.

mob_info