Почему мы не видим воздух. "Великий невидимка – воздух"


Задачи:
*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Пособия:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1. «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3: «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

Опыт 6. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 8 «Дудочка»
Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Опыт 9 «Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?
Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Для родителей:
внимательно вместе с ребенком рассмотрите плакат.
На нем закодированы основные свойства воздуха.

  • воздух не имеет формы
  • воздух не имеет цвета
  • воздух не имеет вкуса
  • воздух невидим
  • воздух не имеет запаха.

Что бы это доказать, вам предстоит вместе с ребенком

провести ряд опытов.

Опыт №1 " Воздух не имеет формы"

Вам потребуется:

  • три шарика разной формы.

Цель:

доказать, что воздух не имеет формы.

Ход эксперимента:

Ребенок надувает три воздушных шарика, различной формы.

Что происходит:

Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы.

Опыт № 2 " Воздух не имеет цвета"

Вам потребуется: лист бумаги .

Цель : показать, что воздух прозрачен.

Ход эксперимента : сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

Опыт №3 " Воздух не имеет вкуса"
Ход эксперимента:

Задайте ребенку следующие вопросы: а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Вывод: значит воздух не имеет вкуса.

Опыт №4 " Воздух невидимка"


Вам потребуется:

  • две миски с водой и стакан.
Ход эксперимента:
Возьмите в руки пустой стакан и спросите своего малыша:
Как ты считаешь, этот стакан пустой? Посмотри внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы это проверим.
Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А теперь вы снова предлагаете опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Вывод : Воздух - невидимка, но окружает нас везде.

Опыт № 5 " Воздух не имеет запаха"

Вам потребуется:

Наименование интегрированной деятельности: познавательно-игровая.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

1. Задачи ОО «Познавательное развитие» :

Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

Развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;

Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, легче воды, есть в окружающей обстановке и внутри человека); о способах обнаружения.

2. Задачи ОО «Речевое развитие »:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. - развивать свободное общение со взрослыми и детьми; - развивать компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи; - практическое овладение воспитанниками нормами речи;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3. Задачи ОО «Физическое развитие» :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

4. Задачи ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.

5. Задачи ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Продолжать формировать умение детей выполнять движения в характере музыки,

Развивать творчество в свободной танцевальной деятельности.

Методы и приёмы:

Словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, чтение стихотворения);

Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты); - наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

Практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

Материалы и оборудование:

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: коробка – посылка, воздушный шар, пластиковая бутылка, ёмкости с горячей и холодной водой, карточки схемы с описанием опытов и свойствами воздуха.

Раздаточный: ёмкости (контейнеры из прозрачного пластика) с водой и пластиковые стаканы (0, 2 л), стеклянные баночки (0,2 л), листы бумаги, салфетки, трубочки - соломинки, веера из бумаги, капсулы от киндер – сюрпризов пустые и с различными запахами (лимон, чеснок, кофе, зубная паста, ванилин и т.д.), зубочистки, целлофановые пакеты большого объёма, духовые музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки); ленты, воздушные шары, «светофорчики» - пособия для демонстрации своего решения, набор перьев на каждого ребёнка.

Предварительная работа :

Занятия детей в мини-лаборатории, опыты с водой;

Чтение сказок В. Сухомлинского (перевод О. Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер», чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри», рассказа Л.Н. Толстого «Рассказ аэронавта», чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);

Заучивание отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» («Ветер, ветер, ты могуч…»), стихотворения Н. Красильникова «Доброе утро»;

Рассматривание иллюстраций «Дела ветра», картин об охране чистоты воздуха; - беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;
- наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром.

Оборудование : CD - проигрыватель, CD – диск с записью музыкально-ритмической композиции «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц», спецодежда для детей – белые халаты; магнитная доска, магниты.

Формы организации совместной деятельности :

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Вид деятельности ОО «Познавательное развитие»: познавательно - игровая
Разновидность: игра – эксперимент,

исследование.

Создается игровая ситуация: дети отправляются в научную лабораторию.
Дети участвуют в проведении экспериментов, в процессе обсуждения (рассуждения), делают выводы о свойствах воздуха
Вид деятельности ОО «Речевое развитие»: коммуникативная Разновидность:

информационное взаимодействие,

восприятие художественной литературы

Общение с воспитателем и детьми в ходе занятия, словарь обогащается новыми понятиями, связанными с физическими и химическими свойствами воздуха.
Чтение стихотворения, чтение экологической сказки В. Сухомлинского «Весенний ветер». Отгадывание загадок.
Вид деятельности ОО «Физическое развитие»:
двигательно-игровая
Разновидность:

физкультурные минутки

Музыкально-ритмическая композиция «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц» на развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений,

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Группа преобразована в «научную лабораторию». Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра.
Здороваются с гостями, читают стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро». Дети проявляют доброжелательность, приветливость; сформировано представление о культуре поведения, порядке и способах приветствия старших.
2. Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Только сначала нам нужно найти объект для изучения.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «горячо-холодно» и найти коробку с объектом для сегодняшнего исследовании.
Принимают игровую ситуацию. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
Вспоминают, что экспериментировали, проводили различные опыты с водой, воздухом, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое.

Ориентируясь на словесные указания, находят в группе коробку

Сформировано умение внимательно слушать; отвечать полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...»; развито умение высказываться по предложенной теме из личного опыта, делиться впечатлениями со взрослым и сверстниками.

Развито умение ориентироваться в помещении группы, внимательно слушают словесные инструкции

3. Воспитатель:
«Коробка обнаружена, но она пуста! Что бы это могло значить?»
Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку - подсказку:
«Я такой большой, что я есть везде, я такой маленький, что могу пролезть в любую щель».

Воспитатель: «Правильно. Теперь мы знаем, что в коробке находится воздух».
Предлагает рассмотреть схему со свойствами воздуха. Подводит детей к размышлению:
«Воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, формы. Может его вообще не существует?»
Воспитатель: «А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами? Я приглашаю вас в научную лабораторию для исследования воздуха. Вы готовы?»
Воспитатель напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?»

Дети проявляют активность, заинтересованность,

Отгадывают загадку.

Вспоминают и называют по схематическим изображениям свойства воздуха.

Выказывают активное желание принять участие в исследовании свойств воздуха.

Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, развито логическое мышление, сформировано умение аргументировать свой вариант отгадки, свой ответ.

Проявляют познавательную активность, любознательность.

Закреплены правила безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов.

4. Опыт 1. (Поймаем воздух)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Дети: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Подводит детей к самостоятельному выводу.
Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по первому эксперименту.
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. У детей сформировано умение выполнять действия по словесному указанию, сформировано умение делать логические выводы и умозаключения.
5. Опыт 2. (Ветер – это движение воздуха)
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
- Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили.
А теперь помашите веером перед лицом.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
(Вывод: когда воздух движется, получается ветер.)
Воспитатель: - Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Возьмите веер и помашите им над пёрышком. Почему пёрышко движется? Устроим настоящий ураган? (дети машут веерами над цветными пёрышками.
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться пёрышко. Что показал наш опыт? (опыт показывает, что ветер – это движение воздуха)
Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по второму эксперименту.
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха.
6. Воспитатель предлагает поиграть в игру «ветерок»: Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Во время выполнения движений воспитатель рассказывает сказку В. Сухомлинского «Весенний ветер».
Дети двигаются с лентами под композицию «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц» Сформировано умение двигаться ритмично, в характере музыки. Заканчивают движение вместе с окончанием звучания композиции, проявляют творчество, способность к импровизации в процессе танца. Выполняют движения красиво, грациозно.
7. Опыт 3. (Воздух легче воды)
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где стоят контейнеры с водой и приготовлены капсулы от киндер – сюрпризов. Предлагает опустить капсулы в воду и понаблюдать за ними. Подводит детей к выводу.
Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по третьему эксперименту.
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): Внутри капсул есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Воздух легче воды.
Проявляют речевую активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
8. Опыт 4. (Воздух занимает место)
Воспитатель: «Возьмите баночку, внутри которой находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните банку вверх дном и медленно опускайте её в контейнер с водой. Банку надо держать прямо. Продолжайте погружать банку в воду, пока она не коснется дна. Затем достаньте банку из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги». Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по четвёртому эксперименту.
Делают вывод: в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
8.

Опыт 5. (Воздух в человеке)

Воспитатель: «Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?»

Воспитатель: «А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?»

Воспитатель: «Какой вывод можно сделать»?

Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента.

Дети: «Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух».
Дети: «Нет, без воздуха человек умрет».

Вывод: «Человек не может жить без воздуха».

Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
9.

Опыт 6. (Воздух можно услышать)
Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?

Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента.
Дети: Он внутри шариков.

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
10. Опыт 7. (Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается)
Воспитатель демонстрирует детям опыт: воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду.
Воспитатель: Что вы видите?
Воспитатель: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Воспитатель: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.
Подводит детей к самостоятельному выводу. Воспитатель предлагает выставить на магнитную доску карточку - схему с выводами по шестому эксперименту

Внимательно наблюдают за ходом эксперимента, проявляют заинтересованность, отвечают на вопросы.

Дети: Шарик надулся, а почему?

Дети: Шарик сдулся, почему?
Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,
11. Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, если воздух чистый, то он не имеет запаха.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В капсулах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента.

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Умеют определять и называть вещества по запаху.

Игра «Условные знаки»

Воспитатель: С помощью «светофорчиков» мы закрепим то, что узнали сегодня о свойствах воздуха. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

  • Воздух окружает нас со всех сторон.
  • Воздух можно услышать.
  • Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
  • Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
  • Человек может жить без воздуха.
  • Ветер – это движение воздуха.
  • Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
  • Воздух может двигать предметы.
  • Воздух тяжелее воды.
Принимают и понимают условия игры. Дети внимательны, у них сформированы и закреплены представления о воздухе, его свойствах.
10. Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного».
Дети проявляют эмоциональный отклик. Выказывают желание участвовать в дальнейших экспериментах, узнавать новое. Они уверены в своих силах.

Приложение:

Приветствие:

Н. Красильников «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Загадки о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, но всё же без него мы жить не сможем.

В.Сухомлинский « Весенний Ветер»

Клён целую зиму спал. Сквозь сон он слышал шум чащобы и тревожный крик чёрного ворона. Холодный ветер трепал его ветви, сгибал их.

Но вот однажды солнечным утром почувствовал Клён, будто до него дотронулось что-то тёплое и ласковое. Проснулся Клён. А это к нему прилетел тёплый весенний Ветер.

Довольно спать, - зашептал весенний Ветер. - Просыпайся, весна приближается.

Да где же она - весна? - спросил Клён.

Ласточки на крыльях несут, - говорит тёплый Ветер. - Я прилетел из далёкого края, от тёплого моря. Весна идёт полями - зацветает цветами, красавица. А ласточки на крыльях несут многоцветные наряды.

Вот о чём поведал тёплый весенний Ветер Клёну. Клён вздохнул, расправил плечи. Зазеленели почки. Идёт весна-красна.

Воздух и его свойства

Гродникова Екатерина Константиновна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №129
Невского района г. Санкт-Петербурга

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятием « воздух », его свойствами и ролью в жизни человека.

2. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле.

3. Уточнить знания детей о воздухе через опыты.

4. Развивать экологическое сознание.

5. Формировать интерес к играм с воздухом.

6. Расширять словарный запас; активизировать умственную деятельность.

7. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Материал: мелкие тарелочки, по два стакана с водой, по трубочке на каждого ребенка, воздушные шары, мыльные пузыри, мел, земля, два комнатных растения, скотч, лупы, две банки с водой, салфетки, кусочки льда.

Предварительная работа. Рассматривание предметов и игрушек, наполненных воздухом. Надувание воздушных шаров и сдувание их.

Наблюдение на прогулке за ветром (т. к. ветер - движение воздуха).

Ход занятия.

Залетает в группу воздушный шарик с загадкой.

Воспитатель. Ребята, к нам в группу залетел воздушный шарик! Какой красивый, легкий, да еще с загадкой! Давайте ее прочитаем?

Я невидимый, прозрачный, легкий я.

Без меня прожить нельзя.

Отгадайте, что же я?

Воспитатель. Правильно, ребята. И сегодня мы с вами поговорим о нем. Но сначала скажите, почему мы нигде не видим воздух?

Почему его называют невидимкой?

Дети. Потому что воздух прозрачный, значит через него все видно, без запаха (если он чистый), без вкуса.

Воспитатель. Да, дети, нас везде окружает воздух: в группе, дома,

на улице. Воздух находится в земле, воде, во льду. Но только мы его не видим. Скажите, пожалуйста, для чего нужен воздух?

Дети. Для того, чтобы дышать.

Воспитатель. А еще для чего?

Дети . Для растений, животных, насекомых, птиц, рыб и т. д.

Воспитатель . Правильно, ребята, без воздуха не может жить ни человек, ни животные, ни растения.

А что еще вы знаете о воздухе?

Дети . Воздух бывает холодный и теплый, чистый и грязный, легкий и тяжелый.

Воспитатель. Правильно,дети. Теплый воздух легче чем холодный.

Если открыть форточку, то теплый воздух будет находиться вверху, а холодный пойдет понизу. Значит холодный воздух тяжелее,

А почему воздух бывает грязным?

Дети. Газуют машины, дымят фабрики и заводы.

Воспитатель .А у нас в группе чистый воздух?

Дети . Не всегда.

Воспитатель . Почему?

Дети . Потому что мы ходим по группе, бегаем, играем. Поэтому воздух засоряется.

Воспитатель . Где воздух чище в лесу или в городе?

Дети . В лесу. Потому что там нет машин, много деревьев. Деревья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, которым мы дышим.

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Физкультминутка

Отдых нам физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два -привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой - встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

А почему мяч упругий?

Дети, потому что он накачен воздухом.

Воспитатель . А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путь

на поиски невидимки - попытаемся увидеть его и почувствовать. Для этого есть только один способ: создать условия, в которых воздух будет сам выдавать свои секреты:

Опыт 1 . На столе два комнатных растения. Одно из них под банкой (без воздуха). Обратить внимание детей на то растение,

Которое закрыто.Почему у него листья больные, бледные, растения маленькое, слабое?

Дети . Оно погибает, так как растению не хватает воздуха.

Воспитатель . Да, дети, растение, так же как человек не может жить без воздуха.

Опыт 2 . Дети бросают кусочки земли в стакан с водой. Выделяются пузырьки. Почему пузырьки поднимаются вверх?

Дети. В земле находится воздух.

Опыт 3 . Дети помещают кусочки мела в другой стакан с водой и тоже выделяются пузырьки. Почему?

Дети. Потому что в мелу тоже содержится воздух.

Опыт 4 . В стакан с водой помещаем трубочки, дуем в них.

Идут пузырьки. Что это такое? Почему образуются пузырьки?

Дети . Это воздух.

Опыт 5 . Рассматривание под лупой собравшихся пылинок на скотче. Дети, что вы видите?

Дети. Пылинки.

Воспитатель. Почему оно появились?

Дети. Это загрязненный воздух.

Опыт 6. Рассматривание кусков льда.

Воспитатель . Дети, что вы заметили во льду?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Что это за пузырьки?

Дети. Это воздух.

Опыт 7 . Надувание мыльных пузырей.

Воспитатель . Дети, что находится в мыльных пузырях?

Дети . Воздух.

Воспитатель. Правильно дети, чем больше пузырь, тем больше воздуха в нем. А лопается он потому, что в пузырь не помещается воздух.

Игра « Раздувайся пузырь ».

Итак, ребята, что мы узнали о воздухе?

Дети! Воздух прозрачный, без цвета и запаха, без вкуса. Воздух везде окружает нас, без воздуха не могут жить люди, звери, насекомые, деревья, растения.

А теперь давайте скажем вот такие слова:« Воздух, воздух, без тебя не прожить нам никогда!». Берегите, дети, природу.

mob_info