Правда о брюс ли. Мифы и реальность в мире боевых искусств

" Ах, обмануть меня не трудно
Я сам обманываться рад..."
А.С. Пушкин

Предлагаем Вашему вниманию серию статей эксперта Александра Родина на тему «Мифы и реальность в мире боевых искусств». Часть 1. Брюс Ли.

Сегодня бытует масса мифов вокруг столь популярной темы, как воинские искусства мира, а эти мифы в свою очередь порождают спекуляции, ведущие к обману многих ради обогащения обманщиков. Возникновение этих мифов в первую очередь связано с переносом продукта кино и рекламы в реальную жизнь без разделения на правду и вымысел. В связи с этим мне хотелось бы предложить вашему вниманию ряд выдержек из моего пособия, написанного для студентов "Киевского государственного института физической культуры" в 1992 году, в которых речь пойдёт о Брюсе Ли, монастыре Шао-линь, У-шу, Кун-фу, Айки-до, Карате, Сумо, Казацких единоборствах, Астральном карате и пр.

Лень – это, пожалуй, всеобщее и основное свойство людей. Все стремятся: найти таблетку, приняв которую, похудеют раз и навсегда и исцелятся от всех болезней; книжку, прочитав которую, обретут мудрость; одежду и макияж, которые сделают тебя неотразимой; укол, после которого тело покроется объёмными и рельефными мышцами и пр., пр.
В нашем же случае мечта заключается в том, что есть какой-то таинственный стиль, освоение которого не требует длительных и изнурительных тренировок, но при этом в самое короткое время делает из любого неуязвимого и непобедимого бойца, и все, что для этого нужно найти таинственного мастера или, что ещё проще и желанней, прочитать тайную книгу.

Вспомним, 50-е - 60-е годы дзю-до, 70-е карате, дзю-дзюцу, 80-е у-шу, кун-фу, ниндзюцу, айки-до, муай-тай и тд. Каждое новое направление становилось модным и обрастало поклонниками страждущими узнать тот великий секрет, который, наконец, сделает из них сверхчеловека. Но жизнь брала своё, оказывалось, что для достижения цели необходимо много и тяжело трудиться, а кроме того обладать и определёнными способностями, если угодно, талантом и разуверившиеся поклонники с завидным энтузиазмом пускались в новые поиски.

Настоящую популярность восточным единоборствам принесло слияние двух искусств - древнего, восточного воинского искусства и современного, западного искусства кинематографии. Кино, как самое доступное и легко воспринимаемое средство информации и рекламы, разнесло легенды и реальные достижения восточных бойцов по всему миру. Дело популяризации завершило телевидение, которое ввело непобедимых героев в каждый дом, каждую семью, результат не заставил себя ждать по всему миру (и наша страна не исключение) открывались школы, клубы, секции, федерации всех существующих единоборств. Едва ли сегодня удастся найти человека не знающего Брюса Ли, Джеки Чана, Чака Норриса, Стивена Сигала, Жан Клод ван Дамма, Синтии Ротрок и многих других.

Окончание второй мировой войны открыло доступ странам Запада к культурно - историческим ценностям народов Юго-Восточной Азии. Кино-производители довольно быстро открыли новый, ещё не использованный пласт - рукопашный бой в восточном стиле. Приступив к съёмкам, режиссёры столкнулись с весьма серьёзной и поначалу просто не разрешимой проблемой.

Парадокс заключался в том, что те, кто хотел и был готов сниматься в их фильмах, не умели драться и имели весьма поверхностное представление о боевых искусствах. Те же, чьи знания и умение не вызывали сомнений наотрез отказывались не то что сниматься, но даже выступать консультантами или продемонстрировать своё искусство. Монахи-воины не могли преступить религиозных запретов, а светские мастера, согласно традициям, должны были хранить тайны своего клана. Таким образом, несмотря на то, что вокруг была масса мастеров, киногероя для съёмок найти было невозможно, в связи с чем, первые фильмы этого жанра были бледными, скучными и малохудожественными.

Брюс Ли, боец или актёр?

Все видят шкуру тигра,
мало кто видит его кости.


Качественным прорывом явилось появление на экране Ли Чжен Фаня (Ли Сяо Лун - детское имя, Брюс Ли - кино имя). Брюс Ли, в отличие от китайских мастеров, мог выпить виски и закурить, его не смущали обнажённые девицы, он выполнял всё, что требовали режиссёры, умел драться, не делал тайны из выполняемых им приёмов, он был образован, современен, говорил на английском языке, был артистичен, обладал приятной наружностью и наконец, что не маловажно, был гражданином США.

Итак, миф по имени Брюс Ли: "Чемпион среди чемпионов, самый совершенный и не превзойдённый боец в мире, не знавший ни одного поражения и пр. , пр." Далее мы ознакомимся с его реальной биографией.
27 ноября 1940 года в Сан-Франциско (где гастролировал театр китайской оперы) родился мальчик Ли Чжен Фань, так как родился он в год и час Дракона, то получил соответствующее детское имя Ли Сяо Лун (Ли Маленький Дракон), ставший по месту рождения гражданином США.

Впервые в кино Ли Сяо Лун снялся в возрасте 3-х месяцев ("Девушка с золотым воротом"), сам же Брюс Ли считал началом свой кино-карьеры фильм "Зарождение человечества" – 1946 г. Как артист кино, Брюс Ли был весьма успешен, до 1958 года он снимается в двух десятках фильмов, кроме этого он успешно учится в школе бальных танцев, в 1958 году став чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча (единственный чемпионский титул Брюса Ли).

В возрасте 13-ти лет он начинает обучение стилю Вин Чун, в школе мастера Ип Мана, где не без успеха, занимался около 3-х лет (каждый, кто сталкивался с традиционной системой преподавания, понимает, что за это время можно стать, в лучшем случае, младшим учеником). В силу того что молодость Брюса Ли была весьма бурной, в 1958 году у него возникает необходимость покинуть Гонконг, альтернативой являлись тюрьма или смерть в уличной драке. Перед отъездом Ип Ман напоминает Брюсу о том, что искусство Вин Чун ни при каких обстоятельствах не должно стать достоянием посторонних и в перовую очередь иностранцев. Ли поклялся в верности учителю, школе и заветам предков.

Поступив на факультет западной философии университета Сиэтла он тут же открывает единственную, на тот период, школу Вин Чун, для обучения американских студентов (открыть школу для китайцев Брюс Ли безусловно не мог, так как не обладал достаточными для этого знаниями и опытом, иное дело американцы ничего не знающие о китайских боевых искусствах). Вскоре он понимает, что исчерпался и не может дать ничего нового своим ученикам.

В 1965 году он едет в Гонконг, просит прощения у своего учителя и разрешения продолжить обучение, он просит Ип Мана снять его во время исполнения им тао-лу (комплексы формальных упражнений), с тем, что бы в дальнейшем продолжить самостоятельное обучение в США. Имея твёрдые убеждения, мастер Ип Ман отказал Брюсу во всех его просьбах. Ли умоляет простить его и предлагает оплатить своё обучение по самому высокому разряду, на что мастер ответил: "Знания передаются достойным от сердца к сердцу, а не богатым из рук в руки, как деньги". Брюс Ли обращается с той же просьбой к сыну мастера Ип Чуну, но и там получает отказ.
Существует версия, что Ип Ман, спустя некоторое время, открыв своё искусство для всеобщего изучения, внёс в методику преподавания ряд изменений, существенно выхолащивающих его. Таким образом, лишь очень узкий круг доверенных учеников, на сегодня изучают подлинный Вин Чун (повторяюсь, что это всего лишь версия).

Вернувшись в США Брюс Ли понимает, что ни учиться сам, ни учить кого либо Вин Чун он не сможет, знаний у него нет и взять их неоткуда, он оказался в тупике. Но будучи амбициозным, талантливым и упорным человеком, он ищет выход и, в конце концов, находит его. Синтезировав известные ему приёмы Вин Чунь с элементами таеквон-до, карате, бокса, дзю-до, джиу-джитсу, кун-фу в 1967 году он представил миру новый стиль Джит-кун-до (путь опережающего кулака), суть которого он определил как "стиль без стиля" (другими словами, бессистемный набор приёмов, надёрганных отовсюду). Стиль получил бешеную популярность, так как его презентовал сам Брюс Ли, но ничем хорошим себя не зарекомендовал не для спорта, не для спецподразделений, не для улицы.

В 1966 году Брюс Ли попадает на съёмки телесериала "Зелёный шершень", так начинается его блестящая карьера киногероя. Но в шоу бизнесе свои законы и он безоговорочно принимает их.
Он создаёт миф о непревзойдённом, только ему доступном "дюймовом ударе", в то время, как технику "фа-ли" (выброс силы) изучают и практикуют адепты абсолютно всех внутренних стилей, и десятки если не сотни тысяч бойцов исполняют "дюймовый удар" ни чуть не хуже, а часто намного эффективней чем Брюс Ли.

Герой должен обладать идеальной, с точки зрения европейцев, фигурой и Брюс начинает занятия культуризмом, используя все доступные химические препараты для повышения работоспособности, роста мышечной массы, сжигания жира и выведения влаги из организма.
Об актере не должны забывать и фильмы с его участием выходят один за другим: "Большой босс", "Кулак ярости", "Китайский связной", "Выход дракона", "Путь Дракона", всего он снялся в 36-ти кинофильмах. Он спешит жить, стремиться стяжать всю славу и деньги мира. Стоимость одного часа тренировки с ним доходит до 500 $, он уже не только актёр, но и режиссёр, сценарист, постановщик боевых сцен, продюсер, а с 1973 года и владелец собственной киностудии "Конкорд".
И организм не выдерживает эту гонку, 20 июля 1973 года, во время съёмок фильма "Игра смерти", он принимает таблетку от головной боли, после чего у него начинаются судороги и он, не приходя в сознание, умирает.

Смерть, как и жизнь артиста, порождает массу легенд и слухов:
- месть Триады за отказ сотрудничать
- месть монахов Шаолиня за разглашение тайных знаний (касание медленной смерти)
- месть любовницы
- самоубийство, наркотики, отравление и т. д. и т. п.

Самой экзотической, пожалуй, была следующая:

В 1971 году Брюс Ли (Ли Сяо Лун - Ли Маленький Дракон) переезжает в Гонконг и селится у озера Девяти Драконов. Версия следующая - девять драконов, живших там ранее, не потерпели появления на своей территории ещё одного дракона и убили его. Такова версия специалистов по Фен Шуй, древней науки о взаимодействии человека и окружающего мира.
Вскрытие же показало, что смерть Брюса Ли наступила в результате нарушения мозговой деятельности, возникшей как результат повышенной чувствительности к химическим компонентам входящих в состав, принятой им, таблетки от головной боли.

Тело Брюса Ли было отправлено в США и похоронено в Сиэтле. Похороны его были грандиозны и трагичны, несколько молодых людей совершили самоубийство, не в состоянии пережить смерть своего кумира, девушки клялись не выходить замуж, смерть его воспринималась, как мировая трагедия.

Итак, подведём итог:
- Велики ли заслуги Брюса Ли в популяризации боевых искусств? Они огромны, никто, пожалуй, не сделал большего.
- Был ли он выдающимся киноактёром? Бесспорно.
- Был ли он чемпионом? Да, в 1958 он становится чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча, но ни в одном соревновании, будь-то поединки или выполнение комплексов тао-лу, он участия не принимал.
- Был ли он бойцом? Пожалуй, но всего лишь одним из миллионов.

Изображения:
budopeople.ru
brucelee.com
moikompas.ru
oboisunsve.bestoboi.no-ip.org

Да многого я ожидал от этого фильма, но увы….



До этого я просмотрел много документальных фильмов про Брюса Ли, снятых о нем уже после смерти.

Изучил его биографию достаточно хорошо, чтобы быть в курсе всех нюансов жизни Ли.

И что же мы видим в этой Легенде…. ?

Мало правды, много бреда. Если зритель посмотрел только эту ХАЛТУР, то у него может сложиться мнение, что великий Брюс Ли был простым среднестатистическим человеком.

Но ведь он не был обычным человеком. Брюс всегда совершенствовался, читал книги брал из них идеи. Ли много работал над собой, над созданием универсальной борьбы, был себя током, поднимал тяжести, много бегал и можно сказать, что вся его жизнь и была сплошной тренировкой.


То как в этом фильме показано, как был травмирован Брюс, тоже полная ложь, он себя покалечил когда поднимал штангу без хорошего разогрева, вот так просто.


Режиссёр этого фильма дочь Брюса – Шенон Ли. Она как мы видим не делает работу качественно, не захотела поведать правдиво о своем отце.

Тетя Шенон решила срубить бабла побольше на известном имени своего отца, а жаль.

Хотя как она может помнить, что-то о нем, когда она была тогда ещё ребенком. Фильм по книге её матери и жены Брюса и то правдивее, хотя тоже есть огрехи в правдивости и достоверности действий.



Актер игравший главного героя, то есть самого Брюса Ли, хорошо передал поведение настоящего Брюса Ли. То как он смотрит с высока на противника, злость, выпученные глаза все это мне понравилось. Точно также делал и настоящий Брюс.

Но то, как показывают Ли когда он дома, пришел и лег на диван это не совпадает с фактами.

Ну как, конечно каждый имеет право отдохнуть, но Брюс не обычный человек как мы помним, потому он и дома занимался, читая книгу, а другую руку качал гантелью и менял их через время.

Даже когда Ли ел на кухне, он одной рукой держал ложку, в другой вытянутой от стола держал стул.

Также от его учеников можно услышать пару интересных историй. Например, как-то Брюс летел в самолете и все время в одной руке держал блокнот, а другой бил его, попеременно меняя руки. Одному пассажиру не понравилось такое и он попросил Ли не делать так. На что он отреагировал так.

Брюс извинился за шум и сказал, что он должен быть всегда в форме и продолжил.

Другой случай рассказывал Дэн Иносанто – друг и ученик Брюса. Однажды они вместе решили поехать пообедать в ресторане.

Они сели в Порше Брюса и поехали. На всех светофорах, где были остановки, Брюс ложил макивару (что-то типа мешка для отработки ударов) между ног и бил пока не загорался светофор на зеленый и они ехали дальше.

Вот, что говорит Википедия о Макива́ра (яп. 巻藁, «скатанная солома») - тренажёр для отработки ударов, представляющий собой связку из соломы, прикреплённую к упругой доске, вкопанной в землю. Применяется в контактных единоборствах и стрельбе из лука.

Даже дома Брюс смотря на полу телевизор, качал пресс и одновременно играл с сыном.

С семьей Ли мало проводил времени и даже в те моменты мысленно был не с ними, а где-то далеко. Это дало о себе знать когда после его смерти, сын Брендон попал в колонию для малолетних.

Хозяином тоже был не супер, гвоздь даже дома забить не мог чтобы повесить картину, приглашал знакомых о они все делали, вспоминала его жена.

Но так как он стал ЛЕГЕНДОЙ и ИКОНОЙ боевых искусств, то многие моменты стараются не вспоминать. Ведь идеальных людей не бывает, но у ЛЕГЕНДЫ не может быть недостатков или изъянов.

Брюс Ли - человек-легенда. Он ворвался в мир кино, преобразив его навсегда. Он побеждал лучших бойцов и показывал чудеса владения телом. Его знает каждый, но Брюс Ли по-прежнему остается загадкой.

Американец с женским именем

Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года. Так совпало, что это был год и час Дракона. Неудивительно поэтому, что он с рождения получил прозвище Ли Сиу Лунг, что переводится как "маленький дракон". Это было его так называемое "детское имя", "взрослое имя" Брюса Ли - Ли Чжэньфань.

Было у него ещё одно имя. В семье мальчика предпочитали называть Сай Фон, что переводится как "маленькое чудо". Это было женское имя, родители Брюса были уверены, что называя мальчика так, они его сберегают, поскольку их первенец-мальчик до этого умер в младенчестве.

То имя, под которым Брюса узнает весь мир, дала ему медсестра в роддоме. Она была уверена (и не без оснований), что с английским именем мальчику будет проще получить свидетельство о рождении. Брюс Ли, таким образом, с детства имел американское гражданство. Он не был чистокровным китайцем, его дедушка по матери был наполовину немцем.

Танцор-драчун

Когда Брюс учился в школе, то особого рвения к учебе не проявлял. Он, как мы знаем, не был чистокровным китайцем,и это немало мешало налаживанию контакта со сверстниками. Ли с детства приходилось отстаивать свое право на существование. Он постоянно дрался, его родителям не раз приходилось забирать сына из полицейских участков.

У Брюса были все шансы "загреметь", но его спасли занятия вин-чун, которым он начал заниматься под руководством легендарного тренера Ип Мана. Характерно, что сам Ип Ман был не в восторге, когда Брюс пришел к нему заниматься. Опять же, по той причне, что Ли не был чистокровным китайцем. Однако Брюс пошел на хитрость: он в то время уже достаточно профессионально занимался танцами и сделал Ип Ману оригинальное предложение: вы научите меня драться, я вас научу танцевать ча-ча-ча. Учитель принял находчивого наглеца, и тот вскоре стал его лучшим учеником.

Брюс осваивал кунг-фу с такой стремительностью, которой можно только позавидовать. Технику, на разучивание которой у некоторых уходили годы, талантливый парень осваивал за несколько недель. По прошествии некоторого времени Брюс решил проверить свои навыки и сразу же выиграл чемпионат школы по боксу, отправив в нокаут чемпиона, занимавшего это место на протяжении трех лет.

Актер с рождения и после смерти

Брюсу Ли, что называется, на роду было написано связать свою судьбу с актерской карьерой. Его отец был актером, Брюс и родился во время гастролей труппы отца в Сан-Франциско. Свою первую роль Ли сыграл в ещё несознательном возрасте, когда ему было три месяца. Он исполнил роль девочки-младенца в фильме "Золотой ворот девушки". Потом он неоднократно играл в фильмах роли мальчишек-задир, что ему очень подходило. В возрасте 6 лет он сыграл роль в фильме "Зарождение человечества", в возрасте 14 лет - главную роль в фильме "Сирота".
Свою последнюю роль Брюс Ли сыграл, в прямом смысле, во время своих похорон. Актер умер, когда его картина "Игра смерти" еще не была закончена (при жизни Ли удалось снять только 28 минут хронометража, остальное время его заменял дублер). Продюсеры сумели выжать все даже с похорон Брюса. Сценаристы переписали сценарий так, что главный герой, скрываясь от мафии, инициирует собственную смерть. Кадры с похорон Брюса были вставлены в фильм, в том числе крупный план забальзамированного лица Ли.

Усердие и азарт

Брюс, безусловно, был невероятно одаренным мастером единоборств, но без усиленных тренировок ему бы не удалось добиться такого мастерства. По воспоминаниям актеров, работавших с Ли, он не прекращал тренироваться никогда. Он тренировался, когда смотрел телевизор, когда шел по улице, когда ехал на автомобиле. Брюс с большим интересом изучал все аспекты бодибилдинга, сам для себя разрабатывал системы тренировок.

За годы своего увлечения боевыми искусствами он освоил практически все виды единоборств. После того, как он в возрасте 25 лет он принял вызов Вонг Чек Мана и потратил на поединок больше 5 минут, его подход к эффективности схватки изменился. Брюс понял, что нет смысла растягивать бой до нескольких минут, если все можно решить за несколько секунд. Нет смысла тратить силы на блокировку ударов, если можно его упредить. Тогда он и начал разрабатывать свою собственную систему - джит кун-до, что переводится как "путь опережающего кулака". Надо сказать, что то, что показывал Ли в своих фильмах на джит кун-до совсем не похоже.
В своих тренировках Брюс Ли кроме традиционных снарядов использовал и разработанные лично им приспособления. Для его школы было важно, чтобы движения бойца были отточены до уровня рефлекса, поэтому макивары Ли часто имели антропоморфный вид.

Мифы и факты

О личностях такого масштаба как Брюс Ли неизменно придумывают легенды. Чего стоят одни только версии его смерти. По одной из них, его смерть была организована китайской Триадой. Якобы китайская мафия мстила актеру за то, что он обучал китайским единоборствам американцев. Триада же замешана, по мнению некоторых "знатоков" в отъезде Ли из Китая (мол, Ли в поединке убил члена этой группировки). Ещё говорят, что Ли употреблял наркотики, говорят, что на самом деле было несколько Брюсов Ли...

Реальных достижений Ли вполне достаточно, чтобы признать его сверхъестественные способности. Когда он стал сниматься в кино, то камеры просто не успевали за ним, поэтому Брюса приходилось снимать не на 24 кадра, а на 36, а потом замедлять пленку, чтобы зритель мог видеть движения. Время удара Ли из свободного положения была 0,05 секунды, он отжимался на одной пальце, держал уголок на пресс по полчаса, менял монеты в руке оппонента до того, как тот успевал сомкнуть ладонь, он играл в теннис нунчаками и ловил зернышки риса палочками... И это без всяких легенд.

18:10 / 11.01.2011 Шоу-биз

Вся правда о Брюсе Ли (ФОТО)

Брюс Ли — великий мастер восточных единоборств, американский и гонконгский киноактёр, а также кинорежиссёр, постановщик боевых сцен, продюсер и сценарист. 27 ноября 2010 года Брюсу Ли исполнилось бы 70 лет. Давайте вспомним об этом человеке, ведь именно он популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века.

Культурная икона, легенда боевых искусств и кинозвезда - все это Брюс Ли. Его стремительное восхождение к международной славе прервалось внезапной смертью в возрасте 32 лет. Родившемуся 27 ноября 1940 года в больнице «Jackson Street Hospital» Брюсу Ли в минувшем, 2010 году исполнилось бы 70 лет.

Семья Ли вернулась в Гонконг, когда Брюсу было всего три месяца. Именно там Брюс Ли обучался Вин Чун Кунг Фу, который позднее станет основой его собственного стиля боевых искусств. Его бойцовые качества плюс несколько актерских уроков стали основополагающими факторами, благодаря которым он стал звездой. Сценическое искусство давалось ему легко, и к 18 годам он уже появился в 20 гонконгских фильмах. Впервые он появился на экране в роли Ченга в фильме 1950 года «Малыш Ченг».

Страсть Ли к сценическому искусству перешла к нему от отца Ли Хон Чена (слева) - известного китайского оперного певца и кантонского актера.

В 1959 году Ли вернулся в Америку, чтобы получить гражданство и изучать философию в Университете Вашингтона. Во время обучения Ли начал преподавать кунг-фу, или, как он его называл, гунн-фу, в качестве подработки. В итоге он решил полностью посвятить себя боевым искусствам и открыл несколько школ. Однако склонность Ли к выступлениям и его естественная харизма указывали на то, что Голливуд неизбежно будет покорен.

Прорыв Ли пришел с ролью Като в телевизионной экранизации комикса «Зеленый шершень». Хотя Като - второстепенный персонаж, удивительный талант Ли в боевых искусствах сразу оказался в центре внимания. Популярность его героя Като стала настолько невероятной, что когда фильм попал в Гонконг, он стал называться «The Kato Show».

В основе его боевых искусств была система и философия, которую он разработал сам и назвал Джит Кун-Ду, или Путь опережающего кулака. Этот вид искусств можно описать, как «стиль без стиля», потому что в нем различные формы и стили сочетались с традиционными боевыми искусствами. Как говорил сам Брюс Ли, в этом виде боевых искусств нужно быть «бесформенным, как вода».

В 1972 году Брюс Ли пригласил действующего чемпиона по карате Чака Норриса на съемки фильма «Возвращение дракона». Когда Норрис спросил его, кто победит в финальной драке, Ли ответил, что это очевидно. В интервью WorldNetDaily Норрис вспомнил, как он подошел к Брюсу Ли и спросил: «так ты собираешься победить действующего чемпиона мира по карате?» «Нет, я собираюсь убить действующего чемпиона по карате», - ответил Ли.

Ли был не только актером в фильме «Возвращение дракона», он также выступил в роли сценариста и режиссера.

Снимаясь в фильме «Игра смерти», Ли получил предложение от компании «Warner Bros.» стать продюсером и сняться в другом фильме - «Выход дракона».

«Выход дракона» имел успех как у критиков, так и у зрителей, и Ли стал звездой международного уровня. Однако успех фильма был омрачен - за шесть дней до выхода фильма Ли скончался от осложнений после приема болеутоляющего «Эквагезик».

Последний фильм Ли «Игра смерти» снимали уже после его смерти - отчасти со снятым ранее материалом, отчасти с дублерами. В фильме демонстрировался талант Брюса Ли в Джит Кун-Ду на фоне таких мастеров, как Карим Абдул-Джаббар (слева).

mob_info