Принцип равной безопасности в русском языке. Translation of "принцип равной безопасности" in English

Условия эффективной коммуникации

Одна из функций языка - функция общения.

Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией различного рода, ее осознание и понимание. Основные функции коммуникации: 1. информативная, 2. интерактивная (побудительная), 3. перцептивная (установление взаимопонимания),4. экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний).

Средства передачи информации в общении делятся на 1) вербальные и 2) невербальные.

Вербальные осуществляются с помощью слов - языка, невербальные - с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, расстояния.

Язык реализуется в речи. Речь - это внешнее проявление языка, т.е. она относится к вербальным средствам общения. Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации, контроля или реагирования.

В реализации речевого действия выделяются этапы:

1) Подготовка, когда происходит осознание целей, мотивов, потребностей и осуществляется прогноз результатов;

2) Структурирование высказывания (осуществляется выбор слов, их оформление);

3) Переход к внешней речи.

4) Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает понимание (языка и содержания), обратную связь (реакцию).

Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Модель речевой коммуникации следующая:

адресант - сообщение - адресат.

Адресат и адресант называются коммуникантами. Для коммуникантов очень важны следующие качества:

- эмпатия - умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека;

- доброжелательность - способность не только сочувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию к другим людям;

Умение понимать собеседника даже тогда, когда не одобряешь его поступок;

Готовность поддержать другого человека;

- аутентичность - умение быть естественным, не скрываясь за масками и ролями, способность быть самим собой;

- конкретность , отказ от общих рассуждений, умение говорить о конкретных переживаниях, готовность однозначно отвечать на вопросы;

- инициативность - склонность к активной деятельной позиции, также способность по собственной инициативе устанавливать контакты;

- непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;

- открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению прочных отношений с окружающими;

-принятие чувства - готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнера;

Готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугивания, а с надеждой установить честные отношения.

Ученые сформулировали ряд принципов речевой коммуникации. Один из них – принцип последовательности . Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика вопрос, вторая – ответ. Другой принцип – принцип предпочитаемой структуры – характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающимися и отклоняющимися ответными репликами.

Чтобы упростить задачи коммуникантов, были созданы определенные законы , которые делают общение более успешным. Известны два описания принципов коммуникации. Они носят свои названия по именам основоположников - принцип кооперации Г.П. Грайса и принцип вежливости Дж.Н. Лича.

Принцип кооперации Грайса состоит из четырех (ПРАВИЛ) максим :

- максима количества - полноты информации (высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется);

- максима качества информации (не говори то, что ты считаешь ложным);

- максима отношения - релевантности (не отклоняйся от темы);

- максима способа - манеры (выражайся ясно, кратко, будь организован).

Принцип вежливости Лича заключает в себе шесть (ПРАВИЛ) максим :

- максима такта - максима границ личной сферы (нельзя затрагивать такие темы, как религия, частная жизнь, зарплата и др.);

- максима великодушия - необременения собеседника;

- максима одобрения - позитивность в оценки других;

- максима скромности - неприятия похвал в свой адрес, реалистическая самооценка;

- максима согласия предполагает отказ от конфликта для сохранения общения и для решения проблем;

- максима симпатии - благожелательности.

Психологические принципы общения:

Принцип равной безопасности – непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.

Принцип децентрической направленности – непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Силы участников общения следует направить на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию с позиции другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано , т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла.

Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать . Различают два вида слушания:

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь собеседника.

Существует два важных закона коммуникации :

1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель, т.е. ответственный за точную коммуникацию лежит на отправителе.

О характере речевого действия судят по реакции на него, реагированию, т.е. по обратной связи. Обратная связь - показатель эффективности общения, достижения нужного результата. Обратная связь может передаваться мимикой, жестами, взглядом, комплиментами. В каждой ситуации общения используются свои речевые тактики , т.е. речевые приемы, помогающие достичь цели. Специалисты выделяют речевые тактики, свойственные бытовому и деловому общению:

1. обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так бывает);

2. пример (...а моему другу купили.., а я в твои годы.., т.е. используется какой-то конкретный опыт);

3. неожиданность (использование неожиданной информации);

5. момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход к решению проблемы);

6 . сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да» (Ты ходил, в субботу на выставку и сказал, что "тебе понравилось («Да»), к тому же это заняло немного времени («Да») и билет был недорогой («Да»), значит, ты можешь пойти со мной на эту выставку еще раз («Да»);

7. провокация (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента);

8. «подмазывание» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной ситуации») и др.

Всем известны случаи, когда собеседники, как ни стараются, не понимают друг друга. Причины кроются в неодинаковом знании предмета разговора, психологических особенностях собеседников, профессиональных, политических, религиозных различиях, т.е. в коммуникативных барьерах .

1. Логический барьер . Каждый человек видит проблему со своей позиции. Нужно постараться понять собеседника, встать на его точку зрения.

2. Стилистический барьер . Он предполагает четкую структуру текста, логику и последовательность изложения. Для этого используется правило рамки и цепи. Правило рамки заключается в том, что начало и конец сообщения должны быть четко очерчены, так как начало и конец лучше запоминаются. Правило цепи предполагает структуру текста, выстроенную по какому-либо признаку. И, конечно, учитывается вид сообщения, так как форма коммуникации и ее содержание должны соответствовать друг другу. Если этого нет, возникает стилевой барьер.

3. Семантический (смысловой) барьер возникает, когда собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, т.е. «говорят на разных языках», имеют социальные, религиозные, профессиональные различия.

Важным фактором в общении является межличностное пространство . Исследователями выделено четыре зоны общения:

- интимная зона (от 15 до 50 см) - это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники);

- межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) - общение друзей;

- социальная зона (от 1,2 до 3,7 м) - эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений;

- общественная зона (более 3,6 м) - при общении с большой аудиторией. Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка.

Речевое взаимодействие - это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего или пишущего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию - слушающего или читающего - адресата. Элементарной формой речевого взаимодействия является речевой акт. Речевой акт со стороны адресанта - это говорение - отправление акустических сигналов в виде языковых знаков, либо письмо - кодирование речевых сигналов с помощью графических символов. Речевой акт со стороны адресата - это слушание - восприятие речевых акустических сигналов и их понимание, либо чтение - декодирование графических знаков, понимание их значений. Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация , т. е. контекст общения. Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д.

Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной контекст - время и место, в котором происходит речевое общение. Место общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приеме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом в вузе на экзаменах и т. д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); когда адресат - конкретное лицо и т. д. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата. Речевое событие – протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Речевое событие состоит из двух главных компонентов: 1) устной речи (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движение и др.); 2) условия, обстановки, в которой происходит общение. Первую составляющую речевого события называют дискурсом. Дискурс - это речевой акт (высказывание, текст), который сопровождается мимикой, жестами, пространственным поведением собеседников и другими экстралингвистическими факторами. Иначе говоря, дискурс - речь, «погруженная в жизнь», - это текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами. Дискурс как цельное, завершенное событие представляет собой различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, беседу, школьный урок, семинарское занятие, заседание, конференцию и т. д. Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства места и времени, предмет и цели.

Понятие международной безопасности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие международной безопасности.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Раздел 10. Право международной безопасности

Прошло уже достаточное время, чтобы международное право перестало быть правом войны и мира. И хотя ликвидировать вооруженные конфликты в пределах всœего земного шара пока не удалось, довольно важную часть международного права составляют нормы, обеспечивающие мирное сосуществование государств и их безопасность. Что такое безопасность? Можно дать следующее определœение: безопасность - состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Применительно к международной безопасности это определœение может выглядеть так: международная безопасность - ϶ᴛᴏ состояние защищенности жизненно-важных интересов государств и международного сообщества от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Целью международной безопасности является сохранение государства среди других суверенов, обеспечение собственной независимости и суверенитета. В случае если до ХХ века речь могла идти действительно только о сохранении себя как международной личности, то с появлением оружия массового поражения можно уже говорить о сохранении государства и его населœения в физическом смысле. Да и всœей цивилизации в целом.

Можно считать обеспечение международной безопасности уделом только политиков, дипломатов. При этом со времен создания ООН международное право выработало достаточно эффективных правовых средств обеспечения международной безопасности, среди которых: договоры о разоружении и сокращении вооружений; международный контроль; создание систем коллективной безопасности.

Итак, традиционно международная безопасность рассматривалась в военном аспекте как противостояние потенциальным или реальным угрозам, вызванным военными амбициями других государств. Соответственно наиболее важным для государств было обеспечение собственной защитной и наступательной мощи. При этом уже не раз говорилось о том, как изменился мир на протяжении ХХ века. Изменения, происходившие в обществе, государствах, международном сообществе, породили новое понимание международной безопасности. Возникла концепция всœеобъемлющей безопасности .

В чем заключается всœеобъемлющий подход к безопасности? В первую очередь, задача этой концепции – не допустить начало нового мирового вооруженной конфликта͵ третьей мировой войны. Всеобъемлющий подход в данном значении предполагает, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы исклю­чала возможность возникновения войны. Всеобъемлющий подход означает равную заботу о безопасности всœех государств.

Во-вторых, главный акцент смещается не в сторону борьбы с уже начавшимся вооруженным конфликтом или его последствиями, а в сторону предупреждения конфликтов. Это, в свою очередь касается применяемых мер.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ тоже носят всœеобъемлющий характер и касаются самых различных областей отношений: воен­ных, политических, экономических, гуманитарных, экологических и др.
Размещено на реф.рф
Современные угрозы международной безопасности включают в себя не только распространение и наращивание вооружений, но и незаконную миграцию, трансграничную преступность, массовые нарушения прав человека и т.п.

Концепция всœеобъемлющей безопасности была одобрена международным сообществом, поскольку на Генеральной Ассамблее ООН 5 декабря 1986 ᴦ. и 7 декабря 1987 ᴦ. были приняты специаль­ные резолюции о создании всœеобъемлющей системы международ­ного мира и безопасности, а 7 декабря 1988 ᴦ. - резолюция ʼʼВсе­объемлющий подход к укреплению международного мира и без­опасности в соответствии с Уставом ООНʼʼ.

Особенностью концепции всœеобъемлющей безопасности является ее правовой характер.
Размещено на реф.рф
Она не только нацелена на использование правовых методов, но и отводит международному праву ключевую роль в ее поддержании. Для поддержания концепции всœеобъемлющей безопасности международное право должно:

1) обеспечение эффективное функцио­нирование уже сложившихся механизмов (в первую очередь – нормы Устава ООН);

2) выработать новые международно-правовые нормы (в развитие и во исполнение Устава ООН).

Право международной безопасности базируется на базовых принципах современного международного права: принцип неприменения силы, принцип мирного раз­решения споров. Также можно вести речь о специальных принципах: принцип разоружения, принцип равной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности государств, принцип равенства и одинаковой безопасности.

Принцип разоружения . Современная концепция международной безопасности возникла в ситуации гонки вооружений двух сверхдержав – СССР и США. В случае если в XIX веке обеспечение безопасности через совершенствование вооружений и их наращивание являлось нормой для государств, то во второй половинœе ХХ века стало ясно, что накоплен такой вооруженный потенциал, которые может уничтожить всœе человечество, в связи с этим возникла актуальная проблема – как от него избавится, сохранив при этом паритет. Принцип разоружения означает поступательное движение государств по пути сокращения собственного вооруженного потенциала до крайне важно го минимума. Такое сокращение возможно только на взаимной основе.

Принцип равной безопасности . Основное содержание этого принципа состоит в праве каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность. Безопасность обеспечивается для всœех в равной степени с учетом интересов всœех субъектов без какой-либо дискриминации.

Принцип ненанесения ущерба безопасности госу­дарств . Этот принцип гласит, что нельзя укреплять собственную безопасность за счёт безопасности других и недопустимость получения односторонних преимуществ в обеспечении безопасности. Государства должны отказываться от любых действий, которые могут нанести ущерб безопасности другого государства.

Принцип равенства и одинаковой безопасности . Значение этого принципа состоит в том, что государства и их военные объединœения, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил. Это можно рассмотреть на примере отношений СССР (теперь России) и США. В период существования СССР паритет был достигнут за счёт создания двух военных групп – организаций коллективной безопасности (НАТО и Организация Варшавского договора). Равное противостояние на тот момент являлось едва ли не единственным средством обеспечения безопасности. Затем, начиная с 1991 года это противостояние изменяется: НАТО расширяет свое присутствие в Восточной Европе, СССР прекращает свое существование, вместо него на политической арене появляется РФ. Сохранился ли паритет? Сегодня, в случае если и можно говорить о противостоянии как обеспечении равенства и одинаковой безопасности, что оно существует между США и Россией. Можно говорить о паритете в стратегических ядерных силах. Этот паритет был подтвержден двумя договорами о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ – 1, СНВ – 2). Но следует учитывать, что данный принцип должен приобрести глобальный характер и, по мнению С.А. Малинина, будет означать обязанность суверенных субъектов сохранять пределы разумной достаточности, однако на всœе более и более низком уровне военного потенциала.

Основными средствами поддержания международной безопасности являются:

Мирные средства разрешения споров,

Меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

Неприсоединœение и нейтралитет;

Разоружение;

Нейтрали­зация и демилитаризация отдельных территорий;

Ликвидация ино­странных военных баз;

Создание в различных районах земного шара зон мира и безъядерных зон;

Коллективная безопасность (универсальная и региональная);

Меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений, их ограничению;

Меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения;

Меры по укреплению доверия между государствами.

Все средства, кроме, пожалуй, последних двух являются правовыми, применение которых основано на достижении государствами согласия, заключения международных договоров. Наиболее важными средствами можно назвать мирное разрешение споров, разоружение, коллективную безопасность. Особенностью данного перечня является еще и следующее: базе поддержания безопасности лежат мирные средства, однако не исключено и применение вооруженной силы.

Понятие международной безопасности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие международной безопасности." 2017, 2018.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "принцип равной безопасности" in English

See examples translated by principle of equal security
(9 examples with alignment)

"> principle of equal security

Other translations

С установлением нового миропорядка проявились и его негативные последствия, в том числе концепция военной интервенции, которая игнорирует не только интересы отдельных государств в сфере безопасности, но и принцип равной безопасности для всех, получивший подтверждение на специальных сессиях Генеральной Ассамблеи по разоружению.

The new world order has negative effects, including the concept of military intervention that does not take into account the security interests of individual States and the principle of equal security for all, as reaffirmed at the special sessions of the General Assembly on disarmament.

Principle of equal security for all, as reaffirmed at the special sessions of the General Assembly on disarmament.">

В нашей борьбе за безопасность, ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия важнейшим принципом должен оставаться принцип равной безопасности для всех государств, закрепленный в Уставе и одобренный в ходе первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной разоружению.

The principle of equal security for all States, established by the Charter and upheld at the General Assembly"s first special session on disarmament, should remain paramount in our quest for security, nuclear disarmament and non-proliferation.

Principle of equal security for all States, established by the Charter and upheld at the General Assembly"s first special session on disarmament, should remain paramount in our quest for security, nuclear disarmament and non-proliferation.">

В Декларации, принятой на первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной разоружению, провозглашен принцип равной безопасности для всех государств - как в области оружия массового поражения, так и обычных вооружений, как на региональном, так и на международном уровнях.

The Declaration adopted at the first special session of the General Assembly devoted to disarmament adopted the principle of equal security for all States, both in the non-conventional and conventional fields and at both the regional and the international levels.

Principle of equal security for all States, both in the non-conventional and conventional fields and at both the regional and the international levels.">

Основой для принятия мер по контролю над обычными вооружениями должен служить принцип равной безопасности для всех.

The principle of equal security for all must be the basis on which conventional arms control measures are taken.">

Предложения, представленные на Конференции по разоружению в 2007 и 2008 годах, отрицают принцип равной безопасности для всех, служат интересам нескольких государств и подрывают согласованную основу переговоров в отношении поддающегося проверке договора о запрещении производства расщепляющегося материала.

The proposals presented in the Conference on Disarmament in 2007 and 2008 negated for all, served the interests of a few States and undermined the agreed basis of negotiations on a verifiable fissile material treaty.

The principle of equal security for all, served the interests of a few States and undermined the agreed basis of negotiations on a verifiable fissile material treaty.">

Конференция признает принцип равной безопасности и ненанесения ущерба безопасности для всех государств и первостепенную важность интересов национальной безопасности и императивов безопасности всех государств-членов.

The Conference recognises the principle of equal and undiminished security for all states and the overriding importance of national security interests and security compulsions of all Member States.

The principle of equal and undiminished security for all states and the overriding importance of national security interests and security compulsions of all Member States.">

Так, например, на многих переговорах по вопросам разоружения существенно важное значение имеет принцип равной безопасности и ненанесения ущерба безопасности на самом низком уровне вооружений.

Thus, for example, in many disarmament negotiations the principle of equal and undiminished security at the lowest level of armaments is essential.

The principle of equal and undiminished security at the lowest level of armaments is essential.">

В переговорах по сокращению вооружений великие державы должны принимать во внимание принцип равной безопасности для всех, независимо от размера, военной мощи, социально-политической системы или политического и экономического значения государства.

In negotiations on the reduction of armaments, the great Powers should take into account the principle of equal security for all, irrespective of size, military strength, socio-political systems or political and economic importance.

The principle of equal security for all, irrespective of size, military strength, socio-political systems or political and economic importance.">

Для достижения прогресса в деле глобального и регионального мира и безопасности крайне важно соблюдать принцип равной безопасности и ненанесения ущерба безопасности для всех государств.

To further the cause of global and regional peace and security, it will be essential to uphold the principle of equal and undiminished security for all States.

The principle of equal and undiminished security for all States.">

В-четвертых, растущая тенденция к обеспечению безопасности некоторых государств в ущерб другим путем принятия избранной группой государств мер вне рамок признанных многосторонних форумов для ведения переговоров подрывает принцип равной безопасности и ненанесения ущерба безопасности всех государств.

Fourthly, the growing trend of promoting the security of some States at the cost of others through measures adopted by a select group of States outside recognized multilateral negotiating forums undermines

Начиная рассматривать психологию спора, заметим, что все изложенное далее будет относиться и к полемике, дискуссии, диспуту, прениям. Другими словами, речь пойдет о психологии взаимодействия собеседников при разрешении противоречия в процессе мышления. Механизм этого взаимодействия один и тот же, только накал страстей и столкновения душ разные.Участники обсуждения (или исследования) проблемы могут переходить от одного состояния взаимодействия к другому в зависимости от накала страстей и изменения подходов. Конструктивный подход проявляется в стремлении к обмену мнениями, к беседе, к нахождению приемлемого решения. Деструктивный подход чаще выливается в острые формы общения: спор, полемику.Психологическое поведение партнеров зависит от многих факторов: знания принципов спора, мотивов собеседников, личностных свойств, характеров и соблюдения этических правил.

Так как у собеседников в явной или неявной форме могут проявляться признаки различных подходов, то участникам необходимо руководствоваться психологическими принципами спора. Последние определяют нормы взаимодействия сторон, этические правила и регламентируют деятельность участников спора, независимо от их целей.Какие же существуют психологические принципы спора?Это принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности и принцип адекватности (соответствия) того, что воспринято, тому, что сказано.Чем они характеризуются?Принцип равной безопасности гласит: не причиняйте психологического или иного ущерба ни одному из участников спора; в споре не делайте того, чему сами не порадуетесь. Принцип относится ко многим психологическим факторам личности, но в первую очередь - к чувству собственного достоинства. Он запрещает оскорбительные, унижающие выпады против личности собеседника, какие бы тот мысли и идеи ни отстаивал. Если кто-то нарушает этот принцип, то происходит подмена цели (достижение истины), спор сходит с рельсов логики развития мысли и начинается противоборство амбиций. Оказавшись объектом насмешек, человек нередко слепо и беспощадно мстит за унижение.Принцип равной безопасности, если им руководствуются обе стороны, предполагает конструктивный подход к решению вопроса спора.Другой принцип - принцип децентрической направленности - предписывает: умейте анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, смотрите на себя, других исходя из интересов дела, а не из личных целей. Если кратко, то кредо таково: не причиняйте ущерба делу.Принцип предполагает помощь друг другу и решение проблемы объединенными усилиями, поиск устраивающего всех варианта. Если в споре будет достигнута подобная направленность, то собеседники могут не только подняться над личными интересами, но и сделать прорыв через внешние и внутренние ограничения, в частности через психологические барьеры, мешающие увидеть истину или решение, которое является оптимальным.Децентрическая направленность развивается в условиях альтернатив, т. е. при рассмотрении нескольких точек зрения. Совершенствуется такое мышление в частом общении с людьми, умеющими отстаивать свой взгляд при конструктивном подходе к решению проблемы.Однако направленность как совокупность относительно независимых от ситуации устойчивых мотивов деятельности может быть и эгоцентрической. При этом личность руководствуется мотивами собственного благополучия, стремлением к престижу, победе в споре, эгоистическими целями. Собеседники с эгоцентрической направленностью обычно заняты больше всего своими проблемами и не интересуются проблемами других; спешат с выводами и предположениями; пытаются навязывать свое мнение окружающим; лишают других участников спора чувства свободы; не ориентируются в обстановке, когда нужно говорить, а когда - молчать и слушать; их поведение не отличается дружелюбием.Кредо эгоцентриста: «В центре внимания моя точка зрения, моя теория, но не точка зрения противника». В споре он делит людей на полезных, помогающих ему отстаивать его мнение, и вредных, препятствующих его успеху. Такой человек способен «поставить на место», распечь, одернуть, обругать, унизить, оскорбить соперника. Когда ничего другого не удается, эгоцентрист изображает непонятость, горькую обиду. Искренность его возмущения может привести собеседника в смятение.Человек с эгоцентрической направленностью чаще других склонен к деструктивному подходу в споре.Немаловажен и третий принцип - принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Он гласит: не причиняйте ущерба мысли намеренным или ненамеренным искажением сказанного (услышанного).Чтобы этот принцип сослужил службу спорящим, необходимо максимально точное восприятие смысла услышанного. Надо стремиться к простоте и точности высказываний. Если фразы непонятны, то угасает внимание, теряется интерес к речи собеседника. А когда интерес сохраняется, чувство такта сдерживает желание слушающего уточнить смысл сказанного и приходится достраивать понимание по своим представлениям. В этом всегда скрыта возможность отразить в сознании не совсем то, что имел в виду оппонент. В результате возникает смысловой барьер - несовпадение воспринятого с тем, что было услышано.На пути к точному восприятию речи оратора могут быть и психологические барьеры. Они связаны с особенностями личности, ее психическими состояниями или реакциями, препятствующими пониманию или принятию адекватного смысла высказывания, точки зрения противника. Это могут быть проявления излишней уверенности оратора, апломб, амбиции, пренебрежение другими мнениями, самолюбование, зависть, вражда и т. д.Принцип обязывает участников спора учитывать способность противника точно улавливать смысл цепочек рассуждения и делать материал доступным, не перегружая и не упрощая изложение в ущерб глубине мыслей.Кроме того, необходимо принимать во внимание свойственные многим из нас косность мышления, устаревшие представления и взгляды прошлых времен, переходящие в догмы, штампы. Новые научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании обыденного сознания, но человек неохотно сбрасывает шоры привычного, оправдавшего себя опыта.Не все мы обладаем системным мышлением, т. е. не способны рассматривать предмет как систему, включенную во множество связей с другими подсистемами. Для одного предмет речи словно высвечен многими прожекторами, а для другого из-за узости собственных знаний видится только пятно на объекте познания. Частичные, бессистемные знания обусловливают сомнения там, где другому все ясно до мелочей. Так возникают смысловые барьеры. Люди топчутся у такого забора или без конца проваливаются то в одну, то в другую яму, видимую для одного и невидимую для другого. В итоге приятное заблуждение: «То, что я увидел и услышал, есть все, что можно увидеть и услышать в этом высказывании».Убежденность в непогрешимости собственного мнения в споре приводит к бесполезной перепалке, в результате которой предмет разногласий остается в стороне, а спорящие еще прочнее защищают свои позиции, считая неправым противника.Для реализации третьего принципа следует учиться слушать друг друга. В чем проявляется неумение слушать собеседника и, как следствие, неадекватное понимание его?

  • Мы не умеем сдерживать свое желание высказать скороспелое мнение;
  • спешим опровергать противника, не вникнув как следует в его рассуждения;
  • перебиваем его, хотя он не закончил аргументацию, а потом оказываемся в глупом положении;
  • цепляемся за несущественное и в итоге утомляемся, прежде чем добираемся до главного;
  • отвлекаемся на что-либо во внешности оратора, на недостатки его речи и упускаем из виду суть его мыслей;
  • не дослушав до конца, готовимся парировать намеки на нашу неосведомленность;
  • не принимаем во внимание мотивы противника, побуждающие его сопротивляться нашему взгляду на проблему;
  • пребываем в уверенности, что наших знаний вполне достаточно, чтобы защитить свою позицию;
  • уверовав, что истина на нашей стороне, заранее настраиваемся на несогласие с утверждениями противника.
  • Все это мешает взаимопониманию и адекватному восприятию сказанного.

Виды спора

Споры бывают разные. Специалисты выделяют три вида: аподиктический, эристический и софистический.Вид спора зависит от цели, которая как закон определяет способ и средства ее достижения и которой он должен добиваться.Если цель собеседника - поиск истины, то он ведет аподиктический (достоверный, основанный на формальных законах мышления и правилах вывода) спор. Если цель оппонента убедить, склонить к своему мнению, то он ведет эристический (или, как его еще называют, диалектический, основанный на всех законах диалектики) спор. Если цель соперника победить любым путем, то этот спор называют софистическим (основанным на словесных ухищрениях, вводящих в заблуждение).В споре участвуют минимум двое (или две стороны), и сочетание их поведений может быть различным. Вот лишь несколько вариантов.
  • Второй - тоже (аподиктический спор).
  • Первый стремится к истине (аподиктический спор).
  • Второй - убедить (эристический спор).
  • Первый стремится к истине (аподиктический спор).
  • Второй - к победе (софистический спор).
  • Первый стремится убедить (эристический спор).
  • Второй - победить (софистический спор).
  • Оба стремятся убедить друг друга (эристический спор).
  • Оба стремятся победить друг друга (софистический спор).
Чтобы не потонуть в описании вариантов взаимодействия спорящих, мы дадим одностороннюю характеристику видов спора. Почему одностороннюю?Палитра любого варианта включает различные средства, свойственные соответствующим видам спора, и сочетания приемов конструктивного и деструктивного подходов. Трудно дать название спору, в котором один стремится к истине, другой пытается склонить соперников к своему мнению, а третий - победить их любым путем. У всех разные цели и средства их достижения.То, что мы предполагаем,- это как бы характеристика движений фигур на шахматной доске. Конь ходит по-своему, ферзь - по-своему, слон - тоже. В шахматной игре уже имеются точно просчитанные партии с названиями и возможными исходами. Их тысячи. Но если представить, что шахматные фигуры - живые, обладающие психикой (душой), всеми человеческими страстями, тогда любая партия оказалась бы непредсказуемой. Если у шахматных фигур жесткие ограничения, у людей их нет.Таким образом, надо сразу настраивать себя в споре на самые непредвиденные проявления ума и чувств собеседников. Человек, подготовленный к спору, должен быть способен играть свою партию, импровизируя в условиях импровизации других, не сбивая мысль, а подхватывая ее, вливаясь в мелодию другого оппонента, чувствуя биение ритма и придерживаясь общей темы. Другими словами, в споре, как в диксиленде, исполнители - виртуозы мышления: диалектик ведет партию к истине, оратор всех склоняет к единомыслию, софист видит свою цель только в победе, но тема звучит.Однако хороший музыкант может оказаться неспособен играть в диксиленде, а умный, образованный человек может чувствовать себя совершенно непригодным для спора. Познакомившись далее с описанием трех видов спора, вы поймете, почему это происходит.Аподиктический спор. Он предполагает точное формулирование тезиса, наличие основного аргумента (достоверного утверждения - большой посылки, с которой начинается цепь умозаключений), отсутствие противоречий в рассуждениях, достоверность и достаточность аргументов. При этом умозаключения будут строиться по фигурам силлогизма - форме мышления, в которой составными частями являются большая посылка, меньшая посылка, логическая связка (следование) и заключение.Проанализируйте рассуждение: аподиктический спор возникает при обнаружении проблемы. Думающие люди всегда сталкиваются с различными подходами к решению проблем. Из этого следует, что аподиктический спор возникает среди думающих людей.В данном рассуждении первая фраза является большей посылкой, не вызывающим сомнения утверждением. Вторая фраза - меньшая посылка. Как срабатывает наш мозг? В большей и меньшей посылках он ищет общий для общих фраз термин (в примере это слово «проблема»). При равенстве крайних членов предложений мозг приравнивает (связывает) оставшиеся смысловые части («аподиктический спор» и «думающие люди») и формирует из них новую фразу (высказывание). Она является выводом и носит название заключения. Если посылки признаны истинными и соблюдены правила вывода, относящиеся к ним, то заключение с необходимостью должно быть истинным (достоверным). В этой схеме построения речи, которая называется фигурой силлогизма, и заключен процесс постижения истины в словесном рассуждении.Если вы вслед прежнему рассуждению добавите новое: «Андреева считают думающим и критически мыслящим руководителем нашего института» - то мозг выведет следующее суждение: «Андреев предпочитает вести аподиктический спор». И так цепочку рассуждений можно тянуть до той фразы, которую мы обосновываем как истинное утверждение.При формальном соблюдении законов мышления и правил вывода разум приведет нас к истине путем умозаключений, которые называются аподиктическими.Кредо участника такого спора: «Платон мне друг, но истина дороже».Этот вид спора требует точных (научных) определений понятиям, доказанных научных положений в качестве больших посылок, установленных фактов, ясно сформулированных проблем, надежных аргументов и понимания сути разногласий (спорного вопроса). В силлогизмах, как замечал К. Л. Зелинский, «в движении мысли по рельсам логики есть та принудительность вывода, которая пленяет всякого ученого и парализует воображение...Все это рельсовый транспорт мысли, который доставит вас к истине как конечной станции назначения» (цит. по книге: Павлов К. Г. Психология спора. Владивосток, 1988. С. 139, 140).В чем заключается психологический аспект аподиктического спора, когда его ведут оба участника и цель у них одна - найти истину или хотя бы приблизиться к ней? Противники проявляют себя психологически симметрично, т. е. осуществляют взаимную проверку достоверности тезиса (пропонента) и антитезиса (оппонента). При этом, глубоко уважая друг друга, они дают восхищенные оценки суждениям собеседника, побуждают взаимно к уточнению и исправлению формулировок, толкований, определений, проявляют терпение, стремятся прояснить взгляды соперника, ищут и замечают то, в чем противник прав. Вся их деятельность направлена на взаимную коррекцию точек зрения. Ведут они спор, как два пожарника у ручного насоса,- противодействуя друг другу, получают струю воды. Еще нагляднее аналогия с людьми, распиливающими ствол дерева двуручной пилой.Возможно ли обострение аподиктического спора? Да, когда спорщики вкладывают разный смысл в один и тот же тезис; по-разному воспринимают понятия, которыми оперируют в рассуждениях, или спорят не по существу предмета разногласий.Для ведения аподиктического спора необходимо развивать в себе такие качества:
  • компетентность (знание общих положений, деталей обсуждения);
  • заинтересованность;
  • оптимизм (в том числе чувство юмора);
  • чувство ответственности;
  • конструктивность подхода (готовность к защите позиции, мнения в интересах созидания и продолжения диалога);
  • идейность (глубина суждений, высокий философский уровень мышления);
  • аргументированность выводов (прочность фактов, умение пользоваться вариантами аргументации);
  • сосредоточенность на проблеме (выделение самого существенного, четкое изложение спорного пункта, короткая и ясная формулировка тезисов);
  • компромиссность (готовность уступить, рискнуть, изменить свою позицию);
  • общительность (умение восстановить психологический контакт);
  • интеллигентность (интеллектуальная терпимость, искренность в проявлении радости, сдержанность в гневе).
При учете сказанного по поводу аподиктического спора утверждение, что «в споре рождается истина», может оказаться действительно близким к такому результату.Эристический спор . Как уже было сказано, эристический спор ведется тогда, когда необходимо убедить партнера в чем-либо, перетянуть на свою сторону, сделать единомышленником. Претворение нового в жизнь и отказ от старого начинается с этого спора. Каждый, кто не может спокойно смотреть на недостатки, на то, как интересные начинания тормозятся отжившими догматами, невольно вовлекается в эристический спор.Этот вид спора ведут его инициатор и сопротивляющийся ему партнер. В группах - это сторонники позиции и оппозиции. Поэтому такой спор еще называют парламентским.Теоретической базой его являются понятия: рассуждение, аргументированность, убедительность. Рассуждение - цепочка умозаключений (не обязательно аподиктических), изложенных в логической последовательности. Аргументированность - логическая принудительность вывода тезиса (рассуждение может казаться доказательным). Убедительность - психологическое понятие, в основе которого - вера в правдивость излагаемого, связанного с определенными эмоциями слушателя. Аргументированность обеспечивает совпадение мнений. Убедительность - совпадения чувств. В споре неспециалистов чаще верх берут именно страсти и эмоции.Не волнуя, не затрагивая нервную систему людей, нельзя даже просто агитировать. Даже собрать толпу и направить ее тушить пожар. Тем более нельзя без этого «склонять»!Аргументированность понимается как обоснованность утверждений, подкрепленность тезиса источниками, фактами, наблюдениями и т. д. Стоит придать аргументам психологическую окраску, как сразу усиливается их убедительность и они начинают бить в цель.Рассуждения спорщиков могут быть оценены таким образом: а) аргументированные, но не убеждающие,б) убеждающие, но не совсем аргументированные,в) аргументированные и убеждающие.Безупречно аргументированное рассуждение называют доказательным . Его признаки: определенность понятий; непротиворечивость суждений; разносторонность взглядов на предмет; достаточность оснований для утверждения тезиса. Тогда и спор становится аподиктическим.Однако, обладая логической безупречностью, такое рассуждение может оказаться неубедительным, т.е. не затрагивающим эмоциональное состояние человека. Голые абстракции не тронут душу партнера, и он просто не согласится с нами. Рациональное воздействие (на разум и рассудок) необходимо подкрепить иррациональным (на чувства), тогда рассуждение будет выглядеть аргументированным и убеждающим. Проанализируйте два примера и сравните силу воздействия двух рассуждений по поводу одной и той же мысли, сделанных известными русскими учеными-историками профессорами С. Ф. Платоновым и В. О. Ключевским.

С. Ф. Платонов: «...Анна окружила себя своими курляндскими друзьями- немцами. Первое место среди них занимал курляндский ее камергер фон Бирон, а затем братья Левенвельд. Они поставили во главе управления тех немцев, каких застали уже в России... Бремя власти Бирона русским людям казалось ужасным».

В. О. Ключевский: «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении».

Удивительно, но факт: очень часто большей убеждающей силой обладают недедуктивные умозаключения, особенно для тех, кто привык полагаться на мнение большинства, авторитеты, лидеров, уважаемых лиц или на собственный опыт.К недедуктивным, т.е. без силлогизмов, но правдоподобным заключениям относятся аналогия, гипотеза, индукция . Аналогия, как уже отмечалось, позволяет оратору склонить аудиторию к своему мнению, пользуясь сходством свойств, признаков, поступков у нового предмета речи и у известного собеседника. Гипотеза - предположение, поданное в стремительном темпе, «сдобренное» эмоциями, обращениями к моде, вере, невежеству, престижу, традициям. Для индукции достаточно подать несколько фактов с нарастающим эмоциональным воздействием - и партнер сам сделает вывод, к которому его склонял инициатор. Индукция наводит на мысль.Чтобы представить психологическую характеристику эристического спора, сопоставим мотивы человека, который склоняет аудиторию к своему мнению, и мотивы собеседника, который сопротивляется этому воздействию.Зачем спорит инициатор?

  • Чтобы добиться своей цели;
  • предостеречь от непродуманного решения;
  • вызвать готовность к участию в работе;
  • склонить на свою сторону;
  • добиться согласия;
  • сделать партнера единомышленником;
  • найти истину или оптимальное решение
Чем продиктовано сопротивление ему?
  • Стремлением не попасть под влияние другого человека;
  • осознанием принципиальной несовместимости своей и чужой точек зрения;
  • неверно понятым высказыванием инициатора;
  • предубеждением к его личности;
  • отношением к спору как к спорту («кто кого?»)
Как видим, диапазон мотивов эристического спора очень широк. Все это заставляет спорщиков испытывать большую нагрузку в общении. Плюс ко всему сказываются личностные особенности, которые предопределяют подход собеседника в споре: конструктивный (созидательный) и деструктивный (разрушительный). Оба могут проявлять защитную реакцию. Допустим, инициатор выдвигает предложение и аргументирует его, но партнер под влиянием собственных мотивов, личных невзгод, неудач на работе или из-за страха оказаться втянутым в ситуацию, которая не сулит ему выгоды и спокойной жизни (или результаты согласия непредсказуемы), защищается выдвижением альтернативы.Возникшее столкновение альтернатив также порождает защитную реакцию, которая может быть контраргументацией (контр - против) или обструкцией (преградой, препятствием) для собеседника. В этом случае у каждого спорщика наблюдается повышенная чувствительность к малейшим попыткам соперников повлиять друг на друга.Сомневаясь в искренности и доброжелательности первой позиции инициатора, партнер возражает, либо поставив альтернативу, либо воздвигая психологическую защиту; проявляет настороженность, сомнения; засыпает собеседника вопросами, замечаниями; жестко контролирует его высказывания; цепляется за неточности.Если пропонент в такой ситуации еще пытается продолжать разговор и «берет противника за грудки», то оппонент может вообще выйти из спора: мол, оставьте меня в покое. В худшем случае он начинает контратаку с обструкцией, убийственной критикой, дискредитацией и разоблачением нападающего, пуская в ход любые аргументы.Два-три слова - и начинается перепалка. Спор завершается прямым или косвенно выраженным несогласием сторон. Прямое несогласие выражается фразами типа: «Я с вами не согласен», «С вами согласиться невозможно », «Я остаюсь при своем мнении»- и т.п.Косвенные признаки несогласия заключаются в том, что собеседник теряет интерес к нашим рассуждениям; небрежно и не по существу отвечает на вопросы; пытается отдалиться, начинает куда-то спешить; смотрит на часы, демонстрируя, что попусту теряет время; зевает и всем своим видом показывает, что рассчитывать на его одобрение и поддержку нет смысла.Что можно посоветовать инициатору для успеха?
  • Постарайтесь угадать мотив (движущую силу) партнера, начните с его надежды, а не со своей.
  • Разузнайте все о собеседнике, его интересах, личностных особенностях, увлечениях.
  • Точно и последовательно формулируйте свою точку зрения, чтобы партнер понял ее однозначно, независимо от сути разногласий.
  • Уточните точку зрения собеседника. Без этого невозможно выяснить, в чем расходятся мнения, есть ли возможность для их сближения.
  • Не раньте самолюбие оппонента, уважайте личность, признавайте успехи соперника, не разрушайте его надежд, не торжествуйте победу.
Какие ошибки часто допускаются в эристическом споре?
  1. Первая ошибка: завышение информированности собеседника. При нарушении принципа децентрической направленности происходит следующее: то, что известно и понятно инициатору, считается известным и понятным партнеру. Следствие - не обеспечивается аргументированность доводов.
  2. Вторая ошибка: наше мнение должно вызывать у другого те же эмоции, которые возникли у нас. Это частое заблуждение. Эмоции и чувства связаны и зависят прежде всего от мотивов, которые непросто выявить и понять.
  3. Третья ошибка - от пренебрежения принципом адекватности, когда завышается оценка собственных возможностей и способностей и недооценивается оппонент.
  4. Четвертая ошибка: собеседнику приписывается несуществующий мотив его поведения, и инициатор тратит время и силы на ложном направлении.
  5. Пятая ошибка: чрезмерная апелляция к уму партнера в ущерб убедительности эмоционального воздействия. Цицерон сделал такой вывод: «Оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью» (Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 172).
Но следование добрым советам и знание ошибок еще не гарантирует положительного исхода спора. В общении, не лишенном эмоционального накала, как уже говорилось, возникают психологические барьеры, связанные с особенностями личности, психологическими состояниями, ситуационными отношениями, препятствующими взаимопониманию или восприятию адекватного смысла высказывания.Психологические барьеры подразделяются на смысловые и барьеры общения (коммуникативные). Смысловые возникают из-за нарушения законов логики. Коммуникативные - из-за непонимания природы и психологии общения людей, сущности процессов их восприятия и взаимодействия и, наконец, из-за неприятия действительности.Чтобы исключить барьеры первого типа, необходимо изучить логику. По поводу барьеров второго типа существует масса правил, советов, рекомендаций. Нет необходимости заканчивать факультет психологии. Усвоив правила, выработанные человечеством, мы сможем уберечь себя от препятствий и ситуаций деструктивного развития спора. Ниже приведем некоторые из таких рекомендаций.

К основным принципам обеспечения мира и международной безопасности относятся:

· принцип неприменения силы и угрозы силой,

· принципы территориальной целостности и нерушимости границ,

· принцип невмешательства во внутренние дела,

· принцип мирного разрешения международных споров,

· принцип неделимости безопасности

· принцип равной безопасности.

Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения.

Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Основные принципы международного сотрудничества государств.

Основные принципы международного сотрудничества сформулированы в таких принятых Генеральной Ассамблеей ООН документах, как Декларация и Программа действий за установление нового международного экономического порядка, Хартия экономических прав и обязанностей государств, Развитие и международное экономическое сотрудничество. Они включают в себя следующие требования:



♦ установление полного национального суверенитета над природными ресурсами и всеми видами хозяйственной деятельности;

♦ ослабление колебаний цен на сырьевые товары и сокращение их отрыва от цен на продукцию обрабатывающей промышленности;

♦ нормализацию международной валютной системы;

♦ расширение преференций (преимуществ) в торговле между странами;

♦ стимулирование расширения промышленного экспорта;

♦ облегчение бремени финансовой задолженности и увеличение притока реальных ресурсов из развитых стран в развивающиеся;

♦ регламентацию и контроль за деятельностью транснациональных корпораций.

Принцип мирного разрешения международных споров

Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирным средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость

Принцип обязанности государства сотрудничать друг с другом

Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности, всеобщее уважение прав человека, осуществление международных отношений в различных областях

Принцип добросовестного выполнения международных договоров

Закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами МП

Основные принципы защиты прав народов, наций и человека.

Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует:

Статья 55

С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

а . Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b. Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

c . Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Статья 56

Все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Международный договор – основной источник международного публичного права.

Международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами МП в письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года

Под действие Венской конвенции подпадают договоры, заключенные в письменной форме. Но государства могут заключать договоры и в устной форме – джентльменские соглашения. Они имеют такую же силу, что и договоры, заключенные в письменной форме

Международный договор – основной источник МП, важный инструмент осуществления внешней функции государства. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров неизбежно затрагивают остальные отрасли МП

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН

Объектом права международных договоров являются сами договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях

Классифицируются:

1. По кругу участников6

a. Двусторонние

b. Многосторонние

i. Универсальные – в которых участвуют или могут участвовать все субъекты МП, объект такого договора представляет интерес для всех субъектов МП

ii. Договоры с ограниченным числом участников

2. По объекту регулирования – договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи

3. Исходя из возможности участия:

a. Закрытые – уставы международных организаций, двухсторонние договоры. Участие в таких договорах третьих государств предполагает согласие их участников

b. Открытые – может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора

4. Закон РФ «О международных договорах»:

a. Международные договоры, заключаемые от имени РФ

b. Межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства

c.Межведомственные договоры, заключаемые ведомствами РФ в пределах своих полномочий

Несмотря на эту классификацию, все эти договоры являются договорами РФ и независимо от того какой государственный орган заключил договор, он создает права и налагает обязанности на РФ в целом

Заключение международного договора: стадии, оговорки, регистрация.

Международный договор – это международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом.

Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления.

При заключении международных договоров выделяют следующие стадии его заключения.

Первая стадия: согласование воли государств относительно текста документа, проведение переговоров с государствами. В процессе переговоров государства через своих уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции относительно содержания документа. На основе изучения всех позиций государств предлагается согласовать проект документа. Путем взаимных уступок государств относительно текста документа проект документа подвергается изменению до тех пор, пока с ним не согласятся все участники.

Вторая стадия: согласование воли государств относительно обязательности норм международного договора. Стадия включает в себя индивидуальные действия государств в зависимости от условий договора и требований национальных законодательств. Это могут быть подпись уполномоченного лица в знак согласия с текстом международного договора, присоединение к договору, а также ратификация или утверждение договора.

Подписание – это одна из форм принятия обязательности по договору.

Ратификация – это акт утверждения договора высшими органами государства либо в порядке референдума.

Присоединение осуществляется тогда, когда государство не имело возможности участвовать в его разработке, но изъявило желание присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре к нему.

Третья стадия: вступление в силу международного договора. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:

· с даты подписания;

· по истечении определенного срока после подписания;

· с указанной в договоре даты.

В целях обеспечения более широкого участия государств в многосторонних договорах международное право закрепляет возможность государств делать оговорки.

Международный договор вступает в силу с момента и на условиях, указанных в договоре.

Четвертая стадия заключается в регистрации и опубликовании международного договора. Международные договоры должны быть зарегистрированы в Секретариате ООН. Регистрация не влияет на юридическую силу договора, но стороны не имеют права ссылаться на него в органах ООН. Опубликование международных договоров осуществляется в периодически издаваемом сборнике «TreatySeries», а Европейских Конвенций – в сборнике «CounsilofEuropeTreatySeries».

Оговорка – одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению, противоречит тексту договора или по другим основаниям

Оговорка может быть сделана с условиями

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также при подписании, ратификации, утверждении и присоединении к МД

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка, сделанная при подписании должна быть воспроизведена в ратификационной грамоте

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, но если одна из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в этом договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки, и государством, которое эту оговорку приняло, правоотношение по вопросу оговорки не действует

4. Участник, сделавший оговорку, вправе в любой момент ее снять. Право на оговорку – суверенное право каждого государства

mob_info