Принципы сертификации квалификаций. Сертификация профквалификаций

Петр Слизевич

Российская экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах. Какой должна быть система оценки квалификаций, и какую роль в ней должны играть работодатели? Почему необходимо развивать систему независимой сертификации специалистов, и кто больше всех заинтересован в ее развитии? Об этом «ВК» рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Лейбович.

Сегодня все выпускники системы профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). Насколько она удовлетворяет требованиям времени?

Процедура государственной итоговой аттестации, которая проходит в любом учреждении профессионального образования, решает две задачи. Первая: определить, насколько человек освоил образовательную программу. Вторая: оценить профессиональную квалификацию.

Задача по оценке уровня образования выпускника решается более успешно, потому что у образовательных учреждений есть определенные технологии, есть контрольно-измерительные материалы, тесты, есть система промежуточной и итоговой внутренней аттестации, есть колоссальный опыт государственной итоговой аттестации.

А вот задача оценки профессиональной квалификации - напротив, решается неудовлетворительно. Хотя именно этот вопрос в первую очередь интересует работодателя. Поэтому система оценки квалификации сегодня нуждается в совершенствовании.

Специалисты предлагают в дополнение к ГИА ввести еще одну процедуру - независимую сертификацию профессиональных квалификаций с участием работодателей. Зачем она нужна?

Во-первых, нужно учитывать, что существует несколько траекторий получения квалификации. Это обучение по программам профессионального образования (начального, среднего и высшего). Это профессиональный опыт, который получается в практической деятельности. Это постепенное повышение квалификации на основе определенного базового образования - в соответствии с современной концепцией «обучение на протяжении всей жизни».

Поэтому система сертификации квалификаций должна быть рассчитана не только на выпускников образовательных учреждений, но и на граждан, которые в течение своей профессиональной карьеры получают квалификации различными путями.

И второе. Современная экономика России коренным образом отличается от советской. Она в своем подавляющем большинстве представлена негосударственными предприятиями. А наша система образования, особенно профессионального, в основе своей осталась все-таки государственной. Соответственно, произошло разделение интересов самой системы профессионального образования и работодателей. Введение процедуры независимой сертификации позволит в полном объеме представить интересы работодателя и его требования к квалификации специалиста.

На какой стадии сегодня находится работа по созданию отечественной системы независимой сертификации квалификаций персонала?

— Нужно сразу оговориться, что мы не считаем системой сертификации то, что сегодня делается, например, при подготовке рабочих кадров, на предприятиях, где в рамках итоговой аттестации присваиваются соответствующие разряды и выдаются документы. Не является независимой системой сертификации и то, что сегодня происходит в рамках государственной итоговой аттестации в учреждениях профессионального образования. В этом смысле массовой независимой системы сертификации, которая получила бы широкое распространение, у нас пока не существует.

Но в то же время мы сегодня имеем достаточно много примеров локальных рынков сертификации, которые складываются в стране. Например, сертификацию по собственным методикам и технологиям и на своих ограниченных объемах потребителей осуществляет Национальный союз кадровиков. Существует независимая сертификация у бухгалтеров, особенно в области международного бухучета, у гильдии риелторов и в других секторах.

- Какие проблемы необходимо решить в процессе создания независимой системы сертификации квалификаций?

Здесь вопрос не только в том, что в России уровень доверия к результатам образования не очень велик, хотя это важно. Вопрос в том, что изменилась сама экономика. Сейчас мы переживаем достаточно широкую, а иногда и полную смену технологических и трудовых процессов. И на предприятиях используются те квалификации, которые нигде толком не описаны. А значит, их нельзя ни различать, ни оценивать, ни сертифицировать.

Если же говорить о новом поколении документов - о профессиональных стандартах, которое сегодня развивается, то они как раз и предназначены для того, чтобы четко описать квалификации на определенном выработанном и согласованном языке. И, соответственно, они являются необходимой базой, на основе которой должна проводиться оценка квалификаций и их сертификация. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации.

Но мы не должны забывать, что разработка профессиональных стандартов ведется не так давно. А без этой основы, без этого фундамента об объективной оценке квалификаций говорить довольно сложно.

- В состоянии ли государство справиться с проблемой в одиночку?

Мы понимаем, что силами государства сейчас эту проблему решить невозможно. В советское время по заданиям Госкомтруда работу по описанию квалификаций и по их четкому структурированию вообще-то делали предприятия. Сейчас совершенно другая система, и все равно инициатива в этом вопросе постепенно должна быть передана, прежде всего, работодателям.

- А какое участие в оценке профессиональной квалификации кадров принимают работодатели сегодня?

Если говорить об оценке, которая происходит в рамках государственной процедуры, ГИА, то просто есть нормативный документ, обязывающий образовательные учреждения включать в экзаменационные комиссии представителей работодателей. Но чаще это просто «почетная обязанность». Потому что если нет процедуры и соответствующих инструментов оценки квалификации и нет специалистов непосредственно с предприятий, которые эту оценку производят, то говорить о том, что работодатели реально участвуют в процессе оценки, довольно сложно.

- Что может стать для работодателей мотивом заняться созданием независимой системы сертификации?

Основной мотив работодателей — это конкурентоспособность. Хотя с другой стороны, мы видим, что интерес предприятий к повышению производительности труда может быть, не очень велик - просто потому что значительная часть российской экономики сегодня не находится в конкурентной среде. Но тот сектор российской экономики, который в силу определенных заградительных барьеров пока находится в неконкурентной среде, будет сужаться.

И уже сегодня мы видим, что целый ряд поручений президента предполагают прямое задание государственным структурам, госкорпорациям по разработке профессиональных стандартов.

Поэтому интерес бизнеса к проблемам сертификации постепенно нарастает. Это проявляется в тех секторах экономики, которые уже разработали профессиональные стандарты или работают над ними. В качестве примера можно привести сектор авиастроения, сектор автомобилестроения, металлургию, сектор информационных технологий (IT). Разработав свои профессиональные стандарты, они естественно, ищут пути их активного внедрения. Конечно, для такого внедрения сертификация — не единственный путь, но это очень важный стимул, важный мотив для их использования в системе образования.

Интерес к независимой сертификации будет расти и у соискателей рабочих мест. Они не меньше работодателей заинтересованы в подтверждении своей профессиональной квалификации. А включение сведений о соискателях в соответствующие федеральные базы данных квалифицированных специалистов, которые планируется поддерживать в рамках этой системы, значительно повысит их личную конкурентоспособность на рынке труда.

Как, по вашей оценке, обстоят дела с созданием независимой системы сертификации профессиональных квалификаций в Самарской области?

Что касается Самарской области, то я хочу напомнить, что вы были одним из пионеров реализации проекта реформы системы образования, который шел при поддержке Всемирного банка. Это достаточно известный проект, он аккумулировал ряд новых направлений развития образования, которые потом внедрялись в масштабе Российской Федерации. Соответственно, в рамках этого проекта апробировалось и то, что связано с созданием сертификационных схем. Поэтому в Самарской области такой опыт существует.

Накопленный опыт, безусловно, важен — он позволит Самарской области быстро продвигаться вперед при широком внедрении сертификационных процедур. Но между экспериментальным этапом и массовым внедрением проходит некоторое время. И мы сейчас как раз и работает над созданием системных инструментов совместно с Министерством образования и науки России, с Рособрнадзором.

Я исхожу из того, что начиная со 2-го полугодия 2011 года в 2012 году эта работа получит серьезный импульс и поддержку как со стороны объединений работодателей, крупных компаний, так и со стороны государства через федеральную целевую программу развития образования. Эти работы сейчас ведутся.

12.04.2013

Кому и для чего нужна добровольная сертификация квалификаций?

Предисловие

Российская Федерация является членом ВТО - это признание и принятие общих правил международной торговли, и принятие общей концепции общественно-экономического развития.
Профессиональное образование будет ориентировано на бесконечное и быстрое увеличение и обновление знаний.

Жесткие законы рынка не оставят ни малейшего шанса образовательным институтам игнорирующим потребности работодателей и государства, и общества в целом.

Наши трудовые ресурсы, отечественный кадровый потенциал в результате вхождения в ВТО будут неконкурентоспособным не только на внешнем рынке, но и на внутреннем российском рынке.

Владимир Владимирович Путин на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике отметил: «В ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики".

В этой связи 27.01.2012 г. была зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Уральское региональное агентство развития квалификаций» (АНО УРАРК).

Её цель: Обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышение качества трудовых ресурсов на основе системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по видам экономической деятельности.

Торгово-промышленная палата г. Нижний Тагил является одним из учредителей «Уральского регионального агентства развития квалификаций» и готовит на своей площадке условия для создания Межотраслевого центра по оценке и сертификации квалификаций.

Таким образом, наличие сертификата подтверждает:
-высокую квалификацию конкретного специалиста;
-гарантированную востребованность на рынке труда;

На вопросы отвечает действительный член Европейской лиги управляющих, эксперт Системы Добровольной Сертификации Управляющих РФ, доктор экономики Артур Салахов.


Может ли диплом о профессиональном образовании являться таким доказательством?

Практика показывает, что нет. Во-первых, диплом выдаётся теми, кто сам учил, а это необъективно. Во-вторых, он даёт оценку только теоритических знаний, то есть по нему нельзя оценить квалификацию. В-третьих, диплом выдаётся один раз и на всю жизнь, а профессия развивается дальше. В четвёртых, подготовка в формальном образовании связана с образовательными стандартами, имеющими мало общего со стандартами профессии, которые изменяются раньше, чаще, быстрее учебных программ.

Почему сертификат?

Во-первых, при сертификации профессионала оценку его знаниям, навыкам и умениям даёт профессиональное сообщество, те есть те, кто принимает на работу. Во-вторых, оцениваются не только теоритические знания, но и практические умения и навыки. В- третьих, сертификат имеет временные ограничения, связанные с изменениями требований профессионального стандарта и требованиями последующего уровня квалификации. В четвёртых, сертификация оценивает актуальные знания, умения и навыки, то есть качество профессионала в данное время.

ПРАВИЛО СЕРТИФИКАЦИИ: «ОЦЕНИВАЕТ НЕ ТОТ, КТО УЧИТ, А ТОТ, КТО ПРИНИМАЕТ НА РАБОТУ».

Почему добровольная?

Любая обязательность и директивная формула ведёт к лицензированию, то есть к системе разрешений и запретов, которые относятся к прерогативе государственных служб, а это коррупция. Здесь идёт речь об общественно-профессиональном признании человека-профессионала и он сам должен определить траекторию своего профессионального и карьерного роста. Перед ним добровольный выбор - или безработица, или достойная работа и благосостояние. Перед работодателем добровольный выбор - иметь квалифицированных проверенных профессионалов, или разбираться с квалификацией коллектива самостоятельно и за собственные средства. Перед системой профессиональной подготовки стоит добровольный выбор - готовить профессионалов и быть востребованными на рынке профессионального образования или продолжать выпускать новых неквалифицированных безработных?

Как связана сертификация профессиональных квалификаций с системой формального профессионального образования?

Во-первых, сертификация, это оценка соответствия специалиста требованиям профессионального стандарта. Во-вторых, сам профессиональный стандарт для системы профессиональной подготовки (образования) является техническим заданием. В- третьих, независимая от системы образования (подготовки) сертификация, оценивает качество этого образования и его соответствие требованиям технического задания (профессионального стандарта). В четвёртых, независимая от формального образования сертификация, признаёт, в первую очередь, специалиста, а не выпускника учебного заведения, то есть признаёт любые формы получения знаний. навыков и умений, не связанных с официальной системой профессионального образования.

Кому нужна сертификация?

Во-первых, самому специалисту. Во-вторых, работодателю. В-третьих, системе профессионального образования.

Для чего нужна сертификация?

Специалисту - для общественно-профессиональной идентификации своей квалификации и получения своего места на рынке квалифицированных профессионалов (рынке труда). Работодателю - для приведения в качественное соответствие трудового коллектива требованиям профессиональных стандартов и минимизации затрат с его переподготовкой и повышением квалификаций. Системе профессионального образования - для совершенствования программ подготовки с целью соответствия требованиям рынка труда.

На рынке труда, где профессионал продаёт свою квалификацию работодателю, сертификат является, своего рода, документом товарного соответствия и определяет цену специалиста. Чем выше уровень квалификации на сертификате, тем выше стоимость профессионала. Чем больше профессиональных сертификатов у человека, тем больше у него мест на рынке труда.

Признание сертификата. Основанная на профессиональном стандарте, независимая и добровольная, используемая профессиональным сообществом сертификация имеет региональное, национальное и международное уровни признания. Чем шире география профессионального признания сертификата, тем выше его ценность и востребованность.

Можно ли купить сертификат?

Можно купить бумажку с надписью «Сертификат», но нельзя купить компетентность и квалификацию, которую эта бумага подтверждает. Если перефразировать русскую пословицу, то работодатель принимает на работу по сертификату, а выгоняет по статье о несоответствии занимаемой должности. Более того, проверить легальность сертификата можно в электронном реестре, куда его заносит система профессиональной сертификации. Признанная профессиональным сообществом система профессиональной сертификации по определению не может занести в реестр непрофессионала. Иначе она потеряет доверие работодателя и востребованность на рынке квалифицированных профессионалов, то есть собственно бизнес. Процедуры сертификации в режиме подконтрольного on-line тестирования снижают коррупционную составляющую до максимального минимума.

По вопросам сертификации квалификаций обращаться в ТПП НТ
Тел.: 41-48-14 директор ЦДО Юрина Татьяна Станиславовна (каб.412).

Для начала предлагаю определиться с терминами, так как многие специалисты по управлению персоналом подменяют одно понятие другим. Итак, «сертификация» регламентирована в нашей стране Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно ст. 2 которого «сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Сертификация бывает обязательной, когда такие требования установлены законодательно (как правило, это сертификация определенных продуктов и услуг), и добровольной.

Если мы говорим о сертификации специалистов на соответствие каким-то профессиональным компетенциям, то это только добровольное прохождение процедуры в организации (органе), который ее осуществляет. Законодательной сертификации в нашей сфере «Управление персоналом» нет и законодательно она не требуется. Тем не менее, многие HR-специалисты такую сертификацию добровольно проходили. Самая распространенная сейчас это, наверное, сертификация, которую осуществлял Национальный Союз Кадровика. Что давал такой сертификат специалисту в области управления персоналом? Подтверждение квалификации работника Национальным Союзом кадровика.

Говорит ли этот сертификат, что человек компетентен в определенной сфере – не знаю, для этого необходимо понимать порядок, как осуществлялась такая сертификация. Возможно, в сфере HR есть еще и другие сертификаты, но мы сейчас не об этом. Наша задача разобрать, чем такая добровольная «сертификация» отличается от выстраиваемой в нашей стране «добровольной оценке квалификации», о которой с 2012 года говорит наш Президент.

Сейчас подготовлен к первым чтениям и прошел одобрение Национальным Советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций». Согласно этому законопроекту в стране будет выстроена система оценки квалификаций, которая строится на основе разработанных профессиональных стандартов, выделенных квалификаций и прохождения процедуры оценки, которую будет определять отраслевой совет.

Чтобы пояснить это простым языком, надо сделать тут ряд пояснений.

Первое: с 2013 года у нас в стране разрабатываются профессиональные стандарты. Думаю, что это такое уже знают все HR-специалисты. Определение термина «профессиональные стандарты» содержится в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ, а реестр всех принятых стандартов ведет Министерство труда РФ на сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/

Орган, который курирует работу по профессиональным стандартам и независимой оценке квалификации, это Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (их сайт http://nspkrf.ru). В Национальном Совете создаются отраслевые советы, которые курируют эту работу по отраслям. Сейчас таких советов 23, один из которых – Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. С полным перечнем всех отраслевых Советов можно ознакомиться тут: http://nspkrf.ru/soveti.html

Что делают отраслевые советы в части оценки квалификации? Они курируют разработку отраслевых профессиональных стандартов, выделяют квалификации, разрабатывают оценочные средства, и именно отраслевые советы будут разрабатывать порядок оценки квалификации и давать аккредитацию центрам оценки квалификаций (ЦОК).

Выступление Министра труда Топилина по вопросу профессиональных стандартов, центров оценки квалификации и проекта этого закона можно посмотреть здесь: http://regnum.ru/news/economy/2104647.html, а также: http://www.rosmintrud.ru/labour/15/10.

Цитата с мартовского (24 марта 2016 года – ссылка на источник дана выше) выступления Министра: «Задача заключается в том, чтобы в постоянном режиме и работодатели, и работники могли именно в независимых структурах, независимых прежде всего от системы образования, проводить оценку знаний и умений работников в добровольном формате. Пока это будет добровольный режим, потому что эту систему ещё нужно создавать и отработать».

Так что же изменится в работе специалистов по управлению персоналом с введением системы оценки независимой квалификации?

Первое: в компанию могут приходить устраиваться на работу соискатели, которые прошли независимую оценку в Центре оценки квалификации (ЦОК) и предъявляют при собеседовании свидетельство о квалификации. Значит ли это, что работодатель обязан взять именно кандидата, у которого будет такое свидетельство? Нет, конечно. Но при отказе в приеме на работу такому кандидату работодателю будет необходимо мотивировать свой отказ и это будет просто сложнее с учетом того, что отказ в связи с тем, что квалификация работника не соответствует требованиям должности (профессии), на которую претендует соискатель, может оспорить именно на том основании, что он свою квалификацию уже подтвердил в ЦОКе.

Второе: если работодатель проводит внутреннюю аттестацию, и работник не согласен с заключением аттестационной комиссии, то сам работник может обратиться в ЦОК, пройти там независимую оценку квалификации и на этом основании вступать в конфликт с работодателем для оспаривания решения внутренней квалификационной комиссии.

Также работники, скорее всего, будут обращаться в ЦОК и при возникновении различных конфликтных ситуаций с работодателем, при которых определение квалификации являлось обязательным для проведения процедуры, например, сокращения численности или штата (определение преимущественного права), для предложения переводов на вакантные позиции (в случаях установленных законодательно) и др.

Какие же преимущества может получить работодатель от внедрения системы независимой оценки квалификации?

В первую очередь, естественно, понимание квалификации работника и отсутствие необходимости оценивать ее внутри компании при трудоустройстве.

А также преимуществом может быть то, что появятся внешние компании, к которым и сам работодатель сможет обращаться для оценки не кандидатов, а уже работающих работников, ведь внутри каждой компании практически нереально создать объективную систему оценки, как минимум по причине отсутствия экспертов во всех сферах профессиональной деятельности.

Третье, например, понимая, что в отдельных случаях конфликтов с работниками не избежать, условно, при сокращении и при наличии одной вакантной должности на нескольких кандидатов, работодателю будет оптимальнее отправить сокращаемых работников именно в независимые центры оценки квалификации, чтобы самому не принимать решение, которое заведомо создает риски судебного конфликта. Понятно, что, так как система будет добровольной, работники также могут отказаться проходить такую оценку, но это тоже с определенной стороны характеризует работника. Главное, такой отказ задокументировать.

Прохождение такой оценки будет осуществляться на платной основе, где плательщиком будет тот, в чьих интересах проводится оценка. При этом сейчас вместе с законопроектом о независимой оценке квалификации планируется внести поправки и в Налоговый Кодекс РФ, чтобы расходы на такую оценку работодатель мог в дальнейшем относить на себестоимость.

А не станет ли эта независимая оценка очередной профанацией? Когда за деньги можно получить любой сертификат?

Порядок оценки в стране будет во всех ЦОКах единым и будет зависеть от того, на какую квалификацию (какого профессионального стандарта/стандартов проходит оценка. То есть не сам Центр оценки квалификаций разрабатывает процедуру оценки, а он получает ее от Отраслевого совета по профессиональным квалификациям. Поэтому такой порядок прохождения оценки на конкретную квалификацию будет единым для всех ЦОКов, и работа их будет строиться под контролем именно Совета. Совет по профессиональным квалификациям будет давать аккредитацию ЦОКам, контролировать их работу и в случаях нарушения порядка оценки лишать аккредитации.

А как будет работать эта система, мы узнаем уже в этом году. Сейчас уже минимум два отраслевых совета запускают работу по независимой оценке квалификации, к концу 2016 года их станет уже гораздо больше.

Система независимой оценки и сертификации квалификаций Система независимой оценки и сертификации квалификаций Прянишникова Ольга Дмитриевна Национального агентства развития квалификаций РСПП


Национальное агентство развития квалификаций Создано в 2006 г. Учредитель: Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП) Общероссийская общественная организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП) Цель: Содействие формированию механизмов взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономику страны кадрами нужной квалификации и в нужном количестве


Вопросы Что такое сертификация? Кому нужна сертификация и какие задачи она решает? Как сертификация «вписывается» в систему кадрового обеспечения экономики? Нормативное поле сертификации Каким принципам подчиняется сертификация? Система независимой оценки и сертификации квалификаций: органы, участники, полномочия


Понятия Сертификации квалификаций - подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом Квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома/сертификата и др.)


Основные задачи системы Объективная, признаваемая работодателями, оценка соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами; Подтверждение права работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации


Для чего нужна сертификация квалификаций? РаботодателиПодтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ адаптации, повышения квалификации, исходя из реальной квалификации работников Работники, выпускники системы проф. образования Подтверждение своей квалификации, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности Выпускники школ и их родители Обоснованно выбирать образовательное учреждение Образовательные организации Подтверждение качества подготовки по своим программам Органы управления образованием Формирование программы развития образования, опираясь не реальные результаты и полученные квалификации Федеральные и региональные органы гос. власти Формирование программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации работников


Нормативная основа сертификации квалификаций в РФ Постановление «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» (утв. Минтрудом России и Госстандартом в 1997 г.) ГОСТ Р «Гос. система стандартизации РФ. Система аккредитации в РФ. Общие критерии для органов, руководящих сертификацией персонала» «Положение о Системе добровольной сертификации экспертов по сертификации персонала и ее знака соответствия» (утв. постановлением Госкомстата, г.) «Положение о Системе добровольной сертификации персонала в РФ» (утв. Госкомстатом 2004 г.) ФЗ «О техническом регулировании» (45-ФЗ)


Документы, определяющие сертификацию квалификаций Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» Перечень поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным во время совещания по вопросу "О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике" 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге


Документы, определяющие сертификацию квалификаций ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г.



Документы, определяющие сертификацию квалификаций Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы, задача 3, мероприятие 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов»


13 Разработка и апробация моделей экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций для высокотехнологичных отраслей в рамках ФЦПРО (цель – государственная поддержка старта системы, отработка методик и процедур по приоритетным направлениям) Мероприятие 8.1 Создание сети экспертно-методических центров системы независимой оценки и сертификации квалификаций в высокотехнологичных отраслях экономики на основе типовой модели 1.ПРОЕКТ: Разработка методологичес- ких подходов к формированию и функционированию сети экспертно- методических центров и центров оценки и сертификации квалификации, координация их деятельности Дополнительные проекты по «сквозным» проблемам: IT – поддержка, мониторинг и т.п. 2. Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра (по направлениям) Лот 1 Атомная отрасль Лот 2 Железнодорожный транспорт Лот 3 Металлургия Лот 4 Медико-биологическая и фармацевтическая отрасль Лот 5 Наноиндустрия Лот 6 Машиностроение Лот 7 Туризм и сервис Лот 8 Юриспруденция Лот 9 Педагогическая область Лот 10 Авиастроение Лот 11Информатика и выч.техника Лот 12 Нефтегазоперераб.отрасль Лот 13 Ракетно-космич.отрасль Лот 14 Энергетика Лот 15 Автомобилестроение Лот 16 MBA, MPA документы, инфраструктура, обученный персонал, профессиональные стандарты (доработка или новая разработка), методики, оценочные средства, реестр экспертов Инструментарий и процедуры отладки и функционирования СИСТЕМЫ в целом


План разработки профессиональных стандартов на гг. Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. 2204, утвердившее План разработки профессиональных стандартов на годы Приказ Минтруда России от 30 ноября 2012 г. 565 «Об утверждении план-графика подготовки профессиональных стандартов в годах»


Обеспечение эффективности сертификации квалификаций Сертификация квалификаций должна быть системной: Органы сертификации Единые правила и требования к процедурам сертификации Методическое обеспечение Квалифицированные эксперты Обеспечена возможность апелляции Периодический аудит центров сертификации квалификаций Партнерство всех участников системы независимой оценки и сертификации квалификаций


Принципы сертификации квалификаций Добровольность прохождения сертификации квалификаций; Доступность процедур сертификации квалификаций; Независимость и объективность сертификации квалификаций; Обеспечение необходимой конфиденциальности (результатов оценки и персональных данных); Открытость информации о процедурах сертификации квалификаций Единые правила сертификации квалификаций для различных отраслей




Функции центров Системы Экспертно-методический центрЦентр оценки и сертификации квалификаций Разработка организационно- методического обеспечения деятельности ЦОСК Оценка квалификаций Экспертное сопровождение деятельности ЦОСК Сертификация квалификаций Мониторинг и консультационно- методическая поддержка ЦОСК Участие в разработке организационно- методического обеспечения процедур оценки и сертификации квалификаций Создание и развитие информационной инфраструктуры Системы




Получатели (соискатели) услуг по оценке и сертификации квалификаций работодатели и индивидуальные предприниматели из числа работников организаций и кандидатов на замещение вакантных должностей в конкретных областях (видах) деятельности; образовательные организации из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования; центры занятости населения из числа безработных граждан и трудовых мигрантов; другие заинтересованные организации.








Дополнительная информация размещена на сайте Национального агентства развития квалификаций

УТВЕРЖДАЮ

Министр образования и науки
Российской Федерации
А.А. Фурсенко
31 июля 2009 года N АФ-317/03

Президент Российского союза
промышленников и
предпринимателей
А.Н.Шохин

1. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 3 Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования , утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1015 , и пунктом 5 Положения о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей "___" _______ 2009 года.

2. Положение разработано в целях:

формирования регламентов и организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (далее - оценка и сертификация квалификаций);

разработки единых процедур и контрольно-измерительных материалов для оценки и сертификации квалификаций, обеспечивающих получение достоверных результатов;

подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, иным квалификационным требованиям, по мере их разработки и актуализации, выдачей сертификата подтверждения квалификации (далее - сертификат), являющегося формой общественно-профессионального признания уровня квалификации;

обобщения информации о качестве профессиональных стандартов и необходимости их актуализации;

подбора и подготовки экспертов, осуществляющих независимую оценку (далее - эксперты), ведения реестра результатов проведения оценки и сертификации квалификаций, учета лиц, её прошедших;

проведения мониторинга и контроля качества мероприятий по оценке и сертификации квалификаций.

3. Положение определяет порядок организации работы по оценке и сертификации квалификаций.

4. Оценка и сертификация квалификаций осуществляется на основе принципов:

добровольности прохождения оценки и сертификации квалификаций;

защиты прав лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, при прохождении оценки и сертификации квалификаций;

доступности процедур оценки и сертификации квалификаций;

обеспечения конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении оценки и сертификации квалификаций.

5. Оценка и сертификация квалификаций проводится в интересах:

лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, в том числе, выпускников общеобразовательных учреждений, студентов и выпускников образовательных учреждений профессионального образования, работающих граждан;

работодателей и их объединений, профессиональных сообществ;

центров занятости населения;

кадровых агентств;

образовательных учреждений;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов службы занятости населения;

федеральных органов исполнительной власти.

6. В целях организации оценки и сертификации квалификаций создаётся общественно-государственный совет, определяются базовая организация, экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций, формируются апелляционные комиссии.

7. Общественно-государственный совет создаётся Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Общественно-государственный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, утверждаемым на его заседании.

8. Основными функциями Общественно-государственного совета являются:

определение и утверждение приоритетных направлений деятельности в области оценки и сертификации квалификации;

утверждение организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций, в том числе регулирующих функционирование и наделение полномочиями центров оценки и сертификации квалификаций, определяющих процедуры оценки и сертификации квалификаций и апелляции, порядок расчета тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций;

утверждение формы сертификата и срока его действия;

утверждение требований к экспертам;

взаимодействие с органами государственной власти, общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами, общественными, международными и иными организациями по вопросам оценки и сертификации квалификаций.

9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Общественно-государственного совета осуществляет базовая организация, определяемая Общественно-государственным советом.

10. Основными функциями базовой организации являются:

разработка проектов организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций;

аудит, координация и мониторинг деятельности экспертно-методических центров, центров оценки и сертификации квалификаций, апелляционных комиссий;

рассмотрение и подготовка решений по апелляционным вопросам;

ведение единой базы выданных сертификатов;

изготовление и учет сертификатов;

ведение регистра оценки и сертификации квалификаций, в т.ч. включающего информацию о центрах оценки и сертификации квалификаций, экспертах, профессиональных стандартах и контрольно-измерительных материалах.

11. Общественно-государственный совет определяет на конкурсной основе экспертно-методические центры.

12. Основными функциями экспертно-методического центра являются:

обучение экспертов;

формирование банка контрольно-измерительных материалов, организация их разработки, экспертизы и актуализации;

разработка методического обеспечения и консультационная поддержка деятельности центров оценки и сертификации квалификаций.

13. Оценка и сертификация квалификаций осуществляется по заявлению соискателя центром оценки и сертификации квалификаций в порядке, определяемом Общественно-государственным советом.

14. Функциями центра оценки и сертификации квалификаций являются:

проведение оценки квалификации соискателя;

выдача сертификатов, публикация информации о выданных сертификатах в средствах массовой информации, в т.ч., в сети Интернет;

приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов;

подбор, организация подготовки и ведение реестра экспертов;

формирование апелляционных комиссий;

подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов;

подготовка предложений по актуализации организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций;

консультирование работодателей, образовательных учреждений, других заинтересованных организаций и лиц в пределах своей компетенции;

предоставление заявителям по их требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;

представление в порядке, установленном Общественно-государственным советом, отчетов о своей деятельности в базовую организацию и другие заинтересованные организации.

15. Для решения спорных вопросов, возникающих при проведении оценки и сертификации квалификаций, при центрах оценки и сертификации квалификаций формируются апелляционные комиссии.

Порядок деятельности апелляционных комиссий и подачи апелляций определяется Общественно-государственным советом.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах

Название документа: Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах
Номер документа: АФ-317/03
Вид документа: Положение Минобрнауки России

Положение Российского союза промышленников и предпринимателей

Принявший орган: Минобрнауки России

Российский союз промышленников и предпринимателей

Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 31 июля 2009
Дата начала действия: 31 июля 2009
mob_info