Проект на тему воздушная одежда земли. Воздушная одежда земли

Отгадайте загадку.

Есть ли такое одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило?

Да при том не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет?

Есть, а вроде бы и нет?!

Воздушная одежда Земли

Сегодня на уроке нам нужно ответить на вопросы:

1. Что такое атмосфера?

2. Какой состав и какое значение имеет атмосфера?

3. Что называется ветром и почему он дует?

4. Как образуются облака и какие они бывают?

5. Когда происходит гроза?

6. Что называют погодой и климатом?

Воздух окружает нас со всех сторон, он всюду.

Воздушная оболочка Земли называется атмосфера.

Кислород необходим живым организмам для дыхания.

Озоновый слой защищает нас от вредных ультрафиолетовых лучей Солнца.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром.

С высотой температура воздуха понижается на 6°С на каждый километр.

Пар с поверхности Земли поднимается, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды или кристаллики льда. Так образуются облака.

Гроза происходит, когда между дождевыми облаками возникают электрические разряды-молнии.

Электрические искры пробивают воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется и гремит гром.

Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы, чтобы предсказывать погоду, необходимую людям разных профессий и нам.

Физкультминутка

Прогноз погоды: Температура воздуха комфортная для отдыха, на улице солнечно, небольшая облачность, ветер умеренный.

Состояние природы: солнышко появилось на небе (глаза зажмуриваем и открываем) пробуждение деревьев после зимы (руки вверх, потянулись за солнышком).

Весенний ветерок покачивает верхушки берёзок (наклоны вправо, влево).

Тучка набежала, закрыла солнышко (обнимаем себя руками).

Собирается гроза – убежим от неё.

Наберём в грудь побольше воздуха и прогоним тучку.

Глубоко вдыхаем весенний воздух, напоенный прелой листвой и выдыхаем.

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

Элементы погоды : температура, влажность, облачность, осадки, направление и скорость ветра.

Многолетний режим погоды, характерный для данной местности называется климатом

На климат влияет рельеф, близость океана, высота места над уровнем моря.

На земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом Климат влияет на жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате важны при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. В атмосфере часто возникают грозные явления природы – ураганы и смерчи.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли?

/ветер /

Мельчайшие капельки воды или кристаллики льда на значительной высоте в атмосфере?

Воздушная оболочка Земли?

/атмосфера/

Электрические разряды-молнии, возникающие между дождевыми облаками?

Электрические искры, пробивающие воздух, мгновенно разогревающие его и производящие сильный шум?

Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент?

Грозные явления природы часто возникающие в атмосфере?

/ураган, смерч/

Многолетний режим погоды характерный для каждой местности?

Спасибо за работу!

Атмосфера Земли - это хорошо знакомый нам воздух. Он представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% - кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды. Кроме того, в воздухе содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, пепла, морской соли), пыльца растений, споры бактерий.

С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 °С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки или кристаллики льда. Из них образуются облака.

По внешнему виду различают перистые, слоистые и кучевые облака . Со слоистыми и кучевыми облаками связано выпадение осадков. Осадки могут быть жидкими (дождь) и твердыми (снег, град).

Солнце неравномерно нагревает Землю, температура тех или иных ее участков может сильно различаться (сравните, например, полярные и экваториальные районы). Да и сама поверхность Земли неоднородна и по-разному нагревается и удерживает тепло. Море нагревается медленнее и дольше отдает тепло, а суша, наоборот, нагревается и отдает тепло быстрее. В результате воздух находится в постоянном движении: нагретый воздух поднимается вверх, его место занимает более холодный, и это происходит постоянно.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром . Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Нередко в атмосфере наблюдается интереснейшее явление - гроза. Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землей возникают многократные электрические разряды - молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Люди с давних пор ведут наблюдения за атмосферой, стараются узнать ее состояние, чтобы предсказать погоду. Это необходимо людям различных профессий, и прежде всего летчикам, морякам, водителям транспорта. Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.

Слово «погода» мы произносим очень часто. А можем ли точно сказать, что это такое?

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Она характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками. В настоящее время за погодой следят метеорологические службы различных стран. Они составляют прогнозы погоды на ближайшие дни и на более длительный срок.

Для каждой местности характерны определенные типы погод и их смена, т. е. режим погоды. Многолетний режим погоды называют климатом. На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.

Климат влияет на состояние водоемов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате позволяют правильно вести хозяйство, например избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода - все это зависит от климата.

Беспокойная атмосфера

В атмосфере часто возникают грозные явления природы - ураганы и смерчи.

Ураганы (их еще называют тайфунами , от китайского «тай фын» - большой ветер) - это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся теплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Все это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Смерч - это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Как пылесос, он засасывает все, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50-60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывали случаи, когда смерч, пройдя через болота, озера, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на головы изумленных людей «дожди» из рыб и лягушек. Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского «торнадос» - вращающийся). А слово «смерч» - русское, оно происходит от слова «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.

Проверьте свои знания

  1. Каков состав атмосферы?
  2. Какие бывают облака?
  3. Какие бывают осадки?
  4. Что такое ветер?
  5. Как происходит гроза?
  6. Что такое погода?
  7. Что называют климатом?

Подумайте!

  1. Почему мы сначала видим молнию, а затем слышим гром?
  2. Как знания о погоде и климате помогают человеку в повседневной жизни?
  3. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, умеренный или жаркий; сухой или влажный?
  4. Где возникают ураганы?
  5. Чем опасны ураганы и смерчи?

Атмосфера Земли - это ее воздушная оболочка. В ней образуются облака, выпадают осадки. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

В атмосфере часто возникают грозные явления - ураганы и смерчи. Ураганы - это гигантские атмосферные вихри, возникающие над тропическими морями. Смерчи - это крутящиеся столбы воздуха, движущиеся со скоростью 50-60 км/ч.

Цель:

  • Обучающая. (Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водой.)
  • Развивающая. (Развить у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся.)
  • Воспитательная. (Формирование умений учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные задачи, умение слушать товарищей, работать с различными источниками знаний.)

Ход урока

  1. Организационный.
  1. Объявление темы урока.
  2. Задачи урока.
  3. На протяжении урока дети ставят себе плюсы за каждый свой правильный
    ответ.
  4. Работаем с сигнальными карточками.
  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  1. Что это такое?

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же.
Без него мы жить не можем? (воздух)

  1. О каких свойствах воздуха идет речь в загадке? (Невидимый, прозрачный, необходим для дыхания).
  2. Демонстрация опытов (учащиеся сами называют свойства воздуха)
  • Удар мяча о пол. (Сжимаем и упруг.)
  • Опускаю пустой стакан в чашку с водой. (Воздух занимает место.)
  • Колба и вставленная в нее стеклянная трубка, в трубочке закрашенная капелька воды, нагреваю руками колбу, капелька поднимается к верху, прекращаю нагревать, капелька устремляется вниз. (При нагревании воздух нагревается, при охлаждении сжимается).
  1. Что еще можно сказать о теплом воздухе?? Теплый воздух поднимается вверх (записываю это на доске)
  2. Имеет ли воздух вес? Решите практически. (опыт с шариком) Да. (надувной шарик - ненадутый имеет меньший вес, чем надутый)

Учащиеся называют еще раз все свойства воздуха и записывают в тетрадь.

  1. Основной этап.
  1. Почему так названа тема «Воздушная одежда Земли»

Предположения, высказывания ребят (вспоминают о температуре на Луне и сравнивают с температурой на Земле).

Вывод: 3емля покрыта воздушной оболочкой, толща воздуха днем рассеивает солнечные лучи, и Земля нагревается слабо, а ночью воздух не дает Земле быстро охлаждаться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра. Отсюда и такое название темы.

  1. Воздушная оболочка Земли называется атмосферой (запись в тетрадь)
  2. Обращаю внимание на проблемный вопрос, записанный на доске.

Состав воздуха в классе перед началом занятий и после разный. В чем заключается это отличие? Предложите способ улучшения воздуха в классе.

  1. Работа с учебником (А.А Плешаков, Н. И Сонин « Природоведение».) стр. 74., Читают 1 и 2 абзац (Самостоятельно)
  • Первая группа ребят - ученые
  • Вторая группа ребят - журналисты
  • Двое ребят- аналитики

Первая группа рассказывает о составе воздуха, используя диаграмму.

Вторая группа задает вопросы 1 группе.

Аналитики делают выводы, которые дети записывают в тетрадь.

  1. Один из подготовленных ребят демонстрирует опыт.

Зажигает две свечи, одну закрывает стаканом, другую нет. Закрытая свеча гаснет.

Опять проблема: « Почему так происходит?»

Дети предлагают решение этой задачи и делают вывод:

Кислород поддерживает горение. Углекислый газ не поддерживает горение.

Ребята рассказывают еще о свойствах этих газов.

  1. Человеку ежедневно требуется 20 г азота.
  • А как он попадает в организм человека? (вопрос на дом желающим эрудитам - найти ответ)
  1. Работа с учебником. (Стр. 74, 3-4 абзац.)

К тексту составить вопросы репродуктивные и творческие. После чтения учащиеся сначала задают вопросы непосредственно к тексту и отвечают, а затем творческие, на которые нет ответа, но они побуждают ребят искать их в других источниках, потому - что это интересно.

Делают вывод: Облака бывают: слоистые, перистые, кучевые. Со слоистыми и кучевыми облаками связаны осадки (дождь, снег). С высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

  1. Чтение стихотворения (см. приложение 1).
  • О чем идет речь? (О ветре.)
  1. Индивидуальные сообщения ребят

1ученик - нагревание охлаждение воздуха над сушей и водой (использование
схемы, таблицы)

2 ученик - ветер, типы ветров.

  1. Закрепление.
  1. Сказка (смотри приложение 2)
  2. Биологические задачи на стрелках, показывающие направление ветра. Сначала дети говорят- какой ветер, затем снимают стрелку и на обратной стороне читают задачу и свои варианты решения (смотри приложение 3).
  3. Отвечают на проблемный вопрос, записанный на доске. Ответы ребят развернутые, правильные, ошибочные, неожиданные, особенно при обсуждении второй части.
  4. Тест (1 вариант - четные вопросы, 2 вариант- нечетные вопросы, некоторые учащиеся получают карточки.) (смотри Приложение 4.) После выполнения, ответы дают дети, которые имеют возможность увидеть, где они ошиблись, какой правильный ответ.
  1. Итог урока, (рефлексия)
  1. Красные- 6 плюсов и больше «5»

Синие-4-5 плюсов «4»

Желтые- 2-3 «3»

  1. Поднять сигнальные карточки (проверка теста)

Красные - нет ошибок «5»

Синие- 1 ошибка «4»

Желтые- 2-3 ошибки «3»

Белые- 4 ошибки (еще надо поработать).

  1. Подводим предварительный итог, выставляем оценки.
  2. Поднять сигнальные карточки.

Красные- все понятно, могу пересказать.

Синие- все понятно, пересказать затрудняюсь.

Желтые- не все понятно, требуется дополнительное объяснение.

  1. Домашнее задание:
  1. Написать прогноз погоды.
  2. По желанию - Найти ответ на вопрос, «Какие слои различают в атмосфере? Где формируется климат?»
  3. По желанию - Как в живой организм проникает азот?
  4. Спросить у родных о народных приметах, по которым можно предсказать погоду.

Овсянкина Елена Борисовна, «Атмосфера – воздушная одежда Земли»

Пояснительная записка к уроку.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К.Д.Ушинский

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельность учителя в уроке - это в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью учащихся .

Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

    расширить информационное пространство;

    увеличить скорость поиска информации;

    интенсивность обработки полученных знаний.

Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться.

На данном уроке использовалась интерактивная доска Panaboard , учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс», видеофрагмент с канала Бибигон в Интернет-ресурсах http://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI , фотографии и картинки с Итернет-портала Google :

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1600&bih=755&q=строение+атмосферы+земли , http://gymn25-chemistry.narod.ru/Zagadki/Index_3.html

С учетом требований к современному уроку были определены задачи данного урока:

Образовательные : сформировать у учащихся представления о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях: образовании облаков, ветра, грозы

Развивающие : развивать умения работать в группе с учебником, дополнительными источниками информации. Способствовать развитию памяти, логики и интеллекта. На примере значения атмосферы в жизни планеты и человека учить учащихся проводить классификацию и устанавливать соответствие, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять основные атмосферные явления в природе

Воспитательные : осознание себя как части целостности природы, воспитание чувства прекрасного.

Планируемые результаты (ученики получат возможность):

Личностные : осознание ценностей знаний о Земле, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : понимание уникальности планеты Земля, значения атмосферы для планеты и для человека.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части планеты Земля

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям атмосфера, воздух, облака, ветер; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

На уроке применялись элементы технологии творческого развития (А.Рахимова), которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации. А так же способствуют развитию творчества не только в пределах изучаемого предмета, но и во всех образовательных областях.

Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:

    в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;

    учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;

    игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

    учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.

Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.

Итоги урока: учащиеся на уроке были активны, рассуждали и анализировали имеющуюся информацию, ошибались, но были толерантны друг к другу, с желанием выполняли все задания и требования учителя. За урок поставлено 5 оценок «отлично» и 3 оценки «хорошо», еще 5 учеников получили жетоны за активную работу на уроке и смогут присоединить их на других уроках при ответах или активной работе на уроке. Считаю, что цель урока достигнута.

mob_info