Программа допризывной подготовки в школе. Допризывная подготовка молодежи (ДПМ)


Учебное пособие для 10-11 (11-12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения
Допущено Министерством образования Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог. примирить человечество. Мир еще не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь - миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что, “Республика Беларусь в своей внешней по-
литике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны, защите Отечества действительно всенародный характер.
Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы - приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.
Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве Вооруженных Сил или в других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программах. Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
В первом разделе учебного пособия содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.
Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первого раздела, а также дает возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь после 2001 года.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная - это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооруженной защите Отечества - Республики Беларусь.

ГЛАВА I
Страницы мужества и героизма белорусского народа
Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершенных на белорусской земле, не счесть имен героев, самоотверженно защищавших свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.
§ 1. Защита Отечества нашими предками
Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали свое существование целые племена, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки - восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг - мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действиям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.
Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем - хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они совершенствовали свое вооружение, чему способствовало успешное развитие ремесел.
Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинополя, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киевского князя Олега в 907 году против Византии мужественно сражались полочане и радимичи, за что Полоцк получал дань от побежденных греков.
Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: “Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами”. Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом мужествовав много”. После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника ьще более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.
Невская битва (слева Александр Невский, справа - Н. Биргер, на переднем плане - Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
Куликовская битва. Ярким примером объединения против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточенность Куликовского сражения летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков - воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.
Грюнвальдская битва. Еще одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов...” Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: “... русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами... Тем заслужили они бессмертную славу”.
Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин-ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы - с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сдаваться в плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде - золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.
Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонного полка подполковник Я су некий повел полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясун-ский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Кубинский. С крестом в руке он увлек за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.
Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
Минский полк, 26 августа 1812 года часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятов-ского стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив маневр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике
А. Красавине, в наградном листе напечатано: Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнем, действовал отлично и подавал под-командующим свой пример личною храбростью, причем получил сильную в ногу от ядра контузию”. В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Олыпан, Гродно.
Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую на события летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.
Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. 30 июля в бою под Клястицами отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побежденным. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.


КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

Сейчас, когда активно обсуждается необходимость обновления образовательных программ, активно переиздаются учебные пособия, журнал "Спецназ" начинает разговор о допризывной подготовке школьников. Дисциплина эта по стандартам средней школы, прямо скажем, далеко не приоритетная. Преподается она зачастую, увы, по остаточному принципу, проформы ради. Нужна ли вообще ДП современным школьникам да гимназистам? Что этот предмет дает ребятам, пребывая, мягко говоря, не на самых главных ролях? И что мог бы дать в идеале, при других подходах?

В свежем номере "Спецназа" на эти вопросы попытались ответить два эксперта - учитель физкультуры и допризывной подготовки лицея Белорусско-Российского университета (Могилев), бывший боец роты разведки в/ч 3214 внутренних войск, "краповик" и доцент Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова Сергей Фатин.

Сергей Фатин

"Одна из важнейших проблем - отсутствие полноценной учебно-материальной базы по допризывной подготовке, - считает Сергей Фатин. - От этого напрямую зависят возможности постановки и решения учебных задач. Понятно, что, используя стрелковый тир и пневматические винтовки, будет решаться задача обучения стрельбе, успешного участия в соревнованиях. Если в распоряжении учителя есть только наглядные пособия - плакаты, даже учебные фильмы, максимальными задачами могут быть рассказ, показ, ознакомление, объяснение и тому подобное. Понимая ограниченность любого учреждения образования в средствах, можно выделить и еще один аспект проблемы - отношение администрации школы к организации ДП, ее готовность решать проблемы. Военно-патриотическое воспитание не относится к явным приоритетам, и основные усилия руководства направлены, что вполне объяснимо, на подготовку и участие в олимпиадах по информатике, биологии, языкам, формирующих престиж учебного заведения, в том числе в глазах родителей учащихся. Другой подход состоит в поиске разумного компромисса между актуальностью и качеством образования и решением вопросов военно-патриотического воспитания молодежи. Анализируя положение дел в УО, в которых организованы, например, классы военно-патриотической направленности, можно видеть, что там вовсе не зацикливаются на "военизации", а, напротив, используют дополнительную мотивированность и организованность учащихся для решения всего комплекса образовательных проблем. Таким образом, достижение полноценного статуса ДП возможно в обоснованном стимулировании этой работы в низовых звеньях вертикалью органов Министерства образования".

По мнению доцента Могилевского госуниверситета, в организации допризывной подготовки школьников на современном уровне важную роль должно играть и Министерство обороны:

Ведомство напрямую заинтересовано в сотрудничестве с учреждениями образования по работе с допризывной молодежью. И эта работа проводится, но зачастую она эффективна там, где определенную активность и энтузиазм проявляет сама школа. Например, учреждение образования закрепляется за воинской частью для проведения учебно-полевых сборов по ДП, но нет возможности перевезти учащихся на сотню километров. Организовать стрельбы на базе воинской части, расположенной поблизости, казалось бы, несложно, но опять все строится на личных контактах учителей и офицеров, а не на обязательном выполнении утвержденного четкого плана работы. Плана, обязательного к выполнению как органами Министерства образования, так и структурами Министерства обороны. Связка этих ведомств может заработать только в результате жесткой регламентации и ответственности за обеспечение ДП военно-техническим имуществом, участием в военно-спортивных играх, соревнованиях по допризывной подготовке, сдачей и учетом результатов нормативов "Защитник Отечества", закреплением учреждений образования за воинскими частями, контролем за результатами учебно-полевых сборов с обязательным проведением стрельб из АК, военно-профессиональной ориентацией молодежи.

Андрей Безлепкин

"Могу подтвердить сказанное моим коллегой и учителем: взаимодействие с воинскими частями налажено не так, как хотелось бы, - продолжает разговор Андрей Безлепкин. - Работа с допризывной молодежью проводится, но она как раз эффективна лишь потому, что определенную активность и энтузиазм проявляет преподавательский состав".

Как отмечает могилевский учитель, школьникам не хватает разного рода военно-патриотических мероприятий. Некоего подобия игры "Зарница", например:

Не так давно мы с классом играли в лазертаг. Я сам не ожидал, насколько приближенной к реальной военной подготовке окажется игра. В ней могут быть реализованы различные стратегические и военизированные модели. Она хороша еще и тем, что не имеет расходного материала. То есть единственное, на что может потратиться организатор (помимо закупки автоматов), - это зарядка оружия от бытовой розетки. Естественно, детям необходимо работать с макетами автоматов (сборка-разборка АК), иметь возможность производить хотя бы несколько выстрелов из боевого оружия. Все это в связке даст понимание, представление о воинской службе, необходимые опыт и знания, которые пригодятся не только в армии.

С полным текстом проблемного материала "Казарма любит подготовку" и всеми аргументами экспертов можно ознакомиться в , который еще можно успеть приобрести в киосках. Приглашаем читателей к дискуссии!

  • § 7. Противодействие информационно-психологической агрессии
  • § 9. Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам
  • § 10. Международное гуманитарное право в период вооружённых конфликтов
  • § 16. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
  • § 23. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным
  • § 25. История возникновения и развития стрелкового оружия
  • § 28. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова
  • § 29. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение
  • § 36. Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику
  • § 41. Права, обязанности и ответственность военнослужащих
  • § 46. Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами
  • § 53. Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию
  • § 61. Прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества»
  • Приложение 1. Образцы формы одежды военнослужащих Вооружённых Сил Республики Беларусь
  • Приложение 2. Образцы военной техники иностранных армий
  • Приложение 3. Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий
  • Введение

    Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог примирить человечество. Мир ещё не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.

    Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой». Но одно миролюбие в современной обстановке ещё не даёт гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.

    В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооружённая борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные, психологические и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны действительно всенародный характер.

    Трансформировалось и содержание вооружённой борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооружённой борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооружённых Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.

    Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена её Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооружённая защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учёту, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве в Вооружённых Силах или других воинских формированиях республики, состоят в запасе.

    Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

    Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

    В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооружённых Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.

    В учебнике изложено содержание всех тем программы по допризывной подготовке для учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программе. Такое отступление делает учебник более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.

    В первой части учебника «Защита Отечества» содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию у юношей гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.

    Во второй части учебника «Основы военного дела» представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первой части, а также даёт возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.

    Изучение предмета «Допризывная подготовка» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.

    В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве и военном законодательстве Республики Беларусь после 2006 года. Содержание главы 2 «Защита Республики Беларусь» основано на положениях Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 2010 года. В учебнике использован иллюстрационный материал, предложенный государственным учреждением «Военно-информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр» и сотрудником Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь С. Н. Гамолко.

    Допризывная подготовка: учебник для 10-11-х кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Б. Варламов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 328 с. : ил.

    Утверждено
    постановлением Правительства Кыргызской Республики
    от 11 февраля 2014 года N 87

    ПОЛОЖЕНИЕ
    о допризывной подготовке молодежи в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования

    1. Общие положения

    1. Допризывная подготовка молодежи является составной частью системы подготовки граждан к военной службе, организуемой и проводимой в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах", другими нормативными правовыми актами, принятыми на основе данного Закона, и настоящим Положением.

    2. Допризывная подготовка молодежи является обязательным предметом обучения (учебной дисциплиной) основам военного дела и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и организуется независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные организации).

    Допризывниками являются несовершеннолетние граждане мужского пола до принятия их на воинский учет.

    Учащимися являются несовершеннолетние граждане женского и мужского пола, привлеченные к занятиям по допризывной подготовке молодежи.

    3. Допризывная подготовка молодежи проводится в целях обучения учащихся необходимым знаниям и практическим навыкам в области военного дела, гражданской защиты и освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

    В процессе занятий по допризывной подготовке молодежи, учащиеся усваивают нормы действующего законодательства Кыргызской Республики о воинской обязанности, назначении военной службы, требованиях военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил Кыргызской Республики, назначении и структуре Вооруженных Сил и других воинских формирований Кыргызской Республики.

    Допризывная подготовка молодежи проводится в 10-11 классах и на первых и вторых курсах обучения в образовательных организациях, в целях воспитания у молодежи чувства патриотизма, высоких морально-психологических качеств, любви к военной службе, личной ответственности за выполнение требований военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

    4. Контроль за проведением допризывной подготовки молодежи осуществляется государственным органом, ведающим вопросами образования, совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, и другими заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики.

    2. Руководство допризывной подготовкой молодежи

    5. Общее руководство допризывной подготовкой осуществляется Правительством Кыргызской Республики.

    6. На государственный орган, ведающий вопросами обороны, возлагается:

    По согласованию с государственным органом, ведающим вопросами образования, и другими государственными органами, в ведении которых имеются образовательные организации, разработка и реализация программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций, наглядных пособий и указаний, а также участие в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи;

    Совместно с государственным органом, ведающим вопросами образования, и государственным органом, ведающим вопросами физической культуры и спорта, организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта;

    Оказание содействия в проведении учебно-методических сборов и инструктивных занятий с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами образования;

    Оказание методической помощи руководителям образовательных организаций в организации и проведении допризывной подготовки молодежи согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами образования;

    Оказание практической помощи руководителям образовательных организаций при проведении занятий по огневой подготовке согласно программам;

    Организация посещения допризывниками воинских частей и учреждений согласно программам (планам), утвержденным государственным органом, ведающим вопросами обороны;

    Организация и проведение проверки допризывной подготовки и военно-патриотической работы в образовательных организациях;

    Составление планов мероприятий по улучшению допризывной подготовки молодежи;

    Совместно с государственным органом, ведающим вопросами образования, оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях.

    7. На государственный орган, ведающий вопросами образования, возлагается:

    По согласованию с государственным органом, ведающим вопросами обороны, и другими государственными органами, в ведении которых имеются образовательные организации, разработка, утверждение учебных планов и программ, инструкций, приказов, положений, методических рекомендаций, учебно-наглядных пособий;

    Участие в создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях;

    Организация и проведение военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий в образовательных организациях;

    Совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, подбор кандидатов для должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях из числа офицеров и военнообязанных запаса, имеющих военное или педагогическое образование, обладающих необходимыми военными знаниями, высокими моральными качествами и способных обучать и воспитывать учащихся;

    Совместно с государственным органом, ведающим вопросами обороны, оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях;

    Составление планов мероприятий по улучшению допризывной подготовки молодежи.

    8. На государственный орган, ведающий вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возлагается участие:

    В создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в области гражданской защиты.

    9. На государственный орган, ведающий вопросами здравоохранения, возлагается участие:

    В разработке и реализации программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций, наглядных пособий и указаний;

    В создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в части основ медицинских знаний, а также привлечение специалистов для проведения занятий по основам медицинских знаний.

    10. На государственный орган, ведающий вопросами физической культуры и спорта, возлагается:

    Контроль за физической подготовкой юношей допризывного возраста;

    Издание учебно-методических пособий по физической культуре для юношей допризывного возраста;

    Участие при проведении военно-прикладных видов спорта среди учащихся образовательных организаций.

    11. На государственные органы, в ведении которых имеются образовательные организации, возлагается оказание содействия в:

    Разработке и реализации программ (планов) обучения, инструкций, положений, методических рекомендаций;

    Создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи;

    Проведении военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий.

    12. На органы местного самоуправления возлагается участие в:

    Организации и проведении военно-патриотических и оборонно-массовых мероприятий местного значения;

    Создании учебно-материальной базы по вопросам допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, находящихся на территории местного самоуправления.

    3. Организация допризывной подготовки молодежи

    13. На допризывную подготовку молодежи в образовательных организациях отводится не менее 68 часов в учебном году.

    14. Занятия по допризывной подготовке молодежи включаются в общее расписание занятий и проводятся по классам и учебным группам.

    Классы и учебные группы именуются группами и делятся на отделения. Из числа учащихся приказом руководителя образовательной организации назначаются командиры групп и отделений.

    15. Допризывная подготовка молодежи включает следующие разделы обучения:

    Основы военного дела;

    Основы военной службы;

    Огневая подготовка;

    Общефизическая подготовка;

    Основы безопасности жизнедеятельности;

    Гражданская защита;

    Основы медицинских знаний;

    Комплексные занятия.

    Занятия по основам военного дела, военной службы, безопасности жизнедеятельности, общефизической подготовке, гражданской защите, комплексные занятия проводятся руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи.

    Занятия по общефизической подготовке могут быть проведены учителем (преподавателем) по физической культуре.

    Занятия по основам медицинских знаний проводятся учителем (преподавателем) - специалистом в области медицины или руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи, если он имеет сертификат о прохождении медицинской подготовки.

    16. Допризывники до первичной постановки на воинский учет не привлекаются на практические и полевые занятия по допризывной подготовке молодежи.

    Лица, признанные негодными к военной службе при первичной постановке на воинский учет, не привлекаются на практические и полевые занятия по допризывной подготовке молодежи.

    17. Лица, прошедшие срочную военную службу, а также лица, окончившие полный курс допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, при переходе (поступлении) в другую образовательную организацию, не привлекаются к занятиям по допризывной подготовке молодежи.

    Указанные лица могут быть привлечены в качестве помощников руководителей (преподавателей) занятий при проведении занятий по допризывной подготовке молодежи.

    18. На завершающем этапе обучения по допризывной подготовке молодежи, для закрепления полученных военных знаний и навыков, приобретенных в ходе теоретических занятий, с учащимися проводятся трехдневные учебно-полевые занятия (сборы) на базе близлежащих воинских частей (учреждений) или на базе образовательных организаций, где имеется учебно-материальная база для проведения учебно-полевых занятий (сборов), за счет времени, отведенного на допризывную подготовку молодежи.

    19. Практические занятия по огневой подготовке (обучение стрельбе из стрелкового оружия) проводится только на стрельбищах (полигонах) и в тирах воинских частей, военно-учебных заведений и в оборонных спортивно-технических организациях в порядке, определенном для организации занятий по огневой подготовке.

    Время, место и порядок проведения практических занятий по огневой подготовке с учащимися определяет районный (городской) военный комиссариат по согласованию с начальником гарнизона, командиром воинской части, начальником военно-учебного заведения и до начала учебного года доводит до сведения руководителей образовательных организаций.

    20. Начальники гарнизонов совместно с военными комиссариатами закрепляют за воинскими частями, военно-учебными заведениями, военными кафедрами и военными учреждениями образовательные организации для оказания помощи в организации и проведении допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи.

    21. Знания учащихся по допризывной подготовке молодежи оцениваются, как и по другим предметам, по пятибалльной системе.

    Итоговая оценка на основании годовых оценок, полученных учащимися по допризывной подготовке молодежи (за исключением лиц, признанных негодными к военной службе при первичной постановке на воинский учет) выставляется в соответствующий документ об образовании (аттестат, диплом).

    22. По окончании курса допризывной подготовки в образовательной организации организуются мероприятия по военно-прикладным видам спорта, которые включают соревнования по выполнению практических действий в объеме программы (плана) допризывной подготовки молодежи и объявляется приказ (решение) об окончании обучения.

    23. Списки учащихся мужского пола, окончивших полный курс допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях, с итоговыми оценками направляются руководителем образовательной организации в районный (городской) военный комиссариат по месту первичной постановки на воинский учет.

    24. В образовательной организации используются различные методы обучения, проявляется постоянная забота о качестве и эффективности проводимых мероприятий. Постоянно поддерживается связь с воинскими частями, учреждениями и военно-учебными заведениями, активно ведется пропаганда военной профессии среди учащихся.

    25. В образовательной организации оформляется наглядная агитация, которая должна отражать военно-патриотическую тематику, пропагандировать ветеранов Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и показывать жизнь образовательной организации.

    4. Подбор, назначение и подготовка руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи образовательных организаций

    26. Назначение на должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и их увольнение осуществляются в соответствии с нормами трудового законодательства Кыргызской Республики.

    При этом на должности руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи назначаются:

    Выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования по специальности "преподаватель допризывной подготовки молодежи и физического воспитания";

    Офицеры запаса и в отставке, имеющие высшее или среднее военное образование, обладающие необходимыми военными знаниями, высокими моральными качествами и способные обучать и воспитывать учащихся, а также опытные сержанты и солдаты запаса, имеющие высшее педагогическое образование.

    27. Подбор преподавателей для занятий по основам медицинских знаний осуществляется территориальными органами здравоохранения совместно с руководителями образовательных организаций из числа подготовленных медицинских работников.

    5. Повышение квалификации (переподготовка) руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи

    28. Повышение квалификации (переподготовка) руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи, преподавателей по основам медицинских знаний проводится в целях улучшения организации учебного процесса и качества проведения занятий по допризывной подготовке молодежи, повышения педагогических и военных знаний, совершенствования методического мастерства по обучению, воспитанию и подготовке юношей к военной службе и основам гражданской защиты.

    29. Повышение квалификации руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи включает проведение установочных сборов (семинаров), продолжительностью до пяти дней, и ежегодных трехдневных учебно-методических сборов, ежемесячных однодневных методических занятий; обучение на курсах при институтах повышения квалификации, а также участие в работе предметных методических комиссий в образовательной организации и их самостоятельную работу.

    30. Установочные сборы с вновь назначенными и проработавшими менее года и не проходившими эти сборы руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся ежегодно, в сентябре, по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами обороны, по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами образования.

    На установочных сборах руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи изучают требования руководящих документов, программ основ педагогики и психологии, совершенствуют военные знания и методические навыки, знакомятся с методами организации и проведения военно-патриотической работы в образовательной организации.

    Установочные сборы организуются и проводятся на базе районных (городских) военных комиссариатов под руководством районных (городских) военных комиссаров. Для организации и проведения сборов приказами районных (городских) военных комиссаров, по согласованию с командирами воинских частей, начальниками военно-учебных заведений, председателем оборонной спортивно-технической организации определяются места проведения сборов, назначаются должностные лица, ответственные за проведения сборов, выделяются опытные офицеры и преподаватели для проведения занятий, предоставляются необходимое оружие, боеприпасы, военная техника (стрельбища, тиры) и транспортные средства. Для проведения занятий на сборах привлекаются специалисты по педагогике, психологии, медицине и гражданской защите.

    31. Трехдневные учебно-методические сборы проводятся со всеми руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи перед началом учебного года.

    На сборах подводятся итоги допризывной подготовки молодежи, ставятся задачи на новый учебный год, изучаются организационно-методические документы, проводятся показательные, практические и другие занятия; участники сборов обмениваются опытом обучения и воспитания учащихся.

    Учебно-методические сборы организуются и проводятся на базе образовательных организаций по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами образования, по согласованию с государственным органом, ведающим вопросами обороны.

    32. Однодневные инструкторско-методические занятия с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся ежеквартально по программе, утвержденной государственным органом, ведающим вопросами обороны, день проведения занятий в районах (городах) устанавливают военные комиссары совместно с территориальными отделами образования и руководителем образовательной организации, на базе которой проводятся занятия. В этот день с руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи проводятся практические и показательные занятия, семинары, лекции и открытые уроки.

    Для проведения однодневных занятий могут привлекаться офицеры воинских частей, военно-учебных заведений, военных кафедр вузов, наиболее подготовленные руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи, специалисты отделов образования, а также офицеры и генералы запаса и в отставке.

    В районных (городских) военных комиссариатах ведется журнал учета методической подготовки руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и преподавателей по основам медицинских знаний.

    33. Руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи принимают участие в работе методической комиссии по вопросам допризывной подготовки молодежи, физической культуре, основам медицинских знаний в образовательной организации.

    Задачами комиссии является систематическое повышение профессиональных знаний руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи, учителя физической культуры, преподавателя по основам медицинских знаний, совершенствование их методического мастерства, изучение и пропаганда передового педагогического опыта, учебной и воспитательной работы с учащимися.

    34. Руководителям (преподавателям) допризывной подготовки молодежи предоставляется один день в неделю для методической подготовки (обобщение передового опыта, разработка отдельных вопросов по допризывной подготовке молодежи, подготовка к проведению занятий, составление методических разработок и совершенствование учебно-материальной базы).

    35. Курсы повышения квалификации руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи организуется государственным органом, ведающим вопросами образования, при институтах (центрах) усовершенствования учителей по утвержденной программе.

    Руководители (преподаватели) допризывной подготовки молодежи на курсы повышения квалификации привлекаются один раз в 5 лет на общих основаниях с другими учителями (преподавателями).

    Занятия на курсах проводятся штатными работниками института усовершенствования учителей, инструкторами, методистами и опытными руководителями (преподавателями) допризывной подготовки молодежи. Для проведения отдельных занятий могут быть привлечены офицеры воинских частей, военных кафедр вузов, а также работники территориальных отделов гражданской защиты.

    36. С преподавателями по основам медицинских знаний проводятся однодневные методические занятия перед началом учебного года.

    Занятия проводятся районными (городскими) отделами образования, органами здравоохранения и военными комиссариатами.

    6. Обязанности должностных лиц учебных заведений (образовательных организаций)

    37. Руководитель образовательной организации несет ответственность за организацию и состояние допризывной подготовки молодежи, за сохранность учебно-материальной базы, в том числе учебного оружия и боеприпасов.

    38. Руководитель образовательной организации обязан:

    Обеспечивать своевременное планирование, организацию и проведение учебного процесса, полное и качественное выполнение Программы допризывной подготовки молодежи;

    Выделять помещения, площадки и места для отработки практических занятий допризывной подготовки молодежи, принимать меры к постоянному совершенствованию учебно-материальной базы совместно с органами местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего Положения и Программы допризывной подготовки молодежи;

    Принимать меры к повышению личной ответственности молодежи (учащихся) за успеваемость, привлекать учащихся к созданию и совершенствованию учебно-материальной базы;

    Организовывать учет и хранение учебного оружия и боеприпасов к ним в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

    Оказывать руководителю (преподавателю) допризывной подготовки молодежи учебно-методическую помощь, обеспечивать связь допризывной подготовки молодежи с другими учебными предметами, организацию и проведение кружковой работы (факультатива);

    Контролировать проведение руководителем (преподавателем) допризывной подготовки молодежи занятий, качество усвоения учащихся пройденного материала, обсуждать состояние допризывной подготовки молодежи, военно-патриотической работы и оборонно-массовой работы с учащимися на педагогических советах (совещаниях), не реже одного раза в течение года;

    Организовывать и проводить мероприятия по военно-прикладным видам спорта, посвященные окончанию курса допризывной подготовки молодежи;

    Издавать приказы о начале и окончании обучения по допризывной подготовке молодежи, о назначении командиров групп и отделений, проведении практических занятий по огневой подготовке;

    Представлять отчеты о состоянии допризывной подготовки и военно-патриотической работы с учащимися в районные (городские) военные комиссариаты и по подчиненности.

    39. Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи подчиняется руководителю образовательной организации и непосредственно отвечает за допризывную подготовку учащихся, учет, хранение и выдачу учебного оружия и боеприпасов к ним, в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

    Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи обязан:

    Соблюдать установленные правила и меры безопасности при проведении занятий с использованием военной техники и практических занятий по огневой подготовке, в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

    Организовывать, планировать и проводить на высоком научно-теоретическом и методическом уровне учебные, факультативные и внеклассные занятия по допризывной подготовке молодежи;

    Осуществлять руководство работой преподавателей по основам медицинских знаний;

    Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы, внедрению наиболее эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания;

    Вести учет успеваемости и посещаемости занятий;

    Изучать личные качества и индивидуальные особенности допризывников, готовить их к военной службе, вести учет допризывников образовательной организации; руководить кружком по изучению основ военного дела, организовывать проведение военно-спортивных игр;

    Участвовать в планировании мероприятий по военно-патриотической и оборонно-массовой работе;

    Организовывать работу по взаимодействию с военными комиссариатами, воинскими частями и военно-учебными заведениями, максимально использовать их помощь в совершенствовании обучения и военно-патриотического воспитания учащихся;

    Обеспечивать создание и совершенствование учебно-материальной базы по допризывной подготовке молодежи;

    Вести учет, организовывать хранение и ремонт учебного оружия и другого военного имущества в соответствии с установленными требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики;

    Проверять, не реже одного раза в месяц, наличие и техническое состояние учебно-материальной базы, своевременно организовывать их ремонт в установленном порядке;

    Участвовать в организации и проведении районных (городских) соревнований по военно-прикладным видам спорта и гражданской защите;

    Обеспечивать соблюдение мер безопасности при проведении практических занятий;

    Составлять отчеты по установленной форме;

    Систематически повышать свои военные и педагогические знания, совершенствовать методические навыки.

    Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи образовательной организации работает совместно с заместителем руководителя образовательной организации по учебно-воспитательной работе, с учителем физической культуры (руководителем физического воспитания) и классными руководителями (мастерами производственного обучения), с педагогическим коллективом учебного заведения.

    Работа руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи регламентируется расписанием занятий, планом мероприятий, проводимых во внеурочное время, и его личным планом, утвержденным руководителем образовательной организации.

    Работа руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи, не предусмотренная функциональными обязанностями и утвержденным планом, выполняется в каждом отдельном случае по согласованию с руководителем образовательной организации. Руководитель (преподаватель) допризывной подготовки молодежи не привлекается к дежурству по образовательной организации.

    На руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи не предусматривается возложение обязанностей классного руководителя.

    7. Материально-техническое обеспечение занятий по допризывной подготовке молодежи

    40. Для проведения занятий по допризывной подготовке молодежи государственный орган, ведающий вопросами обороны, обеспечивает образовательные организации учебным оружием, малокалиберными винтовками и патронами к ним, средствами индивидуальной защиты.

    41. Истребование учебного оружия военными комиссариатами производится в соответствии с количеством и сроками, указанными в табеле, по годовым отчетам-заявкам, отдельно по каждому виду учебного оружия, представляемым в государственный орган, ведающий вопросами обороны, ежегодно к 1 октября.

    42. Передача учебного оружия военным комиссариатам со складов воинских частей, ремонтных мастерских и учреждений производится по нарядам (накладным) государственного органа, ведающего вопросами обороны.

    Учебное оружие передается укомплектованным технической документацией (описаниями, схемами, инструкциями и др.).

    43. Получение учебного оружия осуществляется представителями военных комиссариатов по предъявлению ими доверенности и документов, удостоверяющих личность (паспорт, удостоверение личности).

    44. Доставка учебного оружия для образовательных организаций осуществляется силами и средствами отделов образования совместно с военными комиссариатами, в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

    45. Государственный орган, ведающий вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает образовательные организации имуществом гражданской защиты за счет средств организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, по заявкам отделов образования.

    46. Государственный орган, ведающий вопросами здравоохранения, через подчиненные органы привлекает специалистов для проведения занятий по основам медицинских знаний, обеспечивает образовательные организации медицинским имуществом по основам медицинских знаний, за счет организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, по заявкам отделов образования.

    47. Ремонт учебного оружия, находящегося в образовательных организациях, производится через военные комиссариаты в ремонтных мастерских государственного органа, ведающего вопросами обороны, по нарядам военных комиссариатов.

    48. В образовательных организациях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями Программы допризывной подготовки молодежи. Программа включает наличие следующего: кабинет допризывной подготовки молодежи; комната, специально оборудованная для хранения учебного оружия и малокалиберных винтовок; стрелковый тир; места для практического изучения обязанностей дневального и строевых приемов; спортивный городок (места) для проведения занятий по общефизической подготовке; единая полоса препятствий; комплект съемно-переносного учебного оборудования для проведения занятий по основам военного дела; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

    49. Должностные оклады, социальное страхование, регулирование труда руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи образовательных организаций определяются в порядке, предусмотренном условиями оплаты труда работников системы образования и действующим законодательством.

    В педагогический стаж руководителей (преподавателей) допризывной подготовки образовательных организаций засчитывается срок действительной военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях.

    50. Материально-техническое обеспечение занятий, создание учебно-материальной базы по допризывной подготовке молодежи может быть осуществлено за счет средств местного бюджета, а также средств, не запрещенных действующим законодательством Кыргызской Республики.

    8. Контроль за допризывной подготовкой молодежи в образовательных организациях

    51. Контроль за допризывной подготовкой молодежи осуществляется путем:

    Всесторонней проверки по совместным планам государственного органа, ведающего вопросами образования, государственного органа, ведающего вопросами обороны, и организаций, в ведении которых находятся образовательные организации;

    Проверки по отдельным вопросам государственного органа, ведающего вопросами обороны, по согласованию или с привлечением государственного органа, ведающего вопросами образования, и другими заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики;

    Проверки по отдельным вопросам государственного органа, организаций, в ведении которых находятся образовательные организации.

    52. Допризывная подготовка молодежи в образовательных организациях подлежит всесторонней проверке по совместным планам государственных органов, ведающих вопросами образования и обороны, не реже одного раза в три года.

    Образовательные организации, получившие неудовлетворительные оценки, перепроверяются через год. В случае повторного получения неудовлетворительной оценки рассматривается вопрос о соответствии занимаемой должности руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи.

    На проверку образовательной организации отводится не менее одного дня. При этом проверяется организация учебного процесса и выполнение программ, посещаемость, качество усвоения учащимися программы, методическая подготовка руководителя (преподавателя) допризывной подготовки молодежи и качество проведения им занятий, состояние учебно-материальной базы, военно-патриотической и оборонно-массовой работы, качество руководства допризывной подготовкой молодежи.

    53. Общая оценка состояния допризывной подготовки молодежи в образовательной организации складывается из оценок качества усвоения учащимися программ и состояния учебно-материальной базы.

    При этом учитывается выполнение программ, методическая подготовка руководителей (преподавателей) допризывной подготовки молодежи и состояние руководства допризывной подготовкой молодежи руководителем образовательной организации.

    54. Для оценки качества усвоения программ (пройденного материала) в образовательных организациях проверяются не менее двух групп, составляющих не менее 10 человек каждая, с выставлением индивидуальных оценок:

    Путем тестирования;

    Практических действий учащихся.

    На основании индивидуальных оценок, полученных учащимися, выводится оценка образовательной организации за качество усвоения программы:

    - "отлично", если не менее 90% проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% - "отлично";

    - "хорошо", если не менее 80% проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% - "отлично", "хорошо";

    - "удовлетворительно", если не менее 70% проверенных обучаемых получили положительные оценки;

    - "неудовлетворительно", если более 30% проверенных обучаемых получили неудовлетворительные оценки.

    55. Состояние учебно-материальной базы образовательной организации оценивается:

    - "отлично", если имеются оборудованный кабинет допризывной подготовки молодежи, комната для хранения учебного оружия, стрелковый тир, учебное оружие и имущество, а их учет и хранение организованы в строгом соответствии с требованиями инструкции, места для практического изучения обязанностей дневального и строевых приемов, спортивный городок (место) для проведения занятий по общефизической подготовке, единая полоса препятствий, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения;

    - "хорошо", если имеется все перечисленное для оценки "отлично", но не полностью оборудовано место для практического изучения обязанностей дневального или единая полоса препятствий;

    - "удовлетворительно", если имеются кабинет допризывной подготовки молодежи, комната для хранения учебного оружия, стрелковый тир, спортивный городок для проведения занятий по общефизической подготовке, учебное оружие и имущество, а их хранение и учет организованы в соответствии с установленными требованиями;

    - "неудовлетворительно", если отсутствует один из элементов учебно-материальной базы, перечисленных для оценки "удовлетворительно", или условия хранения учебного оружия и имущества не соответствуют установленным требованиям.

    56. Общее состояние допризывной подготовки молодежи образовательной организации оценивается:

    - "отлично", если оценено: качество усвоения обучаемыми программы - на "отлично", состояние учебно-материальной базы - не ниже оценки "хорошо";

    - "хорошо", если оценено: качество усвоения обучаемыми программы - не ниже "хорошо", а состояние учебно-материальной базы - не ниже "удовлетворительно";

    - "удовлетворительно", если качество усвоения обучаемыми программы и состоянием учебно-материальной базы оценены не ниже "удовлетворительно";

    - "неудовлетворительно", если один из показателей оценен "неудовлетворительно".

    57. При проведении проверок по отдельным вопросам общая оценка образовательной организации не выставляется.

    По окончании проверки образовательной организации проводится подведение итогов проверки.

    58. По результатам проверки допризывной подготовки молодежи в образовательных организациях (в разрезе города, района и области) составляется акт итогов проверки и проводится разбор в присутствии представителей государственных органов, ведающими вопросами обороны и образования, военных комиссариатов и организаций, в ведении которых находятся образовательные организации, с привлечением руководителей образовательных организаций.

    О результатах проверки информируются местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

    По результатам проверки составляется акт в количестве экземпляров по числу заинтересованных сторон и доводится до сведения каждого из сторон.

    59. Служебная переписка по вопросам допризывной подготовки молодежи ведется строго по ведомственной подчиненности.

    Военные комиссариаты и отделы образования ежегодно, к 10 июня, представляют итоговые доклады о состоянии допризывной подготовки молодежи за истекший год по ведомственной подчиненности в государственный орган, ведающий вопросами обороны, и в государственный орган, ведающий вопросами образования.

    ), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

    Организация НВП

    В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
    НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
    По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
    В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
    Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

    • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
    • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
    • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
    • учебные плакаты и макеты.

    Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

    • Определение Вооружённых сил и его задачи.
    • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
    • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
    • Порядок прохождения воинской службы.

    В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

    • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
    • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
    • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
    • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны .
    • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
    • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР .
    • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
    • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

    К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

    НВП по линии ДОСААФ

    Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

    В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

    • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
    • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
    • Курсы радиотелеграфиста;
    • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
    • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
    • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
    • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
    • и многое другое

    Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

    Современная ситуация

    На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

    Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

    НВП в иных государствах

    По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

    Израиль

    В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
    По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

    Великобритания

    В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
    СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
    В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
    Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

    mob_info