Распознавание лжи с помощью мимики. Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции

Инструкция

Существует два типа мимики:- Рефлекторная бытовая мимика;
- Сознательная мимика. Она помогает актерам сознательно получать нужные им выражения лица .

С давних времен человечество знакомо с физиогномикой. Это искусство чтения лица , которое было особенно развито в Китае в эпоху средневековья, а также в Японии. В этих даже были созданы специальные , в которых мимика лица изучалась по миллиметру. Исходя из накопленного опыта физиономисты старались определить и судьбу каждого бугорка на лице, каждого покраснения или побледнения кожи.

Упражнения на развитие мимики обычно начинаются с самого простого и заканчиваются сложными тренировками, эффективность которых будет расти с каждым занятием. Для начала требуется развить подвижность мышц лица . Для этого произвольные движения лицевыми мышцами. Постарайтесь раскрепостить лицо, при этом восстанавливая его оптимальную подвижность. Через определенный промежуток времени после начала тренировок вы заметите, что ваше лицо стало более свободным и может принимать самые выражения. При этом вы не будете ощущать абсолютно никакого напряжения, потому что начальные упражнения состоят, в основном, из расслабления лицевых мышц.

Вместе с началом для развития мимики очень делать специальные упражнения для развития правильной речи. Благодаря этому, в дальнейшем развитие мимики будет происходить значительно быстрее, а процесс развития станет интуитивным и простым.

Дальше при помощи лицевых мышц требуется изображать перед зеркалом различные эмоции. Пробуйте произносить разные с оттенками разных эмоций. К примеру, можно сказать слово «Привет!» с радостью, с грубостью, с яростью, со злобой и так далее. На все воля вашей фантазии. Довольно скоро вы увидите, что ваше лицо принимает нужные вам оттенки эмоций в зависимости от окраски вашего состояния. Помимо этого все эти движения не будут произвольными. Вы будете их полностью контролировать и осознавать.

Завершающим этапом развития мимики вашего лица будет следующее упражнение. Пусть ваш напарник встанет перед вами и начнет изображать различного рода эмоциональные состояния. Далее, поменяйтесь с ним ролями. Запомните, что читая эмоции других , вы, таким образом, учитесь управлять эмоциями.

Источники:

  • мимика лица упражнения

Всю жизнь человек будто вытесывает себя из камня, - как скульптор, усердно работая над собой. Характер невозможно получить исключительно по наследству. Сознательный человек развивает себя по известному принципу "посеешь привычку - пожнешь характер". Для получения сильного характера необходимы качественные семена, хорошая почва, свет, тепло и своевременный полив. И не забывайте пропалывать сорняки.

Инструкция

Найдите хорошие семена для посева. Определитесь, какие привычки вы желаете в себе развить. Они могут касаться вашего физического , умственного, душевного и духовного. Изучайте биографии знаменитостей. Отмечайте в конспекте, какие привычки развивали они на протяжении жизни.

Позаботьтесь о доброй почве. Это - ваш психологический настрой, ваша миссия , смысл вашего существования, ваши цели. Для чего вам нужны хорошие семена? Зачем все это? Не лучше ли "есть, пить и веселиться, потому что завтра "? К чем вы склоняете ваше сердце?

Обеспечьте достаточно света и тепла. Создайте уютную обстановку для формирования новых привычек. Но не избегайте и . Помните о том, как закаляется . Надо поддерживать баланс. Какие-то привычки появятся в испытаниях, а какие-то надо развивать в "тепличных ". Не стоит о том, какой плод лучше - природный или тепличный. В жизни нужны и те, и другие. Иначе, оказавшись в хороших условиях после трудных лет, можно легко расслабиться и забыть о самовоспитании.

Поливайте ваши посевы. Полив - это такой труд, который нельзя пропустить. Иначе последствия могут быть катастрофичными и придется все начинать заново, но уже в следующей посевной компании. Занимайтесь поливом каждое утро, как трава орошается росой. Так ежедневно готовьте душу к предстоящей . Сначала все прорабатывается мысленно, а затем - на самом деле. Мысленная проработка - это и есть полив, орошение. Напоминайте себе непрестанно о своих , планах. Ведите записи.

Следите за сорняками. В Библии сказано, что худые сообщества развращают добрые нравы. Какой бы прекрасный вы в себе не воспитали, все может быть уничтожено. Будьте внимательны и сознательно формируйте свое окружение.

Обратите внимание

Сберегайте урожай, не дайте ему пропасть. Не оставляйте хорошие привычки, иначе можно их потерять.

Полезный совет

В природе сеяние и жатва постоянно чередуются. Бенджамин Франклин придумал для себя 12-недельный план личностного роста. И повторял его всю жизнь, каждую неделю прорабатывая одно качество. Есть смысл следовать подсказкам природы и опыту успешных людей. Подводите итоги и занимайтесь сеянием каждый год, на протяжении всей жизни.

Связанная статья

Источники:

  • Когда формируется характер в 2019

Мозг человека устроен таким образом, что первая реакция на происходящие события всегда основана на эмоциях. Сегодня считается, что именно эмоциональный интеллект помогает достичь успеха в жизни. Однако бесконтрольные переживания могут и навредить. Как же правильно развить эмоции ?

Инструкция

Первый шаг к развитию собственных эмоций - умение слышать окружающих. Каждый человек рад возможности высказаться. Однако редкий собеседник действительно сопереживает говорящему. Часто дело ограничивается формальными кивками и стандартными фразами. Умение слышать - это умение полностью включаться в речь собеседника, не отвлекаясь на посторонние мысли. Переспрашивайте, сопереживайте, учитесь извлекать полезное из общения с любым человеком, ведь каждый способен поделится ценным опытом.

Мыслите позитивно. На личностное развитие в целом и развитие эмоций в частности значительное влияние оказывает внутренний диалог. Отследить каждую мысль, которая в человеческой голове, и дать ей оценку, невозможно. Однако избегайте негативных суждений. Не злоупотребляйте обобщениями, типа «я всегда», «я никогда», стараясь заменить их на «в этот раз» или «иногда». Оценочные суждения замените фактами. Вместо того, чтобы мысленно обругать себя последними , констатируйте «я совершил ошибку».

Изучайте язык тела. Для этого стоит понаблюдать за другими. Зачастую люди маскируют свои эмоции словами. За холодными, жесткими фразами может скрываться неуверенность, за льстивыми речами - злость . Скрещенные руки или ноги - скрытности или скованности, и наоборот, свободная расслабленная поза говорит о том, что собеседник чувствует себя, как дома. Коллега прикрывает рот ? Вероятно, что он . Анализируйте жесты окружающих, потом обратите внимание на свои. Старайтесь, чтобы язык вашего тела соответствовал эмоциональному настрою ваших слов.

Держите под контролем! У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Впадая в гнев, человек отдаляется от других, перестает критически, но зачастую именно негативные переживания толкают к деятельности, стимулируют добиваться цели назло всем.Научится выражать эмоции конструктивно поможет несложным прием. Разделите бумажный лист на две колонке. В первой напишите, как подсказывают поступить эмоции , а в другой - что советует мышление. Глядя в этот список, гораздо легче с переживаниями и принять решение.

Видео по теме

Источники:

  • как развить эмоции у детей в 2019

Мимикой сопровождаются все наши эмоции. Благодаря мимике мы можем понять, радуется человек или грустит, злится или, наоборот, находится в добром расположении духа. Мимику можно и нужно развивать. Во-первых, человек хорошо владеющий ею, более обаятелен, харизматичен. Во-вторых, это умение позволит лучше бороться со своими эмоциями и отражать на лице лишь те чувства, которые необходимы.

Вам понадобится

  • - Зеркало

Инструкция

Первое упражнение - разминка. Потребуется . В этом упражнении будут задействованы все подвижные лица. Нужно поочередно двигать то бровями, то глазами, то губами. Совершать можно абсолютно любые : поднимать и опускать брови, вращать глазами и т.д. Упражнение это выполнять в течение 3-5 минут.

Второе упражнение направленно на изучение своего лица, чтобы в последствие хорошо владеть им. Представьте какую-нибудь эмоцию, например, страх. Вспомните, при этом лица должно быть, и попробуйте его воспроизвести. Поиграйтесь. Попытайтесь изобразить совершено разные эмоции: удивление, радость, грусть, восторг и др.

Есть и упражнения на отдельные части лица, которые поддерживать мимические мышцы в тонусе, что, в свою очередь, подтянуть контуры лица, разгладить кожу, предотвратить появление преждевременных морщин.Вернуть коже вокруг глаз былую упругость и тонус поможет упражнение. Закройте и расслабьте глаза. Затем секунд на пять сведите глаза к переносице. Откройте глаза и посмотрите прямо перед собой. Потом снова закройте глаза. Сделайте пять подходов.

Чтобы разгладить носогубные складки, пощипывайте эту большим и указательным пальцами в течение двух минут. С помощью мимических упражнений можно придать губам дополнительный объем: сожмите губы и пощипывайте их от середины к уголкам. Делать это упражнение надо тоже в течение двух минут.

Избавиться от второго подбородка можно, произнося звук «кс», при этом губы надо хорошо растягивать, чтобы напрягались мышцы шеи. Зафиксируйте это положение на пять секунд, а затем, произнося звук «о», вернитесь в исходное положение. Повторите пять раз.

Видео по теме

Источники:

  • Как развить мимику в 2019

В определенных жизненных ситуациях хочется знать об окружающих все, а для этого необходимо научиться в буквальном смысле «читать мысли », то есть понимать, какие эмоции и чувства испытывает человек в данную минуту. Существует даже наука – физиогномика, позволяющая предугадывать поступки и желания, ориентируясь лишь на черты лица и мимику.

Наши мимика и жесты ежедневно рассказывают окружающему миру о том, в каком настроении мы находимся и какой у нас характер. Очень часто нам хотелось бы скрыть наше истинное отношение к обсуждаемому предмету, но мимика выдает наши мысли. Как распознать врет ли вам партнер по бизнесу или близкий друг и как самим научиться управлять мимикой лица, чтобы оставаться загадкой для

окружающих? Попробуем ответить на эти вопросы и разобраться, что же означает мимика лица.

Физиогномика лица – наука не настолько простая как кажется. «Прочитать» на 90% истинные помыслы с помощью значений мимики лица человека способны только профессиональные психологи. Но нам достаточно знать несколько простых секретов. Для начала выделим ряд эмоций, которые просто различить на лице собеседника.

Удивление. Часто его можно спутать со страхом. Общими у этих двух эмоций являются приподнятые брови и расширенные зрачки. Далее появляются различия. При удивлении на лбу появляются складки. Рот либо выпрямляется, либо уголки рта приподнимаются вверх, образуя улыбку. Но если человек испуган, то его улыбка станет неестественной.

Боль или грусть. При боли слегка приподняты губы, лицо почти такое же как при физических болевых ощущениях. Брови лицо приподнимаются, либо приближены друг к другу делая складку между бровей. Если человек находится в печали, его брови будут опущены вниз, так что почти не будет видно глаз. Плечи будут сжаты, а голова опущена.

Пренебрежение, недоверие. У человека обладающего подобной мимикой лица будет приподнятый подбородок. Дополнением к нему может стать одна приподнятая бровь, как символ неискреннего удивления или скептицизма. Поджатые уголки рта, притянутые вовнутрь, тоже говорят о недоверии.

Радость. Эта эмоция проявляется в мимике лица человека легким напряжением всех мышц. Вокруг глаз могут образоваться морщинки. Губы растянуты в улыбке.

Гнев. Чаще всего сопровождается агрессией. Брови сдвинуты к переносице и мышцы между бровями напряжены. Взгляд при гневе будет направлен прямо на собеседника, а уголки губ опущены вниз.

Мимика лица - глаза

При чтении мимики лица человека глаза являются главным помощником. Запутаться вы сможете, только если изучаемый вами человек – левша. В таком случае изучать мимику его лица нужно зеркально.

  1. Если человек смотрит влево и вверх – он представляет в голове какой-то зрительный образ.
  2. Вправо и вверх - собеседник пытается вспомнить знакомый из прошлого зрительный образ.
  3. Если собеседник смотрит влево – значит, он создает звуковой образ в своем уме.
  4. Если собеседник смотрит вправо – это говорит о том, что он пытается вспомнить какую-то мелодию или звуковой ряд.
  5. Если вы видите положение глаз влево и вниз – значит человек пытается вспомнить кинетический образ (вкус, запах или ощущение). (исключение составляют звуки или картинки)
  6. Если человек смотрит вправо и вниз - это свидетельствует о внутреннем диалоге, происходящем в данную минуту. Либо ваш собеседник сильно о чем-то задумался.

Мимика лица - губы

С помощью область рта и губ в разные времена интерпретировали характера человека и состояние его здоровья. По форме и размеру выделяют 7 типов губ:

  1. Пухлые, сочные губы встречаются у разговорчивых людей с живым и открытым характером, которые отличаются легким темпераментом и дружелюбием.
  2. Тонкие маленькие губы с мягкими очертаниями бывают у великодушных, умных и честных людей.
  3. Губки «бантиком» показывают такие свойства характера, как кокетство, легкомыслие, а иногда и неискренность.
  4. Тонкими, но длинными губами обладают нежные натуры, а также красноречивые и остроумные люди.
  5. Гармоничные во всех отношениях губы говорят о гармоничной личности, сочетающей разные черты характера.
  6. Большая верхняя губа свойственна властной и сдержанной особе, подчиняющейся разуму и рациональности за счет эмоций.
  7. Толстыми губами обладают люди с твердым характером, контролирующие себя, но чувственные и любящие удовольствия.

Мимика лица при лжи

Если вы не хотите быть обманутым своим собеседником, то при чтении мимики его лица важно помнить: неискренность чувств – это всегда асимметрия лица. Человек, пытающийся вас обмануть, будет заставлять свои мышцы лица работать не так, как они хотят. Эта борьба с собственной мимикой вряд ли останется вами незамеченной. Сложнее всего потенциальному лгуну подделать свой взгляд. На практике сделать это оказывается невозможным. Поэтому при разговоре с собеседником важно смотреть в его глаза. Если взгляд беглый, либо человек смотрит исподлобья – вас пытаются обмануть. Правда если беглый взгляд направлен на вас не из-под бровей, то этот человек просто трусит. Если же ваш собеседник смотрит прямо на вас, не пытается увести взор и спрятать глаза вряд ли можно сомневаться в его искренности.

Чтобы оставаться загадкой для собеседника и уметь сохранять самообладание в достаточно нескольких упражнений в день. Главное – всегда держите при себе маленькое зеркальце и запомните несколько нехитрых приемов.

И напоследок. Не пытайтесь охарактеризовать малознакомого человека. Вероятность того, что вы сделаете ошибку и неверно интерпретируете характер и эмоции человека в этом случае слишком велика.

А если вы хотите остаться незаметным – старайтесь не испытывать видимых эмоций. Не смотрите никому в глаза, будьте спокойны и вас не заметят.

Мимика - классическая область исследования для физиономиста. Не знать ее данных - это значит быть подверженным серьезным физиогномическим ошибкам. Часто нам случалось изменять, пользуясь данными мимики, диагноз, поставленный по исследованию форм.

Мимика является главным показателем чувств говорящего.

Мимика помогает лучше понимать человека, с которым происходит общение. Очень важна мимика и в отношениях, так как позволяет разобраться, какие чувства испытывают люди по отношению друг к другу. Например, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ - признаки удивления; опущенные вниз брови, изогнутые морщины на лбу, прищуренные глаза, сомкнутые губы и сжатые зубы свидетельствуют о гневе.

Сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ говорят об испытываемой печали, спокойные глаза и приподнятые внешние утолки губ - о счастье, довольстве.

Для любого участника общения очень важным является умение расшифровывать мимику собеседника. Но в то же время не менее важным является и умение самому владеть мимикой, делать ее более выразительной, чтобы собеседник лучше понимал намерения и побуждения. Особенно это умение необходимо в практике делового взаимодействия.

В то время как морфологический тип создается следственным путем, мимика является результатом воспитания. Если бы юпитерианец в нашем примере провел детство свое в среде, где его научили бы хотеть проявлять себя, он не стал бы невропатом и мимика его выражала бы сильную натуру. Это утверждение является мощной поддержкой для тех, кто наблюдает в себе признаки моральной слабости. Совершенствуя свою психическую культуру, мы совершенствуем наше естество, и это достойная цель.

Люди, не подверженные сильным страстям, имеют спокойную мимику.

На лицах вечно трепещущих людей, так же как и на лицах вечно занятых людей, морщины часто появляются уже в молодости. Чем глубже морщины, тем сильнее подчеркивают они идеи, которые представляют.

«Глубина складки какой-либо материи говорит о частом и каждодневном ее употреблении», - замечал Делестр.

Разумеется, нужно уметь различать психические морщины от тех, которые появляются от быстрого потолстения.

Движения лба тесно связаны с движениями бровей.

«Лоб доброго человека, - говорит Делестр, - несет ясность его совести». Если лоб без морщин - это лоб слабохарактерных, нерешительных людей. Лоб поднимается над их русыми дугообразными бровями, которые обычно тонки и подчеркивают простодушие их хозяина и недостаток реакций со стороны их страстей.

Невропаты имеют на лбу горизонтальные морщины, которые являются результатом частого приподнимания бровей - хорошо знакомого жеста постоянного удивления. Из-за самой маленькой работы они морщат свой лоб.

Уравновешенные натуры имеют на лбу своем самое маленькое количество горизонтальных морщин, потому что не морщатся от удивления: лоб их сморщен вертикально в той области, где выражается напряженное, волевое внимание, т. е. между бровями при корне носа. Так, вертикальные морщины идут рука об руку с горизонтальными и густыми бровями. Глубина вертикальной морщины и морщин вообще определяет размер умственного контроля.

Если вертикальная морщина, о которой идет речь, очень глубока, она означает своенравную и даже насильственную волю. В таком случае она сопровождается густыми и непослушными бровями. Подобный тип лба и бровей встречается у людей, не поддающихся никакой дисциплине. Делестр видел много таких лиц в тюрьмах.

греч. mimikos - подражательный). Выразительные движения мышц лица, сопровождающих эмоции. Является своеобразным "языком", кодом, свидетельствующим об аффективном состоянии человека. Изучение М. имеет важное диагностическое значение в психиатрии.

Мимика

греч. mimik?s - подражательный] - выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица или экспрессией лица. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. М. анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - ассиметрия, динамика, 3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа М. можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о психологическом состоянии. Характерной особенностью "мимических картин" эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс М. включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Для верного толкования М. важно помнить о том, что целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности- дисгармоничности М. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная "маска") свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. М. лица сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз - взглядом человека. К.С. Станиславский писал, что взгляд - "это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу..." Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о способах вступления в контакт и выражения отношения к партнеру: "стрелять глазами", "строить глазки", "играть глазами", "мерить взглядом с головы до ног", "взглянуть свысока", "смотреть краем глаза", "ловить взгляд", "вперить глаза", "манить взглядом", "провожать взглядом". Движения глаз, направленность взгляда, выражения лица связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор). Для диагностики отношений между людьми важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30% до 60% времени от всего времени общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула "контакта глаз" в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время "негативных" высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение контакта глаз во время "негативных" высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования - ВИД, который соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как "уход" из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. В качестве критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривает временные параметры "смотрения" друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: "смотреть в глаза", "смотреть в сторону", "смотреть вверх-вниз", "вправо-влево"), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, "бросить взгляд", "скользнуть взглядом"), психофизиологические особенности взгляда (блеск-тусклость). По сравнению со взглядом и другими элементами экспрессивного поведения человека М. является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции "о невербальной утечке информации". В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия - "способность к передаче информации". Данная "способность" элементов экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: среднее время передачи, количество невербальных, экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью тела, "видимость, представленность другому". С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том случае, когда человек хвалит другого незаслуженно, то у него значительно чаще кривится рот и уменьшается количество улыбок, или знать о том, что тревожные люди в ситуации "обмана", сокрытия информации делают выражение своего лица более приятным, чем в ситуации передачи правдивой информации. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем основных состояний человека (радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный), его отношений (дружеский - враждебный, агрессивный; доверчивый - недоверчивый; уверенный - неуверенный; принимающий - неприязненный; покорный - доминантный; понимающий - непонимающий; отчужденный - включенный; отталкивающий - притягивающий). Постоянные характеристики М. и взгляда являются показателями интегральных качеств личности и в соответствии с ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная, нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд изподлобья, в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека другим людям, об опасении попасть впросак и т.д. В.А. Лабунская

МИМИКА

от греч. mimikos - подражательный] - совокупность движений мышц лица, сопровождающих эмоциональные состояния человека и являющихся их внешним выражением. Условно различают М. непроизвольную, наблюдаемую в повседневной жизни, и произвольную - как элемент актерского искусства (см. Выразительные движения)

Мимика

греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть свое душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы. Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995). Приведем описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов. Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь. Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях. Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обостренное чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чем научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определенного. Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определенные и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений. Далее приводится описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:

Рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - “я весь внимание”;

Голова наклонена набок - “я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращенную от собеседника;

2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):

Голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;

Глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;

Брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;

Неотрывный взгляд на объект гнева - Л.Н.Толстой;

Шумное дыхание;

Сжатые кулаки;

Обнажение клыков;

Гиперемия склер (“глаза налиты кровью”);

Зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты;

3. Досада:

Злобное выражение лица;

Выражение напряженной мысли;

Отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией);

4. Жеманство:

Преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;

Замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;

Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане;

5. Зависть (по описанию Овидия):

Медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);

Бледное лицо (выдает скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);

Косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);

Отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей;

6. Закрытость:

Скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (“я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);

Сидение на стуле, повернутом спинкой вперед (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);

Ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);

Скрещивание или поза нога на ногу (“я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены еще и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступть в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.

7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):

Брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты;

Поперечные складки на переносье;

8. Негодование (благородный, праведный гнев):

Брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);

Руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют “весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);

На лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет);

9. Недоумение (растерянность):

Застывание на одном месте и в одной позе;

Признаки остановки мысли;

Разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);

Полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать);

Плотное сжатие губ;

Напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений;

11. Отвращение:

Отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него свое лицо, взгляд;

Нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);

Сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;

Приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);

Угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);

Язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;

Туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;

Рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости);

12. Открытость:

Развернутые, раскрытые навстречу партнеру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);

Частое поднятие плеч (означает: “всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);

Расстегнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);

Наклон в сторону партнера (знак симпатии, расположения);

13. Печаль:

Брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;

В области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;

На переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);

Глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (“потухший взор”);

Уголки рта опущены (“кислое выражение лица”);

Темп движений и речи замедлен;

14. Подобострастие:

Преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперед, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое ее желание);

Отсутствие признаков напряжения ума;

Отсутствие признаков напряжения воли;

15. Подозрительность:

Неподвижный взор, устремленный на объект подозрения;

Взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть свое настороженное к нему отношение);

Слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);

Тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);

Признаки злобы;

16. Радость:

Брови и лоб спокойны;

Нижние веки и щеки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;

- “гусиные лапки” - легкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;

Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;

17. Раскаяние:

Выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);

Выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (значает просьбу о прощении, помиловании);

Сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);

Плач с закрытыми руками глазами;

Отдаление от других людей;

18. Расположение к кому-либо:

Наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);

Рука на груди или “на сердце” (мужской жест честности и открытости);

Взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);

Покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;

Прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);

Приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;

Закрытая позиция партнеров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно;

19. Самоуверенность:

Отсутствие оживленной мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);

Гордая, прямая поза;

Пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединенные пальцы своих рук;

Руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);

Высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;

Неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создает впечатление их многозначительности, а также убежденности в своей непогрешимости;

Выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;

Расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: “тут моя территория, здесь я хозяин”);

Вгляд, исходящий над очками;

Глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на все это, надоело все);

Голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);

Машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решеток, фигурок;

Пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют “дневным сном” с пассивным течением впечатлений;

21. Смущение:

Голова поворачивается в сторону от наблюдателя;

Взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;

Улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);

Дотрагивание рукой до лица;

22. Сомнение:

Слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;

Опущенная голова;

Опущенный взор;

Руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);

Приподнятые плечи (знак вопроса: “чему тут удивляться?”);

Поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;

Широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);

Поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;

Брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);

Рот открыт (“отпала челюсть”);

Углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);

Поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съеживания, сворачивания в клубок);

Застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);

Сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе - признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);

Напряженный и настороженный взгляд, устремленный в сторону источника опасности;

Дрожь в руках, ногах, во всем теле;

Прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьем-либо присутствии, даже воображаемом;

Взор обращен в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;

Веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей:”не вижу, значит, этого нет”);

Умолкание речи (в Библии сказано:”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);

Тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано:”Крадутся люди стыдящиеся”);

Тело сжимается, съеживается, индивид как бы прячется, хочет остаься незаметным, чтобы его не видели;

Поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);

Внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);

Заикание, спотыкания в речи;

Краска стыда (“покрыться стыдом, бесчестием”). “Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций;

25. Тревога:

Беспокойный, бегающий взгляд;

Суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);

Тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);

Крики, плач;

Бледность кожи;

26. Удивление:

Высокое поднятие бровей;

Открытие рта;

Разведение рук в стороны;

Сильное напряжение внимания;

Сильное напряжение мысли;

27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):

Признаки радости;

Признаки печали;

28. Умственное напряжение:

Две вертикальные складки на переносице;

Нависание бровей над глазами;

Брови из дугообразных делаются горизонтальными.

Лицо – не только эстетическая часть тела, которая отвечает за нашу привлекательность. Оно может сопровождать наши эмоции, поэтому способно как раскрыть искренние чувства, так и выдать истинные намерения. Несмотря на то, что есть люди, которые могут контролировать свою мимику, знать основные мимические «проколы» все же стоит.

Радость, хорошее настроение, восхищение в мимике

Радостные эмоции можно распознать по следующим признакам:

  • улыбка, в которую вовлечены глаза и верхняя часть щек;
  • слегка приподнятые брови;
  • поперечные морщинки на лбу;
  • блестящие глаза, прямой, живой взгляд.

Радостное состояние характеризуется активной мимикой с участием всего лица и через время сменяется успокоением. Если же улыбка надолго застыла на безучастном лице – такая радость вряд ли искренна.

Стыд, смущение, чувство вины через мимику

О том, что человеку стыдно или он испытывает смущение, могут подсказать такие мимические «факторы»:

  • опущенные глаза или отведенный в сторону взгляд;
  • брови, голова опущены;
  • веки немного приподняты или опущены совсем;
  • лицо отведено в сторону, покрасневшее.

Присмотритесь и к другим частям тела – стыд приподнимает плечи, сжимает человека в комок, заставляет закрывать лицо.

Беспокойство, испуг, ужас в мимике

Чувство беспокойства, испуга или страха во многом «мимически» схожи, но имеют некоторые различия:

  • испуг – расширенные глаза, «бегающий» взгляд, бледность, растерянность на лице;
  • беспокойство – «блуждающая», беспокойная мимика, «бегающий», невнимательный взгляд, суетливость;
  • страх, ужас – застывшее лицо, расширенные глаза, прямые, слегка приподнятые брови, опущенные уголки рта.


Ложь, неискренность в мимике

Заподозрить в том, что собеседник не совсем с вами искренен, помогут следующие мимические подсказки:

  • мимолетное микронапряжение мышц лица («пробежала тень»);
  • «бегающий» или хитрый взгляд, избегания контакта «глаза в глаза», прищуреность, частое моргание;
  • легкая неискренняя, ироническая улыбка;
  • покраснение и побледнение кожи.

Интерес, внимание, безразличие в мимике

Если вы видите, что ваш собеседник повернут лицом к вам и внимательно смотрит прямо на вас – скорее всего он заинтересован диалогом (или вами). При этом глаза у него будут раскрыты, поверхность лба – ровная или расширенная, нос – немного направлен вперед. Рот у заинтересованного собеседника закрыт, брови немного нахмурены.

Если же собеседник смотрит вниз или мимо вас, взгляд его тусклый, веки прикрыты, рот приоткрыт, а уголки его опущены – вы и ваш разговор ему не интересен.

Гнев, негодование, гордость через мимику

О том, что человеку неприятна ситуация, может свидетельствовать складка в районе переносицы, напряженная область мышц над верхней губой, поджатые губы. Насторожить также должны расширенные ноздри и приподнятые крылья носа, прямой «сверлящий» взгляд, покраснение лица.

Чувство пренебрежения или отвращения может выражаться приподнятием головы, прямым взглядом сверху вниз, сморщенным носом, оттянутыми назад, нередко ассиметричными губами. Часто может быть улыбка превосходства.

Мимика – одно из составляющих уравнения истинных эмоций человека. Чтобы получить полную картину, смотрите также на жесты, поведение, интонацию.

mob_info