Скарабей мифология. Жук скарабей — талисман из Древнего Египта

Сакральное пространство для древнего египтянина не ограничивалось только храмовой территорией и священными рощами. Для него каждая мелочь повседневной жизни, вся окружающая природа могли преподать массу ценных уроков и предстать в ореоле священности. Благодаря такому миросозерцанию появился символ, который наравне с пирамидами и анкхом ассоциируется у нас с Египтом - скарабей. Египетский мистицизм наделил его божественностью и святостью, а мифы сделали популярным и узнаваемым.

Истоки символики скарабея

Чтобы понять, почему скарабей - священный символ, нужно для начала сказать несколько слов о его природе. Итак, скарабей - это цвета с металлическим оттенком, который питается навозом. Но делает он это настолько необычно, что действительно способен произвести впечатление. Дело в том, что сначала жук собирает навоз и скатывает из него идеальную в геометрическом отношении сферу. Этот шарик откатывается в норку, где проводит следующие несколько дней скарабей.

Фото как раз показывает процесс транспортировки такой сферы. Шарик такой зачастую весит больше самого жука. Когда запас оказывается съеден, священный скарабей выходит на поверхность за новой порцией припасов. И это еще не все. Такие же шарики служат для размножения: укрытый в норку шарик священный жук скарабей переделывает в подобие груши, в узкую часть которой откладывает личинки. Последние, развиваясь, питаются внутренней частью шарика, но не проедают его стенки. Когда приходит время, а это случается весной, из шарика выходит новый жук.

Плюс ко всему прочему, священный скарабей катит сферу всегда только с востока на запад и никак иначе. А летает это насекомое всегда в самый разгар дня.

Скарабей и его связь с солнцем

Разумеется, египтяне, которые столько внимания уделяли солярным божествам, не могли не усмотреть во всем этом определенного сходства. Как солнце проходит свой дневной путь от востока до запада, а затем исчезает во тьме и снова появляется на востоке, так и скарабей катит сферу под землю, чтобы потом вернуться обратно за новым шариком.

К тому же солнце, по представлениям египтян, - священное божество, несущее всему жизнь, а после смерти - воскресение. Подобно этому и цикл развития нового насекомого внутри навозной сферы, и его появление на свет соотносились со смертью и воскресением солнца.

Отсюда проистекает связь скарабея с одним из древних божеств египетского пантеона - Хепри. Сам по себе этот бог олицетворяет утреннее восходящее солнце. В теологическом осмыслении он является одной из трех ипостасей наравне с Ра - богом дневного светила, и Атумом, который заведовал солнечными делами от заката до рассвета.

В иероглифической письменности Хепри изображался в виде человека с головой скарабея. Его связь с этим насекомым глубока и даже отражена в самом имени, которое буквально означает «Возникший сам из себя». В этом ясно просматривается аллюзия на скарабея, вылупляющегося из навозной сферы в весенний период.

Солярная теология и скарабей

Хепри в мифологии Египта отводилась определенная роль в сотворении мира. Миф гласил, что все видимое мироздание явилось на свет тогда, когда восходящий Хепри произнес свое имя. Эту роль творца Вселенной бог разделяет со всеми солярными божествами египетского пантеона.

Предания о Хепри часто соотносят его с Атумом. Считалось, что Атум - бог ночного солнца, олицетворяющий собой тайное божественное знание, проявляет свою силу через утреннее восходящее солнце - Хепри. Атум-Хепри иногда также отождествляется с Амоном - сокровенным духом солнца, рождающим Ра - видимое солнце и дневной свет.

Всю эту мифологическую нагрузку и символику воспринял на себя скарабей. Египет и его мистерии наделили последнего свойствами связанного с ним божества. Так, считалось, что Осирис возрождается в виде скарабея и в таком образе выходит из ноздрей собственной головы, которая захоронена в Абидосе.

Существовали также сакральные поэтические тексты, которые называли скарабея богом, обитающим в сердце и охраняющим внутренний свет. Отсюда этот символ выступал связующим звеном между человеческой индивидуальной душой и богом, провозглашал их единство.

Роль священного скарабея в жизни древних египтян

Священный скарабей, этот важный религиозный символ, сопутствовал египтянам на протяжении всей жизни. С этим же талисманом они и погребались. Египетская религия провозглашала бессмертие души, которая после смерти тела переходила в иной мир, где продолжала свое странствие. При жизни человека амулет в виде жука призван был принести удачу, процветание, долгую жизнь, защитить жилище, охранить от бед и демонов, принести богатый урожай, а также помочь снискать благорасположение бога и его покровительство.

Скарабей и традиции погребения

После смерти фигурка жука как символ воскресения в ином мире и трансформации души сопровождала душу и сообщала ей божественный импульс к новой жизни. Когда умирал египтянин аристократического происхождения, тело которого полагалось мумифицировать, то вместо сердца в мумию вкладывали изображение скарабея. Последний был призван воскресить умершего за порогом смерти. Египтяне верили, что центр и средоточие человеческого сознания, а значит, и место обитания высшей части души находится в области сердца. Поэтому скарабей, расположенный там, представлял собой семя новой жизни, зачаток возрождения. Обычай этот не был статичным и, как и свойственно традициям, в разные эпохи видоизменялся. Однако его семантическая нагрузка не менялась с течением времени. Например, иногда вместо самой фигурки жука изготавливалось керамическое сердце, а символ скарабея с именами божеств изображался на его поверхности.

Роль скарабея в загробной участи души

Есть еще одна роль, которую исполнял вложенный в сердце мумии скарабей. Фото выше изображает сцену посмертного суда человеческой души, как его представляли Их мифы описывают этот процесс через образ взвешивания на весах сердца умершего. Чтобы наследовать лучшую часть в ином мире, сердце почившего не должно оказаться тяжелее пера богини Маат - богини мудрости и справедливости. Таким сердцем может обладать только чистый, непорочный человек, чья совесть не отягчена злодеяниями и преступлениями земной жизни. В противном случае душа отправлялась получать возмездие. Скарабей, таким образом, призывал бога в качестве свидетеля души и справедливого судьи совести и человеческого сердца. Вероятно, он также считался символом упования на божественное милосердие и надежды на снисхождение к умершему.

Скарабей как символ образования

Кроме всего прочего, священный скарабей - это также символ обучения и ученика. Жук, превращающий вязкую массу навоза в совершенный шар, который впоследствии дает жизнь и ему самому, и его потомству, преобразует ученика, воспитывающего в себе добрый нрав и созидающего совершенного человека, чья добродетель, знания и мудрость в дальнейшем обустроят его жизнь и обеспечат жизнь потомков.

Заключение

Скарабей глубоко укоренился в культурном пространстве Древнего Египта, стал важным и повсеместно распространенным символом. Изображения скарабея находят по всей территории Египта в самых различных вариантах исполнения. Его делали из камней, глины, металла, керамики, но особенно ценились изделия, выточенные из солнечного камня - гелиотропа. Таким амулетам приписывалась особенная магическая мощь и сила.

Готовые фигурки покрывали глазурью и раскрашивали красками. Скарабей служил культовым предметом и элементом декора на утвари и украшениях. На скарабеях рисовались и гравировались иероглифы, имена богов и священные символы. Значение его было так велико, что до сих пор, спустя тысячелетия после угасания древнеегипетской культуры, скарабей остается узнаваемым и популярным символом Египта.

Международное научное название

Scarabaeus sacer Linnaeus ,

Описание

Чёрный, матовый (старые потертые жуки становятся блестящими) жук длиной 25-37 мм. Низ тела и ноги в тёмно-коричневых волосках, бахрома на внутреннем крае задних голеней самца золотисто-рыжая. Все вырезки между зубцами наличника полукруглые, средняя немного шире боковых. Глаза большие, их верхние доли заметно, а нижние - гораздо крупнее булавы усиков. Лобный киль слабый, в середине широко прерван и всегда с двумя резкими коническими бугорками. Наличник в ячеисто-морщинистой пунктировке, задняя часть щек и темя в зёрнышках, сильно варьирующих по величине и густоте. Переднеспинка сильно поперечная с широко закруглёнными и грубо зазубренными боками, её основание со слабой бороздкой вдоль базального ряда крупных блестящих бугорков и коротких щетинок, диск мелко шагренирован и в редких неравномерных зёрнышках, частично смешанных с точками. Количество и размер точек и зёрнышек весьма изменчиво. Средние и задние голени едва расширены перед вершинами. Половой диморфизм : у самца на внутреннем крае задних голеней имеется бахрома из густых золотисто-рыжих волосков, отсутствующих у самок; пигидий самки более выпуклый, чем у самца.

Ареал

Особенности биологии

Живёт на песчаных почвах, избегает засоленных участков. Лёт и катание шариков навоза с середины марта до конца июля, преимущественно ночью. Питается помётом крупного рогатого скота и лошадей. Высоко в горы не поднимается. Типичные обитатели аридных ландшафтов с жарким и сухим летом. Жуки появляются весной и пока ночи холодные, активны в жаркое время дня. Летом большинство видов переходят на ночной образ жизни, когда начинается интенсивный лёт на источники света. Жуки, слетаясь к кучкам навоза, изготавливают из него шарики разного размера, иногда значительно превышающие размеры самого жука. Эти шарики укатываются на расстояние десятков метров и в подходящих местах закапываются в землю, где поедаются одним или двумя жуками. Нередко из-за обладания готовым шариком между жуками возникают драки. В процессе совместного катания шариков образуются «супружеские» пары, начинающие работать совместно и заготавливать пищу для потомства. С этой целью самцы и самки выкапывают норки, заканчивающиеся на глубине 10-30 см гнездовой камерой. В них происходит спаривание, после чего самец обычно покидает гнездо, а самка приступает к изготовлению одного-трёх грушевидных навозных овоидов. В их узкой части помещается круглая «колыбелька» и откладывается яйцо, после чего вход в норку засыпается. Стадия яйца длится 5-12 дней, личинки 30-35 дней, куколки - около двух недель. Оплодотворённые самки способны за активный период выкопать более десятка норок-гнезд. Жуки, после превращения из куколок, остаются внутри овоидов, преобразованных в «ложный кокон» длительное время, пока осенние или весенние дожди не размягчат их, а иногда в них зимуют.

В египетской мифологии

Галерея

    Египетский амулет

Напишите отзыв о статье "Священный скарабей"

Примечания

Ссылки

  • (статья Елены Сикирич) - о древнеегипетском символе

Отрывок, характеризующий Священный скарабей

– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.

В представлениях древних египтян жук-скарабей, катающий по земле задними лапками навозный шарик, являлся олицетворением сверхъестественных живородящих сил природы. Египтяне верили, что упорный и целеустремленный жук зарождается сам по себе и потому подобен божествам, таким как древнейший солнечный бог Хепри и другие боги, творцы человека, мира и Вселенной, которые возникали сами по себе. Создаваемый же из навоза шарик египтяне считали символом вечной жизни, так как был подобен солнцу, а трудяга-жук якобы повторял небесный путь солнца на земле и при этом он, так же как и солнце, излучал свет и тепло. Неслучайно бог Хепри часто изображался с головой жука-скарабея.

По-египетски он назывался хепру, что означало «жить, существовать», по-гречески - скарабей, что означало просто жук. Согласно легенде, бог Осирис царствовал над Египтом, он научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, завидовавшим его богатству и могуществу. Тело убитого он изрубил на куски. По одним сведениям, на 13 частей, по другим - на 42 и развез их по провинциям Египта, а го.-лову бросил в Нил. Голова приплыла в Абидос, находившийся на западном берегу реки городок, в котором эту голову и захоронили. С того времени Абидос стал местом захоронения первых египетских правителей. Появившийся из головы Осириса скарабей возвестил, что Осирис воскрес из мертвых, перебрался в мир небесный, и начался новый этап его существования.

Наделив скарабея всеми мыслимыми божественными силами и достоинствами, египтяне постепенно превратили его в самый сокровенный и желанный талисман, который должен сопровождать человека при жизни и отправляться вместе с ним в царство мертвых, где с ним не расстается. В царстве мертвых скарабей уже олицетворял силу никогда неумирающего сердца, которое помогало человеку избавиться от недостатков, имевшихся у него при жизни, и возродиться вновь. Человек с помощью талисмана скарабея становился способным преодолевать все препятствия, встречающиеся на его пути, он обновлялся и мог вернуться в мир живых, затем человек снова умирал и воскресал уже обновленным, и так без конца. Поэтому фигурку скарабея из драгоценных камней вкладывали внутрь мумии на место вынутого сердца.

Скарабей и легенда о его божественном происхождении были настолько популярны в Древнем Египте, что изображения жука-навозника встречались на стенах многих жилищ, имелись во всех погребальных комплексах, ему создавали монументы-памятники. Из драгоценных камней резчики изготовляли его фигурки, украшали золотым узором, так появились священные талисманы и амулеты.

Иногда можно увидеть скарабея с расправленными крыльями. Такие жуки означали, что свою миссию на земле они выполнили и готовы отправиться на небо, к истокам, породившим их. Встречаются также каменные фигурки скарабеев, держащих в лапках шарик - символ огненного солнца. Жук с шариком в лапках означает зарождение новой жизни, обещающей дать импульс обновлению человека.

Так неприметное насекомое, жук-скарабей, в Древнем Египте постепенно приобрел черты бога, сопровождавшего человека при жизни и после смерти, ставшего вечным символом души, живущей вне времени и пространства.

Отряд: Жесткокрылые Семейство: Пластинчатоусые Подсемейство: Скарабеины Род: Скарабеи Латинское название Scarabaeus Linnaeus ,

С первобытных времен люди покланялись богам и священным животным. В разных странах, у разных народов были свои животные — от насекомых до крупнорогатого скота. Насекомым, почитаемым в Древнем Египте был жук скарабей. Мистика в самом банальном — по сути, скарабей — близкий родственник жука навозника.

А древние египтяне считали их священным, носить амулеты со скарабеем можно было только высоко поставленным особам. Итак, сегодня жук скарабей, из отряда жуков, семейства пластинчитоусых.

Красота талисмана

Скарабеи длиной от 1 до 5 сантиметров, с крупным, обычно широкоовальным или параллельно сторонним тельцем, чуть выпуклым сверху и снизу. На лапках имеются длинные темные волоски, голова поперечная, так называемая «копательная». Спереди наличника 4 мощных зубца, закругленные щеки имеют вытянутый в зубец передний край, всего голова имеет 6 зубцов. Длинные надкрылья, которые в два раза длиннее предспинки, передние 4 голени – копательные, остальные тонкие и длинные, саблевидно изогнутые. Половой диморфизм у жуков скарабеев практически не развит. Цвет жуков практически всегда черный, матовый.


Среда обитания жука скарабея

Сейчас известно около 90 видов рода жука скарабея, и большинство из них проживают в основном в областях тропической Африки. В Индо-Малайской местности встречается 4 вида жука скарабея, в Австралии и Западном полушарии скарабеи не водятся, по крайней мере, на сегодняшний момент их там обнаружено не было, в Палеарктическом регионе обитают около 20 представителей вида, а на территории бывшего Советского Союза примерно 8 видов.

Образ жизни скарабеев


Представители скарабеев очень уважают жарку, сухую летнюю погоду. Появляются жуки весной, во время холодных ночей, активны в самые жаркие дневные часы, летом опять переходят на ночной режим, когда начинается пора интенсивных слетов к источникам света. Излюбленным занятием скарабея является скатывание навозных шариков, которые по размерам часто превосходят самого жука. Готовый шар скарабей катит на расстояние до нескольких десятков метров, где закапывает его в землю, после чего шарик служит пищей одному или двум жукам.


Нередко случаются драки между собратьями-жуками, если кто-то захотел присвоить себе чужой, уже готовый шар. В процессе изготовления шара жуки «знакомятся» и создают пары, после чего начинают работать совместно, заготавливая пищу для потомства. Самки и самцы выкапывают норы длинной до 30 сантиметров, в конце которой образуют гнездовую камеру, в которой происходит спаривание.


Жук скарабей не только хороший «толкатель»,» летатель», но и еще знатный «копатель».

После спаривания самец покидает нору, а самка начинает обустраивать жилище, создавая несколько овоидов грушевидной формы. В узкую часть помещается «колыбель» с яйцом, после чего вход в нору засыпается. Оплодотворенные самки могут изготовить более десятка нор-гнезд. Яйцо лежит в течении примерно 2х недель, затем появляется личинка, которая через 30-40 дней превращается в куколку, которая лежит еще 2 недели. Жуки, «выбравшись» из куколок, остаются внутри овоида, превращенного в «ложный кокон» очень долгое время, пока весенние или осенние дожди не размягчат их, а иногда и зимуют там.


Вот такой вот своеобразный памятник жуку скарабею появился в одном из городов России. Намек на то, что пора освободить землю от «каки» которую люди оставляют после себя. В частности — резиновые покрышки.

Скарабей и человек

Древние египтяне свято почитали жука скарабея. До сих пор он считается защитником от плохой энергетики, разного рода неприятностей, и даже смертельных опасностей. Стены дома, статуэтки, амулеты украшенные изображением жука скарабея не только защищают, но и приносят удачу, успех в работе и любых начинаниях. Фигурки скарабеев использовались для различных ритуалов и обрядов, таких как лечение женщин от бесплодия, например.

mob_info