Тайпинское движение и его результаты. Движение тайпинов

Тайпинское восстание 1850-1864, крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностр. колонизаторов. Причинами восстания явились усиление феодальной эксплуатации, налогового бремени и агрессия капиталистич. держав, обусловившие крайнее обострение кризиса кит. феод, общества. Т. в. вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религ. «Общество поклонения богу» (Байшандихой), к-рое проповедовало идею создания «небесного гос-ва великого благоденствия» - Тайпин тяньго (отсюда название восстания). К нояб. 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай и др. собрали 20-тыс. войско и начали воен. действия против правительств, войск под лозунгом борьбы за равенство. 27 авг. 1851 повстанцы штурмом овладели крупным городом провинции Гуанси Юнъань и объявили о создании своего «небесного гос-ва», призванного служить интересам угнетённых слоев феод, об-ва. В апр. 1852 тайшшы разгромили 13-тыс. армию кантонского ген. У Лань-тая, двинулись на С. и вышли в долину Янцзы, где собрали огромную флотилию из неск. тыс. джонок. Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300-500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Они изучали опыт древних китайских полководцев, издавали книги по стратегии и воен. уставы. Однако гл. источником силы их армии были революц. идеи, за к-рые они сражались, поддержка армии трудовым народом. В янв. 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончат, свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить маньчжур, войска на С. страны и взять Пекин. Однако руководители Т. в. промедлили с походом на С. и выделили для него незначит. силы, в результате поход закончился неудачно. Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайнинское руководство обнародовало свою программу, названную «Земельной системой небесной династии», к-рая должна была стать своеобр. конституцией тайнинского гос-ва. В соответствии с принципами утопич. «крестьянского коммунизма» в ней провозглашалось полное уравнение всех членов кит. общества в сфере производства и потребления. «Земельная система» определяла порядок распределения земли, организацию армии, систему управления и др. стороны жизни. В основу гос. устройства был положен монархич. принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. В период 1853-56 гос-во тайпинов расширялось за счёт земель в сродней течении Янцзы. Однако с 1856 власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства тайпинов произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате к-рой был предательски убит фактич. вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд др. порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в 1857 перешли к активным действиям. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражд. войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну и добились заключения новых, кабальных для Китая, договоров. Когда стало очевидным, что тайпины отстаивают суверенитет и независимость Китая, они начали против них открытую интервенцию, ускорившую внутр. разложение их гос. власти. Для тайпинов началась полоса воен. неудач, закончившихся в 1864 занятием Нанкина маньчжурами. Т. в. было подавлено силами капиталистич. реакции и китайскими феодалами.

Движение тайпинов, их соц-эк и политическая программа, причины гибели Тайпинского государства

История «движения тайпинов» принадлежит страницам китайской истории сердины 19 в. Движение было порождено обострением противоречий между господствующими и зависимыми слоями населения, а также между основной массой китайского народа и манчжурской аристократией. Большую роль ускорителя сыграла I Опиумная война (1840-1842).

Следствие опиум. войны - резкое ухудшение жизни народа. Увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу. Рост курса серебрянного ляна, рост налогов в медных вэнях. Авторитет Цинов подорван поражением в войне 1840. За 1841-1849 - 110 восстаний (китайцы, тибетцы, мяо). Общ-ва: "Триады"(Саньхэхуэй), "Земля и Небо"(Тяньдихуэй), "Трех точек"(Саньдяньхуэй).

1843 г . - сельский учитель Хун Сюцюань создал в Гуанси "Общество поклонения небесному владыке" (Байшандихуэй). "Об истинном пути познания мира"-популяризация христианства из Гуанджоу. Справедливое об-во великого единения. Все равны.

1848 г . - стычки между помещ. отрядами и сторонниками Хун Сюцюаня.

1850 г . - открытое восстание в провинции Гуанси.(отряды Ян Сюцина, Вэй Чанхуэя, Ши Дакая) [горнорабочие, углежоги, кули, ремесленники, торговцы; дисциплина, красная повязка, распущ. волосы]. Попытки подавить потерпели неудачу. Создали дисциплинированную армию

11 января 1851 г., Цзиньтян - публично объявлено о восстании против Цинь дустановления "Небесного государства великого благоденствия" (Тайпин Тяньго). Хун Сюцюань – небесный государь

1 период: от первых сражений до занятия Нанкина и созд. там центра Тайпинского гос-ва (1850-1853)

2 период: борьба за расширение терр. Т. гос-ва - от занятия Нанкина до раскола в лагере тайпинов(1853-56)

3 период: упадок движени (1856-60)

4 период: борьба тайпинов с блоком маньчжуро-китайских феодалов и иностран. агрессоров.(1860-64).

Осень 1851 г. – тайпины заняли г. Юнань и образовали тайпинское правительство. 5 сподвижников Сюцюаня – титулы ванов. Организовали производство оружия. Воины обязаны подчиняться, не пить вина, не присваивать захваченного, соблюдать военную тайну.

Январь 1853 г. – двинулись на восток.

Март 1853 г. – взяли Нанкин, но не закрепились там. Общая черта движения – брали город и шли дальше.

Внутренняя и внешняя политика тайпинов

1853 г . - тайпинское правительство опубликовало "Земельную систему небесной династии" - програма создания гос-ва Тайпин тяньго [уравнит. распределение по едокам. Возрастной ценз. Моложе 16 - половину надела взрослого. Все земли делились на 9 категорий, так что 1 му (115 га) первоой категории =3 му 9-й. Равный дележ урожая. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяется в другое; совместно обраб. землю, совм. питались и одевались, совместно расходывались деньги]. Устроение регламентировало устройство жизни в Тайпинском гос-ве на основе военной общины .

Кажд. 25 семей образ. низш-ю админ., хоз., воен, религ. единицу - лян , т. е. взвод. Лян имел общественную кладовую, куда сдавались излишки продуктов и денег. От каждой семьи - один боец. 25 семей - взвод под командованием лянсыма (4 взвода-100, 500-батальон, 2 500 - полк, 5 полков – корпус). Двойственность документа. Уравнение женщин в правах с мужчинами. Тайпины не сумели перераспределить землю. Осуществление такой программы могло бы расчистить путь капитализму.

Гос. устройство тайпин – монархическое. Сложилась новая иерархическая верхушка из ванов-князей, за которыми шли чиновники 11 рангов. Большая часть тайпинских верхов – из простонародья, но окружила себя роскошью и челядью.

Религия освящала монархическое устройство.

Во внешней политике – за взаимовыгодную торговлю и равноправие. На территории Тайпин тяньго запрещена лишь торговля опиумом.

1853 г . – Северный поход. Захватив Нанкин, тайпинцы решили свергнуть всю цинскую династию. Уроженцам юга здесь непривычно, холодно.

1854 г . – неудачная попытка взятия Пекина.

Одновременно – Западный поход тайпинской армии.

1855 г . – западные области захвачены.

Одновременно на юго-востоке Китая активизировались об-ва «Малых ножей» и «Красных монет». Тоже хотели свергнуть Цин.

Малые ножи подняли восстание в Фуцзяни. Далее – в Шанхае.

Предводитель восстания направил письмо тайпинам, предлагая считать его отряды частью общего войска. Ситуация в Шанхае сильно озаботила Цинов. Эти провинции считались кладовыми страны Þ в Шанхай направлены крупные силы.

17 месяцев малые ножи сопротивлялись, но в феврале 1855 г. сдались.

Руководитель «МН» Лю Личуань погиб. Цины вступили в Шанхай и устроили расправу.

В это же время во всем лагере тайпинов – внутренние распри. Крестьянство неспособно долго сохранять единство и дисциплину. У восстания в это время два вождя – Вэй Чанхуэй и Ян Сюцин. С согласия Хун Сюцюаня Вэй убил Яна и несколько тысяч сторонников. Вэй захватил власть в Нанкине, но и его скоро убили.

1857 г . – к власти пришли родственники Хун Сюцюаня.

1859 - Хун Жэньгань "Новое сочинение в помощь правлению" - программа буржуазных преобразований (помощ частным предпринимателям, поддержка технических нововведений и торговых компаний, укрепление централизации и запрет общественных организаций). Программа неосуществима в тех условиях.

Период упадка войны. Разногласия меджду массами и руководством восстания – требования всеобщего равенства не признаются.

1860 г . – войска тайпинов начали Восточный поход. В июне 1860 г. не смогли взять Пекин (Цин + UK , FR , US ).

Февраль 1862 г. – совещание иностранных командиров и консулов в Шанхае. UK , FR , US предоставили новые партии оружия.

Среди тайпинцев – разногласия все больше.

1864 г . – почти вся территория, ранее завоеванная тайпинами, отошла обратно цинам.

19 июня 1864 г. – цинские войска ворвались в Нанкин. Резня. 100.000 убитых. Поражение восстания. Но долго еще на юге Китая действовали тайпинские отряды.

1864 - поражение Тайпинского восстания.

Причины поражения:

1) поддержка западных держав

2) китайское общество насильственно вовлечено в мировые экономические связи, что усилило традиционные противоречия

3) государственная религия тайпинцев = христианство, не имеющее традиционных корней; борьба тайпинцев с конфуцинством и традиционными верованиями

4) аграрная программа = экспроприация землевладельцев в пользу государства, что в тех условиях привело бы лишь к деспотии

5) шэньши недовольны тайпинской демократизацией (расширение прав на экзамен и т.д.)

Глава XXIX. Христианство тайпинов

"Три пути к одной цели" - так в Китае объясняют непонятный европейцу факт исполнения ритуалов и почитания святых буддизма, даосизма и конфуцианства одновременно. Причем китайцев мало беспокоит то, что эти учения нередко противоположны друг другу. Умудренный опытом житель Запада, воспитанный в культуре, признающей лишь одну истинную религию, считает подобное невообразимым. Китайцы представляются ему либо лицемерами, не верящими ни во что, либо людьми, начисто лишенными сущности "веры", исключающей (для европейского ума) возможность полагания двух религий равноценными. Трудно отрицать, что ученый-конфуцианец, осуждающий в своих трудах буддизм и даосизм как "суеверия", но приглашающий буддийского священнослужителя для совершения обряда бракосочетания, похорон или в случае болезни, страдает непоследовательностью, или, по крайней мере, уступает предрассудкам и условностям общества. Но необходимо помнить, что в Китае никогда не было веры в Бога, который бы отрицал существование своих "соперников". Буддисты признавали главных индуистских божеств, хотя и считали их низшими по отношению к Будде и великим бодхисаттвам. Даосы точно так же всегда были готовы признать любое пользующееся популярностью божество и поместить его в свой пантеон. Конфуций никогда не выступал за или против какого-либо божества, хотя бы потому, что в его эпоху религиозных конфликтов не было, а традиционные ритуалы не вызывали сомнений. Поэтому тезис "три пути к одной цели" - а целью является праведная жизнь - представлялся китайцам весьма разумным. Ученый следовал Конфуцию, отшельник в созерцании искал Будду в монастыре, затерянном среди гор, а простой невежественный народ поклонялся даосской Небесной Царице и многим другим божествам в надежде отвести от себя беду. Один из современных китайских ученых так резюмировал эту ситуацию: "В Китае образованные люди не верят ни во что, а необразованные верят во все". К XIX веку образованный класс действительно утратил веру и в буддизм, и в даосизм. Священнослужители обеих религий считались шарлатанами и высмеивались в пьесах и романах. Однако правительство, учитывая настроения народа, считало необходимым защищать и даже покровительствовать приходящим в упадок учениям. Манчжурские императоры - истые конфуцианцы - восстанавливали и украшали буддийские и даосские храмы. Консервативные во всем, манчжуры не хотели уничтожать то, что могло помочь завоевать поддержку народа. Они также прекрасно понимали, что конфуцианство, в строгом смысле религией не являвшееся, обращалось лишь к узкому кругу людей. Основная масса народа, будучи неграмотной, никогда не могла ни прочитать каноны, ни даже воспринять древний язык, на котором они были написаны. Конфуцианские ритуалы являлись уделом чиновников и ученых. Простой народ их уважал, но разделять не мог. И тем не менее, две народные религии - буддизм и даосизм - быстро утрачивали свое положение. Буддизм в XIX веке был представлен амидизмом, исповедовавшим поклонение Будде-Амитабхе (Амито-фо) и надежду войти после смерти в его западный рай. Для достижения этой цели требовалось только верить в Амитабху и повторять его имя. Взывание к священному имени считалось достаточным для возрождения в раю. Чем чаще повторять имя, тем более вероятно спасение. Следствием такого упрощения стал упадок основных буддийских ценностей. Обычные китайские "буддисты" ели мясо, пили вино, убивали животных и при необходимости - на военной службе или при столкновении между кланами - людей, не опасаясь, что подобные чрезвычайные нарушения буддийских заповедей закроют перед ними двери в рай. Может быть, следствием буддизма и стали пренебрежительное отношение к военному делу и низкий социальный статус мясников, но, за исключением этого, "восьмеричный путь" уже не оказывал ощутимого влияния на мораль и нравы. Конечно, подлинные буддисты продолжали существовать. В больших горных монастырях, в Цзюхуашань (южная Аньхой), Путошань (острова Чжусань) и других буддийских святилищах, вдали от мирской суеты и продажного мира, продолжали царить древние устои и чистая доктрина. Удаленность этих цитаделей веры, созерцательность обитавших в них монахов и их отстраненность от людской жизни, также способствовали утрате веры среди подавляющего большинства китайцев. Буддизм не смог вытеснить учение Конфуция из школ и экзаменационных залов, не слишком он повлиял и на жизнь властителей судеб империи. Не смог выжить и даосизм с его бесчисленными божествами из крестьянских деревень, а потому не мог он претендовать и на роль нравственного поводыря народа. Он оставался прибежищем для уставших от жизни и созерцательных натур, находивших давление семьи в китайской социальной системе невыносимым. Даосизм, до сих пор остающийся одним из "трех путей", утратил видимость цели. Все слои общества не любили и презирали даосского священнослужителя, но крестьяне по- прежнему боялись его. Считаемый образованным классом "суеверием", подходящим лишь для "глупого народа", даосизм превратился в магическое учение, а священнослужители по-прежнему находили рынок сбыта для своих заклинаний и амулетов, призванных вызвать дождь или отвести болезнь. Тесная связь даосизма с астрологией, знахарством, предсказателями и алхимией явилась одной из главных причин, по которой ученые с пренебрежением относились ко всем неортодоксальным и неклассическим отраслям знания. Химия, физика и другие науки, имеющие дело с материальным миром, вызывали подозрение. Ведь именно в них процветал даос, невежда и обманщик. Ученому проявлять интерес к подобным вещам считалось грубым нарушением "приличия". Немаловажную роль в общем пренебрежении и отвращении к медицине и химическим экспериментам сыграло и то, что многие народные восстания проходили под руководством даосских сект, обещавших участвовавшим в них обретение путем магических ритуалов неуязвимости в бою. Так называемые "три религии" находились в упадке, но в действительности все они основывались на фундаментальной религии китайцев, которая возникла задолго до них и которая, без сомнения, будет существовать и в случае их исчезновения. Поклонение предкам, культ усопших - этой вере все китайцы отдавали дань уважения. Она утвердилась столь прочно, что без вопросов и сомнений принималась всеми классами общества и не нуждалась в поддержке государства и священнослужителей. Тот факт, что буддийская доктрина ничего не говорила о культе умерших, а по существу отрицала его, но при этом он всегда продолжал оставаться нравственной основой китайского общества, подтверждает то, что индийская религия не смогла обратить сознание китайцев в свою веру. Республиканцы низвергли учение Конфуция (слишком тесно оно ассоциировалось с манчжурской династией и императорской системой), даосизм разлагался, буддизм находился в застывшем состоянии. Культ предков же сохранялся и, пусть не открыто, но признавался. Первым актом нового правительства, пришедшего к власти в Нанкине в 1927 году, стало создание мавзолея основателя партии Гоминьдан Сунь Ят-сена. Церемонии в его честь были единственными религиозными ритуалами, обязательными для чиновников и школьников. Хотя те или иные формы ритуала, связанного с культом предков, менялись со временем, преемственность его в своей основе оставалась нерушимой. Совершаемые в семейном храме предков церемонии, уход за могилами, святая обязанность рождения и воспитания сыновей, могущих исполнить свой долг перед предками в будущем, подчинение семье - все эти основы в XIX веке, как и в I веке до н. э., оставались общепризнанными. Древний культ зерна и плодородия, поклонение Небу императора - Сына Неба - не изменились. На официальном уровне этот культ стал неотделим от неоконфуцианства - ведь Учитель предписывал исполнение древних ритуалов, - но на массовом народном уровне местные культы божества земли не имели ничего общего ни с Конфуцием, ни с императорскими ритуалами. Для крестьян, зависевших от урожая со своих маленьких полей и милости природы, они являлись традиционной естественной религией. После падения манчжурской династии официальные церемонии в храмах божеств Земли и Неба в Пекине прекратились, а территории, на которых они совершались, стали парками. Но в бесчисленных деревнях по всему Китаю "туди-шэнь" (местное божество) по-прежнему получал подношения от крестьян. Упадок "организованных" религий - буддизма и даосизма - и отождествление конфуцианского культа с ненавистной манчжурской династией расчистили путь для настоящей религиозной революции, обещавшей смести империю и посеять семена новой веры. Движение тайпинов, религиозные аспекты которого обычно обходят стороной, являлось в первую очередь религиозным возрождением, а лишь затем уже восстанием против манчжуров. Удивительно, что на это движение, ставшее следствием контактов с европейской цивилизацией и самым позитивным следствием миссионерской деятельности, сами миссионеры внимания просто не обратили, а армии христианских государств еще и способствовали его подавлению. В европейских историях Китая подчеркивается лишь политический характер восстания тайпинов, а его религиозный смысл замалчивается или принижается. И это при том, что для тайпинских лидеров их вера имела значение даже большее, чем победа над манчжурами. Если бы они отказались от своих религиозных убеждений и направили все силы на подъем национального восстания, успех был бы им гарантирован. Восстание тайпинов стало самым значительным за всю историю манчжурской династии, ведь даже победа республики в 1911 году в большей степени была обусловлена внутренним крахом династии, чем силой восставших. Династия пала потому, что никто не хотел сражаться на ее стороне. Восстание же тайпинов ввергло империю в тринадцатилетнюю войну, опустошившую центральные провинции и подорвавшую силы династии. Его поражение было в значительной степени обусловлено иностранной интервенцией по просьбе манчжуров, интервенцией в интересах европейских торговцев и с целями разделения Китая на сферы

влияния западных держав. Манчжурам помогли потому, что они были слабы и беззащитны. Победа же тайпинов могла сделать Китай сильным и независимым. Тайпинское движение было основано Хун Сю-цюанем, уроженцем Кантона, принадлежавшим к образованному классу. Он провалился на экзаменах и не без оснований полагал, что причина этого - его южное происхождение и активное участие его семьи в сопротивлении манчжурам 150 лет назад. Судьба Хун Сю-цюаня была типичной для многих оказавшихся не у дел ученых, пострадавших от несправедливости и затаивших ненависть к манчжурам. В 1837 году он серьезно заболел, и во время болезни его посетили видения (врачи говорили, что галлюцинации), которые, как он был убежден после, явили собой божественное откровение. Несколько лет спустя в руки ему попался небольшой трактат, содержащий перевод на китайский язык части Евангелия, сделанный в открытой незадолго до того Протестантской Миссии в Кантоне. Почитав его, Хун Сю-цюань понял, что излагаемое в нем учение совпадает с полученным им во время болезни откровением, смысл которого долгое время казался ему непонятен. Он сразу же принял учение, которое, как он считал, подтверждалось его видениями, и посвятил свою жизнь проповедованию новой веры. Эту религию можно назвать лишь формой христианства, ибо, вследствие "неполноты" вдохновившего Хун Сю-цюаня трактата, некоторые важные доктрины протестантской теологии были непоняты тайпинским учением или даже остались неизвестными ему. Новый пророк являлся китайцем, хотя его учение и имело иностранные корни. Это определило как успех движения среди его соотечественников, так и непримиримую враждебность и проклятия со стороны большинства христианских миссионеров. Успех лидера тайпинов был необычайным. Спустя несколько лет после проповеди учения в своем клане и среди хакка, к которым принадлежал Хун Сю-цюань, он попал под пристальное внимание провинциальных властей. Был отдан приказ о его аресте и ликвидации "Общества Поклоняющихся Богу", как называли тогда тайпинов. До этого момента движение оставалось чисто религиозным, но, так как оно отвергало все существовавшие религии и считало буддизм идолопоклонством, манчжурские власти сочли его разрушительной агитацией, подрывающей порядок. Последователи Хун Сю-цюаня воспротивились запрету и взялись за оружие. Они сразу же одержали победу над провинциальными войсками и взяли маленький город Юнъань в Гуанси, который превратился в центр движения. Здесь в 1851 году Хун Сю-цюань провозгласил Тайпин Тяньго (Царство Небесное Великого Благоденствия) и принял титул "тянь ван" - "Царь Небесный". Он намеренно отказался от титула "император" (хуан ди), ибо иероглиф "ди", переводимый обычно как "император", входил в состав слова "шан ди" (высший император), которым тайпины, как и все христиане-китайцы, называли Бога. Стоит отметить, что здесь Хун Сю-цюань вернулся к древнему китайскому правилу, ибо термин "ди" обозначал божество до того, как Цинь Ши Хуан- ди впервые взял божественный титул, чтобы закрепить свою высшую царственность. После взятия Юнъани армия тайпинов, пополнившаяся рекрутами, отправилась через Хунань на север к Янцзы, по пути захватывая все города. Лишь Чанша смогла отбиться. Выйдя к реке около Юэчжоу и взяв его, Хун Сю-цюань отправился на восток по течению Янзцы и 8 марта 1853 года захватил Нанкин, южную столицу империю. Провинциальные манчжурские армии оказались неспособными противостоять такому внушительному войску. Если бы Хун Сю-цюань после падения Нанкина пошел на север, он почти наверняка менее чем за год выбил бы манчжуров из Китая. К сожалению для Китая, он так не поступил. Остановившись в Нанкине, который он переименовал в Тяньцзинь (Небесная Столица), он занялся созданием теократического государства, посылая небольшие отряды распространять учение и изгонять манчжуров. Один из этих отрядов численностью всего в 7 тысяч человек прошел через весь Северный Китай до границ Шэньси, а затем повернул на восток и дошел до Цзинхая, что в 20 милях южнее Тяньцзиня. Здесь командир отряда Ли Синь-чжэн, самая яркая и сильная личность среди тайпинов, вынужден был остановиться и, не имея подкреплений, вскоре вернулся в долину Янцзы. Если бы помощь пришла, взять Пекин при той панике, что парализовала манчжурский двор, не составило бы труда. Хун Сю-цюань ожидал подъема на севере или, хотя бы, большого роста сподвижников, но обманулся. Северная экспедиция не пополнилась новыми рекрутами, а лидер тайпинов не обратил внимания на причины такого равнодушия. Его армия состояла из южан, большей частью гуансийских хакка, диалект которых северяне не понимали. Армия тайпинов, маленькая и почти чужая, не вызвала доверия у северных китайцев, ближе находившихся к центральной власти и больше ее боявшихся. Масштабное вторжение показало бы решимость сбросить манчжуров, но рейд нескольких тысяч южных хакка показался на севере походом отчаявшейся шайки разбойников. Во- вторых, тайпинское вероучение, по сути христианское, было странным и не столь уж горячо приветствовалось народом. Взяв город, тайпины первым делом считали своим долгом разрушить буддийские и даосские храмы. Замена освященных веками конфуцианских канонов на неизвестные христианские Евангелия сразу же оттолкнула от движения образованных людей. Поначалу север не был настроен враждебно, он оставался нейтральным, почти безразличным. Точно так же шестьдесят лет спустя северные провинции не откликнулись на республиканскую революцию, начавшуюся на юге. В короткой главе невозможно детально описать перипетии тайпинских войн, последовавших за провалом похода на север. Манчжуры, собравшие силы на севере, много раз пытались выбить тайпинов из долины Янцзы, которую они прежде столь упорно завоевывали, но, пока на помощь не пришли западные державы, эти попытки ни к чему не приводили. В этот период армии тайпинов утвердили свою власть на всем нижнем течении Янцзы, проникли в Сычуань, Хубэй, Хунань и Хэнань. Казалось, тайпинская династия прочно укрепилась на юге и имеет все шансы одержать полную победу, но иностранная помощь позволила манчжурам вновь завоевать юг. Союз британского и французского правительства с манчжурами против тайпинов является одним из самых примечательных и самых позорных эпизодов китайско- европейских отношений. Казалось бы, разум и даже эгоистические интересы (в долгосрочном плане) должны были способствовать обратному. Тайпины были христианами, пусть и не ортодоксальными, но наиболее дружественными по отношению к иностранцам и жаждущими обрести их поддержку. Все посещавшие Нанкин и другие города тайпинов иностранцы свидетельствуют, что первые считали последних своими единоверцами и союзниками (ибо иностранные державы вели борьбу с манчжурами в 1841 году, а в 1859-м - во время самого восстания - начали новую). Лидеры тайпинов не только хотели распространять христианство и помогать в этом миссионерам, но и предложили открыть всю китайскую империю для торговли с иностранцами, которые могли бы путешествовать и жить там, где пожелают. По вырванному силой договору с манчжурским правительством торговля ограничивалась несколькими портами, где только и имели право жить иностранцы, а возможности миссионерской деятельности и путешествий ограничивались бюрократией всеми возможными способами. Что бы ни говорилось о тайпинском христианстве и о разрушении ими храмов и преследовании буддистов, те, кто жил среди тайпинов или посещал их города, говорят о том, что движение в огромной степени способствовало возрождению национального характера и самоуважения. "Тайпины - это другая нация по сравнению с императорским Китаем", - так говорили и сочувствовавшие им миссионеры, и морские офицеры, и торговцы. Отмечено, что солдаты тайпинов не грабили и не воровали. Опустошение охваченных войной провинций было связано с жестокими репрессиями регулярных войск. Примечательны также и социальные реформы тайпинов. Были запрещены бинтование ног и курение опиума, улучшилось положение женщин, а некоторых даже приняли на службу. Налоги в государстве тайпинов были намного легче, чем в империи, да и устанавливались они более справедливо. В первые годы тайпинского движения иностранцы полностью сочувствовали ему. Англиканский епископ Виктории (Гонконг) часто говорил, что оно является крестовым походом, пусть неортодоксальным и не подкрепленным некоторыми доктринами. Однако отношение изменилось, когда в 1860 году английское и французское правительства заключили с императором договор, который они считали очень выгодным для себя. Хотя некоторые миссионеры и многие иностранцы в Китае не соглашались с политикой своего правительства, их мнение не учитывали, и сейчас об этом можно узнать только из давно забытых книг и газет того времени. Стало общепринятым считать тайпинское вероучение богохульным извращением христианской доктрины. Только в таком случае можно было смириться с тем, что английские войска участвовали в подавлении национального христианского движения на стороне продажных и бесчестных язычников манчжуров. В ту пору Китай был далеко, и подобная пропаганда возымела успех. В основе своей учение тайпинов было протестантским. У них был полный перевод Библии, сделанный миссионером Гуцлаффом. Книга печаталась в Нанкине и раздавалась сочувствующим и новообращенным. В вопросах догматики, хотя и не ортодоксальной в отдельных частях, тайпины в целом придерживались христианской теологии. Они признавали единого Бога (шан ди). Иисус в теологии тайпинов занимал то же место, что и у европейских протестантов, но учение о Троице понято ими не было, в первую очередь из-за несовершенства перевода. Они также признавали существование Святого Духа, хотя и полагали, что однажды он снизошел и вселился в одного из их вождей - "дун вана" Ян Суй-чуаня. Десять заповедей являлись столпом их вероучения и первым, чему учили детей и новообращенных. Однако тайпины приобрели также и еще одну особенность христианства (как и других библейских религий) - нетерпимость. Они признавали только христианского

Бога и больше никого. Буддизм и даосизм считались суевериями, которые надо выкорчевать, монастыри разрушить, а монахов вернуть к мирской жизни. Если бы тайпины победили в Китае, то они почти наверняка уничтожили бы эти древние религии, как ислам уничтожил буддизм на северо-западе Индии и в Ост- Индии. Для искусства и архитектуры прошлого это могло бы стать бедствием, но едва ли это потрясло бы в то время миссионеров, проповедовавших в Китае. В 1860 году был разрушен знаменитый дворец Юаньминюань около Пекина, со всеми его бесценными сокровищами. Это считалось разумным и достойным ответом на плохое обращение с английскими посланниками при дворе. Китайское искусство и культура оставались для европейцев неразгаданной тайной. Особое недовольство миссионеров вызывала личность самого лидера тайпинского движения - "Царя Небесного" Хун Сю-цюаня. Именно он был и его идейным вдохновителем, и руководителем. Деятельность же миссионеров оказала на движение лишь косвенное влияние. Хун Сю- цюань не получал от них благословения. С протестантской точки зрения его теология была уязвима в некоторых пунктах, но для своих последователей он был не просто правителем, но пророком, непосредственно вдохновленным Господом, в видении явившим истину Хун Сю-цюаню. Эта доктрина лежала в основе тайпинского движения. Тайпины считали его если не божеством, то вдохновленным им. И если его учение расходилось с тем, что проповедовали миссионеры, прав был их пророк, ибо получил божественное откровение. Сам Хун Сю-цюань оставался религиозным фанатиком, убежденным в своей избранности. Не получая никакой поддержки от миссионеров, он имел огромный успех. Тайпинам казалось неразумным даже предполагать, что их пророк и правитель должен искать у миссионеров совета. Критиковавшие тайпинское движение авторы немало сарказма излили по поводу титула "младший брат Иисуса", принятого Хун Сю-цюанем. Они неизменно представляли это как претензию на божественность. Вполне возможно, что некоторые миссионеры, считавшие этот титул "оскорбительным", просто не понимали смысла, в котором тайпины использовали слова "сюн ди" ("младший брат"). Другие же, несомненно, намеренно исказили смысл для пропагандистских целей. Тайпины называли так единоверцев. Христиан-иностранцев они считали "вай сюн ди" - "иноземными братьями", что протестантским евангелистам не должно было казаться странным, ибо сами они нередко называли негров-христиан "черными братьями". Для тайпинов титул Хун Сю-цюаня значил не больше, чем императорский титул "Сын Неба" для всех остальных китайцев. И его ни в коем случае нельзя понимать как буквальную претензию на божественное происхождение. В беседах лидеры тайпинов вполне определенно отрицали "божественность" своего вождя. "Человек, похожий на других, только более великий", - говорили они. То, что этот титул является лишь примером восточной высокопарности и лишен буквального религиозного значения, подтверждается одним из иностранцев, побывавшим в Нанкине и опубликовавшим описание своего путешествия в шанхайской газете: "Что бы ни имел в виду Хун Сю- цюань, называя себя братом Иисуса, ничто не говорит о том, что именно это определяет веру в него его последователей. Когда посещавших пароход командиров спрашивали об этом, они ничего не могли сказать. Они были столь откровенно ошарашены, что становилось очевидным - прежде они просто этим не интересовались". Можно еще отметить, что на ходившем среди тайпинов портрете "Царя Небесного" был обозначен только девиз царствования - "Тянь-дэ" ("Небесная Добродетель"), а титул "брат Иисуса" отсутствовал. Характер тайпинского вероучения, его сходство с ортодоксальным христианством и заявленные от имени "Царя Небесного" притязания содержатся в длинном сочинении, названном "Канон трех иероглифов" , потому что каждая фраза состояла из трех иероглифов. По нему обучались новообращенные и дети, а трехступенчатый размер делал запоминание легким. Он начинался с ветхозаветного описания творения: "Великий Бог Создал небо и землю, И сушу, и море, И все вещи здесь. За шесть дней Он создал все целиком". Затем описывается египетское пленение евреев, их избавление, мор в Египте и передача Моисею Десяти заповедей на горе Синай. Так как последующие поколения не выполняли Закон, "Великий Бог Пожалел людей И послал своего перворожденного сына Снизойти в мир. Имя его - Иисус. Он спаситель людей, Искупающий их грехи Терпением крайней нищеты. На кресте Они пронзили гвоздями его тело, И Он пролил свою драгоценную кровь, Чтобы спасти людей". Потом идет описание воскресения, а затем прослеживается история Китая вплоть до получения откровения Хун Сю-цюанем. В этом обзоре воспеваемые конфуцианцами совершенномудрые правители характеризуются как "почитающие Бога", а ответственность за упадок подлинной религии возлагается на Цинь Ши Хуан-ди, ханьских У-ди и Мин-ди, который ввел буддизм, а также на сунского Хуэй-цзуна, который покровительствовал даосизму. Подобная трактовка изменяет конфуцианским взглядам, но с точки зрения христианства не является такой уж непоследовательной. Конфуцианское Небо может быть легко отождествлено с Богом, но буддийские и даосские божества явно не вписываются в христианскую теологию. Необходимо помнить, что Хун Сю-цюань изучал каноны так, как это должен был делать в то время каждый образованный китаец. Поэтому откровение описано следующим образом: "В год дин-юй (1837) Он был принят Небом, Где небесные дела Были ясно переданы ему. Великий Бог Сам наставлял его, Вручил ему законы и книги И передал истинное учение". Далее записаны последующие откровения, а заканчивается "завет" предписаниями, как соблюдать Десять заповедей и поклоняться истинному Богу. Для миссионеров, озабоченных правоверием сектантов более, чем борьбой в той или иной форме между язычеством и христианством, подобные заявления были абсолютно неприемлемыми. Христианская теология уже сложилась и утвердилась. Места в ней для нового пророка не существовало, особенно если он был некрещеным китайцем. Если бы "Царь Небесный" отказался от своих притязаний на божественное откровение и вдохновление, а вместо этого смиренно просил наставления и крещения у какого- нибудь английского миссионера, западный христианский мир принял бы его, но тогда тайпинское движение лишилось бы своего смысла и мотивов. Можно предположить, что подобный грандиозный переворот, обещавший, в случае успеха, поголовное обращение китайцев в тайпинское христианство, позволил бы считать лидера тайпинов пророком, причем самым выдающимся в христианской истории. Но английские миссионеры этого не желали. Христианство, если оно пришло в Китай, должно было исходить только от них. Китаец не мог рассчитывать на прямое откровение, ведь Божий промысел осуществлялся в Азии лишь с помощью европейцев. Противодействие английского и французского правительства было обусловлено не несогласием с притязаниями "Царя Небесного" тайпинов, но соображениями выгоды и торговли. В 1859–1860 годах вновь началась война держав с Китаем, причиной которой стали продолжавшиеся чиниться манчжурскими властями препятствия торговле и их вмешательство в дела европейских торговцев. Она окончилась их полной победой. Пекин был взят, император бежал, а подписанный договор удовлетворял все их требования. Для торговли были открыты новые порты, в том числе и на реке Янцзы, в которую разрешили заходить иностранным судам. Кроме того, Китай обязали выплатить огромную контрибуцию. Она обеспечивалась доходами таможни, контроль за которыми был теперь возложен на иностранцев. Они же получили право устанавливать и уровень пошлин, естественно, выгодный для своих торговцев. Манчжурская империя оказалась в положении, когда само продолжение ее существования зависело от западных держав. Получив по договору все привилегии, какие только можно было иметь, не аннексируя провинции, иностранные державы пришли к выводу, что они обеспечили будущее своей торговли с Китаем и достигли такого положения, при котором любые их дальнейшие требования будут удовлетворены. Поэтому они и отнеслись с таким пренебрежением к предложениям тайпинов. Если они могут монополизировать порты и собирать таможенные пошлины, зачем им свободная торговля по всей империи? Они воспрепятствовали наступлению тайпинов на Шанхай, продали манчжурам оружие, корабли и снаряжение и отказали в этом тайпинам. Наконец, из Шанхая, приготовленного для манчжуров (ибо пока не была установлена их номинальная власть, собирать таможенные пошлины для выплаты контрибуции было невозможно), они послали армию во фланг тайпинов и предоставили манчжурскому правительству офицеров - среди них был и генерал Гордон - для организации регулярных войск и командования ими в бою. Получив такую помощь, манчжуры, после нескольких лет опустошительной войны, наконец, взяли Нанкин и покончили с тайпинским движением. Вместе с ним еще на полстолетия исчезли и надежды на реформы и модернизацию Китая. Манчжуры вновь укрепили свое положение и, несмотря на то, что этим они были обязаны иностранцам, продолжали придерживаться таких же враждебных и реакционных взглядов на западный мир, как и в XVIII веке. Тайпинское учение погибло вместе со своим основателем, когда Нанкин пал. Оно не оставило после себя никаких следов и более не оживало. Когда пятьдесят лет спустя китайцы заимствовали западные идеи, они искали не религиозные, а политические учения. При республике было велико влияние западных идей, но не христианства. Миссионеры, отвергнув миллионы последователей Хун Сю-цюаня, вынуждены были удовольствоваться несколькими тысячами прихожан, и, похоже, подобной возможности у них больше не будет. Ныне китайцы, если и принимают западную идеологию, то в лице Маркса и Ленина, а не Мартина Лютера. Разгром движения тайпинов стал поворотным моментом в истории культуры Китая. Успех национально-религиозной революции мог привести к падению манчжуров и провозглашению новой династии и нового мировоззрения, готового в дополнение к вероучению принять и западные

идеи. Вполне возможно, что замена буддизма и даосизма на тайпинское христианство дала бы новый импульс литературе и искусству, чего старые учения уже дать не могли. При новой политической системе китайцы в конце XIX века были бы готовы к тем великим переменам, в которые вовлекла мир современная индустрия. Однако они продолжали жить при разлагающемся деспотизме, а после его падения оказались брошенными одновременно в политическую, экономическую и культурную революцию, осложненную еще и внешней агрессией. Ответственность за столь трагический исход несет и циничная политика западных держав во второй половине XIX века. ПРИМЕЧАНИЯ 1 В цинскую эпоху китайским девочкам особым образом бинтовали ноги, подтягивая носок к пятке и мешая росту ноги; маленькая искалеченная ступня считалась признаком красоты. - Прим. ред. 2 Он был создан по образцу конфуцианского "Троесловия" (Сань цзы цзин), по которому начинали учиться дети в школах. - Прим. ред.

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXIX. АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА «Купальницей» св. Аграфена называется потому, что день ее памяти падает как раз на канун Ивана Купалы (23 июня). Впрочем, некоторые обычаи и обряды, связанные с этим днем, позволяют заключить, что св. Аграфена получила эпитет «купальницы» сама по себе,

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Глава XXIX «Цикл суеверных средств разнообразен до нескончаемости…»{1} Тимофей Иванович по старинному обычаю к разговенью св. Христова Воскресения всегда заготовлял четверговую соль. Четверговою она называется потому, что приготовление ее совершалось в великий четверг.

XXIX. Новые веяния. Освобождение от тенденции Либерализм, охвативший в 60-х все русское образованное общество, утратил к началу 80-х годов, после двух-трех ярких вспышек, свой жгучий и грозный характер. На смену ему явилось более спокойное, благодушное, склонное к созерцанию

Из книги Истина мифа автора Хюбнер Курт

ГЛАВА XXIX Мифическая интерпретация мировой истории гёльдерлином и вагнером 1. Сравнительный анализ Остановимся сперва на различии вглядов Гёльдерлина и Вагнера.Мысль Вагнера о том, что упадок мифа о богах должен быть выведен из распада самой сферы нуминозного, не

Из книги Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта автора Зюмтор Поль

Глава XXIX Промышленность Слабое звеноНидерландская земля обладала только двумя полезными природными ресурсами, а именно песком и торфом. Для строящихся на болотистой почве зданий нельзя было придумать лучшего основания, чем мягкий слой песка, что в этой почитавшей

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

Глава 4 Константин Леонтьев: христианство без надежды, или Трагическое чувство

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги Данте. Демистификация. Долгая дорога домой. Том II автора Казанский Аркадий

Из книги Лаокоон, или О границах живописи и поэзии автора Лессинг Готхольд-Эфраим

XXIX При громадной начитанности, при обширном знакомстве со всеми тонкостями искусства, с каким г-н Винкельман приступал к своему труду, он имел полное право подражать в благородной самоуверенности древним художникам, которые посвящали все свое внимание главному,

Из книги Арийский миф в современном мире автора Шнирельман Виктор Александрович

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

В истории Китая особенно чётко прослеживается определённая цикличность, присущая большинству мировых цивилизаций. Эпохи процветания здесь чередовались с периодами хаоса и разрухи. К середине XIX века растущее в стране напряжение привело к очередному социальному взрыву, который в этот раз был обусловлен не только традиционными внутрикитайскими проблемами, но и принципиально новыми явлениями.

Причины восстания

С 1644 года императорский престол в Китае занимали представители маньчжурской династии Цин, утвердившиеся тут в результате завоеваний. Несмотря на то, что маньчжуры быстро ассимилировались, местное население продолжало воспринимать их как чужаков. Поэтому все последующие социальные волнения проходили под призывами к свержению ненавистных цинских императоров.

Накалялась и обстановка в деревне. Впрочем, социальные трения не были чем-то новым для Китая. Издревле тут сталкивались интересы богатых арендодателей и беднейших низов, причём, последние всегда были источником антиправительственных настроений. Однако социальный протест середины XIX века был связан не только с внутренними явлениями, но и с последствиями Первой Опиумной войны. Покупка опиума у Великобритании вызвала отток серебра из китайской экономики и инфляцию. При этом выплаты населению выдавались дешёвой медной монетой, а повинности взимались исключительно серебром. Этот дисбаланс стал причиной значительного увеличения налогового бремени и роста недовольства.

Открытие новых портов для торговли с иностранцами разгрузило сухопутные торговые пути в южной части страны — в районе Гуандуна. Перевозки стали осуществляться по реке Янцзы, что требовало меньших финансовых затрат и экономило немало времени. В результате многие крестьяне, проживавшие на юге и занимавшиеся транспортировкой товаров, остались без работы и средств к существованию.

Ещё одним обстоятельством, приведшим к крестьянским выступлениям, стали стихийные бедствия, обрушившиеся на Китай в 1840-е годы: два сильнейших наводнения, унесшие жизни 1 млн человек, и неурожай 1849 года.

Протест беднейших слоёв мог бы вылиться в краткую череду разрозненных и бессистемных восстаний, которые правительство подавило бы за считанные месяцы, а то и недели. Но в этот исторически важный момент в крестьянской среде появился весьма амбициозный человек, не только предложивший чёткое идеологическое обоснование для дальнейших выступлений, но и превративший аморфную массу недовольных в строгую, военизированную организацию. Звали его Хун Сюцуань. На основе собственных представлений об устройстве мира и идеальном государстве, он сумел создать настоящую религию, нашедшую множество приверженцев по всей стране.

Учение и деятельность Хун Сюцуаня

Идеи Хун Сюцуаня сочетали как традиционные для Китая мировоззренческие элементы, так и принципиально новые. По сути, это был синтез даосизма, буддизма и конфуцианства, с одной стороны, и христианства, понимаемого на особый манер, с другой.

Главной целью своей деятельности Хун Сюцуань видел создание «государства великого благоденствия», основанного на принципах равенства и братства. Причиной возникшей кризисной ситуации, на его взгляд, была власть маньчжуров — «дьяволов». Для того чтобы вернуть в мир гармонию, нужно ликвидировать помещичий гнёт, начать сотрудничать с западными странами и изгнать «дьяволов». Самого себя Хун Сюцуань называл «властелином и спасителем людей», ниспосланным на землю свыше, а также младшим братом Христа.

В 1843 году Хун Сюцуань основывает «Общество поклонения небесному владыке» и начинает вести активную пропагандистскую деятельность, переезжая из одной провинции в другую. Достаточно быстро вокруг него складывается широкий круг приверженцев. В основном это были представители беднейших слоёв населения: крестьяне, рабочие и маргиналы, привлечённые идеей обогащения бедных за счёт богатых. Однако под знамена Хунь Сюцуаня вставали и зажиточные люди, недовольные правлением Цин. В результате ему удалось собрать настоящую 30-тысячную армию.

Центром революционного движения стала уединённая деревня Цзинь-Тянь в южной провинции Гуанси. Здесь был разбит настоящий военный лагерь, в котором царила строжайшая дисциплина: под запретом были опио- и табакокурение, алкоголь, половые отношения и азартные игры. Члены «Общества поклонения небесному владыке» призывали к всеобщему равенству, общности имущества, аскезе, ликвидации товарно-денежных отношений, соблюдению десяти христианских заповедей и борьбе с маньчжурами.

Ход событий

Начальный этап революции (1850-53)

Чиновники Гуанси обратили внимание на растущее в их провинции революционное движение только летом 1850 года. Для его ликвидации они создавали вооружённые крестьянские отряды, которые либо не могли оказывать армии тайпинов достойное сопротивление, либо примыкали к повстанцам. В январе 1851, когда армия Хун Сюцуаня окончательно окрепла, было официально объявлено о начале вооружённой борьбы ради свержения старого строя и установления нового. Параллельно было провозглашено образование Небесного Государства великого благоденствия (Тайпин таньго). Был сформирован полноценный государственный аппарат, опиравшийся на армию. Верховным правителем Тайпин таньго — Небесным ваном — объявлялся сам Хун Сюцуань.

Повстанцы громили помещичьи усадьбы, убивали чиновников и их семьи, уничтожали всё, что имело отношение к традиционным китайским религиям: храмы, статуэтки, литературу. Единственно правильным учением объявлялись идеи Хун Сюцуаня, несмотря на то, что сам предводитель движения почерпнул большую часть своих взглядов в древнекитайских религиозных трактатах.

Осенью 1851 года тайпины занимают город Юнъань, где их попыталось блокировать правительственное войско. Однако осада была прорвана, цинской армии нанесён немалый урон, а повстанцы с боями двинулись на север. По пути им удалось овладеть Учаном — стратегически важным городом с богатыми оружейными арсеналами. Поскольку в руки тайпинов также попала часть речного флота, стоявшего на Янцзы, повстанцы быстро и без потерь смогли добраться до Нанкина — древней столицы Китая. После тяжёлой, длительной блокады сопротивление защитников города было сломлено. Нанкин стал столицей Тайпин таньго. С этого момента можно говорить об установлении в Китае двоевластия: революционное правительство в Нанкине и маньчжурское — в Пекине.

Пик революционного движения (1853-1856)

Следующей целью тайпинов было покорение Северного Китая и сердца империи — Пекина. Однако экспедиции, отправляемые к столице, уничтожались цинскими войсками, и руководство Тайпин таньго занялось решением внутренних вопросов.

Население Нанкина было разделено на мужские и женские общины, отношения между которыми пресекались. Эти общины, в свою очередь, подразделялись на профессиональные гильдии, создававшие всё необходимое для жизнеобеспечения нового государства. Деньги были упразднены. Излишками производства и военной добычей распоряжались лидеры Тайпин таньго, быстро отказавшиеся от принципов аскезы и воздержания. Львиную долю богатств они забирали себе, а остальное отправляли в общественные кладовые, откуда любой гражданин мог взять что-то необходимое.

Хун Сюцуань объявил о реформе аграрных отношений в соответствии с разработанной им программой — «Земельная система небесной династии». Согласно ей, частное право ликвидировалось, население страны делилось на сельскохозяйственные общины, бывшие одновременно и военными подразделениями. Общины должны были обеспечивать себя сами, а всё произведённое сверх нормы сдавать государству. Впрочем, на практике эта программа так и не была осуществлена.

Между тем, назревает раскол в тайпинской верхушке. В 1856 году был убит бывший сподвижник Хунь Сюцуаня — Ян Сюцин, предпринявший попытку стать единоличным лидером Тайпин таньго. За этой расправой следует целая череда кровавых событий, итогом которых стало уничтожение не только большинства тайпинских лидеров, некогда поддерживавших Небесного вана, но и 20 тысяч обычных граждан.

Пока руководители тайпинов закатывали пышные пиры, создавали гаремы и расправлялись друг с другом, цинское правительство готовилось к решительным действиям. Во-первых, на местах были организованы хорошо вооружённые отряды самообороны, во главе которых стояли этнические китайцы, во-вторых, для несения военной службы стали использовать европейских наёмников. Англичане оказывают пекинскому правительству активную помощь в подавлении восстания, решив в данной ситуации сделать ставку на цинскую династию. Тайпины, несмотря на их симпатии к европейцам, отказались признавать условия Нанкинского мирного договора, а, следовательно, могли отказаться от сотрудничества с колонизаторами в дальнейшем.

Кризис революционного движения и поражение тайпинов (1856-1864)

Руководство Небесного государства раздирали противоречия. Представители молодого поколения революционеров, понимавшие суть происходивших в мире процессов, например Хун Жэньгань, предлагали комплекс реформ, направленных на оформление в Китае капиталистических отношений: создание банковской системы, развитие промышленности и транспортной сети. Однако все эти проекты так и остались нереализованными. В это время из лагеря тайпинов начинается массовое бегство, репрессии, к которым регулярно прибегали лидеры повстанцев, и радикальный подход к решению вопросов, касающихся частной собственности и вероисповедания, отпугивали все слои населения.

Модернизированное цинское войско начинает одерживать одну победу за другой. В 1862 году вместе со своим войском был взят в плен Ши Дакай — один из старейших сподвижников Хун Сюцуаня. А в начале 1864 года был осаждён Нанкин. В городе начался голод. В данной ситуации обнаружилось полное отсутствие каких-либо военных талантов у Небесного вана, который ранее полагался в тактических вопросах на своих приближённых. После 1856 года не осталось ни одного живого человека, способного повлиять на его решения. Он отверг все возможные варианты прорыва блокады, ожидая, что уцелевшие части некогда огромного войска тайпинов придут ему на помощь. Эти надежды не оправдались, и в начале лета 1864 лидер восстания покончил с собой. Защитники Нанкина смогли продержаться ещё два месяца. В конце июля блокада была прорвана, несколько дней продолжались отчаянные уличные бои, в ходе которых были уничтожены все тайпины. Несмотря на победу цинского правительства, борьба с отдельными отрядами повстанцев, разбросанными по всему Китаю, продолжалась вплоть до 1868 года.

Причины поражения восстания

Несмотря на успех тайпинов на первых этапах революции, восстание было изначально обречено на провал. В 1840-60-е годы помимо тайпинского, в Китае разгорелось ещё несколько крестьянских движений, участники которых желали реставрировать предыдущую династию — Мин, в то время как тайпины хотели поставить во главе государства самого Хун Сюцуаня. Это стало причиной разногласий и не позволило повстанцам выступить единым фронтом против маньчжуров. В это же время начала разлагаться сама тайпинская верхушка.

В ходе восстания повстанцам удалось занять большую часть страны, но они не заботились о том, чтобы удержать за собой эти территории. В провинциях, которые тайпины провозглашали своими, оставался дореволюционный уклад вещей: собственники сохраняли свою землю, помещики продолжали эксплуатацию крестьян, размер налогов практически не сокращался.

Идеология тайпинов так и не привлекла достаточное количество населения. Она несла чуждые для китайцев идеи. Если радикальный передел собственности оттолкнул от тайпинов богатые слои, то религиозный фанатизм и попытка разрушить традиционную систему китайских верований отпугнули от участия в революции простой народ. Кроме того, руководители движения сами не понимали характера изменений, которые происходили в мире и в их стране. Предлагаемое ими государственное устройство было сочетанием утопического коммунизма и восточной деспотии, в то время как все прогрессивные державы входили в эру капитализма. При этом тайпины не понимали и того, что главная причина накалившейся социально-экономической обстановки заключается вовсе не в маньчжурах, которые к тому моменту окончательно приняли китайскую культуру, а в западных колонизаторах. Даже когда последние стали открыто выступать на стороне цинского правительства, тайпины продолжали считать европейцев своими «младшими братьями».

Продолжавшееся 15 лет тайпинское восстание обескровило страну. В ходе гражданской войны, по подсчётам некоторых историков, погибло до 20 млн человек. Хозяйство находилось в упадке, а вмешательство британских войск во внутренние дела Китая усилило колониальную зависимость государства. Движение тайпинов обнажило все проблемы цинской империи, возникшие после крушения китайской самоизоляции, и поставило вопрос о дальнейшем существовании государства в новых условиях.

В деревнях недалеко от потрясённого «заморскими варварами» Кантона возникла ещё одна секта или тайное общество. Таких тайных союзов и обществ – религиозных, политических, мафиозных, а зачастую всё это вместе и разом – в Китае издревле было великое множество. В эпоху империи Цин они выступали против маньчжурского господства, за восстановление старой, уже ставшей легендой национальной династии Мин: «Фань Цин, фу Мин!» (Долой династию Цин, восстановим династию Мин!).

В конце XVIII века, одно из них – самое известное по «мафиозному» имени «Триада» – подняло восстание против маньчжуров на Тайване и в южных приморских провинциях. Так закончился почти вековой период относительного социального мира внутри империи. На рубеже XIX столетия в северном Китае буддийское тайное общество «Байляньцзяо» (Белый лотос ) возглавило большое крестьянское восстание, длившееся почти девять лет. Характерно, что после подавления восстания, в 1805 году, взбунтовались те, кто его подавлял – сельское ополчение «сянъюн» и ударные части добровольцев «юнбин», требовавшие вознаграждения после демобилизации. К ним примкнули новобранцы войск «зелёного знамени», протестовавшие против плохого снабжения. Вырезать опытных солдат маньчжуры уже не могли и, чтобы утихомирить военный мятеж, раздали бунтовщикам земли из казённого фонда.

Вся первая половина XIX столетия прошла в Китае под знаком непрекращающихся провинциальных волнений, разрозненных бунтов и мятежей тайных обществ и национальных меньшинств. В 1813 году последователи секты «Небесного разума» даже штурмовали императорский дворец в Пекине. Восьми десяткам нападающих удалось прорваться в покои императора, но они были перебиты маньчжурскими гвардейцами из «Цзинь-цзюнь-ин», дворцовой стражи.

Но новая секта или новое тайное общество отличалось от прежних тем, что было основано на преломлённом в китайском сознании христианстве.

Китайский брат Иисуса Христа

Сын зажиточной сельской семьи Хун Сюцюань трижды ездил в Кантон, посвятив первые 30 лет жизни неудачным попыткам сдать пресловутые экзамены на чиновничью должность. Именно там он познакомился с китайскими переводами христианских книг и проповедей, а перегруженный конфуцианской схоластикой мозг и жестокое разочарование в традиционном миропорядке (провал на экзаменах означал конец мечтам о карьере) породили сначала духовный кризис, а подом прозрение, иллюминацию и религиозно-политическую экзальтацию, ставшую началом нового учения и государства.

Государственные экзамены на чиновничий чин, средневековый китайский рисунок.
Общегосударственная система экзаменов существовала в Китае свыше тысячелетия вплоть до 1905 года

Подобно христианским святым Хун, после третьего провального экзамена, ставшего для него концом прежней жизни, 40 дней и ночей находился при смерти, бредя стихами, в которых смешивал христианские элементы с традиционными китайскими. Выздоровев, он уже не думал о сдаче экзаменов, а намеревался изменить мир. Ведь он уже был братом Иисуса Христа…

К счастью для нового мессии, у него оказались очень практичные последователи, как выяснится в близком будущем, наделённые недюжинными организаторскими и военными талантами. Таков был Ян Сюцин, сын нищих крестьян из соседней провинции Гуанси, сменивший немало занятий и оказавшийся безработным после того, как по итогам опиумной войны центр иностранной торговли переместился из Кантона в Шанхай. Ян вряд ли до конца верил в то, что уважаемый им учитель Хун - родной сын Иеговы и брат Иисуса, но это не помешало ему объявить себя вторым младшим братом бога-сына. И уж тем более, подобно всем пассионарным личностям, он искренне считал себя ничем не хуже Христа или маньчжурского императора.

Всего же основателей нового учения и нового государства (действительно нового – не зря Новую историю Китая начинают с этого восстания) было шестеро – учитель, нищий, ростовщик, землевладелец, крестьянин, рудокоп. Самого разного социального происхождения, образования и профессий, все они были «хакка» - дети бедных кланов. «Хакка», буквально – «гости», потомки древних переселенцев, которых издавна презирали и притесняли коренные кланы. И века совместной жизни не сгладили, а углубили эту вражду. Здесь вмешалась исконная борьба за основное средство выживания – за землю, очень похожая по социальной природе на ту, что через половину века породит на Юге России между казаками и «иногородними» большую кровь гражданской войны. Эта большая кровь – ставшая ещё большей благодаря огромным массам населения – зальёт и восставший Китай.

Китайский рисунок на библейскую тематику. Преломлённое в средневековом китайском сознании христианство оказалось способно породить и не такие сюжеты…

Дети «хакка» создали общество «Байшандихуй» – общество Отца Небесного, в котором переплелись христианское учение о справедливости и древние китайские утопии о всеобщей гармонии, призывы к социальному равенству и национальному восстанию против инородной маньчжурской династии. По сути это была первая в новой истории версия «теологии национального освобождения». В дополнение к Ветхому и Новому заветам, они написали свою, «третью часть» Библии – Последний завет.

В 1847 году Хун Сюцюань приехал в Кантон к протестантским миссионерам из США, чтобы принять обряд крещения. Но это были уже не те христиане первых веков, что сокрушили рабовладельческую империю Рима – испугавшись странного китайца, американский священник отказался его крестить.

Богоискатели не сразу превратились в повстанцев. Местные власти гоняли непонятных проповедников, потом стали сажать в тюрьму и освобождать за взятки. Через семь лет новое учение охватило значительные массы, а секта превратилась в разветвлённую подпольную организацию, с лета 1850 года начавшую подготовку к открытому восстанию.

«Царство небесное» и его ополченцы

11 января 1851 года в деревне Цзиньтянь уезда Гуйпин округа Синьчжоуфу провинции Гуанси рабочие-угольщики взбунтовались против произвола местного маньчжурского чиновника. Бунт стал сигналом к большому восстанию. 25 сентября повстанцы захватывают первый большой город – уездный центр Юнъань, где создают своё правительство и провозглашают новое государство. Оно называлось Царство Небесное Величайшего Счастья – «Тай-Пин Тянь-Го» – и восставших стали называть «тайпинами».


Восставшие тайпины, «хунтоу»-красноголовые. Современный китайский рисунок. Повстанец в центре, скорее всего, на плече несёт примитивный бамбуковый огнемёт – о нём ещё будет рассказ в дальнейшем

С XIX века «Тайпин Тяньго» по традиции переводят как «Небесное Государство Великого Благоденствия». Но поскольку вожди тайпинов использовали именно библейскую терминологию, то ближайшим русским аналогом «Тянь-Го» будет хорошо знакомое и ныне всем христианам «Царство небесное». Естественно, что в XIX веке в России не могли так именовать государство китайских инсургентов. Что же касается термина «Благоденствие», то он был уместен в позапрошлом столетии (например, «Союзом благоденствия» называлось одно из первых тайных обществ декабристов), но в XXI веке переводить терминологию китайских революционеров при помощи лингвистического анахронизма совершенно не обязательно. «Царство Небесное Величайшего Счастья» куда точнее отражает стилистику тайпинов.

Лидер восставших сектантов Хун Сюцюань получил титул «Тянь-ван» – Небесный государь (ближайший русский религиозный аналог – «царь небесный»). По сути, он стал императором, антиподом только что вступившего в Пекине на «драконий трон» маньчжурского богдыхана Сяньфэна.

Самопровозглашённый «Царь небесный», Тянь-ван, претендовал на верховную власть во всём мире – такой тайпинский вариант мировой революции. Поэтому его сподвижники получили вспомогательные титулы по сторонам света – Восточный, Западный, Южный и Северный государи, соответственно: «Дун-ван», «Си-ван», «Нань-ван» и «Бэй-ван». Был ещё Вспомогательный (или Фланговый) государь, «И-ван».

Провозгласив «Царство Небесное Величайшего Счастья», по сути, тайпины, без обиняков декларировали создание рая на Земле… Они носили красные повязки на голове, а в знак неповиновения маньчжурам перестали брить волосы над лбом и заплетать обязательные косы, за что получили от врагов прозвище «хунтоу» и «чанмао» – красноголовые и длинноволосые.

Хорошо видна обязательная мужская причёска в империи Цин – выбритый спереди лоб и длинная коса сзади. Фото XIX века

В дальнейшем, в ходе затянувшейся гражданской войны, когда отдельные города и районы не раз переходили из рук в руки, особо хитрые и конформистские обыватели умудрялись, отрастив волосы, сохранять и косу, скрывая её под головными уборами от тайпинов, чтобы в случае возвращения маньчжуров, быстренько сбрив лишнее, предъявить этот знак верноподданности маньчжурской династии.

Помимо кос, тайпины отменили и традиционный для конфуцианского Китая обычай бинтования женских ног. Вообще, женщины у тайпинов получили равный социальный статус и на первом этапе движения в их армии существовали даже особые женские отряды.

Тот самый обычай перебинтованных женских ног – «лотосовые ножки» средневекового Китая. Это было доведённое до апофеоза практическое применение лозунга «красота требует жертв». Китайским девочкам с 7 лет и в течение всей жизни туго бинтовали ступни, чтобы они оставались миниатюрными. С ростом ребёнка ступня и пальцы ног деформировались, приобретая нужную форму. На изуродованных ногах средневековым китайским красавицам было сложно ходить. Их миниатюрные ножки в маленьких расшитых туфельках и раскачивающаяся походка с напряжёнными ягодицами – всё это было основным объектом эротических переживаний и восхищений кавалеров средневекового Китая. Впрочем, здесь была не только эстетическая причина – утверждают, что следовавшее из-за особенностей походки смещение женских половых органов также доставляло мужчинам особое наслаждение при половом акте. Кстати, маньчжуры, стремясь отличаться от китайцев, запрещали своим женщинам бинтование ног, отчего маньчжурские красавицы очень страдали и чувствовали себя неполноценными. У китайцев не бинтовали ноги лишь женщины низших классов, ведь на изуродованных ногах они не смогли бы работать

Движение тайпинов – можно даже говорить о тайпинской революции – было очень сложным явлением. Это была и традиционная крестьянская война против правящей бюрократии (социальный взрыв, включавший и войну кланов), и традиционное же национально-освободительное движение против иноземной династии. Это была религиозная война нового «христианского» мировоззрения против традиционного китайского (особенно против конфуцианства в самых его костных формах) - и в то же время война за возрождение древнейших китайских идеалов, восходящих к эпохе Чжоу, завершившейся за три века до Христа. Тайпины сочетали традиционный китайский национализм, с его осознанием превосходства над окружающими народами, и искренний интерес к западному христианскому миру - к «братьям-варварам», как говорили они.

Эти особенности движения и превратили восстание тайпинов в сложную и долгую гражданскую войну – выродившуюся династию Цин с их разложившимся военно-бюрократическим аппаратом от китайских революционеров спасли китайские же традиционалисты, убеждённые конфуцианцы, вступившие в шаткий союз с последними маньчжуро-монгольскими пассионариями.

Не случайно главным врагом тайпинских «ванов» на поле боя стал лидер классической поэтической школы Китая, мастер «поэзии сунского стиля» Цзэн Гофань. У него было всё в порядке с экзаменами и чиновничьей карьерой. Возможно, он бы ещё принял лозунг «Фань Цин, фу Мин!» – но «христианский коммунизм» тайпинов был ему глубоко противен. Вдохновенный традиционалист и в то же время убежденный новатор (реформировал всё – от армии и придворного этикета до конфуцианской философии), он сыграл решающую роль в разгроме тайпинов.

Именно Цзэн Гофань и его ученик и соратник по гражданской войне Ли Хунчжан в ходе борьбы с тайпинами положат начало новой, уже не средневековой китайской армии, которая спасет династию Цин для того, чтобы в начале XX века сбросить её с трона, а к середине столетия исчезнуть под ударами наследников тайпинов – китайских коммунистов, которые в свою очередь создадут новую армию, одну из крупнейших в нашем XXI веке.

Но оставим историческую диалектику и вернёмся к тайпинам.

Первые потери и неудачи «Царства небесного»

Восставшие сектанты удерживали город Юнъань полгода. Сорок тысяч провинциальных войск «зелёного знамени» блокировали захваченный тайпинами район, но так и не смогли приступить к штурму городских стен, наткнувшись на активную оборону – отряды восставших постоянно маневрировали и контратаковали противника в окрестностях Юнъани, умело сочетая эти действия с партизанской войной. В апреле 1852 года, когда в контролируемом ими районе иссякли запасы продовольствия, тайпины прорвали линию блокады и двинулись на север. При прорыве в упорных боях были убиты четыре маньчжурских генерала, а тайпины потеряли попавшим в плен своего первого военного руководителя, главу союзных «триад» Хун Дацюаня.

В ходе прорыва повстанцы атаковали столицу провинции Гуанси, город Гуйлинь, но фитильные ружья и пушки на городских стенах отразили все атаки. В одной из них под огнём маньчжурских пушек погиб «Нань-ван», Южный государь тайпинов – он, кстати, был первым, кого власти несколько лет назад арестовывали за странную проповедь и отрицание Конфуция.

Не втягиваясь в долгую осаду, тайпины двинулись дальше на северо-восток в соседнюю провинцию Хунань. По пути к ним присоединилось 50–60 тысяч человек, в том числе несколько тысяч работников угольных шахт. Из них был создан отдельный сапёрный отряд, предназначенный для подкопов под городские стены. Два месяца тайпины осаждали и штурмовали город Чанша, столицу Хунани. Именно здесь впервые проявился главный в ближайшем будущем враг тайпинов – 40-летний высокопоставленный чиновник в отставке и конфуцианский поэт Цзэн Гофань, а объединённые местные отряды самообороны – «миньтуани», наряду с пушками, сыграли главную роль в защите города. Под огнём пушек у стен Чанша погиб Западный государь тайпинов, «Си-ван», из нищих крестьян, бывший охранник купеческих караванов.

Отступив от Чанша, тайпины двинулись к великой китайской реке Янцзы, по пути присоединяя к себе всё новые толпы восставших. Спустя 80 лет точно так же придётся действовать китайским коммунистам – потерпев неудачу в штурме крупных городских центров, их «советские районы» долгие годы будут кочевать по пространствам сельского Китая, прорывая блокады правительственных войск, постоянно теряя в боях старых и с тем же постоянством собирая по пути новых повстанцев, которых массами рождала нищая китайская деревня.

Традиционное для всех тайных обществ подчинение авторитетам помогло тайпинам в самом начале движения сформировать отличный военный костяк с железной дисциплиной, храбростью и преданностью, основанными на религиозном (а по сути политическом) фанатизме. Среди лидеров тайпинов было немало образованных людей, знакомых с древнекитайскими военными трактатами, в то же время они не были скованны присущей цинским военным чиновникам косностью и стереотипами.

Вот как описывал свои «университеты» седьмой отец-основатель движения, Хун Дацюань, лидер одного из ответвлений более традиционной «Триады», не уверовавший во Христа, но с самого начала ставший союзником тайпинов и погибший в первых боях:

«С малых лет я читал книги и писал сочинения, несколько раз держал экзамены на учёную степень, но чиновники-экзаменаторы, не вникнув в мои сочинения, не признавали моих талантов, и тогда я стал монахом. Вернувшись в мир, я ещё раз держал экзамены, но опять не получил степени, тогда я страшно разгневался, но затем увлёкся книгами по военному делу, желая совершить великие дела. Все военные законы и стратегия с древнейших времён привлекали моё внимание. Вся карта Китая была у меня в голове, как на ладони…»

Подробное изложение истории тайпинов, сути их учения и хода 15-летней гражданской войны очень сложно из-за обилия китайских имен, терминов и географических названий, трудных для русскоязычного читателя. Поэтому дальнейшее повествование будет лишь общим и фрагментарным описанием войны тайпинского «Царства Небесного» против Поднебесной империи.

Продолжение следует

Литература:

  1. Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898.
  2. Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
  3. Харнский К. Китай с древнейших времен до наших дней. Владивосток, 1927
  4. Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №1, 1929
  5. Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №4–5, 1930
  6. Кара-Мурза Г. Тайпины. Великая крестьянская война и Тайпинское государство в Китае 1850–1864. М., 1941
  7. Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1951
  8. Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского государства. М., 1952
  9. Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
  10. Скачков К. Пекин в дни тайпинского восстания: Из записок очевидца. М., 1958
  11. Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
  12. Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967
mob_info