Юрий Никулин – некоронованный король комедии. Юрий Никулин – некоронованный король комедии Что произошло между никулиным и поповым

В колонках играет — Александр Рыбак.

Настроение сейчас — спокойное

Среди клоунов немало известных, популярных и любимых публикой. Но есть такие, чьи имена олицетворяют то искусство, которому они себя посвятили. Среди них и Олег Попов.

«Солнечный клоун» — так его называют во всем мире. Один из самых известных цирковых артистов СССР вот уже почти 20 лет работает за границей и не собирается возвращаться в Россию. Что стало причиной эмиграции и как ему живется на чужбине, выяснил корреспондент «Труда».

— Вы почти всю жизнь проработали в российском цирке и, только выйдя на пенсию, решили переехать. Наверное, тяжело в таком возрасте что-то кардинально менять, должна быть очень веская причина для подобного шага.

— И люди в Германии, и приезжающие из Москвы меня спрашивают, почему я не вернулся домой. Ответ многоэтажен. Я дитя войны. Начал работать в 11 лет, чтобы мы с мамой не умерли с голоду. Окончив в 1950 году цирковое училище, я ровно 40 лет отработал в Союзгосцирке, который потом стал Росгосцирком. В 60 лет я вышел на пенсию, отметив свой юбилей в цирке на проспекте Вернадского. В это же время я потерял жену, с которой прожил около 40 лет и очень тяжело переживал одиночество. Тогда, в начале 90-х, в стране начинались реформы, и меня, уже свободного пенсионера, пригласили в турне по Германии. Через год в Германии я встретил женщину, которая вскоре стала моей женой. Мы вместе почти 18 лет.

Не скрою, я был очень обижен, когда мне, народному артисту СССР, награжденному орденом Ленина и высшими наградами страны, была назначена минимальная пенсия. Речь идет не о деньгах — об оценке моего труда. На протяжении 40 лет я привозил в страну немалые деньги: из одной поездки до 5 миллионов долларов, хотя все мы, артисты советского цирка, получали 5-7 долларов за представление. Ни для кого не секрет, что мое имя составляло основополагающую часть этого успеха. Мы скрывали наши гонорары от иностранных коллег. Нам говорили, что на деньги, которые мы привозим, закупается зерно для страны в тяжелые годы.

— Ситуация в то время была непростая. Почти все учреждения переживали системный кризис, и, конечно, учреждениям культуры досталось особенно.

— Однажды мне приснилось, что я, уже абсолютно старый и седой, стою в переходе метро «Площадь Революции» и жонглирую колечками, чтобы заработать на кусок хлеба. То есть начал нищим во время войны в Салтыковке, нищим и закончил. Тогда мне предложили большое европейское турне и деньги, которых я не получил бы за год работы, хотя по европейским меркам это была средняя зарплата для обычного клоуна. Я согласился и в турне до сих пор.

Кое-кто говорит, что я уехал за деньгами. Но я никогда не был ханжой и как человек, реально голодавший в 40-х и начале 50-х, высшей ценностью в жизни ставлю хлеб.

— В прессе не раз обсуждалась ситуация вокруг капитального ремонта цирка на Цветном бульваре и конфликта, который якобы произошел между вами и Юрием Никулиным. Полагали, что причина отъезда заключается именно в этом. Так ли это?

— В конце 80-х цирки по всей стране сильно обветшали. Государство выжимало из них все, миллионы зрителей прошли через них, оставляя казне астрономические деньги и одновременно разрушая их. Но ремонтом тогда никто не занимался. В жутком аварийном состоянии находился и главный цирк Росгосцирка на Цветном бульваре.

Собрались все наши ведущие артисты и решили, что надо идти в правительство с просьбой о капремонте. С этой миссией делегировали меня, Юрия Никулина и Ирину Бугримову. Мы были у председателя Совета министров Н.И. Рыжкова. Он с пониманием отнесся к нашим чаяниям и тут же распорядился выделить на нужды цирка 26 миллионов долларов. И если бы ремонтом главного цирка страны не занялся лично премьер-министр, возможно, он так и простоял бы, как остальные цирки России, без капремонта. Тогда-то и назначили Юрия Никулина директором. Правда, мне он пообещал следующее: раз я участвовал в спасении цирка, то мне и работать на его открытии. Но на открытии работал какой-то малоизвестный клоун, а меня даже на премьеру не пригласили. Впрочем, это понятно: мы с Юрой всегда были конкурентами. Мое имя до сих пор широко известно на Западе, а Никулина там почти не знают. Но, отдавая уважение таланту и успеху Юрия Владимировича, я могу понять, почему он стал директором главного государственного цирка страны. Но есть вещи, которые я отказываюсь принимать.

— Что вы имеете в виду?

— Цирк на Цветном бульваре — это не просто здание, это национальное достояние России. Здесь столетиями выковывалась слава отечественного циркового искусства. Его до революции регулярно посещали члены императорской фамилии. В 20-е и 30-е годы завсегдатаями были Мейерхольд, Таиров, Луначарский, Горький, Булгаков, Оле-ша, Толстой. С удовольствием посещали его все руководители государства — Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Горбачев. В цирке выпускались все лучшие номера Советского Союза. Раньше сложно было уехать за границу, и главной мечтой любого артиста цирка было работать на этом манеже.

Здесь начинал и дошел до своей высшей славы Карандаш, начинали братья Запашные, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, Валентин Филатов, Владимир Волжанский — для всех этот манеж был высшим пьедесталом, цирковым Олимпом. Я тоже приобрел мировую славу на этом манеже. И у меня в голове не укладывается, что этот цирк стал частным! Тем более я не понимаю, почему им руководит сын Никулина. По какому праву? У нас до сих пор еще есть в цирке имена, которые могут стать его символом.

Цирковые артисты живут очень тесной жизнью, и поэтому все всегда были в курсе личной жизни каждого. Скажу откровенно: все близкие люди сочувствовали Юрию Никулину, который жаловался, что сын с большим трудом поступил на журфак, у него были проблемы с учебой, да и с работой в дальнейшем неладилось. И только участие Юрия Владимировича помогло ему избежать массы неприятностей. Кроме того, артистам было известно о чрезмерном увлечении Максима алкоголем. В общем, чего только не вынес отец из-за него. И вот этого человека, который имел отдаленное представление о нашей работе, назначают директором цирка.

— По-вашему, передать цирк в частные руки было опрометчивым решением?

— Когда мне говорят, что цирк на Цветном бульваре, цирк Соломонского со 130-летней историей, стал частным, меня дрожь пробирает. Ведь его славу и престиж создавали целые поколения цирковых артистов. Здесь они разбивались, ломались, становились инвалидами или всемирно известными звездами.

Если уж таковы реалии и от этого никуда не деться, пусть на краю Москвы купят пустырь, построят на свои средства цирк и докажут всем, что они могут сделать. А то, прибрав государственный цирк с историей и именем, еще и учат нас работать.

Но истинное негодование у меня вызывают эти новые русские, которые большой ложкой поедают труд и доблесть артистов, включая и сегодняшних, — мне рассказали, какие копейки получают артисты на вынужденном простое. Они требуют налоговых льгот — просят льготы, которые даются лишь государственным предприятиям. Боюсь, что сэкономленные деньги пойдут не на зарплаты, а на личное обогащение.

Видеть эти безобразия и понимать, что ничего не можешь изменить, — вот моя главная боль. Кроме того, сейчас в цирке хотят инициировать новую волну приватизации и разорвать единую цепочку всех цирков страны. Я давно работаю на Западе и знаю, как эта система опасна для самих артистов: они становятся бесправными перед своими хозяевами. Пока это происходит только в Москве, а им хочется, чтобы уникальная цирковая система рухнула от Владивостока до Калининграда и во главе цирков стояли бы ловкие новоиспеченные псевдоуправленцы. Вот здесь-то и наступит конец великому русскому цирковому искусству. Доказательство этому, по-моему, цирк на Цветном бульваре.

— То есть частное управление в цирковом искусстве недопустимо?

— Поймите меня правильно: я не против частного цирка. Я и сейчас работаю в частном голландском цирке. Но он построен и передвигается по странам на деньги этих людей. А когда ты от папы получил наследство, сделал его частным и построил свое благополучие на крови, слезах и поте поколений русских артистов, это возмутительно. Я считаю, что цирк на Цветном бульваре должен быть государственным и возглавлять его должен выдающийся деятель цирка. Как в театре: есть менеджеры, но есть и его руководители — Табаков, Соломин, Доронина, Волчек. А заслуги Максима Никулина начинаются и заканчиваются только тем, что он сын Юрия Никулина.

— Следите ли вы за работой артистов цирка и программами, которые создаются в цирке на Цветном?

— Раньше здесь создавались лучшие номера и программы страны. А что сейчас? Друзья периодически привозят мне записи программ этого цирка. Одна хуже другой… Хотел сказать, куда смотрят Росгосцирк и Министерство культуры, да вспомнил: цирк-то частный. Вот к чему приводит руководство дилетантов. Они пытаются привлечь посторонних артистов, заманивают предложениями работать в Москве, а тем, конечно, охота показаться в столице: здесь и потенциальные импресарио, и газеты, и телевидение.

— Олег Константинович, вы уже долгое время живете за границей. Скажите, как вы себя там ощущаете?

— За все годы моих странствий я так и не изменил российскому гражданству. Горжусь тем, что я русский, и останусь им навсегда. Горжусь моей землей, культурой: нашими музеями, заповедниками, церквями, памятниками, театрами — всем, что составляет национальное достояние России. Убежден, что неотъемлемой частью этого является великое цирковое искусство и его большой бриллиант — цирк на Цветном бульваре. И справедливость когда-нибудь победит.

Олег Попов. НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, КЛОУН

Родился 31 июля 1930 года в д. Вырубово Московской области. Получил образование в Государственном училище циркового искусства. В1951 году дебютировал в качестве коверного клоуна. Создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька в полосатых штанах и клетчатой кепке. Среди лучших реприз- «Повар», «Свисток», «Луч». Артист принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы.

Призы и награды: кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара, завоевал почетный приз «Золотой клоун».

Автор Иван соколов задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

А почему Олег Попов уехал в Германию? и получил лучший ответ

Ответ от Кислый[гуру]
Потому что его там приняли как своего! Корни еврейские у него наверное!
Уже 18 лет Олег Попов живет в Германии. Он, пожалуй, единственный из русских артистов-эмигрантов смог стать звездой европейского масштаба. Хотя, 78 летний артист уже не делает свои коронные номера: головокружительные трюки на проволоке, жонглование обеденным сервизом на 12 персон и т. д. . Из старых номеров осталось неизменное «солнце в авоське» . Но, в Германии Попова знает каждый, немцы считают его своим национальным достоянием. Когда Попов выходит на арену, зрительный зал неизменно встает.
Традиционно - осенью, зимой и весной цирк Попова гастролирует по Европе, с апреля по октябрь артист отдыхает. И уже очень-очень много лет подряд, каждое 31 декабря, в Новогоднюю ночь Попов выступает в Амстердаме. И жители Голландской столицы идут смотреть цирк Попова. Это уже Голландская традиция.
В каждом немецком городе Олега Попова лично встречает бургомистр. В этом фоторепортаже – встреча Попова и бургомистра города Фельберт, господина Фрайтага.
В своей речи Фрайтаг сказал: - Мы рады приветствовать человека, фотография которого украшала обложку журнала «Шпигель» , человека, о котором бывший канцлер Шредер сказал: « В своей жизни я встречался с двумя великими артистами – Чарли Чаплиным и Олегом Поповым» .
Попова в Германии называют «Счастливый Ганс» . В России звали Солнечный клоун. Он уехал в 1991 году и с тех пор ни разу не бывал в Москве, на своей Родине. Уехал, когда, по словам Олега Константиновича, сгорели все его сбережения, а Никулин выжил его из цирка.
Так ли иначе, но давно нет Никулина, а Попова помнят, ему пишут и звонят, он один из двух последних ныне живущих артистов цирка, народных артистов СССР (второй – дрессировщик Мстислав Запашный) .
На вопрос – приедет когда-либо Попов в Россию, он ответил:
- Никому я в России не нужен, хотя… никогда не говори «Никогда» .
Заговаривая с кем-то о Олеге Попове, обычно натыкаешься на вопрос: «А он что, еще жив?» . Жив, сегодня Олегу Попову, Солнечному клоуну, идет 78-ой год. Живет он в Германии, в небольшой деревушке, немного севернее Нюрнберга. Свой дом построил сам, счастлив в браке с женой Габриэллой и в Россию возвращаться совсем не хочет.

Ответ от Secret [гуру]
трудно было в России, а там ему женщина помогла с выступлениями, поддержала морально Живет он сейчас в в небольшой "деревушке, " немного севернее Нюрнберга. Свой дом построил сам, счастлив в браке с женой Габриэллой

Легендарный клоун советской эпохи -Олег Попов отметил вчера День рождения!
Ему исполнилось 85 лет!
А пишу об этом в своём блоге-только сегодня!
Вчера я был весь в работе и написать об этом событии у меня не получилось!...
А сейчас решил,что пословица: лучше поздно,чем-никогда- это надёжное прикрытие от ретивых критиков,которые скажут,что:тю-тю,День рождения-то прошёл уже!...
На снимке Олег Константинович Попов с мамой своей.(фото: по материалам интернета.)
Сейчас Олег Попов живёт в Германии.
Совсем недавно он прилетал в Россию,в Сочи,где он выступал на манеже и получил премию "Мастер":

Юбилею Олега Константиновича Попова посвящена статья на сайте ТАСС:

На сайте "Я-клоун" интересный автобиографический рассказ о клоуне с российским гражданством с мировым именем:

"Имя этого непревзойденного артиста было знакомо каждому в нашей стране в течение многих десятилетий. Он создал удивительный, и в то же время незатейливый образ, названный «солнечным клоуном».

Олег Попов не взлетал под купол, не выполнял сверхсложных трюков, но зрители с замиранием сердца наблюдали за всеми его манипуляциями. Известность Попова была потрясающей, связана она была, прежде всего, с тем, что он был и остается виртуозным мастером своего дела, замечательно владеющим различными жанрами циркового искусства.

Детство и юность Олега Попова, пришлись на предвоенные пятилетки, войну и послевоенную разруху. В то время не сладко жилось семье великого клоуна, переехавшей в Москву из Подмосковья и вынужденной отдать сына в ученики слесаря в 13 лет. Судьба сыграла с ним шутку, предоставив ему возможность стать учеником циркового училища.

В то время ученик циркового кружка получал на 100 грамм больше хлеба, чем ученик слесаря, вспоминал впоследствии Олег Попов. Возможно, именно чуть большей порции хлеба мы и обязаны рождению великого клоуна.

В 1950 году, закончив училище со специализацией эквилибрист-эксцентрик, артист начал свою карьеру в Тбилиси, откуда через год переехал в Саратов, где впервые выступил в амплуа клоуна, и опять же – по иронии судьбы. Пришлось на двадцать дней гастролей заменить заболевшего клоуна, после чего сформировалось окончательное решение быть клоуном.

После выбора жизненной стези Олег Попов шаг за шагом идет к вершине актерского мастерства. Постепенно формируется его образ – безразмерные полосатые брюки, клетчатая кепка, длинные желтые волосы, замененные впоследствии париком, нос-картошка. Его основным жанром становится реприза, всегда сопровождаемая сложными трюками, основанными на школе эквилибристики.

Первый образ, который мгновенно принес ему славу и известность – это образ Повара. Ловкий и неуклюжий, простой и хитроватый одновременно Повар вызывал непрерывный гомерический хохот зрителей.

Стоит описать один номер Попова, показанный в новогоднем Голубом Огоньке по телевизору. Повар тщательно и скрупулезно сервирует стол для торжественного мероприятия, не забывая мельчайших деталей сервировки стола и вдруг за минуту до приглашения гостей замечает, что на столе нет скатерти! Выход находится мгновенно – он складывает скатерть, вырезает огромными ножницами дырки и одним движением руки накрывает стол. Все отверстия совпадают. Публика смеется и рукоплещет. Повторить этот номер больше не удалось никому.


В 1955 году Олег Попов впервые выехал за рубеж. Наконец-то к нему пришла мировая известность и слава, отныне он стал желанным гостем в любой стране западной Европы. На какое-то время он стал буквально лицом нашей страны. Тогда у него впервые появился псевдоним – «Солнечный клоун».

Вместе со славой пришли и награды. В 1969 г. клоуну присвоили звание Народного Артиста СССР. В1981 году он завоевал приз «Золотой клоун» на фестивале Международного циркового искусства в Монте-Карло. Позже были завоеваны многие другие призы и грамоты, всего и не перечислишь.

Потеряв жену от рака, Олег Попов переезжает в Германию в 1991 году, женившись второй раз на немке. Немцам он известен теперь под новым амплуа – «Веселый Ганс».

А как он умеет перевоплощаться,смотрите видео на Новогоднем огоньке:


И как выступал со своими номерами, репризами и антре на арене московского цирка:


В Ю тубе нашёл ещё одно видео,где Олег Попов поёт песню на Новогоднем огоньке:


К словам песенки о чуде,которую поёт Олег Попов можно относиться с недоверием!Ведь чудес на свете не бывает!И всё же,послушаем песенку:


А чудеса в том,что моя добрая знакомая Светлана Ламбина видела клоуна Олега Попова на арене цирка,когда гостила в Москве у родственников.Вот,как она отзывается об увиденном:
"Восторг! Я видела его в цирковом представлении: " На воде и на суше" в Москве в год Первого Всемирного Фестиваля в Москве, где он летал по воздуху, ходил по канату, ездил на лодке, падал в воду и его выжимали два клоуна. Ничего подобного мы никогда не видели. Хохот стоял гомерический."(комментарий из соцсети Одноклассники.)
А в личной беседе по телефону она сообщила мне,что на арене московского цирка устроили бассейн,в котором искупался знаменитый клоун.
Благодаря рассказам Светланы Александровны Ламбиной я стал искать на Ю Тубе видео об этом событии!И,о,чудо,случайно наткнулся на цирковом канале на киноленты о фестивале,о том цирковом представлении!Правда,там лишь кусочек,но зато можно увидеть и голубей мира,взмывающих к куполу цирка и...тигра,плавающего в бассейне на арене цирка!
Я специально попросил Светлану Ламбину вспомнить об этой дрессировщика тигров и написать мне.Светлана великодушно согласилась мне помочь и так откликнулась на мою просьбу:
"Я видела этот номер. Плавала с тигром дрессировщица Маргарита Назарова, а Тигра звали Пуршем.. У неё потрясающая биография. Она снималась в двух художественных кинофильмах с Касаткиной " Дрессировщица тигров" и " Полосатый рейс" с Леоновым. Потом у неё было много неприятностей. О ней всё написано в интернете. Можешь найти по фамилии и имени."(Думаю,что любители цирка и тигров,смогут последовать совету Светланы и разыскать в интернете информацию на эту тему!)


Почитаем,что сообщается на странице википедии о Шестом международном фестивале молодёжи и студентов в Москве,начавшим свою программу 28 июля 1957 года:

"Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве, следуя традиции предшествующих фестивалей молодёжи намечaющeй посадку деревьев в парках тех городов, где они проходили, был заложен парк «Дружба». Приуроченная к coбытию в парке установлена скульптура «Фестивальный цветок», иногда её называют «Дружба». Также были построены гостиничный комплекс «Турист» и гостиница «Украина». Проспект Мира назван так в 1957 году в честь международного движения за мир и в связи с проходившим в Москве фестивалем - мемориальный знак висит на стене дома номер 2. В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», к событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» - микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль».

Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских юношей и девушек - и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий

На телевидении возникла редакция «Фестивальная» запустившая первую советскую викторину «Вечер веселых вопросов», идею которой потом заимствовал КВН."
Вспоминает об этом Светлана Ламбина(об этом я попросил её специально для читателей портала ВТамбове!):
"Год этот был в Москве сумасшедшим. Открытие железного занавеса. Впервые в Москву приехали зарубежные гости со всего мира. Я Была студенткой медицинского института и моя белая кофточка была завешана десятками значков с первого фестиваля. Многие значки у меня сохранились до сих пор. Мы с сестрой стояли по Садовому кольцу, а мимо проезжали открытые грузовики, на которых стояли студенты всех национальностей мира. Одетые в разноцветную одежду, увешанные значками.

Это было для нас ослепительное зрелише, которое мы видели впервые. Когда грузовики ушли. По всему городу начались импровизированные концерты. Мы решили пойти на Красную площадь, но туда нас не пропустили, а сместили к улице Горького, где становилось всё больше и больше народу и Вероника (сестра Светланы Ламбиной) сказала, что нужно выбираться из толпы,потому что легко могут задавить... Она жила в Москве с 1942 года, а потом с 1946 года и уже была настоящей москвичкой. Мы свернули во дворы и вышли к Ленинской библиотеке, откуда пошли по Ленинскому проспекту в Юго- Западный район к ней домой. Салют мы смотрели с балкона ул. Вавилова. А потом мы с Вероникой поехали в Нальчик на Кавказские горы. С уважением Светлана Ламбина Лана Веточка."
Кстати,в 1985 году в Москве вновь прошёл фестиваль:

"В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось."
И это правда!Рядовым комсомольцам из российской провинции на этот фестиваль было не попасть!Местные комсомольские ячейки и не думали посылать на фестиваль в Москву членов ВЛКСМ!И конкурсы-открытых и доступных для всех комсомольцев,чтоб завоевать право быть участником фестиваля в Москве,в 1985 году -проходили не везде!Всё проходило где- то там,на верху!...
Но вернёмся к тому,почему Олег Попов не поладил с Юрием Никулиным,оставшимся главным клоуном в московском цирке на Цветном бульваре!Оказывается,что кроме прозаического: "два медведя в одной берлоге не уживутся",к рассказу самого Олега Попова о том,что Юрий Никулин выжил его из цирка,есть и чисто профессиональная причина конфликта между двумя артистами цирка.
Об этом мне и поведала Светлана Ламбина.
"Всё дело в том,что Олег Попов не считал Юрия Никулина настоящим клоуном!А считал его артистом кино!Настоящий клоун,по-мнению Олега Константиновича должен на арене цирка уметь делать ВСЁ!"
На сайте "Я-клоун" "висит" цитата Олега Попова:"Если человек не одержим цирком,если может жить без него,ему не следует "идти в клоуны"

Олег Попов может по солидному возрасту выступления на манеже приблизиться к рекорду Флойда Крикмора:

Стихотворение,посвящённое старому клоуну:

Старый добрый рыжий клоун

Старый добрый рыжий клоун,
До ушей рот размалеван,
Под заученные шутки
Он дарил всем незабудки.

А одной почтенной даме
Поцелуй воздушный в раме
Он послал, чтоб не скучала
Одиноко у причала.

А потом себе глинтвейна
Заказал в одной кофейне
И искал на дне бокала
Все, что в жизни потерял он.

Но на утро старый клоун
Был, как прежде, размалеван,
Вновь дарил всем незабудки,
Звонкий смех, веселье, шутки.

Марина Колосова

Дата публикации: Октябрь 28, 2011г.

А Светлана Ламбина продолжала рассказывать мне о том,какими качествами по мнению Олега Попова должен обладать клоун:
"Он,Юрий Никулин,настоящими клоунскими "прибабахами" не владел!Клоун должен быть на манеже и акробатом,канатоходцем,гимнастом,пловцом и в то же время быть актёром!(Вспомним репризу,как он кладёт "солнышко" в баул!

)
(Моё: а ещё клоун должен быть дрессировщиком!У Олега Попова в номерах выступала собачка Ливер!Эта традиция идёт в российском цирке от Дурова и Карандаша,выступавших на манеже с животными и собачкой!Из ныне известных клоунов,связанных с дрессурой назову Куклачёва с его театром кошек!)
А главное в творческом багаже клоуна-разнообразие жанров,многоплановость!
А,если этого нет,то он как бы ущербным считает клоуна и Юрия Никулина тоже!
В Никулине многоплановсти нет,а значит- это не настоящий клоун!..."
И далее следует её рассказ Юрия Никулина из его книги о клоуне,который жил в Одессе...Но пусть этот рассказ Светланы будет в следующем рассказе на тему: клоун.

Юрий Владимирович Никулин (1921 – 1997) - великий советский клоун и актер. Его не приняли во ВГИК, заявив, что в нем «что-то есть», но играть в кино он не сможет. Никулин не верил ни в какие приметы, но не любил, когда в его присутствии свистели. Не обладая красивой внешностью и будучи ленивым от природы (так он сам о себе говорил), Никулин многого добился в жизни. Возможно, потому, что он был фантастически обязательный человек. В автобиографической книге «Почти серьезно» он сказал: «В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле» .

Родился великий клоун в городке Димитрове. Его мама была актрисой в драматическом театре, куда после демобилизации из Красной Армии устроился работать отец, Владимир Андреевич. Который вскоре организовал передвижной театр революционного юмора и был в нем главным постановщиком и артистом.

В 1921 году родился Юрий, и вскоре Никулины перебралась в Москву. Юрий уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. Его отец занимался кипучей деятельностью: писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка, вел театральный кружок в школе, где учился сын. Несмотря на то, что мать нигде не работала, родители постоянно обсуждали спектакли и игру актеров.

Под руководством Владимира Андреевича Юра принимал участие в школьных постановках, но вот учился средне. В престижной школе его продержали до 8 класса, а потом перевели в обычную школу. Чему он был несказанно рад, так как в ней учились ребята из его двора, и теперь можно было перелезать через забор, сокращая путь от дома.

В 1939 году, сразу после 9-го класса Юрий был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. Он вспоминал: «Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах…». Его дразнили – «Глиста в стакане». Но у Никулина-младшего было хорошее чувство юмора, и он не обижался, а смеялся вместе со всеми.

Когда началась война с Финляндией, Юрий Никулин написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Бои шли совсем рядом, но зенитная батарея Никулина стояла в обороне Ленинграда, поэтому ему не удалось участвовать в боевых столкновениях. Как говорится, всю финскую войну «из-под пушек выгонял лягушек». Возможно, именно поэтому он не любил вспоминать годы войны, которую начал сержантом и закончил старшим сержантом. В апреле 1941 года его должны были демобилизовать, но 22 июня 1941 года началась война с немцами…

Никулин воевал в составе зенитной батарей, был контужен. Несмотря на то, что ему иногда было страшно, он переносил это внешне спокойно, но один случай долго не мог забыть. Это был первый убитый при нем человек. «Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...». Победу Никулин встретил в Прибалтике, но был демобилизован лишь в мае 1946 года.

Служа в армии, он был незаменимым участником художественной самодеятельности и однополчане считали, что у него - талант комика. Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но экзаменационная комиссия вынесла вердикт, что Никулин не пригоден для кино, но, может быть, сгодится в театре. Тогда Юрий решил попытать счастье сразу в двух театральных заведениях: ГИТИСе и училище им. Щепкина при Малом театре, но его не приняли.

Помыкавшись по творческим училищам и студиям, Никулин в отчаянье пришел в студию при Ногинском театре, куда его приняли, но учиться в ней ему пришлось недолго. В сентябре 1946 года Никулин узнал, что производится набор в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Его там приняли с распростертыми объятьями, отобрав из нескольких сот человек. В 1948 году он уже выступал на манеже.

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с Татьяной Покровской, которая училась в Тимирязевской академии и увлекалась конным спортом. Однажды ей пришлось помогать клоуну Карандашу осваивать езду на смешном жеребенке-карлике по кличке Лапоть. Тогда в цирке она познакомилась с Никулиным. Однажды Юрий пригласил ее прийти на спектакль. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала зрителя и учил его ездить на лошади. Случайного зрителя играл Никулин. В тот день случилось непредвиденное - Никулин попал под лошадь и его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Татьяна чувствовала себя виноватой и стала его навещать. А через полгода они поженились, в 1956 году родился из сын- Максим.

А в 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в музыкальной комедии «Девушка с гитарой». Сценки с его участием были самыми смешными. Затем последовала роль в фильме «Неподдающиеся», который задумывался как серьезный рассказ о перевоспитании трудной молодежи. Но в процессе съемок Никулин создал столько комических эпизодов, что фильм превратился в комедию.

В начале 60-х Леонид Гайдай задумал комедию «Пес Барбос и необычный кросс». При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Весь фильм был построен на веселых трюках и снимался, как говорится, «на одном дыхании». Никулина практически не гримировали, так как, по словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы. Короткометражка принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и трем актерам: Никулину, Вицину и Моргунову. После фильма «Самогонщики» троица превратилась в культовый символ советского кинематографа.

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в первой своей драматической роли опустившегося Иорданова в фильме «Когда деревья были большими». Юрий Никулин вспоминал, что режиссер Кулиджанов просил его: «Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов». Чтобы вжиться в роль, Никулин действительно ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался... Однажды он приехал на съемочную площадку в гриме и хотел войти в магазин, где должен был сниматься эпизод фильма. Директор магазина не хотел пускать его. «Знаем мы таких артистов! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Иди прочь, пока я милицию не позвал!». Лишь заступничество режиссера помогло попасть на площадку.

Лучшей в творческой биографии Никулина стали драматическая роль в фильме «20 дней без войны» (1977 год), в которой он снялся с Людмилой Гурченко. Съемки проходили очень тяжело. Режиссер Алексей Герман порой доводил актеров до отчаяния, так как постоянно психовал и нервничал. Никулин несколько раз говорил с режиссером на повышенных тонах. Несмотря на то, что фильм стал настоящим шедевром, чиновники сделали все возможное, чтобы его посмотрело как можно меньше зрителей. Фильм прокатывали малым экраном.

По словам биографа Шахназарова, Гурченко во время съемок влюбилась в Юрия Никулина. Она смотрела на него с обожанием. Несмотря на то, что Никулин преклонялся перед Гурченко - артисткой, он не хотел оставаться с горячей женщиной наедине и попросил Шахназарова пожить с ним в номере.

Единственный человек, с которым у Никулина были отношения «не очень», был клоун Олег Попов. Они никогда не были врагами, но, как считает Шахназаров, Попов иногда завидовал Никулину и другим клоунам. Кроме того, некоторые пытались их стравить, передавая нечаянные фразы. Как в театре говорят: «Против кого дружите».

Однажды на 50-летие Попова, которое отмечалось в ресторане «Узбекистан», Агаджанов решил сблизить Попова и Никулина. Никулин согласился пойти на примирение и поехал на юбилей. Бывшие недруги пили, произносили здравицы и в конце концов остались вместе. Потом, увидев, что все разъехались, взяли такси и поехали в Попову. Утром, проснувшись на огромной кровати Попова, Никулин даже не сразу понял, почему рядом с ним мирно похрапывает Олег. Встав кое-как, они позавтракали яичницей и разъехались по делам.

Сам Никулин также иногда мирил людей. Долгие годы Никулин жил в уникальном доме, который сейчас весь увешан досками. Однажды Борис Ровенских, режиссер Валентин Плучек, актер Андрей Гончаров, которые друг друга терпеть не могли, ехали в одном лифте с Шахназаровым и Никулиным. Вдруг – стоп: погас свет! Вначале все напряженно молчали, и тогда Никулин стал рассказывать анекдоты и смешные истории. Все стали хохотать и вышли из лифта друзьями.

Немало о личной жизни комика поведала книга Владимира Шахназарова, которую он написал практически под диктовку артиста. Эта книга далась нелегко. Вначале пришлось долго уговаривать Никулина, потом - больше 2 лет работы над главами, потом - издание.

Шахназаров возмущался, когда редакторы пытались исправить отдельные фразы и главы, искажая действительность и здравый смысл. В первой главе была такая фраза – «Я сажусь в свою машину и еду к своим теткам». Редактор исправил – «Сажусь в старенький «Москвич» и еду к своим тетушкам». Никулин возмутился: «Какой к черту старенький «Москвич», у меня - «Волга»! «Никакого исправления», - заявил Никулин, увидев, что Шахназаров снял очки. Это по их договору означало: на правки не соглашаться.

Первый раз книжка вышла в издательстве «Молодая гвардия» и несколько раз переиздавалась. После каждого издания Шахназаров с Никулиным пили по рюмочке коньяка из заветной бутылки, купленной при первом издании. Когда Юрия Владимировича не стало, то на дне бутылки оставалась еще коньяка на одну рюмку...

Никулина хоронили несколько дней. Тысячи людей хотели прийти попрощаться с любимым клоуном. В Москве стояли огромные очереди, как когда-то в Мавзолей. Практически это был уникальный случай,до этого такого прощания были удостоены лишь два человека - Ленин и Сталин.

В моем детстве было два клоуна.
Вчера последний из них умер.

Для меня Попов и Никулин воспринимались как один человек: Клоун. И лишь многие годы спустя я узнал, что ни о какой дружбе между ними речь не заходила.
Была неприкрытая вражда.
Их отношения напоминали качели типа «самолет - пароход», когда то один взмывает вверх, то другой.

Фото взято с сайта 1001.ru
Сперва наверху оказался Попов. Он пришел ассистировать клоуну Карандашу, когда из коллектива последнего со скандалом ушли Никулин и Шуйдин.
У Карандаша Попов тоже долго не задержался. Он создал оригинальную маску клоуна, - рыжий, в клетчатой кепке, необыкновенно добрый и пластичный. Попова выпустили за границу и началось! Сама английская королева дала ему прозвище «Солнечный клоун». Попов стал лицом Советского цирка в Европе.
При этом он был на десять лет младше Никулина, который к моменту всемирной славы Попова еще не нашел свою маску.
Тогда - то и возник конфликт.
Клоуны не «поделили имущество».

Вот что рассказывал сын Никулина:

«Отец с шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград. На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! что нам делать?!», а начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Попов выдвигал встречные обвинения. Якобы это Никулин использовал его репризы. В том числе, ставшую визитной карточкой Попова, «Луч света».

На это обвинение отвечала жена Никулина. Какой-то, блин, семейный подряд.

«Когда Попов говорит, что «Никулин использовал его репризы», это неправда. Был такой автор - Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание»

Положение дел исподволь менялось. Никулина открыл кинематограф. После роли Балбеса он стал фетишем, маркой, гербом этой страны.
Именно образ Балбеса внес окончательные коррективы в клоунскую маску Никулина.
Зритель пошел в цирк именно на него.

Теперь они были в равной весовой категории. Но у каждого был плюсик, которого другой был лишен.
Попов мог только мечтать о ролях, которые доставались Никулину в кино. Никулин вышел за пределы цирка, состоявшись как драматический артист. Он снимался у Тарковского, Германа, Ролана Быкова.
Попов пытался этот «плюсик» обратить в «минус».

«Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, - прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты»

Попов за пределы цирка не вышел, но зато славу имел мировую. В Мюнхене и Брюсселе в его честь названы улицы. Попов внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый популярный клоун планеты.
Никулин выступал за границей без особого успеха.
Этот «плюсик» Попова он пытался обратить в «минус».

«Олег Попов - это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна»

Как хотите, а первая фраза здесь ключевая. Или пророческая.
«Олег Попов - это явление в цирке Запада»
Чего явлению Запада делать в России?

Никулин оказался наверху, когда его назначили директором цирка на Цветном бульваре. Попов попал в распоряжение давнего недоброжелателя. Это не замедлило сказаться.

По словам Попова Никулин «… не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел... Говорю: «Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике». А меня на пять лет «ссылают» в цирки сибирские».

Окончательную точку в отношениях и показе «кто есть кто» поставил юбилей Попова. Юбилей выпал на время «обнуления» всех достижений. Значение стали иметь только деньги, административный ресурс. У директора цирка было и то, и другое. Он не разрешил всемирно известному коллеге праздновать в «своем» помещении.

«Хотел на Цветном бульваре отметить шестидесятилетний юбилей, Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок. Но потолок-то обвалился в кассе, при чем здесь манеж!», - в сердцах говорил Попов.

Справедливости ради надо заметить, что среди прочих Попова с юбилеем поздравил и Никулин. Произошло это в Большом московском цирке. Никулин вышел в компании Вицина и Моргунова с речёвкой: «Будь здоров, Олег Попов!».

Вскоре после юбилея клоун эмигрировал.

Никулин умер в 1997, передав пост директора цирка сыну.
Что опять обидело Попова:

«Разве я не смог бы быть директором цирка на Цветном? Ну ладно - был Никулин, но почему после него его сын - директор? Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже - 57 лет»

Поставлена последняя точка этого спора.
Осталось лишь воспоминание о празднике.
Остальное - неважно.
Пересмотрю я, пожалуй, сегодня «Солнце в авоське», теле - фейерверк, представляющий Олега Попова.
Свыше тридцати лет ведь не видел…

mob_info