Зимние явления неживой природе окружающий мир. Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание

Все, что нас окружает и что не создано руками человека, называется природой. Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире - это явления природы. Рассмотрим, какие бывают явления природы в зависимости от времени года.

Явления живой природы

Как известно, природа бывает живая и неживая. Давайте познакомимся с примерами явления живой природы.

Все живые существа, населяющие нашу планету - человек, звери, птицы, насекомые, рыбы, все виды растений, бактерии и различные микробы - относятся к миру живой природы.

Зимой природа будто погружается в сон, и все живое подготавливается к этому состоянию:

  • Деревья и кусты сбрасывают листву . Это происходит потому, что зимой очень холодно и мало света, и обычные листья в таких условиях не могут расти. А вот у хвойных пород деревьев листики в виде тонких иголок, которым не страшны любые морозы. Они опадают постепенно, и на их месте вырастает новая хвоя.
  • Зимой в условиях дикой природы очень мало корма . По этой причине некоторые животные - медведи, ежи, бурундуки, барсуки – впадают в спячку, чтобы пережить ненастные зимние времена. Они выкапывают себе теплые уютные норы, и спят там до прихода весны. Те животные, которые продолжают активную жизнь и зимой, обзаводятся густой шубкой, которая не дает им замерзнуть.

Рис. 1. Медведь в берлоге

  • С наступлением первых холодов многие птицы отправляются в теплые края , чтобы там перезимовать с большим комфортом. На родине остаются только те виды птиц, которые научились питаться различным кормами.

Зимой даже тем птицам, что живут в городе, приходится совсем несладко. Насекомых почти нет, ягод и зерна тоже. Чтобы помочь пернатым друзьям дождаться ласкового весеннего солнышка, можно сделать кормушки и подкармливать их в холодное время года.

Весной природа пробуждается, и первыми реагируют растения: на деревьях распускаются почки, появляются новые листики, всходит молодая зеленая трава.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Весенний лес

Животные очень радуются долгожданному теплу. Теперь можно покинуть свои берлоги и норки, и вернуться к активной жизни. У животных и птиц весной появляется потомство, и забот у них прибавляется.

Летом и в начале осени природа радует теплой погодой, обилием фруктов, овощей, ягод. Животные растят своих малышей, учат их добывать себе пропитание, защищаться от врагов. Осенью многие звери делают себе запасы на зиму, подготавливаясь к предстоящим холодам.

Явления неживой природы

К неживой природе относятся все небесные тела, вода, воздух, почва, полезные ископаемые, камни.

Зимой природные явления весьма суровы. Хорошо, когда идет мягкий снег, и окружающий мир превращается в зимнюю сказку. Гораздо хуже, когда на улице царствует лютая метель, пурга или вьюга.

В степной, открытой местности страшен в своей силе буран - сильная метель, из-за которой трудно рассмотреть что-то даже вблизи. Оказавшись в центре бурана, многие путники теряли ориентир в пространстве и замерзали.

Рис. 3. Снежная метель

Весной природа сбрасывается с себя снежные оковы:

  • На реках начинается ледоход - таяние и движение льда по течению.
  • Происходит таяние снегов, появляются первые проталины - небольшие участки оттаявшего снега.
  • Начинают дуть теплые ветры, зимние атмосферные осадки меняются на дожди и весенние ливни.
  • Световой день становится длиннее, а ночь - короче.

Все летние явления неживой природы напрямую связаны с потеплением. Устанавливается сухая, знойная погода, с переменными атмосферными осадками. Дожди могут начаться внезапно, с громом и молнией. Но уже через полчаса после обильного ливня на небе вновь ярко засветит солнце.

И только летом можно полюбоваться таким замечательным природным явлением как радуга!

С наступлением осени световой день вновь укорачивается, температура воздуха снижается, часто идут продолжительные дожди. Утром, при первых заморозках, на поверхности земли и предметах может появиться тончайший слой льда – иней.

Что мы узнали?

Во 2 классе окружающий мир изучает такую интересную тему как «Природные явления». Мы узнали, что природа может быть живой и неживой, и ее явления во многом зависят от времени года.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 299.


Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно.

Сезонность в природе

В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей страны. Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев.
Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые.

В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи.
Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.

Состояние зимнего покоя

Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надземные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца.

Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки.

Причины биологических ритмов. Фотопериодизм

У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида.

Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонных явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма.

Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

Рыбы в промерзшем водоеме впадают зимой в оцепенение, в глубоких водах продолжают плавать. В прудах, зарывшись в ил, зимуют лягушки, под корнями старых пней - жабы. Птицы, оставшиеся зимовать и прилетевшие к нам из северных мест, держатся в лесах, парках, садах. Одни - питаются семенами, и плодами деревьев и кустарников, другие - личинками насекомых, которых добывают в щелях древесной коры.

К неблагоприятным условиям жизни зимой звери приспосабливаются по-разному. У некоторых зверей понижаются все физиологические процессы, и они впадают в спячку. Спит под корнями деревьев на подстилке из листьев еж. Накопив запасы жира еще до установления снегового покрова, ложится в берлогу медведь и дремлет там всю зиму.

Звери, проводящие зиму в активном состоянии, покрываются густой и длинной шерстью. По свежим следам на снегу можно узнать, какие звери не спят. Нетрудно пронаблюдать маленькие следы мышей и характерные отпечатки лап зайца: две ямки рядом, две друг за другом. Иногда удается встретить следы лисицы и волка, очень похожие на следы маленькой и большой собаки, отпечатки копыт лося и лапок белки, спустившейся на землю, чтобы отыскать спрятанные осенью желуди, орехи.

Лисица бегает по полям и лугам, охотится за зайцами и мышами. Голодные волки семьями бродят по лесам и полям, иногда в поисках пищи забегают в деревни. Лоси чаще обитают в лиственных лесах, так как кормом им зимой служит кора деревьев. Белки вылущивают семена из шишек, оставляя только стержни. В сильные морозы белки не видно: забирается в свое гнездо и спит там, прикрывшись пушистым хвостом.



«Как образуется снег» - Давайте изучим свойства снега и льда. Первые снежинки в воздухе кружатся, Упадут на землю, но не залежатся. Снег белый. В тепле снег и лёд тают. Лёд прозрачный. Пух летит - В глазах рябит, А поймаешь - Холодит. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Для чего? Не драгоценный камень, а блестит.

«Неживая природа в зиму» - Неживая природа зимой. Зимние месяцы. Снегопад. Зимние явления в неживой природе. Изморозь. Оттепель. Декабрь Январь Февраль. 2. Январь - «студень». Изменения в неживой природе в нашем крае. 1. Декабрь - «ветрозим». Характеристика зимы. 1. Оттепель 2. Гололедица 3. Снегопад 4. Метель 5. Изморозь. 3. Февраль - «снежень».

«Зимой в лесу» - Красив и печален зимний лес. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Королек. Синица. Да и шубку сменил. Много снега в лесу! Желна. Поползень встречается в смешанных стайках синиц, дятлов, корольков. Сойка. Ведь в белой шубке зайчика не сразу заметит лиса. Покормите птиц зимой!

«Дикие животные зимой» - Зимой волки живут стаями. Действующие лица. - Мы сегодня не поговорили еще об одном прекрасном животном- медведе. - Еще есть зайцы- русаки. - Школьники должны быть прежде всего экологически культурными людьми. Цель. Охота открывается в определенное время и в определенных местах. - Здесь рассказывали, как белка защищена от врагов.

«Снег зима» - Сегодня день от солнца звонок, Разлёгся иней по ветвям, Пришла зима. За окошком в белом поле – Сумрак, ветер, снеговей... Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. Бела дороженька, бела. Глядя друг на друга, Спят в снегу дома.

«Окружающий мир зимой» - Зимние игры. Какие зимние забавы вы знаете? Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе. Признаки зимы. Какие признаки зимы вы знаете? Авторы: Воспитатели МДОУ «Детский сад п.Восточный» Баннова И.В. Какие времена года вы знаете? Цель проекта. Угадайте время года. Учебные вопросы.

Всего в теме 13 презентаций

Елена Новикова
Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».

Тема: Зимние явления в неживой природе.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа

4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.

6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

1 .Рассматривание картин на зимнюю тематику

2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

3 .Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

4. Рисование снежинок.

5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Дети: .

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси,вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте представим, что планета наша разделена на четыре части, на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?

Ответы детей.

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст?(твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)

Теплым одеялом укрывая,

Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,

В полночь звезды падают с небес.

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,

В сказочном сиянии луны.

На опушки леса спят сугробы

Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,

Гасят окна сонные дома.

И, зима рассказывая сказки

Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые- исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово"пожалуйста") .Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) .Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат ). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель:Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.

mob_info