Биография. Старик кабаев и мобуту-сесе-секо Мобуту сесе секо из заира

МОБУТУ СЕСЕ СЕКО (полное имя - Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду Ва За Банга; до января 1972 года - Жозеф Дезире Мобуту) - государственный и по-ли-тический дея-тель Заира (современная Демократическая Республика Конго).

По эт-нической при-над-леж-но-сти мон-го.

В 1949-1956 годах слу-жил в бельгийских ко-ло-ни-аль-ных вой-сках «Форс пюб-лик» («Force Pub-li-que»; с 1950 года в зва-нии сер-жан-та), окон-чил кур-сы бух-гал-те-ров и ма-ши-но-пи-си в во-енном гар-ни-зо-не в г. Лу-луа-бург (ны-не Ка-нанга).

В 1956-1958 годах за-нимал-ся жур-на-ли-ст-ской дея-тель-но-стью, по-зна-ко-мил-ся с П.Э. Лу-мум-бой , стал чле-ном пар-тии Национальное дви-же-ние Кон-го.

В 1960 году сти-пен-ди-ат факультета со-цио-ло-гии Брюс-сель-ско-го университета. В ию-не - сентябре 1960 года государственный сек-ре-тарь в пер-вом пра-ви-тель-ст-ве не-зави-си-мой Рес-пуб-ли-ки Кон-го. На-зна-чен 8 июля 1960 года начальником ген-шта-ба кон-го-лез-ской национальной ар-мии (КНА) в зва-нии пол-ков-ни-ка.

При-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в ор-га-ни-за-ции государственного пе-ре-во-ро-та 14 сентября 1960 года, по-ста-вил под свой кон-троль соз-дан-ную Кол-ле-гию ге-не-раль-ных ко-мис-са-ров (временное пра-ви-тель-ст-во, дей-ст-во-ва-ло до февраля 1961 года). С 7 января 1961 года глав-но-ко-мандующий КНА (с 1972 года - за-ир-ской ар-мии в зва-нии кор-пус-но-го генерала, с 1982 года - мар-ша-ла).

По-сле во-енного пе-ре-во-ро-та в ночь с 24 на 25 ноября 1965 года пре-зи-дент Рес-пуб-ли-ки Кон-го (с 1971 года Рес-пуб-ли-ки За-ир). В 1967 году соз-дал пар-тию Национальное дви-же-ние ре-во-лю-ции (НДР), до 1990 года её пред-се-да-тель. Со-сре-до-то-чил в сво-их ру-ках всю пол-но-ту вла-сти, за-пре-тил дея-тель-ность оп-по-зиционных по-ли-тических пар-тий и ор-га-ни-за-ций. Не-од-но-крат-но по-дав-лял мя-те-жи и вос-ста-ния, ши-ро-ко ис-поль-зо-вал ре-прес-сив-ный ап-па-рат для унич-то-же-ния сво-их по-ли-тических оп-по-нен-тов. Ут-вер-дил в ка-че-ст-ве офи-ци-аль-ной док-три-ну «по-длин-но-го за-ир-ско-го на-цио-на-лиз-ма », пред-по-ла-гав-шую дос-ти-же-ние пол-ной эко-но-мической са-мо-стоя-тель-но-сти стра-ны и от-каз от ев-ропейского влия-ния. В ус-ло-ви-ях од-но-пар-тий-но-го по-ли-тического ре-жи-ма пе-ре-из-би-рал-ся пре-зи-ден-том в 1970, 1977, 1984 годах как един-ст-вен-ный кан-ди-дат от пра-вя-щей пар-тии НДР.

В 1990 году под дав-ле-ни-ем оп-по-зи-ции объ-явил о фор-ми-ро-ва-нии мно-го-пар-тий-но-го го-су-дар-ст-ва. По-сле окон-ча-ния оче-ред-но-го пре-зи-дент-ско-го сро-ка в декабре 1991 года про-дол-жал де-фак-то ос-та-вать-ся на по-сту гла-вы го-су-дар-ст-ва. В 1992 году от-ме-нил ре-ше-ние Национальной су-ве-рен-ной кон-фе-рен-ции (август 1991 - декабрь 1992 годов) о ли-ше-нии его пре-зи-дент-ских пол-но-мо-чий. В ус-ло-ви-ях за-тяж-но-го по-ли-тического и эко-но-мического кри-зи-са ут-ра-тил часть вла-ст-ных пре-ро-га-тив, од-на-ко со-хра-нил по-сты министра обо-ро-ны и глав-но-ко-мандующего ар-ми-ей, а так-же кон-троль над государственными фи-нан-са-ми.

По-ли-ти-ка Мобуту при-ве-ла к обо-ст-ре-нию ме-жэт-нических про-ти-во-ре-чий и на-ча-лу так называемой Первой кон-го-лез-ской вой-ны (1996-1997). В мае 1997 года сверг-нут всту-пив-ши-ми в Кин-ша-су си-ла-ми Аль-ян-са де-мо-кра-тических сил за ос-во-бо-ж-де-ние Кон-го-Заи-ра во гла-ве с Л.Д. Ка-би-лой, по-сле че-го бе-жал из стра-ны и вско-ре умер.

Сочинения:

De la légalité а̀ la légitimité. Kinshasa, 1966;

L’authenticité est une plateforme pour la coopération entre Etats // Afrique diploma-tique. 1975/1976. № 11/2.

Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга (фр. Mobutu Sese Seko Kuku Ngbendu wa za Banga), урождённый Жозеф-Дезире Мобуту (фр. Joseph-Desir Mobutu; 14 октября 1930 года, Лисала - 7 сентября 1997 года, Рабат) - конголезский государственный и политический деятель, президент Демократической Республики Конго (1965-1997), в 1971 году переименованной им в Заир. Маршал (1983).

Происходил из народа бенгала, в 1950 году был призван в вооружённые силы. В 1956 году Мобуту вышел в отставку в звании сержанта и начал вести колонку в одной из газет столицы колонии Леопольдвиля. В 1959 году бельгийские власти отправили его учиться в Брюссель. 30 июня 1960 года страна провозгласила независимость. Сразу после этого в ней началась гражданская война, вызванная стремлением богатой медью провинции Катанга (позже переименованной в Шабу) отделиться от нового государства. Конфликт ознаменовался непримиримыми противоречиями между премьер-министром Патрисом Лумумбой и президентом Жозефом Касавубу. 14 сентября того же года Мобуту, уже имевший звание полковника и назначенный премьером начальником генерального штаба, при поддержке США совершил военный переворот. 27 ноября Лумумба был арестован верными полковнику войсками и убит. В 1961 году Мобуту передал власть гражданским, после чего активно участвовал в подавлении восстаний на юге, востоке и в центре Демократической Республики Конго, а в 1965 году вновь осуществил путч.

Окончательно придя к власти, он установил однопартийный авторитарный режим и провозгласил курс на «аутентичность», выражавшуюся в отказе от европейских имён, топонимов, обращений и костюмов. Вместо последних продвигался абакост, вдохновлённый френчем Мао Цзэдуна. В 1971 году страна была переименована в Заир - искажённое португальцами название крупнейшей местной реки Конго. В 1973-1974 годах была осуществлена национализация малого и среднего бизнеса. С падением цен на медь весной 1974 года правительство, и ранее бравшее в долг, стало всё больше и больше полагаться на иностранных кредиторов, печать денег привела к гиперинфляции. В 1980-х годах экономическая ситуация ещё более ухудшилась. К концу правления Мобуту государственный долг достиг около 14 миллиардов долларов, а ВВП на душу населения - 113 долларов - был на 63 процента ниже, чем в 1958 году. По некоторым оценкам, глава государства и его окружение похитили из бюджета от 4 до 10 миллиардов долларов. Масштабные энергетические проекты, направленные на достижение лидерства в производстве электроэнергии на континенте и требовавшие больших затрат, потерпели неудачу. Правление Мобуту было отмечено непотизмом и клановостью. Во внешней политике он был союзником западных стран, а Заир служил площадкой для региональных антикоммунистических движений. С падением большей части коммунистических режимов страна потеряла своё стратегическое значение, а отношения с Бельгией, США и Францией ухудшились.

В марте 1977 года остатки бывшей катангской армии вторглись в Шабу с территории Анголы, в гражданскую войну в которой Мобуту вмешался два года назад, поддержав прозападный Национальный фронт освобождения Анголы. Деморализованные заирские войска потерпели в провинции поражение от повстанцев. При помощи марокканских войск тех удалось оттеснить в Анголу. В марте следующего года конфликт продолжился: боевики одержали победу над правительственными силами, но потерпели поражение от французов и бельгийцев. В 1990 году Мобуту отдал приказ о расстреле студенческой демонстрации в Лубумбаши, после чего Бельгия, США и Франция прекратили оказывать режиму финансовую помощь. В апреле того же года он объявил о переходе к многопартийной системе и пошёл на некоторые уступки оппозиции, однако в сентябре 1991 года сместил её сторонника Этьена Тшисекеди, попытавшегося установить контроль над Центральным банком, с поста председателя правительства. В 1994 году в соседней Руанде начался геноцид народа тутси народом хуту. Более миллиона хуту бежали в Заир. Мобуту поддержал стремления радикалов в лагере хуту вернуться на родину, и те начали вооружённые столкновения на границе двух стран. В ответ Уганда, Руанда и Ангола оказали помощь альянсу оппозиционных ему группировок во главе с Лораном-Дезире Кабилой, и в октябре 1996 года тот вторгся в восточные районы страны. 17 мая 1997 года повстанцы вошли в столицу. Мобуту Сесе Секо бежал сначала в Того, затем в Марокко, где и умер от рака простаты 7 сентября того же года.

Многие задаются вопросом об идейных корнях путинизма в России. Откуда взялась эта, мягко говоря, специфическая идеология и способ управления государством. Кто-то ищет корни в СССР, в советском КГБ, кто-то — в уголовном мире, среди мафии. Но вот же, друзья: всего за два года до прихода Путина к власти в РФ, в Африке был свергнут диктатор, который был несомненным идейным предшественником Вована. Вот только у нас — путинизм, а там был мобутизм !

1.Клептократия

Термин «клептократия» (власть воров) был придуман в 1819 г. Автором был английский поэт и литературный критик Ли Хант. Он написал небольшую статью «Воры, древние и современные» про образы всяких жуликов и воров в европейской литературе. Ну и для украшения текста вставил туда это словечко. Ничего про политику, коррупцию в статье не было. Просто литературная критика.

Придуманное Хантом словечко забыли и вспомнили лет через 150, когда бывшие колонии в Африке стали одна за другой получать независимость. В одной большой и богатой ресурсами стране под названием Заир (она же Демократическая республика Конго) в 1960-е гг. на 30 лет установился диктаторский режим во главе с неким Жозефом Мобуту.

Вернее Жозефом-Дезире Мобуту он был, когда пришел к власти. В дальнейшем он велел именовать себя Мобуту-Сесе-Секо-Куку-Нбенгу-Ва-За-Банга . Что означает примерно: «Великий воин Мобуту, идущий от победы к победе и оставляющий после себя огонь».

Правда, на самом деле «великий воин Мобуту» шел от оффшора к оффшору, воруя всё на своем пути. Когда-то Заир был колонией Бельгии. Они вывозили оттуда золото, алмазы, уран, лес, цветные металлы. Потом бельгийцы ушли и воцарился Мобуту. При власти «своих» грабеж страны далеко превзошел колониальные времена. Мобуту переплюнул бельгийцев.

И тогда, чтоб как-то назвать этот режим, заточенный под воровство природных ресурсов Заира, в западной прессе вспомнили термин «клептократия». В данном случае – как форма государственного устройства.

Маршал Мобуту-Сесе-Секо-Куку-Нбенгу-Ва-За-Банга. Правил Заиром в 1965-97 гг. Украл не менее 5 млрд. долл. или два годовых ВВП своей страны тех лет.

При этом Заир, которым он рулил, все годы его правления был в списке беднейших государств мира по классификации ООН. И остается там до сих пор. Страна трущоб и адовой нищеты. Горы сырья, идущие отсюда за границу, корабли, загружаемые в портах каждый день – все идет мимо этих людей.

Картина, типичная для страны Третьего мира. Но зато в свое время пацан пришел к успеху. На фото – Мобуту в 1989 г., на 24-м году своего правления.

Как это принято в таких странах, деньги свои он хранил на Западе, преимущественно в Швейцарии. Уважал также Лихтенштейн. Тогдашние законы позволяли там почти полную скрытность размещения средств (номерные счета, анонимные трасты). Также Мобуту был большой ценитель элитной недвижимости. У него было 11 дворцов-резиденций внутри Заира и еще десятка три вилл и домов по всему миру.

Вилла в Савиньи (Швейцарская Ривьера).

Замок под Брюсселем (в Роде-Сен-Женез)

Личный отель на 7 этажей в центре Парижа на авеню Фош. Сюда он прилетал пару раз в месяц на шопинг с семьей (для чего специально арендовал сверхзвуковой «Конкорд»).

Ну и конечно, истинная жемчужина — имение «Вилла дель Маре» на Лазурном берегу. Расположено в городке Рокебрюн-Кап-Мартен рядом с Монако. Точный адрес — Рокебрюн-Кап-Мартен, авеню Императрицы Евгении д.1 .

Это одна из самых дорогих вилл в мире. 1600 кв. м основной дом плюс 800 кв.м. гостевой, три бассейна, сад на 3 гектара. Все отделано по высшему разряду. Есть даже собственная вертолетная площадка, чтоб хозяин мог приезжать и уезжать с минимальной засветкой.

Когда Мобуту свергли в 1997 г. , вилла была арестована по требованию новых властей. Потом арест сняли, и её купил соратник Лужкова Шавва Чигиринский за 230 млн. евро. И переименовал в «Виллу Мария-Ирина». Потом в 2010 у него её отжали за долги ребята из «Газпромнефти». Но конечно, не для того, чтоб нефтяники ездили сюда по профсоюзным путевкам. Виллу перевели на анонимные оффшоры, и она стала использоваться для отдыха г-жи Кабаевой.

Бывшая вилла Мобуту на Лазурке. Символ африканской коррупции

И не только африканской. Клептократии всех стран, объединяйтесь, да.

2.Мобутизм.

Однако не стоит думать, что Мобуту был каким-то примитивным вором, который только тащил, что плохо лежит. Нет, он был еще ярким и весьма успешным демагогом по теме африканского национализма. 80% населения Заира – племена банту, из них больше половины не умело ни читать, ни писать. Для них была разработана специальная идеология – мобутизм, которая 30 лет служила дымовой завесой для клептократии.

24 часа в сутки Мобуту не слезал с телевизора, рассуждая о величии Заира под его управлением, об «африканизации власти», которая раньше (в лихие колониальные времена) принадлежала белым, а теперь – «всему народу». Еще одной любимой темой была «африканская идентичность», т.е. духовность банту. Это был конёк Мобуту.

«Мы были колонией западных стран. Но мы не стали западными людьми. Мы – банту. И мы остаемся – банту. У нас свои обычаи… Например, уважение к вождю у нас – это святое. Нельзя шутить с вождем. Если вождь решил – он решил, и так тому быть» (из интервью вождя Мобуту западным СМИ).

Клептократия сам по себе – позорная форма правления и не красит народ, который живет под такой властью. Поэтому национализм (за пределами официального) – опасен для подобных режимов. Но Мобуту поставил его на службу властям. И довольно долго это работало.

Киншаса, столица Заира. 1975 г. Разгар правления Мобуту. Плакат на улице: «Я горжусь тем, что я – чёрный, что я — заирец, потому что я — активист Народного движения за революцию» (это партия Мобуту, местная «Единая Россия»).

Прием, который используют многие диктатуры Третьего мира. Страна приватизирована каким-нибудь мобутой и его кланом, народ — ничего не решает, но им предлагают гордиться, что «ЯЧёрный», «ЯУзбек», «ЯИндеец-с-Гондураса» и т.д. И вступать в партию «Единая Заирия», где учат Родину любить.

Впрочем, партия у Мобуту не была главным инструментом его власти. Действительно всесильным органом была тайная полиция под названием НДЦ («Национальный центр документации»). Их Мобуту набирал, в основном, из своего родного племени Нгбанди. Изначально это племя жило в глубинке, в провинции Экватор. Но Мобуту перевез их в столицу в огромном количестве и расставил везде, где только можно.

Чекисты Нгбанди, родственники, а также всякие кореша с Экватора стали основой правящего клана. «Бог послал нам великого пророка, нашего драгоценного вождя Мобуту. Он — наш мессия…» (Енгулу Мпонго, министр МВД Заира, друг юности с Экватора).

Клан, спаянный общим воровством, стоял за «мессию» горой. Свою вертикаль власти Мобуту описывал так: «Когда мне нужен миллион долларов, я вызываю своего премьер-министра и говорю ему об этом. Премьер-министр вызывает министра финансов и говорит, что ему нужно два миллиона долларов. Министр финансов вызывает губернатора провинции и говорит, что ему нужно три миллиона долларов. И так далее. В итоге я получаю свой миллион - и все остальные тоже довольны» .

Сакомби Инонго, бывший министр информации Заира, уже после свержения своего шефа дал интервью для бельгийского документального фильма про Мобуту. Бывший министр без особого стеснения рассказывал, как они в правительстве все вместе воровали, как Мобуту регулировал потоки – чтоб бОльшая часть шла в ближний круг, семье и особо доверенным лицам, но чтоб остальным тоже перепадало.

Занятно, что при этом Мобуту все равно испытывал страх за свое будущее. В декабре 1989 г. в далекой Европе, в Румынии, народ сверг диктатора Чаушеску, который был тут же расстрелян вместе с женой.

«Когда Чаушеску был расстрелян, вместе с женой Еленой, я дал эти картинки в эфир [заирского телевидения]. Боже мой! Мобуту позвонил мне, он был просто вне себя. Он наехал на меня самым грубым образом. Я думаю, что после казни Чаушеску он примерил всё на себя, т.к. вообще-то обращался с народом Заира так же, как Чаушеску со своим» (из воспоминаний министра Инонго).

Страх – не страх, но остановиться Мобуту уже не мог. К концу 1970-х гг. объем денег, наворованных им и его экваториальной братвой, стал таким, что у «маршала» начала ехать крыша. Мобуту был из очень бедной семьи. Родители работали в обслуге у бельгийцев, папа – поваром, мама – горничной. Получив в свое распоряжение огромную страну, сын кухаря и уборщицы пошел в разнос. Дворцов и вилл было всё мало, и он задумал самый грандиозный проект своего царствования – Гбадолите.

Гбадолите — это его родная деревня в глухих лесах у северной границы страны. Там был построен гигантский, отделанный мрамором дворцовый комплекс – «Версаль в джунглях». 15 000 кв.м. роскоши, фонтаны, мебель в стиле Людовика XIV. Одной обслуги там работало больше 1000 чел. К дворцу прилагался парк 700 гектар. Рядом — международный аэропорт для «Конкордов». Новые 5-звездочные отели для гостей. Электростанция на реке Убанги (ранее в этом районе не было электричества). Сама деревня Гбадолите превратилась в город, отстроенный с нуля прямо в джунглях.

Версаль для Мобуту был готов к 1987 г. и обошелся в 400 млн. долл. Это 1 млрд. в долларах нынешних.

Мобуту подолгу жил здесь с многочисленной свитой, это был настоящий королевский двор, приемы, пиры проходили ежедневно. Одного шампанского из Франции сюда завозилось 10 000 бутылок в год. В столице Мобуту теперь бывал редко, даже иностранные послы и главы государств летали на встречи сюда.

Все закончилось через 10 лет, в 1997. Режим пал, Мобуту бежал за границу. С тех пор дворец заброшен и сейчас находится на последней стадии запустения. Как и весь город. Гигантские для Заира (и не только) деньги, выкинутые на эту прихоть диктатора, были украдены у страны и просто спущены в унитаз.

Зато в 2010 г. у Гбадолите появился побратим в России: село Прасковеевка под Геленджиком. Там в лесах посреди заповедника на 68 га вырос мега-дворец за 1 млрд. долл.

Стройкой руководил Сергей Колесников, бизнесмен из ближнего путинского круга. В 2010 г. он сбежал на Запад. И рассказал, на какие деньги строилось путинское Гбадолите. Как оказалось – на откаты с медицинского бюджета. Вместо больниц – дворцы для вождя.

Все подходы к дворцу тщательно охраняются ФСО. Хозяин приезжает несколько раз в год, обычно на вертолете, изредка – на яхте. Яхта называется «Олимпия», она весь год стоит в Сочи, недалеко от резиденции «Бочаров ручей».

Флаг над яхтой интересный. Каймановы острова, однако.

По свидетельству Дмитрия Скарги (бывший директор «Совкомфлота»), яхту «Олимпия» Путину подарил Абрамович в 2002 г. в качестве взятки. А Дмитрий Скарга как раз перегонял её с верфи в Европе в Сочи. Цена игрушке – 50 млн. долл. Яхта оформлена на оффшорную фирму с Каймановых островов. Такой архипелаг недалеко от Гондураса.

6 августа 2011 г. Яхта «Олимпия» около частного дворца Путина в Прасковеевке. Путин с Медведевым и гостями приехали отдохнуть. Быстроходный катер доставляет людей на берег (позднее там построят свой причал, чтоб яхта могла подходить прямо к берегу). Яхту сопровождают два сторожевых корабля и несколько катеров ФСО. В день визита был запрещен выход в море любых плавредств в этом районе, даже рыбацких лодок. Чтоб не мешали новым «царям».

Весело, конечно. У президента России Путина в порту в Сочи стоит частная яхта, подаренная в качестве взятки. Он на ней ездит во дворец, построенный на откаты. Под гордым флагом Каймановых островов, где у него тоже свои оффшоры. Вот это, друзья, и называется клептократия. Африка ближе, чем вы думаете.

3.Духовные скрепы банту.

Как и Путин, Мобуту в годы своего правления периодически устраивал «выборы» для формального продления его полномочий. «В нашей африканской традиции вождь может быть только один. Кто-нибудь когда-нибудь видел деревню с двумя вождями?» , — спрашивал Мобуту у своих подданных. Те ничего подобного не видели и переизбирали его на очередной срок.

Правда, по части технологий Мобуту был, пожалуй, круче. Выборы проводились раз в 7 лет, кандидат был только один, а бюллетеней – два. Зеленый и красный. Зеленый был «за мир и единство», красный – «за перемены и беспорядок».

Надо было выбрать бюллетень нужного цвета и опустить в урну на виду у всех. И никаких там открепительных талонов, каруселей, махинаций с протоколами в ГАС «Выборы». Все просто. В итоге Мобуту стабильно набирал под 100%. В 1970 г., например, против него на выборах проголосовало 157 (Сто пятьдесят семь) чел.

«У нас нет оппозиции. Я даже не знаю как вам сказать… Нам не нужна оппозиция. Мы — банту» (из интервью Мобуту западным журналистам).

Оппозиция, конечно, была. Под разными флагами, разные деятели – но была. Но с ними в бантустане Мобуту не церемонились. Так, один видный вождь оппозиции Пьер Мюлеле как -то попал в тюрьму к мобутовским костоломам. Ему выдавили глаза, отрезали гениталии, потом поэтапно – руки и ноги. Так он и умер. «Наша заирская однопартийная система – и есть самая высшая форма демократии» (из высказываний Мобуту).

Пропаганда мобутизма, «африканской идентичности», отрезание гениталий оппозиционером удачно дополнялось акциями примитивной саморекламы, которые периодически проводил Мобуту. Нет, с журавлями он не летал и за щуками по два часа не гонялся. Но кое-что было похоже.

Киншаса, столица Заира, 1974 г. Спортивное шоу для народа. Мобуту оплатил «бой века» в Заире за звание чемпиона мира по боксу в тяжелом весе. Две легенды мирового бокса (оба – афро-американцы) и Мобуту третий с ними.

Мобуту показывает Мухаммеду Али свою резную трость с орлом:

Эта трость – важная деталь, Мобуту ходил с ней везде.

С такой палкой ходили мвато-ямво – правители царства Лунда, которое было в бассейне реки Конго в 16-19 вв. Это символ власти. Другим символом власти в бассейне реки Конго была шкура леопарда (см. пилотку на голове у Мобуту). Появляясь в таком прикиде, Мобуту хотел показать, что он не просто диктатор, вылезший не пойми откуда. Он – царь, мвато-ямво с орлами.

Среди банту популярен оккультизм, люди массово верят в магию, духов и колдунов. Про трость Мобуту распускались слухи, что она заколдованная, что её не могут поднять и 10 человек, а вождь носит с легкостью, т.к. наделен магической силой. Мракобесие с успехом служило режиму.

Мобуту и сам верил в магию. Он выписал из Гвинеи и Сенегала две бригады мощных колдунов, известных по всей Африке. Они давали ему советы по внутренней и внешней политике, помогали созданию его культа среди суеверных африканцев. Мобуту никогда не скупился на колдунов и щедро оплачивал их из бюджета.

Еще одним способом завоевать сердца народа были локальные войны. В этой области Мобуту тоже знал как себя подать.

1983 год. Мобуту (с поднятой тростью) и его друг — диктатор Чада Хиссен Хабре (в белом). Это события чадско-ливийской войны. Был такой локальный конфликт, куда Мобуту вмешался на стороне Хабре. Крутой вождь с палкой в окружении крутых ребят.

Хабре, кстати, теперь отбывает пожизненное за 40 000 убийств в период своего пребывания у власти. Каддафи, с которым он воевал, тоже свергли и линчевали. И Мобуту, который воевал на стороне Хабре, свергли и он умер в изгнании. Жизнь диктаторов полна неожиданностей.

4.Падение режима.

К концу 1980-х гг. дела у крутого парня царя-колдуна Мобуту стали идти все хуже. Разворовав страну и создав ужасный инвестиционный климат, Мобуту вызвал серьезный экономический кризис. До 20% бюджета страны тратилось на содержание самого диктатора и его «двора». Пока Мобуту купался в роскоши, внизу царили нищета и разруха.

Также накопились серьезные проблемы на границах. Мобуту любил влезать в чужие дела, участвовать в разных междуусобицах у соседей. В итоге это вышло ему боком. В 1996 г. на дальней восточной границе Заира вспыхнуло анти-мобутовское восстание. Во главе стоял Кабила – давний вождь оппозиции, все 30 лет он не признавал Мобуту и боролся с ним (из эмиграции).

Как только повстанцы отвоевали небольшой кусок территории, им немедленно оказали военную помощь ряд соседних стран, с которыми Мобуту был на ножах (Руанда, Уганда и проч.). Повстанцы перешли в наступление. Армия, на которую Мобуту возлагал большие надежды, оказалась ненадежной. Они не горели желанием умирать за диктатора. Население встречало повстанцев как освободителей.

После полугодовой гражданской войны войска Мобуту бежали, а повстанцы триумфально вошли в столицу. Сторонников Мобуту стали линчевать прямо на улицах. Можно было только диву даваться, куда ж делись те 99-100%, которые он набирал 30 лет.

Киншаса, столица Заира, май 1997 г. Восставший народ на улицах города. Портреты диктатора летят в огонь.

Еще Киншаса в момент революции 1997 г. На земле — пленные сторонники Мобуту перед казнью. Люди с оружием – анти-мобутовские повстанцы.

Кстати, оружие этим ребятам продавал в том числе Виктор Бут. В обмен на алмазы. Но и с Мобуту он тоже вел дела. Деньги есть деньги. Именно к Буту диктатор обратился в последний момент, когда надо было срочно зафрахтовать самолет для бегства из страны. ГРУ-шная мафия, стоявшая за Бутом, спокойно наживалась на обоих участниках конфликта.

Виктор Бут и его киношный образ в исполнении Н.Кейджа («Оружейный барон», 2005 г.). Фильм хороший, но к реальному Буту герой Кейджа с его высокими моральными переживаниями об убитых африканцах отношения не имеет.

Самолет для Мобуту все-таки успели подать, по нему даже стреляли вслед, но он смог взлететь и улетел в Того – небольшую африканскую страну, где у Мобуту был друг-диктатор. Мобуту запросил политическое убежище во Франции, но ему отказали. Он перебрался в Марокко, где вскоре умер.

Вся мобутовская элита, включая семью диктатора, тоже рванула за границу, благо там уже было припасено на черный день. Страна, которой они рулили столько лет, осталась у разбитого корыта.

5.Эпилог.

Говорить о сходстве мобутизма и путинизма можно долго. Параллелей действительно много. Путинский уголовно-чекистский режим в России к настоящему моменту сложился и заматерел. И никуда уходить от кормушки они, конечно, не собираются. Будут сидеть как Мобуту в Заире. До последнего. Пока на взлёте не будут стрелять вслед улетающему самолету. Если им будет, куда улететь.

Аналога этому режиму в прошлой истории России тоже нет, это не СССР и не старая империя Романовых. Это новообразование. В чем-то карикатурное, в чем-то жестокое и опасное, как и любая диктатура Третьего мира. А главный политический конфликт в России на самом деле — очень простой. Это борьба между теми, кто хочет жить в бантустане

И теми, кто в бантустане жить НЕ хочет

Не хочет лечиться в таких больницах как в Конго

Не хочет ездить по таким дорогам как в Конго

И слушать пропаганду про похождения кремлевского мобуты. Сколько щук и амфор вождь наловил и кого он там поднял с колен (своих друзей-миллиардеров, видимо).

(1967-1997)

Образование: Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Профессия: Военный Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Военная служба Годы службы: 22px -
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго -
Заир - Принадлежность: 22px Бельгийское Конго
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго 22x20px Демократическая Республика Конго
Заир 22x20px Заир Род войск: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Звание: Маршал Сражения: Первая конголезская война Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мобу́ту Сесе́ Секо́ Куку Нгбенду ва за Банга (фр. Mobutu Sese Seko Kuku Ngbendu wa za Banga (в переводе с языка нгбанди означает «Могучий воин, благодаря твёрдости и железной воле идущий от победы к победе, сжигая всё на своём пути»), более известен как Мобуту Сесе Секо или Жозеф-Дезире Мобуту , фр. Joseph-Désiré Mobutu , 14 октября - 7 сентября ) - президент Демократической Республики Конго (в 1971 году переименована в Республику Заир) в -1997 годах . Маршал ().

Главнокомандующий вооружёнными силами Демократической Республики Конго Мобуту пришёл к власти 24 ноября 1965 года в результате военного переворота , установил диктаторский режим и однопартийную систему в стране. Период правления Мобуту характеризуется крайне низким уровнем жизни населения, коррупцией и клептократией .

Во внешней политике проводил в период холодной войны прозападный курс, пользуясь прежде всего поддержкой США и Бельгии .

Классический африканский диктатор .

Биография

Жозеф-Дезире Мобуту родился в городе Лисала в Бельгийском Конго . Этнически Мобуту принадлежал к народу нгбанди . Ребёнком его усыновил повар бельгийских миссионеров, и Мобуту получил возможность учиться в миссионерской школе.

Мобуту получил христианское католическое образование в Леопольдвиле . Семь лет ( -) служил в бельгийских колониальных войсках, после увольнения устроился на работу журналистом в леопольдвильской ежедневной газете «L’Avenir» . Примерно в это же время Мобуту познакомился с Патрисом Лумумбой и стал членом национально-освободительного Конголезского Национального Движения (MNC, fr:Mouvement National Congolais).

Мобуту добился контроля над экономикой, национализировав крупнейшие предприятия страны, в том числе компанию по добыче меди «Юньон Миньер дю О-Катанга» (Union Minière du Haut Katanga). В году Мобуту подавил мятеж оппозиции, в - переизбрался на пост президента, будучи единственным кандидатом на выборах.

Заиризация

Авторитаризм

В начале своего правления Мобуту начал целенаправленно уничтожать политических оппонентов.

Международное сообщество неоднократно предпринимало попытки либерализовать политическую систему Заира, но эти попытки проваливались из-за сопротивления со стороны Мобуту и его окружения.

При Мобуту формально Заир не входил в политические и военные блоки и был членом движения неприсоединения . Официально одним из принципов заирского национализма был лозунг: «Ни вправо, ни влево, а только движение в собственном направлении» . После окончания холодной войны отношения между Заиром и США испортились, и Мобуту даже был объявлен в Соединённых Штатах персоной нон грата .

Смерть

Мобуту отказали в предоставлении политического убежища во Франции и Того . Бывший диктатор смог остаться лишь в Марокко . 7 сентября 1997 года Мобуту Сесе Секо умер от рака в Рабате . Похоронен на христианском кладбище Рабата неподалёку от русских захоронений .

Семья

Мобуту был женат дважды. Его первая жена Мария-Антуанетта Мобуту умерла от сердечной недостаточности в 1977 году . В 1980 году диктатор женился во второй раз, его супругой стала Боби Ладава. У Мобуту было шесть детей: четверо сыновей от первого брака (Нива, Конга, Конгулу и Манда) умерли, сын и дочь от второй жены. Сын диктатора от второго брака Нзанга Мобуту выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах в ДР Конго в 2006 году . Дочь Якпуа проживает в Бельгии .

В русской культуре

События гражданской войны в Конго, имена Лумумбы и Мобуту с 1970-х годов вошли в советскую, а затем и в российскую культуру.

Одним из отражений этого стало именование облегченной военной формы для действий в жарких районах (поступала, прежде всего, на снабжение в части спецназа) «мабутой».

Фильмы о Мобуту

Библиография

  • Edgerton, Robert - «The Troubled Heart of Africa: A History of the Congo», St. Martin’s Press
  • Gould, David - «Bureaucratic Corruption and Underdevelopment in the Third World: The Case of Zaire»
  • Janssen, Pierre - «A la cour de Mobutu», Michel Lafon,
  • Kelly, Sean - «America’s Tyrant: The CIA and Mobutu of Zaire», American University Press
  • Lesie, Winsome J - «Zaire: Continuity and Political Change in an Oppressive State», Westview Press
  • MacGaffey, Janet - «The Real Economy of Zaire: The Contribution of Smuggling and Other Unofficial Activities to National Wealth», Philadelphia: University of Pennsylvania Press
  • Meditz, Sandra W. and Tim Merrill - «Zaire: A Country Study», Claitor’s Law Books and Publishing Division
  • Mokoli, Mondonga M - «State Against Development: The Experience of Post-1965 Zaire», New York: Greenwood Press
  • Ngbanda Nzambo-ku-Atumba, Honoré - «Ainsi sonne le glas! Les Derniers Jours du Maréchal Mobutu», Gideppe
  • Nguza Karl-i-Bond, Jean - «Mobutu ou l’Incarnation du Mal Zairois», Bellew Publishing Co Ltd
  • Sandbrook, Richard - «The Politics of Africa’s Economic Stagnation», Cambridge University Press,
  • Wrong, Michela - «In The Footsteps of Mr. Kurtz: Living on the Brink of Disaster in Mobutu’s Congo», Perennial
  • Young, Crawford, and Thomas Turner - «The Rise and Decline of the Zairian State», University of Wisconsin Press

См. также

Напишите отзыв о статье "Мобуту Сесе Секо"

Примечания

Ссылки

На русском языке

На других языках

  • (французский)
  • (английский)
  • (английский)
  • (английский)
Предшественник:
Коридор, по которому я шла, начал расширяться, переходя в огромный высокий каменный зал, по краям которого располагались простые каменные сидения, похожие на длинные скамьи, выбитые кем-то прямо в скале. А посередине этого странного зала высился каменный постамент, на котором «горел» всеми цветами радуги огромный бриллиантовый кристалл... Он сверкал и переливался, ослепляя разноцветными вспышками, и был похож на маленькое солнце, почему-то вдруг кем-то запрятанное в каменную пещеру.
Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Иисус Радомир прогоняет
торговцев из храма

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!
– Но разве же, по-твоему ВСЕ люди глупы и злы?.. На Земле очень много прекрасных людей, Север! И не всем им нужен «повергнутый» Бог, поверь мне! Посмотри на меня – разве ты не видишь? Мне был бы нужен живой Христос, так же, как и его дивная Любовь – Магдалина...
Север улыбнулся.
– Потому что ты – Из-и-до-ра... Ты молишься другим богам. Да и вряд ли им нужно молиться! Они с тобою всегда и они не могут тебя покинуть. Твои боги – Добро и Любовь, Свет и Знание, и Чистая первозданная Сила. Это Боги Мудрости, и это то, чему «молимся» мы. Люди же не признают их пока. Им пока нужно другое... Людям нужен кто-то, кому они могут пожаловаться, когда им плохо; кого они могут обвинить, когда не везёт; кого они могут просить, когда чего-то хочется; кто им может простить, когда они «грешат»... Вот, что пока лишь нужно человеку... И пройдёт ещё уйма времени, пока человек не будет нуждаться в таком Боге, который делал бы за него всё, и уж тем более – всё бы прощал... Это слишком удобно, чтобы суметь отказаться, Изидора... Человек ещё не готов ничего делать сам.

МОБУТУ, ЖОЗЕФ ДЕЗИРЕ (СЕСЕ СЕКО) (Mobutu Sese Seko) (1930–1997), президент Заира. Родился 14 октября 1930 в городке Лисала на северо-востоке Бельгийского Конго. Ребенком его усыновил повар бельгийских миссионеров, и Мобуту получил возможность учиться в миссионерской школе. В возрасте 19 лет был призван в армию и дослужился до чина старшего сержанта. Демобилизовавшись в 1956, стал журналистом, писал репортажи в газету «Авенир» и редактировал еженедельник «Актюалите африкен».

Когда в июне 1960 Конго была провозглашена независимой республикой, Мобуту стал государственным секретарем по обороне. Меньше чем через неделю армия подняла мятеж против бельгийских офицеров, Мобуту возглавил генштаб, и большая часть вооруженных сил перешла в его подчинение. В течение последующих пяти лет Мобуту, главнокомандующий вооруженных сил, играл важную роль в военных и политических событиях. В борьбе между Лумумбой и Касавубу поддерживал последнего. В 1965 решением высшего армейского руководства занял пост президента.

Мобуту запретил политические партии, восстановил сильную центральную власть и реорганизовал систему управления. Правительство национализировало гигантскую компанию по добыче меди «Юнион Миньер дю О-Катанга» (ЮМОК) в 1967. В том же году Мобуту создал собственную политическую партию «Народное движение революции» (НДР). В 1971 Мобуту переименовал страну в Заир, сменил свое христианское имя (Жозеф Дезире Мобуту) на африканское (Мобуту Сесе Секо) и провозгласил идеологию «аутентичности», или «подлинного заирского национализма».

В середине 1970-х годов Мобуту проводил прозападный внешнеполитический курс, одновременно развивая отношения с Китаем. Во время гражданской войны в Анголе, вспыхнувшей после провозглашения независимости в 1975, Заир оказывал помощь группировке, которую поддерживали США и ЮАР, в противовес силам, за которыми стоял СССР. В марте 1977 и мае 1978 эмигранты из Шабы (бывшая провинция Катанга) и другие недовольные правлением Мобуту заирцы вторгались в Заир. Вторжения были отражены при значительной иностранной помощи, особенно со стороны Франции.

В 1975 в стране разразился экономический кризис. Усилия международного сообщества с целью либерализации политической системы Заира и стабилизации экономики провалились из-за сопротивления переменам со стороны Мобуту и его ближайшего окружения. В 1980 13 членов парламента порвали с Мобуту и создали новое демократическое движение, выступавшее за введение многопартийной системы. В 1982 эта группа бросила открытый вызов однопартийному режиму, создав оппозиционную партию – Союз за демократию и социальный прогресс (ЮДПС). В 1990 Мобуту объявил о конце однопартийного правления и начале новой эры многопартийной системы. Однако в начале 1993 Мобуту и его окружение прибегли к политике государственного террора, этническим чисткам и экономическому саботажу в попытке расколоть оппозицию и сохранить власть.

В середине 1990-х годов геноцид и социальная напряженность в Руанде вынудили сотни тысяч беженцев укрыться в восточном Заире. Заирские войска, направленные в восточные районы, изгоняли с территории Заира не только беженцев, но и заирцев-тутси. В октябре 1996 последние тутси подняли вооруженное восстание против режима Мобуту. Повстанцы-тутси и другие недовольные заирцы объединились в Альянс демократических сил за освобождение Конго во главе с Лораном Кабилой, захватили главные города восточного Заира и двинулись на запад, завоевывая огромные территории. В мае 1997 отряды повстанцев вошли в Киншасу. Кабила провозгласил себя президентом и переименовал страну в Демократическую Республику Конго. Умер Мобуту в Рабате (Марокко) 7 сентября 1997.

mob_info