Бондарев выбор читать краткое содержание. Юрий бондарев - выбор

В романе Юрия Бондарева «Берег» (1975) центральная проблема, поставленная автором, — пробле-ма этическая. Вопрос, волнующий Бондарева, особенно актуален в момент напряженной борьбы за разрядку и мирное со-существование двух общественных систем. Ю. Бондарев смело «ввязывается» в острый идеологический спор, иду-щий сегодня между «Востоком» и «Западом», но пози-ция его в этом споре меньше всего продиктована жела-нием автора воплотить в художественных образах общепринятые истины. «Я искал суть в постоянной неудовлетворенности, — говорит сам с собой герой ро-мана — писатель Никитин, — задавая себе вопросы о двоякости истин (а как раньше сияли они простыми и четкими символами!..), о противоречивости самой жиз-ни, которая не стала добрее и проще...»

Этот спор идет в данном случае вокруг вопроса о том, чем определяется человечность и что такое гуманизм подлинный, в отличие от гуманизма отвлеченного, столь характерного для либерально-буржуазного мировоззре-ния Запада. Надо ли добавлять, что в атмосфере расту-щей бездуховности, все большей власти вещи и матери-альных ценностей над человеком, вопрос о том, какими должны быть духовные ценности человека, в чем подлин-ная человечность, над которым задумывались Тендряков, Бондарев и другие советские писатели, приобретает совершенно исключительное значение.

Читая роман «Берег», невольно сопоставляешь поста-новку вопроса Бондаревым с той, которая столь четко ложится в основу всех без исключения романов и пове-стей Гр. Грина — художника с мировым именем. Фило-софская основа всего, что написано Грином, — абстракт-ный гуманизм, представление о человечности, неизмен-ной при всех обстоятельствах. Эта точка зрения, выступающая в его произведениях, в высшей степени типична для этической позиции даже лучших представителей буржуазной интеллигенции Запада.

Название романа Бондарева продиктовано философ-ским замыслом: в нем то сближаются, то отталкиваются два берега и два временных плана — время сегодняшне-го дня и время второй мировой войны, «берег» свой — отечественный — и «берег» зарубежный. Под конец ро-мана начинает звучать и другой мотив, до конца, впро-чем, не раскрытый, берег жизни и берег смерти. С одной стороны, автор многократно подчеркивает «двоякость истины» — ее сложность и многогранность, с другой — утверждает нравственные ценности, которые бережно охраняют лучшие люди социалистического мира.

Действие в романе развертывается в двух временных планах и сочетает в себе два сюжета, как бы тесно они между собой ни были взаимосвязаны. Нити этих двух сюжетов переплетаются в судьбах главного героя — Ва-дима Никитина — известного советского писателя и Эм-мы Губер — состоятельной вдовы, владелицы западно-германского издательства, пригласившей его в ФРГ.

Встречаясь с Эммой Губер на официальных приемах и диспутах в ФРГ и узнав в ней ту немецкую девушку, с которой его связало двадцать шесть лет назад молодое и искреннее чувство, Никитин уходит мыслями в дале-кое прошлое и восстанавливает в памяти кусок за кус-ком те последние дни войны, которые столкнули его с Эммой. Так встречаются, переплетаясь, две эпохи —

последний год второй мировой войны и современность, два плана жизни главных героев — Никитина-лейтенан-та и Никитина-писателя, юной немецкой девушки Эммы и влиятельной и богатой обитательницы Гамбурга гос-пожи Губер.

Память Никитина хранит разные поступки разных людей, и поступки эти для Бондарева не только мате-риал для решения характеров, но и точки этического от-счета.

В «наплывах», передающих эти воспоминания, перед читателем проходит не только пережитое некогда моло-дым лейтенантом Никитиным и совсем еще юной девуш-кой, но значительные и дающие повод для больших фи-лософских обобщений эпизоды последних недель Отече-ственной войны, проходящие на оккупированной немец-кой территории и рисующие отдельных представителей Советской Армии в исключительно сложных условиях и обстоятельствах.

Лейтенант Никитин и его боевые товарищи, находя-щиеся на отдыхе в доме, принадлежавшем родителям Эммы, оказываются внезапно лицом к лицу с неразору-жившимся, хотя и разбитым уже врагом. Война практи-чески закончена, но вскипает еще на немецкой террито-рии в отдельных вылазках фашистов против армии по-бедителей. Одна из таких вылазок, обернувшаяся траги-чески для лучшего из друзей Никитина и замечатель-ного офицера дивизии — лейтенанта Княжко, рисуется Бондаревым через воспоминания Никитина. Описание этой стычки, а главное, поведения в ней и после нее раз-личных офицеров и солдат отряда и дает повод или со-ставляет как бы исходную точку для рассуждений Бон-дарева о высшей нравственности и подлинной человечно-сти, о том, в чем состоит подлинный гуманизм.

Подвиг лейтенанта Княжко, погибающего от пули озверевшего фашиста в тот самый момент, когда он, же-лая предотвратить бессмысленное кровопролитие, идет навстречу врагу, засевшему в лесной хижине, трусливое поведение циника и приспособленца Меженина, факти-чески спровоцировавшего этот выстрел, события, кото-рыми завершается боевой инцидент, — все это дает по-вод для нравственного суда Бондарева над разными людьми и их, продиктованными разными обстоятель-ствами, поступками. Не комментируя прямо изображае-мые события, Бондарев тем не менее явственно дает понять читающему, что лейтенант Княжко и сержант Меженин не просто отдельные личности, отдельные ха-рактеры, но два полюса поведения и взгляда на мир. И недаром вокруг каждого из них группируются разные люди. Один — Княжко, составляющий идеал Никитина, притягивает к себе лучших солдат и офицеров дивизии, другой — насильник, лжец, мелкий эгоцентрик, уже на войне умудряющийся делать свои нечистоплотные дела спекулянта, — если и не встречает сочувствия большин-ства, то представляет опасность и соблазн для малодуш-ных.

Оба плана неразрывно переплетены, и план «сего-дняшний» определяется «вчерашним». Писатель Ники-тин, ведущий дискуссию по эстетическим и этическим вопросам с немецким журналистом и критиком Дицма-ном, тот же Никитин, вступивший в спор с сопровождаю-щим его в ФРГ писателем Самсоновым — человеком узким и догматичным, — это тот же лейтенант Никитин, который двадцать шесть лет перед тем, защищая правду, выстрелил в сержанта Меженина. Эпизоды последних дней войны, описанные в «наплывах», объясняют и под-готавливают восприятие эпизодов «основной» части сю-жета.

Драматическая встреча Эммы Губер и Никитина, всколыхнувшая не только прошлое чувство, но и обстоя-тельства, при которых оно родилось и окрепло, оказы-вается в романе мостом, соединяющим прошлое и на-стоящее, последний год войны и современность. Фило-софская мысль Бондарева развивается на сближении двух берегов — мира отечественного и иностранного, мира сегодняшнего и давнего.

В романе не прекращается философский спор, ста-вятся и решаются в разных ракурсах и ситуациях вопро-сы бытия и поведения человека. Они решаются тогда, когда Никитин говорит на дискуссии, передаваемой по телевидению Гамбурга, о своем понимании двоякости истины; они заостряются, когда в спор с ним вступает его соратник и соотечественник Самсонов; они приобре-тают лирическую интонацию, когда Никитин прощается с Эммой на аэродроме. Но особую остроту философский спор в романе все же приобретает в «наплывах», поскольку именно здесь, на материале эпизодов, имевших место в прошлом, писатель аргументирует средствами художественного воспроизведения свою концепцию того, каким должен быть человек, какими этическими качествами определяется положительная личность, в чем зло и в чем добро, в чем сущность подлинного гуманизма, который отстаивает Никитин сегодняшнего дня и отстаи-вал Никитин дня вчерашнего.

Хотя роман «Берег» содержит немало трагических мотивов и эпизодов и кончается смертью главного героя, в нем нет ни того отчаяния, ни той безнадежности, кото-рые столь характерны для множества философских произведений различных жанров, выходивших за последние десятилетия на капиталистическом Западе.

Прощаясь с Вадимом Никитиным на аэродроме в Гам-бурге, Эмма, пронесшая через долгие годы свое большое чувство к нему, ощущает, что это прощание последнее, хотя и не может еще знать, что часы любимого ею человека сочтены. Вадим Никитин, поднимаясь по трапу, еще не знает, что жизненные силы его, истраченные на фрон-тах войны и в последующие годы, пришли к концу и его ждет переход «на другой берег». Но жизнь, по мысли Бондарева, продолжается, и в ней должны победить та-кие люди, прообразами которых были Княжко и Ники-тин.

Ф. Кузнецов в рецензии на роман Бондарева заме-тил, что «Берег» не мог быть написан сразу после окон-чания войны. Уровень осмысления войны и мира шире того, который характеризовал литературу не только два-дцать, но даже десять лет назад. «Берег» Бондарева — произведение большого диапазона и произведение по своему характеру чрезвычайно типичное для романа фи-лософской тенденции, порожденного нашей эпохой.

Роман Бондарева вызвал оживленную дискуссию в советской критике. Было высказано много разнообраз-ных суждений по различным вопросам. В одних рецен-зиях и статьях роман в целом оценивался положительно, в других одни его стороны вызывали удовлетворение и похвалу, другие осуждались. Но прав был критик Л. Финк, сказавший на обсуждении книги, организован-ном журналом «Вопросы литературы», что в романе «Берег» Бондарев создал синтезирующий, философский роман.

20 января 2016

Очень часто в своем творчестве обращается к военной теме Ю. Бондарев. «Выбор» (краткое содержание произведения и будет являться основной темой нашей статьи) - роман, не ставший исключением. Кроме того, в этом произведении поднимаются серьезные нравственно-философские вопросы, связанные с ролью выбора в жизни человека.

О произведении

В 1980 году опубликовал свою книгу Юрий Васильевич Бондарев («Выбор»). Читать краткое содержание можно по-разному, однако не стоит забывать о том, что в романе заключен глубокий философский смысл. Он связан не только с самой проблемой выбора, но и с описанием тех изменений, которые происходят с душой человека, побывавшего в сражении. В связи с этим возникает очень серьезный вопрос о том, уродует ли война людские сердца или просто показывает истинную сущность. Предлагая решить эту головоломку самостоятельно, не дает четкого ответа в своем произведении Бондарев.

«Выбор»: краткое содержание

Илья Рамзин - главный персонаж романа. Он целеустремлен, занимается спортом и борьбой, большое внимание уделяет своему духовному росту. Главное для него - сила и свобода. В его понимании идеальный человек — это сильный и смелый боец, который может сам распоряжаться своей свободой. Самое страшное для Ильи - оказаться униженным. Презрение и пренебрежение окружающих - нет ничего страшнее для него.

Время идти в бой

Именно этого уверенного в своих силах персонажа избирает для своей истории Юрий Бондарев. Выбор (краткое содержание это ниже подтвердит) для Ильи Рамзина станет самым суровым испытанием в его жизни. Автор видел своей целью показать читателю человека, поставленного перед суровой действительность. Теперь на кону будут не смутные идеалы и представления о мире, а собственная жизнь.

Время этой суровой действительности, как несложно догадаться, - начало Великой Отечественной войны. Наш герой, еще совсем молодой человек, неожиданно для себя самого попадает в артиллерийское училище. А оттуда прямиком на фронт. Особенно тяжело было в первые месяцы - начало войны было неудачным, шли отступления по всем фронтам.

И неудивительно, что Рамзин и его батарея оказываются в окружении противника. Илья начинает предпринимать хоть какие-то попытки спасти артиллерийские орудия, которые находились в распоряжении его товарищей. Но ему мешает в этом командующий батареей. Это недальновидный и глупый человек, действия которого приводят не только к потере всего оружия, но и к гибели почти всех солдат, находящихся под его командованием.

Фашисты, окружившие батарею, начинают наступление. Понимая, что сопротивляться бесполезно, Илья стреляет в своего командира. Рамзин собирался покончить и со своей жизнью, но не успевает - его берут в плен.

Но бой - это не самое страшное, показывает читателю Бондарев («Выбор»). Краткое содержание описывает куда более ужасную участь - не по своей вине оказаться в руках неприятеля. Реалии лагерной жизни военнопленных повергают Рамзина в ужас. Он даже не мог себе представить, что солдаты, еще вчера сражавшиеся плечом к плечу, будут доносить друг на друга, спокойно предавать и лгать. Для них уже нет понятий долга и чести, главное - выжить. Кроме этого, серьезным ударом для Ильи становится то, что фашисты восприняли как подвиг убийство им командира.

По прошествии лет

Проходит тридцать лет. Именно с этого момента возобновляет описание событий Бондарев. Выбор (краткое содержание это подтверждает), который совершил на войне Илья, становится известен читателю только сейчас. Герой так и не вернулся на родину.

Рамзин - теперь житель Венеции. Именно на улицах этого европейского городка он случайно встречает Васильева, своего бывшего одноклассника. Выясняется, что Илью все считают пропавшим на войне без вести. Ведь главный герой за все эти годы не написал никому ни строчки, а также избегал тех мест, где можно было бы встретить бывших соотечественников. Даже мать ничего не знала о его судьбе. Васильев рассказывает о том, как она долгие годы ждала Илью, пыталась разыскать и очень скорбела о потере единственного сына.

Рамзин рассказывает о своей жизни - он давно женился, но жена его уже умерла. Зато остался сын, который в данный момент проживает в Мюнхене.

Окончание

Завершает свое повествование Бондарев. «Выбор» (краткое содержание романа мы рассмотрели) оканчивается тем, что Илья решает отправиться в СССР, повидаться с матерью. Но старушка не рада сыну-предателю. Она прогоняет его прочь. Рамзин не может после этого прийти в себя. Его начинает мучить проснувшаяся ненароком совесть. В итоге герой решать покончить жизнь самоубийством.

Бондарев не дает оценок поступкам своего героя, предоставляя читателю сделать это самому.

Н. Буханцов

Уже на первых страницах нового романа Юрия Бондарева «Выбор» мы отчетливо ощущаем напряженный драматизм повествования, замечаем мучительную одержимость главных героев неизменно выверять истинно нравственные ценности человеческого бытия крутым военным лихолетьем. Да, роман предельно наполнен социально-нравственным дыханием, пафосом высокой гражданственности. Да, роман отличается настойчиво углубленным психологизмом героев... Именно эти отличительные качества мы видим и в самой сюжетной архитектонике, и в раскованном ритме повествования, и в контрастно-драматических столкновениях двух жизненных позиций, двух недюжинных характеров героев. Но есть и еще одна примечательная особенность: как и в романе «Берег», в «Выборе» Ю. Бондарев прочно и психологически убедительно сумел «выстроить» идейно-художественный мост, органично соединяющий кипучую нашу современность с немеркнущей правдой суровой войны. Оттого и дела, и мысли, и поступки бондаревских героев, как правило, неизменно проходят по этому непреложному мосту.

Каждый раз, когда читаешь бондаревские картины боя, эпизоды жарких схваток с озверелым врагом, кажется, что это ты сам задыхаешься в пороховом дыму батареи, воочию видишь приближающиеся танки со зловеще-белыми крестами на башнях, слышишь гулкий стук крупнокалиберных пулеметов, замечаешь серые фигуры немецких автоматчиков, глохнешь от адского грома орудий и лязга танковых гусениц, до удушья в груди вживаешься в смертельное мгновение боя, который насквозь, от земли до неба, пропитан сизой гарью и запахом крови, и ты в глубине души не перестаешь удивляться нечеловеческой стойкости и мужеству советских солдат.

Зримость батальных сцен достигается писателем не только психологическим проникновением в мир души героев, но и тем умением прозаика графически четко и напряженно нарисовать перед взором читателя панораму боя, в котором сочетается пронзительно реалистическая детализация с движением всего хода событий, с неповторимым хаосом звуков и запахов сражения...

Даже, казалось бы, в чисто обыденных, второстепенных делах для писателя неумолчно живут раскаты военного грома. Васильев случайно проходит по старому московскому переулку, где строители разрушают ветхие постройки, и ему снова представляется незабываемое: «Плотный звук стального шара, разбивающего остаток фасада, походил на удары танковых болванок в кирпичную стену (так было раз в Каменец-Подольском, возле крепости, когда пошли в атаку немецкие танки)...»

Идейно-художественную основу романа «Выбор» составляет вечно волнующая проблема истинного и ложного смысла человеческой жизни, выбора человеком своей судьбы, своего настоящего и будущего. Остроту, драматическую напряженность ситуаций в романе определяет резкая сшибка, столкновение двух, контрастно противопоставленных судеб героев, двух близких еще со школьной скамьи друзей, в прошлом молодых лейтенантов-артиллеристов, которых штормовые волны военного прибоя круто бросили в разные стороны, на разные социально-нравственные материки жизни.

Минули годы. Прошумели свежими ветрами забот и мирных радостей целые десятилетия с тех трагических и памятных событий, когда Владимира Васильева и Илью Рамзина разлучил неравный и жестокий ночной бой с противником, когда сам Васильев, чудом уцелевший, сообщил матери Ильи о гибели ее сына... Но оказалось, что Илья жив. И Васильев встречается с ним в Венеции, будучи в загранкомандировке. Как могло такое случиться? Как и какой ценой выжил Илья?.. Почему не дал о себе знать даже родной матери?..

С первых минут их нежданной встречи Васильев пытается понять Илью, найти ответы на его загадочное исчезновение в ту роковую летнюю ночь. Он вглядывается в нынешнего седовласого Илью и невольно сравнивает его с тем, решительным и молодым лейтенантом: «...Этот иностранец был Илья, с вроде бы прежней опасной и пристальной чернотой прищуренных глаз на коричневом, должно быть, загорелом лице, но Илья не свей, не близкий с детства, а вторичный, подмененный, проживший в неизвестной дали целую непонятную жизнь, как на другой планете». И безутешно, обреченно скажет потом этот Илья: «Моя великая родина меня давно похоронила...» И тут же сухо, твердо пояснит, как бы тем самым оправдываясь: «Тогда я зубами и ногтями держался за жизнь». На немой вопрос Васильева о дне сегодняшнем уныло качнет головой: «Сейчас я ценю свою жизнь не дороже ломаного гроша...»

Уже в подобных фразах, по существу, рельефно проступают главные контуры судьбы человека, покинувшего Родину, выжившего физически, но оставшегося мертвым духовно. Позже, узнав некоторые подробности жизни Ильи, Васильев снова и более определенно придет именно к этой краеугольной мысли: «...Этот Илья, со вкусом одетый в великолепный костюм, тщательно выбритый, даже красивый, но он уже мертв...»

Его душа разъедена безверием, безысходностью; он искренне убежден, что правда дается человеку как тяжкое и ненужное наказание. «Надежды давно умерли, как и боги...» - делает вывод Илья из опыта своей прожитой жизни. В отличие от Васильева, твердо верящего в здравый смысл, сознающего, что «не красота спасет мир, а правда равной неизбежности и понимания человеческой Хрупкости каждого», Илья Рамзин, наоборот, уверовал в то, что мир держится на жестокости, кровавых грехах и обмане, а поэтому надо жить вне его забот, вне политики... «Я - колобок...» - иронизирует он.

Страницы, посвященные описанию подобного рода суждений, достаточно резких противопоставлений двух взглядов на мир, освещены проникновенным авторским пристрастием, граждански высоким стремлением глубоко, философски аргументированно и жизнью испытанными критериями осмыслить поступь истории, ее гористые перевалы, извилистые дороги человеческого бытия, определить священные идеалы времени. Для Ю. Бондарева одним из таких нетленных идеалов становится в романе горькая и яростная память о войне, о сверстниках, беззаветно отдавших свои жизни во имя свободы Родины. Вот почему, разговаривая с Ильей о праведном суде, Васильев прямо спросит его: «Ну, а погибшие в конце концов! Или все забыто?..» И Илья ответит: мол, перед ними вины его нет. Но так ли это? Память снова переносит Васильева в те огневые мгновения...

Илья приехал в Москву и встретился с постаревшей в страданиях матерью. Однако встреча эта обернулась для него тяжким испытанием, возмездием за сбой корыстный выбор: «Почему же ты, Ильюша... так мог... так долго?..» - как окончательный приговор произнесла тихо и рассудительно Раиса Михайловна, увидев сына. И сколько скорби и равнодушия уловил Илья в ее голосе!.. И понял: нет ему прощения. Нет и не будет... Да и сама жизнь отныне потеряла для Ильи всякий смысл и интерес. Посмертным его завещанием останется одна просьба к Васильеву: сделать так, чтобы его, Илью Рамзина. похоронили на каком-нибудь московском кладбище. На похороны Ильи приехала на машине и Раиса Михайловна, но она не вышла к свежей могиле сына...

Роман Ю. Бондарева многопланов, многопроблемен. И в этом нетрудно убедиться, когда задумываешься над сложной, не лишенной серьезных жизненных напастей судьбой талантливого художника Васильева, его взаимоотношениями с женой Марией, в юности любившей Илью и сегодня оставшейся к нему по-прежнему неравнодушной. Не менее колоритно выписан близкий друг Васильева, художник-график Лопатин - фигура удивительно деятельная и одержимая, а также молодящийся режиссер Щеглов, в характере которого начисто отсутствуют понятия нравственной цельности, патриотических чувств и гражданского самосознания. Его хитросплетенные сомнения, его брюзжание на все вокруг, как липкие паучьи сети, захватывают на время сознание дочери Васильева Виктории, пагубно влияя на формирование ее характера.

Центральным образом романа писателем не случайно избран художник Васильев, не только умеющий оригинально мыслить красками на полотнах, но и выросший человеком, которому свойствен гибкий философский склад ума, неуемное стремление докопаться, дойти до первозданного понятия таких основополагающих истин бытия, как ложь и правда, жестокость и человечность, верность и предательство, безрассудство и разумное начало жизни... Профессиональная зоркость позволяет ему точно фиксировать, запечатлевать в поле зрения наиболее значительные и важные явления и черты в характере окружающих его людей.

Психологически верно, волнующе и художественно зрело сумел Ю. Бондарев передать ощущение Васильевым своего кровного единства с горестями и надеждами своих современников, своего народа, с несказанно прекрасной и мужественной Родиной. В одной из сцен романа, когда навстречу ему двигалась похоронная процессия, «...Васильев вдруг испытал такую родственную, такую горькую близость с этим потрясенным светловолосым парнем, с этой некрасивой, дурно плачущей молодой женщиной, со всеми этими обремененными авоськами людьми на дороге, как если бы он и они знали друг друга тысячи лет, а после в гордыне, вражде, зависти предали, безжалостно забыли одноплеменное единокровие, родную простоту человечности...»

Подобное осознание проникновенного единения герой Бондарева открывает в себе не только в возвышенном чувстве «к извечной нежной красоте природы» родимого ему края, но и - что особенно ценно и значительно! - в сопричастии к судьбам рядом живущих людей... А разве не в святом чувстве к Родине, к печали и радости народа, в отношении к материнскому лику земли своей и таилась, созревала художественно высвеченная писателем социально-нравственная напряженность разности решающего выбора личной судьбы в годину тяжких испытаний Владимиром Васильевым и Ильей Рамзиным?..

Нет сомнения в том, что наша критика еще не раз обратится к разговору о проблематике, о стиле и характерах героев нового романа Ю. Бондарева «Выбор», который своим идейно-художественным настроем обращен не только в героическое и трудное прошлое народа, не только затрагивает нравственно-философские аспекты непростой современной действительности, но и пристально освещает горизонты будущего.

Ключевые слова: Юрий Бондарев,критика на творчество Юрия Бондарева,критика на произведения Юрия Бондарева,анализ произведений Юрия Бондарева,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Проблему выбора, который встает перед человеком всю жизнь, писатель освещает на страницах романа. История начинается со Второй Мировой Войны и заканчивается рассуждениями советских интеллигентов 1970-х годов.

Герой книги занимается спортом, борьбой, закаливанием, воспитывает в себе свободолюбивого человека, чтобы не стать униженным другими. Когда началась война, Илья Рамзин был молод. Попал в артиллерийское училище, оттуда на фронт. Самые первые бои советские войска проигрывали, отступали. Попав в окружение, Илья старался вывести

Орудия, хотя бы по частям. Но глупые и недальновидные приказы командира погубили всю батарею. Обвинения в трусости подтолкнули Рамзинак отчаянным поступкам. Окруженный фашистами, Илья стреляет в командира, но сам застрелиться не успевает. Потом был плен. В лагере для военнопленных ему предлагали вступить в ряды Власовцев или в иностранный легион, он отказался. Его мучает совесть за прошлые поступки. Рамзин оказался не готов к клевете и оговорам, которые окружают его на войне и в плену. Застрелить своего командира – это подвиг в глазах фашистов.

Прошло 30 лет с тех дней. Рамзин встречает своего одноклассника

Васильева, художника, в Венеции. Все эти годы Илья считался пропавшим без вести. Мать его искала, Рамзин никому не писал, держался от русских подальше. Женился на немке, уже овдовел, сын жил в Мюнхене. Илье очень хочется увидеть мать.

Когда Рамзин приехал в СССР, мать встретила его холодно. Старушка считала его предателем. Илья не смог выдержать такой встречи. Вместо обретения душевного покоя Рамзин чувствует разочарование. Он больше ничего не хочет и решается на самоубийство.

В компании интеллигентов (Щеглова, Лопатина) Васильев рассуждает о выборе в нашей жизни, который предоставляется каждому, но не всякий делает верный шаг. Каждая ошибка остается болью в душе. Люди несовершенны, но поддаваться пессимизму тоже нельзя. Без реальных дел, без любви, плывя по течению, человек теряет смысл жизни. В любой ситуации нам дается право выбора. Даже на войне.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Горячий снег Дивизию полковника Деева, в состав которой входила артиллерийская батарея под командованием лейтенанта Дроздовского, в числе многих других перебрасывали под Сталинград, где скапливались основные силы Советской Армии. В состав батареи входил взвод, которым командовал лейтенант Кузнецов. Дроздовский и Кузнецов Read More ......
  2. Берег Известный писатель Вадим Никитин прилетает в Гамбург по приглашению фрау Герберт и узнает в ней девушку, которую любил во время войны… По ту сторону 47-летний знаменитый писатель Вадим Никитин и его друг Платон Самсонов, тоже писатель, но менее популярный, Read More ......
  3. Батальоны просят огня Повесть Ю. Бондарева переносит нас во времена Великой Отечественной Войны в переломный ее момент 1943 года. Был дан приказ батальонам капитана Максимова и майора Бульбанюка создать видимость наступления советских войск к югу от города Днепров. Пока в Read More ......
  4. Выбор Софи Нью-Йорк, Бруклин, 1947 г. Начинающий писатель Стинго, от лица которого строится повествование, вознамерился покорить литературную Америку. Однако пока ему похвастаться нечем. Работа рецензентом в довольно крупном издательстве оказывается непродолжительной, завязать полезные литературные знакомства не удается, да и деньги Read More ......
  5. Выбор богов Основные события романа разворачиваются на Американском континенте в восьмом тысячелетии нашей эры. На Земле обитают немногочисленные племена индейцев, несколько тысяч роботов, созданных еще в начале третьего тысячелетия, и двое пожилых людей – Джейсон Уитни и его жена Марта. Read More ......
  6. Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени Read More ......
  7. Юрий Васильевич Бондарев БОНДАРЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1924), русский писатель. Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина – участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста. Ранние годы жизни провел в Оренбужье, на Южном Урале, в Read More ......
  8. Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали “поганые полки половецкие” – и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру христианскую. Не одно столетие длилось татаро-мон-гольское иго – и поднимались русские Пересветы и Осляби во главе с легендарным князем Read More ......
Краткое содержание Выбор Бондарев

Год издания книги: 1981

Роман «Выбор» Юрия Бондарева впервые был опубликован в 1981 году. Произведение имело хорошие отзывы среди читателей, благодаря чему в 1983 году писатель получил Государственную премию СССР. Вместе с книгами «Берег» и «Игра» входит в своеобразную трилогию. По мотивам романа Бондарева «Выбор» в 1987 году был снят российский одноименный художественный фильм.

Романа «Выбор» краткое содержание

В романе Юрия Бондарева «Выбор» читать можем о событиях, которые начинаются во время Второй Мировой войны. Главный персонаж произведения Илья – свободолюбивый молодой человек, который увлекается занятиями борьбой, практикует закаливание и старается добиться независимости от мнения других людей. Когда на Советский Союз напала фашистская Германия, Илье Рамзину пришлось отправиться в военное училище, после чего он сразу же отправился на фронт.

Все, что происходило на поле боя, Рамзин вспоминает как страшный сон. В самом начале войны советские войска очень часто терпели поражение. Илья, который старался искать способы противостоять противнику с наименьшими потерями, не мог воплотить ни одну из своих идей из-за приказов недалекого начальника. Молодой человек понимал, что если следовать указаниям командира, то вся рота может скоропостижно погибнуть, однако перечить вышестоящему по званию солдат не имел никакого права. Однажды Рамзин вместе с сослуживцами попал в окружение к врагу. Тогда он решил вывести орудие, которое было у них в запасе, даже если придется разбирать его на части. Однако из-за довольно глупого решения командира, как в , вся батарея потерпела поражение.

«Выбор» произведение Бондарева рассказывает о том, что, разозлившись, Илья решает отомстить своему начальству. Он стреляет в командира, после чего решает застрелиться и сам. Однако его план не срабатывает: командир погибает от выстрела, а сам Рамзин попадает в плен. Находясь в концлагере, главный герой романа понимает, что вокруг него собрались одни предатели. Люди не понимали, что он совершил убийство командира в благих целях – чтобы уберечь от дальнейшей гибели остальных солдат. Все военнопленные думают, что Илья выстрелил для того, чтобы угодить немцам. Ему даже предлагают вступить в ряды иностранного легиона, однако молодой человек отказывается от предложения.

В романе Бондарева «Выбор» краткое содержание рассказывает о том, что с момента концлагеря прошло около тридцати лет. Неожиданно для себя Илья, который уже несколько лет проживает в Венеции, встречает своего старого друга и одноклассника Васильева, который на данный момент работает художником. Как выясняется, на протяжении всех этих лет Илья скрывал, что он остался в живых. Все его родственники и товарищи, думали, что он пропал без вести. Рамзин не отвечал на письма и, находясь за границей, никогда не общался с русскими. За это время он успел жениться на возлюбленной из Германии, которая недавно скончалась. Сын Рамзина уже был довольно взрослым и проживал в Мюнхене.

Больше всего главного героя мучила вина перед своей матерью. Ему было стыдно, что все это время он не отвечал на ее письма. Мужчина признается, что очень хочет вернуться на Родину и встретиться со своей семьей. Если читать кратко Бондарева «Выбор», то узнаем, что разговор с Васильевым сильно взбудоражил главного героя. Он решает не терять времени и отправиться в свой родной город. Там он приходит к себе домой, однако наталкивается на равнодушие матери. Все это время Раиса Михайловна считала своего сына предателем Родины, из-за чего не хотела общаться с ним.

Мужчина, который так стремился воссоединиться с семьей, испытывает полное разочарование в своей жизни. В этом порыве он понимает, что не знает, что ему делать и куда отправляться. Илья решает покончить с жизнью и вскрывает себе вены. Перед смертью Рамзин решает написать последнее прощальное письмо своему товарищу Васильеву. На страницах письма он придается воспоминаниям о своей прошлой жизни. Рамзин вспоминает свою светлую юность и время, которое он проводил со своими товарищами. Герой романа просит прощения за то, что вынужден был скрываться и стал предателем Родины. Мужчина рассказывает, что на протяжении всей своей жизни он стремился начать все по-новому, однако после встречи с матерью понял, что время не вернуть назад, и все его поступки повлияли на то, кем его считают окружающие. Илья надеется, что, принеся в жертву свою жизнь, он сможет искупить грехи перед родными и страной. Рамзин просит Васильева об одном одолжении – чтобы его тело было похоронено в родном городе.

Роман заканчивается тем, что Васильев вместе со своими товарищами рассуждает о смысле жизни и взаимосвязи всех поступков человека. Компания интеллигентов беседует о том, что каждый, даже самый, казалось бы, незначительный выбор может кардинально изменить всю нашу жизнь. Главное – сделать верный шаг. И, хотя ошибки остаются шрамами на душе, они необходимы для того, чтобы расти над собой и уметь принимать последствия своих поступков. Нельзя просто плыть по течению, надеясь на то, что где-то там ждет хорошая жизнь. Перед человеком всегда есть выбор, за который он несет ответственность. Независимо от того, живет этот человек в мирное или в военное время.

mob_info