И спросит притесненный притеснителя…. Конфликт в Мьянме: почему буддисты нападают на мусульман

Аллах создал Своих рабов из числа людей мужчинами и женщинами. Он разделил их на расы, народности и племена, чтобы они знакомились, дружили. Всевышний потребовал от людей жить и относиться друг к другу, как братья. И так, чтобы не притеснял сильный слабого, старший младшего, обладающий властью не обладающего ею. Создатель запретил рабам своим посягать на жизнь, честь, права и имущество друг друга.

«Бойтесь притеснения, поистине оно обернется мраком в Судный день и остерегайтесь скупости, поистине скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (Муслим). Для притеснителя его деяния обернутся мраком, в то время, когда верующие рабы Аллаха в Судный день будут идти, озаряя себе путь светом своих благих деяний и будучи окруженными им. Притеснители же будут окутаны мраком, не видя ничего вокруг себя, кроме ужаса и страха, и таким образом будут брошены в пламя Ада.

Всевышний говорит в Коране (смысл): «И не считай (о, Мухаммад), будто не ведает Аллах о том, чем заняты притеснители. Дает он только отсрочку им до того дня (т.е. до Судного дня), когда люди будут возводить взоры от страха того, что они увидели» (сура «Ибрахим», аят 42).

То есть, наказание, уготованное для них, будет настолько сильным, что они не смогут отвести и сомкнуть глаз.

Притеснения могут быть различными. И самым большим из них является то, которым человек наносит вред самому себе, совершая грехи.

«Нет более нечестивого и несправедливого к истине и к себе, чем человек, которому дали понятия Корана, т. е. веры в Аллаха, но он отвращается от веры. Мы воздадим нечестивым грешникам возмездием!» (сура «ас-Саджда», аят 22).

«Мы подвергли много селений, жители которых ослушивались повелений своего Господа и Его посланников, суровой расплате. Мы сочли все их деяния полностью и целиком, чтобы рассчитаться с ними за них на этом свете. Мы подвергли их мучительному наказанию» (сура «ат-Талак», аят 8).

Но Аллах не торопится наказывать рабов Своих и дает им время, чтобы они покаялись. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине Аллах оставляет притеснителя до тех пор, пока не накажет его. Наказания же он не избегнет» .

Всевышний также сказал (смысл): «Мучительное наказание, о, Пророк, постигшее народ Нуха, адитов, самудян и других, такое же суровое наказание, которое Всевышний посылает, когда Он направляет неправедным, неверным и нечестивым из обитателей селений. Поистине наказание Аллаха сильно и мучительно!» (сура «Худ», аят 102).

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму). Посмотрите, разве не зульму то, что родители не обучают своих детей Исламу, разве не зульму то, что люди вовремя не платят или не доплачивают, а то и вовсе не расплачиваются со своими рабочими?

Среди людей увеличились такие негативные явления, как произвол, несправедливость, угнетение, бесчестие и насилие. Для многих слово «справедливость» перестало иметь значение.

Зульму происходит повсеместно. В некоторых школах и учреждениях женщинам запрещают ношение исламской одежды и грозят увольнением.

Зульму – это убийство и наказание невиновных, воровство, посягание на честь, кровь и имущество других людей. Многие молодые люди не считают для себя зазорным ударить более слабого, обидеть и накричать на старших, тем самым обидев и унизив их.

Одним из распространенных сегодня видов зульму является захват чужой земли. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто захватит землю притеснением размером в пядь, в Судный день на него оденут ожерелье из семи земель» (от ибн Умара хадис привели Бухари, Муслим, Ахмад).

Аллах угрожает наказанием не только тому, кто приближается к угнетению и притеснению, Он запрещает даже приближаться к тем, кто совершает зульму, а также остерегает нас от отказа в помощи угнетенному.

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в другом хадисе говорит: «Кто будет ходить с притеснителем, чтобы помочь ему, зная, что он притеснитель, тот покинул Ислам» (Ахмад, Табарани).

Аллах в Хадис уль кудси говорит: «Клянусь Моим могуществом и величием, Я обязательно отомщу притеснителю в скором времени и позже, и Я обязательно отомщу тому, кто видел притесненного и не помог ему, в то время как мог помочь» (Ахмад).

В другом хадисе говорится: «Проклял Аллах того, кто увидел угнетенного и не помог ему» (Дайлами).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто будет виноват в притеснении относительно чести мусульманина или чего-то другого, то ему необходимо попросить прощения у угнетенного в тот же день до наступления того Дня, когда люди не смогут расплатиться деньгами, а если же он не попросит у него прощения, то в Судный день у него будут отняты хорошие поступки столько, сколько он совершал притеснение. А если же у него не будет хороших поступков, то грехи пострадавшего будут отданы ему» (Бухари).

То есть, он должен попросить прощения и восстановить нарушенные права.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим асхабам: «Знаете ли вы, кто настоящий банкрот?» Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закат, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад» .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Непременно все права в Судный День будут восстановлены, и даже рогатая овца возместит нерогатой» (Муслим и Тирмизи от абу Хурайра). Обо всем этом нужно хорошо помнить, дабы не оказаться в числе притеснителей. И в то же время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих хадисов дает нам право постоять за наши права, если на них посягают путем угнетения и притеснения. В достоверном хадисе, приведенном от Муслима, говорится: «Один человек пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и спросил: «Как ты думаешь, что мне делать, если ко мне придет человек, который хочет забрать мое имущество?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты не давай ему свое имущество». Он спросил: «А если он будет сражаться со мной?», - «Тогда и ты сражайся с ним», - сказал Пророк. «А если он убьет меня?». Он сказал: «Тогда ты шахид». «А если я его убью?», - спросил человек. «Тогда он окажется в Аду», - ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» .

Также необходимо оказывать помощь не только тем из наших братьев, которых угнетают, но и тем, кто угнетает. Мы это понимаем из следующего хадиса: «Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный». Один человек сказал: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю?». Пророк Мухаммад сказал: «Ты запретишь ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему» (Бухари).

В то же время отсутствие помощи притесненным грозит всеобщим бедствием.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине люди в то время, когда видят притеснителя и не препятствуют ему, то возможно Аллах объемлет их всех наказанием». «Когда ты увидишь, что моя умма не говорит притеснителю среди них: - ты притеснитель, то покинь их» (Тирмизи).

Посмотрите, как поступил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с притеснителем, которым оказался Абу Джахль, когда он не заплатил за товар. Как-то Абу Джахль купил у Араши верблюда и стал тянуть с деньгами, и он пришел в место, где сидели многобожники, и обратился к ним за помощью, чтобы получить свои деньги. Они же захотели поиздеваться над ним и над Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: «Тебе следует обратиться к Мухаммаду ибн Абдуллаху (да благословит его Аллах и приветствует), он единственный, кто может помочь тебе». Язычники сидели в ожидании схватки между ними. И им не терпелось увидеть победу Абу Джахля. Этот человек пошел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пожаловался на Абу Джахля. Пророк (мир ему и благословение) пошел вместе с ним, несмотря на то, что враждовал с Абу Джахлем, и постучался в его двери. Абу Джахль закричал от злости: «Кто стучит?». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил, что это Мухаммад. Абу Джахль, услышав это, вышел из себя и полный ярости и гнева, изменившись в лице, вышел к нему. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал ему: «Возмести ему его права». И Абу Джахль не стал перечить ему, а, наоборот, вежливо сказал тому человеку: «Постой здесь, пока я не отдам тебе твой долг». Курайшиты были удивлены этим и сказали Абу Джахлю: «Горе тебе, о, Абу Джахль, мы не видели, чтобы ты делал когда-либо подобное». Абу Джахль сказал: «Горе вам, клянусь Аллахом, когда они постучались ко мне, я услышал голос, переполнивший меня страхом».

Из этого хадиса становится ясно, что тому, кто станет на защиту притесненного, Аллах непременно поможет и укрепит его ноги в Судный День на мосту Сират. Однажды пророк Дауд (мир ему) воззвал к Аллаху: «О, мой Господь! Какие рабы более любимы Тебе?» . Аллах сказал: «Наилюбимые для Меня те рабы, у которых богобоязненное сердце, чистые руки, которые не причиняют вреда никому, не сплетничают и, даже если сдвинутся горы, они не сдвинутся, они любят Меня и любят тех, кто любит Меня и делают так, чтобы рабы мои полюбили Меня» . Пророк Дауд (мир ему) спросил: «Как возможно сделать так, чтобы рабы полюбили Тебя?» . Аллах сказал: «Он будет напоминать им о Моих милостях и щедротах. О, Дауд! Нет такого раба, который помогает угнетенному, кроме как Я укреплю его ноги на мосту Сират в тот день, когда стопы других будут соскальзывать» .

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет такого мусульманина, который не оставил бы без помощи другого мусульманина в том месте, где унижают его честь и достоинство, кроме как оставит его Аллах без помощи там, где он будет нуждаться в ней» .

Табарани приводит хадис от ибн Масуда, в котором говорится: «Не притесняйте никого, а иначе вы будете взывать к Аллаху и не будет вам отвечено, будете просить дождя и вы не получите его, будете взывать о помощи и вам не помогут» .

К тому же надо опасаться от обращения к Аллаху (дуа) притесненного, так как между его мольбой и Аллахом нет никаких преград, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь мольбы притесненного, поскольку нет между ней и Аллахом никаких преград» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи).

США объявили о включении Узбекистана в список государств, где наблюдается серьезное нарушение религиозных свобод граждан. Так Вашингтон отреагировал на конституционную реформу, предложенную президентом этой среднеазиатской республики Исламом Каримовым. Кроме того, США поддержали Евросоюз, который отказался 13 ноября отменять введенные против Узбекистана санкции, которые были наказанием за жесткое подавление властями этой страны волнений в городе Андижане. Нынешнее поведение Вашингтона заставляет предположить, что узбекские и российские спецслужбы, сообщавшие о «внешнеполитическом» и исламистском факторах андижанских событий, были не так уж и далеки от истины.

По сути, США косвенно признали, что ради воздействия на режим Ислама Каримова или даже его демонтажа они готовы опираться даже на исламистов, несмотря на то, что в перспективе это может привести к появлению нового исламского государства, наподобие Афганистана, в период правления движения «Талибан».

Разумеется, нельзя не признать, что определенная истина в заявлениях американских официальных лиц есть. Конечно, некоторое ограничение религиозных свобод в Узбекистане, постоянно балансирующем на грани превращения из светского авторитарного режима в исламское государство, есть. Явную агрессивность власти страны зачастую проявляют при подавлении всего, что кажется им, пусть даже потенциально, «исламистским». Достаточно вспомнить недавнее распоряжение одного из руководителей областных администраций Узбекистана, который, в целях противодействия распространению исламистских настроений в обществе, обязал все предприятия общепита продавать спиртное, вне зависимости от того, каков контингент их посетителей и каковы религиозные убеждения владельцев.

Однако это распоряжение появилось не на пустом месте. Можно говорить о том, что в южных районах страны, где, кстати, и располагается Андижан и более сильны «традиции», в том числе и религиозные, все больше узбеков возвращаются к соблюдению в быту некоторых норм ислама. Спиртное повсеместно вытесняется из магазинов и питейных заведений, свинины, которую и раньше было практически невозможно найти, теперь купить совершенно нельзя. Не говоря уже о нарядах, которые все больше напоминают, особенно в деревенской местности, о сравнительной близости все того же Афганистана. Все это происходит даже там, где до сих пор остаются большие русские или русскоязычные общины. Исключение составляют в основном крупные города и промышленные центры, в первую очередь, столица республики Ташкент. И это не говоря о факторе настоящих исламистских движений, которые хоть и действуют преимущественно на территории сопредельных государств, однако оказывают заметное влияние на жизнь внутри Узбекистана.

Таким образом, у Ислама Каримова и его окружения есть реальная потребность в сдерживании исламистских настроений в ближайшие годы, особенно на фоне предстоящих президентских выборов, после которых республику, практически наверняка, возглавит новый лидер. При этом, кстати говоря, в Узбекистане «притеснение» за религиозные убеждения куда менее распространены, чем в той же Турции, которая входит в НАТО и является ближайшем союзником США в исламской мире. Тем не менее, никому в Вашингтоне не приходит в голову вводить санкции против Анкары, даже несмотря на то, что в Евросоюзе говорят о массовых нарушениях прав человека в Турции, в частности, военными этой страны, которые активнее официального государственного аппарата занимаются тем же самым, чем Ислам Каримов в Узбекистане – защитой светского характера государства.

Очевидно, что Вашингтон борется не за права мусульман Средней Азии, а скорее – за энергетические ресурсы Узбекистана и за контроль над территорией страны, расположенной в самом центре стратегически важного региона. Достаточно напомнить, что эта страна имеет значительные запасы нефти, огромные газовые месторождения и на ее территории находятся залежи урана, а по запасам и добыче урана среднеазиатская республика находится, по данным МАГАТЭ, соответственно на седьмом и пятом местах в мире. Таким образом, природа интереса США к Узбекистану прозрачна и очевидна и носит не правозащитный, а экономический характер. Предполагающиеся к введению санкции (необходимо напомнить, что именно демократы, победившие недавно на выборах в Конгресс, настаивали после событий в Андижане на «жестком наказании Каримова»), очевидно, направлены на то, чтобы развернуть экономическую политику Ташкента в сторону сотрудничества с Вашингтоном.

Конфликт в Мьянме, который в минувшие выходные вызвал акции протеста российских мусульман в Москве и Грозном, сложнее, чем представлялся многим участникам этих акций. 3 и 4 сентября российские мусульмане скандировали лозунг «буддисты — террористы», осуждая власти в большинстве своем буддийской Мьянмы за карательную операцию, которая за последнюю неделю привела к более чем 400 жертвам с обеих сторон и вынудила десятки тысяч мусульман бежать из северной провинции Ракхайн в Бангладеш.

Между тем, мусульмане из этнической группы рохинджа (рохинья), столкнувшиеся с жесткими действиями мьянмийских силовых структур, оказались заложниками давнего конфликта между властями Мьянмы и радикальными исламистскими группами, выступающими за отделение Ракхайна.

Появление ВС Мьянмы в регионе компактного проживания рохинджа было спровоцировано действиями радикальной Араканской Армии Cпасения Рохинджа (ARSA) 25 августа, когда исламистские боевики совершили нападение на целый ряд полицейских и пограничных объектов, захватив там оружие и боеприпасы. После этого руководство ARSA опубликовало свое видеообращение, в котором фактически объявляло войну властям Мьянмы от имени всех рохинджа.

«Нет в мире более гонимого этнического меньшинства, чем рохинджа. За последние 60 лет мы раз за разом становились жертвами геноцида и этнических чисток со стороны тиранических бирманских режимов. И все равно мир решил нас забыть! — говорилось в обращении. — Мы, сыны Араканской земли, следуем своей судьбе и будем добиваться самоопределения и самозащиты путем вооруженного восстания. Наш народ решил раз и навсегда освободиться от своих угнетателей».

4 сентября Myanmar News Agency сообщило, что группа боевиков рохинджа проникло в одну из пограничных мьянмийских деревень с территории Бангладеш. Они подожгли несколько домов, в том числе буддийский храм, а также отбили головы у нескольких статуй Будды.

Этно-конфессиональные конфликты, подобные мьянмийскому, — не редкость для современного мира. «Газета.Ru» собрала пять многолетних региональных конфликтов, которые сегодня находятся либо в «горячей», либо в «тлеющей» фазах. Здесь мусульманское население систематически притесняется другими этно-конфессиональными сообществами на фоне противостояния властей и исламистских боевых групп.

Между тем, все это время в России ни один из этих конфликтов не вызывал бурной реакции широких масс мусульманского населения.

Кашмирский конфликт (Индия-Пакистан)

Кашмирская проблема — один из самых долгоиграющих региональных кризисов, по этому параметру способный потягаться с палестинско-израильским противостоянием. Кашмир — мусульманский регион в Гималаях, за который не одно столетие вели борьбу региональные державы.

В своем нынешнем виде кашмирский конфликт развивается с 1947 года, когда Индия и Пакистан оформились в своем современном виде. Сам Кашмир — до сих пор спорная территория между двумя странами и причина трех индо-пакистанских войн и нескольких более мелких военных конфликтов. Сегодня Кашмир — зона борьбы за влияние между Нью-Дели, Исламабадом и Пекином. По разным данным, за последние 70 лет он унес около 50 тысяч жизней.

В прошлом году в индийском штате Джамму и Кашмир был зафиксирован новый виток насилия.

В июле 2016 года индийские солдаты застрелили лидера одного из вооруженных исламистских группировок, выступающих за присоединение Кашмира к Пакистану. Это вызвало возмущение местного исламского населения. В результате столкновений ВС Индии с местными активистами погибло в общей сложности 80 человек. Пакистанские власти выразили возмущение «неадекватными и агрессивными» шагами индийских властей по подавлению мусульманского населения и пообещали ответные меры.

В текущем году кашмирский конфликт находится в «тлеющем» состоянии.

1 сентября новые жесткие столкновения между мусульманами и индийской военной полицией произошли после инцидента в кашмирской пограничной деревне Полас. Здесь полиция случайно застрелила пятилетнюю девочку, которая возвращалась из школы домой. Возмущение местного населения было тем сильнее, что несчастный случай произошел во время Курбан-байрама.

В апреле 2017 года Институт ООН по исследованию проблем разоружения опубликовал ежегодный доклад, где кашмирский конфликт упоминался как один из тех, кто может спровоцировать военный конфликт с применением ядерного оружия. И Индия, и Пакистан входят в «клуб ядерных держав» с арсеналом в несколько десятков атомных боеголовок.

Кризис в Марави (Филиппины)

С мая на Филиппинах развивается вооруженный кризис вокруг крупнейшего мусульманского города Марави, грозящий перерасти в большой этно-конфессиональный конфликт.

В этой стране с преобладанием христианского населения волна насилия против мусульман (их здесь около 20%, представлены в основном народностью моро) прошла в 1970-х годах. Это рождало и противодействие: исламистское радикальное подполье захватывало в заложники христианских священников и организовывало теракты. С тех пор взаимоотношения двух этно-религиозных групп пошли на лад, и в последнее десятилетие о былой вражде почти забыли.

Так было до того, как радикальные исламисты из группировки «Мауте», а также боевики «Абу Сайяф», давшие присягу на верность террористическому «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России), 23 мая захватили единственный полностью мусульманский город — Марави. Он находится на острове Минданао, где проживает 94% исламского населения Филиппин.

С тех пор в нескольких провинциях Минданао введен режим чрезвычайного положения. За четыре месяца противостояния исламистов и регулярной армии страны погибло более 800 человек, 180 тысяч мирных жителей было эвакуировано и более 80 тысяч мусульман моро остались без крова.

По данным Reuters, представители исламской уммы Филиппин с июня высказывают опасение о подъеме антиисламских настроений в стране. Помимо жесткой кампании по подавлению исламского радикализма, отмечается рост ксенофобских высказываний против народа моро в соцсетях.

«Я не хочу воевать с вами. Я не хочу, чтобы мы начали убивать друг друга. Но я не могу приезжать сюда каждый месяц, чтобы урегулировать конфликты. Не провоцируйте меня. Если я вернусь, я буду убивать», — цитировало Дутерте филиппинское агентство GMA News.

Именно из-за обострения в Марави Дутерте прервал свой визит в Москву и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным не 25, а 23 мая. В ходе встречи с Дутерте Путин выразил соболезнования жертвам террористической атаки и пожелал скорейшего завершения конфликта.

В июне Дутерте уже приносил извинения мирным мусульманам-моро, которые гибнут и становятся беженцами в результате боевых действий. Но извинения за разрушенный город звучали не очень убедительно.

«У меня не было выбора. Радикалы уничтожают Марави. Мне надо было выбить их. Но мне очень жаль», — сказал Дутерте. Кризис вокруг Марави не завершен до сих пор.

Палестино-израильский конфликт

Один из самых широко обсуждаемых в мире конфликтов — противостояние Израиля и Палестинской национальной администрации, которая последние 70 лет требует статуса государства. Конфликт, начавшийся с появления на карте мира государства Израиль в 1947 году, сегодня к мирному решению не приблизился. Мусульмане-палестинцы считают, что израильтяне лишили их дома. Израильтяне утверждают, что их государство — это как раз еврейские исконные территории.

Конфликт стал определяющим для нынешней политической карты Ближнего Востока, привел к нескольким ожесточенным войнам между Израилем и исламским миром и до сих пор является одной из самой больных точек в глобальной международной политике.

Столкновения между израильскими правоохранительными органами и палестинскими боевыми группировками происходят регулярно. Израиль пережил три интифады — кампании организованного насилия со стороны местных исламистских боевых группировок против еврейского населения.

В 2015 году в стране прошла последняя, так называемая «интифада ножей» — серия нападений исламских радикалов, вооруженных холодным оружием, на мирное население Израиля.

Тем не менее, палестинцев, бесспорно, нельзя назвать этническим меньшинством, без причины поддерживающим слепых агрессоров — радикальные исламистские боевые группы. Несмотря на десятилетия борьбы за свои права, палестинцы до сих пор живут без собственного государства на двух автономных территориях — Западном берегу и в секторе Газа. Последний находится в израильской военной блокаде и испытывает серьезные проблемы с электричеством, водой и продовольствием. Израильских силовиков нередко обвиняют в злоупотреблении полномочиями и неадекватном применении силы против палестинцев, которое подчас заканчивалось трагически.

По последним данным Human Rights Watch, за прошлый год палестинские радикалы убили 11 израильтян, а израильские силы безопасности — 94 палестинца.

Совбез ООН в 1967 году принял резолюцию, которая официально называла город Иерусалим оккупированным Израилем и призывала вывести оттуда войска.

В 2017 году обострился конфликт вокруг одной из главных исламских святынь Иерусалима — мечети Аль-Акса. В июле израильские власти установили перед входами на территорию мечети металлоискатели, объяснив это новыми мерами безопасности. Это вызвало акции протеста со стороны мусульманского населения, которые прошли по всему миру.

В России и этот скандал не отозвался протестами. Впрочем, глава Чечни Рамзан Кадыров отметился в этой связи ярким комментарием. «Я сам готов сложить с себя полномочия и служить в тех структурах, которые обеспечивают безопасность этого святого для всех мусульман места. Быть добровольцем и всю оставшуюся жизнь охранять мечеть Аль-Акса», — написал он в своем телеграм-канале.

Нигерийские религиозные конфликты

В Африке столкновения между мусульманами, христианами и представителями традиционных верований, в том числе шаманизма, тесно связаны с борьбой этнических групп за зоны влияния, а также региональными политическими конфликтами. Один из ярких примеров — борьба властей Нигерии с мусульманскими племенами на севере страны. Баланс христианского и мусульманского населения здесь составляет примерно 50 на 50.

Официальный Лагос как правило объясняет жестокие кампании по подавлению мусульман борьбой с исламистскими радикалами. Поводов для этого достаточно. Местная группировка Боко Харам, в 2015 году принесшая клятву ИГ, считается одной из наиболее жестоких экстремистских джихадистских групп в мире.

Впрочем, есть целый ряд примеров того, что нигерийские власти часто используют экстремизм как предлог для проведения карательных операций, призванных ограничить политические влияние исламских политиков.

В 2015 году нигерийские ВС расстреляли более 300 шиитов, которые организовали акцию протеста и не давали проехать конвою главы генштаба страны Тукура Буратая.

ВС объяснили свои действия тем, что мусульмане пытались организовать убийство высокопоставленного военного. В результате был арестован Ибрагим аль-Закзаки, лидер влиятельного Исламского движения Нигерии, шиитской политической организации. Сам аль-Закзаки уверяет, что обвинения против него были сфабрикованы.

Инцидент произошел в штате Кадуна, где конфликт между христианскими и мусульманскими племенами ежегодно приводит к сотням жертв. В феврале 2017 года полиция арестовала пастора Джонсона Сулемана, который открыто призывал свою паству убивать мусульман из племени фулани. «Если вы встретите пастуха из фулани, убейте его. Отрезайте им головы, — цитировало его издание Daily Post Nigeria. — Если они постоянно убивают христиан и ничего не происходит, мы будем убивать фулани, и ничего не произойдет».

В 2017 году ВС Нигерии также разбомбили один из лагерей с мусульманскими беженцами в северном штате Борно, убив более 100 человек. По официальным данным, произошла ошибка: разведка полагала, что это укрепленный пункт Боко Харам.

Борьба с сепаратизмом «крайнего юга» (Таиланд)

В августе прошлого года на юге Таиланда произошли теракты, которые открыли новую страницу в истории противостояния властей страны и местного мусульманского меньшинства. Бомбы впервые стали взрываться в туристической зоне страны. Туризм — основа экономики Таиланда, и даже исламские радикалы ранее предпочитали обходить эти территории стороной.

Пока нет доказательств, что тайские исламисты заключили союз с ИГ. Однако эта тактика дает сигнал, что местные группировки, по крайней мере, активно изучают опыт этой террористической организации.

Конфликт на юге Таиланда перешел в активную фазу с 2013 года, когда после «желтой революции» новые власти страны решили показать свою эффективность и объявили войну с исламским сепаратизмом и экстремизмом.

Этнические тайцы на «крайнем юге» представляют меньшую долю населения. Большинство малайцев-мусульман — бедное сельское население. С 2004 года тайские власти предпочитали предельно жестко подавлять демонстрации мусульман, выступающих за автономию исламского «крайнего Юга» от Бангкока. Один из самых громких примеров полицейского произвола — разгон демонстрации против ареста шестерых мусульман в деревне Так-Баи.

Против демонстрантов были использованы слезоточивый газ и стрелковое оружие. Семь человек погибли на месте. Сотни человек были избиты, военные заставляли их снимать штаны и ложиться на землю. Затем задержанных погрузили в закрытые грузовики, чтобы доставить в полицейские участки. Во время поездки еще 78 человек умерли от нехватки воздуха.

Эта тактика превратила мусульман-малайцев из стихийной региональной оппозиции в эффективную боевую группировку. Всего с 2004 года в вооруженном конфликте на «крайнем юге» погибли 6,5 тысяч человек — преимущественно гражданские.

В любом обществе существует нарушение прав людей. В течение всей истории человечества были угнетатели и угнетённые.

Время, когда возобновилась помощь угнетённым, наступило с посланнической миссией нашего Любимца (мир ему и благословение). Забота об угнетённых является одной из основ нашей религии.

Пророк (мир ему и благословение) лично заботился о людях, терпящих несправедливость. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также участвовал в договоре «аль-Фудуль» (договор благородных), заключённом до Ислама. Некоторые люди притесняли слабых и бедных, что стало причиной заключения договора «аль-Фудуль» между предводителями больших арабских племён для защиты прав угнетённых и помощи бедствующим. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Я стал свидетелем заключения такого союза, который не променял бы я на красных верблюдов, и если бы к заключению подобного договора призвали в Исламе, я обязательно присоединился бы к нему ».

Посланник Аллах (мир ему и благословение) придавал огромное значение помощи угнетённым. Почему же? Потому, что угнетение в обществе – большое бедствие. Справедливость является защитой, крепостью государства. Всевышний помогает государству неверных, в котором царит справедливость, оставив без помощи государство мусульман, в котором происходит беззаконие. Потому, что так заведено Всевышним, чтобы была установлена справедливость.

Нам необходимо «оживить» помощь угнетённым, воплотить её в нашей жизни.

Однажды, в начале исламского призыва, в Мекку прибыл некий араб. Он терпел несправедливость по отношению к себе, что было обычным делом в те времена. Он пришёл с жалобой к мекканцам, жалуясь на Абу Джахля, гордого подобно Фараону, и не возвращавшего имущество этого араба. Многобожники отправили араба к Пророку (мир ему и благословение), желая столкнуть Пророка (мир ему и благословение) с Абу Джахлем. Идолопоклонники, указывая на Посланника Аллаха (мир ему и благословение), сказали бедуину: «Пойди к этому человеку, он поможет тебе». Вслед за бедуином они отправили человека, чтобы он рассказал им, что произойдёт, желая посмеяться.

Этот бедный араб пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «Амр ибн Хишам (Абу Джахль) не отдаёт должного. Я ищу того, кто мне поможет, люди указали мне на тебя». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) позвал его: «Пойдём со мной». Они отправились к дому Абу Джахля. Пророк (мир ему и благословение) постучал в дверь Абу Джахля. Абу Джахль вышел и увидел перед собой Пророка (мир ему и благословение). Он сказал лишь: «Ты должен этому человеку, так верни ему». Абу Джахль был напуган. Он тотчас же вернул деньги араба, который и обрадовался, и удивился.

Этот случай является побуждением для нас. В повседневной жизни мы встречаем угнетённых людей, встречаем бедняков, к которым относятся несправедливо или не дают плату. Мы произносим известную фразу: «Это меня не касается… Каждый отвечает за себя». Но Пророк (мир ему и благословение) показал нам, как нужно помогать угнетённым. Этот бедуин не был мусульманином, он не знал Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Несмотря на это, Пророк (мир ему и благословение) отстоял справедливость. И в этом деле нет разницы между мусульманином и немусульманином. Помощь угнетённым – это необходимость, основа общества, справедливость - атрибут Всевышнего.

Также их истории с бедуином мы извлекаем урок, что Всевышний внушает почтительный страх перед тем человеком, который помогает угнетённому. Если вы будете помогать притеснённым, вы увидите, как Всевышний наполнит вас силой и величием, что даже гордецы склонятся перед вами.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ما من امرئ يخذل امرأ مسلما في موضع تنتهك فيه حرمته وينتقص فيه من عرضه إلا خذله الله في موضع يحب فيه نصرته

«Если мусульманин унизит мусульманина в том месте, где нарушаются его права, то и Аллах унизит его, когда он будет ждать помощи от Него » (Абу Давуд, имам Ахмад). Когда вам нужна будет помощь, вы будете унижены, так же, как унизили мусульманина.

Люди произносят эти нездоровые слова: «Это меня не касается… Какое моё дело…Оставим всё на Всевышнего… Каждый отвечает за себя». Эти слова ошибочны, потому что, если несправедливость распространится в обществе, такое общество обречено на погибель. Общество, в котором царит несправедливость, подвергается уничтожению, Всевышний ниспосылает на него бедствия. Мы наблюдаем это в истории любого государства, города, если в них угнетают и притесняют, то они подвергаются многочисленным бедствиям.

Пророк (мир ему и благословение) произнёс очень важные слова, которые притянули взоры сподвижников:

««Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный ». Один человек сказал: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю? ». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты запретишь ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему » (имам Бухари).

Мы не должны руководствоваться родственными, соседскими или групповыми связями. Необходимо придерживаться справедливости, потому что эта справедливость Всевышнего составляет основу всего миропорядка. В священном хадисе сообщается, что Всемогущий и Великий Господь сказал:

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! »

В нашем обществе наблюдается несправедливость в различных формах. В хадисе упоминается о том, что требовать уплаты со стороны богатого является притеснением. Невыплату зарплаты рабочим - это также притеснение. Несоблюдение прав жены – также притеснение. Любое несоблюдение прав человека – это проявление несправедливости и притеснения. В каждом из этих случаев вы должны оказывать помощь.

Некоторые люди, видя перед собой несправедливость, говорят: «Я не в силах помочь, я не знаю, что делать». Помочь угнетённому можно различными способами: можно попробовать дать наставление угнетателю; можно обучить угнетённого отстаивать свои права, ведь многие люди не знают своих прав, не знают, к кому можно обратиться – и это тоже станет помощью. Даже дуа за притеснённого человека является помощью. Пророк (мир ему и благословение) молился за многих угнетённых, чтобы Всевышний оказал им помощь.

Если мы сравним два общества, в одном из которых оказывают помощь угнетённым, в другом не помогают притеснённым, в каком из них захотел бы жить человек? Общество, в котором защищают угнетённых, всегда будет здоровым, развивающимся и счастливым.

В день Великого стояния, когда будут собраны все люди в одном месте, Всевышний даст угнетённому возможность взыскать с притеснителя. В этот великий день Пророк (мир ему и благословение) будет на высоком месте и рядом с ним будут праведные люди, которые стремились быть похожими на него. В этот день окажутся счастливыми те, кто помогал угнетённым в мирской жизни. Они получат взамен от Всевышнего прощение. И только там мы поймём смысл слов:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас ».

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада ас-Саккафа

Притеснение мусульман в Бирме (ныне Мьянма) имеет давнюю историю. Один из первых конфликтов в настоящее время был отмечен еще 1997 годом. Хотя притеснения имеют много вековую историю. Я буду переводить и по частям выкладывать всю историю положения мусульман в Бирме.

Погромы мусульман в Мандалае, Бирма 1997.
Волнения в 1997 году начались из-за реконструкции статуи будды организованная властями Бирмы. Бронзовая статуя в храме Маа Мятнуми была принесена в Мандалай еще царем Бодавпайя в 1784 году. Во время реконструкции образовалось огромная зияющая дыра в статуе.
16 марта 1997 года в 15-30, группа из 1000-1500 буддистских монахов стали выкрикивать анти мусульманские слоганы, они атаковали сразу же мечети, после магазины и автомобили мусульман в местах их проживания. Сжигались религиозные книги и портили все возможное имущество мусульман в округе Каингдан пригороде Мандалая. Официально беспорядки начались после сообщений о попытке изнасилования маленькой девочки мусульманином, позже, однако сообщение было не доказано, что спекулировало разговоры о том что власти преднамеренно спланировали беспорядки для отвлечения гнева монахов из-за порчи статуи. Как минимум трое мусульман было убито и около 100 монахов было арестовано.

На карте красным отмечен штат проживания мусульман в Бирме!

Анти Мусульманские погромы в Таунгу 2011. Бирма
В 2001 году в среде буддийских монахов стали широко распространяться анти мусульманские брошюры и лозунги. Многие мусульмане чувствовали, что обострение анти мусульманских настроений было спровоцировано разрушением буддийских статуй талибами в Бамиане, Афганистан. 15 мая 2001 года анти мусульманские погромы вспыхнули в Таунгу (провинция Пэгу), в результате было убито около 200 мусульман, уничтожено 11 мечетей и сожжено более 400 домов. В тот же день произошел погром мечети Хан Та, устроенной про военными силами, где было избито до смерти около 20 мусульман совершавших молитву. 17 мая генерал Вин Мюйнт прибыл в Таунгу и ввел комендантский режим в городе до 12 июня. Буддийские монахи требовали уничтожения древней мечети Хенса в отместку за разрушенные скульптуры в Бамиане. 18 мая были уничтожены бульдозерами мечеть Хан Та и мечеть на железнодорожной станции в Таунгу. Весь май месяц все мечети в Тунгу были также закрыты. Мусульманам пришлось молится дома, местные имамы жаловались на все еще продолжающееся тревожное и провокационное отношение со стороны монахов. После беспорядков многие местные мусульмане покинули Таунгу и поселились в близлежайщих городах, некоторые уехали в столицу Янгон. После полного прекращения беспорядков военные силы покинули город.

Анти мусульманские погромы в штате Рекхайн. Бирма 2012.
Погромы в Рекхайне летом 2012 года были серией конфликтов в основном между буддистами национальности Рекхайн и мусульманами национальности Рохинджа в северной части штата Рекхайн. Хотя позже еще до октября месяца года мусульмане всех национальностей становились объектом нападок и притеснений, которые также вылились в погромы. Первый погром начался после недельных обсуждений о прекращении насилия, ситуация была осуждена многими людьми с обеих сторон. Однако причина внезапно начавшегося погрома в июне была не ясна, хотя многие люди ссылались на убийство 10 мусульман Рохинджа этническими Рекхайн, буддистами по вероисповеданию. Правительство Бирмы развернуло войска в регионе и ввела повсеместно комендантский режим. 10 июня в штате была введена чрезвычайная ситуация, которая позволяла введённой армии участвовать и регулировать работу в администрации штата. К 22 августу официально было подтверждено убийство 88 человек - 57 мусульман и 31 буддистов. Около 90.000 тысячи человек стали беженцами и покинули место погромов. Более 2500 домов было сожжено, более половину из них принадлежало мусульманам. Бирманская армия также была обвинена в нападении и давлении на мусульман, устраивая массовые аресты и судебные разбирательства.

Реакция правительства Бирмы на погромы было высоко оценено США и Европейским союзом, однако организация «Международная амнистия» и другие организации по борьбе за человеческие права заявили, что многим мусульманам пришлось бежать из родных мест из-за массового насилия и арестов со стороны армии, также утверждалось что мусульмане народности Рохинджа систематически подвергались дискриминации в течении десятков лет, доказательство тому предшествующие погромы мусульман в 1997 и 2001 году. Позже Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и некоторые другие организации резко отклонили предложение президента Бирмы Тейн Сейна об расселении мусульман Рохинджа заграницей. Некоторые гуманитарные группы выступили с критикой правительства Бирмы, обвинив в создании гуманитарного кризиса среди Рохинджа, изолировании их в лагерях, жестоком обращении, не допуску к гуманитарной помощи включая и арест работников гуманитарной организации.
Не смотря на все заявления, в октябре снова разразились беспорядки когда было убито 80 людей, сожжено более 2000 тысяч домов и перемещено с обжитых мест более 20000 тысяч людей.
Мусульмане Рохинджа также подверглись сегрегации в обществе, им не позволялось покидать лагеря, также они стали объектом бойкота со стороны коммерческих компаний возглавляемые буддийскими монахами, серьезным проблемам подвергались те кто даже имел всяческие контакты с мусульманами.
Согласно газете «Экономист», «насилие и особая жестокость буддийских групп против мусульман в таких местах как Меиктила, Окпоо и Гиобингаук вдохновило другие беспорядки и погромы мусульман Рохинджа в Ситве, столице штата. И похоже такая тенденция распространяется в других частях Азии».

Июльские погромы 2012 года.

Июньские погромы отметились различными столкновениями между Буддистскими и Мусульманскими поселениями, включая массовую порчу имущества обеих сторон. Данные по количеству жертв и беженцев сильно разнятся, официальные цифры в некоторых подсчетах не совпадают в десятки раз. Одной из главных причин начала погромов явилось убийство 10 мусульман Рохинджа буддистами Рекхайн.

Несмотря на увеличенную меру безопасности, 8 июня в 15-50, большая группа мусульман Рохинджа сожгла несколько домов в деревне Бому, округ Моунгдоу. Телефонные линии были перерезаны. Уже вечером того же дня, офицер округа Хмуу Зоу сообщил что военные части охраняют 14 раннее сожжённых деревень в округе Моунгдоу. Около 17-30, военным был дан приказ использовать огонь на поражение в случае необходимости, но в дальнейшем, по словам местных СМИ, военные только использовали предупредительный огонь.
В тот же день, власти сообщили что ситуация в округе Моунгдоу стабилизировалась. Однако позже вечером три деревни южнее Моунгдоу были сожжены.
В 9 часов вечера власти ввели комендантский час в Моундгоу, запрещавший также людям собираться в группы более чем 5 человек в публичных местах. Часом позднее, погромщики окружили полицейский участок в деревне Хайай Мийнг. Полиция открыла предупредительный огонь, после чего все скрылись. В 10 часов вечера военные части заняли позиции в Моундгоу. На следующий день было подтверждено убийство 5 человек.

Утром 9 июня, 5 армейских батальонов прибыло на место событий для помощи ранее дислоцированных в Моундгоу. Правительство развернуло подготовку лагерей для жителей сожжённых домов. Также правительство сообщило, что министерство помощи беженцам и министерство обороны обеспечило беженцев около 3.3 тоннами продуктами первой необходимости и 2 тоннами одежды. Несмотря на наращивание военной силы в регионе, погромы не ослабевали. Военные силы предотвратили всего лишь попытку поджога несколько кварталов в Моундгоу. Однако буддистские жители села Басидаунг (где мусульмане составляют 90% населения) прибывали в лагеря беженцев, заявляя, что их дома были уничтожены. Солдаты заняли позиции в селе Басидаунг и начали патрулировать улицы для предотвращения погромов. Погромщики пошли в Ситтве и сожгли 3 дома по пути. Официальные сводки сообщили, что 9 июня в районе беспорядков было убито 7 человек и было сожжено 17 магазинов и 494 дома.

10 июня было объявлено о чрезвычайной ситуации во всем штате Рекхайн. Согласно государственным телеканалам, объявление такой ситуации было реакцией на «не спокойствие и террористические атаки», а также «попытка к стабилизации ситуации в регионе». Президент Тейн Сейн также добавил, что дальнейшие беспорядки могут угрожать движению страны к демократии. Было ведено также военное положение, по которому армия имела полный военный и административный контроль над регионом. Такой шаг был раскритикован организациями по правам человека, организации обвиняли правительство в передачи власти и контроля в Рекхайне военным частям, которые уже исторически плохо жестоко относились к местному мусульманскому населению. Также 10 июня, по словам местных мусульман «12 летняя девочка была убита в магазине полицией без всяческих обоснований». Некоторые буддисты также в этот день сожгли дома мусульман в деревне Боому в ответ на поджоги в Моундгоу в предшествующий день. Более 5 тысяч людей поселились в лагере для беженцев в результате событий 10 июня. Многие беженцы (в основном мусульмане) притесняемые официальными властями подались в Ситтве, столицу штата Рекхайн.

12 июня еще больше домов были подвержены поджогам в Ситве, многие жители буддисты Рекхайн были переселены. «Дым поднимается из многих мест и мы напуганы», сказал один из жителей. «Правительство должно отправить больше военных для защиты наших людей», добавил другой житель Рекхайн. Число жертв официально достигло до 21. Чиновники ООН послали эмиссаров для оценки погромов. «Мы здесь для того чтобы изучить и оценить как мы можем помочь жителям Рекхайн», сказал Эшок Нигам, гуманитарный координатор ООН. Эмиссар позже заметил, что армия мало по малу восстанавливает порядок в регионе.

14 июня, ситуация успокоилась и количество жертв по данным Бирманских СМИ было уточнено до 29 - 16 мусульман и 13 буддистов. Правительство также подтвердило, что около 2500 домов было испорчено и 30 тысяч человек стало беженцами. 37 лагерей было построено в штате Рекхайн. Оппозиционый лидер Аун Сан Су Джи предупредила, что беспорядки могут повториться, если не будут соблюдаться жесткие меры.

На 28 июня по официальным данным количество убитых возросло до 80 и 90000 человек были вынуждены стать беженцами и поселиться во временных лагерях. Сотни мусульман бежали в Бангладеш, несмотря на то, что многим запрещалось покидать регион, и вынуждены были вернуться в Бирму. Однако, по словам Тун Кхина, президента Бирманской Организации Мусульман, около 650 мусульман Рохинджа были убиты, 1200 человек пропало без вести и более 80000 тысяч стали беженцами. Также мусульмане Рохинджа которые бежали в Бангладеш заявляли что подвергались гонению и даже убийствам по дороге к границе.
Правительство Бирмы арестовало 10 работников ООН и обвинило их к подстреканию к погромам. Антонио Гутьеррес, глава ООН по делам беженцев посетил Янгон и попросил правительство выпустить на свободу работников ООН. На что президент Бирмы Тейн Сейн сказал, что заключенные будут освобождены, если ООН возьмёт на себя обязательства по переселению заграницу в Бангладеш или другую страну всех мусульман Рохинджа, население которых составляет до 1 миллиона человек. ООН отказало президенту в таком предложении, заключенные сотрудники в дальнейшем были освобождены.

P.S - Многие из приведенных фактов переведено мною из официальных источников, что не достаточно точно отражает прошедшие события. Но надеюсь даст нам представление о том, что имело место в то время. Попытаюсь связаться с этническими мусульманами Рохинджа, для уточнения многих данных.

Продолжение погромов в штате Рекхайн. Погромы в октябре.

Беспорядки между Мусульманами и Буддистами вспыхнули с новой силой в октябре. Согласно правительству Бирмы, более 80 человек было убито и около 22 тысяч человек стало беженцами и сожжено 4600 домов. Всего же в результате беспорядков в 2012 году беженцами стали до 100 тысяч человек. Беспорядки начались в городках Мин Бья и Мраук Оо, но получили также силу по всем штату. На сей раз, по словам очевидцев, объектом нападения становились мусульмане любых национальностей, а только местных Рохинджа. Многие мусульманские лидеры в штате анонсировали, что праздник Курбан-Байрам не будет отмечаться обычным празднеством, так как правительство не дает никаких гарантий защиты во время праздничных дней.
Работу правительства во время беспорядков сильно раскритиковал Пан Ги Мун, который заявил в обращении 26 октября «карательные атаки, нападение на людей и экстремистская риторика должны быть прекращены, иначе …. процесс реформ и открытого решения проблем и погромов могут быть сорваны самим же правительством Бирмы». Многие политики обвиняли правительство Бирмы в умышленном торможении поставок гуманитарной помощи. 27 октября секретарь президента Бирмы дал подтверждение, что «имело место уничтожение мусульманских деревень в Рекхайне», после того как, организация по правам человека опубликовало космические фотоснимки показывающие сотни и сотни разрушенных домов в мусульманских селах. По данным ООН на 28 октября более 5700 человек стало беженцами. В начале ноября организация «Доктора без границ» утверждала, что многих работников организации увольняли и депортировали из штата за всяческую помощь пострадавшим мусульманам, также имели место анти-мусульманские брошюрки и постеры.

Последствия.

Изгнание мусульман из Ситтве. (столица штата Рекхайн).

После октябрьских погромов, большинство мусульман было временно перемещено в наспех приспособленные лагеря подальше от города на границу с Бангладеш. Только пару сот домов с семьями осталось в городе, вернее в гетто, где они были сегрегированы и ограничены в общественной жизни. Буддисты штата требовали дальнейшего изгнания всех мусульман Рохинджа, кроме тех, кто сможет доказать, что как минимум три поколения ранее уже жило в штате.
Около 140 тысяч человек стало беженцами во время погромов 2012 года, в большинстве своем мусульмане, было убито 200 человек. Тысячи мусульман покинули штат и эмигрировали в Малайзию, большинство использовало лодки, которые зачастую тонули в Индийском океане, так и не доплыв до берега, говорят, что в этих инцидентов погибло как минимум несколько сот человек. По официальным данным 2 лодки в ноябре затонули во время шторма, у берегов Бирмы, унеся жизни более 130 беженцев.

Мировая реакция

Из-за крайне скудной информации, многие страны и организация были не в состоянии оценить ситуацию или сделать выводы. Однако в некоторых мусульманских странах прошли акции протеста и митинги в поддержку мусульман Рохинджа. 14-ый Далай Лама резко раскритиковал буддийских монахов Бирмы, в убийстве и притеснении людей на религиозной почве. Многие аналитики считают, что беспорядки были спровоцированы военной верхушкой Бирмы, для дестабилизации ситуации в стране и дальнейшей попытке свернуть власть.

Однако очевидно, что во время очередного столкновения между буддистами и мусульманами, армия и власть почти в открытую на стороне буддистов, которые и так составляют в стране подавляющее большинство, около 90%. Во время и после погромов, беженцам мусульманам не предоставляется помощь и поддержка, мусульмане Рохинджа признаны правовыми организациями самым жестоко притесняемым меньшинством в мире.

Анти-Мусульманские погромы в Бирме. 2013.

Начиная с марта 2013 года, погромы стали распростятся в разных городах центральной и восточной Бирмы, совпав с ростом буддистского «Движения 696» возглавляемой монахом Вирату. Многие версии совпали во мнении, что именно эта организация ответственна за многие погромы мусульман и в частности за беспорядки 2013 года. Само «Движение 696» радикальная буддистская организация считающее что «Бирма должна быть исключительно буддистским государством».

Мартовские погромы в Меиктиле.

Напряжение между буддистскими и мусульманскими группами быстро переросло в жестокую бойню в Меиктиле с 20 по 22 марта, было убито 40 и ранено 61 человек. Погром начался 20 числа, когда муж и жена буддисты по вероисповеданию были избиты из-за ссоры в ювелирном магазине, в тот же день был убит монах шестерыми подростками мусульманами. Но самый кровавый акт, произошел на следующий день, когда банда буддистских монахов атаковала и подожгла Исламскую школу «Мингалар Зайон». На глазах у военных, которые не предприняли никаких мер, буддистские монахи убили 32 студента, используя все подручные средства: мачете, металлические прутья, цепи и камни.
25 марта погромы перекинулись на соседние города, в таких местах как Отеконе, Татконе и Яментин были сожжены большинство мусульманских домовладений и почти все мечети. По меньшей 9000 мусульман стали беженцами. Позднее в апреле ББС распространило видео, где напротив погромщиков, которые поджигали дома, и имущество мусульман спокойно стояли полицейские патрули. Также видео имело брутальную сцену убийства двух мусульманских студентов монахами.Погромы в Меиктиле не имели дальнейших последствий. Правительство среагировало очень мягко, посадив 8 мусульман на срок от 2 до 28 лет, и всего лишь 25 буддистов на различные сроки.

Апрельские погромы в Оккане.

30 апреля около 400 вооруженных камнями и прутьями монахов напали на мечети и подожгли более 100 домов и магазинов в Оккане, убив 2 человека и ранив как минимум 10. Еще 77 домов были разрушены в близлежайщих деревнях Яданакон, Панипин и Текон. Волнение началось по различным сведениям из-за инцидента утром в Оккане, когда мусульманка, ехавшая на велосипеде, сбила монаха, не причинив ему, однако сильного вреда.

Майские погромы в Лашио.

29 мая погромы вспыхнули в Лашио, в приграничном с Китаем штате Шан. Буддисткие группы начали поджигать мечети и магазины, и даже детский дом. Столкновения между буддистами и мусульманами продолжались 2 дня, был убит один человек и несколько ранены. Буддистские группы начали патрулировать улицы на мотоциклах, более 1400 мусульманам пришлось укрываться в местном буддистском монастыре, пока ситуация не стабилизировалась.

Августовские погромы в Канбалу.

24 августа погромы начались в деревушке Хтангон, 16 км южнее города Канбалу. Местные монахи сжигали дома мусульман и мечети. Государственное телевидение объявило, что только 44 дома и 15 магазина было сожжено. Во время погромов пострадал один пожарник и и один местный житель.

Октябрьские беспорядки в Тхандве.

В период с 29 сентября по 2 октября в штате Рекхайн, буддисты атаковали мусульман национальности Камейн в 2 деревнях южнее города Тхандве. 7 мусульман и 2 буддиста было убито, 80 домов сожжено. Около 500 мусульман стало беженцами.


P.S. Очевидно что и в 2013 году масштаб и количество жертв властями Бирмы всячески скрывается, почти всегда местными СМИ выдвигаются версии начала любого погрома как стычку мусульман и буддистов, где мусульмане зачастую "сами виноваты", а реакция буддистов всего лишь ответная. Как и при погромах в 1997, 2001 и 2012 годах армия и полиция не предприняли никаких мер в защиту мусульман, которые всегда составляют меньшинство в стране, 5%.
Автор:

mob_info