Как россия и япония могут решить курильскую проблему. Проблема курильских островов в отношениях россии и японии

5 сентября на пресс-конференции по итогам G20 в Ханчжоу российский президент Владимир Путин заявил, что компромисс по курильской проблеме может быть достигнут. Отправной точкой станет соглашение, заключенное СССР и Японией в 1956 году. В нем говорится о передаче двух южных островов Курильской гряды японской стороне. «Однако в соглашении не было оговорено много чего еще. Например, на каких условиях нужно осуществить передачу, и чей суверенитет будет над этими островами», — заявил Путин. Эти вопросы, очевидно, и являются главными камнями преткновения в территориальной проблеме, которая тянется за Москвой и Токио со времен Второй мировой войны.

На прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке глава МИДа Сергей Лавров подчеркнул, что итоги консультаций по проблемам мирного договора с Японией будут известны в середине декабря, когда президент России совершит визит в Японию.

Сам Абэ, выступая на ВЭФ, призвал Путина урегулировать двусторонние отношения. «Давай поставим точку в этой ненормальной ситуации, которая существует уже 70 лет, и вместе начнем строить новую эпоху российско-японских отношений, которая будет длиться следующие 70 лет», — сказал японский премьер.

Японский лидер обращался к своему российскому коллеге на ты, чтобы подчеркнуть, что между ними сложились доверительные отношения.

Многочасовые переговоры, которые ведутся российскими и японскими дипломатами в 2016 году, означают, что желание найти решение территориальной проблемы есть со стороны и Токио, и России. Как отметил в своей речи Путин, это решение должно гарантировать, что «ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей».

Права победителей

Проблема островов Малой Курильской гряды — Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи — существует с окончания Второй мировой войны, в которой союзник нацистcкой Германии Япония была побеждена силами США и СССР.

После подписания капитуляции Японии четыре острова, которые принадлежали Японии по русско-японскому договору 1855 года, вошли в состав СССР. Япония юрисдикцию советской стороны признавать отказалась. Мирный договор между двумя странами так и не был заключен.

К территориальному спору вернулись при правлении Никиты Хрущева, который хотел улучшить отношения с Японией.

В 1956 году Москва и Токио возобновили дипломатические отношения и заявили в совместной декларации, что полноценный мирный договор будет разработан.

В ее тексте говорилось: «Идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан. — «Газета.Ru») с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией». Именно об этом документе и говорил Путин на саммите G20.

Несмотря на то что в 1956 году обе палаты японского парламента ратифицировали договор, японская сторона, как недавно подчеркивал Путин, отказалась его выполнять.

Впрочем, первый сигнал о том, что передача островов Японии не может быть осуществлена, дал именно Советский Союз.

В записке в адрес правительства Японии в январе 1960 года представители СССР указали, что Япония, разместив у себя на территории военные базы, нарушает условия договора о передаче островов. В записке говорилось, что, соглашаясь на передачу островов, СССР учитывал национальные интересы Японии и миролюбивые намерения страны. А эти намерения поставили под сомнения американские войска, которые появились в Японии на постоянной основе.

Для широкой общественности ситуацию объяснила газета «Правда». В ней появилась статья, в которой утверждалось: военный договор Японии с США направлен против СССР, и, если острова будут переданы, на них вполне можно будет разместить новые американские базы. «Правда» писала, что острова передадут Токио только после вывода войск США и подписания мирного договора с СССР.

Этим возмутилось уже японское правительство, заявив, что международный документ не должен меняться в одностороннем порядке. В официальной ноте Токио также отмечал, что на момент заключения декларации с СССР в Японии уже были иностранные войска.

Именно после этого дипломатического скандала японская сторона заявила, что будет «неотступно добиваться» не только возвращения обещанных ранее Шикотана и Хабомаи, но и других «северных территорий», как здесь называют Курильскую гряду. С тех пор диалог был прерван.

Все или ничего

Сегодня, по мнению япониста, экс-заместителя главы МИДа Георгия Кунадзе, решение курильской проблемы найти будет довольно сложно, так как стороны не проявляют готовности изменить свои позиции.

«Не вижу ничего нового. Позиции сторон изначально взаимно непримиримые, опираются на массовую поддержку в своих странах. Без катастрофических потерь пойти на уступки нельзя», — рассказал он «Газете.Ru».

За долгие годы среди японской общественности сложился абсолютный консенсус о принадлежности островов малой Курильской гряды. Его придерживалась даже Коммунистическая партия Японии (КПЯ), оппозиционная, но независимая от СССР политическая сила. Позиции КПЯ были даже более радикальными. По мнению японских коммунистов, СССР должен был отдать Японии весть Курильский архипелаг. В годы «холодной войны» это стало причиной резкого ухудшения отношений между КПСС и КПЯ.

Стоит отметить, что президент СССР Михаил Горбачев, которого политические противники часто упрекали в сдаче советских позиций, во время визита в Японию в 1991 году не включил в свое совместное заявление с премьером страны упоминание о декларации 1956 года. Позиция Горбачева заключалась в том, чтобы не отдавать Японии ни одного острова.

«Шанс тогда был упущен. С тех пор возникли новые реальности», — объяснял свою позицию советский лидер.

Новый шанс для диалога по проблеме островов был дан уже президентом России Борисом Ельциным и его японским коллегой премьером Рю Хасимото, которого он именовал в своих мемуарах «Друг Рю». В октябре 1993 года в Токийской декларации Москва и Токио договорились, что «следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса».

При этом в 1997 году Ельцин на встрече с Хасимото заявил, что готов решить проблему, вернувшись к договору от 1855 года, то есть вернуть все четыре острова Японии. Как вспоминал участник встречи с российской стороны вице-премьер Борис Немцов, ему пришлось буквально умолять Ельцина не идти на этот шаг. Немцов говорил, что это решение может быть с негодованием воспринято общественностью на фоне общей тяжелой ситуации в стране.

Допустить компромисс

В этом году декларации 1956 года исполнится 60 лет. Круглая дата может быть хорошей возможностью для серьезного сдвига в вопросе Курил.

Определенные возможности для этого есть. Обе стороны признают эту декларацию и отталкиваются от нее как от основного документа, который, как ранее отмечали российские дипломаты — собеседники «Газеты.Ru», является действующим юридическим документом, имеющим характер международного договора.

По мнению ведущего научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО Павла Гудева, для дипломатического прорыва требуется, чтобы японская сторона отошла от непримиримой позиции. «Они говорят, что предварительных условий быть не должно, а мы считаем, что должны быть», — считает он.

Если этот сдвиг произойдет, то вариантов решения проблемы может быть несколько, говорит Гудев. Один из вероятных вариантов — так называемый отложенный суверенитет.

Это означает, что в документах может быть зафиксировано, что часть островов перейдет под юрисдикцию Японии через 50 или даже 100 лет. Возможен и вариант, когда Японии будут переданы лишь сами острова, однако акватория вокруг них, а также ресурсы останутся в собственности России, добавил Гудев.

Учитывая, что в настоящее время острова делают Охотское море внутренним морем России, стороны также могут договориться о том, что судоходство в акватории было бы доступно лишь для кораблей России и Японии, добавил собеседник «Газеты.Ru».

Россия также должна потребовать от Японии, что на переданных ей островах не была создана военная инфраструктура, считает эксперт.

Добиться от Японии закрытия американской военной базы на Окинаве практически невозможно, отмечал в своей колонке для Asia Times военный аналитик Грант Ньюсхэм. Несмотря на то что поведение американских военных на Окинаве часто становилось поводом для протестов в самой Японии, американское военное присутствие рассматривается в Токио как важный фактор стабильности в регионе.

Окинава — «отличный плацдарм, откуда можно совершать различные военные операции для отражения агрессора», считает Ньюсхэм. При этом, если в годы «холодной войны» эта база служила для противодействия КНДР, сегодня ее основная роль — сдерживание Китая.

Вне зависимости от вариантов есть возможность, что стороны объявят о потенциальном компромиссе по Курилам во время государственного визита Путина в Японию в декабре.

Сам Путин в недавнем интервью Bloomberg упомянул, что с Китаем был достигнут территориальный компромисс по острову Тарабаров в 2004 году после переговоров, которые длились 40 лет.

Президент России отметил, что «в конце концов нашли компромисс». «Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой», — рассказал Путин.

Георгий Кунадзе считает, что никакого компромисса по проблеме спорных островов достигнуто не будет. Эксперт, который в 1990-е годы участвовал в переговорах с японской стороной, утверждает, что японцам нужны не сами острова как таковые, а «принцип».

«Чтобы поднять эти острова до приличного уровня, нужно вложить миллиарды, а у Японии сегодня таких средств нет. Но здесь вопрос национального престижа», — добавил дипломат.

15:00 — REGNUM

Уважаемый Владимир Владимирович!

Накануне Вашего предстоящего визита в Японию обращаемся к Вам с настоящим Открытым письмом.

Развитие ситуации вокруг территориальных претензий Японии на российские южные Курилы, которые официальный Токио предъявляет нашей стране на протяжении последних шестидесяти лет, — со времени заключения Советско-японской совместной декларации 1956 г. — побудило нас еще раз обозначить принципиальные положения, показывающие необоснованность и пагубность каких-либо уступок в вопросе российского суверенитета над Курильскими островами, включая их южную группу (Кунашир, Итуруп, и Малая Курильская гряда, в которую входит о. Шикотан), в какие бы «завуалированные» схемы это не облекалось.

Мы исходим из твердой и неоднократно заявленной позиции российского руководства о законности вхождения Курильского архипелага в состав России по итогам Второй мировой войны, в частности, Вашего последнего заявления о неоспоримости российского суверенитета над всеми Курилами.

При этом, по-прежнему, вызывают озабоченность настойчивые попытки японского руководства, предлагающего в последнее время — в обмен на расширение японо-российского, включая инвестиционное, сотрудничества — различные схемы организации некоего «совместного хозяйственного освоения» южных Курил, истинной целью которых неизменно остается «не мытьем, так катаньем» добиться удовлетворения своих территориальных претензий к нашей стране.

Под прикрытием разговоров об углублении двусторонних экономических связей вновь выдвигается идея «необходимости» заключения мирного договора в обмен на южные Курилы.

В этой связи, хотели бы подчеркнуть, что формальный мирный договор с Японией в нынешних условиях является явным анахронизмом. Пора твердо заявить японскому руководству, что время реанимации не состоявшихся по вине Токио и Вашингтона соглашений давно прошло.

Состояние войны между нашими странами прекращено еще в 1956 г., все необходимые для развития нормальных добрососедских, включая экономические, отношений соглашения заключены. Очевидно, что для Японии мирный договор является сейчас не целью, а средством реализации своих корыстных и ничем ни исторически, ни юридически не обоснованных территориальных притязаний к нашей стране, о чем, повторим, неоднократно заявляло руководство РФ.

Напомним, мирный договор не заключен у нас с Германией, что никак не препятствует развитию всестороннего плодотворного сотрудничества между нашими государствами.

По Конституции РФ территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема, что также не позволяет поступаться ни единым островом, ни единой пядью родной земли. Любой опрометчивый шаг на предстоящих переговорах в Токио имел бы для России необратимые роковые последствия.

Настойчиво навязываемая российскому обществу и руководству нашей страны японской пропагандой мысль, что территориальные уступки или же их обещания в будущем (вроде признания «потенциального суверенитета Японии» над якобы «спорными островами») приведут к тому, что на нашу страну прольются обильные «иеновые дожди», является глубоким заблуждением. Японские банки и корпорации не подчиняются токийским политикам и дипломатам и никогда не пойдут на альтруистические, благотворительные финансовые и экономические операции.

Зато в политическом плане любые уступки японским территориальным домогательствам или обещания таковых обязательно приведут к активизации в Японии реваншистских сил, выступающих, как известно, с притязаниями не только на группу южных островов, но и на весь Курильский архипелаг, а также на южную половину Сахалина.

Уважаемый Владимир Владимирович, мы надеемся, что в ходе Ваших переговоров с японской стороной, Вы будете исходить из незыблемости российского суверенитета над Курильскими островами и из того факта, что экономическое сотрудничество с Японией, — как и с любым другим иностранным государством в этом регионе, — возможно на основе взаимной выгоды без каких-либо увязок его с политическими требованиями и ссылок на события давно минувшего прошлого.

Какой-либо договор с Японией, как и вообще развитие российско-японского добрососедства, должен стать результатом признания обеими странами стабильных и четких границ, сложившихся в итоге Второй мировой войны. Иного пути решения территориального спора двух сторон нет и быть не должно.

Бабурин С.Н., доктор юридических наук, профессор

Багдасарян В.Э., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Болотников А.А., депутат Сахалинской областной Думы

Бровко П.Ф., доктор географических наук, профессор

Выголов Ю.Ф., депутат Сахалинской областной Думы

Галицкий В.П., доктор юридических наук, профессор

Гуськова Г.В., депутат Сахалинской областной Думы

Долгих Н.П., депутат Сахалинской областной Думы

Ефанов В.Н., доктор биологических наук, профессор, действительный член РАЕН

Зенкин А.М., депутат Сахалинской областной Думы

Зиланов В.К., профессор, действительный член МАНЭБ

Зимонин В.П., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Иванова С.В., депутат Сахалинской областной Думы

Калиниченко В.И., главный редактор журнала «Безопасность: наука и технологии»

Катасонова Е.Л., доктор исторических наук

Кашин Б.С., доктор физико-математических наук, действительный член РАН

Кислицин А.С., депутат Сахалинской областной Думы

Клочков Д.Н., доктор биологических наук

Кочев В.А., доктор юридических наук, профессор

Кошкин А.А., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Крупянко М.И., доктор политических наук

Кузин А.Т., доктор исторических наук, профессор

Лотин Е.В., депутат Сахалинской областной Думы

Любушкин В.И., депутат Сахалинской областной Думы

Марухин В.Ф., доктор исторических наук, профессор

Мясников В.С., доктор исторических наук, действительный член РАН

Назаров О.Г., доктор исторических наук

Плотников А.Ю., доктор исторических наук, профессор

Подойникова Г.В., депутат Сахалинской областной Думы

Пономарёв С.А., председатель Сахалинского областного отделения Русского географического общества

Реснянский С.И., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Родин А.В., доктор географических наук

Тавровский Ю.В., профессор

Тетекин В.Н., доктор исторических наук

Тихонов А.К., доктор исторических наук, профессор

Ткаченко Б.И., главный научный сотрудник Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского

Тодоров В.Я., депутат Сахалинской областной Думы

Хлестов О.Н., чрезвычайный и полномочный посол, профессор

о снятии Кремлем со многих Курильских островов режима пограничной зоны. Тем самым Путин давал понять японцам, что он не против сдачи островов накануне его визита в Японию. В ответ на мой блог устроили нашествие кремлеботы со своими методичками, отрицая сдачу Курил. В итоге пост мой вывели в топ. Но вчера я получил подтверждения о готовящейся сдаче островов Японии. При том его дал лично Путин в интервью японским СМИ, где уже даже не скрывал желание сдать Курилы. Приведу некоторые отрывки из него,а потом расскажу, как будет происходить сдача островов.

Отсутствие мирного договора между Россией и Японией - это анахронизм, доставшийся из прошлого, и этот анахронизм должен быть устранён. Но как это сделать - это вопрос сложный. Вы вспомнили про декларацию 1956 года, и в декларации были прописаны правила, которые подлежали исполнению с обеих сторон и которые должны были быть положены в основу заключения мирного договора. Там, если Вы помните, если Вы посмотрите внимательно текст этой декларации, написано, что мы сначала заключаем мирный договор, потом вступает в действие декларация, и два острова передаются Японии. Не сказано, на каких условиях передаются, под чьим суверенитетом это остаётся. Но тем не менее такой документ был подписан. Но он был не только подписан, он был ратифицирован как Верховным Советом СССР, то есть парламентом Советского Союза тогда, так и парламентом Японии.

Итак, как вы заметили, Путин открыто признался о намерении сдать Курильские острова Японии. По крайней мере как минимум двух из них. И при этом ссылается на советско-японскую декларацию 1956 года. Только он забывает, что условием передачи Хабомаи и Шикотана были вывод американской военной базы с территории Японии и разрыв отношений с США. А после того, как японцы отказались это делать, декларация в 1960 году стала недействительной. Поэтому Путин нагло врет, прикрывая сдачу островов ею.

Конечно, мы будем к этому стремиться. Конечно, будем стремиться именно к такому результату. Но Вы вспомнили сейчас про соглашение 56‑го года, а я напомню, что практически по инициативе Японии эти переговоры были позднее прекращены. И по просьбе моих японских коллег в 2000 году мы вернулись к обсуждению возможности заключения мирного договора на основе соглашения 56‑го года. Но в соглашении 56‑го года говорится о двух островах, а Вы сейчас сами сказали о том, что Премьер-министр ставит вопрос о четырёх островах. Значит, мы уже вышли за рамки соглашения 56‑го года, это совсем другая ситуация и другая постановка вопроса.

Здесь Путин опять ссылается на уже недействительную декларацию и заявляет о готовности сдать два острова. И при этом жалуется, что японцы требует все острова Курильской гряды. Поэтому, он еще не совершил предательства. Так что в этом случае стоит сказать японцам спасибо, что отказом идти на уступки, сохранили Курильские острова в составе России еще долго.

Ведь мы, допустим, с господином Премьер-министром много говорили и очень правильно, я считаю, говорили о создании атмосферы доверия, дружбы между двумя странами и народами. На почву вот этого доверия должны ложиться и наши договорённости по созданию условий для подготовки мирного договора. Это, например, может быть достигнуто в результате масштабной совместной экономической деятельности, в том числе на южных Курильских островах. Это может быть достигнуто в результате решения вопросов чисто гуманитарного характера, например, беспрепятственных безвизовых поездок бывших жителей южных Курильских островов к местам своего прежнего проживания: посещения кладбищ, своих родных мест и так далее.

Еще весной я писал, что Курилы будут сдавать Японии, под видом совместной экономической деятельности или совместного управления. Если не верите, поищите в записях с меткой "Курильские острова". И Путин вчера подтвердил то, о чем я писал тогда. Эту информацию также подтвердил и помощник Путина Юрий Ушаков. Так что выводы делайте сами.

А теперь в конце напишу вам, о чем договорятся в Японии и как будут сдаваться Курильские острова из того, что мне известно. Они будут сдаваться по формуле 0+2+2. 0 в данном случае означает небольшое растягивание процесса передачи. Растягивание займет максимум пять лет, минимум один год. То есть торг идет в сущности о формуле и о сроках растягивания. По существу вопроса о передаче 4 островов разногласий нет. Путин сдать острова согласен. Но не согласен, чтобы это прошло при его правлении.

Почему, спросите вы. Да потому что в отличие от передачи земель Китаю здесь будет очень заметный для обывателей прогиб Путина. Это повредит его политической репутации "патриота" и "радетеля земель русских".

На сдачу островов прямо здесь и сейчас - без подписания мирного договора и японских денег- Путин не пойдет. И японцы это понимают. Поэтому они согласятся на небольшую отсрочку. И договорятся об отсрочке в 1-3 года и поэтапном выделении денег японцами.

А потом через 1-3 года Японии отойдут сперва Шикотан и гряда Хабомаи. А еще через 3-4 года Кунашир с Итурупом. На другое он не согласится, боясь конца своей политической карьеры и народных волнений. Вот примерно такой план разрабатывается в Кремле по сдаче островов Японии. И если мы не помешаем совершиться чудовищному государственному преступлению, то это повлечет за собой цепочку сдачи российских территорий очередным путинским партнерам.

В последние дни вновь оживилась тема статуса Курильских островов в связи с переговорами между РФ и Японией, где этот вопрос снова обсуждался. С обеих сторон наблюдались опасения на тему их исхода. У нас опасались, что РФ уступит и сдаст Японии 2 или 4 острова, в Японии наоборот опасался, что их руководство будет требовать только 2, а не 4 острова. Под это дело даже организовали утечку и военно-политических кругов, согласно которой, в случае передачи Японии двух южных курильских островов, то там могут появится базы США. В итоге, стороны договорились по целому спектру экономических вопросов, упростили визовый режим и договорились о совместной экономической деятельности на Курилах, но ключевой вопрос как обычно подвис в воздухе.

Все упирается в договор 1956 года , согласно которому СССР был согласен отдать Японии два острова в рамках мирного договора. Но Япония хотела 4 и так до сих пор ничего не получила. Как по мне, то японцы сами себе злобные буратины и если бы хотели, то два острова они могли еще при Союзе получить, а теперь, на мой взгляд, время на их возвращение они уже упустили, и с моей субъективной точки зрения, ни 2-х, ни тем более 4-х островов, Япония уже не заслуживает. Но вполне понятно, что в политике это так не работает и вопрос зависшей про Союзе, продолжают поднимать в течение последних десятилетий при всех японских премьер-министрах.

На тему угрозы передачи островов, то напомню свой пост 4-х летней давности. Тогда тоже кричали, что "острова уже отдают".

Попросили прокомментировать ситуацию с Курильскими островами, так как появилась информация, что якобы "острова отдают".
Посмотрел-почитал, на деле пока что никаких поводов для паники нет.
Японцы после многих лет упорствования в позиции – хотим все острова целиком и предсказуемо упираясь в стену российского отказа, постепенно пришли к мысли, что так можно еще долго хотеть и ничего не получить. В результате, премьер Абэ наконец то решил откатить ситуацию лет так на 10 назад. Дело в том, что до того момента, когда японцы открыто уперлись в вопросе получения всех островов, Россия была всегда согласна обсуждать их дележку. И при Ельцине, и при раннем Путине, вариант с "поделить острова пополам" был вполне обсуждаем. Более того, и при СССР обсуждалась возможность поделить их пополам, чтобы урегулировать отношения с Японией. Но так как позиция Японии была в этом вопросе "жадной", то уже несколько десятилетий они на этом поприще лавров не снискали. Были бы умнее, могли эту же половину островов, еще при Ельцине стрясти.
Еще при премьере Мори, они уже забрасывали удочку на эту тему
Свежий призыв к России о том, что неплохо бы урегулировать вопрос по Курилам в духе известных уступок Норвегии и Азербайджану, это недвусмысленный сигнал, что Япония готова отказаться от требований вернуть ей все острова и готова удовлетвориться частью. Это открытое признание провала внешнеполитической линии Японии на возврат всех Курильских островов. В этом отношении, логичная линия российского МИДАа, вынудила Японию идти на попятную. Но теперь встает вопрос о разделе, так как если с новым японским желанием все понятно, то соображения внутриполитического престижа и упорство с которым японцев посылали лесом, создает определенные внутриполитические проблемы при возможной дележке островов. Поэтому несмотря на официальные заявления, я не думаю, что тут будут какие-то стремительные решения, даже если обе стороны концептуально согласны порубить острова пополам. В России у этого варианта будет так же много противников, как и в Японии противников требовать у России только часть островов. Поэтому сегодняшнее оживление на тему судьбы Курильских островов, это скорее начало некоего нового этапа обсуждений их будущего. Поэтому для паники пока что нет никаких оснований.

– цинк

PS. Судя по отсутствию прогресса и на прошедших переговорах, проблемы договоренности по Курильским островам аналогичны тем же, что мешали их "дележке" 4 года назад. В Москве и Токио может быть и желали бы найти какой-то компромиссный вариант вокруг 2 южных островов, но они упираются в сильную оппозицию такому решению как в России, так и в Японии. У нас вообще ничего не хотят отдавать, в Японии хотят получить все. Поэтому упрощенный визовый режим, экономическое сотрудничество и совместное хозяйствование отдельно, а правовой статус отдельно. Россия, конечно, сейчас более заинтересована в договоренностях с Японией, в расчете на снятие санкций и экономическое сотрудничество с Японией, но это не настолько жизненно необходимо, чтобы взять и отдать Японии острова. Главный подвах может крыться в совместной хозяйственной деятельности, так как если Япония будет заниматься развитием этих островов в своих интересах, а государство на это дело забьет, то через энное время, японцы смогут создать экономические предпосылки для облегчения торга о правовом статусе Курильских островов. Но это скорее долгосрочная угроза суверенитету РФ над Курильскими островами.

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о совместной хозяйственной деятельности на четырех Курильских островах. Почему сторонам пока не удалось заключить мирный договор и что меняет новое соглашение?

Подарки и застолье

Сообщения о подарках оказались едва ли не интереснее достигнутых договоренностей: Владимир Путин привез премьеру Японии тульский самовар 1870 года - «угольный», «из меди и дерева», подчеркивалось в официальной информации, а также картину современника Разживина «Русская тройка в Коломенском» - по заснеженной дороге кони несут красные сани. Если и было в презенте российского лидера послание, читалось оно просто: «Вот такие мы русские!».

Синдзо Абэ сформулировал посыл конкретнее: он преподнес президенту России репродукцию картины «Прибытие Путятина», исполненную в японском стиле на свитке из бумаги «номиноваси». Премьер-министр Японии, таким образом, обратился к истории, в частности к эпизоду XIX века, когда адмирал Евфимий Путятин прибыл в город Симода и заключил японо-российский договор о дружбе 1855 года.

Впрочем, сообщения об угощениях на приеме заняли в отчетах не меньше места: глава японского правительства потчевал глубокоуважаемого гостя сасими из рыбы фугу и мраморной говядиной сорта «тёсю». К застолью откупорили и сакэ «Восточная краса». Японский крепкий напиток Путин назвал «горячим источником». Однако отмечать особо было нечего и встреча, по всей видимости, особой щедростью не отличалась.

Долгожданный визит - а его анонсировали еще два года назад - долгое время находился под вопросом: на Токио давил Вашингтон, озабоченный тем, что японское радушие подорвет общие усилия «большой семерки», которая инициировала международные санкции в отношении России за присоединение Крыма и дестабилизацию Украины. Недовольство США приглушили, исключив прием Путина у императора Акихито, а также перенеся основные переговоры в родные места премьера Абэ - город Нагато префектуры Ямагути.

Тянули и с подтверждением давно запланированного визита. Объявили о нем лишь за неделю, 8 декабря, когда уже поджимали сроки. Президент России в долгу не остался - опоздал на два часа, заставив педантичных японцев ждать и сдвигать график мероприятий. А за несколько дней до этого напугал японских журналистов, приехавших брать интервью в Кремль, где он вывел собаку породы акита-ину и объяснил, что она очень предана хозяину, находится в хорошей форме и охраняет его. Поскольку кличка пса показалась не случайной - Юмэ переводится с японского как «мечта», - вполне возможно, что Путин тем самым намекнул: японская мечта о возвращении Курильских островов в его руках.

И все же заключить мирный договор по итогам Второй мировой войны, обзавестись противовесом Китаю в Азии, найти надежного экономического партнера из числа развитых государств и, наконец, посетить страну «большой семерки» и в очередной раз доказать никчемность санкций - все это Путину определенно было необходимо. Поэтому он закрыл глаза на некоторые проявления несамостоятельности в действиях японцев (хотя французскому президенту ранее он не простил то, что тот отказался присутствовать на открытии российского духовно-культурного центра, и вовсе решил Париж не посещать).

Совместное хозяйство вместо мира

Но, прилетев в Японию, Путину пришлось собственоручно прописывать текст соглашения, которое долгое время готовили эксперты обеих стран. Дело в том, что формулировок, удовлетворяющих обе стороны, на экспертном уровне выработать не удалось, хотя министр иностранных дел России Сергей Лавров заверял, что позиции стран совпадают. Текст, над которым 40 минут трудились Путин и Абэ, не был мирным договором - они писали лишь пролог к нему: соглашение об условиях и форме хозяйственной деятельности на четырех Курильских островах. Мирный договор они потом тоже обсуждали , причем до глубокой ночи, но в общих чертах, концептуально, заглядывая в далекое будущее. Возможно, не в давлении США была основная загвоздка с визитом, а в том, что к приезду российского президента нечего было подписывать и согласовывать.

При этом отмашки сверху ждали десятки коммерческих соглашений: от предоставления японскими банками кредита на 800 млн долларов «Газпрому» и заключения контракта «Роснефти» на строительство газохимического комплекса до совместного инвестиционного фонда на 1 млрд долларов и сотрудничества «Почты России» с Japan Post.

Параллельно с поиском правильных слов и их порядка стороны, мягко говоря, не способствовали разрядке и отягощали контекст, в котором предполагалось подписывать соглашение о совместном хозяйствовании на Курильских островах, которое стало возможно благодаря «новому подходу» Абэ к старой территориальной проблеме. В конце ноября российские военные разместили на Южных Курилах новейшие береговые комплексы: «Бастион» на Итурупе и «Бал» на Кунашире. Известие об этом огорчило японцев, но в нем прочитывалось следование Советской декларации 1956 года, которая предполагала передачу Шикотана и Хабомаи Японии после подписания мирного договора.

И хотя японцы сожалели о неизменившейся позиции России, в местной прессе прошел слух, что Токио согласен вместо четырех островов получить два. При этом генсек Совбеза Японии Сетаро Яти на встрече с секретарем Совбеза России Николаем Патрушев напугал российские власти не меньше. В случае передачи двух островов Японии, Токио может разместить на них американские военные базы, ведь США гарантируют безопасность Японии и это естественное развитие событий. Позже это заявление было дезавуировано, но один из будущих сценариев стал проглядываться четче.

Тем не менее, расторопнее других в России действует ФСБ, и то, что Путин не вернется из поездки в Японию без небольшого дипломатического прорыва, было понятно по новости о том, что Россия отменяет статус приграничной зоны на Курилах и, что важно, местные жители это в большинстве своем поддерживают. Япония же облегчила визовый режим с Россией только после официальной пресс-конференции Абэ, на которой он призвал старых и новых жителей островов определять их дальнейшее развитие.

Запятая, а не точка

Понятно, почему Путин и Абэ не обсуждали, кому принадлежат острова - это бесплодный вариант переговоров, как и то, сколько островов следует передать, два или все четыре. У России нет территориального спора с Японией, напоминал Путин до поездки, а у популиста Абэ Северные территории - одна из тем ревизионистской политики. С одной стороны, уступили японцы: они де-факто согласились признать российский суверенитет и законы на Курилах и будут им следовать при реализации инвестиционных проектов - в рыболовстве, медицине, а также по части культуры и экологии. До этого Япония десятилетиями отказывалась вести дела на Курилах на основе российской правовой базы, в 90-е им даже казалось, что проще купить острова за 28 млрд долларов, которые мелькали в прессе, чем заниматься экономической экспансией.

С другой стороны, в долгосрочной перспективе от соглашения проиграет Россия: японцы зацепятся за открывшуюся возможность, многие старые и новые жители переселятся на Курилы и сделают их подлинно своими, а через 50 лет это уже будет органически не Россия, а Япония. Но сегодня для Путина, выступающего в образе «собирателя земель русских», важно не отдать напрямую территорию, а через компромиссную схему осваивать ее.

Он говорит о сотрудничестве «на экономическом треке», которое позволит наладить «партнерские отношения» между странами. Но очевидно, что «партнерство» не на первом месте в списке приоритетов Японии. Премьер Абэ, заявивший, что намерен поставить точку в территориальном споре, после ночных бдений с Путиным отметил, что его план сотрудничества был конкретизирован всего за семь месяцев и «будет направлен на то, чтобы создать условия для будущего решения этой проблемы». Точки не получилось, и Абэ согласился на запятую.

Разница в риторике выглядит следующим образом: японцам Абэ обещает освоение островов и окончательного решения наболевшего вопроса в будущем, возможно даже ближайшем, россиянам же Путин подает соглашение о совместной хозяйственной деятельности как приход японских инвесторов, начало торгово-экономического сотрудничества и взаимовыгодного партнерства двух стран.

Правда ровно посередине - так как даже передача двух островов будет воспринята как россиянами, так и японцами болезненно, то Москве и Токио выгодно вести переговоры о решении «курильского вопроса» бесконечно. Поскольку надо признать - сам процесс выглядит лучше, чем возможный результат, тем более, когда он так обставлен: на столе тульский самовар, сасими и сакэ, а позади трапезников картины с русской тройкой и Путятиным.

mob_info