Ночь рождения пророка мухаммада. Мусульманские святыни: Мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Наби)

По данным опроса, проведенного на сайте сайт, 25% посетителей сайта совершенно не знают историю жизни Пророка Мухаммада (мир ему) и не знают, в какой он день родился. Кроме того, более 30% считают, что о дне рождении Пророка Мухаммада (мир ему) даже лучше не знать и тем более это не праздновать. Повальная безграмотность, к сожалению, присуща множеству современных мусульман России

Чтобы восполнить пробел в знаниях, мы решили опубликовать 21 неопровержимый далиль празднования Мавлида ан Наби, данный труд написал потомок Пророка (мир ему) - Мухаммад бин Аляви, которому не безралична «гафлят» (беспечность), в которой находятся мусульмане.

ПЕРВЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Празднование благочестивого мавлида Пророка (мир ему и благословение) является выражением своей радости по поводу прихода в мир Избранника Аллаха (мир ему и благословение), а от подобной радости получает пользу даже неверующий.

В девятом доводе мы немного подробнее разъясним этот вопрос, потому что основа довода одинакова, даже если разнится способ приведения доказательства, мы использовали этот метод в данном исследовании, дабы избежать повтора.

В сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится изречение о том, как Абу Лахабу каждый понедельник облегчаются муки ада, потому что он освобождил свою служанку Сувайбу, когда она передала ему радостную весть о рождении Избранника Аллаха (мир ему и благословение).

По этому поводу аль-Хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Насруддин ад-Димашки сказал: «Даже если этому неверному, опороченному, порицаемому в Коране словами: «да отсохнут его руки!», которому обещано вечное наказание в Аду, облегчается кара каждый понедельник только за то, что он обрадовался рождению Пророка (мир ему и благословение). В таком случае, каково же должно быть состояние раба Аллаха, который всю свою жизнь радовался рождению Пророка (мир ему и благословение) и умер в единобожии?»

Эта история, приведенная имамом аль-Бухари в своем сборнике «Сахих», в главе, повествующей о бракосочетании, является мурсаль, а также ее привел аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатху аль-Барий», его рассказал и имам Абдурраззак ас-Санани в «Аль-Мусаннафу», аль-Хафиз аль-Байхаки в книге «Ад-Даляилу», Ибн Касир в жизнеописании Пророка (мир ему и благословение) в книге «Аль-Бидая ва ан-нихая», Мухаммад ибн Умар Бахрак в книге «Хадаику аль-анвари», аль-Хафиз аль-Багавий в книге «Шарху ас-Сунна», Ибн Хишам и ас-Сухайлий в книге «Ар-Равду аль-унуфи», аль-‘Амири в книге «Бахджату аль-махафили». Даже если эта история и является мурсаль, она все равно принимается, берется за основу, ибо ее привел аль-Бухари, на него опираются ученые-богословы из числа хуфазов, и из-за того, что в данном хадисе говорится лишь о достоинствах (манакиб) и особенностях (хасаис), а не о дозволенном (халяль) и запретном (харам). А учащиеся, изучающие шариатские науки, хорошо знают разницу в приведении в качестве довода хадиса, касающегося похвальных качеств (манакиб) и шариатских заключений (ахкам). Что же касается вопроса принесения пользы неверным их хорошими деяниями, то в этом среди ученых-теологов есть разночтения, а данная работа не имеет своей целью подробное его обсуждение. Основа у этого вопроса составляет сообщение, приведенное в книге «Сахих», - об облегчении для Абу Талиба по просьбе Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

ВТОРОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам также возвеличивал день своего рождения, выражая в нем благодарность Всевышнему Аллаху за Его величайшее благо, которым Он одарил Пророка (мир ему и благословение), за то, что Он оказал ему милость - создал его и даровал ему мирскую жизнь, ведь благодаря рождению Пророка (мир ему и благословение) все сущее возрадовалось и обрело счастье. Это возвеличивание Пророк (мир ему и благословение) выражал соблюдением поста, как об этом говорится и в следующем хадисе, переданном Муслимом от Абу Катады:

في الحديث عن أبي قتادة : أن رسول الله صلّى الله عليه وسلّم سُئل عن صيام يوم الاثنين، فقال : فيه وُلدتُ وفيه أُنزل عليَّ. (رواه الإمام مسلم في الصحيح في كتاب الصيام)

Когда у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в понедельник, он ответил: «В этот день я родился, и в нем мне было ниспослано Откровение». В этих словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) заключен смысл, что день, в котором он родился, то есть понедельник, можно отмечать, но методы его празднования бывают разные. Они указывают на правомерность его празднования, независимо от того, отмечается он соблюдением поста или угощением людей пищей, их сбором для вспоминания или благословения Пророка (мир ему и благословение), или слушанием повествований о его прекраснейших нравственных качествах, совершенствах и достоинствах и т.п.

ТРЕТИЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Выражение радости по случаю рождения Пророка (мир ему и благословение) требуется, согласно следующим словам Всевышнего Аллаха:

قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُواْ (يونس 58)

Смысл: «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура 10 «Юнус», аят 58). Всевышний Аллах повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) - наибольшая милость, ибо Создатель сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ (الأنبياء 107)

Смысл: «Мы послали тебя лишь только как милость для всех миров» (сура 21 «Аль-Анбияъ», аят 107).

ЧЕТВЕРТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Пророк (мир ему и благословение) не оставлял без внимания даже давно минувшие важные религиозные события, и каждый раз с наступлением времени, когда произошли подобные события, это служило хорошей возможностью, чтобы напомнить о них и возвеличить эти дни.

Пророк (мир ему и благословение) лично установил это правило, как об этом говорится в достоверном хадисе:

لما وصل المدينة ورأى اليهود يصومون يوم عاشوراء سأل عن ذلك فقيل له : إنهم يصومون لأن الله نجّى نبيهم وأغرق عدوهم فهم يصومونه شكرا لله على هذه النعمة، فقال صلّى الله عليه وسلّم : نحن أولى بموسى منكم، فصامه وأمر بصيامه

«Когда Пророк (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их о причине этого поста, и они ответили, что это день, в который Всевышний Аллах потопил фараона и спас их пророка Мусу (мир ему), и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху за это благо. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мы ближе к Мусе (мир ему), имеем больше прав на него, чем вы». С этого дня он также стал возвеличивать день ‘Ашуры соблюдением поста и повелел мусульманам поститься в этот день.

ПЯТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Благочестивый мавлид побуждает мусульман призывать благословение (салават) и приветствие (салям) на Пророка (мир ему и благословение), которые также требуются, согласно словам Всевышнего:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً (الأحزاب 56)

Смысл: «Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О те, которые уверовали, вы также благословляйте его и приветствуйте усердно!» (сура 33 «Аль-Ахзаб», аят 56).

А те действия, которые побуждают нас к исполнению обязательного по Шариату, сами по себе также является обязательными согласно Шариату. Сколько же пользы и помощи кроется в благословении Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь их фактически невозможно ни сосчитать, ни пером описать!

ШЕСТОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Благочестивый мавлид включает в себя вспоминание о рождении благородного Пророка (мир ему и благословение), его чудес (му‘джизатов), его жизнеописания и ознакомления с ним. А разве нам не велено познавать Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и не требуется ли от нас следовать ему, подражать, брать за образец его деяния, уверовать в его чудеса и признавать его знамения?! Книги же, посвященные мавлидам, полностью отвечают этим целям и требованиям.

СЕДЬМОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Получение вознаграждения путем исполнения хотя бы доли из того долга, который мы обязаны выполнить перед Пророком (мир ему и благословение), разъясняя его совершеннейшие качества и похвальные благие нравы. Во времена Пророка (мир ему и благословение) поэты приходили к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и декламировали перед ним свои панегирики, посвященные ему. Пророк (мир ему и благословение) одобрял их и был доволен их действиями, он вознаграждал их какой-либо приятной вещью, добром и совершением для них хорошей мольбы. Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был доволен теми, кто восхвалял его, то как же он будет не доволен теми, кто собрал его высочайшие достоинства, в то время как в этом заключено приближение к нему путем вызывания его любви и довольства?!


ВОСЬМОЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Знание совершенств и чудес Пророка (мир ему и благословение) влечет за собой усовершенствование веры в него, увеличивает и усиливает любовь к нему. Ведь человек по своей природе создан любящим красивое, прекрасное, и поистине, нет прекраснее, совершеннее и достойнее нравственных качеств Пророка (мир ему и благословение), его совершенств, достоинств. Усиление любви к Пророку (мир ему и благословение) и усовершенствование веры в него обязательно по Шариату, а то, что способствует этому, также является обязательным.

ДЕВЯТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Возвеличивание Пророка (мир ему и благословение) имеет законное основание в Шариате. А выражение радости дню его благородного рождения, устройство угощения, сбор людей для поминания Всевышнего, оказание почета и поддержки бедным и нуждающимся являются одними из величайших проявлений возвеличивания, радости и благодарности Всевышнему Аллаху за то, что Он посредством Пророка (мир ему и благословение) направил нас на путь Своей истинной религии, облагодетельствовал нас, послав к нам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) наилучшим образом!

ДЕСЯТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал следующее о достоинствах и особенностях пятницы:

وَفِيهِ خُلِقَ آدَمُ

«В ней был создан Адам». Из этого следует, что Пророк (мир ему и благословение) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нем родился кто-то из пророков Аллаха, мир им всем. В таком случае, как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший (мир ему и благословение) из всех пророков и достойнейший из всех посланников?!

Это возвеличивание не касается только этого дня, оно, в частности, относится и к нему, а также касается других подобных дней и случаев всякий раз, когда они повторяются, подобно тому как в данном случае обстоит дело с пятницей, когда мы выражаем благодарность Всевышнему за его блага, проявляя достоинства и особенности пророчества, возрождая серьезные исторические события, имеющие значимость в истории человечества и для мира вечного. Точно так же возвеличивание места, в котором родился пророк, берется из случая, когда Джибриль (мир ему) велел Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) совершить два ракаата намаза в Вифлееме (Байт ал-Ляхм) и затем спросил его:

أتدري أين صلّيت ؟ قال: لا، قال: صلّيتَ ببيت لحم حيث وُلد عيسى (رواه البزّار وأبو يعلى والطبراني)

«Знаешь ли ты, где совершил намаз?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Нет». Джибриль (мир ему) продолжил: «Ты помолился в Вифлееме, где родился пророк ‘Иса (мир ему)». Об этом повествуется в хадисе от Шаддада бин Авса, переданном аль-Баззаром, Абу Я‘ла и ат-Табарани. Аль-Хафиз аль-Хайсамий в книге «Муджма‘ аз-заваиди» сказал, что хадис является достоверным. Этот хадис привел и аль-Хафиз Ибн Хаджар в книге «Фатху аль-Барий».

ОДИННАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Мавлид - это действо, которое получило одобрение у ученых-богословов и мусульман во всех странах, его отмечают в каждом уголке земли, и это обязательно согласно Шариату, по правилу, взятому из хадиса, рассказанному Ибн Мас‘удом:

ما رآه المسلمون حسناً فهو عند الله حسن، وما رآه المسلمون قبيحاً فهو عند الله قبيح (أخرجه أحمد)

«То, что мусульмане считают хорошим, является хорошим и перед Аллахом, а то, что мусульмане считают мерзким, недостойным, оно является мерзким и для Аллаха». Хадис передал имам Ахмад.

ДВЕНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Мавлид включает в себя собрание людей, поминание Всевышнего, раздачу добровольных пожертвований, восхваление и возвеличивание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а это все является сунной (желательным). Эти все деяния согласно Шариату, также требуются от нас, они восхваляемы. В пользу этого положения говорят достоверные предания, побуждающие нас заняться этим.

ТРИНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Всевышний Создатель также сказал:

وَكُـلاًّ نَّقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنبَاء الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ (هود 120)

Смысл: «О Пророк! Я рассказываю тебе эпизоды из жизни посланников, от которых укрепляется твоя вера» (сура 11 «Худ», аят 120). Из этого явствует, что мудрость того, что Всевышний Аллах рассказал Пророку (мир ему и благословение) эти эпизоды из истории пророков и посланников, мир им, кроется в укреплении в его благословенном сердце веры, ее усовершенствовании. И нет никакого сомнения в том, что мы сегодня нуждаемся в укреплении в своих сердцах веры, слушая о жизни и деятельности самого лучшего из пророков больше, чем в этом нуждался он. Поистине, наша нужда в этом велика.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Не все из того, что не совершали наши праведные предшественники (саляф салихун) и чего не было в начальную эпоху Ислама, является порицаемым и плохим новшеством (бид‘а), которое запрещено совершать и необходимо отвергнуть. Но необходимо сопоставить привнесенное, нововведенное с доводами Шариата. То, в чем содержится благо (маслаха), является необходимым (ваджиб), то, в чем есть запретное (харам), соответственно, - запретным, а то, что включает в себя нежелательное (макрух), является нежелательным, то, в чем есть разрешенное (мубах), - разрешенным, то, в чем содержится одобряемое (мандуб), - одобряемым. А для средств существуют те же самые шариатские решения, что и для целей. Ученые-богословы разделили нововведения на пять категорий:

1. Необходимое нововведение: например, опровержение и выступление против сторонников заблудших течений, отклонившихся от истинного пути, и изучение грамматики арабского языка (дабы не ошибиться в чтении Священного Корана и благородных хадисов).

2. Одобряемое нововведение: например, строительство домов для приюта и школ, оглашение призыва к намазу (азан) через минареты и совершение других благих дел, которые не имели места в начальную эпоху Ислама.

3. Нежелательное нововведение: оно подобно излишнему орнаменту и украшению мечетей и страниц Священного Корана;

4. Разрешенное нововведение: например, использование сита (для просеивания муки), употребление разнообразной еды и напитков;

5. Запретное нововведение: это то привнесенное, что противоречит Сунне, и не вписывается в систему шариатских аргументов и не содержит в себе шариатской выгоды, блага.

ПЯТНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Не всякое нововведение является запретным. Если бы это было так, то собирание Абу Бакром, Умаром и Зайдом, да будет доволен ими Аллах, текста Священного Корана, фиксирование его на листах из-за страха потерять его текст со смертью чтецов Корана, знавших его наизусть, да будет доволен ими Аллах, тоже было бы запретным. Также было бы запретным и собирание Умаром, да будет доволен им Аллах, людей за одним имамом для совершения намазов-таравих в месяце Рамадан, говоря при этом: «Какое это прекрасное новшество!». Было бы запретным написание произведений по всем полезным отраслям знаний, мы были бы обязаны вести войну с неверующими, используя лук и стрелы, в то время как они воюют с нами посредством огнестрельного оружия, артиллерии, танков, авиации, подводных лодок и морского флота. Было бы запретным оглашение призыва к намазу с минаретов, воздвижение домов для приюта, школ, больниц, скорой помощи, домов для сирот, тюрем. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится:

كلُّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌ

«Всякое нововведение есть заблуждение». Ученые-богословы отнесли его к плохим новшествам. На подобное ограничение дают разрешение те деяния, которые ввели старшие сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и их последователи (таби‘уны), но которые не были во времена самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И мы сегодня ввели множество вещей, которые не совершали праведные предшественники, как, например, сбор людей за одним имамом в конце ночи для совершения желательного намаза-тахаджуд после таравиха, завершение чтения Корана на нем, произношение мольбы при завершении чтения Корана, выступление имама с проповедью в двадцать седьмую ночь в намазе-тахаджуд, обращение призывающего со словами: (صلاة القيام أثابكم الله)«Встаньте на ночной намаз (бодрствования), да вознаградит вас Аллах!» Все это не совершали ни Пророк (мир ему и благословение), ни кто-либо из праведных предшественников, и разве будет в этом случае запретным новшеством наше следование этим деяниям?!

ШЕСТНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Празднование мавлида, даже если его не было в эпоху Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), является нововведением, но хорошим нововведением, ибо оно подпадает под шариатские доводы и абсолютные правила. Мавлид является нововведением с точки зрения формы его проведения, т.е. специального сбора людей для этого, но не с точки зрения его составных частей, ибо все, что совершается на мавлиде, присутствовало и во времена Пророка (мир ему и благословение), как об этом стало известно из указанного двенадцатого довода в пользу мавлида.

СЕМНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Всякое деяние, не имевшее в начальную эпоху Ислама такого метода проведения, как собрание людей, но составные части которого были тогда, согласно Шариату, является необходимым, ибо то, что состоит из законных действий, само также является законным. И это не является секретом ни для кого.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Имам аш-Шафи‘и (да смилуется над ним Аллах!) говорил: «Все новшества делятся на два вида. Первое - это новшества, противоречащие или Корану, или Сунне, или иджма‘ или асару. Подобное нововведение является заблуждением. Второе - хорошие новшества, не противоречащие ничему из вышеперечисленного. Такое нововведение разрешено и заслуживает похвалы».

Имам аль-‘Иззу ибн ‘Абд ас-Салам, ан-Навави, Ибн Асир также отмечают, что нововведения подразделяются на те виды, на которые мы указали выше.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД


Каждое благое деяние, которое охватывают шариатские доводы, введение которого не имеет цель противоречить Шариату, которое не содержит в себе чего-либо порицаемого, - относится к религии.

Мнение фанатика, что якобы этого не совершали праведные предшественники (саляф салихун), вовсе не является доводом, напротив, это отсутствие довода. И это не секрет для человека, занимающегося изучением науки основ религии (усуль). Наш законодатель - Пророк (мир ему и благословение) - назвал нововведение, приводящее к правильному пути, сунной (желательным), и обещал для совершающего его вознаграждение, ибо сказано в его хадисе:

مَنْ سنّ في الإسلام سنة حسنة فعمل بها بعده كُتب له مثل أجر مَن عمل بها ولا ينقص من أجورهم شيء (رواه مسلم)

«Тому, кто привносит в Ислам благую традицию, воздается вознаграждение за нее, а также и за тех, кто следовал этому, при этом не уменьшается их вознаграждение». Так сказано в хадисе, переданном Муслимом.

ДВАДЦАТЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Чествование мавлида Пророка (мир ему и благословение) является возобновлением памяти об Избраннике Аллаха (мир ему и благословение), и это разрешено и является законным в Исламе. Ведь ты видишь, что большинство обрядов хаджа являются возобновлением достопримечательных воспоминаний, событий и восхваляемых мест. Например, хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Марва, бросание камушков, жертвоприношение животных в местности Мина - все это связано с давно минувшими событиями. И мусульмане оживляют память о них, обновляя, выполняя их таким же образом и в настоящее время. А доводом в пользу этого служат слова Всевышнего Аллаха (обращенные к пророку Ибрахиму(мир ему)):

وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ (الحج 27)

Смысл: «Провозгласи среди людей то, что они обязаны совершить хадж» (сура 22 «Аль-Хадж», аят 27), а также слова Всевышнего, приведенные в истории о пророках Ибрахиме и Исмаиле, мир им:

وَأَرِنَا مَنَاسِ كَنَا (البقرة 128)

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ДОВОД

Двадцать первый довод: Все доводы, которые мы упомянули выше в пользу законности мавлида, говорят о таком мавлиде, лишенном порицаемых аспектов, которые необходимо отвергнуть. Если же мавлид охватывает что-либо из таких вещей, которые необходимо отвергнуть, подобно смешиванию мужчин с женщинами, совершению грехов, излишнему расточительству, которыми недоволен хозяин мавлида, то нет никакого сомнения в том, что это запретно и порицаемо. Однако запрет в таком случае будет касаться конкретных негативных случаев, но не будет затрагивать саму сущность мавлида. И это не является секретом для того, кто поразмыслит над этим.

Смысл: «Научи нас обрядам поклонения (или хаджа)» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 128).

Празднование Мавлид ан-Наби является нововведением, которое появилось примерно в конце шестого столетия по Хиджре. В период жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) этого праздника не было. Более того, он сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят (‘Ису,) сына Марьям, ибо, поистине, я — раб (Аллаха), а потому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его» (Ахмад 1/23, 24, 47 и 55, аль-Бухари 3445). Ученые поясняют смысл этого хадиса как запрет на излишество в отношении пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), т. е. когда люди начинали приписывать ему что-то из качеств господства (рубубия), что указывает на запрет излишества и на то, что он приводит к многобожию, как это произошло у христиан в отношении Исы (мир ему).

Хотя это и нововведение, большинство мусульманских ученых не возражают против празднования этого дня, потому что мусульмане любят своего пророка и все что с ним связано. В подтверждение этого есть достоверный хадис: “Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще» (Муслим 44).

Тоже самое посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своему сподвижнику Умару ибн аль-Хаттабу, когда Умар поведал: “О посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем себя самого”. ‘Умар сказал ему: “Поистине, я возлюбил тебя сильнее, чем себя самого”. Он сказал: “Вот теперь, ‘Умар!”» (аль-Бухари 11/458).

Как мусульмане празднуют Мавлид ан-Наби

В день рождения посланника Аллаха мусульмане практикуют коллективное чтение Корана , хадисов, историй из его жизни, готовят праздничные столы. Стараются призывать побольше благословений (салаватов) на пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), побуждаемые к этому следующим хадисом: «В Судный день из людей ближе всего будет ко мне тот, кто больше всех произносил мне салаваты и салямы» (Тирмизи, Витр, 21).

Мавлид ан-Наби - это повод выразить глубокое уважение, благодарность и любовь к тому, кто по Милости Всевышнего, довел до нас ислам. Д-р Муса Шахин сказал: «Любовь к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, является доказательством любви к вере, и в зависимости от усиления или ослабления этой любви усиливается или слабеет собственно вера. Когда верующий начинает любить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее, чем отца, мать, жену, ребёнка, богатство, семью, родственников и вообще всех людей, его вера становится совершенной. Но ещё более совершенна вера того, кто любит посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее, чем собственную душу, находящуюся внутри него, и жертвует ею ради него» (Муса Шахин. Фатх ал-Мун‘им. Т. 1. С. 249)

مَولِد النَّبِي

11–12 раби` уль-авваля – Мавлид ан-Наби


– Священная ночь Рождения Пророка Мухаммада , мир ему и благословение, самая светлая и почитаемая после ночи Предопределения Лайлат аль-Кадр .

«Воистину Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»

Священный Коран. Сура 33 «Аль-Ахзаб» / «Союзники», аят 56

Наш Пророк, мир ему и благословение, родился 12 раби` уль-авваля 571 года . «Посланник Аллаха появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину, в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар аль-Асвад в Каабе. В понедельник была одержана победа в сражении при Бадре. В понедельник сошел третий аят из суры «Аль Маида»: “Сегодня я завершил вам вашу религию”» (Ибн Аббас) Все эти события являются знаками особой важности для мусульман.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, ценил свое рождение, благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо, соблюдал пост по понедельникам : «В этот день я родился, в этот день я был направлен (к людям) и (в этот день) он (Коран) был ниспослан мне» (Муслим). День рождения Пророка, мир ему и благословение, отмечали при его жизни. В мусульманский календарь этот праздник под названием «Мавлид» вошел спустя три века после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение.

Поклонение

Почитание рождения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, позволяет обновить в сердце любовь к нему, обратиться к Аллаху со словами благодарности. В эту ночь читают Священный Коран, шахаду , истигфар , дуа , зикр , салаваты , стихотворное повествование о рождении посланника Аллаха, его жизни и пророческой миссии. Днем 12-го раби аль-авваля проходят собрания (мавлиды ), участники которых выражают уважение и почтение к личности Пророка Мухаммада, мир ему и благодарность, и радость по случаю дня его рождения, восхваляют и благодарят Аллаха за милость для всего человечества, раздают

День рождения пророка Мухаммада: 11–12 Раби‘ аль-авваля.

Как относиться к празднику рождения пророка Мухаммада? Чем канонически обосновано его проведение?

Это благое нововведение (бид‘а хасана) , которое признается большинством исламских ученых и которое появилось примерно в конце шестого столетия по хиджре. Аль-Харари говорит: «Суждения о том, что «это [проведение Мавлида] отсутствует в Сунне, и поэтому отвергаемо и запретно», ничем не обоснованы. В шариате нет правила «все, что не совершалось Пророком, является запретным нововведением (бид‘а мухаррама)» . Рамадан аль-Буты писал: «Собрание людей с целью восхваления Всевышнего, где много говорится о жизни пророка Мухаммада, качествах и чертах его, - деяние благое и вознаграждаемое пред Аллахом (Богом, Господом), если делается ради Него, с Его именем и без присутствия запретного (махаррамат)» . Так считает и большая часть исламских ученых прошлого и настоящего. К тому же в пользу Мавлида есть много косвенных аргументов. Так, один из сподвижников, Кя‘б бин Зухейр, в присутствии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) похвалил его, произнеся восхваляющие слова. Хасан бин Сабит подтвердил это и также похвалил посланника Господа.

Соглашусь, что прямых канонических обоснований празднованию дня рождения Пророка нет, однако будет неверным утверждать, что в Исламе совсем нет места восхвалению посланника Господа, ведь в Коране говорится, что он - «милость для всех миров» .

Один из мусульманских ученых прошлого столетия говорил: «Чтение Мавлида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нем - общение меж верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Богу и последнему посланнику Его, Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Кто станет начинателем доброго дела в Исламе (благого обычая, суннатэн хасанатан, увязываемого каким-то образом с религией) [допустим, найдет некие новые формы, пути реализации духовно-нравственных, религиозных идей и ценностей] и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути [новой практике, нововведению, не вступающему в противоречие с канонами, а наоборот, развивающему, раскрывающему их], при этом оно и им будет зачтено. [И так до Конца Света.]

Кто же станет родоначальником злого деяния, прикрываемого религией (дурного обычая, пагубного поступка, дискредитирующего религию; сунната шаррин, суннатэн сайиэтэн; выдумает окольные пути обхода либо оправдания запретного), которому последуют другие, тот [если не раскается и не исправится пред Богом] заслуживает наказания, которого будет достоин, а также наказания, которого достойны будут все те, кто последует этому плохому обычаю (новому религиозному «благо»-злодеянию) [и так до Конца Света], при этом и на них будет грех за совершение его (данного поступка) [по собственному волеизъявлению]». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 392, хадис № 69–(1017); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 165, 166, пояснение к хадису № 27–(1677); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2680, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 108, 109, хадис № 41; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 106, хадис № 210.

Подробнее о нововведениях читайте в моей книге «Как увидеть Рай?» или на нашем сайте.

Аль-Харари А. Изхар аль‘акыда ас-сунния би шарх аль-‘акыда ат-тахавия [Выявление суннитского вероубеждения через комментарий ‘акыды имама ат-Тахави]. Бейрут: аль-Машари‘, 1997. С. 332.

Аль-Буты Р. Ма‘а аннас. Машурат ва фатава. С. 241.

В Коране Господь миров говорит: «И ниспослали Мы тебя [Мухаммад, в качестве заключительного Божьего пророка и посланника] не иначе, как милостью для миров [ведь то, с чем ты пришел, является причиной счастья представителей мира людей и параллельного им мира джиннов, причем как мирского их благополучия, так и потустороннего; помогает устроить жизнь «здесь и сейчас», а также «там и всегда»]» (Св. Коран, 21:107).

Нурси С. Аль-мактубат. Каир: Сюзляр, 1992. С. 396.

Построенная самим Посланником Аллаха (с.г.в.) Масджид ан-Наби общепризнана в качестве второй по значимости мечети в мусульманском мире.

Её особенный статус подчёркивает, прежде всего, то, что намаз в ней многократно превосходит молитвы в других «Домах Аллаха». Кроме того, возле неё расположено захоронение Мухаммада (с.г.в.), а также ближайших его сподвижников - Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.) и Умара ибн Хаттаба (р.а.).

История мединской мечети

Она была построена после из Мекки в Медину. Первоначально этот земельный участок принадлежал двум сиротам.

После выполнения хиджры Пророком (с.г.в.) каждый ансар хотел, чтобы Мухаммад (с.г.в.) поселился именно в его доме. Осознавая это, Милость миров (с.г.в.) произнёс слова: «Дайте дорогу моей верблюдице, так как она следует по пути, который велит ей Аллах». Спустя некоторое время верблюдица подошла к стойлу, владели которым двое сирот. И тогда Божий Посланник (с.г.в.) вознамерился выкупить это место. Узнав об этом, юноши заявили, что они хотят подарить его Пророку (с.г.в.). Однако он отказался принять такой дар и заплатил им 10 динаров (хадис приводится в своде Бухари).

В дальнейшем на этом самом месте и была построена первая мечеть в Медине - Масджид ан-Наби, сооружённая по велению Пророка (с.г.в.). После возведения она неоднократно расширялась самим Посланником Аллаха (с.г.в.), а также во времена правления Абу Бакра, Умара и Усмана (р.а.). В более поздний период Мечеть Пророка реконструировалась в эпоху правления династий Омейядов и Аббасидов. В 1256 году здесь произошёл крупный пожар, охвативший все помещения и нанёсший большой ущерб. Сразу же началось восстановление храма, и мечеть обрела свой новый облик.

После завоевания Медины османским султаном Селимом I Грозным началась новая эпоха в истории Аравии, и Мечеть Пророка не стала исключением. Турецкие правители уделяли колоссальное внимание Масджид ан-Наби, благодаря чему она обрела современный вид.

В наши дни это уже крупный комплекс общей площадью 360 тысяч квадратных километров. На её территории расположено 10 минаретов. Ежегодно во время хаджа мечеть вмещает до миллиона верующих.

Достопримечательности Масджид ан-Наби

1. Рауда

Название этого места в переводе означает «райский сад». Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Между домом и минбаром находится ар-Рауда - один из садов Рая» (Бухари, Муслим). Мусульманские богословы комментируют данный хадис по-разному, но все они сходятся в том, что это место несёт в себе благодать. Одни утверждают, что верующий, совершающий намаз в Рауда, испытывает особую внутреннюю гармонию и покой. Другие же полагают, что сама молитва в данном месте может привести к райским садам. Третьи выдвигают версию, что Рауда в мире ином станет одним из райских мест.

Известная всем достопримечательность - место захоронения Посланника Аллаха (с.г.в.), а также первых двух праведных халифов - Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.). Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) его дом находился с мечетью. Однако из-за постоянного расширения Масджид ан-Наби могила Пророка (с.г.в.) оказалась на территории комплекса.

Места захоронения ограждены двумя стенами. Это сделано для того, чтобы мусульмане не принимали могилы за места поклонения и не выполняли там молитву. При посещении мечети верующие приветствуют Божьего Посланника (с.г.в.) и возносят за него дуа.

3. Дом Али ибн Абу Талиба и Фатимы аз-Захра (р.а.)

Так же на территории Масджид ан-Наби со временем оказался и дом, в котором жили (с.г.в.) Фатима (р.а.) и его зять, четвёртый праведный халиф Али (р.а.).

4. Большая исламская библиотека

В мечети хранится большая коллекция редчайших книг по истории ислама, праву, вероучению и таухиду. К сожалению, многие экземпляры были утеряны во время пожара 1256 года, но, тем не менее, некоторые всё же удалось спасти.

Достоинства Мечети Пророка

  • Большое вознаграждение за намаз. Молитва в Масджид ан-Наби в 1000 раз превосходит ту, что совершается в любой другой мечети, кроме Заповедной. На это указывает хадис, который приводят в своих сборниках Бухари и Муслим. Т.е. за один фард-намаз в Мечети Пророка (с.г.в.), на который у нас уйдёт не более 15 минут, мы можем получить награду как за полгода регулярной коллективной молитвы.
  • Мечеть богобоязненности. Однажды один верующий задал вопрос Пророку (с.г.в.) о том, какая мечеть основывается на богобоязненности. И тот ответил: «Это мечеть Медины!» (Муслим).
  • Место получения знаний. Считается, что верующий обретёт дополнительные блага, если он посетит Масджид ан-Наби с целью получить образование. В одном из хадисов, приводимых Альбани, сказано: «Кто посетил эту мечеть для получения знаний или обучения других, тот подобен тому, кто сражается на пути Господа».
mob_info