Правда о штрафниках великой отечественной войны. Штрафбаты и заградотряды красной армии в годы великой отечественной войны

В последние годы стали появляться фильмы и публикации, якобы разоблачающие громкие шокирующие моменты истории Великой Отечественной. Однако в основе многих будоражащих общественное сознание тем лежит банальный запрос современного рынка на сенсационную информацию. Одной из таких спорных и неоднозначных страниц истории минувшей войны стали штрафные роты и батальоны. Ясность в этот вопрос вносят как архив ВОВ по фамилии участников дисциплинарных подразделений, так и воспоминания самих ветеранов. Нужно сказать, что многие из тех, чьи предки попадали в штрафные роты или батальоны, далеко не всегда достаточно осведомлены о подробностях службы в особых условиях, ведь нередко участники тех событий предпочитали не распространяться о том, через какие испытания им пришлось пройти.

История образования и основы организации

Штрафные формирования появились в Красной армии летом 1942 года по личному приказу И. В. Сталина. Необходимость образования таких дисциплинарных подразделений объяснялась тем, что число солдат и офицеров, совершивших преступления незначительной тяжести, было достаточно внушительным, чтобы позволить этой категории военнослужащих отбывать наказание в местах лишения свободы в сложное военное время. Данное положение дел подтверждает и военный архив. Поиск по фамилиям тех, кто сражался в статусе штрафника, даёт ответы на вопросы относительно этого явления.
В дисциплинарные подразделения попадали солдаты и офицеры за проступки, связанные с нарушением устава и невыполнением приказа, но не повлекшие тяжких последствий, а также за трусость, дезертирство, малодушие и разгильдяйство. В штрафбаты направлялись только офицеры, а в штрафные роты – солдаты, сержанты и старшины. За всё время ведения боевых действий насчитывалось 65 штрафных батальонов и чуть больше тысячи штрафных рот. Срок пребывания в формированиях данного вида ограничивался 3 месяцами (или до первого ранения). Офицеры, попавшие в штрафбаты, лишались званий и наград, однако после освобождения, как правило, полностью восстанавливались в правах. Тем не менее за героизм, проявленный в боях, штрафники нередко награждались орденами и медалями. Архив ВОВ по фамилии участников содержит в своих хранилищах немало личных дел, в которых имеются отметки о героических эпизодах во время службы в штрафных батальонах.
Командовали штрафниками простые кадровые офицеры, не имевшие никаких взысканий. По сравнению с командирами обычных строевых частей, эти офицеры имели некоторые льготы и преимущества. Женщины, служившие в РККА и совершившие проступки, не зачислялись в штрафные подразделения, а отправлялись в тыл.
Были подобные дисциплинарные формирования и в армии вермахта.

Правда и вымысел



В кинематографе и современной литературе можно наблюдать ряд ляпов, связанных со штрафными частями. Эти выдумки полностью опровергает военный архив; поиск по фамилиям в нём проясняет многие моменты тех событий. Так, например, бытует мнение, что значительную часть штрафников составляли политические заключённые и уголовники, а некоторые из них якобы даже верховодили в подразделениях на уровне командиров, а точнее, паханов. На самом деле в штрафбатах зеков не могло быть по определению. Небольшое количество уголовных элементов попадало в штрафные роты, но об их доминировании в коллективах не могло быть и речи.

Некоторые так называемые историки любят смаковать миф о том, что всю тяжесть войны на своих плечах вынесли штрафники. Это не так. Число солдат и офицеров, прошедших через дисциплинарные батальоны и роты за всю Великую Отечественную, едва превышало 1% от общего числа всех военнослужащих военного периода. Другое дело, что штрафбаты и штрафные роты всегда оказывались в самом пекле, из-за чего потери в этих подразделениях значительно превышали средние показатели. Тот, кто хочет убедиться в этом, может лично заглянуть в архив ВОВ; по фамилии участников кровавых сражений можно проследить боевой путь формирования и, соответственно, число потерь. Только следует помнить, что рядом со штрафниками также отчаянно бились воины из обычных передовых полков и дивизий.

Многие современные фильмы о войне красочно демонстрируют жестокость своих же заградотрядов, уничтожавших тех, кто посмел отступить без приказа, и якобы штрафных частей это касалось в первую очередь. И это неправда. Заградотряды действительно существовали, но было их не так много, как об этом пишут охотники за сенсациями, и никаких особых предписаний насчёт штрафников они не имели. Кстати, аналогичные заградительные подразделения существовали и у противника.

Есть у нас и такие грамотеи, которые утверждают, что у бойцов штрафбатов катастрофически не хватало оружия и что кормили их по остаточному принципу. Опять сказки! Все воинские части на передовой снабжались оружием и продовольствием одинаково. Просто, оторвавшись от тылового обеспечения или оказавшись в окружении, у любого подразделения возникали трудности с боеприпасами и пропитанием. Приписывать эту проблему только штрафным частям некорректно.

Таким образом, не стоит стыдиться, если в процессе выяснится, что ваш предок в какой-то момент оказался в штрафбате или штрафной роте – военный архив, поиск по фамилиям в котором вполне может предоставить и такую информацию, часто свидетельствует о крутых поворотах в биографиях красноармейцев. Ошибки допускают все, хотя цена проступков, совершённых в военное время, может быть непомерно высокой. Тем не менее многие солдаты и офицеры, прошедшие дисциплинарные части, искупили свою вину кровью, а многие совершили подвиги и даже были удостоены звания Героя Советского Союза.

При написании статьи использовались сведения из воспоминаний людей, прошедших через штрафные роты.

При использовании материалов с сайта, прямая ссылка на источник обязательна.

Для начала небольшой ликбез, что такое штрафной батальон и история этого явления. Штрафные части - специальные воинские формирования в армии, куда во время войны или боевых действий в качестве своеобразного наказания направляются провинившиеся военнослужащие, совершившие самые разные преступления. Впервые в России штрафные формирования появились еще сентябре 1917 года, однако из-за полного коллапса в государстве и развале в армии, данные части не принимали участия в боях и были впоследствии расформированы. Штрафные батальоны в РККА появились на основе сталинского приказа №227 от 28 июля 1942 года. Формально, данные формирования в СССР существовали с сентября 1942 по май 1945 года.

Миф 1. «Штрафные части в РККА были многочисленны, половина красноармейцев воевала в штрафбатах».

Обратимся к сухой статистике численности штрафников в СССР. Согласно, архивным статистическим документам, численность (округленно) штрафников в РККА: 1942г. - 25 т. 1943г. - 178 т. 1944г. - 143 т. 1945г. - 81 т. Всего - 428 т. Таким образом всего в штрафных частях во время великой отечественной войны побывало 428 тысяч человек. Если учесть, что за время Великой Отечественной Войны, ряды вооруженных сил Советского Союза прошло 34 млн. человек, получается доля солдат и офицеров которые были штрафниками не более 1,25%. Исходя из приведенных выше статистических данных, становиться понятным, что численность штрафных батальонов сильно преувеличена и влияния штрафных частей на общую обстановку как минимум не решающая.

Миф 2. «Штрафные части формировались только из заключенных и преступников СССР».

Данный миф разбивает собственно текст самого приказа №227. «…Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Для рядовых бойцов и младших командиров, виновных в аналогичных нарушениях, в пределах армии создавалось от 5 до 10 штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой). Таким образом стоит отличать штрафную роту и батальон, это принципиально разные боевые части.

Штрафные батальоны формировались из офицерского состава, которые провинились перед социалистическим отечеством, а не преступники, которых специально собрали в отдельный батальон, что бы их «немцы убили». Конечно, в штрафные части могли попасть не только военнослужащие, направлялись так же и лица, осужденные органами Советского Союза, но судам и военным трибуналам было запрещено отправлять осужденных в качестве наказания в штрафные части лиц, которые были замешаны в контрреволюционной деятельности, а так же лиц осужденных за грабежи, разбой, многократное воровство и всех лиц которые имели в прошлом судимость за выше перечисленные преступления, а так же тех кто не один раз дезертировал из РККА. По остальным делам, для отправки лица на службу в штрафные части, учитывалась личность осужденного, подробности совершения преступления и другие подробности дела. Не всем и не каждому выпадал шанс искупить своё преступление кровью перед Родиной.

Миф 3. «Штрафбаты были небоеспособны».

Однако наоборот, штрафные батальоны отличались серьезной боеспособностью и ставили эти части на самые опасные, и трудные участки фронта. Штрафные батальоны не нужно было насильно поднимать в бой, желание вернуть офицерские погоны и реабилитироваться перед Родиной было крайне велико.

По воспоминаниям Александра Пыльцина (российский и советский писатель, участник Великой Отечественной войны, историк. Награждён дважды орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу»): «Наши подразделения были срочно переброшены на самое опасное направление, усилив собой боевые порядки полка. Перемешавшись с его солдатами, мы заметили, что в их рядах возникло какое-то оживление. Ведь понимали они, что рядом с ними в роли рядовых бойцов находились недавние офицеры в самых разных званиях и в атаку они пойдут вместе. И в них будто влилась какая-то свежая необоримая сила».

Во время наступления на Берлин штрафникам приказали первыми форсировать Одер и создать плацдарм для стрелковой дивизии. Перед боем они рассуждали так: «Хоть сколько-нибудь из более чем сотни штрафников роты, да доплывут, а если доплывут - то не было еще у них невыполнимых задач. И пусть маленький плацдарм захватят, но будут удерживать его до последнего. У штрафников назад пути не будет», - вспоминал Пыльцин.

Миф 4. «Солдат штрафных частей не жалели и отправляли на убой».

Обычно данный миф идет рядом с текстом из сталинского приказа №227 «...поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Однако, почему-то забывают привести специальные пункты из «Положения о штрафных батальонах действующей армии», в котором указанно: «п.15. За боевое отличие штрафник может быть освобожден досрочно по представлению командования штрафного батальона, утвержденному военным советом фронта. За особо выдающееся боевое отличие штрафник, кроме того, представляется к правительственной награде». Исходя из этого становиться понятно, что главное для освобождения от наказания штрафбатом является не смерть и «пролитие крови», а боевые заслуги.

Конечно, штрафные части теряли больше солдат чем обычные гарнизоны РККА, однако не стоит забывать, что их отправляли на «самые трудные участки фронта», при этом штрафные части показывали свою боеспособность. К примеру, по результатам Рогачевско-Жлобинской операции в феврале 1944 года, когда Восьмой штрафной батальон действовал в тылу врага в полном составе, из чуть более 800 штрафников, около 600 были переведены в обычные части РККА, без «пролития крови», а именно за боевые заслуги перед Родиной. Редкая боевая задача выполненная штрафниками, оставалась без внимания командования и награждения солдат. Командование было заинтересованно в отбывания наказания красноармейцев в штрафных частях и в выполнении приказа, а не в их бессмысленной смерти на фронте. В своё время, К.К. Рокоссовский, хорошо охарактеризовал слова «искупить кровью», как не более чем эмоциональное выражение, призванное обострить чувство долга и ответственности на войне за свою вину.

Миф 5. «Штрафники шли в бой без оружия».

На самом деле, штрафные батальоны, имели вооружение ничуть не хуже чем в обычных частях РККА, а кое-где - даже и лучше, связано это было с тем, что эти части отправляли, как правило, только на «самые сложные участки фронта». Из воспоминаний уже упомянутого выше А.В. Пыльцына: «Хочу обратить внимание читателя на то, что наш батальон постоянно пополнялся новым оружием в достаточном количестве. У нас уже были ещё не широко применяемые в войсках новые автоматы ППШ вместо ППД. Получили мы и новые противотанковые ружья ПТРС (т.е. Симоновские) с пятизарядным магазином. И вообще недостатка в оружии мы никогда не испытывали.

Об этом я говорю потому, что нередко в послевоенных публикациях утверждалось, будто штрафников гнали в бой без оружия или давали одну винтовку на 5—6 человек и каждый, кто хотел вооружиться, желали скорейшей гибели того, кому оружие досталось. В армейских штрафных ротах, когда их численность превышала иногда тысячу человек, как мне рассказывал уже через много лет после войны офицер Михайлов Владимир Григорьевич (к сожалению, теперь уже покойный), командовавший тогда такой ротой, бывали случаи, когда просто не успевали подвезти нужное количество оружия и тогда, если перед выполнением срочно поставленной боевой задачи не оставалось времени на довооружение, одним давали винтовки, а другим — штыки от них. Свидетельствую: это никак не относилось к офицерским штрафбатам. Оружия, в том числе и самого современного, там всегда хватало» .

Таким образом, подходя к вопросу о штрафных частях, не в коем случае нельзя говорить о бесполезности таких подразделений и тем более отрицать героизм солдат, которые точно также сражались за свободу и независимость социалистического Отечества, как и другие части РККА. В тоже время, ни в коем случае нельзя говорить, что всё держалось на штрафных частях, что кругом были штрафные части и что их использовали как «пушечное мясо». Это самое настоящие кощунство по отношению к людям, которые прошли штрафные подразделения СССР.

ЦАМО РФ. Картотека Военно-медицинского музея по учету госпиталей.
Пыльцын А. В. «Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов».
Пыльцын А. В. «Страницы истории 8-го штрафного батальона Первого Белорусского фронта».

Вы лучше лес рубите на гробы - В прорыв идут штрафные батальоны!

Владимир Высоцкий «Штрафные батальоны»

Как вы поняли из цитаты песни Высоцкого, темой данной статьи — штрафные частиРККА. Рассмотрим их повнимательнее. В годы Великой Отечественной войны штрафные части у нас подразделялись на — штрафной батальон и штрафная рота. Созданы они были согласно широко известному приказу наркома обороны СССР Сталина И.В. за № 227 от 28 июля 1942 года. В котором среди прочего указывалось:

«1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтов:

в) сформировать в пределах фронта от одного до трёх (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

2. Военным советам армий и, прежде всего, командующим армиями:

в) сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

Впоследствии в такие штрафные подразделения стали направлять всех бойцов и командиров РККА признанных военными трибуналами виновными в совершении как в воинских так и общеуголовных преступлений. При этом уголовное наказание как лишение свободы заменялось на отбывание наказания в штрафном батальоне или штрафной роте. Больших сроков нахождения в штрафниках не давали, так лишение свободы сроком на 10 лет приравнивалось к трем месяцам штрафного батальона или роты. Минимальный срок составлял 1 месяц.

«Штрафники», получившие ранения или отличившиеся в боях, представлялись к досрочному освобождению с восстановлением в своем прежнем звании и правах. Погибшие восстанавливались в звании автоматически, а их родным назначалась пенсия «на общих основаниях со всеми семьями командиров». Все штрафники, отбывшие положенный срок, «представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона». Все освобожденные также восстанавливались в звании и им возвращали все их награды.

28 сентября 1942 года заместитель народного комиссара обороны СССР армейский комиссар 1-го ранга Щаденко отдал приказ №298, в котором объявлялись положения о штрафных батальонах и штрафных ротах, а также штаты штрафного батальона, штрафной роты и заградительного отряда.

Согласно этим документам, военнослужащие штрафных частей подразделялись на постоянный и переменный состав. Постоянный состав комплектовался «из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников». За особые условия прохождения воинской службы они получали соответственные льготы, к примеру в отношении подсчета стажа. К постоянному составу штрафбата относилось командование батальона, офицеры штаба и управления, командиры рот, взводов, политические руководители рот и взводов, старшины, писари и санинструкторы рот. В штрафной роте к постоянному составу принадлежали командир и военный комиссар роты, писарь роты, командиры, политруки, старшины и санинструкторы взводов.

Как видим командный состав штрафных подразделений состоял не из штрафников, а из специально подобранных командиров и политработников, так как далеко не каждый командир был способен управлять таким специфическим подразделением каким являлись штрафные батальоны и роты, где необходимо было не только уметь правильно скомандовать, но и в решающий момент боя поднять и повести за собой в атаку штрафников. Что противоречит современному фильму «Штрафбат», где в батальоне даже командир (Серебрянников) является штрафником.

Что же касается переменного состава, то есть штрафников, то вне зависимости от прежнего воинского звания они служили рядовыми, но могли быть назначены на должности младшего командного состава. Так что бывшие полковники и капитаны с винтовками, автоматами и пулеметами в руках четко выполняли приказы лейтенантов, командиров штрафных взводов и рот.

В штрафные части РККА попадали не только провинившиеся военнослужащие. Также туда направлялись и лица, осуждённые судебными органами, однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафные части осужденных за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, воров-рецидивистов, лиц, имевших уже в прошлом судимость за перечисленные выше преступления, а также неоднократно дезертировавших из Красной Армии. По остальным категориям дел при решении вопроса об отсрочке исполнения приговора с направлением осуждённого в действующую армию суды и военные трибуналы при вынесении приговора учитывали личность осуждённого, характер совершённого преступления и другие обстоятельства дела. Далеко не всем давалась такая возможность как искупить свою вину кровью на фронте.

При этом хочу подчеркнуть, что направлялись именно лица осужденные судебными органами, которым лишение свободы заменили на отбывание наказания в штрафных частях. А вот лица, которые уже отбывали наказание в местах лишения свободы и подали ходатайство о направлении на фронт, направлялись в обычные стрелковые подразделения после амнистирования. При этом также запрещалось направление лиц, осужденных за контрреволюционные преступления и за особо тяжкие. В отношении же командиров, репрессированных в 30-е годы, и освобожденных в предвоенный или начальный период войны, применялась иная процедура. Их уголовные дела изымались из архивов и пересматривались, затем отменялись приговора в связи с отсутствием состава преступления. Очень часто в качестве примера приводят Рокоссовского К.К., что не верно, так как в отношении него так и не был вынесен приговор, а суд откладывался и дело направлялось на доследование в связи с тем, что все свидетели обвинения уже были мертвы. В последствии дело было прекращено. Как полагают в связи с ходатайством Тимошенко. Вот другой полководец — Горбатов Александр Васильевич действительно был осужден 8 мая 1939 года по статье 58 УК РСФСР («контрреволюционные преступления») на 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах. Наказание отбывал в лагере на Колыме. Освобождён после пересмотра дела 5 марта 1941 года. После восстановления в армии и лечения в санаториях в апреле того же года получил назначение на должность заместителя командира 25-го стрелкового корпуса на Украину.

Кстати говоря, в годы войны в РККА существовала еще одна разновидность штрафных подразделений. В 1943 году в Красной Армии появились отдельные штурмовые стрелковые батальоны. Так 1 августа 1943 года вышел приказ наркома обороны №Орг/2/1348 «О формировании отдельных штурмовых стрелковых батальонов» в котором предписывалось:

«В целях предоставления возможности командно-начальствующего составу, находившемуся длительное время на территории, оккупированной противником, и не принимавшему участия в партизанских отрядах, с оружием в руках доказать свою преданность Родине».

Данные штрафные подразделения формировались только из контингентов командно-начальствующего состава, содержащегося в специальных (фильтрационных) лагерях НКВД. В начале было сформировано 4 таких штурмовых батальона численностью 927 человек каждый. Штурмовые батальоны предназначались для использования на наиболее активных, участках фронта. Срок пребывания личного состава в отдельных штурмовых стрелковых батальонах было установлено в два месяца участия в боях, либо до награждения орденом за проявленную доблесть в бою или до первого ранения, после чего личный состав при наличии хороших аттестаций может быть назначен в полевые войска на соответствующие должности командно-начальствующего состава».

Впоследствии формирование штурмовых батальонов было продолжено. Их боевое применение в принципе не отличалось от штрафных батальонов, хотя имелись и различия. Так, в отличие от штрафников, те, кто направлялся в штурмовые батальоны, не были осуждены и лишены офицерских званий, соответственно к ним было другое отношение. Семьям личного состава, назначенного в батальоны из спецлагерей НКВД, были предоставлены все права и преимущества, определённые законом для семей начальствующего состава РККА. Еще было одно отличие штурмовых батальонов от обыкновенных штрафных, так если в штрафбатах (как и в штрафных ротах) постоянный состав занимал все должности, начиная с командиров взводов, то в штурмовых батальонах к постоянному составу относились лишь должности командира батальона, его заместителя по политической части, начальника штаба и командиров рот. Остальные должности среднего и младшего начсостава занимали сами бойцы из личного состава штурмового батальона.

Вооружение штрафных частей РККА ни чем не отличалось от оснащения штатных стрелковых подразделений. Те же винтовки Мосина, ППШ-41, пулеметы системы Максим и Горюнова.

Хочется отметить, что в годы войны были случаи когда статус штрафной снимали с целого подразделения:

«В конце августа 1942 года 163-я штрафная рота 51-й армии в оборонительном бою отбила атаку противника, поддерживаемую десятью танками. Будучи отрезанной от своих войск, рота с боями вышла из окружения, а 1 сентября участвовала уже в наступательном бою и только по приказу отошла на исходные позиции. Бойцы и начальствующий состав роты 60 километров несли на себе раненых. Приказом военного совета армии звание штрафной с роты было снято.»

Штрафные подразделения существовали в рабоче-крестьянской с сентября 1942 по май 1945 года. Всего за всю войну в штрафные части было направлено 427 910 человек. С другой стороны, через Вооружённые силы СССР за время войны прошли 34 476,7 тыс. человек. Получается, что доля военнослужащих, побывавших в штрафных ротах и батальонах, составляет всего лишь 1,24% от всего личного состава РККА.

Напоследок стоит отметить, что штрафные батальоны и роты оказались одними из самых стойких подразделений РККА. Здесь же стоит сказать, что стоящие за ними заградотряды всего лишь миф. Заградительные отряды, созданные в 42 году, располагались за неустойчивыми дивизиями, а не за штрафниками. Пыльцын Александр Васильевич, в свое время командовавший штрафным батальоном, утверждает:

«Провоевав в штрафном батальоне с 1943 года до конца войны, я смею утверждать, что никогда за нашим штрафбатом не было заградотрядов или других устрашающих сил. По приказу № 227 заградотряды создавались для того, чтобы выставлять их в тылу «неустойчивых дивизий». А штрафбаты оказались исключительно стойкими и боеспособными, и заградотряды в тылу этих частей были просто не нужны. Конечно, я не могу говорить обо всех штрафных подразделениях, однако после войны я встречался со многими воевавшими в штрафбатах и в штрафных ротах и ни разу не слышал о заградотрядах, стоящих за ними«.

(Visited 64 times, 1 visits today)

У штрафников один закон, один конец -

Коли-руби фашистского бродягу,

И если не поймаешь в грудь свинец -

Медаль на грудь поймаешь за отвагу

Считает враг: морально мы слабы -

За ним и лес, и города сожжёны.

Вы лучше лес рубите на гробы -

В прорыв идут штрафные батальоны!

Вступительная часть. Цель работы

В этом году Россия будет отмечать 65-ю годовщину победы Советских войск в Великой Отечественной войне. Со времен победы историки написали тысячи исследований, посвященных героической борьбе Советской армии с фашистскими захватчиками. Однако многие факты борьбы советского народа за свободу своей родины до сих пор остаются под грифом «Секретно». До недавнего времени такой темой была история формирования штрафных подразделений.

Всё это время ветераны-штрафники не имели права распространяться о своем фронтовом прошлом. И совсем недавно бывшие штрафники получили возможность публиковать свои воспоминания, не опасаясь пострадать от режима.

Вместе с тем, всплеск интереса к истории штрафных частей и в то же время не изученность темы способствовали формированию легенд о штрафных подразделениях. Информация об этой стороне войны чаще преподносится с негативным эмоциональным окрасом, что является неуважением по отношению к ветеранам, служившим в штрафных частях.

Попытки вторгнуться в эту область истории людей, не варившихся в адовых котлах, какими были штрафные офицерские батальоны, создают неправильные представления о штрафбатах, занимающих в той истории именно свое место, сыгравших свою (именно свою!) роль.

Современные исследователи сегодня располагают источниками, которые могут помочь восстановить относительно объективную картину участия штрафных частей в войне. Уважение к тем, кто сражался в таких подразделениях, является важным моральным долгом нынешних поколений, которые должны знать историю такой, какой она была.

Целью моего исследования является изучение событийной картины формирования и участия в Великой Отечественной войне штрафных подразделений Советской армии, а также развенчание мифов о штрафных батальонах и создание реальной картины существования этих подразделений.

Основная часть. Штрафные батальоны Великой Отечественной войны.

Приказ № 227

Штрафные подразделения в нашей армии начали формироваться после выхода приказа №227.

К началу июля 1942 года военное положение Советского Союза было тяжелым. Немецкие войска захватили Крым, Кубань, практически вышли к Волге, проникли на Северный Кавказ. Все эти факторы послужили толчком к созданию знаменитого сталинского Приказа №227 «Ни шагу

назад».

Вот что мы в нем читаем:

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду.

Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.

а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;

в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

В приказе шла речь о проблеме дисциплины и морального разложения в войсках, в частности о такой категории солдат как паникеры.

«Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором.. Нельзя терпеть дальше командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции.»

Этим объясняется создание штрафных батальонов в армии.

Штрафной батальон (штрафбат) - штрафное подразделение в ранге батальона.

Приказ №227 был зачитан во всех видах войск Советской Армии.

Формирование штрафных батальонов

Из кого же формировались штрафные батальоны?

В Красной Армии туда направились военнослужащие офицерского состава всех родов войск, осужденные за воинские или общеуголовные преступления. Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь).

Штрафные батальоны предназначались для командиров и политработников старшего и среднего звена. Командиры и комиссары батальонов и полков могли быть направлены в штрафбат не иначе, как по приговору военного трибунала фронта, остальные - просто по приказу командования армии или даже дивизии. В штрафные роты посылались рядовые красноармейцы и младшие командиры согласно полковому приказу без каких-либо трибуналов.

Штрафные роты становились «родными» и для уголовных элементов, изъявлявших желание «смыть кровью все свои провинности перед государством». Так, только в 1942-1943 годах на фронт было отправлено более 155 тыс. бывших зеков. Все штрафники должны были быть разжалованы в рядовые и лишены наград на время отбывания наказания.

Командный состав штрафных подразделений назначался из числа волевых и самых опытных командиров и политработников. Командиры получали неограниченную власть над своими подчиненными. Например, командир штрафбата имел среди своих бойцов власть командира дивизии и мог каждого из них расстрелять на месте за наименьшую провинность или непослушание.

В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осужденных судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовного преступления. Лица, осужденные за тяжкие и государственные преступления отбывали наказания в местах лишения свободы.

В последнее время в прессе, в литературе распространилось мнение о том, что в штрафные батальоны направлялись лица, отбывающие наказание за тяжкие уголовные преступления. Данное утверждение не имеет под собой ни какой основы, в виду того, что, в соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей данной категорией лиц было не предусмотрено. Аналогичным образом не могли быть направлены в штрафные батальоны отбывающие наказание "воры в законе"

За что же попадали в штрафбат?

За сдачу позиций без приказа, неправомерное применение оружия, его потерю... Война - очень жестокая вещь. Но попадали и по доносу, оговору. Командир роты капитан Авдеев после захвата населенного пункта, получив продовольствие на всю роту, не вернул продукты погибших. Решили устроить поминки по своим друзьям, да и, как говорят, «обмывку» своих наград. И загремел рядовым в штрафбат.

Капитан-лейтенант Северного флота, проверяя работу отремонтированной рации, наткнулся на речь Геббельса и, владея немецким языком, стал ее переводить. Кто-то донес, и ему вменили в вину «способствование вражеской пропаганде». Были и «окруженцы», какая-то часть бежавших из плена и не замаравших себя сотрудничеством с врагом.

Вот что вспоминает майор в отставке Амосов:

В 15-й штрафной батальон я был направлен по приказу командующего фронтом Конева так, что даже командир нашей части об этом не сразу узнал. Приказ гласил: «За халатность...» Новое удостоверение личности просто отпечатали на машинке. Настроение было тяжелым. Но, оказалось, ничего, жить можно, и в ОШБ, и там люди как люди – и пошутят, и погрустят. Был я в штрафбате самым молодым.

Рядовой штрафбата Алексей Дубинин рассказывает:

Приказ об оправке в штрафную роту мне не показывали и не зачитывали. Я – сержант, служил техником самолета в 3-й эскадрилье 16-го запасного истребительного авиаполка. Мой самолет Як-7Б разбился при посадке с летчиком-инструктором и молодым пилотом в феврале 1944 года. Комиссия установила, что катастрофа произошла по вине инструктора, но «стрелочника» все равно нашли...

Где использовались штрафбатальоны?

Штрафные батальоны в боях использовались, как правило, в составе дивизий и полков на наиболее укрепленных участках обороны немцев. Выполняли они и самостоятельные задачи: занимали господствующие высоты для улучшения позиций обороны, контратаковали вклинившегося в нашу оборону противника, вели разведку боем – прорывали вражескую оборону. Батальон в полном составе использовался редко

В бой ходили чаще всего особняком. Штрафники обычно либо атаковали, либо штурмовали, прорывали оборону, производили разведку боем, брали «языка» – словом, делали дерзкие налеты на противника, чем успешно давили на его психику.

Капитан в отставке Гудошников вот что рассказывает о боях его батальона:

Это особенно было заметно на Курской дуге, в самом начале событий. Немцы, продвигаясь в сторону станции Обоянь, 8 июля заняли деревню Березовку. Нашей штрафной роте прямо с марша было приказано штурмом взять ее обратно. Дело было под вечер, мы по перелескам подошли и с криками «Ура!», со страшной стрельбой бросились на деревню, ворвались в нее. А там оказалось настоящее скопище войск и техники, особенно танков. Все пришло в движение, завязался жаркий бой, и нам пришлось отступить. Деревню не взяли, но острастку противнику дали добрую.

Эти подразделения были выгодны командованию. С одной стороны, их существование позволяло хоть как-то поддерживать уровень дисциплины. А с другой - при помощи штрафников и за счет «дешевой» солдатской силы можно было проверить правильность принятого решения. Например, перед командиром ставилась задача: захватить тот или иной рубеж. Как узнать, какие силы сконцентрировал там противник? Отдавался приказ командиру штрафроты провести ночью разведку боем. Будут в роте потери или нет - это никого не волновало. Главное - не допустить потерь линейных подразделений. Ведь взятие опорных населенных пунктов, городов приписывалось не штрафным подразделениям, а линейным.

Ни в одном официальном сообщении Информбюро никогда не указывалось, что та или иная высота, населенный пункт взят силами штрафной роты или штрафбата. Это было строго запрещено! Назывались полк, дивизия, армия, входившие в село или город сразу же за штрафниками. Предназначение штрафбатов заключались в том, чтобы первыми пробить брешь противника и тем обеспечить дорогу идущим за нами. Мы были средством, обеспечивающим успех других.

Штрафные батальоны – это подразделения прорыва, которые осуществляли штурм обороны противника на самых горячих участках фронта, среднемесячные потери в штрафных ротах в 3-6 раз превышали потери в обычных стрелковых подразделениях.

Тяжелая жизнь штрафников заставляла их сплачиваться, чтобы выжить во время боя. Как свидетельствуют очевидцы, нередко получив ранение, а, следовательно, и прощение, штрафники оставались сражаться до тех пор, пока подразделение не выполнит поставленную задачу командования.

Многие, даже сравнительно легко раненые оставались сражаться дальше. Могли уйти законно, но не уходили. А ведь все права на это они уже имели: кровь пролили, вину «кровью искупили», но могли ещё воевать и воевали! Такие случаи были не единичными, и свидетельствовали они не о личных интересах, а о высокой сознательности этих бойцов. Конечно, бывали и другие, когда малейшую царапину выдавали за «обильно пролитую кровь». Но тут уже дело совести и боевой солидарности.

Таким образом, и в штрафных подразделениях было место феномену «фронтового братства».

«Воевали там все решительно и мужественно. Никто не оставлял своих позиций. Помню, мне тогда пришло в голову сравнить задачу не пропустить врага с примерами стойкости нашей Красной Армии под Москвой и в Сталинграде. Пусть, говорил тогда я своим подчиненным штрафникам, этот рубеж будет для каждого из вас своей Москвой и своим Сталинградом. Может, высокопарно звучали те мои слова, но видел я: они действовали! Ведь до дня, когда остававшаяся окруженная группировка немцев была пленена, ещё двое суток гитлеровцы все отчаяннее пытались прорваться на запад. Но и гвардейцы, и наши штрафники стояли насмерть. Как под Москвой, как в Сталинграде», - пишет в своей книге «Штрафной удар» А.В.Пыльцын

Отношение к штрафным батальонам у обычных пехотных частей было положительным тогда, как контакта штрафников с обычными пехотными частями не допускалось в перерыве между боями ровно, как и отношений с мирным населением. Однако общая цель, стремление сражаться за свободу своей родины объединяли солдат и офицеров Советской армии, в не зависимости от того, в каких подразделениях они служили.

Отношение офицеров и штрафбатовцев

И все-таки каким было отношение офицеров к штрафникам?

«Как обращались с личным составом? Так, как положено обращаться с человеком, живущим рядом. Об этом еще при моем назначении говорил мне командарм генерал Пухов.

Службу и быт организовывали согласно уставам, политико-воспитательная работа велась, как обычно в армейских условиях. Упреков бойцам со стороны командиров, что они, мол, осужденные и находятся в штрафной, не позволялись. Обращались по-уставному: «Товарищ боец (солдат)». Питание было такое же, как в обычных частях, – рассказывает майор Третьяков, – никаких особых дисциплинарных и иных санкций мы к штрафникам не применяли, кроме уставных.

В бой шли только по приказу, без угроз и насилия, без пресловутых заградотрядов сзади, я их нигде не видел, хотя, говорят, что были. Я часто даже забывал, что командую не совсем обычным подразделением. Всегда шел в бой вместе со штрафниками, часто прямо в боевых порядках, это им придавало больше уверенности («командир с нами»), решительности, а мне – надежды на успех».

Заградительные отряды задерживали дезертиров и подозрительный элемент в тылу фронта, останавливали отступающие войска. В критической ситуации они нередко сами вступали в бой с немцами, а когда военная обстановка изменилась в нашу пользу, стали выполнять функции комендантских рот.

Выполняя свои прямые задачи, заградотряд мог открыть огонь над головами бегущих подразделений или расстрелять трусов и паникёров перед строем – но непременно в индивидуальном порядке. Однако никому из исследователей пока ещё не удалось найти в архивах ни одного факта, который подтверждал бы, что заградительные отряды стреляли на поражение по своим войскам.

«Между командирами и подчиненными штрафбатов были, как правило, товарищеские отношения. Другого отношения в тех условиях быть просто не могло. Существовал суровый закон: во время боя ты должен поддержать товарища огнем, когда он выполняет перебежку, а потом он - тебя. Если не сделаешь это, жизни в роте тебе не будет», -вспоминает рядовой Алексей Дубинин.

А.В. Пыльцын в книге «Штрафной удар» пишет:

«Многие поначалу считали себя смертниками, в особенности те, кто к концу войны приходил из тюрем. Но, когда они видели, что командный состав прилагал все силы, вовсю старался научить их приемам пехотного боя, владению оружием (особенно летчиков, танкистов, медиков, интендантов), они постепенно переставали ощущать себя пушечным мясом, начинали понимать, что не только кровью, но и боевыми заслугами могут искупить свою вину, вольную или невольную».

«Были штрафники смертниками? Я считаю – да! Когда из 1200 человек в батальоне осталось в строю 48 - это мало? А вот еще факт. При одной из атак мы попали под сильный огонь шестиствольных минометов, и часть солдат попыталась отойти и спрятаться в лесу. Они были задержаны заградотрядом и расстреляны. Выжить штрафнику было большим счастьем», – вспоминает старший лейтенант в отставке Иван Коржик.

Награждали штрафников не щедро. Перед форсированием Одера один сержант из соседнего батальона сходил на лодке в разведку и вернулся - представили к званию Героя. Наши штрафники на тяжелых, из непросохшего дерева, лодках под градом огня перебрались на вражеский берег. Малыми силами, с боем захватили плацдарм, удерживали его из последних сил, а награжден был только один командир роты. Да по его настоянию один штрафник, бывший летчик, капитан Смешной, за беспримерный подвиг был представлен к награде. Посмертно. Но состоялось ли это награждение? Не знаю...

Абсолютное большинство штрафников, несмотря на удары судьбы, сохранили человеческое чувство воинской дружбы и выручки, истинное чувство преданности Родине. Сколько было случаев, когда в напряженнейших условиях смывшие своей кровью вину, какая бы она ни была, не покидали поле боя. Я считаю это героизмом. А те, кто врукопашную шел и саперной лопаткой крушил головы ненавистных фрицев, - разве это не героизм?

Вспоминаю сейчас одного узбека богатырского сложения, который во время рукопашной схватил свое почти полуторапудовое противотанковое ружье за конец ствола и орудовал им как богатырской дубиной. Он же метким огнем подбил два танка. Тем самым обеспечив нам успех, а себе - орден Отечественной войны (за каждый подбитый танк полагалась такая награда) и восстановление своего офицерского звания. Когда же я хотел отправить его в штаб, он отказался, сказав даже с какой-то обидой: «Кому же я свое ружьишко-то оставлю?» Какое чувство может быть у меня к таким людям? Только нежность». Писатель служил рядовым офицерского штрафбата.

Реабилитация

Как происходила реабилитация воинов?

Вот что рассказывает об этом капитан в отставке Гудошников:

«После одного из боев меня вызвал ротный и велел составить на всех штрафников так называемую арматурную ведомость, в которой против каждой фамилии проставляется вся амуниция солдата. «Будем реабилитировать ребят и передадим на пополнение соседнего полка, – объяснил мне ротный. – Воевали они хорошо. Некоторые задержались у нас дольше, чем положено. Считай – вину все искупили. Объясни им это. Всех в одно место не соберешь, не построишь, и я где нескольким сразу, где по одному объявил о реабилитации. К удивлению своему, ни вздоха облегчения, ни радостного возгласа, никаких других эмоций не увидел и не услышал. Некоторые из моего взвода даже сожалели, что нам придется расстаться... Затем в наше расположение пришли командиры из соседнего полка, и мы им передали солдат прямо на боевых позициях».

Шла реабилитация только тех штрафников, которые искупили свою вину непосредственно в бою. Не было ни одного случая, чтобы реабилитировали тех, кто не участвовал в боях.

Майор Амосов вспоминает: С восстановлением прав не затянули. Уже в медсанбате при заполнении медицинской карты мне указали прежнее воинское звание – лейтенант и ту часть, из которой я прибыл в штрафбат.

Капитан Третьяков: Досрочно могли реабилитировать не только раненого. По приказу нашего командарма был введен такой порядок. В наступлении ставилась определенная боевая задача. При выполнении ее, как только выходили из боя, вызывали из армии военный трибунал, он снимал судимость и вручал справку об этом. Вот насчет наград при отбытии срока – этого у нас не было. Мы пытались представлять к ним, но нам ответили: «Штрафник искупает свою вину, за что же его награждать».

Заключение

Штрафные батальоны оставались в действии вплоть до капитуляции Германии.

Воспоминания солдат и офицеров штрафных подразделений являются важнейшими историческими источниками, работая с которыми можно подготовить научное исследование, в результате которого можно прийти к следующим выводам:.

События, развернувшиеся летом 1942 года, катастрофически сказывались на обороноспособности СССР, что требовало решительных мер со стороны советского командования. Приказ №227 явился той решительной мерой, которая остановила отступление советских войск. Также приказ №227 определил создание штрафных подразделений – особых воинских частей, состоящих из провинившихся солдат и офицеров Красной Армии.

Естественно, что в штрафных подразделениях формировались и особые отношения среди личного состава. Однако анализ воспоминаний показал, что, несмотря на критичность положения, в котором находились штрафники, они смогли сохранить нормальные и крепкие взаимоотношения, без которых было бы невозможно остаться в живых на войне. Отношение начальников к подчиненным было практически всегда уважительным, а командиры штрафбатов умудрялись сплачивать весь «непростой» контингент штрафников вокруг себя.

Во время боя штрафники выполняли свои боевые задачи с честью, и всегда с большими потерями. Штрафные роты и батальоны бросали на самые тяжелые участки фронта, но не заградительные отряды, а боевой дух солдат и офицеров обеспечивал их непростые, малозаметные и, вместе с тем, очень важные победы. Однако очевиден и тот факт, что отношение высшего командования к штрафным подразделениям нередко было крайне негативным, и общество вынуждено было разделять их мнение. Тем не менее, это касается не всего советского командования.

Таким образом, открывшиеся исторические факты обязывают нас пересматривать свое отношение к роли, забытых после победы штрафных частей в Великой Отечественной войне, отдавая дань уважения к не получавшим наград и не знавшим почестей ветеранам штрафных рот и батальонов Советской армии.

Литература

  1. А.В.Пыльцин. Штрафной удар. СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2003
  2. А.В.Пыльцин. Правда о штрафбатах.М6 Эксмо, 2008
  3. Ю.В.Рубцов. Штрафники Великой Отечественной.М.: Вече, 2007
  4. М.Сукнев. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата.1941-1945.М.6 Центрополиграф, 2006
  5. Википедия. Штрафные воинские подразделения.
  6. Газета «Комсомольская правда» от 28.04.2005. Статья Инны Руденко «Штрафбат: каким он был не в кино»
  7. Приказ №227
  8. Фотографии военных лет

Благодаря псевдоисторической литературе и кинематографу, о штрафных батальонах сложилось представление как о «пушечном мясе», которым мы «забросали немцев». Если посмотреть сериал «Штрафбат», возникает ощущение, что только благодаря штрафным батальонам мы и одержали победу в той страшной войне. Не умаляя роль штрафников, стоит сказать, что на деле же ситуация была совершенно иной.

Пушечное мясо

Во-первых, численность штрафных подразделений на Великой Отечественной войне была не столь высока, как это хотят представить. Ежегодная численность армии и флота на фронтах войны была 6 - 6,5 млн. человек, при этом доля штрафных подразделений была фактически ничтожна - от 2,7 процента в 1943 году, до 1,3 процента в 1945.
Представление о штрафниках как о «пушечном мясе» сложилось по той причине, что их, действительно, использовали на наиболее напряженных участках фронта. Что не было странным, поскольку они и создавались для того, чтобы у провинившихся была возможность «искупить кровью». Однако почему-то не всегда говорится о том, что те же задачи, которые выполняли штрафники, выполняли и линейные стрелковые и танковые подразделения. Высокая смертность в штрафбатах (3-6 раз выше общевойсковой) объяснялась именно спецификой выполняемых задач.

«Искупление кровью»

В штрафбат, вопреки сложившемуся представлению, шли не умирать, а искупать. Срок службы здесь составлял три месяца, либо до первого ранения (буквальное «искупление кровью»). При этом, если боец хорошо проявлял себя в бою, он мог быть переведен в линейные части досрочно и даже представлен к награде. Среди Героев Советского союза есть и те, кто удостоился этой награды именно за службу в штрафбате.
Например, в феврале 1944 года восьмой ОШБ отличился во время Рогачевско-Жлобинской операции. Батальон скрытно преодолел линию фронта и пять дней проводил успешные действия в тылу противника. По итогам этих пяти дней командующий 3-ей армией генерал Горбатов личным приказом освободил 600 из 800 штрафников. Кроме восстановления в званиях, бывшие штрафбатовцы также были награждены орденами Славы III степени и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». И это не единичный случай, когда штрафников досрочно переводили в линейные части и награждали.

Женские штрафные батальоны

В последнее время то и дело в печати и интернете появляются сообщения о существовании женских штрафных батальонов. Их не было. Женщины в штрафбатах были - и то, только до октября 1943 года, отдельных батальонов не было и быть не могло. Женщины-военнослужащие, по каким-либо причинам нарушившие приказ, провинившиеся, отправлялись в тыл. Переводы женщин в штрафбаты случались, но распространенной практикой это не было. За проявленный в бою героизм женщины из штрафных подразделений могли на общих основаниях быть переведены в линейные части и представлены к правительственным наградам.

Зеки

Особой роли заслуживает миф о том, что штрафбаты аи штрафроты активно наполнялись разного рода уголовным элементом. Якобы среди штрафников было много блатных и «политических». Это не так. Если и были в штрафных батальонах и ротах бывшие заключенные, то это были люди, осужденные за незначительные, нетяжкие преступления. Представить ситуацию, которая была показана в том же сериале «Штрафбат», когда рецидивист Глыбов занимает в штрафбате чуть ли не главное место, представить невозможно. Армия, какая бы они ни была, это прежде всего дисциплина и порядок. «Опасного элемента» избегали, и если и брали, то только в штрафные роты, но никак не в батальоны. «Политических» же не могли отправить в штрафной батальон по определению. Не было такой практики.

Оснащение

Ещё один миф о штрафбатах, не выдерживающий никакой критики, это то, что бойцы-штрафники шли чуть ли не с кастетами на танки. На деле ситуация с вооружением и снабжением в штрафных батальонах не отличалась от общефронтовой. Штрафбаты были обычными стрелковыми формированиями с легким вооружением - автоматами и винтовками. Если и были проблемы со снабжением, то не серьезнее, чем в линейных частях. В целом в штрафных батальонах сохранялась хорошая дисциплина и поддерживались уставные отношения, вопреки показанным в сериале «Штрафбат» почти воровской дисциплине «по понятиям».

Не мы первые

Штрафбаты - не изобретение «кровавого Сталина». Первые штрафные подразделения впервые появились в вермахте. Ещё до войны в немецкой армии было восемь дисциплинарных батальонов. Они в основном использовались для строительства и саперных работ. После капитуляции Польши Гитлер принял решение о расформировании этих частей, решив, что отныне в вермахте будут служить только люди достойные этой «высокой чести».

Однако свое решение фюреру пришлось поменять уже в декабре 1941 года. Мощное контрнаступление Красной армии показало, что ряды «достойных людей» стремительно редеют и рассыпаются под натиском советских войск. 16 декабря Гитлер издает приказ, аналогичный сталинскому «Ни шагу назад» (который, к слову, появился только полгода спустя, как и штрафные батальоны в советской армии). На Восточном фронте было сформировано 100 штрафных рот, которые получили название «части испытательного срока». Показательно, что служба в них определялась сроком, данным провинившемуся судом военного трибунала. Искупить вину кровью фашист-штрафник не мог. Если его ранили и он попадал в госпиталь, то оттуда прямиком направлялся в свой родной штрафбат.

mob_info