Президент Джордж Буш старший: внешняя и внутренняя политика. Джордж буш-старший - биография, информация, личная жизнь

В городе Милтон (штат Массачусетс).

Отец — Прескотт Шелдон Буш — влиятельный деятель Республиканской партии, был партнером нью-йоркской фирмы "Браун, Бразерс, Гарриман энд компани", а с 1952 по 1963 год — сенатором от штата Коннектикут. Мать — Дороти Уокер — из нью-йоркского банковского клана Уокеров.

Детство Джордж Буш провел в Гринвиче (штат Коннектикут).

В 1936 году поступил в престижное военное училище — Академию Филлипса в Андовере (Массачусетс). По его окончании в июне 1942 года, через полгода после вступления США во Вторую мировую войну, был зачислен в военно-морской флот.

Пройдя десятимесячный курс летной подготовки, 9 июня 1943 года Буш получил младший офицерский чин и стал самым молодым летчиком военно-морской авиации.

Джордж Буш совершил 58 боевых вылетов в зоне военных действий в юго-западной части Тихого океана. 2 сентября 1944 года самолет Буша был подбит огнем японских зениток, и он, приказав экипажу покинуть самолет, сам прыгнул с парашютом. Спаслись все члены экипажа, кроме одного. На воде летчиков подобрали моряки с американской подводной лодки. За участие в боевых действиях Джордж Буш награжден офицерским крестом ВМС и тремя боевыми медалями.

Джордж Буш-старший завел аккаунт в популярной социальной сети Twitter.

Первое сообщение, которое бывший американский лидер оставил в сервисе микроблогов, касалось прошедшей в ЮАР панихиде по экс-президенту этой страны Нельсону Манделе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Президентские выборы в США 1988 года проходили 8 ноября. Несмотря на огромную популярность Рональд Рейган в соответствии с 22-й поправкой к Конституции не мог выдвигаться на третий срок, поэтому республиканцы номинировали вице-президента Джорджа Буша-старшего. Демократы выдвинули губернатора Массачусетса Майкла Дукакиса. В то время как Буш умело использовал в свою пользу популярность Рейгана, предвыборная кампания Дукакиса была отмечена рядом провалов и резкой критикой с республиканской стороны (в основном, впрочем, лживой, например, настоятельное требование открыть медицинскую историю Дукакиса и намеки на его некое психиатрическое заболевание). Серьезное начальное превалирование Дукакиса в опросах общественного мнения (около 17% в его пользу) быстро испарилось и в результате Буш одержал убедительную победу. Это стало третьим подряд оглушительным поражением демократического кандидата.

Президент Джордж Буш-старший быстро сформировал команду сподвижников, с которыми он сотрудничал ряд лет в администрации Рейгана. Буш был сторонником коллективных действий в правительстве. Он с молодости умел играть ведущую роль в командах спортсменов, в командах военных и политиков. Он работал раньше с такими видными политическими деятелями, как Джеймс Бэйкер, Брент Скаукрофт (с ними его связывали многолетняя дружба и деловые отношения).

Бэйкер стал в новом правительстве Государственным Секретарем, а генерал Б.Скаукрофт – главным советником по вопросам национальной безопасности. В ведущую группу входил также вице-президент Дэн Куэйл. Президент включил в свою команду также Ричарда Чейни, который стал военным министром и Ника Брэдли – министра финансов. В эту группу входили также генерал К.Пауэлл, один из руководителей разведки Роберт Гейтс. Политическими советниками были Карл Роув и К. Райс.

К этому времени социалистические режимы в странах Варшавского договора начали разваливаться. Падение Берлинской стены в 1989 г. стало символом окончания холодной войны и объединения Европы, со времен Второй мировой войны расколотой между двумя противостоящими военными блоками. Потепление международных отношений во многом было определено подписанием в 1987 г. нового Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между США и СССР, выводом советских войск из Афганистана и кубинских – из Анголы.

Потепление международных отношений позволило США отказаться от поддержки репрессивных режимов в Чили, Южной Корее и ряде других стран, а вместо этого поддержать новые демократии в Восточной Европе. Кроме того, стала ненужной программа звездных войн, и президент Буш мог бы сократить расходы федерального бюджета на вооружения. Однако накануне Войны в Персидском заливе он предпочел переориентировать вооруженные силы и военные приготовления Америки на новые цели: борьбу с терроризмом и обеспечение гегемонии США в третьем мире. В 1989 г. Буш послал американские войска в Панаму, президент которой Мануэль Норьега за поощрение терроризма и торговлю наркотиками был осужден американским судом на длительное тюремное заключение и отбывал наказание до 2010 г. в США, а затем был экстрадирован во Францию, где был также осужден французским судом за аналогичные преступления.

К 1991 г. пятнадцать республик, составлявших Советский Союз, объявили о своей независимости. СССР фактически распался и к концу года официально был ликвидирован. Порожденный его распадом вакуум власти выразился в коллапсе правительств и в некоторых других странах, таких как Югославия и Сомали, десятилетиями державшихся на авторитарной центральной власти. Для западных правительств и общественного мнения участие в возникших там локальных конфликтах стало почвой для пересмотра своей внешней политики в отсутствие прежней коммунистической угрозы. Как заявлял позднее президент Клинтон, новый мировой порядок стал более свободным, но менее стабильным, и эта нестабильность стала новым вызовом для западных государств.

В мировой экономике США стремились проводить глобальные реформы, опираясь на институты, созданные еще во времена холодной войны: Международный валютный фонд и Всемирный банк. Следуя традиции неолиберализма, в Северной Америке США создали зону свободной торговли, а сформулированные к концу ХХ века принципы Вашингтонского консенсуса рекомендовали либерализацию торговли во всем мире.

27 июля 1990 года президент США Джордж Буш-старший выступил с так называемой «инициативой для Америк», предложив создать панамериканское сообщество свободной торговли.

17 декабря 1992 года было подписано соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу 1 января 1994 года. Создание такого рынка не только устранило торговые преграды, но и привело к последующей либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и другим изменениям, которые обеспечили «прозрачность» границ между США, Канадой и Мексикой. Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свободной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения деловых людей через границы.

США постоянно стремились расширить круг участников зоны свободной торговли. В 1990-х годах в Майами (1994) и в Сантьяго (1998) прошли два важных саммита, на котором главы 34 стран Западного полушария обсуждали также вопрос о создании Всеамериканской зоны свободной торговли.

НАТО по окончании холодной войны не прекратила свое существование, а напротив, расширилась на восток, включив в свою орбиту Венгрию, Чехию, Польшу и планируя дальнейшее расширение в этом геополитическом направлении. Экономические санкции США теперь принимали преимущественно против стран третьего мира, обвиняемых в поддержке международного терроризма, попытках создания оружия массового поражения или нарушении прав человека. Иногда к этим санкциям присоединялись и другие западные страны, как это было, например, при объявлении эмбарго на поставки вооружений в КНР после известных событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года или в Ирак после его вторжения в Кувейт. Меньшей международной поддержкой пользовались санкции против Кубы и Ирана, вследствие чего Конгресс принимал меры против транснациональных корпораций, нарушавших американское эмбарго.

Уже в середине 1980-х годов ряд влиятельных американских экономистов выразили беспокойство по поводу состояния в стране государственной социально-экономической инфраструктуры. За время пребывания у власти рейганистов в США образовался «третий» (после внешнеторгового и бюджетного) дефицит – дефицит вложений в человека, в состояние окружающей среды, в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок гражданского назначения. На фоне обнаружившегося в то время (еще до ухода Р. Рейгана) смещения общественного мнения от консерватизма к центру все резче звучали требования преодолеть эти дефициты, сбалансировать государственный бюджет и переориентировать бюджетную стратегию в пользу «человеческих» ценностей (инвестиции в человека). Идеи более милосердного правительства снова стали входить в моду.

Отход от консервативной концепции социально-экономического государственного регулирования произошел с приходом в 1989 г. в Белый дом республиканца Дж. Буша. Заявив в бюджетном послании конгрессу в начале 1991 г. о желании правительства взять на себя большую ответственность за развитие экономики и социальной сферы, администрация акцентировала переориентацию бюджета на обеспечение долгосрочного экономического роста, выдвинув в качестве приоритетной задачу «капиталовложений в будущее Америки, что предполагало сдвиг приоритетов от военных к гражданским программам, а в рамках последних – от трансфертных выплат к прямым инвестициям.

Правительство отказалось от последовательного курса на ослабление регулирования бизнеса, которым следовала рейгановская администрация, в пользу «разумного» регламентирования. Руководство республиканцев признавало за федеральными властями ряд важных социально-экономических функций, отвергнув при этом их кейнсианскую трактовку. Дж. Буш победил на президентских выборах 1988 г. в немалой степени потому, что сумел предстать перед избирателями в образе «президента-образование» (или «президента-просвещение»). Уже на 1991 финансовый год были запланированы рекордные бюджетные ассигнования на нужды образования, особенно на программы, ориентированные на молодежь (поддержка молодежи из малообеспеченных семей в получении среднего образования, детям-инвалидам – в получении начального и среднего образования, программа «Неограниченные возможности для молодежи», нацеленная на помощь «трудным» подросткам из бедных семей). Кроме того, предусматривалось выделение крупных средств не только на общее, но и на профессиональное образование молодежи, на борьбу с употреблением наркотиков, на материальное поощрение лучших школ и учителей, финансирование «негритянских» колледжей и др. Одновременно администрация Дж. Буша предприняла шаги по преодолению тенденции сокращения федеральных ассигнований на гражданские научные программы. Началось финансирование многолетней программы помощи малообеспеченным семьям в приобретении собственного жилья.

В целом концепция «капиталовложения в будущее» (которая поддерживалась и администрацией демократа Б. Клинтона) определяла в качестве основной задачи государства долгосрочные инвестиции по трем направлениям: 1) непосредственно в производительный (физический) капитал, 2) в технологическое развитие и научно-технические разработки и 3) в человеческий капитал. Общая цель такого курса состояла в том, чтобы с помощью мер налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики создать условия для долгосрочного экономического роста в качестве ключевого фактора для «устранения неопределенности в будущем». Однако самого по себе экономического роста недостаточно для борьбы с социальной необеспеченностью. Поэтому кроме перечисленных выше государственных социальных программ, ориентированных на молодежь, было начато финансирование программы профессиональной подготовки и содействия в трудоустройстве для всех получателей пособий из числа бедных семей с несовершеннолетними детьми и для инвалидов. Кроме того, с 1990 г. до 4,25 долл. в час был увеличен федеральный минимум зарплаты как одно из средств помощи 6 млн глав семейств – так называемым работающим беднякам. В рамках объединенного федерального бюджета был также создан целевой интегрированный фонд социального страхования (с запрещением использования его средств для финансирования любых государственных программ, кроме страховых). В качестве дополнения к государственным и фирменным пенсионным системам тогда же были введены льготные программы индивидуальных сбережений, согласно которым взносы на индивидуальные пенсионные счета освобождались от налогообложения.

Таким образом, еще до прихода к власти администрации демократа Б. Клинтона в 1993 г. в США произошел поворот государственной социальной политики от практики «рейганомики» в сторону большей социальной ответственности государства. В период президентства Дж. Буша были предприняты меры по преодолению наиболее одиозных сторон консервативной социально-экономической политики – и то лишь за счет повышения налогов и дальнейшего роста бюджетного дефицита.

Президенты Джордж Буш-старший и Билл Клинтон к теме нефти практически не обращались. Хотя в президентство Буша (в 1990 году) Ирак захватил Кувейт. Тогда мировые цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца августа мировые цены на нефть поднялись с $16 за баррель до $28. В сентябре они достигли $36. Однако после разгрома Ирака, цены вновь упали. Буш, который принял решение о силовом противостоянии Саддаму Хусейну, упоминал об этом факте, как о доказательстве верности проводимой им политики. В бытность его президентом, произошло еще одно знаковое событие: в 1993 году впервые в истории США импортировали больше нефти, чем добыли ее.

Президенство Буша проходило в условиях экономического кризиса 1989-1993 гг. Сопряжен он был с повышением цен на нефть в 4 раза со стороны стран ОПЕК. К 1989 году в структуре топливно-энергетического баланса (ТЭБ) США доля нефти составляла 65%. Помимо этого для отраслей экономики США использовали дополнительно еще 15% нефтепродуктов. То есть в общем, три ведущие отраслей промышленности, – химия, энергетика и машиностроение – поглощали в составе сырья 80% нефтепродуктов. Сами США могли полностью покрыть потребности внутренней экономики. Но в 1947 году был принят национальный закон, на основании которого США перешли к бережному использованию природного сырья. И они установили нормы добычи полезных ископаемых на уровне 1947 года. Кроме угля по всем остальным видам: цветные металлы, нефть, газ – только уровень 1947 года. Ввиду этого США выступали на мировом рынке как крупный импортер, где они закупали 58% из общего объема внутренней потребности нефти. Страны западной Европы были привязаны к рынку нефти намного сильнее. Если США экспортировали часть своего национального продукта, то страны западной Европы ничего не экспортировали – они только импортировали. На их долю импорта приходилось 68% потребления нефти. Именно поэтому страны западной Европы ощутили на себе очень сильное негативное воздействие от повышения цен на нефть. В этом и состояла первая причина наступления экономического кризиса.

Вторая причина. Разразившийся кризис в США потребовал максимального увеличения капиталовложений на покупку нефти, поэтому США резко сокращают импорт из зарубежных стран. Началось затоваривание национального рынка. То есть такой процесс, с которым США сталкивались в период кризиса 1929-1933гг. Такие же явления проходят на территории стран западной Европы. Но в данном случае затоваривание идет из-за отсутствия рынка сбыта товара.

Третья причина кризиса. Товарная продукция стран западной Европы формировалась на основе группы отраслей, в составе которых преобладали новые отрасли, но не новейшие. То есть страны западной Европы имели электротехническую, радиотехническую промышленности, точное машиностроение, оптику, но у них пока еще не достаточно была отработана база таких отраслей как вычислительная техника, электроника, затем производство современной бытовой техники, компьютерной техники, которая находила массовый спрос. Эти отрасли пока были недостаточно развиты. Поэтому вновь возникла проблема необходимости структурной перестройки.

Четвертая причина кризиса. Автомобильная промышленность и железнодорожный транспорт максимально использовали металл. В то же время Япония и США перешли на использование твердых высокопрочных пластиков (твердых пластических масс). Они использовали пластик на изготовление кузова автомашины, деталей внутренней отделки автомашины, помимо этого широко использовали вместо натуральных тканей искусственное и синтетическое волокно. Таким образом, продукция химической промышленности стала использоваться шире. При этом продукция стран западной Европы из-за повсеместного использования металла в начале 90х годов была дороже. Впервые страны западной Европы перешли к использованию пластика только в 1992 году. Отсюда кризис 1989-1993 годов выступает не только как сырьевой, но и как системный кризис, поскольку сюда привязывается большая группа проблем. Это и структурная перестройка, это и технология, это и новые методы использования материала – все вместе взятое.

Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали ахиллесовой пятой администрации Дж. Буша-старшего, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой; распространялись пессимизм и упадническое настроение.

Полное имя 41-го президента Америки – Джордж Герберт Уокер Буш.

Школьные годы

Он родился 12.06.1924. Семья жила в г. Милтон, штат Массачусетс. Его отец – Прескотт Буш – был сенатором и банкиром. В школу Джордж ходил в г. Гринвич, куда перебралась семья. Затем учился в Академии Филлипса в г. Эндовере. Еще здесь он был довольно популярным: капитан бейсбольной и футбольной команд, секретарь студсовета, президент старших классов, член редколлегии, ответственный за сбор средств на благотворительность.

Военная служба

После событий на Перл - Харборе Джордж Буш поступил в армию, окончил курс обучения, стал летчиком. Его определили в резерв военно-воздушной базы «Корпус Кристи», а потом назначили в действующую эскадрилью торпедоносцев-бомбардировщиков. 01.08.1943 проводилась операция в районе Боннинских островов. Во время боя торпедоносец «Эвенджер», который пилотировал Буш, японцы подбили. Два члена экипажа погибли, а Джордж успел покинуть горящий самолет на парашюте. После этого Буш участвовал еще в 58-ми военных операциях. Был награжден Крестом, тремя медалями и личной благодарностью президента Америки.

Студенческий период

После демобилизации (осень 1945) Буш учился в Йельском университете. Но не стал тратить четыре года на обучение, а освоил программу всего за два с половиной года, став бакалавром экономики и искусства в 1948 г. Нефтяной бизнес Закончив университет, Джордж Буш начал осваивать нефтяной бизнес. У него появилась своя нефтяная компания «Буш Оверби». Бизнес все расширялся, и в результате уже в 1-ой половине 60-ых годов Буш – глава совета директоров и миллионер.

Первые шаги в политике

После одной неудачной попытки быть избранным в Сенат, Буш предпринял вторую (1966) и на этот раз успешно: его избрали от седьмого округа штата Техас, а через два года он вторично выиграл выборы.

Поле деятельности

Два года (1971-1973) Буш представлял свою страну в ООН. Затем по просьбе президента Никсона он возглавлял Республиканский национальный комитет. Новый президент Дж. Форд поручил Бушу важную миссию: наладить и укрепить связи с Китаем. За короткий период (чуть больше года) Бушу удалось успешно выполнить эту задачу. Следующим этапом была служба на посту директора ЦРУ.

Эту должность он занимал в течение года, но ему достался тяжелый период (1976 – 1977), когда ЦРУ лихорадило от бесконечных скандалов и разоблачений, а Буш должен был «броситься на амбразуру» - все расследовать, уладить и восстановить репутацию центра разведки США. И он в очередной раз успешно справился с этой работой.

В последние годы он был главой исполнительного комитета Международного Банка в Хьюстоне, а также преподавал в Школе бизнеса при университете. В президентских выборах – 1980 Буш проиграл Рейгану, но тот взял его в свой штат в качестве вице-президента. На этом посту Буш честно и преданно прослужил два срока президентства Рейгана.

На президентском посту

Предвыборная президентская гонка 1988 года завершилась победой Буша. Очень быстро он собрал команду единомышленников, которые окружали его на вице-президентском посту, грамотно организовал коллективное сотрудничество. Он продолжил начатое Рейганом и позиционировал свою страну как лидера цивилизационных и демократических ценностей на мировой арене. Об этом свидетельствует военная интервенция и свержение панамского режима М. Норьеги, но в большей степени – поддержка стран Восточной Европы и Советского Союза после разрушения коммунистической системы в налаживании демократии.

Он осудил путч (август 1991) в России и даже скрыто помогал Борису Ельцину. Он тайно, в нарушение закона, собственноручно подписанного, предоставил Ельцину уникальнейшую аппаратуру, которая позволяла прослушку любого телефонного разговора, в каких бы точках планеты он не шел и как бы хитро ни был защищен. Ельцин после победы над ГКЧП благодарил Америку и ее президента за оказанную помощь.

Внутренняя политика Буша снизила уровень идеологизации. Он подписал несколько важных для страны законов: о помощи инвалидам, о защите от дискриминации наемных работников, об экологии. Но вскоре начался спад. В значительной степени на это повлияла война с Ираком (1991), в ходе которой обе стороны понесли огромные потери. Эта война вошла в историю под названием «Буря в пустыне». Следующие президентские выборы (1992) Буш проиграл. Президентом стал демократ .

Немного о семье

После армии Джордж Буш женился на подруге юности Барбаре Пирс. В их браке родилось шестеро детей: четыре сына и две дочери. Одна из дочерей в четырехлетнем возрасте умерла от лейкемии. Остальные дети стали успешными бизнесменами и политиками. А старший сын – стал 43-им президентом Америки.

Джордж Герберт Уолкер Буш родился 12 июня 1924 года в Милтоне, Массачусетс, и вырос в Новой Англии. Его отец Прекотт Буш был глубоко уважаемым банкиром на Уолл-Стритте, входил в наблюдательные советы больших предприятий и представлял с 1952 по 1963 год штат Коннектикут в сенате в Вашингтоне. Джордж Буш школьником посещал академию Филиппса в Андовере, Массачусетс, один из самых престижных интернатов на восточном побережье. После окончания школы в 1942 году последовали Згода службы морским летчиком, потом 2 с половиной года учебы в известном Йельском университете в Коннектикуте. Еще во время войны Буш женился 6 января 1945 года на Барбаре Пирс, с которой познакомился за три года до этого. В 1948 году они переселились в Техас, Буш стал менеджером и предпринимателем в нефтяной промышленности. Вышедший из истеблишмента восточного побережья и социализировавшийся в Новой Англии Буш сразу же надел ковбойскую шляпу и в своей политической карьере вел себя по необходимости то как тори с восточного побережья, то как техасский предприниматель. Из Техаса начался поход по всем политическим институтам, постепенный подъем на пост президента: председатель республиканской партии в Хьюстоне, Техас; представитель США в Объединенных Нациях и Китайской Народной Республике; директор ЦРУ; после неудавшейся попытки стать кандидатом в президенты, вице-президент при Рейгане. Буш не только познакомился с политической системой США с различных точек зрения, но и стал постепенно мастерски вести переговоры, заключать компромиссы и создавать консенсусы, короче говоря: он был дипломатом, опытным в партийной, внутренней и внешней политике.

На этом богатстве опыта базировалось его президентство. В администрации Буша политика делалась знатоками, в министерстве иностранных дел и в министерстве финансов наряду с Джеймсом Бейкером и Николасом Брейди сидели близкие личные доверенные лица, которые были очень опытны в политическом отношении. Кадровая политика Буша резко отличалась от кадровой политики Рейгана: были привлечены опытные, прагматичные, неидеологизированные, ориентирующиеся на основное политическое течение политики и бюрократы. В отдельных учреждениях сознательно было оставлено не более 20% назначенных Рейганом политических чиновников. Также в отличие от Рейгана Буш был втянут в рутинные дела Белого дома и в процедуру законодательства. При этом приоритет он явно отдавал внешней политике. Достаточно рано стали различать два президентства Буша, а именно, относительно успешное во внешней политике и безуспешное во внутренней. Правда, Буша считали консервативным, однако его президентство не подчинялось какой-либо программатике, у него были проблемы, как он сам сказал, с "очевидными вещами". Нельзя было не увидеть риторического дефицита Буша, ему не хватало способности электризовать, мобилизовать общественность или тем более манипулировать ею. В этих условиях "плюсом" являлась его жена Барбара, с которой он вел гармоничную семейную жизнь и которая, благодаря своему материнскому нраву, завоевала симпатии многих соотечественников.

За четыре года президентства Буша во внутренней политике царило радиомолчание. Много энергии, однако, требовалось на то, чтобы взять в руки тяжелое наследство администрации Рейгана: дефицит государственного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, которые разорились на спекуляциях в годы бума цен на землю и дома. При этом дефицит государственного бюджета был обоюдоострым мечом. Он узко ограничил бы пространство политических действий любого президента. Одновременно он мог быть использован как оправдание президента, который и так не собирался проявлять инициативу во внутренней политике. Скудный внутриполитический результат администрации Буша состоял в издании закона об инвалидах и охране воздуха. От притязания вновь избранного президента войти в историю как президент образования или защиты окружающей среды в последующие годы не осталось никаких признаков. При этом он мог бы приобрести поддержку Конгресса, с которым поддерживал кооперативные отношения и с членами которого имел превосходные личные отношения. Буш также не смог использовать свою большую популярность после выигранной войны в Заливе, чтобы осуществить обширную внутриполитическую программу. Вопреки совету своих сотрудников он провозгласил минималистскую концепцию, в которой речь шла лишь о борьбе с преступностью и о транспортной политике. Экономически-политическим несчастьем, которое имело больший вес, чем скудные результаты внутренней политики, стало заявление Буша о том, что он, несмотря на собственные многократные обещания, повысит налоги из-за дефицита государственного бюджета. Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали ахиллесовой пятой его администрации, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой; распространялись пессимизм и упадническое настроение.

Во внешней политике Буш имел успехи: в 1989 году начал интервенцию в Панаме, чтобы арестовать тамошнего диктатора Норьегу, который был замешан в международной торговле наркотиками; он приспособился к быстро изменяющимся отношениям между Востоком и Западом, начав раньше и энергичнее, чем другие партнеры ФРГ по НАТО, поддерживать немецкий процесс объединения; вместе с министром иностранных дел Джеймсом Бейкером он обезопасил долговой кризис в Латинской Америке и снова привел в движение мирный процесс между Израилем и его арабскими соседями. В первую очередь, однако, ему удалось впечатляюще продемонстрировать военную силу, когда в 1990-91 годах он отправил 540 000 американских солдат (из них 10% женщин) в Персидский залив, чтобы по поручению Объединенных Наций прекратить иракскую оккупацию Кувейта. Операция "Буря в пустыне", в которой вооруженные силы созданной Бушем международной коалиции сломили сопротивление иракцев в течение 42 дней, вызвала у американской общественности, которая надеялась, что благодаря этому преодолела "травму Вьетнама", кратковременную эйфорию. Однако вскоре стало ясно, что Буш и во внешней политике не располагает долгосрочной концепцией. Что он понимал под провозглашенным им "новым миропорядком", осталось неясным. Его решения, очевидно, принимались интуитивно, но исполнялись командой таких блестящих политиков, как Джеймс Бейкер, Дик Ченни, Брент Скаукрофт и Колин Пауэлл. Это были те люди, которые ввели США как единственную оставшуюся "супердержаву" в новую формирующуюся международную систему.

Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правивших только один срок и которым было отказано в переизбрании: Уильям Хоуард Тафт, Герберт Гувер и Джимми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.

А был ли Робин Уильямс?

Похож:

Основные факты из политической жизни Буша старшего

Был постоянным представителем США при ООН в 1971—1973 гг. В 1976—1977 годах — директор ЦРУ, в 1981—1989 был вице-президентом США в администрации своего предшественника Рональда Уилсона Рейгана. В 1982, 1984 и 1985 годах представлял США на похоронах советских лидеров. В его президентство произошёл распад Варшавского договора, СЭВ, крушение Берлинской стены, а затем и Союза Советских Социалистических Республик (CCCP) (1990—1991); коалиция во главе с США успешно провела операцию «буря в пустыне», освободив Кувейт от иракской оккупации (1991). В августе 1991 г. нанёс визит в СССР, в своих выступлениях в Киеве поддерживал президента СССР Михаила Горбачёва. В 1989 году провел успешную военную операцию против диктаторского режима в Панаме. В декабре 1991 года Буш с Борисом Ельциным подписали документ об окончании холодной войны. В ноябре 1992 года проиграл президентские выборы демократу Биллу Клинтону, правив Америкой один срок.

Биография Дж.Джорджа Герберта Буша

Джордж Герберт Буш, 41-й президент США. Родился 12 июня 1924 в Милтоне (графство Саффолк, штат Массачусетс) в семье банкира и политика П.Ш.Буша. Детство провел в Гринвиче (штат Коннектикут). Его отец, Прескотт Буш, был совладельцем известной фирмы на Вал Стрит, избирался сенатором от штата Коннектикут с 1952 по 1963. Во время пребывания в Сенате придерживался умеренных республиканских позиций, был сторонником Дуайта Дэвида Эйзенхауэра.

В 1936 поступил в престижное военное училище - Академию Филлипса в Андовере (Массачусетс). По его окончании в июне 1942, через полгода после вступления США во Вторую мировую войну, зачислен в военно-морской флот. Пройдя десятимесячный курс летной подготовки, 9 июня 1943 получил младший офицерский чин; стал самым молодым летчиком военно-морской авиации. В сентябре 1943, назначен в 51-ю торпедоносную эскадрилью; весной 1944 в ее составе отправлен на тихоокеанский театр боевых действий. Принимал участие в операциях по освобождению от японцев атолла Уэйк (май) и захвату Марианских о-вов (июнь). 2 сентября 1944 в ходе налета на японские укрепления на о.Титидзима (архипелаг Бонин) его самолет был сбит; около четырех часов провел на плоту в открытом море; спасен американской подводной лодкой. В ноябре 1944 участвовал в освобождении Филиппин. В течение 1944 совершил пятьдесят восемь боевых вылетов; награжден крестом за «Выдающиеся заслуги» и тремя медалями. В декабре 1944 в связи с расформированием 51-й эскадрильи отправлен на родину. Обучал летному мастерству новобранцев на Норфолкской военно-морской базе, а затем был зачислен в 153-ю группу торпедоносцев-бомбардировщиков ВМС, готовившуюся для вторжения в Страну восходящего солнца. Но капитуляции Страны восходящего солнца 2 сентября 1945 помешала ему вновь оказаться на фронте. С 6 января 1945 года женат на Барбаре Пирс.

После демобилизации поступил на экономический факультет Йельского университета. Специализировался в области экономики и успешно завершил обучение в 1948. По его окончании, уехал в Западный Техас и занялся нефтяным бизнесом. В 1948-1951 работал в кампании «Дрессер индастриз». В 1951 стал одним из основателей «Нефтяной компании Буш-Оверби», в 1953 - кампании «Запата петролеум корпорейшн»; в 1954 возглавил «Запата офф-шор компани».

В 1964 Буш баллотировался в Сенат, но потерпел поражение от либерального демократа Р.Ярборо. Однако в 1966 он был избран в палату представителей от избирательного округа Хьюстона и переизбран в 1968. В Конгрессе, подобно своему отцу, принадлежал к числу умеренных республиканцев. В 1970 вновь был выдвинут кандидатом в сенаторы. Получил весомую поддержку от президента Р.Никсона, но проиграл консервативному бизнесмену Л.Бентсену. Буш получал один за другим важные и ответственные посты в администрациях Никсона и Форда. Был представителем США в ООН в 1971-1973, председателем национального комитета Республиканской политической партии в 1973-1974, послом в Китайской Народной Республике (КНР) в 1974-1975, директором ЦРУ в 1976-1977.

Джордж Буш с семьей, 1964г. Фото с сайта forexaw.com

11 декабря 1970 назначен постоянным представителем США в ООН. Весной 1973 стал председателем Национального комитета Республиканской политической партии. В разгар Уотергейтского скандала прилагал энергичные усилия для спасения репутации политической партии. 7 августа 1974 обратился с письмом к Р.Никсону с призывом оставить пост президента. В сентябре 1974 возглавил американскую миссию связи (дипломатическое представительство) в Китайской Народной Республике (КНР); готовил визиты в КНР госсекретаря США Г.Киссинджера (осень 1974, октябрь 1975) и президента Д.Форда (декабрь 1975). С января 1976 по январь 1977 - директор ЦРУ. В обстановке ожесточенной критики ЦРУ со стороны Конгресса и прессы противостоял попыткам сделать разведывательную службу более открытой.

К концу 1970-х гг. стал одним из лидеров умеренного крыла республиканцев. В 1980 пытался добиться своего выдвижения кандидатом в президенты, однако на первичных выборах (праймериз) уступил вождю правых республиканцев Р.Рональду Рейгану. В июле 1980 принял его предложение баллотироваться в вице-президенты. После победы республиканцев на ноябрьских выборах 1980 стал вице-президентом США. В период вице-президентства (20 января 1981 - 20 января 1989) курировал программы сокращения государственного контроля над бизнесом и координировал правительственные меры по борьбе с наркотиками.

Исход выборов 1980 зависел во многом от того, удастся ли президенту Картеру добиться освобождения американских заложников в Тегеране. Буш был вовлечен в планирование действий республиканцев на случай «октябрьского сюрприза» (освобождения заложников до выборов). Согласно хорошо подтвержденным свидетельствам, У.Кейси, руководитель избирательной кампании Рональда Рейгана - Буша, договорился с иранцами о невыдаче заложников до инаугурации Рональда Рейгана в обмен на поставки американского оружия через Израиль. «Октябрьского сюрприза» не последовало, и Рональд Уилсон Рейган с Бушем были избраны.

Фото с сайта forexaw.com

Как и было обещано, новая администрация уменьшила налоговые ставки, особенно на высокие доходы, и вместе с тем предприняла самое крупное в мирное время увеличение военных затрат. Вырос бюджетный дефицит, не покрываемый экономическим ростом и связанным с ним увеличением общей суммы налоговых поступлений. В качестве вице-президента Буш играл гораздо более важную роль, чем кто-либо из его предшественников. Он руководил правительством, когда Рональд Рейган оказался в больнице после покушения 1981, возглавил программу по отмене государственного контроля над предпринимательской деятельностью в важнейших отраслях экономики, особенно в сфере транспорта и финансов. На него была возложена ответственность за координацию правительственных мер по изъятию из продажи запрещенных наркотических веществ.

Буш баллотировался на пост президента США в 1988 как лояльный вице-президент, законный наследник Р.Рональда Уилсона Рейгана и в борьбе за номинацию победил лидера сенатских республиканцев Р.Доула и телевизионного проповедника правого толка П.Робертсона. Бушу удалось заручиться поддержкой основных политических групп республиканцев. Одна из этих групп, представлявшая высшие слои среднего класса и состоятельных людей, стремилась сохранить экономические прибытка, полученные в результате рейгановской «революции», - снижения налоговых ставок и ликвидации государственного контроля над предпринимательской деятельностью. Вторая группа, включавшая в первую очередь традиционалистов-католиков и фундаменталистов-протестантов, была особенно восприимчива к патриотической риторике и обещаниям покончить с «вседозволенностью» путем ужесточения цензуры и контроля за наркотиками, запрещения абортов, введения молитв в школах и запрещения гомосексуализма.

Буш оказался приемлемым для обеих групп. Он выбрал себе в напарники сенатора Дж.Куэйла из Индианы, молодого политического деятеля правого толка. В выборах 8 ноября приняли участие лишь около половины избирателей, однако Буш получил 54% голосов, а его соперник Дукакис - 46%. Буша поддержали шесть из десяти белых и всего один из десяти афроамериканцев. Он одержал победу в 40 штатах. Однако демократы сохранили большинство в палате представителей и Сенате.

Фото с сайта forexaw.com

Во время своего президентства основное внимание уделял решению внешнеполитических вопросов. Разделял представление о США как главном защитнике цивилизации и власти народа в современном мире. В декабре 1989 путем военной интервенции сверг режим М.Норьеги в Панаме. В условиях распада коммунистической системы поддерживал развитие демократических начал в странах Восточной Европы и в СССР (СНГ). Выступил с осуждением путча Москве в августе 1991.

После оккупации Кувейта Ираком в 1990 создал при поддержке мирового сообщества антииракскую коалицию, войска которой в январе-феврале 1991 освободили Кувейт и разгромили армию С.Хусейна (операция «буря в пустыне»).

Интенсифицировал переговоры с СССР о сокращении стратегических вооружений, в первую очередь ядерных; его встречи с М.С.Горбачевым на Мальте 2-3 декабря 1989 и в Хельсинки 9 сентября 1990 способствовали ослаблению международной напряженности. В то же время увеличил военные расходы, в том числе на программу «Звездных военных действий»; продолжил испытания ядерного оружия.

Активно способствовал возобновлению арабо-израильского диалога и смягчению долгового кризиса в странах Латинской Америки.

Его внутриполитический курс не был столь успешным. Правда, социальная и экономическая политика стала менее идеологизированной, чем при Р.Рональде Рейгане. При нем были приняты законы о поддержке инвалидов (1990), об охране окружающей среды (1990) и о защите наемных работников от дискриминации (1991). Однако в условиях растущего бюджетного дефицита ему пришлось пойти на нарушение своего главного предвыборного обещания не повышать налоги: закон о бюджетном регулировании 5 ноября 1990 значительно увеличил налоговое бремя (был введен новый 31% налог на индивидуальные доходы, повышен ряд прежних налогов). Широко провозглашенная им «война с наркотиками» оказалась мало результативной из-за недостаточного финансирования. Выступая как поборник традиционных ценностей, сорвал принятие законов о гарантированном отпуске для матерей и о финансировании абортов нуждающихся женщин в округе Колумбийская республика.

Фото с сайта forexaw.com

В 1989 экономический рост в США прекратился, а в 1990 начался спад в экономике. Это стало главной причиной падения популярности Д.Буша, несмотря на его внешнеполитические успехи (особенно, победа над Ираком). На президентских выборах в ноябре 1992 потерпел поражение от демократа Б.Клинтона.

На посту президента Буш продолжал политический курс администрации Рональда Рейгана. Он выдвинул условие, чтобы все ключевые должности в министерстве здравоохранения и социальных службах занимали противники аборта, применил право вето, чтобы запретить округу республика Колумбия выделять субсидии на оплату абортов для бедных женщин и отвергнуть законопроект, который гарантировал неоплачиваемый отпуск родителям новорожденных детей. Однако президенту не удалось обеспечить принятие двух основных его предложений, касавшихся внутренних проблем страны, - уменьшения налоговой ставки на выгода от прироста капитала и конституционной поправки, запрещающей сжигать государственный флаг. Несмотря на распад советского блока, Буш внес предложение об увеличении издержек на стратегические вооружения, включая программу «звездных боевых действий», и отказался прекратить испытания ядерного оружия даже после отказа от них СССР.

Спустя год Буш нарушил свое основное предвыборное обещание - не вводить новых налогов. 1 января 1990 был установлен новый налог на заработную плату, дававший бюджету 4 млрд. долл. в год. К середине года он стал призывать к повышению налогов, которое называл «повышением доходности». После двухпартийного «бюджетного саммита» произошло второе повышение налогов. Страхование депозитов разорявшихся ссудо-сберегательных банков увеличило запланированный бюджетный дефицит почти до 200 млрд. долл. (к 1991 ок. 300 млрд. долл.). К 1989 экономика страны вошла в период стагнации, а в середине 1990 начался спад. Однако улучшение отношений с СССР и решительное использование Бушем американской военной мощи сохранили его высокий рейтинг в опросах общественного мнения. В декабре 1989 он направил 24 тыс. солдат в Панаму для смещения ее правительства, а в 1990-1991 - 400 тыс. в Саудовскую Аравию для участия в коллективной военной акции против Ирака.

Фото с сайта forexaw.com

Добившись согласия демократического руководства Конгресса США и Совета безопасности ООН, Буш 16 января 1991 отдал распоряжение о массированной воздушной бомбардировке Ирака. В течение пяти недель основная инфраструктура Ирака была разрушена, а иракская армия изгнана из Кувейта. Рейтинг Буша в опросах общественного мнения достиг рекордных высот. Однако спад в экономике продолжался вплоть до середины 1991, к осени появились лишь слабые признаки оживления. Явное отсутствие у президента внимания к последствиям спада в экономике нанесло серьезный удар по его популярности. К ноябрю 1991 его положение стало настолько уязвимым, что телевизионный комментатор П.Бьюкенен решился бросить ему вызов в ходе республиканских предварительных выборов. Буш отреагировал избирательной кампанией, ориентированной на правые круги, в ходе которой подчеркивал свое неприятие аборта и даже извинялся за повышение налогов. Он успешно отбил атаки Бьюкенена, однако конвент Республиканской политической партии, собравшийся в августе 1992, имел резко выраженный правый уклон, что оттолкнуло от республиканцев многих избирателей умеренной ориентации, особенно среди женщин.

На очередных президентских выборах соперниками Буша были демократ Б.Клинтон (губернатор штата Арканзас) и независимый кандидат Р.Перо. 3 ноября 1992 Клинтон получил 43% голосов избирателей против 37% голосов избирателей у Буша и 19% у Перо.

По истечении президентского срока уехал в Хьюстон (Техас). В 1998 в соавторстве с бывшим помощником Д.Форда по национальной безопасности издал книгу Меняющийся мир (A World Transformed), посвященную актуальным проблемам внешней политики. В 1999 опубликовал подборку своих писем Всего хорошего, Джордж Буш (All the Best, George Walker Bush). Выступал с публичными лекциями. В ноябре 2004 стал наряду с тремя другими экс-президентами США (Д.Фордом, Д.Картером и Б.Клинтоном) почетным членом Совета по восстановлению Международного торгового центра в Нью-Йорке. В январе 2005 по поручению Д.Джорджа Буша младшего возглавил вместе с Б.Клинтоном общенациональную кампанию по сбору помощи жертвам цунами в Юго-Восточной Азии; в феврале с ним посетил наиболее пострадавшие страны.

Фото с сайта forexaw.com

В 1997 его имя носит международный аэропорт в Хьюстоне; оно также присвоено авианосцу военно-морского флота США, который планируется спустить на воду в 2009.

На протяжении четырехлетнего пребывания Буша на посту президента США состоялось 7 встреч на высшем уровне с руководителями СССР и Российской Федерации - М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. 31 июля 1991 года Дж. Буш и М.С. Горбачев подписали контракт между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В ходе встречи с Дж. Буша с Б.Н. Ельциным в феврале 1992 года обе стороны заявили, что не считают друг друга потенциальными противниками. В результате достижения в июне 1992 года договоренности о сокращении к 2003 году на две трети стратегических вооружений Российской Федерации и США в январе 1993 года в Москве подписан контракт СНВ-2. После ухода с поста президента США Дж. Буш ушел из политики, с тех пор принял участие в ряде коммерческих и общественных проектов.

Политика президента Джорджа Джорджа Герберта Уокера Буша

Президент Джордж Джордж Герберт Уокер Буш, победивший на выборах в 1988 г., быстро сформировал команду сподвижников, с которыми он сотрудничал ряд лет в администрации Рональда Уилсона Рейгана. Буш был сторонником коллективных действий в правительстве. Он с молодости умел играть ведущую роль в командах спортсменов, в командах военных и политиков. Он работал раньше с такими видными политическими деятелями, как Джеймс Бэйкер, Брент Скаукрофт (с ними его связывали многолетняя дружба и деловые отношения).

Бэйкер стал в новом правительстве Государственным Секретарем, а генерал Б.Скаукрофт - главным советником по вопросам национальной безопасности. В ведущую группу входил также вице-президент Дэн Куэйл. Президент включил в свою команду также Ричарда Чейни, который стал военным министром и Ника Брэдли - министра финансов. В эту группу входили также генерал К.Пауэлл, один из руководителей разведки Роберт Гейтс. Политическими советниками были Карл Роув и К. Райс.

Фото с сайта forexaw.com

Внутренняя политика правительства Дж.Буша

Стиль выступлений президента изменился: в отличите от яркой риторики Р. Рональда Рейгана Президент Буш предпочитал деловой язык бизнесменов и политиков -прагматиков. Спичрайтеры и советники это быстро усвоили. Главным экономическим советником Президента оставался неоклассик Мартин Андерсон, который консультировал еще правительство Рональда Уилсона Рейгана. В письмах и воспоминаниях Дж.Буш писал: «Я внимательно слушал,как сторонники теории предложения подходили к налоговой проблеме». Президент Буш решил укрепить группу экономических советников за счет ввода в нее новых членов. Председателем Экономического совета был назначен профессор Майкл Боскин, а членами совета - Д.Брэдфорд и П. Вэннакот. Они также были неоклассиками, сторонниками свободной конкуренции. Они предлагали усилить финнансовое регулирование экономики, превратить фискальную политику в средство долгосрочного экономического роста.

В Экономическом отчете Президента Буша Конгрессу отмечалось, что за предшествующие 8лет, пока он был вице-президентом, валовой внутренний товар США вырос на 30%, размер ВВП на душу населения превышал соотвествующие данные Страны самураев на 25% и германии - на 35%. США производили больше 1/ 4 валового внутреннего продукта (ВВП) всего мира. Экономические советники правительства рассчитывали на дальнейший длительный экономический рост. Закон о налоговой реформе, принятый еще в 1986 г., понизил налоги на дохода крупных корпораций с 46% до 34%., а налоги с самых богатых семей были снижены с 50% до 28%. Не случайно историки отмечали, что в годы правления Рональда Рейгана и Буша концентрация богатства достигла рекордного уровня: 1% самых богатых семей в США обладали 40% национального прибыли. В то же время доля самых бедных семей в США уменьшилась с 5,2% национального выгоды до 4,4% в 1992 г.«В течение бума 80-х годов богатые стали еще богаче, а бедные- еще беднее», - пишет биограф Дж.Буша Том Уикер.Налоговые рычаги плохо работали для обеспечения устойчивого экономического роста. Даже в пособии для «чайников» об экономической политике президентов говорится, что теория предложения неоклассиков выглядит хорошо только на бумаге, а в реальной жизни она не может хорошо работать. М.Андерсон и М.Боскин рассчитывали на устойчивый рост экономики. В 1989 г. прирост ВВП составил 2%. А в следующем 1990 году начался новый циклический экономический спад-девятая по счету рецессия за послевоенный период. Промышленное производство в 1990-91г.г. сократилось на 5%, уровень безработицы увеличился с 5% до 7%. В 1990 г. 21 млн. самых бедных американцев получали фудстемпы (талоны на продовольствие), 5 млн. бедных пожилых американцев продолжали получать «SSI» - пособие по бедности. На улицах появилось опять много бездомных и попрошаек.

Фото с сайта forexaw.com

Можно вспомнить, что в 1979 г. Джордж Буш заявлял, что налоговых и финансовых методов регулирования экономики недостаточно, но став вице-президентом и президентом, он утратил критическое отношение к рецептам неоклассиков. Возможно, сказывалась его нелюбовь к абстрактным экономическим теориям, без которых трудно понимать теорию и практику антициклического регулирования. Во всяком случае, даже Р.Никсон сумел во время кризиса отказаться от неоклассических рекомендаций и заявлял, что надо считаться с кейнсианцами. Дж. Буш этого не сделал. ДляПрезидента Джорджа Джорджа Герберта Буша гораздо большее значение имела внешняя политика правительства, чем внутренняя. В недооценке экономики его винили демократы.

Внешняя политика президента Буша

Внешняя политика обладала для Дж. Буша безусловным приоритетом. Он хорошо понимал, что в мире начались необратимые перемены, которые надо ускорить. Совет Нацинальной Безопасности США докладывалеще за два года до падения Берлинской стены, что необходимо готовиться к коренным изменениям в странах Восточной Европы. Летом 1989 г. в Париже состоялась встречачленов «семерки» промышленно развитых стран Запада. На этой встрече Буш поставил главный вопрос - о будущем Восточной Европы. Он заявил, что «рождается новая Европа» и страны Запада должны активно участвовать в этом историческом процессе. Буша поддержали М.Тетчер, Ф.Миттеран и другие лидеры западноевропейских стран. В июле 1989 г. президент Дж.Буш посетил Польшу и Венгрию. Он поддержал движение «Солидарность» и обещал Польше финансовую помощь для проведения реформ. Министр финансов Польши Л.Бальцерович просил предоставить долгосрочные займы на сумму в 10 млрд. долл. Конгресс США одобрил предоставление займов Польше и Венгрии. Буш считал, что если опыт помощи Польше будет удачным и начнутся социальные перемены, то можно будет по такому же сценарию поддержать другие страны Восточной Европы.

Эти страны вполне созрели для социальных перемен. Народы Польши, Венгрии, Чехословакии добивались независимости от политики Москвы, мечтали о свободе выбора, о свободе слова, печати, собраний. Они не забыли о своей национальной независимости в 30-х годах, до Второй мировой войны. Президент Дж.Буш писал в своих письмах и воспоминаниях, что во второй половине 1989 г. борьба за свободу и народную власть в Восточной Европеуже «шла не маршем, а галопировала». В октябре 1989 г. Руководитель ГДРЭ. Хонекер ушел в отставку. В ноябре 1989 г. была сломана Берлинская стена - символ «Железного занавеса», отделявшего Восток от Запада. Президент Дж. Буш и Б.Скаукрофт считали, что со сломом Берлинской стены закончилась эпоха холодной войны, которая истощала ресурсы всех стран, вовлеченных в гонку вооружений (особенно СССР). Дамоклов меч взаимного уничтожения перестал висеть над человечеством, накопленные запасы ядерного оружия начали активно уничтожаться. Президент СССР М.С. Горбачев, понимавший глобальные проблемы, был готов к решительным действиям по сокращению вооружений в Восточной Европе. В мае 1989 г. М.С. Горбачев заявил, что из Восточной Европы будут вывезены 500 ракет средней дальности и большое количество танков. Горбачев рассчитывал напомощь США в модернизации технической базы народного хозяйства вСССР и в перестройке экономики. Но Дж. Буш требовал от Горбачева уступок и проведения радикальных рыночных реформ в СССР. Президент Буш решительно высказывался за объединение двух частей германии в единое государство. Эта проблема обсуждалась на международной встрече на высшем уровне в районе Мальты в декабре 1989 г., где шли острые споры между двумя сторонами. М.Горбачев и Э.Шеварднадзе настаивали тогда на конфедерации двух германских государств. Но кризис социализма в Восточной Европе остановить уже было нельзя. В день падения Берлинской стены в ноябре 1989 г.ушел в отставку Т.Живков, правивший в Болгарии 35 лет. В декабре бывший диссидент Павел Гавел был избран президентом Чехословакии.

Фото с сайта forexaw.com

По словам Президента Дж.Буша М.С.Горбачев оказался «на рогах дилеммы»: не уступать США в Восточной Европе или просить финансовую и техничсекую помощь Запада? Но получение помощи предполагало уступкиСССР, который остро нуждался в займах и в импорте продовольствия. Президент М.С.Горбачев просил у Дж. Буша предоставить советскому правительству долгосрочный заем в размере 15 млрд. долл. и снять ограничения во внешней торговле с СССР, чтобы закупить продовольствие и товары новой технологии. В этих обстоятельствах Президент Буш подталкивал Союз Советских Социалистических Республик (CCCP) к выводу войск из Восточной Европы. Президент Горбачев пошел на уступки. Советское правительство согласилось на объединение двух частей германии и вывод войск из ГДР. Канцлер ФРГ Г. Коль обещал компенсацию за вывод войск из ГДР и финансовую помощь в размере 3 млрд. долл., за которой последуют еще большие займы. В самом Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP) назрели перемены политического режима.

Политика Дж.Буша в отношении СССР

1990 г. был трудным годом для президента М.С.Горбачева, писали Дж.Буш и Б.Скаукрофт в своей книге «Трансформация мира». Действительно перестройка экономики и процесс демократизации политической жизни подорвали устойчивость административно-командной системы правления. Когда не стало страха перед властями, ничто не удерживало людей от выступлений (в Вильнюсе, Тбилиси, Баку, в районах Средней Азии и т.д.). Положение в стране было критическим. Крайне обострился финансовый кризис системы, вызванный чрезмерными затратами на гонку вооружений. Золотой запас страны был исчерпан, усилилися дефицит продовольствияи появилась угроза голода.

В союзных республиках назревали требования о независимости и суверенитете. В марте 1990г. Литва провозгласила свою независимость, но президент М.С.Горбачев объявил это решение незаконным. Президент Дж.Буш в то же время заявлял, что США никогда не призывали присоединение трех балтийских государств к СССР в 1940 г. Остановить процесс распада СССР уже не удавалось. Отмена единовластного правления КПСС и переходвесной 1990 г к многопартийной системе в стране вызвали необратимые процессы подрыва основ единого советского государства. Провал путча ГКЧП в августе 1991 г. привел к роспуску Коммунистической политической партии. Начался так называемй «парад суверенитетов» в союзных республиках. 24 августа 1991 г. провозгласила независимость Украина, а затем объявили о своей независимости Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Узбекистан, Армения и Туркмения. Три прибалтийские республики заявляли об этом еще раньше.

Фото с сайта forexaw.com

ПрезидентСССР М.С. Горбачев готовил подписание документа о новом союзном договоре и о конфедерации союзных государств. Но центробежные силы остановитьуже не удавалось. В декабре 1991 г. в Беловежской Пуще три союзных республики - РСФСР, Украина и Белоруссия - в лице их президентов подписали соглашение о роспуске СССР. Распад СССР был воспринят с облегчением правящими кругами США, уставшими от десятилетий холодной войны, от угроз взаимного уничтожения. Президент Дж.Буш и госсекретарь Дж.Бэйкер ставили себе в заслугу распад СССР, о чем они говорили во время предвыборной компании 1992 г. США действительно поддерживали движение за независимость в странах Восточной Европы и в ряде республик СССР.Но Буш и Бэйкер преувеличивали свою роль. Главными факторами распада СССР были внутренние причины кризиса системы, а не внешние. Переход к рыночной экономике подорвал централизованно-бюрократическую систему планирования и управления..Видные историки, например, проф. Д.А Волкогонов, писали о самораспаде СССР и они безусловно правы.

Военная кампания «буря в пустыне»

В конце 1990 г. основное внимание дипломатии США переместилось на проблему Ирака, который сосредоточил войска на границе с Кувейтом. Когда Президенту Бушу доложили, что по данным военной разведки Саддам Хусейн готовит агрессию против Кувейта, он созвал совещение своих министров и генералов. Государственный секретарь Джеймс Бэйкер советовал урегулировать конфликт дипломатическими средствами. Генерал Колин Пауэлл одобрял экономичсекие санкции против Ирака, но не советовал идти на военное вторжение. Другие участники совещания высказывались за применение военной силы. Президент принял свое решение. Он дал указание военному министру Р.Чейни и генералу Н.Шварцкопфу о переброске армии США из германии на Ближний Восток. США добились дипломатичской поддержки со стороны Генеральной Ассамблеи ООН. 27 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию No. 678, одобряющую применение войск США для освобождения Кувейта. Тем временем Ирак вторгся на территорию Кувейта.

16 января 1991 г. началась военная операция «буря в пустыне». За 4 дня передовые части армии Ирака были разгромлены и вытеснены с территории Кувейта. Президент Буш заявил по телевидению: «Кувейт освобожден. Армия Ирака разгромлена. Наши военные цели достигнуты». В этих условиях Р.Чейни и К. Пауэлл призывали к немедленному прекращению огня. Президент Джордж Джордж Герберт Буш проявил государственную мудрость, когда он отказался отпредложений ряда генералов продолжать наступление и вторгнуться на территорию Ирака. Он мотивировал это решение тем, что это будет оккупация страны с враждебным населением. В этой связи остается вопрос о том, почему Р.Чейни и другие члены военного кабинета Дж.Джорджа Уокера Буша не посчитались в марте 2003 г. С позицией Президента Буша -старшего об ошибочности вторжения в Ирак - страну с враждебным населением?Они начали превентивную войну в Ираке под ложным предлогом. Большинство американцев не одобряют эту войну и требуют ее прекращения.

Подводя итоги деятельности ПрезидентаДж. Джорджа Герберта Уокера Буша, историки США считают, что он последовательно выступал за установление нового международного порядка, основанного на идеях свободы и справедливости.

Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правивших только один срок и которым было отказано в переизбрании: Уильям Хоуард Тафт, 31-й президент США Герберт Гувер и Джимми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.

mob_info