Ролевая игра-путешествие "Весёлый паровозик". Дидактическая игра "экологический поезд" Игра с мячом «Я знаю…»

МБОУ ДОД «Дворец Детского (юношеского) Творчества»

г. Лысьва Пермский край

Методическая разработка

Игры по станциям

«ЭКОПОЕЗД»

Педагог – организатор ДД(Ю)Т

Аннотация: Игра была разработана и проведена для детей 7-10 лет в лагере «Эрудит» ДД(Ю)Т. Данное мероприятие имеет экологическую направленность и может быть использовано при проведении тематических недель, внеклассного мероприятия, мероприятия в загородном или пришкольном летнем оздоровительном лагере.

Цель: Организация интересного и познавательного досуга детей.
Задачи: Развитие экологической культуры.

Реквизит:

Карточки с заданиями на станциях, зеленый ящик, маркеры, ватманы, тексты песни, маршрутные листы

Предварительная подготовка:

Подбор музыкального оформления

Творческие задания командам

Оформление станций

Подготовка помощников для работы на станциях (вожатых, педагогов).

Подготовка призового фонда.

Ход игры:

Команды (составы поезда) собираются на старте, где их приветствует ведущий, раздает маршрутные листы и объясняет задачу. Суть задачи – совершить путешествие по станциям, выполняя на них определенные задания, а затем вернуться на старт для подведения итогов.

Сценарий игры «ЭКОПОЕЗД»

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Общее построение. Звучат песни по экологии.

Ведущий : Добрый день дорогие, друзья! Совершенно не случайно в нашей одежде сегодня присутствует зеленый цвет. Ведь сегодня международный день экологии, науки о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Поэтому, давайте лишний раз напомним себе об этом, и прокатимся в нашем экопоезде по самым удивительным уголкам природы, пообщаемся с ней, раскроим её тайны, признаемся ей в любви. Вы готовы к этому? Тогда представьте свои составы. Сегодня с зеленого перрона отправляются поезд №1, №2…

МИНИ ВИЗИТКА (отряды представляют свои поезда)

Вижу наши экологические составы в полной боевой готовности, прошу машинистов получить путевой лист (маршрутки) , напоминаю время на остановках 7мин. Доброго вам пути, не сверните с маршрута!

ФНГ: гудок паровоза

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

(Отряды расходятся по станциям. От станции к станции они передвигаются только паровозиком с определенной кричалкой, речёвкой, песней)

    Станция «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Составьте из отдельных фраз народную примету, связанную с погодными явлениями. (Начало приметы одного цвета, конец приметы –другого.) за каждую правильную примету – 1балл.

    Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

    Ворона кричит зимой – к метели

    Лягушки квакают – к дождю

    Воробьи в пыли купаются – к дождю

    Около луны звезда народилась – к потеплению

    Собаки катаются – к пурге

    Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде.

    Уж на дороге греется – перед дождем

    Стрижи, ласточки низко летают – дождь предвещают

    Когда цветет черемуха – к холоду, заморозкам

    Если утром трава сухая – к вечеру ожидай дождя

    Из березы течет много сока – к дождливому лету

    Станция «Зеленый ящик» (по описанию угадать, что за предмет лежит в ящике). За каждый угаданный предмет – 1 балл

    из неё получается много мусора. её изобрели китайцы. у нас её получают из древесины. она легко горит. на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

    её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. предметы, сделанные из неё мало весят. У меня очень много игрушек сделано из неё; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым. /Пластмасса./

    брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./

    При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться. в небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения; когда его слишком много, он становится настоящим бедствием. Его производит обыкновенная корова. /Навоз./

    Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

    Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./

    Станция «Необычный зоопарк»

(какие мутации могут произойти, если не относиться к природе бережно)

Отрядам предлагается вытянуть две карточки с животными и нарисовать гибрид этих животных.

    Станция «Четыре стихии» (преодолеть полосу препятствий)

Вода – надеть спасательный жилет

Воздух – пройти по бревну (с поддержкой)

Земля – проползти под натянутой сеткой

Огонь – пролезть через обруч

    Станция «Музыка природы»

Разучивание песни про природу

    Станция « SOS » или знаки говорят»

Придумать и создать знак в защиту окружающей среды (например: «осторожно редкий вид муравьев»)

    С танцем по жизни

Разучивание танца «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Общее построение.

Демонстрация творческих заданий:

Представление знака

Общее исполнение песни

Награждение.

Финальный флешмоб ««Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»»

Дорогие, друзья! Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЭКОПОЕЗДА

станции

местоположение

баллы

Народные приметы

« SOS » или знаки говорят

Четыре стихии

Зеленый ящик

Музыка природы

Необычный зоопарк

С танцем по жизни

Игра – путешествие «экологический поезд»

Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:

(Шум ж/д вокзала)

1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

1 слайд – название путешествия

2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

2 слайд – название станций

1. Станция «Водная»

2. Станция «Зеленый дом»

3. Станция «Красная книга»

4. Станция «Всезнаек»

5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

3-6 слайды – пейзажи

2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

(стихи Е. Шкловского читают дети)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу, вас, сберегу!»

2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

7 слайд – станция «Водная»

(стихи о воде читают дети)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

2 ведущий: Р ека Теча в Челябинской области когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

10-11 слайды – с рекой Течей

1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Будто этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от рака и не знали, что виновата во всем река.

1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

2 ведущий: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)

1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

1 ведущий: Конечно же, есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

12 слайд – экологи

1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

2 ведущий: Как экологи называют Землю?

(ответы детей – «Зеленый дом»)

1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

13 слайд – станция «Зеленый дом»

2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

14-15 слайды – трубы заводов

2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

(ответы детей)

1 ведущий: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.

16-17 слайды - лес

(звуки леса, пение птиц)

2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

2 ведущий: Станция «Красная книга».

18 слайд – станция «Красная книга»

Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

19 слайд – «Красная книга»

1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

(ответы детей)

1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

(стихотворение читает ребенок)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(рассказы детей)

2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности людей растут, а лесов становится все меньше.

1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

(ответы детей)

2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

(ответы детей)

2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

(ответы детей)

20 слайд – правила поведения

1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

21 слайд - станция «Всезнайка»

Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:

    Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

    Какая птица оживляет часы? (кукушка)

    Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

    Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

    А любитель поздно ложиться? (сова)

    Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

    Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

    Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

    Какая рыба носит имя человека? (карп)

    Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

    Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

    «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

    Самое большое млекопитающее? (кит)

    Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

    Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

    Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

    Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

    Чем дышат пиявки? (кожей)

    Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

    Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

    Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

    Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)

2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

22 слайд – станция «Школа»

(дети читают стихи)

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми с нами.

Игра - путешествие для младших школьников. Тема: Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Методическое обеспечение учебного процесса (учебные и учебно – наглядные пособия по флористике и фитодизайну, учебно – методические пособия, методические разработки по данному направлению)

АННОТАЦИЯ

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Данная методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с разными видами природного материала, на развитие интереса к миру природы. Данное мероприятие можно использовать на занятиях объединений художественной и естественно – научной направленности.
Содержание мероприятия, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.
Опыт работы автора данной методической разработки по программе естественно – научной направленности «Экомир», по предмету - экология – 1 год.
Возможно использование данного занятия педагогическими работниками других образовательных учреждений для кружков аналогичной направленности, а также как воспитательное занятие.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и новизна
В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много интересного и удивительного.
Объединение «Экомир» нашего «Центра детского творчества» работает по программе естественно – научной направленности, предмет – экология, которая разработана на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.
Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята», особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев– друзей и защитников Природы.
На занятиях объединения мы реализуем детские идеи и фантазии.
Цель программы: Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи программы:
* обучающие:
- дать обучающимся знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;
- расширить экологический и общий кругозор обучающимся;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности.
*развивающие:
- способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы:
- помочь осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
- способствовать самоопределению обучающихся в построении взаимоотношений с Природой и окружающим их миром;
- новым инновационным инструментарием способствовать сформированию чувства любви, разносторонне-ценностного, бережного и уважительного отношение к Природе;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
* воспитательные:
- показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
- воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы;
- формировать ответственность за свои поступки.

Чтобы добиться поставленной цели и задач, а также привлечь к работе с природным материалом, составлена данная методическая разработка. Учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность, желание сделать что-нибудь своими руками.
В ходе занятия происходит последовательное знакомство детей с разными видами природных материалов и изделиями из них. Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, исследовать каждый вид природных материалов, сделать выводы об их внешнем виде и свойствах. Большое значение имеет то, что все виды природных материалов можно найти в пределах своего родного поселка, а значит, есть место для проведения природоохранных экскурсий.
Физкультминутка проводится в игровой форме с использованием природного материала – шишек и позволяет не только реализовать двигательную активность, но и проявить чувство сопереживания – помочь белке собрать запас на зиму.
Практическая работа по изготовлению коллажа из природных материалов соответствует уровню умений детей данного возраста: все операции просты и сопровождаются показом слайдов. Педагогу надо только следить за четким последовательным выполнением этапов работы.
Рефлексия, проводимая в конце занятия, позволяет отследить результативность данного мероприятия: сколько детей привлекла работа с природным материалом, а сколько только проявили интерес к данному занятию.
Важно, чтобы дети не только сами загорелись идеей изготовления различных творческих работ из природных материалов, но и привлекали к этому своих родителей. Ведь совместная творческая работа создает теплую обстановку для общения, помогает поддержать тесную эмоциональную связь в кругу семьи.
К тому же, детям предоставляется возможность увидеть полезность и необходимость Интернета для поиска разных видов поделок.
Тема : Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»
Цель: познакомить с разными видами природного материала, пробудить интерес детей к изготовлению поделок из природного материала.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видами природного материала;
- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;
- научить изготавливать простейший коллаж с использованием опила, листьев, веток деревьев и других видов природного материала;
развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
- развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Форма проведения : игра - путешествие.
Методы : словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация образцов и слайдов), практический (практическая работа по изготовлению поделки).
Дата проведения : 06.10.2016 г объединение «Экомир» Возраст учащихся объединения «Экомир»: 7-11 лет (1 - 4 класс)
Количество обучающихся : 14 человек Оборудование: для педагога: мультимедиа, презентация - мастерская «Лесные фантазии», шишки и корзина для физ. минутки, маски зверей для игры; для обучающихся : наборы с видами природных материалов (на каждый стол), цветной картон, маркеры, фломастеры, ножницы, клей ПВА, клей «Мастер», шаблоны животных и птиц, растений или грибов (дети выбирают…);
Оформление : медаль юного друга природы, рисунок «Ёлка» для рефлексии, елочки из цветного картона с загадками, творческие работы – картины (сделанные своими руками), рисунки на тему: «Братья наши меньшие», образец коллажа из природного материала, правила по технике безопасности при работе с ножницами музыкальный ряд: детские песенки, классическая спокойная музыка литературный ряд: загадки, стихи
Словарная работа: коллаж, Красная книга, эскиз.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие. Представление.
(На экране заставка – Лес.) Появляется педагог в костюме Лесной феи.
Педагог:
В лес я, на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Нам ребята не найти
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
И лесных зверей, конечно
Обязательно найдем.
- Здравствуйте, мои юные друзья, всезнайки и почемучки! Я – Лесная фея, думаю, я многим знакома с самого раннего детства. Каждый из вас хотя бы один раз побывал в лесу. Этот год стал очень урожайным, много ягод и грибов в моем лесном хозяйстве. Вы проживаете в местности, где вас окружают сказочные леса – все это мои владенья. Жители моего лесного царства рядом с вами, когда вам хорошо и радостно, рядом, когда вам грустно. Те, кто наблюдательны наверняка встречали ежа, перебегающего дорогу или белку, прыгающую с ветки на ветку, множество разных птиц – все это мои друзья!
- Ребята, а кто встречал моих лесных друзей? (Ответ детей).
- Да, ребята, животные и растения рядом с вами. Но сегодня у меня на душе тревожно, потому что дети стали забывать о растениях и животных, о красоте природы, много времени они тратят на компьютерные игры, Интернет, телевизор. Меня это очень огорчает. Я пришла к вам, чтобы обрести новых настоящих друзей природы моего сказочного леса. Скажите, ребята, а вы любите природу? (Ответ детей).
2. Основная часть.
1) Знакомство. Сообщение цели занятия.

- Тогда давайте с вами знакомиться! Меня вы уже знаете, а теперь я попрошу вас вставать по очереди, называть свое имя и коротко рассказать, какое животное или растение вам нравится и почему? (Дети отвечают коротко, 1-2 предложениями).
- Я очень рада нашему знакомству, теперь я знаю о вас больше и вижу, что вы действительно любите животных и природу. Красота природы чудесна и неповторима, она дарит вам простор для фантазии и творчества. Сегодня я хочу познакомить вас с разнообразными видами своих природных даров, показать, как фантазия людей превращает их в прекрасные творения искусства, и научить делать коллаж (словарная работа).
Знаете ли вы, что такое коллаж? (ответ детей).
Коллаж (от фр. coller - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
- Сегодня я приглашаю вас посетить мою Мастерскую – Лесные фантазии. (Показ соответствующего слайда). Я фея – лесная мастерица, а вы сегодня будете моими подмастерьями? Согласны?
- Мы отправимся в путешествие пешком. Во-первых, ходьба полезна для здоровья и развития вашего организма, а во-вторых, вы сможете в полной мере насладиться красотами природы. Услышать шум ветра, шорох листьев, треск сучьев и пение птиц – это друзья мои, очень здорово!
- Но для того, чтобы добраться до моей мастерской «Лесные фантазии», вам необходимо преодолеть не легкий путь через волшебные станции:
Ждет вас трудная дорога -
В этом нет секрета,
…Чтобы вам помочь немного,
Дам я три совета:
По тропинке в лес идите.
Каждый по своей дороге.
Постарайтесь, помогите.
Всем, кто ждет подмоги.
- Ребята, на вашем пути встретятся сказочные персонажами, мои помощники.
- В добрый путь!
2) СТАНЦИЯ 1 «ИГРОВАЯ»
Ребят встречает «Эколенок» - Елочка.
Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Елочка. Чтобы вы смогли пройти дальше, нужно поиграть со мной. И только когда я буду уверена, что вы умеете беречь природу, проведу вас дальше к следующей станции.
Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!
Игра «Если я приду в лесок».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
- Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
- Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Молодцы! Порадовали меня! За то, что вы знаете, как вести себя в природе, я хочу подарить вам подарки из моего волшебного сундучка. Мои подружки елочки помогут нам в путешествии. (Раздаёт елочки, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне которых приклеены загадки о лесных зверях).
Ребят встречает «Эколенок» - Умница.
- Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Умница.
Приветствую вас на СТАНЦИИ 2 «УГАДАЙКА»
Загадки про лесных зверей: ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- Загадки разгадали, какие умницы, настоящие всезнайки! Тогда отправляемся дальше...
СТАНЦИЯ 3 «КРОССВОРДОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Тихоня.
- Здравствуйте, друзья! Я «Эколенок» - Тихоня.
А знаете ли вы, что такое Красная книга? (ответ детей)
- Да, правильно. Кра́сная кни́га - список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Я предлагаю вам отгадать название некоторых растений и животных, которые занесены в Красную Книгу. Внимание на экран, кроссворд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
СТАНЦИЯ 4 « ИСКУССТВОВЕДКОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Шалун. - Привет, ребетня! Сейчас мы посмотрим, что вы умеете. Здесь размещены ваши рисунки на тему: «Братья наши меньшие». Какие замечательные рисунки вы нарисовали! Каждый проявил своё творчество. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
- Ну что, ребята, устали? Давайте поиграем…
(«эколенок» - Шалун предлагает отдохнуть)

(дети надевают маски животных, показывают повадки животных)
Мы пришли в сказочный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Серый волк в лесу рыщет,
Он себе добычу ищет.
Только мишка спит в берлоге
Так всю зиму и проспит.
- Ну, что отдохнули, поиграли? Тогда в путь, вас ждут новые приключения.
- Спасибо вам, мои маленькие друзья и счастливого пути в мастерскую «Лесные фантазии».
Ребят встречает «Старичок – лесовичок»
- Добрый день! Наконец - то вы добрались до нашей мастерской. Я лесовик, главный помощник лесной феи. Но, для того, чтобы приступить к работе вам необходимо помочь мне разобраться в видах природного материала.
Знакомство с природным материалом и поделками из него.
1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья). (Показ слайда).
Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе и достаньте пакетик с засушенными листьями. Листья разных деревьев – замечательный материал для изготовления аппликаций. Листья лучше собирать и засушивать осенью. Опишите свойства этого природного материала.
Какого цвета листья? Каковы их форма и размер? Попробуйте согнуть листик. Что происходит? Какое это качество? (Ответы детей). Собирать листья можно в любом уголке нашего города.
Из листьев можно делать интересные аппликации-картины. (Показ слайда).
2. Без окон, без дверей, полна горница людей. (Семена). (Показ слайда).
Рассмотрим семена, которые лежат в коробке. Семена образуются в плодах растений. После созревания их можно собирать и использовать для создания оригинальных работ. Опишите качества этого природного материала.
Что вы можете сказать о цвете, форме и размерах семян? (Ответы детей). Нужно ли далеко ходить, чтобы найти и собрать семена?
Посмотрите, какие интересные композиции получаются из семян. (Показ слайда).
3. Растут на ветках группками,
покрытые скорлупками. (Орехи). (Показ слайда).
Орехи бывают разные – грецкие, лесные (фундук), фисташки. А ещё есть плоды, имеющие похожие свойства. Это желуди и каштаны. Давайте рассмотрим ближе этот природный материал. Каковы их отличительные особенности? Попробуйте их на ощупь. (Ответы детей). Где можно найти эти плоды?
Из скорлупок орехов, каштанов и желудей можно выполнить игрушки, украшения, оформить декоративные панно. Посмотрите, какие поделки получаются из этих природных материалов. (Показ слайда).
4. Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с шишками. Шишки – это плоды хвойных деревьев. Они тоже отличаются по внешнему виду и размерам. Давайте рассмотрим их поближе. Кто знает, с каких деревьев каждая шишка? (Сосновая и еловая). Это прекрасный материал для объемных игрушек. Где вы можете найти шишки?
Посмотрите, во что могут превратить шишки умелые ручки. (Показ слайда).
5. Весною – травкой шелковистой,
летом – нивой колосистой,
Сухая, очень ломка, зовут её ……. (Соломка). (Показ слайда).
Соломка – это сухие стебли колосьев зерновых культур: пшеницы, овса, ячменя, ржи. Найти её можно летом на полях в окрестностях нашего города. Достаньте пакетик, откройте его и попробуйте стебли соломки на ощупь.
Какие они? Опишите их внешний вид. Внутри стебли – полые, пустые. Народ издавна применяет её для изготовления легких, прочных вещей. Из соломки делают шляпы, корзинки, мебель, предметы быта, игрушки.
А ещё очень красивы картины из соломки. (Показ слайда).
6. Желтый маленький цыпленок
Пробивает клювом домик. (Яйцо). (Показ слайда).
Яичная скорлупа – прекрасный материал для детского творчества. Давайте рассмотрим этот материал. Достаньте пакетик со скорлупой.
Какого она цвета? Какие свойства имеет скорлупа? Она хрупкая и легко раскалывается на кусочки. Собирать скорлупу можно, не выходя из дома. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и приклеивается.
Посмотрите, как выглядят аппликации, выполненные в мозаичной технике. (Показ слайда).
7. Легкое, воздушное,
Всем птицам это необходимо. (Перо). (Показ слайда).
Перья птиц – это очень нежный и красивый материал. Как разнообразны виды птиц в природе, также разнообразны и их перья.
Достаньте перья, которые лежат в коробочке. Откройте пакетик и попробуйте их на ощупь. Опишите свойства перьев. Какие они? Перья можно собирать в природе и использовать для объемных работ и плоских аппликаций.
Посмотрите, какие картины помогает создавать фантазия. (Показ слайда).
8. Домик для улитки, домик для моллюска,
Очень необычной может стать игрушкой. (Ракушки). (Показ слайда).
Это действительно, пустые домики улиток и моллюсков. Давайте посмотрим, какие ракушки лежат в ваших коробочках. Где можно их найти? (На море, а также много улиток в огороде). Откройте пакетик, потрогайте ракушки. Какие свойства у этого природного материала?
Это удивительно красивый, разнообразный по цвету и форме природный материал. Из ракушек получаются необычные игрушки и украшения. (Показ слайда).
9. Желтый, белый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть. (Песок). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с песком. Этот материал всем вам знаком с детства. Песок - это нужный человеку материал. Он необходим для изготовления строительных материалов, бетона, стекла. Какое основное свойство имеет песок?
Песок можно окрашивать красками в разные цвета. На картон наносят рисунок клеем и затем посыпают его песком. Можно использовать и мелкие камушки.
Получаются отличные картины. Посмотрите, как это красиво. (Показ слайда).
10. В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина). (Показ слайда).
Это тоже природный материал. На картинке показаны пласты глины. А вы когда-нибудь находили глину? Давайте рассмотрим её свойства. Какого цвета глина? А ещё бывает красная, белая, желтая. Помните кусочек глины. Что с ней происходит?
Люди издавна использовали это свойство глины – пластичность - для изготовления посуды. После обжига изделия становились твердыми и не пропускали воду. Такие изделия называются керамикой.
Много полезных и красивых вещей можно вылепить из глины. (Показ слайда).
Лесная фея - Ну, вот, мои милые друзья, вы и познакомились с моими природными дарами. Понравились ли вам поделки из них? Изделия из каких материалов вам понравились больше других? (Беседа с ребятами).
Все пакетики сложите обратно в коробку и отодвиньте её в сторону. (Показ слайда-заставки).
- Внимание! Подмастерья мои, готовы ли вы к самой сложной работе? (ответ детей)
- Сегодня вам придется изрядно потрудиться. Мы будем делать коллажи из природного материала. Свои работы вы сможете подарить друзьям, родственникам, кому пожелаете. И помните, что дарить подарки также приятно, как и получать. Учитесь дарить добро и внимание.
Итак, мы оказались в творческой мастерской «Лесные фантазии» работать мы будем в парах.
Ваши коллажи дополнят выставку мастерской «Лесные фантазии». И помните, что творческие работы – это способ выразить своё настроение, это способ самовыражения.
Но прежде, чем приступить к работе посмотрите, что получилось у меня… (предлагаю образец) ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Вспомните, мы уже выполняли разные работы из природного и бросового материала. Они бывают сюжетными и абстрактными.
А эта картина, какая, как вы думаете?
– Правильно, сюжетная.
А из какого материала выполнен этот коллаж?
– этот коллаж выполнен из природного материала (цветной опил, ветки деревьев, листья, травинки).
А какие инструменты я использовала для изготовления своей работы?
– Ножницы, клей, фломастеры. Правильно! Молодцы!
А сейчас продумайте свою композицию и сделайте эскиз.
Эскиз – это предварительный набросок то есть, примерный рисунок задуманной работы.
Распределите работу, один может работать с предлагаемым животным, птицей, насекомым или грибами, кто что выбрал цветным опилом, другой выстригает листья и ветки. Вместе составляете сюжет, а затем всё это приклеиваете к основе. Основа для работы – цветной картон. Перед тем как выполнять работу, давайте повторим правила безопасности при работе с ножницами (правила на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
- Соблюдайте эти правила!
Ну, а теперь пришло время работы. Проявите свою фантазию и умение (в процессе работы звучит спокойная музыка).
(практическая работа – выполнение коллажа из природного материала).
Описание работы выполнения коллажа ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Физкультминутка. Игры с шишками. (Звучит легкая веселая музыка).
Поднимайтесь с мест, становитесь рядом со мной. Возьмите в руки сосновую шишку. Покатайте её в руках. Раскрытые чешуйки твердые и острые, они колют вам ладошки, но это не вредно, а наоборот – полезно. На ладонях и пальцах находится много важных точек. Такой массаж поможет улучшить состояние всего организма. А ещё с шишками можно поиграть. Игра «Помоги белке!» (Ребята по очереди должны закинуть шишку в корзину. Если шишка попадает - все прыгают, если шишка не попадает в корзину - все топают ногами. После окончания игры, рассыпавшиеся шишки собирают и складывают в корзину для белки).
- Отдохнули? Продолжаем творить…
- Молодцы, ребята!
Вы хорошо потрудились и попали в мастерскую «Лесные фантазии», предлагаю поместить ваши работы на главную выставку нашей мастерской.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
– Мы все рады видеть вас!
Начинаем наш показ!
Старались очень, мастерили,
Мир фантазий воплотили,
Вырезали аппликации,
Составляли вариации.
- Вам нравится ваша работа? Мне тоже очень нравится! И каждому из вас я вручаю знак своего помощника – медаль юного друга природы. (Медали из картона на ленточке, картинка – в ПРИЛОЖЕНИИ № 8, при желании можно найти любую понравившуюся картинку).
После работы салфеткой вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте. Соберите и сложите все в коробку. И помните, всегда после работы руки нужно вымыть с мылом.
3. Заключение. Рефлексия.
Вот наше путешествие и подошло к концу. Я была очень рада познакомиться и пообщаться с такими способными, веселыми и добрыми ребятами, как вы. Надеюсь, наша встреча была вам полезна. Скажите, с какими природными дарами вы сегодня познакомились? Назовите. (Ответы ребят). Теперь вы знаете, что из них можно делать красивые и интересные изделия.
Ребята, посмотрите, какая пушистая ёлочка у нас здесь находится. Чего на ней не хватает? (Ответы ребят). Давайте украсим её! Я раздам вам по три шишки. Выберите только одну.
- Если вам понравилось общение с природой и работа с природным материалом – выберите золотую шишку,
- если вам больше понравилось смотреть на готовые творческие работы – выберите серебряную шишку,
- если наше путешествие не понравилось и делать поделки вы просто не любите – выберите белую шишку.
Теперь подойдите к елочке и прикрепите шишку. (Дети приклеивают на ёлочку шишки, на обратной стороне которых приклеен кусочек двустороннего скотча. Цвета для шишек можно взять любые).
Я смотрю на эту елочку и вижу, что у меня прибавилось друзей. Мне очень хочется, чтобы таких друзей у меня с каждым годом становилось все больше и больше. А Интернет и компьютер используйте для дела: там всегда можно найти интересный материал по изготовлению разных поделок. Занимайтесь сами и приглашайте мам, пап, бабушек и дедушек себе в помощники. Ведь в хорошей компании любое дело лучше спорится.
До свидания, мои юные друзья! До новых встреч в мире природы!
«Эколята» благодарят детей и предлагают им вступить в ряды молодых защитников природы. Затем предлагают ребятам дать клятву «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
- А теперь давайте послушаем гимн «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
- Угощение детям от лесных жителей.
Всем спасибо! До новых творческих встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Сборник «В союзе с природой», Москва-Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 1999 г.
2. М.И.Нагибина, «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
3. Суворова В.М. Опыт экологической работы со щкольниками.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ресурсы Интернета.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПГТ САНЧУРСК КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Руководитель объединения «ЭКОМИР» МКОУ ДО «ЦДТ»
1 квалификационной категории: А.А.Колесникова
пгт Санчурск
2016 г
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Загадки.

1.В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

2. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

3. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке - летом. (Заяц)

4. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

5. Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)

6. На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

7. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

8. Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

9. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
10. Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Носится весь день. Кто это? (Олень)
11. Стучу - еду добываю, а не стучу - голодный! (Дятел)
12. Кто на своей голове лес носит? (Лось)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Кроссворд

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Выставка рисунков на тему «Братья наши меньшие»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Образец коллажа из природного материала


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Правила работы с ножницами

Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
1. Хранить ножницы в определённом месте.
2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
3. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Описание этапов изготовления «Коллажа» из природного материала.
Используемый материал: для основы – картон, фломастеры или маркеры, шаблоны животных, птиц, грибов и бабочки, глазки, природный материал: цветной опил, листья, мох, шишки, желуди, травинки, мелкие сучья деревьев и тд. , клей ПВА и клей Мастер.
1. Изготовление животного.
Берем выбранный шаблон животного, птицы или гриба, обводим на картон фломастером или маркером. Используя клей ПВА. обсыпаем цветным опилом подходящего цвета.
2. Создание сюжета
Каждый создает свой сюжет. Используя ветки имитируем деревья, с помощью листьев, травинок, мха и другого природного материала создаем природу, т.е обстановку в которой обитает наш лесной друг. Все приклеиваем, используя клей ПВА, и Мастер на основу – картон.
3. Вырезаем ножницами изготовленное животное, птицу или гриб из цветного опила и приклеиваем на основу, в центр готового сюжета.
4. Приклеиваем нашему лесному другу глазки (дети принесли купленные, можно нарисовать и выстричь)
5. Вставляем наше изделие в рамочку. Коллаж готов! (Вместо рамочки можно использовать коробки от конфет)





Работы детей из природного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Главная выставка детских работ мастерской «Лесные фантазии»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Медаль юного друга природы


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Слова: Зотова Татьяна Владимировна
Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:


Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Презентация на тему: Игра-путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Игра по станциям для младших школьников. Традиции и быт ненцев

Путешествие на экологическом поезде для 5 класса

Цели игры – 1) познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в стране, республике, районе;
2) сформировать желание беречь природу;
3)воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:
(Шум ж/д вокзала)
Учитель: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Прошу занять свои места и сесть удобно.
1 слайд – название путешествия
Учитель: Прошу вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:
2 слайд – название станций
1. Станция «Водная»
2. Станция «Зеленый дом»
3. Станция «Красная книга»
4. Станция «Всезнаек»
5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!
Учитель: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.
3-6 слайды – пейзажи
Учитель: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.
Учитель: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.
(стихи Е. Шкловского читает учитель)
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники
«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу, вас, сберегу!»
Учитель: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»
7 слайд – станция «Водная»
(стихи о воде читает учитель)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Учитель: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.
Учитель: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.
8 и 9 слайды – с видом Аральского моря
Учитель: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.
Учитель: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Учитель: Например, река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.
10-11 слайды – с рекой Течей
Учитель: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.
Учитель: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.
Учитель: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.
Учитель: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.
Учитель: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?
Учитель: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.
Учитель: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?
12 слайд – экологи
Учитель: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.
Учитель: Как экологи называют Землю?
(ответы детей – «Зеленый дом»)
Учитель: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.
13 слайд – станция «Зеленый дом»
Учитель: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.
Учитель: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.
Учитель: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.
Учитель: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.
14-15 слайды – трубы заводов
Учитель: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?
(ответы детей)
Учитель: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.
16-17 слайды - лес
(звуки леса, пение птиц)
Учитель: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.
Учитель: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.
Учитель: Мы подъезжаем к следующей станции.
Учитель: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?
Учитель: Станция «Красная книга».
18 слайд – станция «Красная книга»
Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
19 слайд – «Красная книга»
Учитель: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Учитель: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?
(ответы детей)
Учитель: Какие растения занесены в Красную книгу?
Учитель: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?
(стихотворение читает ребенок)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: Ребята, кто знает, есть ли у нас в Республике Марий Эл такая Красная книга? Какие животные, растения, птицы, рыбы занесены в нее?
(Растения: Живокость, медуница мягкая и т.д.; животные: , Птицы: , Рыбы: Хариус европейский)
Учитель: Кто знает, что делается, для того, чтобы сохранить редких животных, птиц, растений, рыб?
Учитель: Совершенно верно, у нас в Республике создаются заказники, национальные парки, зоны, на территории которых разводят и охраняют редкие виды растений, животных, птиц и рыб. У нас в Мари-Турекском районе тоже есть такие заказники. Это – Государственный природный биологический заказник республиканского значения «Холодный ключ». Или река Ирека – зоологический памятник природы. Он находится на южной окраине деревни Юмочка. Этот памятник природы создан с целью сохранения редкого вида рыбы хариуса европейского и его местообитания.
Учитель: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности
людей растут, а лесов становится все меньше.
Учитель: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.
Учитель: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.
Учитель: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?
(ответы детей)
Учитель: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек Я же одна
Учитель: Это мы так думаем, что одна. Одну рану нанесем мы, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?
(ответы детей)
Учитель: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?
(ответы детей)
20 слайд – правила поведения
Учитиель: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!
Физкультминутка: «Буратино»
Учитель:
Учитель: Следующая станция «Всезнайка».
21 слайд - станция «Всезнайка»
Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:
Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)
Какая птица оживляет часы? (кукушка)
Какую птицу используют как ловчую? (сокол)
Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)
А любитель поздно ложиться? (сова)
Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)
Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)
Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)
Какая рыба носит имя человека? (карп)
Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)
Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)
«Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)
Самое большое млекопитающее? (кит)
Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)
Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)
Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)
Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)
Чем дышат пиявки? (кожей)
Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)
Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)
Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)
Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
Учитель: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.
22 слайд – станция «Школа»
(читает учитель)
Все – все
Все на свете
На свете все нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кет-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется
Все – все
Все на свете
На свете все нужны!
И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми с нами.
Рефлексия:
Учитель: Итак, ребята, мы с вами совершили путешествие на экологическом поезде. Понравилось вам путешествие? (Ответы детей)
На каких станциях мы с вами побывали? (Ответы детей)
А какая станция понравилась больше всего? (Ответы детей) Что нового вы узнали для себя? Мне тоже понравилось с вами путешествовать! Спасибо за внимание и работу!

mob_info