Все о денди. Галстук считался главным атрибутом образа «денди»

"Денди должен стремиться быть возвышенным без перерыва, словно он спит и живет перед зеркалом.» Шарль Бодлер, французский писатель и денди 19 века.

«Денди - изысканный светский человек, законодатель моды». Первым денди называют сэра Джорджа Браммелла, которого при жизни называли "премьер-министром элегантности". Именно благодаря Браммеллю слово «денди», означающее «щеголь», появилось в Англии в 10-х годах XIX века. Истинный денди элегантен, одет по моде, но без излишней вычурности и роскоши.

Основные элементы стиля «денди» включают в себя пиджаки и превосходно сидящие брюки, плащи и фешенебельные шляпы, галстук, запонки, перчатки и, конечно же, обувь. Добавьте к этому аристократическое спокойствие и самообладание, и идеальный образ денди готов.

Ее величество обувь

Для настоящего денди выбор обуви - не простая задача. Обувь - это своего рода инвестиция. Инвестиция в образ. Туфли непременно качественные, что зачастую сказывается на цене. Хорошая кожу, строгие цвета (черный и коричневый) и модель вне времени. Оксфорды, дерби и лоферы - модели, предпочитаемые настоящим джентльменом.

Оксофорды - строгие ботинки на шнуровке, любимый вид студентов знаменитого оксфордского университета. Черные или коричневые оксфорды без декора идеально сочетаются с костюмами и соответствуют самому строгому дресс-коду. Для мероприятий и светских раутов с дресс-кодом Black tie выбирайте оксфорды черного цвета.

или модели, выполненные из разноцветной кожи, менее формальны и отлично сочетаются и с костюмами, и с одеждой в стиле кэжуал, например с джинсами, брюками из льна или вельвета.

Вот мой Онегин на свободе:
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.

Денди…Когда-то ими восхищались и подражали, они пользовались успехом у женского пола, их любили и ненавидели. Светские львы, которые были завсегдатаями салонов и производили неописуемый эффект на окружающих. Кто же такие денди?
Денди (англ. dandy) — социально-культурный тип XIX века в буржуазно-дворянском обществе. Изысканно одетый светский человек, подчёркнуто следящий за внешним видом, поведением, изысканностью речи. Щёголь, франт, законодатель моды. Так говорит Большая Советская Энциклопедия, словарь Даля и Wikipedia.

К известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом и другие личности. Чаще всего денди принадлежали к среднему классу, хотя и вели аристократический образ жизни. Дендизм появился в начале XIX века в Англии. Его основателем считают самого знаменитого денди - лорда Джорджа Брайана Браммелла. Джордж Браммелл, в отличие от классических франтов и щеголей, которые старались выделиться своей одеждой и манерами, чётко придерживался принципа, что одежда определяется законами приличия. В своих нарядах он избегал пестрых оттенков, различного рода аксессуаров и побрякушек. Джордж Браммелл носил отлично скроенные сюртуки и фраки и не стремился оказать какое-либо влияние на моду. Тем не менее, Браммелл в свое время был иконой стиля, которому подражали тысячи юношей по обе стороны Ла-Манша. Им восхищался даже лорд Байрон. Сумасшедший успех Браммеллу обеспечило и его умение высмеивать других. Он дерзко и безнаказанно язвил даже в адрес короля. Но увы, недолго. Из-за своей убийственной способности Браммелл вынужден был покинуть Англию, после чего в его жизни наступила черная полоса - он проиграл свое состояние в карты, попал в сумасшедший дом и умер в полной нищtте. Первая жертва моды, Браммелл, вошел в пятерку самых наилучшим образом одетых мужчин всех времен и народов. Хотя ему и подражали многие знаменитости разных эпох, никто так и не смог превзойти Великого Браммелла.
Из чего же состоял гардероб денди?
Основной деталью одежды денди являлся фрак с длинными фалдами , которые достигали колен, и с воротником фатерморд . Во времена дендизма, фраки для денди шились из шерстяных тканей. Именно в эту эпоху создаются известные твид, фланель и клетчатый рисунок ткани. В покрое костюма иногда использовались даже корсеты. Совершенный крой и внимание к деталям - основные характеристики одежды денди. Невзирая на свою простоту, одежда денди была очень дорогой. Минимализм и элегантность были вылизаны до совершенства и стали эталоном классического стиля и изысканности. В одежде того времени преобладали черный и коричневый цвет, а также синий, серый - никаких кричащих оттенков. Единственными уместными аксессуарами считались булавка в галстуке и карманные часы с цепочкой. Рубашка денди должна быть всегда белоснежной. В связи с этим элегантному мужчине тех времен еженедельно требовалось двадцать рубашек, а также двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков. Особенную роль играл галстук или шейный платок. Этот элемент одежды был единственным броским аксессуаром в имидже денди. И конечно неотъемлемым атрибутом денди являлся цилиндр.
По одному из определений, денди - это мужчина, умеющий носить одежду. Причем с таким видом, как-будто он не придает ей ни малейшего значения. Действительно, денди очень часто специально протирали костюмы или заставляли лакеев разнашивать фраки, чтобы придать им поношенный вид. Это объяснялось тем, что появляться на светских мероприятиях в новом костюме являлось признаком дурного тона. Денди - это не модный костюм, а манера носить его. Существовал даже кодекс денди, который определял манеру поведения и основные принципы денди.

Вот некоторые из пунктов кодекса Dandy:
1. Физические данные
2. Элегантность
3. Самообладание
4. Апломб
5. Независимость
6. Остроумие
7. Скептицизм
8. Самоуверенность
9. Достоинство
10. Тонкий вкус









- (англ. dandy). Мужчина, одевающийся постоянно по моде и со вкусом, благородного происхождения и имеющий достаточный доход; щеголь, светский франт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕНДИ англ. dandy.… … Словарь иностранных слов русского языка

денди - ДЕНДИ, ДЭНДИ нескл., м. dandy <, англ. dandy. Денди. Изысканно модно одетый светский человек, щеголь, франт (в соврем. употр. обычно иронически). БАС 2. Появление слова фешенебль, вошедшего в 20 30 годы XIX века в русский литературный обиход… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Щеголь большого свѣта, модный франтъ. Дендизмъ свойства, характеръ Денди. Ср. «А! старый пріятель!» сказали мы другъ другу, возвращаясь по домамъ отъ нашего амфитріона вы очевидно испортились и впадаете въ дендизмъ, несовмѣстный съ вашими лѣтами … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

См … Словарь синонимов

Денди - [самоназвания денди, дьерма (зарма)] народность общей численностью 1260 тыс. чел. Основные страны расселения: Нигер 1100 тыс. чел., Бенин 100 тыс. чел. Другие страны расселения: Нигерия 60 тыс. чел. Язык денди, зарма (дьерма). Религиозная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (англ. dandy) изысканно одетый светский человек; щеголь, франт … Большой Энциклопедический словарь

- [дэ ], нескл., муж. (устар.). Щёголь, франт. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж., нескл., англ. модный франт, хват, чистяк, модник, щеголь, лев, гоголь; щеголек большого света. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

денди - денди. Произносится [дэнди] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Книги

  • Денди: мода, литература, стиль жизни , Вайнштейн Ольга Борисовна. Слово "денди" до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но кого можно назватьсовременным…
  • Денди Мода Литература Стиль жизни , Вайнштейн О.. Слово «денди» до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но когоможно назвать современным…

Был поклонником Адама Смита и педантично заботился о красоте своих ногтей, вместе с тем он еще и отменно одевался, как настоящий денди. Однако не все до сих пор понимают, что значит фраза «как денди лондонский одет». Почему «денди» считался эталоном мужской красоты? Что собой представляют эти педантичные личности? Давайте перенесемся в сердце Англии конца XVIII века и разберемся, кто же такой денди.

Денди лондонский - кто это?

Денди - это исторический термин для описания человека, которые уделяет особое внимание своему внешнему виду. Денди, как личность, во многом отличается от других представителей общества не только своей внешностью, но и повадками: у него изысканная речь, он занимается каким-либо неторопливым хобби, ему присущи манеры педанта, он любит часам постоять перед зеркалом, беспечен и самоуверен. Течение дендизма зародилось в Англии конца XVIII века в ответ на чрезмерно возвышенную роль в обществе зажиточных сословий (буржуа). Денди лондонский - это представитель среднего класса, который стремится вести аристократический образ жизни.

Что значит дендизм?

Из этого можно понять, что дендизм - это чистой воды политический протест, который развился в XVIII веке в Великобритании и стал предшественником «американской революции» (политические события в Британских колониях Северной Америки 1775-1779, закончившиеся образованием США). Учитывая эти коннотации, щегольство подобного рода можно рассматривать как попытку протеста против нивелирования «уравнительных принципов» с элементами ностальгической приверженности к феодальным и доиндустриальным принципам.

Начали с импровизации

Тенденции моды так называемые денди задавали в период последнего десятилетия 18 столетия. В истории и литературе существует немало забавных историй о том, как совершенствовалась мода дендизма. Одна из таких посвящена небезызвестному денди - лорду Спенсеру (представитель крупнейшего британского аристократического рода). Однажды, отдыхая в заведении, он случайно сжег фалды своего фрака, близко подойдя к горящему камину. Недолго думая, лорд обрезал их и продолжил веселиться. Так появился новый вид верхней одежды - узкое пальто без пол «спенсер». Какое-то время мужчины носили «светлый спенсер» под синий фрак или рубашку, и это считалось модным. Но вскоре это пальто обрело популярность среди женщин, и они тоже стали его носить.

Денди лондонский: кто такой? Как одевался?

В начале XIX столетия мужской дендизм стал развиваться большими темпами. «Денди лондонский» одевался изощренно и элегантно, одним словом - «с иголочки». Идеология денди заключалась в том, что внешний вид не должен его стеснять. Беспечные движения и грация сразу выделяли такого индивидуума из толпы. Мужчины, казалось бы, одевались умеренно и элегантно, однако их облик требовал больших денежных затрат. Денди лондонский - это самый модный представитель мужского общества!

Приведем в качестве примера и подтверждения еще один отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» русского классика:

«...Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как денди лондонский одет...»

Имидж настоящего денди теперь не требовал наличия различных украшений и пестрых аксессуаров. Теперь мужчины беспокоятся о качестве кроя, который должен быть идеальным. Фраки и жилеты стали основными элементами повседневного мужского гардероба, их шили из высококачественного сукна. Стиль одежды подбирался по простым обстоятельствам: вечером мужчины надевали фраки темного цвета (черный или синий), а днем - светлого (чаще всего серый).

Всего две детали мужского имиджа могли быть яркого цвета - это жилет и галстук, их подбирали очень тщательно и трепетно. Настоящие денди считали, что одним из главных предметов их имиджа является жилет, который должен безупречно вписываться в общую цветовую гамму костюма и иметь самый изощренный узор. Среди зажиточных денди было принято собирать большие коллекции жилетов разной фактуры, кроя и цвета (одним из таких был известный английский драматург и прозаик Оскар Уайльд). Последний шаг на пути к совершенству идеального образа был выбор галстука (либо шейного платка), который должен быть завязан самым живописным образом.

Галстук считался главным атрибутом образа «денди»

Искусство завязывания галстуков ценилось превыше всего. Настоящий денди (лондонский) этим и отличался от рядового представителя общества. Креативный и старательный узел оценивают как отдельный атрибут имиджа. Превосходно завязанный галстук отличался легкой небрежностью узла и напоминал быструю импровизацию, однако этому посвящалось немалое количество времени. Это занятие обрело такую популярность, что в начале XIX столетия посвящались целые книги вопросу о том, как искусно завязывать галстук или Одним из авторов был Оноре де Бальзак (французский писатель, основоположник реализма в европейской литературе), который в 1830 году написал целый учебник под названием «Трактат об элегантной жизни».

Правила и капризы представителей «дендизма»

Первоклассные денди были чрезмерно капризными и придирчивыми личностями. Аристократичный подход к выбору одежды имел множество закономерностей и правил. Истинные представители «дендизма» считали дурным тоном быть одетыми в костюм, новизна которого резко заметна. Чтобы этого избежать, они давали носить свои фраки и жилеты слугам, чтобы наряд через какое-то время стал немного потертым и поношенным. Иногда одежду специально обтирали предметами с абразивной поверхностью - наждачной бумагой либо шершавым стеклом. Денди лондонский, фото с изображениями которого представлено ниже, всегда заботился о своем внешнем виде.

Особое внимание уделяли личной гигиене. Одежда должна быть всегда чистой и хорошо пахнущей. Рубашки и перчатки требовали наиболее тщательного и трепетного ухода. У настоящих денди существовало негласное правило: за неделю мужчина должен сменить около двадцати рубашек, тридцать носовых платков, пятнадцать видов брюк, более тридцати галстуков и бесконечное множество носков и жилетов.

Оскар Уайльд — личность эпатажная, порой шокирующая чопорных британцев своим слишком вольным поведением. Он оставил богатейшее литературное наследие, куда входят и пьесы, и романы, и сказки, и эссе, повести и рассказы, поэмы, афоризмы и эстетические зарисовки, письма. 25 мая 1895 года писатель был осужден лондонским судом за «аморальное поведение» — связь с Альфредом Дугласом — и приговорен к двум годам тюремного заключения (с конфискацией имущества, лишением супружеских и отцовских прав). Мария Молчанова выясняет, как Оскар Уайльд превратился в икону стиля и какую цену он вынужден был заплатить за свою известность.

Полное имя писателя — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд, часть имени в честь кельтского воина, героя британского фольклора. Оскару повезло родиться в обеспеченной и образованной дублинской семье. Родители будущего денди были не просто рядовыми буржуа, а настоящими интеллектуалами левых взглядов, любителями культуры и наук. Мама, ирландская националистка, сочиняла стихи для революционной партии, отец писал книги по истории и фольклору и содержал бесплатный медпункт для бедных. До пяти лет мальчик Оскар думал, что он девочка; так ему говорила мама, мечтавшая о дочери. Более того, ребенка одевали в платья и в таком виде выводили на прогулки. Сохранилась фотография, на которой несчастный Оскар позирует в пышном платье. Принципиальная мать называла сына Мистером и по любому поводу запирала в чулане, что приходилось весьма по нраву Оскару, ведь темноты он не боялся и использовал любую возможность остаться в одиночестве.

Оскар Уайльд

В школе юный Уайльд поражал и учителей, и одноклассников невиданной скоростью чтения вслух, а самое главное — фантастической коммуникабельностью, саркастическим юмором и болтливостью. Несколько позже в моду войдут знаменитые афоризмы Уайльда. Целые подборки высказываний о хорошем вкусе и искусстве одеваться на страницах модных романов и трактатов никого не удивляли.

Афоризм вообще считался истинно дендистским жанром благодаря своей лаконичной форме, соответствующей принципу минимализма у денди. В афоризмах Уайльда выражается демонстративное презрение щеголя к «вульгарным» вещам. О книге Киплинга «Отважные капитаны» он заметил: «Не понимаю, почему автор решил написать роман о ловле трески. Но, возможно, мне не дано это понять, поскольку я никогда не ем треску — это слишком вульгарная рыба!».

В 2007-м Уайльд признан самым остроумным британцем


Оскар Уайльд в раннем детстве


Поступив после школы в Оксфорд, Уайльд продолжил вести весьма богемный образ жизни. Свое время он посвящал чтению книг и бесконечным компаниям, а вовсе не учебе. В Оксфорде за ним закрепилась репутация везунчика — человека, который не трудится в поте лица и при этом получает все, что хочет. На светских мероприятиях Уайльд экспериментировал с нарядами, оттачивал умение быть в центре внимания и избавлялся от ирландского произношения.


Мать Уайльда хотела дочку, и маленького Оскара одевали в платья


В возрасте 23 лет Уайльд перебирается в Лондон. В своих нарядах, делающих его похожим на попугая, он быстро становится звездой салонов и заметной персоной в английской столице. Он бесконечно перемещается по вечеринкам, и в то же время основательно берется за литературную деятельность. Дальше все происходит очень быстро — через три года после появления в Лондоне денди-эстет Уайльд издает первую книгу, сборник стихов, и переходит в стан модных и уважаемых литераторов.

Главный эстет и щеголь рубежа веков Оскар Уайльд


С этого момента на ближайшие тринадцать лет Уайльд становится медийной персоной: о нем говорят и пишут, им восхищаются. Оскар начинает покорение мира, совершает турне по Америке, где читает лекции об искусстве. На одну из лекций полтораста студентов пришли к Уайльду в коротких бриджах, чулках и с подсолнухами в петлице — непременным атрибутом костюма писателя. Сам Уайльд издевательски комментирует — пусть мои последователи перестанут сходить с ума, а то я сильно утомился наблюдать за своими копиями.


Под конец жизни Уайльд сменил свое имя на Себастьяна Мельмота


На лекциях писатель выступает в специальном костюме, который сам разработал. Осознавая игровую зрелищность своих лекций, он снабдил театрального костюмера детальными распоряжениями: «Это должны быть красивые вещи: этакий облегающий бархатный камзол с большими украшенными цветочным узором рукавами и круглым гофрированным бархатным воротничком, выглядывающим из-под стоячего ворота».

«Я могу устоять против всего, кроме соблазна», — Уальд


После триумфального визита в Америку Уйальд возвращается в Европу, но не домой, а в Париж. Франция оказывается идеальным местом для богемных амбиций писателя. Главные парижские звезды становятся его друзьями, а столица Франции — второй или третьей, если считать Дублин, — родиной. В Дублин он вернется сразу после Парижа, будучи в очень затрудненном финансовом положении. Статус знаменитости не особенно помогал приобретению доходов, вернее, статус денди требовал больше денег, чем Оскар мог себе позволить.

Однако в Дублине Уайльда знакомят с 25-летней девушкой по имени Констанс Ллойд, дочерью известного и состоятельного адвоката, чуть ли не с детства влюбленной в писателя. Новоиспеченный муж перевозит жену в Лондон, там они покупают большой — в четыре этажа — дом и начинают семейную жизнь. Однако после рождения двух детей в семейной жизни Уайльда начинаются проблемы: вечера, которые он устраивает у себя, непременно заканчиваются конфузом, как только Констанс, стараясь поддержать беседу, пытается вступить в дискуссию с гостями. «Вы мне надоели и не волнуете меня больше», — говорит он ей.

Оскар Уайльд в кругу семьи


Душевное равновесие возвращается, как только Уайльд начинает заводить романы с молодыми людьми. Так было и до, и после женитьбы. В итоге Уайльд влюбляется в юношу по имени Альфи Дуглас, забывает про семью и с головой отдается новому увлечению. В 1895 году Оскар окажется за решеткой на полтора года, и это полностью переворачивает его жизнь. Друзья и свет стыдливо отворачиваются от него, он начинает пить, жена умирает, дети не желают общаться. Худой, нищий и совершенно одинокий, выйдя из тюрьмы, Уайльд отправляется во Францию, где быстро превратится в клошара, скитающегося по отелям. Так продолжится две недели, пока, вернувшись к себе в убогий номер после посещения знаменитой Парижской выставки (где он запишет свой голос на граммофон), Уайльд заметит опухоль под ухом, которая и закончит жизнь великого эстета.


Роман «Портрет Дориана Грея» написан всего за 3 недели


Оскар Уайльд и Альфи Дуглас


Уайльд заплатил дорогую цену за завершенность своей жизненной легенды — решив идти до конца, он не уехал из Англии, когда приговор был уже почти очевиден, а все друзья советовали ему эмигрировать. Годы в заключении, полностью подорвавшие его здоровье и лишившие его последних иллюзий относительно Альфреда Дугласа, стали заключительным этапом в его жизни.

В своем самом трагическом произведении «De profundis», написанном в тюрьме, Уайльд расставляет все точки над «i» и в своей любовной истории, и в дендистском прошлом: «Я поддался очарованию бессмысленной и чувственной легкости. Я развлекался тем, что изображал из себя фланера, денди, модника. Я окружил себя мелкими и низкими людьми. Растрачивать свой гений и пускать на ветер вечную юность доставляло мне странное наслаждение. Устав от пребывания на вершинах, я намеренно спустился в самые бездны в поисках новых ощущений. Перверсии в сфере страсти стали для меня тем же, что и парадокс в сфере мысли».

mob_info