Что такое мозг и как он устроен. Жизнь — боль: чем мозг человека похож на мозг ящерицы и зачем нам «гормон стресса

Головной мозг - главнейший регулятор функций любого живого организма, один из элементов До сих пор ученые медики изучают особенности мозга и открывают все новые невероятные его возможности. Это очень сложный орган, который связывает наш организм с внешней средой. Отделы мозга и их функции регулируют все жизненные процессы. Внешние рецепторы ловят сигналы и информируют о поступивших раздражителях (световых, звуковых, тактильных и многих других) какой-либо отдел мозга. Ответная реакция наступает мгновенно. Как работает наш головной «процессор», разберемся подробнее.

Общее описание мозга

Отделы мозга и их функции полностью руководят нашими жизненными процессами. Состоит человеческий мозг из 25 миллиардов нейронов. Это невероятное количество клеток образует серое вещество. Мозг покрывает несколько оболочек:

  • мягкая;
  • твердая;
  • паутинная (здесь циркулирует ликвор).

Ликвор - это спинномозговая жидкость, в головном мозге играет роль амортизатора, защитника от любой ударной силы.

Как у мужчин, так и у женщин мозг развит абсолютно одинаково, хотя вес его разный. Совсем недавно улеглись споры о том, что вес мозга играет какую-то роль в умственном развитии и интеллектуальных способностях. Вывод однозначный - это не так. Вес мозга составляет примерно 2 % от общей массы человека. У мужчин вес его в среднем 1 370 г, а у женщин - 1 240 г. Функции отделов головного мозга человека развиты стандартно, от них зависит жизнедеятельность. Умственные способности зависят от созданных в мозге количественных связей. Каждая клетка мозга - нейрон, который генерирует и передает импульсы.

Полости внутри мозга называются желудочками. В разные отделы уходят черепно-мозговые парные нервы.

Функции отделов головного мозга (таблица)

Каждый отдел в мозге выполняет свою работу. Таблица, представленная ниже, это наглядно демонстрирует. Мозг, словно компьютер, четко выполняет свои задачи, получая команды из внешнего мира.

Функции отделов головного мозга, таблица раскрывает схематично и емко.

Ниже рассмотрим отделы мозга более подробно.

Строение

На картинке показано, как устроен головной мозг. Самую значительную часть занимают несмотря на это, все отделы мозга и их функции играют огромную роль в работе организма. Выделяется пять главнейших отделов:

  • конечный (от общей массы составляет 80 %);
  • задний (мост и мозжечок);
  • промежуточный;
  • продолговатый;
  • средний.

В то же время разделяется головной мозг на три основные части: ствол мозга, мозжечок, два больших полушария.

Конечный мозг

Невозможно кратко описать строение мозга. Чтобы понять отделы мозга и их функции, необходимо плотно изучить их структуру.

Конечный мозг тянется от лобной до затылочной кости. Здесь рассматривается два больших полушария: левое и правое. От других этот отдел отличается наибольшим числом борозд и извилин. Развитие и строение мозга тесно завязаны между собой. Специалистами выделено три вида коры:

  • древняя (с обонятельным бугорком, передним продырявленным веществом, полулунной подмозолистой и боковой подмозолистой извилиной);
  • старая (с зубчатой извилиной - фасцией и гиппокамбом);
  • новая (представляет всю оставшуюся часть коры).

Полушария разделяются продольной бороздой, в ее глубине располагается свод и мозолистое тело, которые соединяют полушария. Само мозолистое тело выстлано и относится к новой коре. Строение полушарий достаточно сложное и напоминает многоуровневую систему. Здесь различаются лобная, височная, теменная и затылочная доли, подкорка и кора. Большими полушариями выполняется огромное количество функций. Стоит отметить, что левое полушарие командует правой частью тела, а правое наоборот - левой.

Кора

Поверхностный слой головного мозга - это кора, толщину она имеет 3 мм, покрывает полушария. Структура состоит из вертикальных нервных клеток, имеющих отростки. В коре содержатся также эфферентные и афферентные нервные волокна, а также нейроглии. Отделы головного мозга и их функции рассмотрены в таблице, а что представляет собой кора? Ее сложнейшая структура имеет горизонтальную слоистость. В строении имеется шесть слоев:

  • наружный пирамидальный;
  • наружный зернистый;
  • внутренний зернистый;
  • молекулярный;
  • внутренний пирамидальный;
  • с веретеновидными клетками.

Каждый имеет разную ширину, плотность, форму нейронов. Вертикальные пучки нервных волокон придают коре вертикальную исчерченность. Площадь коры составляет примерно 2 200 квадратных сантиметров, количество нейронов достигает здесь десяти миллиардов.

Отделы головного мозга и их функции: кора

Кора руководит несколькими специфическими функциями организма. Каждая доля отвечает за свои параметры. Рассмотрим функции, привязанные к отелам подробнее:

  • височная - управляет обонянием и слухом;
  • теменная - отвечает за вкус и осязание;
  • затылочная - зрение;
  • лобная - сложное мышление, движение и речь.

Каждый нейрон контактирует с другими нейронами, имеется до десяти тысяч контактов (серое вещество). Нервные волокна - это белое вещество. Некая часть объединяет полушария мозга. Белое вещество включает в себя три вида волокон:

  • ассоциационные связывают в одном полушарии различные корковые участки;
  • комиссуральные соединяют полушария между собой;
  • проекционные осуществляют связь с нижними образованиями, имеют пути анализаторов.

Рассматривая строение и функции отделов головного мозга, необходимо подчеркнуть роль серого и белого вещества. Полушария внутри имеют (серое вещество), основной функцией их является передача информации. Между мозговой коркой и базальными ядрами расположено белое вещество. Здесь различается четыре части:

  • между бороздами в извилинах;
  • в наружных местах полушарий;
  • включенные во внутреннюю капсулу;
  • расположенные в мозолистом теле.

Находящееся здесь белое вещество образуется нервными волокнами и связывает кору извилин с нижележащими отделами. образуют подкорку мозга.

Конечный мозг - руководит всеми жизненно важными функциями организма, а также интеллектуальными способностями человека.

Промежуточный мозг

Отделы мозга и их функции (таблица представлена выше) включают в себя промежуточный мозг. Если смотреть подробнее, то стоит сказать, что состоит он из вентральной и дорсальной частей. К вентральной относится гипоталамус, к дорсальной - таламус, метаталамус, а также эпиталамус.

Таламус является посредником, который полученные раздражения направляет в полушария. Часто он именуется «зрительным бугром». Он помогает организму быстро приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Соединен таламус с мозжечком с помощью лимбической системы.

Гипоталамус руководит вегетативными функциями. Влияние идет через нервную систему, и, конечно же, железы внутренней секреции. Регулирует работу эндокринных желез, контролирует обмен веществ. Гипофиз расположен прямо под ним. Регулируется температура тела, сердечнососудистая и пищеварительная система. Также гипоталамус руководит нашим пищевым и питьевым поведением, регулирует бодрствование и сон.

Задний

Задний мозг включает в себя расположенный спереди мост и мозжечок, который находится позади. Изучая строение и функции отделов мозга, подробнее рассмотрим строение моста: дорсальная поверхность перекрывается мозжечком, вентральная представлена волокнистым строением. Волокна направлены в этом отделе поперечно. По каждой стороне моста они отходят к мозжечковой средней ножке. С виду мост напоминает утолщенный белый валик, расположенный над продолговатым мозгом. Корешки нервов выходят в бульбарно-мостовую борозду.

Строение заднего моста: на фронтальном разрезе видно, что состоит отдел передней (большой вентральной) и задней (малой дорсальной) части. Между ними границей служит трапециевидное тело, поперечные толстые волокна которого причисляют к слуховому пути. Проводниковая функция полностью зависит от заднего мозга.

Мозжечок (малый мозг)

Таблица «Отдел мозга, строение, функции» указывает на то, что мозжечок ответственен за координацию и движение тела. Расположен этот отдел сзади моста. Часто мозжечок именуют «малым мозгом». Он занимает заднюю черепную ямку, прикрывает ромбовидную. Масса мозжечка составляет от 130 до 160 г. Сверху расположены большие полушария, которые отделяются поперечной щелью. Нижней частью мозжечок прилежит к продолговатому мозгу.

Здесь различается два полушария, нижняя, верхняя поверхность и червь. Границу между ними называют горизонтальной глубокой щелью. Множество щелей изрезают поверхность мозжечка, между ними располагаются тонкие извилины (валики). Между бороздками находятся группы извилин, разделенные на дольки, они представляют доли мозжечка (заднюю, клочково-узелковую, переднюю).

Мозжечок содержит как серое, так и Серое размещено на периферии, образует кору с молекулярными и грушевидными нейронами, и зернистым слоем. Под корой имеется белое вещество, которое проникает в извилины. В белом веществе имеются вкрапления серого (его ядер). В разрезе такое соотношение похоже на дерево. Те, кто знает строение головного мозга человека, функции его отделов, с легкостью ответит, что мозжечок - регулятор координации движений нашего организма.

Средний мозг

Средний мозг находится в области переднего отдела моста и идет до сосочковых тел, а также к зрительным трактам. Здесь выделены скопления ядер, которые именуются буграми четверохолмия. Строение и функции отделов головного мозга (таблица) указывают на то, что отдел этот ответственен за скрытое зрение, ориентировочный рефлекс, дает ориентацию рефлексам на зрительные и звуковые раздражители, а также поддерживает тонус мышц человеческого организма.

Продолговатый мозг: стволовая часть

Продолговатый мозг - это естественное продолжение спинного мозга. Именно поэтому в строении имеется много общего. Особенно ясно это становится, если детально рассмотреть белое вещество. Представляют его короткие и длинные нервные волокна. В виде ядер здесь представлено серое вещество. Отделы мозга и их функции (таблица представлена выше) указывает, что продолговатый мозг руководит нашим равновесием, координацией, регулирует обмен веществ, руководит дыханием и кровообращением. Также отвечает за такие важные рефлексы нашего организма, как чихание и кашель, рвота.

Стволовая часть головного мозга подразделяется на задний и средний мозг. Стволом называют средний, продолговатый, мост и промежуточный мозг. Строение его - нисходящие и восходящие пути, связывающие ствол со спинным и головным мозгом. В этой части ведется контроль за сердцебиением, дыханием, членораздельной речью.

В человеческом организме мозг является, наверное, одним из самых загадочных и непонятных органов. Так, о механизме мыслительной деятельности учёные спорят до сих пор. Сегодня мы попробуем систематизировать их выводы. Также рассмотрим, из чего состоит мозг, каковы его функции и какие существуют самые распространённые заболевания этого органа.

Общее строение

Мозг защищает вокруг надёжная черепная коробка. В ней орган занимает свыше 90% места. При этом вес мозга у мужчин и женщин разный. В среднем это 1375 грамм у представителей сильного пола, 1275 грамм — у слабого. У новорождённых вес мозга составляет 10% от всего тела, а у взрослых - всего 2-2,5%. В структуру органа входят большие полушария, ствол и мозжечок.

Из чего состоит мозг? Наука выделяет следующие отделы этого органа:

  • передний;
  • задний;
  • продолговатый;
  • средний;
  • промежуточный.

Рассмотрим эти участки подробнее. От спинного мозга берёт своё начало продолговатый. В него входит (проводящие каналы) и серое (ядра нервов). За ним располагается варолиев мост. Это валик из поперечных волокон нервов и серого вещества. Здесь проходит главная артерия. Она начинается в точке, расположенной выше продолговатого. Постепенно она переходит в мозжечок, состоящий из двух полушарий. Он попарно соединён с продолговатым мостом, средним мозгом и мозжечком.

В среднем отсеке расположено по паре зрительных и слуховых бугров. От них отходят нервные волокна, которые связывают головной и спинной мозг. Между заметна глубокая щель, внутри которого — мозолистое тело. Оно соединяет эти два больших отдела. Полушария покрыты корой. Именно здесь и происходит мыслительная деятельность.

Из чего состоит мозг ещё? У него есть три оболочки:

  1. Твёрдая — это надкостница внутренней поверхности, где расположено большинство болевых рецепторов.
  2. Паутинная — тесно прилегающая к коре, но не выстилающая извилины. Между нею и твёрдой оболочкой — серозная жидкость. Далее идёт спинномозговая, а затем и сама кора.
  3. Мягкая — состоит из системы кровеносных сосудов и соединительной ткани, питающей мозг и контактирующей со всей поверхностью.

Задачи

Мозг обрабатывает информацию, которая поступает от каждого из рецепторов, регулирует движения и занимается мыслительным процессом. В каждом из отделов происходит своя работа. Например, в расположены нервные центры, которые обеспечивают нормальную работу защитных рефлексных механизмов, таких как кашель, моргание, чихание и рвота. В его функции входит также дыхание, глотание, выделение слюны и желудочного сока.

Варолиев мост обеспечивает движение глазных яблок и работу мышц мимики. Мозжечок регулирует координацию и согласованность движений. А в среднем мозгу реализуется регулятивная деятельность относительно остроты слуха и зрения. Благодаря его работе, зрачки, например, могут расширяться и сужаться. То есть от него зависит тонус глазных мышц. В него входят также нервные центры, отвечающие за ориентацию в пространстве.

А вот из чего состоит мозг промежуточный? Выделяют несколько его отсеков:

  • Таламус. Его ещё называют коммутатором, так как здесь обрабатываются и образуются ощущения на основе болевых, температурных, мышечных, слуховых и других рецепторов. Благодаря этому центру, меняются состояния бодрствования и сна.
  • Гипоталамус. Он контролирует сердечный ритм, давление крови и телесную терморегуляцию. Отвечает за эмоциональное состояние, так как отсюда происходит влияние на эндокринную систему для выработки гормонов преодоления стресса. Регулирует чувство жажды, голода и насыщения, удовольствие и сексуальность.
  • Гипофиз. Тут вырабатываются гормоны при половом созревании, развитии и деятельности.
  • Эпиталамус. Он состоит из эпифиза, посредством которого регулируются суточные ритмы, обеспечивается здоровый сон и нормальная активность днём, приспосабливаемость к различным условиям. У него есть способность чувствовать колебания световых волн даже через коробку черепа, выделяя для этого то или иное количество гормонов.

За что отвечают полушария мозга?

В правом хранится вся информация о мире и всесторонних взаимодействиях человека. Оно отвечает за активность правых его конечностей. В левом контролируется работа речевых органов. Здесь происходит аналитическое, и различные вычисления. С этой стороны обеспечивается мониторинг левых конечностей.

Отдельно стоит сказать о таких образованиях, как желудочки мозга. Они представляют собой пустоты, которые выстланы эпендимой. Они создаются из полости нервной трубки в виде пузырей, что трансформируются в желудочки мозга. Главная их функция - это продукция и циркуляция Отделы состоят из пары латеральных, третьего и четвёртого. Полушария разделены на 4 доли: лобную, височную, теменную и затылочную.

Лобная доля

Эта часть подобна штурману на корабле. Именно она отвечает за пребывание человеческого тела в вертикальном положении. Здесь формируются активность, самостоятельность, инициативность и любознательность. Также может создаваться и критичная самооценка. Словом, малейшие нарушения, случающиеся в лобной доле, приводят к неадекватному поведению человека, бессмысленным поступкам, депрессиям и различным перепадам настроения. Управление поведением происходит именно через неё. Поэтому работа центра контроля, расположенного также здесь, препятствует неадекватным и асоциальным поступкам. Лобная доля важна для интеллектуального развития. Благодаря ей также приобретаются определённые навыки, умения, которые способны быть доведены до автоматизма.

Височные доли

Здесь — хранилище долговременной памяти. В левой накапливаются конкретные названия, предметы, события и связи, а в правой — зрительные образы. распознают речь. При этом левая часть расшифровывает смысл сказанного, а правая — формирует понимание и, в соответствии с этим, мимический рисунок, показывая настроение и восприятие окружающим.

Теменные доли

Ими воспринимаются болевые ощущения, холод или тепло. Теменная доля состоит из двух частей: правой и левой. Так же как и другие отсеки органа, они функционально отличаются. Так, левая синтезирует отдельные фрагменты, соединяет их, благодаря чему человек способен читать и писать. Здесь усваиваются определённые алгоритмы для достижения того или иного результата. Правая теменная доля преобразует всю информацию, которая поступает от затылочных частей, и создаёт трёхмерную картину. Здесь обеспечивается пространственная ориентация, определяется расстояние и тому подобное.

Затылочная доля

Ею воспринимается зрительная информация. Мы видим объекты вокруг как раздражители, отражающие свет от сетчатки глаз. Через световые сигналы преобразуется информация о цвете, движениях объектов. Возникают трёхмерные образы.

Заболевания

Зона подвержена немалому количеству заболеваний. В число самых опасных входят следующие:

  • опухоли;
  • вирусы;
  • болезни сосудов;
  • нейродегенеративные недуги.

Рассмотрим их подробнее. Опухоли мозга могут быть самыми разнообразными. Причём, как и в других частях тела, они бывают как доброкачественными, так и злокачественными. Появляются эти образования из-за сбоя в репродуктивной функции клеток. Контроль нарушается. И они начинают сильно размножаться. Среди симптомов выделяется чувство тошноты, боль, судороги, потери сознания, галлюцинации и ухудшение зрения.

К вирусным заболеваниям относятся такие недуги:

  1. Энцефалит. У человека сознание путается. Он всё время чувствует сонливость, есть риск впасть в кому.
  2. Вирусный менингит. Чувствуется головная боль. Наблюдается высокая температура, рвота и общая слабость.
  3. Энцефаломиелит. У пациента кружится голова, нарушается моторика, увеличивается температура, может наступать рвота.

При возникновении ряда заболеваний сужаются сосуды мозга. Происходит выпячивание их стенок, разрушение и прочее. Из-за этого может нарушаться память, кружиться голова, чувствоваться боли. Кровообращение мозга плохо функционирует при высоком артериальном давлении, разрыве аневризмы, инфаркте и так далее. А из-за нейродегенеративных заболеваний, например Гентингтона или Альцгеймера, нарушается память, теряется рассудок, чувствуются тремор в конечностях, боль, случаются судороги и спазмы.

Заключение

Таково строение нашего загадочного органа. Известно, что человек использует лишь мизерную долю тех возможностей, которые могут быть реализованы посредством этого органа. Возможно, когда-нибудь человечество сможет раскрывать свой потенциал намного шире, чем сегодня. А пока учёные пытаются узнать о его деятельности больше интересных фактов. Хотя, к слову сказать, эти попытки пока остаются не очень успешными.

Сегодня мы рассмотрим такие вопросы как: что такое мозг, из чего он состоит , какие функции выполняет и каким образом мы мыслим, вспоминаем и принимаем решения.

Что такое головной мозг и из чего состоит?

Это наш центральный процессор, системный администратор нашего тела, это орган ЦНС (Центральной нервной системы). От животных мы отличаемся способностью мыслить и прогнозировать, принимать невыгодные решения, но во благо других людей.

Почти 80% мозга состоит из воды (в основном в цитоплазме клеток), а еще 10-12% липидов (жира) и 8% протеина. Хотя на его долю приходится всего 2% от массы тела, головной мозг использует полностью 20-25% поставок организмом кислорода, питательных веществ и глюкозы (в качестве топлива), все из которых поставляются постоянным потоком крови. Головной мозг защищен толстыми костями черепа и гематоэнцефалическим барьером, но характер (как сложной системы) человеческого мозга, тем не менее, делает его неустойчивым ко многим видам заболеваний.

Около 100 миллиардов нейронов передают сигналы друг другу с помощью 1000 триллионов синаптических связей. Происходит постоянный приток и анализ различной информации из вне.

Мозг отвечает за контроль всех телесных действий и функций. Это также центр мышления, обучения и памяти. Мозг дает нам способности, чтобы думать, планировать, говорить, представлять, спать, использовать разум и эмоции.

Как мы размышляем?

В данный момент вы читаете этот текст, вы видите каждую букву, понимаете ее. Разберемся, почему же вы понимаете, что читаете и, твердо убеждены в правильности своих мыслей.

Это задача не из легких, но любую задачу можно решить, применив метод анализа, тоесть дробления сложного вопроса на понятные элементы, соответствующую статью сайт скоро выпустит.

  1. Органы чувств. Они так называются, потому что взаимодействуют с окружающим вас миром. Выделяют 6 органов чувств: глаза, уши, нос, кожа, язык и вестибулярный аппарат. У животных в процессе эволюции были развиты еще и эхо-локация, ощущение магнитного поля Земли и другие чувства.

С органами чувств разбираться глубоко не будем, итак понятно, что такое кожа или уши. Но вернемся к нашему примеру, мы читаем, задействуем свои глаза. Что происходит дальше.

  1. Рецепторы. Любой из органов чувств имеет свои рецепторы, это нервные клетки находящиеся «в связке» с каким-либо органом чувств. Рецепторы в глазах трансформируют картинку от глаз, упорядочивают ее. Систематизируется информацию об оттенках цветов, которые вы видите, где какой цвет находится, о различных физических предметах и их местоположении в пространстве, о многих других вещах. Вся систематизируемая информация направляются во вставочные нейроны.

В нашем примере с чтением, на этом этапе, вы еще ничего не понимаете.

  1. Вставочные нейроны. Это нейроны-посредники, они получают информацию от рецепторов и меняют ее в электрические сигналы. Что-то наподобие азбуки Морзе, только вместо букв и точек мы имеем картинку перед нашими глазами и эти самые электрические сигналы. Весь этот поток «летит» к коре головного мозга, к нейронам, находящимся в нем. Представьте, что нейрон – это проходная комната. И первыми «открывают дверь в комнату» дендриты.

Ваш мозг все еще не понимает слов.

  1. Дендриты – это «входная дверь» в нейрон, уже в мозге (на самом деле информация может «пробить стену и влететь в нейрон» и без двери). Дендрит ПОНИМАЕТ, что пришла какая-то информация. Но сам он нифига не понимает, что это значит. Для него вы читаете что-то вроде «N?n h?o, w? de x?nx?», непонятные слова, ошибка 404. Дендрит отправляет эту информацию в «дверь выхода» — аксон.
  2. Аксон в нервной клетке имеет множество ответвлений, он ищет совпадения поступающей информации в других нейронах. И находит их! Ваш мозг, ВНЕЗАПНО, осознает, что знает русский язык, так как информации полно в других нейронах. И «дорожки» от одного нейрона к другому постоянно используются, они надежные, крепкие. Параллельно с этим, в аксонах вырабатываются нейромедиаторы, отвечающие за наше настроение, энергию и здоровье. И вот нейроны поздравляют друг друга нейромедиаторами за «взаимное согласие и понимание».

Вот как работает мозг в познавательной деятельности !

Резюмируя: глаза/уши/язык.. собирают информацию, она накапливается в соответствующих рецепторах, те ее структурируют и посылают во вставочный нерв, где она трансформируется в электрические сигналы, эти сигналы принимают нервные клетки и их дендриты в коре мозга. Дендриты направляют эту информацию в аксон «на поиск соответствия». Аксон «ищет совпадения» через нейронные связи с другими нейронами. Все это происходит за доли секунды.

Если аксон не находит «совпадения», то создается тоненькая связь с новым нейроном (да, они все-таки создаются). Чем больше вы учите новой информации – тем больше создается связей и тем они крепче.

Обратное правило: если вы не учите что-то, забываете, то связи становятся тоньше. Но их можно быстро восстановить!

Рассмотрим еще 3 интересных примера: вы учитесь водить автомобиль(А), вам на голову летит кирпич(Б) и вы ищете по дому шариковую ручку(В).

А. Представьте, что вы впервые сели за руль. Вокруг столько кнопочек, 3 педали (ну или 2), всякие коробки, зеркала, так еще нужно представлять габариты автомобиля, понимать, «проеду ли я тут?». И ведь вы вроде знаете, что «выжимаем тормоз, снимаем с ручника…». Вы пробуете это делать, но руки не слушают, ноги, случайно, педали выжимают не до конца, забыли включить фары и т.д. Что происходит?

Связи между нейронами, где хранится память о вождении авто есть, но нет связей проходящих к мышцам. Цель обучения – создавать и укреплять эти нервно-мышечные связи и создавать новые между нейронами в мозге. Чем больше учишься – тем больше связей между нейронами и тем они крепче.

Замечали, как быстро вы выключаете будильник по утрам?)
Б. На вас летит кирпич! Типичная ситуация, с кем не бывало) Как только вы это осознаете, вы не ищете связи между нейронами с памятью о физике, вы не думаете, что «судя по его траектории, он пролетит мимо» или «он небольшой и попадет в плечо, а у меня толстая куртка и я ничего не почувствую». Как только до дендритов доходит информация «о летящем на вас кирпиче», вся логичность просто выключается, за дело берутся инстинкты, и вы отпрыгиваете, даже если у вас болит нога/спина/живот и вообще вам лень. Где есть угроза жизни – рулят инстинкты. Где нет – происходит поиск в нейронах мозга и нервно-мышечных связях.

В. Ищете ручку. Вам поступил важный звонок, нужно кое-что быстренько записать. Вы начинаете искать ручку, ищете глазами, спрашиваете у кого-то, нигде нет. Мозг работает очень активно, проверяются десятки тысяч связей между нейронами. Вырабатываются стрессовые нейромедиаторы, которые подгоняют мозг, как суровый офицер в армии гоняет солдат. Стресса еще больше, вдруг начинают проверяться альтернативные варианты как записать, и вы записываете на своем же телефоне, на компьютере, забираете чужой мобильник и там пишете, пытаетесь запомнить. Вам уже плевать на все, нужно тупо записать.

Все прошло, вы поговорили, информация «сохранена». Нейроны снова активно вырабатывают нейромедиаторы, но уже положительные, «поздравляю вас, коллега!»

Теперь понимаете, почему вы можете потерять дома мобильный, но никогда полностью не разучитесь водить машину.

И еще! Наверно вы слышали, что продавцы в магазинах часто дают подержать товар в руки – это не просто так! Таким образом у вас задействованы почти все органы чувств, вы видите товар, чувствуете его, еще и продавец его нахваливает (звук) – нейроны и связи создаются очень быстро. Быстрее, чем вы бы просто прочитали обзор на этот товар. Вот такая тонкая психология.)

Как мы мечтаем?

Мы можем мечтать абсолютно где угодно и когда угодно, это очень важная функция мозга! Мечты расслабляют человека, придают ему оптимизма, что, в конечном итоге, положительно сказывается на его отношении к окружающему миру. Ведь каким мы видим мир – такой он и есть.

Мечты добавляют осмысленность, логичность в нашу жизнь, как бы это странно не звучало. Они показывают к чему нам стремиться, и пока мы стремимся к мечте – мы счастливы.

Традиционно считается, что за мечты отвечает правое полушарие головного мозга. Формально это не совсем так, человек активно мечтает, когда «выключена» логика и рациональность + вырабатываются нейромедиаторы: эндорфин, ГАМК, серотонин, мелатонин. Необязательным условием является подавление «возбуждающих» нейромедиаторов.

Вспомните свое состояние, перед тем как начинаете мечтать, это монотонное и рутинное действие, когда вы не решаете никаких задач и нет стресса и «отключаетесь».
Что происходит в голове в момент «отключения» от реальности? Рассмотрим на примере.
Достаточно лишь одной маленькой, но приятной мысли. Вы идете по знакомой улице, ничего не мешает, не спешите, нет медведей и других опасностей. Заметили красивое дерево, оно вам напомнило что-то приятное. Аксон помог найти эту информацию в каком-то нейроне и выработал положительные нейромедиаторы.

Нейромедиаторы попали в клетку с этим воспоминанием, та, в свою очередь, «обрадовалась» этим положительным моментом и направила и в свой аксон запрос на поиск совпадений. Тот находит их очень быстро и их тысячи, везде вырабатываются положительные нейромедиаторы. В этом моменте, вы уже видите не просто «дерево», ваш мозг вам напомнил, как вы когда-то ездили с друзьями на озеро, шашлыки, музыка, лето. Аксоны активно ищут еще больше совпадений, и вот уже условно весь мозг рад) Он стремится продлить это воспоминание и «дорисовывает» еще больше красок + вы уже фантазируете о будущем, теперь «совпадения не ищутся», а «создаются» исходя из прошлых событий.

— А как пройти до улицы Ленина? — кто-то вас спросил.

Так, встряска, норадреналина нам, глутамата, «отрубить» весь мелатонин… Мозг очень быстро перестраивается, что от нас хотят? Как пройти до Ленина, аксонам приказываю искать ответ в нейронах…

(Через 2-3 секунды вы отвечаете) – А, это вам туда до упора.

Вы, вдруг, осознаете, что не помните, как прошли последние 100-200 метров. Ведь только что были «шашлыки, озеро». Случалось?

Объясняем, куда деваются наши врождённые способности, почему так сложно говорить на иностранном языке без акцента и что творится в голове у подростка...

В этой статье мы расскажем несколько интересных фактов о развитии и работе мозга, описанных в книге Риты Картер «Как работает мозг». На русском языке книга вышла в издательстве Corpus, её переводом занимался кандидат биологических наук Пётр Петров.

Картер - научная журналистка из Великобритании, свой путеводитель по работе мозга она написала в сотрудничестве с известным нейробиологом Кристофером Д. Фритом, выступившим научным консультантом книги.

Почему эту книгу можно назвать «путеводителем»? Дело в том, что Картер описывает в ней мозг в первую очередь как пространство, территорию, особый ландшафт, уделяя особое внимание тому, какие зоны мозга за какие задачи отвечают, в каких случаях они бывают задействованы по отдельности, а в каких - совместно.

Для нашей короткой экскурсии по этой огромной территории мы выбрали только малую часть данных, что есть в книге.

1. Мозг удаляет ненужные связи между нейронами

Нейроны - клетки, отвечающие непосредственно за мозговую активность, - составляют примерно десятую часть от всех клеток мозга. Они похожи на корневые системы со множеством отростков, с помощью которых один нейрон соединяется с другими. Такая связь называется синапсом.

Поначалу, когда мы только рождаемся, наши нейроны незрелы, связи между ними образуются хаотично. Например, появляется много связей между слуховой и зрительной зонами коры головного мозга, в результате чего возникает знаменитый эффект синестезии - когда человек «слышит» цвета или «видит» звуки.

Но одни синапсы используются чаще, а другие реже, и постепенно мозг начинает самостоятельно уничтожать те связи между нейронами, которые кажутся лишними.

Этот эффект называется прунингом (от англ. to prune - прореживать, подрезать ветви).

С одной стороны, это здорово, ведь прунинг повышает эффективность работы мозга. С другой, в процессе прунинга мы утрачиваем связи, отвечающие за интуитивные навыки и дарования. Например, фотографическая память, часто встречающаяся у маленьких детей, исчезает именно из-за прунинга.

2. В мозгу младенца столько же нейронов, сколько у взрослых

Да, мозг новорождённого значительно меньше, чем у взрослого, и после рождения его созревание продолжается ещё долго, до двадцати с небольшим лет. Однако число нейронов в мозгу новорождённого и взрослого примерно одинаково.

Другое дело, что функционируют они не столь эффективно. На отростках многих нейронов младенца не хватает миелина - жироподобного вещества, которое помогает нейронам передавать сигналы. Поэтому обширные области мозга новорождённого просто ещё не функционируют, особенно это касается коры больших полушарий.

В этот период самые активные области мозга - те, что отвечают за рефлексы, чувствительность и движения. Отделы, задействованные в принятии решений, планировании и рассудочной деятельности, развиваются позже.

3. В подростковом возрасте изменяется работа префронтальной коры мозга

Префронтальная кора (ПФК) - это передняя часть лобных долей мозга. Как раз её мы и задействуем при планировании и принятии решений. Кроме того, она нужна нам для понимания других людей.

После рождения число синапсов в ПФК постоянно возрастает, пока дело не доходит до подросткового возраста. Тогда количество нейронных связей вдруг начинает снижаться.

Вы наверняка наслышаны про то, что за особенности поведения ребёнка в подростковый период отвечают гормоны. Так вот, не только они.

Вспомним про прунинг - именно с его помощью мозг в этом возрасте ведёт тонкую настройку ПФК. Естественно, в период прунинга этот отдел мозга должен быть менее активным, чем обычно.

Эксперименты показали, что во время выполнения задач, связанных с пониманием намерений других людей, у подростков активность ПФК довольно низкая.

Зато при обдумывании собственных намерений, наоборот, активность ПФК у подростков даже выше, чем у взрослых.

Исследование собственных возможностей и поиск персональных когнитивных стратегий - именно это, как считает наш мозг, главная задача подростка.

4. Отростки нейронов в правом полушарии длиннее, чем в левом

Мы знаем, что большинство функций мозга обычно в большей степени связаны с одним из двух полушарий. Хотя они и работают сообща, мы возлагаем на левое полушарие ответственность за анализ и логику, точное и детальное восприятие; а на правое - за обобщение и абстрагирование, непосредственное чувственное восприятие.

Интересно, что нейроны у левого и правого полушарий по своей структуре также отличаются - в правом полушарии нейроны расположены на большем расстоянии друг от друга, чем в левом. Это происходит потому, что у клеток правого полушария более длинные аксоны - соединительные отростки.

Из-за этого правое полушарие лучше приспособлено для одновременного использования сразу нескольких модулей мозга, оно даёт нам широкое, хотя и расплывчатое представление о том или ином феномене.

5. Приступы паники и фобии запускает миндалина

Эмоциональная реакция страха - это сформировавшийся в процессе нашей эволюции защитный механизм. Это оперативная реакция на какой-то простой стимул, который мы воспринимаем как несущий опасность - неизвестное явление, большой объект, угрожающая поза.

Мы научились бояться, чтобы уметь выживать в огромном и опасном мире. Но что-то пошло не так.
У нас появились фобии.

Они выражаются в сильной эмоции страха, но беда в том, что они не связаны с реальной опасностью. Фобии не помогают нам выживать, более того - мешают.

Представьте, что в здании пожар, и вам нужно спуститься по лестнице из окна. И вдруг вас парализует приступ боязни высоты.

То есть в ситуации реальной угрозы вашей жизни вы из-за фобии можете во вред себе отреагировать на угрозу мнимую.

В основе таких приступов страха лежит разделение отделов мозга, отвечающих за формирование памяти. За формирование наших сознательных воспоминаний в первую очередь ответственен гиппокамп, и к нему мы обращаемся, когда вспоминаем какие-то образы и события.

А вот бессознательная память хранится в других отделах, в частности - в миндалевидном теле, или миндалине. Миндалина записывает в том числе наши сильные эмоциональные и физиологические реакции (учащённое сердцебиение, потение и т. д.) и может воспроизводить их.

Когда мы вспоминаем что-то (например, как спуститься по высокой лестнице), мозг обращается не только к осознанной памяти из гиппокампа, но и к миндалине. Закрепившиеся в ней воспоминания могут быть практически неуправляемы. Они запускаются и заставляют человека заново пережить прежний приступ страха или психологическую травму.

Особенно часто бессознательные воспоминания формируются при стрессе - в это время мозг выделяет гормоны и нейромедиаторы, повышающие возбудимость миндалины.

6. Для мозга освоение родного и иностранных языков - два разных процесса

В раннем детстве адекватное усвоение языка происходит естественным образом, если ребёнок с самого рождения слышит речь. И когда мы появляемся на свет, у нас есть потенциальная возможность освоить любой язык.

Но в основном ребёнка окружают люди, говорящие только на одном языке, и языковые возможности вскоре сужаются.

Нейронные связи, необходимые для распознавания незнакомых звуков иноязычной речи, атрофируются в процессе прунинга, если их не стимулировать.

К пяти годам основные речевые зоны сосредотачиваются только в одном полушарии (обычно в левом), а оставшиеся без дела зоны другого полушария берут на себя другие функции, например, невербальную речь (жестикуляцию).

Когда мы впоследствии учим иностранный язык, мы задействуем оставшиеся связи, ориентируемся на родную речь и поэтому говорим с акцентом.

При этом информация, связанная с изучением родного и иностранных языков, обрабатывается мозгом в разных речевых зонах.

Вот почему бывает так, что при поражении конкретной речевой зоны (например, при инсульте) человек может забыть родную речь, а способность общаться на выученном во взрослом возрасте иностранном языке у него останется.опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

Артём Серебряков

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

mob_info