Данную тему я выбрала, потому что. Научно - исследовательская работа по физике "Радуга - дуга" проект (8 класс) на тему Изучение научной литературы

Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №19» го Саранск

Исследовательская работа

«Что такое дождь?»

Выполнила:

Пронькина Анна

ученица 1Б класса

Научный руководитель:

Овчинникова Людмила Васильевна

САРАНСК 2015

Содержание

Введение………………………………………………...2

Основная часть

1. Что думали о дожде наши предки……………….....3

2. Что такое дождь……………………………………..3

3. Как образуется дождь……………………………….3

4. Почему идет дождь………………………………….4

5. Подробнее о дожде………………………………….5

6. Какие бывают дожди………………………………..6

7. Приметы дождя……………………………………...7

8. Интересные факты о дожде……………….…….….8

9. Загадки о дожде……………………………………..8

10. Мои опыты……………………………………..…..9

Заключение……………………………………..…….13

Список литературы……………………………………14

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

Сделать выводы;

Записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:

    Изучение познавательной литературы по выбранной теме.

    Наблюдение.

    Проведение исследовательского эксперимента.

    Отбор фотографий, материалов по теме.

    Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинула гипотезу : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.

Появлялись боги и духи, управляющие дождём, заклинания для вызывания или прекращения осадков. Во многих культурах выполняется специальный , исполняемый во время засухи. В засушливых районах, например, в Африке, , дождь считается благословением.

2. Что такое дождь.

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.

3. Как образуется дождь.

От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.

Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.



4. Почему идёт дождь.

Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

5. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется . Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

6. Какие бывают дожди

    Грибной дождь - мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца

    Слепой дождь - дождь, идущий при свете солнца;

    Грозовой дождь (дождь с грозой);

    Дождь с градом;

    Снежный дождь (дождь со снегом);

    Купальный (окатный) дождь

    Ливень (проливной дождь)

    Моросящий дождь (изморось)

    Полосовой дождь (идущий полосами)

    Косой дождь, косохлёст;

    Ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь »;

    Затяжной (обложной) дождь;

    Спорый дождь.

7. Приметы дождя

8. Интересные факты о дожде

1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.

2. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.

3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».

5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни , а также значительные территории , западные территории и Америки.

6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу и на (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье (менее 20 см в год), и островах

9. Загадки о дожде

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь )

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь )

10. Мои опыты

Опыт 1.

Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.

Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.



В
ывод:
При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце (рис.8).

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.



В

ывод:
облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение

В ходе этой работы я узнала, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

Я, вместе с родителями, провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы.

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

3. Интернет- сайты:

    allforchildren.ru

    genon.ru

    iceybiblio.amoti.ru

    meritnation.com

    minitigra.com

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Выполнила: ученица 1Б класса МБОУ СОШ №26 Вилькер Екатерина Научный руководитель: Арестова С.В.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Тема: Почему идёт дождь? Проблема: Вы, наверно, замечали, что когда небо становится серым, и белые облака превращаются в тяжелые тучи, через какое-то время начинается дождь. Но откуда же берется этот дождь? Гипотеза исследования: возможно, что когда капает дождь, получаются лужи, которые впитываются в землю, а из земли капли летят в небо. И когда тучки сдвигаются вместе, каплям некуда деться и они начинают падать на землю.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Цель: выяснить,что такое «дождь» и откуда он берется. Задачи: Познакомиться с водой из истории Земли. Узнать, что изучает наука «гидрология». Выяснить, что такое «дождь» и откуда он берется Ознакомиться с физическими свойствами воды и провести опыты и наблюдения над дождевой водой и снегом. Методы исследования: Подумать самостоятельно; Использовать энциклопедии (книги, интернет); Спросить у взрослого; Наблюдение; Провести опыты.

    4 слайд

    Описание слайда:

    О воде из истории Земли В истории нашей планеты вода имеет очень важное значения. Она играет важную роль в жизни растительного и животного мира Земли. Без воды жизнь невозможна, но вода может существовать без жизни. Поэтому наши предки считали, что вода появилась на Земле раньше, чем зародилась жизнь. Дождь это - осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. Наблюдая, как идет дождь, первобытный человек считал, что вся вода находится на небе. По другим наблюдениям вода появилась из-под Земли, где, по поверьям, располагались обиталища духов и богов. Отсюда почитание источников, морей, озер и других водоемов.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Водным божеством у древних славян был Водяной – мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого старика с рыбьим хвостом. Богом моря у древних греков был Посейдон.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Древние римляне почитали бога моря Нептуна Чтобы повлиять на погоду, то есть, чтобы дождь шел, когда это было необходимо, древние люди молились и приносили жертвы богам-громовержцам: греки и римляне – Зевсу Древние славяне – Перуну

    7 слайд

    Описание слайда:

    Наука «гидрология» и понятие «круговорота воды в природе». Исследованием круговорота воды в природе, влиянием на него деятельности человека, занимается наука – Гидрология. Больше половины поверхности нашей планеты покрыты водой. Водная оболочкой земли называется – гидросфера. Ее делят на следующие части: 1. воды мирового океана; 2. воды суши; 3. подземные воды. Вода движется и объединяется с помощью мирового круговорота воды. Мировой круговорот – это перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Солнечные лучи согревают землю и водоемы. В результате чего, вода начинает испарятся и подниматься высоко вверх в виде пара. Наверху холодно, поэтому пар начинает охлаждаться и вновь превращаться в маленькие-маленькие капельки воды или острые кристаллы льда. Когда таких капелек собирается очень много, возникает облако, которое мы видим на небе. Облака бывают разной формы и цвета. Ветер переносит их. Когда мелкие водяные капельки слились в большие дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе, они начинают падать вниз в виде дождя.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Вода из водоема побывала высоко в небе в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе. Если вверху очень холодно, то водяные капельки могут замерзнуть и превратиться в ледяные шарики, которые будут падать на землю в виде града. Снег образуется высоко в облаках. Снежинки получаются, если несколько ледяных кристалликов соединяются вместе или присоединяются к замерзшей капли воды. Если снежинки, падая вниз не растают, то на землю упадет снег.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Свойства воды Из школьного курса мы знакомы со свойствами воды: Вода прозрачна; Вода бесцветна; Вода является растворителем; Вода не имеет запаха; Вода течет (свойство – текучесть); Вода при нагревании расширяется; Вода при охлаждении сжимается.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Опыт. Как происходит круговорот воды в природе. Для этого мы налили воду в кастрюлю, накрыли крышкой и поставили на включенную плиту. Когда вода закипела, часть ее испарилась и осела на крышке. Мы потрясли крышку, и капли упали обратно в кастрюлю.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение. С помощью микроскопа мы рассмотрели дождевую воду, воду из лужи и талый снег.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение 1. В октябре 2013 года мы собрали дождевые капли в блюдце. Мы держали блюдце навесу, высунув руку с балкона второго этажа, чтобы в емкость не могли попасть посторонние предметы. В микроскопе мы увидели чистую каплю дождевой воды.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение 2. Нам стало интересно, как выглядит дождевая вода близко к земле. Для того, чтобы это проверить, в ноябре 2013 года мы поставили во дворе на землю пустую баночку. Когда дождевая вода в нее набралась, мы внимательно ее рассмотрели. На вид она бала практически чистой. Только небольшая травинка попала в баночку. Когда мы посмотрели, казалось бы, чистую дождевую каплю в микроскоп, то увидели, что в ней присутствуют посторонние частички. Это были какие-то «лохмотья», похожие на слизь. Также мы разглядели несколько палочек.

    15 слайд

    Описание слайда: Описание слайда:

    Наблюдение 5. В баночке, где растаял грязный снег, мы увидели грязную мутную воду. На дне осел песок. Талый снег из этой баночки имел неприятный запах. Когда мы посмотрели каплю из этой баночке под микроскопом, то увидели большое количество слизи, мелкие камушки, а также много движущихся в разные стороны мелких микроорганизмов круглой формы.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Вывод. Таким образом, мы познакомились с представлениями древних людей о воде и увидели, как они понимали механизм круговорота воды в природе. Также мы познакомились с наукой «Гидрологией» и узнали, что она изучает. Изучили, как происходит круговорот воды в природе. Провели опыты с дождевой водой и снегом. И пришли к выводу, что в лужах и снеге содержатся бактерии. Поэтому нельзя брать снег в рот и мочить руки в луже, чтобы бактерии не попали к нам в организм. Гипотеза, поставленная нами в начале нашего исследования, подтвердилась частично. Мы узнали, что вода из водоемов и земли поднимается вверх в виде пара под воздействием солнечных лучей.


    Педагогический проект в средней группе «Почему идет дождь»

    Должность: воспитатель

    Место работы: МОУ детский сад № 199

    МАТРИЦА ПРОЕКТА «Почему идет дождь»

    О проекте:

    Тип
    : исследовательский, подгрупповой (5 человек) краткосрочный: 2 недели
    Цель проекта:
    расширить представления детей о причинах возникновения дождя
    Задачи проекта:
    - научить ребенка понимать взаимосвязь явлений в природе (солнце-пар- туча-дождь) - расширить знания о свойствах воды, различных её состояниях (жидком, газообразном, твёрдом) - формирование предпосылок поисковой деятельности, создание необходимых для этого условий - развитие стремления получатьзнания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно - привлечение родителей к участию в совместной деятельности.
    Актуальность проекта
    Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а самo усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «пoчему». Для ребят в дошкольном возрасте характерна обучаемость, сила и глубина эмоций и впечатлений, потому все, что будет усвоено в этот период, оказывается особенно прочным и служит основой для дальнейшего обучения и развития личности. Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Одним из объектов внимания детей в группе стало такое природное явление как дождь. Это и стало причиной создания данного проекта.

    Ожидаемый результат:
    - дети приобретут знания и представления о природном явлении – дождь - усвоят понятие «круговорот воды в природе» - повысится интерес к исследовательской деятельности - расширятся знания о различных состояниях воды - научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно - научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
    Оборудование:
    для экспериментирования: чайник с кипящей водой, стекло, ватные диски, блюдце. для практической деятельности: сказка про «Капельку» Марии Шкуриной, стихотворение для физкультурной минутки «Дождик» , сказка Джанни Родари «Солнце и туча». для художественного творчества: Гуашь, карандаш, лист формат А4, кисти, салфетки.

    Этапы:
    Реализация проекта рассчитана на 2 недели № Этапы Цель Сроки 1. Подготовительно- проектировочный выявление проблемы – почему идет дождь? - разработать план проекта, привлечь родителей к участию в совместной деятельности - определить цели и задачи проекта - собрать материал по данной теме (использование словаря, специальной литературы, сети интернет) - подготовить оборудование и создать условия для проведения опытов дома 08.10.14- 13.10.14 2. Практический - наблюдения за дождем - рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях - Проведение физкультурной минутки «Дождик» и разучивание одноименного стихотворения. - чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча» - Чтение сказки «Путешествие капельки» Марии Шкуриной. - Рисование «Скоро пойдет дождь» - Проведение опыта в группе (вата, вода) - Проведение опыта с родителями (чайник, стекло) - Создание плаката «Круговорот воды в природе» 13.10.14- 20.10.14 3. Обобщающе- результативный Обобщить полученные результаты и оценить их; Просмотр видео с экспериментами, записанное в группе и дома. 20.10.14.- 22.10.14.

    Анализ эмоционального состояния детей, участвовавших в проекте.
    У детей повысился интерес к исследовательской деятельности, они были очень удивлены результатом экспериментирования. На протяжении реализации проекта у всех участников был положительный эмоциональный настрой; дети с удовольствием включались в различные виды совместной деятельности. Самым радостным и долгожданным этапом для детей был просмотр видео с экспериментами, сделанными в группе, а также в домашних условиях.

    Выводы:
    В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута. Дети приобрели знания и представления о дожде, усвоили понятие «круговорот воды в природе» расширились знания о различных состояниях воды (усвоили, что пар, лед, снег – это тоже вода), научились проводить простые опыты, обогатилась предметно-развивающая среда группы (в «центре познания» появился плакат «круговорот воды в природе»).

    Список литературы:
    1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013 2. И. Э, Куликовская,Н. Н.Совгир, Детское экспериментирование,2003 3. Г. П.Тугушева, А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007 4. Джанни Родари. Сказки 5. Сказка о маленькой капельке 6. Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет”. 7. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.

    ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ
    Терентьева Александра
    МБОУ «Уярская СОШ №3»город Уяр, Красноярский край
    Руководитель: Непомнящая Р.В.

    Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?

    Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.

    Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на Земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.

    Дождь - это тоже хорошая погода!

    Цель работы: узнать как можно больше

    о данном природном явлении.

    Задачи: 1. Исследовать превращение воды в пар.

    2.объяснить, как пар вновь становится водой.

    Методы исследования - опыты, наблюдения.

    Место исследования: школьная лаборатория, дом

    Объект исследования: природное явление - дождь

    II. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ СБОРА МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛА

    Для того, чтобы больше узнать об удивительном природном явлении – дождь, мне пришлось обратиться к разным источникам массовой информации: словари, ТВ, специальная литература. В ходе сбора материала я посетила все библиотеки нашего микрорайона, вспомнила свойства воды. Самым увлекательным для меня были опыты, которые я проводила вместе с родителями дома.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

    1. Что такое дождь?

    Дождь – это, прежде всего вода. В словаре Ожегова сказано, что «Дождь – это атмосферные осадки в виде водных капель, струй». А в словаре Даля, что «Дождь – это вода в каплях или струями из облаков».

    Дождь - осадки в виде капелек дождя. Как же образуется дождь? Испарения влаги от земли и воздуха, нагреваясь, поднимаются на большую высоту. Причём, чем больше они нагреваются, тем выше поднимаются. Но на большой высоте, всегда холодно. Влажный тёплый воздух, поднявшись до таких высот, редко охлаждается и ливнем дождевых капель обрушивается вниз. Дождь - разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации. Однако этим путём может образоваться дождь, выпадающий из капельных облаков, интенсивность которого не превышает 1-2 мм/час. Более интенсивные дожди выпадают из облаков, состоящих из переохлаждённых капель и ледяных кристаллов. В летнее время они тают, проходя через тёплые слои воздуха и выпадают на землю в виде крупных капель дождя.

    2. Как он образуется?

    · А почему идет дождь?

    · Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?

    На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли все выше и выше - на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и движутся над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

    Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем.

    Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилось в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.

    В домашних условиях мы можем наблюдать образование дождя. Я провела такой опыт:

    Требуется:

    Маленькая кастрюлька

    Металлическая крышка

    Газовая плита

    Ход опыта:

    1. Налей воды в кастрюльку, попроси взрослых поставить её на плиту.

    2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой.

    Результат:

    На крышке образовались капли воды. Потряси крышку, и попадают капли «дождя».

    Это потому…

    …что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

    Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.

    Как пар становится вновь водой можно наблюдать в следующих опытах. Кипит вода в кастрюле, видны клубы пара. Поднесём холодную ложку к струе пара. Сначала она покрывается мелкими капельками воды, а потом вода начнёт с неё капать. Крошечные капли воды сливаются вместе до тех пор, пока станут достаточно большими, чтобы мы могли их увидеть как облако пара. Пар поднимается вверх и соприкасается с холодной поверхностью ложки. Крошечные капельки остывают, оседают на ложке, сливаются в более крупные капли и стекают в виде воды.

    Мы и сами можем вызвать дождь. Наполним кубиками льда кастрюльку с ручкой и подержим её над большой кастрюлей с кипящей водой. Что же произойдёт? Очень влажный горячий воздух, насыщенный паром, поднимается и нагревает стенки охлаждённой льдом кастрюльки. Пар этот конденсируется, оседая на её стенках, сливается в большие капли и стекает вниз. Идёт дождь!

    3. Какие бывают дожди

    Дожди классифицируют по двум основным признакам: интенсивности и продолжительности.

    Самый сильный дождь называется ливнем. Самый мелкий дождь - морось. Но бывают, совсем особенные, летние дожди, короткие, весёлые. Идут они удивительным образом - с ясного неба, при свете яркого солнца! Туч на небе нет, только висит в воздухе лёгкая белая дымка.

    Это водяной пар. Он низко над землёй попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.

    Он быстро проходит, этот дождь

    4. Каких дождей не должно быть на Земле

    Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.

    Кислотные дожди

    В природе много веществ, среди них есть кислоты. Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождем. Это так называемые кислотные дожди. От них страдают растения и все живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.

    Радиоактивные дожди

    Радиоактивные осадки - одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Они представляют собой пыль и капельки атмосферной влаги, содержащие радиоактивные атомы.

    Радиация разрушает живые клетки, ослабляя защиту организма от различных болезней.

    5. Нужен ли дождь?

    А что, если бы никогда не было осадков?

    Не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека.

    Дождь самый важный для нас источник.

    IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – одно из удивительных явлений, которое существует в природе. Только люди должны следить за экологией Земли и тогда не выпадут опасные дожди.

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Карагод С.«Энциклопедия явлений природы»

    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., 1997

    3. Я познаю мир: Экология. - М.,1999

    Индивидуальный проект в детском саду «Отчего идет дождь»

    Автор: Хабибуллина Равиля Мирхатовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №69 «Радуга» города Набережные Челны республики Татарстан
    Описание материала: Предлагаю вам индивидуальный проект «Отчего идет дождь» для детей подготовительно к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
    Тип проекта : исследовательский
    Сроки проекта: 1 месяц
    Цель проекта: расширить и уточнить представления детей о дожде,
    причины их возникновения.
    Задачи проекта:
    - научить ребенка видеть и понимать взаимосвязей в природе (солнце - пар-туча-дождь)
    - формирование предпосылок поисковой деятельности, создать необходимые для этого условия
    - развитие умения добывать знания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
    - развитие умения формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения
    - способствовать творческому развитию личности и коммуникативных навыков
    - привлечение родителей к участию в совместной деятельности
    - развивать умение работать на равных в паре «взрослый – ребенок»
    - воспитывать стремление к познаниям, трудолюбие, целеустремленности и настойчивости.
    Актуальность проекта:
    Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «почему». Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
    Лилиана - любознательный ребенок. У нее обширный круг интересов. Родители всегда поддерживают интересы ребенка, расширяют кругозор.
    Одним из объектов внимания Лилианы стало одно из природных явлений. Много раз наблюдая за дождем ее заинтересовал вопрос «Отчего идет дождь». Так и возник наш проект.
    Содержание проекта:

    1 этап подготовительный

    Выявление проблемы – отчего идет дождь?
    - разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
    - определить цели и задачи проекта
    -сбор материала по данной теме (использование словаря, специальной литературы, интернет)
    - консультация для родителей « Проектная деятельность в детском саду»
    - подготовка оборудования и создание условий для проведения опытов дома

    2 этап основной(практический):

    Наблюдения за дождем
    - рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях
    - заучивание стихотворения «Дождик» О.Масловой
    - чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»
    - разучивание песни «Дождик» музыка и слова М.М.Еремеевой
    - рисование «Большая туча»

    - загадывание загадок о дожде
    - проведение опытов дома с родителями

    3 этап заключительный

    Презентация
    - итог - видеосъемка опытов в домашних условиях
    Ожидаемый результат
    - Лилиана приобретет знания и представления о природном явлении - дождь
    - повысится интерес к исследовательской деятельности
    - научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно
    - научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
    - родители заинтересованные и активные участники проекта,ориентированы на развитие у ребенка потребности к познании.
    Постановка новой проблемы:
    Лилиана хочет узнать как можно больше об удивительном природном явлении- дождь.
    - Какие бывают дожди?
    - Каких дождей не должно быть на земле?
    - Нужен ли дождь?

    Описание опытов

    (Опыты проводились дома с помощью родителей соблюдением правил безопасности)
    Опыт №1 Плотно сжать сухой комочек воды. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
    Рассказ Лилианы: Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
    Туча, туча, что несешь?
    Отвечает туча «Дождь». Вот так появляется дождь.
    Опыт №2 Требуется: металлическая кастрюля, металлическая крышка, газовая плита
    Ход опыта: 1.Налить воды в кастрюльку, попросить взрослых поставить ее на плиту.2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой
    Результат:
    На крышке образовались капли воды. Потрясти крышку, и падают капли «дождя». Это потому,что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость (вот так можно объяснить появление дождя).

    Используемая литература:

    1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013
    2. И.Э,Куликовская,Н.Н.Совгир,Детское экспериментирование,2003
    3. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007
    4. Т.А. Короткова Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего возраста, 2009
    5. Л.В.Ковинько Секреты природы –это так интересно М. 2004
    6. Джанни Родари Сказки
    7. Методик кулланма Балалар бакчасында проект эшчэнлеге Яр Чаллы 2012

mob_info