Jagdpanther во второй мировой войне. Как устроен немецкий танк "пантера"

Sd.Kfz. 171, Panzerkampfwagen V, Пантера - все это разные наименования одного танка, чаще именуемого Pz.Kpfw V Panther. Об этой машине сложно сказать что-то, не повторяясь. Танк, вдохновленный встречей с советским Т-34, был собранием противоречий. Вроде, и мощное 75-мм орудие, но бортовая броня ранних моделей была «доступна» даже противотанковым ружьям. Вроде, неплохая динамика - для почти 45-тонной машины, но проходимость оставляет желать лучшего. Конструкторский замысел - определенно, неплох. Но низкую надежность и «детские болезни» вылечили лишь через год после начала производства.

Как бы там ни было, но «Пантера» стала вторым по массовости немецким танком Второй мировой после Pz.Kpfw IV. Это при том, что его стоимость составляла 176 тысяч рейхсмарок (К слову, "Тигр" обходился немецкой казне в 250 тысяч)!


Расположение узлов и агрегатов "Пантеры"

Недавно, я создавал пост о тяжёлом танке "Тигр". Но сегодня мы рассмотрим внутреннее убранство немецкого среднего танка "Пантера" глазами членов его экипажа.

"Пантера" была относительно легким в управлении танком - этому способствовали усилители органов управления.

Механик-водитель

"Вид с места механика-водителя. Справа, под приборной панелью расположена трансмиссия"

За 85-мм бронелистом слева расположен водитель «Пантеры». Под его началом внушительная машина приводилось в движение мотором Maybach HL 210 P30 (позже - HL 230 P45 - с увеличенным крутящим моментом). Танк управлялся легко - относительно машин противника. Рычаги требовали небольшого усилия за счет гидропривода с обратной связью, а 7-скоростная КПП была полуавтоматической. Средства наблюдения тоже менялись: на ранних моделях в лобовом листе был обзорный люк мехвода (прозванный "почтовым ящиком"), который позже упразднили, оставив люк в крыше корпуса с телескопическими приборами наблюдения.

"Вид на приборную панель. В правом нижнем углу - личина замка зажигания"

В отличие от «Тигра» - здесь поворот осуществлялся привычными для гусеничной техники рычагами, а не рулем.

"Поворот машины осуществлялся посредством двух рычагов"

"На машинах ранней модификации (как на фото), у мехвода, помимо перископов, было смотровое окно в лобовой детали корпуса, которая ослабляла бронирование этого участка."

"Вид на место механика-водителя не до конца собранной "Пантеры". Здесь можно лучше рассмотреть размеры ослабленной смотровым прибором зоны лобовой брони."

Стрелок-радист

"Слева от радиста расположена радиостанция Fu 5"

В распоряжении этого члена экипажа была радиостанция Fu 5, радиус действия которой в режиме телеграфа превышал 9 километров. Вооружался стрелок пулеметом MG-34, который на первых моделях «Пантеры» располагался в бугельной установке, но с 1943 года ее заменили на традиционную шаровую - с прицелом KZF. 2.

"Пулемет MG-34 с визиром прицела KZF.2"

Наводчик

"Вид на место наводчика из командирского люка"

Оператор 75-мм орудия KwK 42 располагался в башне слева. Основным его инструментом был бинокулярный прицел TZF-12, который отличался низкой надежностью. Позже его заменили на монокулярный TZF-12a.

"Под вращающимся полом боевого отделения расположен вал отбора мощности, который отвечает за поворот башни"

Стоит отметить, что орудие «Пантеры» обладало лучшими бронебойными свойствами, чем 88-пушка «Тигра»

"На фото - поздняя модификация танка, оснащенная монокулярным прицелом Tzf-12"

Заряжающий

"Место заряжающего располагалось справа от казенной части орудия"

Справа от казенной части орудия находилось место заряжающего. Ему было доступно 79 (позже - 82) снарядов, расположение которых менялось от модификации - к модификации. У Ausf.D снаряды были под башней - с двух сторон по 18 штук. Позже их количество увеличили до 24. По три снаряда находилось в укладке между водителем и башней, и под вращающимся полом боевого отделения.

"Укладка снарядов в корпусе "Пантеры". К сожалению, более вменяемых снимков этой части машины нет"

Интересной особенностью является то, что при башне, установленной по ходу движения, заряжающий имел доступ только к снарядам у правого борта.

Командир танка

"Вид на командирскую башенку позднего образца. Люк, открывающийся в сторону уже не способствовал рикошетам снарядов в боевое отделение"

Расположенный в задней части башни, командир имел доступ ко всем членам экипажа. Наблюдение за полем боя осуществлялось перископической панорамой командира. Как и в «Тигре», «Пантера» претерпела изменения командирской башенки. С 1943 года она получила обтекаемую башенку с люком, открывающимся в сторону.

"Командир наблюдает за полем боя через перископическую панораму"

Танк обладал одним передатчиком, и двумя приемниками - это позволяло без перенастройки держать связь с другими машинами, и с экипажем. Для того, что бы не мешать радисту, на приемнике соединяли кабелем два гнезда со страшными техническими аббревиатурами немцев (Z.EMPF. FERNH. и Z. SENDER MIKR).

"Вид на место командира."

19 февраля 2020 г. Определились очередные призеры по итогам зрительских голосований. Смотреть .

Неизвестная Ягдпантера

Vladislav Belinski aka Vlad Belinski

просмотр фото в отдельном окне
просмотр фото в режиме "lightbox"

Вступление.

Матчасть моделиста.

Где-то 1,5 года тому назад приобрёл Тамиевскую Ягдпантеру с целью в конце-то концов построить модель по настоящему а то это моя самая любимая самоходка всех времен и народов, пытался построит её аж 3 раза (2 раза из Италовских дров и один раз из Тамиевского набора), а до сих пор толковой модели так и нет. Вроде достаточно известная самоходка а материалов по ней кот наплакал. На русском языке по ней вышла всего одна книжка из "Военно-техническои серии" номер 100. Это перевод западных изданий с великолепной графикой стыренной из японского издания "Ground Power".
Тамиевская модель именуется как поздняя и в инструкции предлагается возможность установки выхлопной системы от Пантеры А. Начал я вникать в особенности матчасти и понял что вопросов гораздо больше чем ответов на них. Процесс сбора информации, ее систематизации занял почти год.
Естественно статья планировалась вместе с сравнительным обзором Тамии и Драгона а также постройкой модели. Но все как то нескладывалось и я стал обрастать интересными коробками которые впоследнее время обрушились на любителей немецкой брони, и я понял что до готовой модели ещё очень далеко, а ошибки так и кочуют из издания в издание да и коллеги обращаются за помощью вот я и созрел для написания статьи.

Ядпантера из 654 батальона истребителей танков. Обычно их называют поздними, хотя не всё так просто. Это типичная MID или если быть полностью корректным это поздняя G1. Новая маска пушки которая пошла в серию с сентября 1944 года, при этом корпус всё ещё ранний присутствует даже вырез под левый перископ мехвода. Впечатляет количество снарядных отметин на лобовой броне.

Начало пути. Пpототипы.

Еле удержался что бы не начать расписывать всех технических достоинств и выдающихся ТТХ этой самоходки и решил ограничится только информацией интересной для моделистов.
И так начнём по-порядку.
Прототипов было два V101 и V102.

Следовательно прототипы имели такие же особенности.">>

Одна из первых серийных машин (наличие циммерита). Видно что вначале производства использовалась надмоторная плита от Пантеры А, поэтому установлена глухая заглушка на воздухозаборнике шнорхеля. Выхлопная сиситема от ранней Пантеры А (отсутствуют дополнительные вентиляционные трубки вокруг левой выхлопной трубы. Домкрат установлен лёжа под выхлопными трубами (домкрат 15 тонный).
Следовательно прототипы имели такие же особенности.

Характерные воздухозаборники для ягдпантер начиная от прототипов и на всеx G1 как ранних так и поздних.Перeдние узкие - являются уникальными для Ягдпантер. Они были даже уже стандартных G-шных решёток, поперечных планки только 2, таким образом получаются как бы 6 окошек а не 8 как на стандартных G-шных. Задние - стандартные от Пантеры А. Крyглые решётки над вентиляторами как на Пантерах А.

Jagdpanther Ausf.G1.

Официальное название Ягдпантер менялось 18 раз. Пока наконец то 27 февраля 1945 не было принято название Jagdpanther G1. Изменения вносились постепенно иногда всплывали старые детали на более новых машинах, поэтому на мой взгляд основным отличием поздних G1 от G2 является задняя часть корпуса. Попробую разложить всё по полочкам. Самыми многочисленными являлись G1, они пошли в серию в январе 1944 года и выходили с конвеера вплоть до конца февраля 1945 года. Ихняя основная отличительная черта - это задняя часть корпуса от Пантеры Ausf.А. Наверно правильнее сказать мотoрным отсеком от Пантеры Ausf.А, а уже отсюда вытекают крыша моторного отсека от Пантеры Ausf.А, с некоторыми изменениями, и выхлопная система от А-шки.
Ягдпантеры Ausf.G1 я бы разделил на ранние и поздние.
Более ранняя классификация не является верной в связи с новыми фактами. Старая классификация делила Ядпантеры на ранние и поздние. К ранним относили циммериченные Ягдпантеры с ранней маскои пушки и моноблочным стволом орудия. А к поздним без циммерита с новои маской пушки и составным стволом. Здесь хочу остановится на ещё одном заблуждении или даже глупости. Некоторые авторы пишут что на ранних машинах маска приваривалась. Лично у меня это сразу вызвало сомнения, я как не приглядывался сварки там не видел, ну а когда в нашу жизнь ворвался инернет, то всё сразу стало ясным. В интернете лежали фото интерьера где отчетливо видно что раняя маска прикручивалась болтами, только не снаружи а внутри. Т.е. авторов даже не мучил вопрос а как тогда было менять коробку передач?
Корпуса для Ягдпантер производились единственным заводом Brandenburger Eisenwerke. Серийные номера корпусов были такими же как и серийные номера Ягдпантер. Самый последний серийный номер корпуса известный на сегодня это 300795. Что говорит о том что даже половина из них не была достроена в законченную Ягдпантеру.
Серийные номера корпусов и самих Ягдпантер не всегда были одинаковыми. Так например Ягдпантера с сеpийным номером 300099 имелa корпус 300185, Ягдпантера 300100 имела корпус 300177, Абердинская G1 с серийным номером 303018 (MNH-ские Ягдопантеры имели номера начиная с 303001) имееет корпус 300294.
Но тем не менее сначала использовался задел корпусов с 16 мм крышей(50 штук), только после этого перешли на копруса с 25 мм крышей(начиная с корпуса 300051). Так же сначала доделали все корпуса G1 и только после этого перешли на корпуса G2.
Корпуса с 16 мм крышей легко отличить по комбашенке (или как её там)с вращающейся крышей и смотровыми приборами. Её верхняя часть была скрyглённая а крыша возвышалась и заходила на борта башенки. А у башенки устанавливаемой на 25 мм крышу рубки, крыша была утоплена и находилась на одном уровне с верхним срезом, скруглние исчезло.
На корпусе с 16мм крышей вырез под подвижную защиту выреза в крыше под прицел орудия был глубже,а следовательно и шире. А на 25mm крыше защита приподнялась и вырез под неё едва заметен.

Внутренности ранней Ягдпантеры из Лондонского Королевского Военного Музея. Хорошо видно что маска крепилась болтами изнутри.

К ранним G1 я бы отнес машины выпуска с января 1944 года по сентябрь 1944 года. А к поздним G1 с сентября по декабрь 1944 года. Потому что в сентябре произошли 2 серьёзных изменения - отказ от циммерита, и новая неподвижная часть маски пушки которая крепилась 8-ю наружными болтами. Причём эту маску можно поделить на раннюю и позднюю. Сначала новая маска имела почти такую же конфигурацию как и старая, а с октября 1944 года нижняя часть стала более массивной и нижние болты оказались утопленными в ней (наверно это и было сделано что бы их защитить).

Серийный выпуск начался с января 1944 года на заводах фирмы MIAG, хотя первые машины с трудом можно назвать серийными, т.к. месячный выпуск можно было сосчитать по пальцам. А в июне 1944 года американцы удачно отбомбились по MIAGу, в результате серьёзно пострадала производственная база и выпуск снова упал, в июне удалось построить только 6 Ягдпантер. В октябре 1944 года союзники снова очень удачно отбомбились и выпуск снова упал.Стало ясно что MIAG не справится с заказом и к выпуску был подключен MNH, Который в ноябре 1944 года выпустил свои первые охотничьи пантеры. В Декабре к выпуску подключилась MBA. Об этих декабрьскиx охотницах мы поговорим позднее, они заслуживают у брата моделиста особого внимания.

Первая серийная машина FG300001. Поскольку все циммериченные машины были выпущены на MIAG, то рисунок циммерита на всех был один и тот же - квадратиками. Обратите внимание на то что помимо противодождевой планки над перископами установлены ещё и противодождевые козырьки.
16мм крыша с характерной комбашенкой.

Башенка устанавливаемая на 25мм крыши.

Серийные машины не имели бойниц в бортах рубки, были покрыты циммеритом (наносился до сентября 1944 года), и практически сразу потеряли второй перископ мехвода. Вырез под него заваривался заглушкoй, противодождевая планка сначала имела треугольнyю форму и прикрывала даже заваренный вырез.
Циммерит заслуживает тоже отдельного разговора. Неоднократно приходилось противостоять укрепившимся заблуждениям. Правый борт (сторона стрелка-радиста и командира) имела меньшего всего циммерита. Он наносился на верхнюю часть рубки (а не на нижнюю как у Элефантов) до рамок с шанцевым инструментом. Под запасными траками на борту моторного отсека его тоже не было, а имелся он только на той части борта которая не была прикрыта запасными траками (самый кончик борта) и им была покрыта область под надгусеничной полкой до нижнего среза борта. Циммерит наносился на корму корпуса и на багажные ящики. Кормовой лист рубки иногда не покрывался циммеритом тут надо ориентироваться на имеющиеся фото прототипа. Лобовой лист полностью покрывался циммеритом кроме маски пушки. Левый борт (сторона мехвода): борт рубки спереди - циммерит шёл до рамки с шанцевым инструментом, за этой рамкой он спускался до надгусеничной полки, далее шёл контейнер с банником (циммерит шёл сверху него и снизу, но отсутствовал в том месте где контейнер касался борта), за ним снова циммерит до запасных траков и затем на заднем срезе борта, ну и естественно под надгусеничной полкой. Попытаюсь пояснить это фотографиями.

Самой первой и единственной частью целиком оснащённой Ягдпантерами был 654 Schwere Heeres Panzerjäger Abteilung. Поэтому это была очень мощная боевая единица, причем она постоянно пополнялась, в общей сложности через батальон прошло около 100 боевых машин, т.е. практически каждая 4-ая Ягдпантера попала в данную часть. Также машины принадлежащие 654 отдельному батальону имели очень характерную особенность - весь шанцевый инструмент переносился на корму и крышу моторного отсека, a цилиндрическии контеинер для банника на крышу моторного отсека. Причем даже срезались рамки к которым этот инструмент крепился. Думаю будет не безинтересно привести две cxемки показывающие как размещался инструмент на Ядпантерах 654 отдельного батальона.

На ранних Ягдпантерах шанцевый инструмент крепился как на Пантерах G, единствнное отличие - в надгусеничной полке (с левои стороны) небыло выреза под лопату и поэтому что бы она помещалась саму рамку пришлось задрать задней частью к-верху.

Хотя на снимке поздняя G1, но она всё ещё с задраной рамкой креплений шанцевого инструмента, это говорит о том, что машина вышла из ворот MIAGа

Ещё одна интересная деталь, лично для меня это было маленькое открытие, потому что нигде об этом не написано. Оказывается вначале кормовые ящики крепились как на Пантерах А, т.е. большими крючьями за верхний срез кормового листа.

Ягдпантера из 654 батальона, снимок сделан 28 августа 1944 года. Это 42 выпущенная охотница (FG300042). Машина по прежнему не имеет дополнительных вентиляционных труб вокруг левой выхлопной трубы, отлично видно что багажный ящик весит на верхнем срезе кормового листа.

Теперь поговорим об орудии. Вначале Ягдпантеры оснащались орудиями с монолитным стволом и старым (большим) дульным тормозом. Т.е. орудие было то же что и на Фердинандах. С лета 1944 года ствол орудия стал составным, поначалу дульныи тормоз оставался старым и лишь позднее появился новый (маленький) дульный тормоз аналогичный королевскому тигру.

Фотоподборка ранниx G1.

Поздние G1.

Поздние G1 это моя любимая тема. К данным машинам я бы отнёс Ягдпантеры выпуска после cентября 1944 года. Именно в это время охотницы потеряли циммерит и приобрели новую маску, а точнее её неподвижную часть, которая получила 8 наружных болтов. Похоже из-за сбоев в производстве скопилось столько деталей (как старых так и новых), что они всплывали в самых разнообразных сочетаниях. К тому же в ноябре к выпуску подключился MNH, а в декабре MBA. Что добавило ещё больше вариантов. Короче это самые колоритные машины. Итак попробуем разобраться в этом.

Новая маска орудия появилась с сентября 1944 года.

С октября 1944 года маска снова изменилась, нижняя часть стала более масcивной и нижниe болты утонули в ней.

В октябре 1944 года приняли решение не устанавливать задний амортизатор, испытания показали что его отсутствие не сказывается на ходовых качествах самоходки. MNH получил данное указание 7 октября и выполнил его начиная со второй Ягдпантеры собранной в ноябре 1944 года, серийный номеp 303002. Поскольку сами корпуса уже давным давно были готовы, то они имели отверстия под кронштейн его крепления. Встречается 2 варианта заглушки этого отверстия. В первом варианте в отверстие вставлялся стандартныи кронштейн и заваривался с внутреннеи стороны (снаружи оставалась стандартная головка). Во втором варианте в отверстие вставлялась броневая заглушка и заваривалась снаружи (снаружи торчала маленькая шляпка обваренная по периментру, Абердинская MNH-ская G1 303018).
В октябре MIAG начал навариват 3 бонки под Behelfskran на крыше корпуса. MNH начал их наваривать значительно позднее. На MBA-шных Ягдпантерах выпуска декабря их тоже всё ещё не было. MNH и MIAG наваривали их по разному (смотри особенности MNH Ягдпантер).

А теперь рассмотрим всё многообразие сочетания различных деталей на конкретных машинах.

Отдельного внимания заслуживают декабрьские машины производства MBA. Поскольку комплектующие пришли с MIAG, они наверно подчистили свои задворки именно этим можно обяснить столь ранний корпус с заглушкой на месте левого перископа.

Издательство Kagero на мой взгляд более компетентное чем AJ Press. По крайней мере к чертежам данной охотницы претензий нет. А вот в книженции AJ Press Tank Power 024 - "SdKfz. 173 Jagdpanther" она совсем не похожа (косяк на косяке).

Jagdpanther Ausf.G2

Основное отличие G2 от G1 - это новый корпус. Корпус был модифицирован под моторный отсек от Пантеры G. Поскольку прямоугольные вентиляционные решётки Пантеры G были шире чем узкие(передние)решетки Ягдпантеры G1, крыша мотoрного отсека G2 получилась длиннее чем у G1. Поэтому пришлось уменьшить угол наклона кормового листа бронерубки, что бы передние решётки встали на место. А вот задние были наоборот уже поэтому проём под задние решётки был заужен наваркой узкого бронелиста. Сама крыша моторного отсека была похожа на Пантеровскую, но не была полностью идентична. В ней не высверливались углубления под головки болтов. Сами болты были расположены немного по другому и их головки торчали наружу. Также бронеколпак над воздуховодом на месте шнорхеля крепился всего 4 болтами а не 8-ю.
Здесь снова гуляют ошибки. Самая распространенная что на Ягдпантеру с крышей от Пантеры G , с высоким колпаком для обогрева боевого отделения ставят выхлопную систему от Пантеры А (с двумя дополнительными вентиляционными трубами). Даже Тамия на своей модели предлагает такой вариант. Я считаю что это грубая ошибка и такого быть не могло! Теперь следующее, cчитается что с декабря 1944 года появилась крыша моторного отсека как на ранних Пантерах G. Думаю что это маловероятно поскольку к декабрю на Пантерах G уже как 2 месяца устанавливался высокий колпак обогрева боевого отделения и в моторном отсеке шёл воздуховод для отбора теплого воздуха. К тому же как показывает переписка MNH, где они докладывали об изменениях в процессе производства, 25 февраля 1945 года они всё ещё выпускали G1. Так что на G2 скорее всего перешли где то в марте 1945 года с корпуса 300301. Поэтому я думаю что Ягдпантеры G2 сразу же получили этот колпак. А вот выхлопные трубы могли быт как с пламегасителями так и без них в зависимости от наличия онных на складе.
Другой особенностью G2 стал перенос шанцевого инструмента с бортов рубки на корму. Я вот только незнаю это было сделано сразу же с переходом на G2 или вначале всё же инструмент устанавливался по бортам рубки. На тех снимках где отчетливо видно что это G2 шанцевый инструмент уже находится на корме, мне пока не попалось фото где у G2 инструмент по бортам. Поэтому я бы на модели G2 инструмент перенёс на корму.

Фотографий Ягдпантер G2 очень мало, да их и было то совсем немного.

Чуть было не забыл упомянуть об упорах кормового люка рубки. В начале производства и на поздних G1 эти упоры имели резиновые демпферы. На последних G2 демпферы отсутствовали, но сами упоры были выше как бы компенсируя высотy резинового демпфера. Произошло это изменение сразу с переходом на G2 или уже в самом конце производства мне не известно.

Особенности Ягдпантер производства MNH.

MNH подключился к производству Ягдпантер в ноябре 1944 года. И сразу же появились характерные отличия. Поскольку MNH к этому времени выпускал Пантеры G, то он и стал комлектовать Ягдпантеры надгусеничными полками от Пантеры G. Оба производителя собирали их из двух частей, но вот сaми эти части MIAG сваривал из 2 секции, а MNH из 3-х. Причём в левой передней части у MNH был вырез под штыковую лопату а у MIAG его не было. Поэтому MIAG всегда устанавливал левую рамку под шaнцевый инструмент задранной верх, что бы лопата помещалась.
Другой характерной особенностью являются бонки под основания крана на крыше корпуса. Они имели разную форму, а также устанавливались по разному. У MNH они имели форму цилиндра, на крыше 2 штуки устанавливались спереди и одна сзади. У MIAG верхняя часть цилиндра имела форму усеченного конуса и ориентировались они наоборот - 2 устанавливались сзади и одна спереди. Причём в ноябре MIAG уже наваривал эти бонки, а MNH-ские охотницы их eщё не имели.
Ягдпантеры производства MNH не имели заднего гидравлического амортизатора поэтому вместо головки болта его крепления ставилась заглушка.
27 февраля 1945 года MNH доложил что перестал устанавливать багажник на кормовой лист рубки из-за постоянного перебоя с их поставкой. Были упразднены его крепления на кормовой плите рубки. В производстве была все ещё G1. Так что с уверенностью можно сказать что MNH-ские G2 не имели 3-гo ящика. Фото показывают что MIAG устанавливал этот ящик и на G2.
В завершении ко всему на G2 вместо поддерживающего ролика MNH стала устанавливать металлический жёлоб.

Сразу оговорюсь что это не G2, а поздняя G1. Машина из 654 sPzJgAbt. Сто раз разглядывал это фото и только нeдавно обратил внимание что кормовой багажныи ящик характерен только для машин выпуска MNH. Вместо крестообразной выштамповки - 5 верикальных полос. Следовательно подобные ящики появились гораздо раньше чем упрощения ведь на снимке машина выпуска октявря-декабря 1944 года.

Командирская машина из 559 батальона (AJ Press). В Японском издании помещены фото данной машины в великолепном качестве и в формате А4 и опять польский художник отлично справилcя, подробно передал даже форму пятен. Данная машина сейчас находится в Англии где она великолепно отреставрирована, но неверно окрашена.

Поздние G1 и G2.

Поздние G1 и G2 я обьединил вместе потому что они окрашивались согласно новым правилам. С середины сентября 1944 года вслед за отказом от циммерита поступило новое распоряжение об окраске Пантер и Ягдпантер. Танки перестали окрашивать в базовый цвет Dunkelgelb RAL-7028. Камуфляж надо было наносить сразу на грунтовку, в случае отсутствие краски Dunkelgelb RAL-7028 разрешалос наносить краску Dunkelgray RAL-7021. Очевидно иcxодя из этого получили распространение цветные боковички где Ягдпантеры целиком окрашены в тёмно-серый цвет. Я всё же в этом очень сильно сомневаюсь. Анализ фотографии показывает что все Ягдпантеры этого периода имели камо в основном 3-х цветный и редко 2-х цветный.
MNH использовал свой стандартный полосатый камо. Полосы были достаточно ровными.
MIAG использовал 3-х цветный камо с волнистыми пятнами.
31 октября 1944 года MNH получил распоряжение, перестать окрашивать танки внури. Т.е. корпус внyтри оставался только загрунтованным, а внутреннее оборудование оставалось в таком виде в каком оно поступало от смежных предприятий. На сегодняшний день можно точно сказать что MNH-ская охотница 303018 выпуска ноября-начала декабря 1944 года не была окрашена внутри и даже снаружи корпус наполовину остался неокрашеным (грунтовка была одним из цветов камо).
15 февраля 1945 года MNH рапортовал что снова начал окрашивать интериор в белый (Ivory) цвет. Окрашивались крыша, борта и перборки, остальное всё оставалось только загрунтованным. В производстве всё ещё находилась G1.
15 февраля 1945 года MNH доложил что если поставки краски прекратятся, то с 1 марта 1945 года он перейдёт на базовую окраску в тёмно-зелёный. Если поставки старой краски ещё продолжатся, то старая cxема окраски будет использоваться до 30 мая 1945 года. Но с 1 июня 1945 года MNH был обязан перейти на новую cxему окраски.

Польское издание "Militaria" и наша "Фронтовая иллюстрация" очень часто пересекаются, в них печатаются одни и теже снимки и боковички. Кто у кого передирает я не знаю но ошибки одни и те же. В частности данный боковичёк демонстрирует реальную машину, но хyдожник взял за основу чертёж ранней Ягдпантеры, поэтому моделисты теперь гадают а была ли такакая машина (наверно очень соблазнительно сделать раннию G1 без цимма).

Заключение.

Надеюсь что данная статья поможет моделистам разобраться в особенностях этой великолепной, но мало освещённой машины. Тем более что Драгон выпустил великолепную раннию G1, теперь заявил позднию G1. А Тамия выпускает неплохую G2. Так что теперь можно построить любую модификацию. Естественно я не претендую на истинность в последней инстанции и буду рад конструктивным замечаниям и дополнениям.
При работе над статьёй использовалась следующая литература.
1."Ягдпантера и другие машины на базе Пантеры". Военно-техническая серия номер 100.
2.Cпец выпуск по Ягдпантере издательства Ground Power "Jagdpanther" N1 2006.
3.AJ-Press Tank Power 024 - "SdKfz. 173 Jagdpanther".
4.Фотографии из книги "The Combat History of Schwere PanzerJäger Abteilung 654" Karlheinz Münch. Выражаю огромную признательность форумчанину Edward который любезно поделился фотографиями из этой книги.
5.Panzer Tracts No.9-3 Jagdpanther, Thomas L.Jentz and Hilary Louis Doyle.
6.Просторы интернета.

Когда речь заходит о военных действиях, мы представляем себе вооруженную до зубов армию, наличие большого числа орудий, а также специальных машин, способных преодолевать большие расстояния. 20 век запомнился человечеству двумя кровопролитными мировыми войнами, в которых страны-участницы старались показать свое превосходство в вооружении.

Особое значение имели танки и их модификация. Конечно, бронированные машины было не так то легко уничтожить, но противники старались изобрести удобную и легкую в эксплуатации помощницу танкам, чтобы все стороны конфликта не остались без внимания. Немцы придумали прекрасную машину, которая вошла в историю под названием Ягдпантера.

История создания

Когда немецкая армия столкнулась с проблемой отсутствия хороших и прочных танков (у противников были намного совершеннее), то было принято решение о создании новейшего оружия. Таким стал танк Пантера.

Позже, когда выпуск танка был поставлен на поток, заводы (по приказу сверху, естественно) начали создавать машины на основе . Таким стал танк Ягдпантера. Итак, давайте разберемся, что она из себя представляет.

Это самоходная артиллерийская установка. Основной ее задачей на поле боя было уничтожение танков противника. Масса Ягдпантеры была очень велика. Зачем было вообще создавать ее?

Все дело вот в чем. Накануне большой войны (то есть до 1941 года) немцы уже столкнулись с проблемой - французские танки абсолютно не поддавались немецкой пушке Рак 35. Согласитесь, когда речь идет о завоевании территории, то наличие превосходной техники определяет победителя. Нужно было срочно что-то решать.

Инженеры и конструкторы создали более современную пушку Рак 38, но и она не смогла пробить броню танков французской армии. Использовать ее целиком на территории Франции немцы не смогли - несколько десятков пушек были изготовлены и доставлены на фронт уже после капитуляции Франции.

Поэтому боевое крещение пушка прошла уже на Восточном фронте. И тут опять незадача. Советские Т-34 оказались такими же непробиваемыми - пробить дыру возможно лишь с близкого расстояния, но солдаты не очень-то стремились подпускать врага ближе.

Немецкое военное руководство созвало совещание и приняло решение о создании более мощной машины. Оружейники представили модель пушки Рак 40, но фашистской армии пришлось ее ждать почти 2 года - только в 1942 году она оказалась на немецких танках и была признана самым мощным противотанковым орудием войны. Конечно, немецкое командование на этом не остановилось, и была предложена модель Рак 43, имеющая возможность вывести танк из строя на расстоянии до 3 километров.

Позднее эта пушка была установлена на , который успешно атаковал позиции советских войск на Курской дуге и других битвах. Но у него были и недостатки: его чересчур большая масса затрудняла проходимость по мостам и другим узким местам. Солдаты успевали с легкостью забросать танк зажигательной смесью, выводя машину из строя. Поэтому необходимо было создать идеальную машину - не слишком тяжелую и не слишком легкую, с возможностями маневрирования и наличием толстой брони. И такой танк появился. Это была Ягдпантера.

Первоначально планировалось, что пушка Рак 43 будет находиться непосредственно на поле боя. Но вскоре стало ясно, что большие габариты не позволяют ее передвигать. Поэтому Вермахт принялся искать различные варианты передвижной установки. 3 августа 1942 года решение было найдено: конструкторы предложили использовать шасси Пантеры для передвижения пушки Рак. Компания «Крупп» получила контракт на создание установки, однако ее конструкторы опоздали с предоставлением чертежей, и вскоре этим вопросом занималась другая транспортная компания «Даймлер-Бенц», хотя «Крупп» продолжал быть ответственным за производство Рак 43 и поставки пушки на Ягдпантеру.

Окончательный дизайн был передан Гитлеру в день его рождения, он его утвердил и передал специальной комиссии на рассмотрение. Как только Даймлер начал строить машины, оказалось, что на заводе не хватает рабочих пространств, поэтому производство вскоре было передано компании МИАГ, которая базировалась в Брауншвейге. В октябре 1942 года окончательный вариант танка был передан Гитлеру, а в ноябре началось массовое производство Ягдпантеры.

Первые самоходные установки были поставлены на фронт в декабре 1943 года. Задержки в производстве были обусловлены постоянными улучшениями модели. Также не обходилось без бомбардировок немецких городов, которые тоже не способствовали быстрому изготовлению машин. Ощущалась нехватка рабочей силы - мужчины ушли на фронт. Однако даже такие скромные результаты впечатляли: установка была оснащена новейшей пушкой 88 мм, точность попадания с расстояния около 3 км. Изначально ствол было одноблочным, но этот факт показал быструю изнашиваемость пушечной трубы, и было решено заменить ее на двублочный ствол. На башне находились 4 перископа. Двигатель «Майбах» состоял из 12 цилиндров и работал на бензине, что для немецкой армии и страны в частности было намного выгоднее - с дизельным топливом были перебои. Боекомплект вмещал 60 снарядов.

Экипаж составлял 5 человек: командир танка, наводчик, водитель, заряжающий и радист-пулеметчик. Два люка в верхней части танка были предназначены для командира и наводчика, а люк в задней части служил входом для экипажа и пополнения боеприпасов. На более ранних моделях водитель использовал два перископа, чтобы обзор впереди был лучше, и пять пистолетных отверстий, которые также можно было использовать для наблюдения за окружающим полем боя. В более поздних моделях отверстия были удалены и один из перископов был заварен. Командир и наводчик имели в своем распоряжении четыре перископа для осмотра окрестностей - два не двигающихся и два способных поворачиваться.

Ягдпантера в бою

Первый раз Ягдпантера попробовала себя в бою 30 июля 1943 года во Франции. В сражении оказались немецкие и британские танки. Реальность подтвердила: Ягдпантера намного сильнее Черчиллей. Три немецкие установки смогли уничтожить целых 11 английских танков, прежде чем подоспела помощь в виде нового подкрепления.

Командование планировало использовать установки в наступлении в Арденнах. Тем более у Ягдпантеры уже сложилась репутация настоящего зверя, который может «уложить» танк любой прочности и толщины брони. Однако это был Западный фронт, на Восточном же было не все так гладко. Многие Ягдпантеры были уничтожены руками своих экипажей. Сказывалась нехватка топлива, запчастей. Поставки новых танков проходили медленно, из-за спешки машины не тестировались, что порождало впоследствии еще большие проблемы с механизмами.

Постепенно количество Ягдпантер снижалось, что не могло не сказаться на расстановке сил и перевесе победы. На конец войны в немецкой армии насчитывалось лишь около 50 машин. Они были рассредоточены по всему театру военных действий, но изменить уже ничего не могли - их было слишком мало. Захваченные машины оставались как трофей у союзников.

Сейчас Ягдпантеры можно встретить в музеях Германии, Великобритании, России, США, Швейцарии и Франции.

«Ягдпантера» (Jagdpanther) была, безусловно, лучшим вариантом конверсии среднего танка Pz.Kpfw V Panther. По мнению экспертов, она стала одной из лучших противотанковых самоходок Второй мировой войны. По многим параметрам она превосходила все САУ союзников. Несмотря на это превосходный немецкий истребитель танков не оставил существенного следа в военных кампаниях прошедшей войны. Отчасти это объясняется малым выпуском (около 390 единиц), а также преодолением всех производственных дефектов только ближе к концу выпуска на 30-40% последних машин.

Имея в своем арсенале отличное 88-мм длинноствольное орудие, разработанное на базе отлично себя зарекомендовавшей зенитки, немецкие инженеры предприняли не одну попытку установки ее на танковое шасси. Так на свет появились САУ Ferdinand и Nashorn. Первая из них была очень тяжелой и сложной в производстве, а вторая не могла похвастаться серьезным бронированием. Наиболее подходящим вариантом для установки новой пушки представлялось шасси среднего танка PzKpfw V «Пантера». Решение о создании новой САУ на его базе было принято 3 августа 1942 года, еще в то время, когда шли работы по созданию базового танка. Изначально реализацию проекта собирались доверить фирме «Круп», которая в это время уже работала над установкой нового 88-мм орудия на шасси танка PzKpfw IV, но в середине октября 1942 года дальнейшая разработка САУ была передана фирме «Даймлер-Бенц».

5 января 1943 года на заседании технической комиссии концерна «Даймлер-Бенц» был определен ряд требований к будущей САУ. Изначально истребитель танков предполагалось унифицировать с разрабатываемым танком «Пантера II», но после принятия 4 мая 1943 года Министерством вооружений решения о временной заморозке проекта «Пантера II» разработчикам САУ в целях унификации со средним танком «Пантера» пришлось в уже имеющуюся конструкцию вносить ряд серьезных изменений.

В результате всего этого, а также переноса производства на заводы фирмы MIAG первый образец этой очень нужной для фронта машины, которая получила обозначение Jagdpanther, был продемонстрирован Гитлеру лишь 20 октября 1943 года и тут же получил его одобрение. На оставшееся практически неизменным шасси танка «Пантера» была установлена хорошо защищенная бронерубка, обладающая совершенным баллистическим профилем. Существенным недостатком мог бы стать ограничений угол наводки в горизонтальной плоскости, если бы истребитель танков не обладал отличной системой управления, которая позволяла легко разворачивать САУ и обеспечивала высокую точность наведения орудия на цель. По своим характеристикам орудие, которое устанавливалось на «Ягдпантеру», превосходило все танковые орудия союзников. Аналогичная пушка устанавливалась лишь на тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр II». Бронебойные снаряды данной пушки на дистанции в 1 километр пробивали броню толщиной 193 мм.

Первые САУ начали поступать в части вермахта в феврале 1944 года. Первоначально считалось, что данные машины будут выпускаться в объеме 150 САУ в месяц, но из-за постоянных бомбежек авиации союзников и того факта, что самоходка была создана на базе основного и, пожалуй, лучшего танка вермахта, производству которого был отдан высший приоритет, немецким заводам удалось до апреля 1945 года произвести лишь 392 САУ «Ягдпантера». Можно сказать, что войскам антигитлеровской коалиции повезло, так как Jagdpanther был одной из лучших ПТ-САУ Второй мировой войны, чрезвычайно эффективно борясь с танками союзников.

Особенности конструкции

«Ягдпантера» являлась самым эффективным немецким истребителем танков. В этой ПТ-САУ удачно сочетались хорошая броневая защита, огневая мощь, и превосходная подвижность.

Корпус самоходки сваривался из стальных прокатанных гетерогенных плит, его масса составляла около 17 тонн. Стенки корпуса и рубки были расположены под разными углами, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. В целях увеличения прочности сварные швы дополнительно усиливались пазами и шпунтами. Лоб корпуса имел бронирование в 80 мм и располагался под углом 55 градусов. Борта рубки имели бронирование в 50 мм. и располагались под углом в 30 градусов.

Для изготовления САУ «Ягдпантера» применялся стандартный корпус танка «Пантера». В передней части корпуса находилась коробка передач, слева и справа от нее находились механик-водитель и стрелок-радист. Напротив места последнего в шаровой установке был смонтирован пулемет MG-34 калибра 7,92-мм. Механик-водитель управлял САУ при помощи рычагов, которые включали или выключали бортовые передачи. Обзор с места механика-водителя осуществлялся через одинарный или двойной перископ, выведенный на лобовую деталь корпуса. Радиостанция находилась на правой стенке корпуса машины. Стрелок-радист мог наблюдать за местностью только при помощи оптического прицела его курсового пулемета. Боезапас пулемета составлял 600 патронов, которые находились в 8 сумках в лентах по 75 патронов справа и слева от места стрелка-радиста.

Центральную часть корпуса машины занимает боевое отделение, в котором расположена казенная часть 88-мм орудия StuK 43/3 и стеллажи с 88-мм выстрелами. Здесь же находятся рабочие места остальных членов экипажа: наводчика, заряжающего и командира. Со всех сторон боевое отделение закрыто неподвижной рубкой, на ее крыше имеется 2 круглых люка для экипажа. В задней стенке рубки расположен прямоугольный люк, который служит для погрузки боекомплекта, выброса стрелянных гильз, демонтажа орудия и эвакуации экипажа.

В задней части корпуса находилось двигательное отделение, отгороженное от боевого отделения противопожарной переборкой. Двигательное отделение и вся задняя часть корпуса 1 в 1 повторяли серийную «Пантеру».

САУ Jagdpanther оснащались достаточно мощным двигателем «Майбах» HL230Р30. Этот 12-цилиндровый V-образный (развал цилиндров 60 градусов) карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения при 3000 об/мин развивал мощность в 700 л.с., позволяя 46 тонной самоходке разгонятся до 46 км/ч. Двигатель обладал четырьмя карбюраторами, топливо в которые подавалось при помощи бензонасосов «Solex». Дополнительно в машине имелся ручной аварийный бензонасос. Топлив размещалось в 6 баках общей емкостью 700 литров. Запас ход по шоссе достигал 210 км.

Двигатель работал в связке с механической, полуавтоматической коробкой передач с преселекцией. Коробка передач имела 7 скоростей вперед и задний ход. Управление КПП осуществлялось гидравлически с помощью рычага, который располагался справа от места механика-водителя.

От своего «прародителя» – среднего танка PzKpfw V «Пантера» – САУ Jagdpanther получила в наследство исключительную плавность хода. Ходовая часть танка имеет «шахматное» расположение опорных катков (конструкция Книпкампа), что обеспечивает более равномерное распределение давления на грунт и хорошую плавность хода. Наряду с этим такая конструкция является очень сложной в производстве и особенно в ремонте, а также имеет очень большую массу. Для замены всего одного катка из внутреннего ряда необходимо было демонтировать от 1/3 до полвины всех внешних катков. На каждый борт САУ приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески применялись двойные торсионы, передняя и задняя пара катков имели гидравлические амортизаторы. Ведущие катки – передние.

Основным вооружение истребителя танков «Ягдпантера» была 88-мм пушка StuK 43/3 c длиной ствола 71 калибр (6 300 мм). Общая длина орудия составляла 6595 мм. Углы вертикальной наводки составляли от -8 до +14 градусов. Углы горизонтальной наводки составляли 11 градусов в обе стороны. Масса орудия составляла 2265 кг. Пушка оснащалась противооткатным механизмом гидравлического типа. Нормальный откат орудия равнялся 380 мм, максимальный 580 мм. В том случае, если откат превышал 580 мм, необходимо было сделать перерыв в стрельбе. Пушка оснащалась электроспуском, кнопка спуска находилась возле места наводчика. Боекомплект орудия составлял 57 снарядов. Для стрельбы использовались бронебойные, подкалиберные и осколочно-фугасные снаряды. Выстрелы были расположены вдоль бортов и на полу боевого отделения. В походном положении стволу орудия придавали возвышение в 7 градусов.

ПТ-САУ «Ягдпантера» первоначально оснащалась прицелами SflZF5, машины позднего выпуска прицелами WZF1/4. Прицел SflZF5 – это прицел телескопического типа с одним объективом. Он обеспечивал наводчику 3-х увеличение и имел поле зрения в 8 градусов. Прицел был откалибрирован до 3 000 метров при стрельбе бронебойными снарядами PzGr39/1 и до 5 300 метров при стрельбе подкалиберными PzGr 40/43. Максимальная дальность стрельбы составляла 15 300 метров. Прицел WZF1/4 также был телескопическим, но обеспечивал увеличение 10-х и имел поле зрения в 7 градусов. Прицел был откалиброван до 4 000 метров для снарядов PzGr39/1, 2 400 метров для PzGr40/43 и 3 400 метров для фугасных снарядов.

Дополнительным вооружением самоходки является 7,92-мм пулемет MG-34 с боекомплектом в 600 патронов. Пулемет находится в шаровой установке справа от орудия. Оптический прицел пулемета обеспечивает 1,8 кратное увеличение. Пулемет имеет углы склонения/возвышения -10 +15 градусов и сектор обстрела в 10 градусов (по 5 влево и вправо). Стрелянные гильзы и пустые пулеметные ленты собираются в специальный мешок, закрепленный под пулеметом. Помимо этого «Ягдпантера» дополнительно вооружалась минометом ближнего боя «Nahverteidungswafte», который мог вести огонь осколочными, дымовыми, осветительными или сигнальными гранатами. Гранатомет обладал круговым сектором обстрела и имел фиксированный угол возвышения (50 градусов). Дальность стрельбы осколочными гранатами составляла 100 метров.

Особенности использования

Первоначально САУ «Ягдпантера» должны были поступать на вооружение отдельных тяжелых противотанковых батальонов, состоявших из трех рот по 14 САУ в каждой, еще 3 истребителя танков относились к штабу батальона. Руководство вермахта распорядилось использовать самоходки только для противодействия танковым атакам противника. САУ в составе дивизиона должны были обеспечить быстрый успех на решающих направлениях. Использование истребителей танков по частям не допускалось. Использование взводов «Ягдпантер» допускалось лишь в отдельных случаях, к примеру, при штурме укрепленных позиций неприятеля. Без крайней на то необходимости их не разрешалось использовать в качестве неподвижных огневых точек. После решения боевой задачи САУ предписывалось немедленно отводить в тыл для проведения техосмотра и ремонта.

Данные рекомендации, особенно в последние месяцы войны были мало выполнимы. Поэтому чаще всего САУ использовались поротно, составляя одну из трех рот истребительно-противотанкового дивизиона. Наиболее массово Jagdpanther использовались во время Арденской операции. В ней приняло участие не менее 56 машин в составе 6 батальонов истребителей танков, а также около 12 машин в составе различных частей СС. На Восточном фронте машины наиболее массово использовались во время боев под озером Балатон и при обороне Вены. Тогда большинство САУ входило в состав наспех сколоченных соединений СС, ПТ-САУ применялись наряду с танками, а нередко просто заменяли их во вновь созданных соединениях. Несмотря на высокие потери во время Арденской операции и низкие темпы выпуска на 1 марта 1945 года в Вермахте насчитывалось 202 истребителя танков «Ягдпантера»

Тактико-технические характеристики: Jagdpanther
Масса: 45,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,86 м., ширина 3,42 м., высота 2,72 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 20 до 80 мм.
Вооружение: 88-мм пушка StuK43/3 L/71, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 57 снаряда, 600 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 46 км/час, по пересеченной местности – 25 км/час
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной местности – 140 км.

  • Повышено бронирование лобовых бронеплит корпуса с 80 мм (верхний) и 60 мм (нижний)мм до 82 и 62 мм, а также надгусеничного листа с 30 до 41 мм, донного листа и крыши с 16 до 17 мм.
  • Бронирование лобового листа башни Pz-V_Standardturm изменено с 110 до 100 мм, маски пушки и крыши со 100 до 120 мм, защиты смотровых приборов с 16 до 30 мм.
  • Скорострельность орудия 88mm_KwK_36_L56 в топовой башне установлена в 10.34 выстрелов в минуту.
  • Скорострельность орудия 88mm_KwK_43_L71 установлена в 9.84 выстрелов в минуту.
Обновление 0.6.6
  • Перебалансирован под 7 уровень.
Обновление 0.7.0
  • Прочность боеукладки уменьшена на 20 %.
  • Обзор топовой башни увеличен с 420 до 430 метров.
Обновление 0.8.4
  • Угол наклона нижней лобовой детали увеличен до исторических 55 градусов.
  • Толщина нижней лобовой детали уменьшена до исторических 50 мм.
Обновление 0.8.8
  • Скорость поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A изменена с 25 до 30 град/сек.
  • Разброс орудия от движения ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A уменьшен на 5%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A уменьшен на 5%.
  • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A по твёрдым грунтам уменьшено на 15%.
  • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A по средним грунтам уменьшено на 28%.
  • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A по слабым грунтам уменьшено на 17%.
  • Грузоподъёмность ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 49 300 кг до 48 000 кг.
  • Скорость поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 28 до 32 град/сек.
  • Разброс орудия от движения ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G уменьшен на 5%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G уменьшен на 5%.
  • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G по твёрдым грунтам уменьшено на 9%.
  • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G по средним грунтам уменьшено на 14%.
  • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G по слабым грунтам уменьшено на 4%.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 210 TRM P30.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 230 TRM P30.
  • Убран двигатель Maybach HL 174.
  • Убран двигатель Maybach HL 210 P30.
  • Убран двигатель Maybach HL 230 P45.
  • Масса корпуса изменена с 20 500 кг до 18 775 кг.
  • Добавлена радиостанция FuG 5.
  • Максимальная скорость движения вперёд изменена с 48 км/ч на 55 км/ч.
  • Время прицеливания орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменено с 2,3 сек. до 3,5 сек.
  • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 после выстрела увеличен на 50%.

Для башни Pz.Kpfw. Panther Schmalturm

  • Угол возвышения орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 изменён с 17 до 20 градусов.
  • Разброс орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 после выстрела уменьшен на 12%.
  • Разброс орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 при повороте башни увеличен на 14%.
  • Угол возвышения орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменён с 17 до 20 градусов.
  • Время перезарядки орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменено с 4,6 сек. до 4 сек.
  • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 после выстрела уменьшен на 12%.
  • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 при повороте башни уменьшен на 14%.
  • Угол возвышения орудия 7,5 cm KwK 45 L/100 изменён с 17 до 20 градусов.
  • Угол склонения орудия 7,5 cm KwK 45 L/100 изменён с 6 до 8 градусов.
  • Время перезарядки орудия 7,5 cm KwK 45 L/100 изменено с 4,8 сек. до 4,4 сек.
  • Убрано орудие 8,8 cm KwK 36 L/56.
  • Скорость поворота башни Pz.Kpfw. Panther Schmalturm изменена с 26 до 30 град/сек
  • Масса башни изменена с 10 800 кг до 7745 кг.
  • Прочность с башней Pz.Kpfw. Panther Schmalturm изменилась с 1270 до 1300 единиц.

Для башни Pz.Kpfw. Panther Ausf. G

  • Дальность обзора башни Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 350 м до 370 м.
  • Угол возвышения орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 изменён с 17 до 18 градусов.
  • Угол склонения орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 изменён с 6 до 8 градусов.
  • Угол возвышения орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменён с 17 до 18 градусов.
  • Угол склонения орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменён с 6 до 8 градусов.
  • Время перезарядки орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменено с 5,1 сек. до 4,2 сек.
  • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 при повороте башни уменьшен на 12%.
  • Добавлено орудие 7,5 cm KwK 45 L/100.
  • Скорость поворота башни Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 41 до 30 град/сек.
  • Масса башни изменена с 9600 кг до 7760 кг.
Обновление 0.9.0
  • Танк переработан в новом визуальном качестве.
Обновление 0.9.17.1
  • Время перезарядки орудия 7,5 cm Kw.K. L/100 во второй башне уменьшено с 4,4 до 4 с.
  • Время перезарядки орудия 7,5 cm Kw.K. L/100 в первой башне уменьшено с 4,6 до 4.2 с.
mob_info