Какие звери есть осенью. Урок – сказка «Осенние явления в жизни животных? Звери осенью
Непосредственно-образовательная
деятельность.
Познавательное развитие.
Формирование представлений
о мире и природе
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Жизнь зверей осенью»
Дата проведения:
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
Задачи:
Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.
Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.
Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.
Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».
Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
- Чтение русских народных сказок о животных.
Источники:
С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.
Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.
Ход НОД.
Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.
Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)
Представьте, что мы в лесу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)
А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?
Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
«Медведь»
Воспитатель:
Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.
Ребёнок в маске медведя:
Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
«Лисица»
На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ли дыма? Нет пожара?
Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,
Хвост пушистый – вот краса!
А зовут её…(лиса).
Девочка в костюме лисы:
А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
«Ёж»
Воспитатель:
Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»
Мальчик-ёж:
На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…
Воспитатель:
И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.
Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)
Воспитатель:
И я предлагаю отгадать загадку:
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
«Заяц»
Мальчик-заяц:
Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
Воспитатель:
Послушайте следующую загадку
Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?
Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.
«Белки»
Девочки-белочки:
- Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу,
- Лист осенний облетает
Льется с веток листопад
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была я рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
«Волк»
Воспитатель:
Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.
Мальчик в костюме волка:
Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)
Воспитатель:
И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)
Физкультурная пауза «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так и вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так и вот так
Медвежата воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
Вопросы:
Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)
А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)
Д/игра «Найди домик».
Рефлексия.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью;
- развивать обобщённые представления о птицах;
- развитие речи;
- обогащение словарного запаса детей.
Словарная работа: перелётные, зимующие, кочующие
Оборудование: иллюстрации птиц, картины осени, шапочки животных, карандаши
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Дети: С весёлым, хорошим
В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.
В: Послушайте стихотворение.
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
В: О каком времени года говорится в стихотворении?
В: По каким приметам вы догадались, что это осень?
Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.
В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют )
В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Д: Мало света, тепла
В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.
В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?
В: Какая бывает осень?
Д: Ранняя и поздняя?
В: Что бывает ранней осенью?
Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.
В: Что бывает поздней осенью?
Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.
3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют ) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе )
Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.
Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.
4. В: А сейчас отдохнём.
5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?
Д: Улетели в тёплые края
В: Почему они от нас улетели?
Д: Стало холодно и голодно
В: Как называются птицы, которые улетели?
Д: Перелётные
В: Назовите этих птиц?
Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.
В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?
Д: Зимующие
В: Назовите зимующих птиц?
Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.
В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают )
В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.
6. Игра "Помести птицу в свой дом".
В: Ребята, где живут птицы?
Д: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.
Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом.
7. Итог занятия
Понравилось ли вам занятие?
Что запомнилось?
Что запомнили интересного?
Евгения Солод
Конспект занятия в подготовительной группе «Жизнь зверей осенью»
Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью , развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
Ход занятия:
Занятие проходит в форме цепочки из фрагментов выступлений детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью .
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Так встречает осень город . Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом ? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.)
Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)
Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» -«Ноябрь» .)
А кого не хватает в нашем лесу? («Животных» .) Давайте поместим на нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу .
Картинки выставляются после того, как ребята в костюмах и масках животных расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
«Медведь»
Воспитатель : Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.
Ребенок в маске медведя : Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
«Лисица»
На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка :
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя;
Промелькнуло, пробежало….
Нет ни дыма? ни пожара?
Что вы! Это же плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - вот краса!
А зовут ее (лиса)
Девочка в костюме лисы : А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прями на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
«Еж»
Воспитатель : Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно : копна-копной!»
Мальчик – еж : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей…
«Заяц»
Мальчик – заяц : Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом-серая, а зимой-белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю : вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам-так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
«Белка»
Девочка-белочка :
Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел немало :
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу.
Лист осенний облетает ,
Льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
«Волк»
Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.
Мальчик в костюме волка : Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Игра «Хорошо-плохо»
Предлагается ситуация : «Ясный солнечный день осенью - хорошо или плохо ? Дождь пошел - хорошо или плохо? Вырос грибок на поляне – хорошо или плохо? Ранние морозы – хорошо или плохо? Елочка пушистая стоит на опушке – хорошо или плохо? И т. д.» Дети должны объяснить, для какого животного хорошо, для какого плохо, и почему.
Публикации по теме:
«Жизнь животных осенью». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Жизнь животных осенью» Образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье»,.
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Деревья осенью» Цель: закрепить словарь по теме «Деревья», развивать мышление, зрительно-моторную координацию, счет от заданного числа, умение сравнивать.
Цель: воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к родной природе, отмечать характерные признаки зверей, систематизировать знания.
Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе «Царь зверей» Цель: укрепление здоровья детей, воспитание у детей потребности в занятиях физкультурой. Задачи: совершенствовать физические.
Конспект совместного логопедического занятия в старшей и подготовительной группах «Жизнь животных в зимнее время» Занятие-путешествие: «Жизнь животных средней полосы в зимнее время» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: Формировать у детей лексический.
Здравствуйте, наши дорогие мамочки и папочки! Продолжаем осеннюю тематику и сегодня будем рассказывать деткам о жизни животных осенью.
Осенью животные готовятся к самому суровому времени года – зиме. От того, как пройдёт эта подготовка, зависит жизнь мохнатых, пернатых и других обитателей лесов, полей, городских парков, скверов.
Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые.
Большинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов.
А вот бабочки превращаются в куколок и так пережидают холодную зиму.
Торопятся уйти на зимовку и ящерицы, змеи, лягушки, жабы. Бурые травяные и зелёные лягушки осенью держаться ближе к водоёмам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше: под корнями деревьев, в норках мелких грызунов.
Ящерицы осенью глубже забираются в свои норки, под мох, в опавшую листву, под корни деревьев, в гнилые пни.
Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны.
Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например – медведи и барсуки. Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.
Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.
У зайца-беляка вся шубка становится белой, и только кончики ушек – чёрненькие, а у зайца-русака шубка светлеет только на боках.
Белочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.
Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.
На сегодня всё. В скором времени на Ясном Солнышке появится и презентация на тему «Жизнь животных осенью».
Также, вы можете получить мою бесплатную книгу .
С Уважением.
Елена Медведева.
У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.
Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь - всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.
Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.
Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.
Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы - травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.
Маленькие зверьки - ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.
Летним вечером можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши - полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.
Красная книга - не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет - это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.
![mob_info](https://ahaus-tex.ru/wp-content/themes/kuzov/pic/mob_info.png)