Когда образовалось Вавилонское царство? История Вавилонского царства. Падение вавилона

Каждое пророчество исполнилось уникально. Взятые же вместе, библейские пророчества дают основание рассматривать историю как один многогранный процесс.

Одно из самых необычных пророчеств в Библии касается судьбы древнего города Вавилон. Судьба Вавилона поражает современных учёных.

Таинственный город Вавилон, столица древнего мира, центр Вавилонской империи, где процветали торговля, образование, культура и многое другое, также был предметом некоторых пророчеств.

Писания и датировка (Пророчества)

(783-704 гг. до Р.Х.)

Исайя 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,
Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда,
И в роды родов не будет жителей в нём.
Не раскинет Аравитянин шатра своего,
И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нём звери пустыни,
И домы наполнятся филинами;
И страусы поселятся,
И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их,
И гиены - в увеселительных домах.

Исайя 14:
1. Близко время его, И не замедлят дни его.

Исайя 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом,
И вымету его метлою истребительною.
Говорит Господь Саваоф.

(626-586 до Р.Х.)

Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камня для углов,
И камня для основания.
Но вечно будешь запустением,
Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми,
Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт
ни один человек,
И где не проходит сын человеческий.

Предсказания.

1. Вавилон будет подобен Содому и Гоморре (Ис. 13:19).
2. Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20).
3. Арабы не будут разбивать там своих шатров (Ис. 13:20).
4. Там не будут пастись овцы (Ис. 13:20).
5. Звери пустыни населят развалины Вавилона (Ис. 13:21).
6. Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ (Иер. 51:26).
7. Мало кто будет посещать развалины (Иер. 51:43).
8. Вавилон будет покрыт болотами (Ис. 14:23).

Конкретное исполнение пророчеств

Вышеизложенная история Вавилона уже дала нам некоторые примеры конкретного исполнения библейских предсказаний.

Вавилон, действительно, был разрушен и стал „как Содом и Гоморра". Обратите внимание, что это предсказание (1 ) не говорит о том, что Вавилон погибнет так же, как эти два города, останавливаясь лишь на его судьбе после разрушения.

Остин Лейард даёт живую картину современного ему Вавилона, сравнивает его с Содомом и Гоморрой, а также вспоминает другие пророчества. „Место, где стоял Вавилон, стало голой и страшной пустыней.

Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20). Предсказание (2)

Саддам Хусейн хотел восстановить древние дворцы, храмы и даже Вавилонскую Башню "Восстановление Вавилона является его целью в попытках контролировать не только Ирак, но, в конечном счете, и империю от Персидского залива до Средиземного моря.

Вавилон содействует объединению иракского народа вокруг него".И так понравилось Саддаму то, что получилось, что он решил построить рядом с Вавилоном один из своих дворцов. В форме зиккурата. А чтобы было лучше видно, приказал насыпать холм метров 50 высотой. И дворец уже сверху ставить. Стоит сейчас этот дворец без дела.

С редких деревьев взмывают в небо совы , и зловонный шакал скулит на заброшенной борозде. Истинно, настал для Вавилона день исполнения пророчества. Краса царства, гордость халдеев стал подобием Содома и Гоморры. В нём обитают звери пустыни, дома наполнились филинами, косматые существа скачут по окрестностям. Воют шакалы в покинутых домах, и змеи гнездятся в дворцах" (Ис. 13:19-22).

Звери пустыни населят развалины Вавилона

„В кустарниках вокруг Вавилона , - добавляет Лейард, - можно встретить стаи серых сов, достигающие ста или более птиц".Современные путешественники и археологи почти неизменно говорят о диких зверях вокруг развалин Вавилона.

„Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением! - восклицает, в согласии с предсказанием 1 , известный археолог Керман Килпрект. - Дикие звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раз даже - вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона" (Предсказание 5).

По рассказам путешественнико в

„По рассказам путешественников , - пишет Флойд Гамильтон, - в городе не живут даже бедуины. Различные суеверия не позволяют арабам разбивать там своих шатров; кроме того, на почве вокруг Вавилона не растёт трав, пригодных для выпаса овец".„Вокруг Вавилона нет ни одного овечьего пастбища", - указывает Стоунер.

Вот некоторые отрывки из письма, написанного Эдвардом Чиерой из мест, где стоял Вавилон:„Солнце только что село, и пурпурное небо улыбается, не думая о заброшенности этих краёв...Мёртвый город! Я бывал в Помпеях и Остре, но те города были не мертвы, лишь временно покинуты. В них слышен лепет жизни, и сама она цветёт в их окрестностях...Смерть - единственная реальность здешних мест.

Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему цветущий город, столица империи, должен был полностью исчезнуть? Или просто исполнилось пророчество о превращении дивного храма в обиталище шакалов?"„Уханье сов и завывания львов до сих пор слышны в окрестностях Вавилона", - пишет Нора Куби. Она пишет также, что рабочие, нанятые археологом Лэйардом, „отказались разбить свои палатки близ покинутых руин Вавилона. Тайна и ужас, казалось, висели над осыпающимися кучами кирпичей и песка..."

Говоря о предсказании 6

Говоря о предсказании 6, гласящем, что „камни Вавилона не будут использоваться при строительстве", Питер Стоунер указывает, что „кирпичи и другие строительные материалы из развалин Вавилона применялись при строительстве окрестных городов, однако камни, те самые, что были ценой значительных затрат привезены в Вавилон из дальних мест, не использовались никогда, и остались на своих местах".

Разобраться в исполнении пророчества 6 не так просто. Во-первых, пророчество Иеремии 51:26 не говорит о том, кто именно „не возьмёт" камня для углов и камня для основания. Если речь идёт о завоевателях, то, действительно, в случае завоевателя Вавилона царя Кира Персидского, пророчество исполняется, как мы убедились выше.

Однако кирпичи из Вавилона можно обнаружить в других городах. Как это объяснить? Здесь стоит задаться таким вопросом: можно ли считать кирпич „камнем"? Или Иеремия буквально имел в виду камни, которые использовались для закладки фундаментов? Более вероятно, видимо, второе.

Предсказание 7

Мало кто будет посещать эти развалины, гласит предсказание 7 . Стоунер отмечает в связи с этим, что, в отличие от большинства других древних городов, Вавилон до сих пор лежит в стороне от популярных туристических маршрутов, и посещают его мало.

Предсказание 8

Согласно предсказанию 8 , город будет покрыт болотами. И действительно, пишет „Британская энциклопедия", „значительная часть города до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила. Что же до Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой".

„Значительная часть территории под древним Вавилоном уже несколько лет представляет собой одно гигантское болото, - указывает Лейард. - Речные набережные, за которыми никто не следил, разрушились, и воды затопили окрестные земли" (Ис. 21:1).

„Ни одна былинка не произрастает из этой почвы, словно отравленной смертельным ядом, - пишет Нора Куби о затопленной части Вавилона, - и тростниковые топи, окружающие развалины города, источают испарения лихорадки... Лейард, - продолжает она, - увидел перед собой малярийные болота, которые арабы называли „водяной пустыней"... После падения города великие инженерные сооружения Вавилона пришли в упадок, оросительные каналы засорились, и реки вышли из берегов".

Вероятность случайного исполнения пророчеств

Вавилонскому народу было суждено исчезнуть, египетскому - продолжать играть важную роль в древнем мире, что и произошло. Как вышло так, что оба эти маловероятных события случились в точности согласно пророчествам, а не наоборот?"

Питер Стоунер оценивает вероятность случайного исполнения пророчеств 1-7 , перемножая соответствующие вероятности для каждого предсказания: „1/10 (разрушение Вавилона) х 1/100 (никогда не будет вновь населён) х 1 / 200 (арабы не будут разбивать там своих шатров) х 1 / 4 (отсутствие овечьих пастбищ) х 1/5 (дикие звери будут обитать в развалинах) х 1/100 (камни не будут использоваться при строительстве других зданий) х 1 /10 (люди не будут проходить мимо останков города). Это приводит нас к вероятности, составляющей один шанс из пяти миллиардов".

Археолог писал: „ Мёртвый город! Я бывал в Помпеях, бывал в Остии, бродил по пустым коридорам Палатина. Но те города были не мёртвыми, всего лишь временно оставленными. Там разносился гул жизни, и сама она цвела вокруг. Эти города были шагом в развитии цивилизации, получившей от них свою долю и ныне продолжающей существовать на их глазах. А здесь - настоящее царство смерти.

Любопытное замечание делает Келлер. „Вавилон был не только торговым, но и религиозным центром. Об этом свидетельствует одна древняя надпись, гласящая, что „В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 - для небесных богов, 180 алтарей богини Иштар, 180 -богов Нергала и Адада, и 12 алтарей, посвящённых различным другим божествам".

В древнем мире было немало центров религиозного поклонения, таких, например, как Фивы и Мемфис, Вавилон, Ниневия и Иерусалим. Языческие божества, которые, согласно верившим в них, были столь же могущественны, как Бог, в конце концов стали терять популярность, в особенности после рождения Иисуса. В то же время Бог никогда не соглашался, чтобы его даже рассматривали рядом с языческими богами, более того, проклинал те города, где им поклонялись.

На следующем фото дорога, с сохранившимся оригинальным асфальтовым покрытием. Этому асфальту 4 000 лет.

Да и то лишь в конце мировой истории:

Андрей Кесарийский:

«Всем же сим вероятно означается нечестивый Вавилон Персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он принял кровь многих святых и постоянно увеселялся волхвованиями и обольщениями. А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за гордость против Христа и Его рабов он получил предуказанное возмездие. Но думается, что такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними церковными учителями, которые предсказания сии относили к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя – Римского царства видны были десять рогов, из коего выросший один, три искоренив, а остальные поработив себе, придет как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле – чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому, не погрешит против надлежащего и тот, кто будет разуметь под ним, как упомянуто ранее, царство, как бы в одном общем теле владычествующее сначала до ныне и поистине пролившее крови Апостолов, Пророков и Мучеников. Ибо как говорится – один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и переменяются, так одно и царство, не смотря на то, что оно дробится и распределяется по многим городам и местам» (Слово 19, Глава 55) .

Впрочем, на основании толкования 17-ой главы Откровения и «Книги пророка Диниила», нам стало ясно, что это – Москва. А в толковании 11-ой главы Откровения было сказано, что причиной разрушения этого города станет землетрясение: «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих» (Откр. 11: 13). И гибель его будет внезапной: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем» (Откр. 18: 8); «Ибо в один час погибло такое богатство» (Откр. 18: 17); «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр. 18: 21).

«Московский Комсомолец» за 09.09.94:

«Опасной сейсмической обстановке в Москве была посвящена пресс-конференция, устроенная вчера (08.09.94) в российско-американском информцентре учеными Российской Академии наук. Оказывается, Москва находится в зоне тектонических разломов, и как следует тряхнуть столицу может теоретически в любой момент. За год специалистами Института физики Земли фиксируется не менее 10-15 мини-землетрясений. Причем в последние восемь лет 12 подземных ударов повлекли за собой частичное или полное разрушение зданий. В этом году уже зарегистрировано шесть локальных толчков – по одному на Алтуфьевском шоссе и улице Миклухо-Маклая и четыре в Орехове-Борисове. Кстати, наиболее сейсмонеустойчивые территории тянутся с юго-востока на северо-запад Москвы. Сюда входят местность вдоль Каширского шоссе, улицы Осипенко и Большая Полянка, Орехово-Борисово и район станции метро «Краснопресненская» – «Улица 1905 года». Как считают сейсмологи, для более или менее надежного контроля над ситуацией в Москве необходимо построить семь станций наблюдения за сейсмической обстановкой в городе» .


«Московский Комсомолец» за 18.06.94:

«Как известно, дома в Москве строили безо всякого учета геологической среды. Ничего не стоило, например, поставить здание на засыпанное болото или овраг. Или еще круче – заложить свайный фундамент на пути грунтовых потоков. Во-вторых, каждый заводик хочет иметь для производственных нужд собственную водичку. Для этого роется глубокая скважина – их в столице уже более семи сотен. То ли качали слишком жадно, то ли воды там было не так много, но теперь под городом образовалась воронка диаметром в 90 километров! В-третьих, ни одна платформа (имеется ввиду Восточно-Европейская) не сможет выдержать такого давления; более 9 миллионов беспрерывно мечущихся человечков, 39 тысяч жилых зданий и 2800 промышленных объектов. И, в-четвертых, не надо забывать, что творится под землей: только протяженность всяких трубопроводов (вода, газ, канализация, и проч.) – более 30 тысяч километров. Все это и привело к тому, что почти половина территории города находится в зоне так называемого «геологического риска». Наибольшую опасность представляют два обстоятельства; образование глубоких провалов и неравномерное оседание отдельных участков поверхности земли (в основном из-за откачки подземных вод). Приблизительно раз в 10 лет в Москве случаются оползни. Последний случай был зафиксирован в 1985 году. Активация грунта происходит, как правило, в апреле-мае. Он может «поехать» и из-за повышения температуры подземных вод. Например, под Арбатом можно запросто купаться: + 27°. Недавно шинный завод «подложил свинью» метростроевцам. Во время прокладки тоннеля для эскалатора на станции метро «Дубровка» (улица Шарикоподшипниковская) последние натолкнулись на потоки воды, нагретой до + 50°. Пришлось использовать замораживание. Нередко глубоко под землей прокладчики метро встречаются даже с нефтепродуктами (когда на поверхности располагается какая-нибудь АЭС). В результате при строительстве станции «Тульская» почти полкилометра тоннеля было охвачено пожаром.

Наиболее опасным районом Москвы является Центральный округ. Более 800 зданий покосилось из-за сдвигов почвы. Расходится грунт под домом Пашкова, музеем Щусева, Консерваторией, ГУМом, Камерным театром. Воронки размером 2-3 метра грозят появиться на территории Кремля, на Тверской и Никольской улицах, на Новом Арбате. Предполагается дальнейшее развитие подземных процессов в районе Пятницкой улицы, Краснохолмской набережной, Кожевнических переулках и Дербеневской улице.

Конечно, можно укрепить набережные и еще глубже рыть метро. Или вообще больше не строить, а только разбивать парки. Но большинству домов (особенно в зоне Садового кольца) помочь уже практически невозможно. Ваш домик сложится будто карточный. В 1969 году из-за образования под фундаментом воронки рухнули перекрытия пятиэтажного дома по Хорошовскому шоссе. Годом позже на Ново-Хорошовском проезде «исчезли» два других здания. Повезло, если жильцам пришлось изумляться происходившему на улице, а не дома» .

I. Возведение Вавилона

В пустыне жаркой Междуречья

На берегу реки Евфрат

Когда-то жил народ беспечный,

Построивший великий град.

Там славили одну богиню,

И как великую святыню,

Поклонники богини той,

Служа любовью и войной,

Как тайный центр ее земли

Прекрасный город возвели.

Над бездною Евфрата вод

Воздвигли синеву ворот,

И чудо-звери на воротах

Как материнскою заботой

Царей одаривали тех,

Кто городу принес успех.

II. Царь Валтасар

Как сказано на стенах врат,

В том городе царил разврат:

Чем больше женщин, хмеля, вин

Тем радостнее господин.

Там правила сама Иштар,

А с нею царь Уцур-Бэл-Шар,

Известный всем как Валтасар.

Правитель, погруженный в пир

Всегда был пьян. Пол сотни лир

Играли для него по залам

И все служили Валтасару.

Сведущ в науках царь был тот,

Он знал, как делает за год

Луна по небу оборот,

Венеры знал метаморфозы,

И в жертву ей бутоны розы

Во храм он лично приносил,

Чтоб вновь найти источник сил.

Могло бы так продлиться вечность:

Свобода, радость и беспечность,

Однако враг его не спал

И к Вавилону подступал.

Да только ропот вражьих сил

За песнями не слышен был.

III. Валтасаров пир

Великий праздник отмечая,

Ничто вокруг не замечая,

Правитель приказал принесть

Святые чаши из земель,

Где славили другого бога

Сурового и к людям злого.

И отпивая с чаши той,

Кляня ее дизайн простой,

Последний вавилонский царь,

Поклялся в верности Иштар:

«Лишь ты одна – мой бог единый,

Любви и доблести богиня!

Йегова! Прочь из стен моих,

Опасен твой суровый лик,

Но как бы ни был ты жесток,

Я в Вавилоне – царь и бог,

И сам караю я жестоко,

Не нужно нам другого бога».

И в это самое мгновенье

На стенах текст – его виденье,

МенЕ менЕ, - тот текст гласил, -

А также – тЕкел упарсИн.

Что значило – «не бойся - вновь,

Вернется божество – любовь.

В тот час, как сменятся эпохи,

И Бог-Дитя войдет в чертоги,

Вернутся все, ликуя, боги».

Так понял надпись Валтасар.

Видения на стенах зал,

Открылись многим там глазам.

IV. Предатель из Иудеи и захват дворца

В то время во дворце гостил

Помощник верный вражьих сил.

Его считали колдуном,

И знатоком значенья снов.

Когда те чаши принесли

Из Иеговиной земли

Прибыл под видом астронома

За много дней пути от дома.

Он слышал - царь Йегову клял,

Когда недавно пировал.

И разумеется, ругая

За дерзость Валтасра он,

Задумал свергнуть Вавилон,

Дабы религия другая

В нем воцарилась и отныне

Царю - погибель, плен - богине.

И все сильнее негодуя,

Йегове набожно колдуя,

Царю сказал: «Там вижу я

Слова: «Как только лишь заря

Коснется крыши Вавилона,

Повсюду раздадутся стоны,

И будешь ты казнен, как зверь».

Прогнал его Уцур за дверь,

И не поверил он ни слову,

Прекрасно зная вражью злобу.

Искал лишь страсти Валтасар,

Он снова целовал Иштар,

К ее ланитам приникая

Последний дар былого рая

Он жадно и с лихвой вкушал.

И в самый миг, когда пред ним

Раскрылись истина и мир,

И радость бытия живого,

Ворвались призраки иного,

И звон послышался рапир.

V. Убийство Валтасара

Колдун посыпал златом в руку

Предателю – жрецу Мардука.

И жрец ворота распахнул,

На замок явственно кивнул,

Указывая – там-то царь

А также медь и киноварь.

Кровавым воинам Персиды

Сказал: «Мардука вы спасите,

Низвергните лишь храм Иштар,

И с нею сгинет царь Бэл-Шар».

Враги ворвались в час услады,

Разрушив пред собой преграды,

Они разбили чаши, храм

Вино разбрызгав по углам.

Забрали женщин и холопов,

К стене царя прижали копья,

Сорвав венец с его главы,

Убили регента – увы.

VI. Речь Кира и пророчество богини

Убил его Великий Кир,

Персидский царь. Продолжив пир,

К жрецам он вышел, говорил:

«Грядет на сотни лет война,

Богиня сгинула – она

Согнута тяготами рабства,

До Вавилона не добраться

Ей из персепольских песков –

Восточных золотых оков.

Не будет рая – Иегова

Взойдет над миром очень скоро

Известный также как Аллах,

Ахура-Мазда, Кришна… крах

Пришел святилищу богини,

Ее отправили в пустыню,

Монахов сирых искушать

Козлом по пагорбам скакать,

Сему царь-граду сгинуть в тине…»

И вот древнейшие святыни,

Поныне там погребены

В пучине водной глубины

Благословенного Евфрата

И только пришлые солдаты

За годом год воруют крохи,

Следы последние эпохи

В которую был славен он –

Священный город Вавилон.

Но нет, пророчество Иштар

Вот-вот исполнится, Бэл-Шар

Былую силу обретет,

И эра новая придет,

Когда прекрасная богиня

Уже нас больше не покинет.

Мардук же, Йегова, Аллах

Навечно обратятся в прах.

Царем же каждый будет маг.

После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. Новый царь, Набонид, не был ни смелым полководцем, ни талантливым государственным деятелем. Со временем Набонид совершенно перестал заниматься государственными делами, уехал из Вавилона и поселился в своем дворце в Северной Аравии. В столице правил сын Набонида, Валтасар. Между тем над Месопотамией снова сгущались грозные политические тучи. В 558 году на политическом горизонте появился малоизвестный вначале вождь племени, а затем царь Ассана Кир. Этот правитель оказался гениальным и грозным полководцем. Он завоевал Мидию и объявил себя царем персов. Для борьбы с новым завоевателем Набонид организовал союз, в который кроме Нововавилонского царства вступили Мидия, Спарта и Египет. Кир принял вызов, победил мидийского царя Креза и захватил Малую Азию Затем он двинулся против своего главного противника – халдеев. В 540 году произошла битва, в результате которой халдейская армия была разгромлена. В 539 году Кир подошел к Вавилону.

Надеясь на мощные городские стены, Валтасар беспечно пировал в своем дворце, не думая об опасности. Однажды он устроил большой пир и пригласил на него всех вельмож. Опьяневший царь повелел принести все золотые и серебряные сосуды, когда-то вывезенные Навуходоносором из Иерусалимского храма, чтобы гости из них пили вино, прославляя своих богов.. Когда совершалось это кощунство, в воздухе показалась рука, которая написала на стене дворца три таинственных слова: «Мене, текел, перес ». Сразу же воцарилась гробовая тишина: пирующие в испуге смотрели на непонятное видение, а царь побледнел и весь дрожал от страха. Во дворец был призван Даниил, который следующим образом объяснил смысл этих таинственных слов. Он сказал царю: ты, царь, «вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, и жены твои и наложницы твои пили из них вино... За это и послана от Него кисть руки, и начертано это Писание... Вот и значение слов: Мене – исчислил царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам » ().

В ту же ночь исполнилось пророчество Даниила. Войска мидян и персов под предводительством царя Кира вторглись в город и овладели им. Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На развалинах этого царства Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. В Вавилоне он поставил царем Дария – мидянина.

Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам

Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, впоследствии предполагая поставить его над всем царством. Снедаемые завистью, князья и сатрапы решили свергнуть и погубить царского любимца. Но он честно выполнял порученные ему обязанности, и очернить его в глазах царя было трудно. Однако они все знали о его преданности Истинному Богу и о том, что он ревностно соблюдает религиозные обряды. И враги Даниила решили нанести ему удар с этой стороны. По их настоянию Дарий издал указ, чтобы никто в его царстве не смел в продолжение тридцати дней обращаться с просьбой ни к какому богу, а только молиться царю. Даниил не мог подчиниться приказу, который противоречил заветам Моисея. Отворив окна своего дома, выходившие в сторону Иерусалима, он тайно три раза в день молился Богу Израиля. Завистники подсматривали, как он молится, и донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и вынужден был разрешить бросить своего любимца в ров на растерзание львам.

На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Из глубокой ямы послышался голос Даниила: «Царь! во веки живи! мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления » (). Тогда царь повелел вытащить Даниила изо рва и вернуть ему все прежние звания и должности. Зато тех, кто его обвинял, царь приказал бросить в ров, и львы тотчас растерзали их и съели.

Даниил дожил до начала царствования Кира и пользовался уважением и славой не только как видный сановник, но и как вдохновенный пророк. Он с точностью предсказал еврейскому народу о времени пришествия в мир Помазанника Божия – Мессии, Который освободит людей от страданий и восстановит на земле справедливость.

Возвращение из плена

После смерти Дария Кир стал царем всей империи. В неполных двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Кир оказался завоевателем и государственным деятелем совсем иного склада, чем ассирийские и халдейские цари. В отличие от них, он не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.

Иудейские изгнанники встречали Кира с неописуемым восторгом. Они видели в нем не только освободителя, но и посланника Божия. Вскоре их надежды оправдались; в 538 году Кир особым декретом разрешил иудеям возвратиться на родину. Он также приказал вернуть им всю литургическую утварь, увезенную Навуходоносором из Иерусалимского храма.

Подготовка к возвращению длилась долго. Тех, кто изъявил желание вернуться, собирали в лагеря, составляли списки. Не все, однако, решались покинуть Вавилон. Состоятельные люди, владеющие земельными угодьями и торговыми предприятиями или занимающие крупные государственные посты, не очень стремились переселяться в разоренную, захолустную страну. Но зато все, и бедные и богатые, щедрой рукой давали средства на восстановление Иерусалимского храма, так что репатрианты везли с собой большие сокровища.

Желание вернуться на родину изъявили сорок две тысячи человек. Большинство из них были патриоты, ревностные служители Иеговы, священники, левиты, но были и такие, которые не очень преуспели на чужбине. Во главе репатриантов стояли первосвященники Иисус, Зоровавель и двенадцать человек старейшин. Бывшие пленники избрали старый, проторенный путь торговых караванов. И вот, наконец, после многих недель пути вдали показались развалины Иерусалима. Усталые путники плакали, смеялись и благодарили Бога. Таким образом через семьдесят лет евреи вновь возвратились на свою родину.

Построение второго храма

Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник Богу они построили лишь на седьмой месяц после возвращения, а к восстановлению храма приступили на второй год, т.е. в 536 году. Об этом узнали самаритяне и попросили через послов позволения принять участие в строительстве. Но Зоровавель и первосвященник Иисус решительно отказались от помощи тех, кто привнес в иудейскую веру языческий элемент. Результаты этого отказа оказались плачевными. Самаритяне и другие племена, завладевшие опустевшей иудейской территорией, всячески мешали строительству, устраивая вооруженные набеги, разрушая отстроенные стены и сея беспорядок в Иерусалиме. Иудеи, измученные трудностями и постоянно ухудшающимися условиями жизни, прервали работы по восстановлению храма и стали налаживать свою личную жизнь. В погоне за хлебом насущным они забыли религиозные дела. Так прошло около пятнадцати лет.

После Кира и Камбиза персидский престол занял Дарий I (522–485 гг.). В это время в Иудее раздалась проповедь двух пророков – Аггея и Захарии, которые обличали инертность жителей Иерусалима и призывали их к новой попытке восстановления храма. Воодушевленные Божьими посланниками иудеи с еще большим усердием принялись за труд, и за пять лет (с 520 по 515 гг.) построение храма было закончено. Это был, конечно, не тот великолепный, сверкающий золотом храм. Второй храм представлял собой бедное, маленькое, лишенное украшений строение.

Святая Святых, где раньше в блеске и великолепии хранился золотой Ковчег Завета, теперь был пустым, так как Ковчег погиб во время разрушения храма. Старики, видевшие прежний храм, со слезами говорили, что новый храм не так великолепен, как первый. Утешая евреев, пророк Аггей говорил, что, хотя второй храм беднее первого, но слава его будет больше славы Соломонового храма, так как во второй храм войдет ожидаемый Мессия. Пророк Захария также воодушевлял евреев, указывая на скорое пришествие Мессии, и предсказал торжественный вход Господень в Иерусалим.

Деятельность священника Ездры

С момента восстановления храма прошло сорок три года. Персидский престол занял царь Артаксеркс I (465–424 гг.). В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи пренебрегают своими религиозными обязанностями и что им грозит смешение с окрестными арабскими племенами, с которыми они постоянно заключают браки. Ездра был уже стар, но, тем не менее решил вернуться на родину, чтобы свой народ направить на истинный путь. Артаксеркс, к которому он обратился за разрешением на выезд, отнесся к его просьбе очень благосклонно и не только разрешил ему уехать, но подарил много золота и серебра для украшения Иерусалимского храма. Большие средства жертвовали также евреи, оставшиеся в Вавилоне.

Вместе с Ездрой в 458 году в Иудею отправилась вторая партия репатриантов в количестве тысячи пятисот семидесяти шести человек. Прибыв в Иерусалим, священник Ездра энергично взялся за проведение реформ, которые должны были возродить Иудею. То, что он увидел на родине, привело его в ужас. Многие иудеи из-за того, что еврейских женщин было мало, женились на дочерях ханаанеян, хеттов, филистимлян, иевусеев, моавитян и египтян. Даже у священников и вождей народа были жены-чужестранки. На улицах Иерусалима звучал многоязычный говор, избранный народ стоял перед угрозой исчезновения. Ездра был потрясен. Он разорвал свою одежду и долго сидел печальным у храма. Затем он собрал иудейский народ в Иерусалим и потребовал, чтобы все иудеи, женатые на чужестранках, расторгли свои незаконные браки и отправили своих жен обратно на родину. Только такими жесткими мерами Ездре удалось сохранить иудейский народ от ассимиляции. Главная заслуга священника Ездры заключалась в том, что он восстановил действие Моисеева законодательства, которое являлось основой религиозной и гражданской жизни иудейского народа. Не менее важной его заслугой было также и то, что он собрал все боговдохновенные книги и таким образом создал канон священных книг Ветхого Завета. Книги размножались и распространялись по всей Иудее. Для того, чтобы народ знал содержание священных книг, Ездра распорядился построить в городах и селениях синагоги (молитвенные дома), где бы верующие каждую субботу могли слушать чтение и толкование Священного Писания . Толкованием священных книг занимались ученые люди, которых называли книжниками. Они носили также название раввинов, т.е. учителей. Ездра основал Великую Синагогу – верховное судилище из священников и левитов, которым, кроме того, было поручено хранить и размножать священные книги.

Деятельность Неемии. Книга Неемии

Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще являл собой груду развалин.

В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?» Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его » ().

Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева для восстановления Иерусалима.

Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году. Осмотрев разрушенные стены города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города, самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город. Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с облегчением.

После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов. Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.

Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Сузы, ко двору Артаксеркса. Во время правления Неемии Иудеей Господь послал Своему народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному пришествию в мир Помазанника Божия – Мессии. Пророк предсказал, что перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка, который приготовит путь к пришествию Сына Божия.

После Неемии власть над иудейским народом сосредоточивается в руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги, впоследствии переименованной в Синедрион (Верховный суд). Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот период первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред. По талмуду число членов Синедриона было 70. Сосредоточивая в своих руках политическую и религиозную власть, Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем – греческому владычеству.

В рассматриваемом отделе книги пророка Исайи заключается пророчество о Вавилоне. Пророк предрекает падение Вавилона. Отдаленные народы, сошедшиеся «от края неба», составили боевое войско и вступают в боевом порядке в ворота властелинов (). Их нашествие произведет ужас и смятение во властелинах, которые уподобятся женщинам-родильницам (). Неприятельское нашествие сопровождается необычайными явлениями в физической природе: все светила небесные меркнут, земля и небо потрясены в своих основах (). Неприятели будут отличаться необычайной жестокостью. Они без милосердия будут убивать всех, кто им встретится на улицах города, не щадя пола и возраста (). – Кто же враги, и кто – «властелины»? Первые – жестокие и не сребролюбивые – Мидяне, вторые – Вавилоняне (). Вавилон падет и никогда не заселится (). Аравитяне не будут раскидывать шатров своих в развалинах Вавилона. Падение Вавилона соединено будет с помилованием Иакова . Иудеи освободятся из Вавилонского плена и возвратятся в Палестину (). Гордый Вавилонский царь сойдет в шеол, где услышит презрительные о себе отзывы рефаимов (). На земле его труп будет вызывать в зрителях удивление и сожаление, так как будет выброшен из царской гробницы (). Его потомство будет истреблено, а Вавилонская земля навеки будет опустошена ().

Из представленного изложения содержания, человеку, знакомому со временем служения пророка Исайи и принципами отрицательной критики, нетрудно понять причины горячего «единодушного» протеста представителей отрицательного направления против подлинности рассматриваемого пророчества. Пророк говорит о слишком отдаленных событиях, недоступных обыкновенному, естественному человеческому разуму. Признать подлинность его речей, значит признать сверхъестественный характер ветхозаветного пророчества. Из нежелания согласиться с этим положением вытекают дальнейшие возражения отрицательной критики, к разбору которых переходим.

Главное возражение против подлинности рассматриваемого отдела основывается на исторической действительности, современной произнесению этого пророчества. Пророк имел перед собой и слушателями образ могущественного Вавилона «властелина народов» (), «красы царств» (). Он имел перед собой образ страдания в Вавилоне «разсеяннаго Иакова» (). Эти образы современного политического состояния резко отличаются от века Исайи. Они, по мнению представителей отрицательного направления, ясно указывают на конец Вавилонского плена. Пророчество о падении Вавилона, по их мнению, «естественно» только в устах пленника, желавшего утешить своих соотечественников; современникам Исайи оно показалось бы странным, непонятным, как запечатанная книга (). Во всяком случае, несообразно с Божественной мудростью изрекать такие «непонятные пророчества». Писатель его, будто бы, жил в конце Вавилонского плена.

Насколько древне это возражение, высказанное Ейхгорном, Бертольдом, Розенмиллером, Грамбергом, повторенное Кнобелем, Фюрстом, Рейсом и др., настолько же древен и апологетический ответ на него (развитый преимущественно Геферником). Мнимая, современная рассматриваемому пророчеству историческая действительность, по словам апологетов, есть, на самом деле идеальная действительность. Пророк не был современником плена, но духом переносился в период плена. С точки зрения одних будущих событий (страданий в плену) он предсказывает другие будущие события (освобождение из плена), отдаленные и радостные.

Каким образом можно доказать справедливость такого взгляда?

Точный и определенный ответ на этот вопрос можно было бы дать в том случае, если признать всю 14-ю главу произведением одного писателя (так как в 24 стихе этой главы Ассирия считается еще самостоятельным государством, каким она была при Исайе, задолго до Вавилонского плена). Но отрицательная критика не допускает этого единства; следовательно, этим доказательством пока нельзя пользоваться.

Чтобы ослабить силу возражения, остается пользоваться аналогиями из других речей пророка Исайи. Такую аналогию можно находить в одной из предыдущих речей Исайи, в 11 главе (). Здесь Исайя предсказывает, что некогда Господь прострет руку и соберет рассеянных Иудеев из Патроса, Хуса, Элама и Сеннаара . Под Сеннааром , согласно книге Бытия 2 гл., разумеется Вавилон . Таким образом, пророк Исайя в неоспоримо подлинных речах предсказывает возвращение Иудеев из Вавилона, задолго до Вавилонского плена. Пророки говорят нередко в прошедшем времени о событиях будущих. Например, в той же 11-й главе, в первых пяти стихах, Исайя говорит об Отрасли от корня Иессеева, как уже вступившем на служение, тогда как подобное выступление только еще ожидалось. Подобная речь основывается на непоколебимой вере пророков в исполнение их богооткровенных пророчеств. Приведенные параллели ослабляют силу возражения отрицательной критики, потому что ими пользуются сами представители ее, напр. Гезениус в защите подлинности 11 и 12 глав книги пророка Исайи. (Commentar ub. Iesaias, 419. 396 ss.). Во всяком случае, отрицательная критика не может опровергнуть, на основании знакомства с пророческими речами, указанного предположения.

Было ли странно для современников Исайи пророчество о падении Вавилона и освобождении Иудеев из плена? Изучение речей пророка Исайи и его современников-пророков приводит к удовлетворительному ответу на этот вопрос. Сам пророк Исайя, как выше замечено, предсказывал возвращение Иудеев из Сеннаарско-вавилонского плена. Современник Исайи, пророк Михей, предсказал, что Иудеи отправятся в Вавилон, и там Господь искупит их от всех врагов (). Пророк Михей, следовательно, надеялся, что его современники поймут и поверят пророчеству о возвращении из Вавилонского плена.

Изучая политическое состояние современного Исайе языческого мира, убеждаемся, что Халдеи и Вавилон были известны азиатским народам в век Исайи. Они были известны и Евреям. По выздоровлении Езекии, в Иерусалим пришло посольство от Меродах-Валадана, Вавилонского царя, которое было радушно принято Езекией. ( гл.). Сношения с Вавилоном, для союза против Ассирии, могли быть у иудейских царей и ранее этого, и таким образом давали повод рассматриваемому пророчеству Исайи. Нельзя отвергать, что в этом пророчестве, наряду с утешением, слышна грусть о разсеянном Иакове (). В виду тяготения Езекии и, может быть, всего Иудейского народа к Вавилону, в противодействие Ассирии, понятно рассматриваемое грустное пророчество Исайи. Пророк хотел предупредить Евреев от опасных союзников – будущих поработителей их.

Вавилон, по пророчеству Исайи, падет от руки Мидян . Имя этого народа признавалось критикой «странным» и непонятным в устах Исайи. В настоящее время, при нынешнем развитии исторических наук, едва ли кто согласится с таким мнением. Мидийское царство считается историками древнейшим, даже сравнительно с Халдейским царством. Мидийские предания, обработанные поэтом Фирдуси, вспоминают об отдаленнейшей, доисторической, взаимной борьбе жителей Мидии: Туранцев и Арийцев. Борьба их не привела к миру, и оба народа жили разрозненно во все последующее время. Подобно Халдеям, у Мидян была постоянная борьба с Ассирией. Первый ассирийский царь, Нин, по свидетельству Ктезия, подчинил себе Мидию вместе с Халдеей. Впрочем, ассирийские памятники, так подробно описывавшие победы Ассирии над Халдеями, почему-то мало говорят о победах над Мидянами. После свидетельства Ктезия о победе Нина в XV веке до Р. X. в ассирийских памятниках встречается известие о войне Туклат-Адара II (882–851). Он ходил в Армению и Мидию, по-видимому, не для усмирения бунта, а для «распространения своих пределов». «Ассур, господин мой, произнес имя мое, распространил мою державу», говорит ассирийский царь о своем счастливом походе в Мидию. Из этого можно заключать, что Мидия прежде не была подчинена Ассирии (а если, как видно из свидетельства Ктезия, была подчинена когда-нибудь, то с течением времени освободилась и сделалась независимой). Преемник Туклат-Адара, Салманассар IV (851–826), так же совершал походы в Мидию, но поводы для них и результаты их неизвестны. Следующие ассирийские цари, конца 9-го и начала 8-го столетия, довершили было завоевание Мидии, но потом все потеряли. Мидяне, под управлением Арбака, и Халдеи, под начальством Белезиса, восстали против Ассирии, взяли и разграбили Ниневию, и объявили свободу всех царств, порабощенных Ассирией (ок. 788 г. до Р. X). Восстановитель могущества Ассирии, после этого разгрома, Феглафелассар II, почему-то не ходил в Мидию. Только преемник его, Саргон II, ходил в страну «Мадай». «Я получил значительные дани от 28 правителей городов страны Мадай. Чтобы удерживаться в стране Мадай, я воздвиг укрепления близ города Сариукина. Я занял 34 крепости страны Мадай и наложил дань лошадьми», говорит Саргон. Из приведенной надписи Саргона видно, что покоренная вновь страна была опасна Ассирии и требовала, для поддержания власти, больших затрат Ассирии. Благодаря силе и энергии Саргона, Мидия при нем не возмущалась, но со его тотчас вспыхнул бунт. Сеннахирим только уже в конце своего царствования собрался восстановить свою власть в Мидии. Он там взял несколько горных крепостей, по своему положению подобных «птичьим гнездам» (срав. ). Война в Мидии затем продолжалась до конца царствования Сеннахирима и в начале царствования Асаргаддона. По свидетельству Геродота, в правление Саргона и Сеннахирима Мидийские провинции под властью Дейока соединились и освободились от власти Ассирии.

Можно, следовательно, думать, что Мидяне, так храбро противостоящие Ассирии, были известны во время пророка Исайи всей Азии. Они были известны и Иудеям. Уведенные в ассирийский плен, жители израильского царства, были переселены в мидийские провинции (; Книга Товит). Из разных подчиненных Ассирии провинций иноземцы поселены были в израильском царстве (). В числе их могли быть Мидяне. Через этих переселенцев современные Исайе Иудеи могли ближе познакомиться с этим «жестоким и не сребролюбивым» народом.

Наконец, пророк Исайя упоминает об аравийских кочевниках (). И это упоминание считалось «неестественным» (хотя одним Кнобелем). Но пророк Исайя, несомненно, был знаком с Аравией (См. ). С ней были знакомы и современники его. Книга Паралипоменон () упоминает, что при Езекии многие из Иудеев поселились на местах Амаликитян, в Аравии. Множество арабских преданий подтверждает это сказание и удостоверяет, что Евреям, в век Исайи, очень близко были знакомы Аравия и ее кочевники (срав. Ленорман. История Востока, 2 т. 70–72 стр).

Положительные доказательства подлинности апологеты находили, прежде всего, в самом надписании пророчества в () – пророчество (massaa) о Вавилоне, которое изрек Исайя сын Амосов . Надписание, таким образом, ясно свидетельствует о подлинности спорного пророчества. Но отрицательная критика не оставила без внимания сего свидетельства. Чтобы ослабить значение надписателя, Гитциг, Де-Ветте, Кнобель, и др., задались вопросом о происхождении его. Еще Иудейское талмудическое предание утверждало, что книгу пророка Исайи написало общество друзей Езекии, а не сам пророк Исайя. За это предание, как за «отголосок несомненной истины», взялась отрицательная критика, и в нем находила опору для мнения о «позднейшем редакторе» книги пророка Исайи. Общество друзей Езекии, существовавшее до Вавилонского плена и даже лишь до смерти Езекии конечно было забыто, а время жизни этого «редактора» отнесено к послепленному периоду. «Этот редактор, говорят представители отрицательного направления, по ошибке или намеренно составил указанное надписание и приложил его к произведению чуждому Исайе. Пророчество, распространенное среди пленников, жадно читавших его, в виде летучих листков, редактор внес в книгу Исайи, и для избежания улики, даже снабдил авторитетным надписанием». Гипотеза, как видится, очень остроумная и эффектная, но не очень убедительная!

Гипотеза эта подверглась критике даже некоторыми из представителей отрицательного направления. Еще Бертольд спрашивал своих единомышленников: почему же этот редактор своими фальшивыми надписаниями снабдил не все пророчества Исайи? Отчего никто из пленников не уличил его, в таком подлоге? Как Иудеи могли допустить такую фальшь в произведениях глубокоуважаемого и хорошо известного им лица? К этим справедливым возражениям рационалиста апологеты присоединили свои положительные доводы.

Надписание несомненно принадлежит писателю пророчества. Без него непонятны первые 16 стихов 13-й главы, так как в них не упоминается предмет пророчества – Вавилон. Если составитель надписания вводил людей в обман, то намеренно, а не по ошибке, это делал, и составитель надписания очевидно не «редактор» книги Исайи, а сам писатель пророчества о Вавилоне. Мнимый обманщик был знаком с другими, несомненно, подлинными речами Исайи и подражал обычаю Исайи. Это видно из тождественных с настоящим надписаний пророчеств (massaa) о Дамаске (), Египте (), о долине видения () и т. п. А указанные надписания в подлинных речах Исайи несомненно принадлежат не редактору, а самому Исайе (что видно из ). Чтобы составить мнимый подлог, как видно, требовались большое искусство и эрудиция...

Вместо того, чтобы допускать целый ряд таких искусных подчисток, несвойственных благочестивому редактору, не лучше ли признать здесь истину и свидетельство об истине?!.. Надписание составлено самим пророком Исайей и свидетельствует о принадлежности ему оспариваемого пророчества.

Другое положительное свидетельство подлинности рассматриваемого отдела защитники находили в . Здесь заключается пророчество о падении Ассирии, «естественное», по мнению рационалистов, для Исайи, а потому неоспоримо подлинное. Признавая не подлинность , критики всегда отделяли от нее этот «подлинный» () отдел. Но, соглашаясь в этом мнении, представители отрицательного направления, тем не менее, не могли своим «единодушием» побороть недоумения: когда и по какому поводу был произнесен отд. ? Как он, по-видимому «без связи», попал между неподлинным пророчеством о Вавилоне и подлинным – о Филистимской земле ()? И вот, единодушие критиков кончается, и начинается разногласие – dissensus, по выражению Геферника. Коппе ставил его в связь с 36–37 гл. Исайи. Розенмиллер считал отрывком из какого-то «большого, но потерянного» пророчества на Ассирию. Гезениус и Гендеверг помещали его в 10-й главе. Эвальд думал отнести к , Фюрст к 5 главе, и так далее. Из всех этих разнообразных гипотез видно только, что критики сами себе в этом случае не доверяют. В действительности же рассматриваемый отдел имеет естественную связь с предыдущим пророчеством о Вавилоне. Пророчество о падении Вавилона стоит в связи с пророчеством о падении Ассирии, в соответствие предметам их – Ассирии и Вавилону. Оба всемирных государства соединены между собой исторически: одно из другого развилось. Они соединены духом власти, как члены виденной Навуходоносором статуи (); они в одинаковом отношении стояли к иудее; после того как обглодал Иудею царь Ассирийский, Навуходоносор сокрушил ея кости ().

Тесную связь рассматриваемых двух пророчеств признавали ветхозаветные писатели. Несомненно, писателю 50 и 51 гл. книги пророка Иеремии было известно пророчество Исайи о Вавилоне (). Но Иеремии, несомненно, оно было известно в связи с пророчеством об Ассирии (). Пророк Иеремия, притом, видел здесь связь не механическую, по положению, а внутреннюю – историческую. Он говорит, что Ассирия и Вавилон одинаково причиняли страдания Иудее, за это и Господь посетит Вавилон, как посетил Ассирию. (; ). В Исайя упоминает о руке Господней, простертой на «все народы». Под ними можно разуметь только народы с такой же мировой властью, какой обладала Ассирия (а не Филистимляне). Таким народом могли быть Халдеи, о которых ранее говорил Исайя.

Если несомненна связь подлинного пророчества Исайи об Ассирии () с пророчеством о Вавилоне (), то несомненна и подлинность пророчества Исайи о Вавилоне.

а) Для разрушения Вавилона Господь, говорит пророк, соберет многочисленное войско из царств и народов, от движения коего произойдет необыкновенный шум (). Такое же многочисленное воинство из разных народов Господь намерен, по слову пророка, собрать на Иудею, и шум его подобен шуму моря ().

б) Это войско будет состоять из дальних народов, живущих на «краю» вселенной, и потому приглашено будет особенным «знамением» (). Из таких же народов и таким же образом будут созваны враги Иудеев, как предсказывал Исайя ().

в) Вражеское нашествие поразит Вавилонян ужасом, руки у них опустятся, сердце растает, и изум­ленные они уподобятся жене-родильнице (). Грядущие бедствия также точно отразятся на Египтянах () и Иудеях ().

г) Вражеское нашествие будет сопровождаться особыми знамениями на небесах и на земле: помрачением небесных светил и землетрясением (). Такими же точно знамениями будут сопровождаемы бедствия Иудеев ().

д) Вавилон, краса царств, погибнет подобно Содому и Гоморе (). Такую же участь пророк предрекает Иудеям и славному Тиру ().

е) После падения Вавилона, помилованные Господом Иудеи соберутся, возвратятся в Палестину, к ним присоединятся иноземцы и сделаются рабами и рабынями их (). Эти мысли нередко и в других своих речах выражал Исайя ().

ж) По своей силе и грозе для порабощенных народов, Вавилон называется «жезлом и скипетром владык» (). Так называется и Ассирия ().

з) Радости Иудеев будет сочувствовать и неодушевленная природа; кедры и кипарисы Ливанские (). Так и в другом месте пророк Исайя, говорит, что они разделяют страдания Израиля ()…

и) Даже и подземный мир (обитатели шеола) примет участие в торжестве Иудеев. Ваиилонский царь со своей славой и блеском сойдет в шеол и уподобится бессильным рефаимам (). Это же наказание Исайя предрекал Иудеям и Ассирийцам ().

й) Попиравший народы, потрясавший царства, колебавший и опустошавший землю, желавший уподобиться Вышнему, Вавилонский царь будет разбит и повержен (). Также точно изображаются замыслы и участь Ассирии, Филистимской земли и Тира ().

к) Душевным мучениям Вавилонского царя в шеоле будет соответствовать презренное состояние его трупа, лишенного могилы (). Такая же участь предречена Исайей Иудеям, Эфиопам и Севне ().

Встречается в исследуемых нами главах книги пророка Исайи и множество еврейских слов и оборотов речи, которые находятся в других неоспоримо подлинных местах книги пророка. Так:

а) – עָוָה – назначать исполнителем гнева Господня = .

קָדַש – исполнять определение Божие = .

עֹֹלֶז – тиран – исполнитель гнева Господня = .

שְאוֹן קול עם־רָב הַמוִןֵ קול = .

צבָאוֹת יְהוָֹה – Гезениус это выражение вместе со словом עלֶז – считает доказательством подлинности 23-й главы Исайи.

б) – נָ שָׂא־נֵב תַר עַל = .

– קזל הֵרָים = .

– הַ שָׁמָים מִקְצה מֶרְחָק מֵאֶרֶץ = .

в) – יִמָּם לִבַך = .

г) – חָ שַׁפ אוֹר = .

– רָעַ שׁ = .

д) – וְת פּאֶרֶת צבִֹנְאוֹן = .

כְמַחְפֵכַח = .

– שָׁמַר = .

е) – רַהם = .

– נֹגֶ שׂ (в значении: тиран) =

mob_info