Кругосветное путешествие дрейка 1577 1580 на карте. Фрэнсис Дрейк: «Железный Пират» Елизаветы I

Страницы истории. Страница третья (продолжение).

О пиратстве и пиратах. (часть 2)

Дрейк начал свои пиратские похождения в 1567 году, когда ему было 26 лет. Но он уже с юности примкнул к экспедиции Хокинса и участвовал в пиратских походах. 24 мая 1572 года Дрейк отправился из Плимута на борту собственного корабля "Сэван". Своему младшему брату Джону он поручил командовать другим кораблём под названием "Паша` ". Во время этого и последующих походов Дрейк совершал пиратские действия в водах Карибского моря у берегов Кубы и острова Пинос (ныне остров Хувентуд). После бесчисленных "подвигов" на море Дрейк возвратился 3 ноября 1580 года в Англию. Королева Елизавета осыпала пирата почестями и вручила ему шпагу с надписью: "Если тебя ударят, Дрейк, это значит, удар нанесён нам." Королева жалует ему титул сэра и делает его членом парламента и адмиралом британского флота.

И всё это по заслугам. Ведь возвратился он осенью 1580 года не просто из очередного пиратского похода, а из кругосветного путешествия.

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка.

Никто не поручал Дрейку совершать кругосветное путешествие, а сам он не планировал такое плавание. Как это нередко бывало в ту эпоху, многие географические открытия совершались случайно, в силу непредвиденных обстоятельств. У Фрэнсиса Дрейка получилось почти как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Напомним читателям, как всё произошло.

Осенью 1577 г. Дрейку удалось с помощью влиятельных покровителей, в число которых входила и сама королева Елизавета, подготовить пиратский поход на западное, Тихоокеанское, побережье Южной Америки. Замысел похода был до гениальности прост: на западном побережье Америки испанцы не ожидают нападения ни с суши, ни, тем более, с моря. Поэтому можно почти безнаказанно грабить их корабли и прибрежные поселения.

В конце 1577 года флотилия Дрейка, состоявшая из четырёх крупных судов, вышла из Плимута. В апреле 1578 года пираты достигли устья реки Ла-Плати. После краткой остановки они пошли на юг, вдоль берегов Патагонии - обширной области современной Агрентины, которая простирается на юг от русла реки Рио-Негро до Магелланова пролива. На юге Патагонии, в бухте Сан-Хулиан, флотилия Дрейка сделала остановку. Известно, что в этой бухте в июне-октябре 1520 года зимовал Магеллан.

После остановки в Сан-Хулиане флотилия Дрейка продолжала плавание уже в составе трёх кораблей: один корабль получил неисправность и по приказу Дрейка был сожжён. Вскоре пираты вошли в Магелланов пролив, сложный и извилистый фарватер которого с трудом прошли за двадцать дней. Моряки команды сильно страдали от холода: июль - самый холодный месяц в Южном полушарии. Наконец они оказались в Тихом океане и взяли курс на север, к тропикам. Но тут начался сильнейший шторм. Из трёх кораблей один пропал без вести, видимо, разбился и потонул в океане, а другой снова вошёл в Магелланов пролив и сумел возвратиться в Англию. Остался один флагманский корабль Дрейка под названием "Золотая Лань". Корабль отнесло далеко на юг. Дрейк увидел, что здесь заканчивается Огненная Земля, а южнее простирается безбрежный океан. Так, по сути дела случайно, было сделано географическое открытие: Огненная Земля является островом, но не частью огромной Неведомой земли, как до этого считали мореплаватели. Пролив между Южной Америкой и Антарктидой позже назвали проливом Дрейка.

Наконец океан утих, погода улучшилась. Дрейк решил продолжить экспедицию и направил свой теперь единственный корабль на север. Команда, предчувствуя скорую встречу с субтропиками, обрела второе дыхание. Тяготы путешествия в районе Огненной Земли стали быстро забываться, когда после первых же нападений на испанские корабли трюмы "Золотой Лани" стали наполняться золотом и другими драгоценностями.

Без крайней необходимости Дрейк не убивал тех, кого он грабил. Поэтому пиратские операции Дрейка почти не приводили к людским потерям в его команде. С чилийскими индейцами Дрейк установил чуть ли не дружеские отношения. Богатая добыча, доступность пищи и вина, а также женщин из местных индейских племён были вознаграждением пиратам за все пережитые до этого опасности и невзгоды. Дрейку удалось захватить специальный испанский галион (см. примечание) , перевозивший золото и драгоценности из американских колоний в испанскую казну. Такую удачу имел далеко не каждый пират. Богатства уже некуда было грузить. Надо было возвращаться домой, в Англию. Но как? Дрейк, конечно, не мог знать о планах испанцев, но как опытный капитан, он предположил, что испанские корабли, чтобы уничтожить его, пойдут ему навстречу через Магелланов пролив. И его предположение было абсолютно верным. Нужно было спасать себя, команду и награбленный драгоценный груз. И Дрейк пошел на север вдоль западного побережья Америки. Поражает воображение длина этого пути. От Огненной Земли он прошёл морем, конечно с остановками на берегу, вдоль всего побережья Чили, Перу, мимо земель Центральной Америки и Мексики, вдоль западного побережья нынешних США, достигнув 48-го градуса северной широты (граница с Канадой). Этот путь составлял не меньше 20 тысяч километров - ведь корабль шёл не строго по меридиану, а огибал берега континентов обеих Америк. Берег отклонялся всё дальше на запад. Дрейк, спасаясь от преследования, был готов, наверное, обогнуть Северную Америку, чтобы попасть в Атлантический океан. Но это было невозможно, т.к. он не знал, существует ли такой путь. Другого выхода не было, и Дрейк повернул на запад, в бескрайний Тихий океан. Повернув на юго-запад, он через три месяца достиг Марианских островов. Ещё через полтора-два месяца его корабль пробирался уже между островами Молуккского архипелага. В этом районе Дрейк мог встретиться с испанскими или португальскими военными кораблями, но ему как-то удалось избежать таких встреч.

Очередной этап его плавания был тоже уникальным в своём роде. Корабль Дрейка с острова Ява взял курс через весь Индийский океан прямо к мысу Доброй Надежды. Обогнув мыс Доброй Надежды, путешественники двинулись на север вокруг западного побережья Африки, прошли мимо Пиренейского полуострова, вошли в Бискайский залив и в начале ноября 1580 года прибыли в Плимут. Путешествие, продолжавшееся почти три года, получилось кругосветным.

Френсис Дрейк стал вторым после Фернана Магеллана капитаном, совершившим кругосветное путешествие. При этом Дрейк был намного более удачливым, чем Магеллан. Известно, что Магеллану не суждено было лично довести до Португалии свои корабли. Он погиб на Филиппинских островах в стычке с аборигенами. Единственный из пяти кораблей флотилии Магеллана через полтора года после его гибели привели в Лиссабон немногие оставшиеся в живых члены команды Магеллана.

В долгом и опасном плавании Дрейк сумел сохранить свою жизнь и жизнь большинства моряков экипажа своего флагманского корабля "Золотая Лань" и лично привёл этот корабль в английский порт Плимут. На корабле был большой груз золота и других драгоценностей.

Капитан Дрейк из простого пирата сразу превратился в адмирала Британского флота и удостоился других почестей от королевы Англии.

Широкий пролив между островом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами носит имя пирата Дрейка. Человеку несведущему может показаться, что это какой-то исторический курьёз или недоразумение. Но теперь, когда мы знаем обстоятельства дела, мы можем утверждать, что тут все правильно, потому что Дрейк сделал немало и для географической науки, и для своей родины.

* * *

Прошло несколько лет, и Дрейк возобновил свои набеги на Америку, но уже с огромной флотилией корсаров, которая насчитывала 30 кораблей и 2300 солдат и моряков. По приказу Дрейка солдаты сравнивают с землёй город Санто-Доминго (на острове Гаити), затем осаждают Картахену (северное побережье Колумбии), угрожая этому городу полным разрушением. В итоге Дрейк получает 110 тысяч дукатов выкупа (дукат - крупная денежная единица того времени). Возвращается он в Англию с добычей на общую сумму 600 тысяч фунтов стерлингов.

Во время очередного набега на испанские колонии Дрейк заболел дизентерией и умер. Как и его учитель Хокинс, он был похоронен в море с почестями. Из оставленных Дрейком рукописей видно, что он повсюду, так сказать без отрыва от основной работы - пиратства, занимался естественными науками. Португальский лоцман Нуньо да Сильва свидетельствует, что Дрейк в своей корабельной библиотеке имел сочинения английских, французских и испанских авторов. Он хорошо рисовал. На своих этюдах он изображал птиц, тюленей, деревья, индейцев и вообще всё, что привлекало его внимание во время путешествий.

После смерти Дрейка командование экспедицией принял Томас Баскервиль. Перед возвращением в Англию он привел свой флот на остров Пинос (ныне Хувентуд) для ремонта и отдыха. К этому времени король Испании Филипп II успел послать сюда крупную морскую эскадру под командованием Бернандино Авельянеда, которому приказал уничтожить англичан. Баскервиль укрылся в заливе Сигуанеа. Но корабли Баскервиля были обнаружены Авельяндой. Авельянда навязал им бой. Англичане заняли оборону, а затем попытались спастись бегством. В итоге до Англии добрались только восемь из тридцати судов, вышедших в море из Плимута в сентябре 1595 года.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; ок. 1540 — 28 января 1596) - английский мореплаватель, работорговец, видный политический деятель эпохи Елизаветы I, удачливый пират, вторым после совершивший кругосветное путешествие, вице-адмирал, слывущий грозой морей.

Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577-1580).

Детство и юность

Будущий «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель родился предположительно в 1540 г. в английском местечке Кроундейл (англ. Crowndale), графство Девоншир (англ. Devonshire).

Фрэнсис стал первенцем в семье фермера. Когда один за другим родились еще 11 детей, отец, Эдмунд Дрейк (англ. Edmund Drake), чтобы прокормить большое семейство, стал сельским проповедником. В 1549 г. семья, сдав свои угодья в аренду, перебралась на юго-восток Англии, в графство Кент (англ. Kent). Этот переезд оказал огромное влияние на судьбу мальчика. В 13 лет Френсис, с детства мечтавший о дальних морских походах, славе и богатстве, стал юнгой на торговом корабле (барке) своего дяди, которому трудолюбивый, настойчивый и расчетливый юноша так полюбился, что тот завещал судно после смерти племяннику. Таким образом, после кончины дяди в 16 летнем возрасте Фрэнсис стал полноправным капитаном собственного корабля.

Жизнь, полная приключений

В 1567 г. Дрейк отправился в первое серьезное плавание в Вест-Индию, командуя кораблем в составе работорговой экспедиции своего родственника, сэра Джона Хокинса (англ. John Hawkins). В ходе этой экспедиции, вблизи мексиканского залива корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая часть судов была потоплена. Уцелело лишь два парусника - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за погубленные корабли. Король, естественно, отказался, тогда Дрейк «объявил войну» испанской короне.

В 1572 г. мореход отправился в повторный собственный поход до испанских владений в Вест-Индии, в результате которого он захватил город Номбре-де-Дьос (исп. Nombre de Dios) на , затем - несколько судов возле гавани близ венесуэльского города (исп. Cartagena).

Во время этой экспедиции английский корсар напал в районе Панамского перешейка на направлявшуюся из Панамы в Номбре-де-Дьос испанскую эскадру, именуемую «Серебряным караваном», в трюмах которой находилось ок. 30 тонн серебра. 9 августа 1573 г. Дрейк вернулся в Плимут (англ. Plymouth) богачом, овеянным славой удачливого корсара, «грозы морей».

15 ноября 1577 г. английская Королева Елизавета I приказала своему верному каперу отправляться в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. 13 декабря 1577 г. Фрэнсис Дрейк на флагманском «Пеликане» (Pelican) водоизмещением 100 Тн вышел из Плимута в свой самый известный поход во главе флотилии, состоявшей из 4-х больших («Елизавета», «Морское золото», «Лебедь», «Христофор») кораблей и 2-х малых вспомогательных судов. К тому времени его уже окружал ореол славы «железного пирата», опытного навигатора и талантливого военно-морского тактика.

Официальной целью плавания было открытие новых земель, однако, на самом деле Дрейк должен был грабить испанские суда, пополняя казну Англии испанским золотом.

Френсис отправился на юг, к (исп. Estrecho de Magallanes), который эскадра прошла успешно, но на выходе из него попала в жестокий шторм, разметавший корабли эскадры. Один корабль разбился о скалы, другой вышвырнуло назад в пролив, и его капитан принял решение вернуться в Англию.

Флагман «Pelican», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, где за отличные мореходные качества был переименован в «Золотую лань» (англ. Golden Hind). После шторма он встал на якорь среди неизвестных ранее островов, назвав их «Елизаветинские».

Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие: оказалось, что (исп. Tierra del Fuego) не является частью неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий между Антарктидой и Огненной Землей назвали его именем.

Дальнейшее его путешествие состояло из грабежей у берегов и , за что вице-король Перу отправил 2 корабля для захвата пирата. Он ушел от погони на северо-запад, грабя по дороге суда с драгоценностями и захватывая пленных. Точное количество кораблей, ставших жертвами пирата, сегодня установить невозможно, но известно, что добыча была баснословной. Особо крупный куш ждал «морского волка» в (исп. Valparaiso) – пираты захватили стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе хранился крупный запас золотого песка. Но главное – на испанском судне оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Южной Америки.

Испанские города и поселения на побережье не ожидали нападения англичан и не были готовы к обороне. Продвигаясь вдоль берега, пираты захватывали город за городом, набивая трюмы золотом. Недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,6 тонн золота и огромное количество слитков серебра. В мексиканской гавани Акапулько (исп. Acapulco) Дрейк захватил галеон, груженый пряностями и китайским шелком.

Капер прошел вдоль южноамериканского тихоокеанского побережья на север, а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера (англ. Vancouver; город на западном побережье Канады). 17 июня 1579 г. корабль причалил к неизвестному берегу, предположительно, в районе Сан-Франциско (англ. San Francisco), а по другой версии, в современном Орегоне (англ. Oregon). Пират объявил эти земли английским владением, назвав их «Новым Альбионом» (англ. New Albion).

Карта передвижений флотилии Дрейка (1572-1580)

Затем он пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам (англ. Mariana Islands). После ремонта корабля и пополнения запасов провизии, он взял курс на мыс Доброй Надежды (англ. Cape of Good Hope), затем, обойдя Африку с юга, 26 сентября 1580 г. причалил к Плимуту, совершив 2-е после Магеллана кругосветное плавание за 2 года 10 месяцев и 11 дней. На родине пирата встретили как национального героя, он был удостоен Королевой почетного рыцарского звания.

Из кругосветного плавания Дрейк привез в Англию не только сокровища на огромную сумму в 600 тыс. фунтов стерлингов (это в 2 раза превышало размер годового дохода королевства), но и клубни картофеля – за это ему особенно благодарны потомки.

Необходимо упомянуть, что его поход вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Испанией и Англией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии наказала Дрейка за пиратство, возместила материальный ущерб и принесла извинения. Конечно, ни наказывать кого-либо, ни компенсировать ущерб Елизавета не собиралась, напротив, отныне Фрэнсис Дрейк почивал на лаврах. Он был удостоен поста мэра Плимута, стал инспектором военно-морской Королевской комиссии, контролировавшей состояние флота, а в 1584 г. был избран членом палаты общин британского парламента. Так как рыцарское звание обязывало иметь свой замок, сэр Фрэнсис купил поместье в Букленде (англ. Buckland Abbey, Devon).

Однако, знаменитый авантюрист сухопутной жизнью явно тяготился. Когда в середине 80-х гг. отношения двух стран обострились, Дрейк предложил Королеве свои услуги и получил распоряжение сформировать флот для удара по Испании.

Вскоре, получивш чин вице-адмирала, он подготовил к походу 21 корабль. В 1585 г. внушительная эскадра вышла в море, но идти к берегам Испании капитан не решился, направив курс на испанские владения в Америке, которые он основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго (исп. Santo Domingo), Картахену (исп. Cartagena) и Сан-Аугустин (исп. San Augustine).

В 1587 г. Дрейк предпринял свое исключительное по дерзости нападение на важнейший испанский порт Кадис (исп. Cadiz): с 4-мя боевыми кораблями он ворвался в порт, потопил и сжег более 30 испанских кораблей. Как выразился сам Фрэнсис, он ловко «подпалил бороду испанскому Королю». А на обратном пути корсар у португальских берегов уничтожил около 100 неприятельских судов. Однако самую богатую добычу доставило корсару португальское судно, шедшее из Индии с грузом пряностей, который представлял такую ценность, что каждый матрос флотилии уже считал свою судьбу «устроенной».

В 1588 г. Сэр Френсис в числе других английских адмиралов разбил испанскую «Непобедимую армаду». В 1589 г. он командовал объединенными силами флота («Английская армада»), под его началом находилось свыше 150 боевых кораблей.

«Английская армада» Дрейка

Корсар попытался захватить португальский Лиссабон, но из-за отсутствия осадных орудий, потерпел сокрушительное поражение. Похоже, на этот раз удача покинула Дрейка, взять город он не смог, а из 16 тыс. человек в живых осталось только 6 тыс. Кроме того, его военный поход обошелся английской казне в 50 тыс. фунтов стерлингов, чего скуповатая Королева стерпеть не смогла, и «Железный пират» утратил ее благосклонность.

Следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для корсара последней (1595-1596 гг.). Неудачи преследовали эскадру, кроме того, погода стояла отвратительная и в экипажах распространились болезни. Дрейк завел корабли в неблагоприятное место вблизи острова Эскудо-ле-Верагуа (исп. Escudo de Veraguas). Продовольствие заканчивалось, люди умирали от дизентерии и тропической лихорадки. Вскоре заболел и сам сэр Френсис, а 28 января 1596 г. в возрасте 56 лет он умер от дизентерии недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). По традиции, знаменитого мореплавателя похоронили под залпы корабельных орудий в океане, положив тело в свинцовый гроб. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля (англ. Thomas Baskerville) вернулись в Плимут без своего адмирала.

знаменитый корабль Дрейка - галеон «Golden Hind»

Если вкратце охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил непобедимую испанскую армаду. Речь идет о легендарном Фрэнсисе Дрейке — английском мореплавателе и вице-адмирале.

адмирал Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк родился в Англии в поселке Тависток, графства Девоншир в семье фермера в 1540 году. Мальчик с самого детства мечтал о дальних морских походах и известности. Дорогу к своим грезам Фрэнсис начал в 13 лет нанявшись юнгой на . Юноша оказался смышленым моряком и уже скоро он стал старшим помощником капитана. Позже, когда Френсису исполнилось 18 лет, он приобрел небольшой барк, на котором стал перевозить различные грузы. Но обычные морские перевозки не приносили особого богатства, чего не скажешь о пиратстве и работорговле. Они давали больше прибыли, а посему Фрэнсис Дрейк в 1567 году в качестве командира корабля во флотилии своего дальнего родственника Джона Хокинса отправился в дальний поход к Африке за рабами а оттуда в Вест-Индию, где мореплаватели промышляли грабежами и захватом испанских кораблей. Во время этого плавания молодой мореплаватель получил огромный опыт сопряженных с грабежами и нападением на торговые корабли испанской короны. Вернувшись в Англию, о нем сразу заговорили как об удачливом капитане.

Вскоре, в ноябре 1577 года, Фрэнсис Дрейк вышел на корабле из порта Плимут и направился во главе экспедиции в Тихий океан к берегам Америки, целью являлось приведение под английскую корону новых земель а также завладение испанскими кораблями и их ценными грузами. На этот раз под командованием Дрейка находилось уже пять кораблей. Корабль Дрейка под названием «Pelican» был вооружен 18 орудиями и имел три мачты. По парусному вооружение стотонное судно относилось к галеону. При сравнительно небольших размерах, корабль Дрейка обладал хорошими мореходными качествами. Историки говорят, что даже сама королева Елизавета благословила эти корабли и преподнесла памятные подарки.

Морской поход начался удачно. К концу января 1578 года корабли Дрейка прибыли к побережью Марокко, где англичане захватили город Могадар. Получив в качестве вознаграждения большое количество различных ценных товаров, морские пираты направились к берегам Америки, где занялись разбойным грабежом. Во время этого на нескольких кораблях Дрейка назрел бунт. Некоторые моряки решили сами заняться пиратством. Однако мятеж был подавлен. Оставив два самых прохудавших корабля, и заново сформировав команды, Фрэнсис Дрейк отправился к проливу Магеллана. Успешно миновав пролив, парусники вышли в открытый океан, где сразу же попали в сильный шторм. Разбросанные корабли Дрейка так больше и не смогли собраться в эскадру. Один корабль разбился о скалы, другой течением снова затащило в пролив, и его капитан принял решение самостоятельно возвратиться в Англию. А корабль Дрейка, который к тому времени получил новое название за прекрасные мореходные качества, понесло далеко на юг.

корабль Дрейка «Золотая Лань»

Галеоны как тип судна возникли в 17 веке в Испании, когда неуклюжие каракки и небольшие каравеллы уже не подходили для дальних морских походов. Английский галеон, каким был корабль Дрейка, был более вместительным и имел более мощное вооружение. Кормовые надстройки были высокими, но более изящными за счет сильно зауженной к верху форме. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец, как правило, создавался прямым. Корма галеонов часто обладала роскошным убранством в виде позолоченного орнамента. Форштевень тоже имел свои декорации. Парусное вооружение галеона состояло из двух рядов прямых парусов на первых двух матчах и большого латинского паруса на бизань-мачте. На бушприте, как правило, устанавливался прямой парус под названием блинд. Впервые на кораблях как у Дрейка появились орудийные палубы, располагавшиеся под главной палубой. Корпус корабля был несколько уже, чем у его предшественника каракки, а обводы корабля — более плавными, что способствовало улучшению маневренности и повышению скорости хода.

Корабль Дрейка «Pelican» был построен на верфи Альбурге, а оба вооружения (парусное и артиллерийское) были установлены в его родном городе Плимуте. Парусный корабль имел длину 21,3 м, ширину 5,8 м, осадку 2,5 м и водоизмещение 150 тонн. Перед длительными морскими походами корабль Дрейка принимал раскраску испанского галеона, состоящую из орнамента из красных и желтых ромбиков. Первоначально на корме корабля находился рисунок пеликана, но после переименования на носу появилась фигура лани, полностью отлитой из золота.

Но вернемся к великим географическим открытиям Фрэнсиса Дрейка. Итак, успешно миновав Магелланов пролив, корабль Дрейка двинулся на юг. Сам того не осознавая, он сделал важное открытие. Выяснилось, что Огненная Земля вовсе не является выступом известного Южного материка, а всего лишь есть крупный остров, за которым продолжается открытый океан. Впоследствии данный пролив между Антарктидой и Южной Америкой был назван в честь его имени.

Далее корабль Дрейка направился на север, обирая и захватывая по пути прибрежные города. Особенно удачный «клад» ждал английских корсаров в Вальпараисо. В этом порту разбойники напали на стоявший в гавани , загруженный золотом и редчайшими товарами. Но самое главное на испанском корабле оказалась неизвестная морская карта с описанием западного побережья Северной Америки.

Дрейк не только занимался грабежом испанских колоний, он прошел вдоль побережья Америки гораздо севернее испанцев. В середине июня корабль Дрейка причалил к берегу для ремонта и пополнения запасов. И между делом он решил исследовать район, где ныне располагается город Сан-Франциско, объявив его владением английской королевы, и нарек его Новый Альбион.

Путешествие вдоль западного побережья Америки оказалось весьма успешным. Когда корабль Дрейка был перегружен большим количеством золота и драгоценностей, капитан подумал о возвращение на родину. Однако проследовать через Магелланов пролив он не посмел, осознавая наличие там испанских кораблей. Тогда Дрейк решил отправиться в неизвестный путь через Южный Океан и погода ему в этом благоприятствовала. Вскоре корабль Дрейка достиг Марианских островов. Простояв на ремонте несколько дней в индонезийском Целебесе, капитан продолжил плавание.

26 сентября 1580 года Дрейк и его корабль благополучно прибыли в порт Плимут. Здесь его встретили с почестями. Даже сама королева Елизавета пришла на корабль и прямо здесь произвела бесстрашного мореплавателя в рыцари. И эта награда была заслуженной, ведь корсар привез «добычу», которая в несколько раз превосходила годовой доход британской казны.

Кроме титула Френсис Дрейк был назначен мэром Плимута, стал инспектором королевской комиссии, которая проводила регулярные проверки кораблей британского военного флота. А в 1584 году был избран почетным членом палаты общин.

В период с 1585 по 1586 годы сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал вооруженным британским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии. Именно благодаря оперативным и умелым действиям Дрейка выход в море испанского флота короля Филиппа II был отложен на год. А в 1588 году он приложил свою тяжелую руку к окончательному разгрому непобедимой испанской армады. К сожалению, это был закат его славы.

Фрэнсис Дрейк - корсар её величества Елизаветы Английской

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake ) Годы жизни: ~1540 - 28.1.1596

Френсис Дрейк - корсар, мореплаватель, вице-адмирал английского флота. Вторым после Магеллана и первым среди англичан совершил кругосветное плавание в 1577-1580 гг. Талантливый флотоводец и организатор. Был одной из главных фигур при разгроме английским флотом Непобедимой испанской армады. За свои заслуги был пожалован королевой Елизаветой I в рыцари и стал именоваться сэр Френсис Дрейк.

Имя Френсиса Дрейка ассоциируется в первую очередь со словом корсар. О его подвигах и приключениях написано немало книг и снято фильмов. Меж тем масштаб этой исторической фигуры значительно выше образа заурядного морского грабителя.

В эпоху колониальных захватов практически все переселенцы и колонизаторы были бандитами, грабителями и работорговцами. Фрэнсис Дрейк не был исключением. Просто он был удачливее и масштабнее других.

Начало биографии Ф. Дрейка

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)" face="Georgia"> Фрэнсис Дрейк был родом из среднего сословия, его родители владели усадьбой-фермой. Отца звали Эдмунд и детей у него было больше десятка, Фрэнсис был старшим ребенком. Уже в 12 лет Фрэнсис знакомится с морем. Он – юнга на торговом корабле своего дальнего родственника. Мальчик сумел проявить себя и так понравился хозяину корабля, что тот оставил Дрейку этот корабль в наследство. Таким образом, Дрейк уже в восемнадцать лет становится владельцем и капитаном собственного судна. Сама судьба связывала его с морем.

Почему Дрейк решил стать корсаром

В возрасте 27 лет Дрейк совершает первое дальнее океанское плавание в африканскую Гвинею, потом в Вест-Индию (как тогда называли открытые Колумбом земли). Он был капитаном одного из кораблей в флотилии своего родственника Джона Хокинса, а занимались они работорговлей. Когда корабли с черным товаром были уже у берегов Мексики, их атаковали испанские военные корабли и потопили почти всех. Спастись удалось лишь Хокинсу и Дрейку. Это было в 1567 году. Легенда гласит, что англичане потребовали у испанцев компенсацию (каким образом?). Те, конечно, отказались. Тогда Дрейк публично заявил, что сам возьмет у испанской короны все, что посчитает нужным. И тут началось.

В 1572 году, когда Дрейку исполнилось 32 года, он организовал первую захватническую экспедицию к берегам Нового Света, и начал грабить испанские корабли и поселения. Главной удачей этого похода был захват испанского «Серебряного каравана» с тридцатью тоннами серебра. Хроники утверждают, что Дрейк вернулся в Англию в богатстве и славе.

Здесь уместно напомнить, что Дрейк не был пиратом, он был корсаром (). То есть он имел государственный патент на грабежи кораблей противника, находился «под крышей» английской короны и, соответственно, значительную часть добычи отдавал в казну государства.

После того, как Фрэнсис Дрейк зарекомендовал себя не только незаурядным морским волком, но и патриотом, он был всячески обласкан королевой Елизаветой I , которой всю жизнь служил верой и правдой, доказывая свою преданность конкретными делами на благо Англии.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При Елизавете I (царствовала 1559-1603) Англия вступила на путь войны за передел мира и захват новых земель. Это было начало становления Британской колониальной империи и всего того, что впоследствии сделает Англию «владычицей морей».

Королева поручает Дрейку возглавить важную разведывательно-захватническую экспедицию в Новый Свет. Официальная цель экспедиции была исследовательская. Фактически же Дрейку поручалось провести разведку всего американского тихоокеанского побережья, нанести удары по испанским поселениям, награбить как можно больше ценностей и застолбить за английской короной новые земли, если таковые будут открыты.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Дрейк блестяще справился с поставленной задачей. Экспедиция из шести судов стартовала 15 ноября 1577 года от английских берегов, спустилась к югу американского континента, прошла , вышла в Тихий океан. Здесь ее застигла жуткая буря, которая отбросила корабли южнее островов Огненной Земли.

И тут Дрейк сделал открытие, что между Южной Америкой и (неоткрытой еще) Антарктидой существует водный путь. Этот пролив впоследствии получил его имя. Так он называется и по сей день – пролив Дрейка.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)" face="Georgia">
Во время этого шторма все корабли эскадры пропали без вести, осталось только флагманское судно «Пеликан». После чудесного спасения капитан решил переименовать его в «Золотую лань». Это, пожалуй, единственный в истории случай переименования корабля во время плавания.

«Золотая лань» завершает кругосветное плавание Дрейка

Удача сопутствовала Дрейку и в этом походе. Он поднялся к северу вдоль западного берега Южной Америки, нападая на все испанские порты, грабил по дороге все и всех. Как ему это удавалось с одним кораблем, бог знает.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Дрейк на «Золотой лани» поднялся значительно севернее испанских колоний, к берегам современной Калифорнии и Канады. Документальных свидетельств его пребывания не сохранилось, но исследователи считают, что он дошел до места, где ныне располагается Ванкувер. Тихоокеанское побережье нынешних США и Канады тогда было совершенно «диким», не исследованным и никем не захваченным. Дрейк, как полагается, застолбил новые земли за Английской короной.

Дрейк пересекает Тихий океан

После отдыха, ремонта и пополнения запасов экспедиция пошла на запад и вышла к Молуккским островам (знаменитым Островам пряностей). Оттуда корабль Дрейка взял курс домой, обогнул и 26 сентября 1580 года вновь вернулся к английским берегам.

Добыча кругосветного похода Френсиса Дрейка

Как утверждают британские ученые исследователи, Дрейк привез в трюмах «Золотой лани» золота, серебра, пряностей и всякого награбленного добра на сумму в шестьсот тысяч фунтов стерлингов! Они (британские ученые) утверждают, что эта сумма в два раза превышала тогдашний годовой бюджет королевства!

Дрейк был встречен как национальный герой. Королева Елизавета возвела его в рыцари. С этого момента он получил право именоваться сэр Френсис Дрейк.

Кроме золота и разного барахла, Дрейк привез из Америки клубни картофеля, которые хорошо прижились на европейской земле и можно сказать, кардинально изменили рацион питания европейцев. За что англичане и жители других стран премного благодарны именно Дрейку, а вовсе не Колумбу, как принято считать у нас.

Дрейк продолжал свою разбойничью работу на пользу родному отечеству. Он нападал не только на колониальные владения Испании, но и на ее европейские порты, в частности, на Кадис. Тот самый Кадис, из которого стартовала .

Своими умелыми и решительными действиями Дрейк нанес существенный урон испанскому владычеству на морях. Он сыграл ключевую роль в разгроме знаменитой испанской «Непобедимой армады» в 1588 году. Это событие, повторим, стало отправной точкой в становлении Англии в качестве великой морской державы.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Судьба всю жизнь была благосклонна к Фрэнсису Дрейку. И лишь немножко подпортила картину в самом конце – Дрейк погиб не в бою, как полагается рыцарю, а скончался от дизентерии во время своего последнего грабительского похода в Вест-Индию в 1596 году. Зато похоронен наш герой в море, как и подобает настоящему морскому волку.

И еще. Бог не дал Дрейку детей, и все его состояние перешло к его племяннику. Но в истории осталось имя интереснейшего и неординарного человека, отважного морского разбойника и большого патриота своей родины, для которой он старался всю свою жизнь.

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

История самого успешного пирата Фрэнсиса Дрейка

Сэр Фрэнсис Дрейк (рожд. 13 июля 1540 г. - смерть 28 января 1596 г.) - английский мореплаватель, пират, вице-адмирал (1588 г.). Первый англичанин, который совершил кругосветное плавание (1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) (1588 г.)

История жизни Фрэнсиса Дрейка изобиловала самыми невероятными приключениями. Именно он был первым англичанином, который совершил кругосветное путешествие. Это произошло в 1577-1580 гг., когда его «Золотая Лань» прошла три океана и возвратилась в Англию с полными трюмами золота и драгоценностей, Дрейк сражался против испанских эскадр и штурмовал береговые форты, форсировал Магелланов пролив, занимался грабежами в Южной и Северной Америке. За свои подвиги он, бывший по сути самым настоящим пиратом, был удостоен рыцарского звания. Королева Елизавета возложила на него меч прямо на палубе корабля. Вместе с этим имя Дрейка стало известным и в Испании, где его проклинали все от мала до велика.

Пират Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк – именем этого пирата-путешественника даже назван пролив на южной оконечности Южной Америки.

XVI столетие ознаменовалось прославленными путешествиями целой плеяды знаменитых английских капитанов. Фробишер и Хокинс, Рэйли и Девис, Дрейк и много других блестящих мореходов бороздили волны Северной Атлантики и Карибского бассейна, Индийского океана и Полинезии. Увы, этот период времени являлся одновременно и эпохой расцвета пиратского промысла. Потому все перечисленные выше капитаны прославились в первую очередь как «джентльмены удачи».

Самым известным англичанином XVI столетия, без сомнения, был сэр Фрэнсис Дрейк – пират и работорговец, кругосветный мореплаватель и талантливый флотоводец, который сыграл решающую роль в разгроме испанской «Непобедимой армады».

Являясь близким родственником известного пирата и торговца «живым товаром» Джона Хокинса, Фрэнсис с 23-х лет ходил на его кораблях к берегам Западной Африки, возвращаясь оттуда с трюмами, полными невольников.

Пират и королева Елизавета

Потом Дрейк решил самостоятельно заняться пиратским ремеслом. Он стал нападать на испанские суда, перевозившие сокровища. Так, в разбойничьих трудах и заботах, прошло 12 лет. За это время капитан Дрейк накопил немалый мореходный опыт и кое-какой капитал, что позволило ему предложить королеве и ее приближенным дерзкий проект пиратской экспедиции в испанские колонии на Тихоокеанском побережье Америки. Здесь никто не ожидал нападения англичан, и добыча могла быть в значительной степени больше, чем в порядком ощипанных пиратами портах Карибского моря.

Английская королева благосклонно отнеслась к планам Дрейка и даже соизволила внести свою лепту в финансовое обеспечение экспедиции в размере, 1000 крон. Более весомый вклад сделали высокопоставленные королевские чиновники: граф Эссекс, Уолсингем и Берли. Впрочем, досточтимые лорды не собирались оставаться внакладе и в действительности не просчитались. По возвращении Дрейка они получили свою долю добычи, и прибыль их составила. 5 000 % на вложенный капитал. Но все это случится позже. А мы хотим вам рассказать о кругосветном путешествии капитана-пирата…

Кругосветное путешествие Дрейка (1577-1580 гг.)

Корабль Френсиса Дрейка Золотая Лань

1577 год, декабрь – 5 кораблей флотилии Дрейка вышли из порта Плимут и взяли курс на юг. Сам Дрейк командовал флагманским кораблем «Пеликан», поздней переименованным им в «Золотую лань». Экипаж всей флотилии состоял всего из 160-ти человек. Поразбойничав вначале у африканских берегов, Дрейк захватил и ограбил больше десятка испанских и португальских кораблей с богатым грузом. Кроме этого, в его руки попалась и иная добыча – португальский лоцман, ходивший раньше в Южную Америку.

1578 год, июнь – флотилия Дрейка подошла к бухте Сан-Хулиан, находящейся относительно недалеко от Магелланова пролива. Бухта эта, печально известная бунтом, произошедшем во время стоянки здесь экспедиции Магеллана, и на этот раз оправдала свою дурную славу. На одном из судов вспыхнул мятеж, распространившийся на команду. Все завершилось тем, что Дрейк казнил одного из капитанов – Доути, обвинив его в подстрекательстве к мятежу и предательстве. Оставив в бухте два сильно поврежденных корабля, поредевшая флотилия двинулась дальше.

Однако на входе в Магелланов пролив сильнейший шторм обрушился на корабли и на протяжении 50-ти дней гнал их на юг. Итогом стало открытие Дрейка, что Огненная Земля – остров, а не выступ Южно-Американского материка, как считалось раньше. Широкий пролив, отделяющий этот остров от Антарктиды, носит ныне имя Дрейка.

Шторм нанес флотилии серьезный урон: одно судно утонуло, а другое из-за повреждений вынуждено было возвратиться в Англию. Но Дрейк не привык отступать. На одном оставшемся корабле – «Золотой Лани» – он направился на север, к побережью Чили. Дальше начинается полоса активных и удачных пиратских похождений Дрейка.

1578 год, 5 декабря – англичане напали на порт Вальпараисо, в результате чего захватили корабль с ценным грузом и грабят побережье. 1579 год, 5 февраля – налет на порт Арика и новые трофеи. Потом – нападение на перуанский город Кальяо. Из-под носа Дрейка ушел галеон с грузом золота и серебра. Последовала яростная погоня, и 1 марта галеон удалось захватить после пушечного обстрела. Драгоценные слитки перекочевывают в трюм «Золотой лани».

Пират Дрейк выполнил поставленные перед собой задачи. Добыча его была огромной. Однако возвращение домой прежним путем стало невозможным. Слух о наглых нападениях и грабежах дошли до испанских властей, и военные корабли Испании караулили «Золотую лань», чтобы расквитаться с пиратом за все его злодеяния.

Тогда Дрейк ушел на север, напал на мексиканский порт Гуатулко, разграбил его, заодно пополнил запас провианта. Потом он направил «Золотую лань» еще северней, надеясь найти пролив, соединяющий Тихий океан с Атлантикой. Судно Дрейка дошло до 49-го градуса северной широты! Настолько далеко на север вдоль Тихоокеанского побережья не забирался еще ни один мореплаватель! Но никаких признаков пролива обнаружить не удалось, и английский пират вынужден был повернуть к югу. И тут ему улыбнулась удача: у берегов Никарагуа англичане захватили корабль, на котором нашли карты Тихого океана и Филиппинских островов. Это подсказало пирату идею возвратиться в Европу через Тихий и Индийский океаны.

1579 год, июль – «Золотая лань» взяла курс на запад. Сделав только 4 остановки в пути (на Филиппинах, Молуккском архипелаге, острове Ява и в Сьерра-Леоне), Дрейк в 1580 г. с триумфом вернулся в Англию. Так, спустя 60 лет после путешествия Магеллана еще одному кораблю удалось обойти вокруг света. При этом Фрэнсис Дрейк стал первым капитаном, который от начала до конца командовал кораблем в кругосветном плавании.

Рыцарский титул для пирата

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка – маршрут

Но для встречавших в Плимуте «Золотую лань» сановников главным было не это. На корабле Дрейка было золота и драгоценностей на сумму, равную двухгодичному доходу всей королевской казны! Королева приказала своему капитану лично прибыть в Лондон с наиболее эффектными драгоценностями и удостоила его шестичасовой беседы. В скором времени Елизавета пожаловала Фрэнсису Дрейку рыцарский титул.

Став дворянином, разбойник и грабитель стал уважаемым членом общества. Он купил себе поместье и женился на богатой наследнице. Дрейк был выбран мэром Плимута и членом парламента. Но спокойная жизнь была моряку явно не по душе. Им были организованы еще две пиратские экспедиции в Карибское море, а в промежутке между ними он успел принять участие в войне с Испанией. Также не раз он отправлялся к берегам Америки грабить «Золотой флот» испанцев. Потом дерзко разбойничал в Европе, прямо под носом у короля Испании Филиппа II. Как говорил сам Дрейк – «подпаливал ему бороду».

Вице-адмирал британского флота (1588 г.)

Сэру Фрэнсису Дрейку назначенному вице-адмиралом британского флота, принадлежит главная заслуга в триумфальном сражении с «Непобедимой армадой», отправленной Филиппом II против англичан. Несмотря на двойной перевес в численности кораблей и пушек, испанцы потеряли 60 кораблей из 130 и вынужденно отступили.

Смерть сэра Фрэнсиса Дрейка

Отправившись в 1596 г. к берегам Панамы, сэр Фрэнсис Дрейк заболел желтой лихорадкой, а попросту говоря дизентерией, и скончался на борту своего корабля. Как и положено у моряков, его тело, в соответствии с завещанием самого Дрейка, поместили в свинцовый гроб и опустили в Карибское море, которое было свидетелем первых подвигов знаменитого английского «джентльмена удачи».

Погибла в море и «Золотая лань». Но не от шторма или ядер противника. Ее деревянный корпус превратил в труху крошечный червячок – торедо.

После смерти

Но вот относительно не так давно репутация легендарного английского пирата получила неожиданный удар. Министерство обороны Великобритании не стало финансировать операцию по извлечению его гроба со дна Карибского моря. А британская королевская почта отказалась выпустить серию почтовых марок, посвященных 400-летию со дня его смерти.

Чем же мотивировали власти свое нежелание чествовать земляка? Почтовики объяснили свой отказ тем, что в 1973 г. уже выпускались марки с профилем сэра Фрэнсиса. Военные же сослались на дороговизну предстоящей операции по извлечению гроба. Но скорей всего, англичане не хотят оскорблять чувства испанцев, чьи предки пострадали от рук Дрейка, а также американцев: ведь именно с Дрейка ведет начало рабство на Северо-Американском континенте, куда он регулярно поставлял «черное золото».

А возможно, англичане вспомнили, как противились латиноамериканские страны празднованию 500-летнего юбилея открытия Америки , с чьим именем у многих связано начало жестокого истребления южно-американских народов.

Фрэнсис Дрейк продавший душу

Согласно испанской легенде, сэр Фрэнсис Дрейк продал душу дьяволу в обмен на удачу на морях. Удивительно, но эту легенду сразу переняли и боготворившие Дрейка соотечественники, при этом говорили о сделке Дрейка с нескрываемым восторгом, будучи в своем подавляющем большинстве истинно верующими людьми. Говорили, что Дрейк смог навлечь жесточайшие штормы на испанскую «Армаду» при поддержке дивонских ведьм, с которыми он якобы дружил с раннего детства и которые ему всегда помогали.

Даже сегодня, через более четырех столетий, англичане твердо верят, что тех давних «дрейковских» ведьм, сторожащих проход к Девонпорту, и сейчас еще можно увидать ненастной темной ночью на мысе Дьявола. Есть поверье, что дьявол был до такой степени доволен подвигами Дрейка, что в награду за все им содеянное буквально за три дня построил своему любимцу дом в Бакленд-эби. Дом Дрейка стоит и по сей день, и каждый любопытствующий может, лично оглядев апартаменты легендарного адмирала-пирата, проникнуться обаянием его личности.

mob_info