Темной ночью. Стрелковый маятник смерш Что значит качать маятник

Задали мне недавно вопрос, что я знаю о "маятнике". Пусть и здесь ответ будет.
Шоб було;)

О «маятниках»
О «маятнике» я кое-что знаю, но знать и владеть это разные вещи. К тому же знаком я более с восточной техникой уклонения от метательного оружия с последующим сближением и обезоруживанием, которая в принципе схожа с «маятником», но основана на несколько иных принципах. Хотя внешне, ИМХО, разница несущественная.
Расскажу немного об уклонении и «маятнике» - одном и другом.
Сразу предупрежу , что с людьми отлично владевшими "маятником" я не встречался и сам "качать маятник" не умею. Но я:
1) встречался с людьми которые могли "уклоняться" (подробнее дальше)
2) слушал рассказы профи о "маятнике" и уклонении
3) видел видео и читал книги
Поэтому мнение, здесь приведенное, в основном ИМХО , но хочетсянадеятся, что довольно обоснованное.

Я знаю о следующих «маятниках» .
Первый – это координационно-двигательное упражнение в стрельбе. Выглядит оно примерно так: выстрел – движение – выстрел – движение – выстрел и т.д.. Или так: выстрел – два шага вправо – выстрел – два шага влево – выстрел – два шага вправо – выстрел – etc. пока патроны не закончатся.
Видел это упражнение в тире, кроме того, на видео «Русского стиля» (Кадочников), там его демонстрировал Оспищев С.В.
Есть еще другой вариант:
Начиная со стандартных 25 м вы бегом бежите на противника, хаотическими зигзагами смещаясь влево-вправо. Стойка низкая, пистолет удерживается двумя руками, огонь ведется как на бегу, так и на угловых моментах траектории. Хитрость в том, что на "углах" вы принимаете жесткую упорную стойку с заранее отработанной структурой, из которой производите один-два достаточно точных выстрела. На бегу же вы просто стреляете в направлении противника, чтобы не дать ему нормально целиться.

Более «популярно» известен другой «маятник» - некий прием, доступный профи, с помощью которого можно с легкостью уклониться от выстрела (выстрелов) на небольшом расстоянии.

Пойдем поступенно.
«Маятник» первый – учебный (описание выше).
Какая в нем нужда в бою я не знаю, могу только предположить, а в тире этот «маятник» подавали именно как учебное упражнение на координацию и движение с оружием.
ИМХО, но указанный «маятник» именно учебное упражнение с элементами «маятника» боевого.

«Маятник» второй – боевой .
Одно время был очень популярен. Его даже упоминали в дешевых книжках-боевиках, когда главгерой приближался к противнику, а тот стрелял в него с десяти-пяти-трех метров и никак не мог попасть:)

Предистория.
В книжке у П.А. Гордикова указывается, что «маятник» был разработан еще до революции русскими офицерами. Я так полагаю, что Гордиков имеет в виду В.С. Ощепкова .
1929 год
Василий Сергеевич каждый раз начинал работу с впечатляющей демонстрации своего искусства в исполнении приемов самозащиты и обезоруживания. Это была его давно и надежно апробированная тренерская манера. На этот раз он вышел на сцену зала Центрального Дома Красной Армии во время специально устроенного по этому случаю спортивного вечера. … Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы убедиться, что выступает отличный мастер и блестящий демонстратор. На него нападало одновременно по нескольку «противников», нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И все это не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсюль сохранялся.
Проверяющий становился позади Ощепкова и мог точно сказать, успел ли демонстратор отбить оружие раньше выстрела «нападающего», так как в этом случае ясно видел легкую вспышку капсюля в стволе отведенного в сторону оружия, которое уже не заслоняла фигура Ощепкова.

Из фрагмента сложно сделать точный вывод, но ИМХО, тут Ощепков, видимо, демонстрировал все-таки технику уклонения, скорее всего таи-сабаки, а не «маятник», в современном понимании.
Есть сведения – неподтвержденные документально, но очень похожие на правду – что НКВД и впоследствии СМЕРШ на основании разработок царских офицеров (может быть и Ощепкова) создали и применяли «маятник» уже более-менее технологично и широко.
Вот как описывает «маятник» В. Богомолов в книге «Момент истины» («В августе 44-го») – о действиях контрразведки времен ВМВ:
Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как "наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании". Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения ("финт-игра"), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски ("отключение конечностей"), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. "Качанием маятника" достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев "качает маятник" в наиболее трудном и эффективном исполнении – "вразножку".
А вот что говорит о «маятнике» один из современных практиков Ю.Г. Маслак :
Маятник - понятие достаточно широкое. В целом, как правильно формулирует Богомолов, это "наиболее оптимальное поведение во время скоротечного огневого контакта", включающее в себя скоростное извлечение оружия. приведение его в боевую готовность, скоростную стрельбу "по секторам", перемещения на поле боя, задействование "подсветки" и т.д.
В современной России этой бедой по серьезному занимаются двое - Потапов и Ваш покорный слуга. Разница в школах следующая - Потапов жестко держится методик СМЕРШа времен ВОВ, немного забывая о реалиях нонешнего времени. В чем это выражается? В потаповской школе предусматривается активная работа корпусом - наклоны и т.п., в то время как я это не практикую. Почему? По одной простой причине: уже энное количество лет обязательным предметом снаряжения оперативника, спецназовца да и вообще любого военнослужащего в боевой обстановке является бронежилет! Активная же работа корпусом в бронежилете представляется мне, мягко говоря, нереальной;)
И практика это подтверждает!
Кстати, в фильме "Август 1944-го", снятого по этой книге, Таманцев работает как раз по моей школе, а никак не по школе СМЕРШа тех лет! Мелочь, а приятно...

В последнее время тему «маятника» не поднимают так как раньше, когда в каждом втором дешевом боевичке (книге) автор описывал, как главгерой «качая маятник» приближался к противнику и с легкостью его обезоруживал:)
ИМХО, «маятник» не забыт, просто занимаются им те, которым это действительно нужно (и у кого хватает на это времени и денег). По отзывам, для того чтобы реально «качать маятник» уклоняясь от пуль, необходимо постоянно заниматься в течение достаточно длительного времени. Кстати, у Ю. Маслака в учебном курсе (курсах) «маятник» дается на высшем (третьем) уровне стрелковой подготовки, а стоимость этого уровня составляет 3 000$ 8-o

А теперь немного о технологии.
Примечание :
1. названия приемов условные - чтобы было понятно без демонстрации, кроме того, в разных школах одни и те же приемы называются по-разному
2. напомню, что говорю я больше о восточном уклонении и сближении с последующим обезоруживанием. Насколько оно схоже с «маятником» Маслака или Потопова мне неведомо. ИМХО, физика и психология должна быть одинаковой, а значит сходство большим.

Прежде чем перейти к возможной технологии "маятника", поговорим немного об "уклонении ", имея в виду уклонение от метательного снаряда. Техника уклонения от летящего снаряда начала разрабатываться чуть ли не тогда же, когда появились более-менее технологичные снаряды: стрелы, дротики, копья и т.д. Как и во многом другом, наибольших успехов в таких техниках добились на Востоке, хотя умельцы попадались и на Западе.
Техника уклонения складывалась из нескольких приемов, большинство которых существует и в рукопашном бое.
Это, например, "слив " - когда снаряд проходит впритирку с телом или даже "скатываясь" по телу. В рукопашке это мягкий блок в стиле айкидо, когда удар не отбивают или останавливают, а отводят в сторону или пропускают вскользь по телу.
Также есть "отбивка " - когда снаряд отбивают рукой, ногой или подручным предметом. В рукопашке это жесткие блоки из карате.
Еще один прием "захват " - уклонение телом с ловлей снаряда рукой (или зажимание снаряда в коленном сгибе, локтевом, подмышкой и т.п.). В рукопашке такие захваты также присутствуют, часто переходя в броски и болевые приемы.
"Захват" был очень популярен у многих бойцов, поскольку он позволял продемонстрировать личное мастерство и скорость реакции. А в некоторых восточных школах "захват" даже входил в экзаменационную программу. Я говорю, конечно же, о ловле стрел голыми руками.
После возникновения арбалета "захваты" по большей части ушли из широкого потребления (на Западе), поскольку скорость болта много выше скорости стрелы и поймать его было не так просто.
В основе большинства указанных приемов лежит, думаю, многим известный, принцип "таи-сабаки" - уход с линии атаки в результате разворота на 90 градусов:
- головы,
- "треугольника" - талия-плечи
- или всего тела.

С уменьшением снаряда и увеличением его скорости уклоняться было все сложнее и сложнее. К примеру, от копья, дротика и стрелы уклониться легче, чем от камня из пращи или от арбалетного болта.
Здесь на помощь бойцам приходила боевая акробатика : уходы, прыжки, кувырки и т.п.
Между прочим, не зря акробатика это то, чему учат в первую очередь в любой школе или секции боевых искусств. Если вы пришли заниматься БИ, а вас не учат акробатике, то бегите оттуда со всех ног - ничему хорошему вас там не научат.
Так. Ну, мы подбираемся ближе к современному оружию и собственно к технике уклонения, которая, между прочим, не претерпела существенных изменений, к ней только добавилось пара нюансов, связанных со свойствами огнестрельного оружия. К примеру, мне говорили, что уходить от автомата нужно вниз и вправо (боковой кувырок или низкий прыжок в сторону), в том числе потому, что при выстреле отдача поднимает ствол вверх и вправо (от уклоняющегося это будет влево). Еще мне рассказывали, как нужно уклоняться от пистолета, там вроде как есть разница с уклонением от автомата, но грешен - забыл, в чем она заключается:(

Собственно технология уклонения , точнее, что для этого нужно.
В первую очередь внимание и "чувство удара" (в данном случае чувство выстрела) - т.е. знание о моменте удара/выстрела на грани интуиции. Иногда это еще называют "предугадыванием". Внимание необходимо для того, чтобы примечать движения глаз и мельчайших мышц противника - все это может подсказать не только момент выстрела, но и его направление.

Во-вторых, тренировка «раскачки» , т.е. постоянного переноса веса тела и смены уровней и направлений движения. Вообще, для того чтобы хорошо овладеть маятником, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться.
***
Основа "маятника" (кстати, противоречащая названию) - это неритмичные движения тела, обманывающие противника-стрелка и заставляющие его стрелять в то место, где вы были секунду (долю секунды) назад или - как кажется стрелку - будете в следующую секунду (долю секунды). Повторюсь для закрепления - маятник часов движется ритмично, а основа "маятника" в БИ это именно неритмичные обманывающие движения.

Обман стрелка связан с несовершенством человеческого зрения и психологией .
Например, человек воспринимает бо льшую опасность явственней, чем меньшую. Т.е. если человек встает прямо, широко расставив ноги, раскрыв руки в широком захвате (раскинув руки как для объятия), то для противника он выглядит опаснее, чем человек, скажем в обычной правосторонней стойке с прижатыми к телу локтями и пригнутой головой. Для стрелка также человек "анфас" выглядит более привлекательной целью, чем человек в "профиль", так как последний меньше (но здесь есть один минус для современного воина. Как правило, редко какой бронежилет (из массовых) предусматривает защиту с боков)

Еще одно свойство зрения - человеческие глаза лучше видят то, что расположено вверху и справа. Этим свойством зрения, между прочим, давным давно пользуются рекламщики - самое выгодное (и как правило заполненное наиболее важной информацией) место (блок) в уважающей себя рекламе - как раз сверху справа.
Соответственно менее выгодное - незаметное - внизу слева.
Здесь нужно сделать небольшую ремарку и добавить еще один секрет зрения - при опускании взгляда вниз (угол примерно 45 градусов от поверхности) фокус зрения несколько размывается, но становится лучше видно то, что находиться по бокам поля зрения (улучшается боковое зрение). Т.е. видно почти 180 градусов и видно лучше, чем когда линия взгляда направлена прямо. Об этом способе "видения" стоит помнить, когда вас окружили противники.
Между делом: последнее время пересматриваю фильмы с Брюсом Ли и заметил, что когда Брюс попадает в кольцо противников, то опускает взгляд вниз ;)

Из любопытного.
Также не стоит забывать о "слепом пятне" - место на дне глазного яблока, где находится "узел" нервных окончаний.

Точной информации не помню, а книжки под рукой нет, но примерно: при взгляде на стену с расстояния в 10 метров, область слепого пятна на стене примерно с метр диаметром.
Где находится "невидимое" пятно? Если ту же стену разделить на четыре равные части, перечеркнув горизонтальной и вертикальной линиями, то "невидимое" пятно будет находиться примерно в районе правого нижнего участка стены.
Почему мы не замечаем слепого пятна?
Во-первых, потому что наши глаза привыкли большую часть информации додумывать, дописывать. Аналогия: это, знаете, как дома при отключении электричества - "знаю, что здесь стоит стул" и память услужливо "рисует" образ стула.
Во-вторых, когда человек смотрит, казалось бы, "в одну точку", зрачок на самом деле не неподвижен, а постоянно совершает огромное количество микродвижений, незаметных при внешнем наблюдении без специальных приборов. И эти микродвижения покрывают в т.ч. зону слепого пятна.
В-третьих, т.к. глаза у нас два и в силу своего расположения видят они немного по разному (положите на стол 5 копеек, закройте левый глаз и расположите ручку/карандаш/палец между глазом и монетой так, чтобы правый глаз не видел монету, потом закройте правый глаз, а левый откройте), то также зона слепого пятна перекрывается.
Но зона слепого пятна покрывается не всегда и не всегда полностью.
Конечно, на расстоянии работы «маятника» - средняя реальная дистанция скоротечного боевого контакта составляет 5 метров – «слепое пятно» вряд ли сыграет существенную роль. Так что запомните данную информацию просто для сведения.

Еще одна причина обмана - инерция и зашоренность мышления .
«Заинструктированный до слез» солдатик, к примеру, обычно мыслит планом: пункт 1, 2, 3 и т.д.
Человек двинулся вправо и ствол повернулся вправо, а человек оказывается лишь обозначил движение вправо, а сам ушел влево. Ствол доворачивается влево, а человек уже ушел вправо. И т.д.
Т.е. стрелок заранее (помните, что счет здесь идет на доли секунды!) для себя определяет точку, где - по его мнению - должен появиться противник и наводит туда ствол. Когда противник меняет направление движения, то стрелку необходимо некоторое время для корректировки плана, отмены запланированной задачи: "повернуть руку с пистолетом так, чтобы ствол смотрел в точку А" и для постановки новой задачи. Вот в эту разницу во времени должен уложиться человек, уклоняющийся от выстрела или "качающий маятник".
Т.е. основную роль при освоении "маятника" играет все же не физическая подготовка, а знание физиологии, психологии мышления и поведенческой психологии. ИМХО, главное понять принцип, а «физика» уже нарабатывается и нарабатывается упражнениями.
***
А вот достаточно детальное описание "маятника" (учебного?) в израильской трактовке
"К приемам преимущественно одноручной стрельбы относится и пресловутый " маятник ". Это система передвижений под огнем, основанная на некоторой инерционности процесса выстрела. Боец меняет скорость и направление движения раньше, чем противник успевает выжать спусковой крючок.
В упрощенном виде техника "качания маятника" выглядит следующим образом:
Вы находитесь лицом к противнику, оружие в вытянутой и опущенной несколько вниз правой руке. Резко бросаете тело вправо - вперед. Правая нога согнута в колене. левая нога полностью выпрямлена. Перемещаете корпус влево, левая нога согнута в колене, правая полностью выпрямлена. "Указываете" оружием на противника и производите выстрел. Далее подтягиваете правую ногу, поворачиваетесь к противнику правым боком. Ступни на ширине плеч параллельно друг другу, вы находитесь в устойчивой статичной позиции. Производите выстрел с использованием прицельных приспособлений. Производите аналогичный ложный выпад влево и процесс повторяется - бросок вправо, полуприцельный "сбивающий" выстрел, занимаете устойчивую позицию вполоборота к противнику, выстрел с тщательным прицеливанием, ложный выпад вправо и т.д. При этом вы продвигаетесь вперед зигзагообразно.
Вы достигните успеха только если будете выполнять этот прием в очень быстром темпе (что достигается его предварительной отработкой до полного автоматизма) и в "рваном" ритме, избегая однообразных движений. Для выхода из под огня противника вы можете применять и перекаты в разнообразных направлениях. При перекате резко меняется уровень и направление движения тела, что затрудняет противнику ведение огня. В перекат входят из стойки или чаще из положения "с колена".
При перекатах, прыжках, падениях и т. п. важно придать оружию такое положение, которое исключает возможность поражения самого бойца при случайном выстреле. Обычно пистолет прижимается к правой стороне головы стволом вертикально вверх. Менее рекомендуется положение, когда оружие прижимается к левой ключице с направлением ствола влево - вверх под углом 45 градусов. Излишне напоминать о необходимости вынимать палец из спусковой скобы. Проще всего выполнить перекат влево, Вы падаете на основание ладони левой руки (пальцы должны быть направлены вправо - назад) и перекатываетесь влево через предплечье, локоть, левое плечо, спину. При этом не забывайте прижимать подбородок к груди, иначе вы можете сильно удариться затылком. Далее, используя кинетическую энергию движения, вы выходите в положение "с колена" или в стойку. Можно применять этот прием при возникновении необходимости устранения задержки в стрельбе под огнем противника."

По поводу «почитать-посмотреть».
Иванова-Катанского («Шаг-маятник») советовать не могу, поскольку положительных отзывов ни об авторе, ни о книге не встречал – решайте сами. А вот Ю. Маслак и А. Потапов, думаю, вполне подойдут.
Еще я однажды видел видеофильм с демонстрацией «маятника» (насколько помню, демонстрировал Иванов-Катанский).
Из художественного: В. Богомолов «Момент истины» («В августе 44-го») и одноименный фильм. Низкого пошиба боевички брать ИМХО не стоит;)
Ссылки .

Предлагаю такой мысленный эксперимент. Представьте себе стол и на нем музыкальный метроном. Перед нами точка опоры и некий рычаг, двигающийся в одноплоскостном пространстве относительно центральной оси. Совершенно справедливо эту периодично двигающуюся конструкцию можно назвать «маятником».

Далее, предположим, что этот стол с «маятником» находится в каюте лайнера, совершающего трансатлантический переход. Теперь у нашего маятника получается более сложная траектория движения. Идем дальше. Атлантический океан, по кот

орому плывет лайнер, находится на планете Земля, вращающейся вокруг своей оси и несущейся с космической скоростью вокруг Солнца. Какова теперь динамика нашего маятника? Думается, теперь ее описать намного сложнее, да и пре

дставить тоже не просто. Все это длинное вступление я привел для того, чтобы напомнить о динамике окружающего нас мира, которая при анализе может быть разложена до простого маятника. Простого, да не простого.

В нашем мире нет статики, все пребывает в движении, начиная от нашей Вселенной и заканчивая колебаниями молекул в живой и неживой материи.

Наглядно этот принцип движения демонстрирует маятник Фуко, при помощи которого было зафиксировано суточное вращение Земли. Плоскость его колебаний медленно поворачивается относительно земной поверхности в сторону, противоположную направлению вращения Земли.

Слово “маятник” придумал М. Ломоносов (тот самый), образовав его от русского «маята». До этого в Европе маятник назывался перпендикулой.

«Маятник - твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси” – говорит нам Физический энциклопедический словарь».

Колебания маятника образуют волны. А они, в свою очередь, накладываясь на поступательно-вращательные движения Земли, превращаются в спирали - идеальные траектории движения любого тела.

Какие маятники мы знаем? Названный выше, метроном, пружинный маятник, маятник Фуко, маятник Ньютона… но на самом деле их несчетное множество. Возможно, вы слышали о «маятниках» легендарного СМЕРША. Тема эта спорная, но вкратце суть таких маятников заключается в работе с телом, позволяющей уходить от чужого выстрела в «маятнике» на рефлекторном автоматизме. Это кувырки, смена уровней в определённом темпе и ритме. За свой ритм эта тактика и получила название «маятник».

Итак, маятник - это система, способная совершать колебания около положения равновесия . Давайте попробуем спроецировать это определение на человека. Для этого приведу несколько ключевых положений из биомеханики.

Тело человека представляет собой биомеханическую цепь, где суставы – это инерционные узлы, а кости конечностей и позвоночника – это звенья этой цепи.

Разбиение тела человека на звенья позволяет представить эти звенья в качестве механических рычагов и маятников, так как все эти звенья имеют точки соединения, которые можно рассматривать либо как точки опоры (для рычага), либо как точки отвеса (для маятника).

Поскольку тело человека выполняет свои движения в трехмерном пространстве, то его звенья характеризуются степенями свободы, т.е. возможностью совершать поступательные и вращательные движения во всех измерениях. Если звено закреплено в одной точке и способно совершать вращательные движения, то мы можем сказать, что оно имеет три степени свободы.

Так как руки и ноги человека могут совершать колебательные движения, то к механике их движения применимы те же формулы, что и для простых механических маятников. Основные выводы из них - собственная частота колебаний не зависит от массы качающегося тела, но зависит от его длины (при увеличении длины частота колебаний уменьшается). Пример: чтобы сохранять одинаковую скорость ходьбы, более низкому человеку необходимо увеличить частоту шага по сравнению с высоким.

Теперь поговори о таком понятии, как равновесие. Итак, равновесие человеческого тела - это способность сохранять такое пространственное взаиморасположение суставных элементов мышечно-скелетной системы, при котором с минимальной энергетической затратой поддерживается равновесие опорно-двигательного аппарата в вертикальном положении.

2-й и3-й поясничный позвонок обеспечивают равновесие опорно-двигательного аппарата, они же является основными позвонками гравитации, местом обратного маятникового движения. Есть в теле человека так называемый перевернутый маятник, то есть маятник с центром масс выше своей точки опоры, закреплённый на конце жёсткого стержня. Так вот этот позвонок и есть маятник, с равновесием на таранной кости (кость ступни).

Помимо маятников опорно-двигательного аппарата, в каждом человеке есть еще свой внутренний маятник. Это не какая-то эзотерическая концепция, а вполне реальный механизм, присущий любому живому существу. Ритм биения сердца, пульсации крови, ваш дневной биологический ритм, маятник тонуса и маятник настроения – все это маятники. Причем, частота каждого из них индивидуальна. Примером внутреннего ритма может служить ходьба или бег. Попробуйте полностью расслабиться, сделать несколько вдохов-выдохов и начать легкий бег, постепенно наращивая темп до тех пор, пока не войдете в свой ритм, при этом бежать становится не легко, и не тяжело. Вы находитесь как бы на грани удовольствия, поддерживая динамическое равновесие своего тела. Это означает, что частота ваших шагов приблизилась к резонансной (т.е. к собственной частоте колебаний руки или ноги), при этом достигается минимальное потребление энергии организмом. Таким образом, поймав свой ритм, человек может существенно повысить работоспособности.

Но чтобы лучше прочувствовать свой внутренний маятник, предлагаю начать с медленных статических упражнений на равновесие.

Задача упражнения «Маятник» состоит в том, чтобы почувствовать, как расслабленный корпус при небольшом отклонении возвращается в исходное положение без участия нашей воли, и за счет инерции, дает качок в противоположном направлении. Это динамическое состояние мышц-антагонистов (мышца противоположного действия, например, разгибатель по отношению к мышце-сгибателю), где F сгибателя = F разгибателя, называется оптимальным физиологическим положением и использует всего до 30% нашей энергии при любой деятельности. Здесь необходимо ввести принцип алертности, то есть расслабленной гибкости или интуитивной правильности движений. Этот принцип обеспечивает включение энергии правого полушария мозга, отвечающего за образное мышление и подсознание.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ “МАЯТНИК”

В упражнения группы «Маятник» входят связующие их основные разновидности: «Большие маятники», два варианта маятника «Часы», «Котомка», «Пружина» и «Внутренний маятник»– «Маятники» можно выполнять индивидуально и в парах. В начале изучения предпочтительнее работать в парах. Самое важное – научиться различать, когда вы используете для движения волевое усилие, а когда процесс осуществляется за счет внутренней гибкости, то есть взаимодействия внутренних натягов. Если вы работаете правильно, то, сразу почувствуете ощущение комфорта в теле, движения будут вам приятны.

Очень важно перед каждым движением сначала выполнить его мысленно, представить образ движения, почувствовать удовольствие от выполнения движения, его ритм. Такая практика называется идеомоторикой. Сам термин состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно - «мысленное движение». Идеомоторный акт - это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. При всей простоте и кажущейся нелепости, методика дает феноменальные результаты.

Простой пример идеомоторики – в вытянутую руку возьмите любой маятник, привязанный к нити. Рука должная быть неподвижная, следовательно и маятник будет неподвижен. Но стоит нам только представить, что маятник сейчас начнет двигаться по часовой стрелке и через короткий промежуток это и совершится, при этом рука остается неподвижной. Это объясняется тем, что идеомоторные движения незаметны для неопытного глаза. Таким образом, идеомоторные тренировки, дополняя обычные, в значительной мере способствуют достижению идеальности движений (ударов, уходов, скорости реакции, ловкости, техничности и т. д).

Упражнение «Часы»

Существуют два варианта: «Метроном» и «Пугало»

Методика выполнения упражнения «Метроном»

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки опущены, состояние «Подвес». Мысленно представим себе, что Земля находится на уровне тазобедренных суставов. Точка опоры маятника – таз. Короткий вдох, отклоняемся верхней частью тела вправо, очень незначительно. Пытаемся ощутить внутреннее натяжение, возникшее с противоположной стороны. Используя это натяжение, отпускаем тело для качка влево. Точно так же осуществляем, без пауз, последующие колебания. Стимулятором для свободных маятниковых движений должно быть только дыхание. Вдох – вправо, выдох – влево, или наоборот, по желанию. Это принцип действия справедлив для всех видов «маятников».

Парный вариант этого упражнения называется «Ванька-встанька». Партнер производит несильный толчок в плечо, в направлении заданного движения (вправо-влево или вперед-назад). При затухании «маятника» также проводим толчок, поддерживая колебания партнера.

Методика выполнения упражнения «ПУГАЛО»

Меняется направление движения «маятника»: колебания осуществляются вокруг центральной оси.

Парный вариант упражнения носит название «Точильного колеса». Партнер производит толчок в плечо в передне-заднем направлении, запуская «маятник» сподручника. Это упражнение из «маятниковых» освоить легче всего.

Упражнение «Большой маятник»

Это упражнение выполняется вправо-влево и вперед-назад.

Методика выполнения

Встаньте прямо, ноги почти вместе, руки свободно опущены. Точка опоры «маятника» совпадает с естественной опорой тела – землей и находится в середине, между стоп. Покачивания осуществляются цельно, всем телом. Используйте образ «большого плеча» каркасной конструкции. Стимуляция колебаний осуществляется также дыханием.


Объединенный вариант «Большого маятника» – «Ступка». Это упражнение соединяет два предыдущих. Тело будет вырисовывать в пространстве объемный конус, где вершина конуса – точка между стоп, а основание – эллипс – формируется траекторией головы и плеч. Движения осуществляются по и против часовой стрелки. Идеомоторно хотелось бы, чтобы вы смогли создать в себе ощущение вращения веревки. Ощущение того, что не вы раскручиваете ее, а она вращает вас. Маленькое дополнение. В «Ступке» обратите особое внимание на столы. При правильной работе они должны «ожить».

Упражнение «Котомка»

Упражнение выполняется единолично и парно (последнее предпочтительнее), в трех вариантах: вправо-влево, вперед-назад и совмещенный вариант «Веретено».

Это упражнение устраняет застой в поясничной области. Это неприятнейшее явление наблюдается у очень многих людей, так как нынешний сидячий образ жизни не дает возможности двигаться правильно и в необходимом объеме. Застой энергии в поясничной области приводит к нарушению кровообращения, патологическим изменениям в данном отделе позвоночника. Все это порождает целую гамму заболеваний: от полового бессилия и почечной недостаточности до воспаления седалищного нерва и геморроя.

Методика выполнения

Итак, мыслеобраз этого упражнения, как всегда, в названии. Представим стену, в нее вбит гвоздь, на нем висит сумка-котомка. Качните ее, вот вам и маятник. Этот самый гвоздь «вбит» в межбровье, а та самая сумка-котомка – это ваш таз. Парный вариант гораздо предпочтительнее. К сожалению, как показывает опыт занятий в группах, этот «маятник» освоить самостоятельно способны немногие. Причина этому явлению – огромное количество проблем в поясничной области. С партнером «Котомка» осваивается значительно легче и быстрее. Для этого необходимо, чтобы партнер давал импульсы рукой в тазобедренный сустав в заданном направлении.

Методика выполнения

Стартовый вариант. Встаньте прямо, ноги – несколько уже плеч, стопы параллельны. Несколько раз повторите «Котомку» вправо-влево и вперед-назад, ощутите состояние «маятника», только после этого легко, не напрягаясь, начинайте вращение «веретена» вокруг центральной оси.

Постарайтесь достичь ощущения инициации вращения извне. Это поможет избежать «соскока» на тривиальное, малополезное, а частенько и вредное вращение тазом. В отличие от «Маятника», где действия производятся за счет внутренних энергонатягов, простое вращение тазом лишь усиливает трение суставных поверхностей, приближая их физиологический износ.

И еще несколько указаний к выполнению «Веретена».

Работа с опущенными вниз руками. Постарайтесь упорядочить дыхание следующим образом: пол-оборота «Веретена» – вдох, полоборота – выдох. На вдохе чуть замедляйтесь, на выдохе ускоряйтесь и как бы пружиньте вниз, это дает заряд для нового оборота-эдакий прообраз «вечного двигателя». Такой подход даст возможность быстрей добиться ощущения инициации вращения извне. Когда вы «поймаете» маятник «Веретено», поверьте нам, вы не ошибетесь. Внутри вас прозвучит голос: «Вот оно!!!»

«Маятники» – весьма приятные в выполнении упражнения, поэтому количество повторений мы не оговариваем. Действуйте согласно интуиции, то есть внутренним ощущениям. Учитесь слушать себя истинного. «Маятники», с небольшими амплитудами, можно выполнять вообще везде, что, собственно, многие люди делают подсознательно: покачивание, качание ногой, вращение пальцами. Они дают телу постоянную энергоподзарядку, как в автомобиле: движение машины постоянно подзаряжает аккумулятор.

В завершение ознакомимся с тремя движениями для мгновенного снятия напряжения мышц. Первое время, возможно, такое напряжение будет проявляться, но с опытом канет в Лету.

1. РУКА – ПЛЕТЬ

Из прямого положения корпус слегка наклоните вправо, «подвесьте» правое плечо и расслабьте правую руку. Затем колебанием корпуса приведите в движение маятник «Котомка» для правой руки. Покачайте его немного. Как только кровь утяжелит пальцы, поднимите руку вверх и, опуская, несколько раз встряхните, как будто сбываете ртуть в термометре. То же проделайте левей рукой. Затем «подвесьте» оба плеча и представьте, что вместо рук у вас болтаются две веревки с грузиками на концах. И снова, за счет маятника «Пугало», передайте волнообразные колебания на руки. Плечевой пояс расслаблен.

2. НОГА – ПЛЕТЬ

Встаньте прямо, правый тазобедренный сустав подтяните вверх, так чтобы правая нога стала «короче» и повисла в воздухе, ее стопа параллельна споре. Заставьте ногу свободно качаться. То же проделайте левой ногой. Таким образом снимается напряжение с поясничной области.

3. «ПЛЕТЕНЬ»

Упражнение, релаксирующее все тело, только надо его правильно понять и исполнять. Представьте себя мокрой рубахой, которую сейчас будут сушить после стирки. Хозяйка берет вас за плечики и поднимает сначала чуть вверх и затем вперед через плетень. Вы повисаете на плетне, перегнутые пополам на уровне грудных карманов, то есть диафрагмы,а не пояса. Избегайте этой ошибки. Важно также, чтобы шея была полностью расслаблена. На вдохе создайте перед собой мыслеобраз преграды – «плетня» – на уровне груди, поднимите вверх руки, полностью расслабьтесь.

На выдохе «набросьте» себя на этот «плетень». Голова, руки, грудь – по одну сторону; таз, ноги, живот – по другую. Обмякните, провисните на этой узенькой опоре. Теперь качните верхней частью тела в одну сторону, а нижней одновременно в другую. Получается колебательная система «маятник» по типу маховика.

При подготовке статьи использованы материалы:
Владислав Мешалкин, Евгений Баранцевич, Константин Тютелов «Славянская здрава»

Качание маятника наверное стало известным в народе с легкой руки Богомолова "В августе 44го". С более детальным описанием того что же оно из себя представляет столкнулся лишь недавно пролистав книгу А. Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШ". Собственно суть этого качания маятника, довольно подробно там описанного, можно выразить цитатой из самой книги: "Работа в «маятнике» - это своеобразная тактико-акробатическая комбинация, в которой, как в мгновенной шахматной игре, учитываются и задействуются все факторы, которые могут сыграть на пользу: и левостороннее тактическое правило, инертность противника в поводке оружия за целью, свою натренированность в скорости исчезновения в нижнем уровне с последующим перемещением в неожиданную для противника сторону, применение отвлекающих моментов, использование укрытий."

Левостороннее тактическое правило это собственно смещение влево от себя наружу (за спину) от противника как на фото, что усложняет его прицеливание в отличии от аналогичного смещения внутрь противника. Кстати делать этот шаг нужно вперед под углом 45 градусов, а никак не в сторону и не назад. Шаг вперед увеличивает угол смещения руки для перенацеливания давая таким образом дополнительные доли секунды. Собственно об этом принципе говорит и Gabe Suarez, один из наиболее востребованных инструкторов в Штатах, в своем видео Advanced close-range gunfighting. Причем по его словам он почерпнул это от одного из знатоков Пекити-Тирсиа, то бишь это ихний женский треугольник получается.

Само же качание маятника по описанию манеры передвижений и фотам позиций собственно вызывало у меня настойчивые ассоциации со стилем пенчак силата Харимау, который также характеризуется кувырками, внезапной сменой направлений перемещений, а также уровней перемещений с верхнего в нижний и наоборот. В общем надо подумать как пистолет мог бы лечь на все это хозяйство.

О том что качание маятника все-таки вещь рабочая уже писалось , где собственно можно посмотреть нечто подобное в действии у абсолютно неподготовленного человека мотивированного страхом смерти.

Метательные ножи

Ием современных веяний всегда является упрощение и деградация, что явно видно на примере Муай Тай. Современный его вариант практикуемый на ринге суть полное убожество по арсеналу приемов мало чем отличающееся от кикбоксинга. Древний же Муай Тай (Муай Боран) гораздо более интересен - помимо ударного арсенала он включал броски и заломы и сильно напоминает определенные стили Пенчак Силата. В этом я еще больше убедился просмотрев ряд семинаров полковника Амнат Пооксрисук (имена у них однако!). То как он использует треугольник очень схоже с его употреблением в Силате и Кали. Также прослеживаются некие другие общие принципы. В результате дополнительного просмотра роликов на эту тему, обнаружил один со страницами какой-то книги в которой приведена сидячая отработка приемов в Муай Тай так же как это практикуется в ряде стилей силата, таких как Силек Туо и Чиманде - кто видел тот знает:). Кстати сей полковник являлся наставником Тони Джаа снявшегося в фильме Онг-Бак и Том Юм Гоонг, с которых в мире и начался интерес к традиционному Муай Тай. По его уверению традиционные принципы и приемы скрыты в танце (Кхон), который по иронии выполняется на ринге собственно перед его примитивной версией.

Просмотрел ряд материалов по физической подготовке в этой разновидности борьбы распространенной на севере Индии и в Пакистане. По форме Кушти - обычная вольная борьба, а вот методика развития силы очень напоминает таковую в Пахлаване, иранском единоборстве. Такие же вращения булавами, гантелями и прочими тяжестями. Сама борьба проводится в земляной яме которую ежедневно заново роют тоже с целью подготовки. Особенно впечатлили занятия на столбе, фактически столб это как гимнастический снаряд получается на котором помимо акробатических упражнений они выполняют еще и йогические асаны. Тоже самое кстати он вытворяют и на веревке. В общем очень самобытные традиционные методы подготовки, женщины определенной профессии могли бы позавидовать.

Почему то многие практикующие при ударах произносят пыщщщ, не знаю то ли они какую-то энергию выпускают таким образом, но у меня это всегда вызывало смех. Пошло это от Дэн Иносанто, так что по этому пыщщ можно сразу опознать его учеников. Вот например дочка Иносанто Диана постоянно пщикает вместе со своим мужем Рон Балики.

На Гаваях оказывается тоже своя борьба имеется под названием Луа. У них порадовало интересное оружие - небольшой кол на веревке. Веревка привязывается к руке чтоб кол не потерялся ну и используется также как саронг в силате для различных удушений плюс завалов тела прям на этот кол, плюс можно отдельно колом работать как короткой палкой или ножом.

Что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке. Мысли вслух самбиста и системщика.

«Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно „качал маятник“: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, - нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге.» В.О. Богомолов. «В августе 44-го».

А мнение самбиста будет такое. То, что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке.

Объяснять этот тезис я буду с системной точки зрения, то есть рассматривать все возможные отношения предмета исследования с внесистемным окружением, и все внутрисистемные отношения элементов системы между собой. Модель таких отношений и будет является тем, что называется системой боевой подготовки. Внутрисистемные элементы боевой подготовки, это ее дисциплины - физическая, стрелковая, психическая. Физическая в свою очередь состоит из общефизической и специальной, включающей в себя ударную и борцовскую технику. Стрелковая подготовка тоже включает в себя несколько техник в зависимости от применяемого оружия. Внешней системный анализ определяет цель и назначение системы. Очевидно что боевая подготовка направлена с одной стороны на нанесение противнику физического ущерба с различной степенью тяжести - от уничтожения до пленения, с минимальными травмами, с абсолютным приоритетом сохранения жизни бойца и окружающих. Таким образом выполняется первый этап системного анализа - классификация объектов, связей и отношений, их наименования и определения. Потом строится собственно модель отношений. Полезные отношения участвуют в развитии системы. Вредные, именуемые противоречиями, тормозят развитие или вообще уничтожают ее. После этого собственно и делается анализ, вывод о предмете изучения.

Приступим.

Боевая подготовка существует с тех пор, как человеческие особи начали собираться в организованные управляемые группы с целью добычи пропитания, ограбления менее организованных или слабых сородичей или наоборот защиты от более сильных. С развитием научно-технического прогресса и появления новых орудий, боевая подготовка стала делиться на дисциплины, так появились борьба и бокс, фехтование, управление лошадью или танком.

Со временем, регулярные занятия и отработка приемов выделились в отдельную систему, которая получила название - спорт. В отличие от боевой у нее совершенно другие цели - физическая культура, здоровье, зрелищность, стремление к совершенству, бизнес. Соответственно другие внешние и внутренние связи и отношения. Так как спорт вышел из утилитарной практики и превратился в объект массовой культуры, он утерял часть своих прикладных качеств и оброс другими, придающими зрелищность и эстетику.

Например, поединки в единоборствах разбивают и проводят тренировки и соревнования по весовым категориям спортсменов. Надо ли говорить, что в жизни не приходится выбирать весовую категорию напавшего на тебя противника. Аналогичный пример можно привести из любого вида спорта. Например, стойка Вивера из стрелковой подготовки, нужна как стойка киба-дачи каратэ в уличной драке. Поэтому из спортивной подготовки можно брать только элементы прикладного назначения и дополнять их той спецификой, которой нет в спорте, но может встретиться в жизни.

Вернемся к основной теме - перемещения во время стрельбы. В эпиграфе я дал литературное описание «маятника» из произведения В.Богомолова. Обратите внимание на уточнение - «нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге». Вспомните знаменитое выражение Мохаммеда Али - «порхать как бабочка, жалить как пчела». Маятник - это умение бойца перемещаться в пространстве во время поединка, а не умение поражать цель из оружия. В первую очередь он вырабатывается в подвижных видах спорта, там где требуется сохранить равновесие в неожиданных ситуациях - в боксе, борьбе и даже в футболе. Если начать заниматься наработкой навыков «маятника» сразу с пистолетом на огневой позиции, то ничего не получится. Лучший вид единоборств, который приводит организм бойца к состоянию маятника, по моему мнению, это самбо, дополненный ударной техникой из бокса и удушающей из дзюдо. Почему именно эти виды и почему я не говорю о «боевом самбо», я не буду объяснять, это долго и не по профилю статьи.

В самбо, в отличие от восточных единоборств, не принято «отдыхать» во время тренировки. Даже во время перерыва между сериями бросков, слушая наставления тренера, нельзя садиться и даже просто неподвижно стоять, тело должно быть в постоянном движении.

Спортсмен как бы постоянно подтанцовывает, собственно и групповые энергичные танцы это эмоциональное развитие элементов боевой подготовки.
Если начать движение из статической стойки, в ответ на внешнюю угрозу, потребуется потеря энергии на разгон, преодоление инерции тела, утрата времени. В состоянии маятника, вырабатывается рефлекс - реакция организма на внешнюю обстановку, которая может и не быть угрозой, но сигнал на изменение стойки уже пройдет. Опытный вратарь по замаху клюшки соперника может определить в какой угол ворот полетит шайба, и только еще более опытный определит что сейчас будет замах и уже начнет перемещение в нужную сторону. Борьба и бокс это соперничество двух комплексов рефлексов. Мозг не успевает обрабатывать изменяющуюся ситуацию, но по едва заметному замаху или даже по напряжению определенной группы мышц соперника, тело тренированного спортсмена уже начинает свою контригру по уклонению от удара или приема, а у высших мастеров по проведению встречного удара или приема. Развитие такой тактики великолепно поставлено в самбо, борьбе и боксе. Совершенно аналогично организм подготовленного бойца должен работать и при огневом контакте с использованием холодного или огнестрельного оружия. Герой романа Богомолова Таманцев в совершенстве владеет этим искусством. За счет маятника он уклоняется от выстрелов из пистолета, рефлекторно определяя момент и направление выстрела.

«Ствол браунинга опять следовал за моими движениями - справа налево и обратно, и я чувствовал, знал, что в ближайшую секунду снова раздастся выстрел.»

Помимо совершенной физической подготовки в маятнике важную роль играет и аналитическая составляющая. Опытный боец или спортсмен постоянно в творческом поиске. Мысленно он отрабатывает различные приемы, которые могут встретиться в той или иной ситуации. Например, двигаясь по улице, он оценивает встречающихся ему мужчин и, возможно, женщин на предмет неожиданной атаки с их стороны и выбора контрмер со своей. Здесь нужно правильно оценить вес, комплекцию, опорную ногу, левша он или правша и даже психический портрет возможного противника.

Уклонение от опасности, смертельный удар, бросок, а бросок тоже может быть смертельным, выстрел из оружия, укол или порез ножом, - это всё апофеоз схватки, которой могут предшествовать самые различные ситуации.

Нужно четко уяснить, что в основе боевой подготовки маятник - рефлекторное владение телом на различные жизненные ситуации, финалом которых должна быть физическая нейтрализация противника вплоть физического уничтожения любым оружием от кулака или пули до фарфоровой тарелки (по Пикулю), а не просто умение стрелять по македонски.

Может ли введение приемов и методов практической стрельбы в боевую подготовку дать что-то полезное для развития бойца? Бесспорным достоинством практической стрельбы является ее техника скоростного поражения целей, высокая культура обращения с оружием и превосходная система обеспечения безопасности при проведении стрельб. Очевидно, что все эти полезные качества можно использовать, а вот навыки по перемещению, разворотам, обращению с оружием, которые могут прочно закрепиться у бойца на уровне рефлекторного исполнения, могут привести к непоправимым последствиям.

Как уже говорилось, в практической стрельбе мишени не стреляют в спортсмена. Он полностью сосредоточен на скоростном поражении целей. А что первично в огневом контакте, который отрабатывается в боевой подготовке? Это уход с линии встречного огня. Нужно определить опасность, ее вид и направление, выполнить уклоняющий маневр одновременно обнажая оружие и поражая противника. Выполнение уклоняющего или блокирующего маневра - одно из главных условий в боевой подготовке, но это снижает скорострельность, которая является главной в спортивной стрельбе, то есть имеем системное противоречие.

«Слева захлопали выстрелы из „ТТ“, и, кинув туда взгляд, я увидел, что „лейтенант“, оборачиваясь, стреляет в Малыша, а тот, как я его учил, на бегу уклоняется, не очень ловко, но в целом грамотно.»

Давайте посмотрим на то, что вызывает когнитивный диссонанс у самбиста, когда он видит перемещение спортсменов-практиков во время стрельбы. Сперва немного борцовской физики - тело падает если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры организма. Задача спортсмена поддерживать оптимальное сочетание большей площади опоры при минимальных энергетических затратах с максимумом подвижности. «Не скрещивай ноги!» - это был первый совет, который я получил. когда впервые вышел на ковер и последний который дал сам уходя с ковра через двадцать лет, уронив при этом соперника весом 140 кг при собственном 72. Все перемещения в маятнике только приставным шагом! На соревнованиях по практической стрельбе нередко можно наблюдать такую картину.

На гладких спортивных площадках это может и помогает вести прицельный скоростной огонь по мишеням не заботясь о том, что у тебя под ногами. Но жизнь подсовывает туда сучки и камушки в неподходящий момент, это ее специфика. Уронить соперника со скрещенными ногами может даже ребенок. Самбист при этом не пострадает, так как страховка при падении это первое что он изучает на ковре, а вот неопытный спортсмен может и шею сломать, так как обе руки держатся за пистолет и как действовать в этом случае IPSC не объясняет.

Приведу еще пример. Переход в партер, или занятие позиции для стрельбы лежа. Рекомендуется два подхода - опускаясь на колени или с упора на свободную руку, в продолжение чего следует подброс филейной части с распрямлением ног.

Теперь сравним его с советским подходом. Боец принимает положение лежа делая шаг вперед и немного в сторону. Такое движение энергетически менее затратно, чем подброс тела в воздух, а смещение корпуса в сторону уменьшает вероятность попадания противником, то есть, одновременно выполняется уклоняющий маневр.

Давайте вспомним о рефлексах. Допустим, у бойца возникла угроза сбоку слева. Переходя в партер с шагом правой ногой, у него остается возможность для поворота в сторону угрозы. Задача в боевой подготовке - выработать рефлекторный навык опускания на землю с шагом ногой противоположной направлению угрозы с одновременным доворотом корпуса в ее сторону.

Разумеется скрещением ног или переходом в партер, дело не ограничивается. Ошибки с точки зрения маятника делают стрелки-практики при прямых перемещениях, поворотах, разворотах, смене магазинов. Расположение кобуры и манипуляции с оружием при извлечении из нее и даже простое удержание оружия не всегда оптимальны для боевого маневренного поединка. Есть вопросы к оружию и мишеням. Например, качающаяся мишень легко прочитывается на фазе максимального отклонения, когда ее скорость минимальна, а вот внезапно появляющихся мишеней, я что-то не видел.

Системность боевой подготовки заключается в том, что изучаемые дисциплины должны дополнять друг друга. Противоречия здесь недопустимы, потому что их результатом будет потеря самого ценного что есть у человека.

В.О.Богомолов, «В августе 44-го».
В.Жуковский, С.Ковалев, И.Петров, Пистолет в ближнем бою. Анатомия стрельбы. Психология стрельбы.
В.С.Пикуль, «Честь имею».
В.П.Волков, «Курс замозащиты без оружия САМБО». Только для сотрудников НКВД.
А.А. Харлампиев, Борьба САМБО.
А.А. Харлампиев, Тактика борьбы Самбо.
Е.Чумаков, «Тактика борца самбиста».
Маятник практической стрельбы. Статья в журнале «КАЛАШНИКОВ»

mob_info