Непостоянен март солнце снег. Непостоянный месяц

А п р е л ь. Апрель -водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик - апрель: на дню семь погод. К концу этого месяца солнце красное прогоняет послед- ние остатки снега – поэтому апрель называют снего- гоном. Куда не ступишь, куда ни посмотришь – везде вода.

Картинка 78 из презентации «1 Весна 5»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «1 Весна 5.pps» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 5724 КБ.

Скачать презентацию

Природа

«Зима» - Уходи, мороз суровый! Коньки. И последний месяц зимы – февраль. Деревья сейчас спят, укрытые снегом. Январь - начало года, силён его мороз. Первый месяц зимы – декабрь. Варежки. Труженик – крестьянин вытащил санишки, снеговые горы строят ребятишки. Медведь. Зима отличается низкой температурой воздуха.

«Чудеса природы» - Ниагарский водопад. Анды на территории Перу. Архипелаг на острове Лусон. Арочная плотина Хангри-хорс на речке Флатхед, США. Река Енисей, Россия. Водохранилища в Альпах, Швейцария. Виноградники Шампани. Гималаи – самые молодые горы на Земле. Долина в Бутане. Величайшая гора Японии – Фудзияма. Река Виктория-Нил.

«Стихи о весне» - Деньки стоят погожие на праздники похожие, а в небе солнце теплое – веселое и доброе. Пришла пора весенняя, пришла пора цветения. Покинув страны южные, вернулись птицы дружные. И значит, настроение у всех людей весеннее. Ушла зима со стужами. Сугробы стали лужами. Все реки разливаются. Все почки распускаются.

«Вулканы» - Глубоко под нами Земля такая горячая, что похожа на кашу. Глубоко внутри Земли так жарко, что даже камни плавятся. На космическом корабле можно попасть в космос. Кусочки застывшей лавы - пемза. На следующем слайде звук взрыва. На нашей Земле есть вода (моря, реки и океаны) и суша (она сухая). Мы живем на планете, которая называется Земля.

«Русская зима» - Животные, остающиеся бодрствовать, меняют свои шубки на пушистые и теплые. Зима. Елочки и сосны не расстаются со своими иголками. Деревья еще осенью сбрасывают листья и "засыпают" на зиму. Зимой часто идет снег. Многие птицы осенью улетают в более теплые места. Снег укрывает Землю, деревья, кусты, крыши домов толстым белым покрывалом.

Всего в теме 43 презентации

В зимние оттепели от столкновения воздушных волн наземного тепла и высотного холода грозы и радуги изредка наблюдаются даже в декабре, январе и феврале, но чаще в марте. Мартовские грозы не такая уж редкость, а грозовых метелей, пожалуй, раньше не бывало.

…Солнечные дни, лунные ночи… Красная весна! Только шалый ветер возмущает воздух весны. Это самое лучшее время уженья рыбы в прорубях, до ледохода. Плотва, окуни и даже щуки берут на удочки на мелких местах у берегов. Только не надо забывать о предосторожностях на тающем, иглистом льду.

ДЕНЬ ПТИЦ

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

И. Никитин

Лес без птиц и птицы без леса - не жильцы. Таков закон природы.

«Сорок сороков пичуг из Заморья пробираются на матушку-Русь», - говорили в старину в День птиц. Исстари существует благородная традиция выставлять скворечни, дуплянки и другие птичьи домики, сажать кустарник, выпускать из клеток на свободу наших пернатых друзей, защитников урожая полей, садов, огородов и лесов.

Ученые насчитали 274 вида птиц в Подмосковье и в средней полосе. Из них 20 - залетные, 15 - северяне, зимующие, 44 - пролетные, 52 - оседлые и т. д. Сотни тысяч птичьих домиков готовят друзья природы.

Да и как же не привлекать в леса и сады наших крылатых друзей, как не охранять их? Ведь они истребляют майских и июньских жуков, хрущей, непарных шелкопрядов, которые губят садовые питомники, новолесья, молодые дубравы и сосняки. Очень старательно, как лакомство, клюют хрущей, непарных шелкопрядов грачи, скворцы, сойки, кукушки и совы.

Главный истребитель непарного шелкопряда - кукушки. Хорошо бы поселить их в зеленые зоны городов, лесопарки, в колхозные сады.

До 74 километров облетает за день скворец. Пара скворцов с детьми до вылета их из скворечни, по наблюдениям натуралистов, съедает более 8 тысяч майских жуков и разных личинок. Одна семья скворцов в день приносит в свое жилище 800 личинок, а в месяц - 24 тысячи насекомых. Семья синицы большак съедает в день до 3600 гусениц. Горихвостка за день поедает 7500 гусениц, от зари до зари 469 раз прилетает она к гнезду.

Кому придет в голову осудить таких зерноклевов, как красавец щегол? Ведь эта птица-«агроном» клюет семена сорняков. А зимний соловей, первый звонок весны, - овсянка! Сколько она приносит пользы, расклевывая несметное число вредных насекомых, а также семян сорняков! Крылатые санитары воздуха - стрижи, мухоловы - охраняют здоровье людей, истребляя мух и комаров.

Уже в конце марта прилетают стаи грачей, а позже первые скворцы и жаворонки. Встретим же пернатых друзей широким русским гостеприимством и радушием!

ВЕСНА ИДЕТ…

На крыльях вьюги вдруг влетела в Москву поздняя гостья - белая зима и начала усыпать пушистой порошей улицы, дворы.

А поутру всходит и улыбается, как бы ободряет яркое весеннее солнце.

Нежными пуховиками засеребрились белые барашки лесной козьей ивы - бредины и садовой красной вербы. Целыми вениками на рынках продают ивовые букеты. А рядом - мимоза.

Песни овсянок, синиц, корольков, поползней, стук дятлов - «барабанщиков» - приметы лесной весны. Вслед за клестами первой клушей на гнездо садится черная ворониха. Елка в снегу, а наседка на яйцах почти на самой маковке, под заслоном хвойных лапников.

Утром на дворе москвичей встречает первый голос весны - громкое чириканье вездесущих воробьев и нежное воркование голубей.

В хвойном бору сумрак теней. А в березах - светлынь от бересты. Она белее снега. Во все времена года пригожи милые березы. Особенно красивы они в хрустальных кружевах инея.

Озаренный холодными лучами солнца, белоколонный зал березняка светлеет от розовеющих стволов. Недаром нашим предкам береста была бумагой, как папирус в древнем Египте, как пергамент в древнем Иране. Советским археологам при раскопках Великого Новгорода впервые в истории науки удалось обнаружить письменные акты XI-XIV веков на бересте. Тонким инструментом был начертан четкий шрифт на древнеславянском языке.

Сгнивает дотла древесина берез, а береста остается нетленной в сырой земле: недаром из нее гонят деготь, делающий непромокаемыми сапоги охотников и рыболовов.

Загляденье, как сияет сейчас березовая роща. Русская красавица - белая береза словно светится в сугробах. Идет весна!

Замер лес в морозном безмолвии.

Снег и вода - примета весны.

От берега оторвались и тронулись в дальний путь льдины.

АПРЕЛЬ

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…

А. Майков

Солнце, снег и дождь вперемежку. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют «апрельскими затеями». Умолкает на ночь говор ручьев. Блестит тонкая пленка льда, а под ней - талая земля. Морозная ночь в лунном свете. Синеватые тени неодетых деревьев ложатся на хрупкие сугробы. Только в начале апреля и увидишь такие особенные ночи - мягкие, сияющие, полные шорохов пробуждающейся природы.

Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет. Рушатся серебряные дороги к прорубям.

Редеет снег на взгорьях. Почернели косогоры и кручи. Зашевелились ожившие муравейники, вылетели на свет бабочки. На лесных проталинах проснулись ящерицы и сейчас же вылезли на пень погреться на солнце.

Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы-бредины. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками Надуваются, разбухают почки осин. Первенцы весны - ранние медоносы готовятся к цвету.

Под соснами у зайчих сосунки, зайчата-настовики. Это последние новости природы.

Подлинно настоящий водолей - апрель. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снега первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. Летят птицы.

На высоких деревьях хлопочут у гнезд грачи. Старательные птицы заботливо оправляют на березах лохматые грачевники. Прилетели утки, трясогузки, кроншнепы и вальдшнепы. В парках уже выставлены скворечни, дуплянки, синичники.

Пришел конец и лесной тишине. За километры слышно, будто сухостойник с треском валится. Это черный дятел - желна крепким клювом барабанит дробную трель на сушине. Ток, как на барабане.

На полянах пробиваются первые усики травинок, но бесцветно еще буреют косогоры. На разливах трубят по зорям журавли, их голоса напоминают охотничий рог, зовут спортсменов с удочками и ружьями.

Апрель - первый месяц вешнего тепла. Месяц первого вылета пчел на подснежники и ивы. Месяц последнего снега и саней, вскрытия рек и половодья. По народным приметам: «Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывал апрель».

Здравствуйте, здравствуйте! По улице идет весна! Всем людям улыбается она! Весна спешит, она не ждет!

Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста!

Махнет рукой и чудом обернется,

Река ломает лед, вот-вот проснется.

Проснется лес, кустарники, трава -

Все возрождает вновь красавица-Весна!

Взмахнет рукой, - и птицы прилетят.

И запоют, засвищут все подряд.

Кукушка скажет всем «ку-ку»,

Прожить вам сколько на веку.

Медведь спросонья улыбнется

Букашка малая проснется,

Зеленый шум, весенний гам -

Спешит Весна на встречу к нам!

Исполняется песня «Весна, весна, идет весна...» Появляется Весна.

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду - в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Ведущий В природе бывает три весны. Первая весна - весна света - март. Появляется «месяц» Март (в сопровождении Весны)

Я - Март - утро года. В старину март называли протальником. В этом месяце

плодилась домашняя скотина, начинали нестись куры. Погода переменчивая и студеная. Мартовская вода предохраняет лицо от веснушек. Про меня народ сложил пословицы. Март зиму кончает, весну начинает. Март и снегом сеет, и солнцем греет. В марте курица из лужицы напьется. Как в марте зима не злится, а весне покорится. В марте начинали возвращаться из теплых стран перелетные птицы. А знаете ли вы перелетных птиц? Отгадайте загадки!

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь,

Ищет червей Ну, конечно же...

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня, и полет вошли в стихотворенья, (жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает, (кукушка)

Прилетел в резной дворец

Серый в крапинку певец.

(скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Молодцы, ребята!

Исполняется песня «Не прошла зима, снег еще лежит...»

Труден и долог путь птиц в родные края.

А кто из вас знает, как люди готовятся к встрече пернатых друзей? (строят домики для

скворцов)

Чтецы (по одному четверостишию)

Весна идет с капелями, ручьи журчат,

«Встречайте, прилетели мы!» - скворцы кричат.

Один присел на тополе, такой смешной.

В ладони мы захлопали: «А ну-ка, спой!»

Он посмотрел обиженно: «У вас-то дом,

А мы себе и хижины здесь не найдем!»

Кричим ему уверенно: «Дружок-скворец,

Мы подарить намерены тебе дворец.

Его вчера повесили мы в школьный сад,

Тебе в нем будет весело, ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином - твой дом не плох!»

Гостей своих встречаем мы всегда тепло!

(И. Иванов)

Вторая весна - весна воды - апрель

Появляется «месяц» Апрель (в сопровождении Весны).

Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод. К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега - поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь - везде вода. Отсюда еще одно имя апрелю - водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.

Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро, быть теплу!» - эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба...

А знаете ли вы к какие растения первыми радуют нас своей яркой зеленью и ароматными цветками? Отгадайте мои загадки!

Никто другой в стране лесной

Не может, как она, весной

В три цвета нарядиться:

Лиловый, красный, голубой

Цветет в дубраве.. .(медуница).

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает... (подснежник)

Почки - серебрёные, цветки - золочёные,

А кожа на ветке - красной расцветки.. .(верба)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане. Богач невелик, а орешками наделит.. .(орешник)

Одеться не успела, а сережки надела.

Платье надевала - серьги потеряла.

Падали на ножки красные сережки.

А теперь она стоит - ветра нет, а лист дрожит?

Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие.. .(тополь)

Цветки - пчелам и шмелям,

Плоды - сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке -

Место у беседки...(рябина)

По весне в лесу высоком - на опушках и в глуши -

Всех я вкусным, сладким соком угощаю от души.. .(береза)

Правильно, молодцы! В апреле начинается сокодвижение у берез. Отсюда еще одно название апреля - березень.

В весенний день мальчишка злой

Пронзит ножом кору березы,-

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною рекой.

(Ф. Соллогуб)

Видели, как весной плачут березы? Как стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол дерева.. .И тогда березы погибают... Кто из вас знает, как помочь раненому дереву? (ответы детей)

Очень важно помочь дереву быстрее залечить нанесенную рану. Как только соберете нужное количество сока, замажьте отверстие. Полезно сделать это воском, пластилином, замазкой.

Исполняется танец-хоровод «Березки».

И, наконец, третья весна - весна зеленой травы - май.

Появляется «месяц» Май (в сопровождении Весны)

Славяне называли меня травень. Ненастный май всегда обеспечивал урожай хлебов. Месяц назван так по имени древнеиталийской богини Майи. Народ сложил про меня такие пословицы. Май холодный - год хлебородный. В мае два холода: когда черемуха цветет, и когда дуб распускается. В мае даже ветер поет. Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами. Представьте себе на мгновение цветущий луг, полянку в лесу. Какие цветы там можно увидеть - отгадайте!

Звенит - никто не слышит, лишь ветер их колышет.. .(колокольчики)

Словно глазки на межи - глазки девочки-малютки -

Кротко смотрят незабудки, и среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки, да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают голубые... (васильки)

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух.

(одуванчик)

Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички, (ромашки)

Молодцы, правильно отгадали загадки. А кто из вас может сказать, что будет, если все мы будем рвать эти цветы, делать из них огромные букеты, веночки, топтать их ногами? (ответы детей) Правильно, давайте сохраним удивительную красоту природы нашей земли!

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

(И. Суриков)

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном,

Только здесь ветра шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ведь другой на свете нету!

Исполняется танец «Цветы» Март, апрель, май выходят вместе.

Ударил гром 12 раз и замер в стороне,

Природа отдала приказ салютовать весне.

Приказ: черемухе цвести, крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч

и веселее греть.

Исполняется песенка о весне (по выбору учителя).

Спасибо, тебе, Весна! Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и пенью птиц.

Спасибо, вам, люди добрые, люди славные! За ласку вашу, за веселье широкое. Пусть все идет своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, большого успеха в делах ваших. Многие вам лета!

Славься, Весна, славься, красна,

Цари и здравствуй - твой черед.

Пусть вся земля ликует и цветет!

Исполняется танец «Кадриль».

Чтецы (трое)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе - друг!

Только всегда ли человек относится к природе, как друг, как вы считаете, ребята? (ответы детей) А давайте вместе с вами попробуем составить правила поведения в природе.

(по рисункам-плакатам подготовленные дети формулируют правила).

Чтец (или трое)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем Солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Исполнители всех ролей поочередно, по фразе:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

(Л. Дайнеко)

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным простором,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю,

Берегите! (хором)

(М. Дудин)

Исполняется «Родная песенка» (Льется солнышко веселое...)

Всем спасибо за внимание,

За задор, веселый смех!

За улыбки, понимание -

Это наш большой успех!

Вот настал момент прощания -

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До, свидания!

До счастливых новых встреч!»

Наталья Сердюкова
Урок окружающего мира «Апрель-водолей»

МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н. И. Черных»

Урок окружающего мира

«Апрель – водолей »

(1 класс)

Составила :

Учитель начальных классов

Сердюкова Н. Ф.

Педагогическая цель : привести в систему знания детей об изменениях в природе весной.

Тип урока : решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) :

Обучающийся научится : объяснять изменения в природе весной; получит возможность научиться : соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные ) :

Личностные : У обучающегося будут сформированы : положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования : представления о ценности и уникальности природного мира , природоохране, здоровьесберегающем поведении

Регулятивные : Обучающийся научится : принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; получит возможность научиться : осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; в сотрудничестве с учителем и товарищами находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные : Обучающийся научится : осуществлять поиск нужной информации в учебнике и пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные : Обучающийся научится : договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : формулировать своё мнение и позицию; строить понятные для окружающих высказывания .

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы :

Оливер Клэр. Детская энциклопедия Земли.

М.:Эксмо, 2010.

Сороцкая, О. Н. Учебно – наглядное пособие. –М.: Просвещение,1990.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки с изображением животных, растений, насекомых, птиц; экземпляры коллекции насекомых; звукозапись - журчание ручья, голоса птиц.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать –

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

(проверка готовности к уроку )

II. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите, перед вами две картины. Скажите, какое время года на них изображено?

В чём сходство (различие) картин?

(И. Левитан «Март» , А. Комаров «Наводнение» )

Как вы думаете, почему на второй картине художник изобразил очень много воды?

Когда в природе такое случается?

Загадка :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся.

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?. (Апрель )

Что же происходит в природе с приходом весны?

(личные наблюдения детей)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Ученик читает стихотворение :

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег, и тает лёд!

И на речках – ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле,

Ливень льёт, как из ведра!

Гром гремит : «Весна! Ура!

Погремлю – ка вволю я!»

Что значит «ливень льёт, как из ведра» ?

2. Учитель :

В апреле бывает разное : солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен апрель . Зато куда ни глянь, ни посмотри – везде…

(детям предлагается послушать, представить, почувствовать то, что они услышат)

Звучит звукозапись шума ручья

Что вы слышали? Видели? Чувствовали?

3. В народе апрель называют по – разному :

«березень» - древнерусское название месяца. В апреле у берёз начинается сокодвижение.

Как вы понимаете слово – сокодвижение?

(При затруднении обращаемся к «Толковому словарю» )

«водолей» - льёт воду

Поясните, в каком значении употреблено выражение «льёт воду» ?

Как вы думаете, почему в апреле так много воды ?

Где воды бывает особенно много?

4. «Путешествие» на реку.

Я предлагаю вам заглянуть на реку и посмотреть, что же там происходит?

(сюжетная картина «На реке» ; ответы детей)

Ученица читает стихотворение :

Лёд идёт, лёд идёт!

Вереницей длиной

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины…

Как называется природное явление, когда лёд идёт* по реке?

(поясняем смысл выражения «лёд идёт*)

Чтение отрывка учеником :

Шли первые дни апреля . Однажды утром неожиданно для всех на реке начался ледоход. Лёд тронулся. Сердито толкая друг друга, как – то неторопливо и нехотя плыли по реке льдины. Самые ленивые теснились у берега, трещали, ломались, будто ворчали : «Куда все спешат, ещё успеем, успеем…» Через три дня река очистилась ото льда.

Что значит «река очистилась ото льда» ?

Куда же подевался лёд?

Продолжите предложение :

Когда лёд растает, воды…

Работа по картине А. Комарова «Новоднение» . Рассказ об изменениях в жизни животных.

Рассматривание репродукции картины

Обмен впечатлениями об увиденном

Какое время года изобразил художник на картине? Как вы догадались?

Как называют природное явление, когда река выходит из берегов*?

(при затруднении обращаемся к «Толковому словарю» ; поскольку дети только учатся работать со справочной литературой, делаю пометки в словаре и прошу зачитать)

«Половодье» * - весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.

«наводнение» * - затопление суши водой, выступившей из берегов.

«паводок» * - поднятие уровня воды в реках в результате ливня или таянии снега.

Учитель :

Весна приносит животным не только радость, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял лёд. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка. Вот и герой картины – заяц забрался на ветку старого дерева. Ему страшно. Прижавшись спиной к стволу дерева, он внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадёт, зайцу грозит смерть.

Как вы думаете, зачем художник нарисовал эту картину?

О чём он хотел нам рассказать?

А может ли человек помочь животным?

(ответы детей, вспоминаем стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» )

Как же чувствуют себя другие звери в это непростое для них время?

5. Работа в группах. (Детям предлагается разделиться на две группы и выбрать животного, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для описание животного, образа его жизни, влияние неживой природы на изменения в жизни.)

1 группа : рассказ о лисе. Защита.

Дополнение : В семье лисицы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Они ещё совсем беспомощные и слабые, но уже через месяц, когда они немного подрастут и окрепнут, мама – лиса начнёт выводить их из норы. Она уходит за добычей и оставляет малышей одних.

2 группа : рассказ о медведе. Защита.

Дополнение : Ещё в феврале у медведицы родились медвежата. Их может быть двое. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло и уютно. И мама рядом, Как только пригреет весеннее солнышко, и побегут ручьи, вся медвежья семья выходит из своего убежища. Мама – медведица воспитывает малышей, приучает их к воде и обучает первым навыкам охоты.

Оценка работы групп.

Учитель :

Голодно животным весной. Лиса вынуждена выйти на охоту, чтобы прокормить себя и своё потомство. Лёгкая добыча – мыши.

Что же лиса делает? (ответы детей)

(мышкует*, толкование слова)

А где же взять еды медведю? (ответы детей)

Он разоряет муравейник. Достаёт лапой муравьёв и их личинок и слизывает языком. Личинки- богатая пища, поэтому медведь быстро утоляет голод.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. Игра «Исключи лишнего» . Рассказ об изменениях в жизни растений.

На партах каждой группы лежат картинки с изображением :

Ландыш, одуванчик, стрекоза, подснежник

Медуница, божья коровка, калужница, подснежник

(Дети, советуясь, убирают лишний предмет и обосновывают свой ответ)

Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?

РАСТЕНИЯ

Учитель :

В народе говорят : «Апрель воду подбирает , цветы раскрывает»

8. Работа в группах. (Детям предлагается выбрать растение, о котором они будут рассказывать. На партах лежат заготовленные заранее опорные слова, картинки, которые можно использовать для рассказа)

1 группа : рассказ о подснежнике. Защита.

2 группа : рассказ о мать – и – мачехе. Защита.

Оценка работы группы.

Как вы думаете, для чего природа дарит людям цветы?

(повторяем правила экологического поведения)

9. Рассказ о жизни насекомых.

Учитель : Когда на обогретом солнышком пригорке распускаются первоцветы, вот тут – то и начинается работа? Для кого?

Загадка :

Домовитая хозяйка

Пролетая над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Что значит выражение «домовитая хозяйка» *, «похлопочет» *?

Рассказ учеников о жужелице, крапивнице.

(детям предлагается рассмотреть насекомых из коллекции)

В невысокой траве весной легко найти жужелицу – крупного жука «металлической» блестящей окраски. Лучше всего искать его вечером, так как этот жук любит охотиться, когда стемнеет. Да, да, охотиться! Жужелица – хищник, но её можно не бояться, потому что ест она только гусениц и слизняков.

Бабочка – крапивница зимовала под крышей старого сарая. Только пригрело весеннее солнышко, она покинула своё жилище.

Игра «Аукцион» .

Назвать как можно больше насекомых, которых можно встретить весной.

Учитель : Много насекомых - это пиршество для… Кого?

10. Рассказ о жизни птиц. Рассказ ученика из личных наблюдений. (часть проекта)

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места. Потом началось выселение воробьёв. Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, сухую траву, перья, пух, солому и даже тряпочки.

Какие птицы уже прилетели?

Как люди встречают птиц?

Почему человек должен помогать им?

(демонстрация фотографий акции «Скворечник» )

IV. Рефлексия. Итог урока .

прочитай текст какова его тема и главная мысль что затрудняет понимания содержания
это текст
Нередко люди (лгать). (Приносить) ли ложь пользу (Оказывается) ничего кроме вреда ложь не (приносить). Правда всегда (становиться) известной. (Прослыть) лгунишкой и люди не (быть) верит даже правдивым словам
это задание %2
напиши текст раскрывая скобки и употребляя нужные формы лица и числа глаголов. Выдели их личные окончания почему нужно сначала выяснить какого спряжения глаголов

основная мысль этого описания?
Грач и ласточка

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них
сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над
путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой
дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него
плащ.

Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем
крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но
ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного
путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ
в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему
плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за
облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного
полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он
приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и
привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и
добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

эти слова,выпиши их группами,выдели корень. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Сказка зимняя рядом,лишь вокруг посмотри:разноцветные гирляндой-на ветвях снегири.А за чащей лесною,у стогов на лугу,солнце рыжей лисою дремлет в синем снегу.И в деревне,под вечер,если грянет мороз,дым из труб русских печек,словно роща берёз.Небо взглядом окинешь и на звездном холсте ты не звёзды увидишь-чудеса в решете!

Выпиши строки,в которых выражена основная мысль.
использовал ли автор в своём стихотворении сравнения?понаблюдай,как (какими языковыми средствами)они выражены?
1)знание какой народной приметы позволило поэту использовать одно из сравнений выпиши его укажи использованные части речи.
2) спиши все сравнения укажи использованные части речи
пожалки помогите

mob_info