Новая техника первой мировой войны. История первой мировой войны

Война - не лучший двигатель прогресса, считал Сакамото Рёма, японский политический деятель середины XIX века. И все-таки Первая мировая война, унесшая миллионы жизней и ставшая "могилой трех империй", кое-что оставила после себя уцелевшим.

Гусеничный движитель, придуманный для труднопроходимой местности, стали использовать на тяжелой военной технике и подвергли многочисленным улучшениям. Аэропланы за четыре военных года эволюционировали от "этажерок" с деревянным каркасом до цельметаллических самолетов, какими мы их привыкли видеть.

Что же до автомобиля, то он начал Первую мировую уже вполне состоявшимся. Первый прорыв от самодвижущихся паровых колясок до конвейерной сборки многотысячными тиражами он уже успел пройти до печальных событий. За годы его службы в армии в 1914-1919 годах ничего кардинально нового внедрено не было.

Военный дебют

Более того, первый вооруженный конфликт с участием автомобиля начался за 15 лет до Первой мировой - в ходе Англо-бурской войны 1899-1902 годов, также знаменитой еще одной "инновацией", хотя и куда более сомнительной, - концентрационными лагерями для военнопленных и мирного населения.

Англичанин Ф.Симмс взял французский автомобиль De Dion-Bouton (Де Дион-Бутон), приспособил к нему американский пулемет системы Максима (популярное оружие на рубеже веков) и таким образом создал первую в мире боевую машину, имеющую все сохранившиеся на долгие годы атрибуты: вооружение, двигатель и колеса.

Конечно, это был всего лишь прототип, который, хотя и успел покататься по полям сражений, на вооружение принят не был и широкого применения тогда не нашел. Однако у автора идеи инициативности ничуть не убавилось. Симмс явно понимал, что со временем его изобретение оценят по заслугам и поэтому в 1902 году создал первый в мире бронированный автомобиль.

Этот забавный броневик так и не поучаствовал ни в одном сражении. Зато в 1908 году Генри Форд запустил первую массовую модель Т, и самобеглые коляски стали заполнять города. До войны оставалось всего шесть лет.

Самое интересное, что первое кровопролитие свершилось при непосредственном участии автомобиля. Эрцгерцог Франц Фердинанд погиб в салоне открытого лимузина Gräf & Stift Double Phaeton 1910 года выпуска, когда ехал на нем по Сараево вместе с владельцем машины и по совместительству своим приятелем графом Францем фон Гаррахом.

Путь к популярности

Несмотря на то что консервативные генералы всех воюющих сторон в начале войны руководствовались принципами 1870-х годов и упорно не призывали машины в армию, наши четырехколесные друзья частенько сами оказывались на фронте и использовались для перевозки тех самых генералов.

После первых боев полководцы довольно быстро осознали, что автомобиль - вполне резонная замена гужевой повозке и может не хуже, а иногда и лучше лошадей возить раненых, боеприпасы и даже нести вооружение. Тогда же на дорогах появились и первые заграждения против автомобилей - проволочные. А очень скоро - и "антипартизанское" оборудование для машин, которое позволяло разрезать или отводить с дороги заграждения.

Еще неожиданно выяснилось, что на автомобиле намного удобнее патрулировать дороги, чем на лошадях, а уж тем более чем пешком. Поэтому частные автомобили офицеров, а также и машины, захваченные у врага, быстро начинали эксплуатировать.

Еще одна работа для авто, в основном грузовых, нашлась в медицинской службе. В годы Первой мировой впервые начали организовывать производство автомобилей для транспортировки раненых. Апогеем этого стал запечатленный неизвестным фотографом автомобиль Опель медицинской службы, оснащенный полевым алтарем.

Для общевойсковых нужд в Первую мировую использовали даже настоящие автопоезда

Мы немного слукавили, сказав, что война не привнесла в автопром ничего нового. Кое-что все-таки было. В автомобилях начала века довольно серьезную часть стоимости составляли покрышки, и в условиях войны колеса приходили в негодность первыми. Поэтому талантливые немецкие инженеры придумали ставить вместо эластичной каучуковой покрышки пружины со стальными грунтозацепами, чтобы относительно спокойно перемещаться, не опасаясь гвоздей. А впрочем, много ли вы видели сейчас автомобилей с такими колесами?

«Я так и не понял, зачем надо было воевать», - спел как-то американский бард Боб Дилан о Первой мировой войне. Надо или не надо, но первый высокотехнологичный конфликт в истории человечества начался ровно сто лет назад, унес миллионы жизней и кардинально изменил ход истории в Старом Свете, да и во всем мире. Научно-технический прогресс впервые с такой невероятной силой показал, что он способен быть убийственным и опасным для цивилизации.

К 1914 году Западная Европа отвыкла от больших войн. Последний грандиозный конфликт - Франко-Прусская война - состоялся почти за полвека до первых залпов Первой мировой. Но та война 1870 года прямо или косвенно привела к окончательному оформлению двух крупных государств - Германской империи и Королевства Италия. Эти новые игроки чувствовали себя как никогда сильными, но обделенными в мире, где Британия правила морями, обширными колониями владела Франция, серьезное влияние на европейские дела имела огромная Российская империя.

Большая бойня за передел мира зрела долго, и когда она все-таки началась, политики и военные еще не поняли, что войны, в которых офицеры гарцуют на конях в ярких мундирах, а исход конфликта решается в больших, но скоротечных сражениях профессиональных армий (типа больших битв в наполеоновских войнах), ушли в прошлое.

Пришла эпоха траншей и дотов, полевой формы маскирующего цвета и многомесячных позиционных «боданий», когда солдаты гибли десятками тысяч, а линия фронта почти не двигалась ни в ту, ни в другую сторону. Вторая мировая война, конечно, тоже была связана с большим прогрессом в военно-технической области - чего стоит только появившееся в ту пору ракетное и ядерное оружие. Но по количеству всевозможных инноваций Первая мировая вряд ли уступает Второй, если не превосходит ее.

В этой статье мы упомянем десять из них, хотя список можно было бы расширить. Скажем, формально военная авиация и боевые подводные лодки появились еще до войны, но раскрыли свой потенциал именно в сражениях Первой мировой. В этот период воздушные и подводные боевые корабли обзавелись многими важными усовершенствованиями.

Самолет оказался весьма перспективной платформой для размещения оружия, вот только не сразу стало понятно, как именно его там размещать. В первых воздушных боях пилоты стреляли друг в друга из револьверов. Пулеметы пытались подвешивать к самолету снизу на ремнях или ставить над кабиной, но все это создавало проблемы с прицеливанием. Хорошо бы разместить пулемет точно перед кабиной пилота, но как стрелять через пропеллер?

Эту инженерную задачу решил еще в 1913 году швейцарец Франц Шнайдер, однако по-настоящему рабочую систему синхронизации стрельбы , где пулемет был механически связан с валом двигателя, разработал голландский авиаконструктор Энтони Фоккер. В мае 1915 года германские самолеты, пулеметы которых стреляли через винт, вступили в бой, а вскоре новшество переняли и военно-воздушные силы стран Антанты.

Синхронизатор стрельбы позволил летчикам вести прицельную стрельбу из пулемета через лопасти винта.

В это непросто поверить, но ко времени Первой мировой относится и первый опыт создания беспилотного летательного аппарата , ставшего предком одновременно БПЛА и крылатых ракет. Два американских изобретателя - Элмер Сперри и Питер Хьюитт - разрабатывали в 1916-1917 годах беспилотный биплан, задача которого была доставить к цели заряд взрывчатки. Ни о какой электронике тогда никто не слышал, и направление аппарат должен был выдерживать с помощью гироскопов и альтиметра на основе барометра. В 1918 году дошло дело и до первого полета, но точность оружия настолько «оставляла желать», что военные отказались от новинки.

Первый БПЛА взлетел в 1918 году, но до поля сражений так и не добрался. Точность подвела.

Расцвет подводных операций заставил инженерную мысль активно работать над созданием средств обнаружения и уничтожения спрятавшихся в морских глубинах боевых кораблей. Примитивные гидрофоны - микрофоны для прослушивания подводных шумов - существовали еще в XIX столетии: они представляли собой мембрану и резонатор в виде колоколообразной трубы. Работы над прослушиванием моря активизировались после столкновения «Титаника» с айсбергом - именно тогда возникла идея активной звуковой гидролокации.

И наконец, уже в годы Первой мировой благодаря работам французского инженера и в будущем общественного деятеля Поля Ланжевена, а также русского инженера Константина Чиловского был создан гидролокатор , основанный на ультразвуке и пьезоэлектрическом эффекте - этот прибор мог не только определять расстояние до объекта, но и указывать направление на него. Первая немецкая подлодка была обнаружена с помощью гидролокатора и уничтожена в апреле 1916 года.

Гидрофон и гидролокатор стали ответом на успехи немецких подводников. Скрытность субмарин пострадала.

Борьба с немецкими субмаринами привела к появлению и такого оружия, как глубинные бомбы . Идея зародилась в стенах Королевской военно-морской торпедной и минной школы (Британия) в 1913 году. Главной задачей было создать бомбу, которая взрывалась бы только на заданной глубине и не могла повредить надводным кораблям и судам.

Глубинные бомбы. Гидростатический взрыватель замерял давление воды и приводился в действие лишь при определенном его значении.

Что бы ни происходило на море и в воздухе, главные битвы велись на земле. Возросшая огневая мощь артиллерии и особенно распространение пулеметов быстро отбили охоту воевать на открытых пространствах. Теперь противники соревновались в умении вырыть как можно больше рядов траншей и глубже закопаться в землю, которая надежнее уберегала от шквального артиллерийского огня, чем форты и крепости - те, что были в моде в предыдущую эпоху. Разумеется, земляные укрепления существовали с древних времен, но только в ходе Первой мировой возникли гигантские по протяженности сплошные линии фронта, тщательно раскопанные по обе стороны.

Бесконечные траншеи. Артиллерийский и пулеметный огонь заставили противников закопаться в землю, результатом чего стал позиционный тупик.

Линии траншей немцы дополняли отдельными бетонированными огневыми точками - наследниками крепостных фортов, получившими впоследствии название дотов. Этот опыт был не очень удачен - более мощные доты, способные выдерживать удары тяжелой артиллерии, появились уже в межвоенный период. Но тут можно вспомнить, что гигантские многоуровневые бетонные укрепления линии Мажино не спасли французов в 1940-м от удара танковых клиньев вермахта.

Военная мысль ушла дальше. Закапывание в землю привело к позиционному кризису, когда оборона с обеих сторон стала настолько качественной, что пробить ее оказывалось дьявольски трудной задачей. Классический пример - Верденская мясорубка, в которой многочисленные обоюдные наступления всякий раз захлебывались в море огня, оставляя на поле боя тысячи трупов, не давая решающего перевеса ни одной из сторон.

Доты усиливали германские оборонительные линии, однако были уязвимы перед ударами тяжелой артиллерии.

Сражения часто шли и ночью, в темноте. В 1916 году британцы «радуют» войска еще одной новинкой - трассирующими пулями.303 Inch Mark I , оставляющими зеленоватый светящийся след.

Трассирующие пули сделали возможной прицельную стрельбу в ночное время.

В этой ситуации военные умы сосредоточились на создании своего рода тарана, который помог бы пехоте прорваться сквозь ряды траншей. Например, была разработана тактика «огненного вала», когда впереди наступавшей на траншеи противника пехоты катился вал разрывов от артиллерийских снарядов. Его задача была максимально «зачистить» окопы перед их захватом пехотинцами. Но эта тактика имела и минусы в виде потерь среди атакующих от «дружественного» огня.

Определенным подспорьем для наступающих могло бы стать легкое автоматическое оружие, но время его пока не пришло. Правда, первые образцы ручных пулеметов, пистолетов-пулеметов и автоматических винтовок появились тоже во время Первой мировой. В частности, первый пистолет-пулемет Beretta Model 1918 был создан конструктором Тулио Маренгони и поступил на вооружение итальянской армии в 1918 году.

Пистолет-пулемет Beretta открыл эпоху легкого автоматического оружия.

Пожалуй, самым заметным новшеством, которое было нацелено на преодоление позиционного тупика, стал танк . Первенцем оказался британский Mark I, разработанный в 1915 году и отправившийся в атаку на немецкие позиции в битве на Сомме в сентябре 1916-го. Ранние танки были медлительными и неуклюжими и являли собой прототипы танков прорыва, относительно устойчивых к огню противника бронеобъектов, поддерживающих наступающую пехоту.

Вслед за англичанами танк Renault FT построили французы. Немцы тоже сделали свою машину A7V, однако в танкостроении особенно не усердствовали. Через два десятилетия именно немцы найдут своим уже более проворным танкам новое применение - они станут использовать танковые войска как отдельный инструмент стремительного стратегического маневра и споткнутся о собственное изобретение только под Сталинградом.

Танки были еще медленными, неуклюжими и уязвимыми, но оказались очень перспективным видом боевой техники.

Отравляющие газы - еще одна попытка подавить глубоко эшелонированную оборону и подлинная «визитная карточка» бойни на европейском ТВД. Все началось со слезоточивых и раздражающих газов: в сражении при Болимове (территория современной Польши) немцы применили против русских войск артиллерийские снаряды с ксилобромидом.

Боевые газы стали причиной многочисленных жертв, но супероружием не стали. Зато противогазы появились даже у животных.

Затем пришло время газов, которые убивают. 22 апреля 1915 года немцы выпустили на французские позиции у реки Ипр 168 т хлора. В ответ французы разработали фосген, а в 1917 году у той же реки Ипр германская армия применила иприт. Гонка газовых вооружений шла всю войну, хотя решающего преимущества боевые отравляющие вещества не дали ни одной из сторон. Кроме того, опасность газовых атак привела к расцвету еще одного довоенного изобретения - противогаза .

Когда европейские армии отправились на фронт в 1914 году, в их арсенале до сих пор были лошади и штыки, а к концу войны уже никого нельзя было удивить пулемётами, воздушными бомбардировками, бронетехникой и химическим оружием. На смену овеянному духом романтики оружию пришли газообразный хлор, огромные снаряды с дальностью полёта более 30 километров и пулемёты, выплёвывающие пули, как из пожарного шланга. Каждая из сторон конфликта активно использовала современные технологии и изобретала новые методы в надежде взять верх над противником. Бронированная техника сделала армии неуязвимыми перед стрелковым оружием, танки позволяли идти в наступление прямо по колючей проволоке и окопам, телефоны и гелиографы сделали возможным передачу сведений на большие расстояния, а самолёты неустанно сеяли смерть с неба. Благодаря научным разработкам армии противников стали более могущественными, но в то же время и более уязвимыми. Американские солдаты пользуются акустическим локатором на колёсах. Акустические локаторы активно совершенствовались в годы Первой мировой войны, но вышли из употребления с появлением радаров в 1940-х годах.
Австрийский бронированный поезд, около 1915 года.
Вагон бронепоезда изнутри, Чаплино, современная Днепропетровская область, Украина, весна 1918 года. В вагоне находятся не менее шести пулемётов и множество ящиков с боеприпасами.
Немецкие связисты крутят педали тандема, чтобы сгенерировать энергию для работы радиостанции, сентябрь 1917 года.
аступление Антанты на Бапом, Франция, около 1917 года. Солдаты следуют за танками.
Солдат на американском мотоцикле Harley-Davidson, около 1918 года. В годы Первой мировой войны США отправили на фронт более 20 тысяч мотоциклов Indian и Harley-Davidson.
Британские танки Mark A Whippet идут в наступление по дороге близ Ашие-ле-Пети, Франция, 22 августа 1918 года.
Немецкий солдат шлифует снаряды для железнодорожного артиллерийского орудия 38 cm SK L/45 “Max”, около 1918 года. Орудие могло выстреливать 750-килограммовые снаряды на расстояние до 34 километров.
Немецкие пехотинцы в противогазах и касках Штальхельм на позициях в ходу сообщения на Западном фронте.
Ложное дерево – замаскированный британский наблюдательный пункт.
Турецкие солдаты используют гелиограф, 1917 год. Гелиограф – это беспроводной оптический телеграф, который передаёт сигналы посредством вспышек солнечного света, обычно азбукой Морзе.
Экспериментальный транспорт «Красного Креста», спроектированный таким образом, чтобы защитить раненных солдат при поднятии их из окопов, около 1915 года.
Американские солдаты надевают противогазы в окопе. За ними взлетает сигнальная ракета.
Немецкая машина для рытья окопов, 8 января 1918 года. Тысячи километров окопов были вырыты вручную, и лишь небольшая часть при помощи техники.
Немецкие солдаты с полевым телефоном.
Погрузка немецкого танка A7V на железнодорожную платформу на Западном фронте
Пример ложной лошади, за которыми прятались снайперы на нейтральной полосе.
Сварщицы на заводе Lincoln Motor Co. В Детройте, штат Мичиган, около 1918 года.
Танк идёт на огнемёт, около 1918 года.
Брошенные танки на поле боя в Ипре, Бельгия, около 1918 года.
Немецкий солдат с фотоаппаратом возле разбитого британского танка Mark IV и погибшего танкиста, 1917 год.
Применение противогазов в Месопотамии, 1918 год.
Американские солдаты устанавливают 37-мм автоматическую пушку возле окопа в Эльзасе, Франция, 26 июня 1918 года.
Американские солдаты на французских танках Renault FT-17 направляются на линию фронта в Аргонском лесу, Франция, 26 сентября 1918 года.
Немецкий костюм лётчика, оснащенный маской с электрическим подогревом, жилетом и меховыми сапогами. Во время полёта на самолётах с открытой кабиной пилотам приходилось выдерживать минусовые температуры.
Британский танк Mark I, пехотинцы, лошади и мулы.
Турецкие солдаты с немецкой 105-мм гаубицей M98/09.
Ирландские гвардейцы в противогазах во время учений на Сомме, сентябрь 1916 года.
Временный деревянный мост на месте разрушенного стального моста через реку Шельда во Франции. Британский танк, упавший в реку, когда был разрушен предыдущий мост, служит опорой для нового моста
Телеграф в номере 15 гостиницы Elysee Palace Hotel в Париже, Франция, 4 сентября 1918 года.
Немецкие офицеры возле бронированного автомобиля на территории Украины, весна 1918 года.
Солдаты 69-го австралийского эскадрона прикрепляют зажигательные бомбы к самолёту R.E.8 на аэродроме к северо-западу от Арраса, Франция.
Шесть пулемётных бригад готовятся к выезду во Франции, около 1918 года. Бригада состояла из двух человек: водителя мотоцикла и пулемётчика.
Новозеландские солдаты в окопе и танк Jumping Jennie в Гомкуре, Франция, 10 августа 1918 года.
Немецкие военные смотрят на разбитую английскую зенитную установку, погибших солдат, пустые патронные ящики.
Американские солдаты проходят учения в Форт Диксе, штат Нью-Джерси, около 1918 года.
Немецкие солдаты заряжают газомёты.
Фронт во Фландрии. Газовая атака, сентябрь 1917 года.
Французские дозорные на посту в опутанном колючей проволокой окопе.
Американские и французские фотографы, Франция, 1917 год.
Итальянская гаубица Obice da 305/17. Таких гаубиц было выпущено менее 50 единиц.
Использование огнемётов на Западном фронте.
Мобильная лаборатория радиологии французской армии, около 1914 года.
Захваченный и перекрашенный немцами британский танк Mark IV брошен в лесу.
Первый американский танк Holt, 1917 год.

Истребители и бомбардировщики, подводные лодки и дредноуты, бронированные машины, танки и другое оружие - все то, что сегодня нам кажется простым и обыденным для Первой мировой войны, было, кратко говоря, последним словом техники и научной мысли. Эта война действительно стала первой. И не только в том, что до нее не было таких масштабных военных конфликтов, но и потому, что на ее протяжении многое было сделано впервые.

Автомобили

Конечно автомобили для военных нужд использовались еще до начала Первой мировой войны, но в годы этого противостояния их транспортные возможности начали использовать в полной мере. Так, в 1914 году, оказавшись в практически безвыходной ситуации, когда необходимо было перебросить на Марну новую солдатскую дивизию, чтобы остановить быстрое продвижение германских войск, французское командование в качестве средства переброски избрало автомобиль. Тогда с этой миссией блестяще справились парижские такси.
А вот англичане для перевозки военных использовали свои «фирменные» двухэтажные автобусы.
Большим подспорьем стало использование автомобилей во многих операциях той войны. Например, в мае 1915 в Галиции и позднее на реке Стырь русские войска своевременно были обеспечены оружием только благодаря использованию автомашин.
Довольно широко использовались, так называемые, пулеметные автомобили - машины с установленными на них пулеметами (такую систему впервые испытали англичане во время бурской войны).
Также за годы войны прошли успешные испытания первые русские самоходные зенитные пушки. Еще за год до начала войны один из инженеров Путиловского оружейного завода предложил устанавливать качающиеся противоаэропланные пушки на платформу мощного грузовика. Первые опытные образцы этой техники поступили на испытание в конце 1914. А через несколько месяцев они уже вступили в строй. Так, летом новые машины уже успешно отразили воздушную атаку 9 германских аэропланов, а немногим позже сбили два самолета противников.
Параллельно шло и развитие бронированных автомобилей. Первые русские броневики, например, разрабатывались в России, а вот ставились на колеса на заводах Рено.
Согласно статистике, к концу 1917 года во французской армии успешно примелись почти 92 тысячи машин, в английской - 76 тыс., германской - более полусотни тысяч, в русской - около 21 тысячи.

Танки

Поистине, инновационной техникой на полях Первой мировой войны стал танк. Кратко говоря, это был его дебют. И дебют успешный. Впервые на полях сражений танки появились в 1916 году. Это был британский Мк I. Первые танки выпускались в двух вариантах. Одни с пушечным вооружением, другие - с пулеметным.
Толщина брони первых танков не защищала его экипаж даже от бронебойных пуль. Несовершенной была и топливная система, из-за чего первые машины могли остановиться в самый неподходящий момент.
«Шнейдер СА 1» стал первым французским танком, также получившем свое боевое крещение на фронтах Первой мировой. По сравнению с английским танком у него было несколько преимуществ, но и он был далек от совершенства, в частности он был абсолютно не приспособлен к передвижению по пересеченной местности. Но сами французы, впрочем, считали его чудом техники и гордились своим танком.
Увидев, что французы и англичане с успехом применяют в сражении новую технику, германские конструкторы тоже озаботились о создании собственного шедевра. В итоге осенью 1917 года на полях сражений появился германский А7V.

Корабли

Опыт предыдущих войн на море продемонстрировал необходимость усиление вооружения и продиктовал новые требования к оснащению и постройке кораблей. В результате в 1907 году в Великобритании был спущен на воду первый линейный корабль нового типа, названный «Дредноут».
Увеличенные водоизмещение, мощность и скорость, а также усиленное вооружение делали его более надежным и опасным для противника.
Наибольшее внимание развитию флота в канун Первой мировой уделяли Германия и Англия. Собственно, именно между ними и развернулось главное соперничество на море. При этом стоит отметить, что каждая из стран подходила к оснащению своего флота по-разному. Германское командование, например, больше внимания уделало усилению брони и увеличению количества орудий. Англичане же, в свою очередь, прилагали усилия для повышения скорости движения и увеличивали калибр орудий.

Самолеты

Еще одной техникой, которую в Первой мировой войне использовали именно в военных целях, кратко говоря, стали самолеты. Сначала они использовались для разведки, а затем для бомбардировок и уничтожения воздушных сил противника.
Первыми для нападения на стратегические тыловые объекты противника самолеты начали использовать германцы. Здесь стоит отметить, что к началу войны эта страна обладала вторым по многочисленности авиапарком. При этом практически все его машины были устаревшими почтовыми и пассажирскими аэропланами. Однако уже в первые военные годы, осознав всю важность авиационной техники, Германия наладила выпуск и оснащение более новых и современных самолетов. В результате долгое время германские летчики буквально царили в небе, нанося значительный урон союзникам Антанты.
Россия, в свою очередь была первой страной в мире по количеству самолетов. К началу войны у нее уже даже были 4 новейших и единственных на тот момент в мире многомоторных самолета. Однако несмотря на это, в целом, уровень развития русской авиации был ниже, чем у англичан, французов и германцев.
Великобритания стала первой страной, решившейся установить на аэроплан пулемет. А многие новшества и изобретения, касавшиеся усовершенствования самолетов Первой мировой войны принадлежали французам.
Еще одной страной, усиленно развивавшей свой авиапарк в годы войны стала Италия, которая наряду с Россией начала применять многомоторные летательные аппараты.

10 сентября 2015 года почта России в многолетней серии «История Первой мировой войны» выпускает в обращение четыре марки, посвящённые отечественной боевой технике. На марках изображены: бомбардировщик «Илья Муромец»; 7,62-мм винтовка системы Мосина; 76,2-мм полевая скорострельная пушка; эскадренный миноносец «Новик».

Годы Первой мировой войны ознаменованы усложнением тактики ведения боевых действий, появлением и применением на фронтах новых видов вооружений и техники — авиации, танков, автоматического оружия, мощной артиллерии.

Эскадренный миноносец «Новик» - в состав Балтийского флота вошел в октябре 1913 года. Его создание и строительство последующих кораблей этого типа — одна из ярких страниц в истории отечественного военного судостроения. В истории Российского флота это был первый турбинный боевой корабль. Поставил мировой рекорд по скорости. Эсминец мог принять на борт 50 якорных мин. К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе, послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Ни один из новейших германских эсминцев не мог соперничать с «Новиком». Эсминец «Новик» и последующие корабли этой серии прошли славный боевой путь, показав завидное долголетие. После окончания гражданской войны «новики» вместе с другими боевыми кораблями вошли в состав советского ВМФ. Сам «Новик» получил название «Яков Свердлов». С началом Великой Отечественной войны вступил в борьбу с фашистским флотом. «Яков Свердлов» погиб 28 августа 1941 г., подорвавшись на мине, при переходе боевых кораблей и транспортов из Таллинна в Кронштадт. Всего в ходе войны погибло десять из семнадцати «новиков».


«Илья Муромец»
— общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913—1918 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. К началу Первой мировой войны было построено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля 1915. За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3. Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.


Полевая скорострельная пушка образца 1902 года
, известная также как «трёхдюймовка», была разработана на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге конструкторами Л. А. Бишляком, К. М. Соколовским и К. И. Липницким с учётом опыта производства и эксплуатации первого российского орудия данного калибра. Активно использовалось в русско-японской войне, Первой мировой войне, гражданской войне в России и в других вооружённых конфликтах с участием стран из бывшей Российской империи (Советский Союз, Польша, Финляндия и т. д.) Модернизированные варианты этой пушки использовались в начале Второй мировой войны. Для своего времени орудие включало много полезных новшеств в своей конструкции. В их число входили противооткатные устройства, механизмы наводки по горизонту и углу возвышения, прецизионные прицелы для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой. По своим характеристикам она была на уровне схожих с ней французских и немецких орудий и получила высокую оценку русских артиллеристов. В ряде случаев пушка использовалась как противотанковое орудие

7,62-мм винтовка образца 1891 года (винтовка Мосина, трёхлинейка) — магазинная винтовка, принятая на вооружение Российской Императорской армии в 1891 году. Активно использовалась в период с 1891 до конца Второй мировой войны, в этот период многократно модернизировалась. Название «трёхлинейка» происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм — соответственно, три линии равны 7,62 мм). Первое боевое крещение Русская винтовка Мосина получила при подавлении восстания Китайских боксеров 1900 году. Винтовка прекрасно зарекомендовала себя при Японской войне 1904-1905 годов. Отличалась относительной простотой и надежностью, дальностью прицельной стрельбы. Винтовка выпускалась советской армией почти до самого конца войны и находилась на вооружении до конца 1970-х годов.

Форма выпуска: в листах с оформленными полями (3×4) из 11 марок и купона
Размер марки: 50×37 мм
Размер листа: 170×180 мм
Тираж: 396 тысяч экземпляров каждой марки (по 36 тысяч листов)

Гашение Первого Дня пройдет 10 сентября 2015 года в Москве и Санкт-Петерубрге

Дополнительно к выпуску почтой России издана художественная обложка, внутри — почтовые марки и КПД.
К выпуску компанией Peterstamps подготовлены картмаксимум и марочная карточка







картмаксимумы, выпущенные Prtrerstamps




Марочная карточка, выпущенная Peterstamps

mob_info