История корабля «Vanguard. Линейные корабли типов «Лайон» и «Вэнгард Вооружение линкора «Вэнгард»

00:00

30 ноября 1944 года на воду был спущен британский линкор «Вэнгард». Заложенный еще в 1941 году, вступить в строй до конца войны этот корабль не успел и был принят на вооружение только в 1946-м, став последним вступившим в строй линкором в истории.

История этого корабля, как и других линкоров, переживших войну, оказалась сравнительно короткой. Но за 14 лет службы он успел побыть и флагманом Средиземноморской эскадры, и музеем, и учебным кораблем, и королевской яхтой. В 1947-м на «Вэнгарде» совершил свой вояж в ЮАР король Георг 6-й. Ради такого случая три месяца на верфи в Плимуте корабль готовили к приему королевской четы. Перепланировали адмиральские помещения, оснастили собственной галереей и установили мебель, снятую со старой королевской яхты. Вместо автоматической пушки на башне оборудовали прогулочную площадку, которую можно было использовать как трибуну на стоянке.

Через год линкор снова отправили на верфь. На сей раз планировался королевский визит в Австралию и Новую Зеландию. Опять были перестроены королевские апартаменты, в умывальниках и душевых наконец-то подключили горячую воду и отделали их нержавеющей сталью, в прачечной установили стиральные машины, оборудовали парикмахерскую и мастерскую по ремонту одежды. Путешествие планировалось кругосветным, и для прохождения Панамским каналом «Вэнгард» оснастили буксирными приспособлениями. Увы, из-за болезни короля этот поход отменили.

Еще одной перестройки корабль подвергся в 52-м в ожидании очередного королевского вояжа. Однако и он не состоялся – на сей раз из-за смерти монарха.

После этого «Вэнгард» больше к перевозке монарших особ не привлекался и дослужил свой срок в качестве обычного военного корабля.

Незадолго до начала Второй мировой войны задержка создания сверхмощных линкоров типа « » вынуждала британское адмиралтейство приступить к проектированию более дешевых дредноутов. На оружейных складах хранились 381-мм башни главного калибра Мк I, оставшиеся еще с 20-х годов. В связи с этим было решено произвести расчет по созданию линейного корабля с учетом имеющейся артиллерии. Это существенно сокращало сроки и стоимость постройки.

Проектирование нового типа «Вэнгард» (Vanguard) было приостановлено в связи с началом военных действий. Лишь в конце 1939 года Черчилль заинтересовался данной разработкой. Великобритания ощущала острую нехватку больших быстроходных кораблей. Идея создания линкора в короткие сроки была весьма привлекательной. Однако в силу различных обстоятельств корабль «Вэнгард» был принят на вооружение уже после окончания войны – в 1946 году.

Конструкция и бронирование линкора «Вэнгард»

Длина судна составила рекордные 248 метров – это был самый большой линкор . Полное водоизмещение превышало 51 000 тонн. Первоначальный проект имел корпус, идентичный классу « ». Однако впоследствии было решено поднять нос судна, так как у предшественника из-за низкого борта на палубе часто находилась вода. Так, высота борта в середине корабля составляла около 7 м, в носовой части она была поднята до 11 метров. Диаметр циркуляции составлял 1000 м, для такого размера судна это были вполне приемлемые цифры.

Большое внимание уделялось водонепроницаемости. Всего в нижней части корабля насчитывалось 1 059 изолированных отделений. В случае пробоины судно останется на плаву.

Бронирование соответствовало предыдущим английским линкорам. Главный броневой пояс изготавливался из крупповской цементированной брони толщиной до 356 мм. Башни 381-мм пушек обшивались 305-мм и 343-мм стальными плитами. Нижняя часть судна также была защищена аналогично классу «Кинг Джордж V». В 1941 году один из кораблей данного типа был затоплен в результате торпедирования. Опыт показал, что подводная защита дредноутов очень слабая. Несмотря на это, в «Вэнгарде» практически никаких изменений сделано не было. Оборона состояла из трех пластов. Внешняя часть была полой, она служила для распределения давления на большую площадь. Средний отсек был заполнен водой – он гасил энергию взрыва. Внутренняя зона также была пустой, она должна была распределять оставшуюся ударную волну.

Мощность двигателей составляла 130 000 л.с., которые обеспечивали скорость хода в пределах 29,5 узлов. Максимальные показатели были зафиксированы на первоначальных испытаниях, они достигали 31,57 узлов. Дальность плавания без дозаправки в экономичном режиме составляла 8 400 миль.

Вооружение линкора «Вэнгард»

  • Главный калибр включал 4 башни, на каждой из которых было расположено по две морские пушки калибром 381-мм, BL 15″/42 Mark I. Новые дредноуты других стран имели более мощное вооружение, однако такой выбор был обусловлен тем, что орудия уже имелись в наличии – не было необходимости тратить деньги на их производство. Техника равномерно размещалась в носовой и кормовой частях. Дальность стрельбы составляла 22,5 км.
  • 133-мм универсальная артиллерия 5,25″ QF Mark I состояла из 16 единиц.
  • Зенитная артиллерия включала многоствольные орудия QF 2 pounder Mark VIII и 40-мм автоматы «Бофорс».

К началу 1938 г., когда строительство 5 кораблей типа «King Georger V» шло полным ходом, стало ясно, что условия Лондонского соглашения 1930 г. об огра­ничении водоизмещения и калибра артиллерии линко­ров другие страны соблюдать не будут. Тотчас конст­рукторы приступили к работе над проектом линкора типа «Lion» полным водоизмещением 47 тысяч тонн. Он должен был нести девять 406-мм орудий нового образца. Первые два линкора («Temeraire» и «Lion») заложили, соответственно, 1 июня и 4 июля 19З9 г., а через пару месяцев началась Вторая мировая война.

Строительство линкоров пришлось прервать в связи с огромной потребностью в легких кораблях. В 1944 г. заказ вообще был аннулирован.

Однако британский флот все же получил еще один корабль этого класса. В конце 1941 г., когда война с Японией стала почти неизбежной, а усилить Дальне­восточный флот было нечем, адмиралтейство пошло на экспромт. Вместо разработки новых 406-мм ору­дий решили извлечь со склада хранившиеся там бо­лее 25 лет четыре двухорудийные 381-мм башни ли­нейных крейсеров «Glorious» и «Courageous», пере­оборудованных в авианосцы в 20-е годы. Оставалось только пристроить к этим пушкам корабль-Англичане думали, что сумеют сделать это быстро, но просчитались. Лишь 30 ноября 1944 г. последний британский линкор «Vanguard» сошел со стапеля. Он также стал последним новым линкором в мире.

Корпус «Vanguard» имел ряд качеств, сделавших его уникальным среди британских линкоров. Во-первых, линкор получил наклонный форштевень и за­метное повышение борта по направлению к нему.

Спроектированный для скорости 30 узлов, он дей­ствительно мог поддерживать полный ход в любую погоду. На верхней палубе имелись три волнореза: вместе с подъемом корпуса у форштевня они сыграли свою роль, корабль оставался «сухим» даже при очень высокой волне и сильном ветре. Удачные обво­ды и распределение нагрузки сделали качку плавной и незначительной. В плане мореходности «Vanguard» был лучшим линкором в мире.

Число главных водонепроницаемых переборок до­стигло 26. В боевых условиях отсеки полностью изо­лировались друг от друга, и сообщение могло осуще­ствляться только в вертикальном направлении. Об­щее число водонепроницаемых помещений ниже главной палубы равнялось 1059. Пассивные меры жи­вучести дополняла развитая система откачки воды. Корпус был разделен на шесть секций, каждая из ко­торых обладала своим постом живучести; помимо этого имелся главный пост живучести.

B холодном климате предусматривалось паровое отопление жизненно важных постов и систем, в тро­пиках работала система кондиционирования воздуха.

Схема бронирования в основном повторяла «George V». Главный пояс длиной 140 метров точно также располагался на внешней обшивке корпуса. Он имел толщину 381 мм в районе погребов, 343 мм в центральной части, и состоял из трех рядов броневых плит, расположенных горизонтально. Британцы при­менили этот архаичный вариант из-за невозможности изготовить плиты высокого качества длиной 7,3 метра (полная высота пояса). Цитадель защищала погреба от 15-дюймовых снарядов начиная с дистанции 75- 80 кабельтовых (13,9-14,8 км), а машинно-котельные отделения с 85-90 кабельтовых (15,7-16,6 км). Броневой пояс в оконечностях назывался «противоосколочным». Он состоял из листов нецементиро-ванной брони 51-64 мм, прикрывавших пространст­во по внешнему борту между нижней и средней палу­бами. Пояс в носу имел высоту 2,45 м и заканчивал­ся на расстоянии 3,5 м от форштевня.

Горизонтальная защита оконечностей состояла из броневой палубы толщиной 152-64 мм, проходившей по уровню верхней кромки носового и кормового по­ясов. Заканчивалась палуба броневым траверзом (100 мм). Таким образом, защита оконечностей, осо­бенно горизонтальная, была наиболее продуманной и мощной среди всех современных линкоров.

Противоторпедная защита линкоров типа «Geor­ge V» потерпела полное фиаско при атаке японской авиацией «Prince of Wales» в Сиамском заливе. Рас­считанная на взрыв 1000 фунтов (454 кг) тротила, она не смогла противостоять вдвое меньшим зарядам японских авиационных торпед. После попадания пер­вых двух торпед линкор практически вышел из строя, а шести попаданий хватило, чтобы послать его на дно.

Специалисты отметили недостаточную высоту про­дольных переборок, доходивших только до уровня нижней палубы, плохое крепление их к корпусным конструкциям в верхней части, возможность затопле­ния помещений через верхнюю часть ПТЗ, а глав­ное - небольшую (менее 4 м) зону расширения га­зов. Большие пустые объемы между противоторпедной переборкой и наружным бортом приводили к воз­никновению значительного начального крена, а его ликвидация путем контрзатопления отсеков противо­положного борта уменьшала запас плавучести.

Тем не менее, конструкторы сохранили все основ­ные элементы этой системы на «Vanguard». Дело в том, что его проект уже был готов к тому моменту, когда японские торпеды потопили «Prince of Wales». Однако были приняты меры для устранения отмечен­ных недостатков. Общую ширину ПТЗ увеличили до 4,75 м, продольные противоторпедные переборки продлили вверх на одну палубу (до средней палубы). Это значительно увеличило зону расширения газов вверх вдоль борта и снизило вероятность разрушения верхней части ПТЗ. Эти меры улучшили подводную защиту, но сами принципы неудачной ПТЗ не позволя­ют высоко оценить противоминную устойчивость по­следнего британского линкора.

Силовая установка повторяла консервативные уже на момент их создания главные механизмы лин­коров типа «King George V». Такое решение обус­ловило желание затратить на создание несерийного корабля как можно меньше времени и средств. Боль­шое внимание было уделено герметизации турбин и изоляции турбинных отделений. Турбины могли рабо­тать даже в полностью затопленных отсеках! На испы­таниях корабль развил максимальную скорость 31,57 узла (58,47 км/час) при мощности на валах 135650 л.с и водоизмещении, близком к стандартному (44500 т).

Возврат к старым орудиям главного калибра, как это ни странно, имел больше положительных момен­тов, чем отрицательных. Такие башенные установки эксплуатировались уже много лет и составляли подавляющее большинство имевшихся на флоте башен. 381-мм сменных стволов было достаточно на складах. Эти орудия отличали высокая надежность и полное отсутствие отказов.

Начальная скорость снаряда составляла 785 м/с, по бронепробиваемости на дальних дистанциях он почти не уступал 406-мм снаряду «Nelson». Важным новшеством стало дистанционное управление башня­ми ГК из центрального артиллерийского поста - единственное в британском флоте.

Универсальная артиллерия полностью повторяла вариант, примененный на линкорах типа «George V». Правда, 133-мм орудия, сначала предназначавшиеся для вооружения крейсеров ПВО. оказались не вполне удачными в качестве зенитных.

Зенитные автоматы были представлены произво­дившимися по лицензии в Англии 40-мм автоматами шведской фирмы «Бофорс». Они применялись в различных установках; наиболее популярной была аме­риканская четырехствольная Мк.II. Однако англичане разработали вместо нее свой вариант, шестистволь­ный автомат Mk.VI.

В ходе Второй мировой войны стало ясно, что ар­тиллерийская система - это именно система, а не одна лишь башня с пушками. В Англии и США были со­зданы совершенные системы управления огнем, включавшие оптические и электронные датчики, ана­логовые вычислительные системы. Развитие их шло по линии активного развития радиолокаторов обнару­жения и сопровождения, с соединением всех элемен­тов СУАО в единую сеть. Наглядным примером этой тенденции являлся «Vanguard».

Для раннего обнаружения кораблей и самолетов использовался новый комбинированный радар типа 960. Его дополняла РЛС аналогичного назначения ти­па 277 для обнаружения низколетящих целей. Для це­леуказания служил радар типа 293. Навигацию обеспечивали радары типов 268 и 930. Кроме того, «Vanguard» имел 17 артиллерийских РЛС со стабили-зированными антеннами, развитые средства связи и радиопеленгации.

В целом «Vanguard», несмотря на все недочеты. стал лучшим британским линкором. Тот факт, что он быстро устарел, вовсе не свидетельствует об его не­достатках. В послевоенном мире не нашлось места линкорам вообще. B корабельной иерархии первое место уже прочно заняли авианосцы.

Его служба протекала в учебных плаваниях и мно­гочисленных парадных мероприятиях. С ноября 1949 года он официально числился учебным кораблем. 5 марта 1956 года был выведен в резерв и переведен в Портсмут, где базировался огромный Резервный флот. «Vanguard» стал флагманом этого «мертвого флота». После четырех лет стоянки на приколе по­следний британский линкор пошел на слом. Его про­дали на металлолом 9 августа 1960 года.

…«Вэнгард» вспарывал океан, оставляя за кормой тысячи огненных миль боевого похода. Линкор не всходил на волну, как это делают обычные корабли. Он, словно рыцарский меч, разрубал водяные валы, наполняя воздух непроницаемой завесой брызг и клочьев морской пены.


На траверзе левого борта переваливался на волнах эсминец ПВО «Бристоль». По правому борту был виден силуэт «Ковентри». В кильватере линкора следовал ракетный фрегат «Бриллиант». Где-то в стороне, невидимый за вуалью тумана, двигался еще один корабль британского передового отряда - эсминец «Энтрим».

«Бэттлшип бэттл групп» (ударная группировка, возглавляемая линкором) уже пятые сутки бороздила океан в зоне боевых действий, отбивая вялые атаки со стороны ВВС Аргентины. В результате очередного налета был потерян один из эсминцев эскорта - «Шеффилд». Пострадал и сам «Вэнгард» - на крыше башни «А» темнела выбоина от попадания 500-фн. бомбы Mk.82. На правом борту, в районе бронепояса, тянулась борозда облупленной краски - последствие рикошета противокорабельной ракеты AM.38 Exocet. Еще одна 1000-фунтовка ударила в палубу в кормовой части линкора, образовав пробоину диаметром около 2 метров. От взрыва образовалось вздутие палубного настила, было разрушено несколько прилегающих переборок. Радары и кормовой дальномерный пост оказались повреждены огнем 30 мм авиационных пушек. К счастью, потери среди экипажа были невелики - менее 10 человек. Великолепная цементирования броня Круппа надежно защищала корабль от любых средств воздушного нападения.


Схема бронирования "Вэнгарда". Расскажите ему о современных ПКР


Несмотря на многочисленные попытки уничтожения «Вэнгарда», его боеспособность осталась на прежнем уровне: ход, электроснабжение, главный калибр - их функциональность сохранилась в полном объеме. Отсутствовали повреждения в подводной части - никаких предпосылок к затоплению и потере корабля. Выход из строя дальномеров и РЛС мог быть фатальным в годы Второй мировой, но в 1982 году это не имело ровно никакого значения. Морских баталий не предвиделось. Главной и единственной задачей линкора был обстрел крупных площадных целей - авиабаз, складов, гарнизонов на вражеском побережье. Выдача целеуказания производились на основании данных аэрофотосъемки и снимков из космоса; огонь корректировался с помощью многоцелевых вертолетов, размещенных на борту эсминцев эскорта.

Система спутниковой связи «Скайнет» обеспечивала круглосуточную связь с Лондоном из любой точки Атлантики. Вся связь - защищена. Многочисленные антенные устройства рассредоточены по стенам и крыше надстройки. Переносные рации, спутниковые телефоны и посты корабельных радиостанций скрыты внутри, под толстым слоем брони.

У аргентинских летчиков отсутствовали бомбы калибром свыше 1000-фн. (454 кг). А то, что было - обычные «фугаски» (General Purpose, Mk.80), которые, ввиду наличия у британцев корабельных ЗРК, приходится сбрасывать с предельно малых высот. Бомбы не успевали набрать необходимой кинетической энергии и попадали в корабль по касательной - у них не было ни единого шанса пробить броневую палубу «Вэнгарда».

Пластмассовые ПКР «Exocet» лишь насмешили старый линкор - при ударе о 35-сантиметровую броню их боевые части рассыпались в порошок, лишь царапая краску на мощном борту. А при углах встречи свыше 45°от нормали следовал неизбежный рикошет.

Единственный, кто мог бы представлять угрозу - аргентинская дизель-электрическая подлодка ARA San Luis. Однако, она была не в лучшем тех. состоянии и оказалась не способна атаковать столь быстроходное и хорошо охраняемое соединение.

У аргентинцев не было средств, чтобы противостоять старому линкору. В условиях Фолклендского конфликта «Вэнгард» оказался абсолютно неостановимой и неуничтожимой боевой единицей, способной практически в одиночку решить большинство насущный проблем и обеспечить безопасную высадку десанта на Фолкленды.

Первой под удар орудий линкора попала Рио-Гранде - крупная авиабаза на Терра-дель-Фуэго (Огненная Земля), ближайшее и основное место базировании аргентинской авиации в Фолклендском конфликте. Одной из особенностей Рио-Гранде было её расположение - ВПП 07/25 находилась всего в 2 километрах от побережья Атлантики. В то время, как максимальная дальность стрельбы орудий «Вэнгарда» превышала 30 километров!

Стандартный боекомплект линкора - 100 снарядов на каждое орудие главного калибра (381 мм) и 391 снаряд на каждое орудий «универсального» калибра (133 мм, макс. дальность стрельбы 22 км).

Взрыв одного 862-кг осколочно-фугасного снаряда давал 15-метровый кратер глубиной до 6 метров. Взрывной волной срывало листья с деревьев в радиусе 400 ярдов (360 метров) - легко представить, во что превратилась авиабаза Рио-Гранде после британского удара!

Погром на Огненной Земле

…Самолеты ВВС Аргентины обнаружили линкор у южной оконечности Фолклендов вечером 3 мая 1982 года. Поначалу этому не придали большого значения - в штабе посчитали, что британцы всего лишь обеспечивают морскую блокаду островов. На следующее утро был запланирован боевой вылет - всю ночь техники готовили «Скайхоуки», «Даггеры» и «Супер Этендары» к полету, заправляли машины и подвешивали боеприпасы. Однако, все пошло не по плану.

В 4:30 утра пилот разведывательного «Лайрджета», едва оторвав самолет от ВПП, испуганно прокричал в эфир: «Группа из шести кораблей! У самого берега, курсом E».

«Дьяблос» - только успел добавить аргентинский летчик, когда в крыло «Лайрджета» ударила ракета, пущенная с одного из британских эсминцев.

Аргентинцы не могли поверить в реальность происходящего - за одну ночь линкор и его эскорт оперативно выдвинулись из района Фолклендов в сторону аргентинского побережья. Весь путь на скорости 25 узлов занял менее 13 часов.

Удар по территории Аргентины означал дополнительные внешнеполитические осложнения, но мисс Тэтчер уверенно дала «Добро». Война разгорается с каждым днем, помощи ждать неоткуда. США и страны НАТО поддержат любое решение англосаксов. Варшавский блок, несомненно, осудит британскую агрессию… Впрочем, Советы обвинят Британию в любом случае. Латинская Америка, в целом, на стороне Аргентины, но их политические заявления не имеют реальной силы. Плевать на все условности! Полный вперед! Пусть линкор расстреляет военную базу, по возможности не задевая близко расположенный поселок Рио-Гранде.


Аргентинские амигос чувствовали себя в полной безопасности. Самолеты стояли на открытых площадках, без железобетонных укрытий и капониров - идеальная цель в случае обстрела

Едва первый «Даггер» стал выруливать на взлет, в правой стороне аэродрома что-то грохнуло и взорвалось - линкор дал первый пристрелочный залп по противнику... Всего «Вэнгард» сделал 9 полных залпов (по 8 снарядов), 38 залпов по 4 и 2 снаряда, а также выпустил 600 снарядов универсального калибра, превратив аргентинскую базу в лунный пейзаж.

Уже на обратном пути соединение «Вэнгарда» попало под атаки самолетов с Рио-Гальерос и Комодоро Ривадавиа. В результате налетов был потоплен «Шеффилд», в корпусе «Энтрим» застряла неразорвавшаяся 1000-фунтовка, легкие повреждения получил сам «Вэнгард». Спустя 10 часов британское соединение вышло за пределы радиуса действия аргентинской боевой авиации, отправившись на рандеву с заправщиком.

Пополнив запас топлива, корабли приступили к выполнению следующего задания - на этот раз «Вэнгарду» следовало подвергнуть обстрелу важные объекты на Фолклендских островах.

На подходе к Порт-Стэнли с линкора заметили стоящий транспорт, по которому тут же дали несколько залпов, вызвавших пожары от носа до кормы. После вывода из строя ВПП аэродрома Порт-Стенли, линкор ночью и весь следующий день обстреливал назначенные цели: позиции аргентинского гарнизона, объекты системы ПВО, радиостанцию, радарную установку, аэродром «подскока» на о. Пеббл…

Редкие налеты аргентинской авиации с удаленных баз уже не могли исправить ситуацию. Напуганные выстрелами линкора, аргентинские мучачос оставляли позиции и в ужасе разбегались в стороны. На покрытом воронками острове Пеббл дымились обломки «Пукар» и легких штурмовиков «Эйрмакки». Были уничтожен весь запас ГСМ, боеприпасы, подавлены зенитные батареи…

А это время к побережью оккупированных островов подходили транспорты с экспедиционными частями британской армии!


Последний линкор Империи. "Вэнгард" был заложен в 1941 году, но достраивали его уже после войны (1946) - в результате, конструкция линкора сочетала в себе новейшие технологии (20 радаров, СУО Mk.X и Mk.37 - о появлении таких средств в 1941 г. даже не мечтали), а также некоторые тех. решения, полезность которых была выявлена в годы войны (доп. защита погребов боезапаса, отсутствие сверхзащищенной боевой рубки, особые меры безопасности в перегрузочных отделениях). Вместе с тем, линкор закладывался в большой спешке и достраивался в эпоху развала Империи - в условиях жесткой экономии средств. В результате, он сочетал в себе ряд заведомо устаревших решений. Вместо разработки новых орудий - поставили старые башни с 15"" пушками, которые ржавели на складе с 20-х годов.

Как это было в реальности

Как уже догадался читатель, линейный корабль «Вэнгард» не принимал участия в Фолклендской войне. Последний из британских линкоров, HMS Vanguard был исключен из списков флота в 1960 году и через пару лет разделан на металл. Спустя 22 года британцы сильно пожалеют о своем преждевременно принятом решении.

Во избежание обвинений в нонконформистском мышлении и склонности к «альтернативной » замечу, что идею с применением «Вэнгарда» в Фолклендском войне поддерживает известный писатель и историк военно-морского флота Александр Больных:

Англичане кусали себе локти, потому что отправили на слом линейный корабль «Вэнгард», ведь с его помощью они могли завершить бои на островах в считаные дни.


- А.Г. Больных «ХХ век флота. Трагедия фатальных ошибок»

Все перечисленные в первой главе цифры, даты, географические названия и корабли - реальные. Факты и описание «боевого применения» линкора «Вэнгард» взяты из истории Второй мировой войны (конкретно - приведены отрывки из боевого пути линкоров «Массачусетс» и «Норт-Кэролайн»).

Идея BBBG - «бэттлшип бэттл групп» - не что иное, как разработанная в 1980-е годы официальная концепция боевого применения линкоров «Айова» (как известно, американские линкоры прошли модернизацию и дожили до наших дней; последний раз их применяли в 1991 г. во время войны в Персидском заливе). Типичная BBBG состояла из линкора, ракетного крейсера «Тикондерога» (ПВО), многоцелевого эсминца «Спрюэнс», трех ракетных фрегатов типа «Оливер Х. Перри» и быстроходного корабля комплексного снабжения.

1986 год. Линкор "Нью-Джерси" в окружении своего эскорта и кораблей союзников. Впереди всех - атомный ракетный крейсер "Лонг Бич"


Линкор типа "Айова", прошедший интенсивную модернизацию в начале 80-х. Американцы сохранили полный комплект артиллерии ГК и половину универсальных зениток. Вместе с тем, корабль был вооружен современным : 32 КРМБ "Томагавк", 16 ПКР "Гарпун", 4 зенитных комплекса "Фаланкс".
Любопытно какое оружие мог бы нести модернизированный по такому же принципу "Вэнгард"? Четверка автоматических зениток? Пара ЗРК "Си Вулф"?

Целью данного рассказа является обсуждение возможности применения высокозащищенных артиллерийских кораблей в формате «корабль против берега». Фолкленды стали ярчайшим примером, когда возникла потребность в таких кораблях.

Возможно, кто-то из вас усмехнется над фразой про «абсолютно неостановимый и неуничтожимый линкор». На каждое действие найдется противодействие! Однако, в условиях ведения боевых действий против не слишком подготовленного, но в то же время - далеко не самого слабого противника (Аргентина образца 1982 г.), пожилой линкор мог стать непобедимым оружием, способным в кратчайшие сроки решить исход войны.

Увы, бритты списали свой «Вэнгард» в 1960 году.

Ввиду отсутствия мощного, превосходно защищенного линкора, флоту Её Величества пришлось заниматься разными «глупостями»:

Выпустить 14 000 снарядов из 4,5"" универсальных «пукалок» (артиллерии калибром свыше 114 мм на британских кораблях не было);

Высадить с вертолетов десант для ликвидации аэродрома на о. Пеббл;

Постоянно гонять истребители СВВП «Харриер» и «СиХарриер» для подавления точек сопротивления и огневой поддержки наступающего десанта.

Королевским ВВС пришлось провести шесть не слишком успешных рейдов с использованием стратегической авиации - с надеждой вывести из строя РЛС и ВПП аэродром Порт-Стенли (серия операций «Черный олень»). Дряхлые Avro «Vulcan» действовали в экстремальных условиях, на предельной дальности свыше 6000 км. Впрочем, результат их «работы» также не вызывает восторга: аэродром Порт-Стенли продолжал действовать до конца войны. Сюда непрерывно прибывали «Геркулесы» с боеприпасами, продовольствием, медикаментами - в общем, всем необходимым для продолжении боевых действий. Аргентинские транспортные самолеты смогли доставить на остров даже противокорабельные ракеты - 12 июня 1982 года с их помощью удалось вывести из строя британский эсминец «Глэморган».


Эсминец Её Величества HMS Glasgow (D88)


Кровавая возня растянулась на два месяца. За это время с обеих сторон погибло по нескольку сотен человек. Аргентинская авиации разбомбила треть британской эскадры (на счастье бриттов 80% бомб не взорвались). Британцы были на волоске от провала. Настолько близко, что всерьез обсуждали уничтожение авиабазы Рио-Гранде. Увы, в данном случае, желания явно не совпадали с возможностями: у британского флота не было средств, пригодных для проведения подобной операции. Экипажи подлодок, патрулировавших у побережья Огненной Земли, лишь бессильно сжимали кулаки, наблюдая в перископ за взлетом очередной группы самолетов ВВС Аргентины. Все что они могли - поднять антенну и предупредить основные силы флота о скором нападении противника.

Всех этих неприятностей можно было избежать, если бы в составе британского соединения находился линкор.

Выстрел! Выстрел! Перезарядка. Выстрел!

«Вэнгард» ведет огонь по базе на Огненной Земле. Ни один самолет не успел подняться в воздух, до того как залп тяжелых снарядов лег поперек аэродрома, полностью парализовав его работу. Попадание «чушки» с линкора по разрушительной мощи равносильно 2000-фунтовой бомбе, сброшенной с высоты 8 километров!

Новый залп, от которого содрогнулась поверхность океана. На берегу что-то сильно рвануло: вспышка взрыва на мгновение отразилась в низких облаках, осветив побережье тревожным оранжевым светом. Очевидно, снаряд угодил в топливохранилище или арсенал базы. Продолжаем в том же духе!

Загрохотали все восемь зенитки левого борта, поливая противника ливнем раскаленного металла. Грохот становился все сильнее и настойчивее, переходя в звенящий шум…

Адмирал Вудвард открыл глаза и внезапно понял, что над его ухом трещит и разрывается телефон. Прислонившись мокрой спиной к переборке в адмиральской каюте «Гермеса», он почувствовал апатию и дурноту - вместо счастливого сна, вокруг была страшная действительность. Линкора нет. Зато есть 80 «лоханок», которые тонут от неразорвавшихся ракет. А на них - тысячи моряков, которые верят своему адмиралу. А он? Он не знает, как спасти эскадру от тотального истребления с воздуха.

Вудвард на связи.

Сэр, южное соединение попало под новый удар. На этот раз «Глазго».

Что с эсминцем?

К счастью, обошлось. Неразорвавшаяся бомба в машинном отделении. Единственная проблема - бомба пробила борт всего в паре дюймов над ватерлинией. Корабль вынужден постоянно совершать циркуляцию с сильным креном на правый борт - пока ремонтная бригада не заделает пробоину в поврежденном борту.

Новый день - и новая жертва. Нет, он не может так просто сидеть и смотреть, как погибают его корабли. Необходимо принимать специальные меры по защите эскадры.

Продолжение следует…

«Вэнгард» стал последним линейным кораблем, заложенным в Великобритании и в мире. Он был спроектирован в 1939-1941 годах, но принят на вооружение только в 1946-м, став последним линкором в истории.

1938 году было выдало задание на проект нового линкора водоизмещением 40 000 т, который мог бы развивать скорость хода в 30 узлов и нести восемь 381-мм орудия. 27 февраля 1940 года в техническое задание внесли коррективы, относящиеся в основном к усилению защиты. Только 17 апреля 1941 года Совет Адмиралтейства принял окончательный вариант.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Заказ на постройку 14 марта 1941 года получила фирма «Джон Браун энд Ко». 2 октября состоялась официальная закладка линкора. Адмиралтейство надеялось ввести «Вэнгард» в строй до конца 1944 года, но постройка постоянно отставала от графика. В середине 1942 года возникла идея перестроить его в авианосец, но от нее вскоре отказались.

Между тем под воздействием боевого опыта в сражениях Второй мировой войны в процессе строительства продолжалось изменение проекта. Увеличили запас топлива, количество зенитных стволов увеличили до 76 х 40-мм и 12 х 20-мм. В результате стандартное водоизмещение возросло до 42 300 т. После завершения Второй мировой войны темп работ упал, и на приемные испытания корабль вышел только в апреле 1946 года.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корпус линкора «Вэнгард» имел ряд характерных признаков, делавших его уникальным среди прочих английских линкоров. Хотя в первоначальном проекте он почти в точности повторял характерную форму кораблей типа «Кинг Джордж V», в ходе многочисленных перепроектирований «Вэнгард» получил такие нововведения, как наклонный форштевень и заметное повышение бортов в носовой части. Благодаря этому палубу не заливало даже при очень сильном волнении и ветре. «Вэнгард» обладал лучшими мореходными качествами среди линкоров в истории британского флота.

Корпус разделялся на 26 отсеков. В боевых условиях отсеки полностью изолировались друг от друга. По средней палубе имелось 10 поперечных водонепроницаемых переборок.

Схема бронирования «Вэнгард» практически повторяла примененную на линкорах типа «Кинг Джордж V»: главный пояс длиной 140 м на внешней обшивке имел толщину в районе погребов 356 мм и 343 мм — в центральной части. Он защищал погреба от 381 -мм снарядов на дистанции выстрела около 14 км. При бронировании отказались от схемы «все или ничего», добавив «противоосколочный» пояс, состоящий из листов нецементированной брони толщиной 51-64 мм, прикрывавших пространство по внешнему борту между нижней и средней палубами. Пояс в носу имел высоту 2,45 м и заканчивался на расстоянии 3,5 м от форштевня, а в корме он был шире — 3,4 м и прикрывал рулевые отсеки.

Броневая палуба имела толщину 150 мм над погребами и 125 мм над ГЭУ. Бронирование башен главного калибра: лобовая плита — 343 мм, крыша башни — 152 мм, борта башни — 274 мм. Башни 133-мм установок имели бронирование 51-57 мм. Бронирование рубки: лоб — 75 мм, бока — 63 мм, крыша — 25 мм. Общий вес противоосколочной защиты на «Вэнгард» составлял почти 3000 т. Вес броневого пояса — 4900 т.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка линкора «Вэнгард» практически полностью повторяла ГЭУ линкоров типа «Кинг Джордж V». Элементы ГЭУ были расположены по блочно-эшелонному принципу. Четыре блока, каждый из которых обслуживал свой вал, были полностью независимыми, большое значение придавали герметизации турбин, изоляции турбинных отделений и герметизации сальников валов. Турбины могли работать в частично или даже полностью затопленных отсеках.

В конце 1942 года было решено принять форсированный режим работы турбин — 250 об/мин и мощностью 4 х 32 500 л. с, что обеспечивало скорость 30 узлов. На испытаниях кораблю удалось развить 31,57 узла при 256,7 об/мин и мощности на валах 135 650 л. с. Дальность плавания «Вэнгарда» осталась все же недостаточной. При чистом днище на наиболее экономичной скорости 14 узлов дальность составляла 8400 миль. После полугода службы без докования в умеренных широтах экономический ход падал до 13-11,5 узлов, а дальность до 7400-6100 миль.

ВООРУЖЕНИЕ

Главный калибр был представлен восьмью 381 -мм орудиями Mk.lA, размещенными в четырех двухорудийных башнях. Подобные орудия эксплуатировались уже много лет и стояли в большинстве линкорных башен Королевского флота. Угол возвышения в башнях «Вэнгарда» составлял 30°. Башни имели дистанционное управление для наведения в горизонтальной плоскости.

Вспомогательная артиллерия линкора состояла из шестнадцати 133-мм универсальных орудий Mk.I в двухорудийных башнях Mk.III.

Зенитная артиллерия была представлена 10 шестиствольными 40-мм автоматами «Бофорс» Mk.IV, 11 одноствольными автоматами «Бофорс» Mk.VII и одним двуствольным 40-мм STAAG Mk.II с полностью автономным питанием и системой управления огнем, размещенной на установке. В итоге зенитная защита имела 73 ствола калибром 40 мм.

САМАЯ БОЛЬШАЯ «КОРОЛЕВСКАЯ ЯХТА»

9 августа 1946 года «Вэнгард» вступил в строй, а уже в октябре линкор был отправлен на верфь в Портсмуте для переоборудования внутренних помещений под апартаменты королевской семьи. В свое первое дальнее плавание, 31 января 1947 года, «Вэнгард» отправился в качестве королевской яхты со всей королевской семьей на борту. В качестве эскорта его сопровождали авианосец, два крейсера и эсминец.

В 1949 году «Вэнгард» стал флагманом Средиземноморского флота. Первую половину 1951 года «Вэнгард» провел в учебных плаваниях. 10 февраля на рейде Гибралтара в штормовую погоду на линкор «Вэнгард» бортом навалился авианосец «Индомитебл». Корабли полумили незначительные повреждения. 8 мая 1951 года «Вэнгард» участвовал во встрече короля и королевы Дании, прибывших в Дувр.

«Вэнгард» совершал походы в арктические воды, по Средиземному и Северному морям. Принимал участие в морских парадах в качестве флагмана и в учениях НАТО. 14 мая 1954 года он в последний раз выполнил роль королевской яхты.

13 сентября 1954 года с мачты линкора был спущен флаг командующего флотом. 8 августа 1960-го корабль пришвартовали к стенке разделочной верфи в городе Фаслейни приступили к его разделке. В 1962 году самый большой британский линкор был разрезан на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ «ВЭНГАРД»

  • Тип: линкор
  • Водоизмещение, т:
    нормальное: 45 200
    полное: 52 250
  • Размерения, м:
    длина: 248,3
    ширина: 32,9
    осадка: 11,0
  • Бронирование, мм:
    пояс цитадели: 343-356
    палуба: 150+37 над погребами, 125 над ГЭУ;
    башни ГК: 343 (лоб), 152 (крыша), 274 (борт), барбеты ГК 280-330;
    рубка: 75 (лоб), 63 (бок), 25 (крыша)
  • ГЭУ: 8 тройных водотрубных котлов «адмиралтейского» типа, 4 турбины Парсонса суммарной мощностью до 135 560 л. с.
  • Скорость хода макс, узлов: 31,57
  • Дальность плавания, миль: 8400 на 14 узлах
  • Вооружение:
    артиллерия ГК: 4 x 2 381-мм/42 орудий Mk.IA;
    вспомогательная: 8 x 2 -133-мм/50 Mk.I;
    зенитная артиллерия: 10 х 6, 11 x 1 автоматов 40-мм «Бофорс», 1 х 2 STAAG Mk.II
  • Экипаж, чел.: 1995 (из них 115 офицеров)

Возможно вам будет интересно:


mob_info