Откуда произошло название реки унжа. Значение слова унжа

Сведений о рождении и раннем периоде жизни И.А.Кускова очень немного. Он родился в 1765 году в г. Тотьме, нрав имел веселый. В обхождении с людьми был ласков, в исполнении верен. В 1787 году, 22 лет от роду, отправился из Тотьмы в разные города Российской империи, достиг Иркутска и там в 1790 году заключил контракт с каргопольским купцом, жившим в Иркутске, Александром Андреевичем Барановым». Деятельность в Америке И.А. Кускова делится на два периода: аляскинский (1791–1808) и калифорнийский (1808–1821). И.А.Кусков часто замещал А.А.Баранова во время его длительных отлучек: он оставался за правителя на Кадьяке (1796 и 1800 гг.), в Ново-Архангельске (1806–1808 гг.), был начальником Константиновской крепости в Нучеке (1798–1799 гг.), управлял русским поселением в заливе Якутат (1802–1803 гг.), проявил незаурядную храбрость, возглавляя байдарочные экспедиции алеутов и исследуя северо-американское побережье от залива Якутат до острова Ситха (1801 г., 1802 г.). В 1802 г. индейцы-тлинкиты, перебив большую часть жителей, захватили русское поселение на о.Ситха, и в 1804 г. компании потребовалось послать большой отряд, чтобы вновь утвердиться на острове. И.А.Кусков также участвовал в этой экспедиции. Вновь отстроенное поселение получило название Ново-Архангельск. С октября 1808 г. до конца 1811 г. И.А.Кусков совершил пять плаваний в Калифорнию, занимаясь промыслами и подбирая место для поселения. В августе 1812 г. строительство основных сооружений крепости было закончено, и 30 августа (11 сентября по новому стилю) над крепостью, которая получила название Форт Росс, был поднят российский флаг. И.А.Кусков был назначен правителем крепости и находился на этом посту до конца 1821 г. В 1821 г. в Форте Росс числилось 187 голов рогатого скота, 736 голов овец, 124 свиньи. В Ново-Архангельск вывозились в значительных количествах солонина, масло, сало, кожи, шерсть. Колонисты занимались также и своим основным делом – морским промыслом. В 1817 г. между представителем компании Русская Америка и вождями индейских племен был составлен договор, который юридически закреплял передачу русских владений в Калифорнии в собственность Российско-Американской компании. И.А.Кусков организовал в колонии строительство собственного флота, для чего былы построена судоверфь. В 1821 г. И.А.Кусков вышел в отставку и 4 июля 1823 г. вернулся на родину, в октябре 1823 г. он умер в возрасте 53 лет. Похоронен И.А.Кусков на родине на территории Спасо-Суморина монастыря. В городе сохранился дом, в котором И. А. Кусков жил по возвращении из Русской Америки. Сегодня в нём музей, посвященный жизни и деятельности морехода. Не забыли его имя и американцы. К 200-летию США в честь Кускова, как национального героя Соединенных Штатов, русскими, живущими в Америке, была отчеканена медаль. А крепость Росс, основанная в Н.А. Кусковым, бережно хранится и по сей день. Ныне там национальный парк и памятник штата Калифорния. Его именем названа набережная реки Сухоны. Н.А. Кусков - единственный деятель РАК, который был отмечен созданием персонального музея в доме, где он прожил последний год своей жизни. А вот в столицах наших имя И.А. Кускова не увековечено, и в учебниках истории о нем не написали ничего. Ох уж эта неблагодарная Россия! Кстати, в Новгороде на Ильмене не появилось никаких великих мореходов. Почему бы это?

Такие храмы строили на «избытки капитала» тотемеские мореходы, вкладывая в них свою сыновнюю любовь к Родине, всю свою душу. Так они благодарили Бога за счастливое плавание, возвращаясь на родную тотемскую землю. Не такие современные богатеи в России, которые норовят подальше увезти свои капиталы за границу, и строят где угодно, только не на своей родине.

В 1791 году в Тотьме было зафиксировано 19 церквей приходского строения (не казенного). Большая часть престолов и лучшие церкви города были посвящены Николаю Чудотворцу, как главному покровителю мореплавателей и землепроходцев и как покровителю торговли; несколько престолов было воздвигнуто в честь Великомученицы Параскевы, которая на севере Руси оберегала соляные промыслы.

Тотемские храмы устремленны ввысь, украшены уникальным декором. Изысканные орнаменты на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Эти орнаменты казались необычными для русской архитектуры XVIII века.

Троицкая Зеленская церковь белым лебедем стоит на берегу реки Сухоны, как памятник эпохе морских экспедиций тотемских купцов. В Тотемском краеведческом музее был найден редкий документ «Летопись Троицкой церкви», который поведал, что построена церковь «от избытка капитала» тотемского купца Степана Черепанова, который с молодых лет проживал в Сибири. Из него мы узнали и имя одного из зодчих особого тотемского архитектурного стиля Федора Титова (сольвычегодского крестьянина), С ним был заключен контракт «скласть двухсветную церковь в три лета за 800 рублей».

Река Унжа, Унженское городище, Макарьев, курганы предков, синяя костромская тайга. Это в той части России, о которой не говорят на страницах глянцевых журналов и в теленовостях. На границе Костромской, Нижегородской области есть дивный затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков сами подходят к тебе и говорят “Здравствуйте”, девушки с чуть раскосыми глазами, рыжими волосами и веснушками мило тебе улыбаются, мужики степенны и немногословны, а гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную мерянскую черную соль.

Это Унжа-река, зеленое море лесов с редкими пыльными дорогами и прожилками студеных речек, иногда пересыхающих летом.


Старый вятский тракт у д. Дешуково. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Столица Унженского края город Макарьев. В Макарьев поезда не ходят. Добраться в этот бывший край лесопромышленников, крестьян-миллионщиков, раскольников и сектантов, народных художников и сильных колдунов можно только на автомобиле. От Костромы почти 200 километров по разбитым дорогам через Судиславль, Островское, Кадый. Зимой дымами печей, а летом травяными улицами и куполами церквей встретит вас патриархальный Макарьев.

Посад переросший позднее в город образовался вокруг монастыря основанного в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем.


Река Унжа весной. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Унжа на которой стоит город - река древнего мерянско-марийского пограничья. Правый берег - мерянский, левый - марийский. Так было в раннем средневековье, так было еще лет сто назад.

Унжа- река..
в ней раки и рыбы
носят мерянские имена:
Айма и Лайви, Пашай и Кираш..
Унжа-река..
Унжа-река..

Перефразированный Денис Осокин. «Овсянки»

  • Этносы

Формирование костромской мери и ветлужских мари, автохтонов нынешней Костромской земли, сложилось на основе двух близких финно-угорских культур раннего железного века: Ананьинской в Волго-Камье, из которой потом развилась Азелинская культура, и Дьяковской в Волго-Окском междуречье. У костромских мерян в большей степени заметно влияние Дьяковской культуры, наслоившейся на протосаамскую культуру более древнего автохтонного населения, а у ветлужских мари преобладают черты Азелинской.

  • Костромские мари

Меря и мари родственники. Даже самоназвание их, похоже. На северо-западном диалекте марийского, самоназвание народа, в отличие от литературного варианта «мари», звучит «мӓрӹ»,. На вопрос «ты чей?» ветлужские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в славянской транскрипции записывается как «мерен». Это является одним из доводов сторонников культурной близости, если не тождественности мерян и мари. Среди них такие известные историки и языковеды как М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков.


Меря. Реконструкция Ивана Купцова

Но дело не только в похожести самоназваний народов. Слишком много переплелось между ними в чащах костромской тайги, камышах бесчисленных рек и топей её болот. Об этом мы и расскажем в этом материале, совершив виртуальное путешествие на Унжу.


Унженские плёсы. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Унжа-река

Богатейшая многовековая история и культура древней Унженской земли, наличие множества памятников археологии, удивительная топонимика и этнография - являют собой бескрайнее нетронутое поле деятельности для историков, археологов, краеведов, фольклористов.

  • Мифы финно-угров

Например, еще слабо изучен фольклорный пласт о «панах» который является одним из универсальных мерянских и марийских этнических маркеров.

Многочисленные сказания о «панах», в позднее время, отождествлявшихся с «литовскими воровскими людьми» времен Смутного времени, сохраняют, как увидим ниже, элементы преданий, сложившихся в гораздо более раннюю эпоху.

В стародавние времена, передает одна из легенд, в окрестностях села Валы, рядом с Макарьевым, обитали «паны», люди крупного телосложения, всю жизнь проводившие в военных походах и разбоях.

Кладоискатели в курганах, на берегах рек и в самом деле находили многочисленные костяки больших размеров, оружие и различные шумящие украшения. В легендах «паны» явно мыслятся как аборигены края, не знавшие православной веры, так как в захоронениях не встречаются ни крестики, ни другие изображения христианского культа.
В лесах Ветлужско - Унженского междуречья, ходит такая легенда:

«паны» это не нашей веры люди, которые когда-то в старину жили в этих местах. Они нападали на жителей, уводили скот. Местные жители несколько раз пытались их прогнать, но безуспешно, но не смогли их одолеть, потому, что они были очень сильны и хорошо вооружены. Пока благодаря одному сметливому человеку «панов» не перебили. После панов долго сохранялись в народе перстни и украшения, но теперь их трудно встретить, потому что они были неудобны для ношения - велики и потому переделаны в другие вещи. (Записал священник в.Ильинский)

По своему происхождению все выше перечисленные истории - объединены с идентичными легендами бытующими от Марий Эл до Карелии. В них мы видим один финский мифологический мотив.

Они сходны с наиболее ранними финно-угорскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно, что художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.


Архаичная резьба. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Язык

Не был забыт местными жителями и древний язык предков - «панов». По Унже еще в середине 20-го века был распространен удивительный язык называемый «жгонским».

Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» поволжских ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль. Региональные и этнические особенности этого языка — интереснейшая тема, совершенно, к сожалению, не затрагиваемая специалистами., а между тем, жгонский содержит не мало мерянской и марийской лексики.

Вот, к примеру, марийско-мерянская лексика в жгонском из собрания Бондалетова, изредка с нашими дополнениями.


Жители Макарьева. Типичные финно-угорские лица. Фото: Татьяна Гапошкина.

Арбез, арбезя - парень; арбезька - ребенок; арба - ребенок, мальчик; арбушка - девочка; Ербез, ербезя - парень; ербезенок - мальчишка, ребенок; ербезеночек - ребенок, ребеночек; ербезька - сын; ербишка, ербишечка - мальчик, мальчишка, мальчишечка; прихлить ербезенка - родить. Марийск. рвезе - малыш, изи рвезе - мальчик
Башково, вашково - скоро, быстро; вашкетно, башкетно - быстро; башкетнее, башковее - быстрее, скорее; башковый, вашкетный - быстрый, скорый; побашковее - побыстрее; Башкетить - торопить. Марийск. вашкаш - торопиться; вашкен - торопливо: вашке - скоро.
Валгаж - день; белгаж (+ явное влияние русского слова "белый") - мел, бумага, сахар, снег, град, все белое; белгажовый - белый; белгажовые - булки; волгаж, волгажовый, Валгажовый - дневной, белый, светлый; валгажовые - сутки; волгаженить, волгажетиться - светать. Марийск. волгыдо - свет, светло; волгыжаш - рассветать.
Вата - баба. Марийск. вате - жена, женщина.
Вид - вода, река; вит - вода, дождь; вид хлит - дождь идет; витить, видить - мыть; Вититься, видиться - мыться; вит, вид - озеро, пруд; повититься - помыться, искупаться; Вывитить - измочить; навитить - налить; витный, видный - мокрый; видник, витник - колодец; витячий - колодец; витовая - река; витовый - пароход; витоносное - ведро; Вительник - полотенце; вительный, витерный, виченный, обвиченный, обвитенный - мокрый. Марийск вуд (у - ипсилон=ижица) - вода, водяной.
Вычур, высур - пять; вычур иксов - пятак, 5 копеек; вычурница - пятерка; вычурный - пятый; вычуром - впятером. Марийск. выч, визьт - пять; вичыр - пятак.
Гогуза, гогузя, гогузень - старик, дед, отец; гогузный - старший. Марийск. о шон гугыза, диал. кугызай - старик; шон го - стариковский.
Елашты, глашты, еланьки - брюки, штаны; елашты кокурные (букв. штаны вторые) - кальсоны; подъелаштники - подштанники. Марийск. йолаш - штаны.

  • Топонимика


Мерянское городище. Фото: Галина Суслова.

Окрест Макарьева как и сотни лет назад простираются нехоженые леса, болота, реки истаринные деревни с причудливыми названиями.

  • Деревни

Пелегово - от личного имени Пелег, пеле - отпрыск.
Аманово - от личного имени Аман, Аманай - видно, похоже.
Карыково - карык диал. вырубка, выем в стене.
Шемятино - от личного имени Шемят, Шемятай - небольшого роста, коротышка.
Лопалово - лоп - низина.
Шохра - шохра - лес на болоте.
Илейкино - от личного имени Илей, Илейка - жизнеспособный, молодой.
Кукуй - кукуй, кук - холм, возвышенность над рекой.
Мелешево - от личного имени Мелеш - близкий к сердцу.
Самылово - от личного имени Самыл, образовано от христианского Самуил.
Сокорново - сокор, сокыр - слепой.
Полома - пола - древн.фин - ягода. родствен. марийск. полан - калина. ягодное место.
Шохра - заболоченный лес.


Нея-река.Фото с сайта: http:// ko44.ru

  • Реки

Унжа - от древнепермского - унджа - ручей, река.
Томша - томаша, тымаша - шум.
Нерег - нёр, нёрго - сырой, влажный, заболоченный.
Шокша - шокшо - тёплый, незамерзающий.
Пода - древне.пермск. пода - корень, побег.
Шомохта - шом - гидрооснова, от др.уральского сом-ручей, ухт или охта - гидроформант- волок.
Койка - кой - древне.пермск. - род, родство, га - гидроформант.
Нозома - от древне.пермск. нёзь, неж - низина, лощина, топкое место, ма - гидроформант.
Водгать - вӱд - вода.
Пизвас - пиз, пиж- корень древне.пермск. происхождения означающий нечистое место, формант вас - возможно видоизмененное вож - корень, источник.
Шолокша - шола - левый, кша, кса - гидроформант.
Кусь - куз, кусь- ель.
Томша - томшо - приятный.
Яхронка - яхр - озеро, пруд.
Воломша - древне.ф-у топооснова вола, вала - провал, долина, ша - гидроформант.
Юронгаш - юр, йыр - древн.пермск. топооснова - омут, глубокое место в воде, глубь, га - гидроформант.
Коклаш - кокла - средний.
Вожора - вож - корень, вожора - корневище; корневая система.
Лахтога - лахт, ляхт - приалто-финск. источник воды.
Тоехта - древн.ф-у. той - поддержка, опора, прут, вершина, хта - гидроформант.
Лехта - лекташ - выходить, выйти; покидать (покинуть) пределы чего-н.
Вонда - ванды, вонды - куст, росток, рукоятка, род большой верши, морды из лоз для ловли рыб в ярах.
Шилекша - ши - древне.ф-у гидрооснова. кша - гидроформант.


Жители Макарьевской стороны. Фото: Петр Бушманов.

  • Ономастика

А современные русские локальные фамилии восходят к древним дохристианским именам и прозвищам напоминающими о недалёких временах, когда жившие здесь меря и мари ещё говорили на родном языке.

Алябышев - московитское мирское имя Алабыш встречается в грамотах уже с XV века. Любопытно, что один из Алабышей (1556), ямщик, был сыном Колоба и, очевидно, по деду носил фамилию Перепечин - пример традиционных родовых имен по сходным предметам или калькамс туземных языков. (Фасмер). Алябыш, олябыш - изделие из теста: у жителей верхнего Поволжья это пирожок, у жителей Вятки - колобок.
Шешин - шеш - ямный овин для сушки снопов перед полотьбой. мерян.-мар.
Мазин - маза, маз- красиво, красивый. От личного имени Мазай. мерян.-мар.
Улегин - улеги, улиги - простые, грубые кожаные башмаки, арханг., вологодск., перм., улеви мн. "крестьянская обувь", перм., унеги "верхние сапоги из оленьей шкуры", сиб., улиги "мягкие женские туфли без каблуков", петергофск. (Булич, ИОРЯС 1, 330). Согласно языковеду Калиме, родственно фин. uilo, uilokas "полусапожки с широкой, загнутой кверху подошвой".
Шурканцев - 1. шурка - хохол, хохолок; торчащий клок перьев у птиц. мерян.-мар. 2. меряно-марийский женский головной убор "шурка". Название происходит от слова «шур» - рог, «шурка» - дословно переводится «рогатый»
Шоляков - мерян.-мар. мирское имя Шоляк - братишка.
Телешев - теле - зима, зимний. мерян.-мар.
Конышев - мерян.-мар. мирское имя Коныш - кон - дом, +ыш - суфф. Домашний.
Вагурин - вага, вагы - рычаг, шест. мерян.-мар.
Шиганов - шига - рыба ёрш. мерян.-мар.
Шабанов - шабан - проклислый, вязкий, топкий. мерян.-мар.
Шабаров - шаба - дитя. мерян.-мар.
Каргашин - каргаш - проклинать, проклясть. мерян.-мар.
Мардасов - мерян.-мар. мирское имя Марда - средний. от др.финн. мардас - существо мужского рода.
Кокырев
Симанов - мерян.-мар. мирское имя Симан - румяный, молодой.
Тетенев - от прозвища Тетень. Оно ведет свое начало от глагола «тетенькать», значение которого В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет следующим образом: «ласкать, качать, тешить ребенка, нянчиться». От тете, тетя - дитя, детский. мерян.-мар.
Чамин - мерян.-мар. мирское имя Чам, Чамай - чам, цам - жеребенок
Катаев - мерян.-мар. мирское имя Катай - ката-й - древн. финнск. стойкий, выносливый
Шинов - шин, шун - глина. мерян.-мар.
Толмаков - мерян.-мар. мирское имя Толмак. От толмаш, толаш - приход, прибытие, приходящий.
Кокурин - кокыр, кокур уст. полкопейки, грош. мерян.-мар.
Серышев - серыш - письмо; текст с сообщением для отправления кому-либо. Серыше - прич. от сераш 2. прил. пишущий. мерян.-мар.
Шабаров - мерян.-мар. мирское имя Шабар. От волго-финнск. шабра - сосед, товарищь.
Суснин - сусна - свинья. мерян.-мар.
Челиков - челык - божница, святое место. мерян.-мар.
Корёгин - фамилия образована от топонима - Корёга - река текущая в тиснине, овраге.
Пагин - мерян.-мар. мирское имя Пагин. От паг+ин - древн. пермск. финнск. - небольшая рыба, потомок.
Таламанов - мерян.-мар. мирское имя Таламан, Талай, Талим. От тале - сильный, быстрый, смелый. мерян.-мар.
Шадрунов - мерян.-мар. мирское имя Шадра, Шадрун. От шадыра, шадра - рябой. мерян.-мар.
Шалагин
Визяев - мерян.-мар. мирское имя Шала, Шалага. От шала - кисть кудели, перен.смс. привет, поклон. мерян.-мар.

Полностью перейдя на русский язык чуть более двухсот лет назад, на территории нынешней Костромской области меря и мари физически никуда не исчезли. Об этом, как мы видим, свидетельствует распространённый среди современных жителей Унженской земли антропологический тип, финно-угорские фамилии, особенности языка, топонимика. Потаённая Финноугрия и ныне живет и здравствует среди нас.

Река Унжа

У́нжа - река во Владимирской и Рязанской областях России, левый приток Оки. Одна из наиболее красивых и немного таинственных речек в юго-восточной части Владимирской области. У нее есть тезка – приток Волги, более полноводный и известный.
Река Унжа вытекает из Меленковских болот и впадает в Оку на уровне 78 м. Длина реки - 122 км, средний уклон - 0,431 м/км. Две трети пути Унжа течет по территории Владимирского региона, а низовье реки находится в Рязанском крае. Унжа – притягательна как для рыбаков (там ловится щука, окунь, лещ, ерш, плотва, елец и верховка), так и для туристов: байдарочные походы по ней, особенно в нижнем течении, – обычное дело.
По мнению доктора географических наук, специалиста по топонимике и ономастике нижегородца Льва Людвиговича Трубе, гидроним «Унжа» имеет финно-угорское происхождение и соотносится с марийским «унгшо», означающим «тихая, спокойная».
Точное место истока Унжи определить почти невозможно. Это где-то в обширном Волковском болоте неподалеку от заброшенного погоста Пьянгус с давно разоренной церковью в честь преподобного Сергия Радонежского из красного кирпича. Из болотистой низины близ погоста и вытекает маленькая речка, петляя в северном направлении. В паре километров после того, как болотный исток становится Унжей, на левом берегу неподалеку стоит деревня Тимошино - первое и одно из многих селений на этой реке.
Миновав Тимошино, Унжа, постепенно забирая к северо-востоку, опять втекает в заболоченную местность – так называемое Мощеное болото и далее, проделав путь еще в километр-полтора по полю, пересекает шоссе Максимово-Синжаны-Меленки, там через набирающую силы речку наведен первый мост.

Затем, вбирая несколько лесных истоков, в том числе 11-километровую речушку Вареху, Унжа в северо-восточном направлении достигает деревень Копнино на правом берегу и Верхоунжа – на левом. Далее на пути Унжи стоит большое село Архангел со старинным храмом Архангела Михаила. До 1920-х гг. в этой церкви хранился знаменитый « ». С его происхождением связано несколько легенд, по одной из которых крест принесен из Царьграда и помещен «на погосте, в церкви святого Архангела Михаила в Муромском уезде, в Унженском стане, на реке Унже в 25-ти поприщах от города Мурома». Случилось это не позднее XVI столетия, когда города Меленки не было и в помине. Сделанный из чистого золота крест в серебряном позолоченном и украшенном драгоценным жемчугом ковчеге пропал после разорения храма, и его судьба до сих пор остается неизвестной.

От Архангела река поворачивает на юго-восток, а потом в примерно двухкилометровом лесу и вовсе на юг. Выбравшись из леса, Унжа подходит к большой деревне Злобино на правом берегу. Там находится воинская часть, представляющая собой огромный арсенал боеприпасов, созданный еще во время Великой Отечественной войны. Прежде шоссе на Меленки проходило прямо через Злобино, но недавно там провели объездную дорогу, благодаря чему основной поток автотранспорта теперь минует специфический военный объект.

По-прежнему петляя в юго-восточном направлении, Унжа еще через полтора километра подходит к деревне Иватино, которая прославилась тем, что именно на ее окраине были выстроены новые дома для погорельцев Меленковского района, потерявших жилье во время погодных катаклизмов 2010 года.

После Иватино на пути Унжи на возвышенном правом берегу находится старинное , ныне ставшее пригородом Меленок. В старину Приклон являлся имением помещиков Названовых. Из них более всего известен последний – отставной штабс-капитан лейб-гвардии Измайловского полка , герой сражений с наполеоновской армией при Аустерлице и Фридланде, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость». Названов, выйдя в отставку, служил меленковским предводителем дворянства и держал у себя в имении крепостной театр, на приме которого в итоге и женился. Умер бравый вояка от холеры в 1848 году. Сегодня от великолепной усадьбы уцелели лишь выстроенная помещиком Михаило-Архангельская церковь и парковые аллеи из вековых лип на унженском берегу.
сегодня уже слилось с райцентром Меленки, ведущим историю с деревни Рогожино, входившей в XVIII веке в состав дворцовой Унженской волости. Позднее Рогожино получило название Веретево, а в 1709-м стало называться селом после постройки там церкви и стало именоваться Меленки. В 1778 году при учреждении Владимирской губернии Меленки сделаны уездным городом. Унжа делит Меленки на две связанные между собой автомобильным мостом неравные части, из которых большая с историческим центром остается на левом берегу.

За Меленками Унжа, сильно петляя, по-прежнему течет в южном направлении, причем ее правый берег порос смешанным сосново-березовым лесом, а левый – лишь мелким кустарником. У деревни Лехтово на левом берегу в Унжу впадает речушка Лехтовка. Немного ниже по течению Унжа принимает еще один, уже правый приток – речку с трогательным названием Кормилица. Затем речная излучина огибает село Войново с расположенной на возвышенности деревянной Спасской церквушкой с невеликой двухъярусной звонницей. За Войновом близ Илькинского лесничества слева в Унжу впадает еще одна небольшая речушка с замечательным именем Яселька.

Дальше Унжа несет свои воды между селом Илькино (сельский статус оно получило после строительства деревянного Богоявленского храма в 1870 году, один из илькинских крестьянских домов ныне находится в Музее деревянного зодчества в Суздале) и деревней Осинки. Берега Унжи там безлесные. Она продолжает стремиться на юг и юго-восток. В километре от Илькино на левом берегу Унжи находится деревня Кулаки, а еще через километр с небольшим на том же берегу – село Кудрино, ведущее историю с Кудринского селища (считается, что его основало племя мурома) у ручья, впадающего в Унжу.

За Кудрином Унжа вновь течет среди лесов почти параллельно Оке. Примерно в 6 с лишним километрах ниже последнего владимирского села река уходит на территорию Рязанской области. Пограничная полоса отличается безлюдьем. В 4 км. от межобластной границы Унжа принимает правый приток речку Ксегжу (Черную), длиной в 37 км. Рядом с устьем Ксегжи на правом берегу Унжи находится старинное село Ардабьево, где в XIX веке находилась богатая усадьба помещиков Воейковых с большим парком, садом и церковью. Уцелел лишь храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, круглое в плане здание которого по преданию перестроено из татарской мечети.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери. с. Ардабьево, Рязанская обл.

В нижнем течении на Унже встречаются пороги и затопленные деревья, а берега по большей части голые и местами холмистые, лишь с кустарником у воды. Кстати, сама речная вода имеет коричневый оттенок, так как река течет по торфянистым низинам.
Примерно в 5 км. от Ардабьево неподалеку от левого берега Унжи находится большой – бывший уездный город Тамбовской губернии, известный со времен Дмитрия Донского. Елатьма стоит на правом берегу Оки, причем между двумя реками там всего 4 километра. Неподалеку от Елатьмы близ села Ермолово раньше находился железоделательный унженский завод, от которого давно не осталось и следа. О нем напоминает Успенская церковь в Ермолово, выстроенная в 1795 году тогдашним владельцем завода Андреем Родионовичем Баташевым. Существовавший там прежде деревянный храм Баташев перенес в соседнее село Сабурово, где уникальный памятник старины сохранился до сих пор.

От Сабурово до устья Унжи, которая там становится заметно шире и течет среди зарослей ивняка, всего пара километров. У самого устья на левом унженском берегу находится деревня Урдово, прославившаяся в 1995 году, когда там режиссером Владимиром Хотиненко был снят кинофильм «Мусульманин», получивший призы на различных конкурсах и фестивалях.

В устье Унжа намывает песчаную косу, которую местные жители в шутку называют «Бермудским треугольником». Эту мель обозначает красный бакен, символ того, что дальше – уже Ока…

Николай Фролов

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

mob_info