Три основные религии мира - верования с многовековой историей. Новые религиозные течения

Под понятием “мировые религии” подразумевают три религиозных течения, которые исповедуются народами различных континентов и стран. В настоящее время к ним относят три главные религии: христианство, буддизм и ислам. Интересно, что индуизм, конфуцианство и иудаизм, хоть и получили огромную популярность во многих странах, к мировых учеными-теологами не относятся. Их причисляют к национальным религиям.

Рассмотрим три мировые религии подробнее.

Христианство: Бог – это святая Троица

Христианство возникло в первом веке нашей эры в Палестине, среди евреев, и распространилось по всему тогдашнему Средиземноморью. Через три столетия стало государственной религией в Римской империи, а еще через девять вся Европа была христианизирована. В наших краях, на территории тогдашней Руси христианство появилось в 10 веке. В 1054 году церковь раскололась на две – православие и католицизм, а из второго в ходе Реформации выделился протестантизм. На данный момент это три основные ветви христианства. На сегодняшний день общее количество верующих насчитывает 1 миллиард.

Основные постулаты христианства:

  • Бог един, но Он – есть Троица, у него три “лица”, три ипостаси: Сын, Отец и Святой Дух. Все вместе они составляют образ одного Бога, который сотворил всю вселенную за семь дней.
  • Бог принес искупительную жертву, находясь в обличие Бога Сына, Иисуса Христа. Это богочеловек, у него две природы: человеческая и божественная.
  • Существует божественная благодать – это сила, которую Бог посылает для того, чтобы освободить обычного человека от греха.
  • Существует загробная жизнь, жизнь после смерти. За все, что вы сделали в этой жизни, вам воздастся в той.
  • Существуют добрые и злые духи, ангелы и бесы.

Священная книга христиан – Библия.

Ислам: нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его

Эта самая молодая мировая религия возникла в седьмом веке нашей эры на Аравийском полуострове, среди арабских племен. Основал ислам Мухаммед – это конкретная историческая личность, человек, родившийся в 570 году в Мекке. В 40 лет он объявил, что Бог (Аллах) выбрал его своим пророком, а потому стал выступать как проповедник. Конечно, местным властям такой подход не понравился, а потому Мухаммеду пришлось перебраться в Ясриб (Медину), где он продолжал рассказывать людям о Боге.

Священная книга мусульман – Коран. Она представляет собой сборник проповедей Мухаммеда, созданный после его смерти. Во время его жизни его слова воспринимались как прямая речь Бога, а потому передавались исключительно устно.

Важное значение играют также Сунна (сборник рассказов о Мухаммеде) и Шариат (свод принципов и правил поведения мусульман). Важны главные обряды мусульманства:

  • ежедневная молитва пять раз в день (намаз);
  • всеобщее соблюдение строгого поста в месяц (рамадан);
  • милостыня;
  • совершение хаджа (паломничества) на святую землю в Мекку.

Буддизм: нужно стремиться к нирване, а жизнь – это страдание

Буддизм – это самая старая из мировых религий, которая возникла в шестом веке до нашей эры в Индии. У нее более 800 миллионов последователей.

В основе ее лежит рассказ о царевиче Сиддхартхе Гаутаме, который жил в радости и незнании, пока не встретил старика, человека, больного проказой, а потом – похоронную процессию. Так он узнал все, что раньше от него скрывали: старость, болезни и смерть – словом, все, что ждет каждого человека. В 29 лет он ушел из семьи, стал отшельником и начал искать смысл жизни. В 35 лет от стал Буддой – просветленным, который создал свое учение о жизни.

Согласно буддизму, жизнь – это страдание, а его причина – это страсти и желания. Чтобы избавиться от страданий, нужно отрешиться от желаний и страстей и постараться достичь состояния нирваны – состоянию полного покоя. А после смерти любое существо возрождается, в виде совершенно другого существа. Какого именно – зависит от твоего поведения в этой и прошлой жизнях.

Это самые общие сведения о трех мировых религиях, насколько позволил формат статьи. Но в каждой из них можно найти много интересного и важного для себя.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

Все мы перегружены рассказами о сентиментальной любви, насмотревшись фильмов голливудских режиссеров, но весь этот опыт вряд ли сможет помочь нам в достижении истинной духовной любви. У нас практически нет возможности подняться над уровнем телесных взаимоотношений или смотреть на окружающих, как на продолжение самих себя. Такой укоренившийся в обществе подход к любви влияет на наше отношение к Богу. Мы склонны воспринимать Бога как того, кто может удовлетворять наши личные желания, и поэтому нас не интересует бескорыстное, немотивированное служение Ему.

«Шримад-Бхагаватам» – древнее сокровенное ведическое писание – описывает собрание мудрецов и великих мистиков, которые следовали разными религиозными путями. Все они собрались в лесу, известном в Индии под названием Наимишаранья. Единственный вопрос, который был задан на этом собрании, звучал так: «Что является высшей формой человеческой деятельности?» Эти йоги хотели открыть для себя истинный путь достижения высочайшего духовного уровня. Они были готовы находиться там необходимое время, столь долго, пока не придут к удовлетворяющему их заключению. Несмотря на тот факт, что многие из них исповедовали различные религии, всех их объединяла одна цель.

В этом собрании появился очень возвышенный, необычайно преданный Богу человек по имени Сута Госвами. Он был настолько отрешен от материального мира, что не носил одежды, и был так глубоко погружен в размышления о Господе, что простые люди считали его безумцем. Несмотря на это, мудрецы, собравшиеся в лесу, поняли, что этот необычный человек является великой душой.

Члены данного собрания были людьми очень искренними, что крайне важно как для рассказчика, так и для слушателей. Сута Госвами был лишен личных мотивов и эгоизма. Он пришел туда не для того, чтобы произвести впечатление, и не по приглашению. Он просто проходил мимо и случайно оказался на этом самом собрании мудрецов и йогов, жаждущих истины.

Суть вывода, к которому все они пришли, сводилась к следующему: неважно, какой цвет кожи у человека и какую религию он исповедует. Путешествующий мудрец не углублялся в обсуждение этих тем, так же как не пытался он доказать превосходство одной культуры или религиозной традиции над другой. Вместо этого он говорил о важности знания, служения и чистой любви к Богу. Он объяснил также, что любовь и служение являются основой самоосознания человека. Если мы любим Бога безусловно, то молимся об избавлении от беспокойств или разочарований. Такие молитвы не являются признаком высокого уровня преданности. Напротив, мы должны научиться делиться своей любовью, предлагая немотивированное и непрерывное служение.

Любовь – это немотивированное служение

Любовь – это нечто большее, чем приятные слова. Она проявляется в нашем поведении. Мы выражаем свою любовь тем, как мы поступаем. Если кто-то развил в себе любовь к другой личности, но не желает служить ей, такую любовь нельзя считать глубокой. Это скорее теория. Если мы не готовы подтвердить свою любовь делами, то что-то не так. Чем глубже любовь, тем самоотверженнее служение объекту нашей любви.

Понимание любви как служения является фундаментальным понятием всех мировых религий. Хотя религии, на первый взгляд, отличаются друг от друга, понимание этого момента объединяет их. Истинной религией является служение Богу. Кем бы мы ни называли себя: христианами, иудеями, мусульманами, буддистами или последователями Индуизма,- это не особенно важно, как и ритуалы, которые мы совершаем. За всеми внешними практиками кроется понимание сути всех религиозных путей: предоставить нам возможность развить в себе любовь к Богу и начать служить Ему.

Хотя любовь превосходит способность видеть, слышать и чувствовать – все эти элементы могут быть использованы в самоотверженном служении. Когда наша любовь безусловна, мы не ищем какого-то конкретного приятного нам ощущения, но именно так мы поступаем, если хотим удовлетворить свои материальные чувства. Эгоистичные поступки не позволяют нам развить глубокой привязанности к Богу. Если мы основываемся в своих суждениях на понятиях «я хочу», «мои желания», «мое тело» – это означает, что мы не сможем сосредоточиться на выполнении служения возлюбленному.

Когда мы любим кого-то, нам хочется заботиться о нем и выражать свои чувства, совершая нечто важное для объекта нашей любви. Человек, который любит свою жену и детей, постоянно думает о них, проводит с ними время и заботится об их нуждах. Женщина может заявлять, что любит мужа и своих детей, но если она не кормит детей и не помогает мужу, тогда в искренности ее слов можно усомниться.

Иногда мы говорим о любви, несмотря на противоположное чувство, для того, чтобы добиться одобрения и уверить в этом себя и окружающих. Такое поведение не выражает ни любви, ни служения. Мы не должны думать, что достойны награды. Если любовь искренна, мы чистосердечно отдадим себя своим возлюбленным, не думая о том, что у них есть взамен.

Если любовь связана с ожиданием вознаграждения, что произойдет в случае, если мы не получим желаемого? Если мы отождествляем любовь с удовлетворением чувств, то рискуем стать жертвой гнева. Большинство из нас стремиться к комфорту и поэтому предъявляет к любви различные требования. Но безусловная любовь не ищет личного удовлетворения, более того, обладая ей, мы готовы пожертвовать собой ради возлюбленного.

Служение – естественно. Мы всегда служим кому-либо или чему-либо, и те, кто любят друг друга, естественным образом захотят выразить свою любовь через служение. Вот почему существует золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Если мы воспринимаем себя слугами возлюбленных и ищем возможность удовлетворить их каким-то спонтанным выражением своей любви – это будет правильно. Мы должны быть безразличны к похвалам или к пониманию. Но, к сожалению, хотя мы можем пытаться служить с энтузиазмом, наши мотивы при этом часто могут быть нечистыми. Мы хотим признания и хотим оценки. Мы должны научиться служить, даже если ничего не будем чувствовать в ответ: ни признательности, ни участия.

Мы должны помнить, что наше отношение к другим означает и то, как мы относимся к себе, потому что все в конечном итоге вернется к нам. Некоторые люди способны оказывать помощь и заботится о других, что возвращается к ним сторицей. Почему люди не доверяют тем, кто, в свою очередь, не доверяет окружающим? Потому что это настроение недоверия возвращается бумерангом. Мы должны быть внимательными в отношении того, что думаем и делаем, потому что наши мысли и поступки приводят в движение силы, которые возвращают нам результаты наших деяний.

Мы можем проверить себя, сделав какое-то благо для ближнего анонимно. Как правило, к подарку мы прикладываем открытку со своим именем, ожидая благодарности за наше великодушие. Это нельзя назвать бескорыстным поведением, потому что оно основано на прославлении себя. Единственный способ пройти эту проверку на бескорыстие – помогать другим, не надеясь обрести признание, а будучи счастливым просто от осознания того, что мы поступили правильно.

Повседневная жизнь – это наша школа

Мудрецы и йоги на собрании, описанном в «Шримад-Бхагаватам», по милости Суты Госвами узнали, что любовь основана на ничем не мотивированном служении Богу. Они осознали, что истинная духовность означает, принятие положения слуги по отношению к каждому. Это касается и нас. Наши взаимоотношения в повседневной жизни являются практикой божественных, которые мы в конечном итоге должны будем испытать. Качество наших взаимоотношений показывает, насколько мы готовы к общению со Всевышним Господом. Вот почему общение с другими, серьезно относящимися к духовной жизни, людьми, так важно. Через этот опыт мы учимся любви и служению Всевышнему.

Высший уровень духовного мира – это царство вечных романтических приключений и самозабвенных любовных отношений. Чтобы войти в этот мир чистой любви, готовиться надо здесь и сейчас, в материальном мире: учиться чистому бескорыстному служению. Любая эгоистичная мотивация дисквалифицирует нас, так как ощутить божественную любовь можно, лишь отвергая собственные устремления ради блага своего возлюбленного. Мы не утеряем своей личности в этом процессе, напротив, наша истинная сущность проявится, если мы будем выполнять служение, и каждое неэгоистичное проявление любви будет позволять нам все больше и больше погружаться в огромный удивительный океан любви. Если, движимые искренней любовью, мы будем действовать бескорыстно, тогда к нам придет еще большая любовь.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Вы упомянули, что все мировые религии, по сути, учат одному, но означает ли это, что они абсолютно не отличаются одна от другой?
Ответ: Конечно же, существуют принципиальные отличия, основанные на системе вероисповедания. Однако, сектантский подход очень опасен. Человек, обладающий сектантским умонастроением, исходит из того, что Бог может даровать свою любовь только определенной группе людей. Разве любовь Бога может быть привилегией только эпископанцев, суфи, бахай, индуистов или членов какой-то другой религиозной системы? Существует множество священников, учителей и наставников, которые дают утвердительный ответ на этот вопрос, считая, что их наставления – единственно важные и ценные. Это означает, что они верят в то, что любовь Бога настолько ограничена, что Он может выразить ее лишь одним способом. Однако мы не можем служить единому Богу ограниченным сектантским способом.

Этот момент может проиллюстрировать аналогия. Как родители, мы можем попытаться помочь своим детям, наставляя их определенным образом. Если они не воспринимают всерьез наш совет, то мы можем дать им наставление в другой, несколько отличной форме, потому что мы заботимся о них и хотим, чтобы они добились успеха в этой жизни. Бог поступает подобным же образом. Он дает нам те же самые наставления самыми разными способами, чтобы наверняка научить нас поступать правильно.

Если у людей может быть множество сыновей и дочерей, то почему Бог, Всевышний прародитель человечества, может иметь лишь одного сына? В этом предположении отсутствует здравый смысл. Помимо Иисуса, разве не существовало Мухаммеда или Будды, а также многих других? Фактически, не являемся ли мы сами сыновьями и дочерьми Бога? Именно мы и есть те самые сыновья и дочери, которые сошли с пути истинного, в то время как Иисус и другие дети Бога просят нас не делать этого. Они оказывают помощь тем членам семьи, которые отстранились от общего дела – служения Богу.

Все истинные духовные посланники наставляют людей в слове Божьем, как им диктует вероисповедание. Они помогают подготовить душу к служению в царстве Божьем. Если бы сектантский подход был правильным, миллионы душ спорили и враждовали бы друг с другом, достигнув обители Бога. «Подождите-ка минутку, тут место для адвентистов Седьмого Дня, я не хочу чтобы здесь был кто-либо еще»: или же «Где тут истинные мусульмане? Только они – настоящие сыновья Бога». Весь духовный мир превратился бы в государство, разодранное на части, каждая провинция которого готова вступить в противоборство со всеми остальными. В таких обстоятельствах кто смог бы прославлять или служить Господу?

Если бы Иисус явился в наше время, то, вполне вероятно, его распяли бы намного быстрее, чем это произошло в те времена. Несомненно, ему пришлось бы затратить намного больше усилий, выгоняя менял из храмов по всей планете, а христианам понадобилось бы слишком много времени, чтобы разобраться друг с другом и выяснить, что делать с такой непримиримой личностью, причиняющей столь много беспокойств. Если бы, пророк Мухаммед вернулся сегодня, он бы скорбел от насилия, захлестнувшего мир. Это стало вполне возможным из-за невежества и неверного толкования Его учения. Если какой-либо риши или свами из ведической традиции вернулся бы сейчас на Землю, чтобы посмотреть, как мы живем, он также почувствовал бы себя очень раздосадованным. Духовная жизнь означает не то, какой ярлык мы навешиваем на себя и на других, как мы молимся или как поклоняемся Богу. Смысл духовной жизни заключается в том, насколько мы искренни.

В конечном итоге неважно, на каком устройстве мы передвигаемся. Человек может ездить на «Шевроле», другой может предпочитать «Мицубиси» или «Форд», а кто-то чувствует себя комфортно в «Ягуаре». Выбор зависит от нас. Суть заключается в том, смогли ли мы обрести истинную связь с Богом. Если мы сталкиваемся с проблемами при восприятии людей из-за поверхностных отличий, это указывает на отсутствие всякого интереса. Если мы не заинтересованы в самоосознании, то находимся на самом элементарном уровне развития. Наше общее состояние сознания – это ключевой фактор, который должен изменить нашу планету. Цель жизни никогда не была связана с конкретной религией человека. Наоборот, она связана с уровнем его духовного развития. Сейчас на нашей планете происходит борьба между людьми с негативным, слаборазвитым сознанием, и теми, кто находится на более высоком уровне.

Существующие религии можно сравнить со зданиями различных архитектурных стилей. Внешний вид и форма зданий различны, но любое здание имеет фундамент, несущие конструкции и крышу.

Так же и многие религии, поражающие обилием обрядов, различным устройством, убранством храмов и многообразием ритуалов, имеют сходные составляющие: "фундамент" и "несущие конструкции", представленные в вероучении.

Любая религия имеет а) культ и б) особое мировоззрение. Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и человеке.

Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг.Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.

"Фундамент" большинства религий един - это мистический опыт. Мистики и пророки всех времён и народов рассказывают о своём мистическом опыте нередко одними и теми же словами. В них Высшая Реальность предстаёт как всепонимающее, любящее, наполненное светом и блаженством пространство.

Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего.Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие - сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлечённые чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, - всё это укрепляло веру и помогало поклонению.
Что касается вероучения, то и здесь основными "несущими конструкциями" часто являются единые принципы. Устройство внешнего и внутреннего мира человека, пути, ведущие к Богу и спасению, обладают общими чертами. Многие религии признают в качестве единственного пути к Богу путь отказа от своих эгоистических устремлений, путь любви, а своим последователям предписывают выполнять этические правила, подобные новозаветной заповеди: "...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" (Рим. 12.9).

Если рассмотреть главные принципы этики основных направлений христианства, индуизма, даосизма, буддизма и других религий, окажется, что все они так или иначе дополняют друг друга. Например, Новый Завет говорит, что "Бог есть любовь"; санскритские сутры признают Бога "источником всех знаний и всякой любви"; даосизм отмечает, что "Дао - существо нежное"; а Коран утверждает: "Аллах Милостив, Милосерден". Это подразумевает, что в истоках бытия находится Божественная Любовь и приблизиться к Богу можно, только развивая в себе всё более совершенную любовь. "Неустанно развивайте в себе бодхичитту" (т. е. совершенное сострадание ко всем живым существам), - призывают буддийские монахи. "Сие заповедую вам, да любите друг друга" (Ин. 15.17), - учил Иисус Христос. А для мистиков ислама Всевышний "есть Любовь, Любящий и Возлюбленный".

Многие религии предлагают подробные разъяснения относительно того, как следует развивать в себе совершенную любовь. Это происходит по мере того, как человек учится любить весь окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии проявление Воли и Любви Бога.

Другие предписания и правила, вытекающие из этого главного завета многих религий, также очень похожи. Они включают в себя принципы, аналогичные заповедям Нового Завета, т. е. предписания "не убий", "не укради" и т. д. Так, в индуистской и буддийской традициях принципу "не убий" соответствует ахимса (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях), а принципу "не укради" - астея (отсутствие стремления к обладанию чужими вещами), и т. д.

Разногласия, приводящие в итоге к конфликтам с убийствами, возникают между верующими, т. к. они спорят о своих различных верах (т. е. о разных фантазиях или интерпретациях священных текстов), а не о самой единой Истине. Спорить о ней невозможно, её можно переживать
Сходство основных религиозных моральных предписаний приводит к тому, что многие философы, богословы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, "космической этике", в той или иной степени представленной в моральном своде той или иной религиозной традиции.

Всем бодрого времени суток! Понятие религий встречается достаточно часто в экзаменах по гуманитарных дисциплинам. Поэтому я бы рекомендовал посмотреть эти религии мира, их список, чтобы лучше в них ориентироваться.

Немного о понятии «Мировые религии». Часто под ним понимаются три основные религии: христианство, ислам и буддизм. Это понимание не полно по меньшей мере. Поскольку этих религиозных системах существуют разные течения. Кроме того, существует целый ряд религий, которые тоже объединяют немало людей. Прежде чем опубликовать список, также рекомендую ознакомиться со статьей про то .

Список мировых религий

Авраамические религии — это религии, которые восходят к одному из первых религиозных патриархов - Аврааму.

Христианство — коротко об этой религии ты можешь . Оно представлено сегодня несколькими направлениями. Ключевыми из них является православие, католичество и протестантство. Священная книга Библия (преимущественно Новый Завет). Оно объединяет сегодня около 2.3 миллиарда человек

Ислам — как религия оформился в 7 веке новой эры и впитало в себя откровения Аллаха своегму пророку Мухаммеду. Именно от него пророк узнал, что надо молиться сотню раз в день. Однако Мухаммед попросил Аллаха скостить количество молений, и в итоге Аллах разрешил молиться пять раз в день. Кстати, представления о рае и аде в Исламе и в Христианстве несколько разные. Рай здесь — это квинтессенция земных благ. Священная книга Коран. Объединяет сегодня около 1.5 миллиарда человек.

Иудаизм — религия преимущественно еврейского народа, объединяет 14 миллионов приверженцев. Больше всего меня поразило богослужение: в его время можно вести себя довольно непринужденно. Священная книга Библия (преимущественно Ветхий Завет).

Остальные религии

Индуизм — объединяет около 900 миллионов последователей и включает веру в вечную душу (атман) и во вселенского Бога. Эту религию и ей подобные еще называют дхармическими — от санскритского слова «дхарма» — вещи, природа вещей. Религиозные жрецы здесь называются брахманами. Ключевая идея — в перерождении душ. Кому интересно, кроме шуток, вот посмотрите Высоцкого: песню о переселении душ.

Буддизм — объединяет в себе свыше 350 миллионов приверженцев. Исходит из того, что душа связана колесом сансары — колесом перевоплощений и только работа над собой может ей позволить вырваться из этого круга в нирвану — вечное блаженство. Существуют разные ветви буддизма: дзэн-буддизм, ламаизм и пр. Священные тексты называются Трипитака.

Зороастризм («Благая вера») — одна из древнейших монотестических религий, вбирает в себя веру в единого бога Ахура Мазду и в его пророка Заратуштру, объединяет около 7 миллионов человек. Религия воплощает в себе веру в благие и в злые мысли. Последние являются врагами Бога и должны искореняться. Свет является физическим воплощением Бога и достойна почитания, поэтому эту религию еще называют огнепоклонством. Таким образом, на мой взгляд — это самая честная религия, поскольку именно мысли определяют человека, а не его поступки. Если Вы согласны с этим — ставьте лайк в конце поста!

Джайнизм — объединяет приемерно 4 миллиона адептов и исходит из того, что все живые существа — есть вечно живущие в духовном мире, призывает к самосовершенствованию через воспитание мудрости и прочих добродетелей.

Сикхизм — объединяет около 23 миллионов адептов и включает понимание Бога как Абсолюта и как часть каждого человека. Поклонение происходит посредством медитации.

Чучхе — это северокорейская политическая идеология, которую многие относят к религии. Она образовалась на основе преобразования идей марксизма-ленинизма и синтезе с традиционной китайской философией.

Конфуцианство — в строгом смысле слова представляет собой более этико-философское учение, чем религию и объединяет представления о должном поведении, о ритуале и о традиции, которую согласно Конфуцию, надо представлять. Главный трактат — Лунь-юй. Консолидирует около 7 миллионов человек.

Синтоизм — эта религия распространена преимущественно в Японии, поэтому читайте о ней .

Као Даи — довольно новая религиозная система, появившаяся в 1926 году и объединяющая в себе многие положения буддизма, ламаизма и пр. Призывает к равенству между полами, к пацифизму и пр. Возникла во Вьетнаме. В сущности, религия воплощает в себе все то, чего так не хватало в это регионе планеты долгое время.

Надеюсь, Вы получили представления о религиях мира! Ставьте лайк, подписывайтесь на новые статьи.

С уважением, Андрей Пучков

В богословской и исторической литературе принята определенная классификация религиозных систем. Она основана на исповедании Божества количественно. Согласно этой классификации, религиозные системы делятся на политеистические, дуалистические и монотеистические. Политеизм, или многобожие (от греческих слов «поли»– много и «теос»– Бог), утверждает, что богов несколько или множество, каждый из них выполняет определенные функции и имеет свое поле деятельности. Примеров политеистических религий множество – религиозные системы Древней Греции и Рима, древнеславянские религии, в которых существовал целый пантеон богов, находившихся в родственных отношениях друг с другом. Эти боги совершали добрые и злые поступки, взаимно ссорились, являлись людям, участвовали в войнах. Однако, они не были всемогущи – над ними тяготела судьба, рок, определявший поступки не только людей, но и богов. Некоторые исследователи видят в судьбе отголосок древнего единобожия. Древние египтяне, исповедывавшие многобожие, в то же время считали, что мелкие божки – суть воплощения и олицетворения сил и определенных свойств единого Верховного Бога. Одно время в Древнем Египте была проведена религиозная реформа Эхнатона, состоявшая в переходе от многобожия к единобожию, культу Бога солнечного диска, Атону. В дохристианской Руси также существовал свой пантеон богов – Ярило, Стрибог, Зюзя, Велес, Лада и другие.

Деистические религии утверждают, что в мире действуют два противоположных начала – добро и зло. Они взаимно уравновешены в такой степени, что не могут победить и уничтожить друг друга. Добро и зло противостоят между собой, а человек и Вселенная, являются полем их битвы. Примерами деистических религиозных систем, являются парсизм и зороастризм, древнеиранская и среднеазиатская религии. В них два бога – Ормузд и Ариман, злой и добрый. В индуизме – это Шива и Кришна. Деистические религии равно оправдывают оба начала, добро и зло, лишая при этом человека возможности нравственно оценивать свои поступки. Деизм не предполагает совершенствования, он лишь оставляет за человеком возможность выбора между двумя полюсами. Эта религиозная система дает вполне удовлетворительное объяснение добра и зла, так, что это многих это устраивает.

И, наконец, монотеизм, единобожие (от греческого «моно» – один), исповедует одного Бога. Доказательства единобожия несложны. Бог может быть только один, иначе Он не есть Бог. Два бога должны делить между собой сферы деятельности, и, в этом случае, ограничивать друг друга, лишая оппонента всей полноты власти. Эти боги не были бы всемогущи, поскольку бы обладали только половиной могущества, и не вездесущи, по той же причине. Они неизбежно должны были бы враждовать и, в борьбе, взаимно уничтожить друг друга, поскольку их силы равноценны. В случае, если бы они действовали бы вместе, действие каждого из них аннулировалось бы антидействием другого. Влияние их на мир, в этом случае, было бы нулевым. Да и мира не было бы, поскольку один бог его бы создавал, а другой, разрушал. В случае если бы один из богов оказался слабее, другой не преминул бы устранить оппозицию. Многобожие невозможно по тем же причинам. Как боги делили бы между собой власть? Кто бы регулировал их деятельность? Не случайно, в древнегреческий и древнеримский пантеоны была введена судьба, которая одна обладала верховной властью над всеми богами.

Поэтому, в мировой религиозной культуре преобладающе значение приобрели монотеистческие религии: иудаизм, христианство, мусульманство, буддизм, индуизм. Их исповедует большинство населения Земли. Боги, исповедуемые этими религиями, несколько различны по своему отношению к миру, внутренней Божественной жизни, откровениям, степени открытости человеку. Их объединяет одна идея – Бог один численно. «Нет иного бога, кроме Аллаха» – основополагающий постулат мусульманства. «Я есть Господь, Бог твой, и пусть не будет у тебя другого Бога, кроме меня» – звучит первая заповедь данная Иеговой Моисею.

Единобожие автоматически снимает ряд недоумений, о которых говорилось выше и предполагает определенные свойства Бога – всемогущество, вездесущие, всевидение. Они взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Всемогущество единого, одного Бога означает, что Он распространяет свою власть и влияние на весь мир и на то, что находится за его пределами. Вездесущее означает, что один Бог находится одновременно везде, во все полноте своей сущности. Всеведение значит полную осведомленность во все происходящем и знание всего существующего и несуществующего, знание, превосходящее человеческое.

Монотеистические религии утверждают, что Бог имеет первопричину существования в Самом Себе, или, выражаясь богословским языком, Он самобытен. Каждая вещь, предмет или явление имеет причину, его породившую. Дерево вырастит из семени, животное рождается родителями, дождь – тучей, камень – скалами, море образовалось из толщи облаков в период формирования Земли. Бог не имеет причин, Его породивших, Он Сам первопричина всего. Источник Своего существования Он сам. Почему это так, а не иначе и каким образом это происходит, мы рассмотрим ниже.

По отношение к Богу невозможно употребление выражений «до этого» или «после этого». Он вечен, поскольку неизменен. Неизменность Бога проистекает из Его всемогущества. Если бы Бог изменялся, совершенствовался или, наоборот, упрощался, то можно было сказать, что было время когда Он был несовершенен. В этом случае Он не был бы Богом, а это не так. Божество – есть идеальное совершенство, которым Он обладает постоянно. Время как явление возможно в нашем мире, поскольку оно образуется вследствие неких изменений, а поскольку Бог неизменен, следовательно, Он вечен.

Бог – живое существо, как мы и обладает жизнью или бытием в превосходной степени, по сравнению с нами. Он существует всегда, Он неизмеримо древний и постоянно одинаков. Бог сообщая пророкам, святым и обыкновенны людям свою волю, говорил на понятном им языке. Он открывал людям свои свойства: был милостив, любвеобилен. Одно из имен Бога – Иегова, Сущий, то есть всегда существующий. Бог обладает сходными с человеком чертами – Он порождает мысли, осуществляет Свою волю, испытывает чувства, как человек. Он – личность в высшей степени, ибо энергию Божества можно узнать и отличить от обаяния человека. Бог обладает исключительными, неповторимыми чертами, которыми не обладает никто.

Мировые религии утверждают, что Бог отличен от всего существующего, Он нематериален. Древние его сравнивали с человеческим дыханием, которое незаметно для глаз, но несет в себе тепло и жизнь. Жизнь человека начиналась и оканчивалась дыханием, которое давало саму жизнь, поэтому, Божество называли «дыханием жизни», или, кратко, Духом.

В монотеистических религиях Бог был Верховным Монархом. В истории еврейского народа, был период, когда в государстве не было правителя, царем считался Сам Бог. В мусульманстве все халифы имели власть правления только потому, что были потомками Магомета, который был пророком Аллаха, вручившим Магомету право управления народом. Бог монотеистических религий – Верховный Судья, только ему принадлежит право верховного суда над миром и людьми. Он верховный повелитель всего, что существует. И, одновременно, Он тихое дыхание, Любовь ко всему и всем людям без исключения, поскольку всем, в равной степени, светит солнце и для всех идет дождь. Он заботится о всех в целом и о каждом в отдельности, поскольку Он вездесущ и всеведущ. Его присутствие окружает человека постоянно и везде. Но, Бог, не призывает людей к себе силой, страхом или запугиванием, поскольку человек личностное, свободное, живое существо. Бог желает от человека добровольной любви к Себе, поскольку Сам изливает на человека то же чувство.

Добро и зло, ангелы и демоны

Помимо веры в единого Бога, все религии без исключения, утверждают о существовании параллельного мира, населенными живыми личностными существами, наделенными умом, волей и могуществом. Люди сталкивались с ними в течение всей своей истории, их изображения существуют во всех культовых сооружениях у всех народов. Эти существа, по их действиям по отношению к человеку, называли ангелами и демонами. Первые существа были добрыми, вторые – злыми. Эти существа занимали промежуточное положение между Богом и людьми. Ангел, в переводе с древнееврейского, значит посланник. Ангелы исполняли служебную, по отношению к Богу, роль. Они посылались возвестить людям волю Божества, исполнить некое поручение, данное им Богом. Ангелы принимали образ молодых юношей, хотя их подлинный облик был иным.

Противоположность добрых ангелов – злые демоны, также действуют в мире. Но, их действия носят разрушительно-агрессивный характер. Цель их существования заключается в нанесении вреда людям. В древних религиях, люди стремились задобрить демонов, или злых духов, как их называли. Люди делали их изображения, возводили им храмы, приносили жертвы. Действия демонов вызывали у людей страх. И в настоящее время немало религиозных систем, в которых покланяются злым духам. Например, религия Вуду, вероучение Юго-Восточной Азии и Африки, исповедует поклонение демонам и кровавые жертвоприношения. Большинство религиозных местных систем Африки придерживаются веры в злых духов. То же практикуют шаманы Сибири и Дальнего Востока, мрачные культы богини Кали в Индии, некоторые формы буддизма в Тибете, местные верования индейцев Южной Америки. Многочисленные древние и современные литературные памятники описывают многократные случаи вмешательства темных сил в жизнь людей. Не менее известны культы поклонения добрым ангелам – религия Древнего Вавилона и Персии. Добрые ангелы изображались в этих религиозных системах в виде быков с крыльями, крылатых животных или людей. Крылья, изображенные у ангелов, символизировали быстроту их перемещения.

Кроме веры в добрых и злых духов, все религии, утверждают о существовании загробной жизни. У всех народов, на всех континентах, существуют специальные погребальные обряды. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о вере наших предков в загробное существование, поскольку в могилу, помимо умершего, опускались предметы быта, украшения, оружие, личные вещи, пища. В любой местности есть курганы или гробницы, в которых захоронены далекие пращуры. Все религии утверждают, что человеческая душа, или жизнь, не имеет смерти, она неразрушима. Мировые религии по-разному изображают участь души после смерти, но чаще всего, она зависит от нравственности земной жизни. У всех народов есть представление о двух мирах, которые называются адом и раем. Ад, в переводе означает «место, лишенное света», а рай, это «сад». Эти названия достаточно условны, они отражают аллегорическое представление об этих мирах древних людей. Пребывания в аду, по вере предков, приносит душе неизъяснимые страдания, а нахождение в раю, порождает ни с чем не сравнимое, блаженство. Ад, по мнению мировых религий, место обитания злых духов, а рай, соответственно, добрых.

В мировых религиях присутствует и понятие о грехе. Слово «грех» означает «промах, удар мимо цели». Грех, таким образом, означает ошибку, неверный поступок. Грехом называлось действие, приводящее человека к плохим последствиям. Грех носил моральный характер, это было нарушение моральных принципов и норм поведения. В иудаизме грехом называлось нарушение Завета с Богом. Заветом иудеи называли договор между человеком и Богом: Бог обязывался покровительствовать и защищать евреев, а евреи должны были исполнять пункты договора, получившие наименование Заповедей. Грех, у евреев, означал нарушение евреем пункта договора с Божеством. Десять Заповедей у евреев были тщательно разработаны и прокомментированы, они свято чтились и сохранялись. Комментарии к Закону евреев, Торе, получили название Талмуда. Талмуд детально предписывал поведение правоверного еврея, там было предусмотрено большинство случаев, в которых следует поступать надлежащим образом. Грех в христианстве рассматривается как испорченность человеческой природы, отход от нормы. Грех в мусульманстве – неверность Аллаху, жестоко караемая и непростительная.

Монотеистические религии содержат учение о молитве и посте. Молитва – это обращение человека к Богу, пост – символ покаянного состояния человеческого духа, раскаяние в совершенных грехах. В христианстве, пост и молитва взаимосвязаны. Слово «молитва» близко по значению к понятию «моление», то есть усиленная, углубленная и прилежная просьба. Во все времена молитва была призыванием Божества, изложением Ему своих нужд и просьба о помощи. Первоначально, текст молитв был произвольным, каждый, произносящий молитву, излагал прошение своими словами. Со временем, тексты молитв консервировались. Некоторые молитвы принимались прочими за эталон, и их повторяли, стараясь вдуматься в смысл заключенных в ней слов. Существовали молитвы ежедневного произношения, и были молитвы, которые произносились только один раз в году. Вообще, молитвы освящали недельный и дневной циклы жизни людей. Некоторые молитвы произносились утром, для освящения предстоящего дня, а иные молитвы, вечерние, содержали в себе слова благодарности Богу за прожитый день. Постепенно выработался определенный цикл молитв. Закрепились повторяющиеся ритуалы, стали неизменными обряды.

Обязательной вероучительной истиной монотеистических религий является положение о боге как Творце Вселенной и человека. Творение мира и человека является актом Божественной любви и желания жизни, радости бытия живым существам. Совершенный и гармоничный мир является отражением совершенства Его Творца. Мировые религии говорят о том, что в начале, в результате усилия воли Божества, появился мир, а позже человек. Человек есть итог творения, его логическое завершение. Человек, как и мир, также был совершенным и пребывал в общении с Божеством, но в один момент, люди совершили грех, неверный поступок, который изменил сущность самого человека и идеальность мира. Первые люди, находясь в постоянном диалоге с Богом, пребывали в особом состоянии, которое заключалось в полной гармонии души и тела. Это состояние называлось по месту обитания первых людей, садом, или раем. С грехопадением, люди были вынуждены уйти из рая. Факт отчуждения человека от Бога был мучительным и тяжелым, люди с тех пор искали встречи с Богом и поэтому, возникло множество религий, цель которых была в соединении с Богом, поиске Божества.

Тройственное единство – иудаизм, христианство и мусульманство

Во всех монотеистических, политеистических и деистических религиях очень много общих черт, что является доказательством их единства. Мы коснулись лишь некоторых общих положений, дабы продемонстрировать единство духовного опыта человечества. Если двигаться вспять исторического процесса, в глубь веков, мы будем обнаруживать все больше и больше одинакового, сходного. Проведя историческую проверку древности религиозных знаний и логическое соответствие новых религиозных концепций, мы прейдем к единой древней религии, которую некогда исповедовало все человечество. Однако, нельзя и пренебрегать последними Откровениями Божества, поскольку человечество постоянно находится в общении с Всевышним.

Среди мировых религий, иудаизм, христианство и мусульманство объединяет единство происхождения, наличие множества общих черт. Буддизм стоит несколько отдельно, поскольку построен на иной культурной традиции. Основными отличительными чертами буддизма является учение о реинкарнации, предсуществованиии душ, тождестве мира и Божества, учение о пульсации Вселенной, вера в Абсолют – безликий закон, стремление ухода из жизни, жизнь рассматривалась как страдание. Буддизм говорит о том, что существует безликий, безэмоциональный закон – Абсолют, Который отстранено правит миром. Мир, в свою очередь, и есть телесное воплощение Абсолюта.

Вселенная существует вечно в виде пульсирующей материи, которая то появляется, то исчезает. Вместе со Вселенной появляются и исчезают люди. Человечество переживает, таким образом, бесчисленные мириады рождений и смертей. Впрочем, сама жизнь, по учению буддизма, есть страдание. Желая избавится от страданий, бесчисленных рождений, человек должен найти выход из этой цепи закономерностей. Он должен умереть, умереть как личность, умереть духовно, настолько, чтобы не возродиться снова. И эта цель достигается при помощи совершенствования, которое дает просветление. В противном случае, человек может возродиться в теле насекомого, животного или растения и будет вынужден пережить бесконечную цепь рождений. Буддизм, по сути, есть религия совершенной смерти, абсолютного небытия. Буддизм, религия очень древняя и комплексная, она включает в себя культурные напластования древних культов. Существует несколько религиозных течений, или направлений, буддизма. Примером одного из направлений, является ламаизм, распространенный в Тибете, Средней Азии и Южной Сибири.

Три близких религии – иудаизм, христианство и мусульманство имеют общие культурные черты, они возникли в одной местности, в Палестине и на Аравийском полуострове. Они во многом тождественны во взглядах на человека, возникновение мира, свойствах и проявлениях Божества. Они почитают одних пророков и многих святых. Эти религии почти одинаково описывают ангелов и демонов, говорят о грехопадении человека, призывают к сходным моральным ценностям.

Но, они существенно различны по способу и степени общения с Богом, цели жизни человека, общей духовной настроенности.

Мусульманство

Мусульманство исповедует Аллаха суровым Богом, требующим твердо исполнять Его приказы, и в от же время Богом, спасающем от бедствий и врагов, помогающим в битвах и государственных потрясениях. Мусульманство видит своей целью нести свет веры в Аллаха всем немусульманам. Мухаммед, пророк Аллаха, стремился распространить свою власть на окружающие Мекку города. Многочисленные потомки Мухаммеда занимали должности правителей государств Юго-Восточной Азии и Африки и стремились распространить свое влияние и религию на возможно большую территорию. Верховный правитель мусульманских государств – Всевышний, потомки пророка только Его наместники. Нынешний ислам, как и в древности, имеет тенденцию к распространению, как и в Средние века.

Мусульманство не столько религиозное, сколько политическое учение. Оно возникло на стыке иудаизма и христианства, вобрав в себя некоторые черты обоих вероучений. Так, мусульмане почитают Иисуса Христа как пророка Аллаха и Его Мать, как родившую пророка. Они чтят многих христианских святых, например, святого Георгия Победоносца. Моисей, еврейский вождь и пророк, равно почитается мусульманами как «друг Бога», а десять заповедей почитается и мусульманами. Мусульмане, как евреи и христиане, соблюдают посты, произносят схожие молитвы. Традиционное мусульманство предписывает чтить законы и творить добро. Смерть во славу Аллаха на войне, почитается героическим и богоугодным делом. Правоверный мусульманин, погибший на войне, по мнению учителей ислама, попадает в рай, где испытывает вечное блаженство.

Мусульманство, как и иудаизм, предписывает обрезание, как символ Завета, договора с Богом. Этот обычай был заимствован у евреев. Прародитель арабских племен, Измаил, по священным текстам, был обрезан собственной матерью. Мусульманам, как и повсеместно на востоке, разрешается многоженство. Это явление было обычным на Востоке и вызывало смущение только у европейцев. Этот же обычай существовал и у древних евреев, в начале истории их народа. Политическими, имущественными и гражданскими правами в мусульманских странах обладают только мужчины. Женщина – существо почти бесправное и целиком находится во власти мужа, за измену которому карается очень тяжело. В мусульманстве существуют различные течения и секты, от традиционных, до самых нетерпимых. В разных мусульманских странах находятся у власти разные, по направлению, религиозные группировки. В целом же, это религия достаточно консервативная, призванная сохранять в целости восточных уклад жизни с неограниченной властью монарха и почти полным бесправием его подчиненных. Впрочем, системы восточных монархий очень устойчивы и статичны.

Иудаизм можно условно отнести к мировым религиям. Это – религия одного народа, евреев. Исповедующих иудаизм неевреев, ничтожно мало. Иудаизм, это и религиозная и политическая доктрина, религиозная цель стала государственной идеологией. Отличительной чертой иудаизма, ее основной идеей, является идея богоизбранности еврейского народа. Еврейский Бог Яхве, Бог, в первую очередь евреев, а они – Его народ. Эта национальная идея позволила евреям сохраниться как народ в течение почти двух тысяч лет вынужденной эмиграции, что, безусловно, вызывает уважение. Евреи – чрезвычайно консервативны в религиозном плане и очень кропотливы в достижении национальных целей. Цель нынешнего еврейского государства – в увеличении территории государства Израиль до границ, указанных в Библии. Вторая общегосударственная и общенародная цель – постройка храма Бога Яхве на горе Сион, где сейчас находится мечеть Омара, одна из величайших святынь мусульманского мира. В этом храме, согласно иудаизму, будет помазан на царство еврейский царь, Мессия, который силой покорит евреям все народы. В иудаизме, Яхве, грозный Бог, требующий детального соблюдения всех предписаний религиозного характера. Священная книга евреев, Тора, или Пятикнижие, содержит книги Моисея, вождя евреев и непререкаемого духовного лидера. Евреи почитают пророков и их Писания, они делят пророков на великих и малых, по объемам оставленного ими рукописного текста.

Евреи обладают уникальным знанием Священных книг, они создали неповторимые способы хранения информации. Благодаря им, мы имеем одну из величайших книг человечества, Библию, большую ее часть, Ветхий Завет. На древнееврейской традиции базируется самая массовая религия человечества – христианство. Священные книги евреев, Тора и Пророки, вошли в состав христианской Библии.

Христианство

Христианство в своей глубинной сути есть продолжение древнееврейской традиции. Основатель этой религии, Иисус Христос, был евреем по рождению, иудеянином по религиозной принадлежности. Он соблюдал религиозные предписания древних евреев, посещал древнееврейских храм. Он был царем Иудеи по происхождению, а Его Мать Мария, происходила из первосвященнической семьи. Ученики Христа были евреи и первые христиане вышли из израильского народа. Христос дополнил, увеличил, расширил и раскрыл древнееврейскую религию.

Вместе с тем, в религиозную систему иудеев было внесено столько нового, что христианство стало самостоятельно религией, хотя на заре ее становления, римляне считали христианство еврейской сектой. Христианство обладает уникальной историей, величественной и драматичной одновременно. Это – оптимистическая и радостная религия, устремленная в будущее, очень разносторонняя, аскетическая. Христианство содержит философскую глубину и мудрость, оставаясь в своей сути достаточно простой религиозной системой. Христианство сыграло громадную роль в европейской цивилизации, это ее основа и движущая сила. Христианство имеет несколько ветвей богословских систем и немало сект. Это обстоятельство породило некоторую запутанность современного читателя, который невольно задается вопросом: «Что же все-таки подлинное христианство и как отличить его от подделок?». Ответом на этот основной и многие иные вопросы, пусть послужит больший раздел данной книги, озаглавленный «Православие». В него будут включены краткие сведения об основных христианских вероучениях и отличительные признаки сект. Большую часть данного раздела составит информация о Православии, поскольку это вероучение наиболее знакомо на территории СНГ, его исповедывали на протяжении тысячелетия наши предки. Это самая древняя на нашей родине религия, имеющая последователей, богословскую литературу и собственную научную школу. На этой почве выросли знаменитые русские писатели и поэты, художники, ученые, военачальники и государственные деятели. Православие оставило глубинный след в менталитете русского, украинского и белорусского народов. Ныне, оно переживает духовный подъем, приобщиться к которому может каждый ищущий Бога и Христа.

mob_info