Pz iv ausf h после войны. Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz

Производство этого танка, созданного фирмой "Крупп", было начато в 1937 году и продолжалось в течение всей второй мировой войны.
Как и у танк Т-III (Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении упраления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

Модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
- модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
- модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновойной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Музей танков,г.Кубинка,Московской обл.Немецкий танк Т-4 участвует в военных играх

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита .
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Силовая установка.

Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условяих, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.

http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/srednie-tanki/144-t-4

Согласно положениям Версальского договора, Германии запрещалось строить танки и создавать бронетанковые войска. Однако немцы отнюдь не стремились досконально выполнять пункты соглашения, которое считали для себя унизительным. Поэтому ещё задолго до прихода к власти нацистов германские военные стали активно разрабатывать доктрину применения танковых частей в современной войне. Сложнее было реализовать теоретические наработки на практике, однако немцам удалось и это: широко известно, что на учениях и манёврах в качестве танков использовались макеты, построенные на базе автомобилей или даже велосипедов. А сами танки разрабатывались под видом сельскохозяйственных тракторов и испытывались за рубежом.

После того как власть перешла к нацистам, последовал отказ Германии от соблюдения условий Версальского договора. К этому времени бронетанковая доктрина страны оформилась уже довольно чётко, и дело было, образно говоря, за воплощением панцерваффе в металле.

Первые немецкие серийные танки: Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II — представляли собой машины, которые даже сами немцы воспринимали скорее как переходные к «настоящим» танкам. Pz.Kpfw I вообще считался учебным, хоть ему и довелось принимать участие в боевых действиях на территории Испании, Польши, Франции, Северной Африки и СССР.

В 1936 году в войска поступили первые экземпляры среднего танка Pz.Kpfw. III, вооружённого 37-мм противотанковым орудием и защищённого в лобовой и бортовой проекциях бронёй толщиной 15 мм. Эта боевая машина была уже вполне полноценным танком, соответствовавшим требованиям времени. Вместе с тем из-за небольшого калибра орудия она не могла бороться с укреплёнными огневыми точками и инженерными сооружениями противника.

В 1934 году армия выдала промышленности задание на разработку танка огневой поддержки, который должен был вооружаться 75-мм пушкой, имеющей в боекомплекте фугасные снаряды. Первоначально этот танк разрабатывался в качестве машины командира батальона, откуда и пошло его первое обозначение — BW (Batallionführerwagen). Работы над танком вели три конкурирующие фирмы: Rheinmetall-Borsig, MAN и Krupp AG. Лучшим был признан проект VK 20.01 фирмы «Крупп», однако к серийному производству он не был допущен из-за того, что в конструкции танка использовалась ходовая часть на рессорной подвеске. Военные требовали применения торсионной подвески, которая обеспечивала более плавное движение и лучшую проходимость боевой машины. Инженерам компании «Крупп» удалось достичь компромисса с Управлением вооружений, предложив использовать версию рессорной подвески с восемью сдвоенными опорными катками, практически полностью заимствованную у опытного многобашенного танка Nb.Fz.

Заказ на изготовление нового танка, получившего обозначение Vs.Kfz. 618, компания «Крупп» получила в 1935 году. В апреле 1936 года машину переименовали в Pz.Kpfw IV. Первые образцы «нулевой» серии выпускались на заводах Круппа в Эссене, а осенью 1937 года производство было перенесено в Магдебург, где начался выпуск модификации Ausf. A.

Pz.Kpfw. IV представлял собой машину классической компоновки с двигательным отсеком в задней части корпуса. Трансмиссия располагалась спереди, между рабочими местами механика-водителя и стрелка-радиста. Из-за особенностей компоновки поворотного механизма башня танка была смещена немного влево относительно продольной оси. Ходовая часть с каждого борта состояла из четырёх подрессоренных тележек с четырьмя катками на каждой из них. Ведущее колесо находилось спереди. Отметим, что на протяжении всей истории существования Pz.Kpfw IV в конструкцию ходовой части не вносилось существенных изменений.

Первая модификация машины, Pz.Kpfw. IV Ausf.A, оснащалась карбюраторным двигателем Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., расположенным ближе к правой части корпуса.

Бронирование корпуса модификации «А» составляло 20 мм в лобовой проекции и 15 мм в бортовой и кормовой проекциях. Толщина брони башни составляла 30 мм в лобовой части, 20 мм в бортовой и 10 мм в кормовой части. Командирская башенка характерной цилиндрической формы находилась в корме башни посередине. Для наблюдения она была оснащена шестью смотровыми щелями, прикрытыми бронированным стеклом.

Pz.Kpfw. IV Ausf.A вооружался 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 L|24 и двумя пулемётами MG34 калибра 7,92 мм: спаренным с пушкой и курсовым, расположенным в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Сам бронелист имел изломанную форму. Наличие этого пулемёта, наряду с цилиндрической командирской башенкой, — отличительная черта первой модификации Pz.Kpfw. IV. Всего до июня 1938 года было выпущено 35 машин серии «А».

Pz.Kpfw. IV было суждено стать основной машиной немецких бронетанковых войск. Его последняя модификация производилась с июня 1944 по март 1945 года. Объём статьи не позволяет остановиться подробно на каждом изменении конструкции данного танка, поэтому вкратце рассмотрим основные модернизации и доработки, которые проводились немецкими инженерами на протяжении долгого пути «четвёрки».

В мае 1938 года начался выпуск версии Pz.Kpfw. IV Ausf.B. Главное её отличие от предыдущей версии заключалось в применении прямой бронеплиты в лобовой части корпуса и устранении курсового пулемёта. Вместо него в корпусе появилась дополнительная смотровая щель радиста и амбразура, через которую он мог вести огонь из личного оружия. Смотровые щели командирской башенки получили бронированные заслонки. Вместо 5-скоростной коробки передач стала применяться 6-скоростная. Поменялся и двигатель: теперь на Pz.Kpfw. IV начали устанавливать мотор Maybach HL120TR мощностью 300 л. с. Было усилено бронирование корпуса, и теперь в лобовой проекции корпуса и башни «четвёрка» была защищена 30 миллиметрами стали. Лобовая броня башни была несколько тоньше, её толщина составляла 25 мм. До октября 1938 года успели построить 42 машины данной модификации.

Серия Pz.Kpfw. IV Ausf.C получила новый двигатель Maybach HL120TRM. Этот двигатель, как и предыдущий, имел мощность 300 л. с. и устанавливался на все последующие модификации Pz IV. Модификация «С» выпускалась с апреля 1938 по август 1939 года. Следом за ней на конвейеры вышла серия «D», на которой снова начали использовать лобовую бронеплиту ломаной формы с курсовым пулемётом. С 1940 года лобовая броня Ausf.D усиливалась дополнительным 30-мм листом. В 1941 году на некоторые машины этой серии устанавливалась 50-мм пушка. Pz.Kpfw. IV Ausf.D строился в том числе в тропической модификации.

В танках серии «Е», производившихся с апреля 1940 года до апреля 1941-го, конструкторы продолжали наращивать броню. 30-мм лобовую броню корпуса дополнительно усилили плитой такой же толщины. Курсовой пулемёт теперь монтировался в шаровой установке. Незначительные изменения претерпела и форма башни.

Последней модификацией «четвёрки» с короткоствольной 75-мм пушкой стала версия «F». Теперь лобовая броня машины достигала 50 мм на корпусе и 30 мм на башне. С 1942 года танки серии Ausf.F начали оснащаться длинноствольной пушкой KwK 40 L/43 калибра 75 мм. В такой версии машина получила обозначение Pz.Kpfw. IV Ausf.F2.

С марта 1942 года начался выпуск модификации Pz.Kpfw. IV Ausf.G. Она не имела больших отличий от предыдущей версии танка. В поздних машинах этой серии применялись более широкие «восточные» гусеницы, дополнительная лобовая броня и бортовые экраны. Около 400 последних «четвёрок» серии «G» были вооружены 75-мм пушкой KwK 40 L/43, а с февраля 1943 года их стали оснащать пушкой 75 мм KwK 40 L/48. На базе Pz.Kpfw. IV Ausf.G был разработан прототип самоходного орудия Hummel.

С июня 1942 года начались работы над Pz.Kpfw. IV Ausf.H. Лобовая броня этого танка достигала 80 мм. По бортам устанавливались бронированные экраны толщиной 5 мм. На командирской башенке размещалась зенитная турель для 7,92-мм пулемёта. На танк наносилось покрытие из циммерита — материала, который затруднял закрепление на корпусе магнитных мин. В качестве основного вооружения на Pz.Kpfw. IV Ausf.H использовалась 75-мм пушка KwK 40 L/48.

С февраля 1944 года начался выпуск последней модификации «четвёрки» — Pz.Kpfw. IV Ausf.J. В этом танке отсутствовал мотор вращения башни, а поворотный механизм приводился в действие вручную. Была упрощена конструкция поддерживающих и опорных катков. Из-за установки экранов были убраны бортовые смотровые щели, ставшие бесполезными. Машины разных серий имели незначительные различия во внутреннем оборудовании.

В целом исследователи заслуженно считают Pz.Kpfw. IV наиболее универсальным немецким танком Второй мировой войны. Конструкторы заложили в него потенциал модернизации, достаточный для того, чтобы танк смог оставаться полноценной боевой единицей на протяжении всего периода своего существования. Об этом свидетельствует, помимо всего прочего, и то, что на вооружении ряда стран этот танк состоял вплоть до 60-х годов ХХ века.

Танк Т-4 (Pz.4) разрабатывался в рамках требований к оружию 18-тонного класса, условно пред - назначенной для командиров танковых ба - тальонов BW (Bataillonsfuhrerwagen). Са - мый массовый танк Вермахта и един - ственный немецкий танк , который находился в серийном производстве всю Вторую мировую войну .(см. фото )

Танк Т-4 Pz .4 - самое массовое оружие немецкой армии Второй мировой войны

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Pz .4 A - установочная партия. Боевая масса 17,3 т. Двигатель Maybach HL 108 TR мощностью 250 л.е., пятискоростная ко - робка передач. Габариты 5920x2830x2680 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра и два пулемета MG 34. Толщина брони 8 - 20 мм. Изго - товлено 35 единиц оружия .

Pz .4 B - прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемет изъят. Введены новая командирская башенка и перископический прибор наблюдения. Двигатель Maybach HL 120 TR мощностью 300 л.е., шестиско- ростная коробка передач. Толщина лобо - вой брони башни и корпуса - 30 мм. Из - готовлено 42 (или 45) единиц.

Pz .4 C - специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни, броневой кожух спа - ренного пулемета. Начиная с 40-й маши - ны серии установлен двигатель Maybach HL 120 TRM . Изготовлено 140 единиц.

Pz .4 D - лобовая часть корпуса как у Pz . lVA , включая курсовой пулемет. Изме - нена маска пушки. Толщина бортовой брони корпуса и башни доведена до 20 мм. В 1940 - 1941 годах лобовая броня корпуса и башни усилена 20-мм броневы - ми листами. Изготовлено 229 единиц.

Pz .4 E - лобовая броня корпуса 30-мм плюс дополнительный 30-мм броневой лист. Лобовая броня башни - 30-мм, мас - ка пушки - 35... 37 мм. Установлены но - вые командирская башенка с усиленным бронированием и шаровая установка кур - сового пулемета Kugelblende 30, упрощен - ные ведущее и направляющее колеса, ба - шенный ящик для снаряжения и др. Бое - вая масса 21 т. Изготовлено 223 единицы.

Pz .4 F (F 1 ) - последняя модификация с короткоствольной пушкой. Прямая лобо - вая плита корпуса с курсовым пулеметом. Командирская башенка новой конструк - ции. Одностворчатые люки в бортах баш - ни заменены двухстворчатыми. Лобовая броня толщиной 50 мм. Гусеница шириной 400 мм. Изготовлено 462 единицы.

PZ .4 F 2 - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и грушевидным дуль - ным тормозом. Новая маск-установка пушки и новый прицел TZF 5 f . Боевая мас - са 23,6 т. Изготовлено 175 единиц.

Pz .4 G (Sd . Kfz . 161/1) - двухкамерный дульный тормоз пушки. Танки поздних выпусков вооружались 75-мм пушкой KwK 40 с длиной ствола 48 калибров, они ос - нащались дополнительной броневой пли - той в лобовой части корпуса толщиной 30 мм, 1450-кг "восточными гусеницами" и

бортовыми экранами. Изготовлено 1687 единиц.

Pz . 4Н (Sd . Kfz . 161/2) - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 48 калибров. 80- мм лобовая броня. Антенна радиостанции перенесена с борта корпуса на его корму. Установлены противокумулятивные 5-мм экраны. Командирская башенка нового типа с зенитной установкой пулемета MG 34. Вертикальный кормовой лист корпуса. Шестискоростная коробка передач ZF SSG 77. Изготовлено 3960 (или 3935) единиц.

Pz . lVJ (Sd . Kfz . 161/2) - технологически и конструктивно упрощенный вариант Pz . lVH . Ручной привод поворота башни. Поддерживающие катки без резиновых бандажей. Увеличенная емкость топлив - ных баков. Изготовлено 1758 единиц.

Первые танки Pz . 4 поступили в Вермахт в январе 1938 г. Общий заказ на боевые машины этого типа включал 709 единиц танкового оружия .

План же на 1938 г. предусматривал пос - тавку 116 танков, и фирма Krupp почти вы - полнила его, передав войскам 113 машин. Первыми "боевыми" операциями с участи - ем Pz . IV стали аншлюсе Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 г. В марте 1939-го они прошли по улицам Праги.

Накануне вторжения в Польшу 1 сентяб - ря 1939 г. в Вермахте насчитывалось 211 танков Pz . 4 модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz . IV , по 12 машин в каждом полку. Одна - ко до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танко - вой дивизии (1. Panzer Division ). Полный штат имел и Учебный танковый батальон (Panzer Lehr Abteilung ), приданный 3-й тан - ковой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz . IV , кото - рые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противостоящих им польских танков. Тем не менее, за вре - мя польского похода немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно.

К началу Французской кампании Пан - церваффе располагали уже 290 Pz . IV и 20 мостоукладчиками на их базе. Как и Pz . lll они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz . IV . В ходе боев французам и англича - нам удалось подбить 97 танков Pz . IV . Без - возвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.

В 1940 г. удельный вес танков Pz . IV в танковых соединениях Вермахта несколько возрос. С одной стороны, благодаря росту производства, а с другой - из-за умень - шения количества танков в дивизии до 258 единиц. Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941 г. Pz . IV , участво - вавшие в боях с югославскими, гречески - ми и английскими войсками, потерь не по - несли

Т АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz . lVFI

БОЕВАЯ МАССА, т; 22,3, ЭКИПАЖ, чел.; 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ мм: длина - 5920 ширина - 2880, высота - 2680, клиренс - 400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 37 калибра 75 мм и 2 пулемета MG 34 ка - либра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 80 - 87 артвыстрелов и 2700 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ* телескопический прицел TZF 5Ь. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 50; борт - 20+20; корма - 20; крыша -11; днище - 10; башня - 30 - 50.

ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120 TRM , 12-цилиндровый карбюраторный, V -образный, жидкостного охлаждения; рабочий объем 11 867 см 3 ; мощность 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ- трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная синхронизированная коробка передач ZF SSG 76, планетарный механизм поворота, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь обрезиненных опорных катков малого ди - аметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подве - шенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; ведущее ко - лесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (за - цепление цевочное); четыре обрезиненных поддерживающих катка; в каждой гусенице 99 траков шириной 400 мм. СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 42. ЗАПАС ХОДА, км: 200.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град - 30; шири - на рва, м - 2,3; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 1. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

К началу операции "Барбаросса" Вер - махт располагал 439 танками Pz . IV , к концу 1941 г. 348 из них были потеряны безвозв - ратно. Pz . IV , вооруженные короткостволь - ными пушками, не могли эффективно бо - роться с советскими средними и тяжелы - ми танками. Лишь с появлением длинноствольной модификации положение выровнялось. К середине 1943 г. Pz . IV стал основным немецким танком на Вос - точном фронте. В штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухба- тальонного состава. В первом батальоне две роты вооружались Pz . IV , во втором, только одна рота. В целом, дивизия рас - полагала 51 танком Pz . IV боевых батальо - нах. В операции "Цитадель" они составля - ли почти 60% танков, принимавших учас - тие в боевых действиях.

В Северной Африке, вплоть до капиту - ляции германских войск, Pz . IV успешно противостояли всем типам танков союз - ников. Наибольшего успеха эти танки достигали в борьбе с британскими крей - серскими танками А.9 и А. 10 - подвиж - ными, но легкобронированными. Первые машины модификации F 2 доставили в

Северную Африку летом 1942 г. В конце июля Африканский корпус Роммеля рас - полагал всего 13 танками Pz . IV , из кото - рых 9 были F 2. В английских документах того периода они именовались Panzer IV Special .

Несмотря на поражение под Эль-Ала- мейном, немцы приступили к реоргани - зации своих сил в Африке. 9 декабря 1942 г. в Тунисе была сформирована 5-я танковая армия, в которую в числе про - чих вошла переброшенная из Франции

10-я танковая дивизия, имевшая на во - оружении танки Pz . IV Ausf . G . Эти танки участвовали в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943 г Однако это была последняя удачная опе - рация немцев на Африканском континен - те - уже 23 февраля они были вынужде - ны перейти к обороне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 г. в немецких войс - ках в Тунисе имелось только 58 танков - из них 17 Pz . IV .

В 1944 г. организация немецкой танко - вой дивизии претерпела существенные изменения. Первый батальон танкового полка получил танки Pz . V "Пантера", вто - рой был укомплектован Pz . IV . На самом же деле "пантеры" поступили на воору - жение не всех танковых дивизий Вермах - та. В ряде соединений оба батальона имели только Pz . IV .

Летом 1944 г. немецкие войска терпе - ли поражение за поражением, как на За - паде, так и на Востоке. Соответствую - щими были и потери: только за два ме - сяца - август и сентябрь - было подбито 1139 танков Pz . IV . Тем не ме - нее, число их в войсках продолжало ос - таваться значительным. В ноябре 1944 г. Pz . IV составляли 40% немецких танков на Восточном фронте, 52% - на Запад - ном и 57% - в Италии.

Последними крупными операциями немецкой армии с участием Pz . IV сталиконтрнаступление в Арденнах в декабре 1944 г. и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе - марте 1945-го, закончившиеся прова - лом. Только в течение января 1945 г. было подбито 287 Pz . IV , из них восста - новлено и возвращено в строй 53 ма - шины.

Pz . IV принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине. На территории Чехословакии бои с участи - ем танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 г.

ные потери танков Pz . IV составили 7636 единиц.

Pz . IV в значительно больших количест - вах, чем другие немецкие танки, постав - лялся на экспорт. Судя по немецкой ста - тистике, союзникам Германии, а также в Турцию и Испании поступило в 1942 - 1944 гг. 490 боевых машин. Помимо Гер - мании Pz . IV состояли на вооружении в Венгрии (74, по другим данным - 104 шт.), Румынии (142), Болгарии (97), Фин - ляндии (14) и Хорватии.

На базе Pz . IV выпускались самоходно- артиллерийские установки, командирс - кие танки, машины передовых артилле - рийских наблюдателей, эвакуационные тягачи и мостовые танки.

После капитуляции Германии крупная партия из 165 Pz . IV была передана Че - хословакии. Пройдя ремонт, они состоя - ли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 1950-х годов. Кроме Чехословакии в послевоенные годы Pz . IV эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

Основные характеристики

Кратко

Подробно

3.3 / 3.3 / 3.7 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

22,7 тонн Масса

6 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

87 снарядов боезапас

10° / 20° УВН

3 000 снарядов боезапас

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Panzerkampfwagen IV (7,5 cm) Ausführung F2 или Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 - средний танк вооруженных сил Третьего Рейха. В отличие от предыдущих модификаций имел на вооружении длинноствольное 75-мм орудие KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра и улучшенную бронезащиту. Стал первым немецким танком способным на равных противостоять советским танкам Т-34 и КВ-1, но это касалось только вооружения, по бронезащите он всё равно уступал соперникам и легко мог быть уничтожен советскими танковыми 76-мм орудиями. По этой причине броня машины нередко усиливалась самим экипажем путём навешивания запасных траков и другими подручными средствами.

Выпуск Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 продолжался с апреля по июль 1942 года. За этот период было построено 175 единиц и еще 25 машин было переоборудовано из модификации F1. Танк применялся в основном на Восточном фронте, часть машин этой модификации была отправлена в Африканский корпус, где применялась для подавления огневых точек и живой силы союзников, по причине дефицита бронебойных снарядов. Танк сыграл значительную роль в войне, противодействуя танкам и бронетехнике союзников с которыми не справлялись остальные немецкие танки имевшие более слабое вооружение. По прекращении выпуска модификации F2, машина уступила путь более совершенным модификациям среднего танка Pz.Kpfw. IV.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 обладает не самой хорошей бронезащитой среди аналогичных танков на своём боевом рейтинге (БРе). Вся лобовая броня танка имеет толщину 50 мм, кроме участка брони под щелью механика-водителя, которая имеет толщину 20 мм, но расположена под углом наклона в 73 градуса, что даёт приведенную толщину брони всё те же 50 мм. Кроме того, изучив модификацию "Накладная броня", лобовая броня усиливается дополнительными траками толщиной 15 мм. Бортовая и кормовая броня башни и корпуса составляет 30 мм и легко поражается даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести танка негативно сказывается плотная компоновка экипажа и модулей. Минусом является и высокая командирская башенка, которая может выступать из-за укрытий, даже если танк полностью спрятан от глаз противников.

Подвижность

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 обладает высокой скоростью и подвижностью. Максимальная скорость машины составляет 48 км/ч, набирается она быстро и почти не теряется от мелких препятствий. Задняя скорость 8 км/ч и её вполне хватает чтобы откатываться назад после выстрела или сдать задом чтобы заехать за укрытие. Манёвренность машины хороша как с места, так и во время движения. С места танк разворачивается бодро, на ходу еще лучше и быстрее, но ощутимо теряет скорость движения. Проходимость Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 высокая.

Вооружение

Основное орудие

Самым главным преимуществом Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 является его длинноствольное 75-мм орудие KwK40 L43 с боезапасом 87 снарядов. Орудие имеет просто потрясающее бронепробитие. Благодаря длине ствола, в отличие от предыдущих модификаций с короткоствольными орудиями, KwK40 L43 имеет хорошую баллистику полёта снарядов. По заброневому действию снаряды Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 уступают снарядам Т-34 и КВ-1, но его вполне хватает чтобы уничтожать большую часть противником одним точным попаданием. Перезарядка орудия быстрая. Углы вертикальной наводки составляют от -10 до +20 градусов, что позволяет вести огонь из-за холмов и препятствий пряча за ними корпус. Башня вращается со средней скоростью, так что иногда, придется доворачивать корпусом до внезапно появившегося противника.

Для танка доступно пять типов снарядов:

  • PzGr 39 - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает отличным бронепробитием и хорошим заброневым действием. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
  • Hl.Gr 38B - кумулятивный снаряд. Имеет меньшее бронепробитие чем PzGr 39, но сохраняет его на всех дистанциях. Рекомендуется для стрельбы по противникам на особо дальних дистанциях.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но гораздо меньшее заброневое действие, чем PzGr 39, а также значительно теряет своё бронепробитие на дальних дистанциях. Кроме того, снаряд мало эффективен против противников с наклонной бронёй. Рекомендуется для использования на ближних дистанциях против хорошо бронированных противников.
  • Sprgr. 34 - осколочно-фугасный снаряд. Имеет самое низкое бронепробитие из всех представленных снарядов. Может быть эффективен, против не бронированной техники, например против зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе грузовиков.
  • K.Gr.Rot Nb. - дымовой снаряд. Не обладает бронепробитием, может нанести урон только попав непосредственно по экипажу противника. На время выпускает большое облако дыма, через которое противнику будет невозможно разглядеть действия и передвижение игрока.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 вооружен 7.92-мм пулемётом MG34 с боезапасом 3000 патронов, спаренным с 75-мм орудием. Может выводить из строя экипаж на машинах у которых броня отсутствует, например ЗСУ на базе грузовиков.

Применение в бою

Чтобы защитить уязвимый корпус Pz.Kpfw. IV Ausf. F2, лучше выбирать такие позиции, которые бы полностью укрывали корпус от снарядов противника

Играя на Pz.Kpfw. IV Ausf. F2, всегда следует помнить о его слабом бронировании и высокой уязвимости. Благодаря высокой скорости, на Pz.Kpfw. IV можно одним из первых приехать на точку захвата, но если на точке нет укрытий, то можно оказаться легкой добычей для танков противника. То же касается и атаки, нужно избегать открытых участков местности, где машина будет легко уничтожена и перемещаться только от укрытия к укрытию, уничтожая из-за них танки противников. Хорошо подойдёт машине и роль снайпера. Хороша машина и для фланговых обходов, быстрая скорость позволит легко зайти во фланг или тыл противнику, а эффект неожиданности и хорошее орудие позволит нанести значительный урон команде противника.

Достоинства и недостатки

Броня не имеет рациональных углов, по этому чуть доворачивать корпус, но не слишком сильно, чтобы не подставить еще более слабые борта, хорошая динамика и подвижность позволит занять важные позиции быстро, а УВН стрелять в большинстве ситуаций.

Достоинства:

  • Отличное бронепробитие
  • Высокая настильность
  • Хорошее заброневое действие снарядов
  • Замечательные скорость и манёвренность
  • Хорошая проходимость
  • Быстрая перезарядка

Недостатки:

  • Слабое бронирование
  • Плотная компоновка

Историческая справка

В январе 1934 года, Управление вооружений военного ведомства германии, провело конкурс проектов нового среднего танка. В конкурсе приняли участие "Крупп", "МАН", "Даймлер-Бенц" и "Рейнметалл". Конкурс выиграл проект фирмы "Крупп", под обозначением VK 2001(K). Новый танк задумывался немецким командованием как танк поддержки атакующих сил, его основной задачей было подавление огневых точек противника, в основном таких как пулемётные гнёзда и расчеты противотанковых орудий, а также борьба с легкобронированной бронетехникой противника. По своей конструкции и компоновке танк был выполнен в классическом немецком стиле - с расположением отделения управления и трансмиссии в передней части, боевого отделения в середине и моторного отделения в задней части корпуса. Вооружался танк короткоствольным 75-мм орудием. Изначально, соблюдая конспирацию от запретов Версальского договора, новая машина обозначалась как Bataillonsführerwagen или B.W., что в переводе означало "машина командира батальона", позже танк получил своё окончательное обозначение - Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV) или Sd.Kfz. 161, в советских и отечественных источниках Т-4 или T-IV.

Первая модификация танка Pz.Kpfw. IV Ausf. A

Первые предсерийные образцы Pz.Kpfw. IV, получившие обозначение Ausf.A, они были выпущены в конце 1936 - начале 1937 года. На момент начала боевых действий Германией, 1 сентября 1939 года, в танковом парке Вермахта насчитывалось всего 211 танков Pz.Kpfw. IV всех модификаций. Хотя в Польской кампании эти машины и не встретили достойных соперников, но и мелкокалиберная противотанковая артиллерия польских войск нанесла серьёзные потери немецким танкам. По этой причине, в срочном порядке, были приняты меры по усилению бронезащиты танков. Французская кампания, где немецкие танковые войска столкнулись с французской и британской бронетехникой только подтвердила то, что Pz.Kpfw. IV всё еще не обладал достаточным бронированием, кроме того, еще и показала то, что короткоствольные 75-мм орудия бессильны против тяжелых британских танков "Матильда". Но окончательный крест на производстве Pz.Kpfw. IV с короткоствольными пушками поставила кампания против СССР, начавшаяся 22 июня 1941 года. Уже в июле того же года, столкнувшись с тяжелыми танками КВ-1 и средними Т-34, немцы осознали что короткие орудия ничего не могут сделать новым советским танкам даже выстрелом в упор.

Pz.Kpfw. IV Ausf. F1 с короткоствольным орудием

По этой причине, в конце осени 1941 года началась спешная разработка нового, длинноствольного 75-мм танкового орудия, которое могло бы успешно противостоять советским Т-34 и КВ-1. Ранее была выдвинута идея об установке 50-мм орудия с длиной ствола в 42 калибра, но опыт войны на Восточном фронте показал что советские 76-мм орудия превосходят немецкие 50-мм по всем показателям. Для установки нового орудия была взята модификация Pz.Kpfw. IV Ausf. F, которая выпускалась с апреля 1941 года и явилась результатом анализа хода боевых действий в Польше и Франции. В отличие от всех предыдущих модификаций, на Ausf. F толщина брони лба башни и корпуса увеличилась до 50 мм, бортов до 30 мм, лобовой лист корпуса стал прямым, одностворчатые дверцы лючков по бортам башни заменили на двустворчатые. Из-за возросшей массы танка и удельного давления на грунт, машина получила новые гусеницы шириной 400 мм, вместо 360 мм, как на всех предыдущих модификациях.

С установкой на танк 75-мм длинноствольного орудия KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра, к обозначению танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F, в конце, добавились цифры 1 и 2, где цифра 1 - обозначала что машина была с короткоствольным орудием, а 2 - с длинноствольным. Боевая масса танка достигла 23.6 тонны. Производство Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 началось в марте 1942 года и закончилось в июле того же года, уступив путь другим, более совершенным модификациям. За этот период было выпущено 175 машин Ausf. F2 и еще 25 было переоборудовано из F1. С появлением длинноствольных орудий, Pz.Kpfw. IV получил возможность на равных противостоять советским тяжелым и средним танкам, однако это касалось лишь вооружения, по бронезащите машина так и уступала советским Т-34 и, уж тем более, КВ-1. Кроме того, возросший вес машины снижал её скорость и проходимость, а установка длинноствольного орудия увеличивала вес на переднюю часть корпуса что приводило к быстрому износу передних катков и приводило к сильной раскачке танка при резкой остановке и после выстрела.

Медиа

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 перед отправкой на фронт

    Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 в музее бронетехники под открытым небом

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от Cross

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от WarTube

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от Omero

Обзор PzKpfw IV ausf F2 от CrewGTW


Решение о разработке среднего танка (который также называют танком артиллерийской поддержки) имеющего короткоствольную пушку приняли в январе 34-го года. В следующем году компании Крупп-Грузон, MAN и Рейнметалл-Борзиг представили для испытаний свои прототипы. Армейцам понравился крупповский проект. Машины модификации А были выпущены в 37-м году, модификации В (так называемые установочные партии) – в 1938-м. В течение следующего года построили 134 танка модификации С.

Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, запас хода - 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.

Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года

Немецкие средние танки PzKpfw IV Ausf H на учениях по отработке взаимодействия экипажей. Германия, июнь 1944 г.

По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов - до 40 мм, башни - до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40-41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц - до 400 миллиметров с 380.

Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась Sd Kfz 161/1 (модификация F2), которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го (все модификации кодировались как Sd Kfz 161/2). Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год

Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год

Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Перегородки разделяли внутреннее пространство на три отсека. Отделение управления занимало передний отсек, в котором размещались коробки передач: бортовые и общая. В этом же отсеке размещались водитель и радист, оба имели собственные приборы наблюдения. Башня многогранной формы и средний отсек отводились под боевое отделение. Основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: заряжающий, наводчик и командир располагались в нем. Вентилирование улучшали люки выполнение по бокам башни, однако они снижали снарядостойкость танка.

В командирской башенке имелось пять смотровых приборов с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Наводчик имел телескопический прицел. Башня вращалась вручную или при помощи электромотора, вертикальная наводка пушки осуществлялась только вручную. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные гранаты, кумулятивные, подкалиберные и бронебойные снаряды.

В моторном отделении (кормовая часть корпуса) размещался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. В ходовую часть входили восемь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, которые были сблокированных по два. Листовые рессоры являлись упругими элементами подвески.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года

Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года

Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Технические характеристики среднего танка Pz Kpfw IV (Ausf D/Ausf F2/Ausf J):
Год выпуска – 1939 г./1942 г./ 1944 г.;
Боевая масса – 20000 кг/23000 кг/25000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5920 мм/5930 мм/ 5930 мм;
Длина с пушкой вперед – 5920 мм/6630 мм/7020 мм;
Ширина – 2840 мм/2840 мм/2880 мм;
Высота – 2680 мм;
БРОНИРОВАНИЕ:
Толщина броневых листов (угол наклона к вертикали):
Лобовая часть корпуса – 30 мм (12 град.)/50 мм (12 град.)/80 мм (15 град.);
Борта корпуса – 20 мм/30 мм/30 мм;
Лобовая часть башни – 30 мм (10 град.)/50 мм (11 град)/50 мм (10 град);
Днище и крыша корпуса – 10 и 12 мм/10 и 12 мм/10 и 16 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK37/KwK40/KwK40;
Калибр – 75 мм
Длина ствола – 24 клб./43 клб./48 клб.;
Боекомплект – 80 выстрелов/87 выстрелов/87 выстрелов;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2700 патронов/3000 патронов/3150 патронов
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с./300 л. с./272 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч/40 км/ч/38 км/ч;
Запас топлива – 470 л/470 л/680 л;
Запас хода по шоссе – 200 км/200 км/320 км;
Среднее давление на грунт – 0,75 кг/см2/0,84 кг/см2;0,89 кг/см2.


В засаде


Немецкие пехотинцы у танка PzKpfw IV. Район Вязьмы. Октябрь 1941 года

mob_info