Техника и вооружение вов. Военная техника времени великой отечественной войны

Техника СССР


Танк СССР: Т-34 (или «тридцатьчетвёрка»)


Танк был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мирового танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.


Советская техника Второй мировой войны


Танк СССР: ИС — 2 «Иосиф Сталин»

ИС-2 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины.

Оружие СССР: 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года
ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Благодаря своим выдающимся боевым, эксплуатационным и технологическим качествам это орудие признается специалистами как одно из лучших орудий Второй мировой войны. В послевоенное время ЗИС-3 долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находится на вооружении и в настоящее время.

Боевая техника СССР: Катюша
Катюша — это неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.

8 июля 1941 года возле города Сенно, что недалеко от Днепра, завязался танковый бой: легкие советские Т-26 отбивались от немецких Т-III. В самый разгар сражения из густой ржи, вминая в землю картофельную ботву, выполз русский танк, силуэт которого немцам до сих пор не был знаком. «Несколько немецких танков открыли по нему огонь, но снаряды рикошетом отлетали от его массивной башни. На его дороге стояла немецкая 37-мм противотанковая пушка. Немецкие артиллеристы выпускали снаряд за снарядом в надвигавшийся танк, пока он не вдавил их пушку в землю. Затем, оставив позади себя подожженный Т-III, танк углубился в немецкую оборону на 15 километров», — так описывают первое появление легендарного танка Т-34 западные историки в книге «От — «Барбароссы» до «Терминала»».

Долгое время немецкие конструкторы пытались создать танк, который смог бы соперничать с 34-кой. Так появились немецкие танки Т-6 «Тигр» (1942) и Т-5 «Пантера» (1943). Однако немецкие гиганты все равно проигрывали «лучшему танку мира», как окрестил немецкий военачальник фон Клейст, в маневренности. Детище Михаила Кошкина, сошедшее с конвейера Харьковского паровозостроительного завода, способствовало развитию у немецких войск Восточного фронта так называемой «танкобоязни». Однако для самого конструктора изобретение стало роковым: от Харькова до Москвы, где танк должны были показать руководству, простуженный Кошкин поехал на своей 34-ке. Доказав, что его танк может преодолевать такие расстояния без проблем, конструктор получил тяжелейшее воспаление легких и вернулся в Харьков в полубессознательном состоянии. Так и не оправившись от заболевания, Михаил Кошкин умер в больнице. Это самопожертвование убедило высших чиновников запустить танки в серийное производство. До начала войны было выпущено 1225 танков Т-34.

Главная женщина на фронте

Гаубицу М-30 фронтовики прозвали «Матушкой», реактивные снаряды поначалу называли «Раисой Сергеевной» (от сокращения РС), но больше всего любили, конечно, «Катюшу», систему полевой реактивной артиллерии БМ-13. Одни из первых залпов «Катюш» обрушились на Базарную площадь города Рудня. БМ-13 во время выстрелов издавала своеобразный звук, в котором солдаты услышали популярную перед войной песню Матвея Блантера «Катюша». Меткое прозвище, данное орудию сержантом Андреем Сапроновым, за пару дней облетело всю армию, а потом стало достоянием советского народа.


Монумент Катюше. (wikipedia.org)

Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения Первыми системы залпового огня применили немецкие войска, пытаясь в самом начале наступления разрушить Брестскую крепость. Однако крепость устояла и еще долгое время красноармейцы, оказавшиеся в ней, боролись с захватчиками. Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения. Меньше чем через месяц советские войска нанесли ответный удар: летом 41-го года немцам пришлось познакомиться не только с новым танком Т-34, но и с неизвестной до сих пор «Катюшей». Начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

Монумент первой ракетной батарее капитана Флерова. (wikipedia.org)

Ракетные установки, в начале войны чаще всего водруженные на шасси машин ЗИС, потом стали монтировать на чем угодно: начиная от «Фордов», «Доджей» и «Бедфордов», полученных по программе ленд-лиза, заканчивая мотоциклами, аэросанями и катерами. Операция, в которой обширнее всего использовались системы залпового огня, — . Тогда «сталинские органы», как их прозвали немцы, выпустили более 10 тысяч снарядов и уничтожили 120 зданий, где сопротивление войск противника было особо ожесточенным.

Ил-2, «Цементный бомбардировщик»

Самый массовый боевой самолет в истории, каким долгое время был штурмовик «Ил-2», кажется, стал рекордсменом по количеству прозвищ. «Бетонный самолет» — так прозвали его немецкие летчики: «Ил-2» обладал плохой маневренностью, однако при этом сбить его было очень трудно. Летчики даже шутили, что «Ил-2» может лететь «на половине крыла, да на честном слове». Наземные войска вермахта, видя в нем постоянную угрозу, называли самолет «мясником» или «Железным Густавом». Сами конструкторы называли «Ил-2» просто — «летающий танк». А в Красной армии самолёт из-за необычной формы корпуса получил прозвище «горбатый».


В таком виде Ил-2 долетел до аэродрома. (wikipedia.org)

Первый серийный самолёт «Ил-2» был выпущен 10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе, с тех пор над землей поднялось 36 183 таких же штурмовиков. Однако на момент, когда началась война, в распоряжении Красной армии было всего 249 машин. Изначально Ильюшин, главный конструктор, создавал двухместный «бронированный штурмовик», но после первых же испытаний было принято решение вместо второго места установить дополнительный бензобак.

Все время советскому командованию не хватало специализированных боевых самолетов. Во многом поэтому «Ил-2», будучи самой распространенной машиной, использовался для разных задач. Так, например, для всех самолетов «Ил-2» была установлена обязательная бомбовая нагрузка, которую в шутку назвали «сталинский наряд». Помимо бомбардировки, «Ил-2» использовали, несмотря на его внушительные габариты, в качестве самолета-разведчика. Одна из интересных особенностей штурмовика в том, что пилоты, если машина в бою загоралась, зачастую сажали самолет на «брюхо», не выпуская шасси. Самым сложным для летчика было вовремя выбраться из фюзеляжа и убежать до того, как « » взорвется.

Резкий скачок в развитии вооружения и военной техники произошёл в годы Второй мировой войны. «Влияние научных и технических достижений на характер этой войны было огромным и многогранным. Попросту говоря, до 1918 г. военные действия велись в двух измерения (на суше и на море) в пределах простой видимости оружием небольшой дальности и убойной силы. В ходе войны 1939- 1945 гг. произошли гигантские перемены - добавились третье измерение (воздух), способность «видеть» противника на расстоянии (радар), пространства, на которых велись сражения, мощность оружия. К этому надо добавить всякого рода контрмеры. Самое большое влияние на боевые действия в войну 1939-1945 гг. оказала воздушная мощь. Она революционизировала стратегию и тактику войны на суше и на море» .

На рис. 89 представлены самолёты периода Второй мировой войны.

На вооружении авиации разных стран состояли авиабомбы массой от 1 кг до 9 тыс. кг, малокалиберные автоматические пушки (20-47-мм), крупнокалиберные пулемёты (11,35-13,2-мм),

реактивные снаряды.

Рис. 89.

Советские самолёты: 1 - истребитель МиГ-3; 2 - истребитель Ла-5;

3 - истребитель Як-3; 4 - фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2; 5 - фронтовой бомбардировщик Ту-2; 6 - штурмовик Ил-2;7 - дальний бомбардировщик Ил-4; 8 - дальний бомбардировщик Пе-2 (ТБ-7). Иностранные самолёты: 9 - истребитель Ме-109Е (Германия); 10 - пикирующий бомбардировщик Ju-87 (Германия); 11 - бомбардировщик Ju- 88 (Германия); 12 - истребитель «Спитфайр» (Великобритания); 13 - истребитель «Эркобра» (США); 14 - бомбардировщик «Москито» (Великобритания); 15 - стратегический бомбардировщик «Ланкастер» (Великобритания); 16 - стратегический бомбардировщик В-29 (США).

Важнейшую роль во Второй мировой войне играли танки (рис. 90). Немецко-фашистская Германия вступила во Вторую мировую войну, имея на вооружении следующие танки: лёгкие Т-1 и Т- II, средние Т-Ш и T-IV.

Однако уже в начале Великой Отечественной войны советские танки Т-34 и КВ показали полное превосходство над немецко- фашистскими танками. В 1942 г. гитлеровское командование модернизировало средние танки - на Т-Ш вместо 37-мм была установлена 50-мм пушка, a T-IV вместо короткоствольной получил длинноствольную 75-мм пушку, увеличилась толщина брони. В 1943 на вооружение немецко-фашистской армии поступали тяжёлые танки - T-V «Пантера» и T-VI «Тигр» Однако и эти танки уступали советскому танку Т-34 по манёвренности, а танку ИС-2 - по мощности оружия.

Во время Великой Отечеств войны основным советским танком был прославленный Т-34. В ходе войны он неоднократно модернизировался - в 1942 г. была увеличена толщина брони, упрощена конструкция, введена командирская башенка, четырехступенчатая коробка передач заменена на пятиступенчатую, увеличена ёмкость топливных баков. Во второй половине 1943 г. на вооружение поступил Т-34-85 с 85-мм пушкой. Осенью 1941 г. на смену танку КВ был выпущен танк КВ-1C, у которого путём уменьшения массы за счет брони скорость увеличивалась с 35 до 42 км/ч. Летом 1943 г. на этот танк была установлена более мощная 85- мм пушка в литой башне - новая машина получила наименование КВ- 85. В 1943 г. был создан новый тяжёлый танк ИС-1, вооружённый 85- мм пушкой. Уже в декабре этого года на танк установили 122-мм пушку. Новый танк - ИС-2 и его дальнейшая модификация ИС-3 по праву считались самыми мощными танками Второй мировой войны. Лёгкие танки в СССР, как и в других странах, не получили большого развития. На базе плавающего танка Т-40 с пулемётным вооружением к сентябрю 1941 г. был создан лёгкий танк Т-60 с 20-мм пушкой и усиленной бронёй. На основе танка Т-60 в начале 1942 г. был разработан танк Т-70, вооружённый 45-мм пушкой. Однако во второй половине войны лёгкие танки оказались малоэффективными и с 1943 г. их производство прекратилось.

Рис. 90.

  • 1 - тяжёлый танк КВ-2 (СССР); 2 - тяжёлый танк ИС-2 (СССР);
  • 3 - средний танк Т-34 (СССР); 4 - тяжёлый танк T-VI «Тигр» (Германия); 5 - тяжёлый танк T-V «Пантера» (Германия);
  • 6 - средний танк «Шерман» (США); 7 - лёгкий танк «Локаст» (США);
  • 8 - пехотный танк (Великобритания).

В развитии танков основных воюющих армий наибольшее распространение получили средние танки. Однако с 1943 г. наметилась тенденция создания новых типов тяжёлых танков и увеличения их выпуска. Средние и тяжёлые танки Второй мировой войны были однобашенными, с противоснарядным бронированием, вооружённые 50-122-мм пушками.

В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советские войска произвели первый залп из боевых машин реактивной артиллерии («катюши») (рис. 91). В ходе Второй мировой войны реактивное оружие применяли также немецко-фашистские, английские и американские армии. В 1943 г. на вооружение советских войск поступил первый крупнокалиберный казнозарядный 160-мм миномёт. Широкое распространение во Второй мировой войне получили самоходные артиллерийские установки (САУ) (рис. 92): в Советской Армии с орудиями калибра 76, 85, 100, 122 и 152 мм; в немецко- фашистской армии - 75-150 мм; в английской и американской армиях - 75-203 мм.


Рис. 91.


Рис. 92.

1 - СУ-100 (СССР); 2 - 88-мм противотанковая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (Германия); 3 - английская 76-мм самоходная артиллерийская установка «Арчер»; 4 - американская 155-мм самоходная артиллерийская установка М41.

Дальнейшее развитие в ходе Второй мировой войны получили стрелковое автоматическое оружие (особенно автоматы и пистолеты- пулемёты), огнемёты различных типов, зажигательные боеприпасы, кумулятивные и подкалиберные снаряды, минно-взрывное оружие.

Во время Второй мировой войны в борьбе на морских и океанских ТВД использовались корабли различных классов (рис. 93). При этом основной ударной силой флота стали авианосцы и подводные лодки. Значительное развитие получили корабли противолодочной обороны (шлюпы, корветы, фрегаты и др.). Было построено много десантных кораблей (судов). В годы войны строилось большое число эсминцев, однако они лишь в некоторых случаях производили торпедные атаки, а в основном использовались в целях ПЛО и ПВО. Основными видами морского вооружения были различные системы артиллерийских орудий, усовершенствованные торпеды, мины и глубинные бомбы. Важное значение для повышения боевой эффективности кораблей имело широкое распространение радиолокационной и гидроакустической аппаратуры.

Рис. 93.

  • 1 - крейсер «Киров» (СССР); 2 - линейный корабль (Великобритания);
  • 3 линейный корабль «Бисмарк» (Германия); 4 - линейный корабль «Ямато» (Япония); 5 - лайнер «Вильгельм Густлоф» (Германия), торпедированный советской подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско; 6 - лайнер «Куин Мэри» (Великобритания);
  • 7 - подводная лодка типа «Щ» (СССР); 8 - американские корабли.

В 1944 г. немецко-фашистская армия применила управляемые самолёты-снаряды Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2.

  • Б.Л. Монтгомери. Краткая история военных сражений. - М.: Центрполиграф, 2004. - С. 446.

Каждая из противоборствующих сторон вложили ошеломляющие суммы денег для проектирования и строительства мощных видов оружия, и мы попробуем рассмотреть некоторые самые влиятельные. На сегодняшний день они не считаются лучшими или самыми разрушительным, но военная техника, приведённая ниже, в той или иной степени повлияла на ход Второй мировой войны.

LCVP - разновидность десантного катера американских военно-морских сил. Предназначенный для перевозки и высадки личного состава на необорудованное побережье занятое противником.

LCVP или «лодка Хиггинса» (англ. Higgins boat), названа в честь её создателя Эндрю Хиггинса, который сконструировал катер для действия на мелководье и болотистой местности, интенсивно использовался американскими ВМС во время проведения морских десантных операций во времена Второй мировой войны. За 15 лет производства было построено 22 492 катеров этого типа.

Десантный катер LCVP строился из прессованной фанеры и конструктивно напоминал маленькую речную баржу с экипажем из 4 человек. Одновременно лодка могла перевозить полный пехотный взвод из 36 военнослужащих. При полной нагрузке лодка Хиггинса могла развивать скорость до 9 узлов (17 км/ч).

Катюша (БМ-13)


Катюша - неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии широко используемой Вооружёнными Силами СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Первоначально катюшами называли - БМ-13, а позже стали называть и БМ-8, БМ-31, и другие. БМ-13 - знаменитая и наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса.

Avro Lancaster


Avro Lancaster - британский тяжёлый бомбардировщик, используемый в годы Второй мировой войны, и состоявший на вооружение Королевских ВВС. «Ланкастер» считается самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны и самым знаменитым. Он совершил более 156 тысяч боевых вылетов и сбросил более 600 000 тонн бомб.

Первый боевой полёт состоялся в марте 1942 года. Во время войны было произведено более 7 000 «Ланкастеров», но почти половина была уничтожена противником. В настоящее время (2014 г.) сохранились только две машины, которые способны летать.

U-boat (подводная лодка)


U-boat - обобщённая аббревиатура немецких подводных лодок, находившихся на вооружении немецких военно-морских сил.

Германия, не имея достаточно сильного флота способного противостоять союзным войскам в море, прежде всего, надеялась на свои подводные лодки, основной целью которых являлось уничтожение торговых конвоев, перевозящие товары из Канады, Британской империи и США в Советский Союз и страны-союзники в средиземноморье. Немецкие подводные лодки оказались невероятно эффективным. Уинстон Черчилль позже скажет, что единственная вещь, пугающая его во время Второй мировой войны, была подводная угроза.

Исследования показали, что союзники для борьбы с немецкими подводными лодками потратили $ 26 400 000 000. В отличие от союзных стран, Германия на свои U-boat потратила $ 2.86 миллиарда. С чисто экономической точки зрения кампания рассматриваться как успех немцев, что делает немецкие подводные лодки одним из самых влиятельных оружий войны.

самолёт Hawker Hurricane


Hawker Hurricane - британский одноместный истребитель времён Второй мировой войны, разработанный и производимый компанией Hawker Aircraft Ltd. Всего было построено более 14 500 таких самолётов. Hawker Hurricane имел различные модификации и мог использоваться как истребитель-бомбардировщик, перехватчик и штурмовик.


M4 «Шерман» - американский средний танк времён Второй мировой войны. В период с 1942 по 1945 года было произведено 49 234 танка, считается третьим после Т-34 и Т-54 наиболее массовым танком в мире. Во время Второй мировой войны на базе танка M4 «Шерман» было построено большое количество разнообразных модификаций (одна, из которых Шерман-Краб - самый странный танк), самоходных артиллерийских установок (САУ) и инженерной техники. Использовался американкой армией, а также в больших количествах поставлялся союзным войскам (в основном в Великобританию и СССР).


88-мм FlaK 18/36/37/41 также известен как «восемь-восемь» - немецкое зенитное, противотанковое артиллерийское орудие, которое широко использовалось германскими войсками в период Второй мировой войны. Орудие, предназначенное для уничтожения, как авиации, так и танков также нередко использовался в качестве артиллерии. В промежуток с 1939 и по 1945 года всего было построено 17 125 таких орудий.

Норт Америкэн Р-51 Мустанг


Третье место в списке самой влиятельной военной техники времён Второй мировой войны занимает Р-51 Мустанг - американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия, разработанный в начале 1940-х годов. Считается лучшим истребителем ВВС США времён Второй мировой войны. Использовался в основном как самолёт-разведчик и для сопровождения бомбардировщиков при налётах на территорию Германии.

Авианосцы


Авианосцы - тип боевых кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Во Второй мировой войне японские и американские авианосцы уже представляли ведущую роль в тихоокеанских битвах. К примеру, известная атака на Пёрл-Харбор была произведена с помощью пикирующих бомбардировщиков, дислоцированных на шести японских авианосцах.


Т-34 - советский средний танк, который выпускался серийно с 1940 года и до первой половины 1944 года. Был основным танком Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), пока на смену не пришла модификация Т-34–85, которая состоит на вооружении некоторых стран и сегодня. Легендарный Т-34 является самым массовым средним танком и признан многими военными экспертами и специалистами лучшим танком, производимым во времена Второй мировой войны. Также считается одним из самых известных символов выше, упоминаемой войны.

-Когда я увидел русских, я был удивлен. Как русские дошли от Волги до Берлина на таких примитивных машинах? Когда я увидел их и лошадей, я подумал, что этого не может быть. Технически совершенные немецкие и артиллерия очень сильно уступала русской технике. Знаете, почему? У нас все должно быть точным. А снег и грязь точности не помогают. Когда я попал в плен, у меня был "Штурмгевер", современное оружие, но он отказал после трех выстрелов - попал песок... - Гюнтер Кюне, солдат вермахта

Любая война является столкновением не только войск, но и промышленно-экономических систем воюющих сторон. Этот вопрос нужно обязательно помнить, пытаясь оценить достоинства тех или иных образцов военной техники, а также успехи войск, достигнутые на этой технике. Оценивая успешность или неуспешность боевой машины нужно четко помнить не только ее технические характеристики, но и затраты, которые были вложены в ее производство, количество выпущенных единиц и так далее. Проще говоря – важен комплексный подход.
Именно поэтому оценка отдельно взятого танка или самолета и громкие заявления о «лучшем» образце войны нужно каждый раз критически оценивать. Можно создать непобедимый танк, однако вопросы качества почти всегда входят в противоречие с вопросами простоты изготовления и массовости такой техники. Нет никакого смысла создавать непобедимый танк, если промышленность не может наладить его массовый выпуск, а стоимость танка будет как у авианосца. Важен баланс между боевыми качествами техники и возможностью быстро наладить крупносерийное производство.

В этой связи представляет интерес, как этот баланс был соблюден воюющими державами на разных уровнях военно-промышленной системы государства. Сколько и какой боевой техники произведено, и как это повлияло на результаты войны. В данной статье осуществляется попытка собрать воедино статистические данные по производству бронетехники Германией и СССР в годы ВОВ и ближайший предвоенный период.

Статистика.

Полученные данные сведены в таблицу, к которой требуются некоторые пояснения.

1. Красным шрифтом выделены приблизительные цифры. В основном они касаются двух видов – трофейной французской техники, а также количества выпущенных САУ на шасси немецких бронетранспортеров. Первое связано с невозможностью точно установить, какое количество трофеев было реально использовано немцами в войсках. Второе связано с тем, что выпуск САУ на шасси БТР часто осуществлялся путем дооборудования уже выпущенных БТР без тяжелого вооружения, путем установки пушки со станком на шасси БТР.

2. В таблицу внесена информация обо всех орудиях, танках и бронемашинах. Например, в строке «штурмовые орудия» учтены немецкие САУ sd.kfz.250/8 и sd.kfz.251/9, представляющие собой шасси БТР с установленным короткоствольным орудием калибра 75 см. Соответствующее им количество линейных БТР исключено из строки «бронетранспортеры» и так далее.

3. Советские САУ не имели узкой специализации, и могли бороться как с танками, так и поддерживать пехоту. Тем не менее, они разнесены по различным категориям. Например, наиболее близкими к немецким штурмовым орудиям по замыслу конструкторов были советские САУ прорыва СУ/ИСУ-122/152, а также САУ поддержки пехоты Су-76. А такие САУ, как Су-85 и Су-100, носили ярко выраженный противотанковый характер и отнесены к строке «истребители танков».

4. В категорию «самоходная артиллерия» попали орудия, предназначенные в первую очередь для стрельбы с закрытых позиций вне прямой видимости целей, включая реактивные минометы на бронированных шасси. С советской стороны в эту категорию попали лишь РСЗО БМ-8-24 на шасси Т-60 и Т-40.

5. Статистика включает в себя все производство с 1932 года по 9 мая 1945 года. Именно эта техника, так или иначе, составила потенциал воюющих сторон и была использована в войне. Техника более раннего производства к началу ВОВ устарела и серьезного значения не представляет.

СССР

Полученные данные вполне укладываются в известную историческую ситуацию. Производство БТТ в СССР было развернуто с невероятным, массовым размахом, что вполне соответствовало устремлениям советской стороны – подготовка к войне на выживание на огромных пространствах от Арктики до Кавказа. В известной мере в угоду массовости было принесено в жертву качество и отладка боевой техники. Известно, что оснащение советских танков качественными средствами связи, оптикой и внутренней отделкой было существенно хуже, чем у немцев.

В глаза бросается явная несбалансированность системы вооружения. В угоду производству танков отсутствуют целые классы бронетехники – бронетранспортеры, ЗСУ, машины управления и т.д. Не в последнюю очередь данная ситуация определяется желанием СССР преодолеть серьезное отставание в основных видах вооружений, доставшаяся в наследство после развала РИ и гражданской войны. Внимание было сконцентрировано на том, чтобы насытить войска главной ударной силой – танками, а машины обеспечения при этом игнорировались. Это логично – глупо вкладывать силы в проектирование мостоукладчиков и БРЭМ в условиях, когда не отлажено производство основного вооружения – танков.


Транспортер боеприпасов ТП-26

Вместе с тем, в СССР осознавали ущербность такой системы вооружения, и уже накануне ВОВ активно вели проектирование самой разнообразной техники обеспечения. Это и бронетранспортеры, и самоходная артиллерия, ремонтно-эвакуационные машины, мостоукладчики и т.д. Большинство этой техники не успели внедрить в производство до начала ВОВ, а уже в ходе войны ее освоение пришлось остановить. Все это не могло не сказаться на уровне потерь в ходе боевых действий. Так, например, отсутствие БТР негативно сказывалось на потерях пехоты и на их подвижности. Совершая многокилометровые пешие марши, пехотинцы теряли силы и часть боеспособности еще до контакта с противником.


Опытный бронетранспортер ТР-4

Частично пробелы в системе вооружения были восполнены за счет поставок союзников. Не случайно в СССР поставляли бронетранспортеры, САУ и ЗСУ на шасси американских БТР. Общее количество таких машин составило около 8500, что не намного меньше числа полученных танков – 12300.

Германия

Немецкая сторона следовала совершенно иной дорогой. Потерпев поражение в ПМВ, Германия не потеряла конструкторскую школу и не утратила технологического превосходства. Напомним – в СССР и терять-то было нечего, в Российской империи танки не производились. Поэтому немцам не нужно было в дикой спешке преодолевать путь от аграрного государства к промышленному.

Начав подготовку к войне, немцы прекрасно осознавали, что победить многочисленных и экономически сильных противников в лице Великобритании и Франции, а потом и СССР, они могут, лишь обеспечив качественное превосходство, которое и без того, традиционно у немцев получается великолепно. А вот вопрос массовости для Германии не стоял так остро – расчет на стратегию блицкрига и качество оружия давали шанс достичь победы малыми силами. Первые попытки подтвердили успешность выбранного курса. Хоть и не без проблем, но немцам удалось победить Польшу, затем Францию и так далее. Пространственный размах боевых действий в центре компактной Европы вполне соответствовал тому числу танковых сил, которым располагали немцы. Очевидно, эти победы еще больше убедили немецкое командование в правоте выбранной стратегии.

Собственно, именно поэтому немцы изначально уделяли самое пристальное внимание сбалансированности своей системы вооружения. Тут мы видим самые разные виды бронетехники – ЗСУ, транспортеры боеприпасов, машины передовых наблюдателей, БРЭМ. Все это позволяло выстроить отлаженный механизм ведения войны, который как паровой каток прошел по всей Европе. Такое пристальное отношение к технике обеспечения, которая тоже вносит свой вклад в достижение победы, может только восхищать.

Собственно, в этой системе вооружения и были заложены первые ростки будущего поражения. Немцы – они во всем немцы. Качество и надежность! Но как уже говорилось выше, качество и массовость почти всегда входят в противоречие. И однажды немцы начали войну, где все было по-другому – напали на СССР.

Уже в первый год войны механизм блицкрига дал сбой. Российские просторы были абсолютно безразличны к идеально отлаженной, но малочисленной немецкой технике. Здесь требовался иной размах. И хотя РККА терпела поражение за поражением, немцам стало тяжело маневрировать теми скромными силами, которые они имели. Потери в затянувшемся конфликте росли, и уже в 1942 году стало очевидно, что производить качественную немецкую технику в количествах, необходимых для восполнения потерь, невозможно. Вернее, невозможно в том же режиме работы экономики. Пришлось начинать мобилизацию экономики. Впрочем, эти действия сильно запоздали – готовиться к сложившейся ситуации нужно было до нападения.

Техника

Оценивая потенциал сторон, нужно четко отделять технику по назначению. Решающее влияние на исход боя оказывают в первую очередь машины «поля боя» - техника, занятая уничтожением противника прямой наводкой в передовых эшелонах войск. Это танки и САУ. Следует признать, что в этой категории СССР имел абсолютное превосходство, выпустив в 2,6 раза больше боевой техники.

В отдельную категорию выделены легкие танки с пулеметным вооружением, а также танкетки. Формально являясь танками, они представляли весьма низкую для 1941 года боевую ценность. Ни немецкий Pz. I, ни советские Т-37 и Т-38 язык не поворачивается включить в один ряд с грозными Т-34 и даже легкими БТ или Т-26. Увлечение подобной техникой в СССР следует считать не слишком удачным экспериментом.

Отдельно указана самоходная артиллерия. Отличие такой категории бронетехники от штурмовых орудий, истребителей танков и прочих САУ заключается в возможности ведения огня с закрытых позиций. Уничтожение войск прямой наводкой для них, скорее, исключение из правила, нежели типовая задача. По сути, это обычные полевые гаубицы или РСЗО, установленные на шасси бронемашин. В настоящее время такая практика стала нормой, как правило, любое артиллерийское орудие имеет буксируемое (например, 152-мм гаубица МСТА-Б) и самоходное исполнение (МСТА-С). В то время это было в новинку, и немцы одни из первых осуществили идею самоходной артиллерии, прикрытой броней. СССР ограничился лишь экспериментами в этой области, а построенные САУ с использованием гаубиц использовались не как классическая артиллерия, а как орудия прорыва. В то же время было выпущено 64 реактивные системы БМ-8-24 на шасси Т-40 и Т-60. Есть сведения о том, что в войсках ими остались довольны, и почему не был налажен их массовый выпуск, не понятно.


РСЗО БМ-8-24 на шасси легкого танка

Следующая категория - общевойсковые бронемашины, задачей которых является поддержка техники первой линии, но не предназначенные для уничтожения целей на поле боя. К этой категории относятся БТР и ЗСУ на бронированных шасси, бронеавтомобили. Важно понимать, что такие машины по своему замыслу не предназначены для ведения боя в одном строю с танками и пехотой, хотя и должны находиться позади них в непосредственной близости. Ошибочно считается, что БТР – это машина поля боя. На самом деле, изначально БТР предназначались для перевозки пехоты в прифронтовой полосе и ее защиты от осколков артиллерийских снарядов на исходных рубежах атаки. На поле боя БТР, вооруженные пулеметом и защищенные тонкой броней, никак не могли помочь ни пехоте, ни танкам. Их большой силуэт превращает их в прекрасную и легкую цель. Если в реальности они и вступали в бой, то вынужденно. На исход боя машины данной категории влияют опосредованно – сберегая жизни и силы пехоты. Их значение в бою существенно ниже, чем у танков, хотя они тоже необходимы. В данной категории СССР практически не производил собственной техники, и лишь к середине войны обзавелся небольшим количеством машин, поставленных по ленд-лизу.

Соблазн отнести БТР к технике поля боя подогревается наличием весьма слабых танков в рядах РККА, например, Т-60. Тонкая броня, примитивное оснащение, слабая пушка – чем немецкий БТР хуже? Почему танк со столь слабыми ТТХ является машиной поля боя, а БТР – нет? В первую очередь танк – специализированная машина, главной задачей которой является именно уничтожение целей на поле боя, чего нельзя сказать о БТР. Пусть их бронирование и схоже, но низкий приземистый силуэт танка, его подвижность, возможность вести огонь из пушки однозначно говорит о его назначении. БТР – это именно транспортер, а не средство уничтожения противника. Тем не менее, те немецкие БТР, которые получили специализированное вооружение, например, 75-см или 3,7-см противотанковые пушки учтены в таблице в соответствующих строках – противотанковые САУ. Это справедливо, так как из данного БТР в итоге сделали машину, предназначенную для уничтожения противника на поле боя, пусть и со слабым бронированием и высоким, хорошо заметным силуэтом транспортера.

Что касается бронеавтомобилей, то в основном они предназначались для разведки и охранения. СССР произвел огромное число машин подобного класса, а боевые возможности ряда моделей вплотную приближались к возможностям легких танков. Впрочем, это касается в первую очередь довоенной техники. Думается, что силы и средства, потраченные на их изготовление, могли быть израсходованы с лучшей пользой. Например, если бы часть из них предназначалась для перевозки пехоты, как обычные БТР.

Следующая категория – специальные машины без вооружения. Их задача - обеспечение войск, а бронирование нужно в первую очередь для защиты от случайных осколков и пуль. Их присутствие в боевых порядках должно быть кратковременным, постоянно сопровождать наступающие войска им не обязательно. Их задача - вовремя и в нужном месте, выдвигаясь из тыла, решать специфические задачи, по возможности избегая контакта с противником.

Ремонтно-эвакуационных машин немцы произвели около 700 единиц, плюс около 200 переоборудовали из ранее выпущенной техники. В СССР подобные машины были созданы лишь на базе Т-26 и выпущены в количестве 183 единиц. Сложно оценить в полной мере потенциал ремонтных сил сторон, так как одними БРЭМ дело не ограничивалось. Ощутив потребность в данном виде техники, и Германия, и СССР занимались кустарным переоборудованием устаревших и частично неисправных танков в эвакуаторы и тягачи. В РККА было достаточно много таких машин с демонтированными башнями на базе танков Т-34, КВ и ИС. Точное их число установить не представляется возможным, так как все они изготовлены в строевых частях армии, а не на заводах. В немецкой армии, несмотря на наличие специализированных БРЭМ, также изготовляли подобные самоделки, и их число также неизвестно.

Транспортеры боеприпасов предназначались у немцев в первую очередь для снабжения передовых частей артиллерии. В РККА ту же задачу решали обычные грузовики, защищенность которых, конечно, была ниже.

Машины передовых наблюдателей также в основном были нужны артиллеристам. В современной армии их аналогами являются машины старших офицеров батарей и подвижные разведывательные пункты ПРП. Однако в те годы СССР таких машин не производил.

В части мостоукладчиков может вызвать удивление их наличие в РККА. Тем не менее, именно СССР перед войной изготовил 65 таких машин на базе танка Т-26 под обозначением СТ-26. Немцы же изготовили несколько таких машин на базе Pz IV, Pz II и Pz I. Впрочем, ни советские СТ-26, ни немецкие мостоукладчики никак не повлияли на ход войны.


Мостовой танк СТ-26

Наконец, немцы достаточно массово выпускали такие специфические машины, как укладчики подрывных зарядов. Самая массовая из таких машин – «Голиаф», представляла собой дистанционно управляемую танкетку одноразового применения. Данный вид машин сложно отнести к какой-либо категории, настолько их задачи уникальны. СССР подобных машин не производил.

Выводы

Анализируя влияние выпуска вооружений на последствия войны, нужно учитывать два фактора – сбалансированность системы вооружения и сбалансированность техники по соотношению качество/количество.

Сбалансированность системы вооружения немецкой армии вызывает исключительно одобрение. СССР в предвоенный период не смог создать ничего подобного, хотя потребность в этом осознавалась руководством. Отсутствие вспомогательной техники негативно сказалось на боевых возможностях РККА, в первую очередь в подвижности частей обеспечения и пехоты. Из всех широкой линейки вспомогательной техники стоит сожалеть об отсутствии в РККА в первую очередь бронетранспортеров и самоходных зенитных установок. Отсутствие таких экзотических машин, как дистанционные подрывные заряды и машины артиллерийских наблюдателей можно было пережить без слёз. Что касается БРЭМ, то их роль вполне успешно решали тягачи на базе танков со снятым вооружением, а бронированных транспортеров боеприпасов в армии нет до сих пор, и войска в целом справляются с этой задачей при помощи обычных грузовиков.

Производство БТР в Германии следует считать оправданным. Зная стоимость боевой техники, не сложно подсчитать, что выпуск всего парка бронетранспортеров обошелся немцам примерно в 450 млн. марок. За эти деньги немцы могли бы построить около 4000 Pz. IV или 3000 Pz.V. Очевидно, такое количество танков не сильно повлияло бы на исход войны.

Что касается СССР, то его руководство, преодолевая технологическое отставание от стран Запада, правильно оценило значение танков, как главной ударной силы войск. Упор на совершенствование и развитие танков в итоге дал СССР преимущество над немецкой армией непосредственно на поле боя. При высокой пользе техники обеспечения все же решающую роль в исходе сражений играли именно машины поля боя, которые в советской армии имели высший приоритет развития. Большое количество машин обеспечения в итоге никак не помогло Германии выиграть войну, хотя наверняка сберегло немалое число жизней немецких солдат.

А вот баланс между качеством и количеством в итоге оказался не в пользу Германии. Традиционная склонность немцев стремиться во всем к достижению идеала, даже там, где этим стоит пренебречь, сыграла злую шутку. Готовясь к войне с СССР, нужно было уделить самое пристальное внимание массовому производству техники. Даже самые совершенные боевые машины в малом числе не способны переломить ход событий. Разрыв между боевыми возможностями советской и немецкой техники не был настолько большим, чтобы немецкое качественное превосходство смогло сыграть решающую роль. Но вот количественное превосходство СССР оказалось способным не только восполнить потери первого периода войны, но и повлиять на ход войны в целом. Вездесущие Т-34, дополненные мелкими Су-76 и Т-60, были повсюду, в то время, как немцам с самого начала ВОВ не хватало техники для насыщения огромного фронта.

Говоря о количественном превосходстве СССР, невозможно обойти обсуждение традиционного шаблона «завалили трупами». Обнаружив столь разительное превосходство РККА в технике, сложно удержаться от соблазна выдвинуть тезис о том, что мы воевали числом, а не умением. Подобные высказывания нужно пресекать сразу. Ни один, даже самый талантливый полководец, не откажется от количественного превосходства над противником, даже если он может воевать в разы меньшим числом войск. Количественное превосходство дает самые широкие возможности командиру по планированию боя и вовсе не означает неумение вести бой малым числом. Если у вас много войск, это не означает, что вы сразу же с упоением бросите их во фронтальную атаку, в надежде, что они задавят противника своей массой. Какое бы ни было количественное превосходство – оно не бесконечно. Обеспечить своим войскам возможность действовать в большем числе – важнейшая задача промышленности и государства. И немцы это прекрасно понимали, выжав из своей экономики в 43-45 годах все, что можно в попытке достичь хотя бы не превосходства, а паритета с СССР. У них это получилось не лучшим образом, а у советской стороны – превосходно. Что и стало одним из множества кирпичиков в фундаменте победы.

P.S.
Автор не считает данную работу исчерпывающей и окончательной. Возможно, найдутся специалисты, которые смогут существенно дополнить представленную информацию. Любой читатель может ознакомиться с собранной статистикой в деталях, скачав по приведенной ниже ссылке полную версию статистической таблицы, представленной в настоящей статье.
https://yadi.sk/i/WWxqmJlOucUdP

Использованная литература:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов «Отечественные бронированные машины. XX век.» (в 4 томах)
В. Освальд. «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 - 1982 гг.»
П.Чемберлен, Х.Дойл, «Энциклопедия немецких танков второй мировой».

mob_info