Техника уклонения от пуль «Маятник» — мифы и правда. Легендарные маятниковые движения Качание маятника смерш

Качание маятника наверное стало известным в народе с легкой руки Богомолова "В августе 44го". С более детальным описанием того что же оно из себя представляет столкнулся лишь недавно пролистав книгу А. Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШ". Собственно суть этого качания маятника, довольно подробно там описанного, можно выразить цитатой из самой книги: "Работа в «маятнике» - это своеобразная тактико-акробатическая комбинация, в которой, как в мгновенной шахматной игре, учитываются и задействуются все факторы, которые могут сыграть на пользу: и левостороннее тактическое правило, инертность противника в поводке оружия за целью, свою натренированность в скорости исчезновения в нижнем уровне с последующим перемещением в неожиданную для противника сторону, применение отвлекающих моментов, использование укрытий."

Левостороннее тактическое правило это собственно смещение влево от себя наружу (за спину) от противника как на фото, что усложняет его прицеливание в отличии от аналогичного смещения внутрь противника. Кстати делать этот шаг нужно вперед под углом 45 градусов, а никак не в сторону и не назад. Шаг вперед увеличивает угол смещения руки для перенацеливания давая таким образом дополнительные доли секунды. Собственно об этом принципе говорит и Gabe Suarez, один из наиболее востребованных инструкторов в Штатах, в своем видео Advanced close-range gunfighting. Причем по его словам он почерпнул это от одного из знатоков Пекити-Тирсиа, то бишь это ихний женский треугольник получается.

Само же качание маятника по описанию манеры передвижений и фотам позиций собственно вызывало у меня настойчивые ассоциации со стилем пенчак силата Харимау, который также характеризуется кувырками, внезапной сменой направлений перемещений, а также уровней перемещений с верхнего в нижний и наоборот. В общем надо подумать как пистолет мог бы лечь на все это хозяйство.

О том что качание маятника все-таки вещь рабочая уже писалось , где собственно можно посмотреть нечто подобное в действии у абсолютно неподготовленного человека мотивированного страхом смерти.

Метательные ножи

Ием современных веяний всегда является упрощение и деградация, что явно видно на примере Муай Тай. Современный его вариант практикуемый на ринге суть полное убожество по арсеналу приемов мало чем отличающееся от кикбоксинга. Древний же Муай Тай (Муай Боран) гораздо более интересен - помимо ударного арсенала он включал броски и заломы и сильно напоминает определенные стили Пенчак Силата. В этом я еще больше убедился просмотрев ряд семинаров полковника Амнат Пооксрисук (имена у них однако!). То как он использует треугольник очень схоже с его употреблением в Силате и Кали. Также прослеживаются некие другие общие принципы. В результате дополнительного просмотра роликов на эту тему, обнаружил один со страницами какой-то книги в которой приведена сидячая отработка приемов в Муай Тай так же как это практикуется в ряде стилей силата, таких как Силек Туо и Чиманде - кто видел тот знает:). Кстати сей полковник являлся наставником Тони Джаа снявшегося в фильме Онг-Бак и Том Юм Гоонг, с которых в мире и начался интерес к традиционному Муай Тай. По его уверению традиционные принципы и приемы скрыты в танце (Кхон), который по иронии выполняется на ринге собственно перед его примитивной версией.

Просмотрел ряд материалов по физической подготовке в этой разновидности борьбы распространенной на севере Индии и в Пакистане. По форме Кушти - обычная вольная борьба, а вот методика развития силы очень напоминает таковую в Пахлаване, иранском единоборстве. Такие же вращения булавами, гантелями и прочими тяжестями. Сама борьба проводится в земляной яме которую ежедневно заново роют тоже с целью подготовки. Особенно впечатлили занятия на столбе, фактически столб это как гимнастический снаряд получается на котором помимо акробатических упражнений они выполняют еще и йогические асаны. Тоже самое кстати он вытворяют и на веревке. В общем очень самобытные традиционные методы подготовки, женщины определенной профессии могли бы позавидовать.

Почему то многие практикующие при ударах произносят пыщщщ, не знаю то ли они какую-то энергию выпускают таким образом, но у меня это всегда вызывало смех. Пошло это от Дэн Иносанто, так что по этому пыщщ можно сразу опознать его учеников. Вот например дочка Иносанто Диана постоянно пщикает вместе со своим мужем Рон Балики.

На Гаваях оказывается тоже своя борьба имеется под названием Луа. У них порадовало интересное оружие - небольшой кол на веревке. Веревка привязывается к руке чтоб кол не потерялся ну и используется также как саронг в силате для различных удушений плюс завалов тела прям на этот кол, плюс можно отдельно колом работать как короткой палкой или ножом.

Задали мне недавно вопрос, что я знаю о "маятнике". Пусть и здесь ответ будет.
Шоб було;)

О «маятниках»
О «маятнике» я кое-что знаю, но знать и владеть это разные вещи. К тому же знаком я более с восточной техникой уклонения от метательного оружия с последующим сближением и обезоруживанием, которая в принципе схожа с «маятником», но основана на несколько иных принципах. Хотя внешне, ИМХО, разница несущественная.
Расскажу немного об уклонении и «маятнике» - одном и другом.
Сразу предупрежу , что с людьми отлично владевшими "маятником" я не встречался и сам "качать маятник" не умею. Но я:
1) встречался с людьми которые могли "уклоняться" (подробнее дальше)
2) слушал рассказы профи о "маятнике" и уклонении
3) видел видео и читал книги
Поэтому мнение, здесь приведенное, в основном ИМХО , но хочетсянадеятся, что довольно обоснованное.

Я знаю о следующих «маятниках» .
Первый – это координационно-двигательное упражнение в стрельбе. Выглядит оно примерно так: выстрел – движение – выстрел – движение – выстрел и т.д.. Или так: выстрел – два шага вправо – выстрел – два шага влево – выстрел – два шага вправо – выстрел – etc. пока патроны не закончатся.
Видел это упражнение в тире, кроме того, на видео «Русского стиля» (Кадочников), там его демонстрировал Оспищев С.В.
Есть еще другой вариант:
Начиная со стандартных 25 м вы бегом бежите на противника, хаотическими зигзагами смещаясь влево-вправо. Стойка низкая, пистолет удерживается двумя руками, огонь ведется как на бегу, так и на угловых моментах траектории. Хитрость в том, что на "углах" вы принимаете жесткую упорную стойку с заранее отработанной структурой, из которой производите один-два достаточно точных выстрела. На бегу же вы просто стреляете в направлении противника, чтобы не дать ему нормально целиться.

Более «популярно» известен другой «маятник» - некий прием, доступный профи, с помощью которого можно с легкостью уклониться от выстрела (выстрелов) на небольшом расстоянии.

Пойдем поступенно.
«Маятник» первый – учебный (описание выше).
Какая в нем нужда в бою я не знаю, могу только предположить, а в тире этот «маятник» подавали именно как учебное упражнение на координацию и движение с оружием.
ИМХО, но указанный «маятник» именно учебное упражнение с элементами «маятника» боевого.

«Маятник» второй – боевой .
Одно время был очень популярен. Его даже упоминали в дешевых книжках-боевиках, когда главгерой приближался к противнику, а тот стрелял в него с десяти-пяти-трех метров и никак не мог попасть:)

Предистория.
В книжке у П.А. Гордикова указывается, что «маятник» был разработан еще до революции русскими офицерами. Я так полагаю, что Гордиков имеет в виду В.С. Ощепкова .
1929 год
Василий Сергеевич каждый раз начинал работу с впечатляющей демонстрации своего искусства в исполнении приемов самозащиты и обезоруживания. Это была его давно и надежно апробированная тренерская манера. На этот раз он вышел на сцену зала Центрального Дома Красной Армии во время специально устроенного по этому случаю спортивного вечера. … Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы убедиться, что выступает отличный мастер и блестящий демонстратор. На него нападало одновременно по нескольку «противников», нападали с голыми руками, рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И все это не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остро отточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялись пуля и порох, но капсюль сохранялся.
Проверяющий становился позади Ощепкова и мог точно сказать, успел ли демонстратор отбить оружие раньше выстрела «нападающего», так как в этом случае ясно видел легкую вспышку капсюля в стволе отведенного в сторону оружия, которое уже не заслоняла фигура Ощепкова.

Из фрагмента сложно сделать точный вывод, но ИМХО, тут Ощепков, видимо, демонстрировал все-таки технику уклонения, скорее всего таи-сабаки, а не «маятник», в современном понимании.
Есть сведения – неподтвержденные документально, но очень похожие на правду – что НКВД и впоследствии СМЕРШ на основании разработок царских офицеров (может быть и Ощепкова) создали и применяли «маятник» уже более-менее технологично и широко.
Вот как описывает «маятник» В. Богомолов в книге «Момент истины» («В августе 44-го») – о действиях контрразведки времен ВМВ:
Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как "наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании". Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения ("финт-игра"), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски ("отключение конечностей"), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. "Качанием маятника" достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев "качает маятник" в наиболее трудном и эффективном исполнении – "вразножку".
А вот что говорит о «маятнике» один из современных практиков Ю.Г. Маслак :
Маятник - понятие достаточно широкое. В целом, как правильно формулирует Богомолов, это "наиболее оптимальное поведение во время скоротечного огневого контакта", включающее в себя скоростное извлечение оружия. приведение его в боевую готовность, скоростную стрельбу "по секторам", перемещения на поле боя, задействование "подсветки" и т.д.
В современной России этой бедой по серьезному занимаются двое - Потапов и Ваш покорный слуга. Разница в школах следующая - Потапов жестко держится методик СМЕРШа времен ВОВ, немного забывая о реалиях нонешнего времени. В чем это выражается? В потаповской школе предусматривается активная работа корпусом - наклоны и т.п., в то время как я это не практикую. Почему? По одной простой причине: уже энное количество лет обязательным предметом снаряжения оперативника, спецназовца да и вообще любого военнослужащего в боевой обстановке является бронежилет! Активная же работа корпусом в бронежилете представляется мне, мягко говоря, нереальной;)
И практика это подтверждает!
Кстати, в фильме "Август 1944-го", снятого по этой книге, Таманцев работает как раз по моей школе, а никак не по школе СМЕРШа тех лет! Мелочь, а приятно...

В последнее время тему «маятника» не поднимают так как раньше, когда в каждом втором дешевом боевичке (книге) автор описывал, как главгерой «качая маятник» приближался к противнику и с легкостью его обезоруживал:)
ИМХО, «маятник» не забыт, просто занимаются им те, которым это действительно нужно (и у кого хватает на это времени и денег). По отзывам, для того чтобы реально «качать маятник» уклоняясь от пуль, необходимо постоянно заниматься в течение достаточно длительного времени. Кстати, у Ю. Маслака в учебном курсе (курсах) «маятник» дается на высшем (третьем) уровне стрелковой подготовки, а стоимость этого уровня составляет 3 000$ 8-o

А теперь немного о технологии.
Примечание :
1. названия приемов условные - чтобы было понятно без демонстрации, кроме того, в разных школах одни и те же приемы называются по-разному
2. напомню, что говорю я больше о восточном уклонении и сближении с последующим обезоруживанием. Насколько оно схоже с «маятником» Маслака или Потопова мне неведомо. ИМХО, физика и психология должна быть одинаковой, а значит сходство большим.

Прежде чем перейти к возможной технологии "маятника", поговорим немного об "уклонении ", имея в виду уклонение от метательного снаряда. Техника уклонения от летящего снаряда начала разрабатываться чуть ли не тогда же, когда появились более-менее технологичные снаряды: стрелы, дротики, копья и т.д. Как и во многом другом, наибольших успехов в таких техниках добились на Востоке, хотя умельцы попадались и на Западе.
Техника уклонения складывалась из нескольких приемов, большинство которых существует и в рукопашном бое.
Это, например, "слив " - когда снаряд проходит впритирку с телом или даже "скатываясь" по телу. В рукопашке это мягкий блок в стиле айкидо, когда удар не отбивают или останавливают, а отводят в сторону или пропускают вскользь по телу.
Также есть "отбивка " - когда снаряд отбивают рукой, ногой или подручным предметом. В рукопашке это жесткие блоки из карате.
Еще один прием "захват " - уклонение телом с ловлей снаряда рукой (или зажимание снаряда в коленном сгибе, локтевом, подмышкой и т.п.). В рукопашке такие захваты также присутствуют, часто переходя в броски и болевые приемы.
"Захват" был очень популярен у многих бойцов, поскольку он позволял продемонстрировать личное мастерство и скорость реакции. А в некоторых восточных школах "захват" даже входил в экзаменационную программу. Я говорю, конечно же, о ловле стрел голыми руками.
После возникновения арбалета "захваты" по большей части ушли из широкого потребления (на Западе), поскольку скорость болта много выше скорости стрелы и поймать его было не так просто.
В основе большинства указанных приемов лежит, думаю, многим известный, принцип "таи-сабаки" - уход с линии атаки в результате разворота на 90 градусов:
- головы,
- "треугольника" - талия-плечи
- или всего тела.

С уменьшением снаряда и увеличением его скорости уклоняться было все сложнее и сложнее. К примеру, от копья, дротика и стрелы уклониться легче, чем от камня из пращи или от арбалетного болта.
Здесь на помощь бойцам приходила боевая акробатика : уходы, прыжки, кувырки и т.п.
Между прочим, не зря акробатика это то, чему учат в первую очередь в любой школе или секции боевых искусств. Если вы пришли заниматься БИ, а вас не учат акробатике, то бегите оттуда со всех ног - ничему хорошему вас там не научат.
Так. Ну, мы подбираемся ближе к современному оружию и собственно к технике уклонения, которая, между прочим, не претерпела существенных изменений, к ней только добавилось пара нюансов, связанных со свойствами огнестрельного оружия. К примеру, мне говорили, что уходить от автомата нужно вниз и вправо (боковой кувырок или низкий прыжок в сторону), в том числе потому, что при выстреле отдача поднимает ствол вверх и вправо (от уклоняющегося это будет влево). Еще мне рассказывали, как нужно уклоняться от пистолета, там вроде как есть разница с уклонением от автомата, но грешен - забыл, в чем она заключается:(

Собственно технология уклонения , точнее, что для этого нужно.
В первую очередь внимание и "чувство удара" (в данном случае чувство выстрела) - т.е. знание о моменте удара/выстрела на грани интуиции. Иногда это еще называют "предугадыванием". Внимание необходимо для того, чтобы примечать движения глаз и мельчайших мышц противника - все это может подсказать не только момент выстрела, но и его направление.

Во-вторых, тренировка «раскачки» , т.е. постоянного переноса веса тела и смены уровней и направлений движения. Вообще, для того чтобы хорошо овладеть маятником, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться.
***
Основа "маятника" (кстати, противоречащая названию) - это неритмичные движения тела, обманывающие противника-стрелка и заставляющие его стрелять в то место, где вы были секунду (долю секунды) назад или - как кажется стрелку - будете в следующую секунду (долю секунды). Повторюсь для закрепления - маятник часов движется ритмично, а основа "маятника" в БИ это именно неритмичные обманывающие движения.

Обман стрелка связан с несовершенством человеческого зрения и психологией .
Например, человек воспринимает бо льшую опасность явственней, чем меньшую. Т.е. если человек встает прямо, широко расставив ноги, раскрыв руки в широком захвате (раскинув руки как для объятия), то для противника он выглядит опаснее, чем человек, скажем в обычной правосторонней стойке с прижатыми к телу локтями и пригнутой головой. Для стрелка также человек "анфас" выглядит более привлекательной целью, чем человек в "профиль", так как последний меньше (но здесь есть один минус для современного воина. Как правило, редко какой бронежилет (из массовых) предусматривает защиту с боков)

Еще одно свойство зрения - человеческие глаза лучше видят то, что расположено вверху и справа. Этим свойством зрения, между прочим, давным давно пользуются рекламщики - самое выгодное (и как правило заполненное наиболее важной информацией) место (блок) в уважающей себя рекламе - как раз сверху справа.
Соответственно менее выгодное - незаметное - внизу слева.
Здесь нужно сделать небольшую ремарку и добавить еще один секрет зрения - при опускании взгляда вниз (угол примерно 45 градусов от поверхности) фокус зрения несколько размывается, но становится лучше видно то, что находиться по бокам поля зрения (улучшается боковое зрение). Т.е. видно почти 180 градусов и видно лучше, чем когда линия взгляда направлена прямо. Об этом способе "видения" стоит помнить, когда вас окружили противники.
Между делом: последнее время пересматриваю фильмы с Брюсом Ли и заметил, что когда Брюс попадает в кольцо противников, то опускает взгляд вниз ;)

Из любопытного.
Также не стоит забывать о "слепом пятне" - место на дне глазного яблока, где находится "узел" нервных окончаний.

Точной информации не помню, а книжки под рукой нет, но примерно: при взгляде на стену с расстояния в 10 метров, область слепого пятна на стене примерно с метр диаметром.
Где находится "невидимое" пятно? Если ту же стену разделить на четыре равные части, перечеркнув горизонтальной и вертикальной линиями, то "невидимое" пятно будет находиться примерно в районе правого нижнего участка стены.
Почему мы не замечаем слепого пятна?
Во-первых, потому что наши глаза привыкли большую часть информации додумывать, дописывать. Аналогия: это, знаете, как дома при отключении электричества - "знаю, что здесь стоит стул" и память услужливо "рисует" образ стула.
Во-вторых, когда человек смотрит, казалось бы, "в одну точку", зрачок на самом деле не неподвижен, а постоянно совершает огромное количество микродвижений, незаметных при внешнем наблюдении без специальных приборов. И эти микродвижения покрывают в т.ч. зону слепого пятна.
В-третьих, т.к. глаза у нас два и в силу своего расположения видят они немного по разному (положите на стол 5 копеек, закройте левый глаз и расположите ручку/карандаш/палец между глазом и монетой так, чтобы правый глаз не видел монету, потом закройте правый глаз, а левый откройте), то также зона слепого пятна перекрывается.
Но зона слепого пятна покрывается не всегда и не всегда полностью.
Конечно, на расстоянии работы «маятника» - средняя реальная дистанция скоротечного боевого контакта составляет 5 метров – «слепое пятно» вряд ли сыграет существенную роль. Так что запомните данную информацию просто для сведения.

Еще одна причина обмана - инерция и зашоренность мышления .
«Заинструктированный до слез» солдатик, к примеру, обычно мыслит планом: пункт 1, 2, 3 и т.д.
Человек двинулся вправо и ствол повернулся вправо, а человек оказывается лишь обозначил движение вправо, а сам ушел влево. Ствол доворачивается влево, а человек уже ушел вправо. И т.д.
Т.е. стрелок заранее (помните, что счет здесь идет на доли секунды!) для себя определяет точку, где - по его мнению - должен появиться противник и наводит туда ствол. Когда противник меняет направление движения, то стрелку необходимо некоторое время для корректировки плана, отмены запланированной задачи: "повернуть руку с пистолетом так, чтобы ствол смотрел в точку А" и для постановки новой задачи. Вот в эту разницу во времени должен уложиться человек, уклоняющийся от выстрела или "качающий маятник".
Т.е. основную роль при освоении "маятника" играет все же не физическая подготовка, а знание физиологии, психологии мышления и поведенческой психологии. ИМХО, главное понять принцип, а «физика» уже нарабатывается и нарабатывается упражнениями.
***
А вот достаточно детальное описание "маятника" (учебного?) в израильской трактовке
"К приемам преимущественно одноручной стрельбы относится и пресловутый " маятник ". Это система передвижений под огнем, основанная на некоторой инерционности процесса выстрела. Боец меняет скорость и направление движения раньше, чем противник успевает выжать спусковой крючок.
В упрощенном виде техника "качания маятника" выглядит следующим образом:
Вы находитесь лицом к противнику, оружие в вытянутой и опущенной несколько вниз правой руке. Резко бросаете тело вправо - вперед. Правая нога согнута в колене. левая нога полностью выпрямлена. Перемещаете корпус влево, левая нога согнута в колене, правая полностью выпрямлена. "Указываете" оружием на противника и производите выстрел. Далее подтягиваете правую ногу, поворачиваетесь к противнику правым боком. Ступни на ширине плеч параллельно друг другу, вы находитесь в устойчивой статичной позиции. Производите выстрел с использованием прицельных приспособлений. Производите аналогичный ложный выпад влево и процесс повторяется - бросок вправо, полуприцельный "сбивающий" выстрел, занимаете устойчивую позицию вполоборота к противнику, выстрел с тщательным прицеливанием, ложный выпад вправо и т.д. При этом вы продвигаетесь вперед зигзагообразно.
Вы достигните успеха только если будете выполнять этот прием в очень быстром темпе (что достигается его предварительной отработкой до полного автоматизма) и в "рваном" ритме, избегая однообразных движений. Для выхода из под огня противника вы можете применять и перекаты в разнообразных направлениях. При перекате резко меняется уровень и направление движения тела, что затрудняет противнику ведение огня. В перекат входят из стойки или чаще из положения "с колена".
При перекатах, прыжках, падениях и т. п. важно придать оружию такое положение, которое исключает возможность поражения самого бойца при случайном выстреле. Обычно пистолет прижимается к правой стороне головы стволом вертикально вверх. Менее рекомендуется положение, когда оружие прижимается к левой ключице с направлением ствола влево - вверх под углом 45 градусов. Излишне напоминать о необходимости вынимать палец из спусковой скобы. Проще всего выполнить перекат влево, Вы падаете на основание ладони левой руки (пальцы должны быть направлены вправо - назад) и перекатываетесь влево через предплечье, локоть, левое плечо, спину. При этом не забывайте прижимать подбородок к груди, иначе вы можете сильно удариться затылком. Далее, используя кинетическую энергию движения, вы выходите в положение "с колена" или в стойку. Можно применять этот прием при возникновении необходимости устранения задержки в стрельбе под огнем противника."

По поводу «почитать-посмотреть».
Иванова-Катанского («Шаг-маятник») советовать не могу, поскольку положительных отзывов ни об авторе, ни о книге не встречал – решайте сами. А вот Ю. Маслак и А. Потапов, думаю, вполне подойдут.
Еще я однажды видел видеофильм с демонстрацией «маятника» (насколько помню, демонстрировал Иванов-Катанский).
Из художественного: В. Богомолов «Момент истины» («В августе 44-го») и одноименный фильм. Низкого пошиба боевички брать ИМХО не стоит;)
Ссылки .

Современного человека очень сложно чем-то удивить. Тем не менее, постоянно находятся личности, готовые бежать куда-угодно и тратить какие-угодно деньги на получение «тайных знаний». Секретные техники рукопашного боя тибетских монахов, секретные техники , секретные техники хождения в туалет новозеландской контрразведки — всего и не перечислить. А главное, к реальности это, как правило, имеет очень отдалённое отношение. Но магические слова «секретная техника» своё дело делает — сразу же находятся апологеты нового учения, которые с пеной у рта берутся доказывать его истинность, уникальность и универсальность. Не стала исключением и техника «Маятник» , которая позиционируется как уникальная разработка СМЕРШ и предназначена для уклонения от пуль и сверхметкой стрельбы. Остановимся на этом чуть более подробно.

Для начала — голые факты. Впервые о технике «Маятника» было упомянуто в художественном романе Владимира Богомолова «В августе 44-ого». в 1973 году. Сам автор утверждал, что большая часть повествования основана на реальных события, поскольку сам на тот момент служил в военной разведке. Вот только углублённые исследования биографии гражданина Богомолова, а также проверки архивов и воспоминаний современников ставят эти слова под сомнение. Так что существует альтернативная версия, что Богомолов к СМЕРШу не имеет ни малейшего отношения и всё им написанное — чистый вымысел. Что из этого правда, а что нет — решать не нам.

В дальнейшем про секретную технику «Маятник» , разработанную агентами СМЕРШ писали различные авторы, среди которых особо известны Г. Потапов и С. Иванов-Каменский . Практически во всех случаях технику преподносили как уникальное боевое искусство, специально разработанное для тренировки сотрудников СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны . Дескать «Маятник» позволяет уходить чуть-ли не от выстрела в упор, маневрировать под перекрёстным огнём и при этом эффективно поражать противника. И что потом эти технику засекретили и только благодаря стараниями авторов, добывших каким-то образом секретные архивы и общавшихся с агентами СМЕРШ, согласившимися обучить их этому уникальному искусству. Впечатляет, не правда ли?

Снова о фактах. Техника «Маятник» не стоит на вооружении официальных спецподразделений ни одной страны мира. Техника «Маятник» не применяется в идейных наследниках СМЕРШа — . В настоящее время все адепты этого уникального боевого стиля — последователи Потапова и других авторов. А сколько среди них настоящих боевых офицеров — большой вопрос.

Теперь мысли. Тренированный солдат способен произвести из табельного оружия до 5 выстрелов за пару секунд. Скорость реакции человека — в пределах 200 мс в самом благоприятном случае. Скорость полёта пули из пистолета Макаров — 315 м/с. Значит за 200 мс, которые нужны человеку на реакцию на выстрел, пуля пройдёт около 60 метров. Можно ли от этого увернуться физически? Нет.

Идём дальше. Основной принцип техники «Маятника» заключается в раскачивании тела, постоянном изменении направления движения и положения конечностей с корпусом, смещении центра масс. Можно ли при такой акробатике метко стрелять? Как показала практика — да, можно. Можно ли метко стрелять, если в тебя попадают вражеские пули? Нет.

Тогда на что расчёт? А на то, что противник будет дезориентирован вашим поведением, что даст вам драгоценные доли секунд, чтобы поразить его первым. Вроде бы логично, но профессиональных военных такими танцами с толку не собьёшь. Да, движение предсказать сложно, но от них не требуется с одного выстрела вас убивать — засевшая в любой части тел пуля серьёзно отбивает возможность и желание кувыркаться дальше. С перекрёстным огнём всё точно также, особенно если учитывать, что скорость реакции вашего врага ничуть не хуже вашей и он действительно готов по вам стрелять на поражение.

Идём дальше. Помимо непосредственно движения, в технике «Маятник» присутствует описание быстрого выхватывания оружия и стрельбы. И это уже куда больше похоже на правду. К примеру, были разработаны кобуры, которые сокращают время подготовки табельного оружия для стрельбы до долей секунд за счёт автоматического взведения предохранителя и сокращения количества движений руки. Также разработаны методы стрельбы их неудобных положений, а также в движении. И это реально используется современным спецназом. Было ли это гениальной разработкой СМЕРШ? Возможно. Помогает ли это увернуться от пули? Нет, но помогает стрелять раньше и точнее .

Могли ли агенты СМЕРШ в принципе обладать особой техникой, позволяющей им уклоняться от пуль и стрелять с невиданной меткостью? Итак, СМЕРШ был создан в 1943 году, когда военные действия гитлеровской Германии уже перестали быть сокрушительным наступлением, поэтому враг был вынужден уделять больше внимания диверсионно-террористической деятельности. Было ли у агентов СМЕРШ время на разработку, прохождение и адаптацию каких-либо секретных техник?

В стране война, линия фронта постоянно колеблется, на счету каждый день и каждый человек. Немецкие диверсанты неплохо подготовлены, поэтому текучка кадров весьма велика. Время на особую подготовку каждого агента тупо не хватает. Им дают базовые знания и отправляют действовать, потому что именно это от них и требуется в условиях войны. Да, уникальные навыки стрельбы присутствовали, однако было ли это заслугой подготовки или личными особенностями агентов? Скорее второе. Ведь никто не кричит о «уникальной подготовке снайперов красной армии» основываясь только на опыте Василия Зайцева . То, что в годы жесткого прессинга у агентов СМЕРШ получалось эффективно устранять противника — заслуга не какой-либо особой подготовки, а незаурядные личные качества людей, готовых пойти на всё, ради блага своей родины.

Так в чём-же состоит феномен техники «Маятника» ? А в том, что люди ХОТЯТ ВЕРИТЬ, что обладают знанием, которое позволит им контролировать опасную ситуацию и выйти из неё победителем. Да, некоторая логика в рекомендуемых техниках и методиках присутствует, но это не делает их панацеей. Намного проще предотвратить приближения противника на минимальную дистанцию, чем эффектно качать перед ним «маятники». Намного удобнее заставить его действовать необдуманно и выдать своё месторасположения, чем пытаться принимать нелепые позы под перекрёстным огнём. намного эффективнее «раскачать» ситуацию, выбить противника из равновесия , чем раскачивать тело, которое уже через секунду будет нашпиговано свинцом.

Возможно настоящий «Маятник» — это именно умение контролировать ситуацию, заставлять противника действовать именно так, как нужно бойцу? Кто знает. К сожалению, на войне нет единственно-верной тактики, которая на сто процентов гарантирует выживание в боевых условиях, чтобы там не говорили носители «сверхсекретных техник боя сверхсекретных разведок мира».

Передавай БАБУШКА ПРИЕХАЛА. В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЕМСЯ.

Владимир Богомолов «Момент истины»

Уже на данном блоге, наверное рассмотрены мною все вариации — но вспомнил что все-же упущено описание самого главного способа «Маятника Таманцева» описанного в книге Владимира Богомолова «Момент Истины» — с которого собственно все и началось… (Кстати вроде и читал как-то эту книжку в детстве, так средненько довольно таки — растянуто и мало что понятно. Больше всего запомнились похождения фашиста-разведчика. С пистолетом-трубой в рукаве. Как он на мотоцикле ездил, с девушкой помощницей насколько помню. А потом там путанница такая, что сразу и не разберешь. Или это вообще была какая то другая книжка про контрразведчиков — совершенно на самом деле незапоминающиеся произведения. Скучные — не в пример, например Конан Дойль про Шерлока Холмса, или даже Агата Кристи — а здесь все таки совершенно не удалась книжка, не запоминающаяся совершенно.)

Но и между тем, выдержки из книги Владимира Богомолова «Момент Истины» про легендарный «Маятник Таманцева» — что же так заинтересовало людей в этой книге, какие-такие сверхъестественные возможности ее главного героя.

…. Он очнулся, заслышав на поляне голоса Алехина и Таманцева, и оглянулся. Таманцев подходил к костру быстрой упругой походкой так легко и бодро, словно весь день отсыпался где-то неподалеку и, только что проснувшись, поспешал к ужину. Андрей подумал, что Таманцев сейчас или после ужина будет еще обязательно не менее получаса тренироваться в силовом задержании, в «качании маятника», в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес, и Андрей с особой силой ощутил свою неполноценность….

….. – Тут есть еще весьма существенный моральный аспект, о котором одни просто не знают, а другие обычно забывают… А следовало бы знать и помнить… В случае войсковой операции каждого из этих тысяч привлекаемых необходимо предупредить: это тебе не на передовой; даже если в тебя будут стрелять, даже если тебя будут убивать, ты должен взять их живыми!.. А ведь такое предупреждение фактически является приказом. Можно ли это требовать от армейских военнослужащих или даже от пограничников из частей по охране тыла фронта? – оборачиваясь к сидевшим за столом, спросил Егоров. – Я лично считаю, что нет, нельзя… Требовать это можно только от умеющих качать маятник, от чистильщиков! Это их привилегия, их удел…

…. Опередивший его Таманцев с двумя наганами в поднятых на уровень плеч руках уже пританцовывал у них на виду – «качал маятник», стремительно смещаясь от кустов влево….

…. В некоторой растерянности он помедлил, и за эти секунды я успел оказаться от него со стороны солнца и, таким образом, задействовал подсветку. Для острастки, для давления на психику я немедля «пощекотал ему уши»: произвел по одиночному выстрелу из обоих наганов так, что пули прошли впритирку с его головой, – это впечатляет.

Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. Для дальнейшего психологического воздействия я держал его на мушке и фиксировал взглядом, всем своим видом показывая, что вот-вот выстрелю. ….

…. Он выстрелил в меня двумя пулями, не попал, добавил погодя секунды еще одну и снова – мимо. Чему-чему, а как «качать маятник», я мог бы поучить и его, и тех, кто готовил его в Германии, к тому же Пашины выстрелы сбоку, несомненно, действовали ему на нервы, а подсветка значительно снижала меткость.

Тем не менее он был опытный, находчивый парш, сразу понявший, что я опаснее других и что в первую очередь надо разделаться со мной. И я перед тем оценил его правильно: он действовал толково, уверенно, стрелял в отличие от «лейтенанта» умело, не торопясь, и если бы не подсветка и не моя сноровка в «качании маятника», он бы, возможно, меня уже свалил. ….

… Все, что в эти минуты делал Таманцев, он проделывал за три с лишним года войны несчетное число раз. Каждое его движение и в «качании маятника», и в силовом задержании было отработано не только боевой практикой, но и постоянными тренировками – с момента появления из кустов он, без преувеличения, действовал с четкостью и быстротой автомата. Блинов и старшина-радист – оба они старались и теперь бросились выполнять его приказание – по сравнению с ним двигались, естественно, медленнее и своей неискусностью и, как ему казалось, неповоротливостью раздражали его. …

Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения («финт-игра»), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски («отключение конечностей»), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. «Качанием маятника» достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев «качает маятник» в наиболее трудном и эффективном исполнении – «вразножку».

Вот собственно и вся информация с первоисточника, на которой и стали строить свои «маятники» любители боевых искусств. Такой вот «Маятник Таманцева» на самом деле.

И еще выдержка про стрельбу «по-македонски»

– Толк будет! Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете!.. Ты пойми… – Таманцев неожиданно обнял Андрея и быстро доверительно зашептал: – Я обучу тебя стрельбе по-македонски, силовому задержанию… Поднаберешься опыта, оперативная хватка появится – да тебе же цены не будет!.. Мы с Пашей сделаем из тебя настоящего чистильщика!.. Волкодава!.. Да ты любого парша голыми руками брать сможешь!..

То, что москвичи знали Таманцева в лицо, Андрея не удивило. Он слышал, что весной Таманцев ездил в Москву и показывал там свое искусство в стрельбе по-македонски большой группе офицеров и генералов. Стрелял он так, что начальник Главного управления наградил его именным оружием – присланным вслед пистолетом с дарственной гравировкой.

В феврале – мае 1943 года – старший преподаватель Берлинской разведшколы абвера. Вел семинары: «Основы маскировки и конспирации в советской прифронтовой полосе», «Переход линии фронта при возвращении» и «Поведение на допросах в органах НКВД», обучал курсантов стрельбе по-македонски. На занятиях появлялся только в темных очках и парике, с усами и бородой.

47 — Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели.

(тоже довольно загадочная вещь интересно посмотреть может быть они как-то связаны между собой «маятник» и «стрельба по-македонски» (и почему «по македонски»?). Но самое интересное в книге указано еще одно довольно загадочное упражнение Таманцево, которое в силу стереотипов совершено прошло мимо внимания целых поколений боевых искусств и называется оно — суплес. И его наверное стоит рассмотреть поподробнее.)

И отклики из читательской почты, Владимира Богомолова — это в далеком 1974 — 1976 люди размышляли (Комменты значит такие — почтой отсылали). Интересно любители боевых искусств сразу отметили новую технику — и вот напрямую написали писателю чтобы разузнать. (Даже особо и не обратили внимание что это произведение — не более чем художественный вымысел.) Так вот интересовались боевыми искусствами. И это ведь еще не все отзывы, и не все заинтересованные люди написали. Их ведь было значительно больше — если спорят как выполнять и по сей день…

С. Васильев (г. Обнинск)

Узнал из Вашей книги, что во время войны «оперативников-розыскников» обучали «Русскому стилю». Из книги вычитал о суплесе, «качании маятника», силовом задержании, а также о различных прыжках, финтах и перебежках, чем занимался во время отдыха Таманцев. Я хотел бы узнать об этом больше… Сейчас почти все интересуются восточными единоборствами, а мне хотелось бы заняться истинным «Русским стилем» рукопашного боя.

Мы не должны терять свои традиции.

Г. Пичугин, учащийся школы МВД (г. Ташкент)

Стою дневальным, 3 часа ночи, читаю Вашу книгу еще раз. В ней много для меня непонятного. Вы описываете жизнь ст. л-та Таманцева, фигура - ничего не скажешь, а вот вопрос: он что, за все время ни разу не любил девушку, не пил спиртного? И второй вопрос - «стрельба по-македонски» ведется с двух пистолетов одновременно или поочередно?.. Я теперь всегда буду брать пример с Таманцева. Очень хочется, чтобы в нашей школе преподавали «стрельбу по-македонски», «качание маятника». Тогда ни один преступник не уйдет от погони.

Л. Матвеев, студент МЭИ (г. Москва)

Пишу по поручению всей секции самбо института. Ребята молодые, хорошие, романтики и очень смелые дружинники… Описание «качания маятника» вызвало бурные споры, поскольку точное знание приемов защиты от пистолета заинтересовало каждого. Мы хотим этому научиться.

М. Пантюхов (г. Заринск)

Меня восхищает умение Таманцева «качать маятник». В книге хоть и сказано, но этого мало. Очень прошу Вас рассказать поподробнее об этом; как «при качании маятника» у Таманцева совмещались тело, ноги, таз, голова, где находились руки и какие движения они в это время выполняли?

И интерпретация «Маятника Таманцева» в фильме «В августе 44-го» так вот поняли идею «маятника» создатели данного фильма.

И соответственно скачать книгу Владимира Богомолова «Момент Истины» — можно по ссылке с Облака Майл Ру . (форматы ТХТ и PDF)

Мне приходит много сообщений с просьбой "Расскажите, как правильно тренировать и качать «маятник»" Отвечая, я решил еще раз опубликовать статью.

Легенда утверждает, что изначально маятник появился в кавалерии, в конце 19, начале 20 века. Появилось так называемая стрельба по-кавалерийски, а производилась она следующим образом. С двух рук, причем одна рука, как правило - это была левая, находилась на уровне бедра или пояса, а другая рука вытяну на уровне глаз как при стрельбе прицельно.

При кавалерийском наскоке уступом (влево, в право) и приближаясь к порядкам противника и велась подобная стрельба, в это же время следовали телодвижения качание корпуса в лево и в право на максимально возможную амплитуду, дабы затруднить прицельную стрельбу по наступающим конным порядкам, так как преимущественно войска были вооружены винтовками и пистолетами (пулеметы, как правило, были роскошью).

После спешивания кавалеристы, вследствие ранений и т.п. применяли эту практику и усовершенствовали. Вследствие чего появилось целое искусство качания маятника, которое включало в себя комплекс изготовки, прицеливания и стрельбы из пистолета с одновременным уклоном с директории стрельбы противника. За достоверность ручаться на 100% не могу, но примерно это так было услышано от одного инструктора.

В дальнейшем маятник был усовершенствован сотрудниками СМЕРШа, после того как необходимо было брать шпиона живым, если он погибал при задержании, то сотрудник СМЕРШа сам мог получить дисбат за сорванную операцию. Вот для того чтобы вести огонь не на поражение, а на подавление противника, при этом приближаясь быстро к нему для захвата и не получить пулю самому, и был придуман данный прием, который в последствии обозвали "маятником".

Вся тактика маятника заключалась в одном, максимум двух быстрых подкатах к противнику, на сближение и подавление его прицельной стрельбой, чтобы пули ложились максимально близко, в отдельном случае допускалось легкое ранение задерживаемого. Как правило, это прокатит в случае стрельбы из пистолета, боюсь, что при стрельбе из автоматического оружия, не стоит геройствовать...

Ниже я приведу технику тренировки маятника, а пока хочу привести мнение одного из действующих офицеров спецназа ГРУ, с которым я согласен на 95%.

Вот его мнение: Вообще по применению маятника сотрудниками СМЕРШ - вопрос довольно спорный. Ибо ходят легенды, что все сотрудники владели этим, такой вывод можно сделать, прочтя книгу Потапова. Но, есть и обратное мнение! Так что спорить можно до бесконечности. А вещи, показанные в фильме "В Августе 44" (по книге Богомолова "Момент истины") - показан вариант подготовки конкретного бойца...

В последние годы в около профессиональной среде спецподразделений стала весьма популярна методика уклонения от пуль под названием "Маятник". Существуют даже издания под такими заголовками. Эти книги покупаются, переиздаются и опять покупаются. Наверное, нет ничего предосудительного в том, что люди, которые их пишут, хотят заработать деньги. «Секретные» книги Потапова про то, как раскачиваться в разные стороны. Всё хорошо. Легко читается. Появляется желание попробовать, даже построить план подготовки, исходя из прочитанного. И приятно думать о том, как замечательно, что техника маятника не канула в лету. И какой молодец автор, что подарил нам этот замечательный труд.

Единственное, чего там нет, так это хотя бы одного научного факта. Много не надо. Надо просто, с позиций науки, дать определение этому явлению: как человек уклоняется от пуль. Пусть даже это будут околонаучные, но факты. Понимаю, что можно тактически грамотно встретить огневой контакт, и в вас не попадут. Это одно. Это чистая тактика. А вот уйти от выстрела, это, пардон, совсем другое.

Надо ведь было, ну хоть из приличия, опубликовать состав группы, на которой проводилась практическая часть этого эксперимента, на основании чего пишутся такие вещи. Я могу очень долго продолжать список того, что отсутствует, хотя должно быть, исходя даже из минимальных требований к научным трудам. Я твёрдо знаю, что никаких фактов и не будет. Никогда. Потому, что всё, что там написано - это фикция.

Теперь, почему я согласен на 95%, а не на 100% с автором интервью.

Есть полностью разработанная методика тренировки, как поймать стрелу, перед своей грудью-рукой, выпущенную в тебя из спортивного лука, с 50м. Это всё выдумывалось долгими пасмурными вечерами. Сидя на кухне, в свете абажура. Я совсем не хочу сказать, что система маятника отсутствует, или высмеять людей, которые в это поверили. Вовсе нет. Всё это есть, всё это было. Только разница между тем, что делали военные чекисты (СМЕРШ), и тем, что представляют нам современники, как между водкой и пулемётом. И то и другое валит с ног, но по-разному.

И вот что странно. Единственный источник, в котором упоминается о маятнике, это роман Богомолова «В августе сорок четвёртого...». И то, маятник там описан в виде художественного повествования. Где источник? Задавать вопросы можно бесконечно. И в конце концов, мы выясним, что единственный источник - это сам Потапов энд компани. И всё. Что хотите с этим, то и делайте. Вам не кажется это странным?

Ни один инструктор по огневой подготовке ведущих спецподразделений ФСБ, МВД России ничего не знает о системе уклонения от пуль. Ни один инструктор по тактико-специальной подготовке также не знает. Ветераны, прошедшие все последние войны, тоже пожимают плечами. В спецподразделениях ГРУ, без которых ни одна хорошая драка не обходится, также ничего не знают. Более того, ни одна зарубежная методика, ни одна школа или центр, не занимается подобной ерундой. Даже израильтяне, у которых в моде нетрадиционный подход, и те ничего не знают.

А вот Вы, купивший эту книгу за двести рублей, - знаете. Это смешно. А ещё смешнее то, что ведь многие уже всерьёз этим занимаются. Есть верующие. Пишутся методические пособия.

Люди заняты, как им кажется, серьёзным делом. Они устают на тренировках, делятся друг с другом успехами в нелегком деле уклонения от пуль. Есть свои лидеры, у которых это уже получается. (Ну, ещё год-два, и начнём уворачиваться от автоматных, а там, глядишь, почему бы и на пулемёт не замахнуться.)

То, чем занимались опера контрразведки в годы войны, могло носить название «Маятник». Да, скорее всего, так оно и было. Потому, что лучше не придумаешь. Коротко, лаконично и одним словом даёт определение действиям. Маятник раскачивается. То в одну сторону, то в другую. Я не настаиваю на этом слове, это понятие собирательное. У Богомолова это маятник. Уверен, что существует ещё масса определений. Но очень глупо думать, что раскачивать надо тело. Раскачивать надо ситуацию. В этом всё и заключается.

Все ответы на все вопросы здесь, - качают сложившуюся ситуацию. Качают из одной крайности в другую. Оперативники военной контрразведки (СМЕРШ) качали не тело из стороны в сторону, они качали человека. Играли, заставляя опытных разведчиков ошибаться и раскрывать себя.

Сейчас я обязан отойти от темы немного в сторону. Вернёмся в сороковые годы. Мы должны понять, кто были эти люди. Как это у них получалось без возбуждённых дел и сигналов, без следствия и санкции прокурора, без решения суда и приговора, встретив человека, если они его подозревали в измене, просто убить его. И кто были люди, на которых охотились волкодавы СМЕРШа. Немного сухих фактов.

Постановлением ЦИК и СНК (Совет Народных Комиссаров) от 5 ноября 1934 г. было учреждено особое совещание при народном комиссаре внутренних дел. Особое совещание имело право без суда ссылать в трудовые лагеря лиц, признанных социально опасными. Сроком до пяти лет. Просто пять лет зоны общего режима. Любому, кто, например, опоздал на работу. И это своим гражданам. Эта дата также считается некоторыми специалистами началом великой чистки.

В 1937 г. Особое совещание получило право отправлять в лагеря сроком до восьми лет.

С 17 ноября 1941 г. Особое совещание получило право выносить любые приговоры вплоть до смертной казни. Приговоры к расстрелу приводились в исполнение немедленно. Согласно Постановлению ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. судебные заседания проходили без прокуроров и адвокатов.

Приказом НКВД СССР от 27 мая 1935 г. были созданы областные тройки НКВД, которые располагали правами Особого совещания. В тройки входили: начальник местного управления НКВД или его заместитель, начальник управления милиции и начальник отдела УНКВД, который разбирал дело. Все свои, как видите. Без излишеств.

Особое совещание давало десять лет лагерей за невыполнение постановления о сдаче личных радиоприёмников. Вдумайтесь, - десять лет за радиоприёмник.

В 1943 г. НКВД опять разделили, причём военную контрразведку выделили в самостоятельную структуру под названием СМЕРШ с непосредственным подчинением Сталину как наркому обороны.

СМЕРШ обладал собственной следственной часть:

.
1-й отдел СМЕРШа контролировал Генштаб РККА, ГРУ и разведорганы фронтов и армий.
2-й отдел ведал ПВО, авиацией и ВДВ.
3-й отдел - танковыми войсками, артиллерией и гвардейскими миномётами.
4-й отдел руководил агентурно-оперативной работой фронтов.
2-е отделение СМЕРШа занималось борьбой с дезертирством, изменами, самострелами и ведало заградительной службой.
4-е отделение ведало редакциями военных газет, трибуналами и военными ансамблями и академиями.
5-й отдел СМЕРШа отвечал за интендантское снабжение, медицину, перевозки.
6-й отдел занимался оперативным обслуживанием войск НКВД.
7-й отдел вёл учёт изменников Родины, шпионов, диверсантов, террористов, трусов, паникёров, дезертиров, самострельщиков и антисоветских элементов. (Если вы подпадали под один из пунктов, вас, естественно, расстреливали.)

Именно СМЕРШ сумел выйти победителем из битвы двух крупнейших разведок и контрразведок. Единственный, кого Сталин сумел противопоставить Берии, был Абакумов, глава СМЕРШа.

Главное управление контрразведки СМЕРШа работало в составе и вместе с наступающей армией. Скажем так - на передке.

Я написал это, чтобы стало понятно, что оперативник СМЕРШа в те годы это был полубог - получеловек. Они могли стрелять не из табельного оружия. И смершевцы, встретив подозреваемого в разведывательно-диверсионной деятельности, могли самостоятельно принять решение на задержание или уничтожение, не важно.

Знали об этом те люди, которых забрасывали в наш тыл? Знали. Они знали, что их ждёт в случае провала и какими методами с ними будут бороться. И когда эти двое встречались, то ставкой были даже не их жизни. За диверсантом стоял АБВЕР, сеть агентов, на создание которой уходили годы. За смершевцем - эффективность действия целых армий.

Подготовлены были оба хорошо. В чём заключалась эта подготовка? Набитые кентосы? Нет. Может поставленный удар ногой (лоу-кик)? Тоже нет. Богомолов бы так и написал, что, мол, у Мищенко был поставлен лоу-кик. Можно ли говорить здесь о специальной стрелковой школе СМЕРШа?

Что, подписав указ о разделении НКВД на два наркомата и утвердив Меркулова руководителем НКГБ, а Абакумова главой ГУКР СМЕРШ, в 1943 г., Сталин также подписал указ о создании школы стрельбы СМЕРШа?! Это глупо. Конечно, нет. Ничего этого не было. Не было никаких секретных техник. Как вы считаете, а было ли у них время на стрелковые тренировки?

Линия фронта для них проходила совсем иначе. Основная борьба, которую вели смершевцы, не велась пистолетами и гранатами. Она велась мозгами. А то, что методы силового задержания носили звериный, беспощадный характер (я имею в виду подсечки по ногам и другое, что было описано в романе Богомолова), так это было продиктовано войной. Да и удивительного в этом ничего нет.

Скажу, что, выдёргивая духов по адресам, ещё пару-тройку лет назад (при попытке огневого сопротивления), мы творили ещё и не такое. И все мы знаем, что стрельбой над ухом допрос не заканчивался, «холодный отжим» информации штука весьма многогранная.

Так почему наши коллеги вышли в августе 44-го втроём брать троих матёрых диверсантов. Трое на трое. Что-то они умели и знали такое, чего не умеем и не знаем мы?

Если в числе прочего мы отбросим военное время, их полномочия, мотивацию, идеологию и оставим сиюминутную необходимость, то что нужно прямо сейчас, чтобы выполнить боевую задачу?

Умение владеть инициативой, собой и информацией - именно это давало им возможность выполнять свой долг. Всё, что нужно для того, что бы качать диверсанта, как маятник, так это знать оперативную обстановку, чувствовать ситуацию, понимать психологический портрет подозреваемого, все тонкости оперативной игры. Это и есть тот секрет, который сейчас пытаются втюхать нам в виде глупых телодвижений.

Оперативник раскачивает диверсанта, диверсант оперативника. Оба делают то, что лучше всего у них получается. Оба хотят жить. То один берёт инициативу, то другой. Можно, конечно, сейчас сказать - зачем качать, можно просто арестовать подозреваемого и всё. Можно, но будет потеряно время.

А если вы вспомните, то на ликвидацию группы «Неман» дали всего сутки. Если бы капитан Алёхин учился стрелять по-македонски и раскачиваться, как маятник, он бы никогда не взял бы группу «Неман». Он не сумел бы прокачать ситуацию. О какой стрельбе речь? Какие секретные техники? Зачем устраивать маскарад? Подумайте.

У тела человека больше сотни степеней свободы. Есть законы физики и химии. Есть психофизиология и биомеханика. Есть баллистика, внутренняя и внешняя. Ещё есть тактико-технические характеристики оружия и боеприпаса. А чтобы переварить всё это, нужен ещё и мозг. Больше ничего нет

.
Нет и не было, никаких закрытых школ стрельбы СМЕРШа, в которой обучали только руководящий состав и "волкодавов". Если были методики, значит, были люди, значит, были документы. Где всё это? Авторы книг утверждают, что они были утеряны, и теперь, по прошествии многих лет, им, наконец-то удалось восстановить систему маятника.

Они не были утеряны. Их попросту не было. Был опыт, богатый опыт оперативно-боевой работы. В СМЕРШ набирали лучших. И недостатка в людях не было. Очень жёсткий естественный отбор: тот, кто ошибался, тот погибал. Прибавьте к этому опыт войны, вот вам и "волкодав". Оперативник СМЕРШа мог раскачать любого. Почитайте воспоминания старых СМЕРШев-цев, и вы всё поймёте. Даже то, каким богатым языком написаны эти книги, говорит о многом.

Все эти бессовестные и провокационные, во многом бесчеловечные и коварные приёмы борьбы передавались от более опытных, к молодым. Они работали, они были эффективны. Может, они и назывались маятник, а может, как-то иначе. Это не важно. Важно, что они побеждали, война очкнь хороший учитель.

Никаких систем подготовки и уж тем более документов не было. Это просто легенда. По-детски наивная. Как вы себе представляете утерю таких документов в структуре НКГБ-СМЕРШ-НКВД? Это невозможно просто по определению. Я знаю, о чём пишу. Даже самые посредственные бумажки хранятся в архивах со времён царя Гороха. Какая утеря?

Есть ситуация. Есть оперативник, который владеет ситуацией. И, кроме того, что просто писать бумажки в кабинете, он должен ещё с оружием в руках брать и обязательно живьём тех, кого разрабатывает. Раскачать, раздергать, заставить проявить свою сущность. Это непростая задача. Зная, что сопротивление будет оказано. Прерывать огневой контакт запрещалось внутренними инструкциями. Возможно ли это сейчас? Ответ очевиден.

За провал операции офицеры отправлялись в штрафбат сроком от двух до шести месяцев. Это называлось малодушием. За это ещё не стреляли. А вот если формулировка была, например: попустительство, халатность, трусость, расстреливали немедленно. А ещё через неделю могли расстрелять всех членов семьи, включая детей от 14 лет. Поэтому было предпочтительней погибать в бою. Тогда семья получала паёк и другие ценности того времени.

Человек, поставленный жизнью в такую ситуацию, выжимал максимум из возможностей своего организма.

Приведу пример из своего опыта, как может действовать человек, поставленный на грань жизни и смерти. У меня есть один любимый и безотказный прием - захват. Как только при физическом контакте, мне удается сместиться слегка влево или вправо, от фронтальной плоскости противника, я провожу захват за шею, с последующим удушением. Через 3-8 секунд, в зависимости от физических кондиций, противник теряет сознание.

И вот применяя этот прием более 25 лет (ни одного сбоя за это время), как-то я провожу захват сзади (вообще идеальный вариант), делаю удушающий и жду когда противник отключится.

И вдруг я вместе с ним оказываюсь на асфальте, с удушающего захвата он уже вышел. Потом оказалось, при просмотре (велась съемка), что он сделал сальто назад, а мое тело послужило ему опорой. Как оказалась, он не был ни спецназовцем, ни каратистом, даже не гимнастом. В молодости занимался спортом (в момент задержания, ему было 46 лет), окончил техникум физкультуры и просто делал по утрам зарядку.

Почувствовав, что умирает (по его словам), он уже теряя сознание, чисто рефлекторно, сделал сальто назад. В молодости он делал сальто, но не на земле, а в воду с берега, или камня.
Он выживал в схватке. Приобретая опыт. С каждым разом становясь всё более опасным противником. Он сам себе спецназовец, опер, следователь и судья. Такова была обстановка того времени.

Маятник это детище СМЕРШа, но оно умерло вместе со своим родителем. Более того, среда обитания у них была одна, - это война. Я не раз читал «В августе сорок четвёртого..»

Да, там действительно написано про технические действия, но исполнял это один, отдельно взятый Таманцев. Сейчас, как и тогда, у каждого бойца, имеющего боевой опыт, есть свои любимые приёмы ведения боя. Которые помогают побеждать. Приёмы, которые когда-то спасли ему жизнь. Своя программа действий, например на выкат гранаты. У каждого своё. Таманцев пританцовывал, как боксер, а Иванов Иван Иваныч носит с собой гранату РШГ-1.

И что теперь? Через 80 лет напишут о том секрете, которым обладал спецназ в 2000 годах.? Если уровень интеллекта не повысится, то напишут.

Теперь я вернусь к уклонению от пуль. Сам лично могу дать гарантию того, что на расстоянии в 20 метров и ближе из пистолета я попаду в вас столько раз, сколько мне будет необходимо, как бы вы не дёргались.

Возьмите листок и ручку и посчитайте, сколько мышц надо сократить, чтобы сделать шаг в сторону, умножьте на два, потому что, сокращая одну мышцу, мозг посылает сигнал к мышце - антагонисту на расслабление. Потом посчитайте шаг с уклоном.

И сколько надо для того, чтобы навести оружие в точку прицеливания и нажать на спусковой крючок. Что больше? Вот вам и всё уклонение. В какую из сторон вы собираетесь уклониться? А если дистанция пять метров и стрельба без выноса на линию прицеливания, а от груди?

Несомненно, в ближнем бою скорость - один из самых главных показателей. Но есть ещё один критерий. Самым метким, быстрым и сокрушительным выстрелом будет, тот который сделан вовремя. Выстрел, который привязан к данной ситуации. Знание и понимание ситуации, в которой вы оказались, даст вам возможность сделать этот выстрел. Этот выстрел никогда не пролетит мимо. Тот, кто взял инициативу в свои руки, это и есть победитель. Тот, кто качает маятник ситуации, тот и принимает решение.

Это и есть система маятника. Ей в совершенстве владеют хорошие следователи и опера. Братки на своих стрелках качают маятник так, что закачаешься. Только у них это называется «качать качели». Зэки, отсидевшие лет по десять, могут качнуть неплохо. Есть чему поучиться и у них. У них, как у смершевцев, от этого зависела жизнь. На зоне это называется «развести».

В жизни, если у вас на полке книги данного содержания, значит, вас тоже развели авторы этих книг. Во всём разнообразии жизненных ситуаций работают одни и те же законы. Что в Шиловическом лесу «В августе 44-го..», что на зоне в августе 2010-го.

Поверьте на слово, когда взрослый детина пытается пританцовывать в тире, как смершевец, и спрашивает при этом:

- "Ну как? А вот так если? А так? Тяжело целиться?",- это кошмарное зрелище.

А если учесть, что дома у него двое детей, то становится бесконечно стыдно за эту жертву маятника. Я разделяю желание авторов секретных книжек верить в лучшее, что все пули пролетят мимо, потому что мы уклонимся от них. Но надо смотреть суровым фактам в лицо.

Воссоздать то, что было в Великую Отечественную, до неё, при царе Горохе, нельзя. По уже, я надеюсь, понятным причинам. И говоря прямо, необходимости в этом сейчас нет. В стрельбе сейчас достаточно других проблем.

Сегодня почти всегда на соревнованиях по практической стрельбе побеждают гражданские люди. Что в категории пистолет, что в карабине. Из чего видно - население стреляет лучше тех, кто призван защищать это население от врага внешнего и внутреннего. Вот такое мнение действующего боевого офицера.

Теперь собственная, испытанная методика тренировки "маятника", но сейчас с возрастом и опытом, я понимаю, что тренировали мы - реакцию.

Мы в армии тренировали маятник следующим образом (сразу хочу предупредить, что это были самостоятельные занятия, ни в каких планах боевой и физической подготовке, их не было).

Проводились две параллельные линии на расстоянии 1,5 метра и 10 - 12 метров в длину – « коридор». Брали мячики для игры в большой теннис. Один двигался, не выходя за коридор, а второй стоял и бросал мячики, целясь в грудь, тому, кто двигался. От занятия к занятию сила броска увеличивалась. Потом переходили на мелкие камни, гальку. Когда появлялось «мастерство в качании маятника», кидали патронами от ТТ.

Должен заметить, что «уровень мастерства», довольно сильно возрастал, когда переходили к камням. Да очень важное уточнение, нужно тренироваться по пояс обнаженным, чтобы «кожей пулю чувствовать».

Ну а кто хочет, очень подробно, с описанием, схемами, рисунками и т.д., отсылаю Вас к книгам Потапова.

Успехов и помните, что лучше поразить противника пулей в ногу, или плечо, чем качать "маятник" уворачиваясь от его пуль.

mob_info