Викторина по экологии "Экологический калейдоскоп"; начальные классы. Презентация игры по биологии "экологический калейдоскоп" Почему работа за компьютером часто приводит к боли

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • воспитание любви к родной природе, её красоте;
  • формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
  • формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
  • осуществлять патриотическое воспитание;
  • способствовать воспитанию любви к природе;

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в храм природы (слайд № 4). Презентация

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её!

  1. Основная часть.

Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна … (Слайд № 5)

Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.

В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин ещё не изобрели, вошло в обиход выражение “ борьба с природой”. В наш век соотношение сил “ человек – природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах реках, чистом воздухе, флоре и фауне – главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой. (Слайд № 6)

Давайте определим, что же такое экология (слайд № 7).

Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.

Рассмотрим некоторые экологические проблемы: (слайд № 8)

  • загрязнение вод;
  • уничтожение лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • деградация земель.

15 % территории России экологически неблагоприятны, особенно это касается крупных промышленных городов (слайд № 9) .

Экологическая ситуация России в цифрах:

  • На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идёт в отвалы.
  • Газопылевые выбросы составляют 0, 48 тонны.
  • Выделение двуокиси углерода от сжигания ископаемого топлива 3,5 тонны.
  • Сбрасывается 184 тонны загрязнённой воды.
  • Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн.га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека.

А ведь леса производят 80 – 90% кислорода, необходимого для жизни на планете.

А теперь посмотрим, велика ли наша планета (слайд № 10).

Возьмём, к примеру, яблоко. Представим, что эта наша Земля. Делим его на четыре части: три из них – это вода. Берём четвёртую маленькую часть поделим ещё, то получим кусочек “ земли”, где люди не живут, а ещё одну восьмую делим на три части: две частицы (города, леса дороги) – земля, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве. А теперь ещё срежем кожицу – это будет плодородный слой почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, вскопанное, засеянное … Раз, другой перешли, и вот уже почва перестаёт быть плодородной, и на ней в этом месте ничего не растёт (слайд № 11-14).

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.

(Слайд № 15).

“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем” (слайд № 16).

Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать долее двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет, стекло – 1000 лет?

(Слайд № 17- 20)

Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть поговорки.

  • Много снега - много хлеба.
  • Лес да растение - зверю спасение.
  • Лес и воды - краса природы.
  • Враг природы тот, кто лес не бережёт .

Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. (Слайд № 21)

  • 22 марта – Всемирный день воды.
  • 1 апреля - Международный день птиц.
  • 22 апреля- День Земли.
  • 5 июня - Всемирный день окружающей среды.
  1. Подведение итогов и домашнее задание.
  • Давайте же вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ.
  • Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить экологическое равновесие в природе?
  • Составить маршрутный лист (путь от дома к школе) с указанием экологических нарушений. (Слайд № 22).

Вакхова Надежда Тимофеевна.

Учитель математики, классный руководитель 9 класса.

МКОУ Старосельская средняя общеобразовательная школа Сафоновского района Смоленской области, д. Старое Село

Экологический калейдоскоп

Этот удивительный мир

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

А.К.Толстой

План проведения классного часа

1.Вступительное слово о лесе.

2.Первый конкурс. Викторина «САМОЕ – САМОЕ»

3.Второй конкурс: «ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ»

4. Третий конкурс: «ЗДОРОВЬЕ ИЗ ЛЕСА»

5. Четвёртый конкурс: «Птицы – друзья леса»

6. Пятый конкурс: «ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

7.А знаете ли вы, что...

8. Не виновата, а - в ответе.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить? Удивительно красивы наши леса! Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В них мы находим отдых и тишину от городского шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще – защиту от ветра.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось,

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Начинаем игру – экологический калейдоскоп

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Первый конкурс. Викторина «САМОЕ – САМОЕ»

1. Самое красивое дерево в нашей стране? (Берёза).

2. Самый страшный враг леса? (Пожар).

3. Самый любимый корм лося? (Ветки осины).

5. Самое распространённое дерево в российских лесах? (Лиственница).

Второй конкурс: «ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ»

    Как называется сосновый лес и город в Нижегородской области? (Бор).

    Как называется берёзовый лес и город в Свердловской области? (Роща).

    Как называется множество деревьев, растущих на большом пространстве, и река в Бельгии? (Лес).

    Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он? (Дождевой червь).

    Смените одну букву в названии домашней птицы и вы превратите её в хищного лесного зверька с ценным мехом. (Курица – куница).

Третий конкурс: «ЗДОРОВЬЕ ИЗ ЛЕСА»

    Как используется липовый цвет в народной медицине?

(Как чай от простуды и кашля).

    Как используют кору дуба в народной медицине? (Как отвар из коры при воспалительных заболеваниях полости рта, при кровоточивости дёсен).

    Для человека настойка этой многолетней травы – успокаивающее средство, а для кошек – возбуждающее. Что это за трава? (Валериана).

    Как называется жёлтый кислый плод южного дерева, который мы употребляем во время простуды? (Лимон).

    Мёд, собранный с цветков этого дерева, душистый и необычайно вкусный. Назовите это дерево. (Липа).

Четвёртый конкурс: «Птицы – друзья леса»

1.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).

2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

3.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики).

4. Какая птица зимой белая? (Белая куропатка).

5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка).

Пятый конкурс: «ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Когда бобры строят свои жилища?

а) Утром; б)ночью ; в) днём.

2. Как поступает волк, добыв пищу?

а) Ест сам;

б) кормит волчицу;

в) отдаёт пищу новорождённым волчатам.

3. Когда лоси сбрасывают свой головной убор – рога?

а) Зимой; б) весной; в) летом; г) осенью?

4. Назовите зверька с самой драгоценной шкурой?

а) Белка; б) куница; в) соболь.

5. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими).

6. Сухие или свежие грибы ест белка? (Сухие).

А знаете ли вы, что...

Писатели, художники, композиторы, люди разных профессий находят в лесу источник своего вдохновения.

«Леса учат человека понимать прекрасное». (А.П.Чехов).

1. В творчестве каких писателей, поэтов тема родной природы занимает большое место? (Некрасов, Пушкин, Лермонтов, Есенин и т.д.)

2. На полотнах каких художников изображены сосновые, еловые леса, природа родного края? (Ив. Ив. Шишкин, Виктор Мих. Васнецов, Вас. Ив. Суриков, Исаак Ил. Левитан и т.д.)

Лес – это источник древесины. Ель используют для музыкальных инструментов, для строительства; дуб применяют в кораблестроении, производстве мебели; сосна – источник химических продуктов (скипидар, канифоль, дёготь), осину используют при производстве спичек, разных поделок.

Лес – это жизненная среда для многих птиц и зверей, это запасы пушнины, дичи.

Лес – это ягоды, грибы, лекарственные растения.

Забота о сохранении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них птиц, животных.

НЕ ВИНОВАТА, А – В ОТВЕТЕ

Спасибо, лес, тебе за всё:

За тишину уединенья,

И теплоту прикосновенья,

За воздух, что пахуч, как мёд,

За аромат полян цветущих,

За всё живое, что живёт,

За всех свистящих и поющих,

За бескорыстье бытия,

За щедрость до самозабвенья.

Прошу прощенья у тебя

За все людские прегрешенья.

Прости, что погулял топор

В твоём еловом полумраке,

Что непотушенный костёр

Промчался бешеной собакой,

Что не смогла предотвратить

Я подлый выстрел на рассвете,

ЗА ВСЁ ПРОШУ МЕНЯ ПРОСТИТЬ,

НЕ ВИНОВАТА, А – В ОТВЕТЕ.

Надежда Кудашкина.

mob_info